Тенденции мирового рынка автомобилей в году. Рынок тяжелых грузовиков в россии

В России производством тяжелых грузовых автомобилей 1 занимается 10–15 предприятий. За I полугодие 2017 г. суммарно объем производства можно оценить в 23,5 тыс. шт. 2 Это почти на 30% больше, чем годом ранее.

Основной объем приходится на ПАО «КАМАЗ», где выпускается более половины тяжелых грузовиков. По итогам I полугодия 2017 г. объем выпуска ПАО «КАМАЗ» увеличился по сравнению с предыдущим годом. На предприятии было собрано 16 тыс. грузовиков против 13 тыс. в I полугодии 2016 г. На втором месте – АО «АЗ «УРАЛ», который выпустил за первые шесть месяцев 2017 г. около 2,4 тыс. тяжелых грузовых авто, что меньше, чем год назад, на 13%. Значимые объемы производства также имеют ООО «Даймлер КАМАЗ Рус» и АО «Вольво Восток». Объем производства первого составил по итогам полугодия около 2 тыс. тяжеловесов, что в 2,5 раза выше результатов первой половины 2016 г. Второе увеличило объемы производства в 3,7 раза – с 0,5 до 1,8 тыс. ед. техники. Объем производства каждого из оставшихся предприятий не превысил порога в 400 грузовых автомобилей полной массой свыше 16 т.

Помимо тяжелых грузовиков отечественного производства весомую долю рынка занимают импортные автомобили. За I полугодие 2017 г. на территорию России было ввезено 8,2 тыс. грузовых автомобиля полной массой свыше 16 т 3 общей стоимостью 526,2 млн USD – чуть меньше, чем за весь 2016 г. В сравнении с I полугодием 2016 г. импорт значительно вырос. В количественном исчислении объем импорта увеличился в 4,3 раза, а в денежном выражении – в 4,2 раза.

В структуре импорта тяжелых грузовиков преобладает новая техника, на ее долю пришлось 93% всего объема закупок. Соответственно на долю техники, бывшей в эксплуатации, пришлось всего 7%. Стоит отметить, что годом ранее это соотношение было 84/ 16%.

Львиную долю импорта тяжелых грузовиков составляют седельные тягачи. В I полугодии 2017 г. на их долю пришлось 80% всего объема. На втором месте – шасси с долей 12,4%. Далее следуют автосамосвалы, рефрижераторы, контейнеровозы и др. По итогам 2016 г. доля седельных тягачей была на 10% ниже, а вот шасси занимали 19% импортного рынка.

Десятку самых востребованных брендов грузовых автомобилей с полной массой свыше 16 т составляют представители «большой семерки» – европейцы Scania, MAN, DAF, Volvo, Mercedes-Benz, Iveco, Renault, японский бренд Hino и два представителя Китая – Shaanxi и Howo. Лидирующую позицию занимает Scania, на долю которой пришлось в I половине 2017 г. 29,6%. Из 2,5 тыс. тяжелых автомобилей данной марки – 1,6 тыс. седельные тягачи. На втором месте с долей 21,8% расположился MAN. В импорте данного бренда также преобладают седельные тягачи – из 1,8 тыс. на данный тип грузовиков пришлось 1,4 тыс. ед. техники. Тройку лидеров замыкает DAF, импорт которого на 98% состоит из седельных тягачей. Доля данной марки составила в общем объеме импорта 21,7%. Доли других брендов скромнее. Volvo досталось 10,2% импортного рынка. На долю Mercedes-Benz пришлось 7,6% от общего объема импорта, Iveco – 5,2%, Renault – 2,7%. Hino досталось 2,3%, при этом в отличие от представителей «большой семерки» импорт японского бренда в основном составляют шасси. На долю Shaanxi и Howo пришлось 2,2 и 1,4% соответственно. В Россию под данными марками поступают в основном самосвалы.

В отличие от импорта экспорт тяжелых грузовиков падает. Российским предприятиями было отправлено за рубеж в I полугодии 2017 г. около тысячи «тяжеловесов» на сумму $40,1 млн 4 . В количественном исчислении объем экспорта сократился на 47,4%, в стоимостном выражении – на 39,7%.

Так же, как и в импорте, в экспорте тяжелых грузовиков преобладает новая техника, доля которой в 2017 г. увеличилась с 69 до 88%. Доля техники, ранее эксплуатирующейся, соответственно уменьшилась с 31 до 12%. В структуре экспорта по типу автомобиля преобладают бортовые грузовики, доля которых составила в I полугодии 2017 г. 26,1%. На втором месте с долей 20,8% – шасси. Седельные тягачи заняли третье место – 19,9%.

Среди брендов в экспорте бесспорным лидером является КАМАЗ. По итогам I полугодия 2017 г. на его долю пришлось 56,8% от всего объема продаж за рубеж. На втором месте – «УРАЛ» с долей 34,9%. Замыкает тройку лидеров Mercedes-Benz, доля которого составила 1,6%. При этом из 16 грузовиков данной марки лишь 4 были произведены в России. На долю Volvo, расположившегося на четвертой строчке рейтинга, пришлось 1,2% от объема экспорта. Все 12 автомобилей данной марки были произведены в Швеции и ранее были ввезены в Россию.

Итак, рынок тяжелых грузовиков (в частности, импорт и производство) продолжает восстановление, наметившееся в 2016 г. Этому способствует стабилизация экономической ситуации в стране, государственные программы стимулирования спроса и отложенный спрос. В перспективе рост рынка продолжится и может достигнуть докризисных показателей через 3–4 года.

1 Тяжелые грузовики – грузовики с полной массой свыше 16 т.

Английское агентство JATO Dynamics подвело общемировые итоги продаж новых автомобилей в 2017 году. Абсолютно точным это исследование назвать нельзя, ведь в него включена статистика только 52 стран, но если учесть, что за бортом остались только совсем мелкие рынки, то погрешность невелика. Итак, в прошлом году на Земле продано 86,05 миллиона новых легковушек и легких коммерческих автомобилей - на 2,05 млн больше, чем годом ранее (рост на 2,4%). Основная прибавка - благодаря рынкам , Индии и Южной Америки, а вот (второй по объему продаж рынок в мире) спрос упал.

Треть мирового авторынка занимают всевозможные кроссоверы и внедорожники: их доля за год выросла с 31 до 34%! Продано 27,85 млн автомобилей класса SUV против 24,32 млн в 2016 году. При этом внутри этого сегмента 40% занимают компактные модели, однако в компании JATO почему-то до сих пор не сделали наглядную разбивку всех кроссоверов на классы.

Из 86,05 миллиона проданных машин 62,39 млн имеют бензиновые двигатели. Спрос на дизельные автомобили упал на 4% - с 14,47 до 13,94 млн машин. Из них две трети куплены в Европе, а за ее пределами дизельные автомобили наиболее популярны в Таиланде, Новой Зеландии и Южной Корее. Что касается машин с «альтернативными» силовыми установками, то спрос на них вырос с 2,97 до 3,79 млн. В основном это обычные гибриды: 2,51 млн машин и рост на 13%, причем топ-5 рейтинга продаж состоит только из автомобилей марки Toyota, а на вершине - Prius (210 тысяч машин в прошлом году). Сбыт подзаряжаемых гибридов вырос на 63% до 417 тысяч машин, а чистые электромобили прибавили на 78% до 668 тысяч. Причем самая востребованная «электричка» - китайский компактный хэтчбек BAIC EC180/200 (78 тысяч машин в прошлом году), а уже следом за ней идут Tesla Model S (47 тысяч) и Nissan Leaf (46 тысяч).

Мировой рейтинг продаж среди брендов по-прежнему возглавляет Toyota с ростом на 5% до 7,84 млн машин. В этом рейтинге любопытно серьезное падение «корейцев»: мировые продажи Hyundai и Kia снизились на 9-10% из-за антикорейских настроений в Китае. А наибольший рост - у китайских марок Geely (+61%) и Baojun (+34%), которые уже обогнали по объему продаж Citroen и Opel.

Самый продаваемый автомобиль в мире - Ford F-серии (на заглавном фото), который впервые преодолел миллионную отметку: реализовано 1,07 млн экземпляров. Правда, из них 897 тысяч проданы в США. Лидерство среди легковушек удерживает Toyota Corolla, хотя спрос упал на 4% до 924 тысяч машин, а самый популярный кроссовер - Nissan X-Trail (он же Rogue в Америке) с результатом 814 тысяч экземпляров. Однако к статистике JATO Dynamics есть вопросы: например, Volkswagen Vento англичане по старой памяти считают вместе с моделями Jetta/Bora/Sagitar, хотя на деле современный Vento - это аналог нашего Polo-седана.

Топ-25 самых популярных марок автомобилей в мире в 2017 году (по данным JATO Dynamics)

Марка 2017 год, шт. Динамика
Toyota 7 843 423 +5%
Volkswagen 6 639 250 +3%
Ford 5 953 122 –2 %
Honda 4 967 689 +7%
Nissan 4 834 694 +5%
Hyundai 3 951 176 –9%
Chevrolet 3 857 388 0%
Suzuki 2 891 415 +11%
Mercedes-Benz 2 534 181 +13%
Kia 2 511 293 –10%
Renault 2 275 227 +7%
BMW 2 030 331 +5%
Audi 1 847 613 +1%
Peugeot 1 590 300 0%
Fiat 1 503 806 +1%
Mazda 1 495 557 +3%
Buick 1 465 823 –1%
Jeep 1 390 130 0%
Geely 1 245 055 +61%
Skoda 1 180 672 +5%
Subaru 1 050 390 +5%
Baojun 1 016 250 +34%
Citroen 999 888 –6%
Opel/Vauxhall 996 559 –6%
Wuling 883 663 –21%

Топ-25 самых популярных автомобилей в мире в 2017 году (по данным JATO Dynamics)

Модель 2017 год, шт. Динамика
Ford F-серии 1 073 285 +9%
Toyota Corolla 924 118 –4%
Volkswagen Golf 867 145 –3%
Nissan X-Trail/Rogue 814 495 +6%
Honda Civic 800 380 +20%
Toyota RAV4 770 296 +11%
Honda CR-V 749 151 +7%
Volkswagen Tiguan 695 383 +34%
Honda HR-V/XR-V/Vezel 689 798 –4%
Volkswagen Passat/Magotan 673 471 –4%
Chevrolet Silverado 656 106 +3%
Ford Focus 647 521 –10%
Ford Kuga/Escape 644 622 +3%
Ram Pickup 614 595 +3%
Hyundai Elantra/Avante/i35 610 992 –21%
Toyota Camry/Aurion 579 113 –4%
Hyundai Tucson 573 937 –4%
Volkswagen Jetta/Bora/Sagitar/Vento 552 513 –7%
Volkswagen Polo 550 004 –8%
Wuling Hongguang 538 908 –17%
Suzuki Swift 521 510 +6%
Nissan Qashqai/Rogue Sport 515 718 +19%
Haval H6 509 102 –12%
Honda Accord 506 687 –5%
Mercedes-Benz C-класса 487 287 +6%

Рынок НОВЫХ MCV в России

Категорию среднетоннажных грузовых автомобилей (МCV) образуют транспортные средства полной массой от 3,5 до 16 тонн. В прошлом году продажи таких машин на российском рынке выросли на 13% до 19,6 тысячи единиц, прервав таким образом четырёхлетнее падение.


На рынке «среднетоннажников» с результатом 7,8 тысячи машин (+7%) продолжает первенствовать Горьковский автозавод, хотя его доля и опустилась ниже 40%. На второе место, продемонстрировав отличную динамику в 43,8%, с показателем 2,8 тысячи единиц поднялся лидер среди иномарок - Isuzu. Теперь каждый седьмой проданный в сегменте MCV автомобиль принадлежит этому японскому бренду. КАМАЗ хоть и сохранил свою долю, показав динамику продаж не хуже среднерыночной, тем не менее, реализовав 2,4 тысячи среднетоннажных грузовиков, опустился на третью ступень пьедестала. Взглянув на оставшихся отечественных автопроизводителей из первой десятки, отмечаем, к сожалению, снижение их продаж, в отличие от японских, демонстрирующих наилучший рост реализации.


Четвертую строчку рейтинга сохранил Hyundai - автомобили корейской марки выбрали 1,5 тысячи покупателей (+3,3%). В пятерку лидеров с показателем 1,2 тысячи проданных машин (+72,2%) вошёл японский HINO. Отметим, что на первую пятёрку приходится практически 80% продаж среднетоннажных грузовиков.



Саранский завод автосамосвалов (SAZ), реализация которого снизилась на 20% до 1,1 тысячи автомобилей, обосновался на шестой позиции. На седьмом месте остался японский Mitsubishi Fuso (877 шт.; +43,1%). За ним следуют «среднетоннажники» Iveco, которых в 2017 году продали в количестве 497 штук, что на 9% выше показателя годичной давности. Замыкают ТОР-10 лидеров сегмента MCV российские бренды URAL и NEFAZ. У обоих падение продаж превысило 15%, а реализация составила 481 и 317 грузовиков соответственно. Стоит также упомянуть немецкий MAN, продукция которого нашла в России 201 покупателя (+139,3%). Доля остальных участников рынка составила менее 1%.



Региональная структура рынка новых MCV

По итогам 2017 года в России было реализовано 19,6 тысячи грузовиков полной массой от 3,5 до 16 тонн, что на 13% больше по сравнению с предыдущим годом. Отметим, что в отличие от Европы среднетоннажные автомобили в нашей стране не так популярны, как крупнотоннажные. Они занимаютчетвёртую часть общего рынка грузовиков.


Как и в других сегментах российского рынкакоммерческой техники, лидером по объему реализации «среднетоннажников» является Центральный ФО с долей почти 34%. В прошлом году здесь нашли покупателей 6,6 тысячи таких машин, что на 18,3% выше показателя 2016 года. Более 60% из этого количества были проданы в Москве (2,7 тыс. шт.; +22,8%) и Подмосковье (1,4 тыс. шт.; +5,2%), которым суммарно принадлежит пятая часть от всего отечественного рынка. Такая же доля приходится на Приволжский ФО, занимающий вторую строчку вфедеральном рейтинге. Реализация в нём увеличилась практически на 15% и превысила 4 тысячи единиц. Крупнейшим рынком сбыта в регионе является Татарстан, в котором было продано 820 грузовиков полной массой от 3,5 до 16 тонн (+79,8%). Третьим по объему продаж является Уральский ФО - реализация около 2,7 тысячи таких машин (+37,1%) обеспечила ему почти 14%-ную долю рынка. Отметим, что входящая в состав УФО Челябинская область заняла третье место в региональном рейтинге и первое среди нестоличных субъектов РФ с показателем 1,3 тысячи экземпляров (+70,1%).


На четвёртую позицию поднялся Сибирский ФО, в котором наблюдаем увеличение спроса на 17,3% до 2 тысяч единиц. Далее идут три федеральных округа, в которых зафиксирована отрицательная динамика продаж. Это: Северо-Западный ФО - 1,6 тысячи единиц (-10,6%), Южный ФО (1,5 тыс. шт.; -2,3%) и Дальневосточный ФО (664 шт.; -18,3%). При этом в Северо-Западном ФО около 45% реализации среднетоннажных грузовиков пришлось на Санкт-Петербург (706 шт.; -11,5%), который входит в первую пятёрку регионального рейтинга. Меньше всего «среднетоннажников» продаётся в Северо-Кавказском ФО - 480 автомобилей (+11,1%).



Прогноз развития рынка MCV в России

По итогам 2017 года выяснилось, что развитие рынка MCV происходило в соответствии с базовым сценарием прогноза, составленным в начале года. Этот сценарий предусматривал рост рынка на 10% с достижением объема продаж в 19 тыс. автомобилей. Реальный объем продаж получился 19,6 тыс. автомобилей, т.е. превысил прогноз на 3%.


Анализ макроэкономических факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на годовой объем продаж MCV, показал, что наряду с позитивными тенденциями, стимулирующими рост продаж, продолжают присутствовать и негативные, тормозящие рынок. Так, в частности, заметное снижение и стабилизация курса евро и наметившаяся тенденция роста годового оборота розничной торговли будут способствовать развитию рынка как в 2018 году, так и в последующие годы. Напротив, существенное снижение среднегодовой численности работников, занятых в обрабатывающей промышленности и строительстве, свидетельствует о наличии процесса стагнации в экономике и, как следствие, будет препятствовать росту продаж автомобилей. Определен ное негативное влияние на рынок МCV будет оказывать и ощутимый рост цены дизельного топлива. В то же время, по нашему мнению, в 2018 году значительное стимулиру ющее воздействие должен обеспечить фактор отложенного спроса, который может даже придать рынку заметное ускорение.


При составлении прогноза рынка МCV на 2018 - 2020 гг. как обычно были рассмотрены три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный.


Согласно базовому сценарию развития, рынок МCV в 2018 году может вырасти примерно на 21%, т.е. до объема в 23,8 тыс. автомобилей. По оптимистичному сценарию рост рынка может достичь 28%, а общий объем продаж - 25 тыс. автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает умеренный темп роста - около 12%, или 22 тыс. машин. В дальнейший период 2019 - 2020 гг. рост рынка МCV продолжится, однако в зависимости от сценария динамика роста будет заметно отличаться. По базовому сценарию рост может составить: 16% - в 2019 г. и 10% - в 2020 г. Такая динамика может уже в 2019 году обеспечить выход рынка на уровень объема рынка 2014 года. При реализации оптимистичного сценария объем продаж в 2020 году может достичь 33 тыс. машин и сравняться с объемом рынка 2013 года.


Полагаем, что основным «драйвером» рынка МCV в 2018 году выступит отечественная марка ГАЗ благодаря успешным продажам своей новой модели «ГАЗон NEXT». Если учесть, что объем продаж этой модели может вырасти как минимум на 40%, то ГАЗ укрепит свою лидирующую позицию, увеличив за год рыночную долю с 40% до 42%. В то же время две другие российские марки САЗ и «УРАЛ», входящие в «Группу ГАЗ», вряд ли смогут показать успешную динамику продаж. Объем продаж САЗ в лучшем случае останется на прошлогоднем уровне, а в худшем - может снизиться до 5%. Объем продаж марки «УРАЛ», вероятнее всего, сохранится на уровне прошлого года. В целом продукция «Группы ГАЗ» может занять около 48% рынка.


Автомобильная техника «Группы КАМАЗ», суммарно занявшая в 2017 году около 14% рынка, в 2018 году может снизить эту долю до 12% вследствие отставания от темпа роста рынка. Предпол агаемый рост продаж среднетоннажных грузовиков КАМАЗ может составить около 9 - 10%, а объем продаж техники НЕФАЗ, скорее всего, останется на прошлогоднем уровне.


Из зарубежных марок наиболее сильную позицию на рынке МCV в 2018 году будет продолжать демонстрировать японская Isuzu, успешно расширяющая свое локализованное производство. Объем продаж Isuzu может достичь 3600 автомобилей, обеспечив ей рыночную долю в 15%. Среди других ведущих зарубежных брендов высокую динамику продаж могут показать Hino и Mitsubishi Fuso. Первая имеет потенциал роста до 44%, а вторая - до 25%. Рост продаж Hyundai, занимающей около 7% рынка, вероятнее всего, будет умеренным - около 10%. Примерно такой же темп роста можно ожидать и у Iveco, занимающей небольшую долю рынка в 2,5%.


Стоит подчеркнуть, что рассмотренная выше десятка ведущих марок среднетоннажных грузовиков практически полностью будет определять состояние рынка МCV в 2018 году, так как суммарно обеспечивает более 96% объема продаж.




По материалам аналитического агентства "АВТОСТАТ".

Продолжение читайте завтра...

22207 / 26.03.2018


На главной странице портала вы найдете удобную форму для поиска объявлений по . Также вы можете совершенно бесплатно разместить свое предложение о .

Что происходит с нашим автопромом, какова ситуация на автомобильном рынке страны, какое будущее ждет отечественную автомобильную отрасль и рынок в году наступающем? Ответы на эти вопросы как раз и пытались найти участники состоявшейся 19 декабря 2017 года конференции «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2017 году и перспективы развития отрасли на 2018 год».

Наиболее полная характеристика ситуации на российском рынке автотехники и в национальной автомобильной промышленности была дана в докладе, подготовленном «АСМ-холдингом» (поскольку нынешний год еще не завершился и данных по продажам в декабре пока нет, 2017-й характеризуют прогнозные данные, что, впрочем, вряд ли сколько-нибудь исказит общую картину).

Продажи легковых автомобилей. Как видим, в 2017 году они вырастут на 8,8% после пяти лет падения. И в ближайшие несколько лет продолжат расти примерно в том же темпе. Если, конечно, не разразится очередной кризис.

Обратим внимание, что за последние пять лет основную массу реализуемых в стране автомобилей составляет продукция иностранных брендов, изготовленная в России с большей или меньшей степенью локализации.

Продажи грузовиков по итогам года тоже выходят в плюс. Как видим, в отличие от легковушек здесь превалирую отечественные бренды. Причем, что интересно: по прогнозу «АСМ-холдинга» продажи будут расти в обозримой перспективе, при этом процент импортируемых грузовиков в их общем количестве станет сокращаться. Ну удивительно: Volvo, Renault, Iveco, Mercedes-Benz, ISUZU и FUSO построили в стране собственные заводы. Правда, у большинства локализация – минимальная, а о локализации силовых агрегатов или агрегатов трансмиссии речи вообще не идет.

Рынок автобусов растет, и этот рост, пусть и незначительный, будет продолжаться и дальше. Поскольку при закупках городских автобусов приоритет однозначно отдается отечественным моделям, их поставки превышают две трети от общего объема. Свою лепту вносит доминирование «Газели» на рынке микроавтобусов.

Зарубежные модели российской сборки – это главным образом микроавтобусы, выпускаемые на тех же заводах, что и малотоннажники (Ford-Sollers).

В 2017 году производство легковых автомобилей вернулось к росту на волне реализации отложенного спроса, накопленного за четыре предыдущих года, когда их продажи в стране сокращались.

Увы, доля исконно отечественных легковушек колеблется вокруг отметки 300 тыс. и вряд ли уже когда-нибудь существенно вырастет. Потому что АВТОВАЗ уже принял решение в ближайшие несколько лет отказаться от двух чисто отечественных платформ («Калина/Гранта» и «Нива») в пользу платформ альянса «Рено-Ниссан». Ну а объемы производства УАЗа с его «замороженным» модельным рядом на ситуацию значительного влияния не оказывают.

Позитивная новость – рост экспорта, который, правда, до уровня 2013-го доберется в лучшем случае года через три.

То, что российский производитель проиграл борьбу за собственный рынок легковых автомобилей, подтверждается диаграммой из доклада Министерства экономического развития. Уходят не только платформы «Калина/Гранта» и «Нива» – за ними следом в ближайшей перспективе отправится платформа «Шеви-Нивы» (срок ее Одобрения типа скоро истечет), а в чуть более отдаленном будущем – и сильно устаревшие платформы УАЗа. В итоге в массовом сегменте остается лишь платформа «Лада Веста», но и ее существование на фоне неудержимой экспансии на «АВАТОВАЗ» альянса «Рено-Ниссан» не может внушать оптимизма.

В производстве грузовиков – рост, и для текущей экономической ситуации очень неплохой. Причем здесь – пока полное доминирование отечественных марок. Хотя… В новых моделях все меньше отечественных комплектующих, а нынешний камский флагман, магистральный седельный тягач КАМАЗ-5490, локализован лишь на 20%. Экспорт есть, он растет, правда, микроскопическими темпами, и вряд ли в ближайшие шесть-семь лет выйдет на уровень экспорта 2013 года. Хотя, вполне возможно, что «АСМ-холдинг» в своих прогнозах излишне осторожничает: и КАМАЗ, и "Группа ГАЗ" всеми силами стараются продвинуть свою автотехнику за рубеж.

А вот экспорт автобусов, хотя и пребывает фактически «на дне», уровня 2013 года должен достигнуть уже в 2019-м, после чего продолжит набирать обороты. Увы, рост экспорта ожидается меньше роста производства в целом.

С нынешней закредитованностью российских регионов не очень понятно, в чем кроется потенциал этого роста. Разве что будут введены давно обещанные ограничения срока службы автобусов, которые заставят перевозчиков массово и в срочном порядке обновить парк. Правда, самих перевозчиков в этом случае станет много меньше.

Как чувствует себя производство автотехники не только в России, но в странах СНГ? Смотрим таблицу. За Россией – подавляющее большинство. Правда, в ближайшей перспективе стоит ждать значительных изменений в Беларуси, где в следующем году введут в строй завод одной из китайских компаний производственной мощностью 60 легковых машин в год.

Почему производство автомобилей в России растет несмотря на затяжную экономическую стагнацию? Помимо отложенного спроса влияет и финансовая поддержка отрасли со стороны государства. На графике, продемонстрированном в докладе аналитического центра при правительстве страны, хорошо видно, как эта поддержка менялась год от года. В график включены в том числе компенсационные выплаты по утилизационному сбору.

У аналитического центра при правительстве России тоже есть прогноз продаж и производства легковых автомобилей в стране на 2017 – 2018 годы. И по отношению к году наступающему в сравнении с прогнозом "АСМ-холдинга" он несколько оптимистичнее.

Как видим, подавляющее большинство проданных внутри страны автомобилей – российского производства. Но эта картина поверхностна. Потому что в самих выпускаемых у нас год от года машинах российского остается все меньше и меньше.

В докладе, подготовленном КАМАЗом, прекрасно видно, как меняется доля ведущего российского производителя тяжелых грузовиков на внутреннем рынке коммерческих автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. Небольшая просадка в текущем году связана с недостаточными поставками новейшего магистрального тягача КАМАЗ-5490, спрос на который превышает предложение. Рост рынка в 2017-м со стороны КАМАЗа был недооценен и теперь ощущается нехватка комплектующих немецкого производства, что сдерживает выпуск КАМАЗ-5490.

Прогнозируемое сокращение доли КАМАЗа в 2018 году, показанное на предыдущем графике, отчасти связано с тем, что спрос на классическую камскую линейку на рынке не столь высок, как на более современные модели конкурентов, и неумолимо уменьшается. Остается ждать принципиально новый КАМАЗ с кабиной К5, который полностью обновит производственную линейку завода.

Самое впечатляющее достижение КАМАЗа – рост рыночной доли в сегменте магистральных тягачей, где прежде завод никогда не присутствовал. Причина роста – освоение в серии КАМАЗ-5490, правда, созданного на основе импортных комплектующих.

В докладе «Роланд Бергер» – основные тренды мирового автопрома. Главные из них – роботизация и электрификация транспорта. Доклад называет реализацию этих трендов – революцией в автотранспорте и в автомобилестроении.

Электрификация транспорта наиболее активно идет там, где на это есть воля, а значит – и финансовая поддержка государства. Но у каждого из таких государств – собственная тактика поддержки продвижения электромобилей.

А как обстоят дела робото-электрической революцией в России? Ее веяния должны быть учтены в новой правительственной программе развития отечественного автопрома на период до 2025 года, о которой в общих чертах было рассказано в докладе российского минэкономразвития.

Присоединение российского автопрома к современным мировым трендам, по мнению минэкономразвития, позволит выйти на новые рынки – судя по предыдущим графикам и диаграммам сделать это с традиционной продукцией шансов немного.

А если тренды пройдут мимо? Как пророчествует данный слайд, в таком случае России уготована роль площадки для сборки устаревших моделей. Впрочем, если взвесить все за и против подобного развития ситуации, еще неизвестно, проиграет национальный автопром, или, напротив, сможет извлечь из этого пользу.

Константин Закурдаев


В 2015 году, впервые с начала XXI века, Росстат зафиксировал снижение количества грузовых автомобилей (средне- и многотоннажных - HCV и CV класса*) на российских дорогах — на 10 тыс. единиц - до 3 млн. 830 тыс. На протяжении предыдущих полутора десятилетий отечественный парк грузовиков, пусть и с колебаниями, рос. Снижение числа грузовиков, безусловно, связано с общими экономическими трудностями (объем перевозок в 2015 году сократился на 7 %). Хотя общий тоннаж перевозок продолжал оставаться значительным - более 5 млрд. тонн. Протяженность автодорог общего пользования с 2000 года выросла практически вдвое. Удвоилась и средняя дальность перевозки грузов (до 50 км).

Объективно снижение численности грузового автопарка вызвано, в первую очередь, его физическим старением. На начало 2016 года средний возраст грузовых автомобилей в России превысил 19 лет. Три четверти автомобилей - старше 10 лет, две третьих - старше 15 лет. При этом экономический кризис привел к обвалу инвестиций транспортных операторов в обновление основных средств: с 2012 (313,2 тыс. шт.) по 2015 (125,6 тыс.) продажи грузовых автомобилей упали в 2,5 раза. Вместе с тем, с «возрастом» автомобиля нарастающим темпом увеличиваются удельные затраты на его содержание и ремонт, и падают показатели экономической эффективности на единицу пробега.

Таким образом, очевидно, что в ближайшие годы указанные факторы плюс государственные меры поддержки льготного кредитования и лизинга обеспечат достаточно быстрое восстановление рынка. Действительно, уже в достаточно сложном 2016 году рынок показал рост, хотя и очень скромный (4,2 %).

Структура грузового автопарка

По данным агентства Автостат на 01.07.2016 года в России насчитывалось 3,704 млн. грузовых автомобилей (CV и HCV). Из них:

По маркам грузовиков картина представляется следующей (данные на 01.07.2016 г.):

Производитель

Количество, тыс. шт.

Доля от общего числа, %

По итогам продаж в 2011-2016 году самыми популярными из крупнотоннажных автомобилей были признаны КамАЗ-65115, КамАЗ-43118 и КамАЗ-6520. Вообще, Камский автозавод продолжает удерживать лидерство в своем сегменте - 38 % рынка в 2016 году.

Смотрите также: запчасти на КАМАЗ

Как уже отмечалось выше, 75 % грузового автопарка составляют машины старше 10 лет. Больше всего машин 2007 года выпуска (около 150 тыс. шт.), меньше всего - 2009 года (менее 40 тыс.).

По концентрации автомобилей. Наибольшая плотность CV-HCV наблюдается в Центральном и Южном федеральных округах. Так, в Москве и в Московской области зарегистрировано 321,8 тыс. автомашин (8,72 % от общего числа), а в Краснодарском крае и Ростовской области 246,2 тыс. (6,7 %).

Интересно сравнить данные автопроизводителей по выручке от продажи продукции (в 227 млрд. руб. нетто в 2015 году) с данными об объемах рынка запасных частей на грузовые авто и расходных автокомпонентов. Последняя цифра составила в 2016 году 415 млрд. руб. (231 млн. товарных единиц). Структура затрат операторов на «расходники» такова: 148 млрд. руб. - автошины, 39 млрд. руб. — масла. Оставшиеся 228 млрд. руб. приходятся на запасные части. Самыми востребованными запчастями остаются детали топливных систем - 30 млрд. руб.

Как мы видим, валовые затраты собственников на поддержание транспорта в работоспособном состоянии сопоставимы с объемом рынка новых автмобилей. Учитывая достаточно скромные темпы обновления автопарка (53 тыс. машин или 1,4 % в 2016 г.) при неуклонном старении машин, следует готовится к дальнейшему росту спроса на запасные части наиболее популярных автомобилей.

Экологические тренды

Вектор предложения на рынке грузовых автомобилей в России сегодня задается ужесточением экологических стандартов. В связи с этим интересно рассмотреть структуру грузового автопарка по соответствию современным требованиям к уровню токсичных выбросов (данные 2015 года):

Как видим, действующим стандартам экологичности (Евро 4 и 5) соответствует только каждый 10-й автомобиль, а более 70 % не соответствует даже требованиям стандарта Евро 2.

Здесь заметим, что последние два десятилетия, именно жесткие требования по экологии, предъявляемые развитыми странами (США и ЕС), защищают их рынки от наплыва дешевой техники из Китая.

Повышение экологичности двигательных установок идет несколькими параллельными путями: снижение токсичных выбросов двигателей внутреннего сгорания на традиционном топливе, переход на природный газ, создание грузовых электромобилей и грузовиков с гибридной силовой установкой. Магистральным направлением здесь остается совершенствование традиционных двигателей: повышение эффективности каталитических нейтрализаторов, применение турбонаддува, систем прямого впрыска топлива и роботизированных коробок передач, улучшение аэродинамических показателей.

Ежегодно в мире продается порядка 100 тыс. грузовых машин с электрической или гибридной энергетической установкой (объем продаж коммерческих автомобилей в мире — 23 млн. шт., включая малотоннажные LCV и автобусы). Серьезным недостатком электромобилей остается малый запас хода. Так, на автосалоне в Ганновере IAA-2016 Daimler представил 3-хосный концепт Urban eTruck полной массой 26 тн. При суммарной мощности двух мотор-колес в 340 л.с. его «дальнобойность» составляет лишь 200 км, что требует очень высокой плотности авто-зарядных станций. Для грузовых гибридов серьезным ограничением остается конструктивная сложность (КПП-«робот», насыщенность электроникой) и, соответственно, высокая стоимость. Конкурентоспособная цена таких автомобилей в настоящее время обеспечивается только государственным субсидированием.

Более привлекательным на сегодня экологически чистым видом грузового автотранспорта выглядят машины, работающие на газомоторном топливе. Выставленный на том же автосалоне прототип Iveco Z использует в качестве топлива сжиженный биометан и харатеризуется нулевым выбросом СО 2 . Полной заправки горючего (1200 л) хватает на 2200 км пути.

Беспилотное будущее

Другим перспективным трендом развития является оснащение автомобилей цифровыми системами коммуникации: внутренней (обмен данными между отдельными агрегатами и системами автомобиля) и внешней (подключение автомобиля к глобальным сетям хранения и обработки данных). Широкое распространение получает онлайн-обмен информацией между водителем и интегратором данными о состоянии дорожной инфраструктуры: информацией о пробках, ремонтах, авариях на дороге, доступности автозаправок...

Кроме того, все в большей степени, контроль и анализ технического состояния узлов, систем и автомобиля в целом возлагается на бортовой компьютер. Детализируется и усложняется контроль состояния систем автомобиля с одновременным его анализом бортовым компьютером. Развитие таких технологий обеспечивает выявление неисправностей на самых ранних стадиях, что повышает долю времени эффективного использования машин и делает их вождение более безопасным. С 2011 года Daimler Trucks устанавливает на грузовики Actros для европейского рынка систему FleetBoard: бортовой компьютер подключен к CAN-шине грузовика и считывает данные блоков управления двигателем, коробкой передач и, приводом. В режиме онлайн данные передаются в дата-центр (Штутгарт), где хранятся на сервере 12 месяцев. В США к внешним системам навигации подключены 5,8 млн. единиц коммерческого автотранспорта (в ЕС - 5,3 млн.). Создание полноценных систем автономного вождения автотранспорта представляется делом ближайшего будущего. В это вкладываются достаточно серьезные средства, в т.ч. и в нашей стране. Так, КамАЗ планирует до 2020 года выделять на создание беспилотных автомобилей не менее 400 млн. руб. ежегодно.

Российские новинки

В текущем году отечественный лидер грузового автомобилестроения запустил в серию дальнемагистральный бортовой тягач КамАЗ-65208 с колесной формулой 6х2. Инновацией здесь стала неведущая задняя ось, которая может приподниматься при движении порожняком. Ось может подниматься как по команде водителя, так и автоматически - в зависимости от нагрузки на ось. Такое решение снижает трение качения и, следовательно, расход топлива и износ шин, повышает маневренность (снижается радиус разворота). Автомобиль оснащен мерседесовским дизелем OM 457LA рабочим объемом 11,9 л и заявленной мощностью 401 л.с. Полная масса автомобиля 26 тн, грузоподъемность - 16,8 тн. Кроме того, грузовик отличается повышенной допустимой нагрузкой на переднюю ось (9 тн) и широкие шины (385/55R22,5). Кабина Axor со спальником тоже от Мерседеса. Коробка передач - 12-и ступенчатый «автомат» AS Tronic. В конце 2016 года автомобиль получил европейское Одобрение Типа Транспортного Средства (ОТТС), дающее возможность использования в странах ЕС.


Новый КАМАЗ с подъемной осью

Также, планируется приступить к оснащению всех серийных машин ADAS-системами распознавания препятствий, дорожной разметки и контроля полосы. Изменится и экстерьер: на смену пластиковому бамперу придет металлический, будут внедрены электропривод и обогрев зеркал заднего вида, солнцезащитные козырьки. Появится светодиодная оптика.

Вообще, Камский автогигант основную ставку делает на широкое применение адаптированных компонентов иностранной разработки - результат многолетней политики локализации производства. Так для соответствия стандарту Евро-5 устанавливаются немецкие двигатели Dimler и американские Cummins.


Урал NEXT с газодизельной опцией

Уральский автозавод запустил в производство модель Урал-Next с газодизельным двигателем ЯМЗ. В планах - автомобили, работающие на чистом метане и биотопливе.

Минские автостроители начали производство шасси МАЗ -6318H9 (формула 6х6) полной массой 33,9 тн, грузоподъемностью 21,5 тн (передняя ось - 7,9 тн), максимальная масса автопоезда - 65 тн. Машина оснащена рядным 6-и цилиндровым дизелем ЯМЗ мощностью 412 л.с. По требованию заказчика могут устанавливаться двигатели производства Mercedes-Benz, MAN или Cummins. Варианты КПП: 12-ступенчатая «механика» Fast Gear 12JS200TA или 16-ступенчатая ZF 16S2525T0.

В условиях государственной защиты отечественного рынка грузовиков высокими ввозными пошлинами и мерами льготного кредитования основным конкурентным преимуществом российских производителей является низкая цена продукции. В последнее десятилетие «низкого рынка» средняя загрузка мощностей отечественных производителей грузовиков колебалась около 35 %. Следовательно, повышение объемов производства позволит за счет эффекта масштаба снизить себестоимость и удержать ценовые преимущества своей продукции.

Однако, меры государственной поддержки распространяются и на иномарки, произведенные на территории РФ и с ростом локализации иностранных производств (Ford Sollers, Scania, Mitsubisi) для потребителя сохранится возможность выбора в рамках одного ценового сегмента. Кроме того, на российский рынок достаточно агрессивно вошли китайские автопроизводители. Так в марте 2017 года JAC Motors запустил в России программу trade-in.

Дополнительной фактором при выборе в пользу иностранного автомобиля традиционно становится предсказуемость поведения (безотказность и долговечность) в зависимости от условий эксплуатации. Но здесь же и дополнительный запас для роста отечественных конструкторов и производителей автомобилей и запасных частей.

*В настоящей статье применяется адаптированная международная классификация грузового автотранспорта по полной массе:

  • - малотоннажные коммерческие автомобили полной массой до 3,5 тн;
  • - среднетоннажный транспорт - от 3,5 до 16 тн;
  • CV - многотоннажные грузовики полной массой свыше 16 тн.