Рынок легковых автомобилей. Автомобильный рынок России: состояние отрасли и прогноз на среднесрочную перспективу

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) огласила итоги прошлого года на российском автомобильном рынке. И они не могут не радовать: спрос на новые машины увеличился на 11,9%. В последний раз объем продаж рос в 2012-м, когда был установлен российский рекорд, после чего сбыт начал постепенно падать. Начавшееся же в марте 2017-го восстановление продолжилось вплоть до конца года, а в результате, по данным АЕБ, за двенадцать месяцев у нас реализовано 1 млн 596 новых легковушек и легких коммерческих машин против 1 млн 426 тысяч в 2016-м.

Декабрь стал самым успешным месяцем в году (166 тысяч автомобилей): по традиции покупатели ринулись к дилерам за новыми машинами, клюнув на новогодние скидки и опасаясь повышения цен после новогодних праздников. Да и в целом ситуация на рынке в прошлом году была относительно стабильной: курс валют, цены на нефть и общая экономическая ситуация обошлись без серьезных потрясений, покупатели начали привыкать к новым ценам, а вдобавок сказался отложенный спрос, накопившийся за последние годы.

Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.

Основную прибавку дали лидеры рынка: девять марок из первой десятки рейтинга показали рост от 5 до 22%, причем традиционно занимающая первое место Лада прибавила сразу 17%! И только Toyota закончила год с нулевой динамикой, пропустив вперед Volkswagen. К концу года в плюс вышли Ravon, Mitsubishi, Subaru, Chery и Suzuki. Но премиум-сегмент чувствует себя не лучшим образом: Mercedes не прогрессировал, Land Rover и Porsche просели на 3-8%, продажи Audi упали на 18%. А УАЗ на растущем рынке потерял 15%.

Самой продаваемой моделью 2017 года, по официальным данным, стал Kia Rio: 96689 машин и рост на 14%. К концу года, когда закончились запасы автомобилей прошлого поколения, спрос пошел вниз, но ситуацию должен исправить кросс-хэтчбек Rio X-Line. Второе и третье места заняли Лады: Гранта (93686) и Веста (77291). Среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta: 55 тысяч машин и пятое место абсолютного рейтинга.

Чем порадует 2018 год? Это удивительно, но впервые за всю практику в АЕБ отказались давать прогноз: повышение акцизов и утилизационного сбора может обернуться серьезным ростом цен на новые автомобили. И если прибавка окажется большой, то дальнейшего роста может не случиться. Впрочем, под удар попадут в основном импортные машины, а их доля у нас незначительна. Поэтому многие игроки рынка сходятся во мнении, что рост продаж в 2018 году продолжится, хотя темп снизится до 5-10%.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)

Марка 2017 год, шт. 2016 год, шт. Динамика
Лада 311588 266296 +17%
Kia 181947 149567 +22%
Hyundai 157927 145326 +9%
Renault 136682 117225 +17%
Volkswagen 96459 80621 +20%
Toyota 94238 94568 0 %
Nissan 76000 70464 +8%
Skoda 62302 55386 +12%
ГАЗ 58617 55803 +5%
Ford 50360 42528 +18%
Mercedes-Benz 43312 43216 0 %
УАЗ 41632 48848 –15 %
Chevrolet 32071 30463 +5%
BMW 30018 27507 +9%
Mazda 25910 21543 +20%
Datsun 24510 18772 +31%
Mitsubishi 24325 16769 +45%
Lexus 23693 24117 –2%
Lifan 16964 17460 –3%
Audi 16878 20705 –18 %
Ravon/Daewoo 15078 10385 +45%
Land Rover 8883 9122 –3%
Volvo 7011 5585 +26%
Subaru 6080 5638 +8%
Chery 5905 4758 +24%
Suzuki 5001 4520 +11%
Infiniti 4972 4517 +10%
Peugeot 4931 3602 +37%
Porsche 4578 4961 –8%
Citroen 4377 3803 +15%
Honda 2435 1747 +39%
Fiat 2323 2159 +8%
Geely 2234 4473 –50%
Jaguar 2173 2073 +5%
Haval 1894 нет данных нет данных
Mini 1580 1360 +16%
Changan 1411 540 +161%
Cadillac 1365 1274 +7%
Jeep 1274 1269 0%
Zotye 1088 301 -*
Genesis 1031 46 -**
smart 934 696 +34%
Dongfeng 913 1152 –21 %
Isuzu 736 617 +19 %
FAW 553 829 –33 %
Foton 534 75 +612%
IVECO 469 518 –9%
Brilliance 219 863 –75%
SsangYong 123 1141 –89%
Hawtai 99 нет данных нет данных
BAW 91 171 –47%
Chrysler 9 30 –70%
Alfa Romeo 0 100 -
Acura 0 163 -
Haima 0 114 -
* Продажи начались в марте 2016 года
** Продажи начались в октябре 2016 года

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)

Модель 2017 год, шт. 2016 год, шт. Динамика
Kia Rio 96689 87662 +10%
Лада Гранта 93686 87726 +7%
Лада Веста 77291 55174 +40%
Hyundai Solaris 68614 90380 –24 %
Hyundai Creta 55305 21929 -*
Volkswagen Polo 48595 47702 +2%
Renault Duster 43828 44001 0%
Лада Ларгус 33601 29341 +15%
Лада XRAY 33319 19943 -**
Toyota RAV4 32931 30603 +8%
Chevrolet Niva 31212 29844 +5%
Renault Kaptur 30966 13926 -***
Renault Logan 30640 29565 +4%
Renault Sandero 30210 28557 +6%
Skoda Rapid 29445 25931 +14%
Лада 4х4 29091 27274 +7%
Toyota Camry 28199 28063 0%
Volkswagen Tiguan 27666 10660 +160%
Kia Sportage 24611 19003 +30%
Skoda Octavia 22648 21759 +4%
Nissan X-Trail 20626 17886 +15%
Nissan Qashqai 20223 18723 +8%
Лада Калина 19989 20982 –5%
Datsun on-DO 19712 14565 +35%
Mazda CX-5 18723 15790 +19%
* Продажи начались в августе 2016 года
** Продажи начались в феврале 2016 года
*** Продажи начались в июне 2016 года

Компания JATO подвела предварительные итоги мировых продаж новых машин. Данные о регистрациях во всех странах еще не собраны, но приведенный анализ на основе статистики 52 крупнейших рынков вполне позволяет понять общую «картину мира». Итак, в 2016 году продажи выросли на 5,6% - до 84,24 млн новых легковушек и легких коммерческих автомобилей. Депрессивных регионов на карте не так уж много: помимо России, спрос упал в азиатских странах (Япония, Южная Корея, Малайзия и Таиланд), а также в Южной Африке, Бразилии и двух европейских государствах - Нидерландах и Швейцарии. Зато крупнейший в мире китайский рынок вырос на 14%!

Toyota возглавляет рейтинг автомобильных марок, причем отрыв от Фольксвагена серьезный: 7,2 и 6,1 млн машин соответственно. Из пятидесяти брендов только девять ухудшили результаты в 2016 году, а самый головокружительный рост - у китайских компаний. Российская Лада - на сорок девятом месте.

Звание мирового бестселлера досталось семейству пикапов Ford F-серии (на заглавном фото): за год реализован без малого миллион этих гигантов! В основном их покупают в США (821 тысяча), но без помощи других рынков победы бы не было. Ведь на втором месте с минимальным отставанием находится «всемирная» Toyota Corolla (953 тысячи машин). Следом идет Volkswagen Golf (860 тысяч), а на четвертом месте - сугубо китайский компактвэн (847 тысяч), выпускаемый совместным предприятием концернов SAIC и GM и продающийся преимущественно на внутреннем рынке.

Общий вектор развития мирового рынка тот же, что в России и Европе: покупатели все чаще выбирают кроссоверы и внедорожники. За прошедший год их доля в структуре продаж выросла с 25 до 29%: реализовано 24,3 млн таких автомобилей. К сожалению, в компании JATO не разделяют внедорожные модели по классам: компактные паркетники и здоровенные рамные внедорожники смешаны в один рейтинг. Если же разделить автомобили типа SUV хотя бы на компактные, среднеразмерные и полноразмерные, то сегментация рынка выглядела бы совсем иначе, а самым востребованным оказался бы легковой класс C+, он же гольф-класс.

Разразившийся кризис на российском авторынке, который длится вот уже четыре года подряд, стал самым затяжным в его истории. И хотя в уходящем 2016-м падение спроса почти на 10% оказалось уже не столь сильным, как в прошлом году, когда продажи рухнули на 36%, в количественном выражении авторынок идет на новый антирекорд. Согласно прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, по итогам года в России будет реализовано 1,44 млн легковых машин и LCV. В прошлый кризис худшим результатом стали 1 млн 465 тыс. авто, проданные в 2009-м. При этом спрос тогда обвалился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, а уже с 2010 года начал восстанавливаться.


Как отмечают в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М», ситуация в 2015–2016 годах на российском авторынке кардинально отличалась от 2009–2010 гг. Провал в 2009-м был воспринят большинством автопроизводителей, импортеров и дилеров как временное явление, «головокружение от успехов» на фоне мирового финансового кризиса. В 2010 году отрасль получила значительную государственную поддержку в виде программы утилизации и льготных автокредитов, инвестиционные программы участников рынка возобновились, продолжился рост дилерской сети, и все это позволило очень быстро вернуться к бурному росту.

Однако в 2013–2014 годах даже безотносительно к неблагоприятным внешним для российской экономики факторам стало ясно, что рост авторынка себя исчерпал. В условиях прекращения экономического развития и стагнации доходов населения рынок достиг своего потенциала спроса и «уперся» в естественные ограничения , такие как численность населения и недостаточное количество домохозяйств с располагаемым доходом, позволяющим приобретать и содержать новый автомобиль. Дилерская сеть оказалась перенасыщена из-за амбициозных планов роста и неадекватных действий некоторых импортеров. Аналогичным образом были созданы избыточные сборочные мощности в российском автопроме. Тем не менее в силу все тех же естественных факторов, таких как потребность в обновлении парка автомобилей, аналитики «Атлант-М» полагают, что российский авторынок сейчас находится ниже своего естественного уровня и в следующем году перейдет к небольшому росту на фоне низкой базы 2016 года.


По мнению партнера, руководителя отдела сопровождения сделок PwC в России Олега Малышева, «дно» уже пройдено, и при условии постепенного улучшения экономической ситуации в стране продажи новых машин в 2017 году могут достигнуть 1,49 млн единиц. При этом наибольший рост возможен в бюджетном сегменте из-за повышения покупательной способности населения , в то время как премиальный сегмент и прежде был наиболее стабильным и, скорее всего, таким же и останется.

«Сегодняшний кризис отличается от предыдущих более затяжным характером в связи с продолжительной негативной макроэкономической динамикой и как следствие ожидается, что восстановление также займет больше времени. Большинство брендов покажут положительную динамику в 2018–2020 гг. с учетом отложенного спроса», - считает аналитик Frost & Sullivan Анна Озделен.

Кризис завел Ладу

Что касается итогов 2016 года, безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ. В условиях кризиса вазовские машины стали более востребованными благодаря тому, что по-прежнему являются одними из самых доступных на рынке. Как известно, российский автогигант пытается сдерживать рост цен за счет большего использования отечественных комплектующих, однако это влечет за собой риск с точки зрения качества продукции и восстановления имиджа марки Lada среди потребителей, отмечают аналитики «Атлант-М».

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-Ноябрь
2016 2015 Изм.,%
1. Hyundai Solaris 82 338 106 509 -23%
2. Kia Rio 79 633 88 920 -10%
3. Lada Granta 78 953 108 653 -27%
4. Lada Vesta 48 160 1 748 -
5. Volkswagen Polo 43 390 40 747 6%
6. Renault Duster 40 105 38 625 4%
7. Toyota RAV4 28 445 23 691 20%
8. Chevrolet Niva 26 727 28 350 -6%
9. Renault Logan 26 541 37 754 -30%
10. Lada Largus 26 460 35 928 -26%
11. Toyota Camry 25 535 27 307 -6%
12. Renault Sandero 25 524 27 575 -7%
13. Lada 4x4 24 720 32 541 -24%
14. Skoda Rapid 23 458 22 268 5%
15. Skoda Octavia A7 19 719 19 914 -1%
16. Lada Kalina 19 238 34 084 -44%
17. Hyundai Creta 17 927 - -
18. Lada XRAY 17 299 - -
19. Kia Sportage 17 264 18 420 -6%
20. UAZ Patriot 17 023 17 753 -4%
21. Nissan Qashqai 16 892 9 365 80%
22. Nissan X-Trail 16 310 18 434 -12%
23. Lada Priora 16 225 25 849 -37%
24. Mazda CX-5 14 008 16 178 -13%
25. Kia cee"d 13 926 17 627 -21%

За январь-ноябрь 2016 года россияне купили 238,7 тыс. вазовских машин (-3%), при этом с июля фиксируется рост реализации автомобилей Lada, который в ноябре достиг 18% со знаком «плюс». Отчасти спрос на продукцию АВТОВАЗа подстегнули слухи о возможном завершении программ господдержки в будущем году, а они традиционно являются одним из основных драйверов продаж Лады.

Как говорит директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, АВТОВАЗ и его дилеры стремятся максимально быстро распродать стоки и задействуют весь арсенал специальных предложений. Ведь если программы господдержки не будут сохранены, то это означает отмену скидок в 30–50 тысяч на большинство моделей . Кроме того, возможна индексация цен, что в совокупности приведет к значительному их росту, а это, в свою очередь, вызовет снижение продаж. Поэтому ноябрь уже стал, а декабрь вполне может оказаться для Лады наиболее успешным месяцем уходящего года.


Стоит отметить, что успехи АВТОВАЗа в 2016-м во многом связаны с обновлением модельного ряда. Так, флагманский седан Vesta обеспечивает более 20% в объеме реализации Лады, а доля высокого хэтчбека XRAY, вышедшего на рынок в феврале, на сегодня достигает почти 10%. Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, с выходом новинок Lada расширила свою аудиторию и стала более востребованной в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Между тем новые модели отняли часть покупателей у Гранты, продажи которой с начала года упали на 27%. В результате бюджетник утратил лидерство в рейтинге самых продаваемых моделей в России, тогда как новые Vesta и XRAY еще не могут конкурировать с иномарками на равных.

Лидеры авторынка России в 2016 году

За прошедший год в России было продано 1,43 млн новых автомобилей (по данным АЕБ, включая LCV). Таким образом, по сравнению с 2015 годом российский авторынок сократился на 11%.

ТОП-10 производителей возглавляет группа AVTOVAZ-Renault-Nissan, реализовавшая за отчетный период 477,3 тыс. машин (-7,9%), что соответствует третьей части от общего объема российского рынка (33,5%). На втором месте находится Hyundai-KIA с 294,9 тыс. проданных экземпляров (-9,2%) и рыночной долей 20,7%. Третью строчку занимает Volkswagen Group с объемом 156,7 тыс. автомобилей (-4,9%) и долей 11%. Три этих группы вместе охватывают более 65% российского авторынка.

В первой десятке представленных групп автопроизводителей только у половины отмечен рыночный рост. Лучше всего это удалось сделать Ford, у которого в 2016 году продажи выросли на 10,2%. В «плюсе» еще оказались отечественные ГАЗ (+9%) и УАЗ (+0,5%), а также японская Toyota Group (+0,3%) и немецкая BMW Group (+0,1%). У других участников рынка наблюдается снижение продаж, причем наибольшее по-прежнему у GM Group (-53%).

Лидером среди моделей остается Hyundai Solaris, продажи которого за прошлый год составили 90,4 тыс. единиц – на 22% меньше, чем годом ранее. Вторую строчку в модельном рейтинге занимает отечественная LADA Granta с показателем 87,7 тыс. автомобилей (-27%). Совсем чуть-чуть отстает KIA Rio (87,7 тыс. шт.; -9,7%), который и замкнул тройку лидеров.

Наибольший рост продаж среди 20 моделей-лидеров демонстрирует LADA Vesta (в 20 раз), которая появилась на рынке только в конце 2015 года. За 12 месяцев минувшего года было реализовано 55,2 тыс. таких автомобилей. Положительную динамику также показали: Toyota RAV4 (+12,9%), Skoda Rapid (+5,6%), Volkswagen Polo (+5,1%), Skoda Octavia (+1,8%) и Renault Duster (+0,2%).

Большинство же моделей, вошедших в ТОП-20, испытывают падение продаж, причем самое сильное – у LADA Kalina (-41,5%).

Автомобильный рынок России в минувшем году сократился в массовом сегменте на 12,2%, в премиальном – на 7,2%. Продажи в этих сегментах за год составили 1216,7 и 139,1 тыс. штук соответственно. Как следствие, на долю массового сегмента пришлось 89,7% рынка, в то время как премиум-класс занял 10,3%.

Как отмечают специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ», в массовом сегменте рост продаж показали четыре марки из ТОП-25. Причем лучше других это удалось китайскому бренду Lifan (+15,4%). Положительную динамику также продемонстрировали американский Ford (+10,2%), чешская Skoda (+0,7%) и отечественный УАЗ (+0,5%).

У остальных представленных производителей массового сегмента зафиксировано снижение объемов реализации автомобилей. При этом у четырнадцати из них оно оказалось хуже, чем в среднем по сегменту. В критической ситуации тут пребывают Mitsubishi, Daewoo, Geely и Honda, которые потеряли свыше половины продаж.

В премиум-классе в «плюсе» присутствуют семь брендов: Alfa Romeo (+127,3%), Jaguar (+113,3%), smart (+47,8%), Lexus (+19,2%), Cadillac (+11,7%), MINI (+0,7%) и BMW (+0,1%). Рыночное снижение отмечено у остальных семи премиальных марок, причем хуже рынка здесь себя чувствуют шесть из них. Самые большие потери понесла Acura (-77,4%), продажи которой в России приостановлены.

Эксперты не включили в данные рейтинги Ravon (в массовом сегменте) и Genesis (в премиальном), поскольку отсутствует возможность увидеть их продажи в динамике: бренды меньше года присутствуют на рынке России. Тем не менее, свой вклад в авторынок по итогам 2016 года они внесли: Ravon – 1811 единиц, Genesis – 46 штук.

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - ноябре 2016 года

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля на российском рынке за 11 месяцев 2016 года составила 1 367 тыс. рублей. При этом средняя цена иномарки за указанный период времени достигла 1 580 тыс. рублей, автомобиля российской марки - 589 тыс. рублей.

В рейтинг, составленный специалистами аналитического агентства «АВТОСТАТ» с учетом продаж с января по ноябрь 2016 года, вошли 40 марок, показавшие объем реализации свыше 700 штук. Самая высокая средневзвешенная цена по результатам исследования оказалась у автомобилей Porsche - 6 998 тыс. рублей.

Аналитики отмечают, что цены на автомобили премиум-сегмента находятся в довольно широком диапазоне: от 3 до 7 млн рублей. Причем к сегменту дорогих автомобилей приблизились японские марки из массового сегмента: Toyota (2 229 тыс. руб.) и Subaru (2 163 тыс. руб.), Mitsubishi (1 921 тыс. руб.), Honda (1 858 тыс. руб.) и Mazda (1 644 тыс. рублей). Их средняя цена уже превысила средневзвешенную цену иномарки (в целом по России).

Массовый сегмент замыкают Hyundai и отечественный УАЗ, средневзвешенные цены которых составляют 943 и 900 тыс. рублей соответственно.

Низкоценовой сегмент возглавил французский Renault (734 тыс. руб.). Кроме шести китайских брендов (Brilliance, Chery, Geely, DFM, Lifan, FAW), сюда же входит американский Chevrolet (685 тыс. руб.) и российская марка LADA (558 тыс. руб.). Замыкают этот сегмент представители узбекского автопрома - Daewoo (494 тыс. руб.) и Ravon (448 тыс. руб.). Эти автомобили являются самыми доступными на российском рынке по средневзвешенной цене.

Рынок новых легковых автомобилей по федеральным округам

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в России за 11 месяцев 2016 года составил 1,12 млн единиц – на 5,1% меньше, чем за тот же период прошлого года.

Наибольшая доля российского рынка приходится на Центральный ФО – 36%. В количественном выражении это немного превышает 400 тыс. реализованных экземпляров, что на 6% ниже результата годичной давности.

Каждый четвертый автомобиль был продан в Приволжском ФО, объем рынка которого составил порядка 270 тыс. единиц (-3,2%). Вдвое меньше легковых машин было реализовано в Северо-Западном ФО (более 130 тыс. шт.), который единственным среди округов показывает рыночный рост (+0,2%).

Доля рынка каждого из оставшихся федеральных округов составляет менее 10%. При этом наименьший показатель имеет Дальневосточный ФО (1%), поскольку здесь в значительной степени преобладают продажи машин с пробегом. Отметим также, что на Дальнем Востоке, так же как и в Сибири, зафиксировано самое сильное падение рынка новых легковых автомобилей (свыше 10%).

Прогноз российского автомобильного рынка в 2017 году

Согласно оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 2016 года в России будет продано более 1,3 млн новых легковых автомобилей. Таким образом, падение рынка по итогам нынешнего года может составить 12%. Отметим, что это практически соответствует тому прогнозу, который наше агентство давало год назад.

Что касается 2017 года, то мы традиционно представляем его в трех сценариях, каждый из которых имеет привязку к цене на нефть, являющейся одним из определяющих факторов развития российской экономики, от которой в свою очередь зависит и авторынок. При этом сам рынок также будет находиться под воздействием программ господдержки (льготное автокредитование, программа обновления парка). Кроме этого, может сказаться и так называемый отложенный спрос.

По оптимистическому сценарию развития (при среднегодовой цене нефти в 60 долларов за баррель) в следующем году автомобильный рынок может вырасти на 20% и достичь 1,6 млн единиц, что, впрочем, даже не дотягивает до уровня 2010 года.

При развитии ситуации по пессимистическому сценарию (цена на нефть – 40 долларов за баррель) – объем рынка новых легковых автомобилей может сохраниться приблизительно на уровне 2016 года (1,3 млн шт.). Как итог, рынок может достичь своего «дна».

Но наиболее вероятным мы считаем средний сценарий (при цене на нефть в 50 долларов за баррель), согласно которому продажи автомобилей в 2017 году могут вырасти на 10% до уровня 1,45 млн единиц.

Импорт легковых автомобилей в Россию за 10 месяцев 2016 года

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в январе – октябре 2016 года на территорию Российской Федерации юридическими лицами было ввезено 197,4 тыс. легковых автомобилей, что на 20,8% меньше, чем за аналогичный период 2015 года.

Десятка марок-лидеров обеспечивает около 85% импорта. Первое место по итогам 10 месяцев удерживает японская Toyota, доля которой чуть превышает 30%. На второй позиции располагается немецкий Mercedes-Benz (14,6%), на третьей – японский Lexus (10,5%). На четвертую строчку вышел немецкий Audi (8%), а замыкает пятерку лидеров корейский Hyundai (5,5%). Доля импорта оставшихся марок составляет менее 5%.

В рейтинге самых импортируемых в Россию легковых автомобилей с января по октябрь нынешнего года лидирует кроссовер Toyota RAV4 с показателем 22,7 тыс. единиц (+6,3%), что эквивалентно доле 11,5%. Замыкают тройку лидеров еще два представителя Toyota – внедорожники Land Cruiser Prado (11,6 тыс. шт.; +104,5%) и Land Cruiser (10,8 тыс. шт.; +19,2%), доля каждого из которых превосходит 5%. Кроме них, в ТОП-10 попадают также по одной модели Toyota и Hyundai, 2 – Mercedes-Benz и 3 – Lexus.

Вторичный авторынок, который активно рос на протяжении первого полугодия, с июля резко снизил темпы роста , а в сентябре и вовсе достиг нулевой отметки. Так, за первый осенний месяц россияне купили 461,5 тыс. автомобилей с пробегом (-0,1%), согласно данным агентства «Автостат». Таким образом, спрос на подержанные машины ушел в небольшой минус впервые после семи месяцев роста. В целом за январь-сентябрь владельцев сменили 3 млн 835 б/у авто, что на 7,4% больше по сравнению с прошлым годом.


Как отмечают эксперты «Avito Авто», российский авторынок зависит от макроэкономических показателей, прежде всего - от курса национальной валюты. Как правило, после каждого падения рубля потребители в течение месяца приобретают автомобили, ожидая скачка цен. В 2016 году курс рубля стабилизировался, и темпы роста вторичного рынка тоже замедлились.

«На российский авторынок возвращается сезонность, которая была потеряна после обвала рубля в конце 2014 года. В прошлом году не пришла „автовесна“, к лету-осени многие потенциальные покупатели переключились на автомобили с пробегом, продажи которых стали активно расти. Пропала сезонность, а сейчас все возвращается на свои места», - рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Действительно, рынок новых автомобилей в сентябре заметно снизил темпы падения, тогда как в предыдущие месяцы кривая продаж неумолимо ползла вниз. Однако участники отрасли не спешат говорить о начавшейся стабилизации спроса, а сентябрьское оживление среди покупателей связывают, скорее, со слухами о прекращении программ господдержки . Возможно, последний шанс приобрести новый автомобиль с хорошей скидкой привлек немало потребителей с вторичного рынка.


«Многие покупатели одновременно ставят на разные чаши весов новый и подержанный автомобиль . И возобновившийся спрос на новые машины негативно отразится на динамике вторички. Программы господдержки, скидки и спецпредложения стимулируют продажи новых авто. Вслед за падением спроса на автомобили с пробегом мы будем наблюдать коррекцию цен, однако на большие скидки рассчитывать не стоит, так как наблюдается скудность предложений», - комментирует Денис Еременко.

Впрочем, ситуация на рынке новых автомобилей вряд ли сможет кардинально измениться в ближайшей перспективе: цены на автомобили растут, а покупательная способность населения все еще падает, говорит директор направления «Автомобили с пробегом» ГК «Независимость» Артем Самородов. По его мнению, в случае продолжения падения продаж новых машин в 2017 году вторичный авторынок будет по-прежнему показывать рост, переманивая клиентов и усиливая падение сегмента новых авто.

Согласно совместному прогнозу PwC и «Avito Авто» , по итогам 2016 года продажи автомобилей с пробегом вырастут на 7% до 5,3 млн единиц и в следующем году сохранят положительную динамику. Рынок новых машин в этом году сократится на 14% и составит 1,3 млн штук, а в 2017 году замедлит падение. Таким образом, на один проданный новый автомобиль сейчас приходится 4,1 проданных подержанных машины. Позитивную динамику вторичного авторынка эксперты связывают, прежде всего, с колоссальной разницей цен между новыми авто и машинами с пробегом. В 2016 году средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 43,7% до 1 млн 404 тыс. рублей, тогда как подержанные машины подорожали в среднем на 13,2% до 380 тыс. рублей . Однако со временем цены на последние тоже вырастут, и это приведет к тому, что соотношение новых и б/у авто будет дрейфовать в сторону стандартных для развитых рынков 2–2,5.

Иномарки не первой свежести

В отличие от рынка новых автомобилей, на вторичке наблюдается падение продаж отечественных машин, а драйверами спроса являются иномарки . Во многом это обусловлено снижением продаж автомобилей Lada и УАЗ на первичном рынке в прошлые годы, в то время как иномарочный парк увеличивался, и теперь это соотношение отражается на структуре продаж бэушек. Так, Лады, которые в силу огромного автопарка и своей дешевизны традиционно лидируют по объему реализации, по итогам января-сентября показали снижение на 3%, гласят данные «Автостата». На 16,7% ушли в минус ГАЗы, на 2,7% сократился спрос на вседорожники УАЗ. В то же время продажи самых популярных подержанных иномарок Toyota и Nissan увеличились на 12,6%, а самую значительную положительную динамику в январе-сентябре показали корейские Hyundai (+22,1%) и Kia (+28,3%), а также китайские Lifan (+30,9%) и Geely (+36%) .

25 наиболее продаваемых моделей подержанных автомобилей в России (данные «Автостата»)

Модель Сентябрь 2016 г. Изм., % Январь-сентябрь 2016 г. Изм., %
1. Lada 2114 13 659 -6,8 115 588 1,2
2. Lada 2107 12 519 -16,4 109 640 -10,7
3. Ford Focus 11 738 -0,3 94 969 12,6
4. Lada 2110 10 992 -10,1 92 107 -6,8
5. Toyota Corolla 9 191 1,7 77 450 10,9
6. Lada 2170 8 873 6,1 72 725 13,5
7. Lada 4x4 8 630 -4,1 71 565 1
8. Lada 2112 8 092 -5,9 66 711 -3,8
9. Lada 2115 7 782 -5,4 64 734 -1,6
10. Lada 2109 7 005 -20,6 61 229 -17
11. Toyota Camry 6 327 24,6 52 277 30,6
12. Hyundai Solaris 6 065 51,4 44 599 59,6
13. Daewoo Nexia 6 023 -2,3 49 652 2,1
14. Chevrolet Niva 5 853 6,1 48 528 16
15. Renault Logan 5 825 -2,7 49 425 7,8
16. Opel Astra 5 611 6,2 44 494 18,1
17. Lada 2106 5 557 -24,3 48 816 -20,7
18. Lada 21099 5 494 -20,3 49 084 -16,4
19. Volkswagen Passat 5 266 3,4 42 693 8
20. Mitsubishi Lancer 4 980 3,7 41 482 10,5
21. Kia Rio 4 939 23,2 38 530 39,7
22. Lada 2190 4 816 28,4 37 670 48,2
23. Lada 2172 4 694 1,5 38 810 11,2
24. Daewoo Matiz 4 223 -3,1 33 751 5,5
25. Skoda Octavia 3 798 8,3 30 462 21,3

Как отмечают эксперты «Avito Авто», сейчас в структуре авторынка новых и подержанных машин существует перекос: в продажах новых машин значительно выше доля SUV по сравнению со вторичным рынком, в продажах подержанных авто - доля сегментов B и С, на которые приходится львиная доля отечественных марок. Но рано или поздно проданные новые SUV поступают на вторичный рынок , и их доля неизбежно растет, а доля сегментов B+C снижается, и спрос на отечественные авто вместе с ними.

Что касается динамики цен, наибольший рост стоимости показывают преимущественно автомобили возрастом 6–7 лет, а также до 3-х лет. К примеру, автомобили Toyota 2009–2010 года выпуска предлагаются в среднем за 964 тыс. рублей, за последний год подорожав в среднем на 33%. Значительный рост стоимости зафиксирован и у автомобилей Hyundai аналогичного возраста - их средний ценник увеличился на 28% и составил 517,9 тыс. рублей, говорят в «Avito Авто». Модели BMW, бывшие в эксплуатации до трех лет, прибавили в цене 28% и сегодня стоят в среднем 2 млн 463 тыс. 800 рублей. «С осени 2014 года стоимость новых „немцев“ поднялась на 30%, примерно в таких же цифрах мы наблюдаем рост их цены на вторичке. Сегодня можно продать BMW, купленный в 2014–2015 годах, по цене покупки нового. Это уникальная ситуация на автомобильном рынке», - констатирует Денис Еременко.

А вот машины старше семи лет в некоторых случаях даже подешевели. Так, средняя стоимость автомобилей Chevrolet снизилась на 18% до 248,6 тыс. рублей, а Daewoo - на 2%, хотя они и без того являются наиболее доступными на рынке со средним ценником в 101,5 тыс. рублей. «Покупатели знают, что эти марки ушли с российского рынка, вот и стали меньше их покупать, боясь, к примеру, остаться без запчастей», - отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев. В основном же машины этого возраста все-таки выросли в цене - от 1,3% (Lada) до 14% (Audi). Дорожали автомобили и всех остальных возрастных групп.

По словам Артема Самородова, цены на автомобили с пробегом зависят от цен на новые машины , но реагируют с задержкой на 2–3 месяца, и это в большей степени относится к дилерскому сегменту. Что касается автомобилей постарше, то они «зависают» где-то в диапазоне 400–600 тысяч, и на них колебания ценообразования на новые машины не оказывают серьезного влияния. В этом сегменте действуют свои суровые правила - реальный спрос, объективное состояние, эксплуатационные характеристики.