Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) огласила итоги прошлого года на российском автомобильном рынке. И они не могут не радовать: спрос на новые машины увеличился на 11,9%. В последний раз объем продаж рос в 2012-м, когда был установлен российский рекорд, после чего сбыт начал постепенно падать. Начавшееся же в марте 2017-го восстановление продолжилось вплоть до конца года, а в результате, по данным АЕБ, за двенадцать месяцев у нас реализовано 1 млн 596 новых легковушек и легких коммерческих машин против 1 млн 426 тысяч в 2016-м.
Декабрь стал самым успешным месяцем в году (166 тысяч автомобилей): по традиции покупатели ринулись к дилерам за новыми машинами, клюнув на новогодние скидки и опасаясь повышения цен после новогодних праздников. Да и в целом ситуация на рынке в прошлом году была относительно стабильной: курс валют, цены на нефть и общая экономическая ситуация обошлись без серьезных потрясений, покупатели начали привыкать к новым ценам, а вдобавок сказался отложенный спрос, накопившийся за последние годы.
Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.
Основную прибавку дали лидеры рынка: девять марок из первой десятки рейтинга показали рост от 5 до 22%, причем традиционно занимающая первое место Лада прибавила сразу 17%! И только Toyota закончила год с нулевой динамикой, пропустив вперед Volkswagen. К концу года в плюс вышли Ravon, Mitsubishi, Subaru, Chery и Suzuki. Но премиум-сегмент чувствует себя не лучшим образом: Mercedes не прогрессировал, Land Rover и Porsche просели на 3-8%, продажи Audi упали на 18%. А УАЗ на растущем рынке потерял 15%.
Самой продаваемой моделью 2017 года, по официальным данным, стал Kia Rio: 96689 машин и рост на 14%. К концу года, когда закончились запасы автомобилей прошлого поколения, спрос пошел вниз, но ситуацию должен исправить кросс-хэтчбек Rio X-Line. Второе и третье места заняли Лады: Гранта (93686) и Веста (77291). Среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta: 55 тысяч машин и пятое место абсолютного рейтинга.
Чем порадует 2018 год? Это удивительно, но впервые за всю практику в АЕБ отказались давать прогноз: повышение акцизов и утилизационного сбора может обернуться серьезным ростом цен на новые автомобили. И если прибавка окажется большой, то дальнейшего роста может не случиться. Впрочем, под удар попадут в основном импортные машины, а их доля у нас незначительна. Поэтому многие игроки рынка сходятся во мнении, что рост продаж в 2018 году продолжится, хотя темп снизится до 5-10%.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Марка | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 311588 | 266296 | +17% |
Kia | 181947 | 149567 | +22% |
Hyundai | 157927 | 145326 | +9% |
Renault | 136682 | 117225 | +17% |
Volkswagen | 96459 | 80621 | +20% |
Toyota | 94238 | 94568 | 0 % |
Nissan | 76000 | 70464 | +8% |
Skoda | 62302 | 55386 | +12% |
ГАЗ | 58617 | 55803 | +5% |
Ford | 50360 | 42528 | +18% |
Mercedes-Benz | 43312 | 43216 | 0 % |
УАЗ | 41632 | 48848 | –15 % |
Chevrolet | 32071 | 30463 | +5% |
BMW | 30018 | 27507 | +9% |
Mazda | 25910 | 21543 | +20% |
Datsun | 24510 | 18772 | +31% |
Mitsubishi | 24325 | 16769 | +45% |
Lexus | 23693 | 24117 | –2% |
Lifan | 16964 | 17460 | –3% |
Audi | 16878 | 20705 | –18 % |
Ravon/Daewoo | 15078 | 10385 | +45% |
Land Rover | 8883 | 9122 | –3% |
Volvo | 7011 | 5585 | +26% |
Subaru | 6080 | 5638 | +8% |
Chery | 5905 | 4758 | +24% |
Suzuki | 5001 | 4520 | +11% |
Infiniti | 4972 | 4517 | +10% |
Peugeot | 4931 | 3602 | +37% |
Porsche | 4578 | 4961 | –8% |
Citroen | 4377 | 3803 | +15% |
Honda | 2435 | 1747 | +39% |
Fiat | 2323 | 2159 | +8% |
Geely | 2234 | 4473 | –50% |
Jaguar | 2173 | 2073 | +5% |
Haval | 1894 | нет данных | нет данных |
Mini | 1580 | 1360 | +16% |
Changan | 1411 | 540 | +161% |
Cadillac | 1365 | 1274 | +7% |
Jeep | 1274 | 1269 | 0% |
Zotye | 1088 | 301 | -* |
Genesis | 1031 | 46 | -** |
smart | 934 | 696 | +34% |
Dongfeng | 913 | 1152 | –21 % |
Isuzu | 736 | 617 | +19 % |
FAW | 553 | 829 | –33 % |
Foton | 534 | 75 | +612% |
IVECO | 469 | 518 | –9% |
Brilliance | 219 | 863 | –75% |
SsangYong | 123 | 1141 | –89% |
Hawtai | 99 | нет данных | нет данных |
BAW | 91 | 171 | –47% |
Chrysler | 9 | 30 | –70% |
Alfa Romeo | 0 | 100 | - |
Acura | 0 | 163 | - |
Haima | 0 | 114 | - |
* Продажи начались в марте 2016 года | |||
** Продажи начались в октябре 2016 года |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Модель | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Kia Rio | 96689 | 87662 | +10% |
Лада Гранта | 93686 | 87726 | +7% |
Лада Веста | 77291 | 55174 | +40% |
Hyundai Solaris | 68614 | 90380 | –24 % |
Hyundai Creta | 55305 | 21929 | -* |
Volkswagen Polo | 48595 | 47702 | +2% |
Renault Duster | 43828 | 44001 | 0% |
Лада Ларгус | 33601 | 29341 | +15% |
Лада XRAY | 33319 | 19943 | -** |
Toyota RAV4 | 32931 | 30603 | +8% |
Chevrolet Niva | 31212 | 29844 | +5% |
Renault Kaptur | 30966 | 13926 | -*** |
Renault Logan | 30640 | 29565 | +4% |
Renault Sandero | 30210 | 28557 | +6% |
Skoda Rapid | 29445 | 25931 | +14% |
Лада 4х4 | 29091 | 27274 | +7% |
Toyota Camry | 28199 | 28063 | 0% |
Volkswagen Tiguan | 27666 | 10660 | +160% |
Kia Sportage | 24611 | 19003 | +30% |
Skoda Octavia | 22648 | 21759 | +4% |
Nissan X-Trail | 20626 | 17886 | +15% |
Nissan Qashqai | 20223 | 18723 | +8% |
Лада Калина | 19989 | 20982 | –5% |
Datsun on-DO | 19712 | 14565 | +35% |
Mazda CX-5 | 18723 | 15790 | +19% |
* Продажи начались в августе 2016 года | |||
** Продажи начались в феврале 2016 года | |||
*** Продажи начались в июне 2016 года |
Начавшийся несколько месяцев назад рост рынка продолжился: за месяц дилеры продали 141 084 машины, что на 15% больше, чем годом ранее. За первое полугодие было реализовано 718 529 новых автомобилей - на 7% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.
Пять самых популярных марок увеличили по итогам июня свои продажи более чем на 20%, есть заметный рост и у большинства других брендов. Серьёзно снизился спрос на внедорожники УАЗ и коммерческие машины ГАЗ, отмечено падение у «люксовых» брендов Audi, Jaguar и Mercedes-Benz.
Марка | Количество | Изменение к 2016 году, % | |
1 | Лада | 27396 | +23 |
2 | Kia | 16755 | +31 |
3 | Hyundai | 14677 | +22 |
4 | Renault | 12239 | +21 |
5 | Toyota | 9059 | +28 |
6 | Volkswagen | 8017 | +18 |
7 | Nissan | 6900 | +15 |
8 | Skoda | 5656 | +18 |
9 | ГАЗ | 5175 | -15 |
10 | Ford | 4557 | +24 |
Спустя несколько месяцев « » вновь стала самой продаваемой моделью в России по итогам месяца - прежний лидер рынка, немного сбавил обороты перед скорой сменой поколений. Продажи седана не столь высоки, как год назад, но увеличились по сравнению с маем этого года, благодаря чему «кореец» обогнал в рейтинге « ». Покупатели вновь начали проявлять интерес к « » - универсал после долгого перерыва вернулся в десятку лидеров рынка.
Продажи новых автомобилей в России в июне 2017 года
Модель | Количество | Изменение к 2016 году, % | |
1 | Лада Гранта | 8552 | +18 |
2 | Kia Rio | 8032 | -7 |
3 | Hyundai Solaris | 7485 | -14 |
4 | Лада Веста | 6609 | +29 |
5 | Hyundai Creta | 4012 | - |
6 | Renault Duster | 3923 | +1 |
7 | Volkswagen Polo | 3630 | +1 |
8 | Toyota RAV4 | 3567 | +77 |
9 | Лада Ларгус | 3236 | +14 |
10 | Toyota Camry | 3156 | +6 |
А по итогам первого полугодия речь идет уже о 6%. Такие цифры говорят о том, что российский рынок начал выходить из кризиса. И если в будущем не будет новых потрясений, то эксперты ожидают роста в ближайшей перспективе.
«Российский автомобильный рынок продолжает восстанавливаться устойчивыми темпами. 15% рост в июне и 12% рост по итогам второго квартала почти заставляют нас забыть о медленном старте в начале года. Общие продажи за период с января по июнь увеличились на 6%, что очень близко к нашему первоначальному прогнозу на 2017 год, которого мы продолжаем придерживаться до сих пор», - заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Причем производители, которые входят в лидирующую группу, показали в июне рост продаж на 20-30%! И во многом благодаря двум последним удачным месяцам по итогам полугодия у нас практически нет неудачников с минусом. Разве что УАЗ , который весь кризис демонстрировал стабильные продажи, вдруг начал проседать вниз. Не забывайте, что дорожали не только иномарки - цены поднимал и Ульяновский завод. В итоге сейчас хорошо оснащенный «Патриот» стоит уже больше миллиона рублей. И, видимо, для многих потенциальных покупателей ульяновских внедорожников эта сумма кажется чрезмерной.
Еще можно отметить снижение продаж у Audi. В июне компания показала минус 30%, а по итогам полугодия - уже минус 24%. Хотя и многие другие производители премиальных машин имеют сложности с продажами: Mercedes-Benz по итогам 6 месяцев потерял 7%, у Lexus минус 5%, у Porsche минус 17%, а у BMW продажи хоть и выросли, но всего на 3%.
Лидеры по итогам полугодия следующие: Lada, Kia и Hyundai. Причем если еще недавно две корейские компании шли на равных, то в 2017 Kia уверенно обогнала своих конкурентов - по итогам 6 месяцев разница в общих объемах продаж составляет уже 15 тысяч.
В «личном зачете» по итогам полугодия пока лидирует Kia Rio . Однако «Гранта» не хочет просто так сдаваться - после нескольких сложных месяцев, именно она в июне возглавила список самых популярных машин в стране! И не исключено, что в июле Lada Granta вновь станет первой, ведь «Рио» сейчас переживает смену поколения (заказы на новую модель начнут принимать уже с 1 августа), а продажи «Соляриса» просели из-за «Креты» - покупатели приходя в салон нередко решают взять не седан, а кроссовер (пусть он и немного дороже). Кстати, именно «Крета» сейчас возглавляет список самых популярных SUV в России опережая не только Toyota RAV4 , но и «Дастер».
Марка | Июнь | Январь–июнь | ||||
2017 | 2016 | YoY | 2017 | 2016 | YoY | |
Lada | 27 396 | 22 229 | 23% | 140 231 | 124 353 | 13% |
KIA | 16 755 | 12 780 | 31% | 85 189 | 69 766 | 22% |
Hyundai | 14 673 | 12 001 | 22% | 70 588 | 64 334 | 10% |
Renault* | 12 239 | 10 075 | 21% | 60 834 | 52 041 | 17% |
Toyota* | 9 059 | 7 087 | 28% | 43 895 | 44 239 | -1% |
VW | 7 357 | 6 218 | 18% | 39 627 | 33 624 | 18% |
Nissan* | 6 900 | 6 009 | 15% | 35 208 | 36 324 | -3% |
Škoda | 5 656 | 4 796 | 18% | 28 701 | 26 890 | 7% |
ГАЗ ком.авт.* | 5 175 | 6 103 | -15% | 25 053 | 24 750 | 1% |
Ford* | 4 557 | 3 689 | 24% | 21 907 | 20 678 | 6% |
Mercedes-Benz | 3 232 | 3 311 | -2% | 17 726 | 19 141 | -7% |
УАЗ* | 2 849 | 4 708 | -39% | 18 410 | 21 310 | -14% |
BMW | 2 665 | 2 301 | 16% | 14 571 | 14 161 | 3% |
Chevrolet | 2 574 | 2 914 | -12% | 14 889 | 14 783 | 1% |
Mazda | 2 274 | 1 764 | 29% | 11 051 | 9 147 | 21% |
Lexus | 1 921 | 1 617 | 19% | 10 577 | 11 088 | -5% |
Datsun | 1 898 | 1 539 | 23% | 10 895 | 8 229 | 32% |
Mitsubishi | 1 712 | 1 402 | 22% | 8 711 | 8 709 | 0% |
Audi | 1 610 | 2 300 | -30% | 8 408 | 11 132 | -24% |
Lifan | 1 321 | 1 310 | 1% | 7 152 | 7 565 | -5% |
Ravon | 1 239 | - | - | 4 946 | - | - |
Land Rover | 812 | 674 | 20% | 4 557 | 4 739 | -4% |
Volvo | 799 | 720 | 11% | 3 158 | 2 344 | 35% |
VW vans* | 660 | 450 | 47% | 3 195 | 2 653 | 20% |
Chery | 605 | 444 | 36% | 2 625 | 2 673 | -2% |
Subaru | 540 | 470 | 15% | 2 533 | 2 630 | -4% |
Mercedes-Benz Vans* | 498 | 759 | -34% | 2 749 | 2 731 | 1% |
Infiniti | 479 | 417 | 15% | 2 632 | 2 271 | 16% |
Citroёn* | 445 | 481 | -7% | 2 006 | 2 127 | -6% |
Peugeot* | 430 | 480 | -10% | 2 215 | 1 870 | 18% |
Porsche | 380 | 370 | 3% | 1 956 | 2 361 | -17% |
Suzuki | 332 | 343 | -3% | 2 039 | 2 883 | -29% |
Genesis | 228 | - | - | 515 | - | - |
FIAT* | 196 | 182 | 8% | 1 023 | 1 232 | -17% |
Haval | 182 | - | - | 869 | - | - |
Geely | 181 | 342 | -47% | 1 085 | 3 108 | -65% |
Jaguar | 175 | 298 | -41% | 1 205 | 721 | 67% |
Cadillac | 165 | 107 | 54% | 726 | 599 | 21% |
MINI | 151 | 121 | 25% | 694 | 623 | 11% |
Jeep | 125 | 78 | 60% | 747 | 606 | 23% |
Zotye | 108 | 21 | 414% | 469 | 74 | 534% |
smart | 100 | 41 | 144% | 338 | 135 | 150% |
Changan | 88 | 24 | 267% | 737 | 307 | 140% |
Isuzu* | 72 | 33 | 118% | 317 | 248 | 28% |
Iveco* | 52 | 50 | 4% | 176 | 318 | -45% |
DFM | 50 | 94 | -47% | 265 | 608 | -56% |
FAW | 50 | 63 | -21% | 230 | 500 | -54% |
Foton* | 36 | 9 | 300% | 124 | 27 | 359% |
Honda | 31 | 126 | -75% | 479 | 719 | -33% |
SsangYong | 16 | 92 | -83% | 70 | 1 020 | -93% |
Brilliance | 16 | 75 | -79% | 95 | 646 | -85% |
BAW* | 14 | 12 | 17% | 73 | 93 | -22% |
Hyundai LCV | 4 | - | - | 53 | - | - |
Chrysler | 2 | 2 | 0% | 5 | 16 | -69% |
Alfa Romeo | - | 12 | - | 0 | 53 | - |
Acura | - | - | - | - | 163 | - |
Daewoo | - | 1 136 | - | - | 8 574 | - |
Haima | - | - | - | - | 114 | - |
ИТОГО | 141 084 | 122 679 | 15,0% | 718 529 | 672 050 | 6,9% |
Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV
Модель | Бренд | Июнь | |||
2017 | 2016 | YoY | |||
1 | Granta | Lada | 8 552 | 7 219 | 1 333 |
2 | Rio | KIA | 8 032 | 8 629 | -597 |
3 | Solaris | Hyundai | 7 485 | 8 676 | -1 191 |
4 | Vesta | Lada | 6 609 | 5 128 | 1 481 |
5 | Creta | Hyundai | 4 012 | - | - |
6 | Duster | Renault | 3 923 | 3 889 | 34 |
7 | Polo | VW | 3 630 | 3 605 | 25 |
8 | RAV 4 | Toyota | 3 567 | 2 017 | 1 550 |
9 | Largus | Lada | 3 236 | 2 838 | 398 |
10 | Camry | Toyota | 3 156 | 2 976 | 180 |
11 | Sportage | KIA | 2 929 | 1 701 | 1 228 |
12 | Kaptur | Renault | 2 817 | 554 | 2 263 |
13 | Logan | Renault | 2 814 | 2 870 | -56 |
14 | XRAY | Lada | 2 761 | 1 795 | 966 |
15 | Rapid | Škoda | 2 709 | 2 118 | 591 |
16 | Sandero | Renault | 2 637 | 2 619 | 18 |
17 | Tiguan | VW | 2 552 | 846 | 1 706 |
18 | NIVA | Chevrolet | 2 488 | 2 868 | -380 |
19 | 4×4 | Lada | 2 270 | 1 925 | 345 |
20 | Octavia A7 | Škoda | 1 996 | 2 078 | -82 |
21 | Kalina | Lada | 1 941 | 1 303 | 638 |
22 | Terrano | Nissan | 1 880 | 1 213 | 667 |
23 | X-Trail | Nissan | 1 841 | 2 006 | -165 |
24 | on-DO | Datsun | 1 810 | 1 024 | 786 |
25 | CX-5 | Mazda | 1 746 | 1 279 | 467 |
Как напомнил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков, сокращаться российский автомобильный рынок начал уже давно, с марта 2013 года, а поскольку происходит это уже четвертый год подряд, можно сказать, что это закономерность.
Он отметил, что по-прежнему ни у кого нет точных данных, сколько в России продается автомобилей. Так, есть статистика AEB по легковым и легким коммерческим автомобилям, но в ней данные завышенные, импортеры заставляют дилеров заниматься приписками и показывать непроданные автомобили как реализованные,вводя в заблуждение общественность. Есть данные «Автостата» и «Автостата Инфо», основанные на регистрации легковых автомобилей в ГИБДД. Но в этой статистике, во-первых, не учитываются коммерческие автомобили, а во-вторых, следует понимать, что не все приобретенные в России машины регистрируются в нашей стране, они могут быть приобретены покупателями из Белоруссии, Казахстана и т.д.
Проанализировав все данные, а также ситуацию с продажами в дилерских центрах, РОАД вывел среднюю цифру и дал прогноз продаж на этот и следующий год. Так, в 2016 году ассоциация рассчитывает, что продажи не превысят 1 млн 300 тыс. - 1 млн 320 тыс. шт ., что на 18–19% меньше, чем в 2015 году. Прогноз на 2017-йеще скромнее - 1 млн 200 тыс. проданных автомобилей.
Из России уходят целые марки, сокращается число моделей.Так, по подсчетам РОАД, еще три года назад на российском авторынке было представлено около 500 моделей, сейчас их не более 300. Производители сжимают модельные линейки, оставляя лишь самые востребованные машины. Они не хотят тратить деньги ни на логистику, ни на сертификацию, так как потом эти средства сложно вернуть. Упали продажи даже в наиболее устойчивом премиум-сегменте, здесь неплохо обстоят дела лишь у Лексуса - благодаря обновлению модельной линейки. Падают продажи Volvo , Infiniti , Mercedes -Benz . Меньше стали приобретать даже автомобилей Porsche , а покупатели этой марки традиционно считались наименее чувствительными к колебаниям цен на рынке. Это говорит о том, что рынок насытился премиальными брендами, и теперь только необходимость в смене автомобиля или выход новой модели может привлечь покупателей.
Прекращены продажи Acura , практически ушла с рынка Honda , отметил Владимир Моженков. Причем это «тихий, мягкий уход по-восточному».Да, дилерамразрешено заключать договоры,заказывать и выкупать автомобили.Но это 100-процентная предоплата, а потом клиентам приходится ждать поставок более двух месяцев. Понятно, что они делают выбор в пользу тех марок, автомобили которых можно приобрести сразу. В результате закрываются дилерские центры бренда.
Неважно обстоят дела у дилеров Mitsubishi и Mazda - они работают на пределе возможностей, и сейчас для многих за счастье продать машины «в ноль», о прибыли уже не идет речи.
Обостряется конкурентная борьба между производителями. Соперничество сейчас идет не по качеству и технологиям, а по цене - выигрывает тот, кто предлагает самые дешевые модели.
На пресс-конференции было отмечено, что в целом меняется сам ландшафт дилерского направления. Дилеры начинают активнее развиватьсервисные методики и плотнее заниматься продажами подержанных автомобилей.
- В июне, согласно данным комитета автопроизводителей AEB , на российском рынке продано 122 633 автомобиля.
- Рынок автомобилей с пробегом в России уверенно растет. Так, в первом полугодии 2016-го продажи б/у автомобилей выросли на 11% .
Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.
Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.
Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.
Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .
Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.
В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).
«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.
Операция «Преемник»
Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.
По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.
Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)
# | Модель | Январь-ноябрь | ||
2017 | 2016 | Изм.,% | ||
1. | Kia Rio | 90 491 | 79 633 | 14 |
2. | Lada Granta | 83 384 | 78 953 | 6 |
3. | Lada Vesta | 69 336 | 48 160 | 44 |
4. | 63 673 | 82 338 | -23 | |
5. | 49 406 | 17 927 | 176 | |
6. | Volkswagen Polo | 42 994 | 43 390 | -1 |
7. | Renault Duster | 39 012 | 40 105 | -3 |
8. | Lada Largus | 30 090 | 26 460 | 14 |
9. | Toyota RAV4 | 29 740 | 28 445 | 5 |
10. | Lada XRAY | 29 583 | 17 299 | 71 |
11. | Chevrolet Niva | 27 796 | 26 727 | 4 |
12. | Renault Kaptur | 27 746 | 10 216 | 172 |
13. | Renault Logan | 27 306 | 26 541 | 3 |
14. | Renault Sandero | 27 277 | 25 524 | 7 |
15. | Skoda Rapid | 26 648 | 23 458 | 14 |
16. | Lada 4x4 | 25 936 | 24 720 | 5 |
17. | Toyota Camry | 25 288 | 25 535 | -1 |
18. | Volkswagen Tiguan | 24 383 | 9 029 | 170 |
19. | Kia Sportage | 22 431 | 17 264 | 30 |
20. | Skoda Octavia A7 | 20 594 | 19 719 | 4 |
21. | Lada Kalina | 18 166 | 19 238 | -6 |
22. | Nissan X-Trail | 18 127 | 16 310 | 11 |
23. | Nissan Qashqai | 17 856 | 16 892 | 6 |
24. | Datsun on-DO | 17 343 | 12 046 | 44 |
25. | Mazda CX-5 | 16 715 | 14 008 | 19 |
А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.
Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.
Заслуженное признание
В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).
«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.
Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.
В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.
«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.
Расслоение авторынка
Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.
Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.
А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.
Неубиваемая ГАЗель
На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.
Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.
В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.
В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.
«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.
Не хватает уверенности
Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.
Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.
В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.
А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.
Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители