Анализ рынка отечественных автомобилей год. Рынок тяжелых грузовиков в россии

В 2015 году, впервые с начала XXI века, Росстат зафиксировал снижение количества грузовых автомобилей (средне- и многотоннажных - HCV и CV класса*) на российских дорогах — на 10 тыс. единиц - до 3 млн. 830 тыс. На протяжении предыдущих полутора десятилетий отечественный парк грузовиков, пусть и с колебаниями, рос. Снижение числа грузовиков, безусловно, связано с общими экономическими трудностями (объем перевозок в 2015 году сократился на 7 %). Хотя общий тоннаж перевозок продолжал оставаться значительным - более 5 млрд. тонн. Протяженность автодорог общего пользования с 2000 года выросла практически вдвое. Удвоилась и средняя дальность перевозки грузов (до 50 км).

Объективно снижение численности грузового автопарка вызвано, в первую очередь, его физическим старением. На начало 2016 года средний возраст грузовых автомобилей в России превысил 19 лет. Три четверти автомобилей - старше 10 лет, две третьих - старше 15 лет. При этом экономический кризис привел к обвалу инвестиций транспортных операторов в обновление основных средств: с 2012 (313,2 тыс. шт.) по 2015 (125,6 тыс.) продажи грузовых автомобилей упали в 2,5 раза. Вместе с тем, с «возрастом» автомобиля нарастающим темпом увеличиваются удельные затраты на его содержание и ремонт, и падают показатели экономической эффективности на единицу пробега.

Таким образом, очевидно, что в ближайшие годы указанные факторы плюс государственные меры поддержки льготного кредитования и лизинга обеспечат достаточно быстрое восстановление рынка. Действительно, уже в достаточно сложном 2016 году рынок показал рост, хотя и очень скромный (4,2 %).

Структура грузового автопарка

По данным агентства Автостат на 01.07.2016 года в России насчитывалось 3,704 млн. грузовых автомобилей (CV и HCV). Из них:

По маркам грузовиков картина представляется следующей (данные на 01.07.2016 г.):

Производитель

Количество, тыс. шт.

Доля от общего числа, %

По итогам продаж в 2011-2016 году самыми популярными из крупнотоннажных автомобилей были признаны КамАЗ-65115, КамАЗ-43118 и КамАЗ-6520. Вообще, Камский автозавод продолжает удерживать лидерство в своем сегменте - 38 % рынка в 2016 году.

Смотрите также: запчасти на КАМАЗ

Как уже отмечалось выше, 75 % грузового автопарка составляют машины старше 10 лет. Больше всего машин 2007 года выпуска (около 150 тыс. шт.), меньше всего - 2009 года (менее 40 тыс.).

По концентрации автомобилей. Наибольшая плотность CV-HCV наблюдается в Центральном и Южном федеральных округах. Так, в Москве и в Московской области зарегистрировано 321,8 тыс. автомашин (8,72 % от общего числа), а в Краснодарском крае и Ростовской области 246,2 тыс. (6,7 %).

Интересно сравнить данные автопроизводителей по выручке от продажи продукции (в 227 млрд. руб. нетто в 2015 году) с данными об объемах рынка запасных частей на грузовые авто и расходных автокомпонентов. Последняя цифра составила в 2016 году 415 млрд. руб. (231 млн. товарных единиц). Структура затрат операторов на «расходники» такова: 148 млрд. руб. - автошины, 39 млрд. руб. — масла. Оставшиеся 228 млрд. руб. приходятся на запасные части. Самыми востребованными запчастями остаются детали топливных систем - 30 млрд. руб.

Как мы видим, валовые затраты собственников на поддержание транспорта в работоспособном состоянии сопоставимы с объемом рынка новых автмобилей. Учитывая достаточно скромные темпы обновления автопарка (53 тыс. машин или 1,4 % в 2016 г.) при неуклонном старении машин, следует готовится к дальнейшему росту спроса на запасные части наиболее популярных автомобилей.

Экологические тренды

Вектор предложения на рынке грузовых автомобилей в России сегодня задается ужесточением экологических стандартов. В связи с этим интересно рассмотреть структуру грузового автопарка по соответствию современным требованиям к уровню токсичных выбросов (данные 2015 года):

Как видим, действующим стандартам экологичности (Евро 4 и 5) соответствует только каждый 10-й автомобиль, а более 70 % не соответствует даже требованиям стандарта Евро 2.

Здесь заметим, что последние два десятилетия, именно жесткие требования по экологии, предъявляемые развитыми странами (США и ЕС), защищают их рынки от наплыва дешевой техники из Китая.

Повышение экологичности двигательных установок идет несколькими параллельными путями: снижение токсичных выбросов двигателей внутреннего сгорания на традиционном топливе, переход на природный газ, создание грузовых электромобилей и грузовиков с гибридной силовой установкой. Магистральным направлением здесь остается совершенствование традиционных двигателей: повышение эффективности каталитических нейтрализаторов, применение турбонаддува, систем прямого впрыска топлива и роботизированных коробок передач, улучшение аэродинамических показателей.

Ежегодно в мире продается порядка 100 тыс. грузовых машин с электрической или гибридной энергетической установкой (объем продаж коммерческих автомобилей в мире — 23 млн. шт., включая малотоннажные LCV и автобусы). Серьезным недостатком электромобилей остается малый запас хода. Так, на автосалоне в Ганновере IAA-2016 Daimler представил 3-хосный концепт Urban eTruck полной массой 26 тн. При суммарной мощности двух мотор-колес в 340 л.с. его «дальнобойность» составляет лишь 200 км, что требует очень высокой плотности авто-зарядных станций. Для грузовых гибридов серьезным ограничением остается конструктивная сложность (КПП-«робот», насыщенность электроникой) и, соответственно, высокая стоимость. Конкурентоспособная цена таких автомобилей в настоящее время обеспечивается только государственным субсидированием.

Более привлекательным на сегодня экологически чистым видом грузового автотранспорта выглядят машины, работающие на газомоторном топливе. Выставленный на том же автосалоне прототип Iveco Z использует в качестве топлива сжиженный биометан и харатеризуется нулевым выбросом СО 2 . Полной заправки горючего (1200 л) хватает на 2200 км пути.

Беспилотное будущее

Другим перспективным трендом развития является оснащение автомобилей цифровыми системами коммуникации: внутренней (обмен данными между отдельными агрегатами и системами автомобиля) и внешней (подключение автомобиля к глобальным сетям хранения и обработки данных). Широкое распространение получает онлайн-обмен информацией между водителем и интегратором данными о состоянии дорожной инфраструктуры: информацией о пробках, ремонтах, авариях на дороге, доступности автозаправок...

Кроме того, все в большей степени, контроль и анализ технического состояния узлов, систем и автомобиля в целом возлагается на бортовой компьютер. Детализируется и усложняется контроль состояния систем автомобиля с одновременным его анализом бортовым компьютером. Развитие таких технологий обеспечивает выявление неисправностей на самых ранних стадиях, что повышает долю времени эффективного использования машин и делает их вождение более безопасным. С 2011 года Daimler Trucks устанавливает на грузовики Actros для европейского рынка систему FleetBoard: бортовой компьютер подключен к CAN-шине грузовика и считывает данные блоков управления двигателем, коробкой передач и, приводом. В режиме онлайн данные передаются в дата-центр (Штутгарт), где хранятся на сервере 12 месяцев. В США к внешним системам навигации подключены 5,8 млн. единиц коммерческого автотранспорта (в ЕС - 5,3 млн.). Создание полноценных систем автономного вождения автотранспорта представляется делом ближайшего будущего. В это вкладываются достаточно серьезные средства, в т.ч. и в нашей стране. Так, КамАЗ планирует до 2020 года выделять на создание беспилотных автомобилей не менее 400 млн. руб. ежегодно.

Российские новинки

В текущем году отечественный лидер грузового автомобилестроения запустил в серию дальнемагистральный бортовой тягач КамАЗ-65208 с колесной формулой 6х2. Инновацией здесь стала неведущая задняя ось, которая может приподниматься при движении порожняком. Ось может подниматься как по команде водителя, так и автоматически - в зависимости от нагрузки на ось. Такое решение снижает трение качения и, следовательно, расход топлива и износ шин, повышает маневренность (снижается радиус разворота). Автомобиль оснащен мерседесовским дизелем OM 457LA рабочим объемом 11,9 л и заявленной мощностью 401 л.с. Полная масса автомобиля 26 тн, грузоподъемность - 16,8 тн. Кроме того, грузовик отличается повышенной допустимой нагрузкой на переднюю ось (9 тн) и широкие шины (385/55R22,5). Кабина Axor со спальником тоже от Мерседеса. Коробка передач - 12-и ступенчатый «автомат» AS Tronic. В конце 2016 года автомобиль получил европейское Одобрение Типа Транспортного Средства (ОТТС), дающее возможность использования в странах ЕС.


Новый КАМАЗ с подъемной осью

Также, планируется приступить к оснащению всех серийных машин ADAS-системами распознавания препятствий, дорожной разметки и контроля полосы. Изменится и экстерьер: на смену пластиковому бамперу придет металлический, будут внедрены электропривод и обогрев зеркал заднего вида, солнцезащитные козырьки. Появится светодиодная оптика.

Вообще, Камский автогигант основную ставку делает на широкое применение адаптированных компонентов иностранной разработки - результат многолетней политики локализации производства. Так для соответствия стандарту Евро-5 устанавливаются немецкие двигатели Dimler и американские Cummins.


Урал NEXT с газодизельной опцией

Уральский автозавод запустил в производство модель Урал-Next с газодизельным двигателем ЯМЗ. В планах - автомобили, работающие на чистом метане и биотопливе.

Минские автостроители начали производство шасси МАЗ -6318H9 (формула 6х6) полной массой 33,9 тн, грузоподъемностью 21,5 тн (передняя ось - 7,9 тн), максимальная масса автопоезда - 65 тн. Машина оснащена рядным 6-и цилиндровым дизелем ЯМЗ мощностью 412 л.с. По требованию заказчика могут устанавливаться двигатели производства Mercedes-Benz, MAN или Cummins. Варианты КПП: 12-ступенчатая «механика» Fast Gear 12JS200TA или 16-ступенчатая ZF 16S2525T0.

В условиях государственной защиты отечественного рынка грузовиков высокими ввозными пошлинами и мерами льготного кредитования основным конкурентным преимуществом российских производителей является низкая цена продукции. В последнее десятилетие «низкого рынка» средняя загрузка мощностей отечественных производителей грузовиков колебалась около 35 %. Следовательно, повышение объемов производства позволит за счет эффекта масштаба снизить себестоимость и удержать ценовые преимущества своей продукции.

Однако, меры государственной поддержки распространяются и на иномарки, произведенные на территории РФ и с ростом локализации иностранных производств (Ford Sollers, Scania, Mitsubisi) для потребителя сохранится возможность выбора в рамках одного ценового сегмента. Кроме того, на российский рынок достаточно агрессивно вошли китайские автопроизводители. Так в марте 2017 года JAC Motors запустил в России программу trade-in.

Дополнительной фактором при выборе в пользу иностранного автомобиля традиционно становится предсказуемость поведения (безотказность и долговечность) в зависимости от условий эксплуатации. Но здесь же и дополнительный запас для роста отечественных конструкторов и производителей автомобилей и запасных частей.

*В настоящей статье применяется адаптированная международная классификация грузового автотранспорта по полной массе:

  • - малотоннажные коммерческие автомобили полной массой до 3,5 тн;
  • - среднетоннажный транспорт - от 3,5 до 16 тн;
  • CV - многотоннажные грузовики полной массой свыше 16 тн.

Что происходит с нашим автопромом, какова ситуация на автомобильном рынке страны, какое будущее ждет отечественную автомобильную отрасль и рынок в году наступающем? Ответы на эти вопросы как раз и пытались найти участники состоявшейся 19 декабря 2017 года конференции «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2017 году и перспективы развития отрасли на 2018 год».

Наиболее полная характеристика ситуации на российском рынке автотехники и в национальной автомобильной промышленности была дана в докладе, подготовленном «АСМ-холдингом» (поскольку нынешний год еще не завершился и данных по продажам в декабре пока нет, 2017-й характеризуют прогнозные данные, что, впрочем, вряд ли сколько-нибудь исказит общую картину).

Продажи легковых автомобилей. Как видим, в 2017 году они вырастут на 8,8% после пяти лет падения. И в ближайшие несколько лет продолжат расти примерно в том же темпе. Если, конечно, не разразится очередной кризис.

Обратим внимание, что за последние пять лет основную массу реализуемых в стране автомобилей составляет продукция иностранных брендов, изготовленная в России с большей или меньшей степенью локализации.

Продажи грузовиков по итогам года тоже выходят в плюс. Как видим, в отличие от легковушек здесь превалирую отечественные бренды. Причем, что интересно: по прогнозу «АСМ-холдинга» продажи будут расти в обозримой перспективе, при этом процент импортируемых грузовиков в их общем количестве станет сокращаться. Ну удивительно: Volvo, Renault, Iveco, Mercedes-Benz, ISUZU и FUSO построили в стране собственные заводы. Правда, у большинства локализация – минимальная, а о локализации силовых агрегатов или агрегатов трансмиссии речи вообще не идет.

Рынок автобусов растет, и этот рост, пусть и незначительный, будет продолжаться и дальше. Поскольку при закупках городских автобусов приоритет однозначно отдается отечественным моделям, их поставки превышают две трети от общего объема. Свою лепту вносит доминирование «Газели» на рынке микроавтобусов.

Зарубежные модели российской сборки – это главным образом микроавтобусы, выпускаемые на тех же заводах, что и малотоннажники (Ford-Sollers).

В 2017 году производство легковых автомобилей вернулось к росту на волне реализации отложенного спроса, накопленного за четыре предыдущих года, когда их продажи в стране сокращались.

Увы, доля исконно отечественных легковушек колеблется вокруг отметки 300 тыс. и вряд ли уже когда-нибудь существенно вырастет. Потому что АВТОВАЗ уже принял решение в ближайшие несколько лет отказаться от двух чисто отечественных платформ («Калина/Гранта» и «Нива») в пользу платформ альянса «Рено-Ниссан». Ну а объемы производства УАЗа с его «замороженным» модельным рядом на ситуацию значительного влияния не оказывают.

Позитивная новость – рост экспорта, который, правда, до уровня 2013-го доберется в лучшем случае года через три.

То, что российский производитель проиграл борьбу за собственный рынок легковых автомобилей, подтверждается диаграммой из доклада Министерства экономического развития. Уходят не только платформы «Калина/Гранта» и «Нива» – за ними следом в ближайшей перспективе отправится платформа «Шеви-Нивы» (срок ее Одобрения типа скоро истечет), а в чуть более отдаленном будущем – и сильно устаревшие платформы УАЗа. В итоге в массовом сегменте остается лишь платформа «Лада Веста», но и ее существование на фоне неудержимой экспансии на «АВАТОВАЗ» альянса «Рено-Ниссан» не может внушать оптимизма.

В производстве грузовиков – рост, и для текущей экономической ситуации очень неплохой. Причем здесь – пока полное доминирование отечественных марок. Хотя… В новых моделях все меньше отечественных комплектующих, а нынешний камский флагман, магистральный седельный тягач КАМАЗ-5490, локализован лишь на 20%. Экспорт есть, он растет, правда, микроскопическими темпами, и вряд ли в ближайшие шесть-семь лет выйдет на уровень экспорта 2013 года. Хотя, вполне возможно, что «АСМ-холдинг» в своих прогнозах излишне осторожничает: и КАМАЗ, и "Группа ГАЗ" всеми силами стараются продвинуть свою автотехнику за рубеж.

А вот экспорт автобусов, хотя и пребывает фактически «на дне», уровня 2013 года должен достигнуть уже в 2019-м, после чего продолжит набирать обороты. Увы, рост экспорта ожидается меньше роста производства в целом.

С нынешней закредитованностью российских регионов не очень понятно, в чем кроется потенциал этого роста. Разве что будут введены давно обещанные ограничения срока службы автобусов, которые заставят перевозчиков массово и в срочном порядке обновить парк. Правда, самих перевозчиков в этом случае станет много меньше.

Как чувствует себя производство автотехники не только в России, но в странах СНГ? Смотрим таблицу. За Россией – подавляющее большинство. Правда, в ближайшей перспективе стоит ждать значительных изменений в Беларуси, где в следующем году введут в строй завод одной из китайских компаний производственной мощностью 60 легковых машин в год.

Почему производство автомобилей в России растет несмотря на затяжную экономическую стагнацию? Помимо отложенного спроса влияет и финансовая поддержка отрасли со стороны государства. На графике, продемонстрированном в докладе аналитического центра при правительстве страны, хорошо видно, как эта поддержка менялась год от года. В график включены в том числе компенсационные выплаты по утилизационному сбору.

У аналитического центра при правительстве России тоже есть прогноз продаж и производства легковых автомобилей в стране на 2017 – 2018 годы. И по отношению к году наступающему в сравнении с прогнозом "АСМ-холдинга" он несколько оптимистичнее.

Как видим, подавляющее большинство проданных внутри страны автомобилей – российского производства. Но эта картина поверхностна. Потому что в самих выпускаемых у нас год от года машинах российского остается все меньше и меньше.

В докладе, подготовленном КАМАЗом, прекрасно видно, как меняется доля ведущего российского производителя тяжелых грузовиков на внутреннем рынке коммерческих автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. Небольшая просадка в текущем году связана с недостаточными поставками новейшего магистрального тягача КАМАЗ-5490, спрос на который превышает предложение. Рост рынка в 2017-м со стороны КАМАЗа был недооценен и теперь ощущается нехватка комплектующих немецкого производства, что сдерживает выпуск КАМАЗ-5490.

Прогнозируемое сокращение доли КАМАЗа в 2018 году, показанное на предыдущем графике, отчасти связано с тем, что спрос на классическую камскую линейку на рынке не столь высок, как на более современные модели конкурентов, и неумолимо уменьшается. Остается ждать принципиально новый КАМАЗ с кабиной К5, который полностью обновит производственную линейку завода.

Самое впечатляющее достижение КАМАЗа – рост рыночной доли в сегменте магистральных тягачей, где прежде завод никогда не присутствовал. Причина роста – освоение в серии КАМАЗ-5490, правда, созданного на основе импортных комплектующих.

В докладе «Роланд Бергер» – основные тренды мирового автопрома. Главные из них – роботизация и электрификация транспорта. Доклад называет реализацию этих трендов – революцией в автотранспорте и в автомобилестроении.

Электрификация транспорта наиболее активно идет там, где на это есть воля, а значит – и финансовая поддержка государства. Но у каждого из таких государств – собственная тактика поддержки продвижения электромобилей.

А как обстоят дела робото-электрической революцией в России? Ее веяния должны быть учтены в новой правительственной программе развития отечественного автопрома на период до 2025 года, о которой в общих чертах было рассказано в докладе российского минэкономразвития.

Присоединение российского автопрома к современным мировым трендам, по мнению минэкономразвития, позволит выйти на новые рынки – судя по предыдущим графикам и диаграммам сделать это с традиционной продукцией шансов немного.

А если тренды пройдут мимо? Как пророчествует данный слайд, в таком случае России уготована роль площадки для сборки устаревших моделей. Впрочем, если взвесить все за и против подобного развития ситуации, еще неизвестно, проиграет национальный автопром, или, напротив, сможет извлечь из этого пользу.

Константин Закурдаев


Рынок НОВЫХ MCV в России

Категорию среднетоннажных грузовых автомобилей (МCV) образуют транспортные средства полной массой от 3,5 до 16 тонн. В прошлом году продажи таких машин на российском рынке выросли на 13% до 19,6 тысячи единиц, прервав таким образом четырёхлетнее падение.


На рынке «среднетоннажников» с результатом 7,8 тысячи машин (+7%) продолжает первенствовать Горьковский автозавод, хотя его доля и опустилась ниже 40%. На второе место, продемонстрировав отличную динамику в 43,8%, с показателем 2,8 тысячи единиц поднялся лидер среди иномарок - Isuzu. Теперь каждый седьмой проданный в сегменте MCV автомобиль принадлежит этому японскому бренду. КАМАЗ хоть и сохранил свою долю, показав динамику продаж не хуже среднерыночной, тем не менее, реализовав 2,4 тысячи среднетоннажных грузовиков, опустился на третью ступень пьедестала. Взглянув на оставшихся отечественных автопроизводителей из первой десятки, отмечаем, к сожалению, снижение их продаж, в отличие от японских, демонстрирующих наилучший рост реализации.


Четвертую строчку рейтинга сохранил Hyundai - автомобили корейской марки выбрали 1,5 тысячи покупателей (+3,3%). В пятерку лидеров с показателем 1,2 тысячи проданных машин (+72,2%) вошёл японский HINO. Отметим, что на первую пятёрку приходится практически 80% продаж среднетоннажных грузовиков.



Саранский завод автосамосвалов (SAZ), реализация которого снизилась на 20% до 1,1 тысячи автомобилей, обосновался на шестой позиции. На седьмом месте остался японский Mitsubishi Fuso (877 шт.; +43,1%). За ним следуют «среднетоннажники» Iveco, которых в 2017 году продали в количестве 497 штук, что на 9% выше показателя годичной давности. Замыкают ТОР-10 лидеров сегмента MCV российские бренды URAL и NEFAZ. У обоих падение продаж превысило 15%, а реализация составила 481 и 317 грузовиков соответственно. Стоит также упомянуть немецкий MAN, продукция которого нашла в России 201 покупателя (+139,3%). Доля остальных участников рынка составила менее 1%.



Региональная структура рынка новых MCV

По итогам 2017 года в России было реализовано 19,6 тысячи грузовиков полной массой от 3,5 до 16 тонн, что на 13% больше по сравнению с предыдущим годом. Отметим, что в отличие от Европы среднетоннажные автомобили в нашей стране не так популярны, как крупнотоннажные. Они занимаютчетвёртую часть общего рынка грузовиков.


Как и в других сегментах российского рынкакоммерческой техники, лидером по объему реализации «среднетоннажников» является Центральный ФО с долей почти 34%. В прошлом году здесь нашли покупателей 6,6 тысячи таких машин, что на 18,3% выше показателя 2016 года. Более 60% из этого количества были проданы в Москве (2,7 тыс. шт.; +22,8%) и Подмосковье (1,4 тыс. шт.; +5,2%), которым суммарно принадлежит пятая часть от всего отечественного рынка. Такая же доля приходится на Приволжский ФО, занимающий вторую строчку вфедеральном рейтинге. Реализация в нём увеличилась практически на 15% и превысила 4 тысячи единиц. Крупнейшим рынком сбыта в регионе является Татарстан, в котором было продано 820 грузовиков полной массой от 3,5 до 16 тонн (+79,8%). Третьим по объему продаж является Уральский ФО - реализация около 2,7 тысячи таких машин (+37,1%) обеспечила ему почти 14%-ную долю рынка. Отметим, что входящая в состав УФО Челябинская область заняла третье место в региональном рейтинге и первое среди нестоличных субъектов РФ с показателем 1,3 тысячи экземпляров (+70,1%).


На четвёртую позицию поднялся Сибирский ФО, в котором наблюдаем увеличение спроса на 17,3% до 2 тысяч единиц. Далее идут три федеральных округа, в которых зафиксирована отрицательная динамика продаж. Это: Северо-Западный ФО - 1,6 тысячи единиц (-10,6%), Южный ФО (1,5 тыс. шт.; -2,3%) и Дальневосточный ФО (664 шт.; -18,3%). При этом в Северо-Западном ФО около 45% реализации среднетоннажных грузовиков пришлось на Санкт-Петербург (706 шт.; -11,5%), который входит в первую пятёрку регионального рейтинга. Меньше всего «среднетоннажников» продаётся в Северо-Кавказском ФО - 480 автомобилей (+11,1%).



Прогноз развития рынка MCV в России

По итогам 2017 года выяснилось, что развитие рынка MCV происходило в соответствии с базовым сценарием прогноза, составленным в начале года. Этот сценарий предусматривал рост рынка на 10% с достижением объема продаж в 19 тыс. автомобилей. Реальный объем продаж получился 19,6 тыс. автомобилей, т.е. превысил прогноз на 3%.


Анализ макроэкономических факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на годовой объем продаж MCV, показал, что наряду с позитивными тенденциями, стимулирующими рост продаж, продолжают присутствовать и негативные, тормозящие рынок. Так, в частности, заметное снижение и стабилизация курса евро и наметившаяся тенденция роста годового оборота розничной торговли будут способствовать развитию рынка как в 2018 году, так и в последующие годы. Напротив, существенное снижение среднегодовой численности работников, занятых в обрабатывающей промышленности и строительстве, свидетельствует о наличии процесса стагнации в экономике и, как следствие, будет препятствовать росту продаж автомобилей. Определен ное негативное влияние на рынок МCV будет оказывать и ощутимый рост цены дизельного топлива. В то же время, по нашему мнению, в 2018 году значительное стимулиру ющее воздействие должен обеспечить фактор отложенного спроса, который может даже придать рынку заметное ускорение.


При составлении прогноза рынка МCV на 2018 - 2020 гг. как обычно были рассмотрены три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный.


Согласно базовому сценарию развития, рынок МCV в 2018 году может вырасти примерно на 21%, т.е. до объема в 23,8 тыс. автомобилей. По оптимистичному сценарию рост рынка может достичь 28%, а общий объем продаж - 25 тыс. автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает умеренный темп роста - около 12%, или 22 тыс. машин. В дальнейший период 2019 - 2020 гг. рост рынка МCV продолжится, однако в зависимости от сценария динамика роста будет заметно отличаться. По базовому сценарию рост может составить: 16% - в 2019 г. и 10% - в 2020 г. Такая динамика может уже в 2019 году обеспечить выход рынка на уровень объема рынка 2014 года. При реализации оптимистичного сценария объем продаж в 2020 году может достичь 33 тыс. машин и сравняться с объемом рынка 2013 года.


Полагаем, что основным «драйвером» рынка МCV в 2018 году выступит отечественная марка ГАЗ благодаря успешным продажам своей новой модели «ГАЗон NEXT». Если учесть, что объем продаж этой модели может вырасти как минимум на 40%, то ГАЗ укрепит свою лидирующую позицию, увеличив за год рыночную долю с 40% до 42%. В то же время две другие российские марки САЗ и «УРАЛ», входящие в «Группу ГАЗ», вряд ли смогут показать успешную динамику продаж. Объем продаж САЗ в лучшем случае останется на прошлогоднем уровне, а в худшем - может снизиться до 5%. Объем продаж марки «УРАЛ», вероятнее всего, сохранится на уровне прошлого года. В целом продукция «Группы ГАЗ» может занять около 48% рынка.


Автомобильная техника «Группы КАМАЗ», суммарно занявшая в 2017 году около 14% рынка, в 2018 году может снизить эту долю до 12% вследствие отставания от темпа роста рынка. Предпол агаемый рост продаж среднетоннажных грузовиков КАМАЗ может составить около 9 - 10%, а объем продаж техники НЕФАЗ, скорее всего, останется на прошлогоднем уровне.


Из зарубежных марок наиболее сильную позицию на рынке МCV в 2018 году будет продолжать демонстрировать японская Isuzu, успешно расширяющая свое локализованное производство. Объем продаж Isuzu может достичь 3600 автомобилей, обеспечив ей рыночную долю в 15%. Среди других ведущих зарубежных брендов высокую динамику продаж могут показать Hino и Mitsubishi Fuso. Первая имеет потенциал роста до 44%, а вторая - до 25%. Рост продаж Hyundai, занимающей около 7% рынка, вероятнее всего, будет умеренным - около 10%. Примерно такой же темп роста можно ожидать и у Iveco, занимающей небольшую долю рынка в 2,5%.


Стоит подчеркнуть, что рассмотренная выше десятка ведущих марок среднетоннажных грузовиков практически полностью будет определять состояние рынка МCV в 2018 году, так как суммарно обеспечивает более 96% объема продаж.




По материалам аналитического агентства "АВТОСТАТ".

Продолжение читайте завтра...

22207 / 26.03.2018


На главной странице портала вы найдете удобную форму для поиска объявлений по . Также вы можете совершенно бесплатно разместить свое предложение о .

Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.


Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.

Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.

Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .

Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.

В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).

«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.

Операция «Преемник»

Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.

По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-ноябрь
2017 2016 Изм.,%
1. Kia Rio 90 491 79 633 14
2. Lada Granta 83 384 78 953 6
3. Lada Vesta 69 336 48 160 44
4. 63 673 82 338 -23
5. 49 406 17 927 176
6. Volkswagen Polo 42 994 43 390 -1
7. Renault Duster 39 012 40 105 -3
8. Lada Largus 30 090 26 460 14
9. Toyota RAV4 29 740 28 445 5
10. Lada XRAY 29 583 17 299 71
11. Chevrolet Niva 27 796 26 727 4
12. Renault Kaptur 27 746 10 216 172
13. Renault Logan 27 306 26 541 3
14. Renault Sandero 27 277 25 524 7
15. Skoda Rapid 26 648 23 458 14
16. Lada 4x4 25 936 24 720 5
17. Toyota Camry 25 288 25 535 -1
18. Volkswagen Tiguan 24 383 9 029 170
19. Kia Sportage 22 431 17 264 30
20. Skoda Octavia A7 20 594 19 719 4
21. Lada Kalina 18 166 19 238 -6
22. Nissan X-Trail 18 127 16 310 11
23. Nissan Qashqai 17 856 16 892 6
24. Datsun on-DO 17 343 12 046 44
25. Mazda CX-5 16 715 14 008 19

А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.

Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.

Заслуженное признание

В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).

«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.

Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.

В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.

«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.

Расслоение авторынка

Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.

Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.

А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.

Неубиваемая ГАЗель

На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.

Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.

В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.

В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.

«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.

Не хватает уверенности

Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.

Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.

В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.

А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.

Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители