Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования. Разрешенные габариты грузов для автомобильных перевозок Максимальная длина от края транспортного средства

Грузоперевозки очень развиты в наше время. Встретить на трассе фуру - это данность, а не редкость. Таких машин становится все больше, да и сами они становятся все больше. По этой причине сегодня поговорим о максимальной длине автопоезда и всем том, что с этим вопросом о габаритах связано, кроме этого, затронем и ситуацию в других странах, а также перспективы развития сферы.

ПДД

Максимальная длина автопоезда по действующим правилам составляет двадцать метров (при наличии одного прицепа). В правилах дается четкое разъяснение по длине. Одиночное транспортное средство должно не превышать в длину двенадцать метров, прицеп для автотранспорта также не должен быть длиннее, чем двенадцать метров, а максимальная длина автопоезда с прицепом, как мы уже сказали выше, должна быть не больше, чем двадцать метров в длину.

Важно сказать о том, что в длину автопоезда включается и длина (дышла). К примеру, грузовик в длину составляет десять метров, его прицеп также имеет длину в десять метров, но не стоит забывать, что дышло прицепа составляет два метра, итого длина автопоезда составит двадцать два метра, а не двадцать метров. В этом случае максимальная допустимая длина автопоезда будет превышена на два метра. Это нарушение, это стоит учитывать.

Другие габариты

Но не длиной одной измеряются габариты. Максимальную длину автопоезда мы выяснили, теперь самое время сказать про другие его допустимые габариты. В правилах четко говорится, что по ширине автопоезд должен укладываться в габарит равный 2,55 метра (2,6 метра - для рефрижераторов и изотермических кузовов). Если говорить про высоту, то есть ограничение в четыре метра над поверхностью дорожного покрытия.

Допускается в автопоездах перевозить груз, который на два или менее метра выступает за заднюю грань прицепа. Кроме этого, допускается движение автопоезда с двумя и более прицепами, но это регламентируется отдельными правилами. Это неоднозначный вопрос, его мы затронем ниже.

Реалии

Все мы знаем, что сотрудники ГИБДД не упускают возможность пообщаться с водителем автопоезда. Водители говорят, что в автопоезде всегда есть что-то такое, что является нарушением.

Хотя есть и такие водители автопоездов, к которым просто нет варианта придраться. В первую очередь сотрудников ГИБДД интересуют именно вопросы о том, а укладывается ли автопоезд в габариты, которые действуют в стране. Это касается и веса, и длины, и всего прочего. Об этом нужно помнить и стараться не давать повода сотруднику ГИБДД выписывать штраф за какие-либо нарушения в законодательной базе нашей страны.

Трехзвенные автопоезда: история

Трехзвенные автопоезда появились очень давно, считается, что впервые такой вариант был обкатан в Германии. В то время не было никаких строгих и жестких норм, которые касались бы веса и длины автопоездов. Тогда все ограничивалось возможностями техники.

В начале шестидесятых годов прошлого столетия вся Европа приняла общие и привычные нормы. Но все перевозчики очень рьяно стремятся к увеличению этих действующих параметров. Эта инициатива возникла в конце восьмидесятых годов двадцатого века в Германии, тогда получилось обкатать несколько трехзвенных автопоездов по дорогам своей страны.

Трехзвенные автопоезда: СССР и Россия

Старые дальнобойщики и любители кино СССР вспомнят, что на просторах нашей страны раньше проскакивали автопоезда с более чем одним прицепом в составе. Два, а то и три прицепа за собой цепляли активисты-шоферы, которые возили зерно. И по городу в то время ездили условные ГАЗ-53, за которые цепляли целые «бусы» из бочек с квасом. Но после 1996 года такие автопоезда больше не встречаются на наших дорогах.

Есть оговорка в законе, что можно включить в состав автопоезда два и более прицепов, если есть соответствующее разрешение. Но если бы все было так просто, то такие автопоезда встречались бы на трассах в наше время, а их нет. Значит, все не так просто, да и российский бюрократизм с собиранием справок и бумажек никто не отменял. Наверное, водителю-дальнобойщику будет проще сделать два рейса, чем собрать все необходимые документы, к сожалению.

Трехзвенные автопоезда: другие страны

Сегодня в этом вопросе самой либеральной страной в Европе считается Голландия (эта страна не только в автопоездах имеет существенные послабления в законодательстве). В стране есть пятьсот трехзвенных автопоездов (длина до двадцати пяти метров, полная масса шестьдесят тонн), в основном сюда относятся контейнерные перевозки.

Есть в Европе и скандинавы, они всегда имели свои нормы на этот счет. Раньше все ограничивалось цифрами в двадцать метров длины и пятьдесят тонн полной массы, затем цифры подросли до двадцати пяти метров и шестидесяти тонн, соответственно. Сегодня габарит автопоезда по длине не должен превышать тридцать метров, а сам автопоезд должен уложиться в семьдесят шесть тонн полной массы по весу.

Примечательно, что в одно время финский автопоезд с двумя прицепами ходил у нас по стране (маршрут Хельсинки - Москва - Хельсинки), происходило это по специальному межправительственному соглашению между двумя странами.

Сегодня в Финляндии на внутренних дорогах можно увидеть автопоезд, в состав которого входит два прицепа по сорок метров или же четыре прицепа по двадцать метров. В Швеции пошли еще дальше. У них идет эксперимент и в нем проверяют себя в деле автопоезда с полной массой до девяноста тонн!

В США такие перевозки тоже встречаются, сложность состоит в том, что в разных штатах США действуют свои законы и правила. Штат Мичиган выделяется на фоне всех других. Тут можно увидеть на дороге автопоезд полной массой до восьмидесяти шести тонн, но у таких автопоездов много колесных осей, чтобы снижать нагрузку на дорожное полотно.

В Канаде, Латинской Америке и даже в Африке также есть «трехзвенники». А В Бразилии можно встретить вообще комбинацию, которая выходит за пределы разумного! В стране есть комбинации, при которых разрешенная длина автопоезда составляет солидных тридцать метров, при полной массе в восемьдесят тонн!

Но это еще не все. В данном вопросе впереди планеты всей оказалась Австралия. Тут есть автопоезда, которые ограничиваются ста шестьюдесятью тоннами! Эта цифра просто поражает сознание нашего дальнобойщика, а в Австралии этому никто не удивляется.

Сложности России

Как можно понять из вышесказанного, трехзвенные автопоезда не являются редкостью в мире. А что у нас? Справедливости ради скажем, что рекордные автопоезда ходят в странах с благоприятным климатом. Наш асфальт и так в ужасном состоянии, а если на нем ставить рекорды автопоездами, то он вообще исчезнет.

Да, конечно, наши соседи из скандинавских стран тоже живут в климате, который схож с нашими суровыми северными регионами, однако максимально разрешенная длина автопоезда в тех странах не сокращается, а только растет. Но есть в нашей стране капля грусти. У нас нет порядка, у нас нет дорог, а без этого никуда. Будем надеяться, что скоро все изменится в лучшую сторону.

Дороги России

Каждый автомобилист в курсе, что порой очень сложно обогнать автопоезд на обычной дороге. А если максимальная длина автопоезда в России вырастет? Проще обгонять точно не станет. В странах Европы и Запада трассы широкие и как минимум имеют по две полосы для движения в каждую сторону. У нас таких дорог единицы.

Также у нас есть такие места на дорогах, где просто не получится маневрировать на тягаче, если максимальная длина автопоезда в России будет равна аналогичному показателю в странах Запада. К сожалению, наша инфраструктура еще не готова к таким событиям.

Автопарк России

Но нельзя просто ругать наше правительство за то, что наши дороги не готовы к такому, что инфраструктура не готова, что мосты не будут выдерживать и прочее. Нужно сказать немного и о нас самих. Ведь если что-то разрешается русскому человеку, то он начинает пользоваться этим без раздумий.

Вот представьте себе ситуацию, как у нас в стране разрешат без проблем ездить на многозвенных автопоездах. И тут наш вымышленный дальнобойщик-частник купит себе старый КАМАЗ или МАЗ, который собрали в рассвет времен СССР, и зацепит за него пару прицепов, затем он загрузит все под завязку, чтобы кое-как уложиться в норму, и выедет на трассу. Насколько это будет безопасно для самого водителя и других участников дорожного движения?

Проблему надо решать в комплексе, а не показывать на другие страны пальцем и говорить, что у них можно, пусть и у нас будет можно тоже. А на комплексное решение проблем нужно время и нужны средства. И время, и средства требуются колоссальные.

Платные дороги

Возможно, станут решением. Теоретически мощные надежные платные дороги, которые имеют по несколько полос для движения в каждую сторону и современную продуманную инфраструктуру, могут стать начальным решением для России.

Частные перевозчики могут начать пользоваться платными дорогами, чтобы получать еще больше прибыли со своих перевозок. Но не будем забывать, как непросто проходят в нашей стране нововведения. Не так давно в этом можно было убедиться, когда вводилась система "ПЛАТОН" для большегрузных автомобилей. Хотя в странах Европы и на Западе подобные системы есть и действуют уже очень давно. У нас же в стране все хотят получить все сразу и желательно бесплатно. Это повелось издревле и продолжается по сей день.

Лазейки

На некоторых тематических форумах есть следующая интересная информация, разберем ее на примере. Максимально разрешенная длина автопоезда у нас в стране регламентирована. А разрешение на включение двух прицепов в состав автопоезда получить почти нереально. Но наши водители нашли некий выход.

За условный КАМАЗ нельзя зацепить два прицепа, но этот же КАМАЗ может буксировать сломанный КАМАЗ с прицепом. Чем вам не длинный автопоезд, который укладывается в наше странное действующее законодательство? Конечно же, никто не утверждает, что сотрудники ГИБДД не догадаются, что вы хитрите.

Хотя на этих тематических форумах, где взята данная информация, есть пользователи, которые говорят, что они довольно успешно пользуются данной схемой. Будем надеяться, что это правда, а не их вымысел и хвастовство.

Модульный автопоезд будущего

Будущее уже рядом. Сегодня активно ведется разработка так называемого, модульного автопоезда. Есть некоторые разработки, которые уже близки к тестам и внедрению в реальные условия.

Суть заключается в том, что в первом большегрузе сидит водитель, а за этим большегрузом идет еще, к примеру, пять большегрузов. Эти пять автомобилей управляются компьютером и автоматикой. Они, по сути, копируют поведение и траекторию автомобиля с водителем.

На деле мы имеем шесть отдельных большегрузов, которые легко укладываются в любые нормы и требования габаритов и всего одного водителя. Конечно же, для таких целей нужны многополосные дороги, но идея сама по себе интересна и привлекательна.

Есть также такие наработки, что и в первой головной автомашине водитель не будет требоваться. И все это будет предельно безопасно. Это большой шаг вперед для грузовых перевозок в мире. Посмотрим, как быстро все это реализуется, внедрится и приживется.

Опять же, думается, что не наша страна станет площадкой для пилотных проектов с обкаткой таких инновационных нововведений, но последить за этой ситуацией, конечно же, хочется каждому современному автолюбителю.

Подытоживая

Сегодня мы узнали, какая максимальная длина автопоезда действует у нас в стране и каковы аналогичные показатели в мире. Нам есть куда стремиться и расти. Но нужно четко понимать, что сегодняшняя максимально разрешенная длина автопоезда в России взята не с неба, а рассчитана на наши реалии. Хочется верить, что мы догоним в данной области ведущие мировые страны уже в самое ближайшее время и не только обгоним, а даже вперед пойдем.

Для предотвращения опрокидывания грузовика обязательно необходимо учитывать сезонные особенности и риск воздействия шквальных ветров;

  • из-за размера объекта обзор водителя ограничен, вследствие чего он не может адекватно оценивать дорожную обстановку;
  • груз закрывает осветительные приборы, светоотражатели, опознавательные знаки, государственный номерной знак;
  • при транспортировке происходит загрязнение окружающей среды.

Правила транспортировки Автомобиль с негабаритным грузом, движущийся по дорогам, не должен разгоняться больше 60 км/час. При этом мосты следует преодолевать со скоростью не более 15 км/час. Особое внимание следует уделить техническому состоянию транспортного средства.

Что считается негабаритным грузом

Сегодня потребность перевозить большие грузы очень возросла. Для этого используют транспорт с повышенными требованиями грузоподъемности.
Негабаритный груз выступает за габариты автомобиля и превышает нормы ПДД. Он имеет определенные размеры:

  • по длине не должен превышать 20 метров;
  • по высоте 4 м;
  • по ширине он должен быть 2,55 метра.

Если эти параметры превышены, то для того, чтобы можно было перевозить негабаритный груз, необходимо получить специальное разрешение, регламентирующее его транспортировку.

Если водитель занимается перевозкой без этого документа, он нарушает ПДД и несет ответственность в виде штрафа, установленного законом, или лишается прав вождения автомобиля. Давайте рассмотрим, какой будет размер штрафа за неправильную транспортировку негабарита.

Транспортировка негабаритных грузов

Инфо

Именно поэтому транспортировка может проходить не по кратчайшему маршруту, а с выбором дорог с подходящим классом допустимой нагрузки. Знаки Знак, использующийся для обозначения негабаритных грузов: Знак «Автопоезд-длинномер»Длинномерное ТС.


При транспортировке опасных грузов автомобиль должен быть обозначен знаком: Автомобиль прикрытия Ранее, если длина груженного негабаритом ТС была больше 24 м, но меньше 30 м, а ширина более 3.5 м, но менее 4 м, то надлежащие условия для транспортировки могли быть созданы транспортной компанией без участия представителей ГИБДД. Но с 2014 года при перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов для обеспечения безопасности необходимо использовать автомобиль прикрытия.

Какой размер штрафа платят водители, если неправильно перевозят негабаритный груз или транспортируют его без разрешения в 2018 году? Изменился ли он? Штраф за негабаритный груз составляет 2 000 - 2 500 рублей для обычных водителей. Для должностных лиц, которые отвечают за перевозку, он будет 15 000 рублей, а юридические лица уже платят 500 000 рублей.
Если водитель не имеет возможности правильно размещать груз, ему нужно остановиться и устранить проблему или вообще отказаться от движения. Нужно быть внимательным и соблюдать все правила перевозки негабарита, чтобы не попадать под действие статьи КоАП 12.21 ч. 1 и не платить штраф в сумме 500 рублей.

Знак крупногабаритный груз размеры знака по госту

Общие требования к негабаритным перевозкам Поскоку транспортировка негабарита относится к технически сложным, а в ряде случаев и опасным процессам, к ней предъявляется ряд требований, соблюдение которых обязательно:

  • при размещении в кузове груза нужно исключить затруднение им обзора;
  • необходимо обеспечить надёжное крепление груза в кузове, чтобы избежать его самостоятельно передвижения и опрокидывания грузовика;
  • при транспортировке груз не должен затруднять или ограничивать управление транспортом;
  • запрещается загораживание грузом световых приборов автомобиля.

Компанией «Газелькин» соблюдаются все требования по транспортировке крупногабаритных грузов.

Какой размер штрафа за транспортировку негабаритного груза в 2018 году

Внимание

Особых правил следует придерживаться при движении транспортного средства (с грузом либо без), если:

  • высота ТС больше 4 м над уровнем дорожного полотна;
  • ширина превышает 2.55 м. Допустимый размер по ширине для прецепов-рефрежираторов и изотермических кузовов – 2.6 м;
  • длина автопоезда, в том числе и с одним прицепом, - 20 м;
  • длина автопоезда с двумя и более прицепа - 24 м;
  • габаритные размеры груза превышают габариты ТС более чем на 2 м.

Тяжеловесы Также специальное разрешение органов ГИБДД требуется при перевозке тяжеловесных грузов.

Значение имеет суммарный вес автомобиля и перевозимого объекта. Конкретные значения в разных странах могут отличаться, что обязательно следует учитывать при намеренье пересечь границу.

Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения в 2018 году

Грузовое такси «Газелькин» предлагает транспортировку негабарита различными видами автотранспортной техники. Опыт и профессионализм сотрудников компании является гарантией высокого качества выполнения работ.

Что считается негабаритным грузом К нему причисляются типы грузов, размеры и вес которых превышают установленные ПДД значения, применяемые в отношении допустимых к перевозке предметов. Опираясь на российские законы, к грузам этого типа можно причислить следующие:

  • выступающие спереди и сзади автотранспорта больше чем на 100 см;
  • выступающие по краям автомобиля свыше чем на 40 см.

Расчет ведётся вне зависимости от габаритов самой машины.

Таким образом, если при перевозке на малотоннажном грузовике выступающий за его пределы груз будет определён как негабаритный, при транспортировке его длинномером он будет относиться к обычному типу грузов.

23. перевозка грузов

  • Важно учитывать соответствие массы груза и максимальной грузоподъёмности автомобиля. При перегрузке авто увеличивается износ двигателя, рамы, шасси и колёс, снижается эффективность работы рулевого управления. Это создаёт риск аварии.
  • Качеству крепления и расположению груза в кузове также следует уделить максимум внимания. При его неустойчивом положении возникает риск падения груза или опрокидывания транспортного средства.
  • Перевозимые предметы при доставке не должны загрязнять окружающую среду и дорожное полотно, быть источниками повышенного шума.
  • Недопустимо закрытие грузом или его частью светоотражающих и световых приборов, номерных знаков автомобиля.

Доставку крупногабаритного груза должны выполнять специализированные компании - только в этом случае можно быть уверенным в её оперативности и безопасности.

Основные темы автомобильного портала

Чтобы гарантированно уберечь себя от проблем при оформлении заявления на получение спецразрешения и непосредственно при перевозке негабаритных грузов, рекомендуем ознакомиться со следующими приказами:

  • №107: представляет собой регламент для госорганов по оформлению разрешений;
  • №258: регламентирует правила выдачи разрешений;
  • №7: устанавливает правила, обеспечивающие безопасность при перевозке негабаритов.

Постановления:

  • №125: порядок весогабаритного контроля;
  • №934 + №12: порядок возмещения причиненного дороге вреда;
  • №125: правила прохождения весового контроля;
  • №211: устанавливает правила ввода запрета на грузоперевозки.

Штрафы и наказания Для ознакомления с размером штрафных санкций, полагающихся за нарушения правил перевозки негабаритных грузов, ознакомьтесь со статьей 12.21.1 КОАП РФ.

Рассмотрим, как должен перевозиться негабаритный груз, правила движения и требования к транспортному средству. Регулирующие документы Как вы сможете увидеть, лишь малая доля аспектов транспортировки негабаритов освещена Правилами дорожного движения.

Базовое регулирование перевозок негабаритных грузов по дорогам РФ осуществляется Федеральным законом №257-ФЗ. В главе 5 статьи 31 вы можете найти следующие пункты:

  • перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов требует специального разрешения;
  • порядок получения спецразрешения устанавливается правительством РФ;
  • перед транспортировкой обязательно согласование маршрута с владельцем дорог;
  • при нанесении ущерба сумма компенсации рассчитывается владельцем дороги.

На основании прав, указанных в упомянутом выше нормативном акте, были составлены «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом».
Каковы размеры негабаритного груза для перевозки Руководствуясь положениями ПДД, транспортировка предметов без сопровождения возможна только при следующих габаритах грузового автотранспорта (как гружёного, так и нет):

  • высоте не более 4 метров;
  • длине до 20 метров;
  • ширине до 2,55 метра.

С учётом размеров кабины и шасси грузовых автомобилей, вместимость стандартного транспорта функционально ограничена следующими габаритами:

  • высотой в 2,55 м;
  • в длину 13,6 м;
  • в ширину 2,55 м.

Груз любого типа, своими размерами выходящий за указанные рамки, причисляется к негабаритному. К нему относится выступающий на указанные выше величины полностью или отдельными частями груз.


При транспортировке негабарита необходимо использование специального опознавательного знака «Крупногабаритный груз».

ГАБАРИТНЫЕ И ВЕСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ,
ДЕЙСТВУЮЩИЕ В ОТНОШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1. Требования к размерам транспортных средств
1.1. Максимальная длина не должна превышать:
одиночного транспортного средства категорий M1, N и O (прицепа) - 12 м;
одиночного двухосного транспортного средства категорий M2 и M3 - 13,5 м;
одиночного транспортного средства категорий M2 и M3 с числом осей более двух - 15 м;
автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа) - 20 м;
сочлененного транспортного средства категорий M2 и M3 - 18,75 м.
При измерении длины не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном
средстве:
устройства очистки и омывания ветрового стекла;
таблички переднего и заднего регистрационных знаков и конструктивные элементы для установки
государственных регистрационных знаков;





устройства забора воздуха во впускную систему двигателя внутреннего сгорания;
стопорные устройства для демонтируемых кузовов;
подножки и поручни;
эластичные буферные устройства или аналогичное оборудование;
подъемные платформы, рампы и аналогичное оборудование в положении для движения, не
увеличивающие габаритные размеры более чем на 300 мм при условии, что грузоподъемность
транспортного средства не увеличена;
сцепные и буксирные устройства транспортных средств;
трубы выпускной системы;
съемные спойлеры;
токоприемники транспортных средств с электропитанием от контактной сети;
наружные солнцезащитные козырьки.
1.2. Максимальная ширина транспортного средства категорий M, N, O не должна превышать 2,55
м. Для изотермических кузовов транспортных средств допускается максимальная ширина 2,6 м.
При измерении ширины не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном
средстве:
таможенная пломбировка и элементы ее защиты;
устройства крепления тента и элементы их защиты;







наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;
вспомогательные средства наблюдения;
убирающиеся подножки;
устройства освещения и световой сигнализации;

поверхностью.


средстве:
антенны;


устройства.

категорий M3, N3 и O

приведенных в таблице 1.
Таблица 1

количество осей
Разрешенная максимальная
масса, т
Одиночные:
Категории M3, N3:
2 18

категории M3)
25
3 (сочлененные автобусы категории M3) 28
4 (с двумя управляемыми осями) 32
Автопоезда:
3 28
4 36
5 и более 40

превышать разрешенные значения, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
устройства крепления тента и элементы их защиты;
устройства контроля давления в шинах;
выступающие гибкие части системы защиты от разбрызгивания из-под колес;
для транспортных средств категории M3 входные рампы в положении для движения, подъемные
платформы и аналогичное оборудование в положении для движения при условии, что эти устройства не
выступают более чем на 10 мм за боковую поверхность транспортного средства и угловые кромки рамп,
направленные вперед и назад, имеют радиусы закруглений не менее 5 мм; радиусы закруглений
остальных кромок должны при этом быть не менее 2,5 мм;
наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;
вспомогательные средства наблюдения;
убирающиеся подножки;
устройства освещения и световой сигнализации;
деформирующаяся часть боковых стенок шин непосредственно над точкой соприкосновения с
поверхностью.
1.3. Максимальная высота транспортного средства категорий M, N, O не должна превышать 4 м.
При измерении высоты не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном
средстве:
антенны;
пантографы или токоприемники в поднятом положении.
Для транспортных средств с подъемной осью следует принимать во внимание влияние этого
устройства.
2. Требования к весовым параметрам транспортных средств
категорий M3, N3 и O
2.1. Максимальная масса транспортных средств не должна превышать разрешенных значений,
приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Категория транспортного средства, общее
количество осей
Разрешенная максимальная
масса, т
Одиночные: Категории M3, N3:
2 18
3 (за исключением сочлененных автобусов
категории M3)
25
3 (сочлененные автобусы категории M3)
28
4 (с двумя управляемыми осями)
32
Автопоезда:
3 28
4 36
5 и более 40
2.2. Максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей) транспортных средств, не должна
превышать разрешенные значения, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Примечание: Значения, указанные в скобках, являются максимально допустимыми для
передвижения без оформления специального разрешения по автомобильным дорогам, проектирование,
строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку
транспортного средства 10 кН.
2.3. Вертикальная статическая нагрузка на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли
одноосного прицепа (прицепа-роспуска) в снаряженном состоянии не должна быть более 490 Н. При
вертикальной статической нагрузке от сцепной петли прицепа более 490 Н передняя опорная стойка
должна быть оборудована механизмом подъема-опускания, обеспечивающим установку сцепной петли в
положение сцепки (расцепки) прицепа с тягачом.
3. Порядок оформления одобрения типа транспортного средства
или свидетельства о безопасности конструкции транспортного
средства при несоответствии измеряемых параметров
требованиям настоящего приложения
3.1. Если габаритные размеры транспортного средства превышают значения, указанные в пункте 1
настоящего приложения, то в одобрении типа транспортного средства или свидетельстве о
безопасности конструкции транспортного средства делается запись о необходимости оформления
специального разрешения для передвижения такого транспортного средства по территории государств -
членов Таможенного союза.
3.2. Если технически допустимая максимальная масса транспортного средства, или технически
допустимая максимальная масса автопоезда, или технически допустимая максимальная масса,
приходящаяся на ось (группу осей), превышает значения, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего
приложения, то в одобрении типа транспортного средства или свидетельстве о безопасности
конструкции транспортного средства делается запись о необходимости оформления специального
разрешения для передвижения такого транспортного средства по территории государств - членов
Таможенного союза, в случае фактического превышения транспортным средством установленных
настоящим техническим регламентом весовых ограничений

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ


ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
(ФДС России)

ПРИКАЗ

г. Москва

Об утверждении норм «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования»

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности ПРИКАЗЫВАЮ: 1 . Утвердить прилагаемые нормы «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования», согласованные с Минтрансом России и МВД России. 2 . Отделу обеспечения сохранности дорог ФДС России (Сорокин С.Ф.) совместно с Юридическим Управлением ФДС России (Еникеев Ш.С.) согласовать в установленном порядке с заинтересованными министерствами и ведомствами и представить до 1 июня 1999 г. на утверждение руководству ФДС России «Правила пропуска тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» и «Инструкцию о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования». 3 . Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФДС России Урманова И.А. Руководитель В.Г. Артюхов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ МАССЫ И ГАБАРИТЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

1 . Общие положения

1.1 . Положения, изложенные в настоящих нормах, относятся к массе и размерам транспортных средств, разрешенных для использования в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования, установлены исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности. Изложенные ниже ограничения по массе и габаритам транспортных средств не относятся к производству транспортных средств, требования к которому устанавливаются иными стандартами и нормами. 1.2 . Транспортные средства или его части, образующие часть комбинированных транспортных средств, размеры, а также общая масса и осевая нагрузка которых не превосходят значений, установленных разделами 3 , 4 и 5 настоящих норм, допускаются к передвижению по федеральным и территориальным автомобильным дорогам общего пользования. Для остальных автомобильных дорог, запроектированных и построенных на меньшие, чем указанные в разделах 3, 4 и 5 нагрузки, владельцами автомобильных дорог могут устанавливаться иные (меньшие) предельные значения массы транспортных средств, для федеральных автомобильных дорог - Федеральной дорожной службой России, для территориальных автомобильных дорог - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для муниципальных автомобильных дорог - органами местного самоуправления. Решения об уменьшении приведенных ниже размеров и масс транспортных средств принимаются на основании результатов обследования автомобильных дорог и могут носить постоянный или временный характер. При этом орган, принявший такое решение, обязан в установленном порядке установить соответствующие дорожные знаки на автомобильной дороге или ее участке, на котором введены дополнительные ограничения по массе и размерам транспортных средств и проинформировать об этом пользователей автомобильных дорог. 1.3 . Транспортное средство и его часть, образующая комбинированное транспортное средство, масса и/или осевая нагрузка кото рого и/или размер которого превышают максимальные значения, установленные настоящими нормами, могут передвигаться по автомобильным дорогам только при наличии специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке компетентными органами. Движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.96 г. 1.4 . Кроме предельных значений общей массы и осевых нагрузок, установленных настоящими требованиями, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. 1.5 . Для целей настоящих норм использованы следующие понятия и определения: Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров; Грузовой автомобиль - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов; Тягач - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа; Прицеп - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; Полуприцеп - специально оборудованное для перевозки грузов, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса; Автопоезд - комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа; Сочлененное транспортное средство - комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача, сочлененного с полуприцепом; Автобус - транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, имеющее более девяти сидячих мест, включая место для водителя; Сочлененный автобус - автобус, состоящий из двух или более жестких секций, соединенных друг с другом и имеющим пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой; Комбинированное транспортное средство - комбинация грузового автомобиля, состоящего из грузового автомобиля, соединенного с полуприцепом; Максимальная длина, ширина и высота транспортного средства - длина, ширина и высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальные линейные параметры транспортного средства - линейные параметры, не превышающие значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальная масса транспортного средства - масса транспортного средства с грузом или без груза, которая не превышает значений, указанных в разделе 4 настоящих норм; - масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, не превышающая нормативного значения; Неделимый груз - груз, который при перевозке по автомобильной дороге не может быть разделен на две или более частей без чрезмерных затрат или риска его порчи и который, будучи погруженным на транспортное средство, будет превышать его максимальные размеры и массу; Воздушная подвеска - система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух; Тележка - две и более осей, имеющих общую подвеску к транспортному средству; Одиночная ось - ось транспортного средства, расположенная на расстоянии более 1,8 м до ближайшей оси этого транспортного средства; Сближенные оси - оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м.

2 . Измерение массы и размеров транспортных средств

2.1 . Длина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.1. При этом при измерении длины в соответствии с положениями этого стандарта, не учитываются следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройство для очистки стекол и брызговики; фронтальные и боковые маркировочные пластины; устройства для пломбирования и защитные приспособления для них; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; оборудование для электроосвещения; зеркала задней обзорности; приспособления для обзора пространства за автомобилем; воздуховодные трубки; длина клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами; ступеньки для доступа в кузов; подъемник для записной автопокрышки; подъемные платформы, ступеньки для доступа и аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы они не могли увеличивать предельную массу загрузки автомобиля; сцепные устройства для буксировки транспортных средств или прицепов. 2.2 . Высота транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.3. Причем, при измерении высоты с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве: антенны; пантограф в поднятом положении. Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, учитывается эффект от воздействия этого устройства. 2.3 . Ширина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.2. При измерении ширины транспортного средства с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройства для пломб и печатей и защитные приспособления к ним; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; устройства для опознавания повреждения автопокрышек; выступающие гибкие части брызговиков; осветительное оборудование; ступеньки в рабочем положении, подвесные платформы и аналогичное оборудование, которые в рабочем положении не превышают 10 мм с каждой стороны транспортного средства и обращенные вперед или назад, углы которых имеют закругления радиусом не менее 5 мм, и кромки которых имеют закругления с радиусом не менее 2,5 мм; зеркала для заднего обзора; индикаторы давления в автопокрышках; втягивающиеся или убирающиеся ступени; искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с землей. 2.4 . Осевая масса транспортного средства измеряется при динамической вертикальной нагрузке, передающейся через одиночную ось на поверхность автомобильной дороги, от груженого автомобиля. Измерение производится специальными автомобильными весами, прошедшими аттестацию в установленном порядке. Осевая масса тележки, расположенной на одной подвеске, с учетом конструкции транспортного средства, определяется как сумма измерений массы каждой из осей, входящих в тележку. 2.5 . Полная масса транспортного средства или его части, образующей часть комбинированного транспортного средства, определяется как сумма измеренных масс всех осей транспортного средства или его части.

3 . Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств

Максимальные размеры транспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенных ниже значений. 3.1 . Максимальная длина: грузового автомобиля - 12,00 м прицепа - 12,00 м сочлененного транспортного средства - 16,5 м сочлененного автобуса - 18,00 м автопоезда - 20,00 м 3.2 . Максимальная ширина: всех транспортных средств - 2,50 м 3.3 . Максимальная высота - 4,00 м 3.4 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа не должно превышать 12,00 м. 3.5 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда от внешней передней точки кузова или площадки для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, минус расстояние между задней частью тягача и передней частью прицепа не должно превышать 15,65 м. 3.6 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м. 3.7 . Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,00 м. 3.8 . Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,00 м. 3.9 . Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м. 3.10 . Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом 5,30 м. 3.11 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,00 м.

4 . Нормативная общая масса транспортных средств*

* Нормативные общие массы транспортных средств не допускается превышать более чем на 20 %.

Таблица 4.1

Тип автотранспортного средства

Нормативная общая масса автотранспортного средства, т

Грузовые автомобили а) двухосный автомобиль
б) трехосный автомобиль
г) четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску
Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства а) двухосный прицеп
б) трехосный прицеп
Комбинированные транспортные средства Сочлененные транспортные средства
а) двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более
б) двухосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более
в) трехосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,7 м и более
г) трехосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 и более
д) транспортное средство, состоящее из 18-ти тонного грузовика и 20-и тонного полуприцепа в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудована воздушной или эквивалентной ей подвеской при общей базе 13,3 м и более
Автопоезда а) двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более
б) двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
в) двухосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 16,5 м и более
г) трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
д) трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 15,9 м и более
е) трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 18 м и более
Автобусы а) двухосный автобус
б) трехосный автобус
в) трехосный шарнирно сочлененный автобус
г) четырехосный шарнирно сочлененный автобус

5 . Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств

Таблица 5.1 .

Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств *

* Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40 %.

Типы осей транспортных средств

Расчетная осевая нагрузка, на которую рассчитана дорожная одежда, тс

двухскатные

односкатные

Одиночные оси
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, ведущие оси грузовых автомобилей и автобусов при расстояниях между осями:
г) равном или более 1,8 м
Строенные оси прицепов и полуприцепов при расстояниях между осями:
а) более 0,5 м, но менее 1,0 м
б) равном или более 1,0 м, но менее 1,3 м
в) равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м
г) равном или более 1,8 м
- то же, при креплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске
5.8 . Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства не должен быть менее 25 % от суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства.