Максимально допустимая масса. Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования

Характеристика массы автомобиля - это первоочередный критерий для расходования топлива и других показателей, влияющий и на всевозможные системы авто. Основные понятия, касающиеся масс транспортного средства, обычно, рассказывают в автошколе. Тем не менее, для многих автовладельцев это сложный вопрос. В данной статье мы расскажем, какая разница между полной массой иснаряженной и что это такое; а так же выясним, что такое масса полезной нагрузки и максимально допустимая масса.

Интересный факт! Машиной с наибольшей массой считается самосвал БелАЗ 75710 (Беларусь). Его вес составляет 810 тонн, а грузоподъемность – 450 тонн. В 2014 году эта машина провезла груз массой 503,5 тонн и таким образом установила новый рекорд Книги Гинннесса Европы и СНГ.

Что такое снаряженная масса автомобиля

Снаряженная масса автомобиля - это масса транспортного средства, которая учитывает вес стандартного оборудования (запасного колеса, инструментов), массу всех эксплуатационных материалов (топлива, охлаждающей жидкости, масла и т. д.), но не учитывает массу груза, водителя и пассажиров. Другими словами, суммарное значение масс всех компонентов пустого, заправленного до полного бака ТС,что имеет все стандартное оборудование и необходимые уровни жидкостей и означает снаряжённую массу автомобиля.


Вы можете найти цифру, соответствующую снаряженной массе вашей машины, в ее техпаспорте, либо же среди технических характеристик модели именно вашего автомобиля.

Обратите внимание! Во многих странах Европы масса водителя (75 кг) включается в снаряжённую массу. Производители придерживаются такого мнения, что для движения автомобиля наличие водителя является необходимым условием, и, следовательно, его вес не может быть причислен к полезной нагрузке.

Снаряженную массу еще называют массой без нагрузки, в то время, как полной массой ТС считают массу, которая включает вес оборудования, расходных материалов, а также массу водителя, массу пассажиров и груза. То есть, разница между полной и снаряженной массами заключается в весе водителя, пассажиров и грузов, перевозимых машиной.

Упомянем также такое понятие как сухая масса авто. Это настоящий вес машины как конструкции, устройства, механизма. Иначе говоря, это общая фактическая масса не снаряженного транспортного средства без каких-либо расходных жидкостей.

Масса полезной нагрузки

Теперь речь пойдет о такой важной техничной и основной эксплуатационной характеристике транспортных средств как грузоподъемность, иными словами, о массе полезной нагрузки. Это суммарный вес всего груза (отвечающий общетехническим и эксплуатационным характеристикам ТС), который перевозит автомобиль. Установив допустимую максимальную нагрузку на ось подвижного состава на метр пути, можно определить расчетную массу полезной нагрузки транспортного средства.


Условно грузоподъемность можно разделить на расчетную и номинальную . Если расчетная учитывает только допустимый вес, который может перевезти транспорт, то номинальная учитывает и качество дороги. На твердом покрытии она может составлять от 0,5 т (для легковых авто) до более 28 т (для самосвалов).

Знаете ли Вы? В некоторых видах автомобилей к дверной раме крепится сертификационная табличка, на которой указаны технические данные, в том числе и масса предельно допустимой нагрузки на каждый мост.

Максимально допустимая (полная) масса

Если же говорить о разрешенной максимальной массе транспортного средства, то это масса снаряженного и предельно нагруженного автомобиля, предусмотренная разработчиком. Так же учитывается вес водителя и пассажиров. У каждой марки и модели есть собственная максимально допустимая масса, которая зависит от материалов, использованных в производстве машины, конструкции кузова и других деталей авто.


Важно! Желательно не превышать допустимый максимум этого показателя, дабы избежать деформации кузова и проблем с подвеской.

В ПДД также говорится, что подразрешенной максимальной массойавтопоезда имеют в виду сумму максимально допустимых масс всех транспортных средств, которые составляют поезд. Также стоит упомянуть, что с 2015 года КабМином Украины введены некоторые ограничения для грузовиков, направленные на сохранение целостности дорожного полотна. Как сказано в Постановлении № 8669 от 21.10: для перевозки делимых грузов, разрешенная максимальная масса грузового автомобиля составляет не более 40 тонн, что относится к дорогам общего пользования.

Как видим, все понятия предельно просты и понятны. Надеемся, все вышесказанное вам пригодиться и путаницы возникать не будет.

Подписывайтесь на наши ленты в

До недавних событий у всех на слуху были термины "5-тонник","10-тонник" и прочие "тонники" и применялись они для обозначения грузоподъемности автомобиля. "Петрович, нам на завтра нужно два 10 тонника!" - говорил заказчик начальнику транспортного цеха, и всем было ясно, что для перевозки некого груза, необходимы два автомобиля грузоподъемностью не ниже 10 тонн. С появлением "Платона" появился термин "12-тонник" и означает он вовсе не грузоподъемность, а разрешенную максимальную массу , применительно к нынешней ситуации "12-тонни" это любой грузовик, чья разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн.

Разрешенная максимальная масса устанавливается предприятием производителем и указывается в ПТС - это масса автомобиля + максимально допустимая масса груза (пассажиров). Для примера, допустим масса ТС без нагрузки 9 тонн, а разрешенная максимальная масса 25 тонн это означает, что масса перевозимого груз вместе с водителем, запасными колесами, соляркой в баке не должна превышать (25-9) 16 тонн, в случае автопоезда складываются параметры тягача и полуприцепа/прицепа. И еще раз акцентирую ваше внимание это устанавливается производителями - простыми словами "Мы делаем вот такие машины, на них вы можете возить вот столько груза".

В законах и актах регулирующих движение ТС и перевозку грузов или пассажиров по дорогам используется термин максимально допустимая масса или просто максимальная масса и означает массу ТС с грузом или без. Простыми словами "По этой дороге вы можете ехать на грузовике массой не более (какого-то значения) и что определили там производители нам не важно, не больше чем на знаке написано".

Максимальная масса определяется путем сложения осевых нагрузок ТС. Осевая нагрузка это масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги. Для разных дорог осевые нагрузки могут разные, для разных типов ТС осевые нагрузки могут различатся (влияют межосевые расстояния, количество осей в тележке, скатность и тип подвески) . Простыми словами "У вас 2х осный тягач, массой 8 тонн и 3х осный прицеп массой 7 тонн, на этой дороге максимально доустимая масса не может превышать 38 тонн, значит при правильном расположении груза в прицепе, вы можете перевозить 38-8-7=23 тонны."

Если при сложении осевых нагрузок максимальная масса превышает 44 тонны эта перевозка попадает в разряд тяжеловесных и требует оформления специального разрешения, согласования маршрута в контролирующих органах и оплаты пошлины за повышенный ущерб дорогам.

Если максимальная масса ТС свыше 80 тонн, то необходима разработка специального проекта, который может потребовать, например укрепления мостов на маршруте движения.

Вопрос масс и нагрузок, конечно, значительно глубже и в одном посте охватить все аспекты сложно, но для понимания основных моментов, думаю, что вам пригодится.

    разрешенная максимальная масса - 3.29 разрешенная максимальная масса: Масса снаряженного ППП и перевозимого им личного состава боевого расчета и ПТВ, установленная предприятием изготовителем в качестве максимально допустимой. Источник: ГОСТ Р 53330 2009: Автопеноподъемники… …

    Разрешенная максимальная масса транспортного средства - Разрешенная максимальная масса масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств … Официальная терминология

    разрешенная максимальная масса транспортного средства - 3.2 разрешенная максимальная масса транспортного средства: Максимальная масса транспортного средства (ТС), допущенного к эксплуатации официальным органом, в соответствии с ограничениями, установленными этим органом. 3.3 технически допустимая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Разрешенная максимальная масса [в дорожном движении] - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и… … Словарь юридических понятий

    максимальная - максимальная: Максимально возможная длина ЗО, в пределах которой выполняются требования настоящего стандарта и технических условий (ТУ) на извещатели конкретных типов, Источник: ГОСТ Р 52651 2006: И … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Максимальная взлетная масса - 15. Максимальная взлетная масса Наибольшая взлетная масса самолета, допускаемая в эксплуатации с учетом ограничений, обусловленных прочностью, аэродинамикой, безопасностью взлета и последующего полета при взлете в заданных для этой массы условиях … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 де … Википедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    ГОСТ Р 52851-2007: Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителями шасси и кузовов (платформ). Размеры шасси, необходимые для проектирования кузовов (платформ). Условные обозначения - Терминология ГОСТ Р 52851 2007: Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителями шасси и кузовов (платформ). Размеры шасси, необходимые для проектирования кузовов (платформ). Условные обозначения оригинал документа: 3.4 ведомая ось: Ось… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 52852-2007: Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителями шасси и кузовов (платформ). Общие данные, показатели масс, административная информация. Условные обозначения - Терминология ГОСТ Р 52852 2007: Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителями шасси и кузовов (платформ). Общие данные, показатели масс, административная информация. Условные обозначения оригинал документа: 3.1 ВЕР1) код (BEP code):… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


В автомобильной сфере и всём, что с этой областью связано, используется 2 таких основных понятия, как снаряженная масса авто и полная масса машины. Эти две характеристики являются теми, о которых на теоретических занятиях, проходящих в автомобильной школе, рассказывают обязательно. Тем не менее, многие, даже весьма опытные, водители не знают или просто забыли, что кроется под данной терминологией.

Что такое снаряженная масса автомобиля


Снаряженная масса автомобиля - это общая, т.е. совокупная масса машины с набором стандартного оборудования, всеми её эксплуатационными расходными материалами, которые необходимы (например, охлаждающей жидкостью и моторным маслом), полностью заправленным автомобильным топливом баком, весом водителя, но без массы груза и веса пассажиров.

Что такое полная масса машины


Полная масса автомобиля, или, как её ещё называют, полная разрешенная масса - это масса машины, которая является максимально допустимой и включает в себя: вес водителя, вес пассажиров, массу всего снаряженного автомобиля, а также массу груза, который перевозиться машиной.

Чем отличаются снаряженная и полная масса автомобиля

Если разбираться в отличиях этих двух понятий, то дело заключается в том, что именно входит и суммируется в общий показатель массы. В отличие от показателя снаряженной массы авто, в показателе его полной массы ещё учитывается и вес водителя, и вес пассажиров машины, и масса тех грузов, которые в ней находятся (перевозятся).

Абсолютно естественным является то, что люди все разные - каждый человек имеет различный вес. То же относиться и к багажу автомобиля - некоторые водители машину могут «затарить» так, что и с места она сдвинуться не может, а некоторые - относятся более бережно и перевозят грузы в пределах разумного. В связи с этим чаще всего среди автомобилистов применяется такое понятие, как «допустимая полная масса машины». У каждого автомобиля есть собственная высшая разрешимая отметка, всё зависит от компании-производителя, тех материалов, которые были использованы в процессе производства машины, а также структуры автомобильного кузова и иных несущих деталей машины. Важно не загружать собственный автомобиль так, чтобы показатель этот был превышен. Если же этого не придерживаться, то постепенно в процессе эксплуатации автомобиля будет деформироваться его кузов, мостовые системы, а также многие другие детали, которые закрепляются к подвеске автомобиля. Также необходимо учитывать то, что при полной снаряженной массе авто - топлива она будет поглощать существенно больше.

Перегруженный автомобиль как легковой, так и грузовой — это большая опасность для водителя и других участников движения. Кроме того он создает повышенную нагрузку для дорожного полотна, которое страдает в любом случае. Как рассчитать перегруз, и каковы на сегодня штрафы за езду с нарушениями? Каждый водитель должен понимать свою ответственность и знать, что ему грозит.

Допустимая масса транспортных средств

Летом 2015 года в силу вступили изменения в соответствующие акты о перевозке грузов по российским дорогам. На основании этого документа введены новые нормы допустимой массы автомобилей.

Например, максимальный вес машины, которая имеет право без дополнительного разрешения выезжать на дорогу, составляет 44 тонны. Это предельный максимум.

Для легковых автомобилей таких норм, конечно, не существует. Но значит ли это, что можно перегружать свою машину и ездить безнаказанно? Предел все-таки существует. Он заключен в том, что запрещается перевозить большое число пассажиров. Это наказывается соответствующим штрафом.

Допустимая осевая нагрузка

В отношении грузового транспорта действует правило нагрузки на ось. Это важнейший момент при расчетах. Для того чтобы понять, как именно рассчитывается нагрузка, нужно разобраться в простейших понятиях.

Итак, все автомобили разделяют на два класса:

  1. «А» — эксплуатируемые на трассах трех категорий: первой, второй и третьей соответственно.
  2. «В» — осуществляемые передвижение по любой дороге.

Ниже указаны допустимые значения.

В первую очередь, для автомобилей:

  • с двумя осями — 18 тонн;
  • с тремя осями — 25 тонн;
  • с четырьмя осями — 32 тонны;
  • с пятью осями — 35 тонн.

Что касается автопоездов, то для них установлены иные нормативы:

  • с тремя осями — 28 тонн;
  • с четырьмя осями — 36 тонн;
  • с пятью осями — 40 тонн;
  • с шестью осями и более — 44 тонны.

Как рассчитать?

Расчет нагрузки производится по сложной формуле. Также нужно учитывать максимальную массу для дорог определенной категории. Нагрузка грузового автомобиля распределяется так: на переднюю ось она меньше, на заднюю (или задние) она значительно выше.

Когда автомобиль заезжает на весы на посту, сотрудник контроля пользуется специальным справочником, где собрано огромное число типов транспортных средств и расписана подробная нагрузка на их оси. Рассмотрим несколько примеров и определим, как она складывается на каждую ось.

Грузовая «ГАЗель» имеет две оси: переднюю и заднюю. Общий вес автомобиля складывается по формуле:

М ТС =Н ПО +Н ЗО, где:

Казалось бы, все просто, но для иных транспортных средств не всегда можно применить эту формулу. Трехосные автомобили с двумя объединенными осями нужно рассчитывать иначе. Например, возьмем автомобиль «Камаз»-53215. Расчет уже ведется по формуле:

М ТС =Н ПО +Н т, где:

  • М ТС — это масса транспортного средства;

Таблица

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Расчет должен производиться максимально точно, поскольку погрешность может быть не более 5%. Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем сильнее давление на дорожное полотно. Именно этим объясняется зависимость от расстояния.

Законодательные ограничения других стран

Отправляя груженый автомобиль за пределы России или за товаром, важно изучить законодательство, чтобы избежать штрафов, которые могут значительно сказаться на бюджете.

Ниже приведена таблица, с помощью которой можно определить полную допустимую массу автомобилей в некоторых странах.

Страны/автомобиль двухосный трехосный четырехосный прицеп в 2 оси прицеп в 3 оси автопоезд в 4 оси автопоезд в 5 и 6 осей автопоезд седельный 3 оси автопоезд седельный 4 оси
Польша 19 26 30 18 24 37 40 29 38
Германия 17 24 32 18 24 35 40 27 35
Франция 19 26 26 19 24 38 40 38
Бельгия 19 28 32 20 30 38 44 29 39
Испания 20 26 26 20 26 38 38 38
Беларусь 20 25 26 20 26 36 44 38
Казахстан 18 25 32 18 24 32 44 28 38

Транспортные компании тщательно изучают информацию и законы других стран и страхуют тех, кто к ним обратился.

Статистическое и динамическое взвешивание

На специальных пунктах, расположенный на трассе, происходит контрольное взвешивание с целью определить, перегружен ли автомобиль, и какова нагрузка на ось.

Взвешивают его двумя способами:

  • в статике;
  • в динамике.

Оба эти способа применяются сегодня, выясним, в чем их различие. Итак, взвешивание в статике происходит так: автомобиль заезжает на весы и останавливается. Такой способ определяет точный вес транспортного средства на данный момент.

Взвешивание в динамике происходит при медленном движении транспортного средства. Такой способ необходим для определения нагрузки на каждую ось. Автомобиль двигается по весам со скоростью не выше 5 км/ч.

Единственный минус такого способа — это погрешность, о которой обязательно нужно знать. Максимально она может составить 3%.

Все весы, используемые сегодня на пунктах взвешивания, преимущественно электронные. Въезд на них производится с помощью пандуса. Не всегда на одном посту установлены сразу два типа весов.

Ответственность за перегруз

Несомненно, все граждане, имеющие автомобили, знают о том, что существует ответственность за перегруз. Чаще всего с этим сталкиваются водители грузовых машин. Владельцы легкового автотранспорта в большинстве своем не задумываются о перегрузе воообще.

Максимально допустимая масса авто, если не брать в расчет нагрузку на оси, устанавливается еще до того момента, как машина сойдет с конвейера. В каждом документе на транспортное средство есть строчка касательно этого момента.

Сам производитель знает, какую нагрузку может выдержать автомобиль. На это влияет множество факторов: от деталей, используемых в производстве, до расстояния между осями.

К чему приводит перегруз?

Ответственность за перегруз — это очень серьезно дело. Подобные действия порой приводят к серьезным последствиям, среди них:

  1. Создание аварийной ситуации. Перегруженный автомобиль движется по дороге не стабильно. Помимо этого, нагрузка создает давление на ось, которая в один момент может не выдержать.
  2. Разрушение дорожного полотна. С этим сложно поспорить, но перегруженные автомобили действительно разбивают дороги. Ямы на них — это огромная проблема страны, штрафы не всегда способны покрыть наносимый ущерб.
  3. Детали автомобиля и его части быстрее приходят в негодность, устаревает и ломается также само транспортное средство.
  4. Если авто перегружено, то путь торможения будет более длинным, что создаст дополнительный риск аварийной ситуации.

Это не все факторы, на основании которых водителей могут строго оштрафовать.

Грузовой автомобиль

Водителям грузового автотранспорта также нужно помнить о том, как правильно перевозить определенные типы грузов:

  • крупногабаритные;
  • опасные и другие.

Штрафы за нарушение предусмотрены статьей 12.21 КоАП. Они разделяются на три типа:

  • для физического лица — 1500-2000 рублей;
  • для должностного лица — до 15 000 рублей;
  • для юридического лица — до 400 000 рублей.

В некоторых случаях при перевозке грузов может понадобиться разрешение на провоз. Если его нет, то вас также ждет штраф.

В некоторых ситуациях, когда на груз оформлены документы, и вес не совпадает с тем, что представлен в бумагах, дополнительно инспектор может наложить штраф в размере 5 000 рублей. Для компаний он возрастет минимум в 50 раз.

Инспектор ГИБДД не имеет права выписывать штраф, если не произошло контрольное взвешивание. На глаз перегруз определить можно, но доказать его нельзя никак.

Легковой автомобиль

В Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова о перегрузе легковых транспортных средств. Никто не взвешивает их на дороге. В этом случае у инспектора может найтись иной повод для того, чтобы выписать штраф.

Те, кто нагружает легковой автомобиль под завязку, знают, как это влияет на управляемость, заносы и износ деталей. Чаще всего водителям легковых машин выписывают штраф за неправильную перевозку пассажиров. Их можно разместить ровно столько, сколько было утверждено в документах.

Штрафы предусмотрены следующие:

  • предупреждение;
  • 500 рублей за нарушение правил перевозки;
  • 1000 рублей за не пристёгнутый ремень безопасности.

Итак, перегруз автомобиля — это серьезное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Прежде чем отправляться в дорогу, хорошо изучите правила. Если транспортные компании берут всю ответственность на себя, то частному водителю придется за все отвечать самостоятельно.