Иномарки захватили российские дороги. Рейтинг регионов россии по обеспеченности легковыми автомобилями

Парк легковых автомобилей в России по состоянию на 01.01.2016 по данным ООО «Автостат Инфо» вырос достаточно заметно - на 6,3% или в физических величинах - на 1 млн 279,9 тыс., достигнув 40 млн 629,2 тыс., при том, что реальные регистрации новых легковых автомобилей, за 2014 год показали падение на 44,2% или на 1 млн 48,7 тыс. при валовом объеме регистраций в 1 млн 284,4 тыс., т.е. рынок откатился на уровень 2005 и 2009 годов.

Кстати, средняя цена автомобиля при этом за 2015 год составила 1056,7 тыс. рублей, против 1 млн в 2014-м и 906 тыс. в 2013 году, а доля кредитных продаж, упав в начале 2015 года, по итогам года все же вернулась к 37-процентной отметке, в том числе за счет реализации пакета мер господдержки автомобильного рынка в объеме 43 млрд руб., что позволило реализовать порядка 560 тыс. автомобилей всех типов, из которых свыше 400 тыс. пришлось на легковой сегмент. Кстати, по данным PwC средняя цена новых автомобилей всех типов возросла в рублях до 1190 тыс. руб. или на 22%.

Разница в цифрах регистраций и прироста парка, перекрывающая продажи новых моделей, в основном, соответствует «первичному» ввозу секонд хэнда, преимущественно через Дальний Восток и Калининградскую область. Впрочем, в 2015 году она свелась к минимуму. Но, вот, разница между новыми фактическими регистрациями и отгрузками с заводов, на фоне того, что вторичный рынок в 2015 году упал всего на 17,8% до 5 млн 764,8 тыс. и впервые превысил в денежном выражении рынок новых автомобилей при росте цены на 10%, данный фактор продолжает работать, однако, в 2015 году во всей силе сказался «валютный автореэкспорт», т.е. из-за разницы курсов рубля и валют Белоруссии и Казахстана к доллару и евро, а также других государств, примерно 100-120 тыс. легковых автомобилей были выкуплены в России гражданами этих стран, но не зарегистрированы на территории РФ, а вывезены, так как в пересчете на твердую валюту цены российского рынка оказались весьма привлекательны для иностранцев.

Доля иномарок в парке продолжает расти опережающими темпами: на 4,9% (1 млн 21,3 тыс.) до 21,87 млн (53,8% парка), а парк отечественных марок вырос только на 1,4% или на 257,9 тыс. до 18,76 млн., что составило лишь 46,2% парка.

Соотношение продаж новых автомобилей к автомобилям с пробегом выросло в 2015-м до 1:4,5. Кстати, рынок легковых автомобилей с пробегом в России второй в Европе после Германии (7,33 млн в 2015 году). Однако, российский вторичный рынок достигнет такого же показателя, примерно, к 2022 году, но только в случае восстановления цен на нефть хотя бы до значений $65-70 за баррель.

Таким образом, данные ООО «Автостат Инфо» свидетельствуют, что, на отечественном рынке первичный спрос (направленный на расширение парка) все еще опережает вторичный (на замену выбывающих автомобилей), хотя в финансовом отношении рынки новых машин и машин с пробегом уже сравниваются. Фактическое выбывание машин в большом возрасте остается весьма незначительным (во всяком случае, на порядок ниже требуемых по условиям экологической и транспортной безопасности), так, что действие государственной программы утилизации на состоянии парка практически не ощущается, даже в отношении отечественных марок, выпуск которых уже давно прекращен, включая: АЗЛК «Москвич», Иж, СеАЗ «Ока», ГАЗ «Волга», а также ЗАЗ «Запорожец» и «Таврия».

В расчете на 1000 человек населения количество автомобилей в стране на начало 2016 года достигло (без учета населения и парка Крыма) 283 ед. по сравнению с 273 ед. годом ранее. Таким образом, автомобилизация страны продолжается, несмотря, на кризисные явления в экономике, вызванные обвалом нефтяных цен и продолжением режима санкций Запада против России, усугубляемого ответными российскими санкциями, например, в отношении Турции.

Несомненно, что прогнозируемый спад продаж легковых автомобилей в 2016 году на уровне 7-15% приведет к дальнейшему замедлению роста парка и заметному повышению его среднего возраста, хотя, в абсолютных цифрах, он вряд ли сократится.

Львиная доля в парке как отечественных, так и всех марок вообще, приходится на LADA (ВАЗ), которая составила 14 млн 52,1 тыс. или 74,9% от всех отечественных машин (+0,2%) и 34,6% от всего парка (на 0,5% меньше, чем годом ранее). Повышательная тенденция в сегменте отечественных марок и понижательная в целом по парку вполне естественны. Но, свою треть парка АВТОВАЗ пока удерживает еще стабильно. Доля парка также вполне успешно функционирующего УАЗа составила лишь 1,5% (613,6 тыс.). Наибольшую долю парка среди прочих (уже вышедших в тираж) отечественных марок составляет ГАЗ - стабильные 1 млн 186,7 тыс. (доля 2,9%), но при этом его удельная доля «Волги» продолжает заметно снижаться. Количество еще более старых «Москвичей» в парке также совершенно стабильно - 1 млн 44 тыс., хотя удельная доля все же снизилась до 2,6%.

Наибольшим парком среди регионов располагает Центральный ФО - 30% с заметно просевшим приростом на 3,3%, а наибольший прирост показал Северо-Кавказский ФО - на 4,9% (доля 4,6%). Вообще, прирост парка за 2015 год был положительным во всех регионах, а наименьший оказался в Дальневосточном ФО (+0,6%, доля 4,1%), где обвалился не только рынок новых машин, но, главное, ввозимого из Японии и прочих сопредельных стран секонд-хэнда..

Москва показала относительно низкий рост парка на 2,6% (самый низкий в Центральном ФО), при том, что ее доля в парке региона составила 32,2%, а в парке страны - 9,7% (3 млн 928,9 тыс.).

Московская область, составляя 21,5% регионального и 6,4% федерального парков (2 млн 615,1 тыс.), показала рост на 3,8%.

Санкт-Петербург показал рост на 5% (лучший в Северо-Западном ФО, где он занимает долю в 40,2% парка) до 1 млн 735,4 тыс. Это позволило северной столице довести свою долю парка до 4,3% от федерального.

В Северо-Кавказском ФО отличилась Республика Ингушетия (8,7% прироста) - наибольший рост по стране.

Возрастная структура парка - традиционно самая негативная статья статистики российского парка. Итак, по РФ в целом она распределилась так: новых легковушек выпуска 2015 года только 1 млн 040,3 тыс. (цифра не соответствует годовым продажам как из-за несоответствия календарных сроков продаж и сроков выпуска автомобилей, а также уже упомянутого «черного экспорта»). Это соответствует только 2,6% от парка (против 4,5% «одногодок» годом ранее), а совокупная доля машин до 3 лет, т.е. выпуска 2013-2015 годов составляет 5 млн 484 тыс. или 13,5% от парка против 17,3% «трехлеток» годом ранее, но далее эта «молодежная» группа будет в еще большем загоне, так как продажи по-настоящему начали обваливаться именно в 2015 году.

Напротив, доля машин старше 10 лет, т.е. выпуска старше 2006 года составляет уже 49,8% (20,25 млн) против 47,8% (18,8 млн) годом ранее, т.е. практически половина отечественного легкового парка находится за гранью не только морального старения, но и физически приемлемого износа.

Так, доля автомобилей LADA (ВАЗ) старше 10 лет составляет уже 67,3% от парка бренда и 23,3% от всего федерального парка.

У отечественного УАЗа доля ветеранов составляет 66,2% (406 тыс.), а трехлетних внедорожников - лишь 9,1% (55,7 тыс.), т.е. две трети ульяновских внедорожников старше 10 лет, а новым может считаться только каждый одиннадцатый.

Это означает, что 2/3 всех ВАЗов и УАЗов в стране должны пройти программу утилизации, но фактические ее объемы на два порядка ниже.

Кстати, в Москве доля «трехлеток» составляет 20,6% (808,4 тыс.) - за год упала на 5,1% (!), а ветеранов старше 10 лет - 34,7% т.е. новых уже лишь немногим более пятой части, а ветеранов - снова более трети. Причем, это в основном, «мертвые души» уже, практически, не появляющиеся в транспортном потоке. Так, столичный парк старинных «Запорожцев» - 70,8 тыс., а «Москвичей» - 100,8 тыс., против, например, парка Audi (всех возрастов), составляющего 105,9 тыс.

Доля «трехлеток» LADA в федеральном парке данного бренда лишь 968,9 тыс. (6,9%). Для сравнения, в парке KIA их доля 37,8% (505,7 тыс.), а Hyundai - 36,3% (455,7 тыс.). У лидирующей по абсолютной величине парка иномарок Toyota (3 млн 110,6 тыс.) доля новых машин - лишь 11,2% (349,7 тыс.) - на 2% меньше, чем годом ранее, а вот ветеранов старше 10 лет 57,3% (1 млн 782,8 тыс.) - как раз на 2% больше. Так, что второе в стране место по величине парка пожилых автомобилей одного бренда Toyota сохраняет надежно.

Из моделей по абсолютной величине парка традиционно лидирует тольяттинская «классика»: LADA 2107 - 1 млн 752,8 тыс. (доля машин старше 10 лет - 63,7%) и ВАЗ-2106 - 1 млн 748,2 тыс. (практически все 100%). С учетом масштаба выпуска «шестерки» («шахи») около 4,2 млн, получается, что 2/5 выпущенных машин этой модели еще на ходу только в России, так что утилизация нам только снится! Третье место в парке - за переднеприводной «Самарой» ВАЗ-2109 - 1 млн 563 тыс. (доля машин старше 10 лет - также 100%). Далее пять позиций занимают также модели LADA , а лидером среди иномарок выступает Ford Focus (715,3 тыс.), доля машин старше 10 лет в парке которого подпрыгнула до 14,8% (105,8 тыс.), так как в данную категорию начали переходить достаточно массовые выпуски середины 2000-х. Соответственно доля новых упала почти вдвое - до 12,4% (88,8 тыс.). У идущей за ним среди иномарок Toyota Corolla (668,5 тыс.), соответствующие показатели также ухудшились: 54,2% (362,4 тыс.) и 8,2% (54,7 тыс.), хотя, относительно меньше.

В целом, тенденция на обновление легкового парка затормозилась вслед за падением рынка новых автомобилей, несмотря на предпринимаемые государством и дилерами усилия (прежде всего программа утилизации) и трейд-ин, масштабы, которых, впрочем, совершенно недостаточны, но в нынешней экономической ситуации и желать большего - нереально. Даже гораздая на различные не всегда серьезно обоснованные инициативы Дума, не решается трогать эксплуатантов старого транспорта. Разве, что ограничили возраст легковых автомобилей в такси. Но, например, увеличение налоговой нагрузки через повышение тарифов ОСАГО привело к массовому отказу от страховки (и массовым подделкам полисов), которую в свою очередь хотят перебороть перерегистрацией всех бланков и т.д. и т.п.

Так как выход рынка новых машин из кризиса переносится едва ли не на 2020-е годы, то парк продолжит старение, и у государства вряд ли найдутся действенные рычаги по кардинальному перелому данной тенденции.

В тоже время, 20 млн ед. «автохлама», в случае значительного положительного изменения внешнеторговой конъюнктуры за счет накопленного отложенного спроса запросто могут привести к очередному буму спроса, так как условная планка в 400 автомобилей на 1000 чел. никуда не девается и рано или поздно будет достигнута и в России.


Ключевые слова: легковые автомобили

В последние десятилетия в мире наблюдается настоящий бум автомобилестроения. В 2010 году впервые в истории число автомобилей превысило 1 миллиард. По прогнозам, к 2040 году оно достигнет 1,8 миллиарда штук. Массовая автомобилизация стимулирует спрос на нефть и является одной из главных причин загрязнения атмосферы, а также гибели людей. Не является исключением и Россия. В статье будет дан ответ на вопрос, сколько машин в России на человека.

Что такое автомобилизация?

Под этим термином подразумевается обеспеченность населения автомобильным транспортом. Расчет ее величины производят, исходя из среднего числа автомобилей на 1 тысячу жителей.

География автомобилизации довольно неоднородна. Наиболее высокая обеспеченность легковыми авто отмечается в США, Канаде, Германии, Японии, Австралии. В этих странах на одного человека приходится примерно по одному автомобилю.

Самый низкий уровень автомобилизации в Африке. Там в ряде стран на тысячу человек зарегистрировано менее 10 авто. Россия по данному показателю находится на одном из первых мест в мире, однако уступает некоторым развитым странам, но опережает Китай.

Тем не менее в последние годы отмечается бурный рост автомобилестроения в Китае и Индии. Поэтому позиции этих стран быстро поднимаются и могут в обозримом будущем приблизиться к уровню развитых государств.

Автомобилизация населения России

Развитие автомобильного транспорта в нашей стране происходило постепенно. В начале 20 века все еще преобладал так называемый гужевой транспорт, а автомобили были, скорее, экзотикой. Массовое их распространение отмечено в 30-х годах прошлого века. В итоге в третьем десятилетии конный транспорт уступил место колесному. Но личные авто все еще были редкостью. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1970 года.

Уровень автомобилизации регионов

По уровню обеспеченности населения легковым транспортом лидировала Москва. В 2002 году она имела показатель 256 авто/1000 чел. Однако к 2011 году в лидеры вышел Приморский край (580 авто/1000 чел.), а российская столица ушла аж на 8-е место. Впереди нее оказались также Камчатский край, Калининградская область, Мурманская, Калужская и Псковская области, Московская область. Вероятно, это было связано с перегруженностью столицы машинами и высокой доступностью метрополитена и других видов общественного транспорта, включая такси.

В целом же по стране к 2010 году количество автомобилей на тысячу жителей составило 249 единиц. В 2014 эта цифра увеличилась до 317. Высокий уровень автомобильной обеспеченности отмечен во Владивостоке, Тюмени, Красноярске, Сургуте и Москве. Однако рейтинг Москвы продолжал падать и в 2014 г. закрепился на 10 месте.

Что касается Приморья, то хороший показатель здесь объясняется близостью Японии и Китая, которые являются одними из мировых лидеров по производству авто.

Динамика автомобилизации по годам

В России наблюдается быстрый рост числа машин, начиная с 1970 года. Тогда на тысячу жителей приходилось всего 5,5 авто. Рост числа личных автомобилей происходил даже в кризисные 90-е. К 2016 году показатель достиг 285 машин на 1000 чел.

Однако ситуация в Москве несколько отличается от тенденций в других регионах и в целом по стране. Максимум автомобилизации здесь отмечен в 2014 году. Тогда число транспортных единиц на душу населения составляло 311. Однако к 2016 году эта цифра снизилась до 308 автомобилей.

Статистика продаж

Кризис последних лет повлиял на уровни продаж автомобилей. Так, в 2016 году было продано 1 425 791 штук, а годом ранее - 1 601 527 единиц транспорта. Постепенное снижение продолжается начиная с 2012 года. Однако 2017 стал исключением, и совокупные продажи выросли до 1 млн 596 личных авто. Причиной могла стать относительная стабилизация ситуации в стране, в результате чего несколько снизились страхи россиян и сработал так называемый отложенный спрос.

Чаще всего выбором населения становилась Lada. Существенно меньше продаж у Kia, Renault, Hyundai и Toyota. Однако популярность Kia Rio за последний год резко выросла.

Наименее покупаемыми в нашей стране оказались автомобили таких марок, как: Volvo, Porsche, Subaru, Land Rover, Audi и некоторые другие.

В 2017 году наибольший прирост продаж пришелся на "Ладу" (17 %). Наихудшие результаты по динамике у "Тойоты" (0 %). Однако продажи автомобилей премиум-класса, напротив, просели. Больше всего потеряли: Audi (18 %), УАЗ (15 %), Porsche (3-8 %).

Прогноз на 2018 год

На бензин, а также рост утилизационного сбора и акцизов могут негативно сказаться на стремлении граждан приобрести автомашину. Прежде всего это коснется продаж импортных авто. Однако эксперты все же ждут нового роста, но не столь значительного, как в 2017.

Сколько машин зарегистрировано в России?

По данным РИА Новости, на 2016 год в России зарегистрировано свыше 44 миллионов легковых машин. Грузовиков числилось более 6 миллионов. Также насчитывалось 2,2 миллиона мотоциклов и 890 тысяч автобусов, 3 миллиона прицепного транспорта. Общее число машин ежегодно увеличивается примерно на 1,5 миллиона. В основном это легковые автомобили. Ответить на вопрос, сколько в России машин дорогих - довольно затруднительно. Однако в последнее время люди отдают предпочтение более бюджетным вариантам авто, а доля дорогих иномарок уменьшена.

Если же отвечать на вопрос: сколько в России легковых машин-иномарок, то таковых на наших дорогах можно встретить 25 млн. Из них 6 миллионов были произведены на территории России. Возрастает количество транспортных средств, работающих на природном газе. Сейчас таких 1,4 миллиона.

Продажи электромобилей

Особенностью российского автомобильного рынка является то, что доля электротранспорта в общей массе продаж крайне незначительна. В начале 2017 года в стране было всего 920 электромобилей, в то время как в мире их счет идет на миллионы. Примерно треть из них ездят по дорогам Москвы. В остальных субъектах РФ таких машин вообще крайне мало.

Больше всего электрических авто в нашей стране приходится на модель Nissan Leaf, которых насчитывается 340 единиц. На втором месте Mitsubishi i-MiEV (263 шт.). А сколько в России машин «Тесла»? Доля этого производителя также значительна: на приходится 177 экземпляров.

Четвертые позиции у «Лады Эллады». Таких машин 93 штуки. Остальные модели представлены единичными экземплярами. Пока власти не спешат популяризировать этот вид транспорта, а решение связанных с машинами экологических проблем видят в переводе транспортных средств на газовое топливо. Вероятнее всего, Россия перейдет на электротранспорт одной из последних в мире.

Сколько грузовых машин в России

В 2018 году отмечено увеличение парка грузовых автомобилей. За январь данного года было продано 4,8 тысячи машин, что больше, чем год назад, на 35,9 процента. На первом месте по продажам традиционно остается российский производитель КамАЗ. Его доля в общей массе грузовиков составила 30 %, то есть 1,5 тысячи штук. Однако это на 5,6 процента меньше, чем в январе 2017. На втором месте находится ГАЗ, продажи которого составили 587 машин. На третьем месте шведская «Вольво», на которую пришлось 406 купленных машин. Несколько менее значительны продажи белорусского МАЗа и шведской Scania.

Наибольший рост отмечен у Hino и Volvo (свыше 100 процентов). Снижение характерно только для КамАЗа. В целом же в структуре рынка грузового транспорта растет доля иностранных производителей.

Прогноз рынка автомобилей

В 2017 году, после четырех лет снижения, наблюдался рост продаж на 12,5 %. Что же касается 2018 года, то, по прогнозам, проданных автомобилей станет больше еще на 11 %. Их количество составит 1,64 млн транспортных единиц. Доля отечественных авто в структуре продаж останется неизменной и составит 83 %.

Также ожидается рост рынка грузового транспорта. Он может составить 10 % и достичь 88 тысяч штук. Для автобусов эта цифра составит 16 %.

Заключение

Таким образом, в статье был дан ответ на вопрос, сколько машин в России. Также была охарактеризована ситуация с автомобильным рынком.

На основе всей этой информации можно сделать вывод о том, что в России наблюдается уверенный рост числа автомобилей. Уровень автомобилизации также быстро растет, постепенно приближаясь к показателям развитых стран. Соответственно, растут и проблемы: пробки на дорогах, нехватка места, загрязнение воздуха и так далее.

В общем рынке автомобилей велика доля отечественной продукции.

Наибольший уровень автомобилизации имеет место в Приморском крае, а Москва находится далеко позади в этом списке, что говорит о приверженности многих москвичей общественным видам транспорта.

Продажи автомобилей несколько снизились за последние годы, однако с 2017 наметилась тенденция к росту. Прогнозы на 2018 предсказывают сохранение положительной динамики. Наибольшей популярностью пользуется «Лада».

Рынок электромобилей в стране находится все еще в зачаточном состоянии и не идет ни в какое сравнение с таковым в ряде других стран мира. Более актуальным для нашей страны является переход на газовое топливо, который идет достаточно активно.

Продажи грузовых авто за последние полтора года значительно выросли. КамАЗ по-прежнему в лидерах, однако его доля снижается.

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 июля 2016 года обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 285 штук на 1000 жителей.

Наиболее обеспеченными регионами являются Камчатский (472 шт.) и Приморский (437 шт.) края. Одной из причин столь высоких показателей этих субъектов РФ служит тот факт, что через Дальний Восток идет ввоз подержанных иномарок из Японии. На третье место по обеспеченности легковыми автомобилями вышла Московская область (347 шт.).

Замыкают пятерку лидеров Калининградская (344 шт.) и Калужская (342 шт.) области. В ТОП-10 регионов по обеспеченности также вошли: Карелия (341 шт.), Псковская область (336 шт.), Ханты-Мансийский АО - Югра (327 шт.), Рязанская (324 шт.) и Мурманская (321 шт.) области.

Отметим, что Москва в этом рейтинге находится на 22-й позиции (308 шт.), Санкт-Петербург - на 11-й (316 шт.). Самая низкая обеспеченность автомобилями в России - в Чукотском АО: 88 автомобилей на тысячу жителей. Также эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что в 36 регионах (из 83) показатель обеспеченности легковыми автомобилями выше среднероссийского.

«Обеспеченность автомобилями в России пока значительно ниже, чем в развитых европейских странах и в США. В то же время, она из года в год увеличивается. К примеру, два года назад (на 1 июля 2014 года) обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составляла 280 штук на тысячу жителей, Таким образом, за последние два года, даже при отсутствии положительной динамики рынка, этот показатель продолжал расти», - отметил Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ».

регион обеспеченность на 1 тыс. чел.
1. Камчатский край 472
2. Приморский край 437
3. Московская обл. 347
4. Калининградская обл. 344
5. Калужская обл. 342
6. Карелия 341
7. Псковская обл. 336
8. Ханты-Мансийский АО (Югра) 327
9. Рязанская обл. 324
10. Мурманская обл. 321
11. Санкт-Петербург 316
12. Сахалинская обл. 315
13. Орловская обл. 314
14. Тверская обл. 314
15. Оренбургская обл. 314
16. Белгородская обл. 313
17. Тамбовская обл. 311
18. Тюменская обл. 311
19. Смоленская обл. 310
20. Ямало-Ненецкий АО 309
21. Самарская обл. 309
22. Москва 308
23. Новгородская обл. 308
24. Хакасия 308
25. Татарстан 307
26. Воронежская обл. 307
27. Липецкая обл. 304
28. Краснодарский край 304
29. Курганская обл. 302
30. Тульская обл. 300
31. Магаданская обл. 293
32. Ростовская обл. 292
33. Вологодская обл. 291
34. Челябинская обл. 291
35. Коми 290
36. Красноярский край 289
37. Ленинградская обл. 284
38. Курская обл. 284
39. Иркутская обл. 283
40. Саратовская обл. 282
41. Омская обл. 281
42. Свердловская обл. 281
43. Томская обл. 281
44. Башкортостан 277
45. Новосибирская обл. 276
46. Костромская обл. 273
47. Удмуртия 272
48. Адыгея 271
49. Астраханская обл. 270
50. Нижегородская обл. 268
51. Владимирская обл. 266
52. Пензенская обл. 265
53. Ульяновская обл. 263
54. Алтайский край 263
55. Волгоградская обл. 261
56. Ставропольский край 261
57. Архангельская обл. 257
58. Ярославская обл. 256
59. Кировская обл. 253
60. Мордовия 241
61. Ненецкий АО 240
62. Забайкальский край 239
63. Амурская обл. 239
64. Брянская обл. 237
65. Северная Осетия (Алания) 235
66. Кемеровская обл. 234
67. Пермский край 231
68. Калмыкия 228
69. Хабаровский край 227
70. Еврейская АО 224
71. Ивановская обл. 221
72. Алтай 220
73. Марий Эл 214
74. Кабардино-Балкария 213
75. Чувашия 212
76. Якутия (Саха) 203
77. Бурятия 196
78. Карачаево-Черкессия 182
79. Тыва 181
80. Дагестан 171
81. Ингушетия 142
82. Чечня 131
83. Чукотский АО 88
ВСЕГО по России 285

Российский парк легковых машин ведет свою историю с распада СССР, и неудивительно, что вначале он почти полностью состоял из продукции советского автопрома. Так, к 1994 году по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них лишь около 600 тысяч (то есть чуть более 5%) были иномарками, которые в то время ввозились из-за рубежа. Между тем парк зарубежных автомобилей рос достаточно быстро - в начале 2000-х он насчитывал уже более 3 млн машин (по данным «Автостата»), а доля иномарок выросла почти до 15%. Причем в основном это происходило за счет убыли машин отечественных брендов советской эпохи - одни уже канули в Лету (ЛуАЗ, «Москвич», «Ока»), другие вышли из легкового сегмента (ГАЗ, «Иж»). В результате доля отечественных марок, если не учитывать АВТОВАЗ, к рубежу столетий снизилась в 1,5 раза - до 30%. А в целом российский парк к 2001 году преодолел 20-миллионную отметку.

С тех пор число легковых машин в нашей стране увеличилось вдвое, и сегодня на учете в ГИБДД стоит 40 млн. 850 тысяч автомобилей. При этом львиную долю этого роста обеспечили иномарки - в начале 2000-х годов к нам массово хлынули подержанные машины из Японии и Европы, а затем в России стали открываться и сборочные производства зарубежных автоконцернов. Тем более что благодаря развитию автокредитования иномарки стали доступны многим россиянам. Как следствие, автомобили иностранных брендов заняли более половины парка легковых машин в нашей стране (22,5 млн авто или 55%), тогда как на продукцию АВТОВАЗа сегодня приходится менее 35% (14,1 млн машин), а на прочие отечественные марки - всего 10% (4,1 млн авто). Таким образом, с 1993 года иномарки увеличили свое присутствие на российских дорогах в 38 раз, а их доля выросла более чем в 10 раз.

Данные агентства «Автостат»

Бум иномарок

В свою очередь, среди автомобилей зарубежных брендов традиционно преобладают «японки» - их в России насчитывается около 9 млн машин (39,5% парка иномарок). Причем абсолютными лидерами являются Toyota (3,61 млн авто) и Nissan (1,84 млн машин), большинство из которых -секонд-хэнд, завезенный через Дальний Восток и Сибирь. Следом идут автомобили европейских марок с показателем более 6,5 млн зарегистрированных авто (около 30%). Здесь наиболее крупные автопарки имеют Renault (1,29 млн), Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин). Замыкают тройку лидеров автомобили корейских брендов, которых числится свыше 3,5 млн единиц (свыше 15%), включая 1,43 млн Hyundai и 1,19 млн Kia. Стоит отметить, что по количеству легковых машин в России продукция из Южной Кореи смогла обойти американские марки, чей парк составляет порядка 3 млн авто (около 13%). Половина из этого количества приходится на Chevrolet (1,5 млн машин), тогда как автомобилей Ford насчитывается 1,21 млн штук. Все больше на российских дорогах становится китайских машин - порядка 500 тысяч на сегодняшний день, однако их доля по-прежнему невелика и составляет чуть более 2%.

Как считает директор департамента продаж компании «Аркан» Петр Костиков , доли ушедших из России Chevrolet и Opel со временем перераспределятся, скорее, на Hyundai, Volkswagen и Kia, тогда как более дорогие Toyota и Nissan будут пользоваться меньшим спросом.

Впрочем, Toyota и Nissan очень популярны на рынке подержанных автомобилей , поэтому парки этих марок в России будут оставаться крупнейшими, добавляет консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен . По ее мнению, наиболее динамичный рост автопарков можно ожидать от автопроизводителей, таких как Hyundai, Renault, Volkswagen и др., которые имеют локальное производство в России, что позволяет им предлагать разнообразный модельный ряд при грамотном ценовом позиционировании.

Автомобильная география

Если посмотреть на карту иномарочного автопарка, то больше всего таких машин на дорогах Калининградской области (около 90% в региональном парке) и на Дальнем Востоке, где за счет ввоза подержанных «праворулек» из Японии в Приморский край доля иномарок составляет примерно 85%. Преобладают зарубежные автомобили в парках двух столиц - Москве и Петербурге (порядка 75%), а также в Сибири и на Урале (55%).

По словам Анны Озделен, одним из драйверов продаж иномарок на Дальнем Востоке и в Приморском крае является их географическая близость к Японии, Корее и Китаю, точно так же, как для Калининградской области - близость к Европе. «Уровень доходов населения в Москве и Санкт-Петербурге значительно выше, чем в других регионах, поэтому иномарки здесь пользуются популярностью. Кроме того, в Московской и Ленинградской областях высока доля продаж автомобилей премиум-класса», - говорит она.

А вот Поволжье остается во власти отечественного автопрома, что неудивительно, ведь крупнейшие автозаводы находятся именно здесь. Показательно, что лидерами по доле российских автомобилей являются Тольятти (66%), Ульяновск (56%) и Набережные Челны (53,9%). «В России на иномарках ездят жители приграничных регионов, таких как Калининград и Дальний Восток, а также относительно богатые - Москва, Питер и та часть Сибири и Урала, где добывается много полезных ископаемых. Остальные жители страны, как правило, пользуются более бюджетной продукцией российского автопрома», - отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов .

Автопарк будущего

Несмотря на низкие объемы продаж новых автомобилей , в ближайшие годы российский автопарк продолжит расти - по оценкам «Автостата», на 2–3% ежегодно. Таким образом, к концу нынешнего года количество легковых автомобилей в стране составит чуть более 41,7 млн единиц. А вот рубеж в 45 млн машин российский парк должен преодолеть только в 2018 году, а еще спустя год он достигнет 47 млн экземпляров.

При этом парк автомобилей отечественных марок расти уже не будет - количество машин, выбывающих на утилизацию по возрасту , будет превосходить число вновь поставленных на учет. Ведь в ГИБДД еще числятся сотни и сотни тысяч «Москвичей», «Ижей» и «Волг», а парк новых машин из отечественных автопроизводителей пополняют только АВТОВАЗ и УАЗ. Даже несмотря на обновление модельного ряда, парк автомобилей Lada в силу высокого среднего возраста будет неминуемо сокращаться - примерно на 0,5% ежегодно. К 2019 году по российским дорогам будут ездить 13,8 млн автомобилей с ладьей на радиаторной решетке, тогда как сегодня их насчитывается более 14 миллионов.

«Увеличение продаж автомобилей Lada будет обеспечено запуском новых моделей, таких как Lada Vesta и Lada Xray. В то же время, согласно прогнозам, продажи таких популярных моделей, как Lada Granta, снизятся. Принимая во внимание темпы списания автомобилей, мы не ожидаем увеличения доли автомобилей Lada в российском автопарке в долгосрочной перспективе», - комментирует Анна Озделен.

А вот Петр Костиков считает, что парк автомобилей Lada будет расти, чему будет способствовать не только обновление модельного ряда, но и смещение спроса в бюджетный сегмент в условиях непростой экономической ситуации.

В любом случае, российский автопарк будет прирастать преимущественно за счет импортных и выпускаемых в стране иномарок. В результате уже в следующем году парк зарубежных автомобилей преодолеет отметку в 25 миллионов, а к 2017 году их доля должна превысить 60%. Лидером среди иномарок останется Toyota - к 2019 году в России уже будет насчитываться более 4,09 млн «Тойот» различных моделей. Отметку в 2 млн автомобилей преодолеют парки Nissan (2,59 мл. шт.), Hyundai (2,13 млн шт.) и Renault (2,01 млн шт.).

Не новьём, так автохламом

Кстати, по количеству легковых автомобилей наша страна занимает второе место в Европе - после Германии (43,85 млн машин), обогнав за последние годы Италию, Великобританию и Францию. И если по продажам новых автомобилей у России пока нет шансов стать европейским лидером, то по размеру парка - это лишь дело времени.

Как прогнозируют в «Автостате», уже через 2–3 года наша страна сможет опередить Германию по общему количеству машин даже при меньших объемах продаж новых авто. По оценкам Frost & Sullivan, в 2015–2020 годы российский авторынок не превысит отметки в 3 млн легковых машин в год, тогда как в Германии будет ежегодно продаваться примерно по 3,3 млн автомобилей. Однако в отличие от Германии, чей автопарк практически не растет, а только обновляется, в нашей стране число легковых машин увеличивается во многом благодаря медленному выбытию автохлама, что и позволит российскому автопарку стать крупнейшим в Европе.

«Население России почти вдвое больше, чем в Германии, поэтому и общий автопарк может быть больше. А вот по количеству автомобилей на душу населения мы вряд ли сможем скоро обогнать немцев. В Германии одна машина приходится примерно на двух жителей, а у нас - на четырех. Впрочем, Германия и не является европейским лидером по данному показателю», - отмечает Дмитрий Лукашов.

Машины преклонного возраста

А вот по возрасту национального автопарка наша страна - одна из последних в Европе. Так, почти каждый второй автомобиль в России уже отметил 10-летний юбилей (на долю машин, произведенных до 2005 года, приходится 48,9% от общего парка). Для сравнения, в Старом Свете машин старше 10 лет %, согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), значительно меньше - 37,5. Доля легковых авто в возрасте от 5 до 10 лет составляет 23,7% российского автопарка против 31,7% в Европе. А автомобилей моложе 5 лет в нашей стране 27,4%, тогда как в Старом Свете - 30,8%. По словам экспертов, российский автопарк более старый, чем в Европе, поскольку уровень доходов и высокие кредитные ставки не позволяют россиянам обновлять свои машины так же часто, как это делают европейцы. К тому же в России до сих пор нет единой государственной политики в отношении утилизации старых автомобилей и действуют более низкие стандарты экологичности транспортных средств.

«В России запредельные ставки по кредитам по сравнению с развитыми странами. Несмотря на это, в кредит приобретается примерно половина автомобилей. Люди сильно переплачивают и, как правило, хотят, чтобы машина „служила“ как можно дольше - лет 10–15. Соответственно, они выбирают весьма надежные азиатские и немецкие автомобили. Этим же объясняется и более высокий средний возраст автопарка в России по сравнению с богатыми странами „золотого миллиарда“. Наши люди предпочитают чинить машину до последнего, не обращая внимания на веяния автомоды. Впрочем, в последнее время возраст автопарка все же снижается благодаря программам утилизации», - рассуждает Дмитрий Лукашов.

Стоит отметить, что российский парк автомобилей иностранных брендов достаточно молод, что связано, прежде всего, с растущим спросом на них, который возник в начале 2000-х годов. Если на иномарки, выпущенные до 2005 года, приходится 32%, то доля машин в возрасте от 5 до 10 лет - 29%. А больше всего автомобилей моложе 5 лет - почти 39%, что во многом обусловлено выходом на рынок бюджетных иномарок в последние годы.

По мнению Петра Костикова, для омоложения всего российского автопарка необходимо понизить ставки по автокредитам, выделять больше субсидий для автопроизводителей, снизить стоимость бензина, страховок и, конечно же, улучшить качество дорог. «В целом, даже несмотря на кризис, россияне будут покупать машины, но искать более экономически доступные варианты», - резюмирует он.

Период кризиса обусловил существенные изменения в автопарке России. К 2014 г. регистрации легковых авто, приобретенных в салоне, упали на 44,2%. , эти показатели соответствовали ситуации 2005 г. Однако уже в 2015 г. стала заметна тенденция к стабилизации регистрационных данных, о чем свидетельствует статистика: парк легкового автотранспорта по итогам года увеличился на 6,3%, что в количественном эквиваленте составило примерно 1 280 000 единиц техники. Стоит отметить, что стоимость нового автомобиля выросла по сравнению с 2014 годом на 56-57 тысяч и составила 1 млн. 56,7 тыс. руб.

Сколько авто было поставлено на учет в 2016 году?

Автомобилизация государства, хоть и замедленными темпами из-за санкций и кризисных явлений, в начале 2016 г. продолжилась. На каждую тысячу россиян приходилось 283 зарегистрированные машины, что на 11 больше, чем год назад. Лидерами по обеспеченности автомобилями стали Приморье и Камчатский край, что было обусловлено ввозом через Дальний Восток японских иномарок с пробегом. Наблюдался спад реэкспорта, когда жители соседних государств покупали авто в России (курс рубля делал такие покупки выгодными для тех, кто откладывал на машину в долларах), однако регистрировали на территории своих стран. По данным Госавтоинспекции на конец февраля 2016 г. рост количества зарегистрированных авто составлял 1,5% по сравнению с тем же периодом 2015 г. Показатели официального ресурса ГИБДД свидетельствуют, что за 10 лет автопарк России вырос примерно на 65%. Статистика по типам зарегистрированных ТС представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Количество зарегистрированных авто в России на июль 2016 г., млн. шт.

Тип транспортного средства
Доля, %
Количество машин
Легковые авто
83,6
41,08
Легкая коммерческая техника
8,04
3,95
Грузовики
7,51
3,69
Автобусы
0,79
0,39
Всего
100
49,11

По данным аналитического агентства «Автостат»

Глава пресс-отдела аналитического агентства «Автостат» А. Тимерханов отмечал, что обеспеченность автотранспортом в РФ гораздо ниже, чем в европейских государствах, США. Однако, по словам эксперта, показатели растут с каждым годом, несмотря на отрицательную рыночную динамику кризисного периода. Средний возраст легковой автомашины - 12,5 лет, однако более трети парка машин уже перешагнули 15-летний рубеж. Около 58% легковых авто иностранного производства, а 20% парка состоит из внедорожников, кроссоверов. Данные о регистрации легковых и грузовых авто по некоторым регионам России представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Количество легковых и грузовых машин, зарегистрированных в регионах на 01.07.2016 г.

Регион
Легковые авто, млн.
Грузовые авто, тыс.
Москва
3,799
177
Московская область
2,536
144,8
Краснодарский край
1,677
135
Ростовская область
1,236
111,2
Республика Татарстан
1,188
105,4

По данным аналитического агентства «Автостат»

По итогам 2016 г. в РФ прошли регистрацию 395,4 тыс. автобусов. На 1 января 2017 г. в столице было зарегистрировано более 19 тыс. автобусов, на второй позиции - Краснодарский край с показателем 15,8 тыс., на третьей ступени - Подмосковье, где прошли регистрацию 14,5 тыс. шт. Около 10 тыс. было зарегистрировано в Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Новосибирской, Иркутской областях. Более 70% автобусов принадлежит юрлицам, 27% от общего числа - машины иностранного производства. Автобусный парк в России на 45% состоит из техники старше 45 лет.

Сколько ТС было зарегистрировано в 2017 году?

Показатели 2017 г. демонстрировали рост автопарка России и повышение покупательской способности граждан. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2017 г. было продано около 849 тыс. легковых авто и коммерческой техники, что на 8,5% превышало показатели того же периода 2016 г. На 1000 человек в столице приходилось 400 авто, о чем свидетельствуют статистические данные ГИБДД. Это самые высокие показатели автомобилизации по регионам РФ. По итогам 2017 г. количество зарегистрированных транспортных средств выросло почти на полтора процента по сравнению с 2016 г. Данные по типам автотранспорта представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Количество зарегистрированных ТС в России на январь 2018 г., млн. шт.

Тип транспортного средства
Доля, %
Количество машин
Легковые авто
79
44,1
Мотоциклы
3,6
2
Грузовики
10,7
6
Автобусы
0,56
1
Всего
100
56

По данным аналитического агентства «Автостат»

Лидером по обеспеченности ТС оказалась столица и Московская область, где на январь 2017 г. было зарегистрировано более 6 млн. единиц техники. Такие показатели превышают данные 2016 г. на 300 000 шт. Статистика по регистрации легковых, грузовых авто и автобусов в некоторых регионах России представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Количество легковых, грузовых машин и автобусов, зарегистрированных в регионах на 01.07.2017 г.

Регионы
Легковые авто, млн.
Грузовые авто, тыс.
Автобусы, тыс.
Москва
3,75
171
19,7
Московская область
2,59
149,3
14,6
Краснодарский край
1,72
137,3
16
Ростовская область
1,26
112,2
12,2
Республика Татарстан
1,2
107,2
13,2

По данным аналитического агентства «Автостат»

Среди легковых авто около 59% иномарок, а средний возраст автомобиля превышает 12,5 лет. При этом 1/3 часть всех легковых машин старше 15 лет. Еще старше грузовики, средний возраст которых почти достиг 20 лет, а 2/3 машин старше 15 лет. Юрлицам принадлежит 53% грузового автопарка России. Средний возраст российских автобусов - 15,5 лет, при этом почти половина - старше 15 лет. 72% всего автобусного парка зарегистрирована на юридических лиц. Автобусы-иномарки не превышают и трети от общего количества единиц техники, при этом экологическим требованиям уровня Евро-4 соответствует всего 15%.

Заключение

Последнее десятилетие, по данным ГИБДД, отмечается ростом частного автопарка на 65%. Традиционный прирост по регистрации составляет полтора процента, что характерно для послекризисных лет. Лидерами по обеспеченности ТС выступают столица и Московская область, что обуславливает усиление пробок и аварий на дорогах. При этом на фоне мировых столиц Москва выглядит весьма скромно, поскольку не входит в десятку городов с наиболее перегруженной системой дорог. Лидеры по количеству регистраций - легковые автомашины, значительно уступают им грузовики и мотоциклы, а в числе аутсайдеров находятся автобусы.