Троллейбус как общественный вид транспорта. Справка. Разница между трамваем и троллейбусом

И трамвай, и троллейбус – виды пассажирского транспорта, приводимые в движение с помощью электричества. Однако они обладают разными возможностями и техническими характеристиками.

Определение

Трамвай общественный вид транспорта, функционирующий с помощью рельсов и электротяги.

Трамвай

Троллейбус транспортное средство с электрическим приводом, совмещающее в себе возможности автобуса и трамвая.


Троллейбус

Сравнение

Итак, трамвай имеет много общего с поездом. Это касается и внешнего вида в целом, и металлических колес, и способа передвижения – по рельсам. Троллейбус же сродни автобусу: та же форма кузова, те же резиновые шины, то же используемое для перемещения дорожное полотно.

Отличие трамвая от троллейбуса проявляется также в самом движении. То, что путь трамвая пролегает по рельсам, лишает такой транспорт возможности маневрировать, а кривые, по которым он проходит, имеют больший радиус. С другой стороны, управлять трамваем сравнительно несложно.

Для троллейбуса вполне реально объезжать встречающиеся на пути препятствия, к примеру стоящие впереди машины. Радиус линий передвижения троллейбуса может быть меньше, чем у трамвайного вагона. Вдобавок ко всему резина на колесах этого транспортного средства обеспечивает лучшее сцепление с дорожной поверхностью, что позволяет более успешно преодолевать трассу с уклоном вверх.

Расположенные на крыше обоих видов транспорта токоприемники также отличаются своей формой: у трамвая они ромбовидные, у троллейбуса – прямые. Троллейбус использует для движения два провода с разными полюсами. У трамвая роль второго провода играют рельсы. Заземление, которое обеспечивается при этом, делает трамвай более электробезопасным средством передвижения.

Рассмотрим, в чем разница между трамваем и троллейбусом, если сравнить их вместимость. Трамвай в данном плане обладает лучшими возможностями, особенно если учесть, что при необходимости количество его вагонов можно увеличивать. Часовая загрузка линии «классического» трамвая в два раза больше, чем тот же показатель у троллейбуса.

У каждого вида транспорта есть свои недостатки и преимущества, которые влияют на выбор наиболее подходящей системы в каждом конкретном случае.

1. Основоное отличие трамвая от остальных типов общественного транспорта заключается в том, что у него есть однозначное право проезда. В большинстве случаев у трамвая есть выделенная полоса движения, выезд на которую остального транспорта ограничен физическим барьером (столбики, поребрик и пр.). В тех случаях когда такова отделения нет, например в тесном центре города, в игру вступают правила дорожного движения, которые запрещают, за некоторыми исключениями выезд на трамвайные пути.

Все это дает трамваю очевидное преимущество в современном городе: время в пути не зависит от пробок. Такая стабильность и есть основное конкурентное преимущество трамвая перед автобусами и даже такси.

Необходимо отметить, что в последние 10-15 лет становится популярным так называемый BRT (Bus Rapid Transit). Такая система представляет из себя выделеную полосу (включая установку физических барьеров), приподнятую над основным уровнем проезжей части, или просто полосу другого цвета, выезд на которую частному транспорту запрещен. В данном случае строительство инфраструктуры обходится дешевле чем трамвайные пути, а плюс от независисмости от пробок остается.

2. Троллейбус имеет ряд преимуществ перед автобусом, причем со временем эти преимущества немного тускнеют. На протяжении всего ХХ века троллейбус был более экологичным видом транспорта чем автобус. (Да, электроэнергию для троллейбуса надо тоже выработать, однако выбросы электростанции находятся не в центре города, на уровне тротуаров, где ими все дышат, а на некотором отдалении, выбрасываются они из трубы, где легче обеспечить эффективное использование топлива и контроливать уровень загрязнения; да и вообще электростанции бывают гидро-, ветро- и даже приливные.) На сегодняшний день троллейбус остается более экологичным, чем автобус однако разница уже не столь критична чем 50 лет назад. Второе преимущество - тишина. Троллейбус (в хорошем состоянии) практически бесшумен, причем бесшумен настолько что становятся слышны всякие дополнительные устройства, которые в автобусе не слышно: щетки стеклоомывателя, гидроусилитель руля и т.д. Третье преимущество троллейбуса является следствием общего премимущества электродвигателей над двигателями внутреннего сгорания. Максимальный момент (torque) доступен все время (а не в определенном диапазоне оборотов), именно эта характеристика обуславливает разгон и грузоподъемность транспортного средства. То есть троллейбус более приемист при старте в горку и это важный плюс в гористых городах типа Сан-Франциско. Также есть возможность использовать регенерацию энергии при торможении или спуске.

У троллейбуса есть и много недостатков, в основном связанных с контактной сетью: ее создание и обслуживание относительно дороги, изменение маршрутов в связи с этим весьма трудоемко, а с эстетической точки зрения провода над городом не очень красивы.

Прокомментировать

Дополню два других ответа, правда, скажу о трамваях, а не троллейбусах.

Интересно, что не назвали ещё одно важное преимущество трамвая перед трамвая перед автобусом и троллейбусом: он безопаснее.

Благодаря предсказуемости, простоте контроля и управления при правильной эксплуатации рельсовый трамвай гораздо реже участвует в авариях. Да что там, трамвай - единственный вид городского транспорта, который допускается до пешеходных зон. Есть редкие исключения (например, Будапешт, где по пешеходным зонам ходят троллейбусы), но есть и ещё более интересные крайности, подтверждающие правила. Например, в Порту на историческом мосту дона Луиша, построенном ещё Эйфелем, совмещена узкая пешеходная зона и линия метро (!) - а метро Порту обслуживается трамвайным подвижным составом. Трамвайчик на скорости в 60 км/ч выныривает из тоннеля, звонит звонком, толпа разбегается. Все живы-здоровы и счастливы.

Ещё одна важная черта трамвая - это возможность организовать перевозку огромного числа пассажиров без усложнения управления ТС и загромаждения проезжей части. Огромные трёхсекционные автобусы, которыми трудно управлять, и которые могут в одиночку перегородить перекрёсток, всё равно не дотягивают по вместимости до современных 5 и 7 секционных трамваев (это в тему бесперспективности BRT, которые строят разве что в Колумбии да Венесуэле). До кучи, проложить трамвайные рельсы по бездорожью и пустырям всё-таки дешевле, чем построить шоссе, при наличии инфраструктуры.

Ну и последнее: трамвай - это самый стабильный городской транспорт после метро. На нём проще выдерживать графики и проще обеспечить регулярное движение. В Европе автобус и даже поезд может не прийти или опоздать, но трамвай - никогда (если вы не в Дрездене. В Дрездене опоздать может что угодно).

Ну и вообще, есть основания полагать, что с развитием аккумуляторных технологий и робототехники автобусы (как и троллейбусы) исчезнут из городов - их полностью заменят автоматическое метро и трамваи.

Из развитых городов в развитых странах, я имею ввиду. В Москве, Воронеже и прочих Тюменях судя по последним тенденциям ещё лет 50 будут гонять на автобусах, пока не перейдут на конные омнибусы.

Фонд "Городские проекты" выпускал два подробных сайта, посвящённых описанию преимуществ и недостатков троллейбуса и трамвая. Они написаны простым языком, понятным для неспециалиста:

У троллейбуса и трамвая есть одно малоизвестное, но очень сильное преимущество перед автобусом - это стабильность присутствия. Автобусный маршрут можно перенести на другую улицу росчерком пера. Трамвайный маршрут росчерком пера с одной улицы на другую не уберёшь - нужно перекладывать рельсы, а рельсы - это ещё надводная часть айсберга. Рельсы кладутся на специальную подушку. Чтобы её положить, надо чтобы такое допускали проложенные тут подземные коммуникации. В некоторых случаях приходится перекладывать коммуникации по другой траектории или закапывать глубже. Это может стать самой затратной частью прокладки новой рельсовой линии.

Кроме рельсов, нужно ещё перекладывать контактную сеть. А контактная сеть - это не просто "провода на фонарных столбах". Это ещё и питающие эти провода электрические подстанции в близлежащих дворах. Добротные капитальные будки, для которых придётся выделять место и деньги на строительство. Эта часть расходов относится не только к переносу трамвайной, но и троллейбусной линии.

Одни девочка посмотрела по телевизору балет, и ей так понравилось, что она задумала непременно воспитать из своей мамы балерину. Мама пришла с работы, дочка ей говорит:

Идём поступать в балетную школу.

Не хочу в балетную школу.

Почему? Станешь балериной, будешь танцевать в театре на сцене, после спектакля тебе подарят белые розы.

А меня возьмут? Я не слишком упитанная? - засомневалась мама.

Ты упитанная. Но это потому, что работа у тебя сидячая. И кушаешь много мучного. Вот перестанешь питаться хлебом с булочками, начнёшь чаще вставать со своего рабочего места, бегать туда-сюда, делать физкультурные упражнения - быстро похудеешь. Станешь грациозная.

Как же мне вставать? - удивилась мама. - Я только сидя работать могу. Если я брошу руль, начну бегать по троллейбусу туда-сюда, получится авария. Водителям троллейбусов ни в коем случае вставать нельзя.

А на остановках? - говорит девочка. - По маршруту их двадцать штук. Вот тебе и двадцать упражнений. Давай, переодевайся во что-нибудь нарядное, пойдём в балетную школу. Там, как раз сегодня, новых учениц принимают.

Пришли в балетную школу. Преподаватели осмотрели маму с разных сторон, потом отвели девочку в сторонку, шепчут:

Не хотим вашу маму огорчать, и вы тоже не обижайтесь, но из вашей мамы балерина не получится. В ней слишком много лишних килограммов.

Мама услышала, расстроилась. Побледнела, покраснела, закрыла лицо руками и выбежала из балетной школы. Чуть двери с петель не снесла.

А если, - спрашивает девочка, - она без лишних килограммов придёт, тогда получится балерина?

Нет. Чтобы стать балериной, нужны лёгкость, изящество, гибкость и балетный талант. Пусть лучше идёт на курсы водителей троллейбусов.

Троллейбус, - говорит девочка, - мама и так водить умеет. Вы мне лучше скажите, ваша вечерняя балетная школа платная или бесплатная?

Платная.

Так в чём же дело? Я буду платить деньги, а вы учите мою маму танцевать балет.

А получится или не получится, это мы ещё посмотрим.

Преподаватели видят: девочка упорная, не отстанет. Но сразу сдаваться не стали, сопротивлялись ещё минут примерно пять.

Через пять минут девочка вышла из школы, отыскала маму, которая рыдала на ближайшей троллейбусной остановке, взяла её за руку:

Пошли! Они передумали. Приняли тебя в балетную школу. Разглядели в тебе талант.

Что же они во мне разглядели?

А вот придём домой, глянешь на себя в зеркало, сама увидишь: ты просто создана для балета и больше ни для чего.

Стала мама учиться быть балериной. Первым делом девочка купила маме пуанты - мягкие балетные туфельки, у которых есть незаметные каблучки. Только не под пятками, как у нормальной обуви, а, наоборот, в носках туфелек, под пальцами ног. Чтобы упираться, когда прыгаешь.

Главное в жизни - упорство, - говорила девочка маме. - Поэтому крепче упирайся ногами в пол, когда танцуешь. А быть балериной не трудно. Надо только выучить пять позиций ног и три позиции рук. Всё остальное приложится. Будешь правильно выворачивать ноги и подольше зависать в воздухе - успех тебе обеспечен.

Мама старалась. Пирожные и колбасу есть перестала. Обедала листиком салата и ломтиком яблока. Как птичка. Днём, на работе, тренируется: на каждой остановке вскакивает из-за руля, бегает по троллейбусу туда-сюда. Если пассажиров немного, даже через сиденья перепрыгивает. А после работы девочка ведёт её в балетную школу: изучать разные пируэты и другие танцевальные приёмы. Конечно, мама иногда уставала, зато преподаватели балетной школы не уставали удивляться, говорили:

Как это мы не сразу заметили? Она же выдающийся балетный талант.

Очень скоро мама избавилась от лишних килограммов, стала изящная, как скрипка, гибкая, как бамбуковая удочка. И танцевала так хорошо, что её взяли на работу в самый большой театр.

Первый балет, в котором мама танцевала главную героиню, был конечно же про любовь. И про тореадора. Тореадоры - это такие отважные фехтовальщики, которые выходят со шпагой сражаться один на один с могучим быком.

На премьере балета мама была очаровательна. Отталкивалась от сцены большого театра, взлетала и надолго повисала в воздухе. Все ей бурно аплодировали. А папа девочки, который сидел рядом с дочкой в первом ряду и не сводил восхищённых глаз со своей танцующей жены, хлопал так, что у него даже заболели ладошки.

После спектакля мама, папа и девочка ехали домой на троллейбусе, потому что белые розы, которые подарили маме благодарные зрители, в обычной машине ни за что бы не поместились. Девочка всю дорогу держала маму за руку и, время от времени, задумчиво поглядывала на папу. Потом сказала.

Власти Москвы обнародовали план первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем в российской столице, в котором прописаны традиционные и новые меры по борьбе с пробками. В частности, предлагается сузить некоторые полосы, а такжеотказаться от троллейбусов, ходящих в центре города.

Троллейбус - безрельсовое транспортное средство (обычно пассажирское) с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания через контактную сеть с помощью штангового токоприемника.

Также троллейбус может оснащаться системами автономного хода на аккумуляторах, суперконденсаторах или двигателях внутреннего сгорания. Одна из разновидностей последнего варианта - когда электрический и дизельный двигатели имеют независимую передачу - называется дуобус.

Троллейбус - малошумный вид общественного транспорта. Теоретически троллейбус можно сделать и совсем бесшумным. Обычно шум в троллейбусе исходит от компрессора, систем отопления и кондиционирования. Однако полная бесшумность может стать и недостатком, так как при этом пешеход может не заметить приближающийся троллейбус и попасть под колеса.

Достоинства троллейбуса по сравнению с трамваем:

Первоначальные затраты на строительство троллейбусной линии значительно меньше, чем трамвайной, так как для пуска троллейбусной линии не требуется ни вскрытия дорожного полотна, ни строительства обособленного пути, потому что используется существующая дорожная инфраструктура. Необходимо лишь протянуть воздушную контактную сеть.
- относительно высокая маневренность троллейбуса, которая, тем не менее, ограничена контактной сетью.
- резиновые шины троллейбуса имеют лучшее сцепление с дорогой, чем стальные колеса трамвая, что позволяет эксплуатировать его на трассах с большими уклонами.
- дорожное полотно, используемое троллейбусной линией, может использоваться автомобильным транспортом. Движение автотранспорта по трамвайным путям может быть затруднено.
- трамвайные пути требуют трудоемкого ремонта и обслуживания, чего лишена контактная сеть троллейбуса.

Достоинства троллейбуса по сравнению с автобусом:

Троллейбус имеет важное преимущество перед автобусом - за счет электродвигателей имеющих больший КПД, они быстрее разгоняются и могут разгоняться при движении в гору. Это, наряду с экологичностью троллейбуса, сделало этот транспорт особенно выгодным в условиях пересеченной местности, где автобусы трудно преодолевают горы, а трамваи не применимы из-за уклонов. Например, всем известна линия Симферополь-Ялта длиной 86 км, по которой налажено стабильное троллейбусное движение. На этой линии применен дополнительный способ повышения надежности энергохозяйства - натянуто три провода троллера, питаемых от разных подстанций.

Современные троллейбусы по уровню комфорта не уступают автобусам и даже превосходят их, за счет отсутствия запаха бензина и выхлопов в салоне.

Среди других достоинств троллейбуса: они не загрязняют воздух продуктами сгорания; срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем автобуса; затраты на обслуживание троллейбусного парка меньше, чем на обслуживание автобуса.

Недостатки:
- первоначальные затраты на развертывание троллейбусной сети выше, чем для автобусной.
- троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай.
- провозная способность троллейбуса в среднем ниже, чем у трамвая.
- троллейбус очень чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети, особенно к обледенению контактного провода.
- затруднен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью.
- троллейбус не может менять маршрут, хотя и более гибок в этом отношении, чем трамвай.
- троллейбус опаснее трамвая из-за существования "токов утечки".
- троллейбус менее экологичен, чем трамвай - при трении колес об асфальт возникает вредная резиновая пыль.
- существует опасность остановки на обесточенном участке на пересечении и троллейбусной стрелке, например при "подрезании" другим транспортом.
- есть мнение, что контактная сеть троллейбуса несколько портит облик улиц , особенно в исторических центрах городов.

Троллейбусы, пусть и в небольшом количестве, есть во многих странах : в Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и многих других.

В настоящее время в мире более 400 городов, которые используют троллейбусы в качестве наземного транспорта. В Великобритании в какой-то момент от троллейбусов отказались, однако в 2010-2011 гг. ожидается ввод в строй городской троллейбусной системы в Лидсе. Что касается крупнейшего троллейбусного парка в Европе (за исключением СНГ), то обслуживает он Афины. Общая протяженность контактной сети - более 350 км.

Занятие по ознакомлению с окружающим на прогулке

Сравнение автобуса и троллейбуса

Задачи занятия : Закрепить знания детей о троллейбусе и автобусе, учить сравнивать их: видеть и называть общие и отличительные свойства. Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, зрительный контроль.

Материалы к занятию : Иллюстрации автобуса и троллейбуса, игрушечные автобус и троллейбус, картинки троллейбуса и автобуса, разрезанные на 4–5 частей.

Ход занятия:

1. Рассмотреть иллюстрации с изображением автобуса и троллейбуса, игрушки – автобус и троллейбус. Предложить детям назвать их.

– А как вы определили, что это – автобус, а это – троллейбус? Что их отличает друг от друга? (Троллейбус соединяется проводами. У троллейбуса на крыше прямые длинные штанги. По ним идет от проводов к мотору электрический ток. С помощью электричества троллейбус движется.)

– Послушайте стихотворение:

Сверху – желтый,

Снизу – синий.

На груди его звезда.

А над ним воздушных линий

Протянулись провода.

Чтоб троллейбус мог идти,

Нужен ток ему в пути.

(О. Высотская)

– Есть ли у автобуса такие штанги? Посмотрите. Послушайте загадку:

Что за чудо синий дом!

Окна светятся кругом.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

– Что необходимо для работы мотора автобуса? А для работы мотора троллейбуса? (Водитель заправляет автобус бензином, а троллейбус работает с помощью электричества.)

– Что общего между троллейбусом и автобусом? (Они перевозят людей, управляются водителями. В автобусе и троллейбусе светло, чисто, много мягких удобных сидений, большие двери, окна, колеса.)

2. Логическая игра “Разрезные картинки”.

Цель:?Научить составлять целое из отдельных частей. Развивать нагляднодейственное и на­гляднообразное мышление.

Ход игры:?Дети еще раз рассматривают изображения автобуса и троллейбуса, а затем собирают автобус и троллейбус из отдельных частей. После этого сравнивают собранные картинки с готовыми иллюстрациями.

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Беседа по картине “Улица города”

Задачи занятия:?Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины. Учить выслушивать ответы товарищей не перебивая.

Ход занятия:

Беседа. Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы:

Какой транспорт едет по улице?

Где можно ходить пешеходам?

Кто стоит посередине улицы? Прежде чем ответить, послушайте загадку:

Посмотри, силач какой,

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

(Инспектор ДПС)

Дети отгадывают загадку. Воспитатель уточняет, как они догадались, и продолжает беседу:

Покажите, где стоит инспектор ДПС. За чем он наблюдает?

Как он регулирует движение?

Какие машины вы видите на улице?

Зачем нужны грузовые машины?

После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображенных на картинке (автобусе, трамвае, троллейбусе).

Игра “Инспектор ДПС”.

Цель:?Научить ориентироваться в пространстве, закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком.

Ход игры:?Часть детей – пешеходы, другие – водители (у них в руках рули, на груди – эмблемы с изображением машин); один ребенок – инспектор ДПС (регулировщик), у него в руках жезл. Регулировщик стоит боком к пешеходам, пешеходы идут, а машины в это время стоят. Регулировщик поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились. Дети меняются ролями, игра повторяется.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной группе

Чтение рассказа Н. Носова “Автомобиль”.

Задачи занятия:?Учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге. Учить детей правильно понимать изображенную ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев рассказа.

Ход занятия:?Воспитатель предлагает детям послушать рассказ “Автомобиль”, который написал Н. Носов.

После чтения рассказа провести беседу о прочитанном:

О чем спорили мальчишки, когда увидели автомобиль?

Почему ребята решили покататься на машине?

Почему милиционер остановил машину?

Как вы думаете, мальчики поступили правильно? Оцените их поступок.

Проведение физкультминутки.

Ознакомление детей с малыми фольклорными формами – загадками.

Задачи занятия: Уточнить представления детей о жанровых особенностях и назначении загадок, учить понимать и правильно отгадывать загадки.

Ход занятия : Воспитатель обращается к детям:

– Дети, вы любите отгадывать загадки? Скажите, что такое загадка. Чем она отличается от рассказа, стихотворения? (Выслушать ответы детей.)

– Загадки бывают разные. Но в любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Попробуйте отгадать (Воспитатель загадывает загадку и просит детей объяснить, как они отгадали.):

Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется.

(Автомобиль)

Спозаранку за окошком –

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Что такое, отгадай:

Не автобус, не трамвай,

Не нуждается в бензине,

Хоть колеса на резине.

(Троллейбус)

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Под землей огни горят.

Под землей дворцы стоят.

Под землею чудо мчится.

Сядь – и можешь прокатиться.

(Метро)

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь.

(Светофор)

Два братца убегают,

Два – догоняют.

Как их зовут?

(Колеса машины)

Целевая прогулка “Наблюдение за работой светофора”

Цель: Наблюдение за светофором.

Ход прогулки : Пройти с детьми к месту наблюдения и предложить посмотреть, как в круглых окошечках светофора вспыхивают огоньки. Подчеркнуть, что зажигаются огоньки не все сразу, а по очереди. Когда загорается красный свет, идти через дорогу нельзя. При зеленом разрешается переход. Вопросами уточнить, как дети поняли информацию. Спросить, почему нельзя переходить дорогу на красный свет.

Послушайте стихотворение:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

“Проходите, путь открыт!”

(С. Михалков)

Рассказать детям, где находится светофор, что сигнал светофора останавливает машины и дает возможность людям перейти дорогу. Уточнить, на какой свет движутся машины и пешеходы. В заключение обобщить: светофоры управляют движением, пропуская поочередно транспорт и пешеходов.

Целевая прогулка в старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение детей правильно реагировать на сигналы светофора.

Ход прогулки : Вместе с детьми пройти к перекрестку, который регулируется светофором, загадать загадку:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Понаблюдать за движением транспорта и работой светофора. Обратить внимание детей на то, что на перекрестке очень оживленное движение: мчатся машины, спешат люди. Отметить, что именно здесь стоит светофор – он регулирует дорожное движение.

–?Все водители и пешеходы должны действовать согласно правилам. Каким?

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

“Проходите, путь открыт!”

Желтый свет предупрежденье –

Жди сигнала для движенья.

(С. Михалков)

Предложить детям вспомнить, какие есть светофоры (транспортные и пешеходные), чем они похожи (и у транспортного, и у пешеходного светофора загораются красный и зеленый “огоньки”, они регулируют движение) и чем отличаются (транспортные светофоры регулируют движение автомобилей, троллейбусов, трамваев, а также пешеходов. У транспортных светофоров три “глаза”. Пешеходные светофоры предназначены для регулирования движения только пешеходов. В отличие от транспортных, они попеременно светятся красными и зелеными “огоньками”. На красном фоне светофора светится силуэт стоящего человечка, на зеленом – шагающего).

–?О каком светофоре говорится в этом стихотворении? (О транспортном.)

–?А какой светофор стоит на нашем перекрестке? (Транспортный и пешеходный.)