В машине при экстренном торможении. Опасные ситуации на дороге. Экстренное торможение

Привет, Автокадабра! До этого наша серия видеоответов была посвящена "базовым" вещам, так сказать подготовительных - с сегодняшнего дня начинаем разводить холивары на более технические вещи.


В сегодняшнем выпуске поговорим об экстренном торможении - о его особенностях, отличиях от рабочего торможения и о том, когда его применять.

Ответ Александра Илюхина , мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ

По желанию он поставляется с цветным сенсорным экраном 8. Этот экран с высоким разрешением обеспечивает интуитивно понятный голос или сенсорный контроль наиболее важных функций, таких как телефон, аудио или навигация. Кроме того, система теперь обеспечивает полную поддержку чешского языка, что делает его еще проще и приятнее.

Усовершенствованный помощник по парковке поможет вам припарковаться на нескольких автомобилях дальнего следования, а также посоветует перекрестную парковку, которая распространена в торговых центрах или подземных гаражах. Датчики найдут парковочное место, а затем автомобиль возьмет на себя управление рулевым колесом - только педали будут оставлены вам. Часть этого теперь помощник для выхода из продольного парковочного места.


В большей части нашей водительской карьеры мы с вами занимаемся так называемым комфортным торможением либо штатным торможением. Экстренное торможение мы с вами применяем тогда, когда ошиблись на прогнозе выбора скорости, либо возникает критическая ситуация.

Занимаясь на площадке, в большинстве ситуаций, когда мы просим показать экстренное торможение, водители показывают экстренное подползание автомобиля, не понимая возможности своего автомобиля. Импульсное или ступенчатое торможение мы должны применять как альтернативу штатному для того, чтобы автомобиль не вышел из-под контроля.

Зеркала, которые будут видеть то, что вы не видите

Система слепых пятен способствует смене безопасных полос движения с помощью обоих радиолокационных датчиков с обеих сторон. Если есть другое транспортное средство, которое вы не видите на своем мертвом угле, система предупреждает вас об этом, запустив оранжевое зеркало в зеркале заднего вида на соответствующей стороне. Часть системы мертвых углов также является совершенно новой технологией, предупреждением против проезжающих автомобилей при движении с парковки.

Вы увидите как вы, так и другие драйверы

Автоматическая система переключения фар автоматически переключает фары дальнего света на ближний свет, если она регистрирует приближающееся транспортное средство, что особенно полезно при движении по ночам. Таким образом, вы не будете ослеплять других и будете способствовать общей безопасности дорожного движения.

Ответ Андрея Лунина , ведущего инструктора автодромной подготовки клуба "Экстрим-Драйв"


Ежедневно мы с вами выполняем рабочее торможение. Его основная задача и цель - это комфорт.

Экстренно торможение, из названия понятно, что применяется оно в экстренных ситуациях, в тех случаях, когда другого варианта кроме, как можно скорее остановиться, у водителя нет. Он должен выполнить экстренное торможение.

Эта система постоянно контролирует ваш способ вождения и может распознавать признаки усталости. В этом случае на панели управления появится предупреждающий символ и рекомендую вам перерыв. Если ваше внимание ухудшается, символ появляется неоднократно и добавляется звуковое предупреждение.

Расширенная система, которая поможет вам оставаться на переулке

Если вы случайно вышли из переулка, система предупреждения о выезде из полосы предупреждает вас о вибрациях на рулевом колесе. и графический символ на информационном дисплее. Интенсивность вибрации может быть установлена ​​на трех уровнях. Если вы будете реагировать медленно или даже вообще на предупреждение, система удерживания полосы приведет к тому, что рулевое управление вернет автомобиль в правильном направлении. Эта технология предназначена для многополосной связи по шоссе.

Задачей экстренного торможения будет минимальный тормозной путь. Задача максимально быстро остановиться на минимальном отрезке, в условиях дефицита расстояния и времени. Мы привыкаем тормозить плавно и в том случае когда вдруг возникает ситуация и нам надо резко остановиться, все равно мы по привычке нажимаем на тормозную педаль достаточно плавно, не очень сильно и так далее.

Вы заметите дорожные знаки, которые вы могли бы заметить

Независимо от того, расположены ли знаки рядом с дорожными полосами или над ними, постоянные или временные дорожные знаки, регистрируется система идентификации трафика. Затем загорится приборная панель с символом ограничения скорости или символом обгона.

Круиз-контроль, который автоматически регулирует

Адаптивный круиз-контроль позволяет вам выбирать скорость езды, которую система поддерживает. Если его радиолокационные датчики записывают другое транспортное средство спереди, автомобиль автоматически замедляется для поддержания безопасного расстояния. После того, как дорога снова отпущена, система снова разгоняется до заданной скорости.

Мы просим показать водителей экстренное торможение, и не было ни одного водителя, который с первого раза правильное 100%-ое торможение выполнил.

Если у нас автомобиль оборудован системой ABS, то задача тут достаточно простая, необходимо сильно, со всей силы нажимать на тормозную педаль. Особенность системы ABS, принцип ее работы заключается в том, что чем сильнее мы нажмем на тормозную педаль, тем эффективнее машина будет останавливаться.

Помогает сохранить безопасное расстояние

На приборной панели также может отображаться значок индикатора расстояния. Он непрерывно отображает расстояние от переднего пассажирского автомобиля и, в зависимости от выбранной дистанции, показывает символ светофора с соответствующим цветом. Если вы приближаетесь к транспортному средству спереди, детектор предупреждений предупреждает вас красным предупреждающим символом.

Производительность и экономичность: наслаждайтесь обоими

В зависимости от типа дороги система автоматически переключается между четырьмя режимами освещения, чтобы обеспечить наилучшее распределение света для ситуации. Система также обеспечивает поворот фары в зависимости от угла поворота рулевого колеса. Это помогает снизить эксплуатационные расходы и выбросы, обеспечивая при этом отличные показатели производительности и динамики. Не случайно он стал шестикратным победителем Международного двигателя года.

Распространенные ошибки тут следующие. Как правило, нажимают плавно на тормозную педаль, ее надо нажимать резко ударно. Чтобы этого не испугаться в критической ситуации, чтобы быть к этому готовым, это надо попробовать, где-то в безопасных условиях. Посмотреть, как это будет происходить, что с машиной будет происходить, как она будет замедляться, будет срабатывать тормозная педаль и так далее.

Динамика и экономика без компромиссов

Система перенаправления бокового крутящего момента делит приводные и тормозные силы между передними колесами в зависимости от поверхности дороги и кратковременных условий. Реагируя до ста раз в секунду, он в 33 раза быстрее, чем глаз мигает. В результате получается лучшее сцепление и чрезвычайно точная обработка, которую вы можете записать, когда добавляете газ на выходе из кривой.

Оценка скорости движения, переключения передач, торможения и предсказуемости, а также частоты коротких поездок. Затем интеллектуальное программное обеспечение советует вам снизить потребление в зависимости от вашего стиля вождения. Эта благоприятная технология автоматически отключает двигатель, как только машина останавливается, например, на светофоре или в колонке. Как только вы захотите снова начать, просто нажмите муфту и поместите ее как обычно и запустите систему.

У кого системы ABS нет, задача посложнее. Тут нужно будет выполнять так называемое импульсное торможение, т.е. держать колеса на грани блокировки.

Торможение автомобиля осуществляется за счет уменьшения частоты вращения колеса, а не за счет блокировки. За счет блокировки торможение будет эффективно только с малой скоростью порядка 30 км/ч на сухом асфальте, тогда автомобиль эффективно остановится.

Улучшение аэродинамики снижает расход топлива

Активная радиаторная решетка остается открытой, когда она медленно работает, чтобы охладить двигатель, но она автоматически закрывается с увеличением скорости. Это улучшает аэродинамику автомобиля, что приводит к снижению потребления. Со временем эта технология может сэкономить много топлива.

Автомобиль, над которым вы будете иметь полный контроль

Рулевое колесо, благодаря которому все находится в пределах досягаемости

Все кнопки находятся в пределах досягаемости ваших пальцев, и рулевое колесо выбрано так, чтобы у вас были беспрепятственные виды на приборной панели. И почему бы не получить еще больше комфорта в виде нового рулевого колеса с подогревом?

Сложные отсеки для вашей электроники

Центральная консоль включает пространство для смартфонов и других мобильных устройств.


Ответ Антона Захарова , ведущего инструктора Центра Высшего водительского мастерства

Это упражнение общеполезно, и оно, естественно, необходимо, потому что далеко не все водители у нас имеют опыт экстренного торможения, реального экстренного торможения. И толком не знают, на что способен автомобиль во время экстренного торможения, т.е. сколько метров требуется автомобилю для того, чтобы остановиться. Какова может быть, если правильно говорить, тормозная динамика автомобиля.

Никакой ключ означает, что не стоит беспокоиться

Это избавит вас от многих забот, когда вы просто полны рук. С помощью этой технологии вы можете установить максимальную скорость, предупреждение о ремне безопасности или даже уровень громкости аудиосистемы. Просто вставьте ключ в зажигание, запустите машину и следуйте простым инструкциям, чтобы запрограммировать ограничения, которые вы хотите установить для этого ключа.

Стеклоочистители, которые автоматически реагируют на дождь

Автоматические стеклоочистители автоматически запускаются, когда они обнаруживают влагу на ветровом стекле и даже автоматически регулируют скорость вытирания в зависимости от количества осадков.

Это момент первый. С этим обязательно надо знакомиться, вы обязательно должны знать, каково экстренное замедление вашего автомобиля в тот момент, когда оно потребуется. Это необходимо для того, чтобы правильно выстраивать свои действия. Это первое.

Второе. Не секрет, что у нас теперь большинство автомобилей оснащено различными электронными системами стабилизации, антиблокировочными системами, т.е. системами помощи при торможении. Эти системы имеют свое представление о том, как надо организовывать процесс торможения.

Зеркала заднего вида, которые защищают себя

Выберите один из шести уровней чувствительности. Это определяет степень влажности на окнах, которые должны быть уничтожены. Электрически регулируемые и складывающиеся наружные зеркала заднего вида автоматически складываются при парковке, чтобы защитить их от случайного повреждения. Помимо самих зеркал, стильные указатели поворота также защищены.

Фактически невозможно перекачивать топливо неправильного типа, поскольку топливные пушки просто не проходят через неправильную горловину бака. Эта награда может быть получена только самыми современными активными системами безопасности, которые в настоящее время находятся на рынке.

Соответственно, вы должны правильно обозначить, что вы в данный момент хотите проводить именно экстренное торможение. Начав торможение одним образом, вы сразу оповещаете систему о том, что вы экстренно тормозите - и вы начинаете действительно экстренное торможение. Начав торможение по-другому, например, мягко, а потом увеличиваете постепенно усилия на педали тормоза, вы немного дезориентируете систему: она начинает один вид торможения, а потом переходит на другой. И все это приводит к тому, что тормозной путь увеличивается на какое-то количество метров.

Связанные системы безопасности реагируют на долю секунды

В дополнение к прочному кузову, безопасность экипажа также обеспечивает сборку всей подушки безопасности, которая защищает пассажиров со всех сторон. Как рулевая колонка, так и педаль искажаются от водителя в случае столкновения и уменьшают риск получения травмы.

Система электронной стабилизации постоянно контролирует ситуацию. Как только он обнаруживает какое-либо отклонение от выбранного трека, например начало заноса, он автоматически корректирует ваше положение на дороге и помогает вам следить за своим автомобилем.

Правильно организованное торможение - это торможение, которое выстраивается по принципу максимального усилия в начале торможения и мягкого уменьшения усилия по мере замедления автомобиля. Вот это оптимальный вариант торможения.

Ну, в любом случае, торможение нужно начинать правильно, вот в чем вопрос. И основная проблема, как показывает опыт, заключается в том, что, во-первых, люди не умеют правильно начать торможение, а во-вторых, люди не умеют правильно нажать на педаль тормоза, т.е. обеспечить необходимые усилия на педаль тормоза удается далеко не всем. Фактически многие, даже достаточно опытные водители, не могут правильно войти в режим торможения на сухой асфальтовой дороге.

Автономное экстренное торможение Предустановочный и безопасный дистанционный детектор

Как только система обнаруживает возможное столкновение, она предупреждает водителя акустических и визуальных сигналов на приборной панели. Если драйвер не отвечает, система активирует тормоза, используя среднее тормозное усилие. Если он обнаружит, что машина неожиданно остановилась спереди, она автоматически отключится.

Расширенные системы для безопасного торможения

Антиблокировочная тормозная система с электронным тормозным усилителем совместно гарантирует, что ваш автомобиль остается управляемым даже при сильном торможении. Усовершенствованная тормозная система также имеет более быструю реакцию.

Яркие и экономичные биксеноновые фары

Автоматически обеспечивать оптимальное освещение области перед автомобилем в любой обстановке, от шоссе до улиц города.

Организация процесса торможения - это достаточно сложная вещь, которая включает в себя и рабочее торможение, и экстренное. Здесь основное - это умение работать правой ногой. Вы должны определенные виды мышечной активности применять. Эти упражнения направлены на то, чтобы научить вашу правую ногу работать правильно.

Торможение строится всегда, вне зависимости рабочее это торможение, экстренное - всегда стараются основное торможение делать в начале торможения, в начале процесса замедления автомобиля, а потом постепенно интенсивность торможения должна снижаться. Вот вам самое главное правило. Снижая скорость, даже если вы это делаете мягко, даже если вы делаете рабочее торможение, старайтесь всегда вначале снижать скорость более активно, затем потихонечку тормозную динамику уменьшать.

Автоматическое переключение переключателей

Эта функция также включает функцию автоматического переключения. Автоматическое переключение переключений - практичная функция ночной смены. Водитель может лучше сконцентрироваться на вождении, так как система будет заботиться о переключении пульта и ближнего света, когда он обнаруживает транспортное средство в противоположном направлении, транспортное средство перед вами в том же направлении или вы вводите уличное освещение.

Внутреннее зеркало заднего вида с автоматическим затемнением

Во время движения по ночам вы не хотите, чтобы огни автомобиля загоняли вас за блики. Это инновационное внутреннее зеркало заднего вида автоматически затемняется, когда оно обнаруживает источник бликов. Это даст вам лучшее представление о ситуации, стоящей за вашим автомобилем, и вы будете меньше устали в своем пункте назначения.

Ответ Михаила Горбачева , мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов


Экстренное торможение - это необходимый прием, с которого начинается обучение вождению во всех школах контраварийного вождения, например, в Германии. Это первое, что нужно уметь делать, потому что водитель, когда ездит по городу, особенно в московских пробках, забывает про экстренное торможение вообще. Он привык очень плавно нажимать на тормоз, потому что все время движение stop & go: тронулся с места - притормозил, тронулся с места - притормозил. Если возникает неожиданное препятствие, то у него нет рефлекса ударить по педали тормоза. Он очень долго собирается, а потом еще будет плавно нажимать на педаль. Уходит драгоценное время.

Вы никогда не забудете ремень безопасности

Эта функция способствует безопасности пассажиров в тылу. Если ремень безопасности не задействован ни на одном из занятых мест, водитель предупреждается акустическими и визуальными сигналами. Если вы отвечаете медленно или даже вообще, автомобильная полоса возвращает автомобиль в правильном направлении.

Система оповещения водителя распознает, что вы устали

Помощник наклона заботится о вашей безопасности, препятствуя движению автомобиля в гору. После отпускания педали тормозная система удерживает еще 2, 5 секунды, чтобы дать вам достаточно времени, чтобы переместить ногу на педаль акселератора. Это дает водителю лучший обзор его окружения на многодорожечных дорогах, таких как шоссе.

Такое ограничение скорости вы указываете сами

Ограничитель скорости, встроенный в круиз-контроль, позволяет вам выбирать свой собственный предел скорости, просто используя кнопки на рулевом колесе.

Экстренное торможение - очень важный момент, его нужно пробовать, тренировать. И его нужно оттренировать на любом покрытии, вот что еще сложно. Нужно тренировать экстренное торможение и по льду, и по снегу, и когда одни колеса едут по скользкому, а другие по хорошему сцеплению и т.д.

Если вы собираетесь ездить при каких-то условиях, я не имею сейчас в виду нарушение правил дорожного движения, но если вы едете на машине 180 км/ч и никогда не пробовали на такой скорости экстренного торможения, значит, вы подвергаете свою жизнь очень большой опасности. Потому что при возникновении препятствия вы будете тормозить при скорости 180 км/ч. Вы никогда этого не делали, и вы не знаете, куда кинет машину, как она себя поведет и каким будет тормозной путь.

Ответ Станислава Семионова , ведущего инструктора школы вождения Михаила Горбачева "Drive-Class":


Это ситуация, когда вам не хватает места для остановки, и вы используете достаточно сильное нажатие на тормоз. Может быть резкое, еще какое-то, но которое любой ценой поможет остановить автомобиль.

В большинстве случаев люди сами попадают в экстренные ситуации, но проблема всегда лишь одна - это нехватка места по причине не соблюдения дистанции, несоблюдения скоростного режима в потоке. Но это в общем, так можно сказать, потому что проблема может быть и более глубокой..

Чем экстренное торможение отличается от служебного? Наверное, каждому человеку в начале его водительской карьеры инструктор говорил: "Нажимай на тормоз очень плавно". И он так делает до сих пор, нажимает плавно, даже если ему нужно остановиться экстренно.

Плавно, я имею в виду, постоянно увеличивая усилие на педаль тормоза. Нажимая таким образом, водитель думает, что он остановится быстро, если будет нажимать быстрее. В этом кроется основная ошибка торможения, потому что мы сейчас говорим про современный автомобиль, оборудованный системой ABS, с которой нужно тормозить немножко по-другому.

Система ABS предполагает торможение ударное, т.е. если представим, что одна рука -- это педаль, а другая -- это нога, то чем более хлестким будет ваш удар, тем быстрее вы остановите ваш автомобиль.

Если мы говорим о торможении ногой, а не рукой об руку, то вы очень резко, хлестко ударяете по педали тормоза.

Когда вы будете где-нибудь тренироваться, я надеюсь, что ваши тренировки будут происходить на закрытых площадках под присмотром очень опытных инструкторов, то, нажимая на педаль тормоза, вы должны слышать небольшой шлепок по педали тормоза.

Если таким образом вы будете нажимать на педаль тормоза, то это будет очень активное и быстрое торможение, потому что вы сразу выходите на максимальную тормозную силу, у вас сразу срабатывает система ABS.

Очень большая проблема при торможении экстренно и при тренировке, с чем я встречаюсь очень часто на площадке, когда люди начинают тормозить экстренно ногой, они начинают тормозить экстренно, в том числе и руками. Обеими руками упираются в руль и таким образом удерживают положение тела за рулем.

На самом деле ремень безопасности так устроен, что если вы резко откинетесь на него вперед, то он заблокируется. Поэтому для нас совершенно нормально, если мы удерживаем положение тела вертикально.

Здесь мы делаем следующее, вы расслабите руки и таким образом тормозите, потому что руки нам нужны для того, чтобы поворачивать руль, когда не хватает места для торможения. Если вы будете в руль упираться, то естественно поворот руля у вас маловероятно произойдет тот, который вы хотели. Поэтому основная идея экстренного торможения - это однократный хлесткий очень быстрый удар по тормозу. Не нажатие, а именно удар.

Ответ Кирилла Папкова , инструктора школы водительского мастерства BMW


Вот оно-то самое простое. Если вдруг вам нужно немедленно остановиться, ударьте со всей силы тормоз в пол, прошу заметить, ударьте.

Если возникла такая надобность, то сломать педаль тормоза, ударить ее со всей силы и держать в полу до полной остановки.

Если это машина с ABS, то во-первых, можно услышать стрекот тормозных механизмов, во-вторых почувствовать ответную вибрацию на педали от этих механизмов.

ABS сделает все сама. Она будет растормаживать заблокировавшиеся колеса, она создаст вам более стабильное движение, сохраняя траекторию, вы не будете вращаться по дороге, вы будете строго ехать туда, куда повернут руль.

Соответственно, если экстренное торможение совершается на машине, не оснащенной системой ABS, и есть задача остановиться, то нажмите тормоз в пол и сидите ждите. Машина будет вращаться, задом наперед ехать, вправо повернуться, влево - ваша задача не беспокоиться об этом, если вы поставили перед собой цель остановиться как можно раньше.

eX trimDrive

Торможение в экстремальных условиях (максимальная скорость движения, низкий коэффициент сцепления, экстренное маневрирование, реакция на неожиданную смену ситуации) задача непростая, даже для профессионала с большим опытом. Нужно мгновенно и безошибочно выбрать оптимальный прием торможения для данных условий, внести по ходу маневра необходимые коррекции в управляющие действия, чтобы сохранить устойчивость и управляемость автомобиля. Очень часто приходится применять последовательно несколько приемов, переходить от торможения с постоянным усилием к импульсным способам.

Настоящий профессионал способен прикладывать к педали тормоза до четырех контролируемых импульсов в секунду. Спортсмены экстра-класса при выполнении экстренного замедления с максимальной скорости успевают за одну секунду выполнить от 11 до 13 (!) движений всеми органами управления (3 педали, руль и рычаг КПП) и работать по ходу торможения правой ногой с частотой до 8 импульсов в секунду.

Для неподготовленного автомобильного дилетанта, который не очень-то задумывается над приемами и технологиями торможения, почти всегда в экстремальных ситуациях срабатывает "защитный рефлекс" на опасность - резкое торможение с полной блокировкой колес. Этот феномен вполне объясним и для многих осторожных водителей с большим стажем. Изо дня в день они отрабатывают, сами того не подозревая, на дорогах стандартный прием плавного торможения на постоянной передаче и через какое-то время полностью утрачивают способы экстренного торможения (прерывистое, ступенчатое, комбинированное). В начале, те кто умел, отказываются от перегазовок при включении пониженных передач, затем теряются навыки последовательного переключения передач в сторону понижения, а потом упрощают и технику нажатия на педаль тормоза, остаются только стандартные усилия.

Естественно, что у любого человека, который готовит себя к вождению в нормальных условиях и у которого не возникает желания "купаться в стрессе" или соревноваться на гоночных трассах возникает вопрос: "Зачем нужно постоянно применять какие-то усложненные приемы торможения, которые не нужны для простых ситуаций?! Ответ на такой самозапрос и для автолюбителей, которые еще не успели познакомиться с приемами высшего мастерства и для профессионалов, которые не хотят расходовать лишнюю энергию своего организма, очень прост. В критических ситуациях с острым дефицитом времени можно рассчитывать только на рефлекторную реакцию. Если такие реакции, элементы и приемы не отработаны заранее, то рассчитывать на успех не приходится, можно лишь потом винить себя за неверные действия и просчеты в оценке ситуации.

Сегодня многие обеспеченные водители спасли себя от опасных последствий полной блокировки колес при торможении приобретя современные модели автомобилей, оснащенные устройством ABS (антиблокировочная система). Эта система способна посылать на тормозные машинки колес до 12 импульсов в секунду. Такая частота не по силам даже выдающимся гонщикам. Система отслеживает скорость вращения каждого колеса автомобиля и помогает водителю сохранить устойчивость и управляемость автомобиля, исключая блокировку колес. Это особенно важно в условиях скоростного прохождения поворота и при экстренных маневрах.

Однако, при всех плюсах ABS имеются серьезные проблемы влияющие на безопасность. Так на переднеприводных автомобилях ABS исключает возможность применения приема "газ-тормоз" (торможение левой ногой при сохранении тяги) для поворота автомобиля при управляемом соскальзывании задней оси. Такой прием чрезвычайно важен в условиях скользкой дороги, когда возможности перевернуть автомобиль передними колесами очень ограничены. ABS мешает преодолению неровностей, т.к. исключает применение резкого торможения, с помощью которого можно искусственно сжать пружины передней подвески, а затем воспользоваться последствием этого действия и разгрузить передние колеса, чтобы избежать удара о препятствие.

ABS по своей сути не предназначена для преодоления критических ситуаций, ее лучше рассматривать как профилактическое средство безопасности, исключающее грубую ошибку водителя. В экстремальных условиях от ABS можно ожидать следующих проблем:

Выполняя торможение с помощью ABS (нажав на педаль тормоза мощным усилием) и получая подтверждение о включении системы в работу (толчки педали по ноге) водитель не может точно определить в каком месте произойдет остановка автомобиля потому, что тормозит не он сам, а его компьютер.

Многие водители, начиная торможение с максимальной скорости (более 130 км/час) на скользкой дороге первое мгновение ощущают пассивность ABS. Это связано с тем, что прежде чем начать интенсивное торможение ABS тестирует дорогу, определяя ее скользкость. Даже такой микроскопический отрезок времени без торможения вызывает у человека стресс и сомнения.

Выполняя торможение на дороге с неоднородным сцеплением (лед, асфальт, снег, вода) ABS снимает тормозное усилие с колеса или колес, чтобы сохранить автомобилю устойчивость и предотвратить занос или продольное скольжение. Водитель, неожиданно для себя, ощущает уменьшение тормозной динамики.

Выполняя торможение на неровностях ABS прекращает торможение колеса или колес в фазе подскока. Водитель испытывает состояние тревожности из-за пассивности тормозной системы.

ABS прекращает работу на скорости около 5 км/час (отключается). Водители тяжелых автомобилей (броневики, инкассаторские автомобили, лимузины) продолжая торможение в последней фазе попадают в ситуацию с полной блокировкой колес при продольном скольжении. Блокировка отнимает у них 1-1,5 м. дистанции для полной остановки и если препятствие находится в непосредственной близости, то происходит столкновение.

В упрощенном арсенале мастерства непрофессионального водителя, выпускника российских автошкол насчитывается не более трех приемов торможения: плавное с постоянным усилием, плавное с нарастанием усилия и резкое с гарантией полной блокировки колес. Хотя многие любители знают и применяют на практики приемы импульсного торможения, но способы применения и конечный эффект вызывают серьезную критику. Самой частой ошибкой является многократная и длительная блокировка колес из-за ритмичных тормозных усилий, вызывающих раскачивание и резонанс передней подвески. Кроме того, что тормозные усилия дозируются неточно, отсутствуют необходимые чувства блокировки колес. Эти чувства формируются либо в результате специальных тренировок, либо приходят с опытом ценою проб и ошибок. Ошибки допущенные в торможении часто стоят очень дорого и приносят людям серьезные проблемы.

Арсенал профессионального водителя и "продвинутого" любителя отличается тем, что в нем кроме стандартных тормозных технологий есть 10-12 приемов ситуационного характера: торможение на льду, торможение на неровностях, торможение в повороте, варианты экстренного торможения (ступенчатое, прерывистое, "газ-тормоз"). Кроме этих приемов профессионалу свойственны качества прогноза поведения автомобиля в ответ на применяемый прием, чувства потери устойчивости и управляемости и способы дополнительной стабилизации автомобиля.

Даже в острой критической ситуации профессионал рефлекторно сдерживает первое тормозное усилие, опасаясь блокировки колес. Если он допускает ошибку в первом импульсе или по ходе торможения, то также рефлекторно отпускает педаль тормоза, чтобы прекратить занос или продольное скольжение на ранней стадии. При интенсивном торможении с максимальной скоростью автомобиль без ABS остро регулирует на малейшие просчеты, связанные с кратковременной блокировкой то одного, то другого колеса. Профессионал мгновенно реагирует на рысканье автомобиля, поправляя его траекторию серией коротких по амплитуде подруливающих действий. При экстренном комбинированном торможении приходится почти одновременно работать тремя педалями, рулем и рычагом переключения передач.

К сожалению, следует констатировать, что немногие профессиональные водители обладают отличной техникой экстренного торможения. Причин здесь несколько, но главная - одна. Отсутствие практики и утеря навыков. Поэтому многие спецслужбы ежегодно проводят переподготовку своих сотрудников, организуют скоростные соревнования, стажировки. Те же, кто не имеет таких возможностей медленно угасают как специалисты и используют накопленный опыт для того, чтобы за счет опережающего прогноза не попасть в критическую ситуацию.

Есть еще более высокий уровень мастерства и этот уровень характерен для спортсменов-гонщиков высшей квалификации. В их арсенале более 150 элементов, приемов и двигательных композиций торможения. В числе этих приемов есть такие, которые можно назвать уникальными потому, что они способны спасти жизнь во многих ситуациях, из которых даже профессионал не найдет выхода. К их числу относятся приемы торможения боковым соскальзыванием, управляемым заносом, контролируемым вращением и даже аварийным контактным торможением в тех ситуациях, когда все остальные приемы исчерпали свои возможности.

Кроме управления действий нацеленных на эффективное замедление скорости в арсенале гонщиков есть приемы повышающие безопасность экстренных маневров. Эти приемы позволяют создать дополнительную прижимную силу на передних колесах, усилить мгновенно "поворачиваемость" автомобиля, т.е. увеличить безопасность в самой опасной стадии маневра при входе в поворот на максимальной скорости. К таким приемам относятся: "загрузка" торможением двигателя, "загрузка" включением пониженной передачи, "загрузка" последним тормозным импульсом. Особенность таких приемов проявляется в том, что они предшествуют маневру и по времени выполнения укладываются во временной диапазон от 0,1 до 0,15 сек. Неподготовленный водитель не может воспользоваться этими приемами из-за отсутствия координации быстрых управляющих действий при дефиците времени.

Высшее мастерство проявляется в способах торможения на дуге поворота, особенно на скользкой дороге. В этих условиях торможение стандартными способами становится опасным из-за неустойчивого равновесия автомобиля и неравномерной загрузки колес. Даже небольшая ошибка в тормозном усилии приводит к боковому скольжению или заносу автомобиля. Спортсмены при входе в поворот, а часто и на самой дуге переводят автомобиль в боковое скольжение, гася таким способом излишнюю скорость. На переднеприводных моделях для этого используется прием "газ-тормоз", на задне и полноприводных - "контрсмещение или "контрзанос" (приемы позволяющие "раскачать" заднюю ось автомобиля и перевести его в управляемый занос). В крутых поворотах на узких грунтовых или заснеженных дорогах гонщики разворачивают автомобиль задними колесами, применяя для этого их кратковременную блокировку включением стояночного тормоза.

Началу зимнего сезона всегда соответствует пик аварийности, который спадает к концу зимы. Многие аварии возникают потому, что водители не сумели быстро приспособиться к условиям скользкой дороги и изменить стиль вождения. С первыми признаками зимы сотрудники спецслужб проводят однодневную или трехдневную переподготовки. Автогонщики организуют учебно-тренировочные сборы и повторяют комплекс из 16 специальных упражнений, среди которых и те, которые связаны с приемами экстренного торможения.

Для обычных водителей, которые не имеют таких возможностей, но вынуждены вступить на "опасную тропу" зимней дороги Центр высшего водительского мастерства рекомендует:

1. Обратить внимание на посадку:

Прижиматься плотнее к спинке сидения, чтобы раньше ощутить потерю устойчивости автомобиля:

Постоянно держать обе руки в симметричном положении в верхнем секторе рулевого колеса, чтобы иметь возможность мгновенно среагировать на занос автомобиля.

2. Оживить навыки импульсного комбинированного торможения:

Еще до начала зимы, выполняя торможение в нормальных условиях, нужно тренировать правую ногу тормозить импульсами, а не постоянным усилием:

Желательно вспомнить и оживить навыки переключения передач в нисходящем порядке по ходу торможения (заканчивать цикл переключения второй передачей):

3. Усилить тормозные возможности автомобилей с автоматическими КПП:

По ходу торможения включать механизм понижающей передачи:

На скорости ниже 60 км/час включать фиксированную передачу (вторую).

4. Готовить зимние шины, которые необходимы всем и особенно автомобилям, оборудованными ABS.