Новые законы для автомобилистов. Новые правила обезопасят от новичков и упростят жизнь опытным водителям Ограничение скорости для начинающих водителей

Самый главный сюрприз, ожидающий теперь последних, связан со знаком «Начинающий водитель», который они отныне вынуждены лепить на стекла своих машин. До последнего времени за отсутствие наклейки с черным восклицательным знаком на желтом фоне на авто «чайника» никаких санкций не предусматривалось. Зато теперь это считается одной из «неисправностей или условий», при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. То есть сотрудник ДПС, остановив водителя-новичка, первым делом станет смотреть: есть ли наклейки с «воскликами» на его машине? Если нет, то составит протокол, как за тонировку стекол не по ГОСТу, установку нештатного «кенгурятника» или силовых бамперов на внедорожник: со штрафом в 500 рублей. Одновременно гаишник вынесет предписание об устранении «неисправности». После чего в течение 10 дней автовладелец обязан представить в ГИБДД свою машину с устраненными «недостатками». В нашем случае - с наклеенными знаками «Начинающий водитель». Если этого не сделать, посчитав ерундовым такой повод для визита в полицию, у машины приостановят регистрацию, и езда на ней будет караться уже по статье 12.1 КоАП - штрафом в 500–800 рублей на первый раз и вплоть до лишения прав на три месяца за повторное нарушение.

Что до остальных поправок в ПДД, то они запрещают начинающим водителям буксировать другие машины. Если за этим в высшей степени предосудительным занятием застукают человека с водительским стажем меньше двух лет, ему грозит штраф в 500 рублей по статье 12.21 КоАП («Нарушение правил буксировки»). Точно такой же штраф подстерегает и начинающего мотоциклиста (ст. 12.23 КоАП), если ему вдруг вздумается прокатить подружку. Или друга.

Заметим, что все эти замечательные поправки в ПДД инициировало МВД под лозунгом борьбы с аварийностью среди начинающих водителей, которая и без того сокращается в последние несколько лет почти на 20% ежегодно. При этом правоохранители не учитывают, что многие новички за рулем не обклеивают свои машины «воскликами» по вполне объяснимым причинам. Во-первых, знак «Начинающий водитель» провоцирует неадекватов за рулем «поучить» новичка на дороге подрезаниями и резкими торможениями или каким-либо еще аварийно опасным способом продемонстрировать свое превосходство. А во-вторых, «восклицательный знак» на стекле сильно облегчает автоподставщикам выбор будущей жертвы для «развода» на дороге. Ведь неопытного водителя гораздо легче «прессовать», запугивая мнимыми полицейскими ужасами.

Да и вообще довольно странно, особенно для сотрудников ГИБДД, говорить о водительском опыте в привязке к отрезку времени, формально прошедшему с момента получения человеком водительского удостоверения в ГИБДД. Автор этих строк знает лично семь человек (преимущественно дам), которые после обретения прав за руль не садились на протяжении как минимум 6–8 лет! А парочка из этого списка уже успела поменять свои в/у в ГИБДД в связи с истечением 10-летнего срока действия! Получается, все эти гражданки имеют полное право хоть сейчас сесть за руль и буксировать кого угодно, не заморачиваясь на обклейку своих (гипотетических, к счастью) машин значками «Начинающий водитель». При том что на самом деле уже давно не в курсе даже, для чего в машине все эти педальки!

С каждым годом количество машин на дорогах растет. Во многом это связано с пополнением рядов автолюбителей начинающими водителями. Конечно в любых исследованиях бывают исключения, но как свидетельствуют данные, после автошколы первый год человек водит очень аккуратно и не превышает скорость, но излишне нервничает, что зачастую является причиной пускай и незначительных, но очень неприятных аварий. После года вождения у большинства наступает эйфория и человек полностью уверен, что имеет богатный опыт, как говорят, «ему море по колено». Именно в это время новички становятся участниками серьезных дорожно-транспортных происшествий. В этой связи в нашей стране начинающий водитель – это своего рода отдельная категория, к которой установлены определенные ограничения. О том, кто такие начинающие водители, что от них теперь будут требовать и что им будут запрещать с 2017 года, мы поговорим в нашей новой статье.

Как известно, получить водительское удостоверение на управление автомобилем или мощным мотоциклом в нашей стране можно с 18 лет. Исходя из действующих Правил дорожного движения начинающим водителем в нашей стране признается граданин со стажем вождения менее двух лет. Сотрудники Госавтоинспекции отмечают, что по результатам многочисленных опросов людей, только получивших права, можно сделать однозначный вывод, что новички сами признают дискофорт и страх в управлении автомобилем в первый год. После окончания автошколы знание теории правил дорожного движения достаточно, а вот практики, как правило, не хватает.

Не обойдемся и без печальной статистики. За 2016 год с участием водителей – новичков на дорогах страны произошло около 12 тысяч аварий, травмы различной степени тяжести получило почти 17 тысяч человек, из жизни ушло больше тысячи.

Причин этого много – это процесс обучения в автошколах, отсутствие достаточной практики у начинающих автолюбителей и ограничений для них. Фактически получив права на руки, человек может сразу выходить на трассу и на максимальной скорости «гнать» в крайнем левом ряду. Для многих европейских стран – это исключено.

Например, в Германии после окончания автошколы водителю выдают временное удостоверение, с которым он ездит в течении года. После этого специальная служба изучает – были ли у него нарушения и в каком количестве? Если водитель недобросовестно исполняет Правила дорожного движения и нарушений много, то временные права ему продлевают еще на год и предлагают в добровольно-принудительном порядке пройти повторное обучение. Это может длиться до тех пор, пока поведение новичка не устроит контрольную инспекцию. Благодаря данной практике количество ДТП с участием начинающих водителей в Германии снижается из года в год.

Нам до таких ограничений еще далеко, однако, уже сейчас начинающие водители сталкиваются с определенными финансовыми барьерами при оформлении страховки. , как и КАСКО для новичков, значительно дороже, чем для опытных водителей. Но это ограничение связано больше с финансовыми рисками страховых компаний.

Первой законодательной «ласточкой» стало , в рамках которого начинающим водителям грозят штрафы за нарушение отдельных требований к ним. Несмотря на наличие критики со стороны автоэкспертов и специалистов по безопасности дорожного движения, данный нормативно-правовой акт принят и действует на территории нашей страны. С выходом данного Постановления Правительства можно однозначно говорить об усилении контроля за автолюбителями – начинающими водителями в Российской Федерации.

Обязательный опозновательный знак начинающий водитель


Знак “Начинающий водитель”

До принятия Постановления Правительства от 24 марта 2017 года № 333 начинающим водителям можно было по своему усмотрению информировать остальных участников дорожного движения об отсутствии опыта управления транспортным средством. Одни клеили «чайник», другие орнажевый квадрат с восклицательным знаком.

Теперь для всех начинающих водителей установлен единый стандарт. В соответствии с Перечнем неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля по Правилам дорожного движения, передвигаться на автомобиле, на котором не размещены , запрещено. Об этом гласит пункт 7.15(1) данного Перечня неисправностей.

В соответствии с пунктом 8 Положения по допуску к управлению транспортным средством, если за рулем водитель, стаж которого составляет менее 2-х лет, то на машине должен быть специальный опозновательный знак начинающий водитель. Данный знак представляет из себя желтый квадрат с восклицательным знаком черного цвета, который размещается сзади транспортного средства, обычно, на заднем стекле слева в верхнем или нижнем углу.

Штраф за езду без знака начинающий водитель

Если сотрудник ГИБДД при проверке документов автолюбителя установит, что при стаже вождения менее двух лет на заднем стекле его автомобиля не будет размещена наклейка начинающий водитель, то ему грозит административный штраф.

Ответственность за отсутствие специального опозновательного знака для начинающих водителей установлена частью 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно данной норме отсутствие знака начинающий водитель грозит в размере 500 рублей.

Что запрещено начинающим водителям?

Следующим изменением в Правила дорожного движения стало ограничение для начинающих водителей буксировать транспортные средства. Раздел 20 ППД РФ дополнен пунктом 20.2(1), который гласит, что управление буксирующим транспортным средством возможно водителями, имеющими стаж вождения более 2-х лет.

Если сотрудник ГИБДД установит, что начинающим водителем осуществляется буксировка, то ему грозит в размере 500 рублей в соответствии со статьей 12.21 «Нарушение правил буксировки» КоАП РФ.

Еще одним нововведением Постановления Правительства от 24 марта 2017 года № 333 стала статья 22.2(1) Правил дорожного движения, которая вводит запрет для начинающих мотоциклистов перевозить пассажиров. За данное правонарушение водителю грозит штраф в размере 500 рублей по статье 12.23 КоАП РФ.

Данные изменения вызвали бурю обсуждений и споров как среди автолюбителей, так и автоэкспертов. Одни утверждают, что усиление ответственности для начинающих водителей будет способствовать снижению аварийности. Другие считают, что данные изменения только ухудшат ситуацию на дороге. Как известно, многие «опытные» водители провоцируют новичков с восклицательным знаком подрезаниями и резкими торможениями. Кроме того, очень большое количество людей, получив права, не садятся за руль в течении нескольких лет. Через два года, фактически без опыта, они выезжают на дорогу уже в ранге опытного водителя. Однако, курс Правительства России за контролем начинающих водителей обозначен, поправки утверждены и внесены в действующую редакцию Правил дорожного движения, а значит придется их соблюдать либо платить административный штраф.

Поддерживаете ли вы ужесточение Правил дорожного движения для начинающих водителей?

Правительство утвердило поправки в правила дорожного движения, ограничивающие начинающих водителей. Также оно утвердило поправки в правила выдачи водительских удостоверений.

Изменения в правилах дорожного движения обсуждались на совещании в правительстве у премьера Дмитрия Медведева с его заместителями.

Напомним, какие конкретно ограничения вводятся этими поправками. Водитель со стажем менее двух лет не может буксировать другие транспортные средства. Это должны делать более опытные водители.

Начинающим водителям мопедов и мотоциклов до достижения двухлетнего стажа запрещено перевозить пассажиров. И еще одна новость: за отсутствие знака "начинающий водитель" будут штрафовать.

Изменения в ПДД оградят начинающих водителей от проблем, связанных со сложными видами перевозок, считает премьер Дмитрий Медведев. На совещании со своими заместителями председатель правительства напомнил, что подобные ограничения существовали в нашей стране еще в советский период, действуют они и в других странах.

Но нам нужно найти свой путь, - заметил он. - С одной стороны, помочь молодым водителям научиться как следует управлять транспортным средством, а с другой стороны, конечно, не связать их по рукам и ногам, чтобы они вообще не могли ездить, машина стояла бы на приколе.

Надо посмотреть, как они (новые правила. - Прим. "РГ") будут работать, потому что их смысл именно заключается в том, чтобы оградить молодых и не очень опытных водителей от тех проблем, которые могут возникнуть в связи с выполнением сложных видов перевозок или перевозок людей, - заявил премьер.

Статистика последних лет говорит о том, что работа по упорядочению дорожного движения дает свои плоды. Как отметил на совещании первый вице-премьер Игорь Шувалов, в 2016 году количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2015 годом снизилось на 5,6 процентов до чуть более 173,5 тысяч. Раненых стало на 4,3 процента меньше - 221140 человек; погибших - на 12 процентов меньше, но все равно много.

Число погибших на дорогах в прошлом году составило 20 308 человек, привел данные Игорь Шувалов. На 17 процентов сократилась смертность на пешеходных переходах.

Цифры огромные, но каждый год уже несколько лет подряд и количество раненых, и количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях становится все меньше, - констатировал Шувалов.

По его словам, на появление в ПДД норм в отношении молодых водителей был большой запрос в обществе. Анализ соответствующей практики в других странах показал, что в некоторых из них начинающим автомобилистам даже регламентируют, какие машины они могут водить, ограничивают скоростной режим.

Мы не пошли по самому жесткому сценарию, как это работает в других странах. Пока обошлись такого рода ограничениями, - сказал первый вице-премьер.

Инспектор Госавтоинспекции может оштрафовать на 500 рублей за отсутствие знака "Начинающий водитель"

Надо сказать, что эти поправки в правила скажутся и на опытных водителях. Дело в том, что в перечне обязательных знаков, без которых запрещается эксплуатация автомобиля, есть и знак "Шипы". Его требуется устанавливать на машины, которые оборудованы шипованной резиной.

Это постановление вступит в силу уже через неделю. Большинство водителей еще не переобували свою машину в летние тапочки. И у большинства из них стоят именно шипованные шины.

Уже на следующей неделе инспектор ГИБДД сможет предъявить претензии и выписать штраф 500 рублей за отсутствие этого знака. По части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Раньше в ней предусматривалось запрещение эксплуатации путем снятия регистрационных знаков. Но после того, как появилась возможность самостоятельно заказывать и получать копии номеров, суровая мера стала бессмысленной. От нее остался только лишь штраф.

Тем не менее начинающий водитель за рулем автомобиля без особого знака, попавшийся на дороге инспектору, должен будет заплатить штраф. Равно как и опытный водитель на автомобиле с шипованными шинами, но без знака "Шипы".

Второе постановление касается правил замены водительских удостоверений. Теперь эту процедуру можно пройти в так называемых многофункциональных центрах предоставления государственных и межмуниципальных услуг. Проще они называются МФЦ. Как правило, над ними висят таблички "Мои документы".

Изменения в ПДД избавят начинающих водителей от сложных видов перевозок, считает премьер-министр. Фото: РИА Новости

Надо сказать, что замена прав уже некоторое время осуществляется в этих центрах в Москве. Однако это проводится в рамках эксперимента. Теперь появился документ, который позволяет вводить такую практику повсеместно. Благо столичный опыт показал, что это удачный эксперимент.

Но надо сказать, что возможность обмена водительских удостоверений в МФЦ не отменяет возможности обмена прав в Госавтоинспекции.

Дело в том, что МФЦ в данной ситуации выступает в качестве посредника. Он получает от вас документы и передает их в ГИБДД. Госавтоинспекция проводит все необходимые проверки и, в случае положительного решения, выпускает права. В случае отрицательного - пишет отказ с указанием причин.

После этого МФЦ выдает человеку на руки либо права, либо отказ.

Но для этого водителю придется два раза посетить МФЦ: чтобы подать документы и чтобы получить права. В ГИБДД эта процедура займет не больше часа. Только этот час надо заранее запланировать, записаться, приехать...

Еще один важный момент этого документа. Дело в том, что некоторым гражданам надо было поменять водительское удостоверение еще до истечения его срока действия. Например, человек отправляется в длительную командировку за границу - на три года. А срок действия прав у него заканчивается через полтора года. Он обращается в ГИБДД с просьбой заменить их досрочно, а ему говорят, что ничего не можем сделать. Поменять можем, но срок действия будет тот же.

Чтобы избежать таких ситуаций, и были заново переписаны эти правила. Менять водительское удостоверение человек может хоть каждый день. Но если он не предоставит медицинскую справку о том, что он допущен к управлению, то новые права будут действовать только до той даты, которая была в предыдущих. Если он предоставит медсправку - права будут выданы сроком на десять лет, с момента их выдачи. Таким образом МВД устранило спорную позицию.

Правительство Российской Федерации опубликовало на своем сайте два постановления, которые касаются автомобилистов и мотоциклистов. Первое из них регламентирует получение водительского удостоверения после истечения его срока действия или при потере: его теперь можно получать в многофункциональных центрах (МФЦ). Второй документ вводит некоторые ограничения для автолюбителей и байкеров со стажем до двух лет. Какие нововведения ожидают водителей - в карточках ТАСС.

Где можно обменять старые "права" на новые?

Раньше "обновить" водительское удостоверение можно было только в подразделениях ГИБДД и только по истечении его срока годности, а также если документ украли или он пропал, если потерял "товарный вид". Теперь эту процедуру можно пройти в МФЦ, а обменять документы автомобилист вправе в любой момент, пока действует его старое удостоверение.

Какие документы нужны для замены старых "прав" на новые?

Если вы потеряли "права", меняете свои персональные данные (например, фамилию) или просто хотите заменить документ, то список не изменился: нужны заявление, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и старое "водительское". Медицинское заключение необязательно, но если вы его не принесете, то срок действия новых документов будет такой же, как у старых. А наличие справки от врача позволит вам управлять транспортным средством на протяжении еще десяти лет. Если же срок действия старых "прав" подошел к концу или у вас появились медицинские противопоказания к управлению авто, то заключение врача нужно предоставить обязательно.

Какие изменения коснутся мотоциклистов?

Для их владельцев вводится скоростное ограничение на автомагистралях и дорогах вне населенных пунктов. Теперь мотоциклисты не имеют права двигаться со скоростью выше 110 км/ч по магистралям и 90 — по другим дорогам. На автомобилистов и водителей грузовиков это правило распространяется уже давно.

Кроме того, перевозить пассажиров на мотоцикле можно только при условии, если "права" категории А или А1 есть у байкера больше двух лет. Если стаж меньше, то ездить можно только в одиночку. Катать пассажиров на мопеде тоже можно после двух лет с момента получения водительского удостоверения — правда, любой категории.

Какие нововведения ожидают начинающих водителей?

Если стаж вождения у вас менее двух лет (по Правилам дорожного движения (ПДД) такие водители классифицируются как начинающие), на вашем автомобиле, мотоцикле или мопеде должен быть установлен знак "начинающий водитель". Это желтый квадрат с восклицательным знаком. Раньше такое требование уже было, однако за его невыполнение не предусматривалось никакой ответственности. Сейчас отсутствие этого знака будет классифицироваться как неисправность, при которой запрещается эксплуатация транспортного средства.

Согласно ПДД, водитель обязан устранить неполадку на месте (то есть приклеить знак) или прекратить движение. Кроме того, за это нарушение предусматривается штраф в размере 500 рублей или устное предупреждение.

Еще одно новшество — начинающий водитель не имеет права буксировать своим автомобилем другое транспортное средство. При этом, если машина "новичка" сломается, он сможет ехать на тросе или жесткой сцепке — никаких ограничений для буксируемых автомобилей правила не предусматривают.

Сергей Круглов

Целый свод новых правил для начинающих водителей приняло правительство. Решили, что, если у человека за рулем нет стажа вождения, он обязан повесить предупредительный знак на машине - тогда окружающие тоже будут осторожнее.
Целый свод новых правил для начинающих водителей приняло правительство. Решили, что, если у человека за рулем нет стажа вождения, он обязан повесить предупредительный знак на машине - тогда окружающие тоже будут осторожнее. А еще появилась идея: водительские права выдавать не сразу, а только после того, как новичок доказал свою законопослушность. А вот опытным водителям, наоборот, облегчили жизнь с заменой документов - это теперь можно делать не только в ГИБДД, но и в МФЦ.

Мест, где можно получить водительские права, стало больше. Обменяют их не только в ГИБДД, но и в Многофункциональных центрах. Таких только в Москве 127. Технология обмена данными с базой ГАИ уже апробирована в пилотных МФЦ.

"Специалистами выдано уже восемь тысяч водительских удостоверений. Процедура подачи документов занимает 15 минут, срок изготовления - девять дней", - рассказывает руководитель МФЦ района "Беговой" Юлия Зубанова.

Электронная очередь. Подача документов занимает не более 15 минут. Этому автолюбителю даже не пришлось отпрашиваться с работы. Забежал в обеденный перерыв. Говорит, раньше приходилось далеко в ГИА ездить. А еще удобно, что здесь же можно сделать и новое фото на документ.

Кроме того, в правительстве решили выделить новичков на дороге. Те, у кого водительский стаж менее двух лет (а таких в стране около трех миллионов), должны размещать на автомобиле восклицательный знак на желтом фоне. Ездить без него неопытным водителям запрещено. В противном случае сотрудники ГАИ могут отправить машину на штрафстоянку.

"Новый знак - это система коммуникации с другими водителями, предупреждение, что они должны быть внимательнее к тем, у кого машина с таким знаком. Новичок, если будет выезжать на встречную полосу, может испугаться, не рассчитать свои силы, в итоге он вернется обратно. А водитель, который едет за ним, должен сохранять большую дистанцию", - отмечает президент общественной организации "Движение без опасности" Наталья Агре.

В 2016 году в России произошло около 12 тысяч аварий по вине водителей-новичков. Это семь процентов от общей численности. Чтобы снизить аварийность, новые правила запрещают тем, у кого меньше двух лет водительского стажа, перевозить крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также буксировать автомобиль. Так что, чтобы перевезти диван, им придется нанимать профессионалов с большим опытом вождения. А те, кто управляет мотоциклом, мопедом или мотороллером менее двух лет, теперь не имеют право возить пассажиров. Штраф - 500 рублей.

"Молодежь перевозила пассажиров, и именно пассажиры получали травмы. Они игнорируют средства пассивной безопасности. Эти правила - вклад в сохранение жизней", - комментирует ситуацию президент общественной организации "Движение без опасности" Наталья Агре.

Союз автошкол Москвы предлагал ГИБДД пойти еще дальше - ввести поэтапный допуск к вождению: давать начинающим водителям временные права сроком действия на два года.

"Дальше сотрудники полиции смотрят, были у водителя серьезные нарушения или нет. А потом он сдает более серьезный экзамен. Ведь чему нас учат в автошколе? Припарковаться и всё. Дождь, снег, плотный поток – это все для новичков серьезные испытания, поэтому они, как правило, попадают в аварии", - рассказывает редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов.

Ведь, чтобы стать уверенным водителем, необходимо проехать 100 тысяч километров. Именно в это время закладываются рефлексы и моторика, культура вождения и законопослушность. После получения прав водитель дошлифовыет свои навыки вождения самостоятельно. Для него дорога фактически становится учебным автодромом. И если раньше отличия в виде буквы "У" были только у учеников автошкол, то теперь есть у всех начинающих водителей.