Протоколы стандарта OBD2. Что такое OBD коррекция ГБО, как это работает и для чего необходима OBD коррекция

Просматривая автомобильные форумы в интернет, часто можно встретить название OBD2. Что такое это волшебное OBD2? Действительно ли это позволяет владельцу транспортного средства сделать ? Позволяет ли OBD2 удалять ошибки двигателя? Или, наконец, позволит ли устройство продолжить движение в случае, когда компьютер автомобиля говорит решительное нет?

OBD2 (On-Board Diagnostic level 2) — в дословном переводе: бортовая диагностика второго уровня. Интерфейс OBD1 возник в начале 90-х годов (как требование властей Калифорнии). Целью введения единого стандарта, была возможность быстрой диагностики неисправности, которая может повлиять на увеличение выбросов веществ из автомобиля, вредных для окружающей среды. Появились стандартные диагностические разъемы OBD2. В США уже стала бортовая диагностика обязательной с 1996 года. В Евросоюзе сначала ввели её как стандарт для бензиновых двигателей (в 2001 году), а позже и для дизельных двигателей (в 2003 году).

Стандарт OBD2 вводился постепенно, поэтому случается, что некоторые старые автомобили могут поддерживать его, несмотря на то, что юридически производитель еще не был обязан устанавливать бортовую диагностику.

Для чего может использоваться разъем диагностики? Прежде всего, мы имеем возможность расшифровать код ошибки двигателя, что значительно облегчит выполнение необходимого ремонта или даст возможность на самостоятельное устранение неисправности. У нас также есть возможность сброса ошибки до или после выполнения ремонта. Сброс ошибки после ремонта — всё достаточно ясно. Для чего, однако, может пригодиться такая процедура перед ремонтом? Например, в некоторых автомобилях часть неисправностей вызывает переход двигателя в аварийный режим — машина работает «грязно”, не превышает двух тысяч оборотов, падают все показатели. Удаление ошибки может позволить нам выйти из безопасного режима, если только неисправность не запустит его снова. Полезно это, когда мы в отпуске, в чужом городе или стране, где быстрый поиск механика может быть проблематичным.

Кроме диагностики двигателя, мы можем прочитать ряд данных, которые научат нас более экономичной езде. Мы будем иметь доступ к очень мощному бортовому компьютеру, который покажет нам расход топлива в час (или средний расход), давление топлива на рейке инжектора, работу лямбда-зонда, температуру двигателя. Чтение отдельных параметров зависит от конкретного автомобиля и используемого программного обеспечения.

Конечно, чтобы вся операция была возможна, нам нужны две вещи: программное обеспечение и диагностический сканер OBD2. Большинство сканеров работает на основе чипа . На выбор у нас сканеры, которые работают через USB, Bluetooth и wi-fi. Они имеют разную цену. Принцип действия у них схож, отличается только способ соединения с нашими устройствами. Более дорогие модели часто являются более стабильными и имеют автоматические выключатели. Автоматический выключатель — это очень удобно. Если мы хотим оставить сканер в машине, тогда не будет никакого риска разрядки аккумулятора. С другой стороны, при повседневном использовании автомобиля, такой риск является незначительным, потому что потребление тока у сканера минимальное.

Сканер через USB — может соединиться только через компьютер с ОС Windows, возможно Mac OSX и Linux. Следует помнить, что программное обеспечение в этом случае будет самое дорогое. Сам сканер довольно дешевый. Дорого обойдется программное обеспечение. Это дополнительный расход (около 50-150 долларов). Бесплатные демо-версии часто очень усеченные и извлечь из них что-либо практически невозможно. Самые популярные программы: , Dash Command, .

Сканер через Bluetooth — наиболее универсальный. Он не подключится только к iphone, поскольку Apple использует другой протокол Bluetooth, и с ним будет работать только версия wi-fi. Диагностическое устройство без проблем работает с Android, Symbian, Windows Phone, а также с ПК (у которого есть приемник Bluetooth). Здесь стоит использовать программу Torque для Android, очень обширную и рекомендуемую. По цене она обойдется в несколько десятков долларов (в магазине Google Play). Некоторые автомагнитолы (например, модели Parrot) могут общаться со сканером через Bluetooth и отображать информацию на вашем экране.

Сканер через wi-fi — самое дорогое решение, которое может подходить и для «айфонов». Он также работает с телефонами под управлением Android. Сканер создает свою собственную сеть wi-fi. Недостатком этого решения является то, что в то же время мы не можем использовать интернет на телефоне. Самые популярные приложения для iphone: Dash Command, OBD Doctor, OBD Fusion.

Здравствуйте, дорогие читатели и просто случайно зашедшие на сайт сайт. Если вы попали на эту страницу, значит вас определенно интересует, что такое OBD коррекция ГБО , в чем ее суть и как это работает. Именно эти вопросы чаще всего возникают у людей, когда они слышат незнакомые им термины. Сегодня в рубрике " ", я постараюсь как можно более полно ответить на эти, интересующие вас вопросы.Что такое OBD?

OBD (On-Board Diagnostics ) переводится, как бортовая диагностика. На самом деле это вовсе не " ", скорее, термин, который был позаимствован разработчиками OBD коррекции ГБО. Эта диагностика позволяет автомобильным "мозгам" выполнять самодиагностику всех систем автомобиля. Объем данных, которые собираются OBD новых и старых автомобилей имеет существенные отличия. Первые версии OBD, обнаружив неисправность, сигнализировали о ней при помощи лампочки-индикатора MIL (Malfunction Indicator Lamp - индикационная лампа неисправности), однако кроме такого сообщения никакой информации о самой неисправности OBD не сообщал. Современные версии системы самодиагностики имеют стандартный цифровой разъем, при помощи которого можно получить исчерпывающие данные об автомобиле и каждой его системе в отдельности, как в реальном так и прошедшем времени. Кроме того, существуют специальные стандартизированные коды неисправностей DTC (Diagnostic Trouble Codes ), при помощи которых диагност может безошибочно установить причину неисправности автомобиля.

Прежде чем рассказать, как происходит коррекция, хочу сделать небольшое отступление, которое позволит понять необходимость OBD коррекции на ГБО .

Как вы знаете, "мозги" двигателя - ЭБУ (Электронный Блок Управления) настроены на работу двигателя на бензине. Для этого существует ряд настроек, которыми руководствуется ЭБУ, дозируя воздух и бензин, которые необходимы для горения топливно-воздушной смеси. Когда мотор работает на "родном" топливе, происходит точная регулировка, дозирование воздуха и бензина, однако после того как вы , ЭБУ начинает "врать". Точнее не совсем "врать", просто он не знает, как работать с этим типом топлива и "по привычке" дозирует его как бензин.

Проблема, как видите, заключается в том, что по своим физическим характеристикам бензин и газ сильно отличаются друг от друга. Поэтому взаимозаменяемости нет и не может быть, после перехода на газ "бензиновые мозги" не знают о том, что , от чего снижается КПД мотора и .

В цилиндры поступает много газа, часть которого в прямом смысле улетает в трубу, а . Более того, кроме больших расходов на газ, работа двигателя на бедной смеси со временем дает о себе знать. Из-за повышенной температуры сгорания топливной смеси, существенно снижается моторесурс двигателя, и его "смерть" медленно, но верно приближается с каждым километром.

Если на относительно старых авто, не имевших "продвинутой" электроники и OBD, можно было всего лишь с дозатором мощности и смеситель, после чего вся настройка заканчивалась, то на современных моделях такой фокус не пройдет. Как видите, ЭБУ двигателя необходим "переводчик", который сможет объяснить ему как работать с газом. Именно эту функцию и выполняет OBD коррекция ГБО .

Как работает OBD коррекция газового оборудования?


Как работает OBD коррекция ГБО? Если своими словами, то выглядит это примерно так: ЭБУ посылает сигнал системе впрыска, руководствуясь программой, которая вшита в его "мозг". Это сигнал на выходе перехватывается модулем OBD коррекции и корректируется с учетом того, что мотор работает на газе, после чего преобразованный, адаптированный для ГБО сигнал посылается системе впрыска. В результате: ЭБУ уверен в том, что все окей, мотор работает ровно, все датчики сообщают о нормальной работе двигателя.

Главной задачей OBD коррекции газобаллонного оборудования является оптимизация газовоздушной смеси и поддержка в ней правильного соотношения воздуха и газа.

Многолетний опыт в области ГБО показывает, что с блоками OBD, которые корректируют работу штатного OBD на двигателях стандарта Евро-4 и Евро-5, имеет высокую эффективность. Даже при агрессивном стиле вождения автоматическая калибровка позволяет избежать ошибок и загорающихся ламп неисправности. При этом двигатель полностью соответствует вышеуказанным евростандартам, что немаловажно.

Есть правда одно "но". Все вышеуказанные "плюсы" возможны лишь при условии полной исправности двигателя, а также правильной установки газобаллонного оборудования квалифицированными специалистами. В случае нарушения того или иного условия, работа ГБО может быть еще более некорректной, нежели при полном отсутствии OBD коррекции газового оборудования . Также хочу отметить, что в большинстве случаев функцию OBD коррекции можно отключить, однако делать это рекомендуется лишь после диагностики и консультации со специалистами. Если же вы изначально не заинтересованы в OBD коррекции ГБО, советую об этом сообщить установщикам заранее, так как стоимость газового оборудования с данной функцией гораздо выше обычного комплекта ГБО.

Любой современный автомобиль, пусть даже в минимальной комплектации, имеет собственный а также целый ряд специализированных датчиков, которые тщательно следят за тем, в каком состоянии на данный момент находится транспортное средство, как работают различные устройства. И в том случае, если появляются всевозможные неполадки, все это отображается как уведомление об ошибке на приборной панели.

Что делать?

После того как появляется такое извещение, владелец автомобиля может отправить собственную машину в автосервис для того, чтобы там провели компьютерную диагностику. В сервисном центре считают с бортового компьютера код ошибки, после чего по нему уже определят, по какой конкретно причине он выдал данную ошибку. Однако мало кто знает о том, что на самом деле есть вариант самостоятельного проведения компьютерной диагностики, и осуществляется она при помощи специализированных диагностических устройств типа OBD-2.

Что это такое?

На сегодняшний день такие устройства установлены практически в каждом современном автомобиле. OBD-2 подключаются непосредственно к бортовой системе управления машины, после чего сопрягаются с целым рядом комплектующих, включая всевозможные смартфоны, планшеты, ноутбуки и прочие гаджеты, используя Bluetooth, USB или же Wi-Fi-подключение.

При этом мало кто понимает, что для проведения полноценной электронной диагностики автомобиля недостаточно просто иметь такой прибор. Вам потребуется также установить специализированную программу, которая умеет работать с устройствами типа OBD-2 и позволит вам в любой момент диагностировать электронику вашего транспортного средства. Такие утилиты сегодня безо всякого труда можно найти в интернете в свободном доступе, при этом преимущественное большинство производителей могут также самостоятельно предоставлять собственные программы. Однако, как показывает практика, все они зачастую являются крайне неудобными для среднестатистического пользователя, так как отличаются сложностью освоения, запутанностью и отсутствием поддержки русского языка.

Именно по этой причине достаточно часто современные пользователи начинают усиленно искать программу, которая является наиболее удобной для диагностики оборудования на автомобиле. На сегодняшний день можно найти практически любые утилиты, которые позволяют работать с каждой современной операционной системой. А для того, чтобы максимально легко разобраться в бесчисленных предложениях, а также выбрать оптимальный вариант, вам нужно знать преимущества и особенности работы каждой отдельной утилиты.

iPhone Application

Бесспорным лидером среди всех существующих на сегодняшний день программ можно назвать утилиту OBD-2 iPhone Application, которая при необходимости может использоваться на устройствах типа iPad или же iPhone. Программа функционирует исключительно с таким оборудованием, как ELM327 или же непосредственно OBD-2. Программы относятся к разряду профессиональных приложений, предназначенных для максимально качественной диагностики транспортного средства, в связи с чем их функционал является аналогичным тому, который присутствует на стандартных компьютерах.

В чем преимущества?

Если же говорить о том, какими преимуществами отличаются эти утилиты, стоит отметить в первую очередь мобильность, так как проведение диагностики можно осуществить в любое время и в любом месте. Помимо данная утилита обеспечивает тщательное сканирование коробки переключения передач, а также автоматически может проверять систему подушек безопасности, но последняя функция может быть недоступной в зависимости от того, какую модель и марку автомобиля вы используете.

Отдельное внимание следует уделить возможности отслеживания в реальном времени температурных показателей использующейся системы охлаждения, масла, а также целого ряда других жидкостей, так как это одна из наиболее важных отличительных особенностей этой программы для ELM327 и OBD-2. Программы позволяют превратить ваш смартфон в универсальный центр управления собственным автомобилем.

DashCommand

Также достаточно мощная программа, которой обеспечивается диагностика машины через iPad или же iPhone. Стоит отметить, что диагностика OBD-2 при помощи данной утилиты не имеет никаких недостатков по сравнению с предыдущей утилитой, но при этом стоит отметить, что работает такая программа исключительно с устройствами ELM327, имеющими поддержку соединения через Wi-Fi.

В чем преимущества?

Утилита отличается довольно приятным интерфейсом, а также позволяет полностью очистить список ошибок бортового компьютера. Также присутствует поддержка контроля над расходом топлива в режиме реального времени, а в случае необходимости можно будет узнать даже стоимость поездки, если в программу будет предварительно введена стоимость топлива за каждый литр. Еще одной интересной особенностью, которой отличаются эти программы для диагностики OBD-2, является то, что они отображают нагрузку, которую испытывает автомобиль в процессе торможения, ускорения или же в поворотах практически так же, как это реализовано в F1. Помимо всего прочего, существует утилита, которая может использоваться в устройствах под управлением операционной системы Android.

Обе программы безо всякого труда могут скачиваться и устанавливаться на iPad или же iPhone через специализированное приложение iTunes, которое является доступным для любого оборудования от компании Apple. Единственным же минусом каждой вышеупомянутой утилиты является то, что в них не предусмотрена версия на русском языке.

Torque

Лидирующая на сегодняшний день утилита, которая отслеживает ошибки OBD-2 через операционную систему Android. Устанавливая программу на собственный смартфон или же планшет, который управляется данной ОС, вы можете полностью самостоятельно осуществлять диагностику собственного автомобиля, если в нем установлено устройство ELM327, имеющее поддержку технологии передачи данных Bluetooth. Стоит отметить, что в данной утилите присутствует практически полный функционал, который только может потребоваться современному автолюбителю.

В чем преимущества?

Если говорить о возможностях данного приложения, то они позволяют вам не только сканировать ваш собственный автомобиль, то есть узнавать то, какое количество датчиков и электронных систем используется в вашем транспортном средстве, и как они работают. Вы можете использовать свой гаджет и в качестве тахометра или спидометра, а можете и вовсе сделать из него устройство, которое будет показывать вам крутящий момент двигателя в реальном времени. Превосходное выполнение интерфейса данной программы, а также возможность выбора из огромнейшего количества индикаторов обязательно понравятся любому пользователю, который решит ею воспользоваться.

Данная программа позволяет не только тщательно считать все коды OBD-2 с бортового компьютера, но и предоставить пользователю краткую информацию об ошибке, по которой можно будет без труда узнать подробности неполадки через интернет. Помимо всего прочего, она предусматривает также функцию полной очистки лог-файла. Кроме того, в данной программе реализована встроенная функция GPS-трекера, которая позволяет определить, где и в какой конкретно момент находился ваш автомобиль в процессе активации данной функции, а если же машина пребывает на данный момент в движении, то в таком случае будет доступна даже информация о том, на какой скорости автомобиль двигался по каждому отдельному участку пути.

При помощи данной программы вы не только сделаете свой гаджет действительно мощным и универсальным, но и вовсе превратите его в своеобразный бортовой компьютер. При этом действительно весомым преимуществом данного приложения является то, что оно предусматривает возможность работы на русском языке, благодаря чему любой пользователь может диагностировать свой автомобиль и настроить его нужным образом.

Утилиты для Windows

Стоит сразу отметить тот факт, что с течением времени расшифровка ошибок OBD-2 при помощи программ, которые могут использоваться исключительно на основе операционной системы Windows, постоянно становится все менее и менее популярной. Единственным преимуществом таких утилит перед мобильными программами является то, что как само устройство внутри автомобиля, так и вся система автомобиля являются предельно защищенными от возможности постороннего подключения, так как адаптер OBD-2 сопрягается с такими утилитами через USB.

Wi-Fi или же Bluetooth программы, в принципе, могут применяться практически в любых гаджетах, которые используют операционную систему iOS или же Android и при этом находятся на расстоянии нескольких метров от компьютера. Другими словами, любой человек, который находится недалеко от вас и при этом имеющий на своем гаджете соответствующую утилиту, без труда может "влезть" в электронную систему вашего автомобиля. USB-подключение предусматривает непосредственный контакт устройства с компьютером при помощи кабеля, вследствие чего попасть в электронную систему автомобиля можно только в том случае, если оператор сидит на водительском кресле с ноутбуком в руках.

ScanTool

На сегодняшний день данная программа, наверное, является наиболее распространенной среди всех существующих утилит, которые предназначаются для работы в операционной системе Windows. Она справедливо заслуживает звание наиболее распространенной, так как имеет интуитивно понятный интерфейс, а также достаточно большое количество различных возможностей. Основной среди них следует назвать наличие огромной базы ошибок, в каждой из которых присутствует подробное описание. Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что утилита предусматривает версию на русском языке, что значительно упрощает расшифровку ошибок и диагностику автомобиля для большинства отечественных пользователей.

MyTester

Это программа OBD-2 (Bluetooth и Wi-Fi в ней также отсутствуют), которая является идеально подходящей для современных владельцев отечественных автомобилей, так как изначально она писалась именно под УАЗ, ВАЗ и ГАЗ. Соответственно, она и отличается интуитивно понятным интерфейсом на русском языке, и при этом может работать с ELM237. Среди отличительных особенностей данной утилиты стоит выделить то, что она в кратчайшие сроки сканирует полностью автомобиль, позволяет определить температуру охлаждающих систем, расход топливной смеси, а также занимается диагностикой Уникальной функцией этой программы стоит назвать диагностику такого параметра, как загрязнение атмосферы выхлопными газами.

Зная о том, какие на сегодняшний день существуют и используются приборы для диагностики устройств типа OBD-2 или же ELM237, вы можете самостоятельно выбрать ту программу, которая для вас является оптимальной, после чего в любое удобное для вас время самостоятельно диагностировать автомобиль. Но при этом не забывайте о том, что перед удалением лог-файла ошибок с бортового компьютера в обязательном порядке следует убедиться, что эти ошибки не представляют собой серьезные сбои, так как игнорирование таких уведомлений может повлечь за собой серьезные проблемы.

Вместе с ростом экологического движения в начале 1990-х годов в США был принят ряд стандартов, которые ввели обязательность оснащения электронных блоков управления автомобилями (ЭБУ, ECU) системой за контролем параметров работы двигателя, имеющих прямое или косвенное отношение к составу выхлопа. Стандарты также предусмотрели протоколы считывания информации об отклонениях в экологических параметрах работы двигателя и другой диагностической информации из ЭБУ. OBD-II как раз и является системой накопления и считывания такой информации. Изначальная "экологическая направленность" OBD-II, с одной стороны, ограничила возможности по его использованию в диагностике всего спектра неисправностей, с другой стороны, предопределила его крайне широкое распространение как в США, так и на автомобилях других рынков. В США применение системы OBD-II (и установка соответствующей колодки диагностики) обязательны с 1996 г. (требование распространяется как на автомобили, производимые в США, так и на автомобили неамериканских марок, продаваемые в США). На автомобилях Европы и Азии протоколы OBD-II применяются также с 1996 г. (на небольшом количестве марок/моделей), но особенно - с 2001 г. для автомобилей с бензиновыми двигателями (с принятием соответствующего европейского стандарта - EOBD) и с 2004 г. для автомобилей с дизельными двигателями. Тем не менее, стандарт OBD-II частично или полностью поддерживают и некоторые автомобили, выпущенные ранее 1996 (2001) годов (pre-OBD автомобили).

Например, из автомобилей, производимых в России и Украине, стандарт OBD-II поддерживают следующие:

  • ВАЗ с ЭБУ Bosch MP7.0 EURO3, с ЭБУ BOSCH M7.9.7 EURO2/EURO3;
  • ГАЗ Волга/Газель с двигателем Chrysler 2.4L DOHC (Крайслер);
  • Ford Focus I, Ford Focus II(Всеволожск);
  • Hyundai Accent(Таганрог);
  • Kia Spectra (Ижевск);
  • BMW, Hummer, Kia..(Калининград);
  • Chevrolet (Тольятти, Запорожье);

Перечень протоколов OBD-2 (OBD II, ОБД-2):

  • ISO15765-4 (CAN) - Новые модели Ford, Jaguar, Mazda, Mercedes, Nissan, Toyota, Lexus, Renault, Peugeot, Chrysler, Opel, WV, Audi, Porsche, Volvo, Saab и др.
  • ISO14230-4 (KWP2000 или K-линия) - Daewoo, Hyundai, KIA, Subaru STi и некоторые модели Mercedes.
  • ISO9141-2 (K-линия) - Азия (Acura, Honda, Infinity, Lexus, Nissan,Toyota, и др.), Европа (Audi, BMW, Mercedes, MINI, Porsche, и др.), ранние модели Chrysler, Dodge, Eagle, Plymouth.
  • J1850 VPW - Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, GMC, Hummer, Isuzu, Oldsmobile, Pontiac, Saturn.
  • J1850 PWM - Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar, Mazda, Panoz, Saleen.

Режимы диагностики

Протоколы OBD-II предоставляют диагносту ряд стандартизированных функциональных возможностей (режимов диагностики - modes):

Режим 1 - Считывание текущих параметров работы системы управления (Mode 1 PID Status & Live PID Information). Всего стандартом поддерживается около 20 параметров. Однако, каждый конкретный блок управления поддерживает ограниченное количество из них (например, в зависимости от установленных датчиков кислорода). С другой стороны, некоторые автопроизводители поддерживают расширенные наборы параметров - например, некоторые автомобили концерна GM поддерживают более 100 параметров. Через систему OBD-II диагностики можно считать (основные параметры):

  • режим работы системы топливной коррекции (PID 03 Fuel system status). При значении "Closed Loop" система работает в режиме обратной связи (замкнутой петли), при этом данные с датчика кислорода используются для корректировки топливоподачи. При значении "Open Loop" данные с датчика кислорода не используются для корректировки топливоподачи;
  • расчетная нагрузка на двигатель (PID 04 Calculated Load);
  • температура охлаждающей жидкости (PID 05 Coolant temperature);
  • краткосрочная коррекция подачи топлива по банку 1/2 (PID 06/08 Short Term Fuel Trim Bank 1/2);
  • долгосрочная коррекция подачи топлива по банку 1/2 (PID 07/09 Long Term Fuel Trim Bank 1/2);
  • давление топлива (PID 0A Fuel pressure);
  • давление во впускном коллекторе (PID 0B Manifold pressure);
  • обороты двигателя (PID 0C Engine speed - RPM);
  • скорость автомобиля (PID 0D Vehicle speed);
  • угол опережения зажигания (PID 0E Ignition Timing Advance);
  • температура всасываемого воздуха (PID 0F Intake Ait Temperature);
  • расход воздуха (PID 10 Air Flow);
  • положение дроссельной заслонки (PID 11 Throttle position);
  • режим работы системы подачи дополнительного воздуха (PID 12 Secondary Air Status);
  • расположение датчиков кислорода (PID 12 Location of O2 sensors);
  • данные с датчика кислорода №1/2/3/4 по банку 1/2 (PID 13-1B O2 Sensor 1/2/3/4 Bank 1/2 Volts).

Как правило, для анализа работы конкретной подсистемы системы управления двигателем, достаточно одновременно контролировать 2-3 параметра. Однако, иногда требуется одновременно просматривать и большее число. Число одновременно контролируемых параметров, а также формат их вывода (текстовый и/или графический) зависят как от возможностей конкретной программы-сканера, так и от скорости обмена информацией с блоком управления двигателем автомобиля (скорость зависит от поддерживаемого протокола). К сожалению, наиболее распространенный протокол ISO-9141 (см. ниже) является и самым медленным из всех - при работе с ним невозможно просматривать с приемлемой частотой дискретизации более 2-4 параметров.

Режим 2 - Получение сохраненной фотографии текущих параметров работы системы управления на момент возникновение кодов неисправностей (Mode 2 Freeze Frame).

Режим 3 - Считывание и просмотр кодов неисправностей (Mode 3 Read Diagnostic Trouble Codes (DTCs)).

Режим 4 - Очистка диагностической памяти (Mode 4 Reset DTC"s and Freeze Frame data) - стирание кодов неисправностей, фотографий текущий параметров, результатов тестов датчиков кислорода, результатов тестовых мониторов.

Режим 5 - Считывание и просмотр результатов теста датчиков кислорода (Mode 5 O2 Sensor Monitoring Test Result).

Режим 6 - Запрос последних результатов диагностики однократных тестовых мониторов (тестов, проводимых один раз в течение поездки) (Mode 6 Test results, non-continuosly monitored) - эти тесты контролируют работу катализатора, системы рециркуляции выхлопных газов (EGR), системы вентиляции топливного бака.

Режим 7 - Запрос результатов диагностики непрерывно действующих тестовых мониторов (тестов, выполняемых постоянно, пока выполняются условия для проведения теста) (Mode 7 Test results, continuosly monitored) - эти тесты контролируют состав топливно-воздушной смеси, пропуски зажигания (misfire), остальные компоненты, влияющие на выхлоп.

Режим 8 - Управление исполнительными механизмами.

Режим 9 - Запрос информации о диагностируемом автомобиле (Mode 9 Request vehicle information) - VIN-кода и калибровочных данных.

Режим ручного ввода команды запроса диагностической информации.

Надо учитывать, что как далеко не на каждом автомобиле блок управления поддерживает все перечисленные функции, так и не каждый диагностический сканер для OBD-II может дать диагносту возможность использовать все перечисленные режимы.

Используемые протоколы и применяемость OBD-II-диагностики на автомобилях разных марок

В рамках OBD-II используются пять протоколов обмена данными - ISO 9141, ISO 14230 (также именуется KWP2000), PWM, VPW и CAN (также каждый из протоколов имеет несколько разновидностей - например, разновидности отличаются по скорости обмена информацией). В Интернете встречаются "таблицы применимости", где указываются перечни марок и моделей автомобилей и поддерживаемые ими OBD-II-протоколы. Однако, надо учитывать, что одна и та же модель с одним и тем же двигателем, одного года выпуска может быть выпущена для разных рынков с поддержкой разных протоколов диагностики (точно также протоколы могут различаться и по моделям двигателей, годам выпуска). Таким образом, отсутствие автомобиля в списках не означает, что он не поддерживает OBD-II, так же как и присутствие не означает, что поддерживает и, тем более, полностью поддерживает (возможны неточности в списке, различные модификации автомобиля и пр.). Еще сложнее судить о поддержке конкретной разновидности OBD-II-стандарта.

Общей предпосылкой для того, чтобы предположить, что автомобиль поддерживает OBD-II диагностику, является наличие 16-контактного диагностического разъема (DLC - Diagnostic Link Connector) трапециевидной формы (на подавляющем большинстве OBD-II автомобилей он находится под приборной панелью со стороны водителя; разъем может быть как открыт, так и закрыт легко снимаемой крышкой с надписью "OBD-II", "Diagnose" и т.п.). Тем не менее, это условие необходимое, но недостаточное! Разъем OBD-II иногда устанавливается на автомобили, вообще не поддерживающие ни один из OBD-II-протоколов. В таких случаях необходимо пользоваться сканером, рассчитанным на работу с заводскими протоколами конкретной марки автомобиля - например, это касается автомобилей Opel Vectra B европейского рынка 1996-1997 гг. Для оценки применимости того или иного сканера для диагностики конкретного автомобиля необходимо определить, какой конкретно из OBD-II протоколов используется на конкретном автомобиле (если OBD-II вообще поддерживается). Для этого можно:

  • Посмотреть в технической документации непосредственно к данному автомобилю (но не в общем руководстве по данной марке/модели!). Также полезно осмотреть все идентификационные таблички на автомобиле - возможно наличие таблички "OBD-II compliant" (поддерживает OBD-II) или "OBD-II certified" (сертифицировано на поддержку OBD-II);
  • Посмотреть в информационной базе данных, типа Mitchell-on-Demand и т.п. Однако, это также не абсолютный способ, так как база может содержать неточности, включать информацию по автомобилям, выпущенным для другого рынка и т.п. Естественно, использование специализированных дилерских баз по отдельной марке повышает степень достоверности информации;
  • Использовать сканер, позволяющий определить, какой из OBD-II протоколов используется на машине. К примеру - ELM327;
  • Осмотреть диагностический разъем и определить наличие выводов в нем (как правило, присутствует только часть задействованных выводов, а каждый протокол использует свои выводы разъема).

Назначение выводов разъема приведено в таблице. Использование контактов 1, 3, 8, 9, 11-13 стандартом SAE не определило и производили могут использовать их по своему усмотрению.

Контакт Назначение
1 Не определен
2 Положительная линия SAE J1850
3 Не определен
4 Корпус
5 Общий
6 CAN(H)ISO 15765
7 K линия ISO 9141/14230
8 Не определен
9 Не определен
10 Отрицательная линия SAE J1850
11 Не определен
12 Не определен
13 Не определен
14 CAN(L) ISO 15765
15 L линия ISO9141/142300
16 +12 вольт батареи

Таким образом:

  • протокол ISO-9141-2 идентифицируется наличием контакта 7 в диагностическом разъеме (K-line) и отсутствием 2 и/или 10 контактов в диагностическом разъеме. Используемые выводы - 4, 5, 7, 15 (может не быть), 16.
  • SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width Modulation). Используемые выводы - 2, 4, 5, 16 (без 10)
  • SAE J1850 PWM (Pulse Width Modulation). Используемые выводы - 2, 4, 5, 10, 16.
  • Протоколы PWM, VPW идентифицируются отсутствием контакта 7 (K-Line) диагностического разъема.

Подавляющее большинство автомобилей используют протоколы ISO. Некоторые исключения:

  • большая часть легковых автомобилей и легких грузовиков концерна GM используют протокол SAE J1850 VPW;
  • большая часть автомобилей Ford использует протокол J1850 PWM;

18.10.2015 (показов - 5427)

OBD или не OBD , вот в чем вопрос

OBD (On Board Diagnostic) - наиболее близкий перевод "самодиагностика". Как видим определение очень расплывчатое и под этим термином можно понимать, что существует некий механизм, рассказывающий о неких неприятностях в работе автомобиля. Часто под термином OBD понимают совершенно различные вещи. Рядовой автолюбитель обычно считает, что это индикатор ошибок, которые были зафиксированы в его автомобиле, о чем сигнализирует лампочка "Check Engine" и требуется считать эти ошибки через разъем диагностики с привлечением диагностического оборудования. Далее продвинутый пользователь покупает недорогой адаптер типа ELM и торжественно докладывает восхищенным друзьям, что он успешно прочитал ошибки из машины и теперь он царь и бог диагностики. Как ни странно, это почти правильно, но это очень упрощенный подход. Попробуем разобраться в деталях, а именно в них обычно скрыт дьявол, как утверждают классики.

Немного истории. С появлением микропроцессорных систем управления двигателями, появилась возможность нагрузить процессор еще одной задачкой, а именно следить за состоянием датчиков и механизмов изнутри системы управления и сообщать по запросу об их состоянии. Первым диагностическим тестером была канцелярская скрепка, которая замыкала контакты на ЭБУ двигателя, а первым дисплеем диагностики была лампочка, по числу морганий которой можно было судить о сообщениях выдаваемых ЭБУ. Каждый производитель занимался своей системой и в этой области до поры до времени царила полная анархия. Однако этот разброд и шатания прервало американское агентство по контролю загрязнения окружающей среды EPA (Environmental Protection Agency). С его подачи был разработан стандарт, который ограничивал состав и количество вредных элементов в выхлопных газах, а следовательно прямо влиял на работу моторов и качество процессов сгорания топливно-воздушной смеси. Именно этот стандарт был назван OBD-2 и оформлен в виде серии документов SAE и ISO 15031.

  • ISO 15031-2 (SAE J-1930) - наводит порядок в терминах и определениях в этой сфере
  • ISO 15031-3 (SAE J-1962) - определяет 16 контактный диагностический разъем как стандарт.
  • ISO 15031-4 (SAE J-1978) - требования к внешнему испытательному оборудованию
  • ISO 15031-5 (SAE J-1979) - описание служб (сервисов) самодиагностики
  • ISO 15031-6 (SAE J-2012) - классификация и определение кодов ошибок при диагностике

Детально пересказывать содержание этих документов в этой статье задача не ставиться. Будем считать, что пытливый читатель сам способен ознакомиться с ними. Но сделаем некоторые выводы, которые следуют из этого стандарта.

  1. OBD -2 стандарт имеет экологическую направленность и описывает процесс контроля за работой силовой установки (мотор + трансмиссия) только с стороны контроля за выхлопом. Системы силовой установки не относящиеся к экологии стандартом
  2. Кроме силовой установки в современном автомобиле есть еще десятки электронных блоков, доступ к которым средствами OBD-2 невозможен.
  3. Нет возможности проводить различные технологические процедуры (калибровки, замена блоков и их адаптация)
Таким образом для профессиональной диагностики и обслуживания автомобилей OBD-2 приборы непригодны. С их помощью можно поверхностно оценить проблемы с силовой установкой и не более того. Для работы с бортовыми сетями автомобилей нужно использовать устройства, в которых реализованы протоколы диагностики от автопроизводителей.

Однако устройства на основе OBD-2 получили большое распространение в среде рядовых автолюбителей. Причины такой популярности кроются в следующем. Такие устройства очень дешевы по сравнению с профессиональной аппаратурой и они покрывают большое количество разнотипных автомобилей. Поэтому гаражные умельцы, которые не привязаны к конкретному бренду, очень любят такие приборы. По их показаниям можно действительно определить основное направление проблемы с двигателем, но провести точную диагностику неисправности как правило не получается.

Различные приборы диагностики и обслуживания от автопроизводителей не являются OBD-2 устройствами, хотя и могут поддерживать этот режим как дополнение в основному фирменному стандарту.

Автопроизводители поставлены в условия, когда в своих системах они вынуждены поддерживать OBD2 и свой собственный внутрифирменный протокол обмена данными в бортовых сетях. Это привело к тому что части OBD2 используются в фирменных протоколах. Это в первую очередь относится к стандартизированному DLC (Diagnostic Link Connector) разъему и к системе классификации ошибок. Такая ситуация создает иллюзию совместимости фирменных стандартов с OBD2. Но как правило форматы данных и логика работы фирменных стандартов существенно шире чем OBD2. Практически все современные автомобили поддерживают OBD2, но это только поверхностный слой диагностики, под которым скрываются сложные фирменные системы управления и диагностики бортовых автомобильных сетей. Как пример можно привести GMLAN или VW TP 2.0

Посмотрим на различия в назначении контактов DLC для стандарта OBD-2 и GM-LAN.

Контакт

Назначение

Назначение

Шины SAE J1850

MS-CAN GMLAN serial bus (+)

Земля шасси

Земля шасси

Земля сигнальная

Земля сигнальная

CAN-H ISO-15765-4

CAN-H ISO-15765-4 HS-CAN

K-line ISO9141-2 и ISO14230-4

K-line ISO9141-2 и ISO14230-4

Шины SAE J1850

MS-CAN GMLAN serial bus (-)

CAN-L ISO-15765-4

L-line ISO9141-2 и ISO14230-4

L-line ISO9141-2 и ISO14230-4

Напряжение питания

Напряжение питания

Контакт

CAN-L ISO-15765-4

Назначение контактов 1,3,8,9,11,12,13 оставлены на усмотрение производителей автомобилей.

Несмотря на то, что контакты 2,6,7,10,14,15 задействованы, они могут быть переназначены автопроизводителем для других функций, при условии что эти назначения не мешают работе оборудования соответствующих SAE 1978.

Контакт 7 задействованный под K-Line не имеет отношения к GM-LAN, но он части встречается на автомобилях GM в дополнение к GM-LAN для доступа к блокам, которые достались в наследство от предыдущих моделей, например ЭГУР в Astra-H. Но для работы по стандарту OBD в GMLAN не используется.

Как видно из таблицы назначения контактов DLC разъема существенно различаются. Совпадения видны только по контактам 6-14, которые отвечают за CAN ISO-15765-4. Фактически по этой шине и есть поддержка OBD-2 из под GM LAN. Все остальные информационные шины GM LAN не имеют ничего общего с OBD-2

Даже при условии, что OBD-2 и GM LAN имеют общие контакты по шине CAN , это еще не означает, что они используют один протокол общения с ECU. Диагностические протоколы общаются в ECU посредством сообщений, которые преобразуются в последовательность CAN кадров или в сообщение для К-line. Это я к тому, что общий уровень CAN может быть базой для создания различных и несовместимых систем диагностики. Проиллюстрируем это считыванием VIN номера двумя различными запросам к одному автомобилю

AP-Terminal

Первый запрос сформируем по стандарту OBD2 и выглядит он как 09 02 с CAN идентификатором 7E0 (моторный блок) . Аналогичный запрос в сетях GMLAN 1A 90 и так же идентификатор 7E0. Мы ожидаем увидеть ответ от ECU серией кадров с идентификатором 7E8 , которые потом формируют ответ в виде VIN номера. Как видим, ответные сообщения похожи, но все же различны и соответственно не совместимы.

Таким образом термин OBD имеет два значения. Первое строгое и точное определение: OBD-2 - это стандарт информационного взаимодействия между блоком управления силовой установкой автомобиля и тестовым оборудованием, основанный на документе ISO 15031 . Стандарт позволяет оценить качество работы силовой установки с точки зрения уменьшения вредных выбросов в атмосферу

Второе значение, которым пользуются для общего описания системы диагностики автомобилей и при этом не делают различий в тонкостях протоколов различных фирм. Такое значение термина OBD получило большое распространение в непрофессиональной среде. но оно скорее разговорное и очень общее. Поэтому лучше воздержаться от его употребления в этом значении во избежание путаницы.