Российские тракторные заводы для сельского хозяйства. Тракторная промышленность россии. Современный трактор Кировец

Кризисные годы российской экономики отечественные тракторопроизводители пережили, мягко говоря, очень тяжело: за 2004 год объём выпуска тракторов в России составил всего лишь 3,9% от объёма их производства в 1990-м году. И в последние годы ситуация пока, к сожалению, не меняется к лучшему. Да, спрос на трактора в 2010-х годах многократно вырос, но покрывает его уже не российский производитель, а Минский тракторный завод и предприятия «дальнего зарубежья». К тому же, в современном сельском хозяйстве России полностью доминируют колёсные, а не гусеничные трактора. Однако точку в истории производства российских гусеничных тракторов ставить ещё рано!

В 60-х/70-х годах ХХ века ведущие специалисты Советского Союза в области сельского хозяйства после многолетних и подробных исследований пришли к выводам, что гусеничные трактора значительно эффективней и экономически выгодней в эксплуатации, чем аналогичные по мощности трактора колёсные.

При всех недостатках гусеничной базы (в любом деле есть плюсы и минусы) было отмечено следующее. При замерах плотности почвы по следу гусениц существенного уплотнения плодородного слоя не было отмечено. В то время как по следу колёс (в особенности мощных тракторов, таких, как или ) твёрдость почвы значительно повышалась. Особенно на глубине 12-15 см. Опыты продемонстрировали, что подобные уплотнения почвы по следам тракторов в последующем дают снижение урожайности до 25%. Это довольно значительные цифры, которые становятся ещё более весомыми, если перевести проценты в центнеры зерновых.

Другое преимущество гусеничных тракторов определили в том, что у них во много раз ниже параметры «буксования». Колесо буксует гораздо больше гусеницы, истирая ценный плодородный слой почвы в пыль, которая затем разносится ветром.

Вместе с тем, гусеничная база обеспечивает лучшее сцепление с землёй и более высокую проходимость. Что даёт возможность более раннего выхода на поля, способность трудиться на значительно увлажнённых почвах. А раннее закрытие влаги всегда считалось способствующим получению хорошего урожая, особенно при наших климатических условиях, а также при сжатых агротехнических сроках.

Всё это, а также то, что трактора с гусеничной базой имеют более высокие тяговые характеристики, чем колёсные, при использовании двигателей одинаковой мощности, привело к тому, что крупнейшие тракторные заводы – Волгоградский, Харьковский, Алтайский – были сосредоточены на выпуске гусеничных тракторов. И до 90% выпускаемых в СССР тракторов были гусеничными. Абсолютный лидер – , которых было сделано более трёх миллионов.

Сейчас ситуация кардинально изменилась: 87% работающих тракторов в России – колёсные, и только 13% – гусеничные (причём год от года их становится ещё меньше). Причин тому несколько. Упомянутые выше три мощных завода разорены и, в буквальном смысле, лежат в руинах. Колёсные трактора гораздо более универсальны в использовании, чем гусеничные. Они проще в производстве, дешевле по стоимости, экономичнее в обслуживании и эксплуатации. «Колёсники» обладают намного большей скоростью и могут передвигаться по дорогам общего назначения.

Да и сами колёсные трактора уже не те, что в середине ХХ века. С их негативным воздействием на плодородный слой почвы и недостаточной проходимостью на влажных землях конструкторы научились бороться (в том числе и установкой спаренных или расширенных колёс).

Но возможности отечественной конструкторской мысли и её конкретного воплощения далеко не ограничиваются «ДТ-75». Есть целый ряд перспективных моделей, на которые окрепшее и развивающееся сельское хозяйство России, возможно, ещё обратит свой взгляд. Рассмотрим заодно и актуальные на данный момент модели промышленных и трелёвочных гусеничных тракторов российского производства.

Трактора Алтайского тракторного завода

На смену наиболее массовому из алтайских гусеничных тракторов советской эпохи – – пришёл новый, гораздо более современный трактор «Алтай-130». Как и его знаменитый предшественник, он является сельскохозяйственным трактором общего назначения 4-го .

Предназначен как для обработки почв в агрегате с различным сельхозоборудованием, так и для выполнения дорожно-землеройных, планировочных, мелиоративных работ (при оснащении бульдозерным отвалом).

Этот трактор оснащён гораздо более мощным, надёжным и экономичным двигателем, мягкой ходовой системой и по-современному комфортной кабиной. Вместо привычных рычагов управления здесь установлена автомобильная «баранка», сиденье механизатора имеет эргономичное анатомическое строение и откидные подлокотники. Здесь предусмотрена целая система обеспечения комфортных условий труда: кондиционер, автономный отопитель, вентилятор, аудиосистема, монитор с тремя камерами видеообзора.

Технические характеристики «Алтай-130» в цифрах:

  • Габаритные размеры (с задней навеской, без отвала), длина х ширина х высота: 4,840 м х1,850 м х2,700 м.
  • Масса 8,365 т.
  • Гусеничная база: 2,665 м; колея: 1,450 м.
  • Дорожный просвет 330 мм.
  • Удельное давление на грунт: не более 50 МПа.
  • Ширина гусеницы: 39 см.

На «Алтае-130» установлен шестицилиндровый четырёхтактный турбированный дизельный двигатель разработки немецкой компании «Дойтц» – «Deutz WP6G140E22». Его производитель – фирма «Weichai Роwеr»,Китай. Рабочий объём данного мотора составляет 16,75 литров;мощность – 140 лошадиных сил, или 103 кВт. Номинальные обороты – 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент – 640 Н*м, при 1400-1600 об/мин. Коэффициент запаса крутящего момента – 46%. Удельный расход топлива – 245 г/кВт.ч.

Сцепление сухого типа,двухдисковое. Коробка передач механическая, двухдиапазонная, с шестернями постоянного зацепления. Предусмотрено 8 передач вперёд и 4 задние скорости.

Производителем модели «Алтай-130» является ООО «Завод Алтай Трактор», один из правопреемников советского Алтайского тракторного завода в городе Рубцовске. Компания работает с 2012 года на производственных мощностях Опытного Производства бывшего Алтайского тракторного завода.

Стоимость нового трактора «Алтай-130» составляет 3,5 миллиона рублей.

Гусеничный трактор «Т-402.01» предназначен для выполнения таких видов сельскохозяйственных работ, как пахота тяжелых и средних почв, а также плантажная вспашка; глубокое безотвальное рыхление и дискование почвы; боронование и другая предпосевная обработка почвы; культивация; лущение стерни.

На данный трактор также установлена кабина с невиданным на гусеничных тракторах СССР комфортом – каркасная, шумо-изолированная, с центральным постом управления, превосходной обзорности и установкой кондиционирования воздуха высокой производительности.

Трактор «Т-402.01» оснащён более мощным двигателем модели «Д-461-10» с турбонаддувом; большим коэффициентом запаса крутящего момента; с усиленной трансмиссией повышенного ресурса и оптимизированного скоростного ряда. Эти современные технологии обеспечивают высокую производительность основных энергоёмких сельскохозработ на 40% по сравнению со старым добрым «Т-4». И при гораздо меньшем расходовании горючего!

Технические характеристики «Т-402.01» в цифрах:

  • Габаритные размеры – Длина: 4,780 м (5,545 м – с навесным устройством и сцепкой автоматической в транспортном положении); Ширина – 1,952 м; Высота – 2,840 м.
  • Эксплуатационная масса трактора – 8,760 тонн.
  • Дорожный просвет – 371 мм.
  • Среднее удельное давление на грунт – не более 0,05 МПа.
  • Тип гусеницы – стальной палец, ширина – 41, 53 или 65 см (можно установить любой из этих вариантов).
  • Грузоподъёмность – задней навески: 3 тонны, передней навески – 2,5 тонны.

Дизель «Д-461-10» Алтайскго моторного завода имеет номинальную мощность 150 лошадиных сил. Трансмиссия обеспечивает 8 передних и 4 задние скорости, при скоростном диапазоне переднего хода от 2,67 до 11,94 км/час; заднего хода от 4,07 до 7,82 км/час. Удельный расход дизтоплива при эксплуатационной мощности составляет 175 г/л с/ч.

Новый трактор «Т-402.01» стоит 2 250 000 рублей.

Это гусеничный трактор 4…5 тягового классов, который предназначен для выполнения полного спектра работ с навесными, полунавесными и прицепными сельхозмашинами и орудиями. Заметно отличается способностью в динамичном темпе выполнять полный комплекс энергоёмких сельскохозяйственных работ по обработке почв. В том числе,производить глубокую пахоту (на 40 см) под технические культуры; быстро и качественно обрабатывать земли с высокими показателями удельного сопротивления на полях внушительных площадей.

В качестве силового агрегата также использован шестицилиндровый дизельный двигатель «Д-461» с турбонаддувом. Запуск мотора производится электростартером с рабочего места механизатора. Мощность данного силового агрегата составляет 168 лошадиных сил. Запас крутящего момента – 40%. Удельный расход топлива – 170 г/л.с.ч.

Ходовая система с индивидуальной торсионной подвеской опорных катков и гусеницей с резинометаллическим шарниром гарантирует плавный ход трактора. Для выполнения основных работ на повышенных скоростях, при оптимальной загрузке двигателя и показателях экономичности, на «Т-404» установлена трансмиссия с механической восьмискоростной коробкой передач.

Кабина каркасная термо-, пыле- и шумоизолированая, с мощной вентиляционно-отопительной системой. Сиденье механизатора – подрессоренное, с подлокотниками, снабжённое регулировками по росту и весу механизатора, а также углу наклона спинки. Сравнительные испытания выявили, что на основных видах сельскохозяйственных работ производительность и скорость выполнения работ у «Т-404» гораздо выше, чем у трактора«Т-4А».

Технические характеристики «Т-404» в цифрах

  • Габаритные размеры, длина х ширина х высота:6,200 м х 2,250 м х 3,200 м.
  • Масса 10,950 т.
  • Гусеничная база: 2,100 м; колея: 1,720 м.
  • Дорожный просвет 450 мм.
  • Ширина гусеницы: 41 см.

В качестве дополнительных опций, «Т-404» может быть укомплектован кондиционером, предпусковым подогревателем, монитором с тремя камерами видео-обзора, бульдозерным отвалом.

Цена нового гусеничного трактора «Т-404» – от 4 300 000 рублей.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор 5-го тягового, агрегатирующийся с любыми навесными, полунавесными и прицепными машинами для выполнения следующих работ. Пахоты средних и тяжелых почв, в том числе с оборотными плугами, глубокого безотвального рыхления, плантажной вспашки, чизелевания, предпосевной обработки почвы и посева зерновых за один проход (в агрегате с современными почвообрабатывающими посевными комплексами), культивации, лущения стерни, дискования почвы, а также всевозможных вспомогательных работ.

Высокие тягово-сцепные свойства позволяют «Т-501» свободно работать на переувлажнённых почвах, обеспечивают ранний выход на поля, с выполнением необходимых сельхозработ в самые оптимальные агротехнические сроки. Что является залогом наилучшей урожайности.

Силовой агрегат трактора «Т-501» – это турбированный дизельный двигатель шестицилиндровый «Д-461-19» мощностью в 280 лошадиных сил и коэффициентом запаса крутящего момента 40 процентов.

Технические характеристики «Т-501» в цифрах

  • Габаритные размеры – длина: 6,2 м; ширина: 2,25 м; высота – 3,2 м.
  • Гусеничная база – 2,1 м; колея – 1,72 м.
  • Дорожный просвет – 450 мм.
  • Масса эксплуатационная – 11,4 тонн.
  • Удельное давление на почву – 0,45 кгс/см.

Трактор «Т-501»также, как и описанные выше алтайские трактора, оснащён трансмиссией с 8 передачами переднего и 4 передачами заднего хода. Удельный расход дизтоплива составляет, по данным производителя, 164 г/л.с*ч.

Стоит новый трактор «Т-501» от 4 600 000 рублей.

Производителем тракторов «Т-402», «Т-404», «Т-501» является завод «Алтайский трактор» (торговая марка «Алттрак»). В 2009 году это предприятие после длительной процедуры банкротства распалось на большое количество мелких производителей, которым собственник завода – «РАТМ-Холдинг» – продал или сдал в аренду различные производственные площади советского завода-гиганта.«Сибирь-Техника», «Леспожмаш», «Лесмаш», «Алтайагромаш» … и т.д. Все они выпускают трелевочники на базе «ТТ-4».

Из тракторов сельскохозяйственного назначения реально производится в данное время только «Т-402.1», и то, в очень ограниченных количествах. Остальные модели «находятся в режиме ожидания» – нет спроса на них.

Сразу несколько компаний – преемников Алтайского тракторного завода занимаются производством гусеничных тракторов для лесной промышленности (трелевочников). Это и его модернизированные аналоги – , «МСН-10». Одна из них – ООО «АЗСМ «Прогресс», работающее с конца 90-х годов.

Отличительной особенностью производства трелевочников Алтайского завода самоходных машин «Прогресс» является то, что почти все узлы, детали механизмов и системы трактора делаются в рамках одного предприятия, одного замкнутого цикла. Это позволяет надеяться на оперативный и квалифицированный сервис, быстрое и успешное решение всех технических и организационных вопросов по гарантийному и послегарантийному обслуживанию.

Основное отличие актуальных аналогов трелевочника «ТТ-4» – это, конечно, более комфортабельная кабина с каркасом безопасности, улучшенной тепло-, вибро- и шумоизоляцией. Более высокую освещённость обеспечивают современные осветительные приборы.

Трактор «ТТ-4М» («МСН-10»)относится к четвёртому тяговому классу. Он выпускается с двумя вариантами трансмиссии: механической и гидравлической. Гусеничный трактор «ТТ-4М» («МСН-10») используется в качестве базового гусеничного шасси для монтажа разнообразного технологического оборудования. Он обладает всеми необходимыми для работы в лесной промышленности свойствами.Высокой проходимостью в условиях труднопроходимой местности на уклонах до 30 градусов, с высотой преодолеваемых препятствий до 0,6 м и глубиной преодолеваемого брода до 0,8 м.

Грузоподъемность трактора составляет 12 тонн.Длина и ширина монтажной базы могут меняться в зависимости от задач и условий эксплуатации, что делает «ТТ-4М» («МСН-10») универсальной платформой для широкого спектра применения.

При необходимости, кроме лебёдки, на трелевочник устанавливаются бульдозерный отвал, клино-корчевательное оборудование, противопожарное, крановое и бурильное оборудование. Имеется односкоростной ВОМ – вал отбора мощности. В стандартной комплектации на данный трактор устанавливается шестицилиндровый дизельный двигатель «А-01 МРСИ» Алтайского моторного завода мощностью 130 л.с.

Технические характеристики трактора «ТТ-4М» («МСН-10») в цифрах:

  • Габаритные размеры в транспортном положении – длина: 6,070 м, ширина – 2,7 м, высота – 2,957 м.
  • База – 2,88 м, колея – 2050 м, дорожный просвет – 537 мм.
  • Эксплуатационная масса с рабочим оборудованием – 14,4 тонн.
  • Максимальное тяговое усилие – 132,2 кН (13480 кгс).
  • Наибольшая масса трелюемого пакета – комлями: 12 тонн, вершинами – 15 тонн.

Цена нового лесопромышленного трактора «ТТ-4М» /«МСН-10» начинается с отметки 4 миллиона рублей и выше, в зависимости от оснащения.

Трактора Волгоградского и Чебоксарского тракторных заводов

Приказавший долго жить Волгоградский тракторный завод оставил в наследство перспективные модели гусеничных тракторов, производство которых было в 2009-м году передано, в рамках концерна «Тракторные заводы», в Чебоксары. Это трактора «ВТ-90» и («ВТ» – «Волгоградский трактор»). Сейчас они называются «Агромаш-90ТГ» и «Агромаш-150ТГ».

Эти две модели, а также разработанный в начале 2000-х «Агромаш Руслан», составляют весь ассортимент гусеничных тракторов концерна «Тракторные заводы». Все они производятся на чебоксарском предприятии.

Гусеничный трактор «Агромаш-90ТГ» относится к третьему тяговому классу и является,. по сути, модернизированной версией трактора «ДТ-75». Модернизация состоит в замене кабины механизатора на более современную, введение полимерных материалов в облицовку капота, серьёзная проработка пневматической системы.

Кроме непосредственного использования на сельхозработах, разработчики и производители указывают на эффективность применения трактора «Агромаш-90ТГ», оснащённого бульдозерным оборудованием, на строительных площадках.

Трактор «Агромаш-90ТГ»комплектуется четырёхцилиндровым дизельным двигателем «А-41» барнаульского производства. (Ранее на эту модель трактора ставили также минские дизели «Д-245.5S2» и финские «SISU 44DTA»). Коробка передач – семиступенчатая с подвижными шестернями. Муфта сцепления – сухая двухдисковая.

Гидронавесная система раздельно-агрегатная. Заднее навесное устройство рычажно-шарнирное «НУ-3», с возможностью 2-х точечной и 3-х точечной наладки Грузоподъёмность навесной системы по ГОСТ 30746 – не менее 1,8 т.

Технические характеристики трактора «Агромаш-90ТГ» в цифрах:

  • Габаритные размеры: длина (с навесным устройством в транспортном положении) – 4,7 м; ширина – 1,85 м без б/о, 2,6 м – с б/о; высота – 3,1 м.
  • Масса эксплуатационная – 7,1 тонн.
  • База – 1,612 м, колея – 1,33 м.
  • Дорожный просвет – 370 мм.
  • Ширина гусениц – 39 см (простой), 67 см (торфяник).
  • Среднее давление на почву – не более 51 кПа.
  • Рабочий объём двигателя – 7,43 литров. Мощность эксплуатационная – 94 л.с.
  • Частота вращения коленвала при эксплуатационной мощности – 1750 об/мин.
  • Коэффициент запаса крутящего момента – не менее 20%.

Новый «Агромаш-90ТГ» стоит от 1 800 000 рублей.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения, 3…4-го тяговых классов. Отличается уверенной тяговой мощностью и расширенной навесоспособностью. Легко агрегатируется с полным спектром современного навесного и полунавесного оборудования, прицепными машинами на пахоте и предпосевной обработке почвы, с широкозахватными орудиями, комбинированными многооперационными агрегатами. За счёт низкого показателя давления на грунт трактор обладает повышенной проходимостью, при отсутствии буксования.

Оснащён дизельным двигателем «Д-442», рабочий объём которого составляет 7,3 литров, а мощность – 150 лошадиных сил (или 110 килоВатт). Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности составляет 230 Г/кВт.ч (169 г/л.с.ч.).

Технические характеристики «Агромаш-150ТГ» в цифрах

  • Габаритные размеры, длина х ширина х высота:5,400 м х 1,850 м х 3,120 м.
  • Масса 7,180 т.
  • Гусеничная база: 1,800 м; колея: 1,330 м.
  • Дорожный просвет 380 мм.
  • Удельное давление на грунт: не более 42 МПа.

Число передач составляет – 5 вперёд, 1 – назад.Механическая трансмиссия, использующая систему принудительной смазки, позволяет минимизировать потери в мощности и обеспечивает высокую надежность техники. За счет низкого гусеничного давления на грунт трактор «Агромаш-150ТГ» обладает повышенной проходимостью.

Современная комфортабельная кабина механизатора также относится к характерным особенностям данной техники. От своих аналогов трактор «Агромаш-150ТГ» отличается низким расходом дизтоплива, в расчёте на гектар обрабатываемой площади.

Цена нового трактора «Агромаш-150ТГ» – от 3 200 000 рублей.

Гораздо более новой моделью является гусеничный трактор «Агромаш Руслан» (первые прототипы этой машины были выпущены в 2008 году). Это мощный и высокопроизводительный трактор шестого тягового класса, предназначенный для выполнения полного комплекса сельскохозяйственных работ на всех типах почв, в том числе средних и тяжёлых, в пределах любых почвенно-климатических зон.

В тракторе «Агромаш Руслан» были воплощены многие современные прогрессивные инженерно-технические решения. В частности, оригинальная компоновка с треугольной формой гусеничного обвода позволяет работать без балластирования, обеспечивает стабильно высокое тяговое усилие, серьёзную навесоспособность и равномерно малое давление на почву.

Гусеницы стоят нового образца – резиноармированные, с металлокордом. Может передвигаться и по асфальтированным дорогам. Скорость тоже больше, чем у всех гусеничных тракторов – до 30-ти км/ч. Оригинальной и сильной стороной трактора «Агромаш Руслан» является торсионная подвеска, которая обеспечивает невероятно мягкий для гусеничной базы ход.Гусеница трактора «Руслан» обладает позитивным зацеплением: движение передается за счёт зацепления гусеницы с ведущим колесом (металлическая звёздочка), а не за счёт натяжения и трения.

Трактор комплектуется 340-сильным (250 кВт) дизельным двигателем «Камминз QSM11». Это четырёхтактный шестицилиндровый мотор жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Удельный расход топлива – 227 г/(кВТ.ч). Двигатель соответствует евростандартамStageIII– Tier-3.

Гидромеханическая 16-ти ступенчатая (+3 назад) трансмиссия тоже новая, разработанная учёными Научно-исследовательского института стали, входящего в состав концерна «Тракторные заводы». Она позволяет переключать скорости под нагрузкой (по ходу) и без разрыва потока мощности. У трактора «Агромаш Руслан» также есть электронный механизм гидравлического переключения.

Испытания трактора «Агромаш Руслан» показали, что использование треугольного обвода гусеничного движителя позволяет трактору выходить на поле на 2-3 недели раньше в весенний период (в условиях сильной влажности почвы), и также на 2-3 недели позже в осенний период, в сравнении с колёсными тракторами.

  • Габаритные размеры – длина: 5,767 м, ширина: 2,645 м, высота: 3,275 м.
  • Полная масса – 14,7 тонн.

«Агромаш Руслан» отличается отличной амортизацией и тихим ходом. Для создания комфортных условий работы механизатора кабина трактора оборудована кондиционером и системой звукоизоляции, имеет максимальную площадь остекления и оснащена современным, специально спроектированным креслом с пневмоподрессориванием.

Стоимость нового трактора «Агромаш Руслан» составляет более 11-ти миллионов рублей.

Кроме указанный гусеничных тракторов, в производственной программе чебоксарского завода «Промтрактор» значится целая гамма бульдозеров промышленного назначения, выпускающихся под маркой «Четра»:

– с массой 61,47 т и двигателями мощностью 490…520л.с. («ЯМЗ-850.10» или «Камминз QSK19-C525»).
  • «Т40» – с массой 65,14 т и двигателями мощностью 590 л.с. («Камминз QSK19-C650»).
  • Бульдозер «Четра Т40»

    Они отличаются размерами, мощностью, производительностью и величиной бульдозерного отвала.

    ООО «Онежский тракторный завод» в Петрозаводске продолжает выпуск гусеничных лесозаготовительных, лесохозяйственных и лесопожарных тракторов. В производственной программе предприятия – более 10-ти моделей спецмашин для лесного хозяйства.

    На базовом шасси «Онежец-300» выпускаются универсальные лесохозяйтвенные машины («Онежец-300БС»,«Онежец-380»); трактора трелевочные чокерные (); гусеничные сортиментовозы («Онежец-350»); машины лесопожарные («Онежец-310»); мульчеры с кусторезами («Онежец-390»); машины гусеничные для бесчокерной трелевки леса («Онежец-330»); гусеничные трактора с самосвальными кузовами («Онежец-392»); бурильно-крановыми установками («Онежец-395»); гидравлическими манипуляторами («Онежец-335»).

    «Онежец-390».

    Гусеничные трактора данного семейства относятся к третьему тяговому классу. На них устанавливают в настоящее время четырёхцилиндровые 120-сильные дизельные двигатели «Д-245.2S2» и шестицилиндровые 180-сильные «Д-260.9S2» Минского моторного завода. Стоимость нового трелевочника «Онежец» составляет от 4,15 миллионов рублей.

    Если с производством промышленных бульдозеров и тракторов для лесного хозяйства дела обстоят не совсем безнадёжно, то перспективы производства сельскохозяйственных гусеничных тракторов в России остаются мрачными. Это производство уже много лет убыточно, демонстрирует крайне отрицательную рентабельность. Спроса на данную технику на рынке нет, и каждая из описанных моделей выпускается в ничтожном количестве (максимум 20-30 единиц техники в год).

    После «шокового перехода к капитализму» сельхозпроизводители долгие годы не могли покупать новые гусеничные трактора: не было средств на покупку новой техники. Сегодня многие из них оправились от кризиса, создали рентабельные и развивающиеся хозяйства. Теперь средства есть, но нет желания покупать гусеничную технику.

    Даже процветающий Минский тракторный завод, запустивший в серию несколько моделей гусеничных тракторов (МТЗ-1502, МТЗ-2103), продаёт их в мизерных количествах. Остаётся надеяться, что экономическая конъюнктура и ситуация в отрасли всё же изменятся. Ведь перспективные, производительные, конкурентоспособные модели гусеничных тракторов в России есть.

    Торгово-информационный портал Bilmard. ru - ваш ориентир в мире спецтехники, который поможет всегда держать руку на пульсе последних событий и тенденций в отрасли. У нас только достоверная и только объективная информация.

    Сегодня далеко не все профильные сайты могут похвастаться обилием данных о спецтехнике. Это обусловлено весьма непростой тематикой, требующей от сотрудников любого портала особых знаний и профессиональной осведомленности. Мы решили позаботиться о нашем посетителе и, собрав команду профессионалов, обеспечили возможность в одном месте купить, продать или арендовать экскаваторы, самосвалы, подъемники, фронтальные погрузчики, грузовые автомобили, автокраны, бульдозеры.

    Мы оперативно следим за выпуском новинок от зарубежных и отечественных производителей, освещаем крупнейшие отраслевые события, узнаем о передовых технологиях, внедряемых на спецтехнику, берем интервью у глав компаний и экспертов отрасли, чтобы затем рассказать это вам - нашему посетителю.

    При этом наш портал не заставляет вас только читать. Для удобства пребывания в виртуальном пространстве Bilmard. ru мы постоянно совершенствуем сайт. Обилие фото- и видеорепортажей с места проведения крупнейших выставок и открытия новых производственных площадок, обширная база интересных тематических видеороликов и другой медиа-контент станет приятным, а главное, удобным дополнением к традиционному текстовому материалу.

    Как известно, спецтехника нераздельно связана с посвященными ей выставками и салонами, на которых все компании, от мала до велика, стараются представить свою продукцию и как можно более подробно рассказать о ней. Именно поэтому на нашем сайте доступен полный календарь как российских, так и крупнейших зарубежных форумов.

    Неотъемлемой частью философии проекта является постоянное стремление привнести свежую струю в интернет-контент о строительной технике. У нас вы никогда не найдете одиноко стоящие экскаваторы-погрузчики, мини-погрузчики или мини-экскаваторы. Любая машина будет всегда в окружении максимально полного текстового или фото/видео ряда.

    При всем при этом, отметим, что Bilmard. ru остается специализированным торгово-информационным порталом. Наши посетители - это люди, для которых спецтехника не пустой звук, а основное занятие, работа и профессия. И у нас они могут быстро найти и подобрать любые экскаваторы, самосвалы, подъемники, фронтальные погрузчики, грузовые автомобили, автокраны и бульдозеры для работы.

    В последнее время бытует мнение, что машиностроение в России давно уничтожено под ноль, а уж новых российских тракторов и вовсе давно мы не делаем, и хорошо хоть "Беларус" у соседей еще можно купить. Я конечно не буду утверждать, что все сказочно хорошо, но подвижки в положительную сторону есть, и при этом на фоне разрухи 90-ых подвижки эти кажутся просто гигантскими. Какие-то предприятия развалились, а какие-то наоборот, уверенно встали на рыночные рельсы, и даже некоторые сегменты рынка и вовсе полностью обеспечены тракторами собственного производства. О причинах можно рассуждать долго и это уже тема для другого материала, а в нашей статье мы постараемся разобрать то, что работает и пользуется спросом, и при этом произведено в России. Обзор начнем по нарастающей, от малому к большему.

    Мини-Трактора

    Мини-трактора являются одним из самых востребованных на рынке классов, и в среднем в России каждый год продается около 7-10 тысяч подобных машин. В данной категории уверенно лидируют российские производители.

    Одним из лидеров рынка в данном сегменте является челябинское предприятие ООО "Трактор", располагающееся в городе г.Еманжелинск. На заводе производится несколько моделей под маркой "Уралец" мощностью от 16 до 22 лошадиных сил. В год предприятие производит около 1500 тысячи тракторов, а самой популярной моделью является "Уралец-220" . История марки началась в 2000 году, когда компания сначала стала дилером китайской техники, а в 2004 выпустило свой первый трактор. Техника пришлась к двору, ведь мелким фермерам требовалась недорогая и неприхотливая техника, а учитывая достаточный выбор навесного и прицепного оборудования, которое производится так же на заводе, Уралец стал очень востребованным. По сути Уралец это локализованный китайский Jimno, но с каждым годом уровень локализации растет, от китайского там остается все меньше.

    Вторая популярная российская марка минитракторов - Чувашпиллер. В линейке этого производителя гораздо больше моделей от 12 до 35 л.с. на любой карман и задачи. Это предприятие так же выпускает примерно 1500 тысячи тракторов в год, а модельный ряд так же является копией китайских тракторов, максимально локализованных для российских условий.

    Агромаш

    А вот в этой категории, где представлен Агромаш, действительно наблюдается не просто провал, а настоящая катастрофа. Несмотря на то, что СССР традиционно был селен в производстве тракторов подобной мощности, а производили их сразу несколько заводов, то с развалом союза эта категория стала самым больным местом. С одной стороны белорусский гигант МТЗ с государственной поддержкой уверенно завоевал российский рынок, с другой, внутренняя слабость российских заводов привели к тому, что российские заводы представлены тут больше формально, а Липецкий и вовсе закрыл выпуск гражданской продукции. Минский завод продает в России 15-18 тысяч тракторов каждый год и причина очень проста - дешево и доступно, а вот трактора Агромаш дороже, и качество пока вызывает вопросы, а больше конкурентов нет. Однако все же представить их не помешает, да и производство постепенно растет, и если в 2012 году было выпущено всего 38 штук, то в 2015 году уже более 500.

    Владимирский тракторный завод - производит колесные трактора Агромаш мощностью от 30 до 85 л.с., а главным конкурентом МТЗ является . Так же есть модель Агромаш 180 с мощностью 180 л.с., но это скорее пока для модельного ряда, и в данном сегменте полностью доминируют зарубежные производители.

    Волгоградский тракторный завод - гусеничные трактора Агромаш 90ТГ модель 2014 года, которые являются модернизированным вариантом ДТ-75, и действительно востребованы на нашем рынке в некоторых регионах с мягкими почвами.

    Алттрак

    Алтайский тракторный завод, несмотря на все проблемы, пережил самые трудные времена и сохранил производство, хотя и в слегка сжатом объеме. Основное его направление это изготовление гусеничных тракторов для сельского хозяйства и лесозаготовки. В линейке сельскохозяйственных тракторов выпускается три модели от 140 до 200 л.с, а последней новинкой является трактор Т-501 с российским двигателем Д-461-19 мощностью 200 л.с. Объемы производства небольшие, и всего завод может производить около 500 единиц спецтехники в год. Однако этого вполне достаточно, так как рынок гусеничных тракторов не так и велик.

    КамТЗ

    История Камского тракторного завода очень непроста. Уже два раза была попытка запустить производство тракторов, и оба раза закрывалось. Первый раз с 1985 по 88 гг, но не особо пошло и на КамТЗ был налажен выпуск автомобильной продукции. Вторая попытка, и между прочим крайне удачная, была в 2008, когда здесь развернулось сборка четырех моделей мощностью от 85 до 215 лошадиных сил. Для 2008 года это был настоящий прорыв, ведь и по качеству камские трактора ничуть не уступали импортным, но при этом цена была на уровне МТЗ. Однако кризис 2008-09 гг подкосил производство, а инвестиции были свернуты. Третье дыхание завод обрел в 2013 году, когда вновь было развернуто производство совместно с итальянской компанией ARGO (5-ое место в мире по объему выпуска тракторов), а 200 первых машин разошлись по предзаказам, что говорит о многом. На данный момент в линейке компании три модели: TTX-185, TTX-215 и ТТХ-230, - где последняя цифра означает мощность. В ближайших планах КамТЗ выйти на рубеж 1000 тракторов в год, а так же расширение модельного ряда. В перспективе завод должен стать основным конкурентом МТЗ.

    ЗАО «Агротехмаш»

    Агротехмаш - молодая производственная компания, выпускающая тракторы на производственной площадке в Тамбове. История ее начиналась в 90-ых годах, когда Агротехмаш был дилером известных европейских марок. В 2005 году был заложен конвейер в Санкт-Петербурге, а так же началась разработка первых моделей и выпуск первых тракторов под маркой Кировец. В 2008 завод переезжает в Тамбов на территорию бывшего "Тамбовмаша" и создает свой бренд Terrion. В настоящий момент на заводе выпускается четыре модели от 180 до 360 л.с., а самый мощный это Terrion 7380 ATM .

    Terrion считается лучшим российским трактором. Однако у этого есть и обратная сторона - уровень локализации крайне низок, и все основные узлы импортные. Соответственно и цена тракторов высокая, да и ремонт совсем недешевый и может затянутся надолго в случае серьезной поломки. В среднем сейчас выпускается примерно 400 тракторов в год. Конечно, это совсем немного, однако динамика строго положительная, что не может не радовать.

    class="eliadunit">

    Ростсельмаш

    Versatile 2375 - теперь производится в России. В 2016 году Ростсельмаш перенес производство этой модели из Канады в Россию для снижения издержек и несмотря на то, что именно в этом сегменте рынка есть мощная конкуренция среди Российских производителей. Так что этот трактор можно назвать российским, несмотря на название. С другой стороны, комбайны в Ростсельмаша в Америке идут под брендом Versatile, так что все это весьма условно.

    Versatile 2375 - настоящий богатырь, его мощность может варьироваться от 335 до 375 лошадиных сил, и самое главное, что он идеально подходит к навесному оборудованию Ростсельмаша. Однако и стоит такая машина не дешево и позволить ее могут только крупные хозяйства.

    Петра ЗСТ

    В СССР самым мощным трактором был Кировец, который выпускался сразу на нескольких заводах. С развалом союза каждый завод пошел по собственному пути, однако от производства популярных Кировцев мало кто отказался ввиду большого спроса на них. Питерский завод спецтехники ведет модернизацию Кировцев с начала 2000-ых годов, и выглядит он как тюнингованный К-700. На трактор ставятся исключительно российские двигатели, что так же может не радовать. Последняя модель ЗСТ это трактор Кировец 714, который имеет мощность от 235 до 420 л.с. и способен выполнять практически любые задачи.

    ЗСТ Петра не единственная компания, которая производит модернизированный Кировец, однако по сравнению с другими производителями подобных машин, имеет два важных преимущества. Локализация у данной модели очень высокая, и за счет этого машина имеет очень привлекательную цену. Так же ЗСТ имеет широкую сеть станций технического обслуживая, что очень важно, особенно во время сезонных работ.

    Кировский завод

    Кировский завод один из немногих, кто пережил кризисные 90-ые на советском заделе и не останавливал производство, но тут скорее стечение обстоятельств в виде отсутствия конкуренции, так как Кировец К700 был мощным, но при этом дешевым трактором в сравнении с зарубежными аналогами. Однако даже несмотря на тепличные условия завод-гигант скатился всего до 500 единиц в год вместо 10 тысяч в лучшие времена. Качество новых тракторов было настолько удручающим, а сама модель настолько морально устарела, что его перестали покупать, даже несмотря на его низкую цену. Дела постепенно начали налаживаться вместе со сменой руководства, и уже в 2013 году было изготовлено примерно 2500 тракторов и эту планку завод держит и сейчас.

    Основу составляют три основных модели, которые унаследовали от старых моделей разве что только название, а сейчас это совершенно другие машины. Первая это глубокая модернизация легендарного К700. Кировец К744 получил не только новый дизайн, но и вся начинка теперь на очень достойном и современном уровне. Мощность варьируется от 300 до 428 лошадиных сил. Шестое поколение тракторов кировского завода представлено моделью К-9000, которая по дизайну почти не отличается от предшественника, но имеет большую мощность, которая может достигать 516 л.с.

    Очень важной новинкой является новая модель Кировец-708.4, прозванная Кирюшей за свою малую мощность по сравнению с основной серией. Данная модель призвана занять нишу украинского ХТЗ, который переживает не лучшие времена, но пока еще занимает данный сегмент. Мощность будет варьироваться в диапазоне от 180 до 240 л.с.

    class="eliadunit">

    Трактора российского производства возвращают себе вновь былую славу. В советские времена трактора, сделанные на территории нынешней России, были признаны лучшими в мире. В 90-х гг. на рынке с/х машин отмечалось затишье, наполнялся он техникой из Китая, Европы США. Период, охватывающий 2013—2014 года, также характеризовался спадом на производство и экспорт российских тракторов. Однако последние 2 года, во время кризиса, сельскохозяйственное машиностроение расцвело, успехи которого в том числе способствовали и рекордным урожаям зерна.

    Создание тракторов в России за 2016 год возросло почти в 2,5 раза по отношению к 2015-му. Ныне отечественная техника для сельского и лесного хозяйства отвоевывает рынок у иностранных конкурентов.

    1 Анализ нынешнего тракторостроения

    Тракторостроение – одна из ведущих отраслей российского машиностроительного комплекса. Ее продукцией являются: тракторы, комбайны, силовые агрегаты, детали, узлы и запчасти. Большая часть заводов, работающих в данной отрасли, сформировались как универсальные предприятия, т.е. они обладают основными, заготовительными, вспомогательными и ремонтными производственными мощностями. Предприятия, выпускающие тракторы, располагают литейным, прессово-сварочным, кузнечным, энергетическим, механосборочным, гальваническим, термическим, окрасочным производством и др.

    Производство тракторов «Кировец» в Алтайском крае

    Размещение тракторных заводов зависит от таких факторов, как наличие сырья и потребление. Первые предприятия появились в Волгограде и Челябинске, где отмечены были источники металла. Тракторное машиностроение ориентируется на региональную хозяйственную деятельность и ее специфику, так Россия изготавливает тракторы в таких географических субъектах:

    • Липецк, Волгоград, Таганрог, Челябинск, Владимир, Рубцовск (сельскохозяйственные машины);
    • Чебоксары, Санкт-Петербург (промышленные);
    • Тверская область (льноуборочные);
    • Петрозаводск (трелевочные);
    • Рязань (картофелеуборочные).

    Как отрасль промышленности, тракторостроение существует с 20 гг. прошлого века. Первый трактор был произведен советским предприятием Красный Путиловец. Ту пору тракторостроительные заводы переживали тяжело, возрастающий спрос отечественное тракторостроение не покрывало, он удовлетворялся частично за счет импорта. Со временем сформировались крупные корпоративные структуры: Концерн Тракторные заводы, Петербургский тракторный завод, Новое содружество.

    С вступлением России в ВТО также ожидалось, что к 2020 году доля российской с/х техники снизится на 8% относительно 92% у зарубежных тракторов и комбайнов . Однако прогнозы не сбываются, в этом году отечественные тракторостроительные заводы обещают у импортных производителей отвоевать больше половины рынка. Так, в 2016-ом производство тракторов возросло более чем на 50%. Впервые темпы обновления сельхозмашин за последние 15 лет превысили темпы выбытия, благодаря чему аграрии РФ активно пополняют парк.

    Заводы, которые выпускают тракторы, играют значительную роль в развитии народного хозяйства страны. На их основе соответствующие сегменты рынка обеспечены землеройными машинами, тягачами, бульдозерами, скреперами, с/х техникой.

    1.1 Мониторинг рынка

    Рынок тракторов российского производства сегодня характеризуется большой пестротой. В качестве основных производителей полногабаритных тракторов тяговых классов (0,6, 0,9, 1,4, 2-8) , мощностей 25-400 л.с. и выше выступают новые заводы, специализирующиеся на сборке тракторов преимущественно ОАО ХТЗ и РУП МТЗ на территории страны, а также предприятия, выпускающие машины иностранных брендов. Они производят технику известных компоновочных схем, включая: колесные классические с ведущими задними колесами, при этом их диаметр больше, нежели передних (4К2), полноприводные с ведущими задними и передними колесами (4К4а), базовые гусеничные модели и их модификации и т.п.

    В сегменте устройств мощностью 80-100 л.с. МТЗ российской сборки являются лидерами. Современные агрегаты с меньшим тяговым усилием до 50 л.с. – одни из самых востребованных на рынке классов. В среднем ежегодно минитрактор в России реализуется тиражом 10 тыс. Поэтому МТЗ приходится выдерживать конкуренцию со стороны других производителей минитракторов российского производства. Осуществляется продажа и минитракторов не только с/х назначения. Изготавливаются подобные машины для использования в строительных целях, в области коммунального хозяйства, когда актуальным становится вопрос «Нужны ли права на минитрактор », ведь они причисляются к полноправным участникам движения автотранспортных средств.

    Так, челябинский завод ООО Трактор, выпускаемый минитракторы под торговой маркой Уралец, предлагает машины мощностью от 16 до 22 л.с. Ежегодно со станка сходит 1,5 тыс. ед. техники, среди которой большим спросом пользуется Уралец 220. Предприятие, как и многие дилеры, с 2000 года начало сотрудничать с китайскими производителями, а спустя 4 года на рынок поставило свой первый агрегат. Продукция ООО Трактор по сути представляет собой локализованную машину Jimno, однако с каждым годом рост уровня локализации ведет к тому, что в неприхотливой технике завода остается все меньше китайского.

    Предложений минитракторов российского производства на рынке более чем достаточно. Второй популярной маркой является Чувашпиллер. Рассчитанных на любые задачи и «карман», машин (12-35 л.с.) данного производителя в линейке больше. Модельный ряд относят также к копиям тракторов из Поднебесной. Годовые объемы производства не менее 1,5 тыс. минитракторов.

    Курганский машиностроительный завод, основавшийся в 1950 году, изготавливает и реализует технику, также относящуюся к классу минитракторов российского производства. К тому же, на его базе создаются погрузчики, гамма навесного оборудования. ООО Интерагро занимается разработкой малогабаритных с/х средств малой механизации совместно с ООО Трактор. Покупателем представляется возможность приобретения различных приспособлений к минитракторам, запасных частей, проведения техосблуживания.

    2 Отечественные производители тракторов

    Несмотря на популярность белорусских МТЗ и украинских машин ОАО ХТЗ, на отечественные модели тракторов России давно прослеживается рост продаж. Дилеры Минского тракторного завода (ТД МТЗ Сибирь, ЕлАЗ и др.) на территории российского государства занимают третью долю рынка, импортными производителями отгружается 45% продукции, высокое положение же отечественных производственных компаний относительно конкурентов не оставляет сомнения.

    Покупка тракторов, изготовленных в России, обусловлена отличительными характеристиками: удобством в эксплуатации, высоким запасом прочности, производительностью, адаптированностью к климатическим условиям страны, качеством сборки , отсутствием проблем с приобретением запасных частей. Купить в России трактор предлагают следующие производители:

    • Агромаш;
    • Владимирский тракторный завод;
    • Алттрак;
    • КамТЗ;
    • ЗАО Агротехмаш;
    • Ростсельмаш;
    • Петра ЗСТ;
    • Кировский завод;
    • Курганский машиностроительный завод;
    • Челябинский тракторный завод;
    • ОАО Липецкий трактор;
    • Волгоградский тракторный завод;
    • Алтайский трактор;
    • Онежский тракторный завод;
    • Промтрактор и др.

    Рассмотрим некоторые из них.

    2.1 Петербургский тракторный завод

    Выпускавший первые тракторы ЗАО Петербургский тракторный завод ныне производит сельхозтехнику под маркой Кировец. Она представлена в 3 сериях: К-744Р, К-9000, К-703М-12-03.2. ПетТЗ остается единственным производителем в стране мощных колесных машин с шарнирно-сочлененной рамой и широкой сетью станций техобслуживания.

    Трактора оснащаются отечественными двигателями , отличаются невысокой стоимостью, способны выполнять любые задачи, высокопроизводительны, обладают надежной конструкцией и большой мощностью, агрегируются со всевозможным навесным орудием, демонстрируют безупречные тяговые характеристики.

    2.2 Волгоградский тракторный завод

    Предприятие специализируется на выпуске гусеничных тракторов, не повреждающих во время работы плодородный слой почвы. Произведенный ВгТЗ агрегат, имеет широкие траки, вследствие чего обеспечивается высокая мощность и проходимость. Наибольшей популярностью пользуются ВТ-100 и ДТ-75, для которых характерны: надежность, силовая установка в 100-130 л.с., удобство в эксплуатации, экономный расход топлива. Предполагается, что будут выпускаться колесные модификации машин на гусеничном ходу.

    2.3 Владимирский тракторный завод

    Компания разрабатывает колесные трактора Агромаш (25-85 л.с.). Ее универсально-пропашная техника тяговых классов 0,6, 0,9 аналогичной продукции других производителей составляет серьезную конкуренцию. Пользуются спросом ВТЗ-2032, Т-30А-80, ВТЗ-2027, Т-80, Т-50 и пр. Созданы тракторы линии 2000 с новым дизайном, комфортабельной кабиной, улучшенным обзором, мощной вентиляцией и отеплением, гидрообъемным рулевым управлением , передним ведущим мостом, дисковыми тормозами и уменьшенным радиусом поворота.

    Техника ООО ВМТЗ получает экономичные дизельные моторы собственного производства с воздушным охлаждением. Имеется механизм, блокирующий дифференциал, трехточечная гидравлическая навеска 1,2 категории, грузоподъемность составляет 600-1000 кг.

    2.4 Челябинский тракторный завод

    ЧТЗ создает гусеничные и колесные тракторы, которые востребовательны не только среди российских граждан, но и европейских. Предприятие начало деятельность в 1933 году. Первой моделью был трактор С-60. С тех пор налажено производство погрузчиков, трубоукладчиков, дизельных моторов. Завод предлагает потребителю: Дэт-250М2, Т-10М и другие товары народного потребления.

    Челябинскому заводу принадлежит бульдозер, занесенный в Книгу рекордов Гинесса. Рекорд поставлен относительно габаритов в 1990 году. Самая большая машина на Земле сошла с конвейера под маркой Т-800. За 80 лет изготовлено 1 млн. 268 тыс. тракторов, которые в общей сложности по планете прошли 90 млрд. км, что эквивалентно 600 расстояниям от Земли до Солнца.