"крокодил" высокой проходимости. Зил - крокодил

«КРОКОДИЛ» ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ

Лошади и олени, ослики и собаки, верблюды и гусеницы... Ими пользуются люди, которым необходимо передвигаться там, где обычные колеса пройти не могут. Гусеницы имеются в виду, конечно же, не живые, а те самые, тракторно-танковые, от которых долго не заживают следы на лике земли. Остальные «транспортные средства» можно назвать экологически чистыми, однако грузоподъемность у них невысока, да и скорость маловата. Изобретателям остается переосмысливать идею колеса. Появилось несколько направлений таких исследований. С шестидесятых годов известны «пневматики» - огромные, в рост человека, колеса сверхнизкого давления. Они и правда во многом хороши - создают небольшое давление на грунт и потому не повреждают почвенный слой, а благодаря увеличенной площади соприкосновения держатся почти на любой поверхности. Представители другого направления, критикуя «пневматики» за ограниченность сферы применения, предлагают компромисс: колеса средние, размер их выбран достаточным и для высокой проходимости, и для удобства использования. Как раз о подобном транспортном средстве мы и хотим рассказать.

«ЧЕРНЫЙ КРОКОДИЛ»

Так называется машина санкт-петербургской фирмы «Кайман», которую вы видите на снимках. Фирма довольно известна в «малом» автомобилестроении. Предлагаемый вашему вниманию вездеход - не первый. Предшественник его уже около года работает в егерском хозяйстве Ленинградской области, он значительно меньше по размерам, с открытой кабиной, двигателем VAZ 1111 и кузовом из стеклопластика. «Кайман» более солиден, у него вполне законченный и оригинальный облик. Хотя на фирме его считают экспериментальным шасси, на базе которого и будет сделан окончательный вариант. Не в пику отечественным автопроизводителям, а для справки заметим - от эскиза до «железа» прошло всего восемь месяцев. Работало над проектом шесть человек.

В 1993 году собралась группа энтузиастов и решила создать предприятие по производству необычных автомобилей. Деньгами их поддержали ассоциация «Защита» и МП «Кормист». В 1994 году была зарегистрирована фирма под названием «Кайман». Феноменальная скорость создания готового образца - результат разумной организации труда и отличной работы технологов. Многие детали «Каймана» сделаны на базе серийных и лишь доведены до требуемых параметров. Фирма действует по принципу распределения заказов - учитывая потенциал северной столицы, резонным было разместить их на Адмиралтейских верфях и на Невском заводе. Покрышки специально для этого проекта подготовил Кировский шинный завод (город Киров).

ЧТО МОЖЕТ «КАЙМАН»

Естественно, передвигаться сам, перевозить людей и различного рода грузы. Пересеченная местность - среда обитания «Черного крокодила». Дорога, вернее, ее отсутствие, «Каймана» не волнует. Он одинаково свободно чувствует себя и на каменных грядах, и на песке. Оригинальные покрышки и независимая подвеска всех колес позволяют безбоязненно пускаться в различные авантюры вроде тех, которые вы видите на снимках. По заверениям изготовителей, «Кайман», если будет за что зацепиться, сможет лезть на скалы. При пробном выезде этого, не будем лукавить, испробовать не удалось, однако «угол атаки» песчаного склона впечатляет.

«Кайман» плавает; правда, кабина и моторный отсек пока не вполне герметичны, поэтому для повышения плавучести приходится использовать специальный понтон. Движение на воде обеспечивают гребной винт, который получает вращение через коробку отбора мощности, а также работа колес. «Рулят» пером «морского» руля, расположенным в задней части вездехода, непосредственно за гребным винтом, и поворотом передних колес. Снимается-надевается понтон быстро - за три-пять минут, поскольку крепится он всего четырьмя болтами.

Что касается пассажировместимости, то в кабине размещаются два человека, и в «кузовке», который легко превращается в «жилой» отсек, еще два. Для этого натягивается тент и ставятся сиденья. Можно убрать сплошную перегородку между водительской кабиной и кузовком. В нештатных ситуациях двенадцать человек, облепившие «Кайман» изнутри и снаружи (опробовано на практике), не снижают его маневренность, только высокий центр тяжести обяжет водителя быть повнимательнее.

За время показательных выступлений «Кайман» так и не удалось ни посадить на брюхо, ни где-либо завалить. Может быть, место для испытательного заезда было выбрано не самое непроходимое, хотя даже самим кайманщикам было интересно «усадить» свое детище.

ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ...

Из железок и резинок... Примерно так звучали бы слова детской песенки, если бы ее посвятили «Кайману» (как, впрочем, и любой другой машине). Кузов можно назвать несущим - элементы рамы сварены с ним. Основной материал - алюминий, точнее, сплав АМг-3. Двигатель - VAZ 2101 1. Трансмиссия - сборная: коробка передач, «раздатка», карданная передача от разных моделей ВАЗ , главные передачи и приводы луазовские, бортовые редукторы с внешним зацеплением сделаны на базе разработок УАЗа. Все эти узлы специально подготовлены для использования в необычных для них условиях. «Газелевское» рулевое управление, взятое за основу, тоже частично переделано и снабжено гидроусилителем. Стоит отметить, что все рулевые тяги работают постоянно «на растяжение», что позволило снизить массу конструкции. Предусмотрели и систему для поддержания постоянного давления в шинах (на базе узлов ГАЗ-66); компрессор и гидравлический насос приводятся в действие двигателем. Тормоза, естественно, с вакуумным усилителем, дисковые, вентилируемые, расположены под защитой кузовных деталей вблизи дифференциалов.

Упругими элементами подвесок служат поперечные рессоры, которых всего две: одна - впереди, другая - сзади. Специальная система рычагов обеспечивает поперечную и продольную устойчивость, конструкция передней и задней подвесок одинакова.

Ориентировочный расход топлива составляет 10–14 литров на сто километров в зависимости от того, насколько выбранный маршрут движения отличается от шоссейного.

КОМУ ОН НУЖЕН?

В первую очередь службам, которые работают в экстремальных условиях: пожарным, спасателям и т. д. Возможность буксировать прицеп массой до одной тонны делает «Кайман» интересным и для нефтяников с геологами. Вариант с покрышками из маслобензостойкой резины (он планируется) пригодится при ликвидации разливов нефтепродуктов как на воде, так и на суше.

В перспективе «Крокодил» хотят оснастить дизельным двигателем, измененная подвеска позволит поднять максимальную скорость на шоссе до 110–120 км/ч против нынешней 60 км/ч. Правда, есть сомнения, нужна ли «Кайману» такая скорость: ведь асфальт он будет видеть крайне редко - не то предназначение. Но может быть, из сугубо специальной машины «Кайман» превратится в «гражданскую», как произошло с «Хаммером».

Почему ни слова - об ошибках в конструкции или каких-то слабинках проекта? Дело в том, что к моменту написания материала «Кайман» только-только «вышел в свет», ему предстоят еще длительные испытания. Но уже сейчас нетрудно назвать одно из самых явных преимуществ - легкость в обращении с машиной. Любой водитель может сесть за руль и поехать, чего не скажешь о многих известных вариантах вездеходов «на больших колесах».

Рабочее место водителя: рычажков здесь немало.

«Черный крокодил» прекрасно чувствует себя на каменистом откосе...

И на песчаном склоне.

Устройство подвески. Вверху видна рессора (показана стрелкой).

Один из самых необычных грузовиков завода имени Лихачёва - ЗиЛ-133ГЯ. На эту длинную машину повышенной вместимости, в отличие от других грузовиков серии 133, устанавливался дизельный двигатель КамАЗ-740. Для того, чтобы вписать этот двигатель, конструкторам пришлось удлинить моторный отсек и разработать новую облицовку передней части. За характерную форму этой самой облицовки и большую длину машины водители окрестили грузовик "крокодилом", прозвище это распространилось по всему Союзу. ЗиЛ-133ГЯ выпускали с 1979 по 1992 год, базовой версией был бортовой грузовик грузоподъёмностью 10 тонн. Эту потрёпанную жизнью машину 1986 года выпуска, приехавшую в Омск из Крутинки, я встретил в 2007-м.


Попадаются бортовые "крокодилы" и сейчас, но часто уже переделанные. Один из таких экземпляров я встретил на прошлых выходных, у грузовика сооружён спальник и переделан кузов, с использованием бортов от тракторных прицепов.

ЗиЛ-133ГЯ выпускался также в варианте шасси под монтаж самых разных надстроек, например для специальных дорожных машин, типа комбинированной дорожной машины ЭД-403, некоторое количество которых служит в разных ДРСУ страны и по сей день.

Гораздо реже встречаются машины для ямочного ремонта дорог ЭД-105. Основное оборудование такой машины - термос-бункер для горячего асфальта, кроме этого, машина имеет на борту компрессор и ручной виброкаток или виброплиту.

Самая распространённая машина на шасси "крокодила" - автокран КС-3575А. Такие краны грузоподъёмностью 10 тонн, выпускавшиеся на Дрогобычском заводе автомобильных кранов, ещё достаточно часто встречаются в наши дни.

Кроме упомянутых машин, на шасси ЗиЛ-133ГЯ изготавливались пожарные автоцистерны большой вместимости, различные сельскохозяйственные машины и автоподъёмники, но такие варианты мне, увы, не попадались.

Один из самых необычных грузовиков завода имени Лихачёва - ЗиЛ-133ГЯ. На эту длинную машину повышенной вместимости, в отличие от других грузовиков серии 133, устанавливался дизельный двигатель КамАЗ-740. Для того, чтобы вписать этот двигатель, конструкторам пришлось удлинить моторный отсек и разработать новую облицовку передней части. За характерную форму этой самой облицовки и большую длину машины водители окрестили грузовик "крокодилом", прозвище это распространилось по всему Союзу. ЗиЛ-133ГЯ выпускали с 1979 по 1992 год, базовой версией был бортовой грузовик грузоподъёмностью 10 тонн. Эту потрёпанную жизнью машину 1986 года выпуска, приехавшую в Омск из Крутинки, я встретил в 2007-м.


Попадаются бортовые "крокодилы" и сейчас, но часто уже переделанные. Один из таких экземпляров я встретил на прошлых выходных, у грузовика сооружён спальник и переделан кузов, с использованием бортов от тракторных прицепов.

ЗиЛ-133ГЯ выпускался также в варианте шасси под монтаж самых разных надстроек, например для специальных дорожных машин, типа комбинированной дорожной машины ЭД-403, некоторое количество которых служит в разных ДРСУ страны и по сей день.

Гораздо реже встречаются машины для ямочного ремонта дорог ЭД-105. Основное оборудование такой машины - термос-бункер для горячего асфальта, кроме этого, машина имеет на борту компрессор и ручной виброкаток или виброплиту.

Самая распространённая машина на шасси "крокодила" - автокран КС-3575А. Такие краны грузоподъёмностью 10 тонн, выпускавшиеся на Дрогобычском заводе автомобильных кранов, ещё достаточно часто встречаются в наши дни.

Кроме упомянутых машин, на шасси ЗиЛ-133ГЯ изготавливались пожарные автоцистерны большой вместимости, различные сельскохозяйственные машины и автоподъёмники, но такие варианты мне, увы, не попадались.