Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор...
Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия)
Экскаваторами непрерывного действия называются землеройные машины, разрабатывающие и транспортирующие грунт непрерывно. При этом обе операции - копание и транспортирование грунта - выполняется одновременно. В отличие от одноковшовых экскаваторов непрерывная разработка грунта обеспечивает более высокую выработку, однако, главный недостаток машин непрерывного действия - малая универсальность. Каждая землеройная машина, будь то цепные или роторные траншейные экскаваторы, экскаваторы - дреноукладчики, шнекороторные и двухроторные экскаваторы-каналокопатели, мелиоративные многоковшовые экскаваторы поперечного копания и тем более - крупные карьерные многоковшовые экскаваторы - все они предназначены для выполнения определенных операций и их нельзя использовать на других работах.
Быстроходные траншейные машины БТМ
Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л.
Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч. Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого харьковским машиностроительным заводом им.Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А.Морозова (выпускались АТ-Т с 1950 по 1979 гг.). На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.
Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг.
Машина БТМ-4 - опытный образец; в качестве базы использован тягач АТ-Т. Позже применен новый многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т. Серийное производство под индексом БТМ-4М.
Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной).
Быстроходная траншейная машина БТМ на базе тягача АТ-Т. Машина установлена на постамент вблизи МЧС Украины. Фотографии сделал RIO1.
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотография из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в работе. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т. Фотографии сделаны на базе МЧС Мадвежка в Ленинградской обл. Ф.Шильниковым.
Машины БТМ-3. Фотографии из архива автора сайта techstory ru.
Быстроходная траншейная машина на базе тягача МТ-Т (опытный образец 1978 г.). Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Траншейные машины ТМК
Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.
Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.
Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.
Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.
Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.
Траншейная машина ТМК-2 на базе полноприводного тягача КЗКТ-538ДК. Фотографии сделаны Е.Берниковым.
Траншейная машина ТМК-2 на базе тягача КЗКТ-538ДК 1982 г.выпуска. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованные машины МДК и МКМ
С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый).
Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.
Котлованная машина МДК-3 (первая, опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II - III категорий - 1000 - 1200 м3/ч. Вес машины - 34 т.
Котлованная машина МДК-3 (поздняя, серийная версия) является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.
Опытная котлованная машина МКМ на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-2 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Отрывка котлована машиной МДК-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-2м на гусеничном тягаче АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-3 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-3, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Отрывка котлова машиной МДК-3. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотографии из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.
Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в работе. Фотографии из архивов Харьковского КБ им.А.А.Морозова.
Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т. Автор фото А.Кравец.
Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ
Полковая землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.
Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.
Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.
Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с.
Дивизионная землеройная машина ДЗМ - опытный образец прицепной траншейно-котлованной машины, оснащенной двумя цепными бесковшовыми рабочими органами. В качестве тягача использован колесный МАЗ-538.
Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155 1991 г.выпуска. Фотографии из архива автора сайта techstory ru
Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Землеройные машины ПЗМ-2. Фотография сделана в г.Н.Новгороде О.Чкаловым.
Землеройная машина ПЗМ-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Отрытие траншеи землеройной машиной ПЗМ-2. Фотографии предоставлены директором ООО "Брянского управления механизации спецтехники" И.Драчевым.
Землеройная машина ПЗМ-2 на базе БУМ. Фотография предоставлена директором ООО "Брянское управление механизации спецтехники" И.Драчевым.
Землеройная машина ДЗМ в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Так уж получилось, что информации об инженерной технике в сети очень мало. Подобные материалы можно найти только на узкоспециализированных сайтах и в технической литературе и, обычно, только в том случае, если речь идет о неких аналогах "народнохозяйственной" техники. Оно и понятно - подобные машины не особенно интересны среднестатистическому любителю военной техники и истории.
Именно это печальное обстоятельство и побудило меня написать данную статью. Я решил написать о чем-то более или менее понятном для сообщества, о том, что мы наблюдаем чуть не каждый день - машинах для механизации земляных работ.
"Отсутствие механизации столь трудоемких работ вызвало бы отрыв большого количества бойцов от выполнения других важных боевых задач на выполнение земляных работ, а самый процесс земляных работ мог бы повлечь утомление бойцов и понижение боеспособности войск" - Чистяков Г.П. 1939 год
ПЛУЖНЫЙ ТРАНШЕЕКОПАТЕЛЬ
Начало механизированной отрывке траншей было положено принятием на вооружение плужных траншеекопателей. Их развитие, в первую очередь, опредеялось тяговыми мощностями тракторов и танков.
Плужный траншеекопатель №1 был принят на вооружение в 1932 году. При буксировке его одним трактором глубина траншей получалась явно недостаточной - 0,5м.
В 1934 году был принят на вооружение плужный траншеекопатель №2, который мало чем отличался от предшественника, главным образом - увеличенными размерами. Глубина траншей предполагалась до 1м, но требовалась тяговое усилие более 100кН. Два трактора ЧТЗ-60 , тягая этот девайс, не могли обеспечить отрывку метровой траншеи за один проход.
В 1936 году копатель №2 (и 1) были модернизированы, в результате чего на свет появился КВ-3.
Наибольшая глубина траншеи, не превышала 0,6 м. При этом для работы с КВ-3 требовались специальные трактора, имевшие гидропривод, например, "Сталинец"
.
Во время Великой Отечественной Войны был разработан копатель ПТК специально рассчитанный для работы с тяжелым танком, однако, и эта конструкция оказалась неудачной.
В 1949 году был создан ПЛТ-60 . Работал в сцепке с трактором С-80 . При глубине траншеи 0,6м имел производительность 2,5 км/ч.
ТРАНШЕЙНЫЕ МАШИНЫ
Оснащение войск траншейными экскаваторами осуществлялось вначале на основе отбора и испытания народнохозяйственных образцов, а затем (существенно позднее) - путем создания специальных войсковых моделей.
Аналогичная ситуация наблюдалась со всеми без исключения классами войсковой землеройной техники, как, впрочем, и со многими другими видами инженерных машин. Попробуем разобраться, с чем это связано...
Землеройная техника имеется в большинстве инженерно-саперных частей и во всех инженерно-саперных подразделениях общевойсковых частей. Задачи, выполняемые расчетами землеройных машин, это, прежде всего, позиционные задачи. Позиционные задачи тесно связаны с мудрёным понятием "фортификация". Если по-русски, суть позиционных задач - помочь общевойсковым частям и подразделениям "зарыться в землю".
На самом деле, чисто "военные" земляные работы от прочих сильно не отличаются. Так в чем же разница? Дело в том, что помимо производительности и экономичности в такой технике ценятся и другие качества. По этой причине армейские и "народнохозяйственные" машины при внешнем сходстве и одинаковых названиях имеют разные ТТХ. Но следует заметить - речь идет скорее о ТТХ базовых машин, рабочие органы, отличаясь своими характеристиками, принципиально от "гражданских" не отличаются. На протяжении многих десятков лет надобности в специальных армейских базах просто не было. Однако после Великой Отечественной Войны командование инженерных войск сделало вывод о необходимости установки специальных машин и оборудования на максимально маневреные и относительно скоростные базы. В этот период (40-60-е годы), с целью унификации и удешевления, были приняты на вооружение базовые машины уже применяющиеся в войсках (в других родах войск). Позже, после известных событий в ЧССР, по итогам отлично спланированной и блестяще проведенной Советской Армией операции, выяснилось, что инженерные машины отстают на марше от общевойсковых частей и подразделений. После этого началась разработка базовых машин специально для инженерных войск.
Началось все в середине 30-х годов с испытаний отдельных зарубежных образцов. Так, в 1934 году на военно-инженерном полигоне был испытан траншейный экскаватор Барбер-Грин (США), в 1935 году он был освоен промышленностью и под маркой МК-1
принят на вооружение.
Наш первенец был предназначен для рытья траншей глубиной до 2,25 м и шириной до 0,775 м. Экскаватор имел 10 ковшей емкостью по 35 л, поперечный конвеер с вылетом 2,8 м, автомобильный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с, отрегулированный на 55 л.с.
Опытные образцы были изготовлены на Дмитровском механическом заводе. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии.
Производительность составляла около 90м3/ч, что дает 50 м/ч уставной траншеи полного профиля. Это при транспортной скорости 3 км/ч. Такие, весьма скромные, ТТХ военных не устраивали, однако, машина была вынужденно, за неимением лучшего, принята на вооружение.
В 1939 году начальником инженерного управления были утверждены требования на проектирование принципиально новой машины - роторного траншейного экскаватора КГ-65 . Но, к сожалению, вмешалась война...
Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л. Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч.
Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т
, спроектированого и разработанного на харьковском машиностроительном заводе им. Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А. Морозова. Выпускались эти машины с 1950 по 1979 гг.
На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.
Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную.
Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2,
на котором применены ковши с цепными днищами.
На дальнейшей модификации БТМ-3
изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг
На траншейной машине БТМ-4 , выпускавшейся с 1978 г. в качестве базы применен многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т.
В 1978 году появилась новая траншейная машина - ТМК
Траншейная машина ТМК
представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.
Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.
Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.
Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.
Изготовливался экскаватор ТМК с 1975 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2
.
Мнение Ю.Веремеева о машинах серии ТМК:
"Окоп на мотострелковое отделение имеет длину около 100 метров и требует для отрывки малыми пехотными лопаткам (то, что все называют саперными лопатками, в действительности называется "малая пехотная лопата", в отличие от "большой саперной лопаты") трудозатраты 200-300 чел.часов, большими лопатами, коих у пехоты обычно нет, - 100-150 чел. часов. Проще говоря, отделение будет отрывать свой окоп минимально 2-3 дня. Что то я не уверен, что противник даст пехоте столько времени на обустройство обороны. Машина же сделает это буквально за 15-20 минут. Пехоте останется только дооборудовать стрелковые ячейки, перекрытую щель. А с этим они справаться за пол-дня
Опорный пункт мотострелкового взвод имеет протяженность основных окопов и ходов сообщения 900 метров. Это 2.5-4 часа работы ТМК или около недели напряженнейшего труда всего личного состава взвода.
А ведь окоп, согласно оперативно-тактических нормативов обеспечивает устойчивость обороны 1:3, а то и 1:4. Проще говоря, мотострелковое отделение, зарытое в землю, без особого напряжения и потерь отбивает атаку мотопехотного взвода. А если учесть опыт обеих чеченских войн, то обученная и стойкая пехота с грамотными командирами может держать перед своими окопами противника неделями.
Недаром же во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальник требовали настойчиво и круглосуточно преследовать отходящего противника и на пределе возможности. Главное - не дать ему остановиться. Позволить вражеской пехоте остановиться и хотя бы немного окопаться, означало по большей части, что наступление на этом и закончилось.
Такова вот значимость этой неуклюжей и вроде бы как небоевой машины."
"В лихие девяностые годы эти машины вначале стали брать предприниматели, занимающиеся различными дорожно-строительными работами и прокладкой коммуникаций. Но тут же выяснилось, что ресурс крайне мал и не обеспечивает даже самоокупаемости машины, а весовые ограничения, налагаемые военным заказчиком, заставили конструкторов уменьшить запас прочности деталей. При интенсивной коммерческой эксплуатации машины очень часто выходят из строя, а ремонт очень затруднен отсутствием уникальных запасных частей."
Траншея, отрываемая ТМК:
Котлованные машины
Котлованные машины появились сравнительно недавно. Их развитие связано с требованиями к защите войск от ядерного оружия. На самом деле, для отрывки котлованов вполне можно использовать одноковшовые экскаваторы и бульдозеры, но их производительность не дает необходимой скорости производства работ.
В 1962 году была принята на вооружение машина МДК-2
Котлованная машина МДК-2 представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и т.п.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.
Ю.Веремеев пишет:
"Машина прочная, надежная, безотказная. В армии не,было до появления машины МДК-3 (впрочем в войска их успели поставить очень мало, началась горбачевская "перестройка") более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины)."
Котлованная машина МДК-3
является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным заводом им.Малышева.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.
Мнение Веремеева:
"Заменить старую машину МДК-2м новая машина не смогла. Она получилась пееретяжеленная и громоздкая. Использовать в полной мере свою фантастическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется. Возможно она была бы хороша в ракетных войсках стратегического назначения при отрывке укрытий для ракетных установок, но для них и глубина и ширина котлованов нужна больше, чем может дать МДК-3. Небольшое количество этих машин может пригодиться для батальонов оборудования пунктов управления (ИПОЗБ) звена армия-фронт.
Для полка лучше (при всех ее недостатках) гораздо более легкая, компактная, проходимая машина ПЗМ-2, а для дивизии все же МДК-2м."
Универсальные машины ПЗМ
Первая универсальная машина, приспособленная для отрывки траншей, котлованов, щелей и обсыпки форт.сооружений появилась в 1968 году...
Полковая землеройная машина ПЗМ
является универсальной землеройной машиной предназначенной для отрывки как траншей, так и котлованов, засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Один и тот же рабочий цепной орган используется и для траншей и для котлованов. Кромке того, машина имеет вспомогательное бульдозерное оборудование и лебедку.
Глубина отрываемой траншеи до 1.2м. скорость отрывки траншеи от 35м. в час в мерзлых и скальных грунтах до 200 м. в час в легких грунтах.. Глубина отрываемых котлованов до 3м., ширина котлована до 3.5м. Производительность по объему вынимаемого грунта 180 куб.м. в час.
Вынимаемый грунт укладывается влево или вправо (направление выкладки задается механиком-водителем), от котлована или траншеи, образуя бруствер. Въезд и выезд в котлован может устраиваться в виде пологой аппарели задаваемого уклона или крутой аппарели.
Базовая машина - народнохозяйственный трактор Т-150. Мощность двигателя 240 л.с. Транспортная скорость 45 км. в час. Кабина герметизирована и машина может использоваться на зараженной местности. Машина оборудована лебедкой с тяговым усилием до 20т. Машина может десантироваться с самолетов парашютным способом. Вариант машины для воздушно - десантных войск кабины не имеет. Однако рабочий орган десантируется отдельно от базовой машины. Масса машины 12.8т. Экипаж машины по технической характеристике 2 человека, по штату 1 человек.
В 1974 году, после замены рабочего органа машина получила наименование ПЗМ-2
Землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.
Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.
Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.
Примечание:
При написании статьи использованы материалы сайтов saper.etel.ru и techstory.ru
(шестидесятые-семидесятые годы)
Машина для отрывки котлованов МДК-2м
Машина для отрывки котлованов МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.
Производительность по количеству вынутого грунта 350 куб.м. в час.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход углубление составляет 30-40 см. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.
Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.3т., транспортная скорость до 36 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильто - вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. запаса топлива хватет на 500 км. пробега или 10--12 часов работы в грунте. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).
Состоит на вооружении в в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 3 шт.
От автора. Машина прочная, надежная, безотказная. В армии нет более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины).
Источники
1.Инструкция по материальной части и
эксплуатации машины для отрывки котлованов
МДК-2м. Военное издательство МО СССР. Москва 1968г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие.
Военное издательство Министерства обороны СССР.
Москва. 1982г.
Машина дорожная котлованная МДК-3 ,является дальнейшим развитием машины МДК-2М. Проектирование новой котлованной машины для замены в войсках устаревших машин МДК-2 и МДК-2М началось практически одновременно с проектированием путепрокладчика БАТ-2 в Харьковском КБ имени Малышева, под руководством главного конструктора П.И. Сагира, в конце 70-х годов. На вооружение изделие 453 (заводской индекс) была принята в конце 80-х годов под названием Машина дорожная котлованная МДК-3. Ее серийное производство было организовано на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева.
Главное отличие МДК-3 состоит в том, что отрывка котлована производится при движение машины задним ходом, благодаря чему котлован отрывается за гораздо меньшее число проходов, в сравнение с МДК-2. Машина МДК-3 своими показателями значительно превосходит машину МДК-2М. Ее производительность и транспортная скорость выше в 2,7 и 1,8 раза соответственно. Машиной МДК-3 можно производить рыхление тяжелого и мерзлого грунтов, выравнивать площадки для работы на косогорах, что невозможно сделать машиной МДК-2М. Для рытья котлована, на полную глубину, машине МДК-2М требуется совершить 8-9 проходов, в то время как машина МДК-3 отрывает котлован за один-два прохода, поэтому потери времени на холостой пробег и развороты у машины МДК-3 значительно меньше или совсем отсутствуют. При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону
влево от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимосменить направление отрывки.
Заменить в войсках МДК-2М новая машина не смогла. Она получилась перетяжеленной, громоздкой, конструктивно сложной в эксплуатации и ремонте. Использовать в полной мере свою фантастическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется.
Технические характеристики
Дорожной котловой машины МДК-3
Гусеничный тягач АТ-Т |
|
Длина, мм |
в транспортном положение - 8000, в рабочем положение - 10230 |
Ширина, мм |
в транспортном положение - 3400, в рабочем положение - 4050 |
Высота, мм |
в транспортном положение - 3950, в рабочем положение - 3480 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см г |
|
Рабочие агрегаты |
Экскаватор роторный (5-ти лопастная фреза, 8 ковшей), отвал бульдозерный |
Объёма одного ковша, л |
|
Ширина отрываемой траншеи, м |
|
Глубина отрываемой траншеи, м |
|
Техническая Производительность, м 3 /час |
|
Двигатель |
|
Мощность двигателя, кВт/л.с. |
|
Максимальная транспортная скорость, км/час |
|
Запас хода, км |
|
Преодолеваемый подъем, град. |
Корпус МДК-3 двигатель, трансмиссия, подвеска и ходовая часть в целом аналогичны соответствующим углам и агрегатам многоцелевого транспортера МТ-Т, производимого на том же заводе. Специальное оборудование котловой машины включает: бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект роторного экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателе, обеспечивающая высокую производительность МДК-3, на отрывке котлованов. Бульдозер служит для сравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускорят земляные работы в твердых грунтах и мерзлоте.
Кабина у МДК-3 герметизирована, снабжена фильтровентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать в местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж может находиться в кабине без средств защиты. Автор дано статьи положительно отзывается о наличии такой установки в кабине МДК-3, называя ее полезной и нужной. Он приводит пример того что угорал при работе на МДК-3 в котловане, когда в воздух поднимались тучи пыли и песка, плюс скапливались выхлопные газы от двигателя, пока не сообразил, что можно воспользоваться ФВУ.
Технические характеристики
Машина дорожная котловая МДК-3 на базе тягача МТ-Т
Рабочие агрегаты | Экскаватор роторный (6-и лопастная фреза, 12 ковшей), отвал бульдозерны |
Двигатель | В-46-4 |
- мощность кВт/л.с. Габариты в транспортном положении: - длинна/ширина/высота, м Габариты в рабочем положении: - длинна/ширина/высота, м |
520/710 10,22/3,23/4,04 11,75/4,6/3,25 |
Масса, кг | 39500 |
Транспортная скорость, км/ч | 65 |
Запас топлива по ходу, км | 500 |
Расход топлива на 100 км пути, л Размеры отрываемой траншеи - ширина, м |
275-300 |
- глубина,м | 3,5 (в особых условиях до 6,0) |
Техническая производительность, м2/час | 500-800 |
Категория отрываемого грунта | I-IV |
Максимальный угол подъема, град |
28 |
Максимальный угол крена, град | 15 |
Глубина преодолеваемого брода,м | 1,5 |
Ширина бульдозерного отвала,мм | |
Высота бульдозерного отвала, мм | |
Максимальный перекос бульдозерного отвала,град | 26 |
Рыхлитель,мм | 0,75 |
Запчастей не найдено. Оставьте заявку через форму обратной связи, или позвоните нам.
Машина для рытья котлованов МДК-2М предназначена для обустройства окопов и хранилищ для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3,5 м, глубина до 3,5 м, длина по необходимости. Классы почв, разрабатываемые - I-IV. Производительность по количеству вынутого грунта до 350 м3 в час.
Машина состоит из гусеничного тягача АТ-Т (изделие 409У), основного рабочего органа (для рытья котлованов) - фрезы с метателем и вспомогательного бульдозерного оборудования. Компоновочная схема Котловинна машины определяется конструкцией рабочего органа и положением двигателей во время рытья котлована. Котловинна машина МДК-2 является многопроходной с руханням по дну выемки, отрывается. Мощность двигателя 305 л. С., Масса 27,3 т, транспортная скорость до 36 км / ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтровентиляционной установкой, благодаря чему, машина способна работать на местности, зараженная ядовитыми или радиоактивными веществами. Причем экипаж (2 чел.) В кабине может находить без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10-12 часов работы в почве. Время на подготовку машины к работе составляет 5-7 мин. В кабине предусмотрено место для установки радиостанции Р-123, но ею машина не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).
Рабочий орган представляет собой фрезу поперечного копания и метатель; смонтированы соосно на одном редукторе. Необходимый профиль выемки достигается применением плугов и откосниками, которые крепятся на раме рабочего органа. Рытье грунта, поднятого метателя, проводится в одну сторону от машины. Для создания бруствера с обеих сторон котлована необходимо менять направления рабочих ходов машины.
Рис. 183. Машина для котлованов МДК-2
Рытье котлованов происходит послойно, челночным способом при движении машины вперед, с включенным Уменьшитель скоростей, задний ход - холостой. Грунт выбрасывается в правую сторону от котлована на расстояние до 10 м и заключается в виде бруствера. За один проход машины углубления составляет 30-40 см. Котлован размером 3,5 × 3,4 м создается за шесть рабочих ходов. За первые три проходов рабочий ход осуществляется в одном направлении движения машины с образованием двух въездных аппарели под углом 15 °. При следующих трех проходов рабочий ход осуществляется в обратном в сравнении с предыдущими проходами направлении. При этом меняется направление выброса грунта. В начале котлована за счет работы основного рабочего органа создается пологая аппарель с уклоном около 15 °. Вторая аппарель постепенно срезается вспомогательным рабочим органом (бульдозером) под углом 40-45 °.
После последнего прохода необходимо спланировать дно котлована бульдозером.
Бульдозерное оборудование МДК-2 позволяет проводить работы по выравниванию дна котлована, засыпка котлованов, облаштовування пологих спусков. Допустимое боковое отклонение при работе машины до 15 градусов, угол подъема / спуска при работе машины должно быть до 28 градусов.
Машина МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2М и предназначена для облаштовування окопов и хранилищ для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов, что отрываются: ширина по дну 3,7 м, глубина до 3,5 м, длина по необходимости. Классы почв, разрабатываемые -1-IV.
При рытье котлованов грунт, роют, заключается в одну сторону слева от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон, через два-три прохода необходимо менять направление рытья. В отличие от МДК-2М машина МДК-3 во время рытья котлована движется задним ходом, роя за один проход котлован глубиной до 1,75 м (вместо 30-40 см в старой машины). В начале и в конце котлована есть пологие аппарели с наклоном 15 градусов.
Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и розпушник для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению со старой. Розпушник позволяет рыть мерзлые и твердые почвы на глубину до 0,3 м. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для планирования площадок перед рытьем котлованов, выравнивание и зачистки котлованов, засыпки установленных в котловане фортификационных сооружений, засыпка воронок, облаштовування пологих спусков, удаление мерзлого грунта, вырытого розпушником. Кроме того, бульдозер может применяться для корчевание пней диаметром 20-40 см.
Формирования широких котлованов проводиться 2-3 параллельными проходами машины с изменением направления выброса грунта.
Допустимый боковой уклон при работе машины - до 15 градусов, угол подъема / спуска во время работы - до 28 °. Производительность по количеству вырытого грунта 500-600 м3 в час. В качестве базового шасси применен гусеничный транспортер-тягач МТ-Т (изделие 453). Машина имеет общий вес - 39 тонн (вместо 27,3 т в МДК-2М), транспортная скорость машины до 65 км / ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро-вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности зараженной отравляющими или радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) В кабине могут находиться без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10-12 часов работы в почве. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин.
В кабине машины есть место для установки радиостанции Р-123 (танковая), но ею МДК-3 не комплектуется. Оснащена комплектом ПНВ (прибор ночного видения).
Рис. 184. Машина для котлованов МДК-3
Тактико-технические характеристики Котловинна машин
Техническая производительность, м3 / ч: |
||
в почвах первых, вторых категорий |
||
в почвах второй, 3-й категорий |
||
Средняя транспортная скорость по грунтовых дорогах, км / ч |
||
Габаритные размеры в рабочем положении, мм: |
||
Расчет, чел |
||
Периодичность технического обслуживания, моточасов: |
||
Трудоемкость технического обслуживания, чел. / Час.: |
||
Расход топлива, л / ч: |
||
при рытье котлована |
||
в транспортном режиме |
||
Запас хода по горючим, км |
||
Мощность двигателя, кВт |
||
Размеры разработанной выемки, м за один проход: |
||
за два прохода: |
||
за три прохода: |
||
Скорость движения во время рытья котлована, м / ч |
||
Скорость движения во время работы |
||
бульдозерным оборудования, км / ч, не более |
||
в обычном грунте |
||
в мерзлом разрыхленной почве |
||
Скорость движения во время работы ропушувальним оборудованием, км / ч |
||
Скорость движения в рабочем режиме с гидрообъемной передачей, км / ч: на передаче заднего хода |
||
на первой передаче |
||
на второй передаче |
||
на третьей передаче |
||
Вместимость топливных баков, л |
||
Вместимость кабины, ос |
||
Время перевода рабочего оборудования в рабочее состояние, мин |
||
При подготовке машины к перевозки по железной дороге, ч |
Полковая землеройная машина ПЗМ-2
Общее устройство, принцип работы и основные тактико-технические характеристики ЭОВ-4421
Экскаватор ЭОВ-4421 является землеройной машиной циклического действия. Он предназначен для механизации земляных и погрузочно-разгрузочных работ. Экскаватор применяется для рытья траншей и котлованов в грунтах 1-4-й категорий без рыхления, в мерзлых грунтах после их предварительного разрыхления. Наличие крюковой подвески позволяет проводить поднятия, опускания и перемещения различных грузов.
Рис. 185. Экскаватор ЭОВ-4421
Тактико-технические характеристик
Производительность в почвах первых, вторых категорий при рытье: |
|||
котлованов, м3 / ч |
|||
траншей, м3 / ч |
|||
Максимальная транспортная скорость, км / ч |
|||
Расчет, чел |
|||
Время развертывания, мин |
|||
Расход топлива на 100 км пути, л |
|||
Запас хода по топливу, км |
|||
Максимальная глубина котлована, что роется с шириной по дну, м |
|||
Вместимость ковша, м3 |
|||
Среднее время цикла, с |
|||
Максимальное усилие резания, кН |
|||
Максимальный радиус копания, м |
|||
Наибольшая высота опорожнения ковша, м |
|||
Габаритные размеры в транспортном положении, мм: |
|||
Грузоподъемность крюковой подвески, т |
|||
Наибольшая высота поднятия, м |
|||
Вылет крюка, м: |
|||
наибольший |
|||
наименьший |
|||
Высота подъема крюка, м: |
|||
в случае большого вылета |
|||
в случае малейшего вылета |
|||
Техническая характеристика экскаватора
Общие данные экскаватора
Силовая установка экскаватора
Четырехтактный четырех-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с вихревой камерой сгорания |
|||
Номинальная мощность при частоте |
|||
вращения коленчатого вала 1700 мин, л. с |
|||
Максимальная частота вращения коленчатого вала, мин |
|||
Минимальная частота вращения коленчатого вала, мин |
|||
Топливо, применяемое |
Дизельное ДЛ, ДЗ |
||
Смазка, применяется |
Моторное М-6 / 10В |
||
Масса двигателя в незаправленном состоянии в полном комплекте, кг |
(ГП-11, ГП-8) 780 |
||
пусковой двигатель |
|||
Двухтактный одноцилиндровый карбюраторный с кривошипно камерным продувкой |
|||
Мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 3500 мин, л. с |
|||
способ запуска |
эл е ктростартером |
||
Топливо, применяемое |
смесь бензина с маслом в объемном соотношении 15: 1 |
||
использованы смазки |
|||
моторное М10В М10Г, М12Ы (ГП-11) |
|||
моторное М8В или М8Б (ГП 8) |
|||
Электрооборудование |
|||
постоянный |
|||
Номинальное напряжение, В |
|||
Аккумуляторная батарея: |
|||
емкость, ампергодин |
|||
Гидравлический привод рабочего оборудования |
|||
гидронасос: |
|||
аксиально-поршневой сдвоенный, регулируемой производительности |
|||
Максимальная производительность, дм3 / мин |
|||
Давление нагнетания, МПа (кгс / см2): |
|||
максимальное |
|||
номинальное |
|||
минимальное |
|||
Гидромотор механизма поворота платформы |
Радиально-поршневой высокомоментных |
||
Гьидроцилиндры, мм: |
|||
рукоятки |
|||
выносных опор |
|||
Рабочая жидкость при температуре окружающего воздуха: |
|||
от -40 до + 5 ° С |
Масло ВМГЗ ТУ 38-101479-74 |
||
от-1-5 до + 40 ° С |
Масло МГ-30 |
||
Заменители при температуре окружающего воздуха: |
ТУ 38-1-01-50-70 |
||
от -25 до + 5 ° С |
Масло веретенное АУ ГОСТ 1642-75 |
||
от +5 до + 40 ° С |
Смазка ИЗОА, И20А ГОСТ 20799-75 |
||
Запильних строение, принцип работы, основные узлы и механизмы экскаватора
К основным частям экскаватора принадлежат базовая машина, грузовая рама с выносными опорами, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа, силовая установка рабочего оборудования, рабочее оборудование, гидропривод, приводы управления и электрического оборудования.
Базовой машиной является автомобиль КрАЗ-255Б, который имеет некоторые доработки, которые осуществлены для монтажа экскаваторной установки. Доработки шасси базового автомобиля обусловленные необходимостью снижения его массы и упрощения монтажа грузовой рамы. В местах крепления грузовой рамы к раме автомобиля в лонжероны рамы вварены ребра жесткости. В передней части рамы установлена стойка для крепления рабочего оборудования в транспортном положении В связи с установлением грузовой рамы изменено местоположение ресиверов, доработанные пневмосистема и энергооборудования автомобиля. Левый (по ходу) топливный бак перенесен на грузовую раму. Контейнер запасного колеса установлен в передней части грузовой рамы. К кормовой части базового автомобиля крепится фара для освещения местности во время передвижения задним ходом.
Грузовая рама предназначена для установки, опорно-поворотного устройства и разгрузки (совместно с выносными опорами) ходовой части автомобиля. Рама представляет собой штампо-сварную конструкцию. Основными элементами рамы есть две продольные балки, соединенные рядом поясничных вставок. Продольные балки заканчиваются с двух сторон кронштейнами для крепления выносных опор и их гидроцилиндров. На верхней части рамы расположена обечайка из привалочной поверхностью для установки опорно-поворотного устройства. Для увеличения жесткости конструкции кронштейны передних выносных опор соединены стяжкой.
Выносные опоры предназначены для разгрузки (совместно с грузовой рамой) ходовой части автомобиля и создания необходимой опоры машины во время разрытия грунта и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В рабочем положении выносные опоры контактируют с почвой, при этом средний и задний мосты разгружены, а экскаватор вывешивается на четырех опорах и двух передних колесах, повышает его опоры и позволяет создать значительное (до 91 кН) усилия на режущей кромке ковша. В транспортном положении штоки гидроцилиндров втянуты, а опоры подняты.
Опорно-поворотное устройство предназначено для осуществления вращения поворотной платформы относительно базовой машины, а также для передачи рабочих усилий по поворотной платформы на грузовую раму. Опорно-поворотное устройство состоит из колец, взимаемых болтами, роликов и зубчатого венца.
Поворотная платформа предназначена для размещения на ней силовой установки, основных элементов гидросистемы, органов управления, кабины экскаваторщика и рабочего оборудования. Она является опорой, выдерживает все нагрузки, возникающие во время работы экскаватора, и через опорно-поворотное устройство опирается на грузовую раму. В передней части платформы расположены четырехтактный четырехцилиндровый дизель с жидкостным охлаждением с вихревой камерой сгорания и систем, его обеспечивают: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения и пуска. Номинальная мощность двигателя (СМД-14) 55 кВт. Силовая установка является источником энергии для рабочего оборудования. Для запуска дизельного двигателя является одноцилиндровый двухтактный пусковой двигатель ПД-10У с редуктором СМД8-19С4В. Пуск двигателя ПД-10У осуществляется электро-стартером СТ-350.
Для облегчения пуска дизеля при пониженной температуры окружающего воздуха предусмотрен электрофакельным предпусковой подогреватель.
Рабочее оборудование представляет собой возвращенную лопату и состоит из унифицированной стрелы, рукоятки, ковша, крюковой подвески, гидроцилиндра ковша и рукоятки, двух гидроцилиндров стрелы, трубопроводов и рукавов высокого давления. Поднятие и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндрами.
Стрела предназначена для установки на ней рукоятки с ковшом и гидроцилиндров. Она представляет собой неразъемное сварную конструкцию коробчсатого вида Г-образной формы.
Рукоять представляет собой удлиненную сварную конструкцию коробчатого вида, сделанную из листового проката и изготовленную из того же материала, что и стрела.
Рис. 186. Компоновочная схема экскаватора ЭОВ-4421
1 - базовая машина: 2 - рабочее оборудование; 3 - силовая установка рабочего оборудования; 4 - поворотная платформа: 5 - выносная опора; 6 - опорно-повотний устройство; 7 - обвязочная рама
Шляхопрокладач БАТ-2 предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовки по городу военных дорог.
Шляхопрокладач состоит из базы - гусеничного шасси МТ-Т, универсального бульдозера, крана, разрыхлителя, лебедки.
Гусеничная шасси шляхопрокладача разработан на базе составных частей тяжелого транспортера-тягача МТ-Т.
Рис. 187. Шляхопрокладач БАТ-2
Основными частями гусеничного шасси является рама, кабина, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, пневматическое оборудование и электрооборудование.
В состав рабочего оборудования шляхопрокладача БАТ-М входят бульдозерное и крановое оборудование, механизмы управления бульдозерным оборудованием, механизм отбора мощности, електропневмокерування и гидропривод.
Бульдозерное оборудование предназначено для послойного срезания и перемещения грунта. Оно навешивается перед машиной и может устанавливаться в рабочем или транспортном положении. В рабочем положении отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт. В случае осуществления машиной транспортного пробега на расстояние до 5 км бульдозерное оборудование подвешивается на цепи. Пьид совершении марша на расстояние более 10 км оно заключается путем опрокидывания через кабину на платформу и фиксируется.
Основными частями бульдозерного оборудования является рама, толчками рамы, отвал и лыжа.
Крановое оборудование предназначено для механизации погрузочно-разгрузочных работ при прокладке колонных путей и демонтажа бульдозерного оборудования. Грузоподъемность оборудования - 2 т любого вылета стрелы. Максимальная высота подъема крюка - 5,3 м по вылета стрелы - 1,1 м и 2 м - за вылета стрелы 5,4 м. Скорость подъема и опускания груза лебедкой - 0,18 м / с, стрелой - соответственно 0,37 и 0,22 м / с. Частота вращения поворотной части 1,9 мин.
Рис. 188. Шляхопрокладача БАТ-М
Основными частями являются базовая машина (инженерный колесный тягач ИКТ) и рабочее оборудование.
Рабочее оборудование предназначено для рыхления и перемещения грунта на незначительные расстояния. Составными частями рабочего оборудования является бульдозерное оборудование, механизмы управления и гидропривод.
Бульдозерное оборудование с универсальным отвалом предназначено для послойного резания и формирования призмы почвы. В состав бульдозерного оборудования входят отвал, рама и лыжа.
При подготовке бульдозерного оборудования к работе крыла отвала устанавливаются в необходимое для работы положение. При установке отвала в грейдерный положение на выдвинутое вперед крыло устанавливается надставка, которая в нерабочем положении закреплена на кузове тягача.
Перестановки крыльев в бульдозерный, шляхопрокладальний состояния и их перекос происходит без выхода расчета из кабины.
Ширина захвата отвала в шляхопрокладальному положении 3300 мм, в бульдозерном - 3820 мм, грейдерный - 3240 мм. Угол установки крыльев в шляхопрокладальному положении 110 °. Высота отвала - 1060 мм. Максимальная высота подъема отвала - 1580 мм, а углубление - 400 мм. Масса рабочего оборудования - 2,9 т. Время для перевода бульдозерного оборудования в рабочее положение - 2 мин.