Отечественное оружие и военная техника. ГАЗ Водник — Горьковский броневик из Арзамаса Водник военная машина

Высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник» предназначен для установки функциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости - с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия. В основу конструкции автомобиля ГАЗ-39371 «Водник» положена модульная схема построения, что позволяет оперативно производить в полевых условиях смену боевых и хозяйственных модулей, а также обеспечивать выполнение одним шасси функций нескольких автомобилей - специальных армейских автомобилей, машин обслуживания, а также боевых машин с различными вариантами вооружения – от легкого стрелкового до 120-мм миномета.

В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371 , имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя - на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля - передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.

Всего у ГАЗ-3937 «Водник» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».

Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.

В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мед проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходит испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80. Эти автомобили были переданы в 4 мер 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мед летом 2000 г. и использовались в ВАИ.

Корпус бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» , изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений. Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек. Масса буксируемого прицепа - до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4x4), управляемые колеса - передние. Подвеска - независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-3937 «Водник»
Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
Масса, кг: 7500
Длина, мм: 5750
Ширина, мм: 2600
Высота, мм: 2630
Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
Скорость, км/ч: 110
Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
Запас хода, км: 1000
Подвеска: торсионная
Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ

ГАЗ-3937 "Водник" — российский бронеавтомобиль многоцелевого назначения. Автомобиль предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости - с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия, а также для огневой поддержки пехотных подразделений. Боевой расчет машины состоит из 10-11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек.

Далеким прародителем ГАЗ-3937 "Водник" считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году. Но данный автомобиль имел совершенно другую компоновку. Отсек силового агрегата располагался в задней части кузова, а грузопассажирский отсек размещался посередине. Данное решение позволяло сохранять дифферент на плаву практически независимо от перевозимого груза. Современный ГАЗ-3937 не сохранил практически ничего от своего предшественника. Сам НАМИ-0281 имеет некоторое внешнее сходство с БРДМ. Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе. Принят на вооружение Министерства обороны России в 2005 году.


Особенности конструкции

Автомобиль построен по модульной схеме. Сварной корпус включает в себя два съёмных модуля. Передний модуль состоит из силового отделения и отделения управления, разделенных герметичной перегородкой.

Задний многоцелевой модуль благодаря быстросъемному соединению может быть заменён в полевых условиях. Иными словами одно шасси автомобиля может выполнять несколько функций в зависимости от установленного модуля:

  • транспортировка людей;
  • транспортировка грузов и технологического оборудования в труднодоступные районы;
  • транспортировка жилых блоков и других коммунальных модулей;
  • выполнение функций технологических машин топливно-энергетического комплекса (топливозаправщиков, ёмкостей и т. д.).

Автомобиль имеет отключаемый привод передних колес, независимую торсионную подвеску, систему централизованной подкачки шин, гидроусилитель рулевого управления, мощную систему отопления и кондиционирования.

Бронирование, вооружение и оборудование

По заявлениям представителей "ГАЗа", предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси "Водника".

Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 "Водник", в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.

Технические характеристики

Видео

ГАЗ-3937 "Водник"

ГАЗ-3937«Водник» - высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения, полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4х4, с несущим, открытым корпусом модульного типа. Автомобиль предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Далеким прародителем ГАЗ-3937 «Водник» считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году. Но данный автомобиль имел совершенно другую компоновку. По распространенному заблуждению ГАЗ-3937«Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Тем не менее, не имеет средств для передвижения в водной среде - гребного винта, водомета или перемалываемых траков. Максимальная глубина преодолеваемой водной преграды (брод) - не более 1,2 м. Длина автомобиля - 4,7 м, колесная база - 3 м, радиус поворота - 10,5 м. Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 50°С; относительной влажности воздуха до 98% при температуре при этом плюс 25°С; скорости ветра до 30 м/с; в условиях высокогорной местности с высотой над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Впервые многоцелевой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3937 (гражданский вариант) был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения-94». Презентация прошла скромно без всякой помпы, но журналисты сразу заметили необычный автомобиль, и моментально окрестили его «русским Хаммером». На протяжении года после официального показа «Водника» большинство находилось в неведении относительно истории его создания. Только в декабре 1995 года в УКЭР (Управление Конструкторских и Экспериментальных Работ) ГАЗа состоялась пресс-конференция, на которой выступил главный конструктор «серийных изделий» Александр Григорьевич Масягин. Он ясно дал понять, что хотя Hummer и "Водник" разрабатывались практически одновременно, нельзя называть отечественную конструкцию "русским Хаммером": при их создании использовались абсолютно разные технические решения и даже внешне они совершенно непохожи. Тем не менее, некоторые сравнения Hummer с "Водником" неизбежны, так как эти вездеходы вместе с японской Toyota Mega Cruiser стали родоначальниками нового класса автомобилей.

Автомобиль прошел государственные приемочные испытания на базе 21 института и в разных климатических условиях. Рекомендован для поставок в вооруженные силы. ГАЗ-3937 "Водник" прошел испытания в реальных боевых условиях. Несколько машин были отправлены в Чеченскую республику для выполнения боевых задач.

В середине 2007 бронетранспортеры уже поступали на вооружение России и в состав специальных подразделений МВД РФ. Всего на 2006-2007 было произведено около 250 бронетранспортеров, на консервацию длительного хранени МО РФ заложено 50 бронетранспортеров.

За основу шасси взят несущий корпус, что придает машине свойства водоходности, защищает трансмиссию от воздействия грунта, грязи и воды при передвижении по пересеченной местности, а экипаж - от поражения при подрыве на противопехотных минах. Ходовая часть и подвеска ГАЗ-3937 - от бронетранспортера. Дорожный просвет, равный 500 мм, обеспечивают разрезные мосты и колесные редукторы. В трансмиссии широко использованы детали автомобилей ГАЗ (ГАЗ-4301 и др.). Высокую динамику обеспечивает дизель, который дает удельную мощность не менее 22 кВт/т (30 л. с./т).

Автомобиль построен по модульной схеме. Сварной корпус включает в себя два съемных модуля.

Передний модуль состоит из силового отделения и отделения управления, разделенных герметичной перегородкой. Модуль для ГАЗ-3937: двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте. Модуль для ГАЗ-39371 трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.

Задний модуль представляет собой полезный объем автомобиля, который может быть использован для транспортировки людей и грузов, монтажа специального оборудования и мобильных установок. Задний модуль благодаря быстросъемному соединению может быть заменен в полевых условиях. Задний модуль, предназначенный для перевозки людей, оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового заднего модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья.

Важным компоновочным решением с точки зрения чисто боевого использования, стало решение вынести колеса автомобиля за пределы несущего корпуса и предусмотреть открытую нишу. За счет этого при подрыве на мине основной удар от неподрессоренных масс и воздушная волна уходят в крыло, изготовленное из тонкого листа, что значительно снижает ударную нагрузку на корпус машины. Кроме того, сиденья в модуле не имеют прямой связи с днищем машины, что практически полностью снимает опасную нагрузку на позвоночник человека.

С целью повышения скрытости движения отработавшие газы двигателя выходят под днище автомобиля.

Автомобиль имеет высокую степень унификации с автомобилями действующего производства ОАО «ГАЗ», что обеспечит сжатые сроки при поставке на серийное производство.

Автомобиль имеет отключаемый привод передних колес, независимую торсионную подвеску, систему централизованной подкачки шин, гидроусилитель рулевого управления, мощную систему отопления и кондиционирования.

Автомобиль в базовой комплектации вооружен башенной пулеметной установкой с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная установка оснащена дневным прицелом и шестью пусковыми установками для запуска дымовых гранат. Автомобиль оборудован средствами связи.

ГАЗ-3937 «Водник» изначально разрабатывался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках популярности не получил.

Дурная слава о данном автомобиле пошла не случайно. Первое что удивляло в машине в базовой модификации (39371 отсек десанта + башенная установка) - это деление на отсеки. Между отсеками десанта и командирским находится двигатель и герметичная перегородка. Таким образом, это сразу ограничивало возможности использования техники в бою. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая защищённой бронёй машины, невозможно.

На машине также установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает связь в шумах с общим уровнем до 133 дБ. Тем не менее, шум двигателя и ходовой части делает связь практически невозможной. Объясняется это тем, что двигатель на ГАЗ-3937 не имеет глушителя, а выхлоп направлен вниз. В результате такого решения громкий звук выхлопа, отражаясь от твёрдого дорожного покрытия, возвращается на плоское днище, что только усиливает воздействие. Кроме того, при подключении переднего моста добавляется его чётко слышимое жужжание.

Плоское днище также значительно понизило живучесть машины, так как целиком принимает на себя воздействие ударной волны при взрыве мин и фугасов. Тот же минус характерен и для корпуса. В отличие от большинства современных боевых машин на колёсном ходу (БТР-80, БТР-90, БРДМ-2), корпус которых имеет схожую с бриллиантом гранёную форму, корпус «Водника» напоминает по форме прямоугольный параллелепипед, то есть кирпич, фактически полностью исключающий возможность рикошета при огневом воздействии на автомобиль с фланга.

К тому же, изначально заложенный в конструкцию расчёт на модульность и замену заднего отсека не позволил реализовать плавучесть автомобиля таким образом, чтобы он смог независимо от модификации преодолевать водные преграды на плаву.

Выше перечисленные недостатки не были бы критичны, если бы в войска «Водник» поставлялся как замена легковых автомобилей или автомобиля ГАЗ-66, но на текущий момент ГАЗ-3937 позиционируется именно как замена БТР различных версий и модификаций, что в итоге и вызывает нарекания и недовольство при действии подразделений на данных машинах.

Для гражданского рынка был налажен выпуск модификации с японским силовым агрегатом HINO-J07C и улучшенными эргономическими качествами. Однако его производство прекращено и на смену ему пришел дизель ГАЗ-560, выпускаемый по лицензии фирмы Steyr. А самая российская комплектация (для армии) комплектуется дизелем ГАЗ-5423.

У гражданских водителей ГАЗ-3937 «Водник» пользуется популярностью. Именно модульная схема конструкции позволила заводу быстро сориентировать «Водник» на гражданский рынок в сложных экономических условиях. Совместно с одесским АОЗТ «Полакс» АрМЗ начал выпуск штучных гражданских вариантов «ГАЗ-39371 «Водник» по индивидуальным заказам. Задний модуль прошел модернизацию в дизайнерской фирме «Куширца». Разработано несколько вариантов шикарной отделки интерьера, повышен комфорт и улучшена шумоизоляция. Салон оснащен системами отопления, вентиляции, кондиционером, переговорным устройством и первоклассной аудиосистемой. По заказу предусмотрена установка водооткачивающего оборудования и электрической лебедки с усилием 5400 кг. В качестве базовой силовой установки используется 4-цилиндровый дизель «Катерпиллер-3114» с турбонаддувом объемом 4,4 л мощностью 148 л.с., но предусмотрена возможность установки других двигателей мощностью от 170 до 275 л.с. Покупателю на выбор предлагаются КПП от 5-ступенчатых механических до «автомата» и переключение передач: жесткое, тросовое и модный «Типтроник». На «ГАЗ-39371» можно установить два механических водомета, которые позволят развивать скорость на воде до 12 км/час. При весе 6200 кг «Водник» развивает максимальную скорость по шоссе 100 км/час, а запас хода на одной заправке достигает 1000 км.

Модификации ГАЗ-3973


Технические характеристики ГАЗ-3973

Характеристики

Длина по корпусу, мм

Ширина по корпусу, мм

Макимальная высота, мм

Клиренс, мм

Колесная база, мм

Колея передних и задних колес, мм

Снаряженная масса шасси автомобиля, кг

Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг

Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг

Полная масса, кг

Экипаж, чел

Полная масса буксируемого прицепа, кг

Максимальная скорость, км/ч

Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км

Запас хода, км

Радиус поворота, м

Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град

Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град

Максимальная глубина преодолеваемого брода, м

Двигатель

рядный, 4-х цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом

рядный, 5-ти цилиндровый дизель HINO-J07C

Рабочий объем, л

Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин

Крутящий момент, Нм/об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад
Раздаточная коробка механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности
Колесные редукторы одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями
Шины пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины
Рулевое управление Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя

Тормозные системы

Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом

Бронеавтомобили завоевывают свою нишу

Как известно, бронированная техника (наземные подвижные защищенные боевые комплексы) в военной истории человечества начиналась не с танков. Их еще не было и в проектах, а броневики уже находились на вооружении и участвовали в боевых действиях.

Лучшая проходимость на пересеченной местности у появившихся в ходе Первой Мировой войны танков, возможность установки на них более мощного вооружения и броневой защиты вынудили перенацелить бронеавтомобили с выполнения задач непосредственной огневой поддержки пехоты и кавалерии на выполнение задач всестороннего обеспечения действий войск.

В настоящее время бронеавтомобилями (БА) можно условно считать колесные машины, полностью или частично защищенные броней, большую часть полезного объема которых занимают вооружение и системы его обслуживания, а основным назначением является огневая поддержка действий разведывательных и пехотных подразделений.

Наиболее широкое применение БА получили в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов. Это стало следствием того, что соединениям, частям и подразделениям регулярных армий чаще всего приходилось вести борьбу с иррегулярными (как правило) формированиями противника, применявшими партизанские методы ведения войны.

Эти формирования, в основном, вооружены стрелковым оружием, легкими противотанковыми средствами и средствами ПВО, относительно легкой артиллерией. Они действуют, в основном, небольшими мобильными подразделениями, как правило, в сложных условиях местности – горах, лесах, населенных пунктах.

В таких условиях целесообразно применять легкую и высокомобильную бронированную технику с различным вооружением, имеющую высокую оперативную и тактическую подвижность, т. е. способную совершать быстрые марши по дорогам на большие расстояния, а также передвигаться вне дорог в любое время года и суток с относительно высокой средней скоростью.

В Советской, а позже Российской армии легких и тяжелых бронеавтомобилей, способных осуществлять эффективную огневую поддержку разведывательных и мотострелковых подразделений в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически не было. Наличие таких машин как БМП-2, БМП-3, БРМ-1 и БРМ-3, БТР-80А и БТР-90 этой проблемы не решает. Они очень дороги и тяжелы, а гусеничные машины обладают худшей оперативной подвижностью и противоминной живучестью. В то же время, анализ развития конструкций современных БМП и БТР показывает, что они фактически остаются легкобронированными транспортерами пехоты с все увеличивающимися в размерах и весе комплексами вооружения. Более того, дальнейшее наращивание огневой мощи БМП и БТР приведет к тому, что для пехотинцев в них просто не останется места. Получится то, что уже получилось у нижнетагильцев – боевая машина поддержки танков (БМПТ), но не БТР или БМП.

Неплохие для своего времени бронированные колесные машины у нас уже были – универсальные, недорогие и достаточно хорошо вооруженные. Это средние бронеавтомобили, находившиеся в довольно большом количестве на вооружении РККА в конце 1920-х, в 1930-е и в начале 1940-х.

В армиях других стран, особенно тех, которым весьма часто приходилось вести «малые» войны, для выполнения задач разведки, боевого охранения и огневой поддержки широко применялись колесные боевые машины с тяжелым вооружением (БМТВ): в Великобритании – «Саладин», во Франции – AMX-10RC, VBC-90, ERC-90 и AML-90, в Италии – «Чентауро» В1, в ЮАР – «Руикат»-76 и «Эланд»-90 и т. д. Наряду с ними использовалось большое количество легких, как правило – многоцелевых бронемашин.

Тенденции развития

Анализ развития легких бронеавтомобилей показал отчетливую тенденцию на замену их многоцелевыми высокопроходимыми бронироваными и небронироваными автомобилями. Спектр их применения необычайно широк – от баз для размещения различного вооружения, командно-штабных модулей и радиостанций, станций различных средств технической разведки до высокомобильных транспортеров для разведывательно-диверсионных, пехотных и полицейских формирований, машин технического и тылового, в том числе и медицинского, обеспечения. Например, в вооруженных силах США такая потребность была удовлетворена созданием многоцелевой боевой машины М-998 «Хаммер». По-своему подошли к решению этого вопроса французы: они создали свой многоцелевой бронеавтомобиль «Панар» VBL.

Весьма интересную и характерную для Запада модель многоцелевой бронемашины VLRB создала французская фирма АСМАТ. Она имеет несущий броневой корпус, колесную формулу 4×4 и, как «Панар» VBL, классическую «капотную» компоновку. Предусмотрена возможность повышения защитных свойств корпуса за счет навески дополнительных керамических бронеплит. Но наиболее важно то, что для повышения защиты от мин броня днища корпуса сделана большей толщины, чем бортов и крыши! Более того, с этой же целью под днищем к раме крепится плита V-образной формы. Специалисты фирмы указывают также и на то, что установка двигателя спереди и размещение экипажа за передней осью тоже снижают уязвимость личного состава при взрыве мины под передними колесами. А в варианте машины VLRB для сухопутных войск Великобритании для экипажа предусмотрены бронированные сиденья. Как видим, на первое место безоговорочно ставятся требования военных, а не желание сделать машину так, как это удобнее производителю.

В Советской и Российской армии колесных боевых машин с тяжелым вооружением (БМТВ) не было и нет. Хотя проекты были, но военные готовились только к «большой» войне и необходимости в них не увидели.

Различные боевые и специальные задачи, решаемые обычно с применением легких бронеавтомобилей, в нашей армии решали и решают с помощью БРДМ-1 и БРДМ-2. Для своего времени это были хорошие и надежные машины, имевшие много оригинальных технических решений.

В настоящее время БРДМ-2 и машины на ее базе уже не соответствуют требованиям, предъявляемым для бронемашин этого класса. Это недостаточно эффективное вооружение; слабая бронезащита, точнее – полное отсутствие защиты от противотанковых гранатометов; очень низкая стойкость к подрывам на минах и фугасах; недостаточная удельная мощность, карбюраторный двигатель и, соответственно, низкая пожаробезопасность. Да и размещение личного состава, мягко говоря, далеко не самое лучшее – весь экипаж может занимать свои места в машине и покидать их только через два люка в передней части крыши корпуса.

Таким образом, в ближайшее время существует настоятельная необходимость, во-первых, глубокой модернизации колесных боевых машин семейства БРДМ-2, во-вторых – создания для Сухопутных войск ВС РФ (Внутренних войск МВД, ПВ ФПС) современной многоцелевой легкой бронемашины, в-третьих – создания (видимо, на базе БТР-80 или лучше сразу на базе БТР-90) колесной боевой машины с тяжелым вооружением (БМТВ).

Несмотря на слишком затянувшееся «сложное» положение в экономике в 1990-х, в России на ряде предприятий велась работа по созданию новых многоцелевых легких бронемашин. Наиболее известными стали , и не раз показанная в Бронницах и на выставках в других местах разработки МГТУ им. Баумана.

В этой статье хотелось бы более подробно остановиться на армейском автомобиле многоцелевого назначения под наименованием «Водник». Это вызвано тем, что в то время пока другие новые проекты еще не вышли из стадии опытных разработок, данный автомобиль был единственным реально существующим, хотя и в небольшой серии. Он прошел войсковые испытания в течение достаточно продолжительного времени при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской Республике.

Бронеавтомобиль «Водник» на службе

В начале нулевых годов именно этому объекту военной автомобильной техники уделялось наибольшее внимание в прессе, эти машины постоянно принимали участие в выставках вооружения и военной техники. Более того, именно «Воднику» прочили реальное принятие на вооружение Российской армии в качестве основной многоцелевой высокопроходимой бронированной машины.

Но сначала немного информации. Заметим сразу: руководство Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ ставило перед разработчиками задачу создать машину, отвечающую всем современным армейским требованиям. Поэтому техника этого семейства изначально проектировалась с учетом использования ее базы для армейских автомобилей различного назначения, как боевых, так и обеспечения.

В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя – на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения.

Конструкция ГАЗ-3937 выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля – передний и задний. В переднем размещены МТО и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.

В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мсд проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходило испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80.

Эти автомобили были переданы в 4 мср 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мсд летом 2000 г. и использовались в ВАИ.

Корпус бронеавтомобиля, изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений.

В транспортном варианте бронеавтомобиль вмещает 11 человек вместе с водителем. Масса буксируемого прицепа – до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л. с.), ЯМЗ-460 (160 л. с.), HINO J07C (165 л. с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад.

«Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса – передние. Подвеска – независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.

При полной массе 6,6–7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.

Следует заметить, что все вышеперечисленные технические характеристики были даны фирмой-производителем. При эксплуатации бронеавтомобилей в условиях реальной боевой обстановки в ряде случаев были показаны иные значения некоторых характеристик.

В процессе эксплуатации подтвердилось, что по ходовым качествам и проходимости эти машины очень маневренны и устойчивы. Так, например, когда, в начале сентября 2000 г. при обстреле противником колонны центроподвоза в Шатойском районе возникла необходимость въехать на гору, этот броневик «взял» склон крутизной чуть ли не 40° . Кроме того, был случай, когда на нормальной трассе такой бронеавтомобиль развил скорость до 118 км/ч при массе более 4 т. Часть «водников» при сопровождении колонн оснащалась аппаратурой РЭБ, подавляющей сигналы управления радиофугасами в радиусе, вполне достаточном для колонны, двигающейся со скоростью 35–40 км/ч.

Серьезные недостатки и слабая защита

Однако все же складывается впечатление, что машина была создана сугубо гражданскими специалистами автомобильной промышленности без учета войскового опыта и реальных боевых условий.

Работа соответствующих военных структур, которые должны выдавать специалистам промышленности точно сформулированное задание, основанное на опыте войск и требованиях к этому классу машин в современных условиях и на перспективу, здесь явно не проглядывается.

Для подтверждения этих слов достаточно провести несложный анализ соответствия рассматриваемого бронеобъекта условиям его боевой эксплуатации. Как известно, основными причинами боевых повреждений БТР и БМП в ходе выполнения задач в Чеченской Республике, как и в других вооруженных конфликтах, являлись их подрывы на минах и фугасах и поражения кумулятивными боеприпасами из РПГ и ПТРК.

Как учет этих давно известных факторов отразился на особенностях конструкции боевой машины, пусть читатель судит сам.

Противоминная защита бронемашин везде и всегда обеспечивается, в основном, тремя путями:

Усилением днища за счет его особой формы (корытообразной или V-образной в поперечном сечении) и увеличением толщины бронекорпуса в нижней части;

Созданием особой конструкции ходовой части и подвески – желательно, независимой многоосной с «выносом» колес за пределы проекции корпуса и т. д.;

Такой компоновкой машины, при которой члены экипажа и перевозимый личный состав, горючее и боеприпасы не располагались бы над местом наиболее вероятного подрыва, а люди могли быстро покинуть машину через кормовые, верхние и бортовые люки; при этом обитаемое пространство должно иметь достаточно большой объем.

Автор лично залез под днище и сделал фотографии для этой статьи. Днище бронемашины обычное, плоское, сварено из бронелистов явно недостаточной толщины. Трудно в это поверить, но заместитель командира роты по технической части рассказал о случае, когда в ходе проведения текущего ремонта одной из машин ее днище было буквально «проткнуто» домкратом. О каких конструктивных решениях по обеспечению противоминной защиты бронеавтомобиля можно после этого говорить? Фактически, ничего не изменилось со времен конца 1950-х, принципиально все осталось на уровне БРДМ-1. А если вспомнить о том, как делают днище подобных машин западные фирмы, то становится стыдно за наших инженеров.

Ходовая часть с точки зрения противоминной защищенности сделана хорошо: подвеска независимая торсионная на поперечных рычагах, сами колеса в значительной степени «вынесены» за проекцию днища и корпуса машины в целом. Это существенно повышает ее поперечную остойчивость и живучесть.

Вообще ходовая часть, по отзывам всех военнослужащих роты, сделана хорошо. Это, увы, нечастый пример применения удачных и апробированных на других машинах Российской армии схем.

Компоновка машины, с точки зрения защищенности от мин, имеет нерациональное решение. Места водителя и командира находятся над передним мостом, полезная нагрузка (личный состав, комплекс вооружения) – над задним. При подрыве мины или фугаса под передним или задним колесом наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, находящиеся внутри машины. Наименьшие повреждения может получить моторно-трансмиссионное отделение, ибо его большая часть расположена между мостами. Но зачем нужен исправный двигатель, если после подрыва будут выведены из строя водитель и командир машины, оторвано одно из колес (практический опыт войн) и любое дальнейшее самостоятельное движение станет невозможным?

Конечно, чисто технически такая компоновка является наиболее оптимальной. При имеющихся габаритных размерах она обеспечивает максимально возможный внутренний объем, наиболее благоприятные условия для управления автомобилем. Но для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от мин необходимо иметь так называемую «капотную» компоновку бронеавтомобиля. Это доказано опытом применения боевой и транспортной техники во всех локальных войнах и вооруженных конфликтах, от Афганистана до Чечни. Так, например, во многом именно с этой точки зрения лучшим армейским автомобилем во всех отчетах по опыту применения ВВТ (вооружения и военной техники) называется «Урал»-4320. Но, посмотрев на компоновку БА «Водник», становится ясно, что никакие выводы из боевого опыта не сделаны.

Тем более обидно, что те же американцы и французы тщательно изучают и используют боевой опыт как своих, так и нашей армии, и стараются дважды «на грабли не наступать». Достаточно вспомнить, как у них продуманы и решены вопросы обеспечения противоминной защиты экипажей и десанта. И вдвойне обидно за русских солдат, которым, защищая Родину, приходиться из-за чьей-то «экономности» и откровенной бездарности нести неоправданные потери, платить своими жизнями и здоровьем.

Отсутствует у данной бронемашины и защита от поражения кумулятивными боеприпасами (из РПГ, безоткатных орудий и легких ПТРК). Как и у всех легкобронированных боевых машин, (БТР, БМП, БРМ и т. п.). Конечно, заводские специалисты в таких случаях, как правило, говорят, что, по требованию заказчика, на машину возможна установка дополнительной защиты. Но опыт всех последних лет убедительно показал, что такая защита должна быть штатной. А машина без нее может использоваться как облегченный полицейский вариант.

Более того, броня этого бронеавтомобиля вообще не соответствует предъявляемым боевой практикой требованиям и не обеспечивает достаточную степень защиты личного состава. Так, например, в 2001 г. при движении в составе колонны возле одного из БА произошел подрыв фугаса, изготовленного из артиллерийского снаряда (в 2001–2002 гг. большинство фугасов устанавливалось боевиками не в полотно дороги, а рядом с ней – для максимального поражения личного состава федеральных сил, находящегося, как правило, на броне). В результате передний модуль машины получил несколько пробоин. Экипаж понес потери. Но самым неожиданным явилось то, что не был пробит ни один стеклопакет ! По этому поводу автору пришлось услышать от личного состава буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому бронику, то, наверно, одни стекла целыми и останутся». Как говорится, комментарии излишни.

Очень оригинально решена проблема защиты смотровых приборов от повреждения огнем из стрелкового оружия – путем установки у водителя и командира многослойных бронестекол большой площади без прикрытия. Они подтвердили свою стойкость в ходе практического использования машин. Лучшим свидетельством надежности этой прозрачной защиты стала отметина от пули калибра 7,62-мм в стекле водителя одного из броневиков ВАИ в Чечне. Снайпер стрелял с расстояния около 800 м, но пуля стекло не пробила . Более того, приведенный выше пример с подрывом фугаса также подтверждает надежность бронестекол.

Неутешительные выводы

Проанализировав вышеизложенное, можно, по мнению автора, сделать такой вывод: с точки зрения применения в условиях боевой обстановки в конструкции данной машины ничего принципиально нового, особенно в вопросах защищенности, не предусмотрено, ее компоновка нерациональна.

Система управления оружием не позволяет уверенно обнаруживать живую силу противника ночью, в тумане, условиях запыленности и густой растительности. Короче говоря, нет тепловизора. Дорогого, но необходимого. Противник, применяющий партизанские методы войны, действующий, как правило, ночью и в условиях ограниченной видимости, всегда будет иметь возможность первым наносить огневое поражение, эффективно скрываться в густой растительности и темноте, относительно безопасно совершать под их прикрытием маневр и выходить из боя. То есть в значительной степени владеть боевой инициативой. А это приведет к большим потерям со стороны наших войск.

Наряду с чисто боевыми свойствами, в ходе практического выполнения служебно-боевых задач были проверены и эксплуатационные свойства бронеобъекта.

В результате обобщения мнений личного состава и инженерно-технического персонала ротного, батальонного, полкового и дивизионного звеньев, а также учитывая мнение офицеров Управления вооружения ОГВ(С), можно назвать следующие достоинства и недостатки испытуемого автомобиля.

Достоинства: легкость в управлении, хороший запас мощности по двигателю, высокая мобильность, возможность преодоления водных преград, хороший обзор вперед и через зеркала заднего вида, большое количество узлов и деталей, унифицированных с другими автомобилями.

Проблемами на данном этапе эксплуатации машин семейства «Водник» в войсковом звене ВС РФ являются:

Применение двигателя импортного производства, работающего на не используемых в ВС РФ маслах, поставляемых в запломбированных 7-литровых канистрах; для сравнения (со слов офицеров и водителей): «…в двигатель БТР-80 в сложных ситуациях можно заливать даже чеченскую соляру – будет работать, можно воевать и дальше»; с «Водником» такие «вольности» не проходят, но в ходе выполнения служебно-боевых задач, особенно в Северо-Кавказском регионе (равно как и Центрально-Азиатском), подобные ситуации нередки;

Отсутствие жидкости для гидросистем привода тормозов и выключения сцепления;

Применение топливного насоса импортного производства, хотя есть российский аналог 50.1139-12В по ТУ 37.466.062-96;

Применение другого импортного оборудования (стартер – словенский, приводные ремни – испанские, узлы и детали электрооборудования – BOSH);

Слабый обогрев обитаемых отделений в холодное время;

Установка и крепление стеклопакетов с внутренней стороны (невозможна замена без снятия модуля);

Невозможно снятие переднего модуля без откидывания щитка, что приводит к повреждению бачка главного цилиндра сцепления;

Неудобство для радиста занятия штатного места, особенно в боевом снаряжении (приходится прибегать к посторонней помощи или выпускать из рук оружие и снимать часть снаряжения);

Отсутствие у радиста возможности обзора с левого борта (хотя бойница для стрельбы есть), отсутствие у него бокового люка (посадка и высадка через верхний люк затруднены и небезопасны);

Отсутствие шаровой опоры для стрельбы из автомата с места командира;

Недостаточно удобные посадка и высадка экипажа и десанта, отсутствие необходимого количества поручней для посадки через верхние люки, подножек и поручней для перевозки десанта на броне;

Отсутствие возможности безопасной посадки и высадки через двустворчатые двери заднего модуля;

Конструкция люка командира и верхних люков заднего модуля не обеспечивает защиту командира и десанта от пуль и осколков;

Отсутствует ВКУ и возможность выхода стрелка БПУ на внешнюю связь;

Без демонтажа верхних модулей не предусмотрен доступ к агрегатам и узлам силового отделения: гидронасосу, промежуточной опоре и карданному валу переднего моста, топливным фильтрам;

Сменные элементы электрооборудования (резисторы включения режимов работы электромоторов системы отопления) установлены в недоступном без снятия узлов и деталей месте;

Ненадежная конструкция механизмов передач в раздаточной коробке и включения переднего моста, применение пластмасс в качестве материала корпуса радиатора и штуцеров системы отопления;

Недостаточно удобен для установки и снятия батарей отсек АКБ, радиостанция мешает доступу к лючкам моторной перегородки в корпусе шасси;

Отсутствие лебедки и запасного колеса;

Отсутствие возможности запуска автомобиля с буксира;

Отсутствие возможности внешнего запуска двигателя.

В завершение можно привести последний и главный вывод, сделанный в Чечне войсковыми специалистами по опыту проведения войсковых испытаний автомобиля ГАЗ-39371-221 «Водник»: «По количеству выявленных недоработок и из-за частого выхода из строя автомобиля ГАЗ-39371-221 «Водник» на данном этапе он не может быть принят на вооружение» .

Вызывает искреннее сожаление то, что этих бронеавтомобилей в составе Объединенной группировки войск (сил) было относительно немного, что не дало возможности достаточно полно осуществить всестороннюю практическую проверку их эффективности в ходе выполнения всего спектра боевых и специальных задач.

Высокомобильный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» с колесной формулой 4х4 предназначен для транспортировки людей и грузов, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог, в том числе по труднопроходимой местности. В основу многоцелевого автомобиля «Водник» была положена модульная схема построения, которая позволяет оперативно непосредственно в полевых условиях менять боевые и хозяйственные модули. Шасси автомобиля может быть использовано для монтажа стрелкового и легкого артиллерийского вооружения вплоть до установки 120-мм миномета.

Автомобиль был разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». При этом с 1997 года его производство осуществлялась на Арзамасском машиностроительном заводе. На этом предприятии, входящем в группу «ГАЗ», собирали и собирают знаменитый БТР-80 и различные его разновидности. Дальним прародителем «Водника» считался плавающий автомобиль, обладавший индексом НАМИ-0281. Проектирование данной машины было начато еще в СССР в 1985 году, но все же НАМИ обладал совершенно другой компоновкой.


По распространенному мнению, которое является ошибочным, автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Однако это не так, машина не имеет средств для передвижения по воде - у нее нет гребного винта, перемалываемых траков или водомета. «Водник» в состоянии преодолевать водные преграды вброд, но только тогда, когда их максимальная глубина не превышает 1,2 метра. ГАЗ-39371 «Водник» рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -45°С до +50°С. При относительной влажности воздуха 100% может использоваться при температуре до +25°С. Возможно использование машины при скорости ветра до 30 м/с и в горной местности на высоте до 4500 метров с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров. Боевой расчет «Водника» состоит из 11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве 9 человек.

Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме. Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей - переднего и заднего, которые были съемными. По словам представителей «ГАЗа», было предусмотрено создание 26 различных сменных модулей (в том числе бронированный и хозяйственный, который можно было использовать в качестве полевого жилья), которые можно было легко менять, исходя из поставленных задач. Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях.

Передний модуль состоял из моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, которые были разделены между собой герметичной перегородкой. Модуль управления был трехместным, с размещением сидений командира и водителя в ряд по-автомобильному, а сиденья радиста прямо за водителем. Для посадки и высадки командир и водитель пользовались дверьми, а радист люком. Сиденье водителя имело регулировку в продольном направлении и по высоте, сиденья радиста и командира - лишь по высоте.

Основной функционал был представлен в заднем модуле, в котором находился основной полезный объем автомобиля. Его можно было использовать для транспортировки грузов и людей, а также установки различного специального оборудования, мобильных установок и систем вооружений. Как уже отмечалось выше, благодаря наличию быстросъемного соединения задний модуль можно было легко заменить. В модуле присутствовали сиденья для перевозки 8 человек, при этом конструкция позволяла установить сидения либо лицом к лицу, либо спиной к спине. В модуле имелось 6 дверей для посадки и высадки десанта (по две двери сзади, слева и справа). Все двери открывались вверх и удерживались в открытом положении при помощи газовых амортизаторов.

Для защиты экипажа машины изначально было проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом передний и задний модули могли выполняться как бронированными, так и небронированными. Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты. Впервые на бронемашине ГАЗ-39371 были применены неприкрытые многослойные бронированные стекла, которые не имели каких-либо дополнительных бронеограждений или бронещитков.

Вооружение боевого модуля может изменяться, исходя из назначения конкретной машины. В базовой комплектации «Водник» оснащен башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная пулеметная установка оснащена дневным прицелом, а также 6 пусковыми установками для запуска дымовых гранат. В состав имеющегося на «Воднике» оборудования входило танковое переговорное устройство Р-174, кондиционер, отопитель, средства пожаротушения. Также была предусмотрена установка на борту автомобиля радиостанции Р-163-50У, навигационной аппаратуры и специального оборудования.

В середине 2007 года данные высокомобильные армейские автомобили начали поступать на вооружение российской армии (части РВСН и комендантские части) и в состав специальных подразделений МВД России. Всего было выпущено примерно 250 таких бронемашин, при этом на консервацию длительного хранения Минобороны России было заложено 50 автомобилей ГАЗ-39371 «Водник». Еще 48 автомобилей «Водник» получила армия Уругвая. Все машины были поставлены без вооружения. Уругвайские военные использовали «Водники» для перевозки личного состава и в качестве транспортных средств.

ГАЗ-39371 «Водник» изначально создавался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках данная машина популярности не снискала. В период с апреля по июнь 2001 года 12 автомобилей опытно-промышленной партии проходили войсковые испытания фактически в боевых условиях в Чечне. Машины использовались в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и были сведены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза.

Первое, что удивило военных в этой бронемашине - это деление на отсеки. Между отсеком десанта и управления, в котором находится командир, расположен двигатель и герметичная перегородка. Такое решение ограничивает возможности использования машины в боевых условиях. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая при этом защищенного броней кузова, просто невозможно.

Помимо этого, на машину была установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает приемлемую связь при общем уровне шума до 133 дБ. Однако шум двигателя «Водника» и его ходовой части делают связь практически невозможной. Объяснялось это тем, что автомобили не оснащались глушителями, а выхлоп от двигателя был направлен вниз под корпус. В результате такого конструктивного решения громкий звук от выхлопа сначала отражался от покрытия дороги, а затем возвращался на плоское днище автомобиля, что лишь усиливало воздействие. Помимо этого, при подключении переднего моста появлялось четко слышимое в салоне жужжание.

С точки зрения противоминной защиты ходовая часть автомобиля была выполнена хорошо: использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, а сами колеса в значительной степени были «вынесены» за проекцию днища и корпуса бронемашины в целом. Такое решение значительно повышало поперечную остойчивость автомобиля. Однако наличие плоского днища существенно снижало живучесть автомобиля и десанта, так как оно целиком принимало на себя воздействие ударной волны при взрыве фугаса или мины. Фактически в этом плане ничего не изменилось с конца 1950-х годов, оставшись на уровне БРДМ-1. Этот же минус характерен и для форм корпуса «Водника». Тот же БТР-80 отличается более рациональными углами наклона брони и сложной ее схемой, чем-то напоминающей граненый бриллиант. Корпус «Водника» больше напоминает «кирпич», который мало способствует возникновению рикошетов при ведении огня по автомобилю с флангов.

Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) - над задним мостом. В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получит моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами. При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?

Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.

Геннадий Жилин отметил, что броня «Водника» вообще не соответствовала предъявляемым боевой практикой требованиям, не обеспечивая достаточной защиты для экипажа. В 2001 году один из бронеавтомобилей при движении в составе колонны испытал на себе воздействие подрыва фугаса, который был изготовлен из артиллерийского снаряда. В то время большинство фугасов боевики устанавливали не на дороге и не в полотно дороги, а рядом с ней - для максимального поражения личного состава, который, как правило, передвигался на броне. В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».

То, что бронестекла подтвердили свою прочность в ходе практического использования, подтверждает и случай, когда 7,62-мм пуля, выпущенная снайпером с расстояния около 800 метров, не смогла пробить бронестекло водителя. В целом защита смотровых приборов от повреждения их от огня стрелкового противника была решена достаточно оригинальным способом - путем монтажа у командира и водителя многослойных бронестекол большой площади без прикрытия, которые на практике доказали свою эффективность.

Сегодня ГАЗ-ГАЗ-39371 «Водник» - довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в Виталий Кузьмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:
Габаритные размеры: длина - 5830 мм, ширина - 2630 мм, высота - 2600 мм.
Полная масса - 7500 кг.
Полная масса буксируемого прицепа - 2500 кг.
Силовая установка - дизель ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость по шоссе - 112 км/ч.
Контрольный расход топлива при полной массе, л/100 км - 18,5.
Запас хода по контрольному расходу топлива - 1000 км.
Наименьший радиус поворота - 10 м.
Глубина преодолеваемого брода - 1,2 м.
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 градусов.
Пассажировместимость - 11 человек (включая водителя).
Вооружение стандартное - пулемет 14,5-мм КПВТ, пулемет 7,62-мм ПКТ, 6 ПУ для запуска дымовых гранат.

Источники информации:
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-3937.htm
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/bmp-btr/6331-broneavtomobil-gaz-3.html
http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-vzglyad/vodnik-universalen-i-prost-no
http://bastion-opk.ru/gaz-3937-vodnik