Чем отличается кондиционер от печки в машине. Выбираем климатическое оборудование для авто — кондиционер или климат-контроль. Виды климат-контроля и их особенности

Кондиционер и климат-контроль представляют собой две системы для охлаждения воздушного потока в салоне автомобиля, имеющие свои отличия. Многие автомобилисты сегодня не понимают, в чем заключается разница между этими двумя устройствами. Данный материал позволит вам разобраться в этом вопросе.

[ Скрыть ]

Кондиционер: польза или вред?

В чем заключается различие между кондиционером и климат-контролем? В первую очередь, давайте разберемся в достоинствах первого. Кондиционер автомобиля представляет собой одну из нескольких разновидностей систем для охлаждения воздушного потока салона машины. Если домашний кондер питается от сети, то в случае с автомобилем питание устройства осуществляется от коленвала мотора. А это значит, что система кондиционирования хорошо охлаждает воздух именно благодаря силовому агрегату. То есть кондер, по сути, использует часть мощности именно от ДВС.

Соответственно, в любом современном автомобиле при активации кондера можно заметить, как падает мощность двигателя во время езды. Соответственно, силовому агрегату приходится применять больше сил для нормальной работы, в результате чего увеличивается и потребление топлива. Но следует отметить, что у данного метода вентилирования воздушного потока есть и неоспоримые достоинства, в частности, это комфортная езда на машине в летнюю жару.

Как работает кондиционер?

Принцип работы системы кондиционирования в чем-то схож с работой морозилки в любом холодильнике. Разумеется, есть большая разница в плане внутренней конструкции и устройства, но в целом эти агрегаты похожи. Тем более, в разных транспортных средства применяются разные системы охлаждения, но это, как показывает практика, не влияет на принцип функционирования. Основную роль в работе кондера играет зацикленная система, по которой проходит расходный материал — антифриз, фреон — и которая является герметично запакованной.

Время от времени расходное вещество необходимо менять, специалисты рекомендуют проводить эту процедуру с использованием специального оборудования. Но в принципе, выполнить эту задачу своими силами вполне реально — мы об этом уже писали, подробную инструкцию вы сможете найти по этой ссылке .

Как же работают кондиционеры? После того, как в салоне авто была нажата кнопка включения устройства, запускается очень сложный процесс. В первую очередь, в работу вступает электромагнитная муфта. На первом этапе прижимной вал приводного механизма состыковывается со шкивом системы.

Необходимо учитывать, что вал всегда функционирует и он крутится от коленчатого вала благодаря использованию ременной передачи. Затем в работу вступает компрессор, предназначенный для сжатия расходного материала. Сжатый антифриз раскаляется и попадает в конденсатор, где он начинает охлаждаться благодаря функционирующему электрическому вентилятору.

Сам вентилятор всегда функционирует на пониженной мощности, но если машина стоит в пробке или она припаркована на стоянке, вентилятор может самостоятельно переключиться на более высокую мощность. Это делается для охлаждения агрегата, но сам процесс на этом этапе не оканчивается. Когда расходный материал остывает в конденсоре, он начинает изменять свою агрегатную форму и превращается из газообразного состояния в жидкое. Затем полученная жидкость начинает попадать в устройство осушителя, где осуществляется ее фильтрация от пыли и прочего мусора (автор видео — CrazyRussianShow).

Далее, очищенный расходный материал через специальный вентиль, который осуществляет регулировку температуры, попадает в испаритель. Здесь фреон закипает и, соответственно, испаряется, а полученные испарения охлаждаются, после чего поступают прямо в салон транспортного средства. Что касается фреона, то он поступает в начало цикла, в результате чего процесс повторяется заново.

Климат-контроль: что за устройство?

Чтобы понять, как могут отличаться кондиционер от климатической системы, разберем устройство последней. В климат-контроле есть одно важное преимущество — эта система позволяет не только охлаждать воздушный поток, но и нагревать его. Кроме того, такое устройство отличается от кондера тем, что оно оборудуется «мозгами», то есть блоком управления. Блок управления анализирует данные, которые поступают от различных контроллеров и регуляторов, находящихся в салоне авто. По сути автолюбитель может самостоятельно выбрать необходимый температурный режим, который будет поддерживаться внутри авто, а блок будет регулировать температуру в соответствии с заданными параметрами.

В чем же разница между кондиционером и климат-контролем? Система климатического контроля в автомобиле позволяет автоматически подстроить температурный режим для того, чтобы обеспечить комфорт автолюбителю. Одним из важных достоинств такого устройства является именно регулировка — система сможет самостоятельно обирать нужный режим в соответствии с временем года. Ведь климат-контроль анализирует температуру не только внутри авто, но и на улице.

В результате исходя из полученной информации, она автоматически регулирует положение воздушных заслонок. Изначально в мороз регулятор системы передает воздушный поток на стекла транспортного средства для того, чтобы на них растаял лед. Далее, осуществляется обогрев сидений и ног водителя и пассажиров, после чего воздушный поток направляется в лицо автомобилисту. Но необходимо отметить, что подобной «умной» системой оборудуются далеко не все транспортные средства, хотя многие автопроизводители сегодня предлагают автолюбителям самостоятельно регулировать обогрев. То есть здесь все заключается в финансовых возможностях покупателя автомобиля.

Управление климат-контролем

Чтобы понять, что лучше — климат-контроль или кондиционер — разберемся в вопросе управления этими системами, начнем с кондера. Управлять таким устройством не так сложно, справиться с такой задачей сможет практически любой автолюбитель, поскольку все настройки задаются вручную. Сама панель управления достаточно простая — на ней располагается клавиша регулировки компрессорного устройства, регулятор температурного режима с заслонками. Также на панели располагается переключатель оборотов вентилятора вместе с регулятором распределения воздушного потока в салоне (автор видео — L0RlC).

Недостатком такого устройства является необходимость мониторинга панели приборов и регулировка параметров, что бывает проблематично сделать во время движения. Самих типов кондеров бывает несколько, в этом случае они делятся между собой по типу управления. Оно может осуществляться как с помощью кнопок и рычагов, так на жидкокристаллическом дисплее.

Что касается управления климат-контролем, то для выставления необходимой температур водителю нужно только выбрать соответствующий параметр на дисплее. Остальные действия блок управления выполнит за водителя. Лучший эффект от охлаждения или обогрева будет достигнут в результате настройки системы на работу в режиме рециркуляции. Более подробно о принципе работы и управлении системой читайте тут .

Что выбрать: климат-контроль или кондиционер?

В чем заключаются существенные отличия этих двух систем? Разумеется, единственное, но принципиальное отличие — это наличие блока управления в случае с климатической установкой. Как сказано ранее, блок управления сделает все за водителя сам. То есть благодаря его использованию водитель не будет отвлекаться от дороги и выставлять необходимые параметры. Конечно же, автомобили, оборудованные системой климат-контроля всегда стоят на порядок выше, в отличие от авто с кондерами.

Тем более, что последние могут быть и 90-х годов выпуска, в то время как машины с климат-контролем стали появляться в продаже значительно позже. Что касается переделки одного устройства в другое, то замена кондиционера на климат-контроль сегодня — достаточно распространенная практика среди наших автомобилистов. Переделывать кондер в климат-контроль — не так легко, но в конечном счете водитель получает более комфортную для эксплуатации установку.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как вместо кондера установить климат-контроль?»

Как своими руками осуществляется замена автомобильного кондиционера на систему климат-контроля — смотрите на видео ниже (автор ролика — Максим Коваленко).

В салоне автомобиля комфортные условия обеспечиваются специальной системой, регулирующей влажность и температуру воздуха. Всем водителям она известна под названием климат-контроль, что очень точно отображает её функции и назначение. Большинство современных машин оснащено такими системами разного уровня сложности. Информацию о наличии климат-контроля можно посмотреть в технической документации авто.

Первым устройством, обеспечивающим комфортный микроклимат в салоне машины, была печка. Часть вырабатываемой ею тепловой энергии шла на отопление. Сейчас это устройство считается примитивным и не способным создавать комфортные условия, особенно в жаркую погоду. В этой статье мы расскажем о системе, пришедшей ему на замену. Другими словами, вы узнаете, что такое климат-контроль в автомобиле.

Определение

Сложные конструкции современных систем помогают им решать широкий спектр задач. Давайте попробуем разобраться в предназначении климат-контроля.

В технической документации сказано, что система обеспечивает комфортные условия для пассажиров и водителя. Самым благоприятным для человека диапазоном температур считается 22-25 °C при влажности 65-80%. Климат-контроль отслеживает эти параметры и поддерживает их постоянство.

Температурный режим регулируется с помощью кондиционера и печки. А вот с влажностью дело обстоит сложнее, так как водяные пары конденсируются на стёклах машины. Это причиняет неудобство и затрудняет обзор водителю. Хороший климат-контроль осушает воздух путём его прогонки через испаритель кондиционера. Благодаря этому вода оседает в виде росы на стенках теплообменника. А понижение влажности исключает запотевание стёкол.

Сейчас данным устройством оснащается большинство транспортных средств (от легковых машин до грузовиков). Также его ставят на самоходные механизмы и специальную технику.

Теперь вы знаете, что такое климат-контроль в автомобиле. Но для полноты картины необходимо рассмотреть ещё несколько важных моментов.

Принцип работы климат-контроля автомобиля

При помощи датчиков это устройство отслеживает температуру воздуха снаружи и внутри машины. Поток извне нагнетается в салон вентилятором, разделяясь на 2 части: одна проходит сквозь испаритель кондиционера, а вторая - через печку. После теплообменников смешанный воздух поступает в салон через сеть дефлекторов и коробчатых воздуховодов.

Параметры регулируются с помощью изменения положения шторок (центральной и дополнительных). Их называют заслонки температурного регулирования. Поворот заслонок осуществляется электрическими сервоприводами, которые уменьшают или увеличивают сечение каналов. Всё описанное выше контролируется через блок управления климат-контролем.

Регулятор на панели этого устройства позволяет установить желаемую температуру, например 24 °C. Эти данные поступят в процессор, который, в соответствии с запрограммированным алгоритмом и полученной с датчиков информацией, будет управлять работой системы. Так как внутренние и наружные параметры постоянно изменяются, их отслеживание происходит в режиме реального времени.

Компоненты

Разработка и установка климат-контроля на машину осуществляется в процессе её сборки на заводе компании-изготовителя. Для выполнения возложенных на устройство функций в его конструкции есть ряд компонентов:

  • кондиционер;
  • панель управления;
  • процессор;
  • датчик температуры положения заслонок;
  • отопитель;
  • нагнетающий вентилятор;
  • система дефлекторов и воздуховодов;
  • блок направляющих заслонок.

У каждого элемента системы своя функция.

Вентилятор создаёт давление. В режиме рециркуляции воздух забирается системой как изнутри, так и снаружи.

Блок заслонок монтируется в одном корпусе с испарителем кондиционера и радиатором печки. Такая конструкция позволяет привести параметры воздушного пространства в соответствии с установленными значениями.

Система дефлекторов и воздуховодов распределяет потоки по салону авто в соответствии с определённой программой. Управление осуществляется при помощи процессора, получающего данные с панели от переключателей, регуляторов и датчиков.

Работа климат-контроля в автомобиле напрямую зависит от состояния его программы управления и компонентов.

Дополнительные режимы

Кроме основных функций для создания комфортного микроклимата, устройство может иметь ряд дополнительных режимов:

  • Обдува нижней части салона и ветрового стекла тёплым воздухом.
  • Ручного управления.
  • Обдува лобового стекла для предотвращения конденсации. Для этого воздух осушается, а вентилятор работает на полную мощность.
  • Подачи воздуха к различным частям тела: ногам, рукам, лицу отдельно либо в определённых комбинациях.
  • Рециркуляции.

Последний режим нужен для ускоренного охлаждения или прогрева салона, а также для езды в пробках. В последней ситуации воздух снаружи сильно загазован, и система климат-контроля автомобиля просто перекрывает его подачу в салон. Для этих целей в устройстве предусмотрен датчик, рабочий элемент которого состоит из оксида олова. Его сопротивление меняется в зависимости от уровня концентрации вредных веществ.

Специфика применения

Производители разрабатывают климат-контроль под линейку автомобилей или какую-то конкретную модель. Они различаются по устройству, степени сложности и алгоритму управления.

Недорогие установки обладают малой степенью автоматизации и довольно грубо регулируют воздухообмен. Очень часто при холодном двигателе в салон подаётся неразогретый поток.

В продвинутых установках таких вещей не происходит, так как они контролируют множество разных параметров. В дополнение к другим функциям, современные системы могут не только следить за качеством воздуха, но и задействовать при необходимости фильтры. В последних применяют угольные и бумажные картриджи, задерживающие взвешенные частицы пыли и вредные для человека газообразные вещества.

В современных системах кондиционирования регулировка температуры воздуха осуществляется в промежутке от 16 °C до 30 °C. Во избежание переохлаждения не стоит устанавливать очень низкие значения. Для комфортного пребывания водителя в салоне датчик температуры должен показывать разницу (между салоном и улицей) всего в 5-7 °C. Чтобы ускорить работу устройства, можно приоткрыть окна. Тогда кондиционированный воздух намного быстрее вытеснит их салона холод или тепло.

Двухзонный климат-контроль

Каждый человек обладает индивидуальным восприятием температуры. То есть одно и то же её значение для одного пассажира может быть нормальным, а для другого - дискомфортным. На этот случай автопроизводители придумали двухзонный климат-контроль, когда водитель может выставлять для себя и пассажиров оптимальную температуру.

Перечислим достоинства двухзонного климат-контроля:

  • Водитель и каждый пассажир устанавливает для себя наиболее комфортный микроклимат.
  • Система очень точно отрабатывает запрограммированный алгоритм.
  • Вследствие воздействия наружных и внутренних факторов в таких машинах почти невозможно запотевание окон.

Отличия от кондиционера

У читателей, которые плохо знают, что такое климат-контроль в автомобиле, может появиться вопрос: «Зачем настолько усложнять систему? Ведь вполне можно ограничиться летом кондиционером, а зимой - печкой».

В прошлом так и было, но есть один важный момент. Обе системы способны обеспечить оптимальный микроклимат в салоне, только если наружные и внутренние условия в машине будут неизменны. Для движущегося объекта, коим и является авто, это просто нереально. Напор и температура воздуха меняются вместе с направлением и скоростью движения.

Главное отличие кондиционера и климат-контроля заключается в присутствии системы управления, которая отслеживает все параметры и регулирует их без постороннего участия. Получается, что кондиционер - это один из компонентов установки, выполняющий функцию уменьшения влажности и охлаждения.

Управление климат-контролем зимой

При низких температурах климатическое оборудование машины по большей части работает на подогрев наружного воздуха. В таких условиях влажность воздуха невысока, поэтому печки будет вполне достаточно. Да и отключение кондиционера никак не скажется на эффективности работы климат-контроля.

Всё намного сложнее, когда температура находится на нулевой отметке при дожде со снегом или высокой влажности. В этом случае могут запотеть окна и лобовое стекло. Но блок управления климат-контролем с лёгкостью решит эту проблему, переведя систему в автоматический режим. А чтобы устранить излишки влаги из наружного воздуха, система задействует кондиционер.

Заключение

В этой статье мы выяснили, что такое климат-контроль в автомобиле. Кратко резюмируем всё описанное выше.

  • Установка системы нужна для создания комфортных условий в салоне машины с их автоматическим регулированием.
  • Современное авто с климат-контролем сделает максимально приятным и длительное путешествие, и кратковременную поездку.

Так что, если вы решили купить машину, то остановите выбор на варианте с наличием этого нужного устройства.

Последнее время, при покупке авто, все больше внимания уделяется уровню комфорта, а не техническим характеристикам машины. Один из главных критериев для многих - наличие климат-контроля, поддерживающего влажность воздуха и температурный режим на определенном уровне. В чем особенности этой опции? Как она работает? В чем отличие от кондиционера? Эти и ряд других вопросов рассмотрены ниже.

Назначение климат-контроля

Современные производители знают потребности покупателей, они анализируют рынок и держат «руку на пульсе» новых тенденций, а порой и создают их. Так сложилось, что чем больше технической «начинки» в автомобиле, тем он интересней покупателю. Чтобы привлечь внимание, дополнительные опции прописаны в документации, в рекламной продукции, в объявлениях и на сайтах продаж.

Среди множества функций, отдельную роль играет климат-контроль, достойно заменивший кондиционер и печку. Принцип действия последней знает каждый автолюбитель. При снижении температуры, требуется прогреть мотор, вручную включается обогрев, и направить воздух на нужное место (в ноги, на лобовое стекло или грудную область). С развитием технологий, печка устарела и применяется все реже.

Климат-контроль - уникальная система, отличающаяся сложной конструкцией и лучшей функциональностью. В мануале к автомобилю сказано, что задача устройства - обеспечение комфортной температуры для людей в салоне машины (водителя и пассажиров). При этом оптимальной считается влажность 65-80 процентов и температура - 23-25 градусов Цельсия. Смотрите видео "Как работает климат контроль" ниже.

Система работает в режиме онлайн, контролирует упомянутые параметры и, при снижении (повышении) предельного показателя, запускает систему. Так, при уменьшении температуры ниже установленной нормы, происходит подогрев воздуха до требуемого уровня. Если ситуация складывается по обратному сценарию, то в работу вступает кондиционер.

Климат-контроль устанавливается на многих автомобилях, вне зависимости от типа кузова или класса. Он монтируется на легковых машинах, грузовиках, автобусах, а также на самоходных устройствах и механизмах.

Со вторым показателем - влажностью воздуха - все сложнее. При увеличении этого параметра, запотевают стекла в автомобиле (в том числе, и лобовое стекло), ухудшается видимость, и возрастает риск попадания в ДТП. Климат-контроль делает воздух суше, за счет действия испарителя кондиционера. В итоге, на стенках теплообменника появляется роса, а вот риск запотевания стекол снижается.

Главный плюс системы - в возможности автоматического выполнения задач, без участия водителя. При этом производители не остановились на достигнутых результатах. Последние версии климат-контроля более совершенны. Так, появилась функция зонирования, благодаря которой, в разных частях салона, создается индивидуальный микроклимат. К примеру, для области водителя может задаваться одна температура, а для пассажира - другая (но об этом позже).

Принцип действия

Многие интересуются, в чем особенности системы, как работает климат-контроль. Здесь главные помощники - датчики, которые контролируют температуру за бортом и в салоне машины. Поступающий поток воздуха нагоняется, с помощью вентилятора, и делится на две части. Одна направляется через конденсаторный испаритель, а другая - через радиатор печки. Далее воздушные массы смешиваются и подаются в различные участки салона, через сложную систему дефлекторов и каналов.

Направление потоков корректируется, путем изменения позиции одной из шторок (дополнительной или центральной) или, как их еще называют, заслонок. Раньше положение таких устройств менялось только в ручном режиме. Сегодня этот процесс происходит автоматически. Главный исполнительный орган - сервопривод, который управляет заслонками и, тем самым, сужает или расширяет сечение каналов.

Функция управления элементами климат-контроля лежит на ЭБУ (электронном блоке управления). Все, что требуется от пассажира - задать интересующие его показатели (температуры и влажности). Далее система делает работу самостоятельно.

Установка температуры производится, с помощью регулятора (устанавливается на приборной панели). Как только водитель (пассажир) выставляет нужный показатель, информация направляется к процессору. Последний принимает данные от датчиков, анализирует их и дает команды исполнительным органам автомобиля, с учетом внесенного алгоритма.

Фиксация климатических параметров производится в онлайн-режиме, что связано с их изменчивостью, в зависимости от многих факторов. Климат-система отслеживает эти показатели, фиксирует их и принимает меры.

Конструктивные особенности

Климат-контроль - сложная система, которая устанавливается и настраивается еще на этапе сборки автомобиля (на заводе). Для реализации возложенных на нее задач, в состав устройства входит группа жизненно важных узлов, а именно:

  • Кондиционер и отопитель.
  • Вентилятор для нагнетания потока воздуха.
  • Контролирующие датчики (фиксируют температуру и положение заслонок).
  • Процессор («голова» системы).
  • Панель управления.
  • Группа дефлекторов и воздуховодов (через них подается воздух).
  • Блок заслонок для регулировки.

Каждый из представленных элементов несет индивидуальную функцию. Так, задача вентилятора - создать необходимое давление и обеспечить тем самым работоспособность устройства. При этом воздух для нагрева (охлаждения) поступает как изнутри салона, так и из улицы.

Испаритель кондиционера и печной радиатор - устройства, смонтированные в общем кожухе с блоком заслонок. Задача группы устройств - приведение параметров (влажности, температуры) к заданным показателям.

Дефлекторы и группа воздуховодов распределяют воздушные потоки в различные участки автомобиля, с учетом установленной программы. Функция управления лежит на процессоре, которые собирают информацию с датчиков, переключателей и регуляторов, после чего анализирует данные и раздает команды.

Кроме главной функции, направленной на создание комфортных для водителя и пассажиров условий, климат-система выполняет еще ряд задач:

  • Обдув лобового стекла, для борьбы с запотеванием поверхности. В этом случае, система осушает воздух, а двигатель вентилятора переходит на полную мощность.
  • Обдув лобового стекла, а также ног людей в салоне машины, теплым потоком воздуха.
  • Подача охлажденного воздуха к различным участкам тела - к конечностям (рукам, ногам) или лицу. При этом поток направляется в различных комбинациях или по отдельности.
  • Режим рециркуляции, когда используется воздух внутри салона. Благодаря такой опции, удается быстро нагреть или охладить салон. Кроме того, рециркуляция полезна, при перемещении по загрязненному городу (при сильной загазованности воздуха). Для контроля загрязнения, климат-контроль оборудуется специальным датчиком, измеряющим объем вредных веществ в поступающем из улицы воздухе. Когда он превышает норму, дается команда на перекрытие подачи воздуха извне.
  • Ручное управление. В этом случае, водитель самостоятельно включает отопитель или кондиционер, не опираясь на автоматику системы.

Особенности применения

Климат-контроль - индивидуальная система, которая разрабатывается под определенную модель авто. У различных производителей такие устройства часто различаются по функциональности, сложности исполнения, заданной программе и прочим аспектам.

Бюджетные системы отличаются грубой регулировкой воздушного потока и низким уровнем автоматизации. Как следствие, возможны сбои в работе, в том числе, и подача не прогретого воздуха в салон.

Продвинутые устройства держат под контролем больше показателей и отличаются лучшей функциональностью. Кроме стандартных возможностей, они проверяют качество воздушного потока и подключают к работе блоки с фильтрующими элементами (при наличии такой необходимости). Такие фильтры состоят из картриджей, выполненных с применением специальной бумаги или активированного угля. Задача устройств - очистка поступающего воздуха от пыли, газа и прочих вредных для здоровья частиц.

Диапазон температур, устанавливаемый в современных системах, составляет 16-30 градусов Цельсия. Нижний предел ограничен - для устранения риска переохлаждения организма. Что касается верхнего уровня, то прогрев воздуха выше 30 градусов Цельсия нецелесообразен.

Для достижения максимального комфорта, температура в салоне должна быть ниже на 6-7 градусов Цельсия, чем температура снаружи. Чтобы ускорить работу климат-контроля, можно приоткрыть окна в машине, что гарантирует быстрое вытеснение горячих (холодных) воздушных масс.

Двухзонный климат-контроль: плюсы и минусы

Каждый человек индивидуален, чем обусловлена разница в восприятии температуры поверхностью кожи. Так, температура 20 градусов Цельсия может быть комфортна для водителя, но неприемлема для пассажира на соседнем сидении. Чтобы избежать проблем с настройкой, разработчики придумали системы с двухзонным принципом работы. Их особенность - в возможности установки различной температуры для разных частей салона.

В бюджетных устройствах, разница температур в различных зонах может составлять 4-6 градусов Цельсия. В более дорогом климат-контроле это показатель может быть выше. В зависимости от технических характеристик, система имеет ряд преимуществ:

  • Четкая отработка и реализация заданного алгоритма.
  • Возможность установки разного температурного режима для области водителя и пассажира.
  • Снижение риска запотевания стекол, из-за негативного действия внешних и внутренних факторов.

Наличие двухзонного климат-конроля - гарантия комфорта водителя и пассажира. При этом растет безопасность системы, повышается ее эффективность. Главное - при покупке обращать внимание на число и место установки датчиков. От упомянутых факторов зависят возможности монтажа, а также способность поддерживать требуемый уровень температуры и влажности.

Отличия кондиционера от климат-контроля

Многие автовладельцы - новички путают рассматриваемую систему с обычным кондиционером. Кроме того, существует мнение о взаимозаменяемости этих устройств. Мол, зачем платить больше, если зимой салон машины успешно прогревает печка, а летом с жарой справляется кондиционер.

Упомянутое утверждение верно, но только при условии сохранения внешних и внутренних температурных условий без изменений. Если машина находится в движении, то удерживать температуру (влажность) на определенном уровне невозможно. Меняются скорость транспортного средства и направление его движения, а вместе с этим, корректируется давление воздушного потока, меняется его температура.

Кондиционер активируется не сразу - ему требуется какое-то время, после пуска силового узла. Как следствие, возникает ряд неудобств, связанных с необходимостью ручного регулирования системы.

Главная отличительная особенность климат-контроля - наличие системы управления, которая не предусмотрена в обычном кондиционере. Ее задача заключается в контроле текущих параметров и их корректировке, без участия водителя. В рассматриваемой системе, кондиционер - только один из элементов. Его задача заключается в снижении уровня влажности и уменьшении температуры. Далее воздух смешивается с теплым потоком, в результате чего, и обеспечивается комфорт для людей в салоне.

Как правильно использовать возможности климат-контроля зимой?

При снижении температуры за бортом ниже нуля, система работает только на обогрев воздуха. Из-за низкого уровня влажности, работы печки достаточно для прогрева салона. Если отключить кондиционер, то на уровне комфорта в салоне это никак не скажется.

По-иному выгдядит ситуация, когда температура на улице выше нуля градусов Цельсия или около того, а влажность повышена (к примеру, идет снег). При такой погоде, высок риск запотевания стекол, поэтому климат-контроль стоит перевести в автоматический режим. При этом система подключает кондиционер и отопитель, что гарантирует быстрое устранение влаги из воздушного потока.

В идеале, при выборе подходящего режима, стоит ориентироваться на рекомендации производителя и личный опыт эксплуатации.

Таким образом, климат-контроль - это система, работа которой направлена на создание комфортных условий в салоне без участия человека (в автоматическом режиме). Как правильно пользоваться климат-контролем?

Видео: Как работает климат контроль в автомобиле

Если видео не показывает, обновите страницу или

Комфортные условия в салоне авто создаются специальной системой, которые регулируют температуру и влажность воздуха. Она получила название «климат-контроль», что достаточно точно отображает ее назначение и функции.

Большинство современных автомобилей оснащаются подобными системами, разной степени сложности. Информация о ее наличии имеется в технической документации в разделе о комплектации.

Автопроизводители и их дилеры часто упоминают об этой системе в рекламе своей продукции, стремясь подчеркнуть ее достоинства. Возникает закономерный вопрос: что такое климат-контроль в автомобиле и каковы его основные функции? Для развернутого ответа необходимо разобраться в назначении, принципе действия, конструкции и особенностях работы этой системы.

Первым устройством, предназначенным для создания комфортного микроклимата в салоне автомобиля, стала печка. Для отопления используется часть тепловой энергии, которая вырабатывается при работе двигателя.

При низкой температуре забортный воздух нагнетается через отдельный вентилятор в салон и нагревает его. Такая система примитивна и не способна создавать и поддерживать комфортные условия, особенно если на улице жарко.

Что такое климат-контроль в автомобиле

Современные системы имеют гораздо более сложную конструкцию, что позволяет им решать широкий круг задач. Попробуем разобраться, для чего предназначен климат-контроль.

В технической документации указано, что система призвана для создания комфортных условий для водителя и пассажиров. Наиболее благоприятный диапазон температур для человека находится в пределах 22-25 °C при относительной влажности порядка 65-80%.

Система отслеживает эти параметры и при необходимости подогревает или остужает воздух внутри салона. Для выполнения первого действия имеется печка, понижение же температуры осуществляется кондиционером.

Этим устройством оснащается большинство современных транспортных средств всех классов — легковых авто, автобусов, грузовиков и других. Часто подобными системами оснащаются специальная техника и самоходные механизмы.

Несколько сложнее обстоит дело с другим показателем — влажностью воздуха, т.к. водяные пары могут конденсироваться на стеклах машины. Это явление причиняет неудобства и затрудняет обзор для водителя и пассажиров.

Осушение воздуха происходит при прохождении его через испаритель кондиционера, вода выпадает на стенках теплообменника в виде росы. Понижение влажности препятствует запотеванию стекол.

Основное предназначение климат-контроля состоит в поддержании комфортных условий для водителя и пассажиров в автоматическом режиме.

Производители современных автомобилей пошли еще дальше. В дорогих моделях данная система способна обеспечить разный микроклимат в отдельных зонах салона: индивидуально для водителя и каждого из пассажиров.

Как работает климат-контроль

Климат-контроль отслеживает при помощи датчиков температуру воздуха за бортом и внутри автомобиля. Поток извне в салон нагнетается вентилятором и разделяется на две части: одна проходит через печку, а другая через испаритель кондиционера.

После теплообменников воздух смешивается и поступает в салон через систему коробчатых воздуховодов и дефлекторов.

Регулирование параметров осуществляется путем изменения положения центральной и дополнительных шторок. Другое название – заслонки температурного регулирования. Они поворачиваются на осях электрическими сервоприводами, увеличивая или уменьшая сечение каналов.

Управление ими осуществляется электронным блоком с учетом заданных водителем или пассажирами показателей.

Регулятор на панели климат-контроля устанавливается в определенное положение, например 23 °C . Данные с него передаются на процессор, который с учетом информации от датчиков и в соответствии с собственным алгоритмом управляет работой системы.

Отслеживание параметров осуществляется в режиме реального времени, наружные и внутренние параметры имеют свойство постоянно изменяться в зависимости от условий движения.

Компоненты

Система поддержания комфортных условий в салоне разрабатывается и устанавливается на автомобиль в процессе сборки на предприятии завода изготовителя. Для выполнения возложенных на климат-контроль функций в его конструкции предусмотрен целый ряд устройств и компонентов:

  • нагнетающий вентилятор;
  • отопитель;
  • кондиционер;
  • датчики температуры и положения заслонок;
  • процессор;
  • панель управления;
  • блок регулирующих заслонок;
  • система воздуховодов и дефлекторов.

Каждый из элементов системы выполняет определенные функции.

Вентилятор предназначен для создания давления в системе. Воздух забирается как снаружи, так и изнутри при работе системы в режиме рециркуляции.

Радиатор печки и испарителя кондиционера монтируются в одном корпусе с блоком заслонок. Данная конструкция приводит параметры воздушной среды в соответствии с заданными значениями.

Система воздуховодом и дефлекторов перераспределяет потоки по всему салону согласно определенной программе. Управление процессами осуществляется при помощи процессора, который получает данные от датчиков, регуляторов и переключателей с панели.

Эффективность работы системы климат-контроля во многом зависит от характеристик ее компонентов и программы управления.

Помимо основных функций поддержания комфортного микроклимата в салоне автомобиля установка может иметь несколько дополнительных режимов:

  1. Ручного управления.
  2. Обдува ветрового стекла для предотвращения запотевания, для чего воздух осушается, а вентилятор включается на полную мощность.
  3. Подачи кондиционированного воздуха к разным частям тела: лицу, рукам, ногам отдельно или в разных комбинациях.
  4. Обдув ветрового стекла и нижней части салона теплым воздухом.
  5. Рециркуляция.

Последний режим необходим для ускоренного прогрева или охлаждения салона автомобиля, а также при движении в пробках. В такой ситуации возникает сильная загазованность, и система климат контроля перекрывает подачу воздуха снаружи.

Для этого в установке предусмотрен датчик с рабочим элементом из оксида олова, сопротивление которого изменяется в зависимости от концентрации вредных веществ.

Специфика применения

Климат-контроль разрабатывается производителем под конкретную модель или линейку автомобилей. Они различаются по степени сложности, устройству и алгоритму управления системой.

Самые простые и относительно недорогие установки имеют малую степень автоматизации и регулируют процессы воздухообмена достаточно грубо. При холодном двигателе возможна подача не разогретого потока в салон.

Продвинутые установки контролируют большее количество параметров и таких явлений не происходит. Современные системы способны в дополнение ко всем прочим функциям контролировать качество воздуха и при необходимости задействовать блоки фильтров.

В фильтрах применяются бумажные и угольные картриджи, которые задерживают взвешенные частицы пыли и даже газообразные вещества, вредные для человека.

Современные системы кондиционирования регулируют температуру воздуха в пределах от 16 °C до 30 °C. Во избежание переохлаждения не рекомендуется устанавливать слишком низкого значения температуры

Практика показывает, что разница в 5 -7 °C между температурой в салоне автомобиля и за его бортом достаточна для комфортного пребывания человека в салоне.

Для ускорения работы системы можно немного приоткрыть окна, горячий или холодный воздух будет быстрее вытеснен кондиционированным.

Двухзонный климат-контроль: достоинства и особенности

Восприятие человеком температуры строго индивидуально, и не всегда комфортные значения для одного пассажира пригодны для другого.

Раньше так и было: каждая из таких систем способна обеспечить комфортный микроклимат в салоне, но только при условии, если внутренние и наружные условия в автомобиле будут оставаться неизменными.

А для движущего объекта, каковым является машина, это в принципе невозможно. Температура наружного воздуха и напор изменяются вместе со скоростью и направлением движения автомобиля.

Двигатель при запуске холодный и постепенно разогревается, кондиционеру необходимо время для выхода на рабочий режим. Все эти факторы при отсутствии автоматики отслеживаются человеком и корректируются вручную.

Основное отличие климат-контроля и кондиционера состоит в наличии системы управления. Она отслеживает, параметры температурно-влажностного режима и регулирует их без участия водителя и пассажиров.

В такой установке кондиционер является одним из компонентов, который выполняет функции охлаждения и уменьшения влажности. Этот поток смешивается с подогретым и на выходе мы получаем комфортные для человека показатели, которые поддерживаются в заданных пределах автоматически.

Как пользоваться климат-контролем зимой

Климатическое оборудование автомобиля при низких значениях температур работает в основном на подогрев наружного воздуха. При отрицательных параметрах влажность его относительно невысока и печки вполне достаточно.

Отключение кондиционера в таком случае не скажется на эффективности установки климат-контроля в целом.

Сложнее дело обстоит, когда температура около нуля, при высокой влажности или дожде со снегом.

Окна и ветровое стекло в таком случае может запотевать, перевод системы в автоматический режим позволит с легкостью решить эту проблему. Установка при необходимости задействует кондиционер для устранения излишков влаги из наружного воздуха.

При выборе режима работы системы следует руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля и собственным опытом эксплуатации.

Климат контроль - сравнительно новое изобретение для увеличения комфорта в салоне автомобиля. О нем мечтают многие автолюбители, тем не менее - оснащаются этим атрибутом машины не самого дешевого класса. Если кто-то желает установить климат контроль на своем авто, эту идею можно воплотить далеко не в каждой модели. Все потому, что это совместная работа многих составляющих, это - система, в центре которой заложена электроника, а направлена ее деятельность на максимально комфортное пребывание в автомобиле водителя и всех пассажиров.

Что такое климат контроль

Климат-контролем называют сложную совокупность составляющих, которая способна оптимизировать все климатические показатели в салоне автомобиля. Это - температура, интенсивность потоков воздуха, влажность. Многие из них на сегодня оснащены еще и функцией очистки воздуха, который при открытии окна или двери попадает в салон. Также климат-контроль заботится о том, чтобы не запотевали стекла автомобиля.

Комплектующие климат-контроля расположены не только под панелями салона, но и под капотом автомобиля, сзади и в боковых частях кузова. По сути, система климат контроля опоясывает весь автомобиль изнутри. Именно поэтому стоимость данного атрибута не может быть низкой и, как правило, обходится автолюбителю в копеечку.

Из этого можно сделать вывод, что далеко не все авто оснащаются такими системами. Во-первых, дело в стоимости. Если машина принадлежит к классу эконом, или находится в средней ценовой категории, нет смысла доводить комфорт до такого уровня, так как стоимость климат-контроля существенно скажется на цене всей машины. Во-вторых, далеко не всегда конструкция авто позволяет установить, если изначально он не входит в комплектацию. Кузов и элементы внутренней обшивки салона должны иметь определенную конструкцию. А без наличия специальных узлов и воздухозаборников произвести установку будет просто нереально.

Но, если вы решились приобрести авто, оснащенное климат-контролем, затраты себя оправдают. Современные климы полностью заботятся о комфорте водителя и пассажиров. Они будут работать в следующих направлениях:


И это - как минимум. Самые умные устройства будут заботиться не только о комфорте, но и самочувствии всех, кто находится в салоне, то есть, предотвратят возможность переохлаждения или простуды.

Вы находитесь в зоне с загрязненным воздухом? И это не проблема, если климат-контроль оснащен соответствующими датчиками и фильтрами. В салоне авто воздух всегда будет оставаться чистым и оптимальным для пребывания в машине. Об этом позаботится система фильтрации воздуха.

Из чего состоит климат-контроль

Прообразом этой сложной системы стал обычный кондиционер. Если говорить о современном климат-контроле, которым оснащаются новые модели автомобилей, то он имеет следующие составляющие:

  • отопительные устройства;
  • система кондиционирования;
  • датчики;
  • фильтры воздуха;
  • электронный блок управления или в простонародье ЭБУ.

Самые продвинутые системы климат-контроля учитывают и такие факторы, как процент освещенности салона, солнечные лучи, температура окружающей среды, уровень влажности и многое другое.

Климат контроль работает благодаря правильному взаимодействию заслонок, отвечающих за потоки холодного и горячего воздуха в салоне.

Несмотря на наличие блока управления, при помощи которого можно настроить некоторые параметры, электронная начинка практически полностью контролирует все показатели самостоятельно. Человек может настроить только исходные параметры, к примеру - средняя температура воздуха для переднего и заднего ряда сидений.

И уже в зависимости от имеющихся температурных и других показателей в салоне, передающихся на датчики, все комплектующие регулируют климатические условия в соответствии с нормой.

В целом система климат-контроля имеет следующие составляющие:


Все эти составляющие образуют такую систему, как климат-контроль. В зависимости от сложности, она может быть дополнена и другими комплектующими, которые помогут оптимизировать климатические условия внутри салона.

Важно! Некоторые недобросовестные продавцы пытаются выдать за климат-контроль обычную систему кондиционирования воздуха. Но если она не включает в себя регулирование заслонок и скорости подачи воздуха, ее нельзя назвать климат-контролем.

Новейшие дорогие системы оснащаются такими элементами, как датчик солнца и положения солнца, а также - наружными датчиками.

Как работает климат-контроль

Перечень комплектующих системы уже может дать представление о том, как она работает. Но для большей убедительности мы предоставим перечень операций, которые непременно должен выполнять современный климат-контроль. Итак, далее будет описан принцип работы климат-контроля:

  • на ЭБУ поступает информация от датчиков;
  • в зависимости от показателей происходит регулировка температуры и интенсивности воздушных потоков благодаря взаимодействию систем блока испарителя-отопителя;
  • после того, как достигаются оптимальные показатели, ЭБУ заботится о том, чтоб они поддерживались без участия водителя.

При помощи панели управления на электронный блок передается информация про оптимальные показатели. А о том, чтоб они были достигнуты, система забоится самостоятельно.

Выполняется вся работа системы благодаря взаимодействию электронного «мозга», электродвигателей, приводов и заслонок.

Многие думают, что система климат-контроля и ее работа зависят от того, как выглядит внешняя панель управления и из каких компонентов она состоит. Но в действительности вся нагрузка идет на электронную начинку системы и внутренние составляющие.

Важно! На рынке можно встретить специально модернизированные кондиционеры, оснащенные системой климат-контроля. Но при их покупке следует учитывать, что они в состоянии выполнить разве что одну десятую тех функций, на которые направлены полноценные системы.

Преимущество климат-контроля состоит прежде всего, в том, что система кондиционирования или отопления никогда не допустит наличия тех температурных показателей, которые смогут навредить здоровью человека.

Принцип работы климат контроля состоит в том, чтоб создавать оптимальную среду внутри салона. Диапазон температурных показателей при этом будет колебаться от +18 до +25. Как известно, именно такая температура не может никак навредить здоровью. Человеческий фактор в данном случае может только навредить, ведь в летнюю жару отдельно работающий кондиционер можно настроить и на температуру +15, что в результате скажется негативно на здоровье всех, кто пребывает в салоне.

Хорошая система климат-контроля никогда не допустит подобной ситуации и самостоятельно подберет все оптимальные показатели.

Виды систем

В зависимости от сложности систем, они различаются на следующие типы:


Два последних вида систем имеют отдельные пульты управления для задних пассажиров. Естественно, если авто оснащено еще и третьим рядом сидений, то клима может контролировать температуру и воздушные потоки для них. В зависимости от количества зон, система может иметь от одного до пяти датчиков.

Нужен ли вам в автомобиле этот недешевый, но очень удобный атрибут, решать вам. В любом случае затраты на него себя оправдают, так как уровень комфорта в автомобиле будет находится на самом высоком уровне.

На видео можно увидеть механизм работы климат-контроля: