Чем отличается климатическая система от климат контроля. Принцип работы климат-контроля в автомобиле. Чем отличается климат контроль от кондиционера в автомобиле

Как хорошо и просто было раньше: жарко — открыл окно, холодно — закрыл окно. Промежуточные варианты тоже предусматривались: чуть жарко, чуть прохладно… Не то, что сейчас: только действительно бюджетные машины (некоторые из которых даже фактически и не являются автомобилями в привычном понимании слова) сейчас не предлагаются хотя бы с кондиционером. Более приятный вариант, когда в пункте выбора «погоды в доме» значится климат-контроль. Но в чем же разница между обычным кондиционером и климат-контролем? Особенно в случаях, когда последний имеет свои подпункты: двухзонный, трёхзонный… Разберемся.

Для начала — максимально краткий технический экскурс о работе кондиционера, как более простой и понятной системе. Если говорить совсем коротко, то кондиционер по своей сути равен домашнему холодильнику: холодный хладагент поступает к испарителям в салоне, переходя из жидкой формы в газообразную. В процессе преобразования поглощает тепло из салона, отдавая туда свой «холод». Благодаря компрессору газообразная смесь возвращается в радиатор, охлаждается потоками воздуха и возвращается в жидкое состояние. Процесс повторяется. Бонусом при этом можно считать попутное осушение воздуха в салоне (влага в воздухе конденсируется на холодных трубках, а затем выводится наружу автомобиля). Соответственно, стекла в машине меньше потеют. К слову, это лишь один из эффективных способов борьбы с влажностью, так обычно докучающей уже прохладной осенью и еще тёплой зимой, когда печку включать вроде бы еще и не нужно. Регулирование работы также максимально простое: выбор заданной температуры подачи холодного воздуха и выбор скорости работы подачи этого воздуха в салон — т.е. скорости вентилятора.

В этом плане важно, конечно, следить как за правильной работой всей системы, так и за отдельными её составляющими: нарушение герметичности соединений выпустит хладагент в атмосферу и охлаждать будет просто нечем, а (к примеру) неисправный компрессор не даст включить кондиционер в целом. Тут https://starter.ms/kompressory можно при необходимости посмотреть вариант для своего автомобиля — мало ли что…

Подводим промежуточный итог: кондиционер в машине в сущности равен холодильнику, где все параметры работы нужно выставлять вручную. Об «автоматизации» процессов речь не идет в принципе.

И логичная эволюция кондиционера — это климат-контроль. В сущности разница для конечного потребителя лишь в том, что в недрах автомобиля есть набор датчиков, контролирующих часть происходящих процессов. Выбрали необходимую температуру в салоне, включили режим «AUTO» — и система сама будет определять интенсивность работы вентиляторов и температуру подаваемого воздуха. Простейший пример: машина здорово нагрелась на стоянке, вошли завелись — и система климата включила вентиляторы на максимум, чтобы (логично) максимально быстро опустить температуру. По мере приближения оной к необходимо-заданной, интенсивность обдува снижается вплоть до минимальных «оборотов», предлагая только приятную прохладу без надоедливого шума работающих вентиляторов. В зависимости от «навороченности» системы, датчики могут включать не только простые температурные салонные, но внешние, дополняющие «картину охлаждения» параметрами уличной температуры, влажности, степени освещенности салона, скорости движения автомобиля и прочее.

Невероятный по сравнению с часто грубо-механическими регулировками обычного кондиционера прогресс климат-контроля — возможность регулировки температуры с точностью до градуса (у более простых моделей) и полу-градуса (у более сложных систем), так что выбрать желаемое не так уж и сложно.

Как отмечалось выше, у «климата» есть свои подпункты, включающие количество обслуживаемых «зон» — то есть возможность индивидуальной настройки температуры и обдува для разных участков салона:

  • одна зона — регулировка только для салона в целом, но преимущественно для водителя;
  • две зоны — раздельная регулировка температуры и скорости подачи воздуха для водителя и переднего пассажира
  • 3 зоны и более — включение в «раздачу» заднего ряда / рядов пассажиров

Ну а с точки зрения чисто технической разница между кондиционером и климат-контролем лишь в наличии упомянутых выше датчиков у последнего, а также возможностей у того же «климата» по индивидуальной тонкой настройке. Компрессор, хладагент, радиатор и прочее остаются в сущности теми же. Конечно, если не считать действительно навороченных систем у автомобилей премиум-класса…

Близкое родство обоих систем имеет и логичные «тонкие места» их работы:

  1. При засорении салонного фильтра (который, как не многие, к сожалению, знают, является таким же «расходником», как и масло с омывайкой) система начинает работать хуже, появляется неприятный запах в салоне.
  2. В воздуховодах также могут со временем скапливаться болезнетворные бактерии (чем не среда для размножения, где тепло, темно и влажно?), так что не менее периодически стоит заниматься их чисткой. Для этого либо используют специальные компрессоры, подающие очень горячий пар, либо специальные дымовые «шашки», прогоняющие дезинфицирующий состав через все каналы. Разумеется, в обоих случаях не рекомендуется дышать этими составами.
  3. Радиатор, расположенный в подкапотном пространстве автомобиля, также подвержен загрязнению: коктейль из мошек, листвы, пуха с деревьев со временем образуют на лицевой поверхности радиатора непреодолимый для набегающего воздуха щит — что логично приводит к не корректной работе хоть кондиционера, хоть климат-контроля. К сожалению, особенности конструкции некоторых автомобилей не позволяет просто «продуть» радиатор — для чистки приходится полностью снимать передний бампер.

Что в сухом остатке? Кондиционер от климат-контроля по сути отличается большей «самостоятельностью» последнего, что положительно сказывается как на общем состоянии водителя, так и на безопасности движения (не нужно отвлекаться на настройку работы). Да и при последующей перепродаже наличие «на борту» системы климата станет для автомобиля таким же жирным плюсом, как легкосплавные диски или кожаный салон. Главное — всё грамотно обслуживать.

Раньше за свежесть и приятную атмосферу в автомобильном салоне в летнее время отвечал кондиционер, в зимнее- печка. Но технологический прогресс не остановить и сегодня за комфорт в салоне автомобиля как зимой, так и летом призван отвечать климат-контроль.

Что такое климат-контроль, его виды?

Время появления автомобиля с первым климат-контролем точно указать нельзя. Однако имеются данные о том, когда был создан первый образец автомобильного кондиционера. Это событие датируется 1927 годом. Конечно же первые агрегаты были не столь совершенны, как нынешние, но время идёт вперёд, технологии меняются в лучшую сторону, уровень профессионализма инженеров и конструкторов возрастает постоянно в геометрической прогрессии и вот автомобильный кондиционер преобразовался в систему климат-контроля.

Можно встретить также и такую аббревиатуру HVAC , обозначающую климат контроль. Расшифровывается с английского это следующим образом: Heating - теплоснабжение, Ventilation - вентиляция, Air Conditioning – кондиционирование. Следовательно из этого видно, что климат-контроль – это система, которая состоит кондиционера, элементов отопления и воздушной фильтрации, а также необходимых датчиков. Климат-контроль приводится в действие электронным блоком управления (ЭБУ).

Основной отличительной особенностью климат-контроля от его предшественника – , является температурный режим. Дело в том, что кондиционер призван лишь охлаждать воздух салона, когда система климат-контроля поддерживает заданную температуру. При всём этом умная система учитывает не только температуру снаружи автомобиля, но и прогревание салона солнечными лучами, что обеспечивает наиболее комфортное пребывание водителя и пассажиров в салоне автомобиля.

Если за бортом холодная погода, климат-контроль может работать в режиме отопление – кондиционирование, а если воздух, который поступает с улицы, загрязнён, то автоматически включается рециркуляционный режим. Водителю на выбор предоставляется температурный режим в пределах от 16 до 30 градусов по Цельсию. Значение на выбор водителя задаётся регулятором, расположенным на панели. После чего сигнал поступает в блок управления, приводя систему в действие. Уровень прогрева салонного воздуха регулируется центральной заслонкой, за счёт которой происходит смешение горячего и холодного воздушных потоков. В случае возникновения определённой необходимости может включиться кондиционер, помогающий избавить салон автомобиля от излишней влаги и тепла.

Разновидности климат-контроля

Выше мы упоминали о том, что технологический прогресс, как и время, на месте не стоит. Поэтому сегодня, благодаря применению умной электроники, появилась возможность зонировать климат в салоне автомобиля. Исходя из этого система климат контроля подразделяется на следующие виды:

однозонный климат-контроль;

Двухзонный климат-контроль;

Трехзонный климат-контроль;

Четырехзонный климат-контроль.

В однозонной системе температуру может выбирать лишь водитель. Двухзонный климат-контроль позволяет выставлять различную температуру на водительском месте и месте переднего пассажира. Третий и четвёртый виды климат-контроля позволяет всем пассажирам дистанционно регулировать наиболее комфортную температуру для каждого из них.

Составные части климат-контроля

Система климат-контроля объединяет в себе климатическую установку и очень важную часть – её систему электронного управления. В свою очередь система климатического контроля объединяет в себе такие элементы как:

- система кондиционирования;

Система отопления и вентиляции;

Радиатор отопителя;

Вентилятор приточного воздуха;

Кондиционер, состоящий из испарителя, компрессора, ресивера и конденсатора.

Управляет климат-контролем соответствующая система электронного управления. Основными элементами данной системы являются входные сенсоры, блоки управления и исполняющие механизмы. Входные сенсоры измеряют соответствующие физические параметры и преобразовывают их в определённые электрические сигналы. К входным сенсорам можно отнести: сенсоры температуры воздуха за бортом автомобиля, датчики выходной температуры, сенсор температуры испарителя, фотодиоды следящие за уровнем солнечного излучения и потенциометры заслонок. Выходные сенсоры и их количество зависит от модели и системы климатического контроля и конструкции. Сенсор выходной температуры может быть укомплектован также дополнительным сенсором для ножного пространства.

Сенсоры выходной температуры в системе двухзонного климат-контроля находятся слева и справа, в трёхзонном климат-контроле соответственно находятся ещё и сзади. Положение воздушных заслонок, будь то заданное или текущее в определённый момент, фиксируется потенциометрами заслонок. Благодаря температурным сенсорам давления и испарителя обеспечивается работа всей системы кондиционирования. Электронным блоком управления принимаются сигналы от сенсоров, далее они рассматриваются заложенными программами, формируя управляющее воздействие на необходимые устройства управления. Далее поговорим о них.

Группа исполнительных устройств включает в себя приводы заслонок и электромотора вентилятора. Их функция заключается в создании заданного температурного режима и его поддержании. Заслонки начинают действовать путём воздействия на них электрического или механического привода. Системы климатического контроля обладают различными видами заслонок:

- заслонка приточного воздуха;

Центральная заслонка;

Заслонка температурного регулирования. Она применяется в система несколькими зонами регулирования;

Заслонка рециркуляции;

Заслонка для оттаивания стёкол.

Эксплуатационные особенности устройства климат-контроля

Для установления желаемой температуры воздуха в салоне автомобиля, нужно всего лишь выставить нужный показатель на дисплее. Все дальнейшие манипуляции программа компьютера проведёт самостоятельно. Самой эффективной работой климатической системы будут условия, при которых включена внутренняя рециркуляция вентиляционной системы автомобиля. Благодаря этому система находится в ждущем режиме, а не постоянно затрачивает энергию на нагрев или охлаждение воздуха. Однако несмотря на то, что данные операции могут регулироваться автоматически, не стоит полностью полагаться на технику. Перекрытие дефлектора и выбор необходимого направления для воздушного потока, каждый водитель должен выбирать самостоятельно. Если учитывать все конструктивные особенности и обладать определённым багажом знаний по эксплуатации, можно продлить жизнь своей климатической установки на долгие годы. Помните тот факт, что пользоваться рециркуляцией воздуха необходимо с головой.

Бездействующий режим охлаждения приведёт к тому, что все стёкла Вашего автомобиля будут запотевать. Выделяемая влага, которая конденсируется во время дыхательного процесса пассажиров, будет оседать на испарителе. Спустя определённый период времени может появиться неприятный запах в салоне автомобиля. В жаркое время перед тем как включить климат-контроль, следует проветрить автомобиль, открыв все двери и окна автомобиля. Это выровняет температуру автомобиля с окружающей средой. Далее нужно установить работу устройства в рекурциляционном режиме на максимально возможную мощность. В этот момент все двери, окна и люк должны находиться в полностью закрытом состоянии.

Первое время водитель должен подождать на улице. Для того, чтобы климат-контроль работал корректно, во время движения избегайте попадания воздуха снаружи. В противном случае это приведёт к изменению показаний датчиков. Каждый элемент может работать, как взаимодействуя с другими, так и самостоятельно. Во время работы системы климат-контроля существенно увеличивается топливный расход автомобиля. Обязательно это учитывайте, когда будете приводить в действие климат-контроль.

Управляющий механизм климат-контроля

Как мы уже упоминали ранее за осуществление функционирования системы климатического контроля отвечает Это своего рода мозговой центр всей климатической системы. Решения, которые принимает блок управления, основываются на показаниях всех доступных сенсоров и датчиков. Корректное функционирование климат-контроля также зависит от работы блока испарителя-отопителя. Он позволяет в самые сжатые сроки достичь нужного температурного значения. На скорость нагревания или охлаждения непосредственно влияет и режим воздушной рециркуляции. Нужная температура поддерживается за счёт работы автоматики блока управления. Ни водитель, ни пассажиры не принимают никакого участия в данном процессе. Используя вентилятор и положения заслонок электронный блок оптимизирует направление, силу воздушного потока и его температуру. Возможно несколько направлений воздушного потока:

- область стекла;

Область у ног;

- «стекло/ноги»;

Область лица пассажира;

- «ноги/лицо».

Уход за системой климат-контроля

Как и все автомобильные устройства, формирование и поддержание микроклимата в салоне автомобиля требует к себе систематического ухода. Своевременная дозаправка кондиционера должна проводиться вместе с промывкой его радиатора. Периодичность этой операции должна быть не меньше раза в полгода. Максимально эффективное функционирование системы климат-контроля достигается только в случае соблюдения необходимых правил ухода.

Преимущества и недостатки климат-контроля автомобиля

Основными преимуществами использования климат-контроля являются следующие:

- комфортабельные условия передвижения в салоне транспортного средства;

Определение температуры воздуха вне салона автомобиля;

Полная автоматизация работы системы, которая не отвлекает водителя от пути;

Человеческий организм не может переохладиться в результате работы системы климат-контроля.

У данной системы, как и у всего прочего автомобильного наполнения, существует и ряд недостатков :

- высокая стоимость опции;

Большой топливный расход;

При случившейся неполадке в каком-либо одном из смежных отсеков, выходит из строя вся система.

Система климат-контроля устанавливается по умолчанию в большинство современных автомобилей. Зачастую – это представители импортных автомобилей. Климат-контроль является бесспорным лидером в обеспечении комфортного передвижения водителя и пассажиров. Недалёк тот час, когда она полностью вытеснит, ещё актуальную сегодня, систему автомобильного кондиционирования.

Подписывайтесь на наши ленты в

И кондиционер - это две удобные системы охлаждения воздуха. Однако эти системы имеют существенные отличия, которые влияют не только на комфорт водителя, но и на работу авто в целом.

Раньше, приобретая «железного коня», люди и не знали, что значит кондиционер или климат-контроль. Раньше для кондиционирования салона машины открывали окно и наслаждались приятным ветерком. Однако, во время дикой жары, когда такое ощущение, что на вас дуют из фена, открытое окошко не спасает. Для того чтобы охлаждать «железного коня», умные люди давно придумали климат-контроль и кондиционер.

В чём отличия двух систем охлаждения либо нагревания воздуха в автомобиле? Некоторые думают, что отличий нет совершенно, но спешим заметить, что они существуют. Климат-контроль и кондиционер разные способы вентилирования.

Кондиционер: враг либо друг?

Кондиционер - это одна из разновидностей систем охлаждения салона. Если сравнить с домашним кондиционером, который современный человек привык наблюдать у себя в квартире, подпитка автокондиционера происходит не от электросети. Автокондиционер питается от коленчатого вала двигателя.

Что это значит? А означает это то, что система охлаждает воздух благодаря двигателю и автокондиционер пользуется частью мощности того самого мотора. Поэтому в авто, когда работает устройство охлаждения, вы буквально чувствуете потерю столь дорогих ньютонов. Из этого следует, что мотор применяет больше сил, а значит и бензина он «ест» больше. Однако с другой стороны, надо сказать, что у метода вентилирования воздуха есть и огромный плюс - это комфортное передвижение .

Как работает кондиционер

Кондиционер чем-то похож на домашнюю холодильную камеру. Конечно, внутреннее устройство у них отличается, однако принцип схож. Кроме того, в разных авто система охлаждения разная, однако принцип остаётся неизменным. Главное в устройстве - это зацикленная система, герметично запакованная, по которой вращается газ фреон. Иногда фреон требует замены, однако делать это надо только в специализированных центрах.

Как же работает это устройство? Человек нажимает на кнопку и запускается сложный процесс. Первой начинает работать электромагнитная муфта. После первой стадии прижимной диск приводного узла производит стыковку системы кондиционирования со шкивом. Следует заметить, что шкив постоянно находится в работе и крутится от коленвала из-за ременной передачи. Далее включается компрессор, что сжимает фреон. Сжатый фреон раскаляется и поступает в конденсатор, где он остужается постоянно работающим электровентилятором.

Электровентилятор всегда работает на первой мощности, однако, если вы находитесь в пробке или «железный конь» припаркован, электровентилятор может сам фиксировать снижение мощности и переключается на вторую скорость.

На этом процесс не заканчивается. После того как фреон остудился в конденсоре, он меняет свою агрегатную форму и становится жидкостью. Далее жидкость попадает в ресивер-осушитель и там фильтруется от мусора. Затем отфильтрованный фреон поступает в испаритель через вентиль, корректирующий температуру. Там субстанция закипает и испаряется, а уже эти испарения охлаждаются и отправляются прямиком внутрь вашего авто. Фреон же, как кровь у человека, возвращается в начало и запускается по новому циклу.

Климат-контроль: умное устройство с «разумом»

Разберём теперь характеристики регулятора климата. Что касается этого устройства корректировки воздуха, то первым его плюсом можно назвать не только охлаждение, но и . Также нужно сказать о том, что климат-контроль - это устройство с мозгом. Оно оперирует информацией, которая поступает с датчиков, расположенных в салоне. То есть человек волен сам выбрать температуру и устройство, исходя из этих данных, не будет повышать или понижать температуру выше или ниже установленных параметров.

Отдельным пунктом отличия климат-контроля от кондиционера поставим отсутствие необходимости прислушиваться к своему самочувствию. Климат-контроль сделает всё за вас, он выберет нужную температуру и сделает всё, чтобы вам было удобно.

Один из основных положительных моментов устройства регуляции климата - это умения вести себя «разумно» в холодный период года. Устройство самостоятельно анализирует температуру в салоне и температуру за бортом. Исходя из этих данных, оно управляет воздушными заслонками. С самого начала регулятор климата посылает поток тепла на стёкла для того, чтобы они оттаяли. После этого идёт обогрев ног и сидений. Далее обдув следует на лицо человека за рулём. Эту часть человеческого тела называют самой удачной для обогрева во время движения транспорта. Однако стоит заметить, что такая система встречается не во всех марках авто, хотя некоторые из производителей предлагают покупателю самостоятельно отрегулировать обогрев. То есть всё, что пожелаете за ваши деньги.

Управление климат-контролем

Теперь перейдём к управлению этими чудо-системами.

Начнём с кондиционера. Управлять кондиционером весьма легко. Здесь сможет справиться и новичок. Все настройки вводятся вручную. Панель управления довольно простая. На ней находится кнопка регулирования компрессора, корректировщик температуры с двумя зонами, переключатель оборотов вентилятора и рычаг распределения потоков воздуха. Существует и минус - водитель обязан наблюдать за . Сделать это достаточно трудно, особенно во время движения, когда негде припарковаться или просто остановиться. Что касается наружного вида, то есть два типа кондиционеров - это панель приборов с рычагами и клавишами, а есть приборная панель с жидкокристаллическим экраном и кнопками.

Что лучше: климат-контроль или кондиционер

Чем отличается климат-контроль от кондиционера? Отличия заключается в том, что человеку за рулём нет надобности постоянно следить за устройством и прислушиваться к своим ощущениям. Регулятор климата всё сделает за вас. Здесь можно положиться на авто-режим, который выставит нужную температуру обдува и поймёт, что вам на данный момент требуется.

Остаётся нерешенным только один вопрос: «Что же брать? Что лучше: климат-контроль или кондиционер?» Прочитав всё это, вы, наверно, уже догадались, что климат-контроль намного удобнее и эффективнее. Мы достаточно точно объяснили, в чём разница между этими двумя способами вентилирования воздуха. Но, если вы новичок, который ни разу не ездил в машине, хоть с какой-нибудь системой вентилирования, то понятно, что вы сомневаетесь и взвешиваете все ЗА и ПРОТИВ.

Климат-контроль во многом совершеннее простых кондиционеров

Для полной картины мы решили предоставить тезисные плюсы и минусы этих двух систем:

  1. Удобство. Здесь, без всяких сомнений, побеждает устройство климат-контроля. Когда работает климат-контроль, водитель не отвлекается на посторонние вещи, а именно на переключение кондиционера и прислушивание к своим чувствам. Климат-контроль даёт полную свободу, и что немаловажно, не отвлекает от дорожного движения.
  2. Скорость. Опять-таки берёт первенство климат-контроль, так как быстро реагирует на изменения температуры и автоматически подстраивается. В то время как кондиционер надо настраивать своими силами.
  3. Безопасность. Климат-контроль забирает приз и за эту номинацию. Как уже писалось выше, климат-контроль полностью автоматически меняет режим температуры в салоне, и вы не отвлекаетесь от дороги, тем самым не создавая аварийных ситуаций.
  4. . Вспомним, что кондиционер забирает необходимые ньютоны у авто и тем самым заставляет машину «есть» больше топлива. Климат-контроль своевременно отключает и включает функции подогрева и охлаждения, тем самым экономя ваши деньги.
  5. Выбор. Вы можете купить авто с раздельным климат-контролем. Его можно настраивать сразу на четыре зоны в автомобиле отдельно. То есть вы, ваша семья или друзья могут самостоятельно выбрать тот температурный режим, который им по душе.

Наш абсолютный победитель в конкурсе на лучшую систему регуляции температуры салона - климат-контроль!

Комфортный салон автомобиля - это, наверное, один из основных факторов, по которым автолюбители выбирают себе машину. Но даже максимально роскошный салон, самые удобные кресла и отличная эргономика не могут приносить удовольствие, если внутри жарко или, наоборот, слишком холодно. По этой причине инженеры разрабатывали и оснащали автомобили кондиционерами и системами, которые бы в летнее время охлаждали воздух, а в зимнее нагревали его. Сейчас автолюбители все чаще стоят перед или климат-контроль. В чем разница?

История

Но в начале были только кондиционеры. Первое авто, которое оснащалось кондиционером, было разработано в 1940 году. Естественно, было еще очень далеко до тех решений, которые применяют сегодня. Современные кондиционеры стали появляться только через 13 лет. Однако тогда это считалось настоящим техническим прорывом. И даже больше - монтаж кондиционера в Chrysler Imperial в 1953 году дал свои плоды - запустилась целая отрасль автомобильных кондиционеров. Благодаря этому впоследствии появились более функциональные климатические системы.

Сегодня можно встретить автомобили в различных комплектациях - где-то есть кондиционер, а где-то - климатическая система. Попробуем разобраться, чем отличается климат-контроль от кондиционера, а также узнаем об устройстве климатического оборудования.

Определение понятий: кондиционер и климат-контроль

Если попытаться коротко сказать о разнице между кондиционером и климатической системой, то первым делом необходимо сказать, что это совершенно разные термины, которые многие люди часто путают и не знают, есть ли отличия климат-контроля и кондиционера в автомобиле. И в этой путанице нет ничего удивительного - оба решения имеют сходства и решают похожие задачи. Данные системы призваны поддержать в салоне комфортную температуру. Но нужно сказать, что кондиционеры появились гораздо раньше. Поэтому начнем именно с них.

Автомобильный кондиционер

Почти у каждого из нас дома на стене висит сплит-система. Однако автокондиционер существенно отличается от бытового оборудования. Запитывается устройство не от электричества, а за счет вращения коленчатого вала посредством ременной передачи. Кондиционеры предназначены только для охлаждения воздуха в салоне. В летний период для регулировки интенсивности работы этого устройства необходимо менять обороты вентилятора. Чем быстрее будет вращаться вентилятор, тем скорее воздух станет комфортным. Если необходимо нагреть воздух, тогда запускается печка, а теплый воздух разгоняется по салону при помощи все того же вентилятора. Необходимо также заметить, что когда работает кондиционер, сначала он забирает воздух, затем сушит, и только потом поток будет нагреваться или охлаждаться.

Управляют кондиционерами в современных автомобилях при помощи механических либо цифровых систем управления. Все зависит от марки и модели конкретного автомобиля.

Климат-контроль

Теперь рассмотрим, чем отличается климат-контроль от кондиционера. Первый комплекс представляет собой некую систему, которая автоматически поддерживает определенную и постоянную температуру. Температурный режим задают при помощи различных электронных систем. За счет электроники и датчиков регулируется эффективность работы автокондиционера, отопителя, вентиляционной системы.

Устройство климат-контроля

Итак, у нас есть климат-контроль. Чем отличается от кондиционера он? Хотя бы тем, что климатическая система состоит из нескольких блоков. Это элемент управления, который контролирует при помощи датчиков влажность и температуру. Существуют даже некоторые модели климатического оборудования, где учитываются и другие параметры. Это солнечная радиация, температура за бортом, но зачастую это не нужно. Кроме блока управления, других серьезных отличий нет. Но именно благодаря электронному блоку езда и становится комфортной. Многие любят климат-контроль. Чем отличается от кондиционера? Да тем, что нет необходимости отвлекаться от управления на регулировку печек и кондиционеров.

Также кроме того, что при помощи электроники климатическая система автоматически регулирует температуру и влажность, она еще может самостоятельно двигать заслонки воздуховодов и выбирать такие направления, чтобы водитель или пассажиры не простудились. Кондиционеры такой функцией не оснащены. Вот в чем отличия кондиционера от климат-контроля. Что лучше? Однозначно второй вариант. С ним не получится простудиться и заболеть.

Необходимость в электронном блоке управления

Блок управления получает информацию, которая приходит с датчиков внутри и за бортом машины. Далее он выполняет анализ желаемой среды и, основываясь на этих данных, рассчитывает, что нужно сделать, дабы удовлетворить водителя. Благодаря полноценному анализу климат-контроль гораздо лучше кондиционера. При этом удается и снизить расход горючего - от того, как сильно приходится охлаждать или нагревать, зависит и количество потребляемой энергии. Если же правильно настроить систему кондиционера и печки, а интенсивность этого оборудования будет минимальной, тогда расход можно снизить весьма существенно.

Как управлять кондиционером и климат-контролем

Первый управляется только вручную. На центральной консоли или приборной панели есть специальные органы управления со «снежинкой», которая также обозначена значком «А/С». Управлять приходится только при помощи этих кнопок.

Но что делать, если в машине установлен климат-контроль? Чем отличается от кондиционера? Во-первых, сложным управлением. Однако нельзя сказать, что процесс управления очень сложен. На современных автомобилях с климатом есть кнопка - Auto. Эта кнопка и запускает климатическую систему. После того как блок управления запустится, система начнет анализировать информацию с датчиков и примет решение - охлаждать или нагревать воздух в салоне. Естественно, нельзя сказать, что на всех авто система работает именно так. Но в общих чертах все сходится.

Виды систем климат-контроля

В зависимости от технических характеристик системы она может создавать различную температуру в нескольких зонах автомобиля. В этом ей помогают уже знакомые нам датчики. Различают одно-, двух-, трех- и четырехзонные решения.

К примеру, мы имеем двузонный климат-контроль. Чем отличается от кондиционера? Он в одно и то же время может создать два отдельных микроклимата в разных частях салона. Так, обычно одна находится около водителя, а другая - возле пассажира.

Работа климатической системы в зимнее время года

В зависимости от модели и марки автомобиля, типа его комплектации, да и от самой климатической системы, алгоритм работы может быть различным. Чаще всего эти отличия можно заметить только зимой - например, в процессе прогревания машины утром блок управления будет самостоятельно двигать дефлекторы вначале к стеклам, затем струя воздуха плавно опустится к ногам. В конце нагретый воздух пойдет в направлении лица водителя. В таком состоянии управлять автомобилем гораздо комфортнее.

Зная, принцип работы и основные механизмы, нужно также помнить, что в каждой машине эти алгоритмы могут быть индивидуальными. Все дело в том, что в некоторых системах прогрев может выполняться иначе. Кроме того, одни комплексы можно настраивать, а другие не позволяют вносить никаких настроек. И даже больше - отдельные системы автоматически отключают кондиционер в случае, если запотели стекла изнутри.

Как не заболеть под автокондиционером

Климат-контроль и кондиционер в салоне - это еще не гарантия того, что в салоне будет максимально комфортно. Необходимо уметь правильно использовать эти системы, чтобы температура была комфортной, но не более того. Если она слишком низкая, а за бортом очень жарко, существует огромная вероятность подхватить простуду. Чтобы этого не вышло, необходимо отказаться от низких температурных режимов. Чтобы не заболеть, температуру нужно выставлять на 5 градусов ниже, чем на улице. В дальних поездках ее можно снижать, однако делается это постепенно через каждые 2 часа. Тогда температурный режим будет максимально комфортным, а риск простуды сведется к минимуму. Зимой климат-контроль настраивают так, чтобы в салоне не было жарко. Выйдя на улицу, есть серьезный риск заболеть. Часто климатические системы выставляют до отметок 22-26 градусов зимой.

Что лучше: климат-контроль или кондиционер для Однозначно климат, ведь водитель не будет постоянно заниматься регулировкой температуры и отвлекаться от дороги.

О недостатках

Очевидно, что климатическая система более удобна в эксплуатации. При единоразовой настройке она сразу обеспечивает максимальный уровень комфортабельности в течение долгих месяцев. Однако так ли все на самом деле хорошо? Автоматика при всех преимуществах имеет недостатки, которые могут серьезно повлиять на выбор, и человек выберет обычный кондиционер. Первый минус - цена. Она гораздо выше, если автомобиль укомплектован климатом. Но когда люди хотят больше комфорта для себя, то производитель может на этом заработать. Второй недостаток - малая надежность и низкая ремонтопригодность. Климатическое оборудование состоит из множества электронных устройств. Возьмем, к примеру, электронный блок, который у обычного кондиционера отсутствует - он иногда выходит из строя, и от его поведения зависит эффективность работы всего комплекса.

Вердикт

Климат-контроль или кондиционер - что лучше? Если рассматривать с точки зрения удобства, однозначно климат. Но если у вас в приоритете надежность и ограниченный бюджет, лучше отдать предпочтение кондиционеру.

Климат-контроль в автомобиле - электронная автоматизированная система, направленная на создание, а также длительное поддержание комфортной температуры и . Определение идеального показателя напрямую зависит от внешних климатических условий.

Благодаря разработанной автоматике водитель защищён от постоянного нарушения концентрации внимания и ручной настройки температурных показателей.

Виды климат-контроля

В зависимости от собственных технических характеристик система климат-контроля способна выдавать различную температуру одновременно в нескольких зональных отсеках автомобиля .

Основные виды климатообразующей системы:

  • однозонная;
  • двухзонная;
  • трёхзонная;
  • четырёхзонная.

Например, установленный в транспортном средстве двухзонный контроль способен в одно и то же время сформировать два отдельных и комфортных микроклимата. Один из них будет действовать в зоне расположения , другой - в зоне расположения пассажира, сидящего рядом. Такое техническое чудо стало возможным при появлении современной инновационной электроники.

Составные части оборудования

На видео показано, как работает климат-контроль в автомобиле:

  1. Климатическая установка, объединяющая системы кондиционирования, .
  2. Управляющая система, направленная на контроль и регулировку работы целостной климатической установки. В неё входят датчики: давления в системе кондиционирования, температуры воздуха внутри и , уровня излучения солнца. Главенствующая составная часть управляющей системы - блок управления климат-контролем , который осуществляет постоянный приём сигналов, поступающих от входных датчиков, и при помощи встроенной компьютеризации отправляет их на элементы, относящиеся к исполнительному устройству (температурное регулирование, заслонки рециркуляции воздуха).

Датчики улавливают малейшее изменение температурного показателя и, опираясь на него, формируют определённый микроклимат внутри машины.

Учитывая все особенности конструкции и имея определённые знания по эксплуатации, можно сохранить климат-контроль своего автомобиля в рабочем состоянии на долгие годы.

Важно помнить, что рециркуляцию воздуха стоит использовать с умом . Невключённый режим охлаждения может привести к повсеместному запотеванию стёкол. Влага, выделяемая в процессе дыхания пассажиров, будет способствовать образованию конденсата на испарителе. Через время это приведёт к такому последствию, как неприятный аромат в автомобиле.

На видео производят диагностику климат-контроля:

Перед включением функции климат-контроля в жаркую погоду следует настежь открыть в машине все двери и окна. Это сравняет температуру в салоне с окружающей средой. Далее, следует установить работу устройства в режим рециркуляции, мощность при этом должна быть максимально возможной. В этот момент окна, двери должны быть плотно закрыты. Какое-то время водителю рекомендуется подождать на улице.

Для корректности работы климатической установки во время движения следует избегать попадания воздуха извне. Иначе это может привести к изменениям в показаниях датчиков.

Элементы климатической установки способны работать как в совокупности, так и по отдельности. Работа оборудования приводит к . Это необходимо учитывать при приведении климат-контроля в действие.

Управляющий механизм

Управление климат-контролем осуществляется посредством электронного блока управления (ЭБУ). Он является непосредственным мозговым центром. Решения, принимающиеся управляющим блоком, базируются на показателях доступных датчиков.

Работа климат-контроля также зависит от управления смежной механической системой - блока испарителя-отопителя. Она позволяет в кратчайшие сроки добиться требуемого температурного показателя.

На видео происходит ремонт заслонок климат-контроля:

К быстрому нагреванию или охлаждению может также привести режим рециркуляции воздуха.

Необходимая температура поддерживается благодаря автоматике ЭБУ. Водитель и пассажиры в этом процессе не принимают никакого участия.

При помощи вентилятора и заслонок ЭБУ выбирает оптимальное направление, температуру и силу потока воздуха.

Возможные направления воздушного потока:

  • область расположения ног;
  • «стекло/ноги»;
  • область нахождения лица пассажира;
  • «ноги/лицо».

Работы по установке системы формирования внутреннего микроклимата автомобиля

Установка климат-контроля - задача нелёгкая и под силу далеко не каждому автомобилисту. на подобную услугу достаточно высока, что связано с трудоёмкостью процесса. Всё зависит от комплектации климат-контроля, выбранного производителя и модели собственного транспортного средства. Однако не стоит пренебрегать услугами специализированных предприятий, так как система климат-контроля напрямую связана с конструкцией важнейших автомобильных устройств. И неправильное проведение установочного мероприятия может привести к их поломке.

На видео показаны основные функции климат-контроля:

Ход работы (может отличаться для разных моделей автомобилей)

  1. В первую очередь снимается центральная консоль и бардачок. Проводить процедуру следует с предельной аккуратностью во избежание повреждения покрытия. расположено отверстие рециркуляции воздуха.
  2. , заранее слив антифриз. После этого удалить .
  3. Провести разметку и вырезать отверстие самой рециркуляции. Сделать крепёжные отверстия для испарителя, подсоединить его.
  4. В моторном щите проделать ещё одно отверстие. При этом нужно помнить, что около него проходят магистральные линии топливопровода.
  5. Далее, проводится замена подкапотной проводки вентилятора охлаждения. Вместо неё устанавливается специально разработанная проводка датчиков системы климат-контроля.
  6. Встраиваются и подключаются потолочный датчик и датчик с вентилятором.
  7. Протягивается проводка по магистрали и провод АКБ, придерживаясь левого направления. Подключаются колодки, встраиваются в положенное место испаритель и блок отопителя.
  8. Практически в самом конце установки подсоединяется ЭБУ.
  9. Провести промежуточную проверку работоспособности всего установленного оборудования.
  10. Устанавливается радиатор, магистрали фреона. Компрессор закрепляется, шланги прикручиваются, проводится вмонтирование вентиляторов.
  11. Ставится новый дроссель и осушитель. Проверяются все рабочие магистрали.
  12. Проверяется герметичность всей установленной системы, в систему заправляется фреон.
  13. В конце проделанной работы провести тестирование на корректность получаемых данных с датчиков системы климат-контроля.

На видео происходит ремонт климат-контроля:

Уход за системой климат-контроля

Как и все устройства автомобиля, установка формирования микроклимата требует постоянного ухода. Своевременная дозаправка должна сочетаться с промывкой радиатора кондиционера. Эту операцию следует проводить не менее двух раз в год. Максимальная эффективность системы отмечается только при соблюдении основных правил ухода.

Цена на систему контроля климата

Как уже отмечалось выше, ценовая категория таких устройств довольно высока. Средний показатель составляет от тысячи до пятнадцати тысяч долларов. Модели устройств с более низкой ценой имеют очень ограниченный набор функций, да и качество подобных устройств должно вызвать ряд сомнений у автомобилиста.

Преимущества и некоторые недостатки климат-контроля

Преимущества :

  • в автотранспорте;
  • определение температуры за бортом;
  • автоматизированная работа системы, позволяющая не отвлекаться от ситуации на дороге;
  • невозможность переохлаждения человеческого организма.

Недостатки :

  • высокая стоимость;
  • выход из строя всей системы при неполадках в любом смежном отсеке.

Система климат-контроля - устройство, которое встроено в большинство современных автомобилей. Чаще всего ими являются импортируемые модификации. Тем, кто по-прежнему конца двадцатого века, на данный момент приходится довольствоваться открытыми окнами и люками.

Это оборудование - бесспорный лидер по обеспечению комфорта водителя и пассажиров. В скором времени оно окончательно превзойдёт, ещё присутствующую, систему кондиционирования транспортного средства.