Переход на зимнюю резину в белоруссии. Требования к установке зимних шин. ГАИ: в Беларуси водителей могут обязать использовать зимние шины в холодный период

О чем прежде всего должен подумать автолюбитель, въезжая в Беларусь после 1 декабря? Конечно же, о том, какая «обувь» на его автомобиле. Уже второй год с 1 декабря по 1 марта можно ездить только на зимней резине. Такое решение принято на законодательном уровне, исходя из дорожной ситуации и опыта соседних стран.

В Беларуси уже второй год с 1 декабря по 1 марта можно ездить только на зимней резине.


Статистика утверждает, что на мокром шоссе вероятность ДТП возрастает в 1,6 раза, на снежном покрытии - в 3,8 раза, а при гололеде - в 10 раз! В таких условиях только специальные шины способны обеспечить автомобилю управляемость. Это достигается благодаря специальному рисунку протектора и химическому составу резины, не «дубеющей» на морозе. Можно установить на такие шины еще и шипы из износостойкого металла - машина в такой обувке значительно увереннее ведет себя на обледенелой дороге. Ну а в экстремальной ситуации допускается использовать стальные цепи противоскольжения - если это, конечно, позволяет конструкция автомобиля.

Насколько затратно и хлопотно в Беларуси «переобуться»? Расскажу на примере собственного авто с колесами 15 дюймов. В первую очередь нужно учесть стоимость шин. Поскольку езжу зимой немного, то остановился на недорогих изделиях отечественного производства стоимостью немногим более 500 тысяч белорусских рублей за штуку (около 1888 российских рублей). Товар западного или японского бренда может стоить в 2–3 раза дороже.

Вторая составляющая - смена покрышки. В Беларуси с этим нет проблем. Я воспользовался услугами фирменной сети и заплатил за смену четырех колес с балансировкой 450 тысяч рублей (1699 российских рублей). Примерно столько же стоит хранение в течение полугода летних колес. Впрочем, многие в последнее время предпочитают содержать второй комплект шин на дисках. Так экономятся средства на шиномонтаже, да и, говорят, увеличивается срок службы колес.

Можно круглый год ездить на всесезонных шинах. Правда, летом такая резина сильно шумит, а на морозе, по утверждению знатоков, она становится чересчур твердой. К тому же нужно помнить, что высота протектора и в этом случае, как на любой зимней резине, не должна быть менее 4 миллиметров на любом участке покрышки.

За нарушение этих требований на первый раз сотрудник ГАИ может ограничиться предупреждением или наложением штрафа до 0,5 базовой величины. Это сейчас 90 тысяч белорусских рублей (340 российских рублей). Однако не стоит надеяться, что так можно будет путешествовать от проверки к проверке. Инспекторы хорошо оснащены и могут онлайн узнать, были ли вы уже оштрафованы по данной статье. И тогда штраф может возрасти до 5 базовых величин - это уже 900 тысяч белорусских рублей (около 3000 российских рублей). Примерно вдвое дороже затраты на шиномонтаж. В случае же ДТП езда на не соответствующих сезону шинах будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство, что может быть чревато еще большими материальными потерями. А главное, стоит ли рисковать, отправляясь в путешествие, не подготовившись к коварным сюрпризам зимней дороги?

Досье «СОЮЗа»

Переход на зимние шины в Беларуси обязателен для автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковых и грузопассажирских автомобилей с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусов с технически допустимой общей массой до 5 тонн. Разрешенные к эксплуатации зимой шины должны иметь соответствующую маркировку в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаков «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». Высота рисунка протектора зимних шин должна быть не менее 4 миллиметров.

А как в России?

В феврале 2013 года питерские депутаты внесли в Госдуму проект закона о введении зимней резины. Документ предусматривал также запрет на использование шипованной резины с 1 мая по 30 ноября. Нарушителям грозило наказание в размере пяти тысяч российских рублей.

Разработчики законопроекта ссылались на опыт Европы, но у него нашлось и много противников. И хотя запрет на шипованные шины действует в США, Германии, ряде других западных стран, юристы приводили в пример Финляндию, где существует обязательная смена типа резины в зависимости от времени года. Эта страна, утверждали эксперты, небольшая, на всей ее территории климат приблизительно одинаков. В России же много климатических зон. И если даже передать в регионы право на установление периодов эксплуатации зимней и летней резины, то реализовать это будет очень сложно. И что, например, делать, если в регион с ограничениями заедет автомобиль из соседнего региона, где такие ограничения отсутствуют?

Идея запрета езды на шипах предлагалась и ранее. Чаще всего звучала она из уст московских и питерских городских властей. Причин этому называлось две: якобы быстрый износ асфальта и экология. По мнению некоторых экспертов, шипы срезают мельчайшие частички асфальта, которые вместе с воздухом попадают в органы дыхания человека. К тому же, шипы винили и в образовании опасной для автолюбителей колеи на асфальте.

Авторы законопроекта предлагали обязательное использование зимних шин в России лишь владельцам легковых автомобилей, а грузовых - с массой не более 3,5 тонны. В этой связи многие эксперты обращали внимание депутатов на то, что в период больших снегопадов количество ДТП и заторов на дорогах росло «благодаря» буксующим большегрузным фурам. Также, утверждали они, неплохо было бы законодательно ужесточить контроль за своевременной очисткой дорог от снега.

Новый закон предлагалось ввести в действие летом 2013 года. Но он так и не был принят.

Сегодня на территории России действует техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный комиссией Таможенного союза 9 декабря 2011 года. В силу он вступил 1 января 2015 года и запрещает эксплуатацию автомобилей с шипами в летний период - с июня по август, и, наоборот, на летней резине зимой - с декабря по февраль.

За нарушения предусматривается штраф до пяти тысяч рублей.

Что особенного в зимней резине?
Многие полагают, что отличия состоят в высоте профиля и ином рисунке протектора, однако это не совсем так. Летние шины имеют другой состав резиновой смеси, который менее подвержен высоким температурам.
Попросту говоря – резина не плывет при высоких температурах, стабильно цепляясь за дорожное полотно. Но при этом она «дубеет» при низких температурах, не обеспечивая должного сцепления. Как правило, нижним порогом считается температура +7, а критической точкой является температура в 0 градусов, после которой шины начинают безбожно скользить.

Зимняя резина же более мягка, а также менее восприимчива к низким температурам. Однако, когда воздух прогрет до +7 и выше, они начинают «плыть», быстрее изнашиваться, неидеально вести себя при езде по асфальту.
Когда же правильно и при какой температуре стоит менять летнюю резину на зимнюю? Однозначного ответа здесь нет, если говорить о конкретных датах и числах. Тут многое зависит от географии и климата.

Какую резину же выбрать: с шипами или без?!
Известно, что комплекты делятся на две условных категории – шипованные и нешипованные. Чтобы понять, какому варианту отдать предпочтение, надо проанализировать область применения машины. Если большую часть времени авто проводит, передвигаясь по асфальту, укатанному снегу или снежной кашей с примесью реагентов, то следует выбрать фрикционные липучки. Если же в основном под колесами машины оказывается лед или рыхлый снег, то, когда вы меняете летнюю резину на зимнюю, стоит задуматься об установке колес с шипами.
Еще одним непростым выбором стоит выбор между скандинавским типом покрышек и европейским. Европейские модели предназначены для мягких средиземноморских зим, обладают диагональным рисунком протектора и обширной сетью водоотводящих каналов вкупе с мощными грунтозацепами по краям. Ее стихия – мокрые или грязные зимние дороги.
Скандинавский же тип отличается менее плотным более профильным рисунком. Как правило, с ромбовидными шашечками. Они лучше покажут себя при движении по снегу или льду, активнее продавливая эти поверхности.

Ответы на популярные вопросы
Несколько грамотных советов о том, на чем и как можно сэкономить, а чего делать не стоит.
Стоит ли присмотреться к всесезонным шинам? Немного вводной информации. Так называемые «всесезонки» лучше всего себя чувствуют в околонулевой зоне, а именно от -5-ти до +10-ти градусов. За рамками такой температуры они становятся неидеальными, а порой даже опасными. При этом на любых профильных испытаниях они все равно уступят как летней, так и зимней резине. Поэтому всесезонки не рекомендованы – уж лучше один раз в год сменить резину, чем подвергать свое здоровье риску. Можно ли приобретать б/у шины? Многие водители, когда надо менять летнюю резину на зимнюю, начинают задумываться о покупке подержанных моделей. Изначально кажется, что это довольно привлекательный вариант, особенно учитывая то, сколько стоит поюзанная покрышка. Еще пригодная с виду модель может обойтись на 20-30% дешевле. Однако эта выгода обманчива. Дело в том, что уже к концу первого сезона, сцепные свойства шины снижаются на 10-15%. А во второй сезон – 25-30%. Именно такого возраста и продают покрышки. Поэтому, здесь можно получить практически непригодный к использованию комплект. Т.е. по факту покупка не рекомендована.

Как же правильно сэкономить?
Есть и разумные способы экономии. Когда вы меняете зимнюю резину, не стоит обязательно гнаться за последними новинками. К тому же отлично подойдут модели старшего года – стоят они поменьше, а характеристики те же. Помимо этого, при выборе можно приобрести покрышки с меньшим посадочным размером, компенсировав это высотой профиля. А также логично приобрести колеса с тем индексом скорости, с которым вы, как правило, ездите (нет смысла переплачивать за шины, едущие 150-170 км/ч, если вы не передвигаетесь с такими скоростями).

Хороших Вам дорог!

Что особенного в зимней резине?
Многие полагают, что отличия состоят в высоте профиля и ином рисунке протектора, однако это не совсем так. Летние шины имеют другой состав резиновой смеси, который менее подвержен высоким температурам.
Попросту говоря – резина не плывет при высоких температурах, стабильно цепляясь за дорожное полотно. Но при этом она «дубеет» при низких температурах, не обеспечивая должного сцепления. Как правило, нижним порогом считается температура +7, а критической точкой является температура в 0 градусов, после которой шины начинают безбожно скользить.

Зимняя резина же более мягка, а также менее восприимчива к низким температурам. Однако, когда воздух прогрет до +7 и выше, они начинают «плыть», быстрее изнашиваться, неидеально вести себя при езде по асфальту.
Когда же правильно и при какой температуре стоит менять летнюю резину на зимнюю? Однозначного ответа здесь нет, если говорить о конкретных датах и числах. Тут многое зависит от географии и климата.

Какую резину же выбрать: с шипами или без?!
Известно, что комплекты делятся на две условных категории – шипованные и нешипованные. Чтобы понять, какому варианту отдать предпочтение, надо проанализировать область применения машины. Если большую часть времени авто проводит, передвигаясь по асфальту, укатанному снегу или снежной кашей с примесью реагентов, то следует выбрать фрикционные липучки. Если же в основном под колесами машины оказывается лед или рыхлый снег, то, когда вы меняете летнюю резину на зимнюю, стоит задуматься об установке колес с шипами.
Еще одним непростым выбором стоит выбор между скандинавским типом покрышек и европейским. Европейские модели предназначены для мягких средиземноморских зим, обладают диагональным рисунком протектора и обширной сетью водоотводящих каналов вкупе с мощными грунтозацепами по краям. Ее стихия – мокрые или грязные зимние дороги.
Скандинавский же тип отличается менее плотным более профильным рисунком. Как правило, с ромбовидными шашечками. Они лучше покажут себя при движении по снегу или льду, активнее продавливая эти поверхности.

Ответы на популярные вопросы
Несколько грамотных советов о том, на чем и как можно сэкономить, а чего делать не стоит.
Стоит ли присмотреться к всесезонным шинам? Немного вводной информации. Так называемые «всесезонки» лучше всего себя чувствуют в околонулевой зоне, а именно от -5-ти до +10-ти градусов. За рамками такой температуры они становятся неидеальными, а порой даже опасными. При этом на любых профильных испытаниях они все равно уступят как летней, так и зимней резине. Поэтому всесезонки не рекомендованы – уж лучше один раз в год сменить резину, чем подвергать свое здоровье риску. Можно ли приобретать б/у шины? Многие водители, когда надо менять летнюю резину на зимнюю, начинают задумываться о покупке подержанных моделей. Изначально кажется, что это довольно привлекательный вариант, особенно учитывая то, сколько стоит поюзанная покрышка. Еще пригодная с виду модель может обойтись на 20-30% дешевле. Однако эта выгода обманчива. Дело в том, что уже к концу первого сезона, сцепные свойства шины снижаются на 10-15%. А во второй сезон – 25-30%. Именно такого возраста и продают покрышки. Поэтому, здесь можно получить практически непригодный к использованию комплект. Т.е. по факту покупка не рекомендована.

Как же правильно сэкономить?
Есть и разумные способы экономии. Когда вы меняете зимнюю резину, не стоит обязательно гнаться за последними новинками. К тому же отлично подойдут модели старшего года – стоят они поменьше, а характеристики те же. Помимо этого, при выборе можно приобрести покрышки с меньшим посадочным размером, компенсировав это высотой профиля. А также логично приобрести колеса с тем индексом скорости, с которым вы, как правило, ездите (нет смысла переплачивать за шины, едущие 150-170 км/ч, если вы не передвигаетесь с такими скоростями).

Хороших Вам дорог!

В октябре Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ о некоторых изменениях и дополнениях в Правила дорожного движения. Согласно документу, в Беларуси вводится обязательное использование зимней резины (ранее «зиму» только рекомендовалось использовать). Эта новость стала очень обсуждаемой - в стране много автомобилей. С какого числа Указ вступает в силу, как маркируются зимние шины и в чём их преимущество - про это рассказывает заместитель начальника управления ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Самуль:
- Согласно Указу Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко № 483 от 13 октября 2014 года с 1 декабря по 1 марта при участии в дорожном движении автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонн, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами.
Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, должны быть маркированны знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». Зимние шины устанавливаются на всех колесах.
Многим автомобилистам может показаться, что покупка комплекта зимних шин - непозволительная роскошь. С другой стороны, из-за увеличенного тормозного пути на летних шинах можно побить и свою, и чужую машину. А это уже совсем другие деньги, да и риск для собственного здоровья.
Разница в тормозном пути объясняется тем, что летние и зимние покрышки имеют различное сцепление с дорожным покрытием. Это обусловлено составом резиновой смеси, а также рисунком протектора. Благодаря специальным добавкам и повышенному содержанию натурального каучука зимняя резина более эластична и сохраняет свои свойства даже в сильный мороз. Ее протектор имеет крупные блоки с большим числом специальных прорезей в блоках протектора. Вот почему зимние шины лучше «цепляются» за скользкое покрытие и обеспечивают укороченный тормозной путь.
При торможении на очень скользком покрытии (например, на гладком льду) не всегда помогает даже обычная зимняя резина. Добиться минимального тормозного пути можно, обув колеса в зимнюю шипованную резину. Однако водителям, выбравшим такой вариант, следует помнить, что преимущества шипов пропадают при движении по асфальтобетонному покрытию и рыхлому снегу. В последнем случае сцепные свойства значительно улучшат цепи противоскольжения. У шипованных зимних шин на мокром и сухом покрытии также значительно больший тормозной путь, чем у нешипованных.
Учитесь ездить по-зимнему! Даже самые совершенные зимние шины не могут творить чудеса. Поэтому после смены «обувки» всё же не следует забывать о законах физики. Например, зимой необходимо соблюдать большую, чем обычно, дистанцию до впереди идущего автомобиля. Неплохо бы вспомнить технику экстренного торможения (плавного, прерывистого, ступенчатого). Лучше поэкспериментировать на пустынном участке дороги и попробовать тормозить сначала на сухом покрытии, а потом на скользком. Таким образом можно определить, как поведет себя автомобиль в различных дорожных условиях, и оценить разницу в тормозном пути автомобиля на дороге с разным коэффициентом сцепления. При этом очень важно давать себе отчет относительно реальных возможностей своего автомобиля в зависимости от наличия тех или иных электронных систем и помнить об особенностях его поведения.
За неиспользование зимних шин в Беларуси начнут штрафовать с 16 января 2015 года, так как соответствующие изменения в ПДД вступят в силу именно с этой даты (спустя три месяца после опубликования Указа).
Штраф за данное нарушение составит 0,5 базовой величины. Уважаемые водители, заблаговременно позаботьтесь о своевременной подготовке своего транспортного средства к эксплуатации в зимних условиях!
Александр БАРИЛО.