Автомобиля помогут предотвратить перерасход горючего. Как взыскать перерасход гсм с водителя. Частые причины большого расхода топливной смеси

Для большинства организаций и предпринимателей, использующих автотранспортную технику, весьма остро стоит вопрос доверия к водителю. Многие работодатели подозревают, что шоферы присваивают часть «служебного» бензина, и порой такие подозрения подтверждаются фактами. Однако взыскать с работника стоимость похищенного ГСМ непросто. Для этого требуется тщательно соблюсти все формальности, предусмотренные законом. Наша статья может служить своеобразной памяткой для тех, кому предстоит удержать деньги из зарплаты водителя.

Вводная часть

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

Экспедитор вместо водителя

На практике некоторые работодатели идут на хитрость. Они принимают сотрудника на должность экспедитора, хотя тот, по сути, выполняет функции водителя. Это позволяет заключить с работником договор о полной материальной ответственности, ведь должность экспедитора указана в соответствующем перечне, утвержденном Минтруда России. Далее сотруднику вверяют материальные ценности в виде топлива, и в случае растраты взыскивают ущерб в полном объеме.

На наш взгляд, данные способ не является безупречным, поскольку должностные обязанности водителя и экспедитора во многом не совпадают. К тому же ГСМ, на котором работает машина, не вполне соответствует понятию материальной ценности, вверенной экспедитору для перевозки. Все это может привести к тому, что работник, с которого взыскан полный ущерб, обратится в суд и выиграет его.

Правила удержания

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен. Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба из зарплаты водителя. В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. ТК РФ).

При удержании бухгалтер обязан руководствоваться статьей ТК РФ. В ней сказано, что в общем случае суммарный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20% суммы, причитающейся работнику. Значит, если величина удержания достаточно велика, ее придется распределить на несколько месяцев.

Добавим, что взыскание ущерба не зависит от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Таким образом, работодатель вправе написать заявление в полицию, и одновременно удержать стоимость украденного топлива из зарплаты шофера.

Учет ГСМ по путевым листам – 2018-2019 (далее - ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа» ;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме» ;
  • Путевые листы: с 1 марта 2019 порядок выписки меняется .

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК» .

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье .

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Сумма, руб.

Операция (документ)

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 - 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Q н = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Q н — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Итоги

ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.

С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.

Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.

Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.

Ваша машина начала потреблять слишком много топлива? Ваш автомобиль расходует больше топлива, чем заявлено производителем? . Большинство из них не связаны с возможными неисправностями автомобиля, которые требуют ремонта. Поэтому каждый из вас может существенно снизить потребление топлива, придерживаясь наших решений и советов.

Скорость враг... Эффективности


Если ваш пробег автомобиля на полном баке стал на много меньше, то самая простая вещь, которую вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию, это изменить свой стиль вождения . Например, нажимая на каждом светофоре педаль газа в пол или постоянно превышая максимально установленную скорость движения на 20 км/час, может привести к огромному перерасходу топлива. Попробуйте изменить свой стиль вождения и ездить спокойнее, чтобы проследить, как .

В нашей стране, на некоторых дорогах максимальная разрешенная скорость составляет 130 км/час. Но в большинстве случаев на трассах, как правило, разрешенная скорость составляет 80-100 км/час. В населенных пунктах итого меньше - 40-60 км/час. Если вы , то сможете сэкономить приличное . Не верите?

Сравните расход топлива при разных стилях вождения, и вы убедитесь, что снизив среднюю скорость движения и манеру езды, сможете существенно увеличить запас хода на одном баке .

Круиз-контроль


Если вы часто ездите на большие расстояния между населёнными пунктами по шоссе, то использование круиз-контроля также поможет вам увеличить эффективность автомобиля . Дело в том, что при включенном регулировка дросселя (педали газа) осуществляется компьютерной системой. В отличие от вас, электронная система автомобиля не будет делать перегазовку и набирать резко обороты двигателя без необходимости.

Также двигаясь с круиз-контролем с постоянной скоростью, вы вряд ли будете превышать установленный на круизе максимальной скорости движения, что также улучшит показатель расхода топлива вашего автомобиля .

Снижение веса


Еще самый важный фактор, который влияет на конечное потребление топлива, это вес . Автопроизводители на протяжении всей истории автопромышленности ломают голову, как можно . И надо признать у них это неплохо получается. Особенно последние 10 лет, когда новые технологии позволили применять в автомобильной промышленности легкосплавные материалы, использовать пластик и углеродное волокно.


Как же вы без модернизации автомобиля можете уменьшить его вес? Для начала посмотрите, что вы возите с собой в багажнике и салоне. Проверьте, есть ли у вас вещи, которые существенно прибавляют . У многих водителей в багажники может храниться вещей, вес которых может достигать 50 килограмм и даже больше.

Особенно если там хранятся такие вещи как запасной аккумулятор, высоковольтные провода, канистра, ящик для инструментов, фонари и многое другое. Удивительно некоторые из автолюбителей там часто хранят гантели и другой спортивный инвентарь, который может весить очень много. Все эти вещи существенно прибавляют массу машине, что в итоге влияет на потребление топлива автомобилем.

Попробуйте освободить багажник от тяжелых предметов, и вы удивитесь, насколько ваша машина на самом деле экономичная .

Прогнозируйте заранее события на дороге



К примеру, если вы видите впереди вас светофор, который может в скором времени зажечь красный сигнал, то нет необходимости продолжать двигаться на большой скорости, чтобы перед стоп-линией резко тормозить . Снижайте постепенно скорость заранее.

Ваш автомобиль, постепенно замедляя скорость, будет потреблять гораздо меньше топлива.

В таком случае вы не потеряете инерцию движения автомобиля, и вам не нужен будет сильный импульс для движения с места, при котором, как правило, и расходуется огромное количество топлива.

В том числе обращайте внимание заранее и на светофор впереди вас, на котором горит красный свет. Вы, также, увидев запрещающий сигнал светофора, можете немного снизить скорость движения, чтобы увеличить шансы проехать на зеленый сигнал, который может зажечься пока вы двигаетесь на медленной скорости .

Избегайте работы двигателя на холостом ходу


Хотя мы не можем максимально избавить себя от работы двигателя на холостом ходу, так как при запуске мотора на стоянке, он всегда будет сначала работать на холостом ходу . Мы, тем не менее, .


К примеру, при прогреве автомашины в зимнее время, запустив мотор, выключите обогрев заднего стекла, обдув вентиляционной системы, аудио установку и т.п., которые потребляют лишнюю энергию и приводят к перерасходу бензина или дизельного топлива. Таким образом, вы сократите время прогрева и время работы мотора . Да, конечно вам будет не комфортно без обогрева салона до тех пор, пока полностью не прогреется двигатель, но ради существенной экономии топлива, это того стоит. Дело в том, что при работе двигателя на холостых оборотах расходуется максимальное количество топлива.

Регулярное техническое обслуживание


Все современные транспортные средства по своей сути являются чудом техники со сложным техническим устройством . Особенно, это становится понятным, тогда, когда осознаешь, что многие машины могут служить своим владельцам десятилетия и проезжать огромные тысячи километров. Но для того чтобы любой автомобиль служил долго верой и правдой, .

Особенно это актуально для подержанных автомобилей старше 2-3 года. Помните что, проводя регулярный технический осмотр автомобиля и вовремя, меняя все компоненты, запчасти и расходные части, вы не только продлеваете , но и максимально минимизируйте расход топлива. К примеру, если вы будете своевременно менять воздушный фильтр, салонный фильтр, моторное масло и другие расходники, то сможете предотвратить перерасход топлива, который может образоваться из-за старых компонентов машины.

Некоторые опытные автомобилисты часто в нашей стране гораздо чаще меняют расходные части транспортных средств, чем рекомендуют автопроизводители, считая, что в нашей стране из-за низкого качества топлива, масла, из-за грязи и пыли на дороге необходимо более чаще проводить техническое обслуживание автомобилей.

Отчасти это правильное решение, поскольку уже давно признанный факт, что в России все автомобили имеют гораздо ниже ресурс и срок службы, чем в Европе и США. Поэтому если у вас есть финансовая возможность чаще проводить ТО, то советуем делать это, что увеличит ресурс многих компонентов транспортного средства, а также не будет перерасхода топлива .

Следите за давлением в шинах


Автомобильные шины, как правило, являются одними из самых недооценённых частей автомобиля, хотя на самом деле они являются одними из самых важных компонентов любого транспортного средства . Дело в том, что покрышки единственные компоненты машины, которые соприкасаются с дорожным покрытием.

Также огромную роль на сцепление с дорогой влияет давление в колесах. В первую очередь состояние шин и давление в них, влияет на уровень безопасности на дороге. Но помимо этого давление в колесах также напрямую влияет и на потребление топлива.


К примеру, если колеса перекачены (давление в шинах выше чем рекомендовано производителем), то в результате не только вырастает расход топлива, но и снижается ваша безопасность при движении автомобиля на дороге.

Недокачанные шины (давление ниже уровня рекомендованного производителем) приводят к возрастанию сопротивления качению, увеличивают трение с дорожным покрытием, что в результате приводит к перегреву поверхности покрышек, что естественно отразится на долговечности шин.

Регулярно проверяйте уровень давления в шинах и не допускайте, чтобы значения давления в колесах было ниже или выше чем рекомендованного компанией, которая выпустила ваш автомобиль .

Октановое число


То, что премиум топливо с улучшенной химической формулой может существенно улучшить мощность и экономичность любого автомобиля, это миф . На самом деле октановое число это показатель, характеризующий детонационную стойкость под давлением. То есть чем выше октановое число, тем выше стойкость бензина от самовоспламенения под давлением.

Поэтому если в ваш автомобиль рекомендовано заливать бензин АИ-95, то вы не должны заправлять топливо с большим октановым числом. Поверьте, более высокое октановое число бензина не сможет прибавить вам не мощности, не экономичности. Вы отдадите только больше денег, но взамен ничего не получите.


с более низким октановым числом, чем рекомендует автопроизводитель. К примеру, если производитель рекомендовал заправлять машину бензином марки АИ-98, то, заправив транспортное средство топливом АИ-95, или еще хуже - АИ-92, вы вряд ли сэкономите на стоимости, поскольку экономия на бензине обернется не эффективной работой двигателя и перерасходом топлива. К тому же помимо увеличения расхода топлива и снижения мощности вы также рискуете, что двигатель машины может получить внутренние повреждения.

В общем следуйте строго всем рекомендациям производителя и не заправляйте ваш автомобиль топливом с более низким или с более высоким октановым числом, чем указано в руководстве по эксплуатации транспортного средства .

Причин перерасхода бензина может быть всего две: неисправность, повлекшая увеличение цикловой подачи, либо возросшая на двигатель нагрузка. Рассмотрим, почему на бензиновом инжекторном либо дизельном автомобиле может быть большой расход топлива. Правильная диагностика и понимание законов физики помогут вернуть потребление топлива в рамки нормальных значений.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

К нештатной комплектации также можно отнести установку колес большей размерности. Широкие покрышки увеличивают сопротивление качению, а массивные диски и резина с высоким профилем увеличивают общий вес колеса. Для раскручивания увеличившейся массы и поддержания скорости в таком случае требуется больше энергии, что выливается в большой расход топлива.

ВЛИЯНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ НА РАСХОД БЕНЗИНА

В поисках причин повышенного расхода топлива, многие водители лишь в последний момент вспоминают о давлении в шинах. Но как этот параметр связан с большим расходом бензина?

При вращении колеса часть энергии тратится на деформацию шины и преодоление сопротивления качению. Чем меньше давление в покрышках, тем больше она будет деформироваться под нагрузкой и тем большим будет пятно контакта покрышки с дорожным полотном. Именно по этой причине на железнодорожный транспорт устанавливаются узкие металлические колеса.

Довольно сложно в реальных дорожных условиях провести объективный эксперимент. Ведь на расход топлива влияет не только давление в шинах, но и температура воздуха, дорожного полотна, направление встречного ветра, трафик. Имеющиеся тесты показывают, что снижение давления в шинах на 0,5 Атм увеличивает расход топлива примерно на 5%. Но это не значит, что нужно перекачивать колеса в погоне за снижением расхода. При перекаченных шинах происходит неравномерный износ, повышаются нагрузки на ходовую часть автомобиля, а также возрастает риск серьезно повредить диск и покрышку при ударе о неровность.

ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО

Заправив инжекторный автомобиль низкооктановым топливом, вы гарантированно обнаружите большой расход. При работе двигателя на бензине с низким октановым числом возникает детонация. Чтобы уберечь ЦПГ от разрушительных последствий детонирования, ЭБУ откатывает угол опережения зажигания. Снижение давления в камере сгорания при достижении поршнем ВМТ предотвращает детонацию, но в то же время ведет к уменьшению количества энергии, получаемой от сгорания воздушно-топливной смеси. Особую опасность бензин АИ-92 представляет для турбированных теплонагруженных ДВС.

НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКОВОЙ АППАРАТУРЫ

В рейтинге причин большого расход топлива первое место по праву занимает неисправный кислородный датчик. Сигнал лямбда-зонда позволяет ЭБУ двигателя определить – обогащенная либо обедненная ТПВС. В случае неисправности датчик может выдавать сигнал обедненной смеси, поэтому ЭБУ увеличит порцию впрыскиваемого топлива. При значительном отклонении от стехиометрического состава снижается температура и скорость горения, поэтому часть бензина попросту вылетает в выхлопную трубу, так и не произведя полезной работы.

При полном отключении датчика кислорода смесь регулируется по степени открытия дроссельной заслонки. Двигатель с исправными системами может при этом работать в штатном режиме, но отсутствие лямбда-регулирования не позволит ЭБУ точно рассчитать порцию топлива. Поэтому двигатель может глохнуть, троить и потреблять больше топлива.

Ориентируясь на сигнал ДМРВ, ЭБУ инжекторной системы впрыска рассчитывает количество поступившего во впускной коллектор воздуха. В случае сбоя в работе датчика или снижения чувствительности из-за загрязнения фактическое количество воздуха будет отличаться от показаний датчика. Поэтому смесь может быть постоянно обогащенной, что и приведет к повышенному расходу бензина. К аналогичным последствиям могут приводить некорректные показания ДАД и ДТВ.

Также к большому расходу топлива приведут неверные показания ДТОЖ. Блок управления двигателем учитывает информацию о степени прогрева двигателя для регулирования соотношения топлива к воздуху. Как и в случае с ДМРВ и лямбда-зондом, фальшивые показания ДТОЖ могут заставить ЭБУ переобогащать смесь.

МЕХАНИЧЕСКИЕ НЕПОЛАДКИ

  • Подклинивающие тормозные механизмы. В таком случае для снижения потребления бензина стоит проверить направляющие суппортов и регулировку стояночного тормоза.
  • Зависший в открытом положении термостат. Рекомендуем прочитать, как достоверно проверить термоклапан и как заменить термостат.
  • Засоренный воздушный фильтр. Забитый фильтрующий элемент создает сопротивление проходящему потоку воздуха, из-за чего ухудшается наполняемость цилиндров.
  • Проблемы с системой зажигания. Неправильный зазор на свечах зажигания, эрозия электродов, неисправность ВВП или катушек приведет к ухудшению искрового разряда, неполному сгоранию ТПВС и большому расходу топлива. К схожим последствиям приведет неправильный УОЗ.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ

Существует несколько закономерностей, которые могут ввести в заблуждение начинающих автомобилистов.

  • Не стоит полагаться только на показания бортового компьютера и счетчики заправочных станций. Рекомендуем прочитать, как точно проверить потребление топлива.
  • В зимнее время из-за ухудшения дорожных условий, движения в режиме прогреваавтомобиля и большом количестве потребителей расход бензина/дизеля неминуемо возрастет. Менее заметным увеличение будет в жаркую пору года при езде с включенной системой кондиционирования салона, открытыми окнами.
  • Какие критерии вы принимали в учет, когда делали вывод о большом расходе топлива? В реальных условиях крайне сложно добиться практически лабораторных испытаний, при которых регистрируются паспортные данные транспортных средств. Если вы ориентируетесь на отзывы владельцев вашей модели авто, то обязательно уточняйте стиль вождения, процентное соотношение движения по городу и трассе, загруженность автомобиля и тип коробки передач. Из-за особенностей работы АКПП потребление горючего будет всегда выше, чем у авто аналогичной модели с МКПП.