Путевой лист для легкового автомобиля бланк. Основания для списания ГСМ. Обязательные реквизиты путевого листа

Любая организация, индивидуальный предприниматель, применяющие для осуществления своей деятельности легковой автотранспорт, должны четко представлять: в чем заключается необходимость путевых листов, как они выглядят и как их надо заполнять.

Назначение путевых листов

Обязанность оформления путевых листов определена Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ.

Действующее законодательство обязывает оформление путевых листов для контроля, правильного учета движения топливных ресурсов и водительскому составу. Кроме того, ведение учета расходов по использованию автотранспорта необходимо для целей налогообложения. Поэтому путевой лист можно смело назвать главным первичным документом , служащим основанием для осуществления контроля пробега автомобиля, списания ГСМ, оплаты труда и расчета налогов.

Правила ведения

В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года № 78 для оформления путевых листов предусмотрены типовые формы

Правила заполнения этих форм оговорены в Приказе Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года № 152. Эти Правила обязывают выписывать путевые листы на один день или смену . Однако в случае необходимости оформления служебной командировки диспетчеру либо уполномоченному лицу необходимо указать дату выезда и возвращения в гараж (число, месяц, год) согласно приказу руководителя. Действие срока путевого листа не должно превышать один календарный месяц.

Чтобы исключить возможные придирки контролирующих органов, путевые листы надо регистрировать в журнале , который должен быть соответствующим образом , пронумерован и скреплен печатью (унифицированная форма №8).

Существует ряд реквизитов , обязательных к заполнению:

  • наименование («Путевой лист»);
  • дата (должна совпадать с указанной в журнале регистрации);
  • наименование организации, предоставляющей автотранспорт, с указанием контактов;
  • марка, государственный и гаражный номер транспортного средства;
  • данные сотрудника, допущенного к вождению транспортом и номер его водительского удостоверения;
  • данные лицензионной карточки (если транспортные услуги подлежат обязательному лицензированию);
  • задание водителю.

В правой табличной части листа указываются данные одометра, движение топлива, делаются записи о техническом состоянии транспортного средства. На лицевой стороне бланка проставляется печать организации.

Путевые листы оформляет диспетчер или уполномоченное соответствующим приказом лицо. В небольших организациях всю работу по оформлению путевых листов осуществляет бухгалтер. Водитель в оформлении не участвует, а лишь ставит свою подпись о приеме и сдаче автомобиля и о получении путевого листа. Причем новая путевка выписывается лишь после того, как будет возвращена предыдущая и в единственном экземпляре. Срок хранения данного документа составляет 5 лет.

Не допускается наличие пустых граф и строчек!

Маршрут указывается на обороте листа. Пункт назначения (оказания услуги) должен быть конкретным с указанием названия города (поселка), улицы, дома. Если перевозки осуществляются в границах одного населенного пункта, то должны быть прописаны все улицы, куда ездил водитель. При этом не стоит включать такие фразы, как, например, «По заданию руководства», так как в этом случае невозможно определить, что поездки носили производственный характер.

Назначение и правила ведения путевых листов изложены в данном видеоматериале:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Нюансы заполнения

Если основным организации не являются автоперевозки , то можно использовать произвольную форму путевки, но все же рекомендуется для правильного учета производственных расходов организации отражать в ней все вышеуказанные реквизиты. Кроме того, водителя необходимо снабдить , дающей право для управления ТС. При обнаружении отсутствия указанных документов сотрудники ГИБДД могут наложить административный штраф и отправить автомобиль на штрафстоянку.

В случаях, когда один автомобиль эксплуатируется на протяжении нескольких смен , то на это транспортное средство выписывается несколько путевок. Тогда время выезда фиксируется в путевом листе первого водителя, а время заезда в гараж – в документе последнего водителя. В каждом случае снимаются показания одометра.

Медицинский осмотр водителя

В путевом листе должен быть проставлен штамп о медосмотре , свидетельствующий об отсутствии алкогольного (наркотического) опьянения, общее удовлетворительное состояние здоровья и готовности водителя к работе. Отсутствие подобной отметки медицинского работника будет расценено проверяющими, как нарушение Закона об охране труда.

С 1 мая 2015 года ужесточились требования к проведению медицинских осмотров до начала и после окончания рейсов. Теперь закон обязывает проходить медосмотр не только наемным водителям, но индивидуальным предпринимателям, которые осуществляющим перевозку самостоятельно, без привлечения наемных работников. Проведение указанной процедуры оплачивает работодатель. В случае с индивидуальным предпринимательством, когда из-за отсутствия наемных работников нет смысла оборудования медицинского кабинета, целесообразно заключить договор с лицензированной медицинской организацией.

Выявление сотрудником ГИБДД отсутствия штампа медработника может послужить признанием путевого листа недействительным, водитель в таком случае отстраняется от управления транспортом и автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Контроль со стороны налоговых органов


Допущенные неточности
в путевках могут послужить причиной для исключения их налоговиками из документов, подтверждающих подлинные затраты предприятия. Решения многих судов также указывают на то, что только грамотно и полностью оформленные путевые документы служат доказательством использования автотранспорта в целях производства и получения дохода.

Налоговый Кодекс РФ не содержит положений о нормировании затрат на ГСМ и топливо , однако, во избежание конфликтов с ревизорами, лучше придерживаться общепринятых нормативов расхода топливных ресурсов.

В заключение нелишне будет напомнить, что только обоснованные экономически и подтвержденные документально расходы могут быть приняты в целях налогообложения, как производственные затраты. Причинами для отказа в предоставлении налогового могут послужить выявленные контролирующими органами неточности в реквизитах путевых листов.

Бесплатная программа по заполнению путевых листов и правила работы с ней рассмотрены в следующем видео уроке:

При планировании, управлении, учете и организации перевозок грузов или пассажиров автотранспортом в соответствии с Инструкцией “О порядке расчетов за перевозки автомобильным транспортом” обязательно использование путевого листа легкового автомобиля. Из нашего сегодняшнего материала читатель узнает, как оформлять путевой лист легкового автомобиля в 2019 году. В нижней части страницы можно скачать бланк путевого листа 2019 года и образец заполнения этого документа.

Одним из важных документов учета автотранспортных организаций и иных компаний, использующих автомобили, является путевой лист. Для чего он нужен и что изменится в форме заполнения в 2019 году, - об этом сейчас пойдет речь.

Документ первичного учета

Путевой лист легкового автомобиля входит в перечень первичных документов учета работы автотранспорта. На его основании исчисляются пройденные автомобилем расстояния, отработанные водителем часы, перевезенные грузы, использованные горюче-смазочные материалы. Соответственно, он служит исходником при начислении зарплаты как водителю, так и оператору организации.

Выписывается диспетчером или уполномоченным на то лицом, а сдается в бухгалтерию. Должен содержать дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит транспортное средство. За отсутствие путевого листа предусмотрен штраф в 500 рублей. Для должного учета и контроля они должны храниться в течение 5 лет.

Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.97 г. № 78, первичными документами (по учету работ в грузовом и легковом автомобильном транспорте) являются следующие:

Путевой лист легкового автомобиля 2019 года (форма №3);
путевой лист грузового автомобиля (форма №4-с или №4-п);
журнал учета движения путевых листов (форма №8);
товарно-транспортная накладная (форма №1-Т).

В нашей сегодняшней публикации мы рассмотрим форму №3 путевого листа легкового автомобиля. В нижней части материала размещена ссылка, по которой читатель может бесплатно скачать бланк путевого листа легкового автомобиля.

Документы штатного водителя

Работая на легковом автомобильном транспорте, водитель должен иметь следующие документы:

1. Водительское удостоверение или временное разрешение.
2. Путевой лист легкового автомобиля в 2019 году (форма №3).
3. Регистрационные документы на автомобиль (при наличии прицепа – на него тоже).
4. Товарно-транспортную накладную на перевозимый груз (форма №1-Т).
5. Специальное разрешение при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители (предприятий, организаций) и лица, которые отвечают за заполнение формы №3 и эксплуатацию легковых автомобилей. Водитель к заполнению путевого листа не допускается. Он подписывает прием и сдачу автомобиля.

Заполнение бланка путевого листа

Перед выдачей документа путевой лист легкового автомобиля заполняет уполномоченное лицо или диспетчер.

Заполнение бланка диспетчером:

В бланке формы №3 диспетчер (уполномоченное лицо) указывает следующие данные:

Дату выдачи (число, месяц и год);
в строке «Режим работы» записывается код или наименование режима работы (будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной и прочее);
в строке «Автомобиль» указывается марку, госномер и тип автомобиля и гаражный номер (при использовании прицепов – о них записывают всю информацию);
в строке «Сопровождающее лица» должна содержаться информация о лицах (ФИО), сопровождающих автомобиль в рамках задания;
в разделе «Работа водителя и автомобиля» (графа 2) указывается время (в часах и минутах) выезда и возвращения транспортного средства по графику;
в разделе «Задание водителю» (графа 15 «В чье распоряжение») на основании заявки вносят наименование заказчика;
в графе «Время прибытия» должно быть указано время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику (по заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля) в соответствии с условиями договора.

На лицевой стороне бланка есть строка «Выдать горючее», в которой нужно прописью написать количество горючего к выдаче с учетом остатка (с предыдущего рабочего дня).

Оформленный путевой лист легкового автомобиля заверяет диспетчер и ставит свою подпись.

Заполнение бланка заправщиком:

Перед выездом из гаража заправщик (уполномоченное лицо или техник по ГСМ) в разделе «Движение горючего» (графы 6 и 8) указывает количество выданного горючего. Он записывает серии и номера выданных талонов на горючее. После этого, заверяет эти записи своей подписью.

Заполнение бланка медработником:

В ходе предрейсового медосмотра медработник ставит свою подпись на лицевой стороне путевого листа, тем самым удостоверяя состояние водителя (и возможность допуска к поездке).

Заполнение бланка механиком контрольно-пропускного пункта (КПП):

Данная часть бланка может заполняться как механиком контрольно-пропускного пункта (КПП), так и механиком отдела технического контроля (ОТК):

В разделе «Работа водителя и автомобиля» (графа 4 «Показания спидометра») механик записывает показание спидометра (при выезде автомобиля на линию);
в графе 5 – «Время фактическое» записывается время выезда автомобиля из гаража (с указанием: числа, месяца, часов и минут);
в разделе «Движение горючего» (графа «Остаток при выезде») механик вносит количество горючего, которое находится в баке (при выезде) и ставит свою подпись.
в строке «Подпись механика» ставится своей подпись, которая удостоверяет передачу автомобиля водителю в исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража.

Водитель ставит свою подпись в строке «Подпись водителя» удостоверяя прием автомобиля в исправном состоянии и получение задания на работу.

Выдача документа

Путевой лист легкового автомобиля по форме №3 выдается водителю диспетчером на один рабочий день под расписку. Обязательным условием выдачи документа является сдача документа водителем за предыдущий день.

Междугородний бланк путевого лист легкового автомобиля в 2019 году выдается на более долгий срок.

Скачать форму №3

Изменения путевых листов в 2017-2019 годах

Приказом №17 от 18.01.2017 и Приказом №476 от 07.11.2017 года Минтранс внес изменения в реквизиты путевого листа. Теперь документ должен содержать 14 обязательных реквизитов, а именно:

Перечень важных изменений в оформлении путевых листов с 2018 года:

1. В документ включается отметка механика о проверка автомобиля перед выездом. Организация самостоятельно определяет содержание этой отметки. Например,
она может быть следующего содержания:

«Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен».

Если у организации нет механика, то техосмотр транспортного средства можно пройти в сертифицированном техническом центре и получить необходимую отметку от специалиста.

2. Печать на документе не является обязательным реквизитом.

3. Путевой лист должен содержать:

Дату предрейсового технического контроля транспортного средства – число, месяц и год;
точное время – часы и минуты.

4. Организации и ИП должны указывать данные, которые ранее не вносились в путевой лист:

Для организаций – ОГРН;
для ИП – ОГРИП;
сведения о водителе (ФИО, данные водительского удостоверения);
регистрационные данные автомобиля.

5. Путевой лист можно оформлять на один день или на срок, не превышающий 1 месяц.

Первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю является, как правило, путевой лист легкового автомобиля. Приведем образец заполнения путевого листа легкового автомобиля в нашей консультации.

Бланк путевого листа легкового автомобиля

Путевой лист легкового автомобиля (форма № 3) утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Образец путевого листа легкового автомобиля:

При этом, даже решив применять унифицированный бланк, его придется доработать. К примеру, в нем необходимо будет указать дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

А если организация оказывает транспортные услуги, в путевом листе придется также отражать сведения о проведении предрейсового контроля технического состояния легкового автомобиля (п. 16.1 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 , п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Также в состав обязательных сведений о собственнике (владельце) транспортного средства в путевом листе включены ОГРН/ОГРНИП.

Как заполнять путевой лист легкового автомобиля

Покажем пример заполнения новой формы путевого листа легкового автомобиля в 2018 году с учетом требований п. 3 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 .

Предполагаем, что автомобиль не используется для оказания транспортных услуг, поэтому сведения о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства в новом бланке путевого листа легкового автомобиля 2018 не приводим.

Путевой лист - это документ, который должны заполнять все хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие автотранспорт. При этом компании и ИП, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов. В материале мы рассмотрим порядок и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля - с учетом последних изменений, внесенных в форму путевого листа.

Как заполнять путевой лист легкового автомобиля, который в обиходе называют просто «путевка», должен знать каждый бизнесмен, который эксплуатирует такой транспорт в служебных целях. Эти учетные первичные документы являются обязательными как для собственного, так и для арендованного автотранспорта. При этом хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны использовать в работе исключительно унифицированные формы этих документов.

Для грузовых автомобилей, в зависимости от того, какие показатели используют для осуществления учета работы автомобиля, существуют две разновидности путевых листов: 4-С и 4П. Когда учет работы автотранспорта происходит на основании фиксации времени его эксплуатации, используют путевой лист 4-П.

Например, транспортное средство перевозит грузы и оплата производится не за перевезенный тоннаж, а за время нахождения транспорта в работе. Такой путевой лист может быть оформлен, только если за день осуществляется доставка груза не более чем в два места назначения. Форму 4-С используют чаще всего перевозчики, взимающие плату за тонна-километры.

Что же касается водителей автобусов, которые осуществляют перевозку пассажиров, то они обязаны иметь при себе путевой лист автобуса по форме № 6. Путевка необходима водителю в рейсе для подтверждения сотрудникам ГИБДД законности использования авто, перевозки пассажиров или груза. Правильно заполненная путевка подтверждает, что транспортное средство исправно, прошло технический осмотр, а водитель имеет право управлять машиной (прошел медосмотр). Когда речь идет о путевом листе при перевозке опасных грузов, то, как и при обычной транспортировке, пишут маршрут, а в верхнем поле делают отметку «Опасный груз» красным цветом. В разделе «Особые отметки» указывают номер опасного вещества по списку ООН.

Остальным организациям и ИП можно использовать произвольную форму. Рассмотрим, как должен выглядеть бланк путевого листа легкового автомобиля, и какие существуют особенности его заполнения.

Форма путевого листа легкового автомобиля (2019 год)

Форма, по которой ИП и организации должны заполнять путевой лист легкового автомобиля (форма 3), утверждена еще 20 лет назад Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Именно этот унифицированный бланк действует до сих пор, хотя за эти годы в него было внесено множество различных поправок. Последнюю из них Минтранс России внес Приказом от 21.12.2018 № 467 . Чиновники обновили требования к заполнению. Надо отметить, что этим Постановлением утверждены разные формы путевок, которые зависят от вида транспортных средств. В частности, отдельные бланки предусмотрены для:

Поэтому организации и ИП должны выбирать бланк, соответствующий обстоятельствам.

В 2017 году Министерство транспорта РФ внесло изменения в требования по оформлению путевых листов, утвержденные Приказом от 18.09.2008 № 152 . Изменения зафиксированы в Приказе № 476 от 07.11.2017 и Приказе № 141 от 06.04.2017 Минтранса РФ .

Приказ № 476 устанавливает, что с 15.12.2017 в реквизитах путевого листа должны быть указаны:

  • ОГРН учреждения;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Реквизит необходимо заполнять, если обязательность предрейсового контроля предусмотрена законодательно. Для транспорта, выезжающего с места постоянной стоянки, такой предрейсовый контроль предусмотрен. Его порядок изменен по Приказу № 141, который вступил в силу 24.12.2017. Новые правила установили, в частности:

  • требования к работникам, которые проводят проверку технического состояния;
  • перечень систем, устройств, механизмов, агрегатов, приборов, узлов и деталей, которые подлежат проверке;
  • реквизиты, которые должны быть отражены в журнале регистрации результатов предрейсового контроля.

Бизнесмены также должны знать о последних поправках, предусмотренных Приказом Минтранса от 21.12.2018 № 467, который действует с 01.03.2019. Изменения касаются отметки о прохождении медицинского осмотра. В частности, врачам разрешено не ставить соответствующий штамп, а ограничиться датой проведения осмотра, Ф.И.О., личной подписью. Кроме того, вводятся некоторые новые правила заполнения путевок:

  • из порядка исключается срок действия таких документов (не превышающий 1 месяца), их предстоит оформлять до начала рейса или смены, если в течение этого времени водитель совершает несколько рейсов;
  • если на одно ТС оформляется несколько путевых листов, то в документе водителя, который выезжает первым, нужно указывать дату, время и показания одометра при выезде, а данные при въезде должны фиксироваться в путевом листе водителя, который последним заедет на постоянную стоянку (парковку).

Обязательные реквизиты в путевке

Путевой лист — это документ строгой отчетности. Поэтому в нем должны быть указаны обязательные реквизиты, в том числе предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. С 2017 года таких обязательных реквизитов стало больше — теперь автотранспортные и другие компании должны записывать в бланк информацию о том, что транспортное средство прошло предрейсовый контроль технического состояния. Поэтому если организация хочет разработать бланк самостоятельно, она должна учесть все обязательные требования к его оформлению. Форма должна фигурировать в учетной политике организации, как это предусмотрено пунктом 4 ПБУ 1/2008.

В любой путевке, хоть унифицированной, хоть разработанной самостоятельно, должны быть указаны:

  1. Дата составления документа. Если путевой лист выдан не на день, а на определенный срок, следует указать период (например, 01.06.2017 - 07.06.2017).
  2. Номер и серия путевки. Номера не должны повторяться и присваиваются самой организацией. Серии заполняются в том случае, если бланкам путевых листов они присвоены типографским способом.
  3. Информация об организации и ее штамп (наименование, адрес, контакты, коды по ОКУД и ОКПО).
  4. Информация о ТС (марка, модель, госномер автомобиля, гаражный номер). Если автомобиль находится в аренде, желательно указать еще и номер договора.
  5. Данные водителя (Ф.И.О., табельный номер, номер ВУ, категория, тип лицензионной карточки (если имеется)).
  6. Индивидуальное задание с указанием мест и времени отбытия и прибытия водителя.
  7. Подписи диспетчера-нарядчика или уполномоченного лица, выдающего задание водителю.
  8. Подписи механика, выпускающего автомобиль на линию, с информацией:
    • об исправности автомобиля в момент выезда и сдачи в гараж;
    • о показаниях на спидометре;
    • о выдаче и остатке горючего;
    • о марке топлива;
    • о величине расхода горючего (расход по норме, фактический расход, экономия или перерасход).
  9. Сведения о прохождении медосмотра водителем и техосмотре ТС.

Обязательные реквизиты оборотной стороны типового бланка:

  1. Номер по порядку. Каждая поездка должна записываться под отдельным номером.
  2. Код заказчика.
  3. Место отправления и назначения.
  4. Время выезда и возвращения
  5. В графу «Пройдено» вводятся данные о пройденном расстоянии.
  6. Подпись водителя.

Остановимся подробнее на предрейсовом медосмотре водителей. Основные изменения норм, регулирующих деятельность частных предпринимателей и автотранспортных организаций, произошли в мае 2015 года и по-прежнему имеют законодательную силу. Все предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей регистрируются в специальном журнале. Приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры). Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов. В состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

По результатам предрейсового осмотра врач выносит заключение о том, что опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое бы препятствовало выполнению трудовых обязанностей, не выявлено. В противном случае водитель к работе не допускается. Отметка о прохождении медосмотра с указанием даты, времени и подписи медицинского работника должна стоять в путевом листе. Документ должны подписать лицо, которое его заполнило, и руководитель организации. Без круглой печати можно обойтись: ее нужно ставить только тем фирмам, у которых ее применение прописано в Уставе.

Документ всегда оформляется в одном экземпляре.

Срок действия

До 01.03.2019 выписать путевку можно было как на один день, так и на весь месяц, если машина совершает выезды не очень часто. С указанной даты путевка оформляется перед каждой сменой или рейсом. Водитель получает на руки документ перед выездом. В унифицированном бланке предусмотрена возможность продления срока действия, поскольку в рейсе может возникнуть задержка, а движение без путевого листа является нарушением.

После окончания срока действия путевки ее следует вернуть под подпись уполномоченному лицу. Такой документ считается закрытым и должен быть передан на обработку в бухгалтерию.

Для чего нужны путевки на легковой транспорт

Путевые листы нужны в первую очередь самой организации. С их помощью бухгалтерия рассчитывает заработную плату водителей, фиксирует расход ГСМ, начисляет амортизацию и учитывает общие затраты на транспорт. Другим отделам фирмы путевка нужна для контроля использования автотранспорта и планирования его работы. Кроме того, если водителя на такой служебной машине остановит инспектор ГИБДД, именно на основании путевки можно будет подтвердить законность и обоснованность рейса, а также право управления автомобилем. Отсутствие путевки является нарушением, за которое, по статье 12.13 КоАП РФ , положен административный штраф.

Для многих организаций ГСМ — значимая статья расходов. И использование путевых листов — это один из способов определения, сколько же использовано ГСМ. Путевой лист позволяет подтвердить необходимость расходов, зафиксировать расстояние, пройденное автотранспортом, определить показатели для расчета объема использования ГСМ. После того как будет определен фактический или нормативный объем использования, можно рассчитать сумму списания. Для этого умножают стоимость единицы на объем. Однако для того чтобы списать ГСМ, недостаточно путевого листа, необходим приказ руководителя предприятия, в котором утверждено такое списание. Путевые листы используют для списания ГСМ в том случае, если нет электронной системы контроля. Или она недостаточна. Например, возможен контроль за расходом топлива, а маршрут транспортного средства не отслеживается.

Для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие приобретение, расход и характер поездок. Если ГСМ приобретается по топливным картам, то это отражается по накладной поставщика, карты учитываются на забалансовом счете. Если ГСМ оплачивается наличными, то оприходование происходит по чекам, выданным АЗС, и авансовым отчетам водителей. Если автомобиль подключен к электронной системе, контролирующей маршрут и расход топлива, то, согласно Письму Минфина от 16.06.2011 № 03-30-06/1/354, для списания ГСМ достаточно отчетов этой системы.

Порядок оформления и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Правила заполнения путевого листа легкового автомобиля утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Оформлением формы 3 в специализированных автотранспортных компаниях обычно занимаются диспетчеры. В организациях, где такая служба не предусмотрена, а весь легковой транспорт представлен личной машиной руководителя, заполнять форму 3 может непосредственно директор или любой уполномоченный на это работник. Делегировать обязанности необходимо приказом по организации, ведь уполномоченное лицо несет ответственность за наличие путевого листа, а также за все неточности и ошибки, допущенные при его заполнении. Если оформлением путевых листов занимается сам водитель (это не запрещено), он также должен заполнять свою часть документа: вписывать сведения о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов.

Унифицированную форму № 3 можно применять для оформления рейсов легковых ТС как в специализированных организациях, так и обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в Письме Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257. В частности, там сказано, что на каждом учетном документе должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС (не путать с круглой печатью). Кроме того, нужно принимать во внимание и другие требования к оформлению формы.

Указывать показания приборов необходимо как перед выездом с парковочного места, так и при возвращении на него. Учитываются такие приборы, как датчик топлива, одометр и другие.

Требования к заполнению путевки:

  • освидетельствовать техническое состояние ТС должен уполномоченный специалист, например механик. Он должен поставить в документе свою подпись перед выездом в рейс ТС;
  • освидетельствовать состояние здоровья водителя должен медработник. При заполнении должны быть указаны дата и время и проставлена личная подпись. Также должна быть запись, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей»;
  • хранить закрытые путевки, по требованию Приказа Минтранса России № 152, необходимо в течение пяти лет.

Остановимся подробнее на заполнении путевого листа.

Левая верхняя часть листа:

  • дата выхода в рейс;
  • наименование организации;
  • данные водителя;
  • данные автомобиля;
  • время выезда со стоянки;
  • время возвращения;
  • информация о медосмотре;
  • данные медсотрудника, ответственного за проведенные процедуры.

Правая часть бланка:

  • коды из учредительных документов организации;
  • номер бланка;
  • километраж;
  • данные сотрудников, проводящих техосмотр транспортного средства;
  • марка топлива;
  • выданное количество ГСМ.

Нижняя часть бланка:

  • подпись лица, выдающего исправное транспортное средство;
  • подпись водителя.

Путевой лист легкового автомобиля (форма 3), титульный лист

Обратная сторона заполняется лицом, принявшим автомобиль после рейса:

  • маршрут;
  • время;
  • пройденный километраж;
  • подпись водителя.

Ответственность за отсутствие путевого листа

Штрафы за отсутствие путевого листа прописаны в КоАП РФ :

  • за автомобиль несет ответственность водитель — штраф в размере 500 рублей или предупреждение;
  • за автомобиль отвечает должностное лицо организации — штраф 20 000 рублей;
  • юридическое лицо — штраф до 100 000 рублей;
  • штраф за некорректно оформленный путевой лист — 3000-30 000 рублей.

Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно.

На работу грузового транспорта каждая компания должна оформлять путевые листы, независимо является ли он ее собственностью или она его арендует. Путевка является важнейшим документом по учету расходов на топливо, зарплату, а также входит в состав обязательных при проверке автомобиля бланков, которые запрашивают автоинспекторы.

Обязательная форма путевого листа не предусмотрена законодательством. Компания имеет право самостоятельно разрабатывать бланк, исходя из собственных нужд.

Однако существует два его вида: типовая межотраслевая форма 4 с и , которые предприятие может использовать при оформлении первичных документов по работе транспорта.

Они отличаются способом исчисления оплаты за услуги перевозки. Путевой лист грузового автомобиля форма 4-с используется когда для расчета применяются сдельные показатели, второй бланк - при повременной системе оплаты.

Путевой лист грузового автомобиля выписывается ответственными лицами в компании на один день или смену. В нем обязательно проставляют свои отметки механик, инспектор по предрейсовому медосмотру, диспетчер, заправщик, водитель машины.

Путевой лист грузового автомобиля образец заполнения

Разберем на примере как заполнить путевой лист.

Лицевая сторона

Компания ставит на нем свой фирменный штамп. Документ должен иметь номер, который определяется при регистрации его в специальном журнале, а также дату его заполнения.

При необходимости заполняются код с режимом работы, колонны, и бригады. Далее указываются марка и тип грузового автомобиля, его государственный номер, гаражный идентификатор.

Ниже записываются Ф.И.О. водителя, его табельный номер и реквизиты прав на управление транспортным средством.

Если используется при перевозке прицеп, то на него также в соответствующих графах заполняется аналогичная информация, как и на машину.

В первой таблице справа записываются данные по работе шофера и транспорта. Здесь проставляются плановые и фактические дата и время выезда и заезда, показатели спидометра. В следующих графах указывается вид и код применяемого топлива, количество горючего заправленного, а также на начало и конец дня. В этой же таблице нужно отражать информацию об условиях работы машины (коэффициентах), применяемом спецоборудовании. Эти данные визируются всеми ответственными лицами.

Далее диспетчер заполняет информацию о задании, которое водитель должен выполнить. В него включается указание наименования компании, в распоряжении которой будет находиться автомобиль, адреса и время подачи, вид перевозимого груза, количество ездок, километраж, тоннаж. После этого ответственное лицо расчетным путем определяет количество необходимого топлива и записывает в соответствующую строку, подтверждая данные своей подписью.

Перед выездом на линию медик должен осмотреть шофера и поставить на путевки допуск в виде штампа.

Механик при выезде и возвращении проверяет техническое состояние машины. Передача автомобиля от него к водителю и обратно осуществляется передаточными подписями.

В разделе «Особые отметки» заносится информация о произошедшем ДТП, о проведении инструктажа инспектором по БДД, ремонте и т.д

Оборотная сторона

На оборотной стороне водитель или представитель организации-заказчика делает записи о ходе выполнения задания: во сколько и куда прибыла машина, количество и номера сопроводительных документов. Все эти данные желательно заверить печатями и подписями ответственных лиц контрагентов. Таблица визируется диспетчером и шофером.

Ниже отмечаются имеющие место простои. Записываются данные о причине, виде, продолжительности его, а также ставятся подписи ответственных лиц.

В нижней таблице диспетчер заносит результаты по расходу топлива, рассчитанные при применении норм и по факту использования горючего. Далее проставляется время работы машины с расшифровкой по видам периодов. В следующих столбцах указывается количество ездок и заездов в гараж. Определяется километраж, пройденный машиной, если был прицеп, то и его. Здесь расписывается пробег общий и с грузом.

Заносятся данные по количеству груза, перевезенного машиной и прицепами, и определяется показатель тонна*км, на основе которого выставляются счета заказчикам. Этот раздел визируется таксировщиком.

Ниже справочно записываются данные по кодам марок автомобиля, прицепов и заполняется показатель дни работы автомобиля.

Нюансы

В первую очередь ответственность за правильность оформления путевого листа возлагается на директора фирмы, потом на должностные лица - механика, диспетчера и самого водителя.