Кнопка вызова экстренных служб на автомобилях. Что такое эра глонасс на легковом автомобиле и как она работает. Как работает «Эра-Глонасс»

Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС? Вызовет ли она помощь при отсутствии сотовой сети? Как устроен модуль для установки в автомобиль? Каковы перспективы развития системы? На вопросы «Колеса.Ру» отвечают Михаил Евгеньевич Кораблев, директор и генеральный конструктор проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» в АО «ГЛОНАСС», и Артем Михайлович Климовский, директор службы по взаимодействию с автопроизводителями АО «ГЛОНАСС».

К: Работает ли система, если нет сотовой связи?

А.К.: Давайте сначала я покажу вам, что представляет собой комплект ЭРА-ГЛОНАСС. Это готовый к установке набор, в который входит модем, навигационный чипсет, динамик, микрофон, антенны и так называемый БИП - блок интерфейса пользователя с двумя основными кнопками. Первая кнопка - это кнопка SOS, вторая включает режим самодиагностики (запуск данного режима может быть реализован другим способом), потому что автопроизводитель должен иметь возможность проверять работоспособность устройства в рамках периодического техосмотра.

Само устройство сначала испытывается как компонент транспортного средства: устанавливается на стенд, подтверждаются его функциональные свойства, соответствие протоколам, стойкость к механическим и климатическим воздействиям, в том числе пылевлагозащищенность.

После этого устройство ставится на машину и испытывается в составе транспортного средства. Проверяется качество звука в кабине транспортного средства: принципиально важно, чтобы оператор четко слышал пострадавшего, чтобы не было эха, чтобы речь была понятна и разборчива. Это ведь не мобильный телефон: в качестве источника звука, как правило, используется штатная аудиосистема, так что совместная работа динамиков и микрофона требует проверки.

К: Понятно. А скажите пожалуйста, если система должна срабатывать при критической ситуации, например, при ударе — значит, должны быть определенные датчики. Где они расположены? Внутри корпуса?

А.К.: Критериями срабатывания системы в автоматическом режиме являются нагрузки, возникающие при условиях, соответствующих 94 и 95 правилам автомобильной безопасности ООН, а также – с 1 января 2017 года – и при опрокидывании транспортного средства. С технической точки зрения нет ограничения по реализации. Но в подавляющем большинстве случаев автопроизводители, устанавливая устройство вызова экстренных оперативных служб в качестве штатного оборудования и подключая его к другим бортовым системам автомобиля, используют в качестве триггера срабатывания блок управления подушками безопасности, и это совершенно правильно и логично. Когда с блока идет сигнал на подрыв пиропатрона, одновременно совершается и экстренный вызов.

Испытывается система в ходе такого же краш-теста, каким проверяют и автомобили по правилам 94 и 95: разгон, удар, сработали подушки – и одновременно должна установиться дуплексная, то есть двусторонняя, связь с оператором фильтрующего контакт-центра. Одновременно при установлении связи в контакт-центр передается небольшой, всего 140 байт, пакет данных, который содержит информацию о координатах и времени ДТП, VIN-номере транспортного средства, количестве пристегнутых пассажиров и типе топлива, что важно с точки зрения оценки вероятности возникновения пожара. Оператор на своем автоматизированном рабочем месте видит координаты места ДТП, информацию о ТС.

Снятие координат и их передача происходят только в момент совершения экстренного вызова. Ни о каком постоянном слежении за транспортным средством речь идти не может.

К: А если кто-то, например, владелец транспортной или таксомоторной компании, как раз и хочет отслеживать положение своих автомобилей? Может он использовать для этого уже установленную аппаратуру ЭРА-ГЛОНАСС?

А.К.: Действительно, само «железо» практически идентично с предназначенными для такой работы трекерами. Но порядок работы устройства описан в стандарте, где четко зафиксировано, что устройство предназначено для срабатывания в экстренных ситуациях. В ходе повседневной эксплуатации оно находится в спящем режиме. Ближайшим аналогом является авиарежим в вашем телефоне: устройство работает, но радиопередающая часть полностью отключена.

Что происходит в случае ДТП или нажатия тревожной кнопки? Устройство просыпается, регистрируется в сети - а мы являемся виртуальным оператором мобильной сети и в устройстве стоит SIM-чип с нашим профилем – совершает звонок 112 с выставленным ecall-флагом, обеспечивающим приоритизацию этого звонка. Оператор принимает звонок, выясняет все детали и в случае подтверждения происшествия передает информацию в службы экстренного реагирования. Устройство же остается в зарегистрированном состоянии еще в течении одного часа: это указано в стандарте, устанавливающем общие технические требования к устройству. В течение этого часа есть возможность повторно связаться с пострадавшим и уточнить детали происшествия. Но через час устройство само дерегистрируется из сети и «засыпает».

К: А где установлена антенна спутниковой навигации?

А.К.: Прибор ведь работает не сам по себе, а в составе оборудования автомобиля. Антенна ГЛОНАСС-GPS может быть установлена где угодно, и автопроизводители лучше нас знают, куда ее монтировать. Она может быть размещена в «плавничке» на крыше, или под радиопрозрачной передней панелью под лобовым стеклом, или еще где-то… Этот вопрос мы никак не регламентируем. Более того, если автомобиль уже имеет собственную навигационную систему, то прибор может получать координаты от нее. Но в любом случае, совместная работа всех блоков будет проверяться в ходе сертификации.

К.: И все же, давайте вернемся к вопросу, который был задан в начале разговора. Что будет, если ДТП произойдет в месте, где покрытия сотовой сетью просто нет? У нас в стране таких мест хватает, и их протяженность может составлять сотни километров…

А.К.: Мы используем для передачи данных каналы сотовой связи операторов «большой тройки». Если нет сети ни одного из операторов - вызов не пройдет. Устройство просто запишет события ДТП в энергонезависимой памяти и передаст информацию при первой же возможности, когда доступность сети будет восстановлена. Это если говорить сугубо о функциональности устройства. Михаил Евгеньевич, но это уже ваш вопрос…

М.К.: Да, мы серьезно занимались проработкой этого вопроса. На сегодня пользователи могут выбрать и добровольно подключить спутниковый модем. Мы отработали сопряжение с двумя системами, Global Star, оператором которой является «Ростелеком», и системой «Гонец», которая сейчас находится на стадии доразвертывания, провели все тесты.

Но нужно учесть, что в целях уменьшения стоимости мы использовали симплексный модем – то есть, аппаратура передает данные только в одну сторону, и отфильтровать вызовы (ложные – прим. ред.) невозможно. Поэтому, нажимая на кнопку, человек, установивший такой прибор, должен понимать, что экстренные службы прибудут по координатам вызова. Дороги общего пользования у нас на 100% покрыты системами GlobalStar и «Гонец».

Основным документом, определяющим работу системы, является «Регламент по безопасности колесных транспортных средств». Он принят всеми странами Таможенного Союза, но для России с ее территориями сотовая связь не может являться основной. Однако страны Таможенного союза принципиально отказались от использования спутниковых каналов связи в качестве основных, и спутниковый модем остался только в качестве опционного устройства. Тем не менее, технология отработана, у терминала есть порт для подключения модема, стоимость которого не превышает 6 000 рублей. Именно высокая стоимость делает невозможным использование двухсторонней связи, но, согласитесь, 5-6 тысяч рублей - не слишком высокая цена за безопасность, если вам много приходится ездить по местам, удаленным от цивилизации и покрытия сотовыми сетями.

А.К.: Если вы работаете, например, в горнодобывающей промышленности и покупаете автомобили для работы в условиях Крайнего Севера, то есть смысл оснастить весь парк такой аппаратурой.

К: Кто приезжает к человеку, если он, к примеру, остался без бензина на загородной трассе зимой? Как быстро? Или это передается в МЧС, и может приехать полиция, пожарные?

ЭРА-ГЛОНАСС: как будет работать спутниковая служба спасения на автомобилях?

Сначала был ГЛОНАСС Основой для российской системы экстренного реагирования послужил ГЛОНАСС - комплекс спутников, отслеживающий местоположение по аналогии с западным GPS. Сейчас в...

11176 4 12 30.10.2015

А.К.: Возьмем пример: «Заглохла машина, кончился бензин, я замерзаю». Угроза жизни и здоровью есть? Есть. Был такой случай в Кемеровской области, и «Колеса» об этом писали. Человек нажал на кнопку, сказал, что его мобильный телефон не ловит сеть, автомобиль заглох, а за бортом - минус 30. Мы вызвали службу экстренного реагирования, ему помогли.

Также был вызов от человека, который заблудился и застрял. Он решил срезать дорогу между селами в Ярославской области, по подсказке навигатора съехал с асфальтовой дороги, заехал в лес, ехал-ехал, явно переоценил проходимость своего седана, и когда понял, что дорога ведет в никуда, начал разворачиваться и увяз поперек колеи. Топливо заканчивалось, связаться он ни с кем не мог, и тогда нажал на кнопку: бензин на исходе, темнеет, выбраться сам не может, при этом находится неизвестно где. Мы отправили карточку вызова в экстренные службы, и в течение часа его нашли. Причем наш оператор даже запросил повторную передачу координат, потому что картинка на экране была такая: зеленый массив леса, а в нем точка. На этот вызов выезжал наряд местной полиции.

М.К.: Есть зона действия базового функционала - это службы спасения, а есть дополнительные сервисы. Если у вас кончился бензин или вы пробили колесо, вы можете сделать вызов, и мы перенаправим его сервис-провайдерам, оказывающим такие услуги. Они отзваниваются операторам сети ЭРА-ГЛОНАСС (потому что в конкретном месте может не работать тот или иной оператор обычной сотовой сети), совершают обратный вызов, уточняют, какая именно помощь требуется, и к вам выезжает либо эвакуатор, либо техничка с аккумулятором, либо автомобиль с топливом в канистрах – в зависимости от того, что необходимо.

Отстраивая коммерческую составляющую системы ЭРА-ГЛОНАСС, мы в основном опираемся на возможности сервис-провайдеров. С некоторыми из действующих в России крупных компаний уже подписаны партнерские соглашения.

К.: А сколько на сегодня в России автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС?

А.К.: Около 270 000, и я могу назвать количество с точностью до единиц, но это не имеет особого смысла, потому что их число увеличивается каждый день. С 1 января 2017 г. количество выросло уже на 110 тысяч единиц.

К: Всех интересует ситуация . Введение системы в действие вызвало в ряде регионов, в частности, на Дальнем Востоке и в Калининграде, реальную социальную напряженность. Можно ли купить блок ЭРА-ГЛОНАСС и поставить его на автомобиль? Нужно ли получить СБКТС в аккредитованной лаборатории? Обязательно ли для этого проводить краш-тесты? Как лаборатория определяет эту «необходимость», прописанную в ТР ТС 018/2011 («О безопасности колёсных транспортных средств»)? Были ли уже прецеденты с самостоятельно установленными блоками ЭРА-ГЛОНАСС?

Статьи / Практика

Ввозить нельзя запретить: что происходит с ввозом подержанных иномарок

Для тех, кто только что услышал о существовании каких-то нововведений и сложностей, поясним: с 1 января 2017 года получить ПТС на ввозимый из-за рубежа автомобиль стало невозможно без получения СБКТС (свидетельства о...

35984 18 10 16.02.2017

М.К.: ЭРА-ГЛОНАСС является одной из систем безопасности автомобиля. А раз это система безопасности, она должна быть сертифицирована. Для этого она должна пройти определенные испытания: удары, перевороты и так далее. Этой процедуры не избежать. Но если мы убираем автоматический режим срабатывания и оставляем только функцию вызова экстренных служб, то эта проблема частично снимается. Этот вопрос мы сейчас очень активно прорабатываем и надеемся, что все необходимые решения органов государственной власти будут приняты в ближайшее время. Основную работу ведет Минпромторг России, но все должно быть согласовано и с другими федеральными органами исполнительной власти, должны быть получены необходимые заключения экспертных организаций. Сами приборы уже есть.

К: Но будет ли это означать, что автомобили, оснащенные таким «усеченным» вариантом устройства, не попадают под действие запретительного закона?

М.К.: Мы надеемся, что все будет именно так. Предложения, которые мы представили в Минпромторг, направлены именно на это: дать возможность установить устройства ЭРА-ГЛОНАСС всем, кто эксплуатирует неновые автомобили, но хочет повысить свою безопасность.

А.К.: Да, хочу дополнить. К нам обращается, например, очень много таксомоторных компаний, которые говорят: у нас есть парк машин, и мы хотим оснастить их вашим оборудованием, повысить безопасность пассажиров и получить дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Есть логистические компании, которые говорят: мы занимаемся перевозками, в том числе опасных грузов, и хотим поставить аппаратуру, чтобы повысить безопасность своих водителей.

К: То есть, таким компаниям, у которых есть парки автомобилей, не имеющие изначально установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС, не надо будет проводить краш-тесты?

А.К.: Мы стараемся сделать все, чтобы этого избежать. Конечное решение, разумеется, будет принимать регулятор, но все документы мы готовим именно в этом ключе.

М.К.: Такой цели у нас не было никогда. В Федеральном законе о ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» (Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» – прим. авт.), статье 5, четко прописано назначение системы.

Для справки:

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
Статья 5. Назначение и структура системы

Система предназначена для:

  1. оперативного получения на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки этой информации путем дополнения ее размещенной в системе информацией о транспортном средстве, передачи обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации такой системы в государственный орган данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию централизованной обработки вызовов экстренных оперативных служб, или организацию, осуществляющую централизованную обработку вызовов экстренных оперативных служб в данном субъекте Российской Федерации, либо в случае отсутствия указанных органа или организации в экстренные оперативные службы данного субъекта Российской Федерации, а также взаимодействия с автоматизированной информационной системой обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования);
  2. предоставления размещенной в системе и обработанной информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, о принятых мерах экстренного реагирования, об их своевременности и эффективности государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам;
  3. решения иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации, в том числе в коммерческих целях.
    (п. 3 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 235-ФЗ)

К: То, что главное назначение системы - обеспечение безопасности, уже понятно. Но в какую сторону будет развиваться система, будут ли появляться какие-то дополнительные сервисы?

А.К.: Программа делового партнерства уже запущена, и по мере роста парка оснащенных системой автомобилей будет расти и число сервис-партнеров. Одновременно к нам есть много обращений со стороны автопрома. У нас был открытый диалог, проходило много конференций и круглых столов, согласительных совещаний, где мы обсуждали конкретные требования.

Сейчас все требования гармонизированы со стоимостью самого устройства и найден разумный компромисс. Все зависит от объема выпуска. Стоимость варьируется в пределах 4-8 тысяч рублей при штатном оснащении и, конечно, зависит от объемов заказов. Но теперь, когда эта часть пути пройдена, автопром подошел к идее, что на производимых ими автомобилях уже стоит устройство, в котором есть навигационно-связной модуль. Этот модуль можно использовать для каких-либо дополнительных сервисов.

Например, недавно к нам обратилась компания, производящая массовый на российском рынке автомобиль (не буду ее называть), и предложила использовать наше устройство для удаленного управления системами автомобиля. То есть, используя специальное приложение iOS или Android, владелец может удаленно завести двигатель, включить в салоне климат-контроль, открыть дверь или багажник. Вот производитель и говорит: ваша SIM-карта уже есть, модем есть, энергопотребление мы просчитали. Давайте мы ваш модуль немного доработаем в части программного обеспечения и будем его использовать для такого рода сервисов. Мы, естественно, не против.

Или вопрос об информировании потребителя. Любой производитель проводит сервисные акции. Как это сейчас работает? Сотрудники «садятся на телефон» и начинают обзванивать клиентов, сообщая, что им предлагается заехать в сервисный центр для бесплатной диагностики или замены того или иного узла или детали. Но автомобили перепродаются на вторичном рынке, и производитель не всегда может найти нового владельца. Так вот, производители спрашивают, можно ли через наш модем передать СМС, которое выведет на дисплей сообщение «Уважаемый владелец, на вашу машину открыта сервисная кампания, посетите, пожалуйста, дилерский центр». Для этого устройство периодически должно на минуту выходить из спящего режима, чтобы дать возможность принять «висящее» для него сообщение.

В принципе, некоторые марки уже апробировали такого рода сервисы в ЕС и США. В некоторых странах при помощи кнопки вызова помощи на дороге можно, например, заказать билеты в театр, на поезд, на самолет, забронировать гостиницу. Есть всевозможные решения, связанные с раздачей Wi-Fi в салоне. ЭРА-ГЛОНАСС уникальна тем, что мы начали все с чистого листа, и это, в первую очередь, сеть связи, поэтому в части создания дополнительных сервисов для удобства водителей и пассажиров фантазировать можно очень много.

У логистических компаний другие вопросы: они хотят знать, где находится груз, и спрашивают, можно ли сделать на нашей платформе трекеры. Скоро у нас появится платформа АСМ ЭРА. Но это мы говорим уже о некоторых надстройках и коммерческих сервисах. Еще раз обращаем внимание: в базовой ЭРА-ГЛОНАСС ничего этого нет, а есть только функционал, обеспечивающий получение экстренной помощи на дороге.

К: Сейчас 9 из 10 автолюбителей считают, что ЭРА-ГЛОНАСС и система спутниковой навигации ГЛОНАСС - это одно и то же. Это так?

А.К.: Конечно же нет. Для системы ЭРА-ГЛОНАСС система спутниковой навигации ГЛОНАСС является просто источником сигнала. У спутниковой группировки ГЛОНАСС есть так называемая закрытая часть, а есть открытый гражданский сигнал. Мы - такой же потребитель гражданского сигнала, как и все остальные, как и человек с приемником ГЛОНАСС в своем мобильном телефоне.

К: А на каком уровне происходит принятие решения, какая именно служба будет выезжать на вызов?

А.К.: У нас есть два пути. По технологическому проекту система ЭРА-ГЛОНАСС должна быть сопряжена с Системой 112, но она пока развернута не во всех регионах. Там, где она еще не развернута, мы сопряжены с дежурными частями МВД РФ регионального уровня.

Система 112 должна объединять все службы экстренного реагирования. В отработке приходящего от нас сигнала, будут задействованы пять служб: Служба скорой медицинской помощи, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Служба пожарной охраны, Служба полиции, Служба ГИБДД. Решение о привлечении конкретных служб принимает Система 112. Они получают нашу карточку вызова, которая содержит довольно подробную информацию: координаты, тип транспортного средства. То есть, в Системе 112 знают, автобус это или легковой автомобиль. Также есть информация о количестве пассажиров, типе используемого топлива; марка, модель, цвет и госномер транспортного средства. Там, где нет Системы 112, решение принимается в дежурных частях МВД РФ.

К.: Касательно платных сервисов: как будет осуществляться оплата, через вас или с каждым провайдером услуг отдельно? Или это еще не прорабатывалось?

А.К.: Прорабатывалось. С каждым из сервис-провайдеров работа ведется индивидуально. Кто-то говорит, что будет работать с клиентом напрямую. Кто-то предлагает работать через нас в порядке корпоративной подписки. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что бизнес-цепочка имеет вот такой и только такой вид. Например, если автомобилист из Москвы, имеющий подписку на местные сервисы, уедет куда-то в регион, где такой службы нет, но есть своя, то мы его свяжем с местной службой, и он будет работать напрямую.

К: А сколько уже принято реальных сигналов и сделано «боевых» выездов?

А.К.: По последней информации - 601 (по состоянию на 11.00 22.02.2017 – прим. авт.). И я хотел бы акцентировать внимание на том, что система позволяет вызвать помощь не только тогда, когда она нужна непосредственно вам. В Федеральном законе есть формулировка «о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах». Поэтому, если вы увидели, как кого-то грабят, вы видите пожар, еще что-то, что может угрожать жизни и здоровью людей, во всех таких случаях можно обращаться к соответствующим службам путем нажатия на легкодоступную кнопку.

Остались ли у вас вопросы, ответы на которые вы не увидели в интервью?

Согласно принятому новому закону, установка системы экстренного вызова служб помощи ГЛОНАСС в автомобиле с 2017 года является обязательной. Нововведение пока касается только новых авто российского и заграничного производства, а также поддержанных иномарок, ввозимых в страну после Нового года.

Изначально разработка и внедрение системы были стимулированы благими целями. Принудительную установку сделали для того, чтобы помощь на дороге при авариях и иных происшествиях можно было оказать максимально быстро. По мнению разработчиков программы, это позволит снизить смертность на дорогах, так как ЭРА-ГЛОНАСС самостоятельно определяет удар и его тяжесть и передает информацию оператору, который вызывает службы экстренной помощи на место происшествия. Но на практике, оказалось не все так гладко и хорошо. Закон об обязательной установке ГЛОНАСС повлек за собой немало проблем.

К чему привела принудительная установка ГЛОНАСС с 1 января 2017 года?

Главной целью внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая работает по принципам GPS, является повышение безопасности на дорогах, но оказалось, что закон о принудительной установке программы на все новые и ввозимые автомобили требует значительных доработок. Об этом неоднократно заявлял глава Приморья Владимир Миклушевский.

Со вступлением закона о системе ГЛОНАСС с 1 января 2017 года возникло несколько существенных проблем:

Принудительная установка оборудования привела к тому, что многие автопроизводители ушли с российского рынка. Сертификация оборудования довольно дорогостоящая процедура и в некоторых случаях не оправдывает себя.

Стоимость ввозимых иномарок, в том числе и поддержанных, значительно выросла. Причина кроется в том же оборудовании и дорогой процедуре сертификации.

На таможне застряли автомобили. С этой проблемой столкнулось Приморье. На таможне во Владивостоке с каждым днем растет количество авто, которые не могут быть введены в страну. Их число на начало февраля уже превышало более тысячи.

Изменение ситуации на автомобильном рынке

Закон о ГЛОНАСС привел к существенным изменениям на автомобильном рынке. Из-за обязательной установки программы дискомфорт испытывают не только производители авто, но и потребители. Из-за ухода с рынка многих иностранных марок полностью или частично, наблюдается дефицит автомобилей. К тому же проблемы возникли и с ввозом поддержанных машин, что еще более усложняет ситуацию.

Главная проблема кроется в процедуре сертификации оборудования. Изготавливать оборудование для программы могут практически все производители электроники. Само оборудование имеет невысокую цену - около 20 тысяч рублей, но оно не может использоваться без сертификации, а без ЭРА-ГЛОНАСС на авто невозможно получить ПТС и пройти процедуру регистрации.

Сертификацию осуществляет одна-единственная компания, что принадлежит разработчикам программы. Поскольку компания является монополистом, она устанавливает непомерно высокие цены на процедуру сертификации. Получение сертификата измеряется миллионами рублей, что невыгодно для многих производителей. Те производители, которые решаются устанавливать ГЛОНАСС на свои автомобили, повышают их цену, чтобы компенсировать непредвиденные и существенные расходы. Ранее в СМИ сообщалось, что Федеральная антимонопольная служба планирует заняться компанией, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.

Будет ли отменен закон о ГЛОНАСС?

В связи с последствиями принудительного внедрения ГЛОНАСС на новых и поддержанных автомобилях на сайте Российской общественной инициативы была размещена петиция об отмене действия закона. Чтобы закон был пересмотрен правительством необходимо набрать не менее 100 тысяч голосов.

  • Сотовая связь, при помощи которой ГЛОНАСС передает сигнал о бедствии, работает не всюду.
  • Цена автомобилей значительно увеличивается.
  • Программа не работает во многих европейских странах, даже в некоторых государствах Таможенного союза.

С большими проблемами столкнулся Приморский край, на таможнях которого застряли сотни автомобилей. Губернатор края обратился к правительству страны с просьбой отложить обязательную установку ГЛОНАСС на полгода. По заявлениям Миклушевского, процедуру оформления нужно доработать, а также точно определить необходимость дооборудования автомобилей.

Не сторонники закона требует его отмены или внесения изменений, которые сделают процедуру установки оборудования доступной и корректной. Только время покажет, прислушается ли правительство к мнению этих людей.

Еще статьи про ""

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

МОСКВА, 24 июл - РИА Новости, Владислав Бирюков. Система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» - достаточно давний государственный проект и успел за время своего развития обрасти множеством легенд. Побеседовав с руководителем этого направления в компании «НИС ГЛОНАСС» Дмитрием Марковым, корреспондент РИА Новости постарался развеять самые распространенные заблуждения, которые можно встретить в интернете.

1. Зачем нужна «ЭРА-ГЛОНАСС», когда весь мир пользуется GPS?

Несмотря на патриотичное название, «ЭРА-ГЛОНАСС» совершенно не отвергает использование GPS. Для определения координат аварии могут использоваться навигационные сигналы как американской, так и российской системы - это увеличивает надежность работы. Особенно это актуально в горах, на узкой улице между высотными домами или на крайнем севере, где видимых GPS-спутников может оказаться недостаточно. В подобной ситуации одновременное использование двух навигационных сигналов помогает ускорить определение координат и сделать его более точным.

2. Не хочу, чтобы спутники следили за мной

Навигационные спутники, разумеется, ни за кем не следят, это было бы слишком дорогим удовольствием. Терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» лишь принимает навигационный сигнал, вычисляет координаты и отправляет в центр обработки данных… но лишь в момент аварии. Работа в режиме трекера - с постоянным слежением - спецификациями проекта не предусмотрена, хотя бы потому, что потребует гигантских расходов на связь (такой режим можно реализовать дополнительно по желанию владельца автомобиля - если он захочет платить за подобную услугу).

В упрощенном виде схема работы «ЭРА-ГЛОНАСС» выглядит так: нажатие водителем тревожной кнопки (или срабатывание датчиков удара в автомобиле) - определение автомобильным терминалом координат - передача информации о ДТП через сотовую сеть в один из центров системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - трансляция вызова оперативным службам.

3. «ЭРА-ГЛОНАСС» спасет множество жизней

Этот тезис используется в обосновании необходимости осуществления проекта, но он не вполне корректен. Сама по себе «ЭРА-ГЛОНАСС» никого не спасет, это могут сделать только медики или пожарные, вовремя прибывшие на место аварии. «ЭРА-ГЛОНАСС» должна лишь создать универсальный, действующий по всей стране механизм для сбора информации о ДТП. Дальше эти данные нужно куда-то быстро передать и здесь (как часто бывает в нашей стране, когда необходимо обеспечить взаимодействие нескольких ведомств) возникают проблемы.

Единой точкой сбора подобной информации в перспективе станет служба 112. Но все работы по ее созданию планируется завершить только в 2017 году. А инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» должна быть готова уже через полтора года - до конца 2013-го. Возникает вопрос - куда передавать сигналы SOS?

Автоматизированными системами для сбора информации о чрезвычайных происшествиях сейчас располагают МЧС и МВД (точнее ГИБДД). Они используют разные интерфейсы, и чтобы «ЭРА-ГЛОНАСС» умела с ними взаимодействовать, в трех регионах страны сейчас развернуты три пилотные зоны.

В Курской области «ЭРА-ГЛОНАСС» связана с пилотным же проектом службы 112, в Санкт-Петербурге - с системой МВД, в Подмосковье - с МЧС (тест последней зоны состоялся 19 июля). Создав такие типовые решения, разработчики «ЭРА-ГЛОНАСС» надеются сделать «универсальный конструктор», позволяющий развернуть систему в любом регионе (а в каждом обычно есть своя специфика) с минимальными затратами денег и времени.

Впрочем, это лишь надежды. Система-112 в каждом регионе может внедряться на базе собственных технологических решений, так что головной боли на век разработчиков «ЭРА-ГЛОНАСС» точно хватит.

4. Выехал на машине за границу и где ваша «ЭРА»?

Зависит от того, куда именно выехал. В Европе сейчас реализуется аналогичный проект eCall, и разработчики двух систем тесно сотрудничают. Российская и европейская системы совместимы, что подтверждают несколько уже проведенных испытаний в приграничных областях.

В eCall используется GPS (а в перспективе и европейская система Galileo, которая пока только создается) и такой же GSM-вызов, что и в «ЭРА-ГЛОНАСС». Некоторые отличия есть, но они совместной работе не мешают. Например, в «ЭРА-ГЛОНАСС», в отличие от eCall, если голосовой вызов по каким-то причинам не проходит, предусмотрен резервный вариант с SMS. В нашей стране, где качество сотовой связи уступает среднеевропейскому, это нелишняя предосторожность.

Со странами Таможенного союза - Белоруссией и Казахстаном - идут переговоры о внедрении российских стандартов, так что в перспективе «ЭРА-ГЛОНАСС» должна стать стандартом на большей части ближнего зарубежья.

5. Большая часть территории страны не покрыта сотовой связью - система заведомо не будет работать

Пока это полумиф, полуправда. Согласно последнему исследованию Роскомнадзора, больше половины территории России все же покрыта сотовыми сетями, даже если учитывать только «большую тройку» операторов. Если выделить в этой статистике лишь автодороги с серьезным трафиком, то результат получится заметно лучше.

Конечно, покрыть сетями 100% российских дорог в ближайшее десятилетие вряд ли реально. Но ситуацией с самыми важными трассами в транспортных коридорах Север-Юг и Запад-Восток государство уже озаботилось. В апреле вице-премьер Владислав Сурков заявил, что в течение полутора лет на развитие покрытия мобильной связи на федеральных магистралях из госбюджета будет выделено полтора-два миллиарда рублей. Примерно такая же сумма должна быть вложена в проект операторами связи.

SIM-карты, точнее выполняющие их роль SIM-чипы, встроенные в терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», должны работать в любой GSM-сети, независимо от ее принадлежности. Вызов «ЭРА-ГЛОНАСС» обрабатывается по тем же правилам и с тем же повышенным приоритетом, что обычный телефонный вызов по номеру 112, что обеспечивает совместимость в сетях разных операторов.

6. К 2015 году всем автовладельцам придется купить терминал «ЭРА-ГЛОНАСС»

Это заблуждение широко тиражируется в СМИ. На самом деле, согласно проекту нового техрегламента колесных транспортных средств таможенного союза (который пока не принят), с 1 января 2015 года терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» должны оснащаться лишь новые модели легковых автомобилей, продажа которых (моделей) начинается на территории РФ.

Модели, которые получили одобрение типа (по сути, прошли сертификацию) до начала 2015 года, можно продавать без терминалов. Автомобиль, даже новый, который ввозит из-за границы не компания-импортер, а частное лицо, также не требует оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС». Автомобиль, который уже эксплуатируется - опять же не подпадает под требования (хотя владелец сможет установить терминал, если захочет).

Впрочем, это все согласно проекту техрегламента - окончательное решение по нему Совет Евразийской комиссии должен принять до конца текущего года.

Для некоторых видов транспорта (автобусы, такси, включая маршрутные, перевозчики опасных грузов) терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» должны стать обязательными раньше - с 1 октября 2014 года.

Кроме того, аппаратура спутниковой навигации (не подпадающая под спецификации «ЭРА-ГЛОНАСС») для мониторинга перевозок и обеспечения их безопасности еще раньше должна появиться на пассажирском и грузовом транспорте.

7. Непонятно, сколько это будет стоить

Инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» создается на бюджетные средства, а сама базовая услуга - экстренного реагирования - будет бесплатна для пользователей. Терминалы оплатят покупатели новых машин, которые просто чуть вырастут в цене.

Насколько вырастут - каждый автопроизводитель решит сам в меру собственных аппетитов. Себестоимость терминала близка к цене простого мобильного телефона и для обеспечения базовой функциональности не должна быть выше сотни долларов.

Дополнительные коммерческие услуги, которые предполагается строить «поверх» «ЭРА-ГЛОНАСС», будут оплачиваться отдельно и по желанию.

В принципе, стандартный модуль с навигацией и GSM-связью позволяет организовать множество допуслуг: от поисково-охранной сигнализации и «черных ящиков», автоматически фиксирующих обстоятельства ДТП, до продажи полисов КАСКО с плавающей ценой - в зависимости от агрессивности стиля вождения и организации в автомобиле хот-спота Wi-Fi. Однако большинство из этих опций потребует как удорожания автотерминалов, так и дополнительных вложений в инфраструктуру.

Например, базовая точность определения координат в «ЭРА-ГЛОНАСС» - 15 метров - явно недостаточна для разбора аварий по данным спутникового трекера. Здесь потребуется внедрять системы дифференциальной коррекции, а это отнюдь не дешевое удовольствие на огромной территории страны.

Впрочем, в любом случае, «ЭРА-ГЛОНАСС» создает для индустрии новое окно возможностей за счет появления в перспективе в каждом автомобиле стандартного навигационного и коммуникационного модуля.

Кстати, некоторые автопроизводители (GM, Volvo, BMW) уже давно продают машины с фирменными системами автоматического оповещения об авариях - как правило, эта опция недешева и требует платной подписки на услугу.

8. «ЭРА-ГЛОНАСС» - еще одна мера поддержки отечественного автопроизводителя, неконкурентоспособного на мировом рынке

Маловероятно, что «ЭРА-ГЛОНАСС» станет заградительной мерой для продукции зарубежных автопроизводителей. Стоимость терминалов, как уже было сказано, невелика. Спецификации их будут открыты. Учитывая достаточно емкий рынок (не только российский), производством, скорее всего, займутся крупные поставщики автокомпонентов - прежде всего, зарубежные.

Поддержка ГЛОНАСС тоже не должна стать камнем преткновения. Например, у американской компании Qualcomm - а это один из крупнейших в мире разработчиков телекоммуникационных компонентов - все современные чипсеты для применения в автомобилях поддерживают не только GPS, но и ГЛОНАСС.

Время на интеграцию терминалов - напомним, в новые модели машин - у производителей тоже есть. Вряд ли технологически интеграция аппаратуры eCall будет для BMW или Audi заметно отличаться от «ЭРА-ГЛОНАСС», скорее всего, версии автомобилей для Евросоюза и России будут здесь отличаться лишь кодом программной прошивки.

Росстандарт официально подтвердил, что с 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС не станет обязательной для всех выпускаемых в оборот новых автомобилей на территории Таможенного союза (ТС). При этом обязательная комплектация терминалами ЭРА-ГЛОНАСС по-прежнему предусмотрена техническом регламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств». В этом документе написано, что с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб - обязательная опция для всех новых транспортных средств. Теперь оказалось, что это не совсем так.

Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС, - пояснили в пресс-службе Росстандарта. - При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Учитывая изложенное, при наличии действующего ОТТС допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб.

ОТТС дается на тип конструкции, то есть на некую совокупность автомобилей, и действует три года. И если производитель авто получит ОТТС в Росстандарте 31 декабря 2016 года (или продлит его), то он получит ОТТС, который будет действовать еще три года, то есть до 31 декабря 2019-го. Можно также продлить документ в режиме «распространения с продлением». Например, есть модель ВАЗ-2107 в десяти модификациях. Придумали еще одну модификацию - например, с модернизированной коробкой передач - и за счет этого продлили ОТТС на все модификации еще на три года.

Российская система ЭРА-ГЛОНАСС формально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, а фактически - с 1 января 2016-го. Если машина попадает в аварию, сигнал о ДТП с указанием точных координат автоматически передается службам спасения. ЭРА-ГЛОНАСС в России, ее аналог под названием ЭВАК в Казахстане и такая же система под названием «ЭРА РБ» в Белоруссии должны были начать работать одновременно, так как наличие соответствующего терминала в новых моделях машин еще в 2011 году было предусмотрено в техническом регламенте ТС. Тем не менее ни в Белоруссии, ни в Казахстане аналоги ЭРА-ГЛОНАСС пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза - Армении и Киргизии.

Не успев подготовить инфраструктуру, представители правительств Казахстана и Белоруссии ранее официально обращались к российским властям с предложением отложить внедрение ЭРА-ГЛОНАСС на два года. Официально им согласием не ответили, но фактически навстречу пошли, не став заделывать лазейки в законодательстве, связанные ОТТС. Хотя глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков ранее заявлял , что в законодательство планируется внести коррективы, которые лазейки устранят. С этой идеей Недосеков обращался в Минпромторг, но безрезультатно - на запрос «Известий» в Минпромторге ответили примерно то же, что и в Росстандарте.

Продление действия одобрения типа транспортного средства на новый срок, не превышающий трех лет, согласно пунктам 62–65 технического регламента, производится на основании заявки в случае соответствия типа транспортного средства перечню требований, действующих на момент оформления нового одобрения типа транспортного средства, - заявили в пресс-службе Минпромторга.

Фактический перенос обязательного оснащения автомобилей устройствами ЭРА-ГЛОНАСС на рубеж 2020 года больнее всего бьет по интересам АО «ГЛОНАСС» - госкомпании, в распоряжение которой передана система ЭРА-ГЛОНАСС. Потому что в сентябре 2015 года совет директоров государственного АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета (сейчас содержание ЭРА-ГЛОНАСС финансирует государство). Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными (читай, массовыми) уже в 2017 году. С этими вводными в Высшей школе экономики был заказан бизнес-план развития компании. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не сможет сказать, сколько авто с ЭРА-ГЛОНАСС на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых Mercedes и Bentley, уже оснастили некоторые модели устройствами ЭРА-ГЛОНАСС. Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей - это две совершенно разные ситуации.

В случае переноса срока обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС в конструкцию автомобиля добросовестные автопроизводители, которые уже профинансировали оснащение своих автомобилей, окажутся в условиях неравной конкуренции, - отметили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС». - Мы уже не раз высказывались против переноса сроков обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС, потому что обеспечение безопасности жизни граждан - приоритет для государства. Хотим напомнить о поручениях президента РФ Владимира Путина по итогам заседания президиума госсовета по вопросам безопасности дорожного движения: в срок до 01.06.2016 обеспечить информационно-технологическое сопряжение ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС с экстренными оперативными службами в автоматизированном режиме и в срок до 01.09.2016 принять меры по активизации работы производителей автотранспортных средств по установке на новые автомобили устройств вызова экстренных оперативных служб при ДТП.

Среди автопроизводителей особого интереса к внедрению ЭРА-ГЛОНАСС пока не наблюдается.

В крупнейшей дилерской сети BMW «Известиям» пояснили, что в ближайшее время ни одна модель не будет оборудоваться терминалом ЭРА-ГЛОНАСС.

В наших машинах есть кнопка SOS, но это связь с диспетчером BMW - он тоже сможет вызвать вам помощь, - пояснили в компании.

Столичный дилер Toyota заверил, что никакого оборудования с ГЛОНАСС не планируется к установке на автомобили Toyota в ближайшее время.

Официальный дилер Peugeot ответил столь же категорично:

Никакие модели в ближайшее время терминалами ЭРА-ГЛОНАСС комплектоваться не будут, мы впервые слышим, что со следующего года это оборудование станет обязательным. Производитель не давал нам никакой информации по данной системе.

Применимо к системе ЭРА ГЛОНАСС обязательная установка с 2018 года обсуждалась достаточно давно. На сегодняшний день действительно запрещается выпуск в обращение транспортных средств, не оснащенных кнопкой «SOS» и терминалом для спутникового позиционирования. При этом нормативная база, регламентирующая оборудование авто системой экстренного информирования, предусматривает ряд исключений.

Чтобы избежать ненужных трат, стоит заранее изучить все нюансы законодательства, касающиеся установки ЭРА ГЛОНАСС в этом году, ведь обязательная установка может и не затрагивать ваш автомобиль. Если же оборудовать машину системой все-таки нужно, ниже мы расскажем, как это правильно сделать.

Функции системы ЭРА ГЛОНАСС

Для начала – несколько слов о самой системе. ЭРА ГЛОНАСС ставится на машины для того, чтобы облегчить информирование ДПС, спасательных служб и Скорой Помощи о ДТП или другой нештатной ситуации на дороге. Ее функции:

  • Передача «тревожного сигнала» на диспетчерский пульт.
  • Позиционирование автомобиля с использованием системы навигации.
  • Сообщение координат машины, попавшей в аварию, спасательной службе.
  • Передача других данных об автомобиле – от номера и марки машины до типа двигателя (бензин/дизель) и количества пассажиров в салоне на момент аварии.

Статистика показывает, что наличие в автомобиле УВЭОС («устройства вызова экстренно-оперативных служб») сокращает время реагирования на аварию. В результате значительно снижаются показатели смертности и травматизма в ДТП.

Терминалы ЭРА ГЛОНАСС и другое оборудование

Исходя из задач, которые должна решать система экстренного информирования, подбирается и оборудование для их решения:

  • Основу системы составляет терминал ЭРА ГЛОНАСС . В его состав входит модуль спутниковой навигации ГЛОНАСС, а также GSM-модуль, отвечающий за передачу данных по мобильной сети. Для работы модуля связи используется SIM-карта мобильного оператора РФ, потому сигнал о ДТП может быть передан из любой точки, в которой есть хотя бы минимальное мобильное покрытие.
  • Терминалы производятся многими отечественными и зарубежными компаниями (Гранит-навигатор, FORT, Ителма и др). Они отличаются в первую очередь питающим напряжением и набором функций. Так, например, часто наряду с работой с системой ГЛОНАСC терминал может устанавливать координаты авто по GPS.
  • Передача сигнала о ДТП осуществляется либо в ручном режиме (нажатие водителем или пассажиром «тревожной кнопки SOS »), либо автоматически (при срабатывании датчика удара/переворота). На автомобили, бывшие в употреблении, ставится система ЭРА ГЛОНАСС без датчиков удара - только с кнопкой «SOS».
  • Помимо кнопки в салоне автомобиля располагается также переговорное устройство. С его помощью диспетчер связывается с пострадавшими для подтверждения ДТП и получения дополнительной информации. Часто переговорное устройство входит в комплектацию терминала.

Как работает система?

Принцип работы системы достаточно прост. На первом этапе регистрируется ДТП – либо срабатывает датчик, либо кто-то нажимает кнопку в салоне. В любом случае сигнал поступает на пульт диспетчера, который пытается связаться с пострадавшими через голосовой интерфейс. Если ДТП подтвердилось, или связаться с водителем/пассажирами не удалось, данные о месте аварии и об основных параметрах машины передаются спасательным службам. Также диспетчер сообщает им дополнительную информацию, полученную от водителя.

Обратите внимание! Даже если авария произошла на оживленном участке дороги, например, в черте города, нажать на тревожную кнопку в течение 10 минут после ДТП стоит. Благодаря этому Терминал передаст на диспетчерский пульт данные о движении вашего автомобиля, и эта информация может быть полезной при установлении виновного в ДТП или при решении судебных споров о возмещении ущерба.

Если срабатывание системы было вызвано случайным нажатием кнопки, вызов аннулируется.

Установка ЭРА ГЛОНАСС с января 2018 года

Несмотря на достаточно очевидную пользу от наличия на машине системы ЭРА ГЛОНАСС, многие владельцы автомобилей не спешат ее устанавливать. Основная причина – затраты на переоборудование авто. Чтобы стимулировать оснащение техники системами экстренного оповещения, вносятся изменения в нормативную базу, которые делают установку ЭРА ГЛОНАСС обязательной для ряда категорий авто.

Стоит отметить, что информация об обязательном наличии с 1 января 2018 года системы на абсолютно всех автомобилях, которые эксплуатируются в РФ, не соответствует действительности . Правила, которые регламентируют оборудованием машин «тревожными кнопками», отличаются для новых и подержанных автомобилей.

Для новых автомобилей

На новых машинах с 1.01.2018 года ЭРА ГЛОНАСС должна стоять обязательно. Это касается:

  • Автомобилей, произведенных в РФ.
  • Автомобилей, импортируемых в РФ официальными дилерами.

Требование об этом содержится в содержит п. 5 приложения 4 ТР ТС 018/2011 (вступило в силу 1.01.17). Здесь есть один нюанс. Наличие ЭРА ГЛОНАСС нужно для оформления «Паспорта транспортного средства», который не выдадут без ОТТС (одобрение типа транспортного средства).

Срок действия ОТТС составляет 3 года, потому до 2019 года есть теоретическая возможность покупки автомобиля без системы информирования, ОТТС которого был оформлен до 2017 года. Приобретение такого автомобиля не накладывает обязательств по обязательной установке ЭРА ГЛОНАСС.

Обратите внимание! При оборудовании новых машин системами информирования о ДТП производители устанавливают не только терминалы и тревожные кнопки, но и датчики переворота/удара. Это повышает эффективность срабатывания при тяжелых авариях.

Для подержанных автомобилей

Для машин, которые были в употреблении, установка ЭРА ГЛОНАС будет обязательной:

  • Если вы сами ввозите машину из-за рубежа. В этом случае вам нужно установить терминал и кнопку вызова диспетчера , а также идентифицировать оборудование в системе ЭРА ГЛОНАСС. Без отметки об этом невозможно получить СБКТС . А СБКТС, в свою очередь, нужно получить для растаможи авто.
  • Согласно постановлению Правительства РФ 153 от 15 февраля 2018 года (вступило в силу 15 апреля), ЭРА ГЛОНАСС нужно обязательно устанавливать и на некоторые виды техники , которые уже эксплуатируются. Сюда относятся машины из категорий М2 и М3(автобусы, микроавтобусы), а также грузовики категории N, перевозящие опасные грузы.

Если в случае с новыми машинами обязанность установки ЭРА ГЛОНАСС возлагалась на производителя машины либо на дистрибьютора, то здесь придется тратить время и средства владельцам автомобилей. Это касается как физических, так и юридических лиц.

Процедура установки ЭРА ГЛОНАСС

Если для вас установка ЭРА ГЛОНАСС с 2018 обязательна по закону, то сделать это нужно как можно раньше. Самостоятельно смонтировать оборудование нельзя - работы должны быть выполнены в авторизированном сервисном центре.

Процедура оснащения ввезенных автомобилей системой ЭРА ГЛОНАСС ранее была противоречивой. Сегодня же используется достаточно простой регламент:

  • Вы приобретаете терминал для спутниковой навигации и дополнительное оборудование, необходимое для его функционирования и монтажа.
  • Мастера сервисного центра монтируют систему и настраивают ее.
  • Терминал проходит обязательную идентификацию в системе ЭРА ГЛОНАСС.
  • В СБКТС заносится уникальный идентификационный номер установленного устройства.

При растаможке авто процедура может несколько измениться. Вначале сервисный центр вносит в СБКТС сведения об идентификации терминала экстренной связи, после чего владелец на основе СБКТС получает ПТС и забирает машину с таможенного склада. До постановки на учет в ГИБДД (т.е. за 10 суток) необходимо выполнить фактическую установку системы на автомобиль.

Цены и сроки оснащения ЭРА ГЛОНАСС

Цена установки ЭРА ГЛОНАСС на подержанный автомобиль зависит от:

  • Выбранной модели терминала.
  • Дополнительного оборудования (антенны, датчики).
  • Сложности монтажа.
  • Срочности.

Как правило, стоимость комплекта оборудования (терминал, датчики и монтажные приспособления) начинается от 23 тыс. рублей. Стоимость установки и идентификации устройства в системе – от 3 тыс. за операцию. Сроки оснащения автомобиля всем необходимым оборудованием невелики. Как правило, процедура занимает от получаса до нескольких часов. Если возникает потребность в дополнительных работах, то время на монтаж ЭРА ГЛОНАСС может быт увеличено до нескольких дней.

Чем грозит эксплуатация авто без системы экстренного оповещения?

Согласно действующему законодательству, штрафными санкциями наказывается:

  • Отсутствие ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле, который по закону должен быть оснащен системой экстренной связи.
  • Отключение компонентов системы, установленных заводским способом.
  • Самостоятельный монтаж терминалов ЭРА ГЛОНАСС.
  • Самостоятельное расширение функционала системы (например, путем установки дополнительных датчиков).

Если после вступления в 2018 году в силу всех изменений в законодательстве сотрудники ДПС ГИБДД или других проверяющих органов зафиксируют такие нарушения, то сумма штрафов составит:

  • Для водителя – до 2500 руб.
  • Для юридического лица, ответственного за оснащение техники системами информирования – до 500 тыс. руб.

Важно учитывать, что все эти штрафы актуальны только для транспортных средств, которые используются в коммерческих перевозках (грузов или пассажиров). Использование автомобилей без ЭРА ГЛОНАСС в личных целях частными лицами никак не наказывается.

Обязательная установка с 2018 года модуля ЭРА ГЛОНАСС касается не всех автомобилей. Но если ваша машина попадает в перечень, то стоит подумать о ее оснащении таким модулем – иначе вы либо не сможете пройти процедуру таможенного оформления, либо рискуете получить существенный штраф.