Что такое амортизация автомобиля и как её рассчитать? Амортизация личного автомобиля в служебных целях расчет

Существуют десятки формул, которые позволяют рассчитывать бухгалтерскую амортизацию автомобиля для предприятий. Это очень важно, поскольку балансовая стоимость каждого транспортного средства формирует активы предприятия. Но для личного использования машины показатель амортизации также может быть весьма полезным. Конечно, вести бухгалтерскую документацию и рассматривать ежегодно, какова остаточная стоимость машины, не имеет смысла. При продаже ваши подсчеты не будут полезны, поскольку стоимость автомобиля будет определяться рыночными реалиями, а не подсчитанными данными амортизации. В амортизационные расходы входят все затраты, которые вы выполняете на автомобиль, а также естественный износ транспортного средства, который уменьшает реальную и балансовую стоимость машины. Показатель этот важен для нескольких аспектов.

Во-первых, есть смысл понимать, стоит ли ваш автомобиль определенных денег, или его ресурс уже подошел к концу. Конечно, рыночная стоимость практически никогда не подойдет к нулю, но если амортизационная цена машины близится к отметке нуля, автомобиль пора продавать. Именно так стараются поступать предприятия, которые выполняют амортизационную оценку износа автомобиля и стоимость транспортного средства с учетом амортизационных расходов. Вам не обязательно заводить книгу и вести учет износа и повреждений, чтобы определить балансовую цену машины, но представлять о том, что такое амортизационные расходы на авто, имеет смысл.

Амортизационные расходы - обслуживание и эксплуатация автомобиля

Первым пунктом расходов на автомобиль является обслуживание машины, а также затраты на эксплуатацию. В данную категорию расходов входит не только покупка топлива, здесь можно выделить множество пунктов, которые будут вытягивать деньги из кармана владельца. Каждый автомобиль требует по ходу эксплуатации определенного внимания со стороны водителя, поэтому лучше учитывать эти расходы. Это одна сторона амортизации, которая не суммируется, а лишь учитывается при покупке машины и забивается в бюджет. Главные пункты данного типа амортизационных расходов следующие:

  • заправка автомобиля необходимым типом топлива в соответствии с реальным расходом;
  • выполнение ремонтных работ, и технического обслуживания, предусмотренного по регламенту ТО;
  • проведение ремонта и устранения непредвиденных неполадок, которые возникают при эксплуатации транспорта;
  • расходы на покупку дополнительных периферийных устройств, косметическое восстановление и защиту авто от коррозии;
  • расходы на услуги автомобильной мойки с определенной периодичностью в каждый сезон года;
  • продление страховки ежегодно, как минимум, покупка обязательного для каждого авто полиса ОСАГО;
  • прохождение технического осмотра по установленному государством регламенту;
  • прочие затраты, которые не всегда учитываются частным владельцем автомобиля при использовании авто.

Существует множество мелких расходов, на которые мы зачастую не обращаем внимания. Но в компании это невозможно, поэтому амортизация учитывает каждую мелкую затрату на машину. Если посмотреть на список расходов в течение пяти лет, список получится внушительным. Поэтому всегда следует учитывать определенные дополнительные затраты, которые никогда не вписываются в бюджет владения автомобилем. В этом плане частным владельцам есть чему поучиться у предприятий, которые ведут учет всех расходов и представляют, какой бюджет стоит закладывать на каждый год владения автомобилем.

Потеря стоимости - второй тип амортизации при владении автомобилем

Конечно, для частного автомобилиста более важным показателем являются текущие расходы на автомобиль, а также их учет. Но посчитать потерю стоимость автомобиля действительно стоит. Если в случае с компаниями амортизация выполняет по пробегу, году выпуска, а также наличию повреждений и прочих моментов в истории машины, то частный автомобиль обладает несколько иными особенностями амортизации стоимости. Вам не нужно составлять бухгалтерские и отчетные документы для получения информации о том, сколько ваш автомобиль потерял в стоимости. Достаточно учесть следующие аспекты для определения реальной нынешней цены машины:

  • год выпуска машины - этот фактор всегда влияет на реальную цену автомобиля;
  • визуальное состояние кузова, а также отсутствие или наличие видимых повреждений лакокрасочного покрытия;
  • наличие в истории автомобиля ДТП, которые повлияли на конструкцию авто и стали причиной перекраски деталей;
  • состояние интерьера, потертость основных элементов этого узла вашего автомобиля;
  • средняя стоимость машин в той самой комплектации и того самого года выпуска на рынке;
  • необходимость проведения определенных работ в ближайшее время;
  • состояние двигателя и КПП - важный момент, на который обращают внимание при покупке автомобиля.

Если в самом ближайшем будущем ваш автомобиль потребует ремонта, предположим, на 1000 долларов, именно на эту сумму уменьшается амортизационная и реальная стоимость машины. На предприятиях оценка стоимости выполняется иначе, а реальная цена при покупке машины определяется только пожеланиями компании по продаже автомобиля. Также и в случае с частным владельцем - окончательная цена вашего транспорта зависит от того, какую цифру вы выставите в момент продажи машины. Нужно заметить, что чем ближе стоимость будет к реальным показателям с учетом всех указанных выше факторов, тем быстрее вы сможете продать ваш автомобиль.

Какие еще критерии влияют на стоимость машины при продаже?

Практически всегда при проведении амортизационной оценки стоимости автомобиля частный владелец предполагает продажу авто. Иначе этот показатель не имеет никакого смысла. На сегодняшний день цена автомобиля определяется далеко не только параметрами износа основных деталей и прочими факторами в виде года выпуска. Это лишь базовые критерии, которые будет оценивать покупатель при выборе автомобиля. Нужно сказать, что в большинстве случаев при определении цены дополнительные факторы не учитываются. Среди основных критериев, которые стоит учесть при формировании стоимости на подержанное авто, можно выделить следующие моменты:

  • наличие скрытых повреждений или изъянов, которые могут быть определены на СТО при проверке авто;
  • пробег, определяющий потенциальное состояние автомобиля и его оставшийся ресурс в соответствии с заводскими данными;
  • модель и комплектация, что часто становится определяющим фактором при покупке машины на рынке подержанного транспорта;
  • первое впечатление от визуального состояния автомобиля, звуковые эффекты при запуске и работе двигателя;
  • самые разные индивидуальные факторы, которые важны для покупателя при торгах за машину.

Существует множество критериев, которые стали определенным важным моментом в приобретение подержанного автомобиля. Все эти критерии стоит учитывать при подготовке машины. Иначе не будет никаких возможностей продажи автомобиля за адекватную цену. Правда, чрезмерная подготовка к поездке на встречу с покупателем также ничего хорошего не сулит. Если двигатель из-под капота будет сверкать от натирки полиролью, покупатель заподозрит что-то неладное. В этом случае вам придется потерять средства на определенной скидке, так как подозрения мешают покупателю отдать адекватную сумму денег за авто. Нужно сказать, что в большинстве случаев именно правильная подготовка машины определяет ее предельную цену. По определению реальной стоимости автомобиля посмотрите небольшое видео с советами:

Подводим итоги

Показатель амортизационной стоимости автомобиля не столь важен в определении реальной стоимости на рынке. В данной ситуации важно правильно подать машину покупателю, подготовить ее к продаже без излишеств, но с тонкими намеками на то, что автомобиль достоин покупки. Тем не менее, существует множество различных критериев, которые влияют на цену, и их не всегда можно убрать в процессе подготовки. Во-первых, сложно продать машину дороже средней стоимости на рынке того же года выпуска и той самой комплектации. И с амортизационной стоимостью это не имеет практически ничего общего.

Также при приобретении машины необходимо подумать об амортизации. Речь идет не о потере в цене из-за тикающих годов возраста, а о расходах на масло, технические детали для ТО, ремонт и прочие затраты, которые несет каждый владелец машины. Если не учитывать расходы на эксплуатацию машины, можно неприятно удивиться тому, сколько денег та или иная модель автомобиля требует в процессе использования. Речь идет об огромных суммах денег и постоянных дополнительных и непредвиденных расходах. А вы учитываете амортизационные затраты на машину при ее покупке?

При оценке стоимости автомобиля возникает вопрос, как рассчитать амортизацию автомобиля? Формула расчета амортизации автомобиля и онлайн калькулятор помогает точнее рассчитать амортизацию машины.

Со временем каждый автомобиль дешевеет, снижение цены происходит по причине физического и морального износа. Физический износ – мера устаревания деталей, узлов, кузова. На него влияет интенсивность использования, загрязнение окружающей среды, климат.

Если вы используете автомобиль по назначению, то происходит продуктивный износ. Если машина стоит в гараже, то физический износ происходит все равно, но он называется непродуктивным.

Моральный износ происходит по причине устаревания технологий, выхода новых моделей автомобиля с улучшенными качествами. Денежное выражение физического и морального износа называется амортизация.

В бухгалтерском учете расчет амортизации нужен для списания стоимости автомобиля и затрат на обслуживание по частям. Если списать единой суммой по окончанию использования машины, на балансе получится убыток.

Чтобы равномерно учитывать прибыль от работы машины и убыток от износа и эксплуатационных расходов, амортизация начисляется с периодичностью раз в месяц или в год. Это уменьшает налогооблагаемую базу.

Расчет амортизации автомобиля полезен и владельцу транспортного средства. Например, если работа связана с вождением, и фирма компенсирует часть затрат и износ.

Расчет понадобится для продажи и покупки машины, понимания действий оценщиков в автоломбардах, страховых компаниях, банках. Это позволит вам понять, как происходит процесс, оценить порядок сумм выплат.

В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:

  1. Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
  2. Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
  3. Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)

Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.

  1. Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
  2. Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
  3. Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2

Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.

Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.

При , в банках, автоломбардах, в компаниях используется другая формула:

Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4

  • И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
  • Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
  • И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
  • Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
  • А2 – износ от природно-климатических условий;
  • А3 – износ от экологической обстановки;
  • А4 – износ по количеству жителей в регионе.

Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах . Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.

В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.

Предположим, мы покупаем легковой автомобиль 2012 года выпуска, с объемом двигателя 1,4 л, габаритами от 3,6 до 3,9 м, пробегом 75 364 км в Барнауле. Новые автомобили данной марки стоят 600 000 р., продавец выставил цену 450 000 р.

Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату.

Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя). Количество жителей в регионе – 700 тыс.

Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072,8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0,89

И1=0,4, Пф=75,4, И2=0,89, Дф=5, А2=1,12 , А3=1,07 , А4=1,050

Высчитаем значение самостоятельно:

(И1хПф+И2xДф)хА2xА3xА4=(0,4х75,4+0,89х5)х1,12х1,07х1,050=43,55 %

Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах:

600 000х43,6/100=261 600

Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе оценщик . Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0,2)=270 720 руб.

Расчет амортизации на 1 км пробега

Помимо потери в цене от износа, автомобиль требует затрат на обслуживание. Чтобы посчитать амортизацию на 1 км пробега, нам потребуются следующие данные.

Многие компании используют в своей работе автомобильный транспорт. С точки зрения бухучета автомобили являются основными средствами, поэтому при их использовании следует начислять амортизацию. Рассмотрим, как рассчитать амортизацию автомобиля с учетом всех требований законодательства.

Расчет амортизации автомобиля в бухгалтерском учете

  1. Линейный.
  2. Уменьшаемого остатка.
  3. По сумме лет полезного использования.
  4. Исходя из объема работ (для автомобиля – на основе пробега).

На практике в большинстве случаев используют первый или четвертый метод. Рассмотрим их подробнее.

Для расчета линейным методом необходимо знать первоначальную стоимость и срок полезного использования (СПИ).

Первоначальная стоимость для автомобиля в общем случае – это расходы на приобретение и доставку. В некоторых случаях сюда могут быть добавлены дополнительные расходы – оплата посреднику, таможенные пошлины и т.п.

Для определения срока полезного использования обычно учитывают Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002г. Хотя формально она предназначена для налогового учета, при определении «бухгалтерского» СПИ удобно также руководствоваться этим документом.

Формула расчета амортизации автомобиля при линейном методе выглядит следующим образом:

А = ПС х (100% / СПИ), где

ПС – первоначальная стоимость,

СПИ – срок полезного использования в годах

Организация приобрела легковой автомобиль. Стоимость приобретения с учетом дополнительных расходов – 250 тыс. руб. без НДС, срок полезного использования - 5 лет.

Амортизация за год составит:

А = 250 х (100% /5) = 250 х20% = 50 тыс. руб.

Расчет на основании объема работ позволяет учитывать нагрузку, которую испытывает основное средство при эксплуатации и более «адекватно» распределять износ по периодам. Для автомобилей нагрузка наиболее полно отражается через показатели пробега. Поэтому данный метод применительно к транспортным средствам можно назвать: «расчет амортизации автомобиля по километражу».

А = ПС х (ПРф / ПРн), где

ПС – первоначальная стоимость автомобиля;

ПРф - фактический пробег за расчетный период;

ПРн – нормативный пробег за весь срок полезного использования.

Величина в скобках – это процент амортизации автомобиля, рассчитанный на основании фактического пробега.

Организация приобрела грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость определена в сумме 600 тыс. руб. без НДС. Для автомобиля был определен суммарный нормативный пробег 160 тыс. км. За первый год эксплуатации фактический пробег составил 25 тыс. км. Амортизация за первый год составит

А = 600 х (25 /160) = 93,75 тыс. руб.

Как посчитать амортизацию автомобиля в налоговом учете

В целях налогообложения используются два способа начисления амортизации:

  1. Линейный . Расчет в этом случае производится аналогично бухгалтерскому учету.
  2. Нелинейный . При этом методе амортизация рассчитывается в целом по группе объектов. Формула расчета износа за месяц выглядит так:

А = ОС х (К /100), где

ОС – суммарная остаточная стоимость группы объектов начало месяца

К – коэффициент для группы (указан в п. 5 ст. 259.2 НК РФ)

На практике в налоговом учете обычно используют линейный метод. Это связано не только с упрощением самого расчета, но и с тем, что линейный метод – единственный, при котором «налоговая» и «бухгалтерская» амортизация совпадают. Поэтому расчет амортизации автомобиля с его применением не только упрощает учет, но и позволяет избежать налоговых разниц.

Ускоренная амортизация при лизинге

Транспортные средства обычно стоят недешево, поэтому их часто приобретают за счет заемных средств. Одним из распространенных вариантов является лизинг. Он позволяет не только приобрести объект, но и в дальнейшем снизить платежи по налогам на имущество и на прибыль.

Речь идет об использовании ускоренной амортизации . Действующее законодательство позволяет при покупке объекта в лизинг использовать «ускоряющий» коэффициент в размере до 3. Однако, применяя этот метод, необходимо учитывать ряд ограничений.

  1. Имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя.
  2. В договоре лизинга должен быть пункт о применении ускоренной амортизации с указанием используемого коэффициента.
  3. Ускоренную амортизацию в бухгалтерском учете можно применять только при использовании метода уменьшаемого остатка (п. 19 ПБУ 6/01). Т.к. в налоговом учете аналогичный метод отсутствует – неизбежно возникают налоговые разницы.
  4. В налоговом учете нельзя применять повышающий коэффициент амортизации автомобиля к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Т.е. для значительной части транспортных средств (в частности - для легковых автомобилей, малых автобусов и грузовиков массой до 3,5 т) данная льгота недоступна.

Вывод

Существует несколько методов расчета амортизации автомобилей. На практике чаще всего используется линейный метод и расчет на основании фактического пробега. Если автомобиль приобретен в лизинг, то можно применить ускоренную амортизацию, с учетом предусмотренных законом ограничений.

Расчет амортизации авто требуется, если водитель работает по найму или в такси. Как и в случае с ОС, калькуляция проводится для того, чтобы своевременно выделять средства на ремонт, профилактику, замену изношенных узлов. Рассмотрим детальнее, как осуществляется амортизация автомобиля в БУ.

Способы

Амортизация отображает износ автомобиля, выраженный в денежном эквиваленте. Стоимость ТС погашается в течение срока его полезного использования. Начисление амортизации в БУ осуществляется одним из таких способов:

  1. Линейный - первоначальная стоимость объекта списывается равномерными частями за весь срок использования объекта.
  2. Уменьшаемого остатка - годовая норма отчислений рассчитывается исходя из срока использования и коэффициента ускорения (2 или 3), которые установлены законодательно. Начисление осуществляется на остаточную стоимость ТС в начале каждого года. Данная методика применима только к машинам, которые находятся в лизинге.
  3. Списание стоимости по сумме количества лет эксплуатации – норма амортизации умножается на первоначальную или текущую стоимость объекта.
  4. Пропорциональный метод – выпущенный объем продукции за текущий год делится на предполагаемый за весь срок использования. Полученная норма применяется к первоначальной стоимости объекта.

На практике чаще всего используется первый и четвертый методы. Как бы ни осуществлялось начисление амортизации в БУ, в НУ этот процесс происходит в соответствии с нормами ст. 259 НК РФ. Организация может в начале каждого периода (года) менять способ калькуляции износа. Но если изначально был выбран нелинейный метод, то использовать линейный можно будет только через 5 лет.

Правила расчета суммы износа

  1. К однородной группе объектов применяется только один метод в течение всего срока полезного использования.
  2. В течение года проводить отчисления следует ежемесячно.
  3. Срок амортизации автомобиля определяется приказом руководителя в момент принятия объекта на баланс (на счет 02).
  4. Износ по каждому объекту следует начислять в пределах его балансовой стоимости, начиная с месяца, следующего за введением его в эксплуатацию.
  5. Не начисляйте амортизация:
  • после завершения срока полезного использования;
  • по полностью самортизированным объектам;
  • по объектам, переведенным на консервацию;
  • в период восстановления ОС, если он длится более года.

Пример 1

ООО приобрело для служебных целей «Волгу» 22.01.2001. Первоначальная стоимость составила 175 тыс. руб. В приказе об управленческом учете ООО сказано, что начисление амортизации на ТС осуществляется линейным способом. Срок службы определялся Едиными нормами (до 2002 года): для авто среднего класса предусмотрена ставка 11,1 % от первоначальной стоимости. То есть срок полезного использования составляет: 100: 11,1 = 9 лет. Расчет амортизации автомобиля:

175 х 0,111: 12 = 1,61875 тыс. руб.

Эта сумма отобразится в БУ проводкой ДТ26 КТ02.

С 2002 года ООО приняло решение рассчитывать амортизацию в соответствии с Классификацией ОС, по которой авто относятся к 3-й группе объектов. В приказе руководитель организации определил срок службы ТС - 48 мес. Остаточная стоимость авто на 31.12.2001 г. в БУ составила:

175 – 1,61875 х 11 = 157,19375 тыс. руб.

Срок использования: 48 - 11 = 37 мес.

В НУ ежемесячно амортизация автомобиля будет начисляться в сумме:

157,19375: 37 = 4,24847 тыс. руб.

Пример 2

ЗАО имеет на балансе автотранспортное хозяйство. По грузовым ТС амортизация начисляется в зависимости от пробега (по Единым нормам). 09.04.2001 ЗАО ввело в эксплуатацию ГАЗ 3307, которое выдерживает 4,5 т, с ресурсом пробега 200 тыс. км. по цене 200 тыс. руб. (без НДС). Норма амортизации - 0,37 % от стоимости ТС на 1000 км пробега. За время работы в апреле пробег составил 1,4 тыс. км, в мае – 2,7 тыс. км, в июне – 3,1 тыс. км.

Амортизация грузового автомобиля рассчитывается по формуле:

А = Первоначальная стоимость х Норма х (Пробег: 1000).

Износ на ТС начисляется со следующего месяца после ввода в эксплуатацию, то есть с мая. Пробег за этот период составил 1,4 + 2. 7 = 4,1 тыс. км. Проведем расчет амортизации автомобиля:

200 х 0,0037 х (4,1:1) = 3,043 руб.

Эта сумма отобразится в балансе проводкой ДТ23 КТ02.

С 2002 года руководство ЗАО приняло решение проводить расчеты по Классификации ОС (4-я группа объектов). Срок службы ТС на 01.01.2002 составил 72 мес. Остаточная стоимость авто - 176 654 руб. Срок полезного использования для целей НУ: 72 - 9 = 65 мес. В НУ ежемесячно амортизация автомобиля будет начисляться в сумме:

176654: 65 = 2717,75 руб.

Недостаток

Линейный способ начисления амортизации не дает точных результатов. Он не учитывает всех затрат на обслуживание авто. Бухгалтеры применяют методику расчета, при которой авто эксплуатируется не более пяти лет. При этом сумма отчислений составляет 10-20 % от стоимости нового авто. Но если речь идет о старых ТС, то лучше использовать нелинейный метод, когда амортизация легкового автомобиля начисляется на остаточную стоимость.

Сумма количества лет

Предприятие приобрело FordTransit по цене 1,685 млн руб. (за вычетом НДС). Срок использования ТС - 5 лет (60 мес.). Амортизация автомобиля будет рассчитываться по такому алгоритму:

  1. Определяется сумма числа лет: 1+2+3+4+5 = 15.
  2. А = порядковый номер (с конца) : 1 х стоимость ТС.
Год Расчет Отчисления (тыс. руб.)
1 5: 15 х 1,685 561,67
2 4: 15 х 1,685 449,33
3 3: 15 х 1,685 337
4 2: 15 х 1,685 224,67
5 1: 15 х 1,685 112,33

В первый год списывается самая большая сумма, а в последний – самая маленькая.

Нюансы

Купленный автомобиль необходимо зарегистрировать в ГИБДД. Но этот процесс может затянуться на несколько недель ввиду, например, отсутствия бланков. Амортизацию нужно начислять со следующего месяца после ввода в эксплуатацию. Но как быть, если к этому моменту авто еще не зарегистрировано? В НК РФ четких указаний по этому поводу нет. Зато финансисты утверждают, что амортизировать можно и не зарегистрированное ТС, так как сотрудники ГИБДД просто ставят машину на учет, а не регистрируют право собственности.

Срок использования ТС в НУ определяется по утвержденной Классификации ОС. Ее же можно использовать для подержанных машин. Достаточно из указанного в справочнике срока вычесть количество лет эксплуатации, которые подтверждены документально. Если ТС было приобретено у физлица, то эти данные содержатся в паспорте на автомобиль. Если предыдущим владельцем была фирма, то стоит поднять акт приема-передачи ОС.

Иногда возникает ситуация, когда фактическое время использование ТС равно максимальному сроку, предусмотренному Классификацией, или превышает его. В таких случаях собственник может определять срок самостоятельно, «согласно требованиям техники безопасности» (ст. 259 НК).

Если организация приобретает дорогое ТС или микроавтобус, то она должна амортизировать его с применением понижающего коэффициента (норма х 0,5). Фактически износ будет начисляться в два раза дольше, что отразится на сумме отчислений. Данный порядок является обязанностью фирмы, которая купила легковой автомобиль по цене, превышающей 600 тыс. руб., или микроавтобус стоимостью более 800 тыс. руб. До 2008 года действовали другие предельный суммы: 300 и 400 тыс. руб. соответственно. Однако использовать коэффициент 0,5 к ТС, первоначальная стоимость которых меньше установленных значений, все равно придется, так как выбранный метод начисления амортизации не подлежит изменению в течение периода эксплуатации авто.

Покупка транспортного средства - это важное событие и для отдельного человека, и для организации. Это не роскошь, а давно уже необходимость. К сожалению, со временем он устареет, потребуется новое транспортное средство.

Кроме этого, нельзя забывать, что его эксплуатация требует расходов. Это не только затраты на бензин, на возможный ремонт или на техобслуживание. Поскольку срок службы транспортного средства истекает, рано или поздно потребуются финансовые средства на новую покупку. Для того чтобы учитывать указанные обстоятельство, применяется учёт амортизации транспортных средств .

Дело в том, что данное понятие применяется в различных сферах жизни, в него иногда вкладывается совсем другой смысл и делается это учётом тех или иных определённых целей.

Почти во всех перечисленных случаях речь идёт о разных вариантах расчёта амортизации. В последнем варианте и в первом могут применяться одинаковые способы.

Что же объединяет различные способы? Автомобиль имеет ограниченный срок службы, который составляет несколько лет. После его истечения он исчерпает свой ресурс и вплотную придёт необходимость задуматься о покупке нового транспортного средства. При этом каждый месяц увеличивается износ и начисляется амортизация. Эти величины могут определяться по-разному, но, рано или поздно, эта сумма достигнет цены рассматриваемого автомобиля .

На износ техники влияют многие факторы. Хотя при упрощённом расчёте можно учитывать только первоначальную цену и предполагаемый полезный срок эксплуатации техники. Для того чтобы более точно оценить износ, необходимо ещё учитывать и различные дополнительные факторы .

  1. Насколько давно используется этот автомобиль?
  2. Величина пробега с самого начала эксплуатации.
  3. Условия, в которых происходит эксплуатация.
  4. Важно, кто был производителем автомобиля. Например, китайский и, скажем, немецкий автомобиль могут иметь различную стойкость к износу.
  5. Насколько агрессивен климат в данном географическом регионе?
  6. Степень влажности атмосферы.
  7. Эксплуатация происходит в большом городе или селе?
  8. Другие характеристики.

Как правило, указанным образом определяют в сфере страхового бизнеса. Однако и учёт данных обстоятельств неполон. Например, мастерство и опыт водителя играют важную роль для сохранности автомобиля.

Способы бухгалтерского расчёта

Сначала рассмотрим, как это делают индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые занимаются бизнесом. Для этого необходимо определить начальную стоимость транспортного средства .

Обычно для этого из покупной стоимости вычитают сумму налога на добавленную стоимость (НДС). Полученную сумму можно взять за основу при дальнейших расчётах. Законодательство разрешает в некоторых случаях добавить стоимость доставки, взятую также без НДС.

С какого момента начинается такой учёт? Перед тем как использовать автомобиль, нужно в обязательном порядке осуществить ввод в эксплуатацию. Первый месяц расчёта - это следующий календарный месяц после этой даты. Амортизация считается помесячно.

Существует несколько возможных методов расчёта . Важно отметить, что предприятие должно выбрать один из них и зафиксировать его в документе, который отражает политику учёта на предприятии. Если был выбран способ, то его нельзя поменять произвольно на другой, пока транспортное средство не будет полностью амортизировано. Это произойдёт после окончания срока полезной эксплуатации.

Рассмотрим различные варианты. Первым из них возьмём линейный способ . Он является наиболее простым, хотя и имеет свои недостатки. При этом он из-за своей простоты и понятности распространён довольно широко. Поясним метод на простом примере.

Предположим, автомобиль куплен за 500000 рублей, срок, в течение которого его будут использовать, составляет 6 лет.

Амортизационная норма = 1 / (Срок эксплуатации) = 1 / 6 = 0,1667

За каждый год указанного срока амортизация будет равна одной и той же величине:

Годовая амортизация = (Стоимость) * (амортизационная норма)

Годовая амортизация = 500000 рублей * 0,1667 = 83350 рублей

Полученная ежегодная величина амортизации будет уплачиваться в течение пяти лет. Но заметим, что выплаты происходят ежемесячно, равными суммами.

(Ежемесячная амортизация) = (Годовая амортизация) / 12 месяцев

(Ежемесячная амортизация) = 83350 рублей / 12 месяцев = 6946 рублей

Но это не единственный возможный способ расчёта . Рассмотрим способ уменьшаемого остатка . Расчёт здесь будет почти полностью аналогичным, но есть одно отличие. Годовая амортизация будет рассчитываться не исходя из начальной стоимости, а с использованием остаточной.

При вычислениях за каждый год будет использоваться разница между ценой и рассчитанной на начало года амортизацией. Затем это число будет поровну разделено на 12 месяцев.

Ещё один вариант вычислений происходит с использованием суммы чисел . В рассматриваемом примере для пятилетнего срока нужно будет рассчитать:

15 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5

За первый год величину линейной амортизации нужно умножить на 5 / 15, на второй год - на 4 / 15 и так далее.

Существует также метод ускоренной амортизации . Для этого к рассчитанной сумме применяют коэффициент, величина которого не может быть больше трёх. Такой способ используется в тех случаях, когда выгодно, чтобы амортизация была насчитана как можно быстрее, например, для автомобиля, взятого в лизинг.

Грузовые и легковые авто

Обычно способ вычисления этого показателя можно выбрать на предприятии самостоятельно. Однако, в некоторых случаях существует определённая практика использования конкретных методов . Если для легковых автомобилей применяют один из перечисленных, то для грузовых ситуация другая.

Есть такой способ, как расчёт на основе того, сколько километров прошёл автомобиль . При покупке в документации или в специальных справочниках указывается предполагаемый километраж пробега за весь срок эксплуатации . На его основе определяется годовая амортизация. Поясним на примере.

Предположим, грузовой автомобиль приобретён за 200000 рублей. Предполагаемый пробег составляет 500000 километров. Срок эксплуатации - 5 лет. За первый год грузовой автомобиль прошёл 10000 километров. Амортизация за первый год считается по формуле:

200000 рублей * (10000 км / 500000 км) = 4000 рублей

Она будет начисляться до тех пор, пока пробег автомобиля не достигнет 500000 км.

Здесь требуется гораздо более точный способ оценки износа транспортного средства . От этого зависят условия страхового договора и размер выплат в случае аварии. Используется другая формула. Она не является стандартной. Это один из возможных вариантов.

Износ = (Ипр * Пр + Ивр * Вр) * Экол * Окр * Трег

Здесь используются обозначения:

  • Износ - Величина износа;
  • Ипр - Износ на километр пробега;
  • Пр - Весь пробег;
  • Ивр - Износ за год эксплуатации;
  • Вр - Время эксплуатации;
  • Экол - Коэффициент для учёта экологической обстановки;
  • Окр - Параметр для учёта окружающей среды;
  • Трег - Характеристика региона, где происходит эксплуатация транспортного средства.

Аналогичным образом оценивается износ при покупке или продаже подержанных автомобилей. Для облегчения процесса расчёта удобно использовать для этой цели онлайн-калькуляторы. Вот два из них:

С их помощью расчёты значительно упрощаются.

Аренда предприятием

В этом случае можно воспользоваться одним из перечисленных способов, но иногда рекомендуется поступить следующим образом. Нужно вести записи по сделанным затратам и расчётам, связанным с арендой. Сюда будет входить не только бензин или запчасти, но и пропорциональная доля расходов на ремонты, страховку и остальное.

Конечно, бензин не входит в сам учёт износа, но здесь важно, чтобы хозяин транспортного средства получил справедливую оплату от предприятия-арендатора. А последнему, в свою очередь, важно, чтобы цена была разумно обоснована.

Методика расчета износа автомобиля представлена в данном видео.