Есть ли профстандарт для водителя. Характеристика обобщенных функций. Денис карлов, заместитель директора академии асмап

Новые профстандарты для автотранспортников: требования ужесточаются

15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.

Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении. Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от
31 марта 2016 г. № 87. Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено более 3 000 водителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.
Для начала перечислим их.

Требования к уровню образования и опыту работы:

1) к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
2) к контролеру технического состояния автотранспортных средств:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются;
3) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения:
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно новым требованиям диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В соответствии с приказами Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 и от 18.11.2013 № 1245 в нее входят следующие специальности в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– по программам среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»;
– по программам высшего образования (ВО): бакалавриат – 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; магистратура – 23.04.01 «Технология транспортных процессов», 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; специалитет – 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
В случае если работник имеет диплом по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», работодателю следует направить его на профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств, аналогичны тем, что предъявляются к диспетчерам. Отличие заключается лишь в дополнительных условиях по стажу (опыту) работы в зависимости от конкретной специальности по диплому.
А вот к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, установлены более жесткие требования. Во-первых, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии автомобильного транспорта», или диплом о высшем образовании по иной специальности и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник со средним профессиональным образованием данную должность занимать не может.
Во-вторых, кандидат на место специалиста такого рода обязан пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Порядок ее проведения утвержден приказом Минтранса России и Минтруда России
от 11 марта 1994 г. № 13/11. Этот документ определяет порядок аттестации не только лиц, занимающих должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, но и иных работников (исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств). В данный момент Минтранс России готовит отдельный приказ об утверждении порядка аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Его подписание ожидается в начале 2017 г.

Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В нашем случае речь идет о диспетчере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролере технического состояния автотранспортных средств и специалисте, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения.
Академия АСМАП одной из первых среди образовательных организаций разработала и апробировала дополнительную профессиональную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». С 1 сентября 2016 г. она успешно реализуется не только в Москве, но и во всей сети учебно-консультационных центров (УКЦ) Ассоциации.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Согласно документу, он не может составлять менее 250 часов. В Академии и УКЦ АСМАП срок освоения программы «Организация перевозок и управление на транспорте» варьируется от 256 до 264 часов в зависимости от присваиваемой квалификации.
Образовательный процесс по данной программе организован на основе блочно-модульного представления учебной информации. Первый модуль «Эксплуатация автомобильного транспорта» нацелен на получение слушателями основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых работникам по всем трем должностям.
Второй, третий и четвертый модули являются профильными и направлены на освоение слушателями специфики работы диспетчера, контролера технического состояния и специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии, соответственно.

В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.

Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:
www.academy.asmap.ru .

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.

Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
- колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.

Какие особенные требования предъявляются к водителям автомобилей, и где их узнать, если профстандарт ещё не принят.

Из статьи вы узнаете:

Профстандарт водителя автомобиля: общая информация

Профстандарты появились еще в 2013 году, но на тот момент они не были обязательными. С 2016 года они применяются в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, федеральными законами, иными подзаконными актами. Например, если работа:

связана с предоставлением определенных льгот;

предусматривает наложение некоторых ограничений.

Скачайте документы по теме:

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Профстандарт водителя автомобиля на данный момент не разработан, но пока компания может подготовиться к его внедрению. К июлю 2016 года было разработано и утверждено более 800 стандартов, ориентированных на 30 отраслей. Если компания планирует внедрять профстандарты, в организациях должны создаваться группы по внедрению профстандартов.

Дополнительные требования к водителю

Работники, занимающиеся перевозкой пассажиров или грузов, должны не только проявлять лояльность, уметь оказывать первую помощь, но и в целом справляться с возложенными на них трудовыми обязательствами.

Трудовые действия при перевозке пассажиров :

Действия при аварии или иных чрезвычайных ситуациях.

На знании трудовых действий отражается и своевременный инструктаж работников, который должен периодически проводиться в организациях. Дополнительно следует пересматривать должностную инструкцию, ознакомлять с ней работников.

Так как при выполнении транспортировки грузов или во время пассажирских перевозок возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, проектом профстандарта предусмотрены знания правил первой медицинской помощи.

Необходимые знания для работников всех сфер :

Знание правовых аспектов (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи.

Знание методик и последовательности действий по оказанию первой помощи.

Знание состава аптечки первой помощи (автомобильной) и правил использования ее компонентов.

Профстандарт водителя автомобиля: при каких условиях будет проходить экзамен

Во время квалификационной поездки водитель должен будет передвигаться по запланированному маршруту, соблюдать скоростной режим. При этом расход топлива не может быть выше или ниже нормы, определяемой рангом. Если отмечается большое несоответствие, значит, нарушались скоростные режимы, правила торможения.

Маршрут квалификационной поездки будет подбираться так, чтобы он полностью соответствовал тому, с которыми кандидат встречается после получения допуска. Это обеспечивает адекватную проверку умений управлять АТС с требуемым качеством. Продолжительность квалификационной поездки – не меньше 60 минут при сдаче экзамена на право управлять транспортом категории «В» и не менее 90 минут – на категорий «С» и «D».

В качестве экзаменатора должно выступать лицо, имеющее высшее образование по технической специальности, возраст которого не моложе 25 лет, а стаж вождения не менее 5 лет. При этом ему должна быть присвоена квалификация водителя не ниже II ранга. Дополнительные требования – профессия «экзаменатор по вождению автотранспортных средств».

Транскрипт

1 Проект ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ Настоящий стандарт устанавливает требования к знаниям, навыкам и умениям водителей автотранспортных средств (АТС) следующих категорий и подкатегорий: «В», «С», «С1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е». Стандарт устанавливает: -требования к знаниям навыкам и умениям водителя АТС соответствующих категорий и подкатегорий, при выполнении которых кандидат в водители может быть допущен к управлению АТС. -требования к уровням профессионального мастерства водителей, на основании которых возможна организация системы повышения квалификации водителей. -требования к содержанию квалификационного экзамена маршруту проведения квалификационной поездки и минимальному времени, необходимому для ее проведения. -требования к экзаменатору, принимающему экзамен по вождению АТС.

2 Профессиональные обязанности 1. Управление транспортным средством соответствующей категории и подкатегории с заданным качеством (в том числе при буксировании прицепа массой до 750 кг) в различных дорожных условиях. Соблюдение режимов труда и отдыха. Общие требования к знаниям, навыкам и умениям водителей АТС Основные навыки и умения, необходимые обязанностей* Основные знания, необходимые обязанностей** Умение планировать и выполнять поездку, использовать атлас автомобильных дорог, дорожные знаки и указатели, радиотехническое и навигационное оборудование. Умение использовать при управлении оптимальную модель поведения в транспортном потоке (в т.ч. на автомагистрали). Умение управлять АТС в различных условиях движения (в т.ч. в темное время суток). Умение не превышать безопасную скорость, не уменьшать дистанцию и поперечный интервал относительно безопасных значений; не уменьшать скорость и не увеличивать поперечный интервал относительно величин, при которых автомобиль начинает создавать помехи движению других ТС. Умение маневрировать в транспортном потоке. Умение информировать других участников движения о своих маневрах и не создавать им помех. Умение использовать приборную информацию для оптимизации управления АТС и контроля его технического состояния. Умение оптимизировать свою рабочую позу и устанавливать зеркала заднего вида в оптимальное положение. Навык руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес. Умение пускать двигатель при различном его температурном состоянии. Навыки регулирования движения ТС: Задача водителя при управлении ТС перемещение пассажиров и грузов с максимальной эффективностью и экологичностью (оптимальная средняя скорость и минимальный расход топлива), заданным уровнем безопасности. Правила дорожного движения, ответственность за их нарушение в соответствии с административным, уголовным и гражданским кодексами. Правила экологичного поведения в дорожном движении Факторы, влияющие на профессиональную надежность водителя: - квалификация точность формирования плана действий (определение безопасных значений скорости, дистанции и поперечного интервала), и точность выполнения плана действий (уровень навыков); - личностные качества; - этичность поведения в дорожном движении; - состояние здоровья: - режим труда и отдыха; - прием лекарственных препаратов алкоголя, наркотиков. Основы эффективного, экологичного и безопасного управления АТС: -модель оптимального поведения водителя в дорожном движении; - экономичный, экологичный и безопасный алгоритм регулирования скорости АТС; - зависимость средней скорости, расхода топлива, экологичности и безопасности управления АТС от максимальной скорости на участках свободного движения в транспортных потоках с различными уровнями удобства движе-

3 - трогаться с места (в т.ч. на подъеме), разгоняться с переключением передач по экономичному алгоритму; - стабилизировать скорость; - применять накат и торможение двигателем с переключением передач; - штатно тормозить рабочей тормозной системой; - фиксировать ТС с помощью стояночного тормоза; - направлять ТС по заданной траектории и устранять его отклонения от нее. Умение маневрировать в ограниченных проездах: -двигаться передним и задним ходом при ограничении поперечного интервала; -разворачиваться с многократным применением передач переднего и заднего хода; -поворачивать на 90 0 при движении передним и задним ходом; -выполнять параллельную парковку передним и задним ходом Умение регулировать движение АТС при возникновении нештатных ситуаций: -использовать скоростной алгоритм разгона, в том числе при буксовании колес; тормозить с максимальным замедлением, сохраняя устойчивость АТС против сноса и заноса; -стабилизировать снос и занос. Умение контролировать техническое состояние АТС и предупреждать его отказы. Умение поддерживать комфортные условия в кабине (салоне) АТС. Умение оказывать первую помощь при ДТП. ния; -влияние отклонения скорости АТС от средней скорости транспортного потока на безопасность управления; - влияние неравномерности движения на расход топлива и безопасность управления АТС; Условия безопасного управления ТС: - динамический габарит ТС; - опасное пространство вокруг ТС; - конфликтное пространство вокруг АТС; -типичные ситуации, приводящие к ДТП; - влияние на безопасность управления АТС элементов плана и профиля дороги, скользкости и ровности ее покрытия; - влияние на безопасность управления АТС темного времени, дождя, тумана, метели; - влияние на безопасность управления АТС уровня удобства движения в транспортном потоке; - специфические факторы риска, связанные с участием в дорожном движении мотоциклистов, велосипедистов, и пешеходов (особенно детей, и лиц с ограниченной подвижностью); - меры предосторожности при посадке и высадке пассажиров; - информация, снимаемая с пилотажных приборов и маршрутного компьютера для повышения эффективности, экологичности и безопасности управления ТС; -принципы оптимального размещения на рабочем месте; -принципы руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес; -скоростные алгоритмы разгона без буксования и с буксованием ведущих колес; - алгоритмы аварийного торможения при различных коэффициентах сцепления шин с дорогой на АТС с различными типами

4 приводов; -алгоритмы управления при превышении безопасной скорости на входе в поворот на АТС с различными типами приводов; -алгоритм управления АТС при объезде препятствия. Устройство и свойства АТС как объекта управления. Правила поведения водителя при ДТП. Правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. 2. Проведение ежедневного технического обслуживания АТС, устранение мелких неисправностей в пути. 3. Заправка АТС топливом и техническими жидкостями. Визуально осматривать АТС. Выполнять ежедневный технический контроль. Устранять мелкие неисправности, не требующие разборки агрегатов (в т.ч. замена колеса). Заправлять АТС горючесмазочными материалами и техническими жидкостями; Соблюдение техники безопасности при заправке Обеспечение экологической безопасности при выполнении работ по заправке транспортного средства. Соблюдать меры противопожарной и экологической безопасности при заправке транспортного средства Основы работы с дорожными картами и навигационным оборудованием. Устройство АТС как объекта управления и его техническая эксплуатация. Правила техники безопасности при обслуживании транспортных средств. Нормы давления в шинах Объемы заправочных емкостей марки заправочных материалов и технических жидкостей, применяемых для обслуживаемого АТС, их совместимость. 4. Специальные требования к водителям АТС категории «В» Квалификационный уровень второй Компетентность работника включает применение знаний в большом диапазоне различных работ, выполняемых при разнообразии обстоятельств. Некоторые из этих работ являются сложными и нестандартными, на работника возложена определенная ответственность и он имеет некоторую автономность.

5 Направление деятельности работников Требования к общеобразовательному уровню и уровню профессионального образования Требования к практическому опыту Требования к аттестации и сертификации Уровни компетентности пять Специфические требования к состоянию здоровья Управление автомобилем Среднее общее образование, профессиональная подготовка Не предъявляются Добровольная сертификация I V ранги (4-8 разряды) Устанавливаются Министерством здравоохранения и социальной защиты РФ Требования, предъявляемые к качеству управления ТС на квалификационном экзамене При выполнении квалификационной поездки по заданному маршруту кандидат в водители должен проехать его не выходя за границы безопасного управления со скоростью транспортного потока и расходом топлива, соответствующему V рангу в табл.1. Таблица Шкала ранжирования водителей транспортных средств категории «В» по уровню мастерства Ранг I II III IV V Расход топлива по отношению к нормативу не более % Дополнительные требования к водителю АТС категории «В», выполняющему коммерческие перевозки пассажиров Основные умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей Профессиональные обязанности 6.1. Получение и оформление путевой документации Основные знания, необходимые обязанностей Получение в диспетчерской службе необходимой путевой документации. Соблюдение конфиденциальности в отношении получаемой информации. Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации. Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Должностная инструкция. Основы межличностного и делового общения 6.2. Посадка пассажиров Проверка применения пассажирами ремней безопасности Правила дорожного движения Должностная инструкция 6.3. Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и Управление ТС с заданным уровнем безопасности. Принятие мер безопасности на Правила дорожного движения Правила остановки транспортных средств сотрудниками

6 пассажиров 6.4. Выполнение перевозки согласно путевой документации 6.5. Оформление и сдача путевой, и финансовой документации стоянках в соответствии с инструкцией Исключение перевозки посторонних лиц. Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц. Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации. Соблюдение сроков доставки пассажиров Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче. Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов. Проверка комплектности транспортной и финансовой документации. Сдача в срок путевой документации должностному лицу для отчета о выполнении задания. Соблюдение правил внутреннего распорядка Заполнение авансового отчета. Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу. Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового полиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина Госавтоинспекции. Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Должностная инструкция Распоряжения и приказы своей организации. Путевая документация. Карты, атлас автомобильных дорог. Руководство по применению навигационной аппаратуры Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации. Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Организационная структура своего предприятия. Должностная инструкция.

7 7. Дополнительные требования к водителям АТС категории «В», выполняющих коммерческие перевозки грузов Основные умения, навыки, необходимые обязанностей Коммерческие перевозки грузов. Профессиональные обязанности 7.1. Получение и оформление путевой и транспортной документации Основные знания, необходимые обязанностей Получение в диспетчерской службе необходимой путевой и транспортной документации. Проверка наличия подписей, печатей, кодов грузов, совпадения данных в различных путевых и транспортных документах. Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом своей диспетчерской службы. Получение пропуска на въезд в терминал Отражение в транспортной документации замечаний о целостности упаковки груза. Соблюдение конфиденциальность в отношении получаемой информации. Общие правила перевозок Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации. Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Должностная инструкция. Основы межличностного и делового общения 7.2. Прием груза у грузоотправителя, руководство его размещением на грузовой платформе и закреплением Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и груза Соблюдение Общих правил перевозок Принятие груза по количеству, весу, маркировке и целостности его упаковки. Осуществление контроля соответствия весовых и габаритных параметров груза технической характеристике ТС. Руководство размещением груза с учетом распределения его веса по осям и указаний отправителя по нагрузке на тару Проверка (обеспечение) надежного закрепления груза. Отказ от погрузки при отсутствии возможности надежного закрепления груза Сверка соответствия маркировки на пломбах и упаковках с указанной информацией в транспортной документации Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки. Управление ТС с заданным уровнем безопасности. Принятие мер безопасности и обеспечения сохранности ТС и Общие правила перевозок Правила размещения груза. Правила и нормы охраны труда Должностная инструкция Общие правила перевозок Правила остановки транс-

8 7.4. Получение и оформление транспортной документации 7.5. Выполнение перевозки согласно путевой документации 7.6. Сдача груза грузополучателю и оформление документации у грузополучателя 7.7. Оформление и сдача путевой, транспортной и финансовой документации груза в рейсе и на стоянках в соответствии с инструкцией своей организации. Исключение перевозку посторонних лиц. Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц. Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки. Проверка целостности тента и уплотнительных устройств. Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации. Соблюдение сроков доставки груза. Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом диспетчерскую службу Информирование грузополучателя о доставке груза. Получение пропуска на въезд в зону разгрузки. Сдача груза грузополучателю и оформлять транспортную документацию. Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче. Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов. Проверка комплектности транспортной и финансовой документации. Сдача в срок путевой и транспортной документации должностному лицу для отчета о выполнении задания. Соблюдение правил внутреннего распорядка Заполнение авансового отчета. Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу. Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового по- портных средств сотрудниками Госавтоинспекции. Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Должностная инструкция Распоряжения и приказы Путевая документация. Карты, атлас автомобильных дорог. Руководство по применению навигационной аппаратуры Основные термины в сфере автомобильного транспорта и Общие правила перевозок Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации. Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Организационная структура своего предприятия. Должностная инструкция.

9 лиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина 8. Требования к маршруту и продолжительности проведения квалификационного экзамена Маршрут проведения квалификационной поездки, по возможности, должен включать условия движения, с которыми кандидат в водители встретится после получения допуска к управлению АТС. Маршрут должен обеспечивать проверку умения кандидата в водители управлять АТС с заданным качеством ездить безопасно со скоростью транспортного потока, не превышая норматива расхода топлива. Продолжительность квалификационной поездки должна быть не меньше 60 мин при сдаче квалификационного экзамена на право управлять АИС категории «В» и не менее 90 мин на АТС категорий «С» и «D». 9. Требования к квалификации экзаменатора Экзаменатором может стать лицо, имеющее высшее профессиональное образование по технической специальности, возраст не моложе 25 лет, стаж вождения АТС не менее 5 лет, квалификацию водителя не ниже II ранга и получивший дополнительную профессию «экзаменатор по вождению автотранспортных средств»


ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы управления транспортными средствами категории С г. Кострома 2014г. Рабочая программа учебного предмета разработана

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «ЛИДЕР» «УТВЕРЖ ДАЮ» /1Ш 5!.ч- - Гй ецеральный директор НОЧУ ДГ.ш цента «ЛИДЕР» v V К *V».,

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ЧОУПП «Драйвер» 01 сентября 2014 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Основы управления транспортными средствами Категории «В» г. Санкт-Петербург 2014 год Рабочая программа

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины: Основы законодательства в сфере дорожного движения законодательства, регулирующего дорожное движение, необходимых в повседневной деятельности водителя автомобиля.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АВТОШКОЛА ПЛЮС ДОВЕРИЕ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ «В» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: усвоение теоретических и приобретение практических умений и навыков безопасного управления автомобилем во всех возможных режимах и дорожно-климатических условиях. Категория

«Утверждаю» Автошкола НОРД-ЛАДА О.А.Дорохов. РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ НА КАТЕГОРИЮ «В» Учебные предметы Учебные предметы базового цикла Основы законодательства в сфере дорожного движения

АННОТАЦИИ рабочих программ по учебным предметам образовательной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» «Основы законодательства в сфере дорожного движения» знаниями

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАТЕГОРИИ «В»» 1.1. Область применения программы Программа учебного предмета является частью программы профессиональной

Утверждена: Директор ННОУ «Учкомбинат» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ «BE» г. Пермь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ

ООО Профессионал РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы управления транспортными средствами г. Кострома 2014г. Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Примерной программы профессиональной

Оборудование учебного кабинета 0 по адресу осуществления образовательной деятельности 95269, Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 23, литер А, 4 этаж, пом. 4,42,43 Наименование учебного оборудования Единица

Частное образовательное учреждение дополнительного специального образования Автошкола «ВОЛНА» «Утверждаю» Директор ЧОУ ДСО Автошкола «ВОЛНА» М.Н. Цицко «01» декабря 014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы

Требования к результатам освоения Рабочей программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «В». В требованиях к результатам освоения

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Красноуральский

Муниципальное образовательное учреждение «Шостьенская средняя общеобразовательная школа» (МОУ«Шостьенская средняя общеобразовательная школа») Настоящие должностные обязанности разработаны на основе Единого

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ардатовский коммерческо- технический техникум» Рабочая программа

УТВЕРЖДАЮ: Начальник Учебнопроизводственного центра ЕМУП «ТТУ» Павлова О. В. 2015 г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН предмета «Основы управления транспортными средствами» Распределение учебных часов по разделам и темам

УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ «Автошкола Гарант-НН» Логинов С. М. (подпись) Рабочая программа «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ» 014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Основы

Оборудование учебного кабинета 2 по адресу осуществления образовательной деятельности г. Бердск, ул.к. Маркса, д.22 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

Обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения. Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на закрытой площадке или

Наличие учебного оборудования Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории

I. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план содержит: Учебные предметы Теоретические Учебные предметы базового цикла Основы законодательства в сфере дорожного 30 движения Психофизиологические основы деятельности 8 водителя

Оборудование учебного кабинета по адресу осуществления образовательной деятельности: 4007, г. Саратов, ул.чернышевского, 88 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной

Лист 1 Документ не подлежит передаче, воспроизведению и копированию без письменного разрешения представителя руководства по качеству Лист 2 Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на

Квалификационный экзамен Квалификационный экзамен 0 93 Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся

1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организованных перевозок обучающихся МКОУ (далее Школа). 1.2. При организации перевозок детей следует руководствоваться следующими документами:

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2013 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Водитель грузового автомобиля (наименование профессионального стандарта) I. Общие сведения

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Учебный план 8 3. Основы законодательства в сфере дорожного движения 9 4. Основы управления транспортными средствами 22 5. Психофизиологические основы деятельности

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Чемпион-Авто» 01 сентября 2014 года Приказ 7 Захарова А.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Вождение транспортных средств категории «В» (с автоматической трансмиссией)

Оборудование учебного кабинета осуществляющего образовательную деятельность по адресу: 420133, Республика Татарстан, город Казань, улица Академика Лаврентьева, дом 22, помещение 4; 1.Оборудование и технические

Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования Омский колледж профессиональных технологий ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРНЫХ СРЕДСТВ

Перечень учебного оборудования ЧПОУ «Автошкола»Турбина» Наименование учебного оборудования Оборудование и технические средства обучения Единица измерения Количество Детское удерживающее устройство Гибкое

Приложение к акту 1 Приложение к акту обследования учебно-материальной базы ГОУ СПО ЯО Переславского политехнического техникума, по адресу осуществления образовательной деятельности: ул. Строителей д.22,

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 1. Базовый цикл программы. 1.1. Учебный предмет "Основы законодательства в сфере дорожного движения". Законодательство в сфере дорожного движения Законодательство, определяющее

Оборудование учебного кабинета 2 по адресу осуществления образовательной деятельности площадь Карла Маркса,7, офис 807 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Автошкола Авто-Питер» 01 апреля 2017 года Приказ 2 О.Н.Вьюнов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Вождение транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией) г. Санкт-Петербург

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Контрольное занятие 1 Оценка Руководство по оценке Название: посадка, действия органами управления; пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке,

Аннотации к рабочим программам Аннотации рабочих программ подготовки водителей категории "В" Рабочие программы учебных дисциплин «Основы законодательства в сфере дорожного движения» «Устройство и техническое

ПРИНЯТО принято на заседании педагогического совета протокол / «Л*?» /Ъ б Ш в т CL 2014 г. СОГЛАСОВАНО Начальник Управления ГИБДД У МВД России по /у УТВЕРЖДЕНО директор ГАОУ СПО ОТТ._.

Оборудование учебного кабинета по адресу осуществления образовательной деятельности: г. Москва, ул. Новая, дом 4 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Наименование тем учебных предметов практи УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ БАЗОВОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ЦИКЛОВ МОДУЛЬ 1 Вводная часть Основы законодательства в сфере дорожного движения (Раздел

Оборудование учебного кабинета Наименование учебного оборудования Единица измерения Количеств о Наличие Оборудование и технические средства обучения 1. Тренажер - 2. Аппаратно-программный комплекс

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Маслянинский межрайонный аграрный лицей» УТВЕРЖДАЮ 3.7 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Вождение транспортных

Общие положения. 1. Главной задачей является подготовка и воспитание квалификационных водителей транспортных средств категории "В". 2. Профессиональная подготовка водительских кадров заключается в реализации

1 транспортом в нетрезвом состоянии, запрещении отклонений от маршрутов и использовании автомобилей на перевозках, не указанных в путевом листе. Допустимые скорости движения конкретного транспортного средства

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум» Рабочая программа УП.02 Учебной практики по профессиональному

Утверждены приказом директора ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН» от 08 июля 2016г. 61 Д Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН».

Наименование учебных материалов Перечень учебного оборудования Единица измерени я Количеств о Детское удерживающее устройство шт 5 нагл.пособие Гибкое связующее звено (буксировочный трос) шт 5 нагл.пособие

Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» в каждом кабинете: Наименование

Оборудование учебного кабинета 2 по адресу осуществления образовательной деятельности ул. Советский пр-т, дом Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

Наименование учебного оборудования Единица измерения Кол-во Наличие (чем представлены: мультимед., плакат, стенд, механизм и т.д.) Оборудование и технические средства обучения Детское удерживающее устройство

В присутствии (должность, фамилия, инициалы руководителя организации (уполномоченного представителя)) Сведения о наличии необходимого учебного оборудования Таблица 1 Наименование учебного оборудования

Приложение 2 к Акту обследования Оборудование учебного кабинета 2 по адресу осуществления образовательной деятельности: 60305 г. Н.Новгород, ул. Ванеева 49, помещение Перечень учебного оборудования, необходимого

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Машинист I. Общие сведения Выполнение механизированных работ с применением (наименование

Оборудование учебного кабинета по адресу осуществления образовательной деятельности г. Омск, ул. 4 Поселковая 26 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

Общество с ограниченной ответственностью «ОЛИМП» ИНН/КПП 3326011860/332601001 ОГРН 1143326000322 Юридический адрес: 601800, Владимирская область г. Юрьев Польский ул. 1- Мая д. 67 Телефон: 8-910-177-46-70,

Приложение 2 к Акту Оборудование учебного кабинета _2_ по адресу осуществления образовательной деятельности г. Ульяновск, ул.урицкого,д.25,каб.2. Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления

Оборудование учебного класса по адресу осуществления образовательной деятельности РТ, г. Казань, ул. Габдуллы Кариева, д.3, пом.96 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной

Приложение 2 к Акту Оборудование учебного кабинета _3_ по адресу осуществления образовательной деятельности г. Ульяновск, ул. Юности, д.5 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления

Сведения об учебно-методическом, библиотечном обеспечении и материально-технической базе. 1. Оборудование и технические средства обучения Детское удерживающее устройство Гибкое связующее звено (буксировочный

УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Центр ГЕНИЙ» 20 г. А.В.Хохлов Методические рекомендации по организации образовательного процесса подготовки водителей транспортных средств категории «В» г. Екатеринбург 2014г. Требования

Положение о школьном автобусе, предназначенном для перевозки детей. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с использованием автобусов, предназначенных для перевозки

15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.

Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении. Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от
31 марта 2016 г. № 87. Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено более 3 000 водителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.
Для начала перечислим их.

Требования к уровню образования и опыту работы:

1) к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
2) к контролеру технического состояния автотранспортных средств:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются;
3) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения:
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно новым требованиям диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В соответствии с приказами Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 и от 18.11.2013 № 1245 в нее входят следующие специальности в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– по программам среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»;
– по программам высшего образования (ВО): бакалавриат – 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; магистратура – 23.04.01 «Технология транспортных процессов», 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; специалитет – 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
В случае если работник имеет диплом по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», работодателю следует направить его на профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств, аналогичны тем, что предъявляются к диспетчерам. Отличие заключается лишь в дополнительных условиях по стажу (опыту) работы в зависимости от конкретной специальности по диплому.
А вот к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, установлены более жесткие требования. Во-первых, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии автомобильного транспорта», или диплом о высшем образовании по иной специальности и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник со средним профессиональным образованием данную должность занимать не может.
Во-вторых, кандидат на место специалиста такого рода обязан пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Порядок ее проведения утвержден приказом Минтранса России и Минтруда России
от 11 марта 1994 г. № 13/11. Этот документ определяет порядок аттестации не только лиц, занимающих должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, но и иных работников (исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств). В данный момент Минтранс России готовит отдельный приказ об утверждении порядка аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Его подписание ожидается в начале 2017 г.

Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В нашем случае речь идет о диспетчере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролере технического состояния автотранспортных средств и специалисте, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения.
Академия АСМАП одной из первых среди образовательных организаций разработала и апробировала дополнительную профессиональную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». С 1 сентября 2016 г. она успешно реализуется не только в Москве, но и во всей сети учебно-консультационных центров (УКЦ) Ассоциации.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Согласно документу, он не может составлять менее 250 часов. В Академии и УКЦ АСМАП срок освоения программы «Организация перевозок и управление на транспорте» варьируется от 256 до 264 часов в зависимости от присваиваемой квалификации.
Образовательный процесс по данной программе организован на основе блочно-модульного представления учебной информации. Первый модуль «Эксплуатация автомобильного транспорта» нацелен на получение слушателями основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых работникам по всем трем должностям.
Второй, третий и четвертый модули являются профильными и направлены на освоение слушателями специфики работы диспетчера, контролера технического состояния и специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии, соответственно.

В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.

Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:
www.academy.asmap.ru .

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.

Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
- колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.

Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения. Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.

Профессиональный стандарт водителя — что это такое?

С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне. Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке. Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.

Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:

  • работа осуществляется в государственных организациях;
  • работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).

По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?

Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:

  • его масса не превышает 3500 кг;
  • число пассажиров не превышает 8 человек.

Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль. Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин. Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято. Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден. При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.

Что в себя включает профессиональный стандарт водителя

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Рассмотрим их.

1. Общие сведения

В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функциональная карта

Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:

  • управление автомобилем;
  • его техническое обслуживание;
  • перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3. Характеристика обобщенных функций

Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.

4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.

Как применяется профстандарт?

Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:

  1. Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.
  2. Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.
  3. В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника. Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.

Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.

Ответственность за несоблюдение профстандарта

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.