Регулировка стояночного тормоза (барабанные механизмы). Регулировка стояночного тормоза. Как отрегулировать ручник

Ручной тормоз или, как его еще называют в народе, ручник – это ключевая составляющая тормозной системы, отвечающая за удержание транспортного средства в неподвижном состоянии. Достоверно водитель не знает, когда может потребоваться регулировка ручного тормоза (тем более, что пользуются им далеко не все), но и пренебрежительно относиться к состоянию данного элемента не стоит, ведь от исправности ручника может зависеть безопасность водителя и его пассажиров. К тому же при неисправном стояночном тормозе пройти техосмотр не выйдет.

Процесс регулировки ручника несложный, поэтому с ней каждый может справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Для этого нужно овладеть элементарными знаниями об устройстве авто и подготовить необходимые инструменты для работы.

Главная задача стояночного тормоза заключается в блокировке колес транспортного средства по отношению к двигательной оси, за счет чего автомобиль неподвижно стоит на поверхностях под разными углами. Следовательно, ручник позволяет водителю выполнить экстренное торможение автомобиля, обеспечить его устойчивость и помочь благополучно доехать до места назначения, если ножной тормоз вышел из строя.

Устройство стояночного тормоза

Обратите внимание! Пользоваться ручным тормозом в качестве основного элемента торможения на постоянной основе нельзя. Это приведет к преждевременному износу элемента тормозной системы. Также специалисты не рекомендуют резко натягивать ручной тормоз на полном ходу во избежание заноса автомобиля.

Диагностику стояночного тормоза достаточно проводить 1 раз в несколько месяцев. Для этого водитель должен заехать на небольшую горку и, поставив авто на ручник, выключить передачу. Если машина стоит неподвижно и не катится, то ручник исправен и можно дальше ездить.

В каких случаях требуется регулировка

О появлении необходимости регулировки стояночного тормоза догадаться нетрудно. Если диагностика на уклоне завершится неудачей, то нужно проводить регулировку. Но существует и другой, не менее эффективный диагностический метод. Для этого на небольшой скорости нужно затянуть ручник и наблюдать за изменением скорости транспортного средства. Если торможение происходит достаточно слабо либо не происходит вообще, то это значит, что в ближайшее время необходимо провести ремонт. Данная проблема свидетельствует о возможном ослаблении троса ручного тормоза.


Когда нужна регулировка ручника

Но снижение эффективности стояночного тормоза – это не всегда проблема с натяжкой троса. Существуют и другие причинные факторы, например, или накладок, увеличение зазора между барабаном и колодками. Все вышеперечисленные неисправности можно устранить самостоятельно путем замены изношенных или поврежденных деталей, поэтому не нужно сразу же бежать в автосервис.

Диагностика ручного тормоза

Перед началом работы нужно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, где должна быть информация о виде системы ручника на вашем авто. Во время ремонта необходимо помнить о собственной безопасности, поэтому все действия должны проводиться в специально предназначенном для этого месте.

Порядок действий

Как показывает практика, ремонт стояночного тормоза сводится к замене троса ручника, но в большинстве случаев восстановить работу узла можно с помощью натяжки. Если следовать четкой инструкции, то никаких проблем с регулировкой возникнуть не должно.

Инструменты

Для регулировки ручника необходимо подготовить следующие инструменты:

  • плоская отвертка;
  • набор ключей, включая баллонный;
  • вороток с насадкой на 18;
  • противооткатный клин или другие опоры под колеса;
  • домкрат;
  • рабочие перчатки.


Для регулировки троса желательно использовать телескопический домкрат, чтобы поднять авто на большую высоту. Но если такого нет, то подойдет домкрат другого типа, к примеру, реечный. После того, как все инструменты будут подготовлены, можно приступать к работе.

Инструкция

Есть несколько требований, которые нужно выполнить перед началом регулировки. В первую очередь, тормозная система должна быть полностью исправной и без воздуха. Также водитель должен убедиться, что все держатели, тросы и сам рычаг исправны. Теперь можно приступать. Ниже приведена пошаговая инструкция, позволяющая произвести регулировку за максимально короткий промежуток времени.

Шаг 1. Зафиксируйте автомобиль с помощью противооткатного клина и, подняв его заднюю часть, поставьте на пеньки. Можно использовать старые колеса или покрышки.


Шаг 2. Для получения доступа к регулировочному механизму ручного тормоза открутите специальную пластиковую панель (она расположена между сидениями). Оцените расположение торцов тросиков и попустите их, открутив фиксирующую гайку.


Шаг 3. Выставьте «солдатик», то есть, отрегулируйте его положение. Делать это нужно лишь в тех случаях, когда деталь сместилась в ту или иную сторону.


Шаг 4. Меняйте расстояние между рабочей поверхностью тормозной колодки и барабана – это главный принцип регулировки. Для этого нужно перемещать «солдатик» до получения минимального расстояния между фрикционными поверхностями деталей. В идеале тормозной барабан должен садиться на свое место с приложением небольших усилий.


Шаг 5. Отрегулировав ручной тормоз, поставьте колеса на свои места. Затем приступите к регулировке ручника. Тросики должны располагаться параллельно друг к другу (как на фото). Используя регулировочную гайку, настройте ручник таким образом, чтобы вы смогли провернуть колесо при затянутом ручнике на 1 щелчок, а на 3 щелчка оно вращаться уже не должно.


На заметку! По завершению регулировочного процесса работоспособность тормозной системы автомобиля нужно проверить. Повторная диагностика проводится точно так же, как и раньше. Если ручной тормоз работает исправно, то и дальше эксплуатировать автомобиль. В противном случае требуется провести процедуру повторно.

Если процедура оказалась бесполезной

В редких случаях даже четкое соблюдение инструкции при регулировке ручника не даст желаемого результата. Происходит это преимущественно на старых автомобилях из-за повреждения троса ручника, а точнее, из-за его обрыва. Это довольно редкое явление, но при слишком интенсивной эксплуатации вероятность обрыва увеличивается.

Замену троса стояночного троса также следует проводить в случаях, когда:

  • трос перемещается с большим трудом, а смазка оболочки и самого троса не помогает;
  • произошло растягивание нитей (со временем это приведет к обрыву троса);
  • по какой-либо причине наконечники ослабились.

Как и в случае с регулировкой, замену троса ручника можно произвести в домашних условиях, не обращаясь за помощью к сотрудникам автосервиса. Длительность процесса замены на порядок больше, но при этом владеть специальными навыками или оборудованием для работы не нужно.

Видео - Регулировка ручного тормоза на Chevrolet Aveo

Независимо от стажа водителя и уровня его подготовки, практически с каждым периодически случаются глупые нарушения техники безопасности при езде. Одна из наиболее распространенных ситуаций - это начало движения при поднятом ручнике. Казалось бы, прогрел автомобиль, начал ехать на минимальных оборотах, постепенно их увеличиваешь, а машина, хоть убей, не хочет ехать. И примерно на сотом километре замечаешь, что едешь с активированной системой ручного тормоза. Два-три раза повторения данной ситуации, и ручник перестает должным образом выполнять свои функции.

Умом каждый понимает, что сам виноват в данной ситуации. Остается только вовремя исправить положение, иначе ручник попросту будет бесполезен. Потому регулировка тормоза имеет такое большое значение для обеспечения безопасности всех участников движения.

Еще один распространенный случай, когда водитель при экстренном торможении или нет, сначала поднимает ручник, потом уже жмет на педаль тормоза. Опять же, торс ручника растягивается, и тот через некоторое время перестанет должным образом функционировать.

Наиболее опасная ситуация возникает тогда, когда водитель даже не подозревает о неисправности ручного тормоза. В этом случае машина, поставленная под углом на ручник, просто покатится в сторону уклона. А последствия могут быть какими угодно. Потому регулировка ручного тормоза - вид ремонта автомобиля, которому следует уделять особое внимание.

Как проверить исправность ручного тормоза

К сожалению, не многие из водителей знают, что проверять исправность ручника следует каждые 30 000 км. Есть четкие правила, определяющие исправность ручника. Если он в порядке, значит будет удерживать машину на месте при уклоне в 25 градусов. Рычаг тормоза при этом может быть поднят на 2-8 щелчков. Эти условия даже прописаны в Правилах дорожного движения.

Но можно определить исправность ручника даже в том случае, если у вас нет площадки, которая могла бы обеспечить такой уклон. Для проверки работы системы достаточно произвести следующие действия:

  • устанавливаем машину на ровной площадке;
  • поднимаем рычаг тормозной системы на 2-3 щелчка;
  • при помощи домкрата немного приподнимаем одно из задних колес;
  • пытаемся провернуть приподнятое колесо, если тормоз исправен - значит, колесо практически не будет поддаваться.

Затем следует проверить рабочий ход самого рычага. Если ход ручника больше восьми щелчков, система не сможет удержать автомобиль на спуске. Если меньше двух, то при движении будет наблюдаться незначительная пробуксовка колес.

Есть еще один способ проверки исправности ручника. Для этого нужно поднять рычаг до упора и включить первую передачу. Затем плавно опускаем педаль сцепления. Если ручник исправен, мотор должен заглохнуть, если нет, то машина медленно начнет движение даже при поднятом рычаге ручного тормоза. В этом случае потребуется либо регулировка, либо замена троса ручника. Но в большинстве случаев достаточно просто подтянуть трос, что сделать довольно просто. Регулировку практически каждый сможет провести самостоятельно.

В среднем тормозные колодки, установленные на задних колесах авто, изнашиваются через каждые 100 000 км пробега. Но этот показатель может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от характера вождения. Потому периодически нужно проверять и эту часть тормозной системы. Если колодки изношены неравномерно, значит, следует произвести такую процедуру, как регулировка ручного тормоза.

Как работает ручной тормоз

Отрегулировать ручник достаточно просто, для этого не нужно быть автомехаником. Но все равно, чтобы все действия произвести правильно, следует разобраться в том, как именно работает ручник. Основная его функция заключается в удержании автомобиля на месте, если он стоит под углом. Но помимо этого, без ручника не обойтись при трогании с места во время остановок на подъеме, а также он является страховкой на случай выхода из строя рабочей тормозной системы.

Принцип действия и устройство данной системы просты, потому отрегулировать ее сможет практически каждый. Рычаг тормоза соединяется с тросиком. При резком поднятии ручки тот натягивается, воздействуя либо на задние тормозные колодки, либо на трансмиссию, в зависимости от особенностей устройства системы. Но в большинстве случаев автомобили оснащены упрощенной моделью ручника, где тросик передает усилия непосредственно к тормозным колодкам.

При натягивании троса усилие равномерно передается на колодки обоих задних колес. Уравнивает натяжение коромысло, соединяющее центральный трос с боковыми.

Когда ручник активируется, об этом сигнализирует индикатор, расположенный на приборной панели. Потому не нужно забывать смотреть на лампочку ручника прежде, чем начать движение.

Как отрегулировать стояночный тормоз

В большинстве случаев ручник перестает функционировать должным образом именно по причине растянутого троса. Само понятие регулировки ручника заключается именно в том, чтобы натянуть тросик до максимума. Для этого достаточно подготовить необходимые инструменты и произвести некоторые простые действия. Подробная инструкция, которая поможет натянуть ручной тормоз, предоставлена ниже. Но первое, что нужно сделать - это определить, как именно осуществляется регулировка ручного тормоза для вашей модели автомобиля.

На некоторых авто можно осуществить регулировку непосредственно из салона. Таким удобством оснащены, в основном, новые модели авто. Но в большинстве машин регулятор стояночного тормоза, то есть регулировочная гайка, выносится за пределы салона. В этом случае не обойтись без смотровой ямы, эстакады либо домкрата.

В первом случае нужно снять пластиковый щиток, расположенный над рычагом тормоза. Под ним и находится регулировочная гайка, которую просто нужно будет подтянуть ключом на 10.

Во втором случае контргайка расположена непосредственно на уравнителе. Более подробная инструкция, которая поможет подтянуть ручной тормоз для обеих конструкций ручника, предоставляется ниже:


Важно! Если вы не располагаете смотровой ямой или эстакадой, под колеса автомобиля, приподнятого при помощи домкрата, следует подложить «башмаки» для большей безопасности.

Стояночный тормоз в народе именуют ручником, а служит он, что бы удерживать транспортное средство на одном месте длительное время. Применяют его во время стоянки автомашины, остановке на дороге с уклоном и для осуществления в движении резких поворотов на спортивных автомобилях с задним приводом. Стояночная тормозная система также является аварийной или запасной системой, потому что полностью копирует гидравлическую рабочую систему. Использование стояночного тормоза в экстренной ситуации (например, при отказе тормозов) во время движения дает возможность довести автомобиль до полной остановки.

В тормозной стояночной системе в основном применяется механический тормозной привод, обеспечивающий передачу тормозного усилия к тормозному механизму от человека. Человек взаимодействует с ножной педалью, тягой или ручным рычагом. Наиболее распространенным механизмом является ручной рычаг, что, как правило, расположен рядом с сиденьем справа от водителя. Ручной рычаг оборудован храповым механизмом, который фиксирует стояночный тормоз в рабочем положении. На этом рычаге находится выключатель контрольной лампы ручника. Сама лампа вмонтирована на приборной панели и включается во время срабатывания стояночного тормоза.

На транспорте с дисковыми тормозами используют следующие конструкции тормозного стояночного механизма — барабанный, кулачковый и винтовой.

Проверять работоспособность стояночного тормоза необходимо регулярно (желательно после каждых тридцать тысяч километров езды), так как ручник может находится в рабочем состоянии, однако очень слабо держать автомобиль, что может привести к скатыванию транспортного средства с уклона и созданию аварийной ситуации. Особенно это касается автомобилей, которые эксплуатируются длительное время.

Для проверки работоспособности ручника необходимо поставить автомобиль на небольшую горку с примерным уклоном в 25 процентов. После этого необходимо остановится, дернуть ручной тормоз вверх до упора, включить нейтральную передачу, отпустив, при этом, педаль тормоза. Если транспортное средство выстоит и не скатится вниз, значит нет необходимости в регулировке стояночного тормоза.

Если поблизости нет подобного уклона, вы можете проверить состояние стояночного тормоза другим способом. Для этого поставьте транспорт на ровную поверхность, после чего необходимо дернуть ручник и поставить в нейтральное положение рукоятку переключения передач. Теперь выйдите из автомобиля и попробуйте самостоятельно толкнуть транспортное средство. Если оно сдвинулось с места, значит стояночный тормоз работает слабо.

Кроме того, существует еще один метод проверки стояночного тормоза. Для этого необходимо затянуть его до отказа, включить первую передачу и медленно отпустить сцепление. Если прибор нормально работает, мотор транспортного средства должен заглохнуть. В ином случае автомобиль начнет очень медленно двигаться, что свидетельствует о необходимости отрегулировать ручник или произвести замену тросика.

Выбор рабочего места для регулировки

Процесс регулировки необходимо проводить на каком-нибудь возвышении — эстакаде, подъемнике или смотровой яме. В крайнем случае можно применить домкрат, а под заднюю часть транспортного средства установить козлы. Обратите внимание на инструкцию по эксплуатации транспортного средства, так как для некоторых систем стояночного тормоза, регулировку следует осуществлять в салоне.

Инструменты помощники

Для регулировки стояночного тормоза вам будут необходимы такие инструменты и материалы:

  1. Рожковые ключи на тринадцать.
  2. Трещотка.
  3. Средний удлинитель.
  4. Крайне желательно приобрести смазку WD-40.

Регулировка ручника, пошаговая инструкция

Производить регулировку ручного тормоза необходимо в следующих случаях:

  1. Если ход тормозного рычага существенно увеличился.
  2. Если вы производили обратную остановку регулировочного приспособления.
  3. Если вы производили замену тормозного торса в стояночном тормозе.
  4. Если вы производили регулировку положения тормозных колодок.
  5. Если вы производили замену тормозных дисков.
  6. Если вы производили замену тормозных колодок.
  7. Если ручной тормоз вышел из строя.

Для устранения проблем со стояночным тормозом, вы можете прибегнуть к помощи специалистов или отрегулировать ручник самостоятельно, так как сделать это своими силами довольно просто и справится с этим под силу любому водителю, имеющему хотя бы базовое представление об устройстве транспортного средства.

Если стояночный тормоз настроен правильно, количество щелчков при затяжке рычага должно составлять пять или шесть. Если число щелчков больше или меньше, значит необходимо отрегулировать стояночный тормоз.

Регулировка ручного тормоза не зависит от его конструкции и производится по принципу регулировки зазоров между тормозными барабанами (дисками) и тормозными колодками (накладками). Этот зазор необходимо регулировать меняя натяжение троса стояночного тормоза, что расположен в нижней части тормозной рукоятки под салонной панелью.

Натягивать ручной тормоз необходимо по следующей технологии:

  1. Поднимаем транспортное средство и устанавливаем его на опору для получения доступа к днищу автомобиля.
  2. Поднимаем рычаг стояночного тормоза от одного до трех щелчков.
  3. Находим и ослабляем контргайку уравнителя через отверстие тормозного барабана.
  4. Заворачиваем регулировочную гайку и следим за натяжением троса тормозов.
  5. Если натяжения троса не произошло, необходимо как можно быстрее заменить трос стояночного тормоза.
  6. Если натяжение прошло нормально, следует проверить работоспособность ручного тормоза, для чего необходимо потянуть рукоятку на себя. После этого пробуем покрутить руками заднее колесо. Оно должно вращаться с трудом. Теперь затягиваем контргайку, отпускаем рычаг стояночного тормоза и снова крутим заднее колесо. В таком случае, оно должно крутиться свободно.
  7. На последнем этапе необходимо опустить транспортное средство на землю и проверить работу ручника в оптимальных условиях езды.

Трос ручного тормоза, замена троса, пошаговая инструкция

Для замены тросика стояночного тормоза вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. Домкрат.
  2. Балонный ключ.
  3. Отвертка.
  4. Пассатижи.
  5. Накидной ключ.

Порядок работы:

  1. Для начала необходимо загнать транспортное средство на смотровую яму, эстакаду или подъемник.
  2. Затем нужно очистить поверхность гайки и уравнителя.
  3. Далее ослабляем контргайку и выкручиваем ее.
  4. Так же делаем и с регулировочной гайкой.
  5. Подвешиваем заднюю часть транспортного средства — ослабляем колесные болты, поднимаем автомобильным домкратом и подкладываем опоры. Опускаем транспортное средство и снимаем два колеса.
  6. Снимаем тормозные барабаны — отворачиваем колесные шпильки и сбиваем их с колодок с помощью молотка.
  7. Снимаем заднюю колодку, к которой крепится наконечник стояночного тормоза. После чего снимаем и сам наконечник.
  8. Отворачиваем болт, при помощи которого к задней подвеске крепится оболочка тросика.
  9. Вытаскиваем из оболочки тросика уплотнительные втулки, после чего из отверстий вытаскиваем и его самого.
  10. Достаем из кузовных держателей оболочку и выводим из уравнительной панели кончики троса.
  11. Монтируем новый тросик ручного тормоза.
  12. Производим сборку деталей в обратном порядке.

В итоге, хотелось бы отметить, что большинство автолюбителей ошибочно предполагают, что чем реже прикасаться к стояночному тормозу, тем дольше он будет работать. Однако на самом деле это не так. Что бы обеспечить долговечность работы стояночного тормоза, необходимо чаще его использовать. Если его использовать редко, он будет выходить из строя гораздо быстрее в результате скопления пыли, отсутствия смазки, прикипания к оболочке троса и других подобных факторов, которые значительно затруднят перемещение стояночного тормоза, что увеличит предстоящую нагрузку при его использовании. Однако не стоит переусердствовать. Если постоянно тормозить транспортное средство путем использования ручного тормоза, это к добру не приведет, так как основным его предназначением все же является удерживание транспортного средства на месте.

Наверное, каждый водитель хотя бы один раз забывал снять автомобиль с стояночного тормоза после того, как начал движение. В этом момент, скорее всего, возникает мысль о том, для чего нужен этот ручной тормоз, если во время остановки удобнее зафиксировать автомобиль на пониженную передачу.

Хотя мы все прекрасно знаем, что бывают такие случаи, когда мы запускаем двигатель, при этом забыв, что автомобиль зафиксирован передачей. Это еще хорошо, если автомобиль просто дернется и заглохнет, а вот если сзади или впереди другой автомобиль? А что если другой автомобиль въедет? Придется ремонтировать не только бампер, но и коробку передач.

Зачем нужен ручной тормоз

Но и на самом деле, зачем нужен ручной тормоз. Если стояночный тормоз внесен в конструкцию автомобиля, то он выполняет определенные функции.

  • Стояночный (ручной) тормоз удерживает автомобиль в неподвижном состоянии на уклонах и стоянках.
  • Помимо этого предназначения, ручной тормоз используют для того, чтобы тронуться с места и остановиться на подъеме, также для вхождения в управляемые занос, но для этого нужны определенные навыки и опыт.
  • Торможение ручником в таком случае будет производиться сильным и резким рывком рычага тормоза.

Устройство ручного тормоза легкового автомобиля

Устройство ручного тормоза, как и принцип его действия, простой. Ручной тормоз имеет трос ручного тормоза – это механический привод. В некоторых автомобилях трос ручного тормоза воздействует на задние колодки, в некоторых моделях стояночный тормоз воздействует на карданный вал (трансмиссию). Его называют центральным тормозом.

Когда водитель натягивает ручку стояночного тормоза, при этом трос ручника натягивается. Тросы равномерно натягиваются на тормозных колодках колес.

Датчик ручного тормоза сигнализирует о том, что автомобиль стоит на ручнике. Находится этот датчик на панели приборов. Перед началом движения нужно не забыть о том, что лампочка стояночного тормоза не должна гореть.

Регулировку ручного тормоза

Регулировку ручного тормоза начинают с того, что проверяют его работоспособность. Каждые 30 тысяч километров нужно проводить регулировку и проверку ручного тормоза. Даже если ручник работает без перебоев, его нужно проверять.

Проверить работоспособность достаточно просто. Ручник нужно до отказа затянуть, включить первую передачу, а потом педаль сцепления плавно опускают. Двигатель автомобиля заглохнет, если нет проблем со стояночным тормозом. Если авто будет хотя бы медленно двигаться, то значит ручной тормоз нужно ремонтировать или регулировать.

Обычно ремонт ручного тормоза – это замена троса. Во многих случаях достаточно только подтянуть ручной тормоз. Это сможет сделать каждый водитель.

Регулировать ручной тормоз нужно только на подъемнике, эстакаде или смотровой яме. Если таких условий нет, то заднюю часть кузова нужно поднять и поставить на опоры.

Некоторые марки автомобилей позволяют регулировать привод стояночного тормоза прямо в салоне. Перед тем, как начать обслуживание стояночного тормоза, нужно уточнить в мануале, какая именно система ручника в автомобиле.

  • Рычаг ручного тормоза нужно поднять на 1-3 щелчка;
  • уравнительную контрагайку нужно ослабить;
  • регулировочную гайку нужно завернуть. Если не произошло натяжение, то нужно заменить трос ручного тормоза;
  • дальше проверяется натяжение троса, рукоятку затягивают на количество щелчков, которое необходимо для автомобиля;
  • если трос натянут и все в порядке, то нужны будут немалые усилия, чтобы самостоятельно провернуть заднее колесо. Контрагайку уравнителя нужно затянуть;
  • рычаг ручника опускают, а потом проверяют задние колеса. Они должны равномерно, без рывков вращаться;
  • заднюю часть автомобиля опускают на землю, на первой передаче ручника нужно проверить его эффективность.