Ресурсосбережение первичных и вторичных ресурсов автомобильного транспорта. Ресурсосбережение на транспорте. Кафедра транспортных процессов и технологий

АТП являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы , используемые АТП в ходе производствен­ной деятельности,- это новые автомобили, агрегаты, узлы, при­боры, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значи­тельное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы - это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и транс­миссионные масла, технические жидкости, шины, отходы чер­ных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и TP на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для перера­ботки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, смета­емый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свал­ках. Неутилизируемые отходы - это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступа­ющие в окружающую среду (СО, СН, N0 2 , С0 2 , продукты из­носа шин, тормозных накладок и др.).

Из общего количества отходов, образующихся на АТП, око-до 70% приходится на долю вторичных. Существенно сократить расход позволяет повторное их использование на АТП (от­ремонтированные двигатели, коробки передач, редукторы, шины) и при производстве первичных ресурсов, потребляемых автотранспортом.

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обес­печивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и TP, предусмат­ривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ре­монта и поддержание тем самым автомобилей в технически ис­правном состоянии - в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных ча­стей, топливно-смазочных и других эксплуатационных матери­алов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяй­ственные нужды и организацией на АТП строгого учета их по­требления; в-четвертых, использованием и переработкой вторич­ных ресурсов, образующихся в процессе ТО и TP автомобилей.

Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие эконо­мию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состо­янии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомо­биль в технически исправном состоянии, своевременно и в соот­ветствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

Известно, например, что правильная регулировка системы хо­лостого хода обеспечивает до 30% экономии топлива на этом режиме, а в пересчете на общий расход - не менее 3-4%. Дефекты поплав­ковой камеры приводят к повышению уровня топлива, при этом суммарный расход увеличивается в среднем на 6-8%, при неисп­равной работе экономайзера он увеличивается на 4-10%, при де­фектах ускорительного насоса - на 3-5%. Поэтому при эксплуа­тации автомобиля нужно следить за техническим состоянием при­боров системы питания, контролируя и другие системы. Из-за нарушений в работе системы питания расход топлива может на 50- 80% превышать оптимальное значение. Установлено, что уменьшение угла опережения зажигания только на 1% по сравнению с его наивыгоднейшими значениями снижает экономичность двигателей на 1% и на 10% уменьшает мощность двигателя. При наличии одной неработающей свечи экономичность двигателя снижается на 20%, при наличии двух таких свечей - на 43-47%.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топ­лива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топ­лива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомоби­лей на 0,62%, а дизельных - на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок.

    Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную эко­номию природных ресурсов нефти.

    Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3-5%. Применение ди­зельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход за­пасных частей и других первичных ресурсов.

    Оборудование открытых стоянок современными средства­ми подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на про­грев двигателей.

    Установка на серийных бензиновых автомобилях бескон­тактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономай­зера принудительного холостого хода, что снижает расход топ­лива на 7-10% и одновременно улучшает экологические харак­теристики двигателей.

    Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении авто­мобилей по одному и тому же маршруту водителями разной ква­лификации достигает 18%.

Практика показывает, что более опытные водители при эксплу­атации автомобилей почти не допускают перерасхода топлива и смазочных материалов. Некоторые из них показывают подлинное мастерство вождения автомобилей, экономя 40-45% топлива за счет грамотного вождения, т.е. они рассчитывают движение таким об­разом, чтобы меньше пользоваться тормозами, не затягивают дви­жение на низких передачах, соблюдают экономичную скорость дви­жения, используют движение «накатом» и т.д.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0-1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП - 4-5% объема хранения; потери при заправке автомобилей - 1,5% объема заправки.

Около 75% потерь приходится на испарение. Полностью пред­отвратить потери нельзя, но можно значительно их уменьшить путем рациональной организации работ и поддержания на дол­жном уровне технического состояния оборудования.

Остальные потери происходят в основном из-за неудовлетво­рительного технического состояния средств хранения, транспор­тирования, перекачки, заправки и несоблюдения правил их экс­плуатации. В отличие от потерь на испарение они могут быть полностью устранены.

Интенсификация использования вторичных ресурсов – одна из важных сторон проблемы экономии и экологии.

Разработка и внедрение принципиально новых ресурсосберегающих технологий могут только сократить отходы, довести их до минимума, но не ликвидировать полностью. Серьезная задача заключается в том, чтобы отходы применять в качестве вторичного сырья.

Автомобильный транспорт – один из крупных материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Значительным и пока недостаточно используемым резервом ресурсосбережения на предприятиях автомобильного транспорта является комплексное использование вторичных материальных и энергетических ресурсов, которые представляют собой своеобразный воспроизводственный фонд. Задача состоит в том, чтобы организовать повторное и многократное использование значительной номенклатуры этих ресурсов, вовлечь их в хозяйственный оборот.

При эксплуатации автотранспортных средств образуется много вторичных ресурсов – отходов производства и потребления. Ресурсный баланс Рб отходов производства и потребления в системе эксплуатации автотранспортных средств можно выразить в следующем виде:

Рб = Р1+Р2+Р3,

Где Р1 – вторичные ресурсы автомобильного транспорта, поступающие в другие отрасли;

Р2 – неорганизованные отходы предприятий автомобильного транспорта;

Р3 – неиспользуемые (неутилизируемые) отходы предприятий автомобильного транспорта.

В другие отрасли (Р1) поступают лом черных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты, годные к восстановлению шины и т.д., часть которых после соответствующей переработки (как вторичное сырье) снова возвращаются в систему эксплуатации автотранспортных средств в виде новых автомобилей и агрегатов, запасных частей к ним, шин, эксплуатационных материалов и т.д.

К неорганизованным отходам (Р2) относят вторичные ресурсы образующиеся в сравнительно небольших объемах и требующие решения организационных и технических вопросов утилизации и возможного использования их как воспроизводственного фонда. Это отработанные консистентные смазки из узлов трения, технические жидкости, электролиты, антифризы, пластмассы и т.д.

К неиспользуемым отходам (Р3) относятся такие, которые при современном уровне развития науки и техники не могут быть использованы в производстве, либо их сбор и переработка экономически нецелесообразны. Это компоненты отработавших газов двигателей, лакокрасочные покрытия кузовов и кабин автомобилей и т.д.

Вторичные ресурсы и отходы, образующиеся на предприятиях автомобильного транспорта, по агрегатному состоянию можно разделить на 5 классов: твердые, жидкие, пастообразные, пылеобразные и газообразные.

Твердые: металлические из черных и цветных металлов (агрегаты, узлы, приборы, детали), неметаллические (резинотехнические изделия, пластмассы, древесные материалы, стеклоотходы).

Жидкие: смазочные масла, технические жидкости, растворы моечных установок.

Пастообразные: консистентные смазки, отходы моечных установок.

Пылеобразные: сажа отработавших газов двигателей и котельных агрегатов, резиновая пыль от износа протектора, пыль от износа фрикционных накладок.

Газообразные: сернистый газ, окислы азота, углеводороды, окись углерода.

Расчеты масс образующихся вторичных ресурсов и отходов применительно к автомобилю типа ЗИЛ-130 за весь срок его эксплуатации до списания (величина амортизационного пробега принята 540 тыс. км) показывают: общая их масса составляет 57865 кг, в т.ч. газообразных 42000 кг (72,5%), твердых 8160 кг (14,2%), жидких 4790 кг (8,2%), пылеобразных 2580 кг (4,5%), пастообразных 335 кг (0,6%).

Одно автотранспортное средство за время его эксплуатации образует массу вторичных ресурсов и отходов, которая в 10-12 раз больше массы самого автомобиля. При этом еще не учитывается и использованная вода (для мойки и систем охлаждения).

Классификация отходов по источникам образования может быть представлена двумя основными группами:

Первая – отходы, образующиеся непосредственно во время движения автомобиля;

Вторая – отходы, образующиеся при техническом обслуживании и ремонте, а также в результате списания автомобиля.

К первой группе отходов относятся газообразные и пылеобразные, а ко второй – твердые, жидкие и пастообразные.

Отходы в свою очередь должны подразделяться на используемые и неиспользуемые, на улавливаемые и неулавливаемые. Такое разделение требуется с точки зрения управления вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот предприятий автомобильного транспорта и других отраслей.

Не решен еще вопрос улавливания газообразных и пылеобразных отходов автомобильного транспорта. Но ведутся исследовательские и конструкторские работы по нейтрализации отработавших газов и улавливания сажи из газов дизельных двигателей. Усилия автотранспортников и научных работников должны быть сосредоточены на решении проблемы сокращения вредных выбросов составе отработавших газов, увеличении пробегов шин. Выбросы в атмосферу окиси углерода и углеводорода, зависящие от полноты сгорания топлива в двигателе, являются помимо всего прочего выбросами неиспользованной энергии.

Отходы производства и потребления на автомобильном транспорте целесообразно классифицировать по опасности влияния их на окружающую среду и организм человека, а также в пожароопасном отношении на 5 групп:

Токсичные (компоненты отработавших газов двигателей, антифризы, некоторые тормозные жидкости);

Биологически активные (отработанные нефтепродукты, консистентные смазки, твердые осадки очистных сооружений и др.);

Химически активные (электролит);

Горючие (древесина, пластмассы);

Нейтральные (металлы).

Некоторым видам отходов может быть присуща комплексная опасность.

На предприятиях автомобильного транспорта в значительных объемах образуются топливные вторичные энергетические ресурсы: отработанные нефтепродукты, изношенные шины, древесина кузовов и отходы деревообработки, использованные топливные и масляные фильтры двигателей, другие горючие отработанные материалы.

Следует стремиться к максимальной реализации различных направлений использования вторичных материальных и энергетических ресурсов.

Одной из актуальных задач развития производственно-технической базы предприятия автомобильного транспорта является комплексная механизация и автоматизация ремонтно-восстановительных и обслуживающих работ, т.е. механизация всех видов работ на каждом рабочем месте. Один из способов эффективного решения этой проблемы – использование принципа агрегатирования. Он предусматривает создание механизмов из унифицированных стандартных агрегатов, узлов, приборов и деталей автомобиля, которые иначе сдаются в металлолом. Каждый автомобиль имеет пневмо- и электроприводы, которые успешно могут быть применены в конструкции средств механизации.

Реализация принципа агрегатирования вторичных материальных ресурсов позволяет достичь экономии металла на 80-90%, сократить сроки создания средств механизации в

2-3 раза, а необходимость в чертежах – в 3-4 раза. Экономится труд высококвалифицированных станочников, облегчаются эксплуатация и ремонт уже знакомых элементов конструкции, упрощается кооперация.

Изношенные детали автомобилей – первоклассное сырье для изготовления новых изделий целевого назначения, т.к. металл, из которого изготовлены эти детали, в большинстве случаев имеют очень высокие характеристики (по прочности, износостойкости и др.)

Кроме того, значительное количество изношенных деталей можно успешно восстановить и дать им вторую жизнь, т.к. ремонтное производство располагает довольно обширным арсеналом ресурсосберегающих восстановительных технологий.

Поиск новых способов и методов вовлечения вторичных материальных и энергетических ресурсов в хозяйственный оборот является эффективным средством ресурсосбережения и охраны окружающей среды.

Списанные машины, оборудование, негодные и использованные узлы и детали машин – это полноценные вторичные металлы. В целом производство металла из лома обходится в 25 раз дешевле, чем из руды, при этом значительно уменьшается загрязнение окружающей среды.

Значительное количество цветных металлов может теряться с ломом черных металлов, что увеличивает потери и ухудшает качество стали. Происходит это из-за того, что в черный лом без необходимой разделки сдают изношенные автомобили, агрегаты и другие изделия, содержащие как черный, так и цветной металл.

Стоимость 1т вторичного алюминия в 6…7 раз меньше, чем 1т первичного алюминия из бокситов.

Выплавка 1т бронзо – латунных сплавов из вторичного сырья сокращает себестоимость в 2,5 раза.

Лом аккумуляторного свинца составляет половину общих вторичных ресурсов этого металла.

Ресурсы отходов полимерных материалов с каждым годом увеличивается. В наши дни отходы пластмасс перерабатывают в изделия, сжигают с выделением тепла, получают полезные компоненты, изготавливают из них трубы, пленку, тару, санитарно – технические изделия, всевозможные втулки, горшки для цветов, детские игрушки и др.

Резиновые отходы весьма ценны для промышленности. Свыше 90% всех мировых отходов резины составляют изношенные шины. Эти отходы почти не подвержены биологическому разложению, а значительная часть их вторично не используется.

Переработке изношенных шин должно быть уделено большое внимание. Их можно широко применять для изготовления тонкодисперсного порошка и технического углерода, а также резиновой крошки и изделий из неё.

Из изношенных шин, отработавших свой век, извлекают регенерат, идущий на производство новых шин и резинотехнических изделий. Себестоимость 1т шинного регенерата в 4…6 раз ниже себестоимости синтетических каучуков общего назначения. Из 1т старых покрышек можно получить 750 кг восстановленной резины, 150 кг текстильных и других волокон и 30…40 кг металла. В отходы идет 70…80 кг. 1т регенерата экономит 0,4т каучука.

Пути использования отходов резины многообразны. Старые автопокрышки – это резиновая крошка, материалы и изделия строительного назначения (покрытия для полов и дорог, герметизирующие материалы, амортизационные прокладки), другие резино – технические изделия, производство новых шин.

Новая технология измельчения шин упругодеформационным методом требует всего 200…400 квт*ч электроэнергии на каждую переработанную тонну вместо 4000…5000 квт*ч при методе предварительного замораживания использованных шин. Установка для переработки шин способна за час производить из отходов 600 кг “резиновой муки”, пригодной к повторному использованию.

Полученные после размола крупинки размером в сотни микрометров можно применять как добавки в действующих линиях производства различных резино – технических изделий. Химическая обработка этой “резиновой муки” специальными регенератами позволяет получать материал, аналогичный по свойствам с исходной производственной резиновой смесью – так называемой сырой резиной.

Изношенные автомобильные шины можно рассматривать также в качестве вторичного энергоресурса. Шины, грубоизмельченные или целиком, сжигают в избытке кислорода. Иногда грубоизмельченные шины добавляют к другому сжигаемому материалу для повышения его теплотворной способности (теплотворная способность резины составляет 32 ГДж/т, что соответствует углю высокого качества). Сложность процесса дробления изношенных шин (особенно с металлокордом) стимулировала развитие технологии сжигания шин в цельном виде (Англия, США). Например, в США развивается строительство электростанций, использующих в качестве топлива только автомобильные шины.

Не менее перспективным методом борьбы с накоплением изношенных шин является продление срока их службы путем восстановления.

Процесс восстановления начинается с визуального контроля, в результате которого отсеиваются покрышки с визуальными дефектами. После проверки колесо поступает на участок, где с него снимается остаток старого протектора. После устранения мелких дефектов, вскрытых после снятия старого протектора, осуществляется процесс подготовки каркаса к обработке клеем. Затем наносят клей, в состав которого входят вещества, активизирующие процесс вулканизации и прокладочная лента, по составу напоминающая сырую резину.

После всех этих операций на шину накладывается протектор фирмы “Эллерброк”. Полученный “бутерброд” подается в автоклава, где при температуре чуть ниже +100 *С происходит “холодная вулканизация” и протектор “приклеивается”; в данном случае подразумевается “автоматическая вулканизация”, которая осуществляется при помощи специальных химических веществ, ускоряющих данный процесс.

Для примера цена одного нового колеса карьерного самосвала (в зависимости от грузоподъемности) составляет 8000…20000$, а восстановление методом холодной вулканизации обходится в 2…5 раз дешевле. Шины легковых автомобилей, в виду их большего распространения и при том значительно меньшей стоимости, восстанавливать не всегда выгодно, поэтому целесообразно их утилизировать для получения гранулята или использовать их как вторичный энергоресурс.

Большое экономическое и экологическое значение имеет также рациональное использование отработанных нефтепродуктов. В процессе эксплуатации за год автомобиль модет израсходовать от 100 до 200 л смазочных материалов. В основном это высококачественные моторные и трансмиссионные масла, которые сливаются из двигателя и агрегатов автомобиля и заменяются на свежие при выполнении технических обслуживаний и ремонтов. Однако часть масел в результате неисправностей цилиндро – поршневой группы, сальниковых уплотнений выливается на землю или угорает. Только поддержанием автомобиля в технически исправном состоянии можно добиться максимального сбора отработанных масел. С этой целью на предприятиях автомобильного транспорта по оказанию автосервисных услуг следует предусматривать организацию специализированных постов по замене масел, оснащенных необходимыми устройствами (емкости дл сбора отработанных смазочных материалов, сливные воронки и др.)

Рассмотрим наиболее характерные варианты использования отработанных смазочных материалов.

Наиболее простыми способами их использования, но с экономической точки зрения не самым выгодным является сжигание в качестве котельного топлива. Но этим наносится определенный ущерб окружающей среде, т.к. отработанные масла содержат значительное количество посторонних примесей, например, продуктов износа. Поэтому при их сжигании образуются агрессивные дымовые газы, повышенной зольности.

Другим вариантом использования отработанных масел является применение их в качестве компонентов для производства асфальтов и битумов, для пропитки дорожных покрытий.

Третьим и наиболее перспективным направлением использования отработанных масел является их регенерация. Современные процессы регенерации позволяют получать товарные масла, ресурсы которых оцениваются в 50…70% от свежих и более. При этом выход масел в процессе регенерации достигает 70…90%.

Преимущество регенерации отработанных масел по сравнению с их сжиганием предопределяется и уменьшением загрязнений окружающей среды.

Таким образом, проблема эффективного использования и максимальной переработки вторичны ресурсов имеет поистине выгодную в экономическом и экологическом плане коммерческую переработку отходов.

Транскрипт

1 УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» В Г. АРТЕМЕ ИНСТИТУТ КАФЕДРА СЕРВИСА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ Ресурсосбережение на транспорте Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» Артем

2 Рабочая программа дисциплины «Ресурсосбережение на транспорте» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочая программа разработана на основании рабочей программы дисциплины «Ресурсосбережение на транспорте», составленной преподавателями кафедры сервиса транспортных средств Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, утверждѐнной на заседании кафедры сервиса транспортных средств. В.В. Пермяков, профессор кафедры СТС, Составители: В.В. Пермяков, профессор кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей Утверждена на заседании кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей протокол 16 от «06» мая 2011 г. Новая редакция утверждена протоколом заседания кафедры 1 от г. 2

3 Организационно-методические указания 1.1. Цели освоения учебной дисциплины Целью изучения дисциплины «Ресурсосбережение на транспорте» является формирование у студентов системы научных и практических знаний в области экономном потреблении моторных топлив и масел, смазочных материалов, запасных частей, шин, резинотехнических изделий, электроэнергии, воды и других ресурсов Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Дисциплина «Ресурсосбережение на транспорте» относится к вариативной части естественнонаучного цикла (Б.2) по направлению «Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов» по профилю «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования». Курс базируется на знаниях и умениях приобретенных при изучении студентами следующих дисциплин: химия, физика Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Таблица 1. Формируемые компетенции Название ООП (сокращенное название ООП) Блок Компетенции Знания/ умения/ владения (ЗУВ) Знания: вопросы развития ПТБ предприятий в условиях кооперации и специализации производства; Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов Б.2 ОК-3 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе. `ОК-10 использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. ПК-10 умеет выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортнотехнологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости Знания: Знания: работать в коллективе; применять понятийнокатегориальный аппарат; навыками кооперации с коллегами; навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере общие законы и уравнения статики и динамики жидкостей и газов самостоятельно анализировать естественно-научную литературу; использовать методы научного познания в профессиональной области. навыками аналитического и экспериментального исследования основных физических законов и технологических процессов материалов для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортнотехнологических комплексов выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортно-технологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и 3

4 ПК-11 умеет выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю ПК-20 владеет умением проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений Знания: Знания: стоимости применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортно-технологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости основам организации производства, труда и управления производством, метрологическое обеспечение и технический контроль выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю Работ в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю измерительных экспериментов проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений Навыков проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений 4

5 1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы. При изучении данной дисциплины 36 часов отводится на лекционные занятия, 36 на практические. Промежуточная аттестация зачет. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме составляет 30% от общей аудиторной нагрузки. Подача теоретического материала осуществляется в форме классической лекции. Для понимания лекционного материала бакалавр должен владеть специальной терминологией, которую обучающийся усваивает самостоятельно перед проведением лекции студент получает задание, заключающееся в работе с литературой по предложенной теме. Знание специальной терминологии облегчает усвоение материала бакалавром, и, дает возможность вовлечь слушателя в учебный процесс путем применения диалога. Средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии. Таким образом, в процессе лекции обеспечивается работа обучающегося совместно с преподавателем. Практические занятия предусматривают непосредственное участие бакалавра в учебном процессе посредством участия в дискуссии, семинаре, обсуждение результатов практической работы. Семинары и дискуссии построены с использованием метода анализа конкретных ситуаций. То есть, на практическом занятии преподавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессиональной практики. В этом случае от обучающихся требуется глубокий анализ предложенной ситуации и практическое решение поставленной задачи. Этот метод позволяет реализовать множество функций: исследования, изучения, оценки, обучения, воспитания, самооценки и самоконтроля. Активной формой обучения является практическая работа, в ходе которой перед студентом ставится одна из практических задач, с которой придется столкнуться будущему бакалавру в производственной или научной деятельности. Входе подготовки к практической работе обучающиеся должны знать основной теоретический материал, цель, содержание и методику ее проведения, правила пользования приборами, технику безопасности. Кроме того, они должны заготовить схемы, таблици, графики, необходимые для выполнения работы. Официальным допуском обучающихся к занятию является сдача коллоквиума Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов. Текущий контроль предполагает: - проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуальных домашних заданий; - участие студента в дискуссиях по основным моментам изучаемой темы; - написание и защиту отчетов по практическим занятиям; Помимо индивидуальных оценок используются групповые и взаимооценки: - рецензирование студентами работ друг друга; - оппонирование студентами отчетов по практическим занятиям. Текущие домашние задания выдаются на практическом занятии. Индивидуальные домашние задания (ИДЗ) выдаются на практических занятиях в начале изучения соответствующих тем. Промежуточный контроль знаний осуществляется при проведении зачета, который проводится в форме компьютерного тестирования (СИТО). Обязательным условием допуска студента к экзамену является успешное выполнение индивидуальных домашних заданий и аудиторных контрольных работ. 5

6 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1 Темы лекций Тема 1. «Общие принципы и понятия ресурсосберегающей политики» (6 часов). Автомобильный транспорт, как потребитель ресурсов. Понятия о ресурсах. Техническое обслуживание и ремонт, как потребители ресурсов. Основные задачи ресурсосбережения, понятие об экономном расходовании ресурсов. Ресурсосбережение комплекс методов снижения затрат и повышения эффективности при эксплуатации автомобильного транспорта. Надежность автомобиля и ресурсосбережение. Тема 2. «Виды ресурсов и их квалификация» (6 часов). Виды ресурсов. Ресурсы обеспечения транспортного процесса: топливо, смазочные материалы, шины, труд водителя. Ресурсы восстановления работоспособности: запчасти, аккумуляторы, труд ремонтных рабочих, лакокрасочные материалы. Ресурсы обеспечения производства: электроэнергия, вода (холодная, горячая, техническая), газы для сварочных работ, отопление, моющие средства, труд рабочих. Вторичные ресурсы: регенерированные топлива и масла, восстановленные шины, восстановленные запчасти и др. Тема 3. «Общие принципы и пути ресурсосбережения на автомобильном транспорте» (4 часа). Критерии экономии ресурсов: экономический, технологический, социальный, экологический. Классификация и методы экономии ресурсов: совершенствование нормирования; контроль качества материалов; совершенствование технологических процессов; учет, хранение, распределение и сохраняемость материалов и З.Ч. Тема 4. «Ресурсосбережение в системе технической эксплуатации» (4 часа). Ресурсосбережение и материально-техническое обеспечение. Влияние пробега и других эксплуатационных факторов на расход запасных частей и других ресурсов для поддержания технического состояния автомобиля. Тема 5. «Организация и технология сбережения ресурсов технологического процесса» (4 часа). Технологический процесс ТО и Р и ресурсы, технологические процессы как потребители ресурсов. Анализ энергетических и материальных затрат технологических процессов в АТП. Влияние уровня технологического процесса ТО и ТР на сбережение энергетических и материальных ресурсов. Роль службы главного механика в экономии ресурсов технологических процессов. Тема 6. «Экономия моторного топлива» (4 часа). Пути экономии моторных топлив: применение альтернативных топлив (газообразных, газоконденсатов, спиртовых топлив и добавок на их основе). Сферы и сравнительная эффективность применения альтернативных топлив. Пути снижения топливо затрат в подсистеме службы технической эксплуатации и службы перевозок. Анализ и выявление причин перерасхода топлива автомобилем. Методы экономии топлива при хранении и заправке. Обучение водителей экономичному вождению. Тема 7. «Рациональное использование смазочных материалов» (4 часа). Анализ факторов влияющих на расход смазочных материалов. Экономия смазочных материалов путем оперативного управления сроков смены и контроля их состояния. Ресурсосберегающие смазочные материалы с антифрикционными добавками. Качество смазочного материала важное направление ресурсосбережения. Пути использования отработанных масел. Организация сбора и утилизация отработанных масел. Тема 8. «Рациональная эксплуатация и пути экономии расхода шин» (4 часа). Сравнительная характеристика шин различных конструкций и назначений. Причины недоиспользования шин в эксплуатации на современном этапе. Закономерности и характер из- 6

7 носа протектора при несоблюдении нормативных параметров технического состояния автомобиля. Причины преждевременной утилизации шин. Формы организации технологического процесса обслуживания шин и узлов автомобиля, влияющих на темп износа протектора. Мероприятия по сокращению расхода шин Перечень тем практических занятий Тема 1. Общие принципы и понятия ресурсосберегающей политики (4 часа). Тема 2. Виды ресурсов и их квалификация (4 часа). Тема 3. Общие принципы и пути ресурсосбережения на автомобильном транспорте (4 часа). Тема 4. Ресурсосбережение в системе технической эксплуатации (4 часа). Тема 5. Организация и технология сбережения ресурсов технологического процесса (4 часа). Тема 6. Экономия моторного топлива (4 часа). Тема 7. Рациональное использование смазочных материалов (4 часа). Тема 8. Рациональная эксплуатация и пути экономии расхода шин (4 часа). 3. Образовательные технологии В образовательном процессе используются инновационные технологии обучения (интерактивные занятия): активная дискуссия, семинары в диалоговом режиме, режиме круглого стола, практические работы. Основные виды занятий: 1. Лекции, на которых дается основной систематизированный материал по курсу «Ресурсосбережение на транспорте». Лекции вводят учащегося о имеющихся проблемах ресурсосбережения на транспорте. 2. Практические занятия расширяют фактическую база знаний о ресурсосбережение на транспорте. 3. Консультации включают помощь при самостоятельном освоении материала. Для обработки данных, полученных в ходе эксперимента необходимы пакеты программ: Microsoft office, Internet Explorer, или других аналогичных. 4. Методические рекомендации по изучению курса 4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине 1. По каждой теме курса предусмотрены часы на лекционные занятия и практические, а также на самостоятельные занятия. Студенты, прослушав лекцию, повторяют материал, пытаются решить задачи самостоятельно и на аудиторных занятиях выясняют непонятные моменты решения задач. 2. Для обеспечения контроля знаний в течение семестра студенты предъявляют выполненные практические задания и сдают их на практических занятиях. В семестре проводится тестирование студентов. Вопросы тестирования периодически обновляются. 4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины. 1. Методы технического обслуживания автомобилей. 2. Качество смазочного материала - важное направление ресурсосбережения 3. Зарубежный опыт экономии ресурсов в технологических процессах 4. Пути использования отработанных масел 5. Материалы, используемые в автомобильном транспорте. 7

8 6. Материалы и оборудование, используемые при текущем ремонте автомобилей. 7. Материалы и оборудование, используемые при капитальном ремонте автомобилей. 8. Методы ресурсосбережения на АТП. 9. Виды материальных и энергетических ресурсов используемых в автомобильном транспорте. 10. Первичные материальные и энергетические ресурсы, используемые в АТП. 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 5.1 Основная литература 1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Епифанов, Е. А. Епифанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, с. 2. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов; под ред. В. М. Власова. - 7-е изд.,перераб. - М. : Академия, с. 5.2 Дополнительная литература 1. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей [Текст] : учебное пособие для нач. проф. образования / Ю. Т. Чумаченко, А. И. Герасименко, Б. Б. Рассанов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: Феникс, с. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для качественного проведения лекционных занятий по данной дисциплине используются аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием. 8

9 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Ошибка! Закладка не определена. 1. Организационно-методические указания Цели освоения учебной дисциплины Место учебной дисциплины в структуре ооп (связь с другими дисциплинами) Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Основные виды занятий и особенности их проведения Виды контроля и отчетности по дисциплине 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины Темы лекций Перечень тем практических занятий 6 3. Образовательные технологии 6 4. Методические рекомендации по изучению курса Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Дополнительная литература 7 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины 7 9


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС И РЕМОНТ МАШИН РАБОЧАЯ

«УТВЕРЖДАЮ» Председатель УМС инженернотехнического факультета /Монгуш С.Ч./ 20 г. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ С3.В.ОД.1 Ресурсосбережение транспортно-технологических средств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

1. Цели и задачи дисциплины Цель: Цель дисциплины состоит в формировании у студентов знаний и практических навыков в области организации рационального потребления ресурсов на предприятиях автомобильного

УДК 629.113 ББК-39.33 Х-86 А.Л. Хохлов Рабочая программа по дисциплине: «Ресурсосбережение при проведении технического обслуживания и ремонта» - Димитровград, ТИ филиал ФГОУ ВПО Ульяновская ГСХА, 2007.

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области организационных и производственных структур

Содержание 1. Пояснительная записка 3 Введение 3 1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины 3 1.2. Место дисциплины в учебном процессе 4 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4 2. Перечень

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» Кафедра

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей» изучение причин изменения технического состояния автомобилей, планово-предупредительной

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» УТВЕРЖДАЮ Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

/ / м Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский национальный исследовательский

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ Цель углубление, закрепление теоретической подготовки обучающихся и продолжение формирования у них компетенций в сфере профессиональной деятельности. Задачами учебной

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Дисциплина Б3. Б2. Сопротивление материалов является частью профессионального цикла Б3. Б2. дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 150400 Металлургия. Дисциплина реализуется на Физико-технологическом

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН по направлению подготовки бакалавров 080100 Экономика (профиль «Статистика») Бухгалтерский учет и анализ Учебная дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ» входит в профессиональный цикл.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка Изучение дисциплины «Маркетинг» предусматривает 216 часов, в том числе6 часов лекций и 12 часов семинарских занятий, выполнение контрольной работы, сдачу экзамена. Дисциплина «Маркетинг»

2 1. Цели и задачи дисциплины: Цель: владение теоретическими знаниями и практическими умениями необходимыми для осуществления подбора и разработки современных технологий производства продуктов питания.

1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины " Системы, технологии и организации услуг в сервисе ТиТТМО " является изучение и усвоение студентами теоретических знаний системы и технологии технического

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Целью данного курса является формирование у студентов базовых знаний, необходимых для объективной оценки конструкций автотранспортных

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство морского и речного транспорта Омский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС СИСТЕМ КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРИКЛАДНОЙ

1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Основы теории надежности» является дисциплиной математического и естественнонаучного цикла при подготовке бакалавров по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических

Этапы формирования компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров 23.03.03 «Эксплуатация комплексов» профиль «Автомобильный и автомобильное

Аннотация рабочей программы дисциплины/модуля/ практики «Стратегический управленческий учет» по направленности подготовки/специальности 38.04.01 Экономика профиль (программа) подготовки, специализация

1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Исходные документы для разработки программы.... 3 2. Общие указания.... 3 3. Цели и задачи освоения. 3 4. Место в структуре ООП 4 5. Требования к результатам освоения (компетенции обучающегося,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

2 3 1 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) "Транспортная логистика" является изучение основных принципов логистики в области транспорта, необходимых для выработки системы знаний,

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.7 Рынки

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ОМСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1 Содержание: 1. Цель и задачи дисциплины... 3 2. Место дисциплины в структуре ООП... 3 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины... 4 3.1 Компетенции, формируемые в результате

1 1 Тип, способ проведения, базы и цель прохождения практики Целью преддипломной практики является формирование у студентов знаний и практических навыков работы по направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Экология» Аннотация к рабочей программе

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники» 1. Цель дисциплины Дисциплина «Основы гидравлики и теплотехники» обеспечивает функциональную связь с базовыми дисциплинами и имеет свою цель приобретение

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины С3.В.ОД.3 «Проектирование автотранспортных предприятий и предприятий сервиса» по направлению подготовки (специальности) 190109 «Наземные транспортнотехнологические

Технологический институт филиал ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Проектирование узлов и деталей с помощью ЭВМ (наименование дисциплины

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета Ляпин С.А. 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики и управления на предприятии Кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия АННОТАЦИЯ

Содержание: 1 ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3 2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП... 3 3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4 3.1 КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет» Факультет энергетики и электроники Кафедра «Электронные, радиоэлектронные и электротехнические системы»

1 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Оценка эффективности управления персоналом» является формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных с использованием теоретических

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт национальной экономики Кафедра региональной экономики, государственного и муниципального управления АННОТАЦИЯ

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования» является формирование

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Цели освоения дисциплины 4 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, 4 соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 3 Место дисциплины в структуре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Экономический факультет

АТП являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы , используемые АТП в ходе производствен­ной деятельности,- это новые автомобили, агрегаты, узлы, при­боры, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значи­тельное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы - это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и транс­миссионные масла, технические жидкости, шины, отходы чер­ных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и TP на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для перера­ботки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, смета­емый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свал­ках. Неутилизируемые отходы - это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступа­ющие в окружающую среду (СО, СН, N0 2 , С0 2 , продукты из­носа шин, тормозных накладок и др.).

Из общего количества отходов, образующихся на АТП, -до 70% приходится на долю вторичных. Существенно сократить расход позволяет повторное их использование на АТП (от­ремонтированные двигатели, коробки передач, редукторы, шины) и при производстве первичных ресурсов, потребляемых автотранспортом.

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обес­печивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и TP, предусмат­ривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ре­монта и поддержание тем самым автомобилей в технически ис­правном состоянии - в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных ча­стей, топливно-смазочных и других эксплуатационных матери­алов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяй­ственные нужды и организацией на АТП строгого учета их по­требления; в-четвертых, использованием и переработкой вторич­ных ресурсов, образующихся в процессе ТО и TP автомобилей.

Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие эконо­мию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состо­янии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомо­биль в технически исправном состоянии, своевременно и в соот­ветствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

Известно, например, что правильная регулировка системы хо­лостого хода обеспечивает до 30% экономии топлива на этом режиме, а в пересчете на общий расход - не менее 3-4%. Дефекты поплав­ковой камеры приводят к повышению уровня топлива, при этом суммарный расход увеличивается в среднем на 6-8%, при неисп­равной работе экономайзера он увеличивается на 4-10%, при де­фектах ускорительного насоса - на 3-5%. Поэтому при эксплуа­тации автомобиля нужно следить за техническим состоянием при­боров системы питания, контролируя и другие системы. Из-за нарушений в работе системы питания расход топлива может на 50- 80% превышать оптимальное значение. Установлено, что уменьшение угла опережения зажигания только на 1% по сравнению с его наивыгоднейшими значениями снижает экономичность двигателей на 1% и на 10% уменьшает мощность двигателя. При наличии одной неработающей свечи экономичность двигателя снижается на 20%, при наличии двух таких свечей - на 43-47%.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топ­лива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топ­лива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомоби­лей на 0,62%, а дизельных - на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок.

    Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную эко­номию природных ресурсов нефти.

    Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3-5%. Применение ди­зельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход за­пасных частей и других первичных ресурсов.

    Оборудование открытых стоянок современными средства­ми подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на про­грев двигателей.

    Установка на серийных бензиновых автомобилях бескон­тактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономай­зера принудительного холостого хода, что снижает расход топ­лива на 7-10% и одновременно улучшает экологические харак­теристики двигателей.

    Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении авто­мобилей по одному и тому же маршруту водителями разной ква­лификации достигает 18%.

Практика показывает, что более опытные водители при эксплу­атации автомобилей почти не допускают перерасхода топлива и смазочных материалов. Некоторые из них показывают подлинное мастерство вождения автомобилей, экономя 40-45% топлива за счет грамотного вождения, т.е. они рассчитывают движение таким об­разом, чтобы меньше пользоваться тормозами, не затягивают дви­жение на низких передачах, соблюдают экономичную скорость дви­жения, используют движение «накатом» и т.д.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0-1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП - 4-5% объема хранения; потери при заправке автомобилей - 1,5% объема заправки.

Около 75% потерь приходится на испарение. Полностью пред­отвратить потери нельзя, но можно значительно их уменьшить путем рациональной организации работ и поддержания на дол­жном уровне технического состояния оборудования.

Остальные потери происходят в основном из-за неудовлетво­рительного технического состояния средств хранения, транспор­тирования, перекачки, заправки и несоблюдения правил их экс­плуатации. В отличие от потерь на испарение они могут быть полностью устранены.

Закрепленная кафедра Кафедра
Ведущий преподаватель , доцент, к.т.н.
Часы консультаций / Аудитория Пн 12:00-13:00; Ср 12:00-13:00; / Н-223
Рабочая программа дисциплины (23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов)
(23.03.01 Технология транспортных процессов)
Учебно-методические разработки кафедры Ресурсосбережение при проведении ТО и ремонта автомобилей: метод. указания по выполнению контрольной работы / Новосиб. гос. аграр. ун-т; cост. А.А. Долгушин. - Новосибирск, 2012. - 24 с.

Список вопросов для подготовки к зачету (экзамену)

1. Основные понятия и определения.
2. Основные задачи ресурсосбережения.
3. Первичные ресурсы на АТП.
4. Вторичные ресурсы и схема их потребления.
5. Основные методы экономии ресурсов при ТО и ремонте автомобилей.
6. Топливный баланс автомобиля и его составляющие.
7. Балансы электрической энергии, воды и тепла.
8. Нормирование расхода топлива легковых и бортовых грузовых автомобилей.
9. Нормирование расхода топлива самосвалов.
10. Определение потребности в смазочных материалах.
11. Определение потребности в тепловой энергии.
12. Расчет потребности в электрической энергии.
13. Факторы, влияющие на перерасход моторного топлива.
14. Методы экономии топлива в эксплуатации.
15. Система контроля расхода топлива на АТП.
16. Методы обучения водителей экономичному вождению.
17. Основные источники потерь моторного топлива.
18. Мероприятия по сокращению потерь моторного топлива на АЗС.
19. Факторы, влияющие на расход масел в эксплуатации.
20. Методы снижения расхода масел.
21. Система замены масел по критерию его фактического состояния.
22. Виды разрушений шин автомобилей и прицепов.
23. Факторы, определяющие ресурс шин.
24. Правила ухода за шинами в автохозяйстве.
25. Комплексные показатели эффективности использования шин.
26. Метод предварительного агрегатирования шин.
27. Факторы, влияющие на расход запасных частей.
28. Нормы расхода запасных частей.
29. Методы определения потребности в запасных частях.
30. Система МТО запасными частями и материалами.
31. Учет расхода запасных частей.
32. Направления вторичного использования ресурсов.
33. Технологический процесс утилизации старых автомобилей.
34. Способы утилизации АКБ.
35. Утилизация старых шин.
36. Утилизация отработанных масляных фильтров и нефтесодержащих отходов.