Ошибки при управлении автомобилем для начинающих. ошибок начинающего автовладельца. Начинающий водитель не применяет теоретические знания ПДД на практике

Самой распространенной ошибкой управления автомобилем можно назвать – панику и страх водителя. Как правило, возникает страх и паника, если автомобиль движется на большой скорости. С увеличением скорости продолжительность концентрации взгляда на дороге впереди автомобиля уменьшается, человек начинает испытывать тревожное состояние. Поле зрения постепенно сужается и если ситуация никак не меняется, взгляд водителя фокусируется в одной точке, анализ окружающей действительности прекращается, тревожность перерастает в страх. Постепенно страх превращается в панику, а в состоянии паники мозг дает неверные команды, что может стать причиной создания аварийной ситуации на дороге. Необходимо внимательно следить за скоростью автомобиля. Высокая скорость движения в повороте может повлечь массу неприятных впечатлений и ощущений. Главное в процессе вождения – это не скорость, а контроль управления авто и контроль над собой.

Садиться за руль автомобиля в состоянии физического переутомления также чревато нежелательными последствиями. Если водитель автомобиля имеет хорошую техническую подготовку, то вождение автомобиля не требует от него значительных физических усилий. Однако если уровень подготовки водителя оставляет желать лучшего, процесс управления авто потребует от водителя значительных физических и эмоциональных затрат, что соответственно приводит к быстрой утомляемости. Когда человек физически устал, он перестает ощущать скорость, быстро анализировать события. Если вы устали необходимо прислушаться к голосу разума, остановиться и отдохнуть.

Популярные ошибки при вождении машины.

Рассмотрим ошибки, которые наиболее часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий:

Неудобное положение водителя за рулем, неверное расположение рук на руле. Между грудной клеткой и рулем должно соблюдаться расстояние, которое в случае аварии займет подушка безопасности. Ремень безопасности должен быть обязательно пристегнут, а подголовник находится на одном уровне с затылком водителя. Такое положение позволит избежать повреждения шейного отдела позвоночника.

Разговор по мобильному телефону во время вождения. Эта ошибка одна из самых распространенных на сегодняшний день. Некоторые водители даже каким-то образом пишут за рулем смс. Данное поведение за рулем равносильно вождению в нетрезвом состоянии. Стоит помнить о том, что вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих людей. За нарушение правил дорожного движения можно лишиться прав.

Растерянное поведение в незнакомых местах. Попадая в чужой город, водитель большое внимание уделяет GPS, постоянно отвлекаясь от управления автомобилем. Для того чтобы избежать аварии, лучше остановить автомобиль и спокойно разобраться с картой, не следует пытаться делать несколько дел одновременно.

Недостаточное давление в шинах. У большинства современных автомобилей есть датчики, которые сообщают о низком давлении шин. Такие сообщения не стоит игнорировать. Низкое давление в шинах делает автомобиль менее устойчивым, что значительно усложняет управление. Также низкое давление в шинах способствует увеличению расхода бензина.

Неправильная парковка. Начинающие водители зачастую неправильно паркуются. Для того, чтобы припарковаться правильно, выберете место парковки, поравняйтесь с рядом находящимся авто так, чтобы задний бампер вашей машины поравнялся с бампером соседней и после этого начинайте вращать руль и медленно заезжать на парковочное место соблюдая угол 45°. Паркуясь таким образом, вы существенно уменьшите риск повредить свой или чужой автомобиль.

Неправильно подобранное топливо. Бытует заблуждение, что чем дороже стоит топливо, тем оно лучше. Для того чтобы выяснить, какое топливо наиболее подходит вашему авто свяжитесь с заводом-изготовителем или узнайте интересующую информацию у представителя.

Сильное давление на педали тормоза и газа. Слишком сильное давление на педали способствует раннему износу деталей автомобиля и способствует увеличению расхода топлива, а также заносу, опрокидыванию на скользкой дороге.

Несвоевременное техобслуживание автомобиля. Подавляющее большинство автовладельцев обращаются в центры техобслуживания только после того, как уже возникли поломки. Если проходить техобслуживание вовремя, вы сможете избежать существенных поломок и сэкономите на ремонте авто.

Как избежать основных ошибок при вождении?

Избежать основных ошибок при вождение довольно просто. Необходимо уделять должное внимание техническому состоянию автомобиля, вовремя проходить техосмотр, устранять неисправности. Контроль скорости на дороге позволит вам избежать аварий и повреждений автомобиля. Тщательно следя за сцеплением, вы сможете правильно пройти крутые повороты. Не забывайте, что колесо не может одновременно работать на торможение и сцепление колеса с дорогой. Особой внимательности потребует управление автомобиля в непогоду. Снег, град, дождь, грязь существенно усложняют передвижение автомобиля, негативно влияют на его устойчивость и управляемость. В таких условиях придется проявить весь свой профессионализм и умение совершать маневры. В условиях низких температур внимательно следите за частотой вращения коленвала (оборотов) двигателя, проверяйте температуру масла и других жидкостей. Всегда имейте под рукой комплект необходимых инструментов для экстренных случаев, особенно если вы собираетесь передвигаться по бездорожью. В обязательном порядке в машине должна находиться аптечка, на тот случае если вы почувствуете себя плохо. Не стоит пренебрегать ограничениями для вождения, это может повлечь необратимые последствия.

Для того чтобы управлять автомобилем без ошибок, следует не только владеть всеми необходимыми знаниями, но и соблюдать следующие рекомендации:

Просчитывайте изменяющуюся ситуацию на дороге. Даже имея преимущество, убедитесь, что вам уступают дорогу;

Не превышать допустимую скорость;

Пользуйтесь зеркалами заднего вида, особенно при торможении;

К ночному вождению готовиться заранее и передвигаться на минимальной скорости, не идти на обгон в темное время суток;

Не управлять автомобилем в состоянии физического переутомления, в стрессовом состоянии;

Не разговаривать за рулем по мобильному телефону;

Быть внимательным на дороге, не забывать о вежливости и доброжелательности;

Следить за техническим состоянием автомобиля;

Не поддаваться легкомыслию;

Понимать всю степень ответственности, которая ложится на человека, севшего за руль.

Вождение автомобиля не должно вызывать страх и растерянность, оно должно приносить удовольствие. Соблюдая все советы и рекомендации, вы обязательно научитесь ездить правильно.

Опубликовано: 2007-07-15

10 самых распространенных ошибок в вождении

Основные ошибки в вождении автомобиля. Советы как их избежать.

1. Недостаток умственной практики

Чем сложнее задача, тем лучше будет результат от тренировок «в уме»; а автоспорт можно классифицировать как однозначно очень сложное занятие. «Умственные» тренировки – самая важная часть повышения водительского мастерства. Разминка для мозга – то, что нужно перед соревнованиями, она позволит избежать умственных «пробуксовок» в нужный момент. Можно использовать собственное воображение для реалистичного «проигрывания» в мозгу разных ситуаций, что впоследствии даст эффект того, что все это с вами уже было, и, как следствие, вызовет уверенность в себе при решении возникающих задач. Превратите трассу в своеобразное слайд-шоу, представьте его себе. Закройте глаза и «проедьте» трассу именно так, как вы собираетесь это сделать. Мысленно крутите руль, переключайте передачи и тормозите там, где нужно. Повторяйте эти «картинки» до тех пор, пока они не станут меняться плавно. А так как мозг не делает для себя больших различий между визуальным образом и образом воображаемым, практикуясь исключительно в уме, вы можете создавать, изменять или усиливать цепочки связей в нервной системе, играющие важную роль в работе нужных мускулов. Тонкие навыки или сложные техники можно мысленно «замедлить» и проанализировать; и обстановка на трассе вместе с нужными действиями может со временем стать очень знакомой. Хорошо знакомая обстановка играет важную роль в обработке большого количества поступающей информации при езде на большой скорости.

2. Двигайте глазами

Когда глаза постоянно находятся в движении, это способствует лучшему сенсорному взаимодействию с окружающей средой. Движение необходимо для получения сенсорами информации. Если вы пристально смотрите в одну точку, в поле зрения возникает кратковременное «слепое пятно». Чтобы поддерживать визуальный контакт с окружающей действительностью, осматривайте все вокруг, тщательно «прощупывайте» нужную зону, беспрерывно ищите новые данные. Где бы вы ни ехали – быстро осмотрите участок дороги перед собой. Начните с линии горизонта слева от вас и оглядите все до линии горизонта справа. Не отвлекайтесь – сканируйте и сканируйте слева направо. Используйте линию горизонта как свою внешнюю границу, но при этом сконцентрируйтесь на том, чтобы четко видеть то, что находится между вами и ней. Закройте глаза и мысленно проведите «инвентаризацию» того, что увидели. Повторите осмотр. В этот момент, когда глаза движутся, разбейте полученную картинку на шесть или восемь мысленных «кадров». Сравните первый кадр со вторым. Забавно и поразительно находить при этом детали, ранее не замеченные. Попробуйте снова, на этот раз за рулем машины на скорости. Разбивая полученную при обзоре «картинку» на несколько «снимков» знакомой обстановки, вы серьезно улучшаете вероятность собственных правильных действий в правильное время.

3. Водители не заглядывают вперед

Зрение для человека – самое главное чувство, непреложно доминирующее над всеми остальными. Не зря важнейшим из искусств для нас является кино – яркая картинка на экране полностью захватывает зрителя, а звезды платят огромные деньги визажистам за создание нужного визуального образа. Во время езды и рассматривания знакомых уже картинок необходимо смотреть вперед, в ту точку, из которой на водителя «надвигается» новая информация. Без этого нельзя увидеть перспективу, позволяющую, к примеру, увеличить скорость. Ваши глаза ведут вас за собой и контролируют правильность вашего движения. Без нужной перспективы езда на высокой скорости будет напоминать перемещения в густом тумане – ехать надо, а куда – непонятно. Взгляд вперед не только помогает водителю попасть именно в ту точку, в которую ему нужно, но также способствует концентрации. Однако одного только пристального взгляда в ту сторону, куда мы едем, недостаточно. Учитесь прогнозировать ситуацию на трассе. Как только объект, на который вы так пристально смотрели, оказывается ближе к вам, переключайтесь на те, которые еще далеко, «забегайте» вперед. Такое перемещение очень важно на большой скорости, потому что в этом случае все происходит очень быстро. Способность «заглядывать» вперед способствует уменьшению вероятности аварий.

4. Страх и паника – враги для мозга

Мозг – самый верный союзник водителя, ведь именно он позволяет ему куда-то двигаться. Однако с ним нужно хорошо обращаться – перегрузки, страх или неверное использование исходящих от него сигналов могут привести к неприятным последствиям. Например, если на большой скорости мимо водителя «пролетает» слишком много объектов, мозг иногда может не успевать их «обработать». Причиной такого явления может быть неспособность длительной концентрации взгляда на дороге впереди машины, особенно когда скорость лишь увеличивается. Увеличивающаяся скорость движения вызывает тревожность, а когда поле зрения сужается, тревожность только возрастает. Если ситуация не меняется, глаза фиксируются в одной точке, и сканирование окружающей действительности прекращается. А результатом нарастающей тревожности становится страх. Страх, в свою очередь, вызывает панику, а паника за рулем – это никогда не хорошо. Мозг, подвергшийся атаке страха, выдает организму неправильные команды: «Посмотри вон туда, немедленно!» (вместо того, чтобы смотреть в направлении движения) или «Немедленно тормози!» (в середине поворота).

5. Незаконченные дела

Самый быстрый способ определить неопытного водителя – его торопливые движения. Но они часто являются признаком не того, что у водителя еще слишком мало навыков, а того, что он пренебрег завершением их получения и совершенствованием. Так же, как в американском футболе игрок-ресивер должен «убрать от себя мяч» прежде, чем бежать с ним, так и водитель должен завершить одно движение руками, прежде чем начать другое. Парадокс состоит о том, что полное выполнение одной задачи дает вам больше времени для правильного начала другой. При отработке навыка одни и те же действия мы учимся выполнять быстрее, и, немного потренировавшись, можно четко понять, когда совсем не нужно торопиться, а когда, наоборот, нужно. Необходима уверенность в выборе нужного момента. Если возникают трудности в вождении, убедите себя в том, что на самом деле у вас больше времени для размышлений, чем вы думаете. Постарайтесь найти несколько лишних дюймов траектории движения, во время которых можно сделать более плавное движение рукой. Этих нескольких дюймов вполне достаточно, если уметь применить полученное благодаря им время. Результатом станет еще один автоспортивный парадокс: чтобы ехать быстро, вам нужно замедлиться.

6. Слишком большая скорость в повороте

Какую скорость можно считать чрезмерной? Такую, которая мешает вам выполнить нужный маневр в точности так, как вы хотели. А уж если заезжать слишком быстро в повороты, это чревато не только острыми ощущениями, но и нарушением некоторых планов: вы едете не совсем так, как хотели. Первоочередная задача тормозов – замедление автомобиля с целью достижения нужной скорости и получения нужной траектории движения. Машина может затормозить быстрее, чем она разгоняется. То есть на одинаковом отрезке пути тормоза совершают более значимые изменения в скорости машины, чем педаль газа. Главное в вождении – не скорость, а контроль. Контроль над скоростью и контроль над собой. Все время за рулем мы принимаем решения. Решения – это не наши ощущения. Решения и опыт влияют на мышление. Движения тела тоже генерируют те или иные изменения в мышлении, но ощущения от быстрой езды также можно причислить к движениям. Эти ощущения на самом деле – отвлекающий фактор и могут не иметь никакого отношения к скорости. Въезжая в поворот на слишком большой скорости, водитель может выиграть несколько сотых долей секунды и получить ощущение из разряда «Вау, как я несусь», но в итоге скорость окажется не такой быстрой, как ему кажется, и он может потерять несколько лишних секунд.

7. Физическое переутомление

При хорошей технической подготовке от водителя требуется меньше физических усилий, потому что ТТХ машины хорошо сбалансированы. Однако менее хорошо проработанная техника вождения требует столько физической и эмоциональной подготовки, сколько нужно в условиях постоянной необходимости вытаскивания себя «за волосы из болота», то есть из возникающих аварийных ситуаций. Чтобы делать что-то плохо, нужно приложить намного больше сил – это можно сравнить с ездой на машине, у которой одно колесо вот-вот отвалится. Даже прирожденный талант к вождению не заменит обучения и упорных тренировок. Начинающие автоспортсмены не должны думать, что с первого заезда начнут показывать результаты, сравнимые с чемпионскими. Опытные, но давно не практиковавшиеся водители не должны удивляться тому, что периоды бездействия скажутся на их результатах не самым лучшим образом. Определить состояние, близкое к совершенству, легко: это когда вы начинаете ощущать необходимость в наставнике. Последние секунды, как всегда, даются труднее всего.

8. Мотивация

Если вы тренируетесь за рулем только для собственного удовольствия, тогда вам совершенно ни к чему совершенствование навыков. Однако физиологические лимиты этих навыков для вас могут быть намного выше, практически безграничными, что может породить мотивы к их достижению. Или мы все уже забыли те усилия, которые прилагали для того, чтобы «делать все верно»? В наше время такое огромное значение придается постоянному самосовершенствованию и стремлению к победе над чем-то, что мы часто забываем об уроках, которые можно извлечь из поражений. Запомните: сам факт попытки сделать что-то, даже если это «не работает», порой открывает двери, которые в противном случае навсегда остались бы закрытыми. Маленькие ошибки могут вести к огромным успехам. Больше, чем любой фильм или поездка на месте пассажира вас впечатлит собственная неудача при вхождении в поворот. Она оставит долгий след в памяти в том, что касается «правильного» вождения. Займитесь самодисциплиной, сконцентрируйтесь на том, что нужно для точного попадания в точку Б из точки А. На треке фокусируйтесь на том, что происходит с вами и машиной в данный момент времени; анализ приберегите для времени после гонки. Ваша работа как водителя – изучение трудных дисциплин и их легкое претворение в жизнь. И улучшения здесь наступят только после приложения усилий.

9. Езда вне «зоны»

Большая часть любого спорта состоит в достижении ощущения того, что ты делаешь все правильно. Это некий сплав науки и искусства, иногда с примесью неизвестной магии. Чувство при этом бывает действительно сродни мистическому. Вы достигаете некой «зоны», где все идет правильно: все делается вовремя, все движения плавные, все навыки реализуются на высоте, все действия водителя за рулем происходят быстрее, лучше и точнее. В «зоне» его усилия оптимальны, не чрезмерны, выносливость повышена; водитель едет «внутри себя». Его концентрация настолько высока, что кажется, время замедлилось благодаря его уверенности в себе и контролю над происходящим вокруг. Разные доли движений или их последовательности делаются с самыми блестящими результатами. Конечно, при нынешнем уровне развития технологий вполне возможно создать машину, способную водить автомобиль. Но ее действия будут всегда предсказуемыми. Она будет «холодной». Чтобы «разогреть» ее действия, замените ее живым человеком, его контролем. Это не какой-то секретный прибор, не инструмент, это – пользователь инструмента, вот в чем разница.

10. Водители не распознают переутомление

Все в автоспорте изменяется динамично: температура, износ шин, обстановка на треке, волнение, ускользающие возможности, утомление. Когда вы устаете физически, первым делом нужно активизировать свое чувство здравого смысла. Переутомление делает траекторию вашего движения неряшливой, вхождение в повороты теряет свою точность, работа с педалью газа делается более грубой и действия водителя не «перетекают» плавно одно в другое, как раньше. Некоторое оцепенение в ощущении скорости с каждым последующим кругом – это норма. Но увеличение скорости для того, чтобы «поймать» это ускользающее ощущение, может иметь самые разрушительные последствия. Неспособность распознать свои ошибки, предугадать развитие событий и «подстроиться» под них – все это признаки потери концентрации и переутомления. Нет ничего загадочного в том, почему от него страдает качество вождения. Мы готовимся к тяжелым нагрузкам, наша мускулатура находится «на взводе» в ожидании ситуаций, которые так и не наступают. Мы устаем от пребывания в состоянии постоянной готовности, но в то же время нам нельзя расслабиться. Переутомление выступает в качестве снежного кома: усталые мускулы непроизвольно сокращаются и тем самым расходуют лишнюю энергию, снова увеличивая усталость. Переутомление вызывает концентрацию водителя не на дороге, а на собственном теле, его ощущениях. Придерживайтесь правила трех ошибок: три умственные или физические ошибки подряд означают, что вам нужно замедлиться, заехать в пит, перестроиться.

Каждый водитель на заре своей водительской карьеры совершает массу самых разных ошибок. Это неизбежно: автомобиль представляет собой сложный технический агрегат, для управления которым необходимо приобрести соответствующие умения и сноровку, а современная дорожная ситуация требует от водителя постоянного внимания и готовности реагировать на любые ее изменения. И даже заветное водительское удостоверение в кармане вовсе не означает, что его счастливый обладатель является хорошим водителем: ему придется еще очень многому учиться на практике, чтобы чувствовать себя за рулем уверенно и безопасно.

Отметим, что идеально и безошибочно управлять автомобилем вряд ли сможет даже многоопытный водитель. Как показывают результаты многочисленных исследований (проводимых, кстати, не только в Российской Федерации, но и за рубежом), водитель за 15 минут езды в городских условиях допускает в среднем от 5 до 10 ошибок. Причем это среднестатистический водитель, а что уж говорить о новичках!

Конечно, степень опасности этих ошибок различна, но в любом случае все они так или иначе способствуют снижению уровня безопасности дорожного движения. Кроме того, ошибки повышают напряженность работы водителя.

Возможно, читатель возразит: если бы каждый водитель за 15 минут езды совершал от 5 до 10 ошибок, то на российских дорогах было бы не повернуться из-за обилия дорожно-транспортных происшествий (их, конечно, и так немало, но не до такой же степени!). Почему же этого не происходит?

Дело в том, что большинство совершаемых водителями ошибок остаются незамеченными как для них, так и для других участников дорожного движения (но учтите, что ГИБДД видит все и всегда!). Почему? Это обусловлено так называемыми «компенсирующими» действиями водителей других транспортных средств, а также удачным стечением обстоятельств (то есть просто повезло). Однако если водитель постоянно совершает одни и те же ошибки, то это становится уже неотъемлемой частью его стиля езды и рано или поздно приведет к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Именно поэтому уже с самого начала своей водительской карьеры следует устранять их как можно быстрее. Каждый водитель должен знать свои ошибки и причины их возникновения – это поможет избежать их.

Конечно, ни один новичок не обходится без того, чтобы не бросить резко сцепление, не заглохнуть на перекрестке в самый неподходящий момент (и не выслушать при этом от соседних водителей много интересного о себе и своих близких родственниках) и не покрыться холодным потом, когда невесть откуда совсем рядом с машиной неожиданно появляется другой автомобиль. Все мы когда-то чувствовали себя неуверенно в плотном транспортном потоке, при выезде с прилегающей территории, при проезде нерегулируемого перекрестка и даже на бензоколонке. Некоторым знакомо чувство вселенского ужаса, возникающее от осознания того, что вместо педали тормоза была нажата педаль газа (или наоборот). Ну а механическая коробка переключения передач (вкупе с педалью сцепления) вызывает раздражение чуть ли не у каждого новичка.

Иначе говоря, все без исключения водители в свое время делали за рулем массу совершенно необязательных движений, обусловленных нехваткой водительского опыта. Несмотря на то что каждый человек индивидуален, эти ошибки уникальностью не отличаются: одни связаны с управлением автомобилем, другие – с неумением адекватно оценить дорожную обстановку, третьи обусловлены неожиданным попаданием в сложную и опасную ситуацию на дороге, четвертые – излишней самоуверенностью и т. д.

В этой книге мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки, совершаемые подавляющим большинством новичков, и расскажем о том, как можно их избежать или, по крайней мере, свести к минимуму возможные неприятности.

Ошибки, связанные с управлением автомобилем

Ошибки, связанные с управлением автомобилем, могут не только стать причиной возникновения опасной ситуации на дороге, но и привести к поломке машины.

Неумение работать с педалью сцепления

Самая известная ошибка новичков – это неумение правильно работать с педалью сцепления. Само собой, речь идет об автомобилях с механической коробкой переключения передач (рис. 1.1).

Напомним, что с помощью педали сцепления осуществляется включение и выключение сцепления. Данный механизм представляет собой устройство, которое с помощью силы трения осуществляет передачу крутящего момента от двигателя автомобиля через коробку передач к ведущим колесам (рис. 1.2). Главной задачей сцепления является кратковременное отключение двигателя от коробки переключения передач, а также плавное соединение этих агрегатов при работающем двигателе.

Рис. 1.1. Сегодня уже выпускаются автомобили с 6-ступенчатой коробкой передач

Рис. 1.2. Корзина сцепления

Не забывайте, что педаль сцепления является единственной педалью, которую водитель должен нажимать только левой ногой. С остальными педалями водитель должен работать только правой ногой.

Нажимать педаль сцепления следует быстро, но не резко, а плавно и до упора. Отпускать же ее нужно в три этапа.

Вначале следует немного отпустить педаль: это даст возможность пружинам нажимного диска подвести к маховику двигателя ведомый диск сцепления так, чтобы они слегка соприкоснулись. В это время между диском и маховиком возникнет легкая сила трения и диск начнет вращаться, что заставит автомобиль понемногу двигаться.

Потом нужно еще немного отпустить педаль сцепления – примерно до середины ее хода и не более чем на пару секунд задержать ее в данном положении. Это необходимо для того, чтобы скорости вращения диска и маховика уравнялись. В результате автомобиль будет двигаться быстрее.

На заключительном этапе педаль сцепления надо полностью отпустить. Это приведет к тому, что оба диска (нажимной и ведомый) станут единым монолитным целым и будут вращаться вместе с маховиком с одинаковой скоростью. Крутящий момент будет полностью передаваться на ведущие колеса автомобиля через коробку переключения передач, и машина станет ехать со скоростью, соответствующей включенной передаче.

Все эти действия должны выполняться постепенно и плавно. Новички же, как правило, слишком резко отпускают педаль сцепления, в результате чего двигатель глохнет. Кстати, это приводит к быстрому выходу из строя механизма сцепления, и любой инструктор по вождению скажет: на учебных автомобилях именно сцепление является механизмом, который ломается чаще других узлов и агрегатов (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Механизм сцепления со снятой корзиной

Еще одной распространенной ошибкой новичков является отсутствие так называемого «чувства педали», что вызывает серьезные затруднения при трогании с места. В результате водитель слишком рано переходит на повышенные передачи, из-за чего теряются приемистость автомобиля и динамика его движения (главная причина – большие паузы при переключении передач).

Ошибки, допускаемые при торможении

Часто на дороге можно увидеть такую картину: едет учебный автомобиль, скорость небольшая, до перекрестка остается метров 50, на светофоре загорается красный свет – и машина резко, почти на месте останавливается, прилично «клюнув носом». Это происходит потому, что находящийся за рулем курсант слишком резко нажимает педаль тормоза. Очевидно, что в данном случае нужно постепенно снижать скорость и подкатываться к перекрестку, чтобы остановиться либо перед стоп-линией, либо перед впереди стоящим автомобилем.

Слишком резкое и несвоевременное торможение является еще одной распространенной ошибкой новичков. Она приводит к тому, что автомобиль внезапно останавливается в неподходящем месте и в неподходящее время, становясь при этом помехой для движения других транспортных средств. Если после остановки водитель забудет выключить передачу, то после отпускания педали сцепления машина еще и дернется вперед.

Даже без знаков «У» и восклицательных знаков новичка за рулем видно всегда. И в первую очередь новичок выдает себя типичными ошибками, возникающими в процессе вождения.

Для того, чтобы глянуть на себя со стороны, а также не наступать на чужие грабли, стоит пристально изучить и искоренить у себя самые распространенные ошибки начинающих водителей .

Естественный страх встречных машин заставляет начинающих водителей ехать максимально близко к обочине. Однако при этом увеличивается риск зацепить на скорости гравийку и уйти в занос или же поймать разбитое стекло или гвоздь.

9. Не успевает смотреть на знаки

Процесс управления автомобилем занимает все внимание начинающего водителя. Поэтому знаки часто остаются незамеченными. О том, какими опасностями это чревато, не стоит и говорить.

8. Включает музыку или радио

Конечно, приятный фон для вождения очень важен. Но начинающего водителя такие звуки могут только отвлекать. Особенно вредна громкая музыка, ведь за этим фоном можно не заметить предупреждающих сигналов других участников движения.

7. Не соблюдает скоростной режим

Тут имеют место две крайности – одни новички ездят гораздо медленней всего потока, другие же увлекаются нажатием на газ, при том, что скорость реакции пока оставляет желать лучшего.

6. Не смотрит в зеркала

На дороге важно не только смотреть прямо перед собой, но и отслеживать движение по сторона и сзади. Для этого не стоит игнорировать зеркала, ведь любая поездка сопровождается маневрами, перед которыми надо убедиться в их полной безопасности.

5. Не соблюдает дистанцию

Особенно трудно на первых порах держать дистанцию в плотном потоке. Но если ехать слишком близко к впереди едущему авто, то может не хватить времени и места на маневр при резком торможении передней машины.

4. Не умеет работать сцеплением

Конечно, управлять машиной с автоматической коробкой проще. Но и к механике легко адаптироваться. Главное, это работать с педалью плавно. Ведь от резких движений можно не только заглохнуть в неподходящий момент, но и значительно ускорить износ сцепления.

3. Слишком резко тормозит

В итоге автомобиль останавливается слишком резко и не всегда в нужном месте. Кроме того, современные автомобили имеют крайне чувствительную педаль тормоза и эффективную систему торможения, поэтому для остановки автомобиля не нужно прикладывать больших усилий.

2. Не учитывает погодные условия

Выехав впервые на дорогу в дождь или гололед, новичок попадает в совершенно незнакомые условия. Даже если раньше водить по мокрому или заснеженному покрытию не приходилось, надо точно ознакомиться с теорией и держать в голове факт, что тормозной путь становится длиннее, а машина – гораздо менее послушной.

1. Не чувствует скорость и дистанцию

Начинающему водителю сложно понять, на каком расстоянии от него и с какой скоростью движется встречный или впереди идущий автомобиль. Особенно опасным неправильное восприятие скорости может быть при обгоне, когда встречная машина приближается неожиданно быстро. Поэтому крайне важно быть уверенным в безопасности маневра.

Введение

Каждый водитель на заре своей водительской карьеры совершает массу самых разных ошибок. Это неизбежно: автомобиль представляет собой сложный технический агрегат, для управления которым необходимо приобрести соответствующие умения и сноровку, а современная дорожная ситуация требует от водителя постоянного внимания и готовности реагировать на любые ее изменения. И даже заветное водительское удостоверение в кармане вовсе не означает, что его счастливый обладатель является хорошим водителем: ему придется еще очень многому учиться на практике, чтобы чувствовать себя за рулем уверенно и безопасно.

Отметим, что идеально и безошибочно управлять автомобилем вряд ли сможет даже многоопытный водитель. Как показывают результаты многочисленных исследований (проводимых, кстати, не только в Российской Федерации, но и за рубежом), водитель за 15 минут езды в городских условиях допускает в среднем от 5 до 10 ошибок. Причем это среднестатистический водитель, а что уж говорить о новичках!

Конечно, степень опасности этих ошибок различна, но в любом случае все они так или иначе способствуют снижению уровня безопасности дорожного движения. Кроме того, ошибки повышают напряженность работы водителя.

Возможно, читатель возразит: если бы каждый водитель за 15 минут езды совершал от 5 до 10 ошибок, то на российских дорогах было бы не повернуться из-за обилия дорожно-транспортных происшествий (их, конечно, и так немало, но не до такой же степени!). Почему же этого не происходит?

Дело в том, что большинство совершаемых водителями ошибок остаются незамеченными как для них, так и для других участников дорожного движения (но учтите, что ГИБДД видит все и всегда!). Почему? Это обусловлено так называемыми «компенсирующими» действиями водителей других транспортных средств, а также удачным стечением обстоятельств (то есть просто повезло). Однако если водитель постоянно совершает одни и те же ошибки, то это становится уже неотъемлемой частью его стиля езды и рано или поздно приведет к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Именно поэтому уже с самого начала своей водительской карьеры следует устранять их как можно быстрее. Каждый водитель должен знать свои ошибки и причины их возникновения – это поможет избежать их.

Конечно, ни один новичок не обходится без того, чтобы не бросить резко сцепление, не заглохнуть на перекрестке в самый неподходящий момент (и не выслушать при этом от соседних водителей много интересного о себе и своих близких родственниках) и не покрыться холодным потом, когда невесть откуда совсем рядом с машиной неожиданно появляется другой автомобиль. Все мы когда-то чувствовали себя неуверенно в плотном транспортном потоке, при выезде с прилегающей территории, при проезде нерегулируемого перекрестка и даже на бензоколонке. Некоторым знакомо чувство вселенского ужаса, возникающее от осознания того, что вместо педали тормоза была нажата педаль газа (или наоборот). Ну а механическая коробка переключения передач (вкупе с педалью сцепления) вызывает раздражение чуть ли не у каждого новичка.

Иначе говоря, все без исключения водители в свое время делали за рулем массу совершенно необязательных движений, обусловленных нехваткой водительского опыта. Несмотря на то что каждый человек индивидуален, эти ошибки уникальностью не отличаются: одни связаны с управлением автомобилем, другие – с неумением адекватно оценить дорожную обстановку, третьи обусловлены неожиданным попаданием в сложную и опасную ситуацию на дороге, четвертые – излишней самоуверенностью и т. д.

В этой книге мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки, совершаемые подавляющим большинством новичков, и расскажем о том, как можно их избежать или, по крайней мере, свести к минимуму возможные неприятности.

ГЛАВА 1
Ошибки, связанные с управлением автомобилем

Ошибки, связанные с управлением автомобилем, могут не только стать причиной возникновения опасной ситуации на дороге, но и привести к поломке машины.

Неумение работать с педалью сцепления

Самая известная ошибка новичков – это неумение правильно работать с педалью сцепления. Само собой, речь идет об автомобилях с механической коробкой переключения передач (рис. 1.1).

Напомним, что с помощью педали сцепления осуществляется включение и выключение сцепления. Данный механизм представляет собой устройство, которое с помощью силы трения осуществляет передачу крутящего момента от двигателя автомобиля через коробку передач к ведущим колесам (рис. 1.2). Главной задачей сцепления является кратковременное отключение двигателя от коробки переключения передач, а также плавное соединение этих агрегатов при работающем двигателе.

Рис. 1.1. Сегодня уже выпускаются автомобили с 6-ступенчатой коробкой передач

Рис. 1.2. Корзина сцепления

Не забывайте, что педаль сцепления является единственной педалью, которую водитель должен нажимать только левой ногой. С остальными педалями водитель должен работать только правой ногой.

Нажимать педаль сцепления следует быстро, но не резко, а плавно и до упора. Отпускать же ее нужно в три этапа.

Вначале следует немного отпустить педаль: это даст возможность пружинам нажимного диска подвести к маховику двигателя ведомый диск сцепления так, чтобы они слегка соприкоснулись. В это время между диском и маховиком возникнет легкая сила трения и диск начнет вращаться, что заставит автомобиль понемногу двигаться.

Потом нужно еще немного отпустить педаль сцепления – примерно до середины ее хода и не более чем на пару секунд задержать ее в данном положении. Это необходимо для того, чтобы скорости вращения диска и маховика уравнялись. В результате автомобиль будет двигаться быстрее.

На заключительном этапе педаль сцепления надо полностью отпустить. Это приведет к тому, что оба диска (нажимной и ведомый) станут единым монолитным целым и будут вращаться вместе с маховиком с одинаковой скоростью. Крутящий момент будет полностью передаваться на ведущие колеса автомобиля через коробку переключения передач, и машина станет ехать со скоростью, соответствующей включенной передаче.

Все эти действия должны выполняться постепенно и плавно. Новички же, как правило, слишком резко отпускают педаль сцепления, в результате чего двигатель глохнет. Кстати, это приводит к быстрому выходу из строя механизма сцепления, и любой инструктор по вождению скажет: на учебных автомобилях именно сцепление является механизмом, который ломается чаще других узлов и агрегатов (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Механизм сцепления со снятой корзиной

Еще одной распространенной ошибкой новичков является отсутствие так называемого «чувства педали», что вызывает серьезные затруднения при трогании с места. В результате водитель слишком рано переходит на повышенные передачи, из-за чего теряются приемистость автомобиля и динамика его движения (главная причина – большие паузы при переключении передач).

Ошибки, допускаемые при торможении

Часто на дороге можно увидеть такую картину: едет учебный автомобиль, скорость небольшая, до перекрестка остается метров 50, на светофоре загорается красный свет – и машина резко, почти на месте останавливается, прилично «клюнув носом». Это происходит потому, что находящийся за рулем курсант слишком резко нажимает педаль тормоза. Очевидно, что в данном случае нужно постепенно снижать скорость и подкатываться к перекрестку, чтобы остановиться либо перед стоп-линией, либо перед впереди стоящим автомобилем.

Слишком резкое и несвоевременное торможение является еще одной распространенной ошибкой новичков. Она приводит к тому, что автомобиль внезапно останавливается в неподходящем месте и в неподходящее время, становясь при этом помехой для движения других транспортных средств. Если после остановки водитель забудет выключить передачу, то после отпускания педали сцепления машина еще и дернется вперед.

Похожая ошибка, которая приводит к аналогичному результату (автомобиль совершенно несвоевременно останавливается на проезжей части), – слишком раннее начало торможения. Новичок уже знает, что слишком резко тормозить не стоит (машина быстро остановится, и, чего доброго, еще сзади кто-нибудь ударит), но вот правильно рассчитать расстояние, необходимое для полной остановки транспортного средства, он еще не умеет. Иначе говоря, данную ошибку совершают начинающие водители, которые не умеют рассчитывать тормозной путь автомобиля. В конечном счете слишком раннее начало торможения приводит к тому, что автомобиль останавливается задолго до предполагаемого места остановки.

Прямо противоположная ошибка – слишком позднее начало торможения. Ее последствия могут быть намного более серьезными, особенно при движении в условиях плохой видимости либо на дороге со скользким дорожным покрытием. Один из характерных примеров – удар о другой автомобиль сзади: чаще всего виновниками таких дорожно-транспортных происшествий являются именно новички. Однако более опасно, когда не успевший вовремя затормозить автомобиль выезжает на оживленный перекресток на запрещающий сигнал светофора либо регулировщика или не успевает уступить дорогу при проезде нерегулируемого перекрестка транспортным средствам, имеющим преимущественное право проезда.

Следует отметить, что слишком позднее отпускание педали газа приводит к неоправданно частому использованию педали тормоза. Не стоит «газовать», если вы видите, что вскоре придется снизить скорость либо вообще остановиться. Уменьшайте подачу топлива заблаговременно, если нужно – пустите автомобиль накатом, и использование тормозной педали будет сведено к минимуму (помимо прочего, это уменьшает износ тормозных колодок).

Если вы утратили «чувство педали тормоза», старайтесь следить за движением всего транспортного потока и придерживаться общего стиля езды. При этом пытайтесь предугадать маневрирование впереди идущих транспортных средств. Многие же новички следят только за впереди идущим автомобилем, совершенно не наблюдая за тем, что делается по сторонам и сзади.

Часто начинающие водители совершают ошибки при выполнении прерывистого торможения. Для тех, кто не знает, что это такое, или просто забыл – поясняем: прерывистое торможение используется, как правило, на скользкой дороге для уменьшения скорости движения либо полной остановки автомобиля. Оно позволяет тормозить без блокировки колес, существенно снижая риск заноса машины.

Прерывистое торможение выполняется неоднократным кратковременным нажатием педали тормоза со средним усилием. Если усилие, прилагаемое к педали, будет слишком слабым – это отрицательно скажется на эффективности торможения, если оно будет слишком сильным – колеса заблокируются и автомобиль может уйти в занос (то же самое может произойти и в случае, когда водитель слишком долго нажимает педаль тормоза). Именно эти ошибки и совершают начинающие водители, выполняя прерывистое торможение. Поэтому для освоения данного приема рекомендуется попрактиковаться на тренировочной площадке, а если это не представляется возможным – на какой-нибудь пустынной дороге (обязательно с хорошей видимостью в обе стороны).

Кроме того, на скользкой или заснеженной дороге часто применяется еще один безопасный способ торможения, который называется «торможение двигателем». Сущность его заключается в том, что водитель для снижения скорости движения автомобиля переходит на пониженные передачи. В результате скорость снижается за счет уменьшения крутящего момента, передаваемого двигателем на ведущие колеса автомобиля. С помощью такого торможения значительно снижается вероятность ухода автомобиля в занос (рис. 1.4).

При выполнении торможения двигателем многие новички совершают одну и ту же ошибку: они последовательно переходят на пониженные передачи, не пропуская ни одну из них даже тогда, когда необходимо снизить скорость или остановиться как можно быстрее. Знайте: при торможении двигателем можно пропускать передачи и переходить, например, с четвертой сразу на вторую (в отличие от набора скорости, когда пропуск передач не допускается).

Рис. 1.4. На заснеженной дороге тормозить можно только двигателем

Приведу пример конкретной ситуации, когда ошибки, совершенные водителем при торможении, могут стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. Предположим, что водитель легкового автомобиля движется по закруглению дороги (причем дорожное покрытие является скользким), а перед ним следует другое транспортное средство, которое неожиданно начинает снижать скорость и останавливаться. Поскольку данная дорога имеет только по одной полосе для движения в каждом направлении, водитель вынужден тормозить: на полосу встречного движения, чтобы объехать остановившийся автомобиль, он выехать не может, так как на закругленной дороге не имеет достаточного обзора.

Что делают большинство водителей в таком случае? Правильно – начинают резко тормозить с полной блокировкой колес, в результате чего автомобиль может уйти в занос не только на скользкой дороге, но и на проезжей части с сухим и чистым дорожным покрытием. Поскольку в нашем примере дорога имеет закругление, то автомобиль может вынести как на полосу встречного движения, так и в противоположный кювет. Стоит ли говорить, что и первое и второе чревато самыми опасными (даже трагическими) последствиями.

Ошибка заключается в том, что водитель тормозит с полной блокировкой колес, а в большинстве случаев автомобили заносит именно по этой причине. Возникновению дорожно-транспортного происшествия в данной ситуации будут способствовать также слишком высокая скорость движения, несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства и неумение правильно тормозить в экстренной ситуации. Кроме того, к аварии ведут малый радиус поворота, высокий износ протектора шин, малая ширина проезжей части, интенсивное движение в данный момент на данном участке дороги.

Еще одной распространенной ошибкой начинающих водителей является частая и неоправданная смена ускорений и торможений. Движение такого автомобиля больше напоминает не размеренную езду (как это должно быть), а какое-то непонятное «прыгание». Помимо прочего, такая езда нервирует водителей других транспортных средств: они не знают, чего можно ожидать от этого автомобиля на дороге. Поэтому не нажимайте резко на газ, соблюдайте оптимальный режим работы двигателя – это избавит вас от необходимости частого и резкого торможения.

До настоящего момента мы в данном разделе вели речь об ошибках, которые допускают новички при использовании рабочей тормозной системы автомобиля. Однако пару слов нужно сказать и о стояночной тормозной системе.

Стояночная тормозная система предназначена для блокировки задних колес и обеспечения неподвижного состояния транспортного средства во время стоянки, то есть для исключения возможности самопроизвольного начала движения автомобиля. Стояночная тормозная система приводится в действие с помощью специального рычага, расположенного в большинстве случаев между передними сиденьями автомобиля (на водительском сленге он называется «ручник»).

Так вот, в зимнее время пользоваться стояночной тормозной системой следует осторожно и по мере возможности лучше ставить автомобиль «на передачу», особенно при сильных морозах. Почему? Дело в том, что в морозную погоду тормозные колодки могут сильно примерзнуть к тормозным барабанам (дискам) и вы просто не сможете снять автомобиль с «ручника», поскольку колеса будут заблокированы колодками.

Часто новички слишком сильно затягивают рычаг стояночной тормозной системы, в результате чего ее механизм выходит из строя. Помните: не нужно тянуть рычаг, пока сил хватит – для перевода его в рабочее состояние достаточно, как правило, среднего усилия.

Для снятия автомобиля с «ручника» нужно нажать кнопку, расположенную на конце рычага, и опустить его вниз до упора. Начинающие же водители иногда забывают о наличии этой кнопки и изо всех сил нажимают на рычаг, стремясь именно таким образом перевести его в горизонтальное положение. Стоит ли говорить, что подобные действия способствуют быстрой поломке механизма стояночной тормозной системы.

Ошибки, допускаемые при парковке

Несмотря на то что учебная программа подготовки водителей предусматривает достаточно времени для отработки приемов парковки, все равно этот маневр вызывает у многих новичков серьезные затруднения. И если на тренировочной площадке человек как-то осваивает упражнения «гараж» и «диагональная парковка», то на практике у него получается далеко не все и не всегда.

Например, при парковке под углом (то есть когда автомобиль располагается на стоянке под углом к бордюру, тротуару или краю проезжей части) начинающие водители не всегда правильно рассчитывают расстояние до стоящего справа автомобиля, в результате чего задевают его боковой частью своей машины. Всегда нужно также обращать внимание на высоту бордюра: многие современные автомобили имеют низкую посадку, в результате чего при парковке можно повредить бампер о высокий бордюрный камень.

Очень часто новички не умеют выдерживать нужное расстояние до припаркованных по бокам автомобилей. И если еще заехать на стоянку худо-бедно удается, то вот выйти из машины – целая проблема: дверь невозможно открыть, без того чтобы она не задела стоящий рядом автомобиль. Известно немало случаев, когда водители или пассажиры, выходя из автомобиля на стоянке, ударяли дверью своей машины соседнее авто. Между прочим, в соответствии с действующим законодательством это считается дорожно-транспортным происшествием со всеми вытекающими отсюда последствиями. И вам еще очень повезет, если у соседней машины в том месте, где вы ее ударили дверью, будет находиться молдинг.

Почти все начинающие водители испытывают серьезные затруднения при парковке задним ходом между стоящими автомобилями или при заезде в гараж. Опять же – на тренировочной площадке у человека все получается, экзамен в ГИБДД он успешно сдал, а вот в собственный гараж заехать не может: или ворота заденет, или машина слишком «криво» становится и т. п. Кстати, одной из самых неприятных и неожиданных ошибок является следующая: после успешного заезда задним ходом в гараж человек расслабляется и забывает выключить заднюю передачу, отпустив педаль сцепления при работающем двигателе. Нетрудно догадаться, к чему это может привести: автомобиль сильно и резко дернется назад, ударившись о стену либо о другое препятствие. Если же вы паркуетесь задним ходом на улице – ваш автомобиль из-за этой ошибки может наскочить на бордюрный камень (повредив при этом колеса или подвеску), придорожный столб, дерево, свалиться в канаву, а в худшем случае – наскочить на пешехода.

Редко у какого новичка получается выполнить диагональную парковку с первого раза. Помните: если вы выполняете данный маневр передним ходом – для успешного его осуществления необходимо расстояние, которое не менее чем в 2,5 раза превышает длину вашего автомобиля. Правда, опытные водители, имеющие многолетний стаж, ухитряются «втиснуться» и в промежуток, всего в 2 раза превышающий длину их собственной машины, но это бывает очень редко и в любом случае к новичкам не относится.

При выполнении диагональной парковки многие новички слишком рано начинают выворачивать руль вправо – в результате задевают стоящий автомобиль боковой частью собственной машины. Другая распространенная ошибка – слишком позднее начало выполнения маневра, в результате чего автомобиль просто не вписывается в имеющееся расстояние. Причем некоторые водители так и оставляют свою машину с торчащей задней частью. Это совершенно недопустимо! В таком случае машина не просто мешает движению других транспортных средств (особенно если дорога имеет только одну полосу движения в данном направлении) – ее вполне может задеть какой-нибудь крупногабаритный автомобиль или трактор. Кроме того, выступающая задняя часть автомобиля будет сильно мешать началу движения машины, которая припаркована сзади (ее водителю придется сильно выруливать на проезжую часть, причем он вряд ли сможет обойтись без того, чтобы не заехать на соседнюю или встречную полосу движения).

Более эффективным способом диагональной парковки является парковка задним ходом. Однако многие новички боятся ее выполнять, ошибочно полагая, что припарковаться задом намного сложнее, чем передом. В реальности же оба эти маневра по степени сложности почти одинаковы.

Перед началом диагональной парковки задним ходом необходимо проверить, чтобы расстояние между вашим и уже припаркованным автомобилем (за которым вы хотите остановиться) составляло не менее 50 сантиметров. Ну а после этого начинайте двигаться назад и поворачивайте руль вправо тогда, когда достигнете точки безопасного поворота.

СОВЕТ

Точка безопасного поворота имеется на любом транспортном средстве и определяется следующим образом: от глаз водителя необходимо провести прямую линию на правое заднее колесо автомобиля. Поскольку правое заднее колесо водитель не видит, то место, в котором эта линия пересекается с кузовом транспортного средства, и является точкой безопасного поворота.

Припарковавшись, не забывайте немедленно выключить заднюю передачу, иначе после того как вы отпустите педаль сцепления, автомобиль резко дернется назад и ударит припаркованную сзади машину. Это является одной из самых распространенных ошибок, допускаемых новичками.

Однако умение припарковаться – это еще не все. Не менее важным является умение правильно выехать с места парковки, а это удается сделать безошибочно не многим новичкам.

Одним из самых сложных выездов с парковки является выезд задним ходом под углом. Задача заметно усложняется, если рядом стоят другие автомобили (особенно если справа припарковано крупногабаритное транспортное средство: микроавтобус, грузовик и т. п.): они сильно ограничивают обзор, и водитель не видит то, что в данный момент происходит на проезжей части. Часто в таких случаях возникает аварийная ситуация (рис. 1.5).

Если в машине есть пассажиры, можно попросить о помощи кого-нибудь из них: пусть человек выйдет из автомобиля и жестами показывает вам, когда можно будет беспрепятственно выехать с парковки. Ну а если просить некого – очень медленно выезжайте самостоятельно, включив аварийную световую сигнализацию. При этом смотрите назад не только через заднее стекло, но и через стекло правой задней двери. Периодически посматривайте и налево – оттуда также может появиться препятствие, особенно при движении по узкой дороге.

Рис. 1.5. Выезжая с парковки задним ходом, легковой автомобиль сталкивается с мотоциклом

При выезде с диагональной парковки самая распространенная ошибка, допускаемая начинающими водителями, заключается в следующем: водитель забывает убедиться в отсутствии препятствий (для этого необходимо посмотреть в зеркала заднего вида, а также повернуть голову влево) и начинает движение. Если в это время сзади никто не едет – можно сказать, что повезло. В противном же случае высока вероятность бокового столкновения, причем виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия будет признан водитель, который начал движение, не убедившись в отсутствии препятствий.

Кроме того, при начале движения новички часто забывают включить указатель левого поворота, в результате чего другие участники дорожного движения и не подозревают о намерении водителя.

Если вы припарковались задом между стоящими параллельно автомобилями, то при выезде с парковки необходимо внимательно посмотреть, что делается справа и слева на проезжей части. Если вы этого не сделаете и сразу начнете движение – не исключено, что столкнетесь с проезжающим мимо автомобилем, причем виновным в совершении аварии будете признаны именно вы. Если стоящие рядом автомобили закрывают вам обзор и вы не можете контролировать ситуацию на проезжей части – выезжайте очень медленно. Вначале подайте автомобиль немного вперед (буквально сантиметров на 30–50, как правило, этого хватает для того, чтобы видеть все происходящее на проезжей части) и, только убедившись в отсутствии препятствий, продолжайте выезжать с парковки.

Неправильная работа с рулевым колесом

Даже после успешного окончания автошколы и получения водительского удостоверения многие новички так и не умеют должным образом управляться с рулевым колесом (рис. 1.6), в результате чего попадают в неприятные и опасные дорожные ситуации.

Рис. 1.6. Рулевое колесо – один из главных приборов управления автомобилем

Одна из самых распространенных ошибок – это неправильная постановка рук на рулевом колесе либо вообще работа с рулевым колесом одной рукой (что совершенно недопустимо). Не секрет, что многие люди, едва научившись ездить и получив права, начинают строить из себя великих асов вождения: левая рука пренебрежительно лежит на открытом окне, а правая едва касается руля двумя-тремя пальцами. Стоит ли говорить, что при внезапном возникновении опасности (что на самом деле не является редкостью) такой «водитель» не успеет должным образом отреагировать на изменение дорожной обстановки.

Еще одна распространенная ошибка едва «оперившихся» новичков – это держание рук в нижнем секторе рулевого колеса. Такое их положение становится причиной резкого многоступенчатого руления, а также сильно затрудняет круговое руление, во время которого водитель должен вовремя перехватывать руль руками. Поэтому держите руки только в верхнем секторе рулевого колеса: если представить руль в виде циферблата, то одна рука должна находиться примерно на цифре 10, другая – на цифре 2.

Напомним, что перед началом движения каждый водитель обязан отрегулировать свое рабочее место так, чтобы максимально комфортно чувствовать себя за рулем автомобиля. В частности, необходимо отрегулировать спинку и основание сиденья, чтобы расстояние до руля было оптимальным: руки должны свободно лежать на рулевом колесе и быть немного согнуты в локтях, ноги – свободно доставать до педалей и быть немного согнутыми в коленях (рис. 1.7). Если в вашей машине регулируются положение рулевого колеса и наклон рулевой колонки, не пренебрегайте этой возможностью и установите руль в наиболее удобное для вас положение.

Учтите, что, если расстояние до рулевого колеса слишком большое, – вам придется подтягиваться к нему с помощью рук. Ноги будут плохо доставать до педалей, а рукам будет очень неудобно работать с рулевым колесом. Если расстояние до руля слишком маленькое – вам придется сидеть, согнувшись «в три погибели», и вы будете испытывать сильнейший дискомфорт и при работе с рулевым колесом, и при работе с педалями (рис. 1.8). В любом случае уже очень скоро вы испытаете сильное чувство усталости: начнется ломота в спине и мышцах, из-за нарушенного кровообращения может болеть голова, возникнуть сонливость и т. п. Очевидно, что все это самым негативным образом скажется на безопасности дорожного движения.

Рис. 1.7. Сиденье водителя отрегулировано хорошо

Рис. 1.8. Сиденье водителя не отрегулировано: он слишком прижимается к рулевому колесу

Говоря о водительской позе, нельзя не отметить еще одну распространенную ошибку начинающих водителей. Суть ее заключается в перенапряжении всего тела при излишне согнутых руках. В первую очередь это говорит о неуверенности водителя в себе. С высокой долей вероятности можно утверждать, что этот водитель часто забывает пользоваться указателями поворотов, делает немало лишних и ненужных движений, запаздывает с торможением, да и с другими действиями (то есть у него замедленная реакция). Находящиеся в постоянном напряжении мышцы шеи мешают осуществлять нормальный обзор.

Поэтому перед выездом необходимо сразу принять удобную позу и без надобности не менять ее во время управления автомобилем. Расслабьте мышцы корпуса, шеи и рук, а все необходимые действия производите заблаговременно.

Среди часто допускаемых новичками ошибок стоит отметить также следующие: слишком резкая работа с рулевым колесом и наоборот – недостаточно энергичные действия тогда, когда это необходимо. Например, при возникновении небольшого препятствия (яма или выбоина на дороге, булыжник) достаточно немного повернуть руль, чтобы его объехать или «пропустить» между колес. Однако нередко новички в подобных ситуациях так сильно выворачивают руль, что едва не вылетают на полосу встречного движения либо в кювет.

Прямо противоположная ошибка – когда при возникновении серьезного препятствия (например, неожиданно появившийся на проезжей части пешеход или выехавшее навстречу другое транспортное средство) водитель недостаточно энергично поворачивает рулевое колесо, что в конечном счете приводит если не к аварии, то по крайней мере к возникновению опасной дорожной ситуации. В подобных случаях медлить не стоит: умелое обращение с рулевым колесом наверняка поможет избежать серьезного дорожно-транспортного происшествия.

Можно привести и еще один характерный пример, когда водитель обращается с рулевым колесом не так энергично, как следовало бы. Это разворот на относительно узкой проезжей части: нередко его приходится выполнять в три приема, когда на самом деле маневр вполне можно было бы осуществить и за один прием. На практике это выглядит примерно так: водитель начинает разворот, не вывернув руль влево до упора и слишком медленно поворачивая его в процессе выполнения маневра. Если бы он делал все правильно – мог бы вписаться в разворот с первого раза. Но слишком медленные действия приводят к тому, что автомобиль «утыкается» колесами в бордюр на противоположной стороне проезжей части. В результате водителю приходится, повернув руль в противоположную сторону, немного сдавать задним ходом и только после этого завершать маневр.

Возможно, кто-то скажет: ну и что в этом такого? Разворот в три приема – довольно распространенный маневр, который выполняют многие водители на узких дорогах, и ничего особо сложного в нем нет.

Это, конечно, так. Но очевидно, что без особой надобности перегораживать проезжую часть, выполняя разворот в три приема, не стоит, если есть возможность сделать это за один раз. Ведь все время, в течение которого вы будете разворачиваться, ваш автомобиль будет мешать движению других транспортных средств. Всегда нужно стремиться к тому, чтобы развернуться как можно быстрее и, при наличии такой возможности, за один раз.

Неумение быстро работать с рулевым колесом может стать причиной возникновения аварийной или по крайней мере опасной дорожной ситуации при начале движения. Представим следующее. Автомобиль припаркован у обочины параллельно краю проезжей части, и водитель начинает движение с соблюдением всех мер предосторожности: он заблаговременно включил указатель левого поворота и убедился в отсутствии помех. Повернув руль влево, водитель начинает движение, но выравнивает колеса слишком медленно. Если проезжая часть имеет еще одну полосу для движения в данном направлении – машина может своей передней частью выехать на нее, что чревато попутным боковым столкновением с другим транспортным средством, движущимся по данной полосе. Ну а если попутных полос больше нет и соседняя полоса является встречной – это уже грозит более опасным лобовым столкновением.