Это нужно знать! Чем опасны снег и гололедица? Чем опасны снег и гололедица: обзор аварийных ситуаций Чем опасен снег

Снег на маршруте - самый ненадёжный и неустойчивый элемент горного рельефа, часто не воспринимающийся серьёзно туристом или альпинистом.

Мы привыкли играть со снегом, кататься на санках с горок, кидаться снежками и лепить снеговиков. Но при этом мы не можем дома отработать технику работы со снегом, аналогичную тем условиям, что могут возникнуть в горах.

Снег... Он предает тех, кто неосторожно по нему ступает. И спасает тех, кто умеет слушать. Он дает воду и тепло. Но может дать холод и смерть. Каждому он воздаст по его знаниям и умениям. Маленький белый Бог. И ему не надо молиться, он сам всех замечает, сам заботится о своей пастве. Развлекает, когда ему весело и убивает, когда ему грустно. Он такой. Незаметный для людей повелитель, облачённый властью карать и миловать, белоснежный ангел с небес, верующий только в своё понимание бытия на этом и том свете. Король северных пространств. Властелин Снег.

В горах снег является и жизнью, и смертью. Плотный снег может значительно облегчить нам путь к перевалу или вершине; из снега можно строить хижины и ветрозащитные стены; на маршруте мы получаем из снега столь необходимую нам для жизни воду. Этот же снег может сделать невозможным передвижение вообще, похоронить восходителя под своей белой толщей, уничтожить группу как ребёнок игрушку. Но, чем лучше ты подготовлен, тем больше чаша весов уходит в сторону жизни.

Конечно, снег является не единственной зимней опасностью в горах. Но он вполне может дополнить другие факторы наличием своего существования.

Зима. С чем сталкивается восходитель на своём пути к вершине? Чего должна ожидать от местности группа туристов, бредущих на лыжах или снегоступах сквозь заснеженные перевалы?

  1. Практическая невозможность прибытия какой бы то ни было организованной помощи до гибели группы целиком или её отдельных участников, в случае возникновения аварийной ситуации. В зимних условиях это может касаться даже нахоженных маршрутов. Здесь можно рассчитывать только на себя. Не всегда даже твоя собственная группа сможет тебе помочь в случае ошибки. В сложных же походах часто ошибка одного участника влечёт за собой гибель всей группы.
  2. Холод. Здесь, в горах, совершенно другой холод, не тот, что в населённых пунктах. Сильный мороз, от которого зачастую невозможно укрыться на протяжении многих дней. Вне палатки часто с сильнейшим ветром, несущим в себе ледяные кристаллы, обдирающие кожу. Добавьте к этому накопление холодовой усталости и получите именно тот холод, которому крайне сложно сопротивляться.
  3. Снег. Чем выше мы подымаемся, тем его больше. Он опасен в виде лавин и неустойчивых снежных мостов, выматывает предательским настом и прикрывает промоины, щели между камней, пустоледье и обманывает наш глаз кажущейся лёгкостью преодоления рельефа.
  4. Лёд. Жёсткий, зимний, бутылочный лёд. Бутылочный лёд скользкий, как стекло, и твёрдый, почти как камень. В него с трудом заходит клюв ледоруба, а кошки зачастую бессильно скользят на крутых застывших волнах того, что летом воспринимается красивейшими водопадами.
  5. Воздействие высоты. Чем выше мы поднимаемся над уровнем моря, тем больше вероятность появления горной болезни или отдельных её признаков. Нет определённой высоты, с которой начинается воздействие горной болезни, для каждого горного района она разная.

Снег и лавины неразрывно связаны естественными процессами, вызывающими постоянные изменения формы кристаллов снега. Кажущаяся воздушной и невесомой, соскользнувшая со склона масса снега может достигать массы в сотни тонн и легко может сдавить незадачливого восходителя до перелома костей. Или вызвать удушье, забив дыхательные пути. Или же просто замуровать заживо на неизвестной глубине.

Снежные лавины могут возникать в любых горных районах нашей страны. И зимой они являются основной опасностью, главной причиной мгновенной гибели людей на маршруте.

Откуда берутся лавины? Снег, выпадая в виде осадков, удерживается на склоне за счет силы трения, при этом её величина зависит от целого ряда факторов, в том числе влажности снега, крутизны склона. Сход лавины происходит в тот момент, когда сила давления массы снега начинает превышать силу трения.

Наиболее благоприятны для лавинообразования склоны крутизной 25-45°, однако известны сходы лавин со склонов крутизной 15-18°. Считается, что склон 15° с глубиной снега 15 см может быть лавиноопасным при соблюдении ряда условий, например, первоначальной оттепели и сильной весенней солнечной радиации, вследствие которой снег подтаял, затем внезапного сильного мороза, вследствие которого образовался идеальный ледяной склон, а затем сильного снегопада, припорошившего готовый ледяной горизонт.

На склонах круче 50° снег не может накапливаться в больших количествах и скатывается небольшими дозами по мере поступления, однако лавинобезопасным считается склон положе 15° или круче 60°. При этом в частных случаях может произойти сход лавин и с весьма пологих склонов- 10-15°.

Тем не менее, не всё так просто с лавинообразованием. Прогнозировать лавиноопасность склонов для безопасного прохождения маршрута мало. Небольшие цирки в горах являются естественными лавиносборами и вполне могут переполниться в снежную зиму. Это тот самый момент, когда снег из переполненного лавиносбора начинает низвергаться вниз огромной массой. Чаще всего это происходит в весеннее время, делая лавину ещё более опасной. Внизу же может находится вполне удобная стоянка для туристов.

Очень опасна логика на маршруте – здесь все останавливаются, значит здесь безопасно. Отнюдь. Без точного анализа обстановки безопасность такого лагеря будет держаться исключительно на авось.

Вероятность выживания в лавине, среднестатистическая:

47% погибает либо сразу, либо с течением времени;

53% извлекаются живыми, из них 41% товарищами по команде, 12% организованными спасработами.

Вероятность выживания через три часа нахождения в лавине падает однозначно ниже 10%.

Вероятность спасения без помощи извне, при условии полного погребения независимо от глубины (хоть 10 см) равна 0%.

Для любых зимних работ на маршруте всегда требуется высокий уровень как физической, так и технической личной и командной подготовки. Просто надеяться на современное снаряжение мало, нужно ещё и уметь его применять, а также держать организм в соответствующей физической форме. Идти на восхождение с "пробелами" в снаряжении, тактике и стратегии восхождения, здоровье - недопустимо.

Управлять автомобилем при неблагоприятных погодных условиях становится гораздо труднее.

Зима имеет неустойчивый характер: то минус, то плюсовая температура. Последствия погодных колебаний: выпавшие в виде снега осадки превращаются в гололедицу. Управлять автомобилем при неблагоприятных погодных условиях становится гораздо труднее, поэтому риски попасть в ДТП возрастают. Как правило, причины «зимних» аварий кроются в недостатке опыта, неверной оценке дорожной обстановки, а главное, в выборе неправильной модели поведения на дороге. Обратимся к типичным примерам.

Одно из самых распространённых ДТП в городских условиях на скользкой дороге — это наезд сзади. Когда водитель совершает торможение перед остановившейся впереди машиной, замедление автомобиля может происходить недостаточно интенсивно и при наличии ABS, и при его отсутствии, и в таком случае автомобиль въезжает в транспортное средство перед собой. Опасность также состоит в том, что вместо бампера автомобиля с такой же вероятностью может находиться пешеход. Причина аварии, даже при условии, что водитель среагировал вовремя, — в несоблюдении дистанции и неподготовленности к зимнему стилю. Не каждый водитель может быстро перестроить свои привычки, а тормозной путь, как известно, на скользких покрытиях увеличивается в квадратной зависимости от скорости движения. Именно поэтому специалисты в области безопасности дорожного движения советуют придерживаться одной, так называемой «зимней» манеры вождения круглый год.

Держать максимальную дистанцию в городе проблематично, поскольку с большой вероятностью образовавшееся пространство будет занято другими автомобилями. Но увеличивать её необходимо даже при отсутствии снега или льда на дорожном покрытии, так как большинство зимних шин уступает летним в характеристиках на асфальте. Безусловно, этого может не хватить для полной остановки при экстренном торможении, но у водителя будет пространство для манёвра — при работе ABS (или применении прерывистого торможения на машинах без ABS) автомобиль сохранит управляемость, а сниженная скорость уменьшит последствия столкновения.

Большое количество нелепых аварий случается в дни первых снегопадов — некоторые водители до последнего момента откладывают смену летней резины на зимнюю, не желая ездить на ней по асфальту или игнорируя прогнозы синоптиков. В таких случаях дело не заканчивается простым наездом сзади. Люди, любящие сэкономить таким образом, не только не могут заехать на своем автомобиле в обледенелый подъём, но ещё и начинают с него соскальзывать, врезаясь в другие машины.

Безусловно, качественные шины — продукт не из дешёвых, однако ремонт автомобиля обойдётся дороже, не говоря уже о человеческом здоровье. Чтобы минимизировать износ зимних шин и потерю шипов при езде по асфальту, нужно не допускать резких разгонов с пробуксовкой инепытаться проходить повороты награни.

С выбором неправильной манеры вождения связан ещё один типичный сценарий зимнего ДТП — занос и потеря управляемости при резком объезде препятствия или перестроении. На снегу или льду машина гораздо менее устойчива, чем на асфальте, о чём, видимо, многие забывают. Как не допустить аварии? В первую очередь, нужно избегать резких движений рулём, особенно при торможениях. Но если все-таки начал развиваться занос, нужно как можно быстрее стабилизировать автомобиль, выкрутив руль в сторону заноса, а затем не забыть вернуть его в центральное положение, как только «нос» машины снова окажется в нужном направлении.

Характерная зимняя картина на дорогах — это колеи и образовавший между ними снег. При обгонах или перестроениях из колеи приходится выезжать, из-за чего протектор может забиться снегом, перестав отводить его из пятна контакта. Особенно часто это случается с изношенными шинами. В результате колёса теряют сцепление с покрытием, и автомобиль становится плохо управляемым — происходит то же самое, что и при аквапланировании. Типичные ошибки водителя в этом случае — паническое нажатие на педаль тормоза или неаккуратные действия рулём — только усугубляют ситуацию. Исход предсказуем — автомобиль либо совершает разворот, либо вылетает в кювет или на встречную полосу.

Снег, лежащий на обочине, также может стать причиной заноса и ДТП, если зацепить сугроб колёсами одной стороны автомобиля.

В мегаполисах водителей подстерегает ещё одна напасть — химические реагенты, которыми посыпают и поливают улицы для борьбы с гололедицей. В большинстве случаев они действительно помогают избавиться от льда на дорогах, но при определённых обстоятельствах (как правило, на промёрзших и хорошо продуваемых эстакадах) эта смесь делает покрытие еще более скользким. В результате это приводит к массовым ДТП — водители, привыкшие ездить по асфальту, не ожидают такой резкой смены условий. Визуально распознать подобные участки практически невозможно, поэтому нужно «прощупывать» покрытие коротким нажатием педали тормоза при въезде на мосты. Если вы слышите, как начинает работать ABS, тут же сбавляйте скорость. Индикатором может быть и заморгавшая лампа «трекшн-контроля» или системы стабилизации (если они имеются) — она срабатывает при пробуксовке колёс.

Еще одно неприятное последствие от реагентов — это грязь. От обильного количества химикатов на улицах машины моментально покрываются характерной плёнкой. Мокрый асфальт сам по себе поглощает свет фар, что снижает видимость на дорогах, а загрязнившиеся от химических смесей фары невозможно очистить даже омывателем. На многих автомобилях также сильно загрязняются боковые стёкла и зеркала, что значительно ухудшает обзорность.

Будьте внимательны при движении за автомобилем с тонированными фонарями — в слякотную погоду они пачкаются, и через засохшую грязь становится сложно заметить стоп-сигналы или «поворотники».

В зимний период в крупных городах лучше иметь с собой пару запасных канистр «незамерзайки», а также достаточный запас воды и тряпок для протирки фар, зеркал и боковых стёкол. Следует поменять заранее и щётки стеклоочистителя — старые «дворники» будут лишь размазывать грязь, а зимой, в основном, приходится ездить в тёмное время суток, когда сильнее устают глаза и тяжелее сохранять концентрацию.

Главный вывод — зимой нужно быть предельно внимательными и осторожными, погодные условия меняются очень быстро и неожиданно. Снижайте скорость, увеличивайте дистанцию, избегайте резких движений и держите стёкла и зеркала в чистоте — вот основные правила безопасного вождения в зимнее время года.

В сознании большинства людей понятия «снег» и «стихийное бедствие» слабо связаны одно с другим. В самом деле, снег почти всегда ассоциируется с чем-то праздничным (обычно - с Новым годом), с красивыми видами и романтическими пейзажами на картинах и в кинофильмах. А стихийное бедствие это нечто куда более динамичное, более взрывоопасное. Между тем снегопад, то есть процесс выпадения снега, может превратиться в серьёзное стихийное бедствие - весь вопрос в продолжительности и интенсивности.

Всё зависит от меры

В действительности опасность снегопада зависит от той же характеристики, которая делает опасными и другие природные явления. Сами по себе ветер, дождь или огонь могут быть полезными и необходимыми, но когда они преодолевают определённый рубеж меры, то превращаются в стихийное бедствие - в ураганы, в наводнения, лесные пожары. Так и снегопад: пока он является слабым (то есть его интенсивность менее 0,1 миллиметра в час, число снежинок в кубическом метре менее 10 и так далее), никакой угрозы он не представляет. Более того, снежный покров в условиях зимы даже необходим: обладая низкой теплопроводностью, он защищает почву и находящиеся в ней растения от вымерзания в сильные морозы.

Всё меняется, когда снегопад становится не просто сильным, а очень сильным. При этом опасность снегопада многократно возросла по мере развития цивилизации, появления густонаселённых городов, транспортных магистралей и тому подобного. Когда интенсивность снегопада превышает отметку 20 миллиметров за 12 часов, это становится опасным для созданной человеком инфраструктуры. Ситуация тем более осложняется, если снегопады затяжные и наблюдаются в течение многих часов, а то и несколько суток. Накапливающийся снежный покров заносит улицы и дороги, под его тяжестью обрываются лини электропередач, что приводит к перебоям в электроснабжении и связи. Кроме того, очень большой снежный покров приводит к обрушению крыш домов и даже целых зданий.

Если же очень сильные снегопады наблюдаются в регионах с тёплым климатом, где снег редкость, это чревато, во-первых, возможными осложнениями для здоровья и жизни людей и животных; во-вторых, высоким риском гибели сельскохозяйственных растений. Когда же к сильному снегопаду присоединяется сильный ветер и начинается метель, это зачастую делает невозможным последнее средство связи отрезанных снежными заносами населённых пунктов с внешним миром, авиацию - и тогда ситуация становится по-настоящему критической.

Это только кажется, что все автовладельцы считают обязательным делом перед поездкой стряхнуть нападавший за время стоянки снег со всех частей своего авто. Довольно внушительная их часть на самом деле уверена, что по-настоящему необходимо чистить лишь лобовое и боковые стекла и капот - чтобы было видно дорогу. С крыши сугроб можно и не убирать - ветром сдует, считают некоторые автовладельцы и поступают соответствующим образом. Но бывает, что гражданин возит снежную шапку на «макушке» личного транспортного средства не вполне по собственной воле. Ликвидации этого безобразия может мешать, к примеру, наличие багажных приспособлений на крыше. Из-за таких девайсов тут появляются зоны, до которых добраться щеткой становится, как минимум, затруднительно. Еще один вариант появления «самоходного сугроба» рождается из сочетания следующих факторов: сильный снегопад, большая машина, миниатюрная автовладелица. Добраться до крыши у девушки банально не хватает ни сил, ни роста: откопала окна-двери - и слава богу, как говорится, так и поедем. Есть еще один вариант появления снежной шапки на крыше - «прагматический», так сказать. Некоторые сограждане всерьез уверены, что сугроб может дать дополнительную защиту лакокрасочному покрытию машины. Такой «рачительный хозяин» в душе сожалеет, что на дверях и крыльях авто снежная «броня» держаться не будет. И вообще - каждый взмах щетки по краске родного транспортного средства создает миллиарды новых микроцарапин на кузове, через которые агрессивные реагенты бросаются грызть беззащитный металл… На самом деле снег и лед никакой дополнительной защиты не создают.

Наоборот, при неизбежном постепенном таянии (ведь кузов прогретой машины плавит снег) «айсберга» на крыше влага может проникнуть не только в микротрещины ЛКП и расширить их, но и попасть, например, под уплотнители дверей. А это - гарантия их примерзания. Помимо вполне ощутимых проблем такого рода снег на крыше несет еще и серьезную угрозу безопасности на дороге. Резкое торможение или проезд лежачего полицейского - и сугроб съезжает на лобовое стекло, разом перекрывая видимость. Хорошо, если в этот момент не будет требоваться совершить маневр. Ну, а если на крыше не особо внушительный сугроб, то с ним «дворники» не справятся. Водителю придется выбираться из машины и убирать его с лобового стекла вручную, что отнюдь не безопасно на оживленной трассе. Не менее опасна ситуация, когда снежная шапка слетает с крыши под воздействием набегающего потока воздуха на большой скорости. Куда полетит эта глыба - в попутную машину или его вынесет на полосу встречного движения - не знает никто. Но в любом случае это не сулит ничего хорошего машине, поневоле ставшей мишенью такой бомбардировки. Ведь столкновение будет очень серьезным. 20-килограммовый пласт снега на скорости около 100 км/ч может ударит с силой около 5 тонн! Не даром, в европейских странах за организацию аварии из-за не счищенного с крыши авто снега полагается отдельный штраф.

Чем по-настоящему опасен снег и наледь на кровле, как убрать сосульки с крыши? А собрав всю информацию на снежную тематику с нашего сайта, вы получите самую полноценную инструкцию по уборке снега. Но, компании «КАДЕТ-СПб», в первую очередь, предлагает качественные услуги, одной из которых является очистка кровли от снега – цену вы можете узнать у наших менеджеров по номерам на сайте!

Мало кто задумывается о том, зачем вообще убирать снег с крыши дома – пусть лежит, кому он мешает. Но, на самом деле, эта груда снега крайне опасна для каждого из нас. Мы уже писали, что вес 1 квадратного метра снежного наста может достигать двух сотен килограмм и более, представьте последствия падения такой массы, например, на ваш автомобиль. Более подробно о том, какие последствия могут быть от снега или льда на кровле – далее в статье.

Чем опасен снег на крыше

Так как случаи, когда от падения снега страдают люди или имущество достаточно редки, давайте лучше разберем повсеместную проблему – порча кровельной поверхности от снега. Как было написано выше, снеговая шапка, который покрываются все крыши российских домов зимой, имеет внушительный вес. Следствием чего являются проблемы, которые удается заметить только весной или во время снеготаяния – кровля протекает.

Не зря все специалисты рекомендуют проводить технические осмотры крыши перед зимой и сразу после того, как снег сойдет. В первом случае, это позволит на месте залатать пока небольшие прорехи «в обороне» от воздействий извне. Во втором случае, сразу покажет, где и как пострадала крыша в зимний период. Будем считать это дополнительным аргументом в пользу утверждения, что зима – это настоящее испытание для крыши.

Также, чем больше снега выпадает, тем он сильнее утрамбовывается под собственным весом. Поэтому, для несведущего в кровельных делах человека, может показаться, что все еще в порядке и крыша выдержит давление снега. Это не всегда так.

Но, не спешите самому лезть на крышу и пытаться убрать там снег. Делать это своими силами следует только на специально оборудованных для этого крыш – плоские кровли со специальными выносами для сброса снега, одноэтажные здания с простой скатной крышей малого наклона. В любом другом случае, вызовите и дождитесь приезда специалиста.

Какую опасность таит наледь на кровле

Нередки случаи, когда сосульки или наледь (ледяная корка на кровельной поверхности) образуется постоянно и погода здесь не причем – проблема в неправильной теплоизоляции крыши. Когда наблюдаются проблемы с утеплителем (он промок, его толщина недостаточна, монтаж произведен неграмотно) или его нет, поверхность крыши начинает нагреваться от внутреннего тепла здания. Вследствие чего получается разница температур между окружающей средой и крышей. Из-за этого снег таит – образовывается ледяная корка и сосульки.

Что касается сосулек, не требуется специальных знаний, что бы сознавать их опасность – твердая и тяжелая груда льда, имеющая заостренный конец – не лучший сосед по дому, согласитесь. А ледяная корка опасна тем, что на ней заново начнет скапливаться снег, который уже не будет уверенно держаться за кровельный материал. В результате случаются неконтролируемые падения огромной массы снега на такой корке. Как вы понимаете, это еще более опасно, чем падение сосульки.

Эти падения буду сопровождаться срывом почти всех внешних коммуникаций крыши, таких как антенны, водосточная система, снегодержатели и так далее. Все это мертвым грузом понесется к земле вместе со снегом и выйдет владельцам дома или его жильцам «в копеечку». Что бы избежать подобных последствий, всегда нужно заказывать очистку кровли от снега и наледи вовремя. А проблему с теплоизоляцией крыши решить еще до начала зимних холодов.

Что делать со снегом на крыше

Общая картина складывается очень скверной: и снег, и наледь крайне негативно влияют, как на крышу (кровельную поверхность и конструкцию крыши), так и на безопасность окружающих. На данный момент существует только два способа борьбы с этой проблемой – уборка снега тем или иным способом или монтаж обогрева кровли, который попросту не даст скопиться снегу на крыше.

Но, второй вариант считается очень дорогостоящим. Чего только стоит закупка всего необходимого оборудования, прибавим к этому непростой монтаж от специалистов, и выходит кругленькая сумма. Более того, кабельная система снеготаяния будет постоянно расходовать немало электроэнергии, чем тоже ударит по карману владельцев.

Поэтому, наилучшим способом позаботиться о своей кровле, будет заказанная вовремя чистка крыши от снега и сосулек. Это позволит продлить срок службы вашей крыши на годы. Это и недорого, в сравнении с обогревом кровли, и вы получите необходимую помощь почти сразу.

На нашем сайте есть много информации по снежной тематике – сложите для себя полноценную инструкцию по уборке снега. Для написания всех материалов, мы используем многолетний опыт наших сотрудников, которые не понаслышке знают, как убрать сосульки с крыши, вместе со снегом. В компании «КАДЕТ-СПб», вы можете заказать очистку кровли от снега, цена на услугу вас приятно удивит!