Формирование системы непрерывного профессионального образования в иркутском регионе фгоу спо «иркутский аграрный техникум» г иркутск irk agroteh @ mail ru

Студенты изучают технологические процессы ремонтного производства - проведение техобслуживания и профилактического обслуживания машин, а также оборудования животноводческих ферм. Они знакомятся с классификацией и принципами работы двигателей сельхозмашин, технологиями механизированных работ в животноводстве и растениеводстве, получают опыт выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ, учатся определять неисправности и устранять их. Окончив техникум, студенты получают права тракториста.

Квалификация – техник-механик

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

1. Область профессиональной деятельности выпускников:

организация и выполнение работ по обеспечению функционирования машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.

2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • машины, механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-технологическое оборудование сельскохозяйственного назначения;
  • автомобили категорий «В» и «С»;
  • стационарные и передвижные средства технического обслуживания и ремонта;
  • технологические процессы подготовки, эксплуатации, технического обслуживания и диагностирования неисправностей машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения;
  • процессы организации и управления структурным подразделением сельскохозяйственного производства;
  • первичные трудовые коллективы.

3. Техник-механик готовится к следующим видам деятельности:

3.1. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.

3.2. Эксплуатация сельскохозяйственной техники.

3.3. Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.

3.4. Управление работами по обеспечению функционирования машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации (предприятия).

3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

4. Старший техник-механик готовится к следующим видам деятельности:

4.1. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.

4.2. Эксплуатация сельскохозяйственной техники.

4.3. Техническое обслуживание, диагностирование неисправностей и ремонт машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.

4.4. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг по обеспечению функционирования машинно-тракторного парка и сельскохозяйственного оборудования.

4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих

Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

Регистрационный № 08-3106-Б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по специальности

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – техник

Москва – 2002 г.

44ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 3106 Механизация сельского хозяйства (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 40 с.

© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002

1.Общая характеристика специальности
3106 Механизация сельского хозяйства

1.1. Специальность 3106 Механизация сельского хозяйства утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 3106 Механизация сельского хозяйства:

очно-заочная (вечерняя),

экстернат.

1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

 на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев 1 .

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

 аттестат о среднем (полном) общем образовании;

 аттестат об основном общем образовании;

 диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

 документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификация выпускника – техник.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту тракторов, автомобилей, сельскохозяйственной и мелиоративной техники в качестве техника на сельскохозяйственных и мелиоративных предприятиях различных форм собственности.

Основные виды деятельности техника:

производственно-технологическая – использование машин и оборудования в сельскохозяйственном производстве; эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной и мелиоративной техники по утвержденной технической документации; проведение стандартных испытаний сельскохозяйственной техники после ремонта; осуществление метрологического контроля отдельных деталей машин и оборудования;

организационно-управленческая – организация работы коллектива исполнителей, принятие обоснованных управленческих решений; планирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества выполняемых работ; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение безопасности труда и охраны окружающей природной среды на производственном участке.

Выпускник должен уметь : руководить трудовым коллективом производственного участка на предприятиях различных форм собственности; организовывать работу по эффективной эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной и мелиоративной техники; применять передовую технологию механизированных работ в процессе производства сельскохозяйственной продукции; определять с помощью средств диагностики техническое состояние сельскохозяйственных и мелиоративных машин и оборудования; определять потребность в машинах, оборудовании, топливе и смазочных материалах для выполнения сельскохозяйственных и мелиоративных работ; составлять планы работы и графики эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной и мелиоративной техники; обеспечивать высококачественный ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов сельскохозяйственной и мелиоративной техники; оформлять плановую и отчетную документацию; анализировать экономические показатели использования техники и эффективности ее применения; осуществлять контроль за соблюдением правил безопасности труда при выполнении работ; разрабатывать мероприятия по охране труда и проводить инструктаж по технике безопасности и противопожарным мероприятиям в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной и мелиоративной техники; принимать необходимые меры по использованию в работе современных технических средств.

Выпускник должен знать : основы законодательства и действующую нормативно-правовую документацию по вопросам развития агропромышленного комплекса на современном этапе экономических реформ России; основы организации сельскохозяйственного производства и современные формы управления; назначение, устройство и принцип действия сельскохозяйственной и мелиоративной техники, основных механизмов и оборудования в растениеводстве и животноводстве; методы технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной и мелиоративной техники; способы эффективного использования сельскохозяйственной и мелиоративной техники, организацию и правила ее хранения; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны окружающей природной среды; правила безопасности дорожного движения.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности
3106 Механизация сельского хозяйства, подготовлен:

 к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

 к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

 к освоению в сокращенные сроки основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям направления подготовки 660300 Агроинженерия.

2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 3106 Механизация сельского хозяйства

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен :

    понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

    знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

    обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

    обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей;

    быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

    быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

    быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

    быть способным научно организовывать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

    быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

    быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

    обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

    знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

    иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен

в области философии:

    иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

    иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

    иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

в области права:

      знать основные положения Конституции Российской Федерации;

      иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

      знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

      уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

    знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

    знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

    уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

    уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

    уметь пользоваться словарями русского языка;

в области иностранного языка:

    владеть лексическим (12001400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

    обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

    иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

    уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области социальной психологии 2 :

    знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

    уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области экономики:

    знать общие положения экономической теории;

    иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

    уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;

в области социологии и политологии:

    иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

    иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

    иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

    иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).

По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

выпускник должен

в области математики:

    иметь представление о роли и месте математики в современном мире, об общности ее понятий и представлений;

    знать основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;

    уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

в области информатики:

    иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

    иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

    знать основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

    знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

    уметь использовать изученные прикладные программные средства;

в области экологических основ природопользования:

    иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

    иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологических кризисов;

    иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

    иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.

По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен

иметь представление:

    о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

    об основных положениях статики, кинематики, динамики, сопротивления материалов;

    о закономерностях развития растений и разведения сельскохозяйственных животных, об основах мелиорации;

знать:

    основные правила построения чертежей и схем;

    способы графического представления пространственных образов;

    основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

    виды передачи движения в механизмах машин, способы соединения деталей машин;

    правила эксплуатации и принципы работы электротехнических и электронных устройств, применяемых в сельскохозяйственном производстве;

    характеристики, методику выбора конструкционных материалов для деталей машин, методы их обработки;

    основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

    основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

    принципы работы гидравлических систем и их применение;

    устройство и принцип работы тепловых установок;

    свойства, правила хранения и использования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей;

    правила дорожного движения;

    способы обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур, основные положения развития животноводства;

    состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности техника;

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

производить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;

рассчитывать параметры различных электрических схем;

выбирать конструкционные материалы для деталей сельскохозяйственных машин и осуществлять их обработку на металлорежущих станках;

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

применять документацию систем качества;

применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

использовать гидравлические устройства и тепловые установки в сельскохозяйственном производстве;

обеспечивать правильное хранение и использование топлива, смазочных материалов и технических жидкостей;

соблюдать правила дорожного движения;

определять сельскохозяйственные культуры и породы сельскохозяйственных животных;

использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

    иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

    знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

    знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

    уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области экономики отрасли:

    иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов рыночной экономики;

    знать организацию производственного и технологического процессов;

    знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

    знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

    знать методику разработки бизнес-плана;

    знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

в области менеджмента:

    иметь представление о современном менеджменте;

    знать функции, виды и психологию менеджмента;

    знать основы организации работы коллектива исполнителей;

    знать принципы делового общения в коллективе;

    знать информационные технологии в сфере управления производством;

    знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

в области безопасности жизнедеятельности:

    знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

    02 г., регистрационный номер № 08-3106 -Б; рабочего учебного плана, разработанного в... % Экономика и бухгалтерский учет Механизация сельского хозяйства Электрификация и автоматизация сельского хозяйства Техническое обслуживание и ремонт автомобильного...

  • Фгоу впо ульяновская государственная основная профессиональная (4)

    Программа

    Специальных учебных заведений по специальности 3106 "Механизация сельского хозяйства" / под ред. А.В.Богатырева. - М. : КолосС... специальных учебных заведений по специальности 3106 "Механизация сельского хозяйства" / под ред. А.В.Богатырева. - М. : ...

  • Формирование системы непрерывного профессионального образования в Иркутском регионе ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум» г Иркутск irk agroteh @ mail ru

    Документ

    Бухгалтер»; 3102 «Агрономия» с квалификацией «агроном»; 3106

Студенты знакомятся с классификацией и принципами работы двигателей сельхозмашин, технологиями механизированных работ в животноводстве и растениеводстве, получают опыт выполнения разборочно -сборочных и регулировочных работ, учатся определять неисправности и устранять их.

Они изучают технологические процессы ремонтного производства - проведение техобслуживания и профилактического обслуживания машин, а также оборудования животноводческих ферм. Окончив техникум, студенты получают водительские права.

Квалификационная характеристика специальности

35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Техник-механик подготавливается для работы в областях производства, которая включает совокупность средств, методов и способов человеческой деятельности, используемых для технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной и мелиоративной техники, для работы в системе АПК в качестве специалиста по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, эксплуатации машинно - тракторного парка, механизации животноводства и руководителя сельскохозяйственных подразделений.

Техник-механик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

  • Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
  • Подготавливать почвообрабатывающие машины.
  • Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
  • Подготавливать уборочные машины.
  • Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
  • Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
  • Определять рациональный состав машинно-тракторных агрегатов и их эксплуатационные показатели.
  • Организовывать работы по комплектации машинно-тракторных агрегатов.
  • Организовывать и проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
  • Организовывать и выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
  • Организовывать и выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
  • Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
  • Осуществлять технологический процесс ремонта сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно – технологического оборудования
  • Осуществлять технологический процесс ремонта сельскохозяйственных машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
  • Выполнять восстановление деталей машин, механизмов и другого инженерно-технологического оборудования.
  • Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
  • Планировать основные производственные показатели работы машинно-тракторного парка.
  • Планировать показатели деятельности по оказанию услуг в области обеспечения функционирования машинно-тракторного парка и сельскохозяйственного оборудования.
  • Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
  • Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Специалисты – техники сейчас везде очень востребованы. Выпускников с этой квалификацией работа найдет сама, еще до получения диплома. Сегодня техники – механики нужны везде. Они могут заниматься проектированием, металлообработкой, очень нужны на кораблях флота и в обычных мастерских. Они требуются и в космосе, и на заводе. Это специалисты – универсалы. Эти люди оптимизируют существующие проекты и разрабатывают новые. Техники–механики создали много современных благ цивилизации, без которых сегодня мы не мыслим свою жизнь: телевизор, автомобиль, телефон, микроволновую печь и многие другие. Их достижения заслуживают уважения и используются нами в повседневной жизни.

Техник-механик имеет право занимать должность механика, бригадира тракторной бригады, заведующего автогаражом, заведующего мастерскими, другие технические должности.

Квалификация - техник-механик