Волга для спецслужб. Что скрывали лучшие автомобили советских спецслужб — от «догонялок» до «чёрного доктора

Читайте также

Их прозвали «догонялками». Почему? Да потому что в этом и было их основное предназначение: неприметный седан, мощный и скоростной, использовался КГБ для слежки за иностранными дипломатами, имеющими достаточно мощные иномарки. Сегодня мы приоткроем завесу таинственности, которой уже долгие годы окутаны эти машины, а количество слухов, мифов и легенд о которых не поддается исчислению.

Довоенные опыты

В первые годы Советского Союза, до развития отечественного автопрома, спецслужбы использовали для слежки иностранные автомобили. Однако, когда в 1932 году из ворот Горьковского автозавода начали выезжать первые серийные ГАЗ-А, перед руководством завода была поставлена задача создать спецавтомобиль.

Устаревший ГАЗ-А, по сути являющийся копией одноименного Форда, в этом деле был признан неуспешным, но у заводчан был свой козырь в рукаве. Вместе с выпуском модели А в Советский Союз была передана документация на сборку более современного Ford Model 40, ставшего у нас известным под индексом М-1. Именно «Эмку» и выбрали чекисты для своего нового «заряженного» автомобиля.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

В те далекие годы самым популярным двигателем в Штатах была рядная «шестерка», но для своего автомобиля Генри Форд первым стал массово применять двигатели V8, ставшие позднее для американцев «священной коровой». Ставили их и на Model 40, поэтому фордовцы предлагали внедрять современные и мощные двигатели и на советские «Эмки».

На фото: ГАЗ-М1 Предсерийный ‘1934

На испытания были переданы автомобили с двигателями объемом 3,6 (65 л.с.) и 3,9 литра (95 л.с.). Разумеется, ими заинтересовались в НКВД, поэтому почти все результаты были сразу засекречены. Сейчас неизвестно даже, сколько именно подобных автомобилей было выпущено. Двигатели V8 были признаны стратегической необходимостью и использовались в военной технике. Но это было только началом.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

В 1938 году инженерами ГАЗа был разработан новый рядный 6-цилиндровый двигатель, за основу которого взяли удачный мотор Dodge D5. При рабочем объеме 3 560 куб. см он развивал впечатляющие 100 л.с. Инженеры завода уменьшили рабочий объем двигателя до 3 485 куб. см, в результате чего мощность упала до 76 л.с. Мотор получил индекс ГАЗ-11 и стал самым массовым двигателем Горьковского завода.

Вместе с установкой нового мотора «Эмка» сменила индекс на 11-73, а внешние отличия от ранней модели заключались в более выпуклой решетке радиатора, поскольку рядная «шестерка», разумеется, была длиннее штатного 4-х цилиндрового мотора. Вместе с 11-73 двигатель примерил и полноприводный фаэтон, получивший индекс 61-73.

С приходом войны производство легковых автомобилей почти свернули – их выпускали только по отдельным запросам. Дело в том, что 6-цилиндровые двигатели ГАЗ-11 массово устанавливались на легкие танки, выпускавшиеся в Горьком, а еще одной проблемой стала катастрофическая нехватка листовой стали. Всего с 1941 по 1946 годы было собрано около 1 200 седанов 11-73, а полноприводных 61-73 – и того меньше, около 200.

Победа будет за нами

В послевоенное время роль «догонялок» выполняли трофейные немецкие и поставленные в Союз американские машины: скоростные и оснащенные мощными моторами. Поэтому отечественный спецавтомобиль, построенный уже на базе современной Победы, появился только в 1956 году. По требованиям ведомств он не должен был визуально отличаться от «гражданской» Победы и располагать мощным двигателем, обеспечивающим советскому автомобилю динамику на уровне с иномарками.

Примечательно, что при разработке машины конструкторы ГАЗа планировали поставить на автомобиль 6-цилиндровый двигатель, однако такой вариант не понравился осмотревшему машины Сталину. Топливо после войны было в дефиците, а большее число цилиндров означало повышение расхода. Пришлось спешно ограничиваться более компактной рядной «четверкой», а 6-цилиндровый мотор, по сути являющийся модернизированным двигателем ГАЗ-11, получил более представительский седан ГАЗ-12 (ЗиМ). Именно его и установили в «заряженную» версию Победы, получившую индекс М-20Г (встречается и другой вариант названия: М-26).

Конструкторы ГАЗа использовали мотор от ЗиМа, по сути являющийся модернизацией грузового двигателя мощностью 70 л.с., предназначенного для ГАЗ-51. Для того, чтобы поднять мощность двигателя до 90 сил, пришлось увеличить степень сжатия до 6,7 единиц под бензин А-70, установить двухкамерный карбюратор, увеличить диаметр впускных каналов, а также пересмотреть системы впуска и выпуска. Замене подверглась и трансмиссия: главную пару заменили на укороченную, а также усилили крестовины карданного вала. В связи с возросшей массой усилению также подверглись пружины и рессоры. По результатам испытаний разгон до «сотни» занимал у машины с полной нагрузкой 30 секунд (за то время обычная Победа только-только разгонялась до 80 км/ч), причем максимальная скорость достигала уже 132 км/ч (против 105 км/ч у М-20).

Все автомобили строились вручную и только по запросу спецуправления, а особое внимание уделялось качеству сборки и надежности автомобиля: при таком заказчике иначе быть не могло. Известно, что выпуск М-26 продолжался с 1956 по 1958 годы, а одна из таких машин сохранена в коллекции московского Гаража Особого Назначения.

Основная единица

Победу на конвейере сменила «двадцать первая» Волга, которую сразу «взяли на карандаш» спецслужбы, потребовавшие вместить под капот 8-цилиндровый V-образный двигатель от Чайки. Задача оказалась не из простых: одно дело – разместить под капотом компактный 4-цилиндровый мотор и совсем другое – огромную «восьмерку»!

На фото: ГАЗ-М21 Волга Предсерийный ‘1954-55

Установить двигатель удалось с минимально допустимыми зазорами, для чего блок пришлось наклонять вправо на 2 градуса. Чтобы мотор не касался рулевого механизма, с левой стороны разработали выпускной коллектор иной геометрии. Под балку передней подвески пришлось менять геометрию поддона картера, а пружины спереди усилили, увеличив диаметр прутка с 16,3 до 17 мм. Дополнительно под тяжелый V8 усилили и опоры двигателя.

Сначала двигатель от Чайки дефорсировали до 160 л.с., чтобы момент от «восьмерки» смогла выдержать штатная волговская механическая коробка передач. Результат был признан неудачным: на коробке постоянно «рвало» валы, ломались синхронизаторы высших передач. В итоге вместо «механики» конструкторы завода применили 3-ступенчатую АКПП от все той же Чайки, поэтому необходимость в дефорсировке отпала, и на машину, получившую индекс ГАЗ-23, установили уже 195-сильную версию «восьмерки».

Интересный факт:

Двигатель ЗМЗ-13 впервые в отечественном моторостроении имел алюминиевый блок и головки цилиндров. Даже в Америке алюминиевые «восьмерки» появились чуть позже – в начале 60-х.

Мотор рабочим объемом 5,53 литра предназначался для установки на Чайки, а также ставился на армейские бронеавтомобили, например, БРДМ-2. Интересно, что хронологически сначала был разработан двигатель для лимузина и только потом на его основе разрабатывали семейство грузовых моторов, слабо унифицированных между собой: их роднят только коренные вкладыши да прокладки ГБЦ. В результате разгон до «сотни» не превышал 14 секунд, при этом обычная Волга с «механикой» разгонялась до той же скорости уже за 34 секунды!

Чтобы автомобили не выделялись среди «штатских» собратьев, на заводе применили некоторые хитрости. Подрулевой рычаг коробки передач теперь отвечал за выбор диапазонов автоматической коробки, на некоторых автомобилях оставляли педаль сцепления, связанную с тормозной, а два выпускных тракта сваривали в одну трубу. Для второго коллектора, к слову, в днище пришлось делать специальный вырез, который закрывался из салона крышкой.

Статьи / История

Почему умерла «Волга»: рассказ экс-работника ГАЗа

Такое бывает в жизни: ребенок, в котором с детства все родные души не чаяли, вырастает человеком не слишком успешным и удачливым, а то и вовсе дает поводы недоброжелателям говорить о «семье не без урода», «паршивой овце»...

207999 64 121 04.05.2015

При этом рулевой механизм и тормозная система остались прежними. Тяжелый двигатель перегружал переднюю ось, и при нажатии на педаль газа часто возникала пробуксовка задних колес, что приводило к заносу, особенно на скользком и мокром асфальте. Управление таким норовистым автомобилем требовало специальной подготовки и было уделом настоящих профессионалов: не все автомобили ездили с тяжелой специальной аппаратурой в багажнике, при отсутствии которой задняя ось приподнималась. По инструкции, чтобы догрузить колеса, рекомендовалось класть назад балласт. Легенда тех лет утверждает, что для этого использовалась специальная свинцовая пластина, но в штатное оснащение такая деталь, понятное дело, не входила. Водители Комитета использовали что придется, часто – самые обычные бордюрные блоки.
По некоторым данным, в период с 1962 по 1970 годы было выпущено свыше 600 экземпляров ГАЗ-23 и её модификации ГАЗ-23Б с измененной облицовкой. Несколько таких автомобилей сохранились в руках частных коллекционеров и по сей день, радуя любителей техники нечастыми выездами «в свет».

В 1970 году на конвейер встала новая Волга. ГАЗ-24 изначально проектировали под установку больших двигателей V6 и V8, ради чего его переднюю часть, в отличие от предсерийных автомобилей, пришлось удлинять сразу на 30 мм, чтобы разместить увеличенный в размерах радиатор. Уже спустя три года после начала выпуска была изготовлена и первая спецмашина на её базе, получившая индекс ГАЗ-24-24. Под капотом находился разработанный на основе «чайковского» блока мотор мощностью 195 л.с., который отличался иным расположением выпускных коллекторов, усиленным блоком цилиндров и четырёхболтовым креплением коренных крышек. В паре с ним работал заслуживший много положительных отзывов 3-ступенчатый «автомат» от ГАЗ-13.

Автомобили собирали в цехе малых серий исключительно вручную по «чайковским» технологиям. Сначала на кузов наносили слой олова (лудили), а затем вручную покрывали его несколькими слоями эмали и лакокрасочного покрытия. Для размещения увеличенного в размерах радиатора передние лонжероны пришлось подрезать снизу и разработать оригинальную подрадиаторную балку, на которой закрепили и распорку балки передней подвески. Масса «восьмерки», разумеется, оказалась больше, чем штатного 4-цилиндрового мотора, поэтому снова досталось передним лонжеронам. Толщина металла была увеличена, а лонжероны точечно усилены дополнительными раскосами и косынками.

Пришлось помудрить конструкторам и с компоновкой. На левый лонжерон приварили кронштейн для гидровакуумного усилителя тормозов, туда же перенесли и делитель тормозных контуров. На правый лонжерон приварили увеличенную в размерах площадку для более мощной аккумуляторной батареи. Над площадкой приварили пластину двухканального коммутатора системы зажигания. Подобные системы ставили на БРДМ: они оснащены аварийным вибратором, который позволяет добраться до места с неисправным транзисторным коммутатором или поврежденной обмоткой статора и предназначен для запуска машины в случае повреждения системы запуска электромагнитным импульсом.

Тест-драйвы / Одиночные

По прозвищу «баржа»: тест-драйв ГАЗ-24 Волга

Издалека, долго… Об истории Волги написано столько, что мне уже просто стыдно начинать этот разговор снова. Но я его начну: мне за это платят зарплату, да и повторенье, как говорится, мать чего-то...

57632 15 44 01.05.2016

ГАЗ-24-24 получил гидроусилитель руля, который был сконструирован на основе механизма от все той же Чайки, поэтому машина, в сравнении с гражданской модификацией, имела лучшую управляемость. Она не рыскала на прямой на высоких скоростях, а усиленные пружины и стабилизатор поперечной устойчивости спереди помогли более собранно проходить повороты. Конечно, управление тяжелым автомобилем все равно было сложным – но не более чем американскими масл-карами с их тяжеленными чугунными «восьмерками» и мягкой подвеской. По заводским данным, 24-24 достигала максимальной скорости 170 км/ч.

Существовала модификация машины с экранированным электрооборудованием, получившая индекс 24-25 и предназначавшаяся для установки аппаратуры спецсвязи. Экранирование помогало существенно снизить помехи, возникающие от работы мотора, что улучшало работу систем. Для этого провода прикрывались армированными кожухами, собственную защиту имел и стартер.

Сходства с обычной «24-й» добивались намеренно, чтобы не выделяться в потоке отечественных автомобилей. Обычно подобные машины окрашивались в неброские черный или серый цвета. Тем не менее, на эти авто начали обращать внимание гаишники: наметанный глаз сразу отличал низкую посадку, плоскую буксирную проушину сзади, антенны спецсвязи комплекса «Кавказ» и две выхлопные трубы сзади. Последние, как мы уже знаем, сваривались в одну общую трубу, а в салоне оставляли третью педаль. Сцепления тут, разумеется, нет: с мотором сагрегатирован трехступенчатый «автомат» – зато на такой машине в случае отказа усилителя можно было тормозить двумя ногами сразу. Отличить такую догонялку изнутри можно было только по измененному селектору «автомата» на полу, слегка изогнутому у основания, в отличие от рычага на «механике».

После начала выпуска ГАЗ-24-10 на её базе также появилась спецмашина с индексом 24-34, получившая, в отличие от 24-24, двигатель V8 с закрытой системой вентиляции картера.

На фото: ГАЗ-24-34 Волга ‘1987-93

Закат карьеры

В 1981 году началось производство – современной версии Волги, за свой внешний вид сразу прозванной «директорской». Разумеется, на её базе тоже была построена «заряженная» версия, да еще и не одна.

Статьи / История

Главная Волга УССР: тест-драйв ГАЗ-3102 экс-главы Украины

Для тех, кто родился в 80-е или позже, поясняем: товарищ Щербицкий с 1971 по 1989 годы был первым секретарем ЦК КП Украины, то есть, выражаясь современным языком, «главой» союзной республики....

37390 9 9 27.03.2016

Получившая индекс 31013 машина оснащалась двигателем ЗМЗ-505.10 рабочим объемом 5,53 литра, агрегатированным с трехступенчатой автоматической трансмиссией. Двигатель ЗМЗ-505 представлял собой, по сути, дефорсированную до 200 л.с. модификацию двигателя ГАЗ-14 Чайка, от которой новой «догонялке» достался и «автомат». Разумеется, пружины передней подвески и лонжероны кузова были значительно усилены, а спереди установили и тормозные диски увеличенного диаметра.

Основной задачей таких машин, кроме «службы в штатском», стала работа в правительственных кортежах, машинами прикрытия, сопровождения и спецсвязи. По заводской инструкции время набора 100 км/ч занимало у «заряженной» версии всего 13 секунд, а максимальная скорость превышала 160 км/ч.

Еще одну модификацию, 31011, отличал более слабый, 160-сильный двигатель V8 рабочим объемом уже 4,25 литра, построенный на основе двигателя грузового «Газона». Более компактный и легкий двигатель не так сильно перегружал передние колеса, что позволило бы использовать подобную машину для нужд Государственной автоинспекции, но… планам не суждено было сбыться. Вместо этого спецбатальоны МВД и ГАИ получили автомобили с индексом ГАЗ-31028, разработанные на ГАЗе совместно с тольяттинскими коллегами, в арсенале которых был роторно-поршневой двигатель ВАЗ-413.

Двухсекционный мотор был гораздо легче, компактнее и экономичнее больших «восьмерок» и развивал 140 л.с. Изначально РПД пытались скрестить с «волговской» коробкой, которая не была рассчитана на высокие обороты. Поэтому на машины пришлось спешно ставить коробку передач от Жигулей с удлиненным первичным валом и иной шестерней привода спидометра, которую скрестили со штатным сцеплением от Волги. Иной здесь и кардан – его позаимствовали у латвийского микроавтобуса РАФ-2203, с «волговскими» крестовинами и подшипниками. Так и появились на дорогах неприметные и динамичные Волги с роторно-поршневыми моторами.

Последние специальные автомобили на базе горьковских седанов были изготовлены в 1993 году, а общее количество «заряженных Волжанок» в различных модификациях превышает 2 000 экземпляров.

Сторонние эксперименты

В середине 90-х крошечные тюнинг-мастерские начали устанавливать в подкапотное пространство Волги иностранные двигатели. Так, например, нижегородская фирма «Техносервис» по заказу устанавливала на автомобили «восьмерки» Rover и V-образные «шестерки» из линейки Toyota. Вместе с двигателями ставились и иностранные коробки – как механические, так и автоматические. Обычно такие Волги строились только по спецзаказам богатых клиентов – дополнительно их салон отделывался натуральной кожей и ценными породами дерева, а оснащение включало и кондиционер с мощной аудиосистемой, причем за машину иногда можно было выложить и две суммы «обычной» Волги. Разумеется, массовыми они не стали – в страну объемно ввозились иномарки. История пошла по новому кругу.

На модификации ГАЗ-2424 и ГАЗ-2434, в народе прозванные «догонялками», устанавливали «чайковские» моторы V8 (5,33 л, 195 л. с.)
-ЗМЗ-24-24: устанавливался на ГАЗ-24-24. Один четырёхкамерный карбюратор. 195 л.с.
-ЗМЗ-503.10: то же самое, но модернизированное, устанавливалось на ГАЗ-24-34 и 31013. 195 л.с. По моим наблюдениям, более распространён, чем следующий вариант.
-ЗМЗ-505.10: «горячая» версия ЗМЗ−503, облагороженная двухкарбюраторным питанием от ГАЗ-14. Мощность судя по всему 220 л.с. как у ГАЗ-14, или немного менее того. Ставился на 24-34 и 31013.

Топливо - АИ-98 или АИ-95. Это по данным на 1979 год. Для справки, на ГАЗ-13 топливо было АИ-93.

Трансмиссия

АКПП отличалась от «Чайки» механизмом переключения. Картер свой, с удлинителем. Любопытно, что в своё время разработана она была на основе американской АКПП Ford-O-Matic Drive для установки на ГАЗ-21.

Разрез гидромеханической передачи ГАЗ-13 (без трансформатора).
Из американских корней ГАЗ-овского автомата секрета не делалось, утверждение об этом встречалось мне в литературе советского периода. Кстати там же упоминается, что прототипом для АКПП ЗиЛ стала крайслеровская трансмиссия с автомобиля Crown Imperial 1953 года.


Задний мост

Картер штатный. Главная пара - насколько я знаю, от «Чайки» (точнее, от ГАЗ-23, на ранних «Чайках» стояла другая главная пара, потом стали ставить именно 23-ю). Передаточное число 3,38:1.

Передняя подвеска

Подвеска посути штатная, пружины усиленные. Амортизаторы свои.

Задняя подвеска

Штатная. Амортизаторы телескопические, по всем прочитанным материалам говориться, что рессоры брали от универсала. Однако, управляемость этой машины была плоха. Но в повороте при нажатие на педаль акселератора, об этом недочете можно было забыть. Так как машина отвечала пробуксовкой, дымом и свистом покрышек.

Первая машина была сделана на базе ГАЗ-24, а вторая - на основе ГАЗ-2410. Внешне такие модели можно было отличить по двум выхлопным трубам.

Так же для развесовки.
Плита из свинца (или чугуна) в багажнике массой как говорят 90 кг в качестве балласта для развесовки - судя по всему, правда. По центру багажника в глубине для нее был сделан постамент.

Почти все восьмицилиндровые «Волги» отправлялись в гараж особого назначения (ГОН), их использовали в качестве машин сопровождения. Это был волк в овечьей шкуре. Ежегодно завод выпускал около 100 «догонялок». Специально для КГБ малыми партиями собирали восьмицилиндровые «Волги» с одной выхлопной трубой и селектором управления автоматом, замаскированным под рычаг механической коробки передач (чтобы никто не догадался). Мощность «чайковского» мотора в таком случае падала до 160 л. с. На некоторые партии машин для спецслужб устанавливали роторные двигатели. Интересно то, что, хотя информация о «Волгах» для спецслужб в советское время являлась закрытой, моторы ЗМЗ, которые на них монтировали, открыто демонстрировали на нескольких автомобильных выставках. Правда, не указывали, для каких машин они предназначены.

Информация конечно не вся, но все что знал максимально изложил...
Строго не судите)))

Автомобили советских спецслужб должны были быть оснащены не хуже, чем бэтмобиль, при этом не выделяться на дороге. Поэтому внутри многих, казалось бы, рядовых авто на самом деле скрывался уникальный, нашпигованный шпионскими штучками монстр.

Такие автомобили в народе называли «догонялками» - они представляли собой спецверсии самых популярных в СССР моделей. Всего для КГБ было выпущено чуть менее тысячи специально оборудованных шпионских автомобилей, и вот самые известные из них...

ГАЗ-М20 «Победа»

Первые «Победы» начали выпускать в 1946 году, и за 12 лет с конвейера сошло более 240 тысяч экземпляров. Из них 100 были спецверсией, предназначенной для агентов КГБ. Спецверсия называлась М-20Г и внешне ничем не отличалась от обычной. Зато если дело доходило до погони, то вот тут и вскрывались особенности спецверсии - она могла разгоняться до 132 км/ч, в то время как у обычной «Победы» максималка составляла 105 км/ч. Отсюда и пошло прозвище «догонялки».

Помимо более мощного мотора автомобиль спецслужб получил укрепленный кузов, пуленепробиваемые стекла, гидромеханическую трансмиссию, огромный топливный бак и средства спецсвязи в салоне.

Как распознать

Несмотря на старание максимально замаскировать шпионские авто, усовершенствованные «Победы» все же можно было отличить от обычных. Проще всего это было сделать по шуму двигателя - шестицилиндровый движок спецверсии рычал гораздо громче четырехцилиндрового базового мотора.

ГАЗ-23 «Волга»

После того, как «Победа» отжила свой век, КГБшники пересели на «Волги». С 1962 по 1970 год было выпущено аж шесть сотен шпионских модификаций этого автомобиля. В народе говорят, что все такие «Волги» черные, но на самом деле это не так - шпионский автомобиль могли перекрашивать в любой цвет, но после того, как он где-либо «засветился», его закрашивали черным. Автоколлекционеры признаются, что на попавших к ним в руки спецверсиях «Волги» находили до 10 слоев краски.


Фото: wikipedia.org

«Волги» спецслужб отличались усиленным 5,5-литровым двигателем мощностью почти в 200 лошадиных сил и автоматическими коробками передач, которые в то время были неслыханной роскошью в СССР. Еще одной интересной особенностью была возможность включать фары поодиночке - это помогало сбить с толку человека, за которым велась погоня, и могло спасти жизнь, например, если он начинал отстреливаться.

Как распознать

Особую «Волгу» тоже можно было вычислить по реву мотора, но был и более надежный способ. Дело в том, что мощный двигатель нуждался в двух выхлопных трубах. Конструкторы замаскировали это отличие, соединив их на выходе в одну, но, заглянув под машину, можно было обнаружить это соединение и понять, что авто принадлежит КГБшнику.

ГАЗ-24-24

В 1970 году на конвейер встало новое детище ГАЗа - модель ГАЗ-24, и уже через три года агентам спецслужб пришлось пересаживаться на ее модифицированную версию. Ее назвали ГАЗ-24-24 и оснастили 195-сильным мотором, позволявшим разгоняться до сотни всего за 15 секунд.


Фото: wikipedia.org

Кузов автомобиля пришлось серьезно укреплять, чтобы он выдержал мощный и тяжелый мотор. В целом вес «нашпигованной» модели был почти на 300 кг выше, чем у обычной. Чтобы этой махиной было проще управлять, руль оснастили гидроусилителем.

Особой «фишкой» шпионского автомобиля была необычная система номерных знаков, позволявшая при необходимости менять номера машины прямо на ходу из салона.

Как распознать

Шпионское авто снаружи выдавала низкая посадка, которая была неизбежна из-за повышенной массы автомобиля, и все те же две выхлопные трубы. В салоне узнать ГАЗ-24-24 можно было по измененному рычагу коробки передач, который выдавал, что это «автомат», а не «механика», как у обычных «Волг».

Во времена «холодной войны» в СССР автомобили были активными участниками между войны между КГБ и ЦРУ. Буквально каждая новая модель «Волги» либо «Победы» получала свою версию, созданную специально для нужд КГБ.
«Победа» спецсерии - один из спецавтомобилей для КГБ.
Внешний вид этих авто ничем не отличался от серийных машин, на которых ездили советские граждане, но при этом они имели невероятные для того времени технические возможности.

«Победа» спецсерии

«Победа» М 20Г
Такая машина называлась М 20Г и использовалась спецслужбами, как догонялка. Всего было выпущено всего 100 экземпляров. Авто имело механическую коробку и 6-ти цилидровую комплектацию двигателя, принципиально похожего на ЗИМ, мощностью 90л.с. с. Максимально возможная скорость – 130 км/ч. Если машины списывались, то все допоборудование с них снималось (включая двигатель). На сегодняшний день официально найден лишь один такой автомобиль, восстановление которого будет закончено в течение 1-2 лет.

Волга ГАЗ-23

Волга ГАЗ-23 - один из самых популярных автомобилей спецслужб.
У КГБ на эту модель имелся настоящий эксклюзив. За все время (с 1962г. по 1970г.) было выпущено 603 подобные машины. Они были оснащены самыми мощными советскими двигателями V-8 с алюминиевым блоком от «Чайки», объемом 5.5 литров и мощность которого 195 л.с. Под капот такой двигатель поместился с трудом (его даже пришлось наклонить на 2ᵒ).


И двигатель от Чайки.
Если на стандартной «Чайке» этот мотор имел 2 выхлопные трубы, то на «Волге» такие трубы могли выдать нестандартность комплектации по спецзаказу. Чтобы это скрыть, перед задним мостом трубы соединили в одну, которая выходила в том же месте, что и на стандартных авто ГАЗ-21. Изредка агенты ЦРУ могли распознать спецавтомобиль по звуку двигателя, но внешне он ничем не выделялся от обычных машин. С полной загрузкой эта машина разгонялась до сотни за 16с и демонстрировала максимальную скорость 170 км/ч.


В салоне Волга ГАЗ-23.
Еще одной особенностью спецавтомобилей была коробка: стандартная волговская механика была слишком слабой. Из-за этого пришлось устанавливать автомат. Фары авто могли включаться по отдельности (для каждой был свой тумблер), что помогало в темноте визуально изменять конфигурацию движущейся машины.
Специальная ГАЗ-24-24(25)Эта машина, по аналогии с предшественницей была оснащена тем же мотором V-8 с алюминиевым блоком от «Чайки», объемом 5.5 литров и мощностью 195 л.с.


Автомобиль сопровождения ГАЗ-24-25 с 195-сильным мотором.
Можно сказать, что автомобиль перед выездом на дорогу проживал две жизни, одна из которых была на заводе, где ее создавали, согласно требованиям спецзаказа, а вторая – непосредственно в секретных гаражах КГБ, где на авто устанавливалось дополнительное оборудование. При этом сам автомобиль и его документация засекречены не были, однако все, что касалось допоборудования, находилось под строгим секретом.
Хотя на машине был установлен автомат, но педалей все равно было три (одна из них – обманка).
В багажнике было установлено пеленгаторное оборудование и спутниковая связь, тогда, как в салоне была система беспроводной связи «Алтай».


В салоне ГАЗ-24-25.
Сейчас такие автомобили уже не являются средствами передвижения. Скорее они – предмет коллекционирования, часть истории и памятник советской эпохе.

56 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая 21-я "Волга" - автомобиль, ставший культовым в СССР и постсоветской России. Мы собрали семь интересных фактов о легендарной машине.

Люксовый хром

"Волга" выпускалась в двух вариантах оформления: обычном и улучшенном. Последнее в водительской среде называлось "люксовый хром". На первой серии (1957-1959) это был поясной молдинг из хромированного силумина и подоконные вставки из нержавеющей стали. Во второй серии "Волг" (1959-1962) к ним добавились блестящие оклады лобового и заднего стекол и хромированная решетка радиатора (обычная красилась в цвет кузова).

Наконец, третья серия (1962-1970) в улучшенном оформлении имела блестящие молдинги по верху крыльев и фигурные надписи "Волга" на боковинах передних крыльев. При помощи богатого декора Горьковский автозавод пытался привлечь внимание зарубежных покупателей к устаревающей машине.

В экспортном исполнении на "Волгу" помимо красивой отделки устанавливался форсированный до 85 лошадиных сил двигатель. По спецзаказу "люксовым хромом" на заводе можно было оснастить любой автомобиль, а уж при реставрации и подавно. Поэтому сейчас существует масса гибридов: например, "Волги" второй серии с решеткой радиатора от первой - ее украшала чрезвычайно популярная среди коллекционеров звезда.

В Антверпене по инициативе бельгийского дилера "Волги" была организована сборка автомобилей из горьковских машинокомплектов с английским дизельными двигателем. Сначала это был 48-сильный мотор Perkins, затем в силу явной малосильности его заменили на 65-сильный Rover. На крышку багажника таких машин устанавливался шильдик Volga Diesel.

Та же фирма в конце 50-х годов заказала кузовному ателье Chia из Турина рестайлинг ГАЗ-21. Итальянцы сделали радиаторную решетку более американистой: во всю ширину автомобиля, собранной из тонких горизонтальных молдингов. В остальном дизайн остался советским.

Вези меня, олень

Самым желанным для коллекционеров "волговским" украшением является накапотная фигурка оленя - символа Нижегородской области. Она не просто красива и задает тон всему летящему облику автомобиля, но и крайне редка. В 1958 году фигурку перестали устанавливать на капот из соображений безопасности, заменив ее "каплей" - травмобезопасной обтекаемой накладкой. Кроме того, олень был самым популярным предметом у автомобильных воров.

В 1962 году с капота убрали и каплю, а гаишники во время прохождения техосмотра заставляли владельцев "Волг" снимать уцелевших оленей. Поэтому сейчас новодельная фигурка стоит 15 тысяч рублей. Аутентичных оленей - с облупленным хромом, а то и без задних ног, - люди ищут годами. Кстати, для установки фигурки подходит лишь капот первой серии "Волги", на котором есть ярко выраженная ось симметрии. У более поздних выпусков капоты плоские.

Машина - зверь

С этими словами в 2005 году Владимир Путин пригласил Джорджа Буша за руль "Волги" цвета слоновой кости и 1957 года выпуска. Во время реставрации на Горьковском автозаводе в президентский автомобиль оснастили автоматической трансмиссией и литыми дисками, салон вместо штатного кожзаменителя обтянули бежевой кожей, на капот установили хромированного оленя.

Путин объяснил Бушу, как управлять автомобилем, и тот сделал пару кругов по резиденции в Ново-Огарево. За год до этого Буш прокатил Путина на пикапе по своему ранчо в Кроуфорде.

Догонялка

На базе "Волги" была сделана ГАЗ-23, спецмашина для КГБ. Официально она называлась "машина сопровождения", в просторечии - "догонялка". Двигатель V8 от "Чайки" объемом 5,5 литра не помещался под капотом, поэтому его устанавливали с наклоном на два градуса и большой точностью, чтобы не задевал при работе другие детали.

На "догонялку" вернулась автоматическая коробка передач - на обычных "Волгах" ее установили лишь на полторы тысячи машин из первых выпусков. Был значительно усилен кузов, для улучшения сцепления ведущих колес с дорогой в багажники некоторых машин устанавливался балласт.

На ГАЗ-23 имелся гидроусилитель руля, отсутствовавший на базовой модели, усиленная подвеска и иная решетка радиатора. Спецавтомобиль разгонялся до 100 километров в час за 16 секунд (обычная "Волга" - за 34), максимальная скорость составляла 170 км/ч. Всего было собрано 603 таких машины.

Звезда экрана

"Волга" - один из самых киногеничных советских автомобилей. Синхронный разворот трех "Волг" в "Мертвом сезоне" был выполнен на ГАЗ-23 - у обычных "Волг" на такой маневр не хватило бы мощности. Пронзительный роман героев Татьяны Дорониной и Олега Ефремова в картине "Три тополя на Плющихе" тоже разыгрывается в салоне ГАЗ-21.

Во всех приведенных выше фильмах, а также в "Бриллиантовой руке" снимался один и тот же автомобиль, мосфильмовская "Волга". В "Мертвом сезоне" она была занята в обычных сценах, от погони в "Берегись автомобиля" уходил каскадер на специально подготовленной машине.

Место в истории

Последняя 21-я "Волга" сошла с конвейера горьковского завода 15 июня 1970 года. Это был автомобиль антрацитового цвета модификации ГАЗ-21УС - с улучшенным оформлением. Прямо с конвейера он направился в заводской музей.

Кстати

С 4 по 29 ноября на Красной площади, в ГУМе пройдет выставка "Герои своего времени" об истории и современности Горьковского автозавода. В экспозиции будут представлены экспонаты Музея истории ГАЗ, уникальные архивные фотоматериалы, личные вещи знаменитых автозаводцев, диорама Нижнего Новгорода времен перестройки, инсталляции с масштабными моделями машин и, конечно, сами автомобили - первый "фордовский", адаптированный к российским условиям, автомобиль ГАЗ-А, первый отечественный легковой автомобиль массового выпуска ГАЗ-М1 "Эмка", чудо конструкторской мыслигоночный болид ГЛ-1 (Гоночная Липгарта), военная полуторка ГАЗ-АА, "Победа", 21-я "Волга" и др.