Заброшенная новая военная техника в лесах. Брошенная военная техника в лесу

Казалось бы, более 70 лет прошло со времён окончания Великой Отечественной войны, и уже не так явно чувствуются отголоски этого ужасного события. Но всё же и до наших дней сохранились ещё места, где война как будто остановилась, замерла. Склады заброшенной техники со времён Великой Отечественной можно встретить во многих регионах России.

Техника в Подмосковье

Целые колонны заброшенных машин, танков, пушек и другой уникальной военной техники и бронетехники времён Великой Отечественной войны встречаются в самых разных уголках нашей страны. Такой склад заброшенной техники обнаружили в глубине леса жители Подмосковья, собирая осенью грибы. Забытая, заброшенная техника в Подмосковье, от длительного стояния кое-где поросшая мхом, засыпанная листвой, словно и не участвовавшая в боевых действиях, не внесшая свой вклад в Победу, оставлена в этом месте навсегда. Открытые двери, брошенная аппаратура, беспорядочное размещение некоторых боевых машин говорят о том, что их оставили наспех, даже не попрощавшись, не удосужившись поблагодарить железного друга за верную службу. Заброшенная техника находится в разном состоянии: в основном разбитая, а некоторая даже в боевой готовности. Ряды заброшенных машин бесконечны. Присутствовать здесь - всё равно что находиться на кладбище. Только это самолётов, танков. И этот случай далеко не единственный, когда в лесах Подмосковья встречается заброшенная техника.

Затонувшая техника

Немало военной техники затонуло во времена войны в реках, болотах и озёрах России. Эта некогда незаменимая, а впоследствии затонувшая, заброшенная техника, в своё время сослужившая человечеству огромную службу, теперь спит вечным сном на дне озера или болота, ржавеет, обрастает тиной. В настоящее время участились случаи, когда затонувшую военную технику находят и организовывают её подъём со дна водоёма.

Фото заброшенной техники, которую оставили военные вблизи Подмосковья, можно посмотреть в статье.

Военная археология

Военная археология - это поисковая деятельность на местах боёв времён Великой Отечественной войны. Поисковой деятельностью занимаются специальные бригады. Зарытой в земле, затонувшей на дне рек, болот и озёр находят поисковики подбитую или затонувшую технику: самолёты, танки и другие виды - а также личные вещи солдат и офицеров. Добытые трофеи помогают восстановить полную картину того или иного сражения. Но поисковики делают раскопки скорее в коммерческих целях. Коллекционеры готовы платить огромные деньги за добытые раритеты - боеприпасы, личное оружие или военные награды. А поднятая поисковиками военная заброшенная техника зачастую обретает вторую жизнь благодаря работе реставраторов и после ремонта продолжает жить в музеях страны.

Легендарный Т-34

Символ Великой Отечественной, легендарный танк Т-34 или, как его ещё называют, «тридцатьчетвёрка», установлен как памятник во многих городах России. Как боевая и трудовая реликвия Великой Отечественной войны, эта бронемашина стала настоящим кошмаром для немецких войск. Несомненно, этот танк оказал большое влияние на исход войны, внёс немалый вклад в Победу и принёс славу великой Советской армии. Поэтому особое сожаление возникает, когда видишь эту легенду, былую мощь, силу, гордость наших войск покинутой, несправедливо забытой где-нибудь в глухом лесу, под открытым небом, или же оставленной гнить и ржаветь на дне реки или болота. Некоторым экземплярам Т-34 повезло больше, они стоят в музеях в качестве экспонатов, но многие остались стоять на том же месте, где и были выведены из строя противником в результате боевых действий.

Устаревшая техника

Не только в но и на протяжении всей истории человечества происходит постоянная гонка всех существующих государств за изобретением новейших технических средств. Следовательно, даже если военная техника без поломок и существенных "ранений" прошла все военные действия, она не может служить вечно. Происходит модернизация в области машиностроения, старая военная техника устаревает. Её сменяют более новые модели, с более усовершенствованными характеристиками. Поэтому устаревшая военная техника, отслужившая свою службу, «умирает» и отправляется на покой, образуя огромные по своему объему кладбища из металлических тел, омываемые дождём, словно слезами.

Места расположения заброшенной техники

Заброшенная техника России - это не только оставленная на поле боя военная техника времён Великой Отечественной войны либо склады устаревших, отслуживших механизмов, на смену которым изобретены другие, более современные машины. Немало заброшенной строительной техники находится и в северных регионах нашей страны. В связи с климатическими условиями, а также трудной проходимостью здешних мест и практически полным отсутствием дорог различные тягачи, тракторы, машины оставлены здесь на произвол судьбы. В Челябинской области в местном Серебрянском карьере, который занимался раньше и занимается в настоящее время (правда, уже в совсем небольших объёмах) добычей облицовочного плитняка, можно встретить заброшенную технику. В основном это разные виды экскаваторов, со временем вросшие в землю своими ковшами и гусеницами.

Огромное количество заброшенной военной и гражданской техники при желании можно найти, обследуя просторы нашей страны. И если эти места не охраняются или недостаточно охраняются, машины становятся лёгкой добычей для тех, кто занимается сбором металлолома.

Это на первый взгляд кажется, что в тайге всё тихо и размеренно, но на самом деле там кипит своя жизнь, полная интересных и загадочных случайных находок. Набрести на бункер или кучу космического металлолома может любой охотник, рыболов или просто турист.

Огромные стальные колёса - наследство золотодобытчиков. Фото: Форум команды экстремального туризма

— В районе реки Терсь стоит старая брошенная техника, лет ей, наверное, 50-60, — рассказывает охотник Валерий Паутов. — В одном МАЗе даже кабина ещё деревянная (такие делали в 50-е гг. ХХ века), видел и , оставшиеся от золотодобытчиков лотки, старые геодезические вышки. Объяснить, как в заросшей тайге среди сосен оказалась тяжёлая техника, несложно: её — сломанную и неподдающуюся ремонту — просто бросали, со временем зарастали дороги, пряча машины в зарослях.

Вход в рудник. Фото: Форум команды экстремального туризма

Паровозы и бункеры

Интересные находки приходятся и на долю автопутешественников. — В тайге Таштагольского района мы однажды обнаружили странный бункер, — рассказывает путешественница Лилия Хафиуллина . — Посреди непроходимой тайги стояло маленькое, с виду неприметное деревянное сооружение, внутри был каменный колодец, куда мы и спустились. Внизу оказались две комнаты, обшитые деревом, кое-какая мебель и старые журналы с записями. Предположений, что это за бункер, было много. Решили, что он остался от связистов. Но всё же большая часть ценных и необычных находок на «совести» тех, кто специально занимается поисками, изучая старые карты, архивы, опрашивая свидетелей.

Разбившийся американский бомбардировщик в горах Кузнецкого Алатау. Фото: Форум команды экстремального туризма

— Сибирская тайга, действительно, полна тайн и загадок, — говорит Алексей Бедрин , один из участников кузбасской Команды экстремального туризма. — Каждый год мы по новым маршрутам ищем исторические артефакты. Находок много: и заброшенные поселения, и старые буровые вышки, и узкоколейки, связывающие , множество разнообразной брошенной техники и машин, драги. Одна из самых интересных тем у экстремалов — поиск паровозов. В прошлом они служили теплоэлектростанциями, а теперь ржавеют, где остались.

Вентиляционная шахта золотого рудника в Тисульском районе. Фото: Форум команды экстремального туризма

Надо отметить, что вес у паровозов был колоссальный, и некоторые из них уже стали добычей охотников за металлом. На севере Кузбасса таких паровозов три. Один из них находится между п. Мурюк и п. Скалистым. Ещё два находятся в верховье Кии, примерно в 100 км от с. Чумай, добраться можно только по воде. Локомобили стоят рядышком друг с другом на помостах, там, где раньше был крупный золотодобывающий прииск. Сопка, возле которой они находятся, вся устелена лиственными коробами, по которым и бежала золотоносная речка. Вот эти паровозы питали насосы, которые качали воду. К сопке паровозы тащили зимой, по льду, по специально намороженной переправе.

Если окажетесь в кузбасской тайге, смотрите под ноги - вдруг попадётся что-то интересное? Фото: Форум команды экстремального туризма

Космическая печка

Если на Алтае постоянно находят «космический мусор», то на севере области поисковики обнаружили нечто, что сразу назвали «космической печкой». Искали ступень от ракеты, падение которой видел один пасечник, а нашли печку. Одни теперь говорят, что штука эта вовсе не из космоса, а печка и есть. Другие склоняются к тому, что это пароструйный эжектор (часть насоса). Третьи — что это элемент разгонного жидкостного двигателя.

В сибирской тайге можно наткнуться и на такие «экспонаты». Фото: Форум команды экстремального туризма

— Причём от ракеты стратегического назначения, так как на «буржуйке» имеется боковой элемент связки под турбину, — выдвигает свою гипотезу один из участников экспедиции Евгений Кумлешов . — Судя по размеру, эта деталь от первых ракет серии «Р». Такие были в Алейске и Ужуре. Местом падения для них всегда служили полигоны на Камчатке и в Астраханской области. Но здесь ракета могла оказаться в случае какой-то аварии или отклонения от курса.

Труба посреди тайги. Фото: Форум команды экстремального туризма

К сожалению, мы все больше и больше начинаем привыкать к пластику, полиэтиленовым пакетам, сигаретным пачкам и другому мусору на обочинах дорог, в городах, оврагах и даже лесах. Привыкать не в смысле воспринимать как нормальное явление, а в смысле постоянного присутствия, где бы мы ни были.
Тем большее огорчение приносит мусор, найденный в неожиданных местах - в горах, в малодоступных районах, заповедниках, на крупных культурных, исторических или ландшафтных объектах. Но порой мусор бывает совсем неожиданный, если не сказать экзотический.
Наверное, многие, кто прогуливался по бескрайним просторам красивейшего плато на Ай-Петри, обращали внимание на кладбище брошенной строительной техники совсем недалеко от Таракташской тропы и кордона лесников.
Десяток металлических монстров, гниющих под открытым небом остались от горе-газовщиков, начавших, но так и не сумевших закончить строительство газопровода Севастополь-Ялта. И дело не сделали, и убрать за собой забыли. И властям полуострова совершенно наплевать на такое отношение к одному из красивейших мест Крыма, судя по тому, что эта техника гниет здесь далеко не первый год...


2. Идя по грунтовой дороге от Таракташа в сторону кордона лесников, внезапно видишь странную картину. Из тумана вдруг один за другим появляются металлические монстры. В этот момент окружающая действительность напоминает кадры из фильмов об Апокалипсисе. Туман, тишина и ржавая мертвая техника, нагроможденная вдоль дороги.

3. То там, то здесь валяются отдельные ее части. Кажется, будто это какое-то поле битвы, где машины сошлись лицом к лицу. Эдакая экскаваторная Курская Дуга в Крымских горах

4. Трупы погибших в этом бою тракторов и экскаваторов повсюду - на обочине, за деревьями, в кустах.

5. Вскинутая в предсмертной агонии рука трактора-трансформера....

6. Конечно, описанная выше картина не имеет никакого отношения к фантастическим фильмам, битвам роботов и Апокалипсису.
Хотя с последним можно поспорить. Мини-Апокалипсис, наверное, все-таки есть. Во властных кабинетах. Иными словами многие вещи и не назовешь.
Откуда же взялись все эти ржавые монстры?
А ведь они здесь не одни. Здесь еще есть километры полузасыпанных траншей, пронизывающих Ай-Петринскую яйлу, валяющиеся в них трубы, медленно приходящие в негодность, и миллионы уже закопанных долларов из государственного бюджета. Траншеи и брошенная техника связаны между собой напрямую.
Все это следы идиотизма и бесхозяйственности государства и коммерческих структур.
В далеком уже 2004 году Кабинет Министров Украины выделил 40 миллионов бюджетных гривен на строительство газопровода высокого давления Севастополь-Ялта, часть которого должна была проходить по плато Ай-Петри, спускаясь в Ялту по территории Ялтинского горно-лесного заповедника.

7. Но на беду, через год финансирование было приостановлено, а еще через год деньги снова нашлись. Но вот беда - из-за осадков и перепадов температур часть трубной изоляции пришла в негодность, и ее пришлось менять. Затем начали делать футировку (покрытие рейками) ранее сваренного газопровода, а затем повторная укладка его в траншеи и засыпка. Так сделали 13 километров из 26 в высокогорной части.

8. В итоге часть ветки по плато таки построили, но тут подкралась новая печаль.
Строительство началось без согласования с Министерством охраны окружающей природной среды. А в ноябре 2005 Минприроды вынесло отрицательный вывод экологической экспертизы относительно газопровода, поскольку труба не может проходить по территории природного заповедника. И до положительного решения вопроса строительство снова заморозили.
В 2006 году рапортовали о "решении вопроса и возобновлении строительства", затем тоже самое в 2008 году, затем в 2011-м... но воз и ныне там.
Траншеи так и стоят заброшенными, неотфутированные трубы ждут с моря погоды, а техника... технику мы идем смотреть дальше

9. Засыпанная часть газопровода. Будто шрам на горном плато. Шрам стоимость 45 миллионов гривен

10. Шрамы оставили, трубы бросили, технику оставили. Вот она и стоит.
Без окон, без дверей, ковшей и всего, что снимаемо и может пригодиться в подсобном хозяйстве

11. С некоторых экскаваторов даже гусеницы сняли.

12. Груды металла не волнуют никого - ни Минприроды, ни экологические службы, ни Черноморнефтегаз, который строил газопровод, ни Укргазстрой, которому принадлежала и принадлежит эта техника, ни власти полуострова.

13. Воины кабинетного апокалипсиса...

14. ... друг оставь покурить, а в ответ тишина... Он вчера не вернулся из боя... (с)

15. Сделать бы для кого-нибудь из тех руководителей здесь рабочий кабинет.

15. Трактор пригнали аж из Винницы...
Домой он боольше.... не вернеется... И не приедет погостить... (с)

16. С него уже даже песок сыпется.

17. Кулак пролетария ждет башку бюрократа

18. Может быть, строителей испугала эта надпись, и они просто не знают, как спустить с гор технику? А ведь это недешевые KATO!

19. Негабаритный мусор горного Крыма....

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

Осень, стремительно обрушившись на Подмосковье дождями, сырой прохладой и северным ветром, выгнала сотни или даже тысячи людей в леса… В поисках грибов и орехов, они всеми доступными средствами транспорта разъезжаются подальше от столицы. Вот и мы решили посвятить воскресный день выезду в лес, по грибы…

Мы странные люди – почти не можем позволить себе выехать куда-то без фотоаппарата… даже за грибами.

Шагая по мокрой траве, присыпанной желтыми листьями, мы ступаем на сухие, мертвые ветки. Одна за другой ветки эти трескаются, но это не тот треск, который разрывает тишину. Ветер, шатаюший верхушки берез, шумит громче, чем если бы ломанием веток занималась бы сотня таких, как мы.

Подлесок уже сбросил листву… Щуря глаза в тщетных попытках отличить красные и желтые круглые листья от шляпок грибов, замечаем какую-то будто проплешину в паре-тройке десятков метров впереди. Полсотни шагов, пяток сломанных сухих веток под подошвами ботинок,- и неожиданно обнаруживаем себя на старой дороге… Слева видим развилку.

А справа… Справа, метрах в пятидесяти, на обочине стоит зеленый военный грузовик. Уже отпрыгивая в кусты, понимаем, что припаркован он в довольно неестественной «позе».

Пара минут ожидания – никаких звуков, никаких людей. Вспоминаем, что вроде бы около часа назад миновали остатки какого-то забора,- пара поваленных столбов и остатки колючей проволоки… Выходим на дорогу, подходим ближе к грузовику, обходим кругом…

Заброшен. Забыт. Оставлен навсегда. Как севший на мель корабль, который покинули матросы и капитан. Распахнутая дверь… Оставленная аппаратура!

Решаем пройти вдоль дороги сколько-нибудь, чтобы понять – не нужно ли поскорее скрыться из этих мест. Ядовитые ягоды ландыша по обочине…

Сотня шагов, еще одна отворотка с дороги… Вроде бы тропа. Звуки лишь ветра. И тут, на поляне… Это бесподобно!

То, что техника оставлена, очевидно еще про осмотре издалека. Но мы идём ближе.

Вездеход? Никуда он уже не «уйдёт».

УРАЛы и ЗиЛы, вы что же, никому не нужны?

Мхом поросли?..

Засыпаны листвой, продолжаете блестеть… Пускай не свежей краской, но хотя бы дождевой водой.

Лебёдка. Полезная штука.

Жесткая сцепка.

Колеса, конечно, надо бы подкачать.

И даже установить

А что внутри?

Надо же, тут и БТР есть

Когда-то был желтым? Или грунтовка?

Удобные ручки – можно вспомнить дество и музейные экспозиции, «полазить» по «танку».

Под этим «зонтиком»-чехлом живет выдвигающаяся антенна

Спустимся внутрь…

Радиостанция, бортовой дозиметр, еще всякие приблуды

Основание антенны. Крутишь ручку – наверху поднимается телескопическая мачта.

Как там тесно! Позади водителя и радиста могут сидеть еще трое бойцов, со своими навыками работы с особой аппаратурой…

Еще более позади – пара двигателей

А третьему бойцу, кроме как ноги вперед вытянуть, и заняться наверное нечем.

Техники много… Она «запаркована» настолько близко одна машина от другой, что местами сложно пройти, и приходится выбираться на крыши

Из крыш местами торчат разные антенны

Еще один БТР изнутри – то же самое, только без дыры в полу

Заглянула в один из зеленых фургончиков-КУНГов: внутри тоска

В следующем – двухэтажная койка, как в поезде.

В еще следующем ощутимо веселее

Пара грузовиков с антеннами на крыше

Внутри – пара дизель-генераторных агрегатов

И аппаратура под антенной

Всё такое чистое, блестящее… Как новое. Открываем окно и вспоминаем, что мы на кладбище.

Хотя нет… Это же называется «консервация»

Он будто бы говорит нам «Такие дела».

Еще сотня метров по дороге – и еще одна свалка техники

Это – уголковый отражатель? Похож..

Помните, во втором Терминаторе был эпизод с жидким злодеем, протыкающим крышу машины?

Как же так вышло, что столько добра пропало, и никто не следит? Где охрана, хотя бы собаки или не менее голодные солдаты-срочники?

Здесь вот антенна снаружи…

Крутишь – и …!

Что за неведомая сила забросила фургоны один на другой?

Документация промокла и слиплась

Топливные баки имеют отдельную ценность

Наше внимание привлекает особо длинный представитель семейства заброшенных

«Какая у него, должно быть, потрясающая аэродинамика!»

Кабина монстра. В него стреляли?

Внутрь не попадаем, зато попадаем в соседний. Там крутые лампы:) Не удержалась и забрала одну к себе домой, вместе с кронштейном

На территории бывшего СССР можно обнаружить большое количество заброшенных объектов, напоминающих нам о величии Советского Союза. Военные объекты, техника, заводы, подводные лодки и космические корабли оказались никому ненужными, а потому судьба их сложилась не лучшим образом. Давайте взглянем на наследие СССР времен холодной войны, которое встречается в России и странах ближнего зарубежья.

Заброшенный коллайдер. Протвино, Московская область.

Аральск-7, остров Возрождения. Город-призрак, где по слухам испытывали биологическое оружие. Полностью автономный город был срочно покинут в начале 90-х.

Загоризонтная радиолокационная станция Дуга (РЛС Дуга, Припять, Украина) – создана для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет. Строительство было закончено в 1985 году вблизи Чернобыльской АЭС.

РЛС Дуга имела циклопические размеры! Высота – 140 м, длина – 500 м. Для строительства было использовано 200 тыс. тонн металла. Станция не стояла на боевом дежурстве и не прошла испытаний.

Кольская сверхглубокая скважина (Мурманская область)- самая глубокая в мире. Ее глубина составляет 12 262 метра; диаметр верхней части - 92 см, диаметр нижней части - 21,5 см. (Архивное фото 1974 года).

Кольская сверхглубокая скважина. Так объект выглядит в наши дни. В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.

Станция изучения ионосферы (Украина, Змиев). Была построена, как аналог американскому проекту HAARP на Аляске, в конце 80-х.

Киевский завод электротранспорта имеет длинную историю. Открытие состоялось 1-го мая 1906 года. На фото: Цех завода в 80-х годах.

В течение 1974 – 1985 гг. с конвейера ежегодно сходило около сотни новых грузовых троллейбусов КТГ. А так Киевский завод электротранспорта выглядит в наши дни.

АЭС в Щелкино. Крымских секретных (и не очень) заброшенных объектов много, ведь полуостров был рубежом обороны на юге СССР и Российской империи. Эта АЭС, например, должна была снабжать электроэнергией весь Крым.

Начали строить станцию в 1974 году, а в 1987 году, после Чернобыльской трагедии стройку заморозили. Станция уже успела к тому времени занять место в книге рекордов Гиннесса как самый дорогой ядерный реактор в мире.

Объект №221, Крым – это по-настоящему секретный объект. На фото здание-муляж, которое прячет под землей цепь бункеров. Опасаясь ядерного удара руководство СССР построило бункер для Запасного командного пункта.

Тоннели объекта №221 (Крым). Кроме КП, под землю должны были эвакуироваться в случае ядерной угрозы 10 тысяч человек – офицеры и их семьи.

Крымский бункер забросили в 1992 году. По некоторым данным, он был готов на 90%.

Объект 825 ГТС - подземная база подводных лодок в Балаклаве. Секретный военный объект времен холодной войны. Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась.

Объект Объект 825 ГТС располагается в горе Таврос и является сооружением первой категории защиты (прямое попадание атомной бомбы 100 кт).

Противоатомные двери Объекта 825.

В это сложно поверить, но существуют целые кладбища техники, оставленной по разным причинам еще во времена СССР. На фото: Техника участвовавшая в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС. Знакомая картина для фанатов S.T.A.L.K.E.R.

Эта печальная картина на фото – заброшенный ангар рядом с космодромом Байконур в Казахстане. Несколько лет назад ангар посетил фотограф Ральф Миребс. Собранные космические челноки Изделие 1.02 "Буран-2" - ответ СССР американским Шаттлам.

В 1988 году космический челнок Буран (изделие 1.01) совершил автоматический полет в космос. В 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 Буран был разрушен.

Распад СССР и рост бюджетных сокращений вынудил сократить и космическую программу.

Космические корабли так и остались застывшими во времени.

Здание не назовешь разрушенным, несмотря на плачевное состояние.

Так ангар выглядит снаружи.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 Лунь - советский убийца авианосцев, как называли его в США. И это было недалеко от истины. Экраноплан был предназначен для борьбы с надводными кораблями путем нанесения ракетного удара.

Лунь благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Лунь прошел большой путь от начала разработок в 70-х до передачи в опытную эксплуатацию в 1990 году. А уже в 1991 году эксплуатация была завершена.

Вот так экраноплан выглядит в наши дни. Он был законсервирован в доке в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Амдерма, РЛС Лена-М. Поселок на берегу Карского моря в советское время был центром крупнейшей военной инфраструктуры в Арктике. Здесь были установлены крупные установки радиолокации базировалась истребительная авиация.

Амдерма, пункт управления радиолокационным комплексом.

Амдерма. Шары радиопрозрачных укрытий для мобильных РЛС.

А это уже Подмосковье, наши дни. Целый арсенал военной техники, брошенной в лесу.

Подобная картина, как утверждают, не такая уж и редкость в нашей стране. Целые военные базы стоят полностью заброшенные.

Скрунда – когда-то секретная военная часть СССР – целый город Латвии стоит заброшенный. Подобных призраков много по всему бывшему союзу.

Заброшенный Восьмой цех завода Дагдизель в городе Каспийск. Испытательная станция морского оружия, которая была сдана в эксплуатацию в 1939 году. Находится на расстоянии 2,7 км от берега.

При желании на просторах бывшего СССР можно найти и заброшенные самолеты. Этот, например, недалеко от аэропорта в Риге.

Да что там самолеты! Целые аэродромы стоят бесхозные. Вот, например, в городе Воздвиженка, Приморский край.

Аэропорт, Воздвиженка, Приморский край.

Заброшенные самолеты, Воздвиженка, Приморский край.

Ракетный комплекс Р-12 Двина (Поставы). Комплекс построен в 1964 году и до 1994 года стоял на вооружении. Один из объектов времен холодной войны.

По некоторым данным, этот снимок был сделан за день до гибели К-159 во время транспортировки на утилизацию.

Подводные лодки проекта 613 - серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951-1957 годах.