Всесезонные шины. все "за" и "против". Как всесезонная резина ведет себя при разных температурах? Что представляет собой всесезонные модели

С наступлением календарной зимы водители обязаны поставить зимние шины. Производители советуют сделать это еще раньше — как только температура воздуха опустится до +7 °С. Но есть автолюбители, которые предпочитают экономить и круглый год ездить на всесезонной резине. Редакция TAM.BY совместно с компанией «КолесоПлюс» объясняет, почему это не альтернатива зимним покрышкам.

Что означает маркировка на шинах

Правила дорожного движения Республики Беларусь говорят , что на зимних шинах, которые используют на обледеневшей или заснеженной дороге, должна стоять маркировка — знак горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее или знак «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons».

«All seasons» в переводе с английского означает «все сезоны». Маркировка «М+S» расшифровывается как «mud and snow» («грязь и снег»). Такое обозначение можно встретить на всех зимних шинах, но не только — иногда его наносят на всесезонные и летние. Поэтому при покупке покрышек нужно быть внимательным. Единственный знак, который наверняка свидетельствует о том, что перед вами зимние шины — рисунок снежинки на фоне горы.

Всесезонка — альтернатива летней
и зимней резине?

Шины разных классов разработаны с учетом задач, которые с их помощью необходимо решить. Они отличаются составом резиновой смеси и рисунком протектора. Зимние шины делают из сырья с высоким содержанием каучука. Благодаря нему покрышки получаются «мягкими» и не дубеют при минусовых температурах. Рисунок протектора на зимних шинах более глубокий, чем на летних, с крупными элементами и большим количеством канавок. Это сделано для того, чтобы автомобилем было легче управлять на заснеженной дороге.

В летней резине каучука меньше, она тверже и при высоких температурах не «плывет». Протектор разработан так, чтобы обеспечивать сцепление с дорогой. Канавки более узкие, чем на зимней резине — они нужны только для того, чтобы отводить воду.

© pixabay.com, фото носит иллюстративный характер

Задачи, которые решают зимние и летние шины, кардинально отличаются, поэтому создать покрышки, одинаково хорошо показывающие себя в температурном диапазоне от -20 С до +30 °С, почти невозможно. Всесезонные шины можно назвать, скорее, демисезонными. Их допустимо использовать в переходные периоды от холода к теплу и наоборот, но при другой погоде лучше ездить на зимней или летней резине.

Как всесезонная резина ведет себя
при разных температурах?

В Беларуси всесезонную резину нередко выбирают люди, чей достаток не позволяет купить два сезонных комплекта шин и как минимум дважды в год обращаться в шиномонтаж. Они приобретают комплект и думают, что проблема решена. Но ездить на всесезонной резине удобно в странах с мягким климатом, где снег падает и сразу тает. В нашей стране зимы могут быть холодными.

© pexels.com, фото носит иллюстративный характер

Когда температура воздуха опускается до -5 °С, всесезонная резина теряет эластичность, становится слишком жесткой. Это сказывается на эффективности торможения — она снижается. Ездить на всесезонке летом тоже не вариант, потому что во время дождя ламели (прорези в боках протектора) будут набирать воду, а не отводить ее. Это значит, что в попытке сэкономить водитель рискует безопасностью — как своей, так и других участников движения.

Да и сэкономит ли? Срок службы всесезонной резины как минимум вдвое меньше, чем у летней и зимней просто потому, что ее эксплуатируют круглый год. К тому же летом всесезонка увеличивает расход топлива — ламели усиливают трение, следовательно, возрастает сопротивление качению.

С наступлением календарной зимы водители обязаны поставить зимние шины. Производители советуют сделать это еще раньше — как только температура воздуха опустится до +7°С. Но есть автолюбители, которые предпочитают экономить и круглый год ездить на всесезонной резине. Редакция TAM.BY совместно с компанией «КолесоПлюс» объясняет, почему это не альтернатива зимним покрышкам.

Что означает маркировка на шинах


Правила дорожного движения Республики Беларусь говорят , что на зимних шинах, которые используют на обледеневшей или заснеженной дороге, должна стоять маркировка — знак горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее или знак «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons».

«All seasons» в переводе с английского означает «все сезоны». Маркировка «М+S» расшифровывается как «mud and snow» («грязь и снег»). Такое обозначение можно встретить на всех зимних шинах, но не только — иногда его наносят на всесезонные и летние. Поэтому при покупке покрышек нужно быть внимательным. Единственный знак, который наверняка свидетельствует о том, что перед вами зимние шины — рисунок снежинки на фоне горы.

Всесезонка — альтернатива летней и зимней резине?



Шины разных классов разработаны с учетом задач, которые с их помощью необходимо решить. Они отличаются составом резиновой смеси и рисунком протектора. Зимние шины делают из сырья с высоким содержанием каучука. Благодаря нему покрышки получаются «мягкими» и не дубеют при минусовых температурах. Рисунок протектора на зимних шинах более глубокий, чем на летних, с крупными элементами и большим количеством канавок. Это сделано для того, чтобы автомобилем было легче управлять на заснеженной дороге.

В летней резине каучука меньше, она тверже и при высоких температурах не «плывет». Протектор разработан так, чтобы обеспечивать сцепление с дорогой. Канавки более узкие, чем на зимней резине — они нужны только для того, чтобы отводить воду.


pixabay.com, фото носит иллюстративный характер


Задачи, которые решают зимние и летние шины, кардинально отличаются, поэтому создать покрышки, одинаково хорошо показывающие себя в температурном диапазоне от -20 С до +30 °С, почти невозможно. Всесезонные шины можно назвать, скорее, демисезонными. Их допустимо использовать в переходные периоды от холода к теплу и наоборот, но при другой погоде лучше ездить на зимней или летней резине.

Как всесезонная резина ведет себя при разных температурах?

В Беларуси всесезонную резину нередко выбирают люди, чей достаток не позволяет купить два сезонных комплекта шин и как минимум дважды в год обращаться в шиномонтаж. Они приобретают комплект и думают, что проблема решена. Но ездить на всесезонной резине удобно в странах с мягким климатом, где снег падает и сразу тает. В нашей стране зимы могут быть холодными.


pexels.com, фото носит иллюстративный характер


Когда температура воздуха опускается до -5°С, всесезонная резина теряет эластичность, становится слишком жесткой. Это сказывается на эффективности торможения — она снижается. Ездить на всесезонке летом тоже не вариант, потому что во время дождя ламели (прорези в боках протектора) будут набирать воду, а не отводить ее. Это значит, что в попытке сэкономить водитель рискует безопасностью — как своей, так и других участников движения.

Да и сэкономит ли? Срок службы всесезонной резины как минимум вдвое меньше, чем у летней и зимней просто потому, что ее эксплуатируют круглый год. К тому же летом всесезонка увеличивает расход топлива — ламели усиливают трение, следовательно, возрастает сопротивление качению.

Что особенного в зимней резине?
Многие полагают, что отличия состоят в высоте профиля и ином рисунке протектора, однако это не совсем так. Летние шины имеют другой состав резиновой смеси, который менее подвержен высоким температурам.
Попросту говоря – резина не плывет при высоких температурах, стабильно цепляясь за дорожное полотно. Но при этом она «дубеет» при низких температурах, не обеспечивая должного сцепления. Как правило, нижним порогом считается температура +7, а критической точкой является температура в 0 градусов, после которой шины начинают безбожно скользить.

Зимняя резина же более мягка, а также менее восприимчива к низким температурам. Однако, когда воздух прогрет до +7 и выше, они начинают «плыть», быстрее изнашиваться, неидеально вести себя при езде по асфальту.
Когда же правильно и при какой температуре стоит менять летнюю резину на зимнюю? Однозначного ответа здесь нет, если говорить о конкретных датах и числах. Тут многое зависит от географии и климата.

Какую резину же выбрать: с шипами или без?!
Известно, что комплекты делятся на две условных категории – шипованные и нешипованные. Чтобы понять, какому варианту отдать предпочтение, надо проанализировать область применения машины. Если большую часть времени авто проводит, передвигаясь по асфальту, укатанному снегу или снежной кашей с примесью реагентов, то следует выбрать фрикционные липучки. Если же в основном под колесами машины оказывается лед или рыхлый снег, то, когда вы меняете летнюю резину на зимнюю, стоит задуматься об установке колес с шипами.
Еще одним непростым выбором стоит выбор между скандинавским типом покрышек и европейским. Европейские модели предназначены для мягких средиземноморских зим, обладают диагональным рисунком протектора и обширной сетью водоотводящих каналов вкупе с мощными грунтозацепами по краям. Ее стихия – мокрые или грязные зимние дороги.
Скандинавский же тип отличается менее плотным более профильным рисунком. Как правило, с ромбовидными шашечками. Они лучше покажут себя при движении по снегу или льду, активнее продавливая эти поверхности.

Ответы на популярные вопросы
Несколько грамотных советов о том, на чем и как можно сэкономить, а чего делать не стоит.
Стоит ли присмотреться к всесезонным шинам? Немного вводной информации. Так называемые «всесезонки» лучше всего себя чувствуют в околонулевой зоне, а именно от -5-ти до +10-ти градусов. За рамками такой температуры они становятся неидеальными, а порой даже опасными. При этом на любых профильных испытаниях они все равно уступят как летней, так и зимней резине. Поэтому всесезонки не рекомендованы – уж лучше один раз в год сменить резину, чем подвергать свое здоровье риску. Можно ли приобретать б/у шины? Многие водители, когда надо менять летнюю резину на зимнюю, начинают задумываться о покупке подержанных моделей. Изначально кажется, что это довольно привлекательный вариант, особенно учитывая то, сколько стоит поюзанная покрышка. Еще пригодная с виду модель может обойтись на 20-30% дешевле. Однако эта выгода обманчива. Дело в том, что уже к концу первого сезона, сцепные свойства шины снижаются на 10-15%. А во второй сезон – 25-30%. Именно такого возраста и продают покрышки. Поэтому, здесь можно получить практически непригодный к использованию комплект. Т.е. по факту покупка не рекомендована.

Как же правильно сэкономить?
Есть и разумные способы экономии. Когда вы меняете зимнюю резину, не стоит обязательно гнаться за последними новинками. К тому же отлично подойдут модели старшего года – стоят они поменьше, а характеристики те же. Помимо этого, при выборе можно приобрести покрышки с меньшим посадочным размером, компенсировав это высотой профиля. А также логично приобрести колеса с тем индексом скорости, с которым вы, как правило, ездите (нет смысла переплачивать за шины, едущие 150-170 км/ч, если вы не передвигаетесь с такими скоростями).

Хороших Вам дорог!

Можно ли ездить зимой на всесезонной резине? Спрашивают водители в преддверии наступления холодов. Известно, что «всесезонки» рассчитаны больше на осенне-зимне-весеннюю непогоду. Причем резина этих изделий не дубеет на холоде и не плавится в летнюю жару.

Справится ли она с экстремальными условиями крайнего Севера нашей огромной страны? Стремление сэкономить на шинах может обернуться настоящей трагедией, когда водитель застрянет на таежной дороге и замерзнет насмерть. Морозы ниже 50 не шутка, а между городками Сибири и Дальнего Востока сплошная тайга с сугробами по 2 метра и больше.

Отличие зимних шин от всесезонных

При низкой температуре на сильных морозах, снегопаде и во время обледенения дорог зимние покрышки сохраняют отличное сцепление, благодаря агрессивному узору протектора и шипам из прочных сплавов металла.

Главные достоинства и отличительные характеристики зимних шин:

  • лучшее сцепление с дорожным полотном при низких температурах обеспечивается высокими грубыми шашками с глубокими канавками и острыми кромками многочисленных ламелей протектора, а также шипами;
  • на сильном морозе резина специального состава остается мягкой, сохраняет маневренность, устойчивость и управляемость;
  • наличие шипов в контактном пятне, зубастые колеса облегчают движение на заснеженной и обледеневшей дороге при движении на горку.

Особенности всесезонных шин, разработанных для летних и зимних погодных условий сухой и влажной дороги, но не рассчитанных на экстремальные морозы и гололедицу:

  • рисунок протектора создает компромисс между зимней и летней покрышкой;
  • при больших холодах состав резины затвердевает;
  • в изделие не вставлены шипы, конструкция покрышки разработана для сухого и мокрого дорожного покрытия.

Всесезонная резина зимой: плюсы и минусы

На боковине покрышки нанесено четыре значка:

  • снежинка;
  • листочек;
  • солнышко;
  • тучка с дождиком.

Что означает четыре сезона. То есть резина не растает в солнечный день, хорошо отводит воду в дождливую погоду и демонстрирует неплохую проходимость по сугробам.

Но мягкость состава сохраняется лишь при температурах около нуля. Значит только в районах с теплой зимой это изделие может быть использовано круглый год.

Плюсы

В сравнении с летними вариантами покрышки, шашки протектора «всесезонки» выше, но ниже, чем у зимнего варианта. То есть зимняя резина злее. Разница примерно в 5-10 мм, а то и больше. Смотря какая модель.

Состав резины мягкий. Высокий протектор говорит о том, что покрышка будет мощная, тяжелая и немного шумная. Но она снабжена глубокими четырьмя каналами для отвода воды, что говорит о том, что в ливень летом и осенью колесо сохранит прочное сцепление с трассой.

Минусы

О всесезонных покрышках производители пишут, что они эксплуатируются при температурных режимах от +10 градусов тепла по Цельсию, до –10 градусов холода.

Тяжелая всесезонка летом шумит и создает условия для перерасхода топлива, в сравнении с летними покрышками.

Опытные водители рассказывают, что резина всесезонной покрышки летом плавится, а зимой дубеет, ухудшая сцепление с дорогой. В этом случае автомобиль может заносить на поворотах.

Протектор слабо прорезан ламелями. Хотя высота у него больше, чем у летних шин, но его узор недостаточно злой для поездки по льду. А как раз в регионах с теплой зимой часто бывают гололеды. Когда днем пригревает солнышко, снежок тает, а ночные минусовые температуры сковывают воду в ледяную корку. По утрам дорога бывает покрыта настоящим «стеклом». Здесь пригодятся шипы.

Сравнение

Если город расчищен, улицы залиты реагентами, всесезонная резина подойдет для -10-20 холода. По сухому чистому асфальту и небольшим сугробам она пройдет. То есть в больших городах с чистыми улицами и теплых районах ее имеет смысл покупать.

Водители, которые любят комфортную, неспешную езду по чистому асфальту могут покупать такую резину, но выезжать за город в морозный день уже не стоит.

В регионах с ледяными горками и снежными заносами такая покрышка не годится. На горку со льдом она не поднимается никак ни с разгона, ни медленно. А в глубоких сугробах буксует. Для суровой зимы всесезонные колеса не созданы.

Летом перерасход топлива. Зимой – низкое сцепление. Не стоит экономить на покупке шин, чтобы разбить машину и погибнуть самому, погубить своих близких, когда автомобиль занесет на скользкой дороге зимой.

К всесезонным покрышкам можно отнести АТ и МТ модели (грязевые). Сравнительные гонки на таких покрышках и зимних шинах показали, что в снегу грязевые модели благополучно буксуют и быстро застревают, даже в сугробе до 50 см высотой.

Выводы

Всесезонная резина подходит только для мест с теплой зимой, где средняя температура держится у нуля, для водителей, проживающих в мегаполисах, с расчищенными дорогами, посыпанными песочком.

Зимние шины следует использовать в районах с большими морозами, сильными заносами. Эта покрышка подойдет автомобилистам, предпочитающим трудные, но безопасные поездки по тайге и малым городам.

Зимняя резина закон в белоруссии

Автомобилистов обяжут использовать зимние шины с 1 декабря по 1 марта

Сегодня президент подписал указ, которым внесены дополнения в закон «О мерах по повышению безопасности дорожного движения, сообщает БЕЛТА. Одним из наиболее заметных нововведений станет обязательное использование зимних шин в период с 1 декабря по 1 марта. Также изменения коснутся обучения в автошколах, дорожных участков, велосипедных дорожек и тонировки стекол. Закон вступит в силу через три месяца.

Предусматривается обязательное использование в период с 1 декабря по 1 марта зимних шин на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 тонны, а также автобусах массой до 5 тонн.

Устанавливается также обязанность перевозки детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности (кроме случаев, если рост ребенка превышает 150 см, а также при перевозке в автомобиле-такси).

Помимо прочего, увеличивается время обучения практическому вождению автомобиля при подготовке водителей механических транспортных средств категории В с 40 до 50 часов. При этом автошколам предоставляется четырехмесячный срок для организации подготовки водителей в соответствии с новыми требованиями.

К элементам дороги отнесены расположенные на проезжей части дороги посадочные площадки и островки безопасности, что позволит распространить обязанность владельцев дорог по содержанию элементов дорог в безопасном для движения состоянии на указанные сооружения. Кроме того, вводятся новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов, для обозначения направлений движения по полосам на перекрестках со сложной конфигурацией.

Также изменяется минимальная степень светопропускания для ветрового стекла транспортного средства, при которой допускается его участие в дорожном движении, с 75% до 70%.

Указ вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.

Зимние шины в Каталоге Onliner.by

auto.onliner.by

Когда менять резину на зимнюю/летнюю в Беларуси?

Когда нужно менять зимнюю/летнюю резину?

В данном разделе Вы сможете познакомиться с информацией о рекомендуемых периодах для смены зимней и летней резины в Беларуси.

Начнем с перехода на зимние шины, что является более актуальным т.к. езда в зимний период на летней резине небезопасна. При погодных условиях в нашей стране, обусловленной повышенной влажностью воздуха необходимо быть максимально внимательным, т.к. резкое понижение температуры приведет к оледенению дорожного покрова и невозможностью управления транспортным средством, и как правило, аварией! Для того, чтобы избежать данную ситуацию, необходимо сменить летнюю резину на зимнюю до наступления предполагаемых морозов (на различных метео сайтах). Но следует учесть важный фактор - наличие очередей, потому что о приближающихся морозах будет известно не только Вам, и независимо от Вашего места жительства: мегаполис, областной городок или просто поселок городского типа-очередей Вам точно не избежать!!! По этому запланируйте «переобувку Вашего транспортного средства не перед самым наступлением морозов, а заранее. Кроме того, помните о том, что даже при отсутствие минусовой температуры наличие осадков в виде мокрого снега может привести к разным непредвиденным для Вас ситуациям. Так называемая «каша является огромной угрозой для летней резины.

Теперь поговорим о более приятной поре года – весна! Хочется скорее снять зимнюю резину для того, чтобы она не изнашивалась и сохранить ее еще на пару сезонов, но спешить не нужно. Опять настоятельно рекомендую ознакомиться с предстоящей температурой воздуха и наличием осадков, и только при устойчивой погоде производить смену зимней резины на летнюю, т.к. на самом деле использование зимней резины на сухом асфальте при температуре от +8 градусов по Цельсию приводит к быстрому износу, а если Вы стали обладателем шипованных колес, то как говорится, от шипов и места не найдете, они напрочь сотрутся и вылетят! Кроме того, следует учесть тот фактор, что тормозной путь на сухой дороге колес с шипами будет гораздо больше.

Исходя из изложенного, учитывая опыт езды и стаж каждого водителя, нужно всегда относиться к колесам с должной заботой и вниманием, всегда важно вовремя нажать на тормоз и получить желаемый результат.

А также помните о том, что очень важно правильное хранение сезонных шин, о чем Вы можете причитать в Наших статьях!

Счастливой дороги! Ваш DoctorShina.

doctorshina.by

Всесезонные шины - замена ли летним и зимним? -Блог TAM.BY

Всесезонные шины популярны среди автовладельцев, которые не хотят платить за два комплекта покрышек и считают такую резину универсальной. Попробуем разобраться, действительно ли «всесезонки универсальны и могут заменить зимнюю или летнюю резину.

Всесезонные шины: что это такое?

Считается, что «всесезонки могут эксплуатироваться в любое время года. В данную категорию относятся все модели, хорошо себя зарекомендовавшие при близкой к нулю температуре, когда вождение представляет наибольшую опасность. При их изготовлении используются специальные составы резины, основная особенность заключается в особых сцепляющих характеристиках, за счет которых обеспечивается отличная езда по льду и снегу. Летом всесезонные шины позволяют комфортно проходить повороты, но управление автомобилем требует осторожности со стороны водителя, особенно при влажной дороге. Стоит отметить, что такие шины идеально подходят для европейской зимы с мягкими холодами и минимальным количеством осадков.

Сегодня на рынке представлены также дорогие покрышки, характеристики которых меняются под воздействием температурных перепадов. Существует мнение, что за такой резиной будущее, но пока они используются достаточно редко.

Маркировка

Отличить «всесезонки помогут следующие обозначения: «all season (AS – все сезоны), «tous terrain (все покрытия), "Any weather " (AW – любая погода).

Отличия всесезонных шин от зимних и летних

Основное отличие от зимней резины заключается в отсутствии шипов и специальных липучек, которые обеспечивают нормальное движение по заснеженной дороге. Поэтому всесезонные шины не предназначены для использования в климатических зонах с суровыми зимами, рисунок протектора будет забиваться снегом. От них следует отказаться в сильные снегопады, особенно если нет гаража и машина стоит ночью под открытым небом.

Рисунок протектора «всесезонок разделен на две части: с мелкой нарезкой (как у зимних) и сплошными блоками (как у летних). При эксплуатации летом всесезонные покрышки быстрее изнашиваются, чем летняя резина.

Как выбрать всесезонные шины?

Мы уже говорили об общих правилах, как выбрать и купить шины. Сейчас же подробнее остановимся на «всесезонках. При покупке покрышек необходимо обратить внимание на производителя. Второй показатель - качество протектора, важную роль играют условия эксплуатации, некоторые модели предназначены для теплых регионов, другие - для загородной езды. Не забывайте и про индекс покрышек: при выборе должны учитываться такие показатели, как индекс скорости, грузоподъемность, соответствие международным стандартам.

Купить всесезонные шины вы можете в шинных центрах, которые без труда найдете в каталоге TAM.BY.

blog.tam.by

О шипах и шинах. Как лазейка в законе вызвала гонку среди производителей резины

Если вы покупаете шины, глядя только на ценник, то делаете бесполезной работу как минимум сотен людей. Ученые - химики, физики и механики - выдумывают хитроумные схемы, как наилучшим способом прилепить машину к дорожному полотну. Ну и, чего скрывать, ломают мозг, как побольше этих самых шин продать. Порой в эти планы вмешиваются законодатели со своими требованиями, и производителям приходится вновь напрягать извилины, как эти самые законы обойти и остаться в выигрыше. Так и случилось в мире шипованных шин: одно требование от правительств Скандинавии породило множество инноваций, а также борьбу за рынок.

«Кому может быть интересна шипованная резина? - в Беларуси существует и такое мнение. - В наших краях шипы больше шуршат по асфальту, чем реально цепляются за ледяную дорогу. Тем не менее в среде шинников наблюдается интересная картина: в последние годы продажи и заказы на шипы в РБ растут. По данным одного из ведущих производителей, 77% продаж зимних шин на территории Восточной Европы приходится именно на шиповки. Тут можно иронизировать по поводу уборки снега со столичных улиц и состоянии полотна зимой в регионах, но с цифрами не поспоришь - спрос увеличивается.

И если еще пять лет назад отличие между шиповками разных брендов было довольно условным для непосвященного потребителя, то сейчас они сильно разнятся как по форме самого шипа, так и по их количеству, а производители наперебой сообщают о еще более доработанных технологиях сцепления. А начались соревнования технологий с одного закона, принятого в скандинавских странах. Вернее сказать, с небольшой оговорки в этом регламенте, которой и решили воспользоваться ведущие компании.

Закон есть закон, но...

Основным рынком для шипованных шин всегда было всего несколько стран: северные штаты США, Канада, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия. Все было спокойно до 2013 года - до какого-то момента, согласно регламенту ЕС, на колесе не должно было быть более 130 шипов, иначе оно оказывало слишком большое влияние на асфальт. Но скандинавы, для которых экология - отнюдь не пустое слово, стали выяснять, как снизить загрязнение воздуха в городах. Ученые пришли к выводу: во время движения на шипованной резине автомобиль «выдирает из асфальта мельчайшие частички покрытия (фактически пыль) и разбрасывает их за собой. Они поднимаются в воздух и распространяются на высоте не более двух метров. По выводам исследователей горожане вместе с воздухом вдыхают эти частички. Далее выстроилась логическая цепочка: асфальт состоит в том числе из битума, а в его состав входит немало веществ, которые являются вредными для человека при превышении порога допустимых предельных концентраций. Следовательно, количество шипов надо снижать, дабы нация не страдала от болезней дыхательной системы.

Итак, с 1 июля 2013 года с подачи дорожников и экологов в странах Евросоюза число шипов на шинах было ограничено: не более 50 штук на погонный метр протектора. При этом в законе была оговорка: количество шипов может быть и больше, если производитель докажет их безвредность. Доказательство можно было предоставить с помощью натурного эксперимента. Во время него испытуемую шину сравнивали с так называемой эталонной, у которой на погонный метр приходится 50 шипов. Только так производитель шин может доказать органам сертификации, что его продукция независимо от количества шипов не портит дороги и здоровье граждан. И этот самый нюанс подтолкнул компании к стремительной технической эволюции.

Гонка началась

Ведущая «пятерка производителей зимней резины (Michelin, Nokian, Pirelli, Continental, Goodyear) тут же стала работать над перестройкой производства. Сверхзадача - выдумать шипы такой формы, веса и размещения на блоках протектора, при которых не теряется сцепление. Пути производителей и ранее расходились, а тут и подавно. Одни остались верны круглой форме, другие придумали квадратные, прямоугольные, шестигранные, трапециевидные шипы, есть и трехлучевая звезда. Компания Nokian, например, применяет на одной шине разные формы сердечников - для «отличного баланса между продольным и поперечным сцеплением на льду. Разнообразие вариантов можно наблюдать на данной схеме.

Но разработка формы шипа - далеко не единственное условие попадания в рамки закона. Важно еще и их количество, расположение, посадочное гнездо, состав резины протектора и подложки под шип. Над последними проблемами бьются химики.

Изыскания и изыски инженеров

То, как производители пытаются одержать верх над конкурентами в гонке технологий, мы решили рассмотреть на примере одной из топовых компаний - Michelin. Для этого отправились в Санкт-Петербург - город, улицы которого вот уже несколько лет не посыпают песком. Говорят, от этой идеи городские власти отказались, чтобы сберечь эстетику культурной столицы России, минимизировать грязь. От коммунальщиков подобное решение потребовало усилий - пришлось чаще и больше привлекать технику. Для простых водителей новые правила означали однозначный переход на шипованную резину и вынужденный сброс средней скорости в городской черте. Сложно пока говорить, насколько отсутствие песка и реагентов эффективно для городского бюджета, но местные вроде не жалуются. Кажется, питерцы только рады, что наконец могут забыть о коричневой каше под ногами.

В зимнем сезоне 2018-2019 компания Michelin представит новинку - X-Ice North 4. В разрезе нашей темы эти шины интересны тем, что в них умудрились внедрить 250 шипов для размера 205/55 R16. Инженеры подсчитали, что всего на шине около 1400 позиций для размещения шипов. Потом с учетом размера шипа и его посадочного гнезда определили, что в продольном и поперечном сечениях на пятне контакта можно выстроить по 22 линии. Из-за этого переработали форму протектора, многие позиции оказались лишними. После отсева осталось ровно 250.

Далее задумались над формой самого шипа. По мнению представителей Michelin, нет смысла делать твердосплавный сердечник квадратным или трапециевидным - все равно с пробегом он сотрется до круглой формы. Инженеры обратились к коллегам из спортивного департамента, известного победами в раллийных гонках WRC. Там подсказали: при соприкосновении с асфальтом шип отклоняется таким образом, что в контакте со льдом участвует не только твердосплавный элемент, но и часть корпуса. Так придумали форму нового обода. Причем делать его решили не из алюминия, а из стали - вычислили, что верхний слой ржавчины сотрется уже после 100 метров пути.

Потом настал черед задуматься над комфортом. Многие водители жалуются на шумовое загрязнение шипованной резины - уж слишком громко она шуршит. Для решения проблемы был разработан математический алгоритм. Программа замеряла сцепление с дорогой при разгоне и уровень шума. В итоге оптимальный баланс был найден.

Параллельно работали химики. Им предстояло создать две резиновые смеси: внутреннюю для удержания шипа (более мягкая, чем обычно бывает подложка) и внешнюю для протектора, способную не дубеть при минус 60 градусах. В итоге шип мягко касается полотна и не вырывает из асфальта ту самую вредную пыль. Это стало возможным благодаря применению эластомеров нового поколения. Одним словом, шины - это наука.

Холодные игры

Нам предложили испытать шипованные шины разных производителей на идентичных Audi A6 Allroad. Необычный тест - проезд по асфальту на шипах, чтобы услышать разницу в шуме. Признаться, я никогда не отличался музыкальным слухом, да и различия по децибелам в официальных показаниях совсем незначительные. Потому по моему субъективному восприятию в этом упражнении не оказалось победителей.

Как признались в Michelin, наибольшая разница видна именно на льду. При движении по снегу новая шина во многом сохранила показатели модели предыдущего поколения.

Остальные испытания стандартные - замеры тормозного пути и субъективные ощущения во время маневрирования. Признаться, хотелось поругать Michelin хоть за что-то, но не вышло. Буквально несколько кругов по обледенелой трассе разделили шиповки на два лагеря: отстающие Bridgestone и Continental и отличники Nokian и Michelin. Вроде бы одинаковая скорость, идентичная интенсивность торможения и поворота рулевого колеса, а машины ведут себя по-разному. Первая вгрызается в лед, рвет вперед на старте и держит траекторию, вторая буксует и отправляется в занос, сбивая ограничительные конусы. На льду разница тормозных путей между X-Ice North 4 и конкурентами - около двух метров в пользу «французов, прохождение круга - на три секунды быстрее.

Автомобильные шины в каталоге Onliner.by