Как обозначается всесезонные шины. Маркировка шин: расшифровка для легковых автомобилей. Всесезонные покрышки для легковых автомобилей

Между растениями, расположенными рядом, существует определенное взаимовоздействие. Одни из них - истинные друзья-приятели, готовые всемерно помогать друг другу, вторые держат нейтралитет, третьи склонны враждовать с окружающими. Чтобы использовать это влияние для получения достойного урожая и избежать досадных ошибок при планировании огорода, необходимо уяснить, какие культуры можно сажать бок о бок, а какое соседство овощей на грядках крайне нежелательно.

Что такое смешанные посадки

Если площадь огорода невелика, а получить хочется разнообразные плоды, да побольше, обстоятельства подсказывают выход: уплотненные посевы или смешанные посадки. Это метод органического земледелия, когда на грядке возделывают одновременно несколько различных культур: овощей, трав, ягод, цветов, высаженных с учетом совместимости растений вперемешку или по определенной схеме.

Смешанные посадки: польза и красота

Закономерен вопрос: актуальна ли тема совмещенных посадок для владельцев просторных участков? Каждый огородник, собираясь весной заселить свой участок «зелеными друзьями», мечтает получить максимальную отдачу от каждой грядки. При этом любой опытный овощевод знает, что для получения весомого урожая необходимы плодородная земля, качественные семена, здоровая рассада, применение эффективных удобрений, грамотный уход за посадками по соседству.

Однако мало кто учитывает еще одно значимое обстоятельство: аллелопатию. Пусть вас не пугает это научное название явления биохимического воздействия одних культур на другие или их взаимовлияние. Аллелопатия способна обеспечивать взаимовыгодные условия сосуществования соседствующих на грядке овощей при совместных посадках, но может служить и подавляющим развитие отдельных видов фактором.

Удачное соседство

Суть эффекта в том, что все части растений выделяют в окружающую среду (воздух, почву) биологически активные вещества - фитонциды, антибиотики и другие. Эти соединения, в зависимости от вида, могут либо усваиваться и действовать благотворно на культуры, расположенные по соседству, либо угнетать собратьев по грядке. Удачный подбор зеленых «сожителей» позволяет снять больший урожай с огорода, вырастить здоровые, красивые плоды с улучшенным вкусом.

Кроме положительного проявления аллелопатии существует еще немало профитов, побуждающих к организации совместных посадок на участке, если даже на нем вполне достаточно места для раздельного выращивания.

Изолированное соседство

Преимущества смешанных посадок

Стоит заметить, что совмещение овощей на грядке не является последним веянием огородной агротехники. Еще американским индейцам издревле было известно удачное трио: горох, кукуруза, тыква. Классическое содружество растений благополучно перекочевало в наши дни и успешно применяется многими овощеводами: горох обогащает почву азотом, кукуруза служит ему опорой, тыква, укрывая землю, борется с сорняками.

Классическое трио

Организация совместных посадок – занятие более перспективное и увлекательное, чем возделывание монокультур на отдельных площадках. Однако подход к планированию «коммунальных» грядок должен быть ответственным. Мало знать, какие овощи и иные культуры можно посадить рядом, нужно быть готовым к наблюдениям, анализу результатов соседства. Но люди, решившиеся на эксперимент и снявшие уже не один урожай с совмещенных посадок, отмечают множество преимуществ такого подхода:

  • Имеющаяся площадь земли используется рациональнее, урожай с нее снимается больше, чем при засаживании монокультурой.
  • Овощи на грядке имеют хороший внешний вид, здоровы или болеют меньше.
  • Снижается потребность культур в поливе.
  • Отпадает нужда в частой основательной прополке грядок.
  • Сокращается время на проведение подготовительных огородных работ.
  • Возникает возможность снизить или отменить применение минеральных удобрений, благодаря фиксации азота бобовыми культурами.
  • Предотвращается одностороннее истощение почвы, ее «усталость», постепенно исчезает необходимость севооборота.
  • Становится реальностью отказ от ядохимикатов, так как многие растения привлекают полезных насекомых и птиц, уничтожающих вредителей. Есть также цветы и травы, отпугивающие вредных насекомых, грызунов.
  • Осуществляется получение урожая в течение всего сезона, если на площадь, освободившуюся после ранних, подсевать другие культуры.
  • Имеется возможность создавать своеобразный микроклимат на грядке, используя высокие устойчивые растения в качестве кулис для защиты нежных соседей от ветров, прямого солнца.

Капуста, бархатцы, календула - прекрасное соседство

Правила формирования совмещенных посадок

Опыт и наблюдения, накопленные огородниками, свидетельствуют, что, помимо перечисленных преимуществ, смешанное выращивание влияет даже на вкус овощей. В частности, такие пряные травы как базилик, сельдерей, монарда, петрушка, улучшают вкус помидоров. Кустовая фасоль способна сделать более пикантным редис. Огурец, посаженный рядом с подсолнухом, порадует особенно сладкими, хрустящими зеленцами.

Эти помидоры особенно вкусны

Выбрать правильное сочетание овощей между собой на грядке и реализовать все преимущества выращивания растений по смешанному типу возможно только при соблюдении некоторых правил. Планируя организацию «коммунальной» грядки, необходимо:

  1. Учитывать климат в регионе.
  2. Изучить конкретные особенности собственного участка и ориентироваться на них: на солнце огород или в затенении, защищен ли от ветров, каковы агротехнические характеристики почвы, есть ли возможность полива.
  3. Ориентировать грядки таким образом, чтобы высокорослые экземпляры не затеняли светолюбивых соседей и, наоборот, притеняли те, для которых знойное солнце во вред.
  4. Совмещать растения с разным вегетационным периодом. Ранние овощи, зелень (лук, редис, китайская капуста, салат) в смешанных посадках следует подсаживать к культурам с длительным сроком созревания (огурцам, кабачкам, баклажанам, свекле, помидорам).
  5. Определиться, достаточной ли будет площадь питания для всех «жильцов» грядки. Это зависит от развитости их корневой системы. Растения с глубокими, мощными корнями следует располагать по соседству с культурами с поверхностной корневой системой.

Схема небольшой грядки с совмещенными посадками

Как правило, на смешанной грядке выращивают три культуры: предшествующую раннюю, основную и растение-партнер. При достаточных знаниях и опыте огородничества вы составите схемы совмещенных посадок самостоятельно. Если на свой опыт не полагаетесь, воспользуйтесь готовыми схемами посадок, специальными таблицами из примеров ниже.

Таблица совместимости

Совместимость культур на одной грядке

Теперь следует остановиться на совместимости некоторых распространенных культур с другими растениями на общей грядке и разобраться, какое соседство для них благотворно, какое допустимо, а какое вредно.

Лук и лучшие соседи для него

Сложно представить себе рацион россиянина без лука, каждый дачник надеется заготовить его на всю зиму. Интересно выяснить, как ведет он себя на смешанной грядке, не заставляет ли «плакать соседушек».

Достоверно известно, что лук не только полезен для человека - он отличный компаньон для многих других культур, прилежно защищающий их от болезней и вредителей. Благодаря этому размещенные рядом растения хорошо развиваются и дают повышенный урожай. Но огородника, нацеленного на получение солидного урожая, интересует также, какое соседство благоприятно для самого лука.

Сразу можно сказать, что этому овощу будет комфортно в компании с салатами, редисом, помидорами, петрушкой, свеклой, огурцом, земляникой. А от винограда, бобовых, шалфея стоит держать его подальше.

Комфортное соседство

Многих овощеводов, осваивающих технику совместного выращивания овощей, занимает вопрос, можно ли сажать на одной грядке лук и чеснок, ведь они так похожи: имеют одинаковые сроки посева, требования к почве, освещенности, агротехнике. Однако эти культуры из общего семейства - сходство их проявляется также в наличии общих вредителей, заболеваний, защитить друг друга от которых они не смогут.

У лука и чеснока корневая система расположена поверхностно, а значит, они могут конкурировать в плане питания, влаги. Минусов в таком соседстве больше, чем плюсов, и сажать их вперемешку на небольшом участке не стоит. В крайнем случае, можно поделить между ними «жилплощадь» пополам. Но лучшим вариантом будет посадка лука и моркови на одной грядке - это сочетание стало классическим в практике совместного выращивания овощей.

Морковь и лук дружны

Морковь и идеальное окружение для выращивания

Морковь и лук - дуэт идеальный. Они не просто мирно соседствуют - их позиция активна по отношению к вредителям друг друга. Морковь благополучно отпугнет луковую муху, а морковная муха не станет даже приближаться к зоне, где бок о бок с лакомым корнеплодом стоит защитник-лук. Простейший пример такой грядки: центральный ряд лука по ее длине и два ряда моркови по сторонам.

Классическое соседство

Однако стоит заметить, что у названных культур различные требования к поливу. Когда луковицы налились и начинают созревать, вода луку не нужна, даже вредна для него, а морковке в это время только подавай попить. Если в регионе климат таков, что овощи без полива не вырастить, приходится либо лук оставить только в роли защитника, либо попрощаться с частью урожая моркови, стремясь уберечь от гнили зреющие луковки.

Выходом из описанной ситуации может стать выращивание совместно с морковью многолетнего лука или репчатого на зелень. Либо следует выяснить, что еще можно посадить на одной грядке с морковью, и реализовать задумку. Изучив приведенную выше табличку, можно убедиться, что моркови хорошо рядом с редисом, горохом, салатом, помидорами, шпинатом, чесноком. Нежелательно ее соседство с петрушкой, сельдереем, укропом.

Моркови комфортно рядом с редисом

Кстати, многих удивляет, что ажурные веточки укропа-самосевки следует удалять с грядки с морковью. Но все закономерно: эти растения из одного семейства соперничают в борьбе за воду и питание. Кроме того, оба они (как и все зонтичные) привлекательны для морковной мухи. Поэтому оставлять симпатичные кустики укропа среди посевов моркови нежелательно. Тем более, недопустимо сознательно высаживать морковь и укроп на одной грядке - это неудачное соседство.

Результат неудачного соседства

Чеснок и другие растения на одной грядке

Чеснок - замечательное растение, одаривающее пространство вокруг себя несущими здоровье фитонцидами. Это природный фунгицид, отлично проявляющий себя в борьбе с грибковыми инфекциями. Это качество по нраву большинству соседей чеснока: в его окружении картофель может справиться с фитофторой, морковь не повредят морковная муха и листоблошки, а клубника не подвергнется нападению зловредных насекомых.

Чеснок - природный лекарь

Так что посадить рядом с чесноком на грядке можно множество овощей, трав, цветов. Он по нраву моркови, огурцам, редису, салату, свекле, томатам, и особенно благоволит к нему сельдерей. И для самого чеснока они лучшие соседи. Многие цветы замечательно чувствуют себя в присутствии ароматного овоща. Из тех, с кем дружит чеснок на грядке в особенности, можно назвать розы и луковичные цветы: тюльпаны, гладиолусы, нарциссы.

Хорошие партнеры чеснока

Несмотря на его полезные свойства, соседство чеснока противопоказано гороху, чечевице, фасоли, арахису. Их нельзя размещать не только на одной грядке, но и поблизости от участка, засаженного чесноком, который настолько неблагоприятно воздействует на бобовые, что они перестают нормально развиваться и почти не плодоносят. Недопустимо высаживать рядом с ним также капусту и многолетний лук. Зато для малины, клубники чеснок окажется лучшим компаньоном.

Для тюльпанов соседство с чесноком благотворно

Клубника и подходящие соседи

Обустраивая клубничную плантацию, дачники часто задумываются, что можно посадить рядом с клубникой на одной грядке, чтобы предохранить ягоду от вредителей и болезней. Пытливыми земледельцами решение найдено: лекарь от природы, чеснок, отлично справляется с этой задачей. Его боятся такие вредители:

  • муравьи;
  • земляничный долгоносик;
  • нематоды;
  • проволочник;
  • паутинный клещ.

Садовая земляника (в обиходе - клубника)

Славного защитника сладкой ягоды высаживают строкой в междурядьях клубничной грядки и между лунками с ягодными кустиками. Клубника (садовая земляника) отвечает чесноку взаимностью: головки чеснока вырастают даже крупнее и крепче, чем при высадке его на отдельной «жилплощади». Все, кто практикует выращивание земляники и чеснока на одной грядке, уверены, что их соседство весьма выгодно.

Сладко-горькая парочка

К хорошим компаньонам для ароматной ягоды можно причислить также фасоль, лук, баклажаны, редис, шпинат, петрушку. Последняя отгоняет от зреющих ягод слизней. А вот культур, с которыми у клубники была бы плохая совместимость, нет: видимо, она очень доброжелательна к соседям и всеми ими любима.

Лучшая соседка клубники - фасоль

Известно, что разные сорта отдельных культур (например, картофеля) могут враждовать, не только будучи посаженными рядом, но даже при хранении урожая. Поэтому между владельцами огородов нередки споры на тему: можно ли сажать на одной грядке разные сорта клубники или это приведет к междоусобице либо переопылению. Бояться того или другого нет причин: враждовать кустики садовой земляники просто не умеют.

Переопыление происходит, но скажется оно на виде и качестве ягод только в случае, если размножать клубнику семенами. При вегетативном размножении сортность не нарушится - главное, не перепутать, от какого материнского растения отделяется розетка. Из этих соображений высаживать разновидности садовой земляники стоит, если и на одной грядке, то отдельными группами.

Петрушка защитит от слизней

Огурцы в совместных посадках

Пупырчатый хрустящий зеленец - что может быть лучше в начале лета? И если уж вы настроены на совместное выращивание овощей, следует знать, какой сосед огурцов на грядке будет им верным помощником, а какой станет притеснять. Огурцы непривередливы, удачное соседство для них не проблема - в этом плане они совместимы с большинством овощных культур. Проще перечислить те растения, с которыми отношения у огурцов не складываются.

Кукурузные кулисы защищают от ветра

Перечень невелик:

  • картофель,
  • редис (тут мнения специалистов разнятся),
  • томаты (вопрос спорный),
  • пряные травы.

Укроп замечательный партнер огурцов

Гораздо больше, чем соседство, на развитие этого овоща влияют микроклимат и почва. Поэтому, решая, что посадить на грядке с огурцами, больше внимания нужно обращать на способность компаньонов защитить растущие лианы от агрессивного воздействия среды. К примеру, кулисы из кукурузы станут отличной защитой огуречных плетей от ветров, а фасоль снабдит их азотом. Из числа пряных трав есть одно исключение: укроп прекрасно сочетается с огурцами.

Еще пример приятного соседства

Свекла на общей грядке

Решая, с чем посадить свеклу, следует ориентироваться на научные данные и руководствоваться здравым смыслом. Немецкий ученый Хубманн, много лет изучавший совместимость растений, сделал вывод, что такие растения как свекла, картофель, томаты, кустовая фасоль, шпинат могут отлично сосуществовать, стимулируя друг друга. Хорошие соседи для свеклы, по его мнению, также лук, кольраби, салат, чеснок, клубника.

Содружество корнеплодов

Что касается несовместимости свеклы с другими овощами, единое мнение отсутствует. Некоторые овощеводы, в противоположность Хубманну, утверждают, что этот корнеплод неважно растет рядом с картофелем. Однако многие огородники успешно выращивают его по краю картофельных гребней. Ни ученые, ни практики не определились и относительно полезности или вредности соседства свеклы с кукурузой, мангольдом, шнитт-луком.

Есть версия, что вещества, выделяемые корнями свеклы, имеют свойства антибиотиков и оздоравливающе воздействуют на соседние растения. Поэтому выращивание, например, свеклы и моркови на одной грядке скажется положительно на обеих культурах.

Совместное выращивание свеклы, лука, моркови

Правда, нужно будет позаботиться о соблюдении достаточного интервала между рядками, памятуя, что мощная листва свеклы способна сильно затенить компаньонов. Хорошим вариантом смешанного выращивания овощей будет грядка, по центру которой высажена строка лука, по краям ряд свеклы и ряд моркови.

Тыква в соседстве с другими культурами

Тыква особых предпочтений и неприязни по отношению к растущим рядом овощам не испытывает. Однако достаточно удачным для нее можно назвать соседство с уже упомянутыми раньше кукурузой, горохом, а также другими бобовыми, редисом, настурцией. Иногда огородники, стремясь максимально использовать площадь компостной кучи, высаживают на ней совместно с тыквой кабачки.

Дружба дружбой, а грядки лучше врозь

Но хорошими соседями на одной грядке тыквы и кабачки быть не могут. В результате переопыления вырастают плоды несвойственной для обоих овощей формы и цвета. Гибриды на кабачках вырастают округлыми, а на тыквах продолговатыми. Их вкусовые качества также страдают. Это яркий пример неудачного применения системы смешанного выращивания, и решаться на такой эксперимент не стоит.

Такая компания для тыквы лучше

Помидоры в окружении соседей

Кое-кто относит помидоры к таким же индивидуалистам, как тыквы. Но, если обратиться к опыту швейцарских, немецких и отечественных огородников, нетрудно убедиться, что возделывание томатов в соседстве с другими культурами вполне реально. Они прекрасно сочетаются с редисом, салатом, морковью, сельдереем, петрушкой, свеклой, чесноком. Нет сомнений, что можно посадить на одной грядке с помидорами эти овощи и зелень.

Их взаимовлияние может быть различным. К примеру, содружество чеснока и помидоров благоприятно для последних: чеснок защищает их от паутинного клеща и снижает риск фитофтороза. А самым хорошим компаньоном помидоров считается базилик, не только способствующий росту овоща, но и улучшающий его вкус. Между прочим, таким же свойством обладают прочие ароматические травы: бораго, мелисса, бархатцы, мята.

Интересно влияние на томаты растущей рядом крапивы: она увеличивает срок хранения помидоров и улучшает качество томатного сока. Как правило, довольны результатами те, кто выращивает на одной грядке томаты и морковь, строчку которой располагают вдоль ряда помидоров. А вот врагов у томатов почти нет - к явным антагонистам можно отнести только фенхель, который таковым является по отношению практически ко всем овощам.

Соседство баклажана перцу в радость

Болгарский перец в центре смешанного огорода

Нельзя не упомянуть и возможных соседей болгарского перца на грядке. Хорошие взаимоотношения у него с базиликом, баклажанами, укропом, шпинатом, чабрецом. Защитниками перца от тли могут выступить бархатцы, кориандр, лук, с которыми он прекрасно уживается. А такое растение, как бамия, можно высадить рядом с хрупкими кустиками перца, чтобы укрыть их от ветра.

Противопоказана перцу компания томатов, гороха, капусты, свеклы, фасоли, моркови. Крайне нежелательно и соседство родного брата - жгучего перца. Развитию и плодоношению «болгарина» он не помешает, но результатом переопыления окажется утрата урожая, поскольку сладкий перец таковым уже не назовешь. Решить, что посадить рядом с перцем на одной грядке, можно, ориентируясь на перечни удачных и неудачных соседей.

Капуста как лучший сосед для овощей и зелени

Видов капусты множество, растут и вступают в плодоношение они по-разному. Но проблемы с вредителями и болезнями у них общие, поэтому задача, с чем можно посадить капусту на одной грядке, решается для всех разновидностей практически одинаково. Отличный партнер капусты сельдерей, приобретающий дополнительный аромат и получающий стимул к росту благодаря влиянию капусты. В свою очередь он отгоняет от грядок бабочек-белянок и крестоцветную блоху.

Капусте полезно соседство:

  • разных типов лука,
  • салата,
  • картофеля,
  • ароматических трав (шалфея, укропа, ромашки),
  • бобов,
  • чеснока.

Приятные соседи капусты

Не уживаются на одной грядке капуста и помидоры. Клубника тоже не в фаворе у «огородной барыни». Но капуста капусте все же рознь. Расположив цветную капусту по соседству с белокочанной сестрой, можно промахнуться в расчетах на урожай цветных головок: их завязываемость при соседстве с белокочанной красавицей существенно снижается.

Картофель и полезные для него культуры

Выращивание «второго хлеба» в смешанной культуре выгодно: он меньше болеет, не так нуждается в севообороте. Хороши в качестве соседей картофеля на грядке бобы и шпинат. Замечательный результат можно получить, если сажать в междурядьях картофеля кустовую фасоль - она отпугивает злостного вредителя, колорадского жука, обогащает почву азотом. Зловредного жука отпугивают также пижма, бархатцы, кориандр, настурция.

Картофель и фасоль на грядке

Хорошо чувствует себя картофель и в обществе редиса, кукурузы, разновидностей капуст, салатов. Благоприятна для него компания хрена, высаженного по углам картофельного поля, а вот соседство подсолнечника и лебеды воздействует угнетающе. Нежелательно сочетание картофеля с сельдереем. Относительно совместимости картофеля и свеклы, гороха и томатов мнения противоречивы.

Вы получили некоторое представление о пользе совместных посадок огородных культур. Если вас увлекла эта идея, не останавливайтесь: изучайте характеристики тех растений, которые планируете культивировать, советуйтесь с опытными огородниками-практиками, консультируйтесь у специалистов, и успех непременно придет. Любимый огород, заигравший новыми красками, будет радовать вас своим видом и достойными урожаями.

Для многих автомобилистов замена резины стала своего рода ритуалом: дважды в год они отправляются в гараж или на ближайший автосервис и меняют зимние колеса на летние и наоборот. Однако сегодня на рынке представлены универсальные модели шин – так называемые всесезонные шины. По утверждениям производителей они подходят как для сухого асфальта, так и для зимней дороги. Но так ли они хороши, как пишется в рекламных проспектах? Мы проанализировали их характеристики и особенности и определили, в чем же плюсы и минусы всесезонных шин и действительно ли они подходят для круглогодичного использования.

Сравнение рисунка протектора на всесезонных (слева), летних (по центру) и зимних шинах (справа).

Само понятие «всесезонный» здесь следует понимать как универсальный. То есть не имеющий выраженных характеристик, позволяющих отнести такую резину к летнему или зимнему классу.

Всесезонные шины созданы для того, чтобы обеспечивать достойную управляемость и безопасность движения в максимально широком диапазоне погодных условий. То есть всесезонная шина занимает обширное срединное положение между радикальными зимними и летними дорожными условиями. Ее отличает особый рисунок протектора: он невысокий и собран из отдельных шашек и ламелями небольшой глубины.

Изначально всесезонные шины разрабатывались для американских автомобилистов, которые много передвигаются по хайвеям. Равномерная, даже монотонная езда без существенных перепадов высот и характеристик дорожного полотна, а также круглогодично мягкий климат без испепеляющей жары и сильных морозов позволяют круглогодично передвигаться на одном и том же комплекте резины. Таким образом, всесезонная резина была создана специально для умеренного климата, для которого не характерны погодные максимумы и минимумы. Как правило, у таких покрышек температурный режим использования ограничен диапазоном от -7 до +20. Они мягче летних шин, но жестче зимних.

Кроме того, универсальной резиной изначально комплектуется большинство новых автомобилей, покидающих конвейер. Это избавляет изготовителя и дилеров от головной боли, связанной с сезонностью. В противном случае приходилось бы постоянно «переобувать» машины на экспозиции.

Как маркируются всесезонные шины?

Маркировка на всесезонных шинах.

Всесезонные шины отличаются не только рисунком протектора, но и специальной маркировкой. В зависимости от производителя она может быть различной:

  • AS – All Season;
  • All Weather;
  • R+W – Road+Winter;
  • AW – Any Weather;
  • AGT – All Grip Traction;
  • M+S – Mud+Snow (грязь и снег).

Также всесезонные шины могут обозначаться графически – символом «Солнце/снежинка». Такое разнообразие обозначений может ввести в замешательство – какую весезонную резину выбрать? На самом же деле все указанные обозначения указывают на один и тот же тип покрышек с практически одинаковыми характеристиками.

Плюсы всесезонных шин

  • Первоочередным плюсом таких всесезонных шин следует назвать их универсальность. Они подходят для существенно более широкого спектра погодных условий, нежели зимние или летние.
  • Нужно отметить и экономию средств и времени. Используя один комплект резины, можно сэкономить от 10000 руб. на покупке летней или зимней. Кроме того, не придется дважды в год отдавать от 1000 руб. за услуги шиномонтажа.
  • При движении всесезонная резина обеспечивает достаточный комфорт и мягкость. Даже длительные переезды не будут утомительными. Во многом это заслуга того, что такие колеса мягче летних моделей.
  • При зимнем использовании всесезонная резина излишне не шумит. Она не имеет шипов и выраженного агрессивного рисунка протектора, поэтому во время езды она остается достаточно тихой.
  • Благодаря особенностям строения протектор всесезонных шин более устойчив к износу и истиранию по сравнению с летней или зимней резиной, для которых использование в неподходящих погодных условиях может быть губительным.

Как видно, достоинств у всесезонных покрышек достаточно много. Однако они в значительной степени перекрываются имеющимися недостатками.

Минусы всесезонных шин

  • Усредненный характер означает, что они не способны обеспечить достойного управления и контроля движения ни в жаркую летнюю погоду, ни в серьезный мороз. Следовательно, для большей территории России они попросту не подходят.
  • Температурный режим также усреднен. При жаре такая резина становится чересчур мягкой, также она недостаточно эффективно сцепляется с мокрой дорогой. Зимой же при температурах ниже -7 резина дубеет и снижает эффективность торможения более чем в 2 раза.
  • Летом из-за повышенной мягкости покрышек возрастает расход топлива.
  • Двигаться по заснеженной дороге на всесезонной резине откровенно неудобно – она не имеет достаточно крупного протектора и поэтому нередко пробуксовывает.
  • Цена на всесезонную резину выше, чем на летние покрышки аналогичного размера.

Таким образом, всесезонная резина, которая должна быть универсальным решением, слишком специфична. Она подойдет для автолюбителей, живущих в местности с мягким умеренным климатом, где не случается сильных морозов и снегопадов, а летом не приходит жара. Такие покрышки не созданы для динамичной агрессивной езды, это вариант для неспешных и недлительных переездов – например, от дома до работы и обратно.

Резина обеспечивает сцепление колес с дорогой и передачу мощности двигателя на асфальт. Важно правильно выбрать комплект для своего авто, чтобы эксплуатация автомобиля была максимально эффективной. У каждого комплекта есть такой параметр, как сезонность шин. Далее будет представлена информация о всесезонных шинах, особенностях их маркировки и свойствах данной резины.

Для того чтобы определить всесезонную резину по маркировке такие покрышки имеют дополнительное обозначение в виде букв M+S. Аббревиатура Mud+Snow говорит о том, что комплект обеспечивает надежное сцепление в тяжелых погодных условиях. Помимо этого всесезонная резина обозначается символами 4S, AS или AW (4 Season, All Season или All Weather).

Однако следует понимать, что по сути всесезонка проигрывает зимним шинам при низких температурах и отстает от летней резины при серьезной температуре воздуха. По сути, данные покрышки считаются скорее межсезонными.

На автомобиль предлагаются различные комплекты сезонной резины, которые отличаются своими характеристиками и составом. Шины на зиму сделаны из мягких сортов резины, которая позволит покрышке не дубеть. К тому же такая продукция обладает развитым рисунком протектора и высоким профилем, что позволяет цепляться за снежную кашу и эффективно отводить воду.

Отличие летних шин в резине твердых сортов. Данная покрышка отлично переносит высокие нагрузки и не плавится во время движения, уверенно цепляясь за поверхность. Высота профиля небольшая, а пятно контакта с дорогой – наиболее обширное. Однако в низкотемпературных условиях она дубеет и не обеспечивает должного сцепления, что выливается в долгий тормозной путь.

Узнать летняя или зимняя резина достаточно просто. Комплекты без каких-либо дополнительных отметок считаются летними. Всесезонные шины обозначаются буквами 4S, AS, M+S, а маркировка шин липучки или шиповки снабжена рисунками снежинки.

Параметры и характеристики резины


У каждого комплекта есть понятие сезонности шины. Несмотря на то, что покрышки определенного состава маркируются как всесезонные, такой комплект является демисезонной резиной. Такая всесезонная резина отличается более мягким составом резиновой смеси. Летом всесезонка будет перегреваться и «плыть», что приведет к преждевременному износу.

В случае сверхнизких температур автошины проиграют своим зимним аналогам. Наиболее эффективно такие комплекты работают при околонулевых показателях, обеспечивая должное сцепление на холодном асфальте, снежной каше или при дожде. В таких условиях резину можно использовать, однако кататься на ней круглый год не стоит, к зимнему или летнему сезону стоит ставить профильную обувку.

Плюсы и минусы эксплуатации



Каждый комплект имеет свои плюсы и минусы. Всесезонные шины не являются исключением.

Преимущества:

  • позволяют экономить деньги, приобретая лишь один комплект колес;
  • неплохо чувствуют себя при нулевых температурах, на мокром или заснеженном асфальте.

Недостатки:

  • существенно проигрывают профильной авторезине при соблюдении сезонности. На высоких температурах покрышка «плывет», а при снижении столика термометра – дубеет. Зимой машина должна быть на зимней резине, а летом – на летних шинах.

Информация о производителе

В обязательном порядке на боковой поверхности покрышки находятся регламентированные надписи. Большими буквами нанесен логотип и название производителей резины, а также наименование марки. Некоторые производители авто могут рекомендовать те или иные бренды как наиболее подходящие для модели. Так поступают компании Chevrolet или ВАЗ.

Типоразмер резины

Также на боковине покрышки указан типоразмер резины. Есть европейский тип маркировки. К примеру, показания 205*35*R17 дают понять, что ширина шины – 205 мм, высота профиля – 45, а внутренний диаметр – 17-ть дюймов. Буква r значит, что перед нами обувка с радиальным плетением корда.

Американский способ похож на европейский, только перед цифрами стоят дополнительные буквы, которые сигнализируют об «ориентированности» резины (P – Passanger, LT – Light Track). Есть еще один способ, которым обозначается типоразмер, где даны значения в дюймах. Например, при наличии номера 29*11*R18 на боковой части, его расшифровка будет означать следующее:

  • 29 — внешний диаметр в дюймах;
  • 11 – ширина покрышки;
  • 18 – внутренний диаметр.

Скоростной индекс



Еще одним обязательным параметром является скоростной индекс. Это буквенное обозначение, которое указывает на то, что машина может двигаться с заданной скоростью на протяжении нескольких часов. Чем ближе буква к концу латинского алфавита, тем выше этот показатель. Сейчас наиболее распространенными являются комплекты с индексами S, T, U, H V или W, позволяющие развивать скорость 180-190-200-210-240 или 260 км/ч соответственно.

Индекс грузовой нагрузки

Совместно с категорией скорости шинные производители проставляют еще два числа – индекс максимальной нагрузки. Этот параметр означает, что шина способна ехать под указанным весом на одно колесо при условии максимального давления. Показатель указывается в килопаскалях ближе к внутреннему радиусу.

ем выше показатель, тем больше нагрузка, какую может перенести колесо. Минимальным значением в индустрии является 1 – 46,2 кг на колесо, а максимальная цифра – 279 – 13,6 тонн на один баллон.

Маркировка



Иногда маркировка всесезонных шин может быть дополнена различными значками. Среди дополнительных обозначений можно встретить надпись «Retread». Дело в том, что некоторые комплекты подлежат ремонту и на них заново наплавляется смесь и нарезается протектор. Восстановленные изделия несут такое обозначение. Езда на такой резине ничем не грозит, однако купленная водителем покрышка износится немного раньше. Благо, цена на нее дешевле.

Некоторые автомобильные шины и диски не подходят друг другу, имея кардинальные различия в конструкции. Так, если вы собираетесь менять резину автомобиля своими руками, стоит запомнить, что камерные комплекты должны устанавливаться на соответствующие колеса с обозначениями ЛК, ГК или РК. Символы ЛБ, ГБ или РБ говорят о сочетании с комплектами бескамерного типа (TubeLess).

Правила установки шины регламентируют наличие цветных отметок. Если на боковине есть пиктограмма желтого треугольника, то это самая легкая часть резины. Все, что необходимо сделать – совместить его с меткой на диске. Красная точка обозначает самое жесткое место и также должна быть совмещена с меткой L на легкосплавных колесах.

Дата изготовления



Обязательно покрышка маркируется четырьмя цифрам, говорящими о дате изготовления комплекта. В первых двух зашифрован порядковый номер недели, а последние – показатель года в котором изготовлены колеса. Число 2517 говорит о том, что резина произведена на 25-й неделе 2017-го года.

Подбор на внедорожник или кроссовер

Мы рассказали, как отличить зимнюю резину от летней – по пиктограмме снежинки. Однако для выбора обувки на нетривиальную машину, может быть мало этого знания. Приобретая колеса для кроссовера, следует представлять, где авто проведет большую часть времени. Если в городе, то неплохо подойдет стандартная резина с обозначением AW (All Weather или Aqua – улучшенный водоотвод и повышенное сопротивление аквапланированию).

Если же автомобиль выходит за рамки определения паркетник и планируются выезды на природу, то лучше отдать предпочтение комплектам с развитым протектором шины, улучшенными грунтозацепами и повышенной проходимостью. Такие комплекты обозначаются буквами AT – All Terrain.

Для настоящих внедорожников полагается специальная резина типа Бриджстоун Дуелер, отлично зарекомендовавшая себя в боевых условиях и обладающая высоким сопротивлением нагрузкам и отличным зацепом. Такой комплект более дорогой, чем стандартный, однако его цена оправдана прекрасными качествами.

Во время смены сезонов каждый водитель сталкивается с необходимостью замены шин на своём автомобиле. Кроме логичного выбора зимней, летней или всесезонной резины, необходимо определиться с типоразмером шины, степенью нагрузки на неё, а также скоростными качествами авто. Как маркируется резина и что означает та или иная маркировка - давайте разберёмся.

Чтобы добиться хорошей управляемости автомобиля, устойчивости на дороге, его проходимости, необходимо, чтобы резина соответствовала автомобильному транспорту и условиям его эксплуатации.

Знаете ли вы? Первым прототипом современной шины стало изделие, которое было изобретено в 1847 году Робертом Томпсоном. Учёный решил обернуть колёса гужевого транспорта специальным эластичным материалом, который бы снижал шум и облегчал движение экипажей.

Основная задача шин заключается в обеспечении всем участникам дорожного движения максимальной безопасности. Этого можно добиться, если «одевать» авто по сезону: в летний период применять летнюю резину, в зимний - зимнюю.
Что касается всесезонных шин, то они разработаны для использования в одном температурном диапазоне. Так, например, если резина применялась летом, то для зимы она уже не пригодна, поскольку будет опасной для передвижения.

Существуют различные типы классификации автомобильных шин:

По назначению (сезонности):

  • летние, или дорожные - предназначены для езды при плюсовой температуре на шоссе; для применения в зимний период или для передвижения на грунтовых дорогах изделия не подходят;
  • зимние - используются для зимы, для передвижения при минусовых температурных показателях воздуха, на дорогах, засыпанных снегом и укрытых льдом;
  • всесезонные - считаются промежуточным вариантом между летними и зимними, однако уступают и тем, и другим в организации качественного сцепления резины с покрытием дороги в условиях определённого сезона;
  • универсальные - подходят для эксплуатации на шоссейных и грунтовых дорогах;
  • повышенной проходимости - используются для езды на мягких почвах или по бездорожью.

По рисунку протектора:
  • направленные и ненаправленные;
  • асимметричные и симметричные.

По размеру профиля , который определяется соотношением ширины резины к высоте (измеряют в процентах):

  • сверхнизкопрофильные - до 50 %;
  • низкопрофильные - от 50 до 65 %;
  • нормальные - от 65 % и выше.

По способу герметизации:

  • бескамерные;
  • камерные.

Важно! Большая часть всех автопокрышек, производимых сегодня, являются бескамерными.

Чтобы узнать, какую покрышку подобрать к автомобилю, следует детальнее остановиться на её маркировке.

Расшифровка маркировки шин

С 2012 года в государствах Европейского Союза был принят закон об обязательной маркировке шин. Следовательно, все покрышки, изготовленные в Европе, имеют стандартизированное обозначение.

Резина, согласно евромаркировке, должна оцениваться с учётом трёх главных параметров: топливная эффективность, надёжность сцепления на мокром покрытии и внешний шум качения.

Основная маркировка

Маркировка наносится на все виды автопокрышек. Именно по ней владелец авто может узнать размер шины, её изготовителя, индекс скорости и нагрузки. Маркировка состоит из нескольких цифр и ряда буквенных обозначений, расшифровав которые, можно узнать все сведения о резине.

Производитель

Найти страну или фирму-изготовитель на колесе довольно просто, ведь компании размещают на всей поверхности резины свой логотип или указывают место производства - например, «NOKIAN», «GOODYEAR» или «Made in Korea».

Среди наиболее популярных брендов, занимающихся производством резины, можно отметить:

  • «Continental», Германия;
  • «Nokian», Финляндия;
  • «Michelin», Франция;
  • «Hankook», Южная Корея;
  • «Goodyear», Соединённые Штаты Америки;
  • «Bridgestone», Япония;
  • «Yokohama», Япония;
  • «Nexen», Южная Корея;
  • «Nankang», Тайвань;
  • «Белшина», Беларусь;
  • «Росава», Украина.

Продукция азиатских и в особенности японских, а также европейских и американских компаний отличается чрезвычайно высоким качеством и обладает превосходными ездовыми свойствами.

Важно! Сегодня на рынке в больших количествах представлена продукция китайских производителей, которая не отличается хорошим качеством и является исключительно копией покрышек известных брендов.

Модель и тип протектора

Сцепление шины с поверхностью дороги во многом зависит от протектора автопокрышек - спецэлемента, который призван обеспечить защиту внутренней стороны от различных повреждений, а также для создания оптимального пятна контакта шины.

По типу протектора различают следующие автопокрышки:

  1. С симметричным ненаправленным рисунком - традиционный вариант, который характеризуется надёжностью, малой стоимостью, универсальностью и практичностью. Такие колёса легко заменять, причём их монтаж не зависит от направления вращения.
  2. С симметричным направленным рисунком - один из наиболее популярных вариантов среди автомобилистов. Такой рисунок позволяет кардинально повысить сопротивление аквапланирования, что особенно важно при передвижении на мокром шоссе. Широкие канавки, расположенные на шине, прекрасно справляются с задачей отвода воды из пятна контакта с поверхностью дороги. Каждая покрышка имеет спецзапись на боковине «ROTATION», а также нарисованную стрелочку, которая указывает на направление вращения.
  3. С асимметричным ненаправленным рисунком - в основном применяется для более дорогих легковых авто. Асимметричный протектор даёт возможность усовершенствовать эксплуатационные теххарактеристики покрышки по сравнению с симметричным. Данный вид шин имеет некоторые особенности, связанные с их установкой. Монтаж осуществляется согласно надписям «Outside» и «Inside», то есть с учётом внутренней и внешней сторон колеса.
  4. С асимметричным направленным рисунком - можно встретить значительно реже, чем три предыдущих. Подобные колёса имеют обозначения на боковой части: стрелочку и надпись «ROTATION», которые указывают направление вращения. Вместе с тем, на покрышках могут указываться символы «Outside» и «Inside», обозначающие внутреннюю и наружную части. Также существует разделение на левые «L» и правые «R».

Что касается моделей автопокрышек, то производители выпускают их своеобразными линейками, в которых каждая модель обладает своими уникальными свойствами и теххарактеристиками.

Важно! При монтаже резины следует обязательно учитывать тип рисунка протектора .

Существуют следующие модели колёс:
  1. Экономичные - применяются для не очень дорогих автомобилей, относящихся к типу малолитражек. Они характеризуются невысокой стоимостью, большим пробегом относительно следующей замены, возможностью экономить топливо.
  2. Модели, разработанные для города , - подходят для эксплуатации в городских условиях. Достаточно недорогие, практичные, удобные, легко меняются, обеспечивают комфорт при езде.
  3. Спортивно-комфортные - специально разработаны для водителей, предпочитающих быструю, стремительную езду. Они не такие жёсткие, как спортивные покрышки, и способны обеспечить автовладельцу хорошую, довольно мягкую, но при этом скоростную езду.
  4. Спортивные - используются для скоростной езды. Они изготовлены из специальной резины, обладают усиленной конструкцией, благодаря чему способны выдерживать разгон до 250–300 км/ч. Такие покрышки довольно дорогостоящие.
  5. Внедорожные - шины, которые применяются для езды по бездорожью и вне дорог общего использования. Такие изделия отличаются наличием «тракторного» рисунка протектора и усиленной конструкцией. Их чаще всего используют для передвижения внедорожников и сельхоз транспорта.

Индекс скорости

Индекс скорости (ИС) - цифровой показатель, указывающий максимально возможную расчётную скорость покрышки, то есть ту скорость, которую сможет выдержать резина.

Данный индекс обозначается определённой латинской буквой.
Индекс скорости Допустимая скорость, км/ч Индекс скорости Допустимая скорость, км/ч Индекс скорости Допустимая скорость, км/ч
А1 5 D 65 Q 160
А2 10 E 70 R 170
А3 15 F 80 S 180
А4 20 G 90 T 190
А5 25 J 100 U 200
А6 30 K 110 H 210
А7 35 L 120 V 240
А8 40 M 130 W 270
B 50 N 140 Y 300
C 60 P 150 ZR свыше 240
class="table-bordered">

Индекс нагрузки

Не менее важным параметром считается индекс нагрузки (ИН) - параметр, указывающий максимально возможную нагрузку, которую способна выдержать резина при соответствующем ИС и давлении воздуха в ней.

Допускается кратковременное превышение уровня нагрузки на 15–20 % от допустимого, однако при длительной нагрузке шину может разорвать на кусочки.

Важно! В таблице указан ИН на одну покрышку, поэтому для расчёта общей цифры, то есть максимального веса авто, следует показатель умножить на число колёс - 4.

Таблица ИН выглядит следующим образом:
Индекс нагрузки Индекс нагрузки Индекс нагрузки
40 140 60 250 80 450
41 145 61 257 81 462
42 150 62 265 82 475
43 155 63 272 83 487
44 160 64 280 84 500
45 165 65 290 85 515
46 170 66 300 86 530
47 175 67 307 87 545
48 180 68 315 88 560
49 185 69 325 89 580
50 190 70 335 90 600
51 195 71 345 91 615
52 200 72 355 92 630
53 206 73 365 93 650
54 212 74 375 94 670
55 218 75 387 95 690
56 224 76 400 96 710
57 230 77 412 97 730
58 236 78 425 98 750
59 243 79 437 99 775
class="table-bordered">

Индекс конструкции

На покрышке также размещена маркировка, которая указывает на конструкцию:

  1. R или Radial - радиальная конструкция. Часто неопытные водители путают с радиусом шины. Отсутствие подобного символа свидетельствует о том, что колесо - диагонального типа. Колёса радиальной конструкции отличаются отличной эластичностью и большой грузоподъёмностью.
  2. D (или без указания ) - диагональная конструкция, которая характеризуется хорошим равновесием.
  3. B - диагонально-опоясанный тип.
  4. Steel - говорит о том, что в конструкции присутствует стальной корд.

Размеры шин

На покрышках производители также указывают их размеры.

Эта маркировка состоит из таких пунктов:

  • Х - параметр ширины, измеряемый в миллиметрах, например 210 (мм);
  • Y - протектор резины, то есть процентное соотношение высоты профиля к ширине, к примеру 55 (%);
  • тип конструкции, например R, что означает радикальный тип;
  • Z - диаметр диска колеса, например 14 (дюймов);
  • ИП - 94;
  • ИС, к примеру T.

В результате, размерность шины будет выглядеть следующим образом: 210/55 R 14 94 T.

Важно! Запрещается применение шин разных типоразмеров на одной машине.

Тип шины

Тип шин также указывается изготовителями определёнными обозначениями:

  1. Р (Passanger) - свидетельствует о том, что колесо используется для легковых машин. Может встречаться надпись P-metric, которая является американским вариантом маркировки и на евроизделиях не используется.
  2. С - шина, применяемая для легкогрузовом транспорте или автобусах, с малой вместительностью. Используется у изготовителей стран СНГ.
  3. LT (Light Truck) - обозначает то же самое, что и «С», только у изготовителей других стран мира.
  4. ТТ - шины с камерой.
  5. ТL - автошины без камеры.

Нужно отметить, что бескамерные покрышки вполне могут применяться вместе с камерой, однако срок эксплуатации такой камеры будет непродолжительным.

Дополнительная маркировка

Кроме базовых обозначений, которые располагаются на боковине покрышки, также можно найти ряд других символов.

Неделя и год выпуска:

  • колёса, изготовленные до 2000 года, имеют обозначение в виде трёхзначного числа, которое означает неделю выпуска и год, к примеру, 16-я неделя и 1998 год - (168);
  • покрышки, которые выпускались после 2000 года, обладают четырёхзначной нумерацией, например, 0602, где 6 - неделя выпуска, 02 - 2002 год.

Место установки шины:

  • F (Front wheel) - возможна установка только на переднее колесо;
  • «Rear wheel» - монтаж только на заднее колесо;
  • «Rotation» или стрелка - указывает направление вращения.

Стандарты:

  • E (в кружочке) - резина, которая изготавливалась с учётом евротребований ECE;
  • DOT (Department of Transportation США) - шина, произведённая по госстандартам качества США.

Видео: обозначения и расшифровка на шинах Сезонность:

  • AS, Any Season, All Season, R+W, AW, A.G.T. - тип всесезонных шин;
  • Winter или рисунок снежинки - резина, созданная для зимы;
  • Rain, Aqua, Water, Aquatred, Aquacontact или нарисованный зонтик - дождевая покрышка, которая подходит для езды по мокрому шоссе.

Знаете ли вы? Любая шина изготавливается из различных натуральных и синтетических материалов: смолы, каучука, серы, масел, текстильных и полимерных нитей. Однако точный «рецепт» производства покрышек знают только производители, ведь это является коммерческой тайной.

Другие обозначения:
  • Temperature (А, В, С) - термостойкость шины, где А - максимальное значение;
  • Studless - не полежит ошиповке;
  • Studdable - подлежит ошиповке.

На первый взгляд кажется, что расшифровать маркировку шины довольно сложно. Однако это не так. Все обозначения на боковине покрышки представляют собой набор техпараметров и иной полезной информации, указывающей на: страну и компанию-производителя, размер автопокрышки, её тип, максимально допустимую скорость и нагрузку, способ монтажа, сезонность.
Водителям остаётся только запомнить базовые символы маркировки и подбирать покрышки согласно нужным параметрам.

Подписывайтесь на наши ленты в

При выборе и покупке шин для автомобиля очень важно понимать, что обозначают все эти непонятные на первый взгляд буквы и цифры на боковых поверхностях покрышек. Без определенных знаний сделать правильный выбор, не прибегая к помощи специалистов, просто невозможно. Ведь именно в этих знаках заложены основные параметры, по которым, собственно, и подбирается резина.

Расшифровка обозначения шин не требует от рядового покупателя никаких дополнительных познаний. Чтобы правильно выбрать покрышки, достаточно лишь знать, какой типоразмер их нужен, а также как и когда они будут использоваться.

С чего начать

В руководстве по эксплуатации автомобиля обычно прописаны некоторые рекомендации по правильному подбору шин. Здесь учитывается тип колесных дисков (стальные или легкосплавные), сезон использования (летние, зимние), а также стандартный заводской размер. Естественно, что не каждый водитель придерживается таких рекомендаций, из-за чего на автомобиле может быть установлена резина, которая по своим параметрам не соответствует требованиям завода-производителя.

Так что начать лучше с изучения стандартных требований для шин определенной Если же вас устраивает вид и размер резины, которая установлена на автомобиле, нужно попросту переписать все имеющиеся обозначения.

Основные параметры шины: обозначения, маркировка

Все надписи на покрышках наносятся на боковины с обеих сторон. Основные обозначения на шинах несут информацию о:


Кроме этих, могут быть и дополнительные обозначения на шинах, информирующие о:

  • конструкции покрышки;
  • типе шины;
  • материале, из которого изготовлена боковина;
  • максимально допустимом давлении;
  • направлении вращения;
  • термостойкости;
  • стандарте качества и др.

Данные о производителе

Обозначения на шинах, содержащие имя производителя, наносятся на боковины крупным шрифтом. Не заметить его просто не возможно.

Производитель - это первое, с чем стоит определиться. Такие популярные марки, как, например, «Нокиан», «Мишелин», «Данлоп», «Йокогама», «Пирелли», «Континенталь», «Бриджстоун», в представлении не нуждаются. Шины этих компаний известны по всему миру благодаря своему качеству и надежности. Но существуют и другие производители, имена которых мало кто знает. Вот в этом случае потребуется совет специалиста или поиск объективных отзывов.

Типоразмер шин

Данный критерий является основополагающим в выборе резины. Он включает в себя четыре параметра:


Обозначение размера шин выглядит примерно таким образом: 185/65R15, где 185 - это ширина рабочей поверхности покрышки (в мм), 65 - процент высоты профиля от ширины (185:100 х 65% = 120,25 мм), R - тип конструкции (радиальный), 15 - внутренний диаметр (в дюймах).

Некоторые автолюбители часто путают маркировку «R» с радиусом резины. На самом же деле это не обозначение размера шин, а тип конструкции в зависимости от расположения кордовых нитей. Они могут быть размещены как радиально (R), так и диагонально (D). Шины с диагональным кордом сегодня встречаются гораздо реже, так как радиальные, будучи более практичными, их практически вытеснили.

Скоростной индекс

Эта величина указывает на предельно допустимую скорость машины, при которой резина гарантированно будет справляться со своими задачами. Несмотря на то что производители практически всегда завышают этот параметр, разгонять свою машину до данной скорости настоятельно не рекомендуется. Здесь также следует учитывать, что иностранные компании, выпускающие покрышки, понятия не имеют о состоянии наших дорог, поэтому ни в коем случае не нужно пытаться проверить указанные скоростные индексы. На шинах обозначение максимального разгона маркируется одной литерой латинского алфавита, указывающей на допустимую скорость. У нас чаще всего встречается резина, маркированная следующими буквами:

Для спортивных автомобилей и машин, участвующих в различных соревнованиях, предусмотрено специальное обозначение шин. Индекс скорости «ZR», например, указывает на то, что резина может быть использована в критических скоростных режимах, т.е. от 240 км/ч.

Индекс весовой нагрузки

Этот индекс обозначает максимально допустимую нагрузку на одно колесо в килограммах. Однако подобрать подходящие шины путем деления массы автомобиля на 4 не получится. Здесь необходимо иметь в виду, что вес машины распределен между осями неравномерно, поэтому полученный индекс будет существенно завышен. Для начала необходимо отнять от массы автомобиля 20% ее значения (для внедорожников - 30%), а уж потом разделить на 4.

Обозначения на нагрузки содержат две или три цифры, соответствующие определенной массе. Для определения данного критерия для разных видов автомобилей существуют специальные таблицы, мы же рассмотрим основные примерные показатели для легковых машин:

  • 70 - 335 кг;
  • 75 - 387 кг;
  • 80 - 450 кг;
  • 85 - 515 кг;
  • 90 - 600 кг;
  • 95 - 690 кг;
  • 100 - 800 кг;
  • 105 - 925 кг;
  • 110 - 1030 кг.

Стоит также отметить, что чем больше индекс нагрузки, тем толще и грубее каркас шины, что существенно снижает ее амортизационные качества.

Зимние и летние шины

По сезонному критерию все шины подразделяются на три типа:

  • летние;
  • зимние;
  • всесезонные.

Летняя резина обычно не имеет никакой специальной маркировки. Визуально отличить ее от других типов можно по продольным канавкам, предназначенным для отвода воды. Кроме того, они лишены микрорисунка. Летняя резина довольно жесткая, что обеспечивает оптимальную износоустойчивость и максимальное сцепление с дорогой при плюсовых температурах.

Обозначение зимних шин может содержать либо слово «Winter», либо пиктограмму в виде снежинки. Они существенно мягче летних, и имеют ярко выраженный высокий протектор с микрорисунком. Обозначение зимних шин снежинкой гарантирует безопасное их использование в условиях сильных морозов.

Очень часто автолюбители, увидев на покрышках маркировку в виде литер «M S» или «M+S», ошибочно принимают их за зимние. Но это не обозначение зимних шин. Это маркировка, указывающая на возможность использования резины в особых условиях.

Обозначение «M S» на шинах - это «Mud and Snow», что переводится с английского как «грязь и снег». Оно может наноситься на любые покрышки, независимо от сезонности. Иными словами, обозначение «M S» на шинах - это знак, указывающий на то, что данная резина предназначена для езды по бездорожью или же по асфальту, покрытому мокрой грязью или снежной кашицей. Такие покрышки еще называют грунтозацепами, а используются они по большей части либо для либо же для внедорожников.

Всесезонные шины: обозначения, маркировка

Существуют и универсальные покрышки, которые могут применяться в любое время года. Обозначение всесезонных шин зависит от условий их эксплуатации и может иметь следующие аббревиатуры:

  • «AS» (All Season, Any Season) - все сезоны;
  • «R+W» (Road + Winter) - всесезонка для холодных регионов;
  • «AW» (Any Weather) - всесезонка для любой погоды.

Дополнительно обозначение всесезонных шин часто содержит надписи «Aqua», «Water», «Aquacontact», «Rain» или рисунок зонтика. Это значит, что резина способна эффективно отводить воду из плоскости контакта с дорожным покрытием, что существенно снижает вероятность аквапланирования. Такие шины называют дождевыми.

Но не стоит забывать, что всесезонная резина - понятие достаточно условное, и использовать ее в экстремальных условиях настоятельно не рекомендуется.

Дата изготовления

На дату изготовления необходимо обращать внимание не только при покупке шин, бывших в использовании, но и при приобретении новой. Все дело в том, что недобросовестные продавцы часто скупают по низкой цене резину, которая годами лежала на складах невостребованной.

Производители шин утверждают, что длительное их хранение приводит к тому, что покрышки теряют свою форму и эксплуатационные свойства. Естественно, что ни о какой безопасности при использовании такой резины речь идти не может.

Узнать дату выпуска шины несложно. Маркировка также наносится на боковую поверхность и состоит из четырех цифр, обозначающих неделю и год. Например, надпись 1609 свидетельствует о том, что покрышка произведена на 16-й неделе 2009 года. Практически все мировые производители шин придерживаются данной маркировки, поэтому ее отсутствие на боковине - первый признак несертифицированной продукции.

Кстати, до 2000 года дата обозначалась пятью цифрами, первые две из которых - номер недели, а три остальных - код года производства.

Другие обозначения

Но кроме основных обозначений очень часто резина имеет и другие маркировки:

  • «Max Pressure» с цифровым показателем - указывает на предельно допустимое давление в шине (обычно в килопаскалях или барах);
  • «Inside», «Autside» - указывают на то, что шины асимметричные;
  • «Rotation» с направленной стрелкой - обозначает, что шина имеет направленную конструкцию, должна быть установлена соответствующим образом;
  • «Temperature» A, B, C - индекс термостойкости (А - максимальный);
  • «Traction» A, B, C - индекс торможения, определяющий эффективность экстренного торможения (А - наилучший);
  • «Tubeless» - бескамерная шина;
  • «Tube Type» - шина, предназначенная для использования с камерой;
  • «RSC» - специальные шины с технологией Run Flat System Component, позволяющей продолжать движение на автомобиле при проколе или порезе покрышки. Такая резина способна пройти до 100 км при полном отсутствии внутреннего давления;
  • «TWI» - надпись, указывающая, что шина имеет специальный «маяк», расположенный в канавке между протектором, являющийся индикатором его износа;
  • «PR» - прочность каркаса шины, оцениваемая количеством слоев резины.

Зачем на шинах нужны цветные кружки

Наверное, вам приходилось встречать шины с цветными кружочками на боковинах. Об их происхождении ходит много слухов, начиная с того, что это технологические метки, необходимые лишь в процессе производства резины, и заканчивая тем, что производитель или продавец таким образом метит некачественную или бракованную шину.

На самом деле эти разноцветные кружки указывают на особенности конструкции покрышки. Расшифровка обозначения шин, помеченных желтыми или красными пятнами, такова:


Но зачем кому знать, где легкий участок, а где тяжелый? Все просто! Обычно для шин с камерами покрышка устанавливается самой легкой зоной к соску. Это помогает достичь идеального баланса при вращении.

В некоторых случаях на боковине шины можно встретить маркировку, состоящую из цифры в круге, квадрате, треугольнике, нанесенную белой краской. Это своего рода отметка, что изделие прошло контроль качества (наподобие нашего ОТК). Кроме указывает на конкретного контролера, несущего ответственность за проверку.

Цветные линии на протекторе

Практически все новые шины имеют разноцветные полосы на рабочей стороне покрышек. Они также не представляют особого интереса для владельца авто и не несут для него никакой полезной информации. Цветовое обозначение шин предназначено для упрощения их идентификации в хранилищах.

Когда тысячи покрышек стоят стопками на складе, работник не имеет возможности определить их тип и размер, не видя маркировки, расположенной на боковине. Именно с помощью этих цветных полос, расположенных в определенном порядке, можно четко узнать тип шины и ее размер.