Экстренное торможение пдд определение. Опасные ситуации на дороге. Экстренное торможение

Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных свойств транспортного средства, а также возможностей водителя (шофёр , машинист) применить традиционные или нетрадиционные приемы в зависимости от коэффициента сцепления колёс с путём и других внешних условий.

Экстренное торможение на автотранспорте

Задача экстренного торможения состоит в остановке за минимальное время и при прохождении при этом минимального расстояния. Это связанные величины, так как чем эффективнее (быстрее) снижается скорость, тем меньшее время нужно на остановку, и тем меньший будет пройден тормозной путь .

Благодаря этому вы можете уделять пристальное внимание трафику, а не спидометру. Если вам нужно ездить быстрее с помощью активного ограничителя, просто нажмите педаль акселератора более твердо. Существует также бесконтактная индуктивная зарядка смартфонов. Такие функции, как поворотные огни, система помощи фары или автоматическое управление лучом, обеспечивают оптимальное освещение дороги во всех возможных условиях, что способствует сохранению ночного вождения.

Система корректирует передачу крутящего момента на передние колеса, предотвращает скольжение колес, а в автоматических коробках передач изменяет скорость реверса и чувствительность электронной педали. Дополнительная двухцветная телесная живопись с контрастной черной крышей - это первый уровень персонализации. Плавающая крыша визуально связана с кузовом с «сломанной» задней стойкой, которая образует динамический переход к задней части кузова. Элементы управления центральной консолью разделены на три горизонтальных уровня, что обеспечивает быстрый и интуитивно понятный доступ к информационно-развлекательным системам, системам кондиционирования и шасси.

На автотранспорте для экстренного торможения используется рабочая тормозная система . В связи с относительно малыми массами автотранспортных средств и массовым их изготовлением аварийной или экстренной тормозной системы конструкцией чаще всего не предусматривается (за исключением механического стояночного (ручного) тормоза). Эффективность экстренного торможения на автотранспорте зависит в первую очередь от действий водителя и дорожной обстановки: скорости реакции, правильности действий, состояния шин и дорожного покрытия, и во вторую очередь от дополнительных систем, которые усовершенствовали тормозную систему, такими как например антиблокировочная система тормозов (ABS - англ. Anti-lock Braking System ). Современные тормозные системы, использующие пневматические или гидравлические тракты и вакуумные усилители, позволяют при относительно небольшом усилии на педаль тормоза передать большое усилие на тормозную колодку , блокирующее вращение колеса . Блокировка же вращения колес переводит торможение за счет трения между тормозными колодками и дисками или барабанами в трение скольжения между шинами и поверхностью (дорогой), по которой двигается автомобиль. Такое скольжение называется движением юзом . Трение скольжения между малой поверхностью шины и дорогой в их пятне контакта значительно меньше, чем трение в тормозной системе, что приводит к уменьшению эффективности торможения, снижению замедления, увеличению времени торможения и тормозного пути. Также при блокировке теряется контроль за направлением движения, так как транспортное средство скользит в последнем заданном направлении, двигаясь по инерции .

Ничего не видно байкера и пересекает дорогу. Рассеянный при поиске места для парковки, водитель не может быстро предотвратить то, что кажется неизбежным несчастьем. Дирк Хохайсель. Эти ассистенты электроники всегда полностью настороже и реагируют в чрезвычайных ситуациях гораздо быстрее, чем люди могут реагировать.

Они обеспечивают поддержку там, где это необходимо водителям - в занятом городском транспорте. Системы аварийного торможения являются одной из наиболее полезных систем помощи, особенно когда речь идет о реагировании автомобиля на велосипедистов и пешеходов, наиболее уязвимых участников дорожного движения.

Навык водителя состоит в умении совместить максимальное усилие на колодки при торможении и сохранении колесами вращения (отсутствии блокировки). При отсутствии ABS это достигается совмещением торможения двигателем и торможения за счет нажатия на педаль тормоза (используя тормозную систему), а также импульсным нажатием и отпусканием педали тормоза.

В Германии велосипеды участвуют в четверти всех несчастных случаев, приводящих к травмам. Около двух третей этих несчастных случаев были связаны с автомобильной катастрофой. Развертывание каждого автомобиля в Германии с помощью системы экстренного торможения, способной обнаруживать велосипедистов, предотвратило бы почти половину несчастных случаев, связанных с велосипедом и автомобилем, от травм персонала или, по крайней мере, смягчить серьезность последствий. Системы аварийного торможения с обнаружением пешеходов являются частью рейтинговой системы с года.

Экстренное торможение на железнодорожном транспорте

При применяемых на современных поездах воздушных (пневматических) тормозах экстренное торможение происходит путём выпуска сжатого воздуха из тормозной магистрали , в результате чего воздухораспределители , установленные на каждой единице подвижного состава (вагон , локомотив), реагируют на резкое падение давления в магистрали и направляют в тормозные цилиндры сжатый воздух из запасных резервуаров, тем самым приводя к срабатыванию тормозов поезда. Такой метод применяется прежде всего потому, чтобы тормоза сработали при разрыве поезда, предотвращая тем самым транспортное происшествие. На имитации разрыва поезда основаны и действия таких устройств, как стоп-кран и автостоп - при их срабатывании тормозная магистраль соединяется напрямую с атмосферой , что приводит к падению давления в магистрали. Также, путём открытия тормозной магистрали применяет экстренное торможение и машинист, устанавливая рукоять крана машиниста в крайнее положение.

Электронные помощники пользуются популярностью В мире растущих объемов трафика системы помощи водителю предлагают комплексный пакет - и удерживают ключ к повышению безопасности дорожного движения. Они хранят багаж в переулке, предупреждают о препятствиях на переулке в переулке, обеспечивают поддержку парковки и поддерживают дистанцию ​​до автомобиля впереди вас.

Радар предлагает непрерывный вид на плечо. Средние дальние радиолокационные датчики, отслеживающие изменения полосы движения на шоссе, могут помешать водителю совершать опасные ошибки: после парковки на краю тротуара водители обычно выходят из машины без каких-либо соображений. Это много раз приводило к очень личному столкновению велосипедистов с дверями автомобилей и их позорным ударом на землю.

Стоит отметить, что как и в случае с автотранспортом, блокирование колёс поезда при экстренном торможении увеличивает тормозной путь , так как в данном случае коэффициент сцепления пары сталь-сталь весьма низок, к тому же традиционные тормоза малоэффективны при высоких скоростях. Поэтому, помимо пневматических тормозов, зачастую используют и электрические , то есть торможение электродвигателями . Сочетание обоих типов торможения активно применяется на электропоездах с электрическим торможением (ЭР6 , ЭР22). Однако совместное применение пневматических и электрических тормозов может ещё больше блокировать колёса, поэтому на многих локомотивах схемой предусмотрено полное отключение тяговых двигателей при экстренном торможении.

Но технология предупреждения при выходе из автомобиля из компании. Главным движущим фактором считается торможение большинством мотоциклистов. Во время соревнований именно на торможении происходит подавляющее большинство маневров обгона. Правильная техника торможения имеет решающее значение. Чтобы понять, о чем идет речь, важно понять, как наш мотоцикл реагирует на рычаг тормоза. В спортивных мотоциклах передние тормозные диски двойные и имеют гораздо больший диаметр, чем один диск, предназначенный для выпуска заднего колеса.

В общем, это не должно делаться так, чтобы заднее колесо оторвалось от земли. Отключив каскад, все должно быть сделано, чтобы оба колеса способствовали ускорению, а также поддержали надлежащую стабильность машины. Для этого рычаг переднего тормоза должен быть выдвинут вперед. Такой внезапный удар тормоза приведет к неустойчивости мотоцикла. Приподнятое заднее колесо не позволит вам сброситься в изгиб, и как только он приземлится, подвеска не сможет «успокоиться», прежде чем придет дело с силами, действующими в изгибе.

Примечания

Маневр торможения является наиболее значимым для безопасного управления автомобилем . С одной стороны, он позволяет скомпенсировать последствия многих ошибок в прогнозировании скорости, дистанции, развития дорожно-транспортной ситуации. С другой стороны, трудность его выполнения является одной из основных причин возникновения ДТП с тяжкими последствиями.

Эта нестабильность может привести к потере передней рукоятки, потому что шина не может справиться с ней без надлежащей поддержки подвески. Мы должны понимать, что, за исключением аварийного маневрирования и торможения, которое должно привести к полной остановке, мы тормозим, чтобы подготовить велосипед как можно лучше. Во время этого процесса передняя подвеска заряжается, а задняя часть снята, так как вес мотоцикла движется вперед. Если с сильно подвешенной передней подвеской рычаг переднего тормоза резко опустится от изгиба, вилка будет отскочить назад, а затем снова затянуться до складки.

Маневр, предназначенный для повышения безопасности, может выйти из-под контроля водителя и приводить к потере устойчивости и управляемости автомобиля из-за блокирования колес при интенсивном торможении, особенно при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой. Ошибка водителя может спровоцировать критический занос, снос, вращение и опрокидывание автомобиля.

В результате у нас будет эффект «пого», и у нас будут проблемы с гладкой и быстрой сборкой машины. Если вместо этого рычаг переднего тормоза будет постепенно закаляться, когда вы складываете мотоцикл в поворот или незадолго до сборки, передняя вилка будет работать плавно. Его реакция будет медленной и стабилизирует силы, которые влияют на мотоцикл во время сборки.

Чтобы добиться оптимальной работы в течение первой, менее секунды, фазы торможения, слегка нажмите тормоза, но достаточно прочно, чтобы затянуть вилку. Когда легкая подвеска уже стабильна, сильно нажмите на тормоз. Затем постепенно отпустите рычаг, когда мы приблизимся к точке, в которой мы планируем выпустить ее полностью.

Умение грамотно тормозить включает в себя :

    умение использовать максимальное сцепление колес с дорогой;

    умение сохранять прямолинейное направление движения при торможении;

    умение тормозить двигателем с одновременным переключением передач;

    умение остановиться при отказе тормозов.

Автомобиль замедляется под действием тормозных сил на передних и задних колесах. На движущийся автомобиль действует также сила инерции , приложенная в центре автомобиля, выше поверхности дороги. Под ее действием при торможении передние колеса догружаются, а задние - разгружаются. Это видно и по тому, как деформируется подвеска и автомобиль.

Технология «мягко-сильно-мягкой» не только позволяет более эффективно сокращать скорость, но также повышает точность управления поворотом. Прибытие на изгиб и сильное торможение в последний момент сосредоточит ваше внимание на борьбе с силами, действующими на мотоцикле, а не на гладкой сборке. Помните: аккуратно-осторожно. Торможение слишком поздно не даст вам ничего.

Важно смотреть на множество разных факторов, потому что этот маневр является ключом к достижению скорости и гладкости, с которыми мы идем. Кейт Код, основатель Калифорнийской школы супербайков, определил 46 таких предметов. Чем больше элементов мы пытаемся освоить, тем сложнее мы сталкиваемся. Давайте переопределим, что мы подразумеваем под торможением. Цель состоит в том, чтобы уменьшить скорость до максимума на короткое расстояние, чтобы держать рычаг газа открытым как можно дольше. Если вы переместите точку торможения на 50 метров, вы будете бить ее в открытом газе, и вы будете двигаться быстрее.

Максимальная тормозная сила определяется не тем, как сильно вы будете давить на педаль тормоза. Она зависит от нагрузки, приходящейся на колесо, и от сцепления колеса с дорогой. Чем сильнее нагружено колесо, тем больше тормозная сила. Известно, что трение покоя (отсутствие проскальзывания колеса относительно дороги) всегда больше трения скольжения. Сцепление зависит от степени проскальзывания колеса по поверхности. Максимальный коэффициент сцепления достигается при частичном проскальзывании 10-15%. А при полном проскальзывании коэффициент сцепления может падать почти вдвое. Это значит, что при экстренном торможении нельзя доводить колеса до полного проскальзывания (юза) .

Однако задержка торможения заставляет силы, которые действуют на мотоцикл, увеличиваться. Позднее торможение также ограничивает время, необходимое для принятия решения. Теперь вам будет намного быстрее узнать, что такое захват передних шин, независимо от того, не заблокирован ли «фронт», распознать кривую и решить, что делать дальше. Вы должны судить, подходит ли ваша скорость входа в поворот. На трек приходит наблюдение за другими игроками. Вы должны осторожно обгонять, и, самое главное, не позволяйте себе настигать кого-то другого.

Кроме того, будьте осторожны и не удивляйтесь, когда заднее колесо пытается догнать фронт или начать подниматься. Позднее торможение - это тот момент, когда многие новички совершают самые большие ошибки. Это связано с тем, что улица привыкла в основном к торможению, которая должна полностью остановить мотоцикл. Это требует от нас увеличения тормозной силы до остановки мотоцикла.

Если колесо полностью заблокировано (), то по поверхности дороги трется один и тот же участок шины. При этом резина истирается так же, как ластик, которым вы убираете карандашную линию на бумаге. 06разуются резиновые катышки, по которым заблокированное колесо катится как по каткам. Обычно о начале юза можно судить по характерному писку скользящей по асфальту резины. Но, во-первых, он возникает только на сухом покрытии, а во-вторых, его легко спутать с встречающимся иногда писком в самом тормозном механизме. Другими косвенными признаками блокировки колес являются усилие на руле и увод автомобиля с траектории.

Мы должны помнить, что с нашими быстрыми углами наша цель совсем другая. Будьте готовы быстро преодолеть эту дугу. Поэтому это касается регулировки скорости, а не остановки машины. Очень важно обеспечить, чтобы мотоцикл не мешал подпрыгивать изгиб насильственными реакциями, которые вызывают внезапное сжатие суспензии и, следовательно, нежелательные реакции, такие как нестабильность. Помните, что жидкие реакции являются ключом к успеху. С упрямством маньяка мы вернемся к вышеупомянутой методике «деликатно-сильно-мягко», которая предлагается Калифорнийской супербайковой школой.

Кроме того, сцепление зависит от состояния покрытия дороги и от того, насколько изношено колесо. Так, на мокром асфальте сцепление примерно в 2 раза меньше, а при гололеде - в 10 раз меньше чем на сухом асфальте. Соответственно, уменьшается тормозная сила и увеличивается тормозной путь.

Во время торможения сила сцепления колес в продольном направлении используется почти полностью. Поэтому достаточно небольшой боковой силы, чтобы наступила потеря сцепления в боковом направлении. Эта потеря сцепления наступает раньше на задних колесах, которые при торможении разгружаются.

Начальное давление на тормоз должно составлять 10% от максимального тормозного усилия. Это позволит вам мягко нажать переднюю подвеску. Сразу же после этого используйте всю силу торможения, затем медленно отпустите тормоз, когда вы приближаетесь к центру изгиба. Если вы попрактиковаетесь, вы значительно увеличите текучесть и скорость изгиба.

Его использование очень важно для тяжелых тяжелых мотоциклов. В спортивных сооружениях до недавнего времени задний тормоз полностью игнорировался. В настоящее время его стабилизирующая роль ценится. Техника одновременного, мягкого давления на задний тормоз позволит нам повысить устойчивость машины - разветвленная нагрузка будет лучше реагировать, и машина будет вести себя более нейтрально.

Одновременно с началом юза может начаться занос задних колес . Выправить положение автомобиля можно рулем. Но для того, чтобы выравнивание автомобиля было эффективным, необходимо прекратить торможение . После выравнивания автомобиля можно снова продолжить торможение.

Классификация приемов торможения

Различают служебное , экстренное и аварийное торможение .

Энди Ибботт - инструктор школы супербайка в Калифорнии. Начальное, мягкое нажатие тормоза заставляет вилку начать сгибаться очень постепенно. Когда позже вы обязательно увеличите мощность торможения, мотоцикл больше не будет погружаться так сильно, как началось ранее торможение, и это сократило переднюю подвеску. Затем, при медленном «рычаге» рычага, вилка также прогрессирует постепенно. Это делает вилку лучше, и у нас больше хватит.

Я всегда тормоз преимущественно передний тормоз. На самом деле, остановить мотоцикл может только «фронт». Задний тормоз используется очень аккуратно и только правильно, чтобы мотоцикл был стабильным. Разница между торможением на дороге и на трассе заключается в том, что на трассе вы можете тормозить передним тормозом, пока велосипед не будет полностью сложен. В случае возникновения чрезвычайной ситуации водитель должен быть как можно быстрее. Итак, со всей силой, ударьте тормоз и сцепление. Такая операция начнет торможение с максимальной силой и отключит двигатель, который имеет высокую скорость, будет толкать автомобиль.

Служебное торможение (с интенсивностью замедления менее 3 м/с2) не связано с дефицитом времени для замедления или остановки автомобиля и в нормальных условиях движения является наиболее приемлемым, так как осуществляется в комфортной зоне отрицательных ускорений.

Экстренное торможение используется в критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния. Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных свойств автомобиля, а также возможностей водителя применить традиционные или нетрадиционные приемы в зависимости от коэффициента сцепления шин с дорогой и других внешних условий.

После того, как вы остановили тормоз, мы произведем высокое давление в тормозной системе. Мы держим тормоз и сцепление нажатыми до тех пор, пока автомобиль не остановится. Инженеры некоторое время назад заметили, что водители слишком мало надавливают на тормоз. Для них был создан «тормозной ассистент». Поскольку водитель быстрее обычного будет снимать ногу с газа, это сигнал действовать для помощника. Высокое давление создается в системе, и после быстрого удара тормоз тянет педаль на пол, торможение как можно труднее.

Какие опасности могут привести к аварийному торможению? Прежде всего, автомобиль может быть нестабильным и иметь тенденцию мутить спину, и в экстремальных ситуациях проскальзывает в занос. Очень распространенной ошибкой, которая может вызвать небезопасное поведение, является удаление педали тормоза при повороте рулевого колеса.

Аварийное торможение применяется при выходе из строя или отказе рабочей тормозной системы и во всех других случаях, когда эта система не позволяет добиться необходимого эффекта.

Импульсное торможение

К импульсному торможению относят два способа - прерывистый и ступенчатый .

Прерывистое торможение - периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание. Основной причиной, вынуждающей временно прекратить действие тормозных механизмов, является блокировка колес. Такой способ применяется на неровной дороге и там, где чередуются участки с разными коэффициентами сцепления, например асфальт со льдом, снегом и грязью. Перед наездом на неровность или скользкий участок следует полностью отпускать тормоз.

Эффективность прерывистого способа при экстренном торможении недостаточна, так как временное прекращение действия тормозов влияет на увеличение тормозного пути автомобиля.

Для экстренного торможения характерен ступенчатый способ, который внешне напоминает прерывистый, однако в отличие от прерывистого не имеет пассивной фазы, связанной с полным прекращением действия тормозных механизмов. Для него характерно последовательное увеличение каждого последующего усилия на тормозной педали, а также времени его приложения. Первое же нажатие на педаль должно быть предельно коротким и слабым. Перетормаживание в одном из импульсов ступенчатого торможения требует своей компенсации, которая проявляется в увеличении времени на разблокирование колес. Кроме того, торможение с многократно повторяемым кратковременным блокированием колес требует дополнительной компенсации устойчивости автомобиля с помощью руления.

Экстренное торможение

Появление в автомобиле ABS , ESP и других систем помощи водителю при торможении меняет наши представления о том, что же нужно делать во время экстренного торможения. Впрочем, для владельцев автомобилей, не оборудованных ABS , старые рецепты по-прежнему верны.

Интенсивность экстренного торможения ограничивается возможностями водителя (владением техническими приемами и способностью сохранять устойчивость и управляемость автомобиля), автомобиля (эффективностью тормозных систем, качеством шин) и внешними условиями (коэффициентом сцепления шин с дорогой, рельефом местности). Кроме снижения скорости экстренному торможению присущи и действия, позволяющие держать под контролем устойчивость и управляемость автомобиля.

Контроль за выполнением торможения на грани блокирования колес осуществляется с помощью так называемого . У разных водителей имеются значительные различия в возможностях корректировки мышечных усилий при экстренном торможении.

Другим осложняющим фактором является , который может затормозить проявление даже автоматизированных двигательных навыков и нарушить координацию движений. Наиболее ярко выраженным проявлением является торможение в критической ситуации при полностью заблокированных колесах. Необходимо подавление этого проявления рефлекторной деятельности в виде дозирования усилия в зависимости от скорости автомобиля, коэффициента сцепления, дорожного покрытия, геометрии движения.

В большинстве случаев применение экстренного торможения связано с эффектом полного или частичного кратковременного блокирования колес. Чаще всего блокирование возникает на задних колесах автомобиля, так как при торможении нагрузка в автомобиле перераспределяется по осям: передние колеса загружаются, а задние разгружаются. Поэтому многие автомобили имеют специальные регуляторы тормозных сил, ослабляющие действие задних тормозов на ненагруженном автомобиле.

Нетрадиционным способом торможения является боковое соскальзывание , которое может быть реализовано с заносом задней оси, со сносом всех осей или с вращением автомобиля.

Для перевода автомобиля в критический занос задней оси используется моментное включение-выключение стояночного тормоза на дуге поворота или ударное включение пониженной передачи . Передние колёса при этом управляются (трение покоя), а задние - нет (трение скольжения, или). Для устойчивого торможения в заносе водитель использует компенсаторное руление и переменное дросселирование.

Прием чрезвычайно эффективен на автомобилях с передним приводом и позволяет сохранить управляемость передних колес при интенсивном торможении рабочим тормозом, избежать блокирования управляемых колес, увеличить тормозное усилие. Торможение выполняется левой ногой , во время торможения правая нога продолжает дросселирование - открытый дроссель.

Торможение двигателем и переключение передач

Торможение двигателем не дает большого эффекта замедления в чистом виде, поэтому часто игнорируется водителями. Однако его значимость существенна при управлении автомобилем в условиях низкого коэффициента сцепления и позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его стабильность при экстренных маневрах.

Безопасное управление автомобилем требует, чтобы любой прием торможения выполнялся комбинированным способом, т.е. при включенной передаче . Торможение на нейтральной передаче в нормальных условиях следует расценивать как легкомысленное действие, а в сложных условиях - как опасное.

У некоторых начинающих водителей выработан рефлекс: начиная тормозить, обязательно выключать сцепление. В основе такой привычки лежит ученическая боязнь заглушить двигатель. Но двигатель глохнет при частоте вращения вала менее 500-700 об/мин. Этому режиму на прямой передаче соответствует скорость 13-15 км/ч, поэтому выключать сцепление следует практически перед самой остановкой автомобиля.

Прием выполняется для уравнивания окружных скоростей вращения шестерен, входящих в зацепление. Такой прием помогает избежать рывка автомобиля и не спровоцировать занос на скользкой дороге и, кроме того, уменьшает износ синхронизаторов и увеличивает срок службы КПП. При этом правая стопа водителя осуществляет активное торможение рабочим тормозом, поэтому для выполнения перегазовки необходимо временно прекратить активное торможение или выполнить перегазовку носком (пяткой) правой стопы, не прерывая торможения.

Перегазовка при служебном торможении выполняется за три цикла: выключение повышающей передачи; пауза в нейтральном положении и перегазовка; включение понижающей передачи.

Экстренное торможение требует последовательного переключения передач вниз от прямой передачи до 2-й. Первая передача может включаться в аварийном режиме при отказе рабочей тормозной системы. В этом случае желательно сократить время на перегазовку и изменить структуру приема. Повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя достигается не отдельным нажатием на педаль управления подачей топлива, а замедленным выключением сцепления при открытом дросселе.

Для эффективного торможения при движении на 4-й передаче необходимо одновременно с началом торможения перейти на З-ю передачу. По мере замедления автомобиля, как только скорость снизится примерно до 70 км/ч, следует перейти на 2-ю передачу. Однако многое зависит и от состояния поверхности дороги - так, в гололед или в дождь следует учитывать максимальную тормозную силу по сцеплению и не превышать ее. Начинать торможение на большой скорости нужно без применения тормозов, только за счет торможения двигателем.

Для компенсации динамического удара, возникающего при включении понижающих передач, выполняется некоторая пробуксовка сцепления. При комбинированном торможении в случае необходимости экстренного замедления автомобиля переключение передач в нисходящем порядке осуществляется на максимальной частоте вращения коленчатого вала, а в отдельных случаях и на критической.

Способ переключения передачи может быть ударным или мягким . Последний способ гарантирует устойчивость автомобиля в сложных ситуациях движения, особенно при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой, но требует высокого уровня мастерства.

Почти одновременно выполняются четыре действия : правая рука переключает передачу, левая рука корректирует траекторию рулем, правая нога обеспечивает торможение и перегазовку, левая - выключение и включение сцепления.

Очень вредной является избирательность: на сухой дороге тормозить только рабочим тормозом, на скользкой - еще и мотором. Значительно безопаснее иметь выработанный навык смешанного торможения и применять его в любых условиях, чем создать себе стереотип торможения и из-за имеющегося автоматизма применить его на льду или снегу.

Аварийное торможение

Аварийное торможение может осуществляться стояночным тормозом , а также нетрадиционными способами , в том числе и контактным способом с использованием естественных и искусственных препятствий.

В аварийной ситуации, когда все возможности совершения экстренного маневра были исчерпаны и/или произошел отказ тормозной системы, большинство водителей из-за неумения и стресса прекращают управление. Однако пассивная безопасность конструкции современного автомобиля позволяет существенно снизить тяжесть последствий ДТП за счет деформации сминаемых частей кузова, таких как крылья, бампера, багажник.

При этом важно выбрать направление контакта, чтобы избежать удара, поскольку из всех силовых элементов кузова лонжероны имеют максимальную продольную жесткость, вылета на полосу встречного движения и опрокидывания. Как водителю, так и пассажирам необходимо уметь быстро принимать безопасную позу для снижения последствий удара.

Возможные проблемы

    Невозможно одновременно выполнить резкое торможение (на юз) и маневрирование . Предположим, что автомобиль движется по прямой со скоростью 60 км/ч. Резкое торможение, а затем - поворот руля. Результат: автомобиль сохраняет прямолинейную траекторию. Передние колёса блокируются, а задние - нет (благодаря регулятору давления). Автомобиль неуправляем, но не вращается вокруг вертикальной оси. Если выполнить такую же последовательность действий, но в конце убрать ногу с тормоза, то происходит резкий рывок автомобиля в сторону поворота руля. При отпускании педали тормоза передние колёса сменили трение скольжения на трение покоя, сцепление с дорогой, и автомобиль на вывернутый руль.

    Если при резком торможении не успеть в конце выключить сцепление, то двигатель заглохнет , что в свою очередь приведет к выключению также вакуумного усилителя тормозов и гидроусилителя руля. В такой ситуации остается единственный выход: не выключая сцепления и оставаясь на той же передаче, на которой машина заглохла, продолжать торможение, продавливая педаль тормоза. При этом не стоит опасаться блокировки передних колес, поскольку усилие на педали тормоза будет непривычно большим и скорее всего будет недотормаживание. На повторный запуск времени просто нет, а вакуумные и гидравлические агрегаты придут в рабочее состояние только через пару секунд после запуска.

    При контрастно меняющемся коэффициенте сцепления (лед-асфальт), целесообразно приурочить тормозное усилие к участку с благоприятными для торможения условиями.

    При торможении на дорожном полотне с неровностями желательно прекращение торможения при их преодолении .

    На длительном спуске возможен перегрев тормозов . Временное прекращение торможения позволяет сохранить оптимальный температурный режим рабочего тормоза автомобиля, а следовательно, и его эффективность.

    В нормальных условиях старайтесь тормозить плавно , регулируя силу нажатия на педаль тормоза в зависимости от скорости движения - чем ниже скорость, тем слабее давление на педаль.

    Перед торможением посмотрите в зеркало заднего вида .

    Выключайте сцепление только перед самой остановкой автомобиля .

    В безопасных условиях (а лучше с инструктором) отработайте навыки : импульсного торможения; торможения двигателем; выполнения перегазовки.

    Корректируйте траекторию движения автомобиля при торможении рулем . Для компенсации заноса задних колес, следует прекратить торможение, выправить траекторию автомобиля, после чего продолжать торможение.

    Разгружайте переднюю подвеску в конце торможения перед препятствием . Если не удается полностью остановиться, перед самым препятствием нужно заставить себя отпустить педаль тормоза. Тогда удар придется по разгруженной подвеске, что уменьшит вероятность поломки. Водители с хорошей реакцией могут дополнительно разгрузить подвеску быстрым нажатием на акселератор в момент преодоления препятствия передними колесами.