Японские марки автомобилей. Настоящие "японки": правда и мифы о машинах из Страны восходящего солнца

Компания Toyota Motor намерена пересмотреть маркетинговую политику на домашнем рынке. Бренд Toyota уже давно стал рекордсменом по количеству моделей: только в Японии представлено более 60 наименований! Правда, ряд моделей представляет собой перелицованные версии одного и того же автомобиля, рассчитанные на разные группы потребителей. Например, минивэны отличаются друг от друга только оформлением передка и оснащением.

Чтобы не раздувать шоу-румы у Тойоты (как, впрочем, и у других японских производителей) на родине есть сложная сбытовая сеть, состоящая из четырех групп дилеров. Собственно Toyota торгует самыми роскошными автомобилями, Toyopet - моделями среднего класса, сеть Corolla отвечает за бюджетные модели, а Netz - за молодежные машины. Такая практика позволяет уменьшить каннибализацию одних моделей другими, а также создать некую преемственность: покупатели, вырастая в своих финансовых возможностях, переходят из одной торговой сети в другую.

Впрочем, в последние годы на фоне постепенного снижения объемов рынка (с 4,4 млн машин в 1990 году до 3,0 млн в 2016-м) и уменьшения популярности минивэнов и крупных седанов система начала давать сбой. В прошлом году только пять моделей Тойоты разошлись в Японии тиражом свыше 100 тысяч экземпляров, а целый ряд не достиг и 30-тысячного рубежа. Любопытно, что предпочтения японских покупателей значительно отличаются от наших. Например, в прошлом году суммарные продажи моделей Toyota Camry и RAV4 в США составили 740 тысяч штук, в России - 55 тысяч, а в Японии за это же время было куплено только 5700 таких автомобилей. Лидеры продаж на домашнем рынке -вышеупомянутые минивэны Voxy, Noah и Esquire (192 тысячи машин в прошлом году), а также гибридные хэтчбеки Prius (221 тысяча) и (168 тысяч). В целом 17% моделей Тойоты обеспечивают 90% объема продаж, а треть не дает и 10% в общем объеме.

С учетом этих обстоятельств, руководство компании во время прошедшей на днях дилерской конференции объявило о новой стратегии работы на японском рынке. К середине следующего десятилетия в гамме останется только половина моделей - около 30 наименований. Система продаж станет гибкой и территориально-ориентированной: в каждой из 47 японских префектур будет назначен один сотрудник, ответственный за формирование локального модельного ряда. А наиболее популярные модели будут продавать во всех дилерских сетях.

Кстати, изменения может претерпеть и многоступенчатая дилерская система: эксперты говорят о разумности сокращения линий с четырех до двух. А в гамме Тойоты, скорее всего, останутся только те модели, которые в среднем находят не менее 100 покупателей в день. По мнению руководства компании, такая система позволит сократить производственные издержки и ежегодно продавать не менее полутора миллионов автомобилей, оставаясь лидером домашнего рынка.

Мне очень нравится Япония в целом и по кусочкам – их культура, их города, их взгляд на жизнь, пускай я и не во всем его разделяю, проживая в совершенно другом обществе и другой культуре, их любовь к странным вещам, в том числе аниме и прочему, и их электронные «штучки». Пожалуй, во многом, что касается электроники, японцы по-прежнему опережают весь мир: там давно появились «умные» туалеты, одними из первых японцы начали работать над гибридными установками для автомобилей, в конце концов, в Японии уже много лет большинство телефонов и смартфонов пыле- и влагозащищенные, тогда как в остальном мире это все еще считается приятным и классным бонусом для любого устройства. И еще, японцы ценят то, что сделано для них и сделано в Японии. Это важно.

В этой небольшой статье я хочу вместе с вами подумать о том, как так получилось, что в Японии все еще популярны смартфоны местных производителей, сделанные чаще всего в Японии и не продаваемые за пределами страны. И почему их все еще делают? Мысль подумать об этом появилась у меня после недавнего заказа смартфона Sharp Aquos Crystal. Да, я заказал это устройство и, надеюсь, получу его уже в конце октября, так что подготовлю обзор и расскажу вам обо всех особенностях смартфона. Заказывал у Дмитрия на сайте j-phone.ru , вы наверняка знакомы с ним, если читаете обзоры японских трубок на .

Почему я решил купить смартфон, имея доступ к большинству новинок этого рынка, возможность пользоваться ими и постоянно менять? Дело в том, что японские производители как несколько лет назад, так и сегодня все еще умеют удивлять. В 2012 году я купил в Токио Infobar a01 от компании Sharp. Аппарат не работал в российских сетях, не был флагманом на тот момент, а чтобы купить его, мне пришлось потратить немало денег и особенно времени, но этого того стоило лично для меня. Это был совершенно не похожий по дизайну и оболочке на все, что я видел ранее, аппарат, и я совершенно не пожалел, что смог познакомиться с данным устройством.


C Sharp Aquos Crystal ситуация примерно такая же. Это непримечательный по своим техническим характеристикам смартфон, который стоит немаленьких денег. Экран с разрешением 1280x720 точек, 1.5 ГБ оперативной памяти, 8 ГБ встроенной памяти со слотом под карту microSD, 8-мегапиксельная основная камера, Qualcomm Snapdragon 400 в качестве платформы – типичные в 2014 году для недорогого аппарата параметры. Но достаточно просто взглянуть на устройство, чтобы понять, какой это «космос» в хорошем смысле слова и технологический отрыв от остальных производителей с точки зрения одних только рамок и общих габаритов корпуса при диагонали экрана 5"". Такое устройство хочется пощупать самому, посмотреть, насколько оно правдоподобно, потому что изначально просто не верится, что на фотографиях изображен реально работающий смартфон, а не муляж с наклейкой, имитирующей включенный экран.


Включенные Sharp Aquos Crystal X и Sharp Aquos Crystal, а кажется, будто это муляжи с наклейками

Естественно, далеко не каждый разделит мой восторг по поводу японских трубок, ведь не всем интересны дизайн, габариты и какие-то определенные технологические прорывы в смартфонах, для многих важна исключительно практическая сторона вопроса – максимальные характеристики за адекватные деньги, практичный корпус и так далее. Впрочем, и здесь чистокровные японские смартфоны, на самом деле, дают фору аппаратам от многих популярных брендов.

Когда я заказывал Sharp Aquos Crystal, то переписывался с Дмитрием в «скайпе», и мне очень понравилась его фраза, точнее, даже не фраза, а предупреждение для меня:

j-phone.ru_Дмитрий: Артем, только предупреждаю. Ступив на тропу японских sharp, ты рискуешь забыть про все остальные бренды

j-phone.ru_Дмитрий: Это тот телефон, который заставит тебя взглянуть по-иному на «андроид» и смартфоны в принципе

j-phone.ru_Дмитрий: Это конечно не идеальный представитель, но тем не менее

j-phone.ru_Дмитрий: Во-первых, время работы

j-phone.ru_Дмитрий: Во-вторых, безотказность в работе и заканчивая сборкой

j-phone.ru_Дмитрий: Для себя «япы» делают совсем все по-другому

Кто-то может подумать, что Дмитрий пишет настолько хорошо о «японцах», рекламируя продаваемый товар, но это не так. Я был в Японии уже несколько раз и буквально влюбился в эту страну и во многие вещи там не просто так. Японцев нельзя описать парой фраз, но можно сказать точно, что они любят качественные вещи. Это видно, достаточно пройтись по магазинам электроники в Токио и посмотреть, какие там продаются ноутбуки, предназначенные исключительно для внутреннего рынка, смартфоны и другая техника. Помню, два года назад я видел там несколько ноутбуков Panasonic и Fujitsu с топовыми характеристиками и весом до 1 кг, сейчас не вспомню названия моделей, к сожалению, но точно помню, что потом хотел найти их аналоги для Европы, России или хотя бы США, но безрезультатно. Модели создавались для внутреннего рынка и продавались только в Японии.


Для того, чтобы вы могли представить себе все описанное мной в немного ином, но похожем ключе, я попросил Дмитрия (j-phone.ru) рассказать о его личном опыте знакомства и использования японской техники и о том, как он видит эту особенность и тягу японцев ко всему, что «сделано в Японии и для Японии».

Друзья! Постараюсь буквально в нескольких предложениях изложить суть феномена «японского телефона». Хорошо это или плохо, но исторически так сложилось, что себя японцы любят больше других и признаются себе в этом ежесекундно. Достаточно подсчитать то количество техники, которая никогда не покинет пределов родной страны.

Те, кто еще помнит «видеодвойки», кассетные магнитофоны или аудиоплееры с лейблом "Made In Japan", поймут, о чем именно я говорю. У большинства обладателей такого раритета все это еще продолжает работать, доказывая факт истинного качества "локального товара". Современные японские телефоны (смартфоны, планшеты) создаются по такому же принципу. Многие технологии, которые сейчас встречаются в большинстве телефонов, изначально были реализованы в старых японских аппаратах. К слову, компания Sharp первой создала дисплей как таковой для собственного электронного калькулятора. Ими же был создан и первый ЖК-дисплей. Впоследствии эти наработки и технологии стали применяться повсеместно. Добавлю и ложку дегтя. Не стану утверждать, что в производстве высокотехнологичной техники японцы на фоне конкурентов достигли минимального уровня брака среди коммерческих образцов. Это не так. Даже при не столь больших объемах производства локальных японских брендов существует доля заводского брака. Выявлять и обсуждать причины этого можно бесконечно. Факт остается фактом. Тем не менее, и здесь японцы готовы чуть ли не бесплатно обменять брак на новый экземпляр.


Кассетный портативный аудиоплеер Sony Walkman WM-FX421 (1998 год)

Кто-то спросит, почему же японцы не стремятся выйти на глобальный рынок со своими супер-пупер смартфонами. Резонный вопрос. Ответом на него являются экономические и исторические факторы. Настоящий японец сказал бы так: «Для себя мы сделаем «праворукую» Toyota, а для всех остальных «леворукую»». И это выражается во всем, в том числе и в мобильной индустрии. При всем при этом японцы не чураются ничего иностранного. Они точно так же стоят в очередях за новыми iPhone, едят бургеры и пьют колу.

Скажу за себя, пользоваться качественной техникой для меня принципиально важно, даже если при этом приходится чем-то жертвовать. Занимаясь японскими телефонами уже более 13 лет, я всегда стремился передать свой положительный опыт таким как я. Время от времени подробно о своих предпочтениях я рассказываю в обзорах на страницах ставшего давно любимым сайт.

Теперь что касается истории японских телефонов, которыми пользовался я. Она уходит в далекий 2002, когда мне впервые довелось увидеть у своего немецкого шефа Nec N21i . И тут началось... Эта был рассвет эпохи раскладных телефонов с цветными дисплеями. В то время как большинство ходили с Siemens и Motorola, которая, кстати, на мой взгляд, делала просто отличные аппараты, японцы уже вовсю завораживали своими технологичными игрушками, пускай и ограниченными по функционалу. iMode на тот момент не работал в Москве, и его присутствие в японофонах было попросту бесполезным. То, чем пользовался непосредственно я: Nec N21i, Nec N22i, Nec N830, Nec N850, Sharp Vodafone V902SH, Vodafone V903SH (SX833). Особенно запомнились мне 902й и 903й Sharp. Это была настоящая революция на тот момент. Их обзор есть на сайт.

Время от времени я разбавлял японцев тем, что официально продавалось в России. Легендарный Motorola E398 был одним из них. В 2000-х японцы делали несколько попыток войти в российский ретейл. В Евросети одно время начали продавать раскладушки NEC и Panasonic. На фоне остальных они смотрелись как-то вызывающе. Люди боялись их и не принимали. Здесь я впервые увидел, как японские компании просто игнорируют какой-либо PR и маркетинг в отношении российских продаж. Это отдельная тема.


В 2011 году японцы стали активно переходить на смартфоны, эра классических раскладных телефонов начала свой закат. Сейчас я пользуюсь одним из актуальных смартфонов Sharp Aquos Zeta Docomo SH-04F, обзор которого в ближайшее время представлю здесь. Основное его отличие от всех остальных смартфонов, присутствующих на российском рынке, – время автономной работы. 3300 мАч аккумулятор, технология IGZO дисплеев в паре с корректно оптимизированным софтом выдают на-гора 6-7 дней в режиме полуторачасовых разговоров в сутки. Не буду забегать вперед, дабы не генерировать споры, просто рекомендую дождаться подробного обзора.


Вернемся к сегодняшнему времени. На выставке MWC в Барселоне в 2014 году я случайно попал на стенд японской Kyocera и там увидел смартфон Digno M . Это тот случай, когда фотографии устройства даже на пятьдесят процентов не передают всей его притягательности и качества, а главное, не передают чувства, которые испытываешь, беря в руки такое устройство. В нем качество и дороговизна буквально сочатся по корпусу, это ощущение нельзя описать словами или показать, его можно только испытать, что совершенно невозможно с большинством современных смартфонов, к сожалению.

Сейчас прикоснуться к настоящему качеству в электронике за вменяемые деньги все сложнее, и японские смартфоны, а также некоторые другие вещи, – это то немногое, что еще остается на этом рынке по-настоящему эксклюзивного. Сделанного не только по всем канонам и стандартам качества, но и сверх того, сделанного с душой и для себя. А вы можете вспомнить из новых устройств нечто такое, что вас действительно зацепило, показалось не просто утилитарной вещью, а вызвало настоящие эмоции?

На протяжении многих лет японские производители поддерживают положительную репутацию в глазах клиентов. Lexus, Sony, Sharp, Mitsubishi, Hitachi, Fujitsu – бренды, которым доверяют во всем мире. Неудивительно, что рейтинг японских смартфонов 2016 интересует многих пользователей. включает в себя не только модели, продающиеся по всему миру, но и устройства, выпущенные для внутреннего рынка. Несмотря на сложности с приобретением их в России, данные девайсы заслуживают внимания и места в этом обзоре. Лучшие японские смартфоны , доступные на всемирном рынке (а не только в самой Стране Восходящего Солнца, да еще и с контрактом от NTT DoCoMo), производятся силами Sony. Поэтому не стоит удивляться, что в обзор попала не одна модель под этим брендом.

5 место: Panasonic Eluga L 4G. Лучший бюджетник

Panasonic Eluga L 4G – смартфон из разряда устройств, найти которые у нас трудновато. В рейтинг японских смартфонов этот, казалось бы, ничем не примечательный смартфон, попал из-за толщины. Она составляет всего 6 мм , что меньше, чем у любого флагмана 2016. В остальном характеристики Panasonic Eluga L 4G – невыдающиеся, и из категории «бюджетников» аппарат, кроме цены порядка 180$ (за которую можно прикупить 3-4 похожих модели из Китая), выделяется лишь поддержкой LTE .

Состоянием на 2016 характеристики Panasonic Eluga L 4G можно назвать хоть и ничем не примечательными, но вполне современными. Они включают четырехъядерный процессор Snapdragon 410, 1 гигабайт оперативной памяти и накопитель на 8 Гб (флэшки MicroSD тоже поддерживаются), а также, что весьма необычно для «японца» — поддержку 2 сим-карт .

Делать качественные фото Panasonic Eluga L 4G может и не способен (основная камера имеет разрешение всего 8 МП ), но от конкурентов отставать в этом плане он не должен. Просматривать отснятый материал можно на 5-дюймовом экране с разрешением HD.

Аккумулятор на 2000 мАч выглядит скромно, даже на фоне менее габаритных моделей на 4,5″. Но учитывая, что это японская техника, можно надеяться, что заявленные цифры в точности соответствуют реальности.

4 место: Kyocera Brigadier. Лучший смартфон для экстремалов


Kyocera Brigadier попал в ТОП лучших японских смартфонов 2016 не за новизну (модели уже больше года), а за живучесть. Имеется в виду не длительность нахождения на конвейере (iPhone 5s, например, уже третий год успешно делают), а высокая прочность. Это смартфон, который сертифицирован в соответствии с требованиями военных организаций и рассчитан на работу в экстремальных условиях. Кроме того, он способен работать под водой на глубине до 1,5 метров.

4,5-дюймовый HD экран смартфона покрыт сапфировым стеклом , которое в плане надежности дает фору популярным Corning Gorilla Glass и Asahi Dragontail. Синтетический минерал практически нереально поцарапать, даже если намеренно водить по нему армейским ножом. Поэтому любителям экстрима применение искусственного сапфира точно придется по душе.

Четырехъядерный процессор Snapdragon 400 считается морально устаревающим, но от наследников почти не отстает и на фоне конкурентов держится достойно. В сочетании с 2 Гб оперативной памяти производительности чипсета хватит для всех задач. Лишь в тяжелых играх возможно снижение быстродействия, но геймеры – далеко не основная ЦА этого аппарата.

В толстом «бронированном» корпусе производитель разместил батарею на 3100 мАч . Учитывая диагональ (всего 4,5″), смартфон должен демонстрировать приличную автономность.

Отпугнуть потенциальных покупателей может цена “броневика”. На международных торговых площадках за него просят около 1000 долларов .

3 место: Sony Xperia Z5 Premium. Лучший экран


Нельзя не включить в ТОП лучших японских смартфонов Sony Xperia Z5 Premium . Это – первое в мире мобильное устройство, оснащенное дисплеем с разрешением 4к . И это при относительно скромной (учитывая, что подавляющее большинство 32-дюймовых телевизоров сейчас оснащены обычной FullHD матрицей) диагонали 5,5″ .

Характеристики Sony Xperia Z5 Premium в 2016 году впечатляют так же, как и полгода назад. Восьмиядерный процессор Qualcomm Snapdragon 810 по-прежнему хорош, а проблему его перегрева удалось решить с помощью тепловой трубки. В сочетании с 3 Гб ОЗУ аппарат демонстрирует великолепную производительность, которой достаточно для любых задач.

Качественные фото Sony Xperia Z5 Premium тоже позволяет получить без проблем. Матрица на 23 МП отлично справляется как при ярком освещении, так и в условиях дефицита света. Естественно, не обошлось и без видеозаписи в разрешении UHD.

Аккумулятор на 3430 мАч , в сочетании с оптимизированной прошивкой, дает возможность активно пользоваться смартфоном целый день.

Найти Z5 Premium в продаже на территории Европы не составит труда. Чтобы стать фладельцем смартфона в России, придется выложить около 60 тысяч рублей.

2 место: Sony Xperia C5 Ultra. Лучший доступный фаблет


Sony Xperia C5 Ultra – смартфон для тех, кто не представляет своей жизни без большого экрана. Даже на фоне фаблетов он выделяется крупной диагональю 6″ , при разрешении FullHD . Аппарат демонстрирует качественную цветопередачу, его экран хорошо читается на солнце.

В сравнении с китайскими конкурентами, характеристики Sony Xperia C5 Ultra не особенно выделяются. Тем не менее, учитывая происхождение устройства, можно ожидать отличного качества и продуманной реализации функционала. Восьмиядерный процессор MT6752 , конечно, можно найти и в Xiaomi или Meizu, но продуманное ПО от японцев позволяет более эффективно реализовать его потенциал. 2 Гб оперативной памяти – не то, чтобы много, но для большинства пользователей достаточно.

Камера на 13 МП позволяет получить Sony Xperia C5 Ultra фото вполне приемлемого качества. На фоне конкурентов оно отличается в лучшую сторону меньшим количеством шумов и артефактов. Еще одна особенность фотографической части устройства – наличие передней вспышки рядом с такой же «фронталкой» на 13 МП . Любители селфи точно не пройдут мимо.

Цена смартфона тоже не кусается: российские розничные сети просят за него до 25 тысяч .

1 место: Sharp Aquos Zeta SH-03G


Sharp Aquos Zeta возглавил рейтинг лучших японских смартфонов из-за своего экрана. Если точнее – особенностью устройства является толщина рамок вокруг дисплея, которые минимальны . Максимальный размер полезной площади передней панели, но без ущерба эргономике – основная идея устройства.

Характеристики Sharp Aquos Zeta вполне современны и достойны флагмана. Смартфон построен на базе восьмиядерного процессора Snapdragon 810 и оснащен 3 Гб оперативной памят и . На фоне конкурентов выгодно смотрится наличие слота для карты памяти , который сейчас многие попросту «забывают» установить. Таким образом, к 32 Гб своей памяти – можно добавить еще 128 внешней.

Снимать хорошие фото Sharp Aquos Zeta позволяет камера на 13 МП , которая обладает хорошей с ветосилой f/1,9 , оснащена быстрым автофокусом и светодиодной вспышкой. Плюс устройства – возможность видеозаписи в 4к-разрешении.

За вывод изображения в Sharp Aquos Zeta отвечает 5,5-дюймовый дисплей производства самой Sharp. Он обладает ставшим стандартом разрешением 1920х1080 и демонстрирует хорошее качество картинки.

За автономность отвечает аккумулятор на 3000 мач , стандартный для большинства фаблетов. Такой емкости не хватит для обеспечения работы без подзарядки неделями, но на день-два умеренной эксплуатации – достаточно.

Цену порядка 800 долларов можно назвать справедливой для флагмана (особенно если сравнить с техникой Apple, которая находится в этой же ценовой категории).

Чтобы изучить больше японских и не только смартфонов — загляните к нам в каталог по ссылке:

Что такое JDM? Термин расшифровывается как Japanese Domestic Market. В переводе на русский означает японский внутренний (отечественный) рынок. Данное понятие распространено в отношении автомобилей и запчастей к ним, производимых в Стране восходящего солнца.

Ни для кого не секрет, что машины японского производства являются одними из самых популярных в мире и конкурируют, пожалуй, только с немецкими марками. Да и тех превосходят, как считают многие автомобилисты. И для такого утверждения существует множество поводов и причин, например, дизайн, технические характеристики, комплектация и возможности для тюнинга. Сегодня нам предстоит с головой погрузиться в мир, полный красивых и мощных автомобилей, завоевавших любовь настоящих ценителей машин. Ведь JDM - это целая вселенная!

Через тернии к звёздам: от копий к неповторимому совершенству

Автомобилестроительная индустрия прошла нелёгкий путь, прежде чем Япония смогла стать страной, в которой производятся одни из лучших автомобилей в мире. Японский внутреннийрынок, как и Москва, не сразу строился. Первоначально многие компании, которые сегодня считаются гигантами в автомобильной промышленности, специализировались на производстве ткацких станков. Впрочем, это не удивительно, потому что промысел имеет богатые традиции, корнями уходя глубоко в древность.

Но мировая промышленность стремительно развивалась, на рынке появлялись новые товары, начиная кухонными приспособлениями и заканчивая автомобилями. Ткачество становилось всё менее популярным направлением и в плане получения прибыли являлось бесперспективным. Империи требовалось развитие новых промыслов, способных сделать Японию важной и нужной для всего мира. И Страна восходящего солнца всерьёз задумалась о создании собственного автомобильного концерна.

Возможно, никто никогда и не узнал бы, что такое JDM, потому что автомобильная индустрия в Японии развивалась достаточно тяжело. Если бы не упорство этого народа и стечение обстоятельств. Первые выпущенные в свет машины были не оригинальными, а скопированными европейскими и американскими моделями. Однако такой подход был единственным способом привлечения своего покупателя и очень скоро дал хорошие плоды. Именно иностранный опыт лёг в основу создания японской производственной стратегии. В частности, компаниями были придуманы бренды с запоминающимися названиями: «Мазда», «Ниссан», «Субару». Если имя давалось в честь основателя, его немного видоизменяли с целью упростить произношение. Например, «Тойота» образовано от фамилии Тоёда.

Истинное рождение Japanese Domestic Market приходится на период начала войны в Корее. Тогда Соединённые Штаты допустили непростительную ошибку: увлёкшись военными действиями, Америка начала скупать у Японии всё, в том числе и автомобили. Ну, а японцы, надо сказать, не упустили возможности вырваться в лидеры. Более того, они пошли дальше, предъявляя крайне высокие требования к качеству и жёстко контролируя процесс производства машин. Это и стало главной причиной успеха. Так, на свет появился JDM - сначала в качестве обычного внутреннего рынка страны, а потом уже стал целой культурой, движением, которое продолжает развиваться и сегодня, прочно удерживая лидирующие позиции в мире.

Новая эра: о том, что такое JDM сегодня

Собственные инновационные разработки, использование в производстве новейших технологий, строгий контроль качества, чёткое планирование, отменная дисциплина и, наконец, уникальный в своём роде менеджмент сделали своё дело - японские автомобили стали наиболее популярными и востребованными во всём мире. Сегодня внутренний рынок Страны восходящего солнца предлагает машины, наделённые следующими качествами:

  1. Оригинальный дизайн интерьера и экстерьера, в котором применены неординарные решения.
  2. Комфортабельность, достигаемая за счёт мягкой подвески, почти бесшумного двигателя, превосходной управляемости и отличных ходовых качеств.
  3. Повышенный уровень безопасности, обусловленный жёстким требованиям к качеству. Например, некоторые модели оснащены внешней подушкой безопасности, она спасёт пешехода от удара при ДТП.
  4. Недорогое техническое обслуживание, широкая распространённость (запчасти для японских автомобилей несложно найти в любом городе любой страны) и экономичность.

Отличительные особенности внутреннего рынка Японии

Смело можно утверждать, что JDM-автомобили не имеют аналогов в мире. Они в значительной степени отличаются от тех, которые производятся на экспорт. Модели JDM - это самые топовые комплектации, в которых салон оснащён дорогостоящими материалами:

  • кожа;
  • дерево;
  • алькантара;
  • алюминий.

В комплектацию также включён максимальный электропакет, люк, панорамная крыша, улучшенная вибро- и шумоизоляция, а также используются многие другие доработки. Автомобили, производимые для отечественного рынка Японии, оснащаются АКПП и кондиционером. А вот механика здесь - для истинных «гурманов».

Экспортные модели несколько урезаны, их качество значительно уступает оригинальным JDM-машинам даже несмотря на то, что к первому варианту нет абсолютно никаких претензий - всё на высшем уровне. Однако разница между ними колоссальная, как ни крути. Для примера возьмём мотор Nissan QG18DE. Если на внутреннем рынке Японии он имеет мощность в 126 лошадиных сил, то экспортная модель может похвастаться лишь 115 л. с. И таких сравнений можно произвести массу.

JDM VS мировой автомобильный рынок

По объёму экспортируемых товаров JDM (расшифровка написана в статье) уступает только США. По качеству производимых машин, как утверждают многие автолюбители, с JDM могут посоревноваться только немецкие бренды. Здесь речь идёт не только про модели, выпускаемые для внутреннего рынка, но и про те, которые идут на экспорт.

Было бы глупо не подчеркнуть влияние на мировой автомобильный рынок Toyota Celsior. Данная модель за пределами Японии носила название Lexus LS400 и выпускалась с 1989 по 2003 год (последний рестайлинг). Без преувеличений, она изменила этот мир и прочно заняла своё место среди автомобилей класса люкс. Успех «Тойоты» впоследствии изучался и анализировался автопроизводителями из Америки и Европы, жаждущими выпустить в свет модель, которая произвела бы не меньший фурор.

Влияние JDM на российский автомобильный рынок

Отдельного внимания заслуживает вопрос о влиянии японского автомобильного рынка на российский. Пик популярности приходится на 1990-е годы. Тогда России только предстояло узнать, что такое JDM. Но высокая репутация словосочетания Made in Japan сделала своё дело, равно как и близость Японии к восточным берегам нашей необъятной страны. Кроме этого, оригинальные JDM-автомобили продавались по сравнительно низкой цене. Все эти причины послужили началу масштабного импорта.

Автомобили с внутреннего автомобильного рынка Японии очень быстро заменили классические леворульные отечественные, американские и европейские модели на территории от Владивостока до Урала. Что уж говорить, даже госаппарат пересел на эти машины. JDM-автомобили обладали лучшим качеством, более презентабельным видом и низкой ценой, а также на них было гораздо проще найти запчасти, чего нельзя сказать про леворульные машины. Начиная с 1993 года фиксировались многократные попытки запретить эксплуатацию праворульных транспортных средств с японского отечественного рынка на дорогах РФ, что мгновенно подавлялось «восстаниями» жителей восточных регионов. Поэтому в техрегламентах как не было запрета на использование праворульных машин, так и нет, и вряд ли когда-нибудь будет.

Что такое стиль JDM?

Мало знать перевод JDM, нужно вникнуть в суть вопроса. Сегодня такие автомобили очень легко отличить от других машин, так как они имеют собственный стиль с не менее оригинальным названием - old school. JDM в чистом виде представляет собой праворукую машину, год выпуска которой не позже 2000-го, оснащённую широкими дисками («полками»), внешними передними, боковыми и задними обвесами, а также другими тюнинг-элементами, в значительной степени изменяющими стоковый дизайн автомобиля.

Кузов должен быть окрашен в жёлтый, белый, синий, розовый, салатовый или фиолетовый цвет. Обязательно карбоновый капот (кстати, именно из Японии пришла мода на карбон). Также кузов украшают множеством JDM-наклеек.

Производится технический тюнинг. Замене подвергается двигатель на более мощный, АКПП на МКПП, а уже имеющуюся подвеску делают ниже посредством винтовых регулируемых стоек.

JDM как отдельная культура

Сегодня JDM - это целое культурное движение, смысл которого заключается в приведении машины японского производства к тому виду, в каком она продаётся на родине, а также установке тюнинг-деталей популярных брендов. Существует огромное количество интернет-магазинов, групп в социальных сетях и проектов, где каждый поклонник JDM может найти для себя оригинальные запчасти, тюнинг и прочие элементы, а также пообщаться с другими любителями культуры.

JDM-машины - чем они «цепляют»?

Прежде всего, такие автомобили имеют неповторимый стиль. Эти машины уникальны снаружи и внутри, какими бы они не были: с тюнингом и без него, леворукие и праворукие, старые и новые. JDM-автомобили обладают непревзойдённым качеством и высокими техническими характеристиками. Ими приятно и легко управлять, а богатое оснащение салона ещё более упрощает этот процесс. Японские автомобили манёвренные, разнообразие типов кузова позволяет выбрать свой вариант в зависимости от потребностей и образа жизни. Разумеется, истинные ценители спорткаров тоже найдут свою «японку» или серьёзного «самурая», который станет лучшим другом.

Популярные производители JDM-автомобилей

Выше уже было дано краткое описание Toyota Celsior и рассказано о её роли в развитии мировой автопромышленности. Но она не единственная легенда JDM-автомобилей. Нельзя упускать из вида такие знаменитые модели, как Lancer от Mitsubishi, Mark II от Toyota, Skyline от Nissan, Civic от Honda и так далее. Также производством настоящих JDM-автомобилей занимаются не менее популярные Subaru, Mazda, Suzuki, Isuzu, Daihatsu и Mitsuoka.

Неповторимый оригинал: как купить автомобиль с внутреннего рынка Японии?

Настоящий «японец» - это исключительно праворульная машина, которая прошла определённый километраж по дорогам родной страны. Существует несколько вариантов приобретения такого автомобиля.

  1. Поехать самостоятельно в Японию и купить машину на стоянке подержанных авто.
  2. Обратиться в специальное агентство, занимающееся импортом такого транспорта, приобретаемого на аукционах.
  3. Обратиться к услугам дилера и с его помощью купить авто с аукциона.

Оригинальные запчасти для JDM-автомобилей с японского отечественного рынка

Помимо машин, на Japanese Domestic Market можно приобрести оригинальные запчасти для японских автомобилей. Выше было написано о том, что они недорогие в обслуживании. Соответственно, приобретение запасных частей для какого-либо авто не ударит по карману - они распространяются по приемлемым ценам, которые даже ниже, чем на баварские BMW и немецкие Mercedes-Benz.

Широкая распространённость - вот ещё одно весомое преимущество. Запчасти для японских авто можно купить не только на JDM, но и практически в любом городе России. Особенно большой выбор, как несложно догадаться, во Владивостоке и на Урале. Есть возможность заказа запчастей через интернет-магазины.

Тюнинг как неотъемлемая часть JDM-автомобилей

Истинный JDM-автомобиль - это машина, на вид напоминающая новогоднюю ёлку. Она обязательно окрашена в яркий цвет, привлекающий внимание, имеет огромные диски и множество прочих «наворотов». Такие «тачки» как будто только что покинули гоночную трассу. И тюнинг для них является неотъемлемой частью.

Помимо различных внешних и внутренних украшений, типа обвесов, бамперов и гоночных сидений продаётся большое количество разнообразных наклеек JDM, «ресничек», зеркал заднего вида, оптики, оплёток. Поэтому, даже если приобрести «обычное» японское авто, придать ему стиль JDM не составит труда. Главное, помнить, что тюнинг - основа JDM-культуры.

Гамма моделей на японском автомобильном рынке так же отличается от привычной нам, как японские кухня, поэзия, банкоматы (список можно продолжить) от наших. В этом материале мы рассказываем об островных моделях, которые проще найти в Интернете, чем на наших улицах.

Вэны

Мировой спрос на минивэны постепенно падает: на сцену выходят кроссоверы. Это происходит в Европе, в США, в России… но только не в Японии. На местном рынке разномастных вэнов очень много, и свою долю автомобилям повышенной проходимости они отдавать не спешат. Что неудивительно: сельских просторов в Стране восходящего солнца мало, сугробы во дворе встретить сложно, да и перескакивать бордюры для парковки выходит накладно из-за высоких штрафов. Зачем же тогда нужны кроссоверы?

Три кита японского сегмента минивэнов - Toyota Noah (а также его близкий родственник Voxy), Nissan Serena и Honda StepWGN. В лидерах, как нетрудно догадаться, тойотовская продукция, хотя и у двух других есть своя аудитория. Конструктивно они похожи друг на друга: растянутые базы от гольф-класса, до восьми посадочных мест, средненькие моторы, вариатор и опциональный полный привод. Основные покупатели - конечно же, главы семейств и их жёны.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Российский след

Учитывая, что минивэны - нишевый продукт, постепенно исчезающий из автосалонов, желающие купить именно такую машину, а не псевдовнедорожник, идут к серым дилерам или перегонщикам. Японских вэнов на рынке - огромное количество, от моделей 80-х и до самых последних, включая вышеозначенную троицу. Самый большой выбор, конечно, на Дальнем Востоке, но можно подобрать автомобиль и в обеих столицах.

Кей-кары

Как Америка немыслима без больших пикапов, Япония не была бы Японией без кей-каров. В 2013 году 40% продаж новых автомобилей обеспечили эти крошечные автомобили. В конце сороковых, когда страна была обескровлена войной, власти создали стандарт сверхмалых авто длиной не более 2,8 метра, шириной не более метра и с объемом двигателя не более 0.15 литра. Такие машины получались очень дешёвыми в производстве и позволили довольно быстро пересадить нацию на четырёхколёсный транспорт с конных повозок и мотоциклов.

Теперь нужды в стимуляции автомобилизации у японцев нет, но понятие кей-кара осталось. Цели изменились: в 2000-х власти стимулировали развитие этого сегмента во имя сокращения площадей для парковки, экономии топлива и снижения вредных выбросов. Поэтому на маленькие машинки установили пониженный транспортный налог и предоставили другие блага. Предельные характеристики кей-каров с 1949 года постоянно увеличивались, и начиная с 1998 года длина не может превышать 3,4 метра, ширина - 1,48 метра, а рабочий объём мотора - 0.66 литра.

Хотя проблемы пробок и загрязнения окружающей среды для Японии по-прежнему актуальны, власти решили снизить привлекательность покупки такого транспорта, повысив транспортный налог на них сразу на 50%. Причина проста: на разработку кей-каров японские производители тратят большие деньги, а потенциальный рынок сбыта невелик: такие микромашинки за границей никому не нужны. Чтобы снизить их финансовые потери, чиновники решили двигаться в сторону избавления от засилья кей-каров. Сами японцы, правда, такому повороту событий не рады.


Очевидно, что сегмент микромашинок вряд ли схлопнется в ближайшие годы в силу достаточно высокого домашнего спроса. Правда, очень возможно, что вместо сегодняшнего многообразия мы увидим одну-единственную платформу на всех производителей, на которой они будут строить слегка отличающиеся друг от друга кузова. Предпосылки к этому уже есть. А что вы хотели? Это глобальная экономика.

Аудитория кей-каров очень разнообразна. Ее составляет молодежь, женщины и просто не очень богатые японцы, желающие недорого передвигаться на собственном транспорте. Также кей-кары с грузовыми платформами и вместительными кузовами популярны у бизнеса: фермеры возят на них свои продукты на рынок, а логистические компании развозят документы и посылки.

Российский след

Кей-каров за время господства правого руля за Уралом в Россию было ввезено немало, и на вторичном рынке их много, хотя в подавляющем большинстве они сосредоточены на Дальнем Востоке. Там «няшные» и «кавайные» машинки очень ценят девушки и просто любители экстравагантного стиля. Ни одного типично японского автомобиля среди новых моделей вы не встретите - маловато у нас охотников покупать машины с 0.66-литровым двигателем.

Другие модели японского рынка, которые официально не ввозят в Россию:

Toyota

Toyota Vellfire. Минивэн, который отличается от известного нам в России Alphard более брутальным молодёжным дизайном.

Toyota Premio. Седан, стоящий между Corolla и Camry, наследник модели Carina и Avensis.



Toyota Allion. Ближайший родственник Тойоты Премо, делящий с ним всю агрегатную базу, но нацеленный на молодёжную аудиторию и соответствующим образом декорированный.

Toyota Corolla Axio. Под этим названием тойотовцы продают седан, известный нам как «просто Королла».



Toyota Corolla Fielder. Филдер - это японское обозначение Короллы в кузове «универсал».

Toyota Sai. Богато оснащённый гибридный седан на базе Avensis, аналог американского Lexus HS.


Toyota Century . Флагманский седан Тойоты для настоящих консерваторов, так как конструкция мало поменялась с 1967 года. Единственный носитель 5-литрового уникального японского мотора V12.

Toyota Mark X . Альтернатива для тех, кому нравятся габариты Camry, но при этом хотелось бы заднего привода, большей мощи и большей роскоши. Наследник «того самого» Mark II.


Toyota Avensis . Теперь под этим названием продают только универсал, гордо именуемый как European style wagon.

Toyota Prius Alpha . Было бы странно, если бы линейку популярной гибридной модели не дополнили универсалом.



Toyota Isis . Большой семиместный минивэн, знаменитый конструкцией panorama open door: с левой пассажирской стороны центральная стойка смещена назад, что создает огромный проём, когда передняя и задняя двери были открыты.

Toyota Wish . Компактный и недорогой вэн на базе Toyota Allion.



Toyota Estima . Второй по величине минивэн в тойотовском модельном ряду после парочки Alphard/Vellfire. Имеет также и гибридную версию.

Toyota Sienta . Небольшой вэн с тремя рядами сидений, огромными сдвижными дверями и авангардным дизайном в стиле старого Renault Twingo.



Toyota Ist . Маленький городской хэтч, внешне визуально напоминающий кроссовер и имеющий при этом опциональный полный привод.

Toyota Vitz . Хэтч-субкомпакт, который известен по всему миру как Yaris.



Toyota Corolla Rumion . От Короллы десятого поколения взяты как платформа, так и агрегатная база, а сверху на это «одет» коробчатый кроссоверный кузов с оригинальным интерьером.

Toyota Porte . Что-то среднее между городским хэтчем и микровэном, оборудованное единственной сдвижной дверью с пассажирской левой стороны.



Toyota Spade . Собрат Toyota Porte с более молодёжным вызывающим дизайном, для соответствующей аудитории.

Toyota Passo . Тойотовский бюджетный хэтч, близнец Daihatsu Boon.


Toyota bB . Легендарная «коробка», имеющая фанатов по всему миру. Второе поколение живёт на конвейере десятый год, но всё ещё свежо дизайном.

Toyota Harrier . Близкий родственник Lexus RX: в начале 2000-х он отличался от него только шильдиком, но теперь получил свой дизайн и отдельную гамму моторов.



Toyota Rush . Честный субкомпактный кроссовер на базе Daihatsu Terios, за счет постоянного полного привода и блокируемого межосевого дифференциала позволяющий уверенно чувствовать себя на бездорожье.


Nissan

Nissan Leaf . Электромобиль, имеющий, в отличие от Mitusibshi iMiEV, вполне приличные экстерьер и интерьер.

Nissan Note . Субкомпактный вэн, которого, несмотря на хорошие продажи первого поколения, российское представительство Nissan хочет нас лишить.



Nissan Cube . Автомобиль для тех, кому нравится идея Toyota bB, но хочется машину более округлых форм.


Nissan March . Внутрияпонская версия хэтча Micra, ещё недавно продававшегося в России.

Nissan Moco . Ниссановский аналог знаменитого Suzuki MR Wagon.



Nissan NV100 Clipper . Ещё один продукт совместной работы с Suzuki, минивэн стандарта «кей-кар».


Nissan Elgrand . Большой и роскошный минивэн, конкурент Toyota Alphard и Vellfire.

Nissan Lafesta . По сути своей - минивэн Mazda Premacy c ниссановским шильдиком.



Nissan Wingroad . Универсал, построенный на базе Nissan Tiida.


Nissan Fairlady Z . «Прекрасная дама» представляет собой небольшое спорткупе, которое в России продавалось под индексом с буквой Z. Последней генерации 370Z у нас нет, а вот предшественник 350Z был.

Nissan Fuga . Большой бизнес-седан, «клон» Infiniti Q70.


Nissan Cima . Тот же Nissan Fuga, но с удлиненной колёсной базой с прицелом на клиентов, ездящих на заднем ряду.


Nissan Sylphy . Интернациональный седан гольф-класса для 13 региональных рынков, помимо японского. Предыдущее поколение модели называлась Bluebird Sylphy.

Nissan Latio . Страшненький бюджетный седан с большим багажником, играющий в том же сегменте, что на нашем рынке занимает «логаноподобная» Almera.



Mitsubishi

Mitsubishi Lancer Cargo . Модель не имеет ничего общего с Lancer , являясь «перелицованной» версией Nissan Wingroad.

Mitsubishi Mirage . Маленький ультрабюджетный хэтч, удостоившийся титула наихудшего автомобиля с точки зрения управляемости по версии американского журнала Consumer Reports.



Mitsubishi Galant Fortis . Именно так в Японии называется Lancer десятого поколения. Продаётся в кузовах «седан» и «хэтчбек».

Mitsubishi RVR . Японское название для маленького кроссовера ASX. Помимо обычной, есть ещё молодежная версия RVR Roadest с агрессивным обвесом.


Mitsubishi Delica d2 . Коробчатый микровэн, «перелицованный» Suzuki Solio.

Mitsubishi Delica d3 . Ещё одна копия, донором для которой на сей раз стал Nissan NV200.



Mitsubishi Delica d5 . А вот это - настоящий преемник «той самой» Делики, большого минивэна с полным приводом и повышенной проходимостью. Собственная разработка Mitusibishi Motors.


Honda

Honda Accord Hybrid . Гибридных версий Аккорда в Японии две - классическая и подзаряжаемая от электросети.

Honda Fit . Небольшой микровэн, известный в Европе как Jazz. Имеет удлиненную версию Shuttle, а также гибридную модификацию.



Honda Freed . Среднеразмерный вэн. Имеет версию Spike c более рубленым и строгим дизайном кузова, а также, разумеется, опциональную гибридную установку.


Honda Odyssey . Большой минивэн, снискавший, помимо Японии, хорошую славу в США.

Honda CR-Z . Квазиспортивное гибридное купе. Выглядит стремительно, но силовой агрегат из электромотора и 1.5-литровой рядной четверки мало на что способен.



Suzuki

Suzuki Spacia . Кей-кар повышенной вместимости со скучнейшим силовым агрегатом на базе знаменитого Wagon R.

Suzuki Hustler . Недавно дебютировавший на японском рынке кей-кар с псевдокроссоверным дизайном.



Suzuki Lapin . Кубический и округлый кей-кар, адресованный в основном женской аудитории и подозрительно напоминающий Nissan Cube.


Suzuki Alto . Простецкий по своей конструкции, «народный» кей-кар с кузовом обычного хэтча без высокого «минивэнистого» силуэта.

Suzuki MR Wagon . Маленький вэн формата «кей-кар», ориентированный на молодежную аудиторию.