В какой концерн входит фиат. История FIAT. Минивэн для отечественных покупателей

Компания «Fiat» сегодня представляет из себя огромный концерн, который производит широчайший спектр техники, предназначенной для строительства, сельского хозяйства, грузовых и пассажирских перевозок, а также легковых автомобилей дорожного и спортивного направления. Она была основана в 1899 году группой бизнесменов, однако первоначальное название было не столь коротким - «Societa Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino». В первые годы существования фирма занималась сборкой машин марки Renault, однако уже в 1903 году начинает стремительно расширять сферы деятельности, и берется сначала за грузовые автомобили, а затем и пассажирские автобусы. Кроме того, отмененные пошлины на ввоз стали из-за границы позволил ей взяться даже за выпуск судовых и авиационных двигателей.

Легковые автомобили Fiat изначально производились в небольших количествах как престижные и дорогие машины. Однако, благодаря высокому качеству и регулярным победам в различных автогонках, они продавались весьма широко. Одна из самых впечатляющих побед того времени была одержана автомобилем Fiat S61 в 1911 году на Гран-При Франции. Стоит заметить, что двигатель этой модели имел невероятный объем — 10,5 литров.

В 1912 году была начата разработка крупносерийных легковых автомобилей Fiat. Владельцы компании хотели запустить на рынок не только качественные, но и оригинальные машины, которые выделились бы на фоне любых ухищрений конкурентов. Для того, чтобы иметь широкий выбор кузовов для своей продукции, они заключают контракты с рядом кузовных ателье - «Zagato», «Locati & Toretta» и «Touring». В 1916 году было начато строительство завода Lingotto, которое продолжалось 6 лет. Этот производственный комплекс стал самым большим из существовавших в Европе, и был призван обеспечить конвейерное производство легковых автомобилей.

Первая модель, получившая широкое признание, была Fiat Balilla, выпущенная концерном в 1932 году. Она имела весьма небольшой расход топлива и низкую стоимость, что делало её широко доступной. Спустя 4 года была выпущена Fiat Topolino, компактная и еще более дешевая, повторившая успех предыдущей.

Во время Второй Мировой войны авиационные бомбовые удары уничтожили большую часть производственных мощностей компании, а оставшиеся были национализированы. В условиях послевоенного дефицита управление «Fiat» сделало правильную ставку на выпуск дешевых и экономичных легковых машин, выпуская обновленные модели одну за другой. В 1950 году был выпущен первый дизельный автомобиль Fiat 1400.

В 1966 году «Fiat» заключила договор с Советским Союзом, и в Тольятти был построен Волжский автомобильный завод, который изначально производил модели Fiat под собственным названием. Так, известная всем «копейка», или ВАЗ-2101, практически идентичная выпущенному в 1967 году Fiat-124.

В 1969 году «Fiat» выкупает у владельцев компанию «Lancia». Последовавшие за этим годы нефтяного кризиса не привели фирму к краху, а лишь заставили сосредоточиться на увеличении эффективности производства и контроле за качеством продукции и её экономичности.

В 1980 году была представлена модель Fiat Panda, над дизайном которой работал известныйДжорджетто Джуджаро. Автомобиль был весьма недорог, но при этом отличался высоким качеством и простым ремонтом в случае поломки, что сделало его бестселлером в Европе. Машины Panda можно увидеть на улицах Европы даже в наши дни. Не менее популярным стал иFiat Uno, выпущенный три года спустя и собравший немало обновлений электроники, узлах двигателя и других аспектах.

В 1986 году «Alfa Romeo» переходит под контроль концерна «Fiat» после покупки тем контрольного пакета акций этой компании.

Новый бестселлер «Fiat», хэтчбек Punto, увидел свет в 1993 году. Он выпускался в нескольких вариациях — крытые с 3, 5 дверями, кабриолет и модификация Gran Turismo, имевшая максимальную комплектацию.

В 2003 году появился новый Fiat Punto, оснащенный новаторским мотором 1,3 Multijet 16v, а также обновился Barchetta.

Осенью увидел свет новый Fiat Panda и получил титул «Автомобиль 2004 года».

В 2004 году поступил в продажу Fiat Idea, который стал первым универсальным автомобилем компании Fiat, а также первой машиной, которой доверили пропаганду новой миссии бренда. Этот автомобиль получил уникальный дизайн.

В 2006 году Fiat снова меняет свой логотип. Его разработали вместе с агенством Robilant Associati и Центром стиля Fiat.

Сегодня концерн выпускает технику для промышленности и гражданских нужд, и входит в число крупнейших автопроизводителей.

В 2007 году в городе Турине была проведена презентация новой модели «Фиат 500». Дата премьеры была выбрана не случайно, ведь именно 4 июля пятьдесят лет назад в производство этой компании была запущена новая одноименная машина, с которой связанно образование нового поколения. Новинка, по-сути, была модернизированной и улучшенной версией Fiat Panda. «Фиат 500» был оснащен двумя мощными бензиновыми двигателями разного объема (от 1.2 до 1.4 литра) мощностью до 100 лошадиных сил. Все агрегаты работают на шестиступенчатой или пятиступенчатой коробке передач. Борцы за окружающую среду должны прийти в восторг от этого транспортного средства, ведь его двигатели полностью соответствуют нормам «Евро-5».

В 2015 году прекратил свое существование Fiat Bravo, так как спрос на него в нашем регионе резко упал. Невзирая на это, в Южной Америке модернизированный вместительный хэтчбек «Браво» продается весьма успешно. Эта модель является ближайшим «сородичем» Centro Stile Fiat, выпущенным еще в 2007 году. Только теперь модель получила новые бамперы, колеса, удобный сенсорный дисплей, колеса и удобный руль.

В Бразилии Fiat Bravo, презентация которого прошла в январе 2015 года, станет лишь промежуточным вариантом перед выпуском Fiat-Chrysler в 2016 году. Стоит отметить, что в проект последнего, было инвестировано уже более миллиарда долларов, часть которых пойдет на расширение возможностей самого крупного завода этой марки Минас-Жерайс.

С каждым годом концерн покупал обанкротившиеся компании и сегодня под его «крышей» находятся не только автомобильные фирмы FERRARI, ALFA ROMEO и LANCIA, но и пару заводов, специализирующихся на выпуске специализированной техники, а именно тракторов.

11 июля 1899 г. в Palazzo Bricherasio была зарегистрирована новая компания - “Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino”. Первый завод компании был открыт уже в 1900 году в Корсо Данте. На предприятии трудились 150 человек, которые собирали 24 автомобиля модели 3/12 HP, имеющую одну отличительную особенность - машины не имели передачи заднего хода.

В 1902 году построенный специально для гонок Fiat 24 HP, которым управлял Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), победил в соревновании по подъему на холм Sassi-Superga.

Управляющий директор Джованни Аньелли лично принимал участие в гонке Second Tour of Italy и установил рекорд на модели 8 HP.

В 1908 году компания Fiat, обосновывается в США, где создает дочернюю компанию Fiat Automobile Co.

Расширяется ассортимента продукции: помимо легковых автомобилей в производственной программе компании теперь присутствуют коммерческие автомобили, судовые двигатели, грузовики и трамваи.

За несколько лет Fiat полностью обновил свою продукцию: впервые на автомобилях компании появились аккумуляторные батареи. Началось применение трансмиссии с карданными шарнирами, запатентованной компанией FIAT.

Гоночные автомобили Fiat продолжали побеждать в различных соревнованиях и установили несколько рекордов.

В 1916 году началось строительство завода Lingotto, которым руководил Джакомо Мате Трукко (Giacomo Mattè Trucco). Завод стал самым большим в Европе. Огромное здание имело 5 этажей, а на крыше располагалась трасса для тестирования автомобилей. Строительство завода было завершено в 1922 году. Вступив в строй, он стал символом автомобильной промышленности Италии.

В начале войны продукция компании практически полностью была переориентирована на военные нужды.

После войны несколько лет ушло на возврат производства в мирное русло и преодоление кризиса, но уже в 1923 году рост возобновился благодаря, в первую очередь, грамотной налоговой политике.

В производство была запущена модель 509 – первый 4-местный автомобиль компании.

Основным направлением деятельности компании стало массовое производство автомобилей. Только массовость производства позволяла значительно снизить конечную стоимость продукта. Был образован холдинг Sava для продвижения продаж автомобилей.

В 1934 и 1936 годах на свет появились две модели, нашедшие сильнейший отклик среди покупателей: “Balilla”, получившая прозвище “Tariffa minima” за свою экономичность.

А самый маленький утилитарный автомобиль в мире - “Topolino”, продержавшийся на конвейере до 1955 года.

Война привела к значительному снижению выпуска легковых автомобилей, но, в то же время, значительно расширилось производство коммерческого транспорта. Выпустив две новые модели – 500

и 1400 – компания Fiat подтвердила свое стремление к исследованиям и инновациям.

Впервые на массовых автомобилях были установлены системы вентиляции и отопления салона.

Исследования продолжались и в области судовых двигателей, а также в области авиастроения: в 1951 году появился G80 – первый реактивный самолет, созданный в Италии.

В 1955 году на свет появился Fiat 600 – большой утилитарный автомобиль с заднемоторной компоновкой.

А в 1957 году с конвейеров начал сходить New 500. В 1960 году эта модель предстала в версии ‘Giardinetta’, которая стала предшественницей автомобилей компании с кузовом универсал.

Кроме того, в эти годы появились Fiat 1800, затем Fiat 1300 и Fiat 1500.

В 1971 году после Fiat 850,

Появилась модель 127.

В 1979 году появилась независимая компания Fiat Auto S.p.A., в которую входили следующие бренды: Fiat, Lancia, Autobianchi, Abarth и Ferrari. Поначалу компании принадлежала лишь 50% Ferrari. Позднее эта доля увеличилась до 87%. В 1984 году в состав компании также вошла марка Alfa Romeo, а в 1993 году – марка престижных спортивных автомобилей Maserati.

В 1980 году увидел свет разработанный дизайн-ателье Giugiaro автомобиль Fiat Panda.

А два года спустя появилась модель Fiat Uno. В машине были применены самые передовые технологии, инновационная электроника, новейшие материалы и экологичные двигатели 1000 Fire.

Еще одна успешная модель – Tipo – появилась в 1989 году. За примененные в ней передовые технические решения она удостоилась звания “Car of the year”.

В 1990 году дебютировал Fiat Tempra

Спустя год,в 1991 году, появилась модель 500.

В 1993 году пришла очередь Fiat Punto (он получил титул “Car of the Year 1995”) и Fiat Coupé. Его дизайн был разработан ателье Pininfarina совместно с Centro Stile Fiat.

С Fiat Ulysse, появившемся в 1994 году, компания вошла в один из самых динамично развивающихся сегментов рынка – сегмент минивэнов.

В 1995 году дебютировали модели Barchetta, Bravo и Brava.

В следующем году к ним присоединились Fiat Marea и Fiat Marea WE, а в 1997 году - Fiat Palio.

1998 год ознаменовался появлением замечательного городского автомобиля Fiat Seicento,

А также модели Multipla, отличавшейся исключительной универсальностью.

Два года спустя на парижском автосалоне был представлен Fiat Doblò – современный универсальный автомобиль, имевший и коммерческую версию.

Помимо этого, на заводе компании в Бразилии было начато производство сразу трех «всемирных» моделей: Palio, Palio Weekend и Siena.

В 2001 году началось производство Fiat Stilo, который отличался современным дизайном, передовыми технологиями и множеством люксовых опций.

2003 год стал трагичным для компании – умер Джованни Аньелли, возглавлявший ее почти полвека.

В этом же году (спустя десять лет после дебюта модели) появился новый Punto с инновационным двигателем 1.3 Multijet 16v, а также серьезно обновленная Barchetta.

Fiat Idea стал не только первым MPV, созданным компанией Fiat, но и первым носителем новой круглой эмблемы, которая была создана в Centro Stile Fiat в ознаменование 100-летия компании.

В 2005 году началось производство новой Croma, дизайн которой был создан ателье Giugiaro, нового Fiat 600 (в год 60-летия начала выпуска оригинальной модели) и прекрасного, солидного и возбуждающего Grande Punto.

2006 год ознаменовался выпуском нового Doblò и Sedici, городского кроссовера 4x4xTUTTI, ставшего официальным автомобилем Зимних Олимпийских игр 2006 года.

Появилась и обновленная Panda 2007 модельного года с расширенным рядом модификаций.

2007 год начался с запуска в производство нового Bravo, ставшего первым носителем измененной эмблемы Fiat.

Новый Bravo и новая эмблема стали подтверждением нового направления развития компании.

В этом же году был реинкарнирован Fiat 500. С легкой руки дизайнеров автомобиль преобразился: классические формы получили новое прочтение.

В 2011 году увидел свет кроссовер FIAT Freemont – результат сотрудничества инженеров Chrysler и Fiat. Машина представляет собой сбалансированный семейный автомобиль, обладающий современным европейским дизайном и предлагающий своему обладателю высокий уровень комфорта.

Фирма FIAT (Fabrica Italiana Automobili Torino) – одна из самых крупных корпораций Италии по производству автомобилей. Фирма занимается выпуском разнообразной сельскохозяйственной и промышленной техники, грузовиков, легковых и спортивных автомобилей. Кроме того, в состав корпорации входят предприятия, которые занимаются выпуском аэрокосмической продукции. Штаб-квартира фирмы находится в Турине.

Фирма была создана в 1899 году. Ее организовала группа инвесторов, в число которых входил Джованни Аньели. Вначале фирма занималась сборкой автомобилей по лицензии Renault. На эти автомобили устанавливали двигатели De Dion. В 1903 году тарифы на импортную сталь в Италии были отменены. Это позволило очень быстро расширить производство. Фирма начала производство двигателей для судов и самолетов, появились очень оригинальные автобусы, грузовики и легковые автомобили.

Автомобили Фиат были рассчитаны на богатых покупателей. Они очень быстро стали популярны не только в Италии, но и во всем мире. Кроме того, автомобили Фиат получили заслуженное признание и в автомобильных гонках. Там они не уступали таким прославленным маркам, как Nazzaro, Miller, Storero и Lancia.

Очень скоро основатели фирмы поняли, что настала пора уходить от кустарщины и осваивать промышленное производство. Серийное производство автомобилей под маркой Фиат было развернуто в 1912 году. Кроме того, Джованни Аньелли одним из первых сумел понять, что каждый производитель автомобилей должен иметь свой стиль, и разрабатывать этот стиль должен профессиональный стилист.

Fiat Tipo Zero, 1912

В результате проведения такой политики в 1912 году появилась модель Tipo Zero. Эта машин не обладала очень оригинальным дизайном. Для того, чтобы автомобиль приобрел свою индивидуальность, Аньелли заставил своих работников разработать шесть разных вариантов облицовки радиатора. Фирмы Alfa Romeo и FIAT стали первыми, кто кузова для своей серийной продукции стал заказывать у таких известных мастеров, как Террента и Локатти, а затем в ателье Туринг и у Загато.

Fiat Tipo Zero Spyder, 1912

Фирма очень быстро организовала и наладила изготовление своей продукции за границей. Например, в 1909 году в США начал работу завод Poughkeepsie.

Такой подход к делу как нельзя лучше отражал позицию самого Джованни Аньелли. К этому времени он уже планировал разработку методов усиления контроля над производством. В результате появился проект Lingotto. Этот комплекс, п тем временам самый большой Европе, начал выпускать продукцию в 1922 году.

Стратегия, на которой основывался проект, была такова: выпустить автомобиль, который был бы массовым, а недоступным только для элиты. Благодаря тому, что производство было организовано по-новому и основывалось на сборочной линии по типу конвейера, этой цели удалось достичь достаточно быстро.

В ходе Первой Мировой войны фирма Фиат стала в Италии лидером автомобилестроения. В начале 20-х годов это уже одна из самых крупных итальянских компаний. Приобретению такого авторитета очень хорошо помог умелый и грамотный администратор Витторио Валента. Но в 1919 и 1920 годах фирму потрясла серия очень мощных забастовок. Производство фактически было прекращено. Аньелли вернулся к руководству фирмой после того, как к власти в Италии пришел Муссолини. Для управления фирмой в 1927 году был создан холдинг IFI. Семья Аньелли и в наши дни играет там главную роль.

В 1932 году увидела свет модель Balilla. Довольно быстро производство этих автомобилей дошло до 113 000.

Fiat Balilla

В 1936 году появился FIAT 500 или Topolino. Это был самый маленький в мире автомобиль, который стал выпускаться серийно. Сначала были разработаны объем и форма кузова. Только после этого проектировщики стали думать о том, как расположить под кузовом все необходимые агрегаты и узлы. Только после того, как наклонный кузов прикреплялся к раме, приобреталась нужная жесткость. В период с 1936 по 1955 год было продан 519 000 таких автомобилей. У этой машины было много самых разных моделей. Это позволило повысить интерес итальянцев к автомобилю, что привело в дальнейшем к увеличению производства.

Во Вторую Мировую войну все предприятия Фиат подверглись большим разрушениям. После того, как Италия была освобождена, предприятия были национализированы. Но фактическим руководителем компании оставался Витторио Валетта. В результате производственного бума, который начался после окончания войны, фирма стала изготавливать много новых моделей – универсалы FIAT 1500 B и FIAT 1100 B, двухдверный седан FIAT 500. Через год на свет появились Фиат 500 C, 1500 E и 1100 E.

В начале 50-х годов началось производство FIAT 1400 - модель с несущим кузовом. Это был первый в Италии автомобиль, который выпускался в дизельной версии. В 1953 году были выпущены универсальный 103 TV и седан 1100/103. Лет через пять появились небольшие автомобили Cinquecentos и Seicentos. Они сделали автомобили общедоступными. Они выпускались буквально миллионами. Весь мир узнал итальянские автомобили. Они показали, чего может достичь страна в результате индустриального преобразования.

Начало 60-х годов ознаменовалось тем, что компания была вновь приватизирована. Концерн возглавили внуки Аньелли – старшего. Они внесли много нового в организацию всего производства. Благодаря тому, что управленческий персонал обладал превосходной интуицией, компания смогла выпустить FIAT 850. Тираж этого автомобиля достиг трех миллионов. В 1966 году председателем компании стал внук основателя Джованни Аньелли. Он создал целый рад проектов, которые очень укрепили позиции «Фиат» на мировом рынке.

В этом же году концерн подписал соглашение с СССР относительно строительства Волжского автомобильного завода (ВАЗ). Строительство было развернуто в Ставрополе-на-Волге. После этого город не без доли иронии был переименован в Тольятти в честь итальянского коммунистического лидера, который, как известно из истории, в 20-е годы почти погубил фирму.

1969 год ознаменовался тем, что в состав «Фиат» вошла компания «Ланча». В это время появляется очень много разнообразных моделей, от Dino до 128, 130, 127 и 126 серий. В это же время фирма строит заводы в Бразилии, Польше и Южной Италии. Итальянское автомобильное ноу-хау распространяется по всему миру.

Во время нефтяного кризиса 70-х годов все внимание было направлено на улучшение производственных процессов и повышение качества продукции. Это позволило повысить уровень автоматизации и использовать более эффективные методы производства автомобилей.

В 70-х годах фирма начала использование революционной системы автоматизации «Robogate». Это дало возможность уже в 1978 году начать производство Ritmo. Компания вышла на новый уровень развития. Но воистину поворотным моментом в истории фирмы стал 1983 год. Именно в этом году был впервые выпущен известный всем Uno. В этом автомобиле было множество нововведений: в устройстве двигателя, в использовании альтернативных материалов, в электронике и во многом другом.

В 1980 году в Женеве состоялась презентация нового компактного автомобиля FIAT Panda. Эта модель выпускалась в течение 20 лет. За это время было предложено 60 вариантов этой модели. Всего было выпущено около 4 миллионов автомобилей этой марки. В наши дни это одна из самых дешевых моделей в Западной Европе.

В марте 1983 года в Женеве был представлен FIAT Uno. Этот модельный ряд больше десяти лет был самым популярным в Италии. В 1995 году эту модель сняли с конвейера и передали в египетский филиал El Nasr, турецкое подразделение TOFAS-FIAT и польский завод FlAT-Polsca. На этих заводах и в наши дни производится пуск этой модели. В Италии же стали производить FIAT Punto.

В декабре 1985 года главный итальянский производитель представил большой Фиат Croma с передним приводом. Это хэтчбек с очень вместительным и удобным багажником и ступенчатой задней дверью. Модель была спроектирована на единой, так называемой «европейской» платформе TIPO 4. На такой же платформе изготовлены машины Alfa Romeo 164, Saab 9000 и Lancia Thema. Серийный выпуск Croma продержался до 1996 года. В это время спрос на автомобиль значительно снизился. Руководство «Фиат» решило, что автомобили такого класса в дальнейшем выпускать не следует.

1986 год ознаменовался тем, что фирма «Фиат» приобрела Alfa Romeo и все ее подразделения. Позиция фирмы на мировом рынке еще более укрепилась. Грамотная политика компании дала возможность очень скоро представить модель Alfa 164. Вслед за этим была выпущена большая серия моделей, в том числе и знаменитая Alfa 156, которая в 1997 году была признана Автомобилем года.

В январе 1988 года был представлен пятидверный хэтчбек Tipo, в феврале 1990 года - шестиоконный трехобъёмный обтекаемый четырёхдверный седан Tempra, в мае 1990 года – пятидверные фургон Marengo и универсал Tempra Station Wagon (другое название - FIAT Tempra). Платформа, на которой выполнены эти модели, одна и та же, но они несколько отличаются друг от друга дизайном. На этой же платформе концерн выпустил более престижные и дорогие, хотя и близкие по размерам, модели - Lancia Dedra с Alfa 155 и Lancia Delta c Alfa Romeo 33.

Модель Tipo внешне похожа на FIAT Uno, только несколько большего размера. Но на автомобильном рынке эта модель так и не получила широкого признания. Модельный ряд Tempra и Tipo в октябре 1995 года был заменен автомобилями Магеа и Bravo/Brava.

Среди автомобилей особо малого класса с передним приводом самым популярным стал Punto/Sporting. Самая мощная его модификация – GT. Осенью 1993 года состоялся дебют этого автомобиля. В июле 1999 года появились новые модификации этой автомашины.

В начале 1998 года в Турине прошла презентация автомобиля особо малого класса FIAT Seicento. Эта машина изготавливается в Польше и продается в Европе. Имеются следующие версии - электромобиль Seicento Elettra, Sporting, Suite, Citymatic, SX, S и Young.

Среди спортивных купе самая дешевая модель - FIAT Coupe. Эта модель впервые была продемонстрирована в конце 1993 года. В 2000 году появилась новая комплектация этой модели Coupe 2.0 20V Turbo Plus.

В 1995 году в Женеве был впервые продемонстрирован FIAT Barchetta. Это спортивный кабриолет – спайдер с передним приводом. Имеются автомобили с жестким или открытым снимаемым верхом. Концерн постоянно следит за рынком и приобретает обанкротившиеся фирмы. Сейчас фирме «Фиат» приндежат такие фирмы, как Alfa Romeo, Lancia и fiat. Кроме того, в состав фирмы входят несколько тракторных заводов.

Fiat - история марки:

Fiat. Просто, не правда ли? Аббревиатура произошла от Fabbrica Italiana Automobili Torino, а также на латыни означает "да будет". Имитируя шоу Genesis, эпизод 1 - "Да будет свет", группа бизнесменов, купивших завод в начале 1910-х годов, сказали: "Пусть там будут автомобили". И они там появились.

Первый автомобиль под брендом FIAT был выпущен где-то в 1901 году. Разработанный талантливым инженером Faccioli, автомобиль, похожий на карету, был оснащен 2-цилиндровым устаревшим двигателем Boxer мощностью 3 л.с. Группа разработчиков попросила Faciolli создать расположенный спереди двигатель автомобиля. Ответ Faciolli был неожиданным: он подал в отставку.

Как и сделала бы любая компания, замена была найдена в мгновение ока. Enrico взялся за работу, и в течение года он представил новый 1,2 литровый двигатель с четырьмя цилиндрами, разработанный с использованием технологии, заимствованной у Mercedes.

Шло время, компания приобрела популярность, и хотя она становилась все больше с каждым днем, они все еще не закончили свое длительное развитие и научно-исследовательскую деятельность. После множества экспериментов с использованием 4 и 6-цилиндровых двигателей, в 1912 году FIAT был готов выпустить его первый автомобиль массового производства - "Tipo Zero".

Довоенное время подходило к концу, и FIAT окунулся в новое производство деталей для самолетов и танков. Послевоенное время, однако, принесло Fiat большие продажи - к 1926 году модель 501 Cavalli была выпущена в количестве более 45.000 единиц. После экспериментов с некоторыми роскошными моделями с большими двигателями, Fiat возобновил развитие своих весьма популярных моделей. Результатом стала модель 509, легкий по весу автомобиль, который превысил все рекорды продаж FIAT того времени: в 1929 были проданы более чем 90.000 единиц.

Серия новых моделей, которые соответствовали или даже превосходили популярность предыдущих, была выпущена. Самой заметной стала модель 1932 года Tipo 508 Ballila. Оснащенный двигателями 995 куб.с. 25 л.с. или 36 л.с., автомобиль был принят зарубежными производителями. Выпущенные под другим брендом автомобили Ballila успешно продавались в Германии, Чехословакии и Франции.

За несколько лет до начала Второй мировой войны, FIAT выпустил «модели-долгожители» 1500 и Tipo 500, последняя из которых осталась неизменной до 1948 года. Когда началась война Fiat пользовался еще большей популярностью благодаря своим самым продаваемым моделям того времени, 500 и 1100, известная как Millecento. Хотя никаких существенных улучшений не было сделано в послевоенные годы, итальянская компания достигла удивительного порога в 1 млн. единиц 600-й модели – продававшейся вместо модели Topolino.

Тем не менее, Fiat перестал расти. Выпущенная в 1957 году двухцилиндровая модель Nuova 500 была сделана в количестве более чем 3 миллионов единиц. Для продолжения ряда популярных моделей, FIAT выпустил модель 124 в 1966 году - автомобиль, который стал одним из наиболее широко известных, сразу после модели 500. У спортивных автомобилей Fiat была своя доля признания, особенно у Dino V6, оснащенного 1987 куб.см. двигателем Ferrari с двойным верхним распределительным валом.

Говоря о Ferrari, позднее она была присоединена к Fiat, если быть точным, в 1969 году. В том же году была приобретена Lancia. Превратившись в большую группу, в 1971 году FIAT завладел Abarth. В настоящее время Fiat разрабатывает новую линейку седанов и городских автомобилей, а также он достиг большого успеха в продаже моделей 500 и Punto.

«ФИАТ» (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), крупнейшая итальянская автомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные автомобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине.

Компания была основана в 1899 группой инвесторов, среди которых был Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), и начала сборку автомобилей по лицензии «Рено» с двигателями «Де Дион». В организацию производства Аньелли с самого начала привнес свои социалистические идеалы о возможности сотрудничества между предпринимателями и рабочими. В 1903 в Италии были отменены тарифы на импортную сталь, что привело к быстрому расширению производства: появились оригинальные легковые такси, грузовики, и автобусы, началось и производство двигателей для самолетов и судов.

Автомобили Фиат, предназначенные для элитных покупателей, достигли постоянной популярности не только на итальянском, но и на мировом рынке. В то же самое время бренд “Фиат” завоевал признание и в автомобильных гонках, финишировав во главе с такими марками как “Lancia”, “Storero”, “Miller” и “Nazzaro”.

Впервые в Европе автомобильная компания ФИАТ громко заявила о себе как об оригинальном производителе моделью S61 с 10,5-литровым мотором, победив на гонках Гран-При во Фрацнии в 1911 году.

Вскоре Джованни Аньелли сделал вывод о том, что необходимо двигаться вперед от кустарного производства к промышленному и в 1912 г. развернул серийное производство автомобилей под маркой F.I.A.T. Он же одним из первых понял, что каждому автопроизводителю необходим свой стиль, разрабатывать который должен художник-стилист.
Первопроходцем этой идеологии стала модель Tipo Zero 1912 г. Дизайн автомобиля оригинальностью не отличался и был схож с моделями других фирм. И чтобы придать «лицу» машины индивидуальность, Аньелли обязал своих мастеров разработать шесть разных облицовок радиатора. F.I.A.T. и Alfa Romeo первыми начали заказывать кузова для своей серийной продукции у таких мастеров, как Локати и Торетта (Locati & Toretta), а затем у Загато и Туринг (Touring).

С самого начала Фиат наладил производство и выпуск продукции за рубежом. Примером этому может служить завод “Poughkeepsie” в Соединенных Штатах Америки, который был открыт в 1909 году.

Данный подход полностью отражал взгляды Джованни Аньелли, уже планировавшего развитие методов по усилению контроля над системой производства. Результатом этого стал проект “Lingotto” – в те дни самый большой автомобильный комплекс в Европе, начавший выпуск продукции в 1922 году.

Этот проект был основан на определенной стратегии: сделать автомобиль, предназначенный не для элиты и доступный лишь единицам, а автомобиль массового производства. Это было выполнено благодаря совершенно новым принципам индустриальной организации производства, основанной на сборочной линии конвейрного типа.

Первая мировая война вывела ФИАТ в лидеры итальянского автомобильного производства. К началу 1920-х годов ФИАТ уже становится крупнейшей компанией Италии. Во многом способствовал этому и умелый администратор компании Витторио Валлетта. Но в 1919-1920 годы ФИАТу и лично Аньелли пришлось пережить ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было фактически разрушено. После прихода к власти Муссолини Аньелли возвращается к руководству. В 1927 создается холдинг IFI, предназначенный для управления ФИАТом. Главенствующую роль в холдинге играет и по сей день семья Аньелли.

В 1932 году состоялся дебют “Balilla” производство которых скоро достигло количества 113 000 штук.

В 1936 появляется «Тополино» (Topolino, или «ФИАТ-500»), двухместный автомобиль с двигателем рабочим объемом 569 см3, самый миниатюрный автомобиль в мире, запущенный в массовое производство. Сначала были придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами, сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась только после прикрепления к раме наклонного кузова. Этот знаменитый автомобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве 519 000 штук. Разнообразные модели этой машины были предназначены для того, чтобы повысить к ним интерес в Италии и тем самым вызвать общий рост числа автомобилей.

Во время Второй мировой войны предприятия ФИАТ были значительно разрушены, а после освобождения Италии национализированы. Впрочем, Витторио Валетта продолжал фактически руководить компанией.

После войны с конвейра, когда начался производственный бум, начала сходить масса новых моделей: двухдверный седан Фиат 500, универсалы Фиат 1100 B и 1500 D, а годом позже и Фиат 500 C, 1100 E и 1500 E.

50-е годы начались с запуска в производство Фиат 1400, модели с несущим кузовом, который, начиная с 1953 года, был первым итальянским автомобилем, предлагавшемся также и в дизельной версии. В том же году на “Mirafiori” выпустили седан 1100/103 и универсальный 103 TV. Через полдесятилетия маленькие “Seicentos” и “Cinquecentos” изменят лицо Италии, сделав автомобиль доступным каждому. Выпущенные миллионами, эти автомобили представили итальянцев остальному миру и стали символом экономического чуда, воплощенного в индустриальном преобразовании страны.

В начале 60-х годов компания опять приватизируется. Во главе концерна становятся внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, привнеся новые подходы к организации производства. Учитывая дальновидную интуицию управленческого персонала, компания выпустила малолитражный автомобиль Фиат 850, произведенных в количестве 3 миллионов штук. В 1966, Джованни Аньелли, внук основателя, стал Председателем компании и инициировал ряд проектов, позволяющих укрепить позиции компании на мировом рынке.

Именно в 1966 году Фиат подписал соглашение с Союзом Советских Социалистических Республик по строительству Волжского автомобильного завода ВАЗ в г. Ставрополе-на-Волге, не без иронии переименованном коммунистической властью в честь Тольятти, едва не погубившего ФИАТ в 20-е годы. Производственные мощности ВАЗа составляли 2000 машин 124 в день. ФИАТ прочно вошел в нашу жизнь со строительством Волжского автозавода, который дал стране много миллионов легковых автомобилей, огромное количество рабочих мест на головном заводе и заводах-смежниках. Фиатовскую модель ВАЗ выпускает и до сих пор. Ведь “2105” и “2106” по техническому содержанию почти близнецы 124-го “фиата” . Так что можно смело говорить об этом концерне как о “шефе” советской легковой автопромышленности. Невозможно представить себе сегодняшние автострады и улицы городов без “Жигулей”. Мало того, когда “русские фиаты” продавались за рубежом (в экспортном исполнении), благодаря более низкой цене они успешно конкурировали с “итальянцами”. Да и сейчас средний класс общества нацелен на автомобили ВАЗ, причем многие предпочитают “классику”, то есть ФИАТ-124 в прошлом.
ФИАТ-124 был признан автомобилем года аж в 1967 году - 30 лет назад. Удачная модель!

В 1969 в ФИАТ входит компания «Ланча». В то же самое время, параллельно появлению различных моделей, начиная с “Dino” и заканчивая 128, 130, 127 и 126 сериями, Фиат строил заводы по производству автомобилей в Южной Италии, Польше и Бразилии, распространяя по всему миру итальянское автомобильноеноу-хау, включая и опыт, полученный после приобретения таких известных брендов, как “Autobianchi” и “Lancia”.

В течение периода, охватывающего нефтяной кризис 70-х годов, акцент был сделан на улучшении готовой продукции и производственных процессов, что помогло добиться более высокого уровня автоматизации и наладить выпуск с помощью более эффективных методов автомобилестроения.

Производство “Ritmo”, начатое в 1978 году благодаря “Robogate”, революционной системе автоматизации, вывело компанию на новый уровень развития. Поворотным же моментом в истории автомобильного концерна “Fiat” стал 1983 год, когда впервые был выпущен знаменитый “Uno”, автомобиль, предложивший широкую гамму нововведений: в электронике, в использовании альтернативных материалов, устройстве двигателя и т.д.

В 1980 году в Женеве был представлен компактный автомобиль FIAT Panda. За 20 лет производства компания FIAT предложила 60 вариантов модели Panda. Общее количество выпущенных машин – 4 млн. штук. Несмотря на свой весьма непритязательный вид, Panda была разработана в ателье ItalDesign под руководством маэстро Д. Джуджаро. Сегодня эта модель является одной из самых дешевых в Западной Европе.

FIAT Uno дебютировал в марте 1983 года в Женеве. Именно модельный ряд “номер один” – Uno оставался самым популярным на Апеннинском полуострове в течение более чем десятилетия. FIAT Uno снят с конвейера в Италии в мае 1995 года и передан для производства на польский завод FlAT-Polsca (бывший FSM) в г. Бельско-Бяла, турецкое подразделение TOFAS-FIAT, а также египетский филиал El Nasr, где эти модели производят и поныне. На итальянском конвейере FIAT Uno сменил наследник – FIAT Punto.

Большой переднеприводный Фиат Croma, представленный главным итальянским автопроизводителем в декабре 1985 года, хэтчбек со ступенчатой задней дверью, удобным и вместительным багажником, так называемый “двухсполовинойобъемный”, эта модель была спроектирована на единой, как ее тогда называли, “общеевропейской” платформе “TIPO 4?, на которой еще базировались Lancia Thema, SAAB 9000 и Alfa Romeo 164. Модель Croma продержалась на конвейере до 1996 года, когда спрос на нее совсем упал, и FIAT счел ненужным продолжать свое присутствие в этом классе.

В 1986 году Группа Фиат приобретает “Alfa Romeo” и его отделения, таким образом, усиливая свои позиции на мировом рынке. Политика компании позволила в скором времени представить на рынке новую модель Alfa 164, что нашло отклик в сердцах горячих поклонников легендарной марки. Вслед за Alfa 164 последовала серия моделей, среди которых была и Alfa 156, выпуск которой наладили в 1997 году и ставшая Автомобилем Года.

Пятидверный хэтчбек Tipo дебютировал в январе 1988-го, четырехдверный обтекаемый трехобъемный шестиоконный седан Tempra – в феврале 1990 года, пятидверные универсал Tempra Station Wagon (также он назывался FIAT Tempra) и фургон РИТ Marengo – в мае 1990-го. Эти модели выполнены на единой платформе, однако их дизайн несколько отличен. На той же технологической платформе концерн FIAT выпустил и сходные по размерам, но более дорогие и престижные модели сегментов С и D – Lancia Delta и Alfa Romeo 33, и Lancia Dedra с Alfa 155.
Внешностью Tipo напоминает увеличенный в масштабе предыдущий бестселлер рынка – FIAT Uno, и все же престижный титул “Автомобиля 1989 года” достался именно ему. Однако широкого признания на рынке Tipo так и не получил. В октябре 1995 года модельный ряд Tipo и Tempra заменен в Италии на семейства моделей Bravo/Brava и Магеа.

Punto/Sporting переднеприводный автомобиль особо малого класса (3- и 5-дверный хэтчбек). Самый популярный в классе, 17 базовых моделей (в т.ч. кабриолет). GT – наиболее мощная модификация. Дебют – осень 1993. Новое поколение этой модели – июль 1999.

Спортивное купе Fiat Coupe на базе Fiat Bravo одна из самых дешевых моделей подобного типа. Coupe Turbo – наиболее мощная модификация с высокими динамическими характеристиками и макс. скоростью 250 км/ч, конкурент компрессорного Merсedes-Benz CLK и Porsche Boxter. Впервые модель была представлена в ноябре 1993. Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана новая комплектация Coupe 2,0 20V Turbo Plus с 220-сильным мотором и 6-ступенчатой коробкой передач.

FIAT Ulysse, минивэн с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Производится совместно Peugeot/Citroеn и Fiat/Lancia. Премьера обширного семейства 7-8-местных однообъемных универсалов повышенной вместимости в рамках совместного проекта U60 компании FIAT и концерна PSA состоялась в январе 1994 года. Производство всех моделей, основанных на общей платформе, ведется на новом заводе NordSEVEL на севере Франции. В начале 1996 года на рынке были представлены грузовое и грузопассажирское семейство (U64) мини-фургонов FIAT Scudo/Citroen Jumpy/Peugeot Expert, унифицированных по ходовой части и частично кузовам с мини-вэнами семейства U60. Платформа U64 заменила короткобазную модель FIAT Talento.

Впервые Fiat Barchetta был представлен весной 1995 на автошоу в Женеве и признан самым красивым кабриолетом салона. Это переднеприводный спортивный кабриолет - спайдер с открытым или жестким снимаемым верхом; изготавливается на базе Fiat Punto, совместная разработка компании Fiat и дизайнерского ателье Pininfarina.
Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана “люксовая” комплектация Barchetta Riviera.

Fiat Bravo/Brava, автомобили класса С с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Последнее поколение хэтчбеков Golf-класса (сегмент С, по европейской классификации) концерн FIAT представил в сентябре 1995 года. И очень удачно – двуединый Bravo/Brava завоевал почетный титул “Автомобиль 1996 года”.

Fiat Marea модель европейского класса D, созданнаяна платформе Brava, однако длиннее и просторнее последней. “Люксовый” вариант HLX имеет водительское сиденье с электроприводом регулировок, две боковые подушки безопасности и стерео-аппаратуру класса “hi-fi” с шестью динамиками. Впервые модель быда представлена в июле 1996. В 1998 специально для России была разработана «арктическая» версия Fiat Marea.

FIAT Palio(Siena - аргентинская модификация Fiat Palio) компактный автомобиль малого класса. Впервые модель была представлена в 1996. Первоначально автомобиль производили в Бразилии, с 1997 - в Аргентине и Польше. В 1997 начался выпуск модели с кузовом универсал. В 1998 универсал Fiat Palio стали поставлять на европейский рынок. В 2000 г. к универсалу Weekend присоединились 3- и 5-дверные хэтчбеки Palio.

В марте-апреле 1998 в Турине был представлен FIAT Seicento, автомобиль особо малого класса. Как и Panda, эта машина относится к европейскому размерному классу А. Производится в Польше, реализуется на европейском рынке. Производятся базовые версии: Young, S, SX, Citymatic, Suite, Sporting, а также электромобиль Seicento Elettra.

Впервые модель Multipla была представлена осенью 1998. Это минивэн среднего класса – первый в своем классе автомобиль подобного типа. Возрожденное название многоместного компактного автомобиля 50-х годов. Летом 2000 г. появилась новая серия Special с более высоким уровнем оснащения.

В октябре 2000 компания выпустила грузопассажирскую модель Doblo на автосалоне в Париже. Эта машина предлагается как в пассажирском, так и в грузовом исполнении (Doblo Cargo).

В Италии Stilo продается с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек, который приходит на смену модели Bravo, адресуется поклонникам активной езды. В свою очередь, пятидверный автомобиль (он сменяет Fiat Brava) – это “семейный” вариант. Fiat Stilo будет выпускаться в течение шести – семи лет. Общий планируемый объем производства – 2,5 миллиона машин.

Концерн постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы и сегодня под “крышей” ФИАТа собрались и FERRARI, и LANCIA, и ALFA ROMEO. Принадлежат ему и несколько тракторных заводов.