Калькулятор амортизации грузового автомобиля. Расчет амортизации линейным способом: пример. Норма и срок амортизации

Часто мне предлагают работу с использованием своего личного ТС, а в качестве компенсации за это - 6000рублей в месяц.

Теперь рассчитаем амортизацию автомобиля.

Начальная стоимость автомобиля на 2012 год__________________________370 000 руб.

Стоимость ремонта на весь период (30% от стоимости автомобиля)______ 101 000 руб.

Средняя стоимость планового ТО в год_______________________________ 9400 руб.

Срок службы__________________________________ ____________________10 лет

Итого за 10 лет будет затрачено_______________________________ ________565 000 руб.

Пробег в год_____________________________________ __________________15 000 км.

Стоимость 1 км в год _____________________________________56 500/15 000 = 3.77 руб.

Стоимость бензина на 1 км по трассе(АИ92-27.4руб.)___________________ _____1.92 руб.

Стоимость бензина на 1 км по городу (АИ92-27.4руб.)________________________2.3 руб

Итоговая стоимость 1 км по трассе__________________________________ _____5.69 руб.

Итоговая стоимость 1 км по городу _____________________________._________6.0 7 руб.

Таким образом, суммы в 6000 рублей выделяемой работодателем в качестве компенсации за эксплуатацию ТС при 22 рабочем дне, должно хватить на безвозмездную эксплуатацию с покрытием амортизационных

расходов если автомобиль в день будет проезжать не более 45 км.

При этом, владелец ТС при такой эксплуатации не получает никакой прибыли, по сути его ТС безвозмездно эксплуатируется работодателем.

Чтобы получить прибыль с ТС, стоимость 1 км необходимо увеличить в два раза, таким образом при сумме компенсации автомобиль должен в день проезжать не более 22.5 км.

P.S.// Предлагаю консультации, а так же участие в Ваших проектах.

Амортизация приравнивается к денежному эквиваленту, который может покрыть расходы на поддержание в рабочем состоянии средства труда, чаще всего это транспортное средство, зависит от степени его износа, и переносится на доход, который можно иметь с его помощью.

Расчёт амортизации нужно учитывать наперёд, для предупреждения и своевременного проведения, по установленному регламенту всех тех осмотров, а также и ремонта автомобиля, а в дальнейшем вычислить, как долго можно эксплуатировать данное транспортное средство.

Как рассчитывать амортизацию транспорта.

Если есть доступ к интернету, то достаточно воспользоваться онлайн сайтом:

Достаточно заполнить на отведенные поля данные вашего транспортного средства, и система произведёт все расчёты и покажет конечную цифру.

Следует заметить, что данный расчёт будет примерным, потому что он не может учитывать многие параметры, которые не всегда учтены в запрограммированной системе, а вы считаете их убыточными.

Как рассчитать амортизацию автомобиля

Для проведения самостоятельного и точного расчёта амортизации транспортного средства, вы заведите специальный журнал, где будете фиксировать подробно все финансовые траты, которые реально проводили. Сюда входят замена быстро расходующихся запчастей и топлива, текущий ремонт и ТО, сюда входит сезонная замена шин.

Главное требование все расходные материалы надо подкреплять чеками, что бы все данные были не с потолка, только тогда они могут реально фиксироваться и их сумма делится на период времени, который вы реально эксплуатировали транспорт. Таким образом, вы вычислите данные отражающие реальный показатель по амортизации.

Как рассчитать амортизацию автомобиля более точно?

В данном случае надо боле скрупулёзно подходить к учёту всех затрат по обслуживанию транспортного средства, и привыкать просить чеки подтверждающие все расходы, не только замена топлива, деталей и узлов, сезонная смена шин, услуги шиномонтажа, замена масла, фильтров и прочее.

Если вашему автомобилю не больше пяти лет, бухгалтерия на предприятии будет применять метод расчёта с учётом амортизационных отчислений от 10 до 20% стоимости нового автомобиля за первый год эксплуатации. Если ваш автомобиль старее, расчёты проводятся по другому методу учёта амортизационного износа

Амортизация рассчитывается таким образом.

Надо стоимость автотранспорта (без НДС) разделить на количество месяцев полезного использования. К примеру, если это 5 лет умножаете на 12 (месяцев) — получается 60. Допустим, цена автомобиля на данный момент 300 000 делим на 60=5000руб ежемесячно.

Расчет списания бензина считается так. Пробег за месяц разделить на 100 и умножить на расход бензина за 100км. А все остальное у всех по-разному. Тех. обслуживание зависит от состояния вашего автомобиля.

Нелинейный способ расчета амортизации автомобиля.

Такая методика расчёта за базовую стоимость транспортного средства учитывает остаточную стоимость, и уже на эту стоимость начисляется реальная амортизация средства передвижения.

За бухгалтерией надо следить, так как появляются новые методы учёта амортизации износа транспорта. Учитываются категории авто, классы и типы авто и его назначение, год выпуска и год с начала эксплуатации транспорта. Надо учесть, что разные методы, а степень учёта получается усреднённой. Поэтому для получения реальной картины амортизации конкретного средства передвижения помогут сохранённые чеки. Желательно их собирать в журнале записей по эксплуатации в конверте.

Сама по себе амортизация – это перенос стоимости средства труда (в данном случае автомобиля) в зависимости от меры их износа на продукт, производимый с их помощью. Как правило, амортизация исчисляется в денежном эквиваленте.

Расчет амортизации нужен, чтобы вовремя проводить все необходимые по регламенту технические осмотры и ремонты транспортного средства, а также чтобы определить максимально возможный (оставшийся) срок эксплуатации.

Пренебрегать положенными техническими работами нельзя. И очень важно проводить их в срок. В противном случае автомобиль из средства передвижения может превратиться в реальную угрозу на дорогах.

Как рассчитать амортизацию авто

Чтобы провести расчет амортизации автомобиля, совсем не обязательно обладать специфическими бухгалтерскими знаниями. Если следовать инструкции, это не так и сложно.

Один из простых вариантов, как можно рассчитать приблизительную амортизацию, выглядит следующим образом. Для этого возьмите справочник с указанием всех моделей автомобилей и их балансовой стоимостью (такие есть у бухгалтеров предприятий, на которых эксплуатируются автомобили). Она зависит от года выпуска авто. Цифру, которую вы там найдете, разделите на количество месяцев, в течение которых вы использовали автомобиль. Таким образом вы сможете рассчитать месячную амортизацию машины.

Стоит учитывать, что данный расчет не будет истиной в последней инстанции, т.к. выполнен он довольно грубо. Ведь при его составлении не учитывается ряд параметров, которые являются довольно важными.

Для того чтобы провести более детальный расчет амортизации автомобиля, вам понадобится вести специальные записи. В них обязательно учитывайте все финансовые затраты, связанные с автомобилем: замену расходников, затраты на бензин, прохождение ТО и траты на ремонт, также стоит учитывать и сезонные замены шин. Единственное, что стоит помнить, - это то, что все данные необходимо подкреплять чеками. Все эти данные складываются, делятся на количество времени, в течение которого эксплуатировался автомобиль – в результате, получаются данные, по которым можно сделать более точный вывод об амортизации автомобиля.

Какие автомобили проходят амортизационный расчет

Естественно, что рассчитать амортизационные расходы можно для любого автомобиля. Однако, если речь идет об организации, здесь действует ряд исключений. Так, например, машины делятся на группы, которые зависят от года выпуска транспортного средства. В основном, выделяют три группы:
- авто в возрасте от 0 до 5 лет;
- авто от 5 до 7 лет;
- авто от 7 до 10 лет.

Обычно организации стараются проводить расчет по авто старше 5 лет. Для тех, что не дотягивают, попросту применяют 10-20% амортизационные расходы от общей стоимости автомобиля. Учитывается и дополнительное оборудование, установленное . А порой на расчет амортизации влияет даже скорость, с которой может передвигаться транспортное средство.

Это деление необходимо еще и для налоговых расчетов. Ведь амортизационные расходы, как и любые другие, необходимо очень четко отражать в декларации.

Имущество, принимаемое к бухгалтерскому учету на предприятии, подлежит . Исключение составляет неамортизируемое имущество, к которому относятся объекты природопользования, незавершенное строительство, оборотные средства и др. Существует несколько способов расчета амортизации. В основе каждого из них лежит срок полезного использования объектов.

Инструкция

Срок полезного использования определяется в соответствии с классификацией основных средств. В ней все имущество поделено на 10 групп. В каждой из них установлен свой срок полезного использования, т.е. период, в течение которого имущество способно приносить доход предприятию и служить целям его деятельности.

Амортизация может рассчитываться линейным способом. В этом случае годовую ее сумму определяют, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы , рассчитанной на основании срока полезного использования. Допустим, организацией был приобретен объект основных средств стоимостью 100 000 руб. Срок его полезного использования 5 лет, значит норма амортизации 20 %. Поэтому годовая сумма амортизации будет составлять 20 000 руб. (100 000*20%).

При расчете амортизации способом уменьшаемого остатка годовую ее сумму определяют, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода, нормы амортизации и коэффициента ускорения. Последний устанавливается законодательством по каждому из видов имущества. Например, предприятие приобрело оборудование стоимостью 100 000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Норма амортизации 20 %, но она будет увеличена до 40 %, поскольку коэффициент ускорения равен 2. Поэтому за первый год эксплуатации оборудования будет составлять 40 000 руб. Во второй год она составит 40 % от остаточной, т.е. 24 000 руб. (60 000*40%) и т.д.

Еще один способ расчета амортизации – по сумме числе лет срока полезного использования. В этом случае сумма амортизации за год определяется, исходя из первоначальной стоимости имущества и соотношения, в числителе которого будет число лет, остающееся до конца действия объекта, а знаменателе – сумма чисел лет. Например, предприятие приобрело имущество стоимостью 100 000 руб. Срок полезного использования его 5 лет. Сумма чисел лет будет составлять 15 (5+4+3+2+1). Соответственно за первый год амортизация составит 33 333,33 руб. (100 000*5/15), во второй год 26 666,67 руб. (100 000*4/15) и т.д.

При способе расчета амортизации пропорционально объему произведенной продукции начисление осуществляется, исходя из натуральных показателей и соотношения предполагаемого объема произведенной продукции за срок полезного использования. Например, предприятие приобрело автомобиль стоимостью 200 000 руб. Предполагаемый пробег за весь период полезного использования 500 тыс. км. За первый год автомобиль проехал 10 тыс. км. Следовательно, годовая сумма амортизации будет составлять 4 000 руб. (10/500*200 000).

Амортизация - это слово, которое произошло от позднелатинского amoutisatio - погашение, и имеет несколько значений. Одно из значений слова "амортизация" - это постепенное снашивание фондов и перенесение на вырабатываемую продукцию их стоимости по частям. Также слово "амортизация" означает понижение ценности на сумму налога имущества, обложенного налогом.

В технике подразумевает поглощение, смягчение ударов.

В экономике амортизация является объективным процессом, и указывает на перемещение стоимости основных фондов по мере постепенного изнашивания на производимый с их помощью продукт. Исходя из особенностей вовлечения в производственный процесс основных фондов, вытекает необходимость амортизации. Часть стоимости основных фондов, соразмерная их снашиванию, заложена в каждой единице нового продукта.

Амортизация не начисляется на предметы, которые имеют срок службы менее года или их стоимость ниже установленного лимита. Такие объекты для облегчения их приобретения и учета зачисляют в состав оборотных средств. В состав амортизируемых не включаются основные фонды организаций, которые получают финансирование за счет бюджета. Путем ежемесячных амортизационных отчислений создается амортизационный фонд, отчисления производятся по установленным нормам. Годовые нормы амортизации определяются для большинства основных фондов в процентах к их стоимости.

Существует , в которой определяют общую норму амортизации, то есть капитальный ремонт и восстановление, в процентах к стоимости основных фондов. В этой формуле учитывается годовая норма амортизационных отчислений, первоначальная стоимость объекта, стоимость модернизации на протяжении всего срока службы, стоимость его капитального ремонта на протяжении всего срока службы, ликвидационная стоимость и срок службы данного объекта. В баланс расходов и доходов предприятия включается годовой размер амортизационного фонда.

Для того чтобы установить годовой размер, нужны данные по среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов и нормы амортизации. Годовой размер амортизационного фонда тоже определяют по формуле. На себестоимость продукции относят все амортизационные отчисления, которые производятся ежемесячно и в определенные для предприятия сроки.

Видео по теме

Источники:

  • амортизация недвижимости

Довольно часто требуется подобрать размер автомобильных шин для установки на конкретный тип автомобиля. Однако, кроме размеров покрышек, есть и другие важные параметры, которые не стоит игнорировать, потому что от них зависит долговечность колес и качество сцепления с дорогой.

Старайтесь купить шины, габаритные размеры которых будут примерно такими же, как рекомендуемые. Например, фирма-производитель рекомендует шины с размерами 175/70R13 86S. 175 – это габаритная ширина покрышки в миллиметрах, /70 – высота профиля шины в процентах от ширины, R-13 – монтажный диаметр, соответствующий диаметру дисков, 86 – нагрузочный коэффициент, S – индекс скорости. Стоит заметить, что габаритная ширина покрышки может отличаться от ширины протектора, поэтому если вы хотите более широкий протектор, то обращайте внимание на эту особенность. Не берите шины с заниженными нагрузочными и скоростными коэффициентами.

Если вы хотите поставить на машину диски R16 вместо R13, найдите резину подходящей ширины. Поскольку шин R16 шириной 175 мм не существует, более реально найти резину шириной 215мм и шире. Посмотрите ваши записи и рассчитайте, сколько сантиметров у вас есть в запасе. Увеличение ширины покрышки на 1см больше рекомендованной, сокращает измеренное расстояние между колесом и кузовом на 5мм. Учтите, что не желательно увеличивать диаметр колеса более чем на 3 см, так как это приведет к повышенному расходу топлива и к ухудшению тяговых характеристик машины. Выберите подходящие шины и замерьте их диаметр с помощью рулетки. Сравните с рекомендуемым диаметром колеса. Если превышение рекомендуемых габаритов будущего колеса в пределах вашей расчетной нормы, можете смело покупать выбранные покрышки. Скоростной и нагрузочный коэффициент в этом случае будет существенно превышать рекомендованный, что благотворно скажется на долговечности резины.

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Второй, третий варианты требуют наличия документов – акта приема-передачи (Письма Минфина № 03-03-01-04/1/209, № 03-03-06/1/8587).

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации , коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию

Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно

Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».

Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства

Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов

Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.