Где делают хаммер. История марки Hummer. Производство и парк Hummer в России

Слоган: Like Nothing Else

При первом же взгляде на массивные вездеходы Hummer становится ясно, что без военных тут не обошлось. И действительно, в основе гражданской модификации лежит армейский джип HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - Высокомобильное Многоцелевое Транспортное Средство), известный также и как HUMVEE («Хамви» ).

В 1979 году армия США объявила тендер на создание «идеального» джипа для армейских нужд. Такого, чтобы и через пеньки прыгал и чтоб в барханах не увязал, и способен был нести на себе достаточно серьезные броню и вооружение (и чтобы весил при этом не больше 3,5 тонн). Участие в этом заманчивом, но непростом проекте приняли многие производители, но победить удалось AM General , компании из штата Индиана, которая исторически занималась производством вездеходов, грузовиков и автобусов. Нельзя сказать, что победа далась ей легко - конкуренты были более чем серьезными, но вездеход M 998 оказался лучшим. Результат - заказ в 1983 году на производство 55 тысяч этих брутальных армейских автомобилей.


Впервые о M 998 «на гражданке» узнали во время операции «Буря в пустыне», когда простые смертные с восторгом узрели на экранах телевизоров массивные вездеходы, для которых словно бы не существовало препятствий (в дальнейшем выяснится, что в условиях городских боев массивные «Хамви» не слишком эффективны). На AM General посыпались частные заказы. В результате в компании решили создать гражданский вариант вездехода. Новый бренд решено было назвать «Hummer» , что расшифровывалось как High Utility, Maximum Mobility, Easy Riding (Многофункциональность, Максимальная Мобильность, Лёгкое управление). Название оказалось тем удачнее, что было созвучно с красивым словом «hammer» «молот, кувалда» . В продажу эти вездеходы (модель Н1) поступили в 1992 году. От своих армейских родственников они отличались несколько прилизанным внешним видом, комфортабельным салоном и отсутствием брони. Также были внесены и некоторые не слишком значимые технические изменения. Несмотря на весьма высокую стоимость массивный автомобиль быстро стал популярным. У него появились свои поклонники, стекавшиеся в клубы.

В 1999 году права на марку Hummer выкупила корпорация General Motors (GM ). AM General же вернулась к своим прежним занятиям и военным заказам. GM была разработана вторая версия, с таким же незамысловатым названием - Н2. Модель стала совершенно гражданской - и внешне и технически. От военного прошлого тут сохранился лишь узнаваемый дизайн и не менее узнаваемые размеры. GM приступила к процедуре глобализации бренда. Благодаря хорошей раскрутке, удалось поднять продажи в 80 раз - с 1000 моделей в год до 80 000. Авто стали приобретать уже не любители бездорожья (Н2 с ним уже не справлялся столь эффективно), а все, у кого были деньги и кто не прочь это лишний раз продемонстрировать. Уважаемый бренд стал окончательной «попсой». Среди почитателей пошли разговоры, что «марка уже не та».


2005 год ознаменовался появлением модели Н3, размеры которой стали несколько поменьше. Внедорожник окончательно стал «паркетным». GM задумывалась и о дальнейшем развитии бренда… И вдруг, как всегда, неожиданно грянул кризис. Спрос на дорогие автомобили, поглощающие пару десятков литров на сотню километров резко сократился. Да и у самой GM дела резко ухудшились. Бренд Hummer внезапно стал очень убыточным и от него решили избавиться. Покупатель нашелся быстро - китайский производитель тяжелой техники, компания Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co . И стать бы «Хаммеру» китайским, да вот в последний момент сделка сорвалась. GM вынуждена была начать процедуру ликвидации. В феврале 2010 года бренд перестал существовать. Компания пообещала, что еще некоторое время будет производить комплектующие и обеспечивать поддержку.

Благодаря своей узнаваемой брутальной внешности, вездеходы Hummer привлекали к себе и нездоровое внимание. Невзлюбили их активисты Greenpeace за прожорливость и просто завистники, трубившие повсюду про то, что столь большие джипы приобретают себе лишь владельцы маленького мужского достоинства. Каждый борется с комплексами как может - кто покупкой огромного авто, а кто распространением скабрезных разговоров и домыслов.


Интересные факты

Несмотря на столь большие размеры, вездеходы Hummer Н2 прославились своими весьма тесными салонами. А если добавить сюда еще и уровень потребления топлива, явно устаревшую конструкцию и не слишком хорошую управляемость, то становится ясно, почему эта модель вошла в США в список «10 самых плохих автомобилей США 2007 года». В этот же список попал и Н3. Тут нарекания вызвал двигатель, явно вяловатый для столь солидной машины и «приевшийся внешний вид». Подвергались эти машины критике и из-за проблем с безопасностью. Тот год вообще был печальным для GM – из 10 автомобилей списка, 6 были производства именно этой корпорации.

Дебют Hummer H2 чуть не был сорван корпорацией DaimlerChrysler , которая подала в суд на General Motors за использование семи вертикальных полосок на решетке радиатора. Причиной называлось то, что такие решетки давно уже стали фирменной чертой внедорожника Jeep . Суд отклонил этот иск.

Компания Хаммер до 2009 года представляла собой подразделение корпорации Дженерал Моторз. Ее модельный ряд состоит из трех автомобилей, которые и выглядели отлично, и продавались неплохо.

Автомобили этого направления были созданы на основе армейского внедорожника HMMWV. Они могут ездить как по шоссе, так и в условиях полного бездорожья. Их прототип был на вооружении во всем мире. Основан он был на повышенных требованиях американского Пентагона к военным машинам, поэтому они получались мощными, технологичными, но некомфортными. Хотя, сначала для водителей последний пункт роли совсем не играл. А вот со временем модель начали ориентировать больше для потребителей, то есть, планка комфортабельности была повышена.

Таким образом, автомобили от Hummer получили высокую проходимость, заметность, надежность, удобство и небольшие габариты. А вот что с тем, где собирают Хаммеры? В данной статье именно об этом мы с вами и поговорим.

Автомобили от компании Hummer собирали в Америке, Канаде и, как ни странно, в России. Наше производство открылось в Калининграде в 2006 году.

Американский завод находился в штате Луизиана в городе Шривпорт. Он работал вплоть до 2010 года, и последний внедорожник сошел именно с этого конвейера 26 мая.

Кстати, в начале 2010, по дорогам России ездило более 5000 Хаммеров, и каждый третий из них был американцем. Внедорожники от Hummer разрабатывались инженерами компании Дженерал Моторз. Проект был открыт в 1979 году, и закрылся он в 2009. Гражданская модель автомобиля поступила в продажу в 1992 году. Называлась она Hummer Н1. Ее сняли с продаж в 2006 году. Далее название машин не отличалось оригинальностью. Речь идет о:

  • Hummer Н2, которую убрали с рынков в 2009 году;
  • Hummer Н3. Его перестали производить в 2010.

В 2008 году положение компании Hummer ухудшилось. Дело в том, что спрос на продукцию снизился, а финансовое положение стало совсем незавидным. Именно поэтому концерн продали китайцам. Но, кампания из Поднебесной сорвала сделку, и фирму просто ликвидировали.

Когда открыли российское производство Hummer, и особенности нашей сборки

В 2004 году, как уже упоминалось выше, в Калининграде был открыт конвейер по сборке Hummer. Hummer Н1 российской сборки вышел на наш рынок уже в январе того года. Тогда отмечалось, что до октября с ленты завода должно было выйти примерно 700 внедорожников. Его ширина составляла 2006 миллиметров, трансмиссия тут находится в салоне, а клиренс расширен до 406 миллиметров. Наши инженеры увеличили профиль и увеличили бампера. Пластины защиты и декора стали куда более массивными. Дорожный просвет теперь составляет 229 миллиметров.

В 2006 году в Калининграде выпустили первый Hummer Н2. Тогда марку считали перспективным партнером, которую терять не хотелось.

Партнерство заключалось между россиянами и американцами. Сначала планировалось, что модель будет присылаться сюда практически готовой, и российские мастера должны только устанавливать узлы и агрегаты на уже окрашенный и сваренный кузов. Его авторство приписывалось заводу в штате Индиана, что в Америке. Так и получилось. На кузов там набивали российский код, и вешали фары. Остальная процедура проводилась у нас. Распространяли внедорожники пять российских дилеров. Один из них находился в Екатеринбурге, остальные четыре распределялись по Москве и Питеру.

Модификация Hummer Н2 стоила на рынке от 86500 долларов за базовую комплектацию. Модификаций было всего три. Также, к ним предоставлялись по два дополнительных пакета обновлений на выбор.

В комплектации Adventure сюда входила пневматическая подвеска, защитная решетка, аптечка, фонарь, верхний багажник и отличные напольные коврики ручной работы.

В модификации Luxury модель размерами напоминает лимузин. Ко всему вышеперечисленному стоит добавить кожаную обивку, трубчатые подножки и хромированную отделку. Она стоила от 94090 долларов.

Все автомобили оснащались шестилитровым мотором с выдаваемой мощностью в 321 лошадиную силу. Трансмиссия рассчитана на езду в самых суровых дорожных условиях и была четырехступенчатой.

Интересно то, что расход топлива определить не удалось, так как он плавающий. Объем топливного бака составляет 121 литр. Владельцы машин нашей сборки отмечают, что запас хода при полном баке составляет примерно 499 километров, но только если скорость езды не будет выше 64 километров в час.

Hummer H3 также собирают у нас. Из завода в Америке полностью готовую модель привозят в Польшу. Там ее разбирают до крупных деталей, и переправляют к нам. Делается все это ради льгот на растаможку. Так очень просто снижается отпускная стоимость. После того, как стартовала наша сборка, модель стоила 49900 долларов. Для справки, раньше она обходилась покупателям примерно 70 тысяч.

Почему закрылось производство Хаммер

Мы уже упоминали о том, что производство Хаммер было закрыто в 2009 году. В тот момент по всему миру грянул экономический кризис. Он ударил по продажам марки, и ввел ее в долги.

12 октября 2009 года представители фирмы подписали договор о том, чтобы продать Hummer. Покупателем должна была стать китайская компания Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Corp. Сделку заключили на сумму в 150 миллионов долларов. Но, ничего не получилось.

И, после несостоявшейся сделки по покупке корпорации Hummer, представители концерна Дженерал Моторз решили рассмотреть заявки от новых клиентов. Но, никто так и не изъявил желание.

Когда производство закрывали, статистику по последним продажам марки не предоставили. Особенно тщательно скрывали данные по нашей сборке.
Российские дилеры на тот момент думали, что компания возродится. Тогда в салонах оставалось по две или три машины. Но, на складе их было намного больше. Как видите, надежды не оправдались.

Поэтому, водители, которые ездили на любой модификации Hummer, потеряли возможность нормально ремонтировать свои машины, ведь деталей на нашем рынке не осталось.

Сейчас вы можете купить автомобили от Хаммер только на вторичном рынке. Стоимость их будет зависеть только от пробега модели, и желаний ее владельца.

Мало какой автомобиль способен пройти там, где с легкостью проходит Hummer. Это авто ассоциируется с силой и энергией, свободой и мощью. История успеха внедорожника представлена в этой статье

Hummer - известная марка американского гражданского внедорожника, разработанная компанией AM General, специализирующейся на выпуске транспортных средств военного и гражданского назначения. Со временем права на марку были проданы североамериканской корпорации General Motors.

Истоки появления бренда Hummer лежат в далеком 1979 году, когда у американских военных появилась необходимость в создании современного универсального внедорожника. Машина должна была обладать повышенной проходимостью, устойчивостью, малыми габаритами и быть легко аэротраспортабельной. Планировалось, что внедорожник послужит базой для последующих специализированных модификаций.

Будущий вездеход получил кодовое наименование HMMWV M998. После многочисленных ходовых испытаний в 1983 году HMMWV M998 поступил на вооружение американской армии, а AM General получила 5-летний заказ на поставку 55 тысяч таких машин по оптовой цене 20 000 долларов за штуку.

Из-за аббревиатуры от своего названия внедорожник получил от американских солдат прозвище Humvee (Ха́мви). Он был прост в управлении, обладал прекрасной проходимостью, имел множество специальных модификаций для различного типа вооружения и предназначения. Он участвовал во всех значимых боевых действиях США в конце 20 века, за что заслужил поистине мировую славу. Это вдохнуло новую жизнь в Humvee и послужило толчком для создания его гражданской модификации.

Во время военной операции в Персидском заливе все телевизионные каналы мира показывали картинки, на которых американские внедорожники легко скользили по песчаным барханам, неся на себе не только солдат, но и вооружение. И все это было в реальных боевых условиях. Такое понравилось многим любителям техники.

Учитывая огромное количество поступивших заказов на внедорожник, в том числе и от частных компаний, и богатых толстосумов, AM General приняла решение выпускать егогражданскую модификацию .

В конце 1992 года AM General начала его массовое производство и продажу гражданской модификации с более грозным названием Hummer. В процессе появления новых модификаций первый вариант внедорожника получил маркировку H1.

Базовая цена новой «игрушки» для богатых была почти в полтора раза дороже военной модификации и составляла от 46 до 54 тыс. долларов. Это оттолкнуло потенциальных покупателей, поэтому с 92 по 93 год было продано около 40 тыс. штук.

Hummer с самого начала пользовался популярностью среди знаменитостей Голливуда. Первым среди звезд оказался неподражаемый Арнольд Шварценеггер , который не только купил его самую первую модификацию, но и несколько последующих, включая оригинальную модель Hummer H2 с водородным мотором. Позже к группе поклонников этой марки внедорожника присоединились и актер Сильвестр Сталлоне , и продюсеры Стивен Спилберг и Джордж Лукас . Также благодаря подвигам своего военного прародителя Hummer пользовался заслуженной поддержкой и в странах Ближнего Востока, в Китае и, конечно же, в России. Среди российских ценителей сурового внедорожника были замечены Филипп Киркоров, Александр Домогаров, Дима Билан, супруги Виктория и Антон Макарские и даже Маша Распутина. Нужно отметить, что одну из последних модификаций Hummer H3 собирали на заводе в Калининграде.

Самая первая модификация Hummer H1 имела три основных вариации: купе с мягким верхом, четырёхдверный универсал с жёстким верхом и вариация в кузове Alpha. Остальные были менее популярными, но все равно были хорошо востребованы американской армией. Так, вариант двухдверного пикапа использовался как шасси для противовоздушных орудий или транспортировки войск и грузов. У армии был вариант с четырёхдверным кузовом со скошенной задней частью, называемый slantback, который был похож на настоящий военный Humvee.

Среди технических характеристик можно отметить немалое многообразие различных вариаций двигателей, поставлявшихся вместе с Hummer H1, начиная с 5,7-литрового бензинового V-образного 8-ми цилиндрового и заканчивая турбодизелем с объемом 6,6-литра, представленного компанией в 2006 году.

Основное количество деталей Hummer H1 досталось от Humvee. Сюда можно включить оси, тормозную систему и раму. Но какие бы изменения не происходили, главное его преимущество – фантастическую проходимость компания сохранила. И пусть пришлось пожертвовать комфортом, но во всем остальном Hummer H1 был намного лучше своих конкурентов. Hummer H1 выпускался до 2006 года.

В 2000 году General Motors на автосалоне в Детройте показала следующую модификацию Hummer. Модель носила маркировку Н2. Она была намного комфортнее, стала больше отвечать внутреннему дизайну и стилю роскошных авто концерна.

Благодаря двигателю в 325 л.с.V8 Vortec 6000, полностью сварной раме, усиленной ходовой части, и системе ночного видения Hummer Н2 стал пригоден для эксплуатации в экстремальных условиях. Максимальная скорость для Hummer H2 поднялась до 160 км/ч.

Hummer H2 был рассчитан на сегмент рынка чуть выше среднего, а самая доступная в США комплектация Hummer H2 стоила 49 тысяч долларов, в отличие от Hummer H1, который обходился чуть выше 100 тысяч долларов.

Концовка 2004 года ознаменовалась появлением на публике долгожданного Hummer H3. Этот среднеразмерный внедорожник был сугубо внутренней разработкой корпорации, созданной подразделением Hummer . Hummer H3 выпускался до 2010 года. Он хоть и имел малые по сравнению с Hummer H2 габариты - ширину 1,98 м., высоту 1,87 м., длину 4,80 м. и вес 2,2 тонны, все же сохранял узнаваемость и фирменный армейский стиль своих собратьев.

Основой Hummer Н3 стало модифицированное шасси Chevrolet Colorado и GMC Canyon и бензиновый двигатель V-8 объемом от 3,5 до 5,3 литра. Благодаря двигателю и размерам Hummer Н3 стал самым экономичным из своих собратьев.

Помимо популярных модификаций, предназначенных для широкого круга автолюбителей, было разработано несколько перспективных моделей Hummer, в которых основной упор сделан на защите окружающей среды.

Так, кроме упомянутой модели Hummer H2H с водородным двигателем , в 2006 году первое место на конкурсе перспективных разработок автосалона в Лос-Анджелесе занял концепт Hummer O2. Эта модификация не просто не загрязняла воздух, а очищала его от углекислого газа. Кузовные панели авто были наполнены водой и морскими водорослями, которые под действием солнечного света расщепляли углекислый газ, добывая кислород.

После кризиса 2008 года спрос на машины марки Hummer начал стремительно падать и General Motors задумалась о ее продаже. После длительных переговоров в 2010 году с китайской компанией Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co была подписана предварительная договоренность о покупке прав на марку. Однако новой сказке не суждено было состояться, договор так и не был подписан по вине официальных органов Китая. В мае 2010 года собрали последний Hummer, а подразделение, участвовавшее в его разработке, было расформировано.

Таким образом, популярная среди настоящих мужчин марка внедорожника просуществовала всего лишь 18 лет.

В отличие от нас, американцы умеют учиться на собственных ошибках. Взять хотя бы печально известную войну во Вьетнаме: после ее бесславного окончания государство принялось за коренную реформу армии. Менялось все - от способа комплектования вооруженных сил личным составом (от воинской повинности отказались вообще) до требований, предъявляемых к летным и боевым качествам авиации. Дошло дело и до легкого внедорожника AM General M151, происходившего от легендарного Willys MB времен Второй мировой. Как ни хорош был "Виллис", но к середине семидесятых он не устраивал военных ни проходимостью, ни вместимостью, ни грузоподъемностью, ни степенью защищенности экипажа, а точнее, ее полным отсутствием.

В 1979 году Пентагон объявил конкурс на проект легкого оперативно-тактического автомобиля для нужд армии, участвовать в котором изъявили желание компании не только из США, но и из других стран. В июле к созданию своего варианта внедорожника приступила American Motors General Corporation (AM General Corp.), традиционный поставщик разнообразной техники для американской армии.


На фото: HMMWV XM998 Prototype I

В тот период AM General входила в состав автомобильной корпорации American Motors, выпускавшей гражданские машины марок AMC и Jeep. Перспективную разработку назвали HMMWV, что расшифровывается как High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle — «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Понятно, что о такое название можно язык сломать, и не один раз, поэтому инженеры быстро придумали ему имя попроще — «Humvee» («Хамви»). Ровно через год, в июле 1980-го, первый прототип отправился на ходовые испытания в пустыню Невада, где располагаются наиболее секретные базы армии США, и где тестируются новейшие образцы военной техники.

Например, одновременно с внедорожником там «становились на крыло» истребитель F-117A и бомбардировщик В-2, создававшиеся в рамках программы Stealth. Целью первой стадии тестирования всех представленных машин был отбор лучших экземпляров, и спустя еще двенадцать месяцев специальная техническая комиссия правительства США огласила такой приговор: контракты на изготовление опытных партий своих машин получают AM General, General Dynamics и Teledyne. Финальный поединок начался в апреле 1982 года. Честь AM General отстаивали одиннадцать HMMWV. Автомобили на пять месяцев поступили в полное распоряжение армии и флота, где перед испытателями стояла одна задача: убить машины. В общей сложности прототипы накатали без малого миллион километров по пескам, болотам, снегам и горам, подвергались резким перепадам температур, длительным водным процедурам и химическому воздействию. Точка в испытаниях была поставлена 22 марта 1983 года, когда командование американской армии заключило с AM General контракт на поставку 55 000 HMMWV в течение последующих пяти лет. Сумма сделки составляла $1.2 миллиарда, что стало абсолютным рекордом за всю многолетнюю историю сотрудничества военного ведомства с поставщиками колесных транспортных средств. В дополнении к контракту оговаривалось, что армия в любой год из пяти оговоренных лет может заказать еще столько же машин. Вскоре AM General получила подряд на изготовление еще 15 000 внедорожников, что автоматически увеличило сумму контракта до $1.6 миллиарда. Взяв в руки калькулятор, можно легко подсчитать оптовую цену одного HMMWV — она находилась в пределах $21 — 23 000.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

На фото: HMMWV XM998 Prototype II

В апреле 1983-го AM General начала переоборудование своего завода в Мишаваке, штат Индиана (того самого, который когда-то штамповал «Виллисы»), под производство машины, а через несколько месяцев корпорация АМС перепродала ее военно-промышленному концерну LTV Corporation. Серийный выпуск HMMWV, или AM General М998, стартовал в январе 1985-го, и в сентябре первая партия автомобилей поступила в Девятую моторизованную пехотную дивизию армии США.

Попытаемся разобраться, почему же военные предпочли именно Хамви. Во-первых, машина полностью соответствовала новейшему техническому стандарту RAM-D, в котором оговаривались требования по надежности, долговечности, проходимости и правилам эксплуатации, предъявляемые ко всему армейскому транспорту. Более того, выносливость большинства узлов и агрегатов HMMWV в полтора-два раза превышала указанные в RAM-D нормы. Хамви действительно «высокомобилен». Совершенная полно-приводная трансмиссия, независимая подвеска, максимальный клиренс при минимальной высоте кузова, отсутствие переднего свеса и небольшой задний превращают его в уникальный вездеход, способный взять штурмом неприступные, казалось бы, преграды. Пятнадцать машин помещаются в транспортный самолет C-5A Galaxy, причем ему нет необходимости совершать посадку: автомобили могут быть сброшены с низких высот на парашютах. Таким же способом пару Хамви к месту боевых действий в силах доставить вертолеты CH-47 Chinook и CH-53.

Во-вторых, малая снаряженная масса и солидная грузоподъемность не в последнюю очередь достигаются благодаря широкому применению алюминия при изготовлении кузова, что положительно влияет и на долговечность машины. По американской классификации, М998 отнесен к грузовикам третьего класса, поэтому двери и крыша в обязательном порядке штампуются из стали. Интересна технология производства кузова: алюминиевые листы склеиваются внахлест, а затем соединяются заклепками (их насчитывается 2 800 штук). За эту технологию AM General в декабре 1984 году была удостоена Гран-при Североамериканской Алюминиевой Ассоциации.


На фото: HMMWV XM998 Prototype III

В-третьих, в семейство HMMWV входят пятнадцать модификаций с общими шасси, двигателем и трансмиссией — от штабного автомобиля до санитарной машины и мобильной ракетной установки. И что особенно важно, все это многообразие основывается на взаимозаменяемых и легко монтируемых модулях, которых насчитывается 44. Таким образом, HMMWV можно назвать большим конструктором для дядей в военной форме — например, двухдверный грузовик при помощи нехитрого набора инструментов элементарно превращается в передвижной командный пункт, и наоборот. А это не только в высшей степени практично, но и сберегает деньги налогоплательщиков. В-четвертых, сами военные назвали потенциал М998 не иначе, как «неограниченным», имея в виду, что на автомобиль может устанавливаться широчайший спектр вооружений, начиная с 7.62-миллиметрового пулемета и заканчивая противотанковой ракетной системой TOW. В-пятых, HMMWV выпускается и в бронированном варианте, незаменимом при патрулировании в регионах с напряженной обстановкой. Конечно, у Хамви есть еще масса прочих преимуществ, но мы на них останавливаться не будем. Достаточно сказать, что он стал центром модернизации всего автомобильного парка американской армии, заменив не только «Виллис», но и целый ряд других автомобилей — одна только AM General сочла возможным прекратить выпуск грузовиков M274, M561 и M880, так как HMMWV отлично справлялся с их функциями.


Мы не хотели бы игнорировать интересы тех наших читателей, кто увлекается военной техникой, и поэтому решили поподробнее рассказать об устройстве автомобиля. Кузов М998 крепится на стальной лонжеронной раме; для обеспечения наилучшего распределения массы по осям (51% массы машины приходится на переднюю ось, 49% — на заднюю) двигатель значительно смещен назад. За такое решение приходится расплачиваться приличной частью салона, которую съедает кожух коробки передач. Зато удачная развесовка по осям и низкое расположение центра масс обеспечивают HMMWV отличную устойчивость. Автомобиль преодолевает подъем в 60% и не боится бокового уклона в 40%. Угол въезда (без лебедки) равен 72°, угол съезда — 37.5°; машина способна взобраться на парапет высотой до 60 см.

На Хамви первых выпусков устанавливался 6.2-литровый атмосферный дизель V8 производства Detroit Diesel мощностью 150 л. с., развивавший крутящий момент в 339 Нм. В паре с двигателем работала трехступенчатая автоматическая коробка передач General Motors — усиленный вариант обычной коробки для легких грузовиков; применение «автомата» позволяет вести автомобиль даже серьезно раненому человеку. Машина развивала скорость 113 км/ч.


HMMWV оснащен постоянным полным приводом, свободный межосевой дифференциал имеет принудительную блокировку. Передаточное число демультипликатора — 2.72:1. Осевые гипоидные редукторы с установленными в них дифференциалами повышенного трения типа Torsen марки Zexel-Gleason жестко прикреплены к раме, через них момент передается на колесные редукторы планетарного типа. Вентилируемые тормозные диски размещены непосредственно рядом с осевыми редукторами. Таким образом, достигаются три цели: снижается нагрузка на межколесные дифференциалы, возрастает эффективность торможения, и, самое главное, эта сложная на первый взгляд трансмиссия способна увеличить момент двигателя в 78 раз! В результате, на колесах можно реализовать колоссальный крутящий момент в 26 400 Нм, поэтому неудивительно, что базовый 2.7-тонный Хамви при грузоподъемности чуть более одной тонны в состоянии буксировать прицеп массой до 3.8 тонны.

Двигатель, коробка передач и демультипликатор жестко соединены друг с другом. Добавим также, что, помимо радиатора системы охлаждения силового агрегата, под капотом машины находятся масляные радиаторы двигателя и трансмиссии и радиатор гидроусилителя рулевого управления. Все агрегаты имеют централизованную вентиляцию, что позволяет при форсировании водных преград поддерживать внутри них атмосферное давление.

Подвеска автомобиля — полностью независимая, на двойных («А»-образных) поперечных рычагах. Рычаги и многие другие детали передней и задней подвесок взаимозаменяемы. Дорожный просвет равен 40,6 см. HMMWV также укомплектован централизованной системой поддержания давления в шинах, а внутри покрышек есть специальные резиновые вставки, позволяющие машине продолжительное время со скоростью до 50 км/ч ехать на простреленных автоматной очередью колесах.


На фото: HMMWV M1037 Shelter Carrier

Демультипликатор, все редукторы, стартер и лебедка выполнены герметичными, вследствие чего HMMWV спокойно разъезжает по водоемам глубиной до 76 см. Кроме того, на машину легко монтируется комплект оборудования, выводящий воздухозаборник и выхлопную трубу на уровень крыши. Так как генератор, блок предохранителей, насос гидроусилителя, приборная панель и электронный блок управления двигателем абсолютно влагонепроницаемы, то глубина преодолеваемого брода возрастает до 152 см.

В августе 1989 года, после выполнения первого контракта, AM General получила второй пятилетний подряд на поставку армии еще 33 331 автомобиля, а в ноябре 1990-го инженеры фирмы приступили к работам над гражданской версией машины. Не известно, когда бы она появилась в продаже и появилась бы вообще, но тут началась операция «Буря в пустыне», и в считанные дни Хамви превратился в супергероя. Автомобиль, постоянно мелькавший на страницах газет и в телевизионных репортажах из Персидского залива, получил такую раскрутку, которая в иных условиях обошлась бы в сотни миллионов долларов. И дело не только в великолепной раскрутке, но и в ореоле безмерной крутизны, моментально окружившем HMMWV. Упускать такой шанс было бы непростительным.

В июле 1991 года AM General официально объявила о намерении выпускать «цивильное» исполнение автомобиля. Как возникло название HUMMER, теперь уже стало почти легендой. Говорят, будто кто-то из журналистов подметил, что жаргонное «Хамви» похоже на сокращение от «хаммер-виикл», то есть «автомобиль-молоток». А менеджеры AM General ловко наполнили слово HUMMER глубоким смыслом, подогнав под него девиз «High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding» — «высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация». В июле 1992 года из ворот предприятия в Мишаваке выехал первый HUMMER, в августе началось серийное производство этих машин, а полномасштабная презентация состоялась только в октябре.


На фото: HMMWV M997 MaxiAmbulance

Так чем же отличается гражданский автомобиль от армейского? Самое важное различие заключается в оформлении салона: HUMMER, разумеется, гораздо комфортабельнее, у него есть внутренняя отделка дверей и даже такая опция, как кондиционер. «Автомат» оснащен электронным управлением, в системе питания стоит электрический, а не механический бензонасос, а в выпускной системе — нейтрализатор. Электрооборудование не герметично, изменено передаточное число демультипликатора, а знатоки отмечают еще и неприятный высокий звуковой сигнал.

В 1993 году AM General выиграла конкурс на лучший проект модернизации старых HMMWV в модификации M44A2 (2.5-тонный грузовик). На восстановление отслуживших свой срок машин американская армия пошла впервые, но командование осталось весьма довольным результатом, и вскоре к AM General на переделку поступили 2400 списанных грузовиков. Тогда же компания получила дополнительный заказ еще на 10 000 HMMWV со сроком поставки до 2001 года.

С 1994 года выпускается модернизированный AM General M998A2. Главные новшества касаются технической части машины: в качестве силового агрегата теперь используется 6.5-литровый восьмицилиндровый дизель Detroit Diesel мощностью 170 л. с., крутящий момент которого достигает 394 Нм при 1700 об/мин. Заменена и коробка передач — теперь это четырехступенчатый «автомат» General Motors M 4L80E, заимствованный у тяжелых пикапов Chevrolet/GMC. Теперь максимальная скорость возросла до 133 км/ч, а на разгон до 97 км/ч у машины уходит 19.5 секунды.


Однако покупателей Хаммера дизельный мотор не совсем устраивал — в Северной Америке популярность работающих на солярке легковых автомобилей и внедорожников очень низка, да и в некоторых штатах, например, Аляске, дизтопливо есть далеко не на каждой заправке. Подчиняясь запросам клиентов, в январе 1995 года на Детройтском автосалоне компания представила бензиновый HUMMER. На автомобиль устанавливался мотор V8 производства General Motors объемом 5.7 л с электронным впрыском топлива, широко используемый в судостроении. Этот двигатель развивал мощность 190 л. с. и момент в 407 Нм и обеспечивал в точности такие же динамические характеристики, как и дизель. В остальном он явно проигрывал: из-за негерметичности стартера и распределителя зажигания заезжать в водоемы глубиной свыше 61 см было невозможным, а на бездорожье бензиновая машина съедала в два раза больше топлива, чем дизельная модификация. При движении по трассе на каждые 100 км дизельная версия расходовала 17.5 л топлива, в бензиновая — все 22. Все это стало причиной того, что через полтора года производство бензиновых модификаций прекратили.

Вместо них в 1996 году на сцену вышел HMMWV/HUMMER с дизельным двигателем, оснащенным системой наддува. Турбонаддув позволил увеличить мощность до 190 л. с., а крутящий момент — до 528 Нм. Но и таких данных показалось мало — год спустя на конвейер встал усовершенствованный турбодизель, выдающий 195 л. с. на 3400 об/мин и момент в 584 Нм на 1800 об/мин. На ускорение до 97 км/ч машина затрачивает всего 18 секунд.


На фото: Hummer H1 4-door Pickup

На данный момент AM General выпустила более 150 автомобилей M998 и M998A2 в военном и гражданском исполнениях. HMMWV служат не только в армии и флоте США, но и в специальных, спасательных и пожарных службах, геологической разведке, разнообразных правительственных учреждениях. Эти машины работают в армиях тридцати союзнических стран, а португальская фирма Uro и швейцарская MOWAG даже наладили серийное производство копий американского внедорожника для нужд вооруженных сил своих стран. Сегодня Хаммерами торгуют 75 официальных дилеров, 18 из которых расположены за пределами Соединенных Штатов. Покупателям предлагаются машины с одним из четырех кузовов: двухдверный хардтоп (пикап с жесткой крышей), четырехдверный хардтоп (седан с небольшой грузовой платформой), четырехдверный «софтоп» (вариант хардтопа с брезентовой крышей) и пятидверный универсал. Как показывает проведенный недавно опрос владельцев машин, большинство из них (42%) используют автомобиль на бездорожье лишь «изредка», 29% — «часто», 17% — «эпизодически». Чаще всего из строя выходят система отопления и кондиционер (у 44% автомобилей), далее следуют: элементы подвески и покрышки (30%) и заказные электрические опции (23%); 24% покупателей жалуются на утечки масла и охлаждающей жидкости. Самыми надежными узлами машины признаны двигатель, коробка передач, демультипликатор и остальные элементы трансмиссии.


Среди владельцев Хаммеров встречается немало известных имен. Из спортивных знаменитостей такие автомобили есть у баскетболиста Денниса Родмана, хоккеиста Алексея Гусарова, боксера Майка Тайсона, гонщика Эла Анзера-младшего, теннисиста Марка Филлиппуссиса и первой ракетки мира Андреа Агасси. Среди героев шоу-бизнеса перед соблазном приобрести вездеход не устояли Тед Тернер, Кулио, Арнольд Шварценеггер, Лэнс Хенриксен, Лоренцо Ламас и некогда популярный ЭмСи Хаммер (тому уж купить автомобиль-тезку — святое дело).

Из последних новостей о машине. Весной 1999 года появился улучшенный HUMMER с АБС и электронной противобуксовочной системой ТТ4 (TorqTrac4). А летом AM General продала все права на гражданскую версию HMMWV корпорации General Motors, взамен получив лицензию и оборудование для производства 6.5-литрового турбодизеля. Пока HUMMER продолжает выпускаться на одном конвейере c HMMWV. В январе 2000-го на выставке в Детройте состоялась презентация концепт-трака HUMMER H2 с современным дизайном кузова и комфортабельным салоном. Вопрос о серийном производстве Н2 остается открытым, так как отход от брутального имиджа военного внедорожника может отпугнуть значительную часть потенциальных покупателей, которым нужен автомобиль «точь-в-точь как у морских пехотинцев».


На фото: Hummer H3 Race Truck Prototype

Планируете приобрести шуруповерт Хаммер, но страна производитель этого электроинструмента вам не известна? Мы расскажем вам о его создателях и инновационных подходах завода изготовителя.

Сегодня всем известно, что страна производитель шуруповертов Хаммер это Германия. Но родиной происхождения бренда Hammer flex является Чехия, где в 1980-х годах в небольшом цеху были произведены первые электроинструменты по немецким технологиям. Гораздо позже, когда производство расширилось, был открыт офис компании не только в Праге, но и в Гамбурге. У истоков основания бренда Хаммер стоит Петр Ковач, создатель компании и главный инженер, в течении десятилетий подбиравший в команду высококвалифицированных сотрудников. Сегодня компания имеет два официальных представительства:

  • «Hammer Werkzeug GmbH» в Германии
  • «Hammer Werkzeug с.р.о.» в Чехии.

Электроинструмент бренда Хаммер представлен широкой линейкой строительных устройств различного назначения. Он положительно зарекомендовал себя на территории РФ и Восточной Европы. Хотелось бы сделать несколько акцентов и разделить страну производителя и страну изготовления инструмента с немецкой пропиской. Как все солидные производства и крупные бренды современности, компания Hammer исследует не только эффективные рынки сбыта, но и экономически выгодные страны сборки и изготовления. На данный момент завод Хаммер есть в Китае. Здесь под контролем группы немецких инженеров производится сборка продукции бренда, подразделяемой на 7 видов:

  1. Профессиональный инструмент
  2. Бытовой инструмент
  3. Силовой инструмент
  4. Садовая техника
  5. Расходные инструменты
  6. Компрессоры и сварочное оборудование
  7. Измерительные приспособления

Чтобы понять, изменились ли инновационные подходы и высокое качество устройств, выпускаемых компанией в Китае, была создана собственная лаборатория качества. Основной задачей ее сотрудников является анализ электроинструмента и тестирование компонентов и узлов сборки. Сравнивать различные модели и модернизировать устаревшие завод привык уже давно. Ведь именно высокое качество сборки и конструктивных элементов это фишка бренда Хаммер.

Пусть вас не смущает, что на сегодняшний день завод, собирающий электроинструмент немецкого бренда выбрал своей дислокацией Китай. Благодаря такому выбору компания может позволить небольшой ценовой демпинг более именитых конкурентов без потери качества. Если вы решили приобрести шуруповерт Хаммер страна производитель которого указана, как Китай, вам важно помнить, что собираемые в соответствии единому стандарту механических и электрических схем конструкции, шуруповерты этого бренда отличаются качеством:

  • компоновки узлов
  • сборки
  • исполнения компоновочных узлов.

Примечание от автора: именно так звучала бы легенда обычного магазина, который торгует инструментом и не задумывается о своих покупателях. В целом хочу сказать, что это даже не важно где произведен инструмент и кто его брендодержатель. Самое важное, что у бренда Хаммер есть сервисные центры по всей стране и 5 лет гарантии, а это даёт вам возможность починки инструмента в короткие сроки, а не бегать по всему городу в поиске запчастей на шуруповерт купленный на какой-нибудь китайской барахолке.