Бензиновый мотор на танке. Советские "Хетцеры"

Модернизация советских танков за пределами России

В последние годы многие не очень богатые страны предпочитают не закупать новейшую боевую технику, а совершенствовать имеющуюся. Причин тому много: современная техника, особенно самолеты, вертолеты и тапки – штука крайне дорогая: кроме того, эта техника в ряде случаев обладает избыточными возможностями. Трудно представить себе полуграмотного африканского крестьянина из какой- нибудь Эфиопии за рычагами напичканного разнообразными электронными прибамбасами «Леклерка». Управлять-то танком он может быть и сможет, но вот управиться со всем сложным оборудованием – вряд ли, да и зачем ему это оборудование, если его вероятный противник – такой же полуграмотный танкист? Конечно, сей пример – из области фантастики, правда, весьма близкой к реальности. Тем не менее, для большинства стран новейшие тапки – удовольствие слишком дорогое, а зачастую и излишнее Выход – в модернизации имеющихся на вооружении машин.

Т-54/55/59, Т-62

Отечественные танки Т-54/55, Т-62, Г 72 имеют на вооружении многие страны; западные эксперты считают, что во всем мире эксплуатируется более 60.000 танков только семейства Т-54/55. По ряду показателей эти машины не удовлетворяют своих владельцев. Поправить положение в разное время выражали желание разные фирмы из разных стран, причем фирмы эти никогда не спрашивали разрешения на модернизацию у родителей этих боевых машин – отечественных конструкторов (это к вопросу об авторском праве, которое так щепетильно охраняется па Западе).

Первыми за пределами СССР взялись за модернизацию Т-54/55 и Т-62 израильтяне. После войны 1967 года Израилю достались богатейшие трофеи, в числе которых было и несколько сотен танков. 11росто переплавить такое количество отличных боевых машин израильтяне справедливо посчитали неразумным, однако и эксплуатировать их в первозданном виде в своей армии также было затруднительно. СССР, естественно, вовсе не стремился обеспечивать Т-54 и Т-62 со звездами Давида на башнях запчастями и боеприпасами. Если проблему запчастей можно было решить путем «каниибализации» части машин, то со снарядами к пушкам дело обстояло гораздо сложнее.

В конце 60-х годов командование армии самообороны Израиля пришло к выводу о необходимости стандартизации танкового вооружения. В израильской армии находились тапки нескольких типов, соответственно, вооруженные различными орудиями, что затрудняло снабжение танковых частей боеприпасами. В качестве единого орудия была выбрана лучшая в то время на Западе танковая пушка – английское 105-мм нарезное орудие L7 (точнее, ее американский вариант – М68). Эту пушку получили все танки Армии самообороны – «Шерманы», «Центурионы», М48, М60, Т-54/55 и Т- 62. Бывшие арабские танки получили также радиостанции, используемые израильской армией и новую систему пожаротушения. На башни некоторых машин наваривались ящики для хранения имущества танкистов или инструментов.

Часть Т-54/55 подверглась более серьезной переделке – на них установили американские дизели 8V-71T и пулеметы «Браунинг». Причина – та же, что и в случае с заменой орудия – упрощение снабжения и технического обслуживания. Т-54 с новыми моторами и вооружением получили обозначение Ti-67. Перед войной 1973 года в Армии самообороны имелось около 100 Ti-67.

Еще более радикальный вариант модернизации танка «серии Т» – так называют на Западе Т-54/55 и Т-62 – впервые был официально показан в 1984 году. Танк «S» получил новую систему управления огнем «Матадор», разработанную израильской фирмой Элбит, американский двухплоскостной стабилизатор вооружения фирмы Каддилак Гэйдж, систему пожаротушения «Халон», прекрас-

но зарекомендовавшую себя на Меркавах, горевших в 1982 году в Ливане. Вооружение тапка усилили 60-мм минометом. размешенным с левой стороны башни. На тапке «S» предусмотрена возможность навески элементов динамической защиты «Блэйзер» (постепенно все израильские тапки Т-54/55 и Т-62 были обо-

Танк "S" – израильский вариант модернизации серии «Т». (Т-54/55) с пушкой М68

Модернизированный в Израиле Т-55 с элементами ДЗ

T-55 с силовой установкой «Пегасус» (вариант модернизации, предложенный фирмой Нимда)

"Рамзес II»

Первые израильские опыты с модернизацией советских танков предназначались, так сказать, для внутреннего потребления, поскольку экспорт израильского оружия был ограничен санкциями ООН. Перестройка в родном Отечестве в немалой степени способствовала отмене санкций, и в 90-х годах израильские оружейные фирмы выдвинулись на мировой рынок военной техники; они не предлагали новинок – они делали то, к чему привыкли – модернизировали уже имеющуюся технику. Фирма Нимда предлагала всем желающим оснастить танки «серии Т» новой силовой установкой «Пегасус», включающей американский мотор Детройт Дизель 8V-92 ТА, автоматическую трансмиссию Аллисон XTG4I1-5 и электронную систему управления работой дизеля DDEC II. Инженеры Ним- ды разработали проект перекомпоновки боевого отделения с целью улучшения условий работы членов экипажа. Проект получил название «Самовар».

Танк с «пегасусом» проходил испытания, сведениями о заказах из третьих стран на модернизацию Т-54 и Т-62 в Израиле автор этой статьи не располагает, что же касается «Самовара» – он так и остался на бумаге.

Основу танкового парка армии Египта в 70-е и 80-е годы также составляли Т-54, Т-62. Локальную доработку Т-54 египтяне провели перед войной 1973 года, установив на башнях системы ночного видения западногерманской фирмы АЭГ-Телсфункен, аналогичные используемым на танках «Леопард-1». После смены политического курса президентом Садатом получение военно-технической помощи из СССР стало невозможным, а техника, доставленная из Союза ранее, со временем устаревала. В 1984 году командование вооруженных сил Египта приняло решение довести путем модернизации боевой потенциал танков Т-54 до уровня американского тапка М60А3. Коль за образец для подражания выбрали американский танк, то и проводить работы по модернизации Т-54 доверили американцам – отделению Дженерал Продактс Дивижп фирмы Теледайн Коптннентал.

Результатом работы заокеанских конструкторов стал танк «Рамзес». На «Рамзесе»II (такое имя получил «американизированный» Т-54) от Т-54 остались только корпус и башня; ходовая часть, двигатель, пушка, оборудование, систему управления огнем поменяли на американские. Причем замена систем делалась далеко не всегда из принципа обмена хорошего на лучшее, просто одной из целей модификации было достижение максимальной общности Т-54 с американским М60, который стал поступать на вооружение армии Египта (прослеживается определенное сходство с задачами, ставившимися перед израильскими конструкторами. переделывавшими Т 54 и Т-62).

В марте 1985 г. египетский Т-54 доставили па завод фирмы Телсдайн в Мичигане. где в течение года он проходил модернизацию. На танк установили усовершенствованный дизель AVDS-1790-5А, разработанный на основе мотора AVDS-1790-2C танка М60АЗ. Пятиско- ростпую ручную коробку передач поменяли на гидромеханическую ТСМ-304 (лицензионный вариант западногерманской RK. 304), разработанную специально для средней и тяжелой гусеничной техники. Приборную панель механика водителя выполнили в американском стиле.

Установка нового двигателя и вспомогательного оборудования потребовало радикального изменения задней части корпуса Т-54. в результате длина танка увеличилась на 60 см. Увеличение объема корпуса позволило почти вдвое – с 812 л до 1312л увеличить запас топлива во внутренних баках, обеспечив запас хода в 530 км. Бронированный воздухозаборник воздушного фильтра переместили в заднюю часть корпуса так, что на нем стало возможно крепить внешние топливные баки. В моторном отделении была смонтирована система пожаротушения фирмы HTL Индастриз. Сверху моторное отделение прикрыто единым бронелистом с несколькими люками для ремонта и осмотра двигателя и вспомогательных систем в полевых условиях. Выхлопные трубы выведены наружу через заднюю часть верхнего бронелиста МТО.

Модернизированный английской фирмой Ройал Орднанс египетский Т-54. На танке установлена 105мм пушка L7/M68

Иракский Т-55 с дополнительной броней

Танк Т-55, модернизированный аргентинской фирмой TENSA

Подвеска Т-54 также подверглась интенсивной переделке. Вместо торсионов инженеры фирмы Теледайн установили гидропневматические амортизаторы, а поскольку танк удлинился, то пришлось добавить шестой опорный каток. Опорные катки стали меньшего диаметра, а вверху появились поддерживающие гусеницу колеса, заменили и ведущие колеса. Уместно отметить, что израильские инженеры, разработавшие танк «S», крайне высоко оценили именно подвеску Т-54, способную выдержать нагрузку и от более мощного, чем дизель В-55, двигателя.

Прицелы и приборы наблюдения командира и наводчика американцы оценили как примитивные и заменили их системой управления огнем «Титан» Mk.I бельгийской фирмы SABCA. Система «Титан» включает монокулярный прибор ночного видения и телескопический прибор наблюдения, объединенный с лазерным дальномером, индикатор на электронно-лучевой трубке, на который выводится вся необходимая для стрельбы информация, цифровой баллистический вычислитель и атмосферные датчики скорости и направления ветра, температуры и давления, а также указатель угла поворота башни.

Хирургическую операцию произвели со 100-мм пушкой Д-10Т, заменив ее на американскую 105-мм нарезную пушку М68, одновременно незначительно изменив систему отката и улучшив систему продува ствола после выстрела. Из нового орудия стало возможным стрелять всеми типами боеприпасов НАТО. Ну а раз появились стандарты НАТО, то все радиосвязное и переговорное оборудование поменялось на НАТОвское.

Внешне башня «Рамзеса» отличается от башни обычного Т-54 фарой системы ночного видения AN/VSS-3A, установленной над орудием, блоками дымовых гранат справа и слева башни и термозащитным кожухом пушки..

Улучшения не прошли даром для веса танка. Т-54 потяжелел на 6360 кг и стал весить 42 т 700 кг. Однако благодаря более мощному мотору потяжелевший танк бегать стал резвее: «Рамзес» разгонялся с места до 32 км/ч за 8 секунд, а Т- 54 – за 11,5 секунды, максимальная скорость по пересеченной местности возросла с 32 км /ч до 44 км/ч, по шоссе – с 48 км/ч до 69 км/ч.

Египетские военные хотели получить в результате модернизации танк, равный по боевым возможностям М60А3; их ожидания более чем оправдались: по мнению специалистов фирмы Теледайн, машина превзошла «американца», особенно в отношении поражения цели с ходу и с первого выстрела. Вообще, благодаря установке на Т-54 совершенной системы управления огнем наиболее ощутимо увеличилась именно огневая мощь. На дистанции 1500 м вероятность поражения цели подкалиберным снарядом с первого выстрела у «Рамзеса» по сравнению с Т-54 улучшилась:

– при стрельбе неподвижного танка по неподвижной цели на 6%;

– при стрельбе неподвижного танка по движущейся цели на 4%;

– при стрельбе с ходу по неподвижной цели на 108%;

– при стрельбе с ходу по движущейся цели на 73%.

В конце 1986 года танк пересек Атлантику уже в направлении с Запада на Восток. В Египте военные провели оценочные испытания «Рамзсса», в ходе которых танк прошел 5000 км по дорогам и пустыням Северной Африки и выпустил около 400 снарядов при проведении боевых стрельб. Египтяне остались довольны и показали новый танк на Каирской международной военной выставке, проходившей в ноябре 1987 г.

Планы по модернизации египетских Т-54 в «Рамзесы», как водится, строились грандиозные: переделать в фараонов все имевшиеся Т-54. Сначала переоборудование должно было вестись силами фирмы Теледайн в США, затем в Египте на специально построенном заводе, а в перспективе можно было заняться модернизацией тысяч «пятьдесятчетверок», имевшихся на вооружении во многих странах. Стоимость переоборудования Т-54 была значительно меньше, чем покупка нового М60А3, а модернизированный Т-54 даже превосходил М60. Но по разным причинам работа по полноценной модернизации египетских Т-54 не пошла. Ограничились только заменой пушки Д-10Т на 105-мм L7/M68 и установкой трансмиссии германской фирмы Ренк; работы эти выполнялись специалистами британской фирмы Ройап Орднанс. Вероятной причиной отказа от модернизации Т-54 стало принятие на вооружение в Египте «Абрамса», а также боязнь появления на мировом рынке оружия серьезного конкурента в лице «Рамзеса» американским танкам «сэконд хэнд».

Ирак на единственной международной выставке оружия, проходившей в Багдаде с 28 апреля по 2 мая 1989 г., представил Т-55, вооруженный 125-мм орудием 2А46 – стандартной пушкой Т-72. Механизм заряжения на этом иракском Т 55 также был от «семьдесятдвойки». Для размещения автомата заряжения пришлось увеличить кормовую часть башни. Бронезащита была усилена за счет установки накладной брони в передней части корпуса и башни.

Т-55А M1 – чехословацкий вариант модернизации

Румынский танк TR-85

На другом берегу Атлантики модернизировать Т-55 пытались не только американцы. Журнал «Милитари Технолоджи» в 1989 году поместил па своих страницах фотографию Т-55, усовершенствованного аргентинской фирмой TENSA. На башне установлена дополнительная броня (по типу отечественного Т-62М), нал маской пушки – лазерный дальномер. На крыше смонтирована мачта с метеодатчиками, говорящая о наличии системы управления огнем на основе электронного баллистического вычислителя. Ходовая часть прикрыта резиновыми экранами. Аргентинцы предлагали модернизировать таким образом перуанские Т- 54 (в Перу состоят на вооружении около 300 Т-54/55).

Танки Т-54/55 выпускались по лицензии в Польше и Чехословакии, где их модернизировали не только в соответствии с рекомендациями разработчиков из Советского Союза, но по собственному разумению. Польские Т-55 получили накладную броню на днище (для защиты от мин), лобовые части башни и корпуса. Бортовые экраны защищают верх ходовой части от действия кумулятивных боеприпасов; установленные вертикально стальные листы прикрывают надгусеничные баки с горючим. На тапке используется гусеница с резино-металлическими шарнирами. Этот модернизационный набор стал базовым для танков армий стран Варшавского Договора (Т-55 дорабатывались в ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии). Особенностью польского варианта Т-55 является лазерный дальномер, интегрированный в прицел наводчика, в то время как в других странах дальномер ставился на маску пушки. В систему управления оружием включен новый баллистический вычислитель; Т- образпый метеодатчик параметров атмосферы, которые вводятся в вычислитель, хорошо заметен в передней части крыши башни. В Чехословакии Т-55 также получил дополнительную броню и экраны, но лазерный дальномер установили традиционно – на маску пушку, зато ствол орудия прикрыт теплоизоляционным кожухом, а на бортах башни имеются дымовые гранатометы. Система управления огнем «Кладиво» разработана в Чехословакии.

Румыния в тс времена тоже входила в организацию Варшавского Договора, однако держалась особняком. Такая политика находила отражение и в вопросах строительства вооруженных сил. Получив из Союза Т-54/55, румыны на основе советского гайка создали свой TR-85. Установка 800-силыюго дизеля привела к увеличению длины корпуса, что. и свою очередь, потребовало применения шсс- тиопорной, вместо пяти па Т-55. подвески. Развитием TR-85 стали танки TR-580 и TM- 800.

Модернизацией Т-55 активно занимаются и украинцы, причем их работа ориентирована исключительно на третьи страны. Бывшие танкоремонтные заводы Советской Армии № 7 в Киеве и № 17 во Львове уже в течение нескольких лет предлагают зарубежным заказчикам тан – ки Т-55МВ. Башня, лобовая часть корпуса и бортовые экраны этого варианта Т-55 защищены динамической броней «Контакт-5». Вооружение Т-55МВ усилено за счет интеграции комплекса управляемого оружия 9M117 «Бастион», ракеты которого запускаются через ствол стандартного для Т-54/55 100-мм нарезного орудия. Ракета «Бастиона» имеет дальность стрельбы 4000 м и способна пробивать броню, эквивалентную стальной, толщиной 550 м, в случае оснащения ракеты тандемной боевой частью бронепробиваемость возрастает. Система управления огнем «Волна» использует для подготовки данных для стрельбы электронный баллистический вычислитель. Первыми заказ на доработку 200 Т-55 в Т-55МВ украинцы получили от Сирии. Неясно, правда, откуда взялись эти танки, наиболее вероятно – из состава украинской армии. Сирийцы в 1997 году начали размещать модернизированные Т-55 на Голанских высотах, что вызвало тревогу у Израиля. Потенциальными противниками Т-55МВ в этом районе являются новейшие израильские «Меркавы» Мк.З, танки, которые их создатели не устают рекламировать как лучшие в мире по уровню защищенности экипажа. На практике же выясняется, что даже ветераны Т-55, вооруженные ПТУР, представляют для «Меркав» серьезную угрозу, иначе не стал бы посол Израиля на Украине Бен-Ализар делать резкие заявления в связи с модернизацией сирийских танков.

Одна из последних модернизаций Т 55 проведена в Словении фирмой STO RAVNE при участии инженеров израильской компании Элбит. Словения модернизировала 30 имеющихся па вооружении армии этой страны Т-55; последний переоборудованный T-55S1 передай заказчику в мае 1999 г. На танке установлена 105-мм английская пушка с теплозащитным кожухом, значительно усилено бронирование путем навески на корпус и башню блоков динамической защиты, разработанных израильской фирмой Рафаэль. Ходовая часть прикрыта экранами, на танках применяется новая гусеница с резино-металлическими шарнирами.

Модернизированный болгарский Т-55

Результат совместной работы фирм США и Китая – танк «Ягуар»

Отечественная пожарная машина на базе Т-54

Доработке подверглась система управления огнем, в которую интегрирован электронный баллистический вычислитель. У наводчика установлен дневной/ ночной прицел словенской конструкции Фонтана SGS-55 с независимой стабилизацией в двух плоскостях и встроенным лазерным дальномером. В дополнение к имеющемуся оптическому прицелу у командира смонтирован прицел Фонтана COMTOS-55 с независимой стабилизацией оптической оси, что позволяет командиру при необходимости обнаруживать цели и наводить орудие самостоятельно. У механика-водителя установлен комбинированный дневной/ночной наблюдательный перископический прибор Фонтана CODRIS.

Аппаратура предупреждения о лазерном излучении сопряжена с системой постановки дымовой завесы в передней полусфере, автоматически активизирующейся при возникновении угрозы. В ходе модернизации мощность дизеля В-12 увеличена с 520 до 600 л. е.; в настоящее время рассматривается вопрос об установке на уже доработанные танки германских дизелей MAN мощностью 850 л. с. Замене подверглось радиокоммуникационное оборудование. Подобный вариант переделки Т-55 фирма Элбит предлагает всем странам, чьи армии имеют на вооружении Т-54/55. Китай, подобно Румынии, также получил когда-то из СССР Т-54 и на его основе создал целое семейство бронированных боевых машин. Бронетехника великого соседа вполне заслуживает отдельной статьи, поэтому стоит ограничиться простым перечислением: на основе Т-54/55 в КНР разработаны и выпускались серийно танки Г-59, Т-62 (не путать с Т-62 советским – это совершенно разные машины), Т-69, Т-80 (тоже ничего общего с советским Т-80 не имеет) и их модификации. Некоторая путаница объясняется тем, что в литературе используются западные обозначения китайских танков, в данном случае буква Т происходит не от слова «танк», а от слова «тип» – английское «type». Как эти машины именуют сами китайцы – тайна, скрытая за иероглифами.

На рубеже 80-90-х годов США и Китай попытались объединить усилия в деле модернизации Т-54/55/59. Результатом американо-китайского сотрудничества стал танк «Ягуар». Внешне машина отличалась от прародителя радикальным образом. Новая башня сформирована плоскими бронелистами, установленными под различными углами, что придает танку весьма характерный «осовремененный» силуэт. Верхняя часть корпуса также изготовлена заново: броней прикрыты МТО и надгусеничные топливные баки. Как уже принято на Западе в отношении Т-54/55/59.100-мм пушку сменило 105-мм нарезное орудие М68, ствол которого прикрыт теплоизоляционным кожухом. Система управления огнем – электронная – фирмы Маркони, разработанная для американского легкого танка «Стингрей». Па танке «Ягуар» также были установлены стабилизатор вооружения фирмы Кадиллак Гэйджи и основной прицел наводчика с встроенным в него лазерным дальномером. Двигатель- пая установка перекочевала на «Ягуар» с танка «Стингер» с минимальными изменениями; она включает мотор Детройт Дизель 8V-92TA и автоматическую трансмиссию XTG-411.

В 1989 году были изготовлены два танка «Ягуар». Шасси танков предоставил Китай, а монтаж новой верхней части корпуса, башни, силовой установки проводили специалисты фирмы Кадиллак Гэйдж Текстрон. Машины проходили испытания, однако совместная работа была свернута из -за запрета, наложенного па военное сотрудничество с Китаем администрацией США после кровавого разгона демонстрации на площади Тяньаньмынь.

Египетский танк "Рамзес II"

Продолжение следует

Из книги XX век танков автора

Глава 18 Мирная жизнь советских танков К концу Второй мировой войны Красная Армия обладала самым мощным оружием для ведения сухопутной войны - мощными танковыми войсками. Они оставались главной ударной силой Советской Армии в течение долгих лет «холодной войны»,

Из книги Техника и вооружение 2000 07 автора

Пушки советских танков (1945-1970 гг.) 115 -мм гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот»В середине 50-х годов началось проектирование нового среднего танка. Новая 100-мм пушка Д-54ТС имела более длинный выстрел, чем Д-10Т. Поскольку ГБТУ не хотело вводить раздельно-гильзовое заряжание,

Из книги Техника и вооружение 1999 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Модернизация советских танков за пределами России * Продолжение. Начало см. «ТиВ» № 8/1999 г.Т-72В конце 70-х – начале 80-х годов Т-72 стал стандартным основным боевым танком армий стран Варшавского договора и государств, союзных СССР. Лицензионное производство танка было

Из книги Техника и вооружение 1999 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Модернизация советских танков за пределами России Опыт локальных войн, особенно ближневосточных, показал возросшую роль самоходно-артиллерийских установок, удачно совмещающих мощь буксируемых пушек с подвижностью танков. В мире достаточно широким фронтом ведутся

Из книги Техника и вооружение 2000 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Пушки советских танков (1945-1970 гг.) Т-55М, вооруженный пушкой Д-10Т2ССемейство 100-мм танковых пушек Д-10ТВ конце второй мировой войны стало очевидно, что советский средний танк Т-34-85 серьезно уступал немецкому среднему танку "Пантера" по вооружению и бронированию. 85-мм пушка Д-5Т

Из книги Танкисты [«Мы погибали, сгорали…»] автора Драбкин Артем Владимирович

Из книги Техника и вооружение 2006 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Нужна ли России боевая машина поддержки танков Сергей Суворов, кандидат военных наук, полковник запасаПоявление на свет чего-то нового всегда порождает массу споров, появляются как сторонники, так и противники. Особенно если это новое - средство вооруженной борьбы. Не

Из книги Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения автора Вавилонский Эрий Борисович

ГЛАВА 23. МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАНКОВ. УМЕЕМ ЛИ МЫ СЧИТАТЬ ЗАТРАТЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ? Все страны в плановом порядке проводят модернизацию танков в течение всего их жизненного цикла, что позволяет скомпенсировать снижение показателей основных боевых свойств танков.Сухопутные

Из книги Танковый прорыв. Советские танки в боях, 1937–1942 гг. автора Исаев Алексей Валерьевич

Из книги Призыв на военную службу [Пособие для призывника и его представителя] автора Чаплыгин Аркадий Алексеевич

Из книги Мы сгорали заживо [Смертники Великой Отечественной: Танкисты. Истребители. Штурмовики] автора Драбкин Артем Владимирович

Приложение ТТХ советских и немецких танков

Из книги «Танковая дубина» Сталина автора Мелехов Андрей Михайлович

Западные «дедушки» советских танков С самого начала советские танкостроение и теория боевого применения танков прочно базировались на техническом и научном фундаменте Запада. Там же - в развитых капиталистических странах - Советский Союз черпал (покупая или воруя)

Из книги Герои особого назначения. Спецназ Великой Отечественной автора Зевелев Александр

Июнь 1941 года: «панцеры» против советских танков Были ли германские танки после описанной выше модернизации способны на равных вести бой со средними и тяжелыми советскими боевыми машинами в июне 1941 года? Заглянем в таблички и твердо ответим: нет! Я специально составил

Из книги Танковые войны XX века автора Больных Александр Геннадьевич

За пределами Родины С начала 1944 г. тылы фашистских армий стали перемещаться в оккупированные фашистами страны Восточной Европы: Польшу, Чехословакию, Югославию. Фронт все ближе подходил и к границам стран – союзниц фашистской Германии – Румынии и Венгрии. Народы стран

Из книги автора

За пределами Родины {1} См.: Винаров И. Указ. соч.{2} Цит. по: Люди легенд: Сб. Вып. 3. С. 350.{3} См.: Отчет о деятельности ОМСБОНа в 1941–1945 гг.; Орлов М. Ф. Рукопись; Ивлиев Е. А. Были огненных лет; Муриев Д. Интернационалист// Герои огненных лет. Кн. 8. М., 1985. С. 450–451; Динамовцы в боях за

Из книги автора

Глава 18. МИРНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКИХ ТАНКОВ К концу Второй мировой войны Красная Армия обладала самым мощным оружием для ведения сухопутной войны - мощными танковыми войсками. Они оставались главной ударной силой Советской Армии в течение долгих лет «холодной войны»,

РККА к началу Великой Отечественной войны располагала более чем 23 тысячами танков разных типов. Техническое состояние этих машин также было различным. Катастрофическое для СССР начало войны и череда поражений лета-осени 1941 года серьезно выкосили советский танковый парк. К началу контрнаступления под Москвой Красной Армии удалось собрать всего лишь 774 танка, из которых всего 222 были тяжелыми и средними.

Легкий танк Т-60, на основе которого затем и постарались создать модернизированную версию Т-45, появился не от хорошей жизни. В планах военных был запуск в серийное производство легкого танка Т-50, который по набору тактико-технических характеристик был очень достойной боевой машиной, однако в условиях войны советская промышленность не смогла освоить его выпуск. В мирное время, потратив некоторое время, танк бы обязательно запустили в серию, но мирного времени у страны больше не было.


В такой обстановке, когда Т-50 в серию так и не пошел, а советские танковые части понесли огромные потери в боях с агрессором, родился легкий танк Т-60. Этот легкий танк был разработан уже после начала Великой Отечественной войны. Он представлял собой результат глубокой модернизации легкого танка Т-40, которая была проведена КБ под руководством Н. А. Астрова. Танк отличался от своего «донора» лучшей бронезащитой и более мощным вооружением - 20 автоматической пушкой (ТНШ-20 или ШВАК). Впервые на танке было использовано устройство для подогрева в зимнее время охлаждающей жидкости двигателя.

Легкий танк Т-40

В условиях острой нехватки танков основным достоинством легкого танка Т-60 стала его простота производства на советских автомобильных заводах с широким использованием автомобильных механизмов и узлов. Танк выпускался одновременно на четырех заводах. Помимо этого, на его базе была создана и серийно выпускалась реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибра 82 мм. За короткое время советской промышленностью было выпущено почти 6 тысяч данных танков, которые сыграли очень важную роль в сражениях начального периода войны и в битве за Москву, когда на счету была каждая бронеединица.

В ходе серийного производства легкого танка Т-60 неоднократно предпринимались попытки улучшить характеристики боевой машины - все прекрасно понимали, что боевая ценность танка весьма невысока. Советские танкисты часто называли эти машины БМ-2 (братская могила на двух человек), «смертниками» и даже «гробами». Танкисты не жаловали их за слабое бронирование и вооружение, считая легкой добычей для немецких танкистов и противотанковой артиллерии. Так уже в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в городе Горьком по собственной инициативе приступило к проектированию новой пушки ЗИС-19, которая была предназначена для вооружения легкого танка Т-60. Новое орудие представляло собой 37-мм пушку со стволом длиной 66,7 калибра, с начальной скоростью полета снаряда - 915 м/с и баллистикой от 37-мм зенитки образца 1939 года. При этом боеприпасы использовались те же, что и с зенитным орудием. В октябре 1941 года здесь же приступили к разработке варианта орудия ЗИС-19БМ - 45-мм пушки с длиной ствола 46 калибров с начальной скоростью полета снаряда 757 м/с. Это орудие представляло собой дальнейшую модернизацию 45-мм танковой пушки 20К.

Уже в декабре 1941 года завод № 92 получил в свое распоряжение легкий танк Т-60. В кратчайшие сроки - с 20 декабря 1941 года по 13 января 1942 года на предприятии разработали окончательные чертежи установки, и всего за неделю - с 12 по 19 января 37-мм орудие ЗИС-19 было изготовлено в металле и установлено в башне танка Т-60. После доработки данного орудия в апреле 1942 года прошли сравнительные полигонные испытания второго варианта 37-мм пушки ЗИС-19 в танке Т-60 и 45-мм танковой пушки образца 1938 года, установленной в серийном легком танке Т-70.

Танки Т-60 во время парада на Красной площади

По результатам проведенных испытаний (из орудия ЗИС-19 было сделано 826 выстрелов) отмечалось, что кучность боя пушки на дистанции 2000 метров была неудовлетворительной, на дистанции 1000 и 500 метров она была лучше табличных значений для 37-мм зенитного орудия. Также была получена неплохая скорострельность - до 10 выстрелов в минуту без исправления наводки орудия и 6-7 выстрелов в минуту с корректировкой наводки. Наряду с этим у орудия ЗИС-19 была выявлена низкая живучесть ствола, а также ряд недостатков в работе накатника и ударного механизма. Помимо этого, вести огонь из 37-мм орудия, размещенного в стандартной башне танка Т-60, было очень затруднительно из-за тесноты башни и неудачного расположения механизмов наводки. В заключение отмечалось, что орудие ЗИС-19 не смогло выдержать серию испытаний.

Попытки усилить вооружение танка Т-60 предпринимались и на других советских заводах. К примеру, на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) изготовили легкий танк Т-60, вооруженный 45-мм орудием, установленным в новой башне, однако на старом погоне. В конце 1941 года макетный образец танка изготовили и испытали стрельбой, после чего был выдан заказ на постройку аналогичного танка, но уже из броневой стали. Однако в связи с работами по созданию легкого танка Т-70 дальнейшие работы по размещению 45-мм орудия в танке Т-60 на ГАЗе были прекращены.

Работали над своим проектом более совершенного танка и в конструкторском бюро завода №37. Здесь одновременно с проведением испытаний двигателя ЗИС-16 (форсированный двигатель ЗИС-5 с алюминиевым поршнем и алюминиевой головкой) в кратчайшие сроки смогли подготовить проект нового легкого танка, который получил обозначение Т-45. Боевая машина, выполненная на основе танка Т-60, предлагалась в качестве альтернативы другому легкому танку Т-70 завода ГАЗ. В пояснительной записке к проекту танка Т-45, направленной директором завода № 37 Фрезеровым и главным инженером Мартиросовым в ГАБТУ КА от 20 мая 1942 года, содержалась следующая информация:

Опытный образец танка Т-45, вид слева сверху. Свердловск май 1942 года

«С целью существенного улучшения боевых характеристик танка Т-60, сохранения массового выпуска этого танка, облегчающего немедленный переход на его производство без уменьшения объемов выпуска, заводом № 37 на базе легкого танка Т-60 был спроектирован и построен опытный образец под названием Т-45. В результате предприятию удалось создать одномоторный танк с более мощной силовой установкой и разрешением вопроса установки усиленного варианта вооружения при практически равных тактико-технических характеристиках с танком Т-70 и экономией расхода металла на 2500 кг».

Новый танк обладал таким же боекомплектом, как и Т-70. На нем была установлена новая башня увеличенного размера с 45-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Башня устанавливалась на существующем погоне легкого танка Т-60. Хотя башня была увеличенного размера, она по-прежнему оставалась одноместной. Разместить двухместную башню на корпусе танка Т-60, даже с использованием более мощного двигателя ЗИС-16, не представлялось возможным. При этом в установке вооружения был применен упрощенный поворотный механизм башни танка Т-60 и штатный подъемный механизм пушки со спусковым устройством. Удачное расположение органов управления и механизмов новой башни на танке Т-45, как продемонстрировали испытания, позволило существенно увеличить скорострельность 45-мм орудия, доведя показатель до 7-8 выстрелов в минуту, против 4-5 выстрелов в минуту у танка Т-70 (стрельба велась с места). Одновременно с этим упрощениям подверглась и конструкция башни: вместо 233 деталей, из которых состояла башня легкого танка Т-60, в башне танка Т-45 их количество сократилось до 141, а новых деталей было всего 46. При этом толщина броневых листов башни выросла с 25 до 35 мм.

Конструкция корпуса легкого танка Т-45 почти не менялась по сравнению с танком Т-60. Проводилось лишь увеличение толщины верхнего лобового листа корпуса с 15 мм до 25 мм, а также изменялась конструкция люка мехвода. Измененный люк позволял механику-водителю покинуть боевую машину при любом положении башни. При этом ходовая часть легкого танка Т-45 перекочевала на него с танка Т-60 без изменений. Она состояла из 4-х опорных и 3-х поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения (на каждый борт).

В качестве силовой установки на танке Т-45 планировалось использовать двигатель ЗИС-16, развивавший мощность 85 л.с. Этот мотор представлял собой форсированный вариант двигателя ЗИС-5. В пояснительной записке, которая была направлена в ГАБТУ КА, отмечалось: «Двигатель ЗИС-16 является более надежным в эксплуатации, чем двигатель ГАЗ-202, и в состоянии работать на втором сорте бензина вместо авиационного, который потребляет ГАЗ-202. В перспективе существует возможность дальнейшего повышения мощности двигателя ЗИС-16. Дальнейшее форсирование по мощности силовой установки позволит наращивать боевые качества танка Т-45 против Т-70. Поставка двигателей ЗИС-16 с Миасского автомоторозавода имени Сталина возможна в ближайшее время». Однако в действительности производство двигателя ЗИС-16 в Миассе, куда было эвакуировано моторное производство ЗИСа, так и не удалось освоить.

Переход на серийный выпуск легкого танка Т-45, который отличался улучшенными по сравнению с Т-60 характеристиками и мало в чем уступал танку Т-70, можно было осуществить на заводе №37 в сжатые сроки, без уменьшения программы выпуска танков, так как технологическая оснастка производства танка Т-60 сохранялась практически в полном объеме. Однако в результате танк Т-45 так и остался проектом. Сказывалось и отсутствие двигателя ЗИС-16, и невозможность установки на танк двухместной башни. В то же время, по заверению конструкторов ГАЗа, они как раз завершали разработку проекта танка Т-70 с двухместной башней, которому военные отдавали свое предпочтение. А сам легкий танк Т-70 уже находился в серийном производстве и был хорошо освоен промышленностью.

Тактико-технические характеристики танка Т-45:

Габаритные размеры: длина - 4,1 м, ширина - 2,39 м.
Боевая масса - 6800-7000 кг.
Бронирование: лоб башни - 35 мм, лоб корпуса - 25 мм.
Вооружение - 45-мм орудие и 7,62-мм пулемет ДТ.
Боекомплект - 90 выстрелов.
Силовая установка - карбюраторный 6-цилиндровый двигатель ЗИС-16 мощностью 85 л.с.
Максимальная скорость - до 45 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 300 км.
Экипаж - 2 человека.

Источники информации:
Коломиец М. В. Танки-«смертники» Великой Отечественной Т-30, Т-60, Т-70. Москва: Эксмо, 2010. 160 с.
http://strangernn.livejournal.com/1375990.html
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-45.htm
http://tank.uw.ru/articles/sowetskie/sovet1/lite
http://wowar.ru/tank-t-60

Как известно, в СССР бензиновых моторов М-17 было произведено 27.534 штуки, и это при том, что в производстве моторы были с 1931 г. по 1934 г. - всего 4 года. Промышленности СССР в том виде, какой она была в начале 40-х годов, было под силу производить этот мотор десятками тысяч штук в год. Сходных по конструкции моторов М-105 было произведено около 91 тысячи, 10 тысяч АМ-34, не менее 50 тысяч АМ-38, ну и так далее.

Ничего не мешало и улучшить его технологичность применительно к танкостроению - перейти на цельнолитой блок цилиндров и так далее.

Можно было на основе этого мотора сделать и специальный танковый двигатель. Скажем, Форд разработал для танка Шерман отличный 8-цилиндровый мотор Ford GAA мощностью - да, те же самые 500 кобыл (даже 525 при двух карбюраторах).

В своё время фордовцы создали этот мотор для авиации, и первоначально он существовал в 12-цилиндровом варианте. Однако авиация США перешла на звездообразные воздушники, и двигатель оказался невостребованным. Тогда фордовские конструкторы и предложили его танкистам, но тем 12 цилиндров показалось многовато, и двигатель был переделан в 8-цилиндровый вариант. При этом угол развала цилиндров остался 60-градусным, что более характерно для 12-цилиндровых агрегатов. Этот мотор потом ставили на Першинги и много еще на что.

Обращает внимание его компактность в сравнении с монстрообразным советским дизелем V12 (В-2).

The GAA was used in the M4A3 (1,690), M4A3(75)W (3,071), M4A3(76)W (1,400), M4A3 (105) (500), M4A3E2 (254), M4A3(76)W HVSS (3,142), M4A3(105) HVSS (2,539), M10A1 (1,413), and M7B1 (826).
The GAF powered the M26 (2,222), M26A1, T95, and M45 (185).
The GAN powered the T23 (248) and M4A3E2 (254).
In order to meet the need for a larger engine, Ford resurrected the V-12 as the GAC, which produced 770 hp (570 kW) and powered the T29

Мотор имеет объем 18 литров при степени сжатия 7.5

Для сравнения — дизель В-2 имеет объем почти 39 литров, ну и соответствующие размеры. Грубо говоря — он ВДВОЕ больше размером (объемом, занимаемым в двигательном отсеке), чем равной мощности Ford GAA.

Чтобы оценить разницу в размерах — вот легковой Форд Мустанг с мотором Ford GAA от танка:

Для сравнения — дизель В-2 вы не всунете даже в КАМАЗ, настолько он огромный.

Весит Ford GAA 708 кг против 874 кг у дизеля В-2 — разница в 166 кг не кажется существенной, а вот разница в размере приводит к куда более драматическому росту массы конструкции танка из-за увеличения забронированного объема.

Кстати, Форд на этом моторе применил оригинальный привод распредвалов:

В головки идут вертикальные валы с червяком, вращающим зубчатые колеса распредвалов. Решение довольно элегантное на фоне косячных наборов зубчатых колес на В-2, с которыми мучались изготовители.

Бензиновый Ford GAA был настолько удачен, что производился до 1950 года включительно, пока авиация не перешла полностью на реактивные двигатели, и танковые моторы потребовалось адаптировать к работе на авиакеросине, из соображений гибкости логистики. Только тогда всю армейскую технику в США стали переводить на дизеля и турбины.

Но ладно — США нам не указ. Однако же есть абсолютные технические и технологические ограничения.

В производстве бензиновый двигатель в разы дешевле дизельного той же мощности и габаритов. При всех усилиях снизить себестоимость массовых автомобильных дизелей, даже сейчас они обходятся примерно вдвое дороже, чем бензиновые моторы с распределенным впрыском той же мощности. Понятно, что на технологиях 40-х годов разрыв в себестоимости был гораздо большим. Утверждается, что мотор М-17 обходился в производстве в 3.5 раза дешевле, чем дизель В-2, при этом не требовал столько дефицитных материалов и высококвалифицированного труда.

Авиационные бензиновые моторы успешно делают более 100 лет, авиационный дизель - начали пытаться делать лишь в 40-х годах, и он не отлажен до сих пор, несмотря на все успехи. Что доходчиво показывает разницу в необходимом уровне технологий между моторами на легком и тяжелом топливе.

Собственно, поэтому легковые автомобили до сих пор ездят на бензиновых моторах, а дорогие дизеля прочно обосновались на коммерческом транспорте — то есть там, где их более высокая топливная экономичность может понемногу «отбить» затраты на более дорогой мотор, а увеличенная масса и размеры не слишком существенны.