Какой фургон выгоднее для бизнеса. Какой фургон выгоднее для бизнеса Что входит в категорию – коммерческий транспорт

Рынок грузовых автомобилей тяжелого класса (полной массой от 14 т) снижался на протяжении трех лет и темпы падения усиливались: в 2013 г. снижение составило 13%, в 2014 г. – 28%, а в 2015 г. – 45%, напоминает представитель «Камаза». И если в 2012 г. емкость рынка составляла 105 000 грузовых автомобилей, то в 2015 г. общие продажи в нашей стране едва превысили 36 000 шт., по данным регистрации автотехники.

Рынок падал из-за снижения деловой активности на фоне замедления, а затем ухудшения экономики, продолжает представитель «Камаза». Снижение производства в большинстве отраслей привело к снижению коммерческих перевозок грузов, соответственно, сократились потребности в транспорте. Ограничение источников финансирования вызвало еще большее сокращение инвестиционных процессов, в том числе объемов закупки автотехники.

«В начале прошлого года, как мы помним, рубль был еще очень нестабильный, а цены на нефть упали до $27 за баррель. Это привело рынок грузовых автомобилей к самым низким показателям на рынке за весь кризисный период», – добавляет гендиректор «Скания-Русь» Ханс Тарделль. По его словам, последующая стабилизация рынка и рост продаж непосредственно связаны со стабилизацией экономической ситуации в стране.

На стабилизацию рынка и восстановительный рост в 2016 г. повлияла макроэкономическая стабилизация, а также адаптация компаний к макроэкономическим условиям, соглашаются представители «Камаза» и «Соллерса». Но главную роль, по их мнению, сыграли госпрограммы стимулирования спроса, подчеркивают они (обновление парка, льготный автолизинг, госзакупка газомоторной техники и проч.). Об этом говорят и представители группы ГАЗ, Ford Sollers и других компаний, в том числе транспортных.

Например, на рынке тяжелых грузовиков госпрограммы обеспечили дополнительные продажи около 10 000 машин и, если бы не господдержка, рынок в 2016 г. был бы на 25% меньше, приводит расчеты представитель «Камаза».

Рынку автобусов помогли также крупные контракты, включая поставки автобусов группы ГАЗ крупнейшим перевозчикам Москвы и Московской области, замечает представитель ГАЗа. Ford Sollers , к примеру, отгрузил в 2016 г. более 300 маршрутных автобусов Ford Transit «для обеспечения внутригородских перевозок по стандартам Мосгортранса», по словам представителя совместного предприятия.

Не стоит недооценивать и серьезные усилия автопроизводителей по улучшению привлекательности цен для конечных клиентов, что наряду с господдержкой стимулировали продажи по накопившемуся отложенному спросу, замечает гендиректор Mercedes-Benz Vans в России Cорен Хезе.

«Госпрограммы стимулировали собственников из всех отраслей экономики обновлять изношенный возрастной парк коммерческой техники», – говорит представитель УАЗа. Например, сейчас более 60% парка легких коммерческих автомобилей в России старше 10 лет, приводит он данные.

«С 2014 г. многие перевозчики приостановили обновление или расширение, а также перешли на использование неоригинальных запасных частей, что сокращает срок эксплуатации транспортных средств», – замечает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов.

В 2016 г. стимулировали продажи новых машин и меры государственного регулирования, отмечает начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. Так, появились новые требования по наличию системы «ЭРА-Глонасс», ужесточились условия въезда грузовой техники в Москву, поясняет он.

Структура спроса изменилась

В 2016 г. на рынке тяжелых грузовиков наибольший прирост продаж в отраслевой структуре продемонстрировали две отрасли – коммерческие перевозки и строительство, рассказывает представитель «Камаза». В структуре продаж самой компании возросла доля перевозчиков, особенно выросли продажи нового магистрального тягача «Камаз-5490» с кабиной, мотором Daimler. Доля компании в этом сегменте российского рынка за год выросла с 16 до 25%.

Для карьерной техники Scania 2016 год стал самым успешным, говорит Тарделль: было поставлено 204 единицы техники более чем 25 компаниям. «Сегмент техники для лесопромышленных предприятий также стал одним из самых успешных для компании по итогам года», – добавляет он.

В прошлом году основной спрос генерировали торговые компании (в первую очередь продукты питания), а также транспортные предприятия, обслуживающие те или иные сбытовые компании, говорит руководитель отдела продаж «Исузу рус» Сергей Богомил. В сегменте строительной техники, по его словам, важную роль сыграли госзаказы на строительство – дороги, специальные и инфраструктурные объекты и т. д.

Scania, как и ряд других иностранных автопроизводителей грузовиков (например, Daimler), также развивала в 2016 г. продажи машин с пробегом. «Как правило, в кризисное время рынок техники с пробегом значительно превосходит по показателям рынок новых машин, – комментирует Тарделль. – Покупательная способность клиентов падает, и они не готовы инвестировать в дорогостоящую технику».

Основной спрос в 2016 г. на автобусную технику генерировали две сферы – образовательная и транспортная, рассказывает представитель группы ГАЗ. Госпрограмма «Школьный автобус» обеспечила рост рынка в сегменте переднемоторных автобусов, а благодаря обновлению парков крупнейших перевозчиков начался рост рынка городских автобусов, поясняет он.

В структуре продаж легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ существенно выросла доля микроавтобусов, по словам представителя группы ГАЗ. Это произошло как за счет общего роста рыночного спроса на микроавтобусы, так и за счет увеличения рыночной доли ГАЗа благодаря новому модельному ряду Next, объясняет он.

Спрос со стороны компаний и учреждений, которые задействованы в инфраструктурных проектах или оказывают услуги населению, был стабильным, но вырос спрос на LCV УАЗ со стороны физических лиц, среди которых много представителей малого бизнеса, говорит представитель «Соллерса». «Именно поэтому в наших планах вывод на рынок новой современной линейки универсальных коммерческих автомобилей УАЗ грузоподъемностью 1,5 т», – добавляет он.

Положительным трендом для рынка LCV стал рост в секторе e-commerce (интернет-торговля. – «Ведомости»), и в особенности доставка продуктов питания, генерирующей спрос на малые и средние коммерческие автомобили, рассказывает директор департамента корпоративных продаж, коммерческих автомобилей и автомобилей с пробегом российского офиса PSA Group Сергей Кириллов. В сфере пассажирских перевозок, по его словам, во многих крупных городах изменилось регулирование, что обусловило переход компаний-перевозчиков на автобусы большей вместимости. Об этом говорит и Хезе: в прошлом году началась консолидация операторов маршрутных такси, это привело к проведению тендеров по закупке больших объемов автомобилей и замещению парков с крупными транспортными средствами. Развитие рынка также повысило требования к качеству автомобилей, добавляет Хезе. «Эта тенденция началась в Москве, однако шаг за шагом проявит себя и в регионах», – уверен он.

Рост продолжится

«Экономическая политика российского правительства в 2016 г. была достаточно успешной, и мы уверены, что позитивная тенденция в экономике продолжит свое развитие, а рынок коммерческой техники ждет восстановление и рост», – оптимистичен Тарделль.

В 2017 г. продажи LCV в России могут вырасти на 4%, тяжелых грузовиков – на 11%, средних грузовиков – на 3%, автобусов – на 2–5%, в том числе из-за продолжения в 2017 г. господдержки, прогнозирует Беспалов. По оценке PwC, рынок LCV подрастет на 5%, грузовых автомобилей – на 5%, автобусов – на 8%. Схожие прогнозы и у самих автопроизводителей.

«Мы ожидаем роста рынка легких коммерческих автомобилей на уровне 2–5%, – говорит представитель группы ГАЗ. – Однако в целом макроэкономическая ситуация остается достаточно нестабильной и прогноз может существенно меняться в течение года».

«Мы ожидаем, что рынок легких коммерческих автомобилей в 2017 г. продолжит расти на уровне 5–10%», – рассказывает представитель УАЗа.

«Многие клиенты отложили обновление парка, поэтому ввиду необходимости замены транспорта ожидаем, что рынок будет стабилен или даже покажет небольшой рост», – отмечает Кириллов.

Рост рынка автобусов в 2017 г., по оценке группы ГАЗ, может составить около 5–6%. Но это в случае сохранения госпрограмм стимулирования обновления парков – без них емкость рынка автобусов может значительно сократиться, предупреждает представитель группы ГАЗ. В целом у рынка автобусов в России большой потенциал – вдвое больше текущих продаж, отмечает он. О большом потенциале рынка автобусов говорит и гендиректор «Даймлер Камаз рус» Хайко Шульце. С учетом этого, по его словам, компания изучает возможность локализации этой техники в нашей стране – сейчас предприятие выпускает грузовики.

«Камаз» ожидает, что российский рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т вырастет в 2017 г. на 12% до 45 000 шт. (по данным регистрации машин). Целевая доля компании – 58%. Для этого «Камаз», по словам его представителя, продолжит расширять и обновлять свой модельный ряд (одна из ключевых новинок – обновленный магистральный тягач «Камаз-5490 NEO», см. статью «Грузовое пополнение» на стр. В8), участвовать в госпрограммах стимулирования спроса, развивать дилерскую сеть и сотрудничество с заводами спецтехники и проч. «При этом «Камаз» активно работает над замещением импортных комплектующих, использующихся в производстве автомобилей нового модельного ряда», – добавляет представитель предприятия.

Scania прогнозирует стабильный рост рынка, по словам Тарделля. «Тенденция на улучшение экономического климата в стране, вероятнее всего, продолжит свое развитие, – считает он. – Кроме того, к 2017 г. техника, приобретенная в 2011–2013 докризисные годы, нуждается в замене. Мы ожидаем волну реализации отложенного спроса среди наших клиентов».

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств на международных маршрутах составляет 10 лет, а на внутренних (в России) таких ограничений нет, его эксплуатируют, пока затраты на ремонт не превысят доходы от коммерческой деятельности, говорит генеральный менеджер по транспорту AsstrA AG Олег Гребенько. Между тем срок эффективной эксплуатации транспорта – 8–12 лет, поэтому в ближайшее время будет большая потребность в обновлении автопарка, уверен он.

Заместитель гендиректора «Авто-ПЭК» (транспортный парк логистической компании «ПЭК») Важа Такидзе считает, что рост рынка продолжится до конца первого полугодия 2017 г. «Дальнейшую динамику определит экономическая ситуация, сейчас это сложно прогнозировать», – отмечает он.

«Рыночная конъюнктура в России и мире заметно улучшилась. Мы ожидаем, что в текущем году будет еще больший спрос на услуги по перевозкам и объемы международных и внутренних грузоперевозок увеличатся», – прогнозирует гендиректор Polar Logistics в России Дэйв Эванс.

Полоса препятствий для рынка

Рост рынка в 2017 г. будет сдерживать увеличение расходов на транспортное обслуживание, в том числе ставки по кредитам, возросшие тарифы на каско и ОСАГО, необходимость установки тахографов и датчиков «ЭРА-Глонасс», а также планируемое повышение тарифов по системе «Платон», считает PwC.

С этим согласен представитель «Камаза». Ставка по кредитам находится на высоком уровне и является серьезным сдерживающим фактором для развития экономики, признает и представитель группы ГАЗ. Увеличение страховых тарифов, затраты на тахографы и «ЭРА-Глонасс» тоже могут оказать понижающее влияние на рыночный спрос, однако это влияние не будет существенным, замечает он. «В частности, тахографы и система «ЭРА-Глонасс» уже давно входят в комплектацию автобусов, производимых на заводах группы ГАЗ», – объясняет ее представитель. Основным сдерживающим фактором для роста рынка, по его мнению, остаются низкие инвестиционные возможности бизнеса.

«Установка любых дополнительных систем, даже нужных с точки зрения безопасности, увеличивает расходы, однако мы не считаем, что перечисленные факторы окажут решающее влияние на рынок», – отмечает Кириллов.

Кириллов ожидает, что российский рынок легкого коммерческого транспорта в последующие годы будет развиваться «плавно, без резких скачков». «Рынок грузовой техники в России будет демонстрировать хоть и стабильный, но достаточно медленный рост», – солидарен с ним Тарделль. Но когда рынок может восстановиться до докризисных показателей, они затруднились спрогнозировать.

Если не произойдет существенных изменений, которые приведут к росту деловой активности в сфере малого и среднего бизнеса, то восстановление рынка коммерческого транспорта до докризисного уровня 2012–2013 гг. произойдет к 2023–2025 гг., прогнозирует представитель группы ГАЗ.

УАЗ считает, что рынок легких коммерческих автомобилей достигнет уровня продаж 2014 г. к 2020–2021 гг.

По базовому прогнозу «Камаза», объем рынка тяжелых грузовиков к 2020 г. будет на уровне 65 000 шт., а к 2025 г. достигнет 75 000 машин. «Но при таком среднем уровне рынка пиковые значения спроса в отдельные годы вполне могут достигать докризисных максимумов», – говорит представитель компании. В некоторых сценариях это может произойти достаточно быстро – в течение двух-трех лет, предупреждает он.

По мнению Шульце, рынок грузовиков может восстановиться к 2020 г.

В ближайшей перспективе автопроизводители, по словам их представителей, намерены продолжать обновление модельного ряда, повышать локализацию, усиливать сервисные сети, выводить на рынок новые финансовые продукты. Российские заводы также намерены развивать экспорт, который с 2016 г. поддерживается государством.

В конкурсе «Лучшие коммерческие автомобили – 2017», организованном издательством ETM (Штутгарт), читатели журналов «trans aktuell», «FERNFAHRER» и «lastauto omnibus» выбирали своих фаворитов. Как и в прошлом году, три модели марки Volkswagen Коммерческие автомобили заняли верхнюю ступень пьедестала почёта: Caddy, Transporter и Amarok.

Moderatorin Alexandra von Lingen, Jörn Hasenfuß, Volkswagen AG, Matthias Rathmann

В категории развозных автофургонов Volkswagen Caddy получил награду 14-й раз. Модель серии Т пятый раз подряд одержала победу среди грузовых автофургонов до 2,8 т. Volkswagen Amarok стал четырёхкратным победителем конкурса.

Йорн Хазенфусс (Jörn Hasenfuß), член правления марки Volkswagen Коммерческие автомобили, ответственный за закупки, заявил: «Мы очень рады победе, ведь именно выбор читателей является особенно ценной наградой. Положительные отзывы клиентов подкрепляют наше стремление предлагать продукты и сервисные решения, максимально отвечающие потребностям конкретных целевых групп. Мы особенно гордимся тем, что уже в четвёртый раз подряд сразу три модели марки Volkswagen Коммерческие автомобили занимают первые места».

На прошлой неделе завершилась крупная международная выставка коммерческого транспорта COMTRANS 2017. Она собрала в одном месте самых именитых автопроизводителей и производителей запчастей и комплектующих.

Все ждали этой выставки для того, чтобы представить российскому рынку свои новинки в области коммерческой техники (автобусы, грузовики, фургоны, спецтранспорт и т. д.), а также показать современные автокомпоненты и допоборудование.

Знаменитые бренды пытались по максимуму выложиться на московской экспозиции и продемонстрировать полную коммерческую линейку. Начать хотелось бы с отечественных компаний, а именно с «Группы ГАЗ», представившей долгожданные премьеры, среди них: , и прочая техника (автобусы и грузовики).

Впервые в COMTRANS 2017 участие принимала , которая показала публике LADA Largus фургон, LADA 4x4 пикап и LADA Granta пикап.

Среди иностранных брендов стоит отметить стенд марки Volkswagen. Здесь была представлена полная гамма коммерческих автомобилей, в том числе: различные версии фургона Caddy, VIP-шаттл Caravelle, модели Transporter и Amarok в разных исполнениях, новый Crafter, и др.

От IVECO было выставлено два представителя лёгкого коммерческого транспорта – туристический микроавтобус и автобус среднего класса, созданные на базе фургона Daily.

На выставке свой модельный ряд коммерческих авто . Среди них целых пять версий фургона Transit, а также новый . Плюс ко всему, было представлено несколько грузовых машин и .

Рядом с Ford находился ещё один крупнейший автопроизводитель – Mercedes-Benz. Компания так же привезла на выставку своих представителей коммерческого транспорта – это модели Vito и Sprinter в различных модификациях.

Напомним, что COMTRANS – это крупная международная выставка коммерческого транспорта, проходящая в Москве уже в 14-ый раз. Её участниками стали порядка 200 компаний-производителей транспортных средств и автокомпонентов; а в число посетителей вошли представители заводов, автосервисов, компаний, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками, и многие другие.

Как известно, при выборе нового автомобиля рядовые потребители нередко руководствуются ходовыми характеристиками и дизайном машины, а также престижностью марки. Однако кризис заставил многих покупателей обращать внимание на такой существенный фактор, как . А вот в сегменте коммерческого транспорта этот параметр всегда являлся ключевым, и именно он зачастую определяет успешность модели на рынке.

По словам директора департамента корпоративных продаж компании «Рольф» Зары Геворкян, содержание коммерческих автомобилей во многом зависит от стоимости обслуживания, запасных частей и расходных материалов, а покупатели коммерческого транспорта умеют считать деньги. Также учитываются остаточная стоимость и ликвидность модели на вторичном рынке, которые, в свою очередь, являются отражением ее потребительских качеств и надежности.

«Для коммерческого транспорта надежность автомобиля играет важную роль. К примеру, если легковая машина, владелец может воспользоваться общественным транспортом. А в случае поломки коммерческого автомобиля каждый день простоя грозит срывами контрактов и потерей прибыли», - добавляет начальник отдела продаж малотоннажных автомобилей «Панавто» Андрей Мастерских.

Аналитики «Автостата» выяснили, какие легкие коммерческие автомобили зарубежных марок наиболее выгодны в эксплуатации. В исследование попали шесть наиболее популярных иностранных LCV: Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter Classic, Fiat Ducato, Renault Master, Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Для расчетов были выбраны цельнометаллические фургоны этих моделей в двух вариантах исполнения - со средней колесной базой и средней высоты крышей (L2H2) и длинной колесной базой и высокой крышей (L3H3). Исследование проводилось в столичных регионах - Москве и Подмосковье, а также в Петербурге и Ленинградской области. В результате эксперты подсчитали, во сколько обойдется содержание автомобилей в течение трех лет при условии пробега 120 тыс. км за этот период. При этом учитывались розничные цены новых автомобилей и их остаточная стоимость на вторичном рынке, а также такие статьи расходов, как топливо, регламентированные ТО у официальных дилеров, страховка и транспортный налог.

Перевозка Транзитом

Наименее затратным по стоимости владения признан - его содержание обходится владельцам в 1,68–1,69 млн рублей за три года или от 46,7 до 47,1 тыс. руб./мес. Если переводить этот показатель в стоимость одного километра пробега, то у Транзита он составляет 14 руб. При этом, хоть в отличие от большинства иномарок Ford Transit и производится в России, его цена оказалась не самой доступной (от 1,9 млн руб.). Лидерство же модели по совокупной стоимости владения обеспечивается, прежде всего, благодаря ее выгодной цене при перепродаже по истечении трех лет эксплуатации и 120 тыс. км пробега (остаточная стоимость). Да и обслуживание Транзита у официальных дилеров обходится дешевле по сравнению с другими конкурентами-иномарками (около 100 тыс. руб. за 3 года). По словам специалистов «Автоцентра Атлант-М», официального дилера Ford в Смоленске, стоимость расходных материалов и запчастей на Transit в среднем в 1,2–1,5 раза ниже, чем на остальные представленные автомобили. Немалую экономию владельцам «американца» обеспечивает и его топливная экономичность.

На втором месте по совокупной стоимости владения среди иностранных LCV идет Mercedes-Benz Sprinter Classic. Расходы на его содержание за три года составляют 1,76 млн руб., ежемесячный бюджет - 49,1 тыс. руб. Каждый километр пробега Спринтера обходится его владельцу в 15 руб. Примечательно, что этот фургон с шильдиком премиальной марки оказался самым доступным по сравнению с конкурентами (от 1,6 млн рублей). Относительно низкую стоимость во многом обеспечивает локальное производство модели, которая к тому же с прошлого года оснащается . К тому же по истечении трех лет эксплуатации Sprinter Classic теряет в цене меньше остальных участников рейтинга.


По мнению Андрея Мастерских, эта модель востребована среди покупателей благодаря надежности и доверию к бренду производителя, и в зависимости от состояния и пробега за три года эксплуатации теряет в цене не более 40%. При этом, учитывая распространенность Sprinter Classic на территории нашей страны, проблем с поиском нужных запасных частей нет.

Между тем этот фургон значительно проигрывает конкурентам по стоимости обслуживания, которая более чем вдвое выше, чем у того же Транзита, - 236 тыс. руб. «Несмотря на то, что машина выпускается в России, практически все запасные части закупаются в Европе. Их высокое качество в совокупности со стоимостью нормочаса и составляет затраты на обслуживание. Впрочем, стоимость владения можно сократить на треть, если приобрести сервисный сертификат на техническое обслуживание сроком на 3 года», - говорит Андрей Мастерских.

Экономия по-французски

Третий результат в рейтинге иностранных LCV по совокупной стоимости владения показал фургон (от 1,85 млн руб.). Три года его эксплуатации потребуют сумму от 1,8 до 1,9 млн рублей в зависимости от варианта исполнения, в пересчете на ежемесячные траты это будет 50 тыс. и 53 тыс. руб. соответственно. А один километр пробега обойдется хозяину Джампера в 15 и 15,9 руб. Хотя эта модель, в отличие от двух лидеров рейтинга, не производится в России, ее высокие позиции - во многом заслуга относительно доступного обслуживания у официальных дилеров (лишь 109 тыс. руб. за три года) и невысокой стоимости страховки. Как поясняют специалисты «Автоцентра Атлант-М», стоимость каско страховщики формируют самостоятельно исходя из статистики ущерба и угонов автомобилей за прошлый год. Поэтому благодаря наименьшей распространенности Citroen Jumper и негативной статистики на него собирается значительно меньше.

«Стоимость обслуживания Ford Transit и Citroen Jumper значительно ниже, чем у Mercedes-Benz Sprinter Classic, в первую очередь за счет того, что регламентированный межсервисный пробег первых двух моделей зафиксирован в 20 тыс. км, тогда как у Мерседеса он составляет 15 тыс. км. Таким образом, при пробеге автомобиля в 120 тыс. км владельцу потребуется посетить дилерский центр на два раза больше, чем конкурентам. Кроме того, нужно учитывать индивидуальные планы регламентных работ, входящих в плановое техническое обслуживание, а также цены на работы и запасные части. Несмотря на то что Transit и Jumper экономичнее Sprinter Classic, за счет высокой остаточной стоимости и популярности на вторичном рынке Mercedes-Benz оказался в лидерах», - комментирует начальник управления корпоративных продаж ГК «Автомир» Олег Ткаченко.

Любопытно, что Citroen Jumper смог обойти по стоимости владения своих братьев-близнецов Peugeot Boxer (от 1,86 млн руб.) и Fiat Ducato (от 1,85 млн руб.). Причем последние уступают еще одному участнику рейтинга - (от 1,83 млн руб.). Содержание этих фургонов обойдется их владельцам от 1,8 до почти 2 млн рублей за три года или от 50,4 тыс. до 54,6 тыс. руб. в месяц. Относительно высокая стоимость владения Fiat Ducato, Renault Master и Peugeot Boxer обусловлено несколько большей стоимостью запчастей и расходных материалов на данные автомобили, считают специалисты «Автоцентра Атлант-М». Кроме того, за счет меньшей популярности их остаточная стоимость на вторичном рынке значительно ниже, поскольку у большинства покупателей все-таки существует недоверие к французским брендам, добавляет Олег Ткаченко.

TGE и EfficientLine 3

Главная новинка немецкого грузового концерна MAN - это новое поколение малотоннажных развозных автомобилей TGE, которые были показаны в Ганновере. Вам они кажутся подозрительно знакомыми? Вам не кажется: семейство TGE - это, по сути, лишь слегка перелицованный и представленный ранее Volkswagen Crafter! Удивляться тут нечему: выпуск одной машины под разными марками - обычное дело в мире коммерческих автомобилей. Тем более, что и сам MAN с 2011 года входит в состав Volkswagen Group. Соответственно, MAN TGE по своим предлагаемым конфигурациям и силовым агрегатам копирует Volkswagen Crafter, о котором будет подробно сказано ниже.

В Европе выпуск MAN TGE стартует с апреля этого года. Продажи в Германии, Австрии, Голландии и Швейцарии начнутся в середине лета, на остальных рынках Европы - осенью.

Еще одна новинка от MAN - магистральный тягач флагманского семейства TGX в "экономичном" исполнении EfficientLine 3 и с 6-цилиндровым дизелем объемом 12,4 л и отдачей в 500 л.с. Цены на дизтопливо постоянно растут (и не только в России) и составляют около 30% всех издержек грузоперевозчика. Поэтому практически ни один "грузовой" автосалон не обходится без премьер вот таких "экономичных" версий.

В салоне - тот же Volkswagen Crafter, только с мановской эмблемой. В базовое оснащение входит магнитолка с Bluetooth и hands-free, которая читает SD-карты. За доплату поставят мультимедийную систему с 8-дюймовым сенсорным экраном, навигатором, голосовым управлением, распознаванием жестов и интерграцией со смартфонами через MirrorLink.

У MAN эта генерация EfficientLine - уже третья по счету. Первая вышла в 2011 году, лишившись противосолнечных козырьков и "дудок" пневмосигналов на кабине, а также получив ограничитель скорости, переставленный с 89 на 85 км/чаc. Из второго поколения выжали экономию топлива еще в 2 л/100 км, доработав трансмиссию и круиз-контроль, который "научился" поддерживать скорость и переключать передачи с учетом рельефа местности. В MAN заявляют, что EfficientLine 2 позволял экономить до 18 000 л солярки за 4 года перевозок при среднем годовом пробеге в 150 000 км.

Предыдущий MAN EfficientLine 2 продавался, в том числе, и в России. Так что возможно, что и третья генерация доедет до нашей страны.

Новое исполнение EfficientLine 3, как сообщает MAN, экономичнее предшественника еще на 6%. За счет чего? Тягач обвешан аэродинамическими спойлерами и боковыми обтекателями шасси и кабины, пневморесиверы, топливные баки и диски колес сделаны из алюминия, грузовик лишен запаски, а воздушный компрессор отключается при малых нагрузках. Попутно снова "переучен" круиз-контроль, распознающий спуски и подъемы через GPS-модуль и подбирающий с учетом этого алгоритмы переключения 12-ступенчатой КПП. Плюс более "скоростная" главная пара ведущего моста (2,53) и функция движения накатом на нейтрали в коробке.

Новое семейство фургонов и микроавтобусов Nissan NV300 (ранее оно называлось Primastar - это еще один типичный образчик европейской кооперации производителей коммерческой техники. Потому что NV300 - это перелицованный Renault Trafic, текущее поколение которого выпускается еще с 2014 года. Чтобы вы понимали размах клонирования, напомним, что запущенный в 2016 году Fiat Talento и нынешнее поколение Opel Vivaro - это тоже Renault Trafic!

Варианты исполнения у Nissan NV300 такие же, как и у других одноклассников: есть цельнометаллический фургон, "голое" шасси с кабиной, микроавтобус (до 9 человек в длинном варианте) и грузопассажирский 6-местный комби. На выбор - по два варианта длины кузова и высоты крыши.

Новый NV300 стал длиннее прежнего Primastar и даже в коротком варианте вмещает три стандартных европоддона. Люки в задней стенке кабины позволяет возить длинномеры (до 3,75 м в коротком кузове и до 4,15 м в длинном). Объем фургона, в зависимости от длины и высоты крыши, составляет от 5,2 до 8,6 кубометра.

Список оснащения - практически "легковой". Есть мультимедийная система NissanConnect с навигатором и голосовым управлением, док-станция для планшета, камера заднего вида с парктроником, сиденье водителя с настройкой по высоте, поясничным подпором и подлокотниками.

Единственный дизель 1,6 dCi стандарта Евро-6 с сажевым фильтром, мочевинной нейтрализацией и цепным приводом ГРМ предлагается в исполнениях на 95, 120, 125 и 145 л.с. Причем первые два варианта по мощности имеют один турбокомпрессор с переменной геометрией, а версии на 125 и 145 л.с. - уже с двумя турбинами. Все дизели сочетаются с 6-ступенчатой МКПП.

Nissan заявляет, что у нового NV300 уникальная в классе гарантия - пять лет или 160 000 км пробега. Сервисные интервалы в Европе - 2 года или 40 000 км. Новинка уже выпускается во Франции на заводе Renault-Nissan Alliance. О поставках в Россию пока не сообщается.

В этом году на российском рынке может появиться еще одна новинка в коммерческом сегменте. Так, французский альянс Peugeot и Citroen принял решение продавать в России новые поколения своих коммерческих моделей-близнецов Expert/Jumpy.

Весь модельный ряд новых Expert/Jumpy - как на ладони: тут и шасси под разные кузова, и чисто грузовые цельнометаллические фургоны, и пассажирские версии.

Оба будут предлагаться российским покупателям в двух вариантах длины - 4,95 и 5,3 м. Погрузочная длина фургонов может достигать 4 м, а полезный объем - 6,6 кубометра. Грузоподъемность соплатформенных фургонов - до 1,4 тонны. Citroen Jumpy получил специальную перегородку Moduwork для грузового отсека, складывающиеся в ровный пол боковые сиденья и возможность трансформации в мобильный офис благодаря поворотному откидному столику.

Вместе со сменой поколений Jumpy/Expert получили системы контроля слепых зон, превентивного торможения, распознавания дорожных знаков и ассистент, контролирующий состояние водителя. В списке опций - навигация с возможностью мониторинга дорожной ситуации, мультимедийная система с функцией подключения смартфонов и голосовым управлением, а также hands-free датчики для сдвижных дверей.

Но технические характеристики российских версий Peugeot Expert и Citroen Jumpy пока не раскрываются. В Европе эти модели оснащаются дизельными двигателями мощностью от 95 до 180 л.с. в паре с пяти- или шестиступенчатой механической КПП или шестидиапазонным автоматом Aisin. Сообщается, что настройки подвески, в которой применяются адаптивные амортизаторы, будут учитывать особенности российских дорог. Не названы пока и цены: эту информацию производитель обещает рассекретить ближе к началу продаж. Фургоны появятся в российских шоу-румах в первом полугодии.

Новое поколение серии R и S

Одна из главных "грузовых" новинок на этот год - это, конечно, новое поколения дальнобойных магистральных флагманов серии S и R! Общий тон сканиевского дизайна с "многоэтажной" решеткой радиатора и покатой подоконной линией не изменился, машины все так же безошибочно узнаваемы. Но сами кабины - полностью новые, с усиленным каркасом и новыми внешними панелями. Причем топовая версия S впервые получила ровный пол в салоне: раньше у "Сканий" такого не было, и теперь шведы могут конкурировать в Европе с "ровнопольными" Mercedes-Benz Actros GigaSpace и Renault Trucks T.

Слева - топовая Scania S450 с самой большой кабиной, ровным полом и 450-сильным дизелем. Справа - серия R с кабиной поменьше и пониже. Цифра 730 после индекса R означает самый мощный в гамме дизель V8 мощность 730 л.с. До России новые Scania S и R доберутся в этом году, двигатели будут настроены на норматив Евро-5.

Дизельные двигатели (рядная "шестерка" объемом 12,7 л и флагманский V8 в 16,4 л) за счет новых программ управления и доработок системы охлаждения сделали экономичнее на 3%. Все дизели отвечают эконормам Евро-6. И если моторы V8 достигают этого за счет рециркулятора выхлопа EGR и системы мочевинной нейтрализации SCR, то 6-цилиндровый дизель оснащен только нейтрализатором SCR. Отсутствие рециркулятора EGR делает сканиевскую "шестерку" менее чувствительной к качеству топлива, что должны оценить и российские перевозчики.

К кабинах - все та же фирменная панель приборов, развернутая к водителю, а новый руль можно заказать в подрезанном снизу варианте, как у легковых моделей концерна VW, куда входит Scania.

Шестицилиндровый дизель будет предлагаться в вариантах на 370, 410, 450 и 500 л.с. (крутящиq момент - до 2550 Нм). Попутно на новых тягачах этот дизель получил доработанные камеры сгорания, другие форсунки, вентилятор охлаждения и более надежный турбокомпрессор без изменяемой геометрии. Флагманский дизель V8 будет выдавать 520, 580 или 730 "сил" (2700-3500 Нм), а его моторный замедлитель развивает 435 л.с. (у "шестерки" - 348 л.с.).

Интерьер теперь на 5 см длиннее и на 10-16 см выше (2 м до потолка в кабине S), а ради улучшения обзорности понижена высота торпедо, стойки лобового стекла сделаны тоньше, и сам водитель подвинут на 65 мм вперед и на 20 мм ближе к двери. Кстати, водителя теперь прикрывает боковая "занавеска" безопасности - в Scania заявляют, что они первыми в мире применили такое решение на грузовиках.

Кроме двигателей, у новых грузовиков "допилены" и тормоза, которые стали на 5% эффективнее: стандартный 40-тонный автопоезд с 2-осным тягачом теперь останавливается со скорости 80 км/час на отрезке в 38 м против 40 м у машин прошлого поколения. Причем это упражнение теперь может выполнять адаптивный круиз-контроль.

Пятисотсильная Scania R500 в роли сортиментовоза. Мощный дизель необходим, ведь в Скандинавии допустимая полна масса таких лесовозов - 60 тонн!

Еще 2% в копилку экономичности новых грузовиков добавили аэродинамика и доводка трансмиссий. Роботизированная 14-ступенчатая "механика" Scania Opticruise получила новый софт управления и стала переключаться на 0,4 секунды быстрее, а для снижения трассовых оборотов предложена более "скоростная" (2,35 вместо 2,59) главная пара ведущего моста. А что же значит итоговая 5-процентная экономия топлива в конкретных цифрах? В Scania заявляют, что это дает экономию до 2000 л солярки в год при годовом пробеге в 150 000 км.

Новое поколение Crafter

То, что новое развозное семейство Volkswagen Crafter возьмет в Европе титул "Фургон года-2017" (титул дается как бы авансом на грядущий год), особых сомнений не вызывало. Crafter заменяет прежнее семейство LT, только теперь это собственная разработка Volkswagen "с нуля", а не перелицованный Mercedes-Benz Sprinter, как было раньше!

В России новый Crafter обещают поставлять со второго полугодия текущего года. Машины повезут к нам с нового завода в Польше, дизели для российского рынка будут отвечать менее жесткому нормативу Евро-5 без мочевинной нейтрализации. Цены объявят ближе к старту продаж. Самый доступный предшественник сейчас стоит от 1 921 600 рублей за шасси с одинарной кабиной.

Построенный на новой платформе Crafter имеет массу исполнений по кузовам. Тут и цельнометаллический фургон (объем от 9,3 до 18,4 кубометра, длина груза - до 4,8 м), и грузопассажирский комби, и микроавтобус, и шасси с одинарной или двойной кабинами. На выбор клиенту дают две колесные базы, три варианта внутренней высоты крыши (1,7, 1,96 и 2,19 м) и три исполнения по общей длине (до 7,38 м). Полные массы семейства - от 3 до 5,5 тонн, грузоподъемность, к примеру, 3,5-тонного фургон с короткой базой и низкой крышей составляет до 1,5 тонн, а шасси с однорядной кабиной может взять на себя около 3 тонн. Передняя подвеска - независимая, типа McPherson, сзади - пять вариантов рессор, в том числе и прогрессивного действия на некоторых версиях. В рулевом управлении применен электромеханический усилитель, который, по словам VW, впервые используется в этом сегменте.

В списке опций - сиденья для водителя с подвеской, регулируемым поясничным подпором и даже функцией массажа! В базовое оснащение уже входят электрические стеклоподъемники и центральный замок с дистанционным управлением.

Моторная гамма состоит из 2-литрового турбодизеля ЕА288, который, в зависимости от исполнения, выдает 102, 122, 140 или 177 л.с. (крутящий момент - от 280 до 410 Нм). В Европе все моторы отвечают нормам Евро-6 за счет мочевинной нейтрализации выхлопа SCR и сочетаются как с 6-ступенчатой МКПП, так и с 8-ступенчатым гидромеханическим автоматом.

Для фиксации груза в списке опций есть запатентованные "авиационные" профили на бортах, перегородке кабины, на потолке и в полу. Еще новый Crafter заявлен как первый автомобиль в классе, на который за доплату уже с завода можно заказать второй компрессор для перевозки продуктов, дополнительный аккумулятор, второй кондиционер или дополнительный теплообменник к автономному отопителю.

Еще для нового Crafter доступны три вида привода, каждый из которого сочетается с обеими коробками. Передний привод с поперечным расположением дизеля доступен для машин полной массой 3-4 тонны - за счет такой компоновки пол на 100 мм ниже, что увеличивает объем кузова. Задний или полный привод, где мотор стоит продольно и отдельно от КПП, доступен для более тяжелых версий полной массой 3,5-5,5 тонн. Еще для заднеприводного варианта будут предлагать блокировку межколесного "диффа", вал отбора мощности для привода допоборудования (например, гидронасоса для самосвальной платформы) и сдвоенные задние шины для самого тяжелого исполнения.

Ну, а по количеству предлагаемых систем безопасности Crafter уже ничем не уступает легковушкам. В его арсенале - системы распознавания дорожных знаков и усталости водителя, адаптивный круиз-контроль с функциями автоторможения (в версии с автоматом может тормозить до полной остановки), детектор "слепых" зон и положения на полосе, ассистент парковки и выезда с нее задним ходом, автоматический помощник при езде задним ходом с прицепом, корректор увода машины боковым ветром, который сам подправляет траекторию за счет электромеханического усилителя руля…

Правда, максимальная скорость составляет всего 80 км/час. Зато заявленный запас хода равен 208 км. Его обеспечивает лежащая под полом батарея
емкостью 43 кВт/ч, которую при наличии мощного источника питания можно зарядить на 80% всего за 45 минут. При этом на e-Crafter можно поставить и более емкие аккумуляторы, с которыми запас хода можно довести до 400 км.