Какие колесные трактора выпускались в советском союзе. Трактора и тракторная техника! История развития тракторной техники! Устройство гусеничной техники

Первые советские пятилетки прошли с ошеломляющим успехом. Одним из главных элементов было сельское хозяйство. В это же время в СССР огромными темпами развивалось советское производство, в частности создавались и производились современные трактора, которые были так необходимы развивающемуся сельского хозяйству. Но какими они были?

Колесный трактор "Универсал 2"

Тракторы Универсал выпускались с 1934 по 1940 год на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» и с 1944 по 1955 год на Владимирском тракторном заводе. Машины первой серии Универсал-1 и Универсал-2 отличались конструкцией передней оси. У-1 имел смещенные к центру передние колеса, на У-2 они были разнесены в стороны на балке переднего моста. Соответственно, на трактор имел дополнительные рулевые тяги. Трактор оснащался 4-цилиндровым керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. и трансмиссией с тремя передачами переднего хода и одной заднего. Диапазон рабочих скоростей трактора У-2 составлял от 3,9 до 8,1 км/ч при эксплуатационной массе 2108 кг. Именно Универсал-2 стал первым советским трактором, поставлявшихся на экспорт. Общее количество выпущенных Универсалов - 211500 штук.

Колесный трактор СХТЗ-15/30

Самый массовый советский колесный трактор первой половины 20-го века, выпущено 390500 экземпляров. Выпускался на Сталинградском тракторном заводе (с 1930 года) и Харьковском тракторном заводе (с 1931 года) до 1937 года, а в послевоенное время (1948-1950 годы) на Московском авторемонтном заводе. В основе конструкции лежит один из лучших колесных тракторов того времени McCormick-Deering 15/30 американской компании International Harvester. Керосиновый 4-цилиндровый двигатель развивал мощность 31,5 л.с. и позволял работать в диапазоне скоростей от 3,4 до 7,4 км/ч. Эксплуатационная масса трактора 3000 кг.

Гусеничный трактор СТЗ-3 (СХТЗ-НАТИ)

После прекращения производства колесного трактора СХТЗ-15/30 в 1937 году, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничного трактора СТЗ-3. Это был первый массовый трактор, конструкция которого была полностью разработана советскими инженерами. Трактор имел клепаную раму, ходовую часть из четырех кареток с балансирной подвеской с цилиндрическими пружинами и полузакрытую кабину. 4-цилиндровый керосиновый двигатель с водяным охлаждением развивал мощность 52 л.с. на валу и 46 л.с. на приводном шкиве. Масса трактора составляла 3800 кг. После эвакуации Харьковского завода в город Рубцовск СТЗ-3 выпускался также на Алтайском тракторном заводе (с 1942 по 1952 год). В Сталинграде и Харькове производство СТЗ-3 было свернуто чуть раньше, в 1949 году, когда он уступил место на конвейере трактору ДТ-54. Общее количество выпущенных машин - 191000 штук.

Гусеничный трактор С-65 Сталинец

Первый советский дизельный трактор, выпускался на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Являлся дальнейшим развитием конструкции С-60 с карбюраторным двигателем. Дизельный двигатель М-17 развивал мощность 65 л.с. и позволял трактору полной массой 10850 кг развивать максимальную скорость 6,95 км/ч. Машины поздних выпусков оснащались закрытой кабиной. С началом Великой Отечественной войны, большая часть С-65 была изъята для нужд армии и использовалась в качестве артиллерийских тягачей. В немецкой армии трофейные С-65 также применялись для буксировки тяжелых орудий. Представленный на Олдтаймер-Галерее С-65 во время отступления Красной армии увяз в одном из болот на Псковщине, где пролежал на 7-метровой глубине до наших дней. В 2008 году трактор был извлечен из болотного плена и сразу попал на реставрацию в мастерскую Шаманского.

В период своего становления молодая Страна Советов уделяла пристальное внимание развитию тракторостроения. Ведь сельское хозяйство еще не окрепшего государства нуждалось в ускоренных темпах механизации. Но вот собственных заводов, на которых бы производились трактора СССР, построено еще не было.

В 1920 г. В. И. Ленин, осознававший крайнюю необходимость в повышении производительности сельского труда, подписал декрет «О едином тракторном хозяйстве». И спустя два года было начато производство тракторов в СССР. Первые агрегаты были маломощными и технически несовершенными. Однако благодаря постоянному принятию мер, направленных на развитие данного направления, уже спустя десять лет в вопросах возведения профильных производств наступил настоящий прорыв.

Первенец России

Наша страна всегда была богата талантами. Славилась она и своими изобретателями. Были среди них и такие, которые работали в сфере создания техники для сельского хозяйства.

Вопрос о механизации земледелия был поднят еще в 18-м в. агрономом И. М. Комовым. К середине 19-го в. Д. А. Загоякским и В. П. Гурьевым были разработаны паровые тягачи, предназначенные для пахоты. Первый такой агрегат на гусеничном ходу был собран и испытан в 1888 г. Ф. А. Блиновым.

Однако официальной датой появления российского тракторостроения считают 1896 г. Именно тогда на ярмарке в Нижнем Новгороде собравшейся публике был продемонстрирован самый первый в мире паровой трактор на гусеничном ходу.

К началу 20-го в. конструктором Я. В. Маминым был изобретен бескомпрессионный двигатель, который работал на тяжелом топливе. Он замечательно подходил для работы транспортных средств. Первый трактор, в котором был установлен 18-киловаттный двигатель внутреннего сгорания, был собран в 1911 г. Этот агрегат назвали очень патриотично - «Русский». После модернизации на этом тракторе появился двигатель на 33 кВт. Это придало ему больше мощи. Малосерийное производство таких тракторов было освоено на Балаклавском заводе. Штучно эта техника производилась в Коломне и Брянске, Харькове и Ростове, Кичкассе и Барвенкове, а также в некоторых других населенных пунктах. Однако общее количество выпускаемых в России тракторов было настолько малым, что не могло оказать существенного влияния на положение дел в сельском хозяйстве. К 1913 г. в стране насчитывалось 165 тракторов. Однако при этом Российская империя активно импортировала сельхозтехнику. Уже к 1917 г. в страну было завезено 1500 шт.

«Коломенец-1»

Принцип создания единого тракторного хозяйства, который был заложен Лениным, мог быть реализован благодаря не только выпуску «железных коней», но и принятию комплекса мер, способствовавших организации испытательной и научно-исследовательской базы, а также решения вопросов организации и ремонта, открытия различных курсов по подготовке мастеров и инструкторов.

Первые трактора СССР были выпущены в 1922 г. на Коломенском заводе. Руководителем данного проекта являлся Е. Д. Львов. Он считается основоположником российской школы тракторостроения.

Первый агрегат получил название «Коломенец-1». Без всякого сомнения, он явился настоящим символом начала новой эпохи в сельском хозяйстве страны.

«Запорожец»

Это также первые трактора СССР. Их выпуск состоялся в 1922 г. на предприятии «Красный прогресс» в Кичкассе. Однако данная модель оказалась несовершенной. У нее было всего одно ведущее колесо - заднее. Кроме того, трактора «Запорожец» оснащались маломощным двигателем на 8,8 кВт, который смог разогнать «железного коня» всего до 3,4 км/ч. У этого трактора была одна передняя передача, а мощность на крючке составляла 4,4 кВт. Несмотря на такие низкие характеристики, данное транспортное средство все же смогло значительно облегчить труд колхозников.

«Карлик»

Не отошел от своих дел и изобретатель Мамин. Он вошел в историю тем, что выпускал трактора России и СССР. После усовершенствования собственной дореволюционной конструкции Мамин стал руководителем проекта по созданию тракторов семейства «Карлик».

Их выпуск начался в 1924 г. Так, сельское хозяйство получило трехколесные трактора «Карлик-1», оснащенные одной передачей. Их скорость развивалась до 3-4 км/час. Выпускались и трактора «Карлик-2», оснащенные реверсом.

«Коммунар»

В то время, когда конструкторы СССР трудились над созданием новых, более совершенных моделей, правительство страны организовало выпуск сельскохозяйственной техники по лицензии зарубежных фирм. Так, в 1923 г. Харьковским заводом были выпущены гусеничные трактора СССР, которые являлись наследниками немецких агрегатов «Ганомаг Z-50». Как правило, их использовали для нужд армии при перевозке артиллерийских орудий. Эти трактора служили стране до 1945 г.

«Фордзон-Путиловец»

Все трактора СССР, которые страна производила в начале двадцатых годов прошлого века, изготавливались либо небольшими партиями, либо единичными образцами. Это не удовлетворяло потребности сельского хозяйства. Первый трактор в СССР, который был запущен в массовое производство, произвели в Ленинграде в 1924 г. За дело взялись рабочие завода «Красный Путиловец». Это были первые колесные трактора СССР, которые массово сходили с конвейера.

В качестве образца советские конструкторы взяли американскую модель Fordson фирмы Ford, выпускавшуюся еще с 1917 г. Это были первые трактора СССР (фото смотрите ниже), которые благодаря своей конструкции имели низкую стоимость. Кроме того, эти агрегаты по своим характеристикам превосходили «Коломенец» и «Запорожец».

Модели «Фордзон-Путиловец» оснащались карбюраторным керосиновым двигателем в 14,7 кВт и развивали максимальную скорость 10,8 км/час. Их мощность на крючке составляла 6,6 кВт. В этих тракторах конструкторы предусмотрели трехскоростную коробку передач.

Данная модель выпускалась вплоть до 1933 г. За этот период с конвейера сошло порядка 36-49 тысяч агрегатов. Конечно, подавляющее большинство этих тракторов отправляли сразу на поля колхозов. Однако старые трактора СССР прекрасно зарекомендовали себя и в строительстве, которое испытывало нехватку моторизированной тяговой техники. На базе «Фордзона-Путиловца» устанавливали кран-укосину, который служил для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Также эти трактора выступали тягачами для прицепных рыхлителей.

«Универсал»

В 1934 г. на заводе «Красный Путиловец» начался выпуск новой модели тракторов. На смену первому массовому «Фордзону» пришел «Универсал». За основу его конструкции была взята модель трактора «Фармол», который выпускала американская фирма «Интернешнл». По своим параметрам он немного превосходил предшественника. Его керосиновый карбюраторный двигатель обладал мощностью 16 кВт, эксплуатационная масса составляла 2 т, а скорость достигала 8 км/ч. Трактор «Универсал» сходил с конвейера Ленинградского завода до 1940 г. После этого его производство перенесли во Владимир. Здесь, на тракторном заводе, эти агрегаты выпускались с 1944 по 1955 год.

Возведение новых производственных мощностей

Со временем стало очевидным, что, для того чтобы обеспечить колхозы необходимой сельскохозяйственной техникой, нужно строить специальные заводы. В них производственные мощности должны быть объединены с научно-конструкторскими бюро. Инициатором такого проекта явился Ф. Э. Дзержинский. Новые предприятия планировалось оснастить самым передовым оборудованием. Это позволило бы наладить массовый выпуск надежных и дешевых моделей на гусеничной и колесной тяге.

История тракторов СССР как объектов крупносерийного производства началась в Сталинграде. После этого были значительно расширены мощности Ленинградского и Харьковского заводов. Крупнейшие предприятия появились в Челябинске, Барнауле, Минске и других городах страны.

Сталинградский завод

Сталинград не случайно стал городом, в котором с нуля страна построила первые производственные мощности, предназначенные для выпуска тракторов. Город имел хорошее стратегическое положение, находясь на пересечении путей поставки уральского металла, бакинской нефти и донбасского угля. Кроме того, в Сталинграде находилась целая армия квалифицированной рабочей силы. Кстати, по этому показателю город обогнал Таганрог, Харьков, Воронеж, Запорожье и Ростов.

Решение о строительстве тракторного завода в Сталинграде было принято правительством в 1925 г. И уже спустя пять лет с конвейера нового производства сошли знаменитые колесные агрегаты СТЗ-1. И после этого на заводе выпускалось множество моделей колесного и гусеничного типа. Это такие трактора СССР, как:

  • колесный СХТЗ 15/30 (1930 г.);
  • гусеничный СТЗ-3 (1937 г.);
  • гусеничный СХТЗ-НАИТИ (1937 г.);
  • гусеничный ДТ-54 (1949 г.);
  • гусеничный ДТ-75 (1963 г.);
  • гусеничный ДТ-175 (1986 г.).

В 2005 г. Волгоградский тракторный завод (бывший СТЗ) был объявлен банкротом. ВгТЗ стал правопреемником предприятия.

ДТ-54

Гусеничные трактора СССР (фото смотрите ниже) получили самое широкое распространение. Они были представлены множеством моделей, по количеству значительно превосходя колесные.

Замечательным образцом техники сельскохозяйственного назначения является трактор ДТ-54. Он выпускался в период с 1949 по 1979 год. Эта модель сходила с конвейеров Сталинградского и Харьковского, а также Алтайского завода. Трактор снимали во многих кинолентах. Самыми известными из них являются «Калина красная», «Дело было в Пеньковке», «Иван Бровкин на целине». Эти тракторы времен СССР в качестве памятника можно встретить в десятках населенных пунктов.

В модели ДТ-54 предусмотрен четырехтактный четырехцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения, довольно жестко установленный на раме. Мощность мотора агрегата составляет 54 л. с. В его конструкции предусмотрена трехходовая пятиступенчатая коробка передач, соединенная карданом с основной муфтой сцепления. Рабочая скорость трактора находится в пределах от 3,59 до 7,9 км/час. Его тяговое усилие равно 1000-2850 кг.

Тракторный завод в Харькове

В 1930 г. в стране началось возведение ХТЗ, которому было присвоено имя Серго Орджоникидзе. Производственные мощности находились в пятнадцати километрах восточнее Харькова. Строительство этого гиганта было осуществлено всего за 15 месяцев. Трактора СССР начали сходить с конвейера предприятия уже 01.09.1931 г. Это были модели, заимствованные у Сталинградского завода - СХТЗ 15/30.

Однако основной задачей предприятия было создание нового отечественного трактора «Катерпиллар», обладающего мощностью 50 л. с. Над решением этого вопроса трудились конструкторы под руководством П. И. Андрусенко. Ими разрабатывался дизельный двигатель, которым бы смогли оснащать все гусеничные трактора СССР.
В 1937 г. завод начал выпуск серии новой модели, созданной на базе СХТЗ-НАИТИ. В ней устанавливали более производительный и в то же время наиболее экономичный мотор, работающий на дизельном топливе.

После начала войны предприятие пришлось эвакуировать в Барнаул. Позже здесь был создан Алтайский тракторный завод. В 1944 г., после того как Харьков был освобожден, производство заработало на прежней площадке. В серию вновь вошли легендарные СХТЗ-НАИТИ.

Основные модели тракторов СССР, выпущенных на Харьковском заводе:

  • колесные СХТЗ 15/30 (1930 г.);
  • гусеничные СХТЗ-НАИТИ ИТА (1937 г.);
  • колесные ХТЗ-7 (1949 г.);
  • гусеничные ХТЗ ДТ-54 (1955 г.);
  • гусеничные Т-75 (1960 г.);
  • гусеничные Т-74 (1962 г.);
  • гусеничные Т-125 (1962 г.).

В 70-х годах завод претерпел коренную реконструкцию, не останавливая основного производства. После этого был освоен выпуск колесных трехтонников Т-150К и гусеничных Т-150. Первый из них на испытаниях, проведенных в 1979 г. в США, показал самые лучшие характеристики среди известных мировых аналогов. Этим было доказано, что трактора СССР ни в чем не уступали зарубежным моделям.

В конце восьмидесятых годов на ХТЗ был освоен выпуск новой техники марки ХТЗ-180 и ХТЗ-200. Они стали на 50 % производительнее предыдущих моделей и на 20 % экономичнее.

Т-150

Трактора, производимые в СССР, отличались своей надежностью. Такой же характеристикой обладали и скоростные универсальные агрегаты Т-150 и Т-150К. Они заработали хорошую репутацию из-за своей широкой области применения. Помимо сельского хозяйства их использовали в дорожном строительстве и на транспорте. И до сих пор можно встретить эти модели, работающие на полях, в условиях сложного бездорожья и на транспортировке грузов.

На Т-150 и Т-150К стоит 6-цилиндровый турбонадувной дизельный двигатель, имеющий V-образную конфигурацию и жидкостное охлаждение. Мощность такого мотора достигает 150 л. с. Максимальная скорость - 31 км/час.

Тракторный завод в Минске

МТЗ был основан 29.05.1946 г. И до сих пор этот завод считается самым успешным предприятием, сохранившим имевшиеся со времен СССР производственные мощности, выпуская транспортные средства под маркой «Беларусь».

До того момента как СССР прекратил свое существование, МТЗ выпустил практически 3 млн единиц колесной и гусеничной техники. Среди них такие марки, как:

  • гусеничный КД-35 (1950 г.);
  • гусеничный КТ-12 (1951 г.);
  • колесные МТЗ-1 и МТЗ-2 (1954 г.);
  • гусеничный ТДТ-40 (1956 г.);
  • колесный МТЗ-5 (1956 г.);
  • колесный МТЗ-7 (1957 г.).

В 1960 г. на Минском заводе начала проводиться масштабная реконструкция. Одновременно с размещением нового оборудования конструкторы разрабатывали перспективные модели. Это были трактора МТЗ-50, а также более мощный агрегат с полым приводом МТЗ-52. Их серийный выпуск был налажен, соответственно, в 1961 и 1964 г.

Начиная с 1967 г. завод начал производить гусеничные модификации Т-54В с различными наполнениями. На предприятии выпускался и необычный трактор МТЗ.

СССР нуждался в хлопководческой технике. В связи с этим была разработана модификация МТЗ-50Х. Она отличалась спаренными передними колесами, а также повышенным клиренсом. Такие модели производились с 1969 г. Также завод поставлял крутосклонные МТЗ-82К.

Следующий этап деятельности завода заключался в освоении линейки МТЗ-80. Ее массовый выпуск был налажен в 1974 г. После этого были разработаны специальные модификации МТЗ-82Н и МТЗ-82Р.

В середине 80-х годов Минским тракторным заводом была освоена техника, обладающая мощностью более ста лошадиных сил. Это такие модели, как МТЗ-102, МТЗ-142. В то же время с конвейера предприятия сходила и маломощная мини-техника, в конструкции которой предусматривался двигатель от 5 до 22 л. с.

Тракторный завод в Челябинске

Это предприятие внесло свой весомый вклад в дело оснащения сельского хозяйства необходимой для него техникой. А во время войны здесь был налажен выпуск «самоходов» и танков.

Строительство ЧТЗ было начало в открытом поле, находящемся вдали от основных магистралей. При проектировании завода, первые производственные мощности которого были пущены в 1930 г., учитывался опыт аналогичных предприятий США.

01.06.1933 г. с конвейера ЧТЗ сошел первый гусеничный трактор «Сталинец-60». В 1936 г. их было выпущено уже более 61 тыс. На сегодняшний день эти трактора считаются устаревшими. Но в 30-е годы по своим характеристикам они почти вдвое превосходили технику, выпускаемую СТЗ и ХТЗ.

Начиная с 1937 г. на ЧТЗ стали выпускаться более экономичные модели С-65. Уже через год этот трактор получил высшую награду - «Гран-при» на выставке в Париже. Увидеть С-65 можно и в кино. Его использовали при проведении съемок знаменитого фильма «Трактористы».

В 1946 г. завод претерпел коренную реконструкцию. Одновременно с модернизацией оборудования начался выпуск С-80. В 1948 г., после окончательной перестройки предприятия, ЧТЗ выпускал в сутки от 20 до 25 единиц техники. В 1955 г. конструкторским бюро завода были начаты работы по созданию более мощного трактора модели С-100. В это же время не прекращалась разработка новых вариантов, которые позволили бы повысить долговечность С-80.

Модели тракторов, выпущенных ЧТЗ в период СССР, представлены следующими гусеничными:

  • С-60 (1933 г.);
  • С-65 (1937 г.);
  • С-80 (1946 г.);
  • С-100 (1956 г.);
  • ДЭТ-250 (1957 г.);
  • Т-100М (1963 г.);
  • Т-130 (1969 г.);
  • Т-800 (1983 г.);
  • Т-170 (1988 г.);
  • ДЭТ 250М2 (19789 г.);
  • Т-10 (1990 г.).

Другие предприятия

Конечно, в статье перечислены далеко не все заводы, которые выпускали трактора СССР и продолжают свою деятельность после его распада. Это такие предприятия, как:

  • Алтайское (Барнаул);
  • Онежское (Петрозаводск);
  • Узбекское (Ташкент);
  • Кировское (Петербург);
  • Павлодарское (Казахстан).

Находятся тракторные заводы в Москве и в Брянске, Липецке и Коломне, а также в других городах.

С 1991 г. в производстве этой техники началась новая эра. Если до этого периода все тракторные предприятия относились к одному министерству, то в настоящий момент многие из них стали находиться на территории новых государств. Кроме того, большинство заводов перешло в частные руки. Хочется верить в то, что история тракторостроения России и далее будет иметь достойное продолжение.

Гусеничный трактор ДТ-75, который выпускали на Волгоградском тракторном заводе с 1963 года, стал в свое время самым массовым в СССР. Настоящую популярность и народную любовь он завоевал благодаря своей функциональности, простоте в обслуживании и ремонте, невысокой стоимости по сравнению с другими тракторами такого же класса.

Базовая модель трактора представляла собой удивительно вариативную основу для творчества инженеров-конструкторов. Прислушиваясь к потребностям работников села, конструкторы изобретали все новые модификации трактора ДТ-75 - для работы в специфических условиях (на болотах, на склонах и т. д.).

Механизаторы ценили и ценят трактор ДТ-75 за добротность и простоту. «Простой, как лопата», - так любовно называют его. И это настоящий комплимент, потому что для работника села простота означает удобство, экономию времени, возможность самостоятельно сделать ремонт.

Трактор ДТ-75, предназначенный для универсальных сельскохозяйственных работ, принадлежит к третьему тяговому классу. Удачное сочетание эксплуатационных качеств (универсальность, простота, ремонтопригодность, экономичность) сделало эту машину невероятно популярной в Советском Союзе, а мощный потенциал, заложенный в конструкторском решении, позволил создать на основе первой модели множество модификаций. Очередная модернизированная модель сошла с конвейера в 2009 году. Изменились и внешний вид, и основные узлы (ДВС, КПП, трансмиссия), и ряд других деталей.

Вначале был ДТ-56

В конце 1950-х годов советское правительство задумалось о необходимости выпуска новой, прогрессивной, соответствующей времени и требованиям сельского хозяйства модели гусеничного трактора. Выполнение задачи было поручено СТЗ.

Планировалось, что к 30-й годовщине завода (в 1960 году) уже будет разработана конструкция, выпущены опытные образцы нового трактора, проведены государственные испытания. И работа закипела! Но разработанная в 1957-1958 годах модель трактора ДТ-56 испытания не выдержала, для серийного производства трактор рекомендован не был.

Дорогу ДТ-75!

Следующая попытка, модель ДТ-75, разработанная коллективом конструкторов под руководством Михаила Александровича Шарова, оказалась удачной. 16 июля 1959 года сборка двух образцов новой машины была закончена, технико-экономический совет Сталинградского совнархоза рассмотрел проект и рекомендовал трактор ДТ-75 к массовому производству в случае успешных испытаний.

В конце 1959 года и в первом квартале 1960-го завод изготовил 22 трактора ДТ-75, из которых 17 были направлены на государственные испытания. За сезон тракторы отработали по 1500-2000 часов под нагрузкой. Данные испытаний говорили о неоспоримых преимуществах новой модели по сравнению с предшественником.

Трактор ДТ-75 был на 300 кг легче, скорость его движения возросла на 35-47%, а производительность увеличилась на 28-38%. По основным техническим показателям ДТ-75 превосходил лучшие зарубежные гусеничные тракторы.

Долгий путь на пашню и триумф

В 1960 году правительство решило поставить гусеничный трактор ДТ-75 на производство на ВгТЗ. Потребовалась реконструкция завода и время для подготовки необходимых мощностей и оборудования. Пока производство готовили к новой модели, стали выпускать переходный вариант - трактор ДТ-54В. Его конструкция позволяла, не прекращая производство, заменить кабину, гидросистему, подвеску и другие узлы новыми и максимально приблизить конструкцию к трактору ДТ-75.

В конце июля 1962 года на полях Саратовской, Ростовской, Волгоградской областей и Ставропольского края прошел первый эшелон тракторов новой марки. Окончательный переход к выпуску тракторов ДТ-75 произошел 30 декабря 1963 года. В этот день с конвейера торжественно сошел трактор с алым вымпелом: «Последний трактор ДТ-54», а следом за ним - новый трактор красного цвета с вымпелом: «Первенец сборки на главном конвейере». Так началась история легендарного ДТ-75.

Темпы выпуска нового трактора стремительно увеличивались. Уже на десятом месяце производства тракторов ДТ-75 был достигнут уровень выпуска старых машин, развивавшийся на протяжении 14 лет. На базе тракторного завода появились новые предприятия: завод пусковых двигателей - в Михайловке, моторный - в Разгуляевке, запасных частей - в Котельниково и Фролово, инструментальный - в Волгограде.

С 1965 года тракторы ДТ-75 стали поставлять на экспорт, что поднимало авторитет советского тракторостроения и содействовало развитию сельского хозяйства дружественных стран. Поставки велись в Польшу, Болгарию, Югославию, Чехословакию, Кубу и ряд африканских стран.

Базовая модель ДТ-75

Первоначально трактор был оборудован цельнометаллической кабиной закрытого автомобильного типа, унифицированной с кабиной автомобиля ГАЗ-51. Сиденье регулировалось по массе и росту водителя. У современного трактора ДТ-75 также полностью герметичная кабина, защищенная от вибрации и грохота. Предусмотрен воздухопровод для обогрева и вентилятор для охлаждения воздуха.

Первоначально на тракторе устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель СМД-14 жидкостного охлаждения Харьковского моторного завода «Серп и молот». Со всех сторон двигатель был закрыт капотом от влаги и грязи.

Коробка передач механическая, четырехходовая, имеет семь передач и задний ход. В задний мост встроен планетарный поворотный механизм, а вся конструкция вместе с коробкой собрана в едином литом корпусе, что дало возможность сделать более жесткий каркас и обеспечить трансмиссии работу в более чистых условиях.

В трансмиссию введен специальный механизм - преобразователь крутящего момента, благодаря которому облегчается трогание трактора с места и появляется возможность преодолевать временные дополнительные сопротивления за счет понижения скорости без остановки трактора.

«Конструкционный код»

Первые тракторы ДТ-75 сейчас выглядят мастодонтами, антикварными редкостями. Однако заслуга конструкторов в том, что им удалось при разработке трактора создать некий «конструкционный код», который обеспечил семейству тракторов ДТ-75 такую долгую жизнь и задал направление всем последующим модификациям.

Главная идея, заложенная в разработку первой модели ДТ-75, - создать простую, ремонтопригодную, экономичную сельскохозяйственную машину. Это удалось. За время производства трактор ДТ-75 неоднократно поменял дизайн, был дополнен новым функционалом и выполнен во многих модификациях. Однако основные технические решения, примененные еще в 1963 году, до сих пор остаются актуальными.

По болотам и по взгорьям...

На основе базовой модели в 1964 году были изготовлены модификации трактора ДТ-75, приспособленные для работы в особых условиях: ДТ-75Б (болотоходный) и ДТ-75К (крутосклонный). Особенности конструкции болотоходного трактора - увеличенная опорная поверхность гусеничных цепей и возможность опускать направляющие колеса. Так удалось достичь повышенной проходимости по топким участкам (в СССР трактор был востребован в Прибалтике).

Крутосклонный трактор с возможностью работы на склонах крутизной до 20 градусов совершил настоящую революцию в горном земледелии! Благодаря дублированному управлению и двум механизмам навески (впереди и сзади) он мог работать без разворотов в конце участка, обрабатывая землю поперек склона, по горизонтали.

С помощью ДТ-75К стало возможным расширить посевные площади, возродить выбракованные пастбища, вести обработку полей любой конфигурации. И все это с небольшим расходом топлива. Такой трактор очень пригодился в Закавказье.

Очередная известная модификация - мощный энергонасыщенный скоростной трактор ДТ-75С, который работники ВгТЗ назвали «Волжанином». В нем впервые в отечественном тракторостроении применили автоматизированную гидромеханическую передачу и гидротрансформатор, что позволило избежать увеличения веса и габаритов машины. К январю 1976 года «Волжанин» успешно прошел хозяйственные и государственные испытания.

Модификации трактора ДТ-75 с топливным баком, расположенным сбоку от кабины, в народе метко прозвали «почтальон». Это тракторы ДТ-75В и его болотоходная модификация ДТ-75БВ, ДТ-75М и ДТ-75МВ, ДТ-75Н и его болотоходная модификация ДТ-75НВ, ДТ-75Д и его торфяная модификация ДТ-75ДТ, ДТ-75РМ.

Эволюция продолжается

С 1968 до 1992 года трактор производили на Павлодарском тракторном заводе, в 2009 году эстафету продолжила Волгоградская тракторная компания, созданная в результате слияния ЦОП и ЦМС ВгТЗ на мощностях предприятия Волгоградстроймаш.

С августа 2009 года выпускается новая модернизированная модель с торговым названием «АГРОМАШ 90ТГ». Изменения: фирменный окрас трактора поменялся с красного на бело-голубой с оранжевыми вставками; кабина увеличенного объема; увеличенный объем топливного бака (с 260 л до 300 л); пластиковый капот; тонированные стеклопакеты; новый экономичный и экологичный финский двигатель Sisu; более высокая эксплуатационная масса; все гидроусилители заменены на пневмоусилители; появилось дополнительное навесное оборудование - снегоочиститель и трубоукладчик.

Таким образом, качественная отечественная техника, в конструкционное решение которой изначально был заложен огромный потенциал, продолжает развиваться.

День 4 ноября 1950 года был отмечен в летописи трудовых подвигов белорусских тракторостроителей как день начала серийного выпуска тракторов КД-35.

Трактор «КД-35»

Первенец минских тракторостроителей пользовался большим и заслуженным успехом у тружеников полей. Трактора КД-35 были оснащены 4-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 37 л.с. двигатель отличался значительной экономичностью. Так, на один гектар пахоты при средних условиях он расходовал 13 кг горючего. Топливный бак трактора вмещал топлива на 10 часов бесперебойной работы. Опытные образцы машины за 10 часов вспахивали до 6 гектаров земли.
Выпускался трактор заводом недолго, всего 9 месяцев, до августа 1951 года. За это время с конвейера сошло 406 машин. Производство же дизельных и пусковых двигателей для КД-35 на заводе не прекращалось. Они поставлялись Липецкому тракторному заводу. В дальнейшем этот двигатель был применен на колесном универсальном пропашном тракторе, над которым заводские конструкторы работали уже с 1948 года.

МТЗ-1 и МТЗ-2


Универсальный колесный трактор «Беларус» предназначался для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами. Конструкция трактора была выполнена в двух модификациях: МТЗ-2 - для междурядной обработки низкостебельных культур с совпадающим следом передних и задних колес и МТЗ-1 - для обработки высокостебельных культур со сближенными передними колесами. Работа трактора предусматривалась на колесах двух вариантов: резиновых баллонах низкого давления и колесах с жестким стальным ободом со шпорами. Трактор имел независимый привод вала отбора мощности, гидравлическую систему для подъема навесных орудий, был снабжен съемным регулируемым прицепным приспособлением.
День 18 июля 1949 года стал знаменательным для всех тракторозаводцев. Из ворот экспериментального цеха вышел первый белорусский колесный трактор заводской конструкции. Опытный образец колесного трактора впоследствии стал основой для создания серийной машины МТЗ-2.
В 1949 году было выпущено 7 опытных образцов, которые подверглись длительным заводским испытаниям.
Исторической датой для коллектива завода стал 1953 год, когда 14 октября на главном конвейере закончилась сборка тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2, созданных заводскими конструкторами. Эти машины определяли всю дальнейшую специализацию завода на выпуске колесных универсально-пропашных тракторов.

КТ-12 и КТ-12А



Весной 1951 года коллектив МТЗ получил очень важное правительственное задание - освоить производство трелевочных тракторов, большую потребность в которых испытывала лесозаготовительная отрасль.
Газогенераторный трактор КТ-12 - специальная гусеничная машина, предназначенная для трелевки леса. Он появился в СССР в первые послевоенные годы. Аналогов ему не было ни в одной стране мира. Раньше трелевка осуществлялась гужевым транспортом (на лошадях), ручными или механическими лебедками. Трактор КТ-12 создали конструкторы Кировского завода в Ленинграде в содружестве с учеными Ленинградской лесотехнической академии. Трактор КТ-12 выпускался на Кировском заводе до 1951 года. Теперь следовало наладить его производство на Минском тракторном заводе. На решение всех организационных вопросов было отведено всего три месяца. Так за короткую историю своего существования МТЗ пришлось осваивать вторую (после КД-35) машину, да к тому же не своей конструкции.
15 августа 1951 года с главного конвейера тракторосборочного цеха сошла первая партия трелевочных машин КТ-12. В процессе производства трактор подвергался модернизации, направленной на повышение эксплуатационных качеств машины. За короткий срок заводские конструкторы, изменив ряд узлов и деталей увеличили гарантийный срок работы машины в 1,5 раза.

ТДТ-40



В начале 50-х годов Министерство лесной промышленности СССР констатировало, что КТ-12А со своей газогенераторной установкой не соответствует возросшим требованиям.
Учитывая недостатки трактора, министерство решило отказаться от этой машины вообще и поставило вопрос о создании вместо него нового, более надежного трелевочного трактора мощностью 60 л.с.
Проанализировав ситуацию, конструкторы и руководство МТЗ признали целесообразность создания более мощного трелевочного трактора, однако и высказали мнение: один мощный класс трактора для всех зон на всех лесоразработках будет неэкономичен. Необходимо было сконструировать трелевочный трактор средней мощности, который можно создать на базе КТ-12А, установив на нем дизельный двигатель колесного трактора «Беларус».
В 1954 году разработали конструкцию такого трактора, присвоив ему марку ТДТ-40. Трактор предназначался для вывозки хлыстов непосредственно из лесосеки. Кроме трелевки леса он был незаменим на лесоповале, на всевозможных транспортных работах в условиях бездорожья. По результатам эксплуатационных испытаний в 1955 году межведомственная комиссия констатировала, что трактор ТДТ-40 очень нужен для Министерства лесной промышленности СССР и целесообразно в короткие сроки наладить его производство. По решению Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР с мая 1956 года на МТЗ началось серийное производство дизельных тракторов ТДТ-40. К концу года их число достигло 3430. В этом же году были закончены конструкторские работы и изготовлены первые опытные дизели Д-50 для перспективного трактора. Новый двигатель превышал мощность своего предшественника на 10 л.с., был меньше по габаритам и на 350 кг легче.

ТДТ-54 и ТДТ -60



Для работы в лесных массивах Урала, Сибири и Дальнего Востока требовались более мощные трелевочные тракторы, нежели ТДТ-40. Проект такого трактора Министерство автотракторной промышленности поручило разработать конструкторам Минского тракторного завода совместно с Научно-исследовательским автотракторным институтом (НАТИ) по техническим требованиям Министерства лесной промышленности СССР. Первоначально трактору присвоили марку ТДТ-54. Для повышения производительности применили дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с. трактора ДТ-54 Харьковского тракторного завода.
После того как трелевочный трактор ТДТ-54 получил «добро» государственной комиссии на серийное производство был произведен детальный анализ каждого узла. В результате было решено провести модернизацию большинства его узлов. Помимо этого дизель Д-54 форсирован до мощности 60 л.с. и как следствие трактор получил новое наименование ТДТ-60. Четыре его опытных образца в 1956 году прошли все контрольные государственные испытания в производственных условиях в Вахтанском леспромхозе Горьковской области.
Одновременное производство двух совершенно разных по конструкции и назначению тракторов МТЗ-2 и ТДТ-40 ставило завод в трудное положение. Завод не имел возможности одновременно развивать два разных производства: по выпуску трактора МТЗ-2, крайне нужного сельскому хозяйству, и трактора ТДТ-40, в котором было заинтересовано Министерство лесной промышленности СССР.
Технико-экономические расчеты показали, что Минскому заводу необходимо специализироваться на производстве колесных универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов.
Руководство завода внесло в министерство предложение - прекратить на МТЗ выпуск трактора ТДТ-40, передав его заводу в Карелии, а разработанную модель ТДТ-60 - Алтайскому тракторному заводу. Постановлением правительства СССР от 30 января 1956 года для производства тракторов ТДТ-40 Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР был передан Онежский машиностроительный завод в Петрозаводске. До этого он находился в ведении Министерства лесной промышленности СССР. В 1957 году, без прекращения производства ТДТ-40 на МТЗ, началось освоение трактора на Онежском тракторном заводе. Всего до 1958 года МТЗ выпустил 12977 тракторов ТДТ-40. В 1957 году трактор ТДТ-60 поставили на серийное производство на Алтайском тракторном заводе. На этом закончилась история трелевочных тракторов на МТЗ, где в течение 7 лет они выпускались параллельно с колесными.

МТЗ-5



Шло время, а вместе с ним росли требования к выпускаемому трактору МТЗ-2. У него была низкая транспортная скорость (13км/ч), недостаточное число передач. Трактор стал отставать по показателям топливной экономичности и материалоемкости. Требовалось повысить надежность и ресурс машины. Обобщив опыт эксплуатации тракторов МТЗ-2, учитывая состояние и уровень тракторостроения, коллектив конструкторов завода в 1955-1956 гг. провел работы по коренной модернизации машины. Это позволило не только устранить имеющиеся недостатки, но и расширить область применения машины, улучшить технико-экономические показатели. Так появились новые модели трактора «Беларус»: МТЗ-5 (образец 1956 года). МТЗ-5М и МТЗ-5Л (образцы 1957 года). МТЗ-5, обладая большой универсальностью, имел независимый привод вала отбора мощности, более мощный и экономичный двигатель, гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами.
МТЗ-5С


В 1959 году, после проведенных конструкторских доработок началось производство тракторов МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС. Буква «С» в обозначении означала «скоростной». Мощность двигателя повысили до 48 л.с. (вместо 45) за счет увеличения числа оборотов до 1600 об/мин (вместо 1500). Диапазон рабочих скоростей установили в пределах 5-10 км/ч. Число рабочих передач в коробке передач увеличили с четырех до пяти. В остальном принципиальных отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Производство скоростных машин началось в 1959 году.

МТЗ-7



В 1958 году была доработана конструкция, изготовлены опытные образцы, проведены испытания и выданы в подготовку производства чертежи на трактор МТЗ-7 повышенной проходимости с четырьмя ведущими колесами. Первая конструкция трактора была разработана с применением переднего ведущего моста с военного легкового автомобиля-вездехода ГАЗ-67, не имела регулируемой ширины колеи передних колес и поэтому не обеспечивала выполнения пропашных работ. Из-за недостаточной прочности моста ГАЗ-67 трактор не выдержал испытаний. Решить проблему удалось после того как на трактор установили ведущий мост автомобиля ГАЗ-63. Было начато производство кабины для тракторов Беларус. Конструкция съемной кабины позволяла использовать ее на тракторе полностью в закрытом виде и в виде тента. С применением такой кабины значительно улучшились условия труда тракториста.

МТЗ-7М



В 1959 году тракторы МТЗ-7М, МТЗ-7МС и МТЗ-7ЛС поставили на серийное производство, правда ненадолго, так как основная цель состояла в том, чтобы больше получить сведений, насколько хороши тракторы с четырьмя ведущими колесами в различных климатических и почвенных условиях. В этом же году завод изготовил 169 тракторов, а в 1960-м - 1277.
Всего было выпущено 279 тракторов МТЗ-7. Их производство было прекращено в 1961 году.

МТЗ-50



До 1959 года МТЗ располагал мощностями на выпуск только 18000 колесных тракторов типа МТЗ-2, 6000 гусеничных трелевочных тракторов ТДТ-40 и 40000 двигателей Д-40.
Еще шел серийный выпуск тракторов МТЗ-5, МТЗ-5М, МТЗ-5Л, проводились работы по их модернизации, а в 1956 году конструктора в основном спроектировали новый дизельный двигатель для будущего трактора МТЗ-50. К созданию нового перспективного пропашного трактора проявляли большой интерес не только на заводе, но и в стране. Технический проект трактора был завершен в 1957 году и одобрен в Головном научном автотракторном институте.
В 1958 году экспериментальный цех выпустил несколько опытных образцов трактора. По результатам испытаний научно-технический совет ВО «Союзсельхозтехника» рекомендовал колесный универсально-пропашной трактор класса 1,4 «Беларус» МТЗ-50 к серийному производству. Трактор МТЗ-50 был оснащен дизельным двигателем мощностью 55 л.с., вес машины снижен более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора была установлена 9-скоростная коробка передач, обеспечивающая диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч.

МТЗ-52



В 1959 году по результатам государственных испытаний была доработана конструкция трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами - МТЗ-52. благодаря меньшим потерям на буксование топливная экономичность трактора МТЗ-52 на всех рабочих пределах выше, чем трактора МТЗ-50.
14 ноября 1959 года Совет Министров СССР издал постановление «Об организации специализированного производства колесных тракторов, мотоциклов и двигателей к ним на предприятиях БССР». Один из пунктов документа констатировал:
2. Обязать Совет Министров БССР обеспечить:
в) производство тракторов «Беларус» МТЗ-50 начиная с 1961 года и тракторов МТЗ-52 начиная с 1962 года с доведением в 1965 году выпуска тракторов указанных марок до 75000 штук в год.
Совет народного хозяйства БССР своим решением от 19 декабря 1961 года постановил:
3. Для безостановочного перехода на новую модель трактора предусмотреть поэтапное внедрение трактора МТЗ-50, для чего: - утвердить для производства на МТЗ на 1961-1962 годы трактор переходной модели МТЗ-50 ПЛ на шасси трактора МТЗ-50 с серийным двигателем Д-48 ПЛ, форсированным до мощности 50 л.с. - выпуск тракторов МТЗ-50 с двигателем Д-50 начать с IV квартала 1962 года.
1960 год. Завод находится в стадии реконструкции. В цехах устанавливалось новое оборудование, заменялось устаревшее. Была проведена доработка конструкции трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 коллективом конструкторов завода была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами МТЗ-52. Эта машина дополнила базовую модель, расширила область ее применения на сельскохозяйственных и транспортных работах, особенно в условиях повышенной влажности почвы.

МТЗ-50Х



В 1963 году была завершена разработка конструкции и выпущены опытные образцы трактора МТЗ-50 хлопководческого. Трактор предназначен для возделывания и уборки хлопчатника в четырехрядной системе машин с междурядьем 90 см. трактор МТЗ-50Х принципиально отличался от трактора МТЗ-50 конструкцией передней оси - он имел одно направляющее колесо. Был также изменен узел конечных передач с дополнительными редукторами. Все необходимые испытания трактора закончили в 1966 году, после чего началась подготовка к его серийному производству заводскими службами. Производство трактора МТЗ-50Х продолжалось восемь лет: с 1969 года по 1977 год. Затем производство было передано Ташкентскому тракторному заводу.
На базе трактора МТЗ-50 были созданы три гусеничные модификации, причем узловая унификация с трактором МТЗ-50 составляла более 62%. Гусеничные модификации были унифицированы на 95-98 %. В 1967 году был запущен в производство вариант гусеничного трактора Т-54В в двух модификациях: Т-54В-С1 с шириной колеи 950 мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,8 м и более и Т-54В-С2 - с шириной колеи 85- мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,5 м.
В 1968 году началось производство трактора Т-54Л.

МТЗ-80



В 1966 году вышло Постановление Совета Министров СССР №606 о создании универсально-пропашного трактора мощностью 75-80 л.с. тягового класса 1,4. такой трактор конструкторы создали путем модернизации трактора МТЗ-50, присвоив ему марку МТЗ-80/82. В конструкцию этого трактора кроме повышения мощности серийного двигателя было внесено значительное количество усовершенствований.
В 1972 году завершились государственные испытания трактора МТЗ-80/80Л (с электрострартерным запуском и пусковым двигателем). Испытания показали, что количество агрегатируемых с трактором машин и орудий увеличилось до 230 наименований. Высокая скорость (до 35 км/ч) дала возможность более рационально использовать трактор на транспортных работах.
В 1974 году завод приступил к серийному выпуску МТЗ-80. Трактор был задуман как базовый с учетом разработки на нем нового семейства унифицированных энергонасыщенных тракторов как колесных, так и гусеничных. Основными отличиями трактора МТЗ-80 от трактора МТЗ-50 были следующие:
В коробке передач был установлен понижающий редуктор, удваивающий число передач - 18 передач переднего и 4 передачи заднего хода;
В муфту сцепления были введены демпфирующие пружины, была изменена конструкция маховика - он стал плоским, что улучшило вентиляцию всего отсека муфты и очистку полости от продуктов износа трущихся поверхностей;
Введен ходоуменьшитель - шестеренный редуктор, обеспечивающий расширение скоростного диапазона трактора. Его применение позволило трактору двигаться со скоростями до 1,3 км/ч;
Претерпела изменение и автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. Теперь блокировка могла осуществляться на ходу трактора;
Изменение конструкции привода заднего ВОМ позволило получить две частоты вращения вместо одной;
Модернизирована и гидронавесная система. Она оснащена гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ), силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность системы повышена до 2000 кг (вместо 1500) за счет повышения давления в системе со 130 до 160 кг/см2;
Модернизацией двигателя занимался Минский моторный завод. Двигатель имел две модификации с запуском от электростартера. Частота вращения коленчатого вала была поднята до 2200 об/мин.

МТЗ-82



МТЗ-82 практически идентичен 80-му, но имеет полный привод, как и МТЗ-52. Опыт эксплуатации МТЗ-80 в различных регионах страны выявил необходимость создания модификаций этой машины, предназначенной для определенного комплекса сельскохозяйственных и других работ. Наиболее популярными модификациями трактора МТЗ-82 были: рисоводческий МТЗ-82Р, низкоклиренсный МТЗ-82Н, крутосклонный МТЗ-82К.

МТЗ-100, МТЗ-102



МТЗ-100, МТЗ-102 идентичны тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82, но на них установлен более мощный дизельный двигатель с турбонаддувом. Сейчас, по моему, сняты с производства и заменены более современными моделями.

Трактора!

Трактора и тракторная техника!

Трактор - это самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, дорожно-строительных, землеройных, транспортных и других работ в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами, механизмами и приспособлениями.

Слово «трактор» происходит от английского слово «track». Трак - это основной элемент, из которого собирается гусеница.

История появления трактора.

Изобретатели трактора.

Первые машины подобные тракторам стали появляться в 19-ом веке, и были паровыми.

Первым паровым гусеничным трактором в мире можно считать изобретение англичанина Джона Гиткота.

В 1832 году Джон Гиткот получил патент, а в 1837 году построил машину с паровым двигателем для вспахивания и осушения английских болот.

В 1850 году английский изобретатель Уильям Говард начал использовать локомобиль для пахоты сельскохозяйственных земель.

В 1858 году американец W. P. Miller изобрел и построил гусеничный трактор, с которым, в 1858 году, участвовал в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл, Калифорния США, и получил премию за оригинальное изобретение (патент от 1859 г. US N23853 Warren P.Miller).

В 1892 году Джон Фролих из округа Клейтон, штата Айова, США изобрел, запатентовал и построил первый трактор, работающий на нефтепродуктах.

Но все эти изобретения большого дальнейшего развития не получили.

Первой признанной практической гусеничной машиной, несмотря на свои габариты, стал Lombard Steam Log Hauler изобретателя Alvin Orlando Lombard в 1901 году.

На фотографии гусеничный трактор - Lombard Steam Log Hauler. 1901.

Изобретатели трактора в России.

В России первая заявка на «экипаж с подвижными колеями», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русским крестьянином, впоследствии штабс-капитаном русской армии, Дмитрием Загряжским. Вот как Дмитрий Загряжский описал своё изобретение:

«Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 года).

Первый русский паровой гусеничный трактор был построен уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым.

В 1879 году Федор Блинов получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Постройка прототипа была завершена Блиновым в 1888 году.

Готовой паровой машины малых габаритов ещё не существовало, и Фёдор Блинов сам собрал её из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково парохода. Затем он изготовил такую же вторую машину. Обе они делали по сорок оборотов в минуту. Каждая из них управлялась раздельно. Скорость движения трактора соответствовала скорости движения быков - три версты в час. Таким образом, устройство приводилось в действие двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая.

Федор Блинов продемонстрировал свой вагон с бесконечными рельсами в 1889 году в Саратове, и в 1897 году на Нижегородской ярмарке.

Однако трактор Блинова, также как и другие трактора с паровым двигателем, так же не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, и дальше прототипа тракторов в Российской империи дело не пошло.

Трактора с двигателем внутреннего сгорания.

В 1896 году Чарльз В. Харт и Чарльз Парр разработали двухцилиндровый бензиновый двигатель. К 1903 году их фирма построила 15 тракторов с бензиновым двигателем.

Первым практически пригодным был трехколесный трактор «IVEL» Дэна Элборна 1902 года. Трактор «IVEL» был легкой и мощной машиной, которую можно было использовать для сельмкохозяйственных и других работ. Таких тракторов было собрано около 500.

На фотографии колесный трактор IVEL.

Трактор! Неутомимый труженик!

С начала 20-го века, тракторная техника стал играть большую роль в сельском хозяйстве многих стран. Трактора стали выпускать массово, выпускались новые более совершенные модели.

В течение 10-15 лет, в США и Западной Европе, трактор взял на себя приблизительно 80-90% всех пахотных работ в фермерских хозяйствах.

Помимо этого тракторный двигатель использовался для приведения в действие различных сельскохозяйственных машин (для этого он снабжался специальным шкивом). К нему могли подключаться молотилки, косилки, мельницы, лесопилки, маслобойки, соломорезки и другие вспомогательные механизмы.

Трактор также взял на себя более половины работ, связанных с уборкой урожая. В дальнейшем благодаря созданию различных прицепных машин сфера применения трактора расширилась в несколько раз.

Развитие тракторостроения в России.

В России важность тракторов для страны и её хозяйства оценило только Советское правительство, практически сразу после революции 1917 года.

Несмотря на трудные для Страны Советов годы иностранной интервенции, начиная с 1918 года, по указанию В. И. Ленина начинает осуществляться подготовка производства для выпуска тракторов.

В 1919 году изобретатель Я. В. Мамин создал трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт.

На фотографии трактор «Гном». 1919.

Производство тракторов было признано настолько важным, что по этому вопросу был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 года о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности.

В 1922 году начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е. Д. Львова.

На фотографии трактор «Коломенец-1». 1922.

В 1922-1923 годах создается трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера.

На фотографии трактор «Запорожец». 1923.

В 1924 году на Харьковском паровозостроительном заводе начал выпускаться гусеничный трактор «Коммунар» (копия германского трактора Hanomag WD Z 50).

На фотографии трактор «Коммунар».

В 1924 году также налаживается производство тракторов «Карлик» конструкции Я. В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с), в двух вариантах: трактор «Карлик-1» (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения 3-4 км/ч) и «Карлик-2» (четырёхколёсный, с одной передачей и реверсом).

На фотографии трактор «Карлик-1». 1924.

С 1924 по 1932 годы Ленинградский завод «Красный путиловец» освоил и выпустил около 50 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец», а с 1934 года на этом заводе стал выпускаться трактор «Универсал» (копия трактора Farmall F-20 американской фирмы International Harvester) с керосиновым двигателем и металлическими колесами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.

На фотографии трактор «Фордзон-Путиловец». 1924.

На фотографии трактор «Универсал». 1934.

Первые советские тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», «Коммунар» выпускались относительно небольшими партиями, но они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли в историю отечественного тракторостроения.

Дальнейшее развитие страны требовало большого количества тракторной техники, в связи с этим было принято решение о строительстве крупных специализированных тракторных заводов.

Используя полученную от продажи зерна валюту, с помощью американских и европейских инженеров и поставок оборудования нескольких сотен иностранных компаний, были построены: в 1930 году Сталинградский тракторный завод (выпускал тракторы СТЗ-15/30 (McCormick Deering 15-30, фирма International Harvester), в 1931 году Харьковский тракторный завод в (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), в 1933 году Челябинский тракторный завод (выпускал гусеничные тракторы С-60 (Caterpillar Sixty).

На фотографии трактор СТЗ-15/30. 1930.

На фотографии трактор ХТЗ. 1931.

На фотографии трактор С-60. 1933.

За десять предвоенных лет советская отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тысяч тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40 % их мирового производства.

В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод.

В послевоенные годы в СССР были построены тракторные заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре.

Первая новая послевоенная модель колесного трактора - ХТЗ-7 - появилась в 1950 году.

Этот малогабаритный трактор был принят к производству одновременно на Харьковском тракторном и на Харьковском тракторосборочном заводах. Машина эксплуатационной массой 1,4 т оснащалась бензиновым двигателем мощностью 12 л.с.

Максимальная скорость достигала 12,7 км/ч. От довоенных моделей этот трактор отличался более комфортными условиями труда тракториста - ему полагалось мягкое сиденье со спинкой. Колеса имели пневмошины. Кабина была открытой. На тракторе применялась гидравлическая навесная система.

На фотографии трактор ХТЗ-7.

Дальнейшее развитие конструкция трактора ХТЗ-7 получила в моделях ДТ-14 и ДТ-20, выпускавшихся Харьковским тракторным заводом в 1956-1958 и в 1958-1969 годах соответственно. Трактор ДТ-14 отличался от своего предшественника главным образом одноцилиндровым дизельным мотором водяного охлаждения мощностью 14 л.с. На ДТ-20 массой 1,5 т стоял уже 20-сильный одноцилиндровый дизель. ДТ-14 представлял собой переходную версию и выпускался недолго. Зато ДТ-20 за время своего производства был растиражирован в количестве около 250 тыс. единиц. В числе строительных и дорожных «профессий» у ДТ-14 также значился бульдозер «задом наперед» и подметальная щетка.

В начале 1950-х годов, в СССР началось массовое производство колесных тракторов Беларусь.

Работу над первенцем - универсально-пропашным трактором МТЗ-2 - конструкторы Минского тракторного завода начали в 1948 году по техзаданию Минсельхоза СССР, а уже в 1949 году был готов первый опытный образец.

После всесторонних испытаний опытных образцов в 1953 году началось серийное производство тракторов МТЗ-2. Первая белорусская машина весила 3,25 т, комплектовалась 4-цилиндровым дизелем Д-36 мощностью 37 л.с. и 5-ступенчатой КПП, максимальная скорость достигала 13 км/ч. МТЗ-2 оснащался пневматическими шинами. Кабина отсутствовала.

На фотографии трактор Беларусь МТЗ-2.

На минском тракторном заводе с самого начала шла непрерывная работа по улучшению конструкции выпускаемых тракторов.

В 1956 году появился трактор МТЗ-5, на котором применялся 40-сильный мотор Д-40К.

В 1958 году было выпущено несколько опытных образцов нового трактора Беларусь МТЗ-50, по результатам испытаний которых его рекомендовали к серийному производству.

Трактор МТЗ-50 оснащался 50-сильным двигателем, эксплуатационная масса машины была снижена более чем на 100 кг. В трансмиссии устанавливалась 9-скоростная КПП, обеспечивающая диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч. Трактор получил металлическую кабину, изменился также его дизайн.

На фотографии трактор Беларусь МТЗ-50.

Выпуск тракторов Беларусь осуществлялся одновременно на двух заводах - Минском тракторном и Южном машиностроительном - начиная с 1953 года. Производство на ЮМЗ год от года шло по нарастающей, к 1961 году годовой выпуск превысил 35 тыс. тракторов. В 1959 году с конвейера ЮМЗ сошел 100-тысячный трактор. Объемы производства на МТЗ еще более впечатляли: в 1961 году был собран 200-тысячный трактор, а 2 года спустя -300-тысячный.

С появлением первых тракторов Беларусь заводы - изготовители строительной и дорожной техники приступили к выпуску различных спецмашин на их базе. Причем год от года, от модели к модели номенклатура строительных и дорожных машин становилась все шире. Так, на базе МТЗ-2 был создан первый в СССР гидравлический экскаватор с жесткой подвеской стрелы. На его шасси также выпускались бульдозеры, траншейные экскаваторы, буровые машины, планировщики, кирковщики, плужные снегоочистители, подметальные щетки. Тракторы семейства МТЗ-5 были дополнены новыми видами оборудования: бурильно-крановым, снегоочистительным - фрезерно-роторным и плужно-щеточным, погрузочным. Весь этот шлейф оборудования перешел и на очередную модель МТЗ-50/МТЗ-52. Однако самым распространенным видом оборудования на тракторах Беларусь было экскаваторное.

В периоде 1950-1960-х годов, появилось и новое поколение владимирских тракторов.

В 1956 году на ВТЗ взамен трактора Универсал на конвейер встала модель ДТ-24. Эта машина комплектовалась 2-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 24 л.с, ее масса составляла 2,59 т. Максимальная скорость достигала 19 км/ч.

В 1958 году на конвейер встал другой трактор - ДТ-28 Владимирец. ДТ-28 стал менее металлоемким, и мотор он получил более мощный - 28-сильный 2-цилиндровый дизель. Скорость трактора возросла до 25 км/ч.

С 1961 года Владимирский завод более чем 10 лет изготовлял исключительно хлопководческие тракторы. За все время производства на ВТЗ было собрано около 50 тысяч тракторов ДТ-24 и 82,5 тысяч тракторов ДТ-28.

На фотографии трактор ДТ-24.

Во второй половине 1950-х годов Харьковский тракторосборочный завод (впоследствии - Харьковский завод тракторных самоходных шасси, ХЗТСШ) приступает к производству малогабаритных тракторных шасси оригинальной компоновки - передняя часть машины представляла собой трубчатую раму, за ней располагалась кабина, двигатель стоял сзади. Первая модель - ДСШ-14 - увидела свет в 1956 году. На ней применялся 14-сильный дизельный мотор, унифицированный с двигателем трактора ДТ-14. Эксплуатационная масса трактора составляла 1,67 т. 6-скоростная КПП обеспечивала максимальную скорость 13,7 км/ч. На трактор могла устанавливаться самосвальная платформа. Кабина была открытой.

На фотографии трактор ДСШ-14.

Два года спустя завод переходит к выпуску усовершенствованного трактора ДВСШ-16. Масса трактора была снижена на 200 кг, скорость возросла до 17,2 км/ч. Дальнейшие конструктивные изменения привели к появлению в 1961 году модели Т-16. На этом тракторе применялся 2-цилиндровый дизель Д-16 мощностью 16 л.с. Максимальная скорость достигала 19,6 км/ч. Грузоподъемность платформы равнялась 750 кг. Эксплуатационная масса уменьшилась до 1,43 т.

На фотографии трактор ДВСШ-16.

В начале 1960-х годов появились трактора новой генерации сразу на трех предприятиях - на Липецком и Харьковском тракторных заводах, а также на ленинградском Кировском заводе.

Перед Липецким тракторным заводом, выпускавшим в ту пору гусеничные тракторы, была поставлена задача по освоению производства колесных машин. В 1958 году конструкторы создали трактор Т-25, который после доводки получил обозначение Т-30 и в 1960 году был принят к серийному производству. На базе этого трактора была создана более мощная модель Т-35. Однако в массовое производство в 1961 году пошел трактор Т-40, представлявший собой дальнейшее развитие конструкции тракторов Т-30 и Т-35. Наряду с тракторами Беларусь липецкий Т-40 стал еще одним бестселлером в отечественном тракторостроении: за весь период производства - с 1961-го по 1995 год - было изготовлено около 1,2 млн. тракторов Т-40 разных модификаций. Трактор Т-40 эксплуатационной массой 2,75 т комплектовался 4-цилиндровым дизельным двигателем воздушного охлаждения Д-37М, развивавшим мощность 40 л.с. 7-ступенчатая КПП позволяла работать в скоростном диапазоне от 1,62 до 26,7 км/ч. Т-40 имел закрытую металлическую кабину.

На фотографии трактор Т-40.

В 1960-х Харьковский тракторный завод создал принципиально новую модель трактора Т-125. Его конструкция была нетрадиционной для той поры - колеса одинакового размера, шарнирно-сочлененная рама, позволившая обходиться без традиционного рулевого механизма (поворот колес происходил за счет «складывания» рамы). На Т-125 применялся 130-сильный дизель АМ-03, трансмиссия имела 16 передач переднего хода и 4 - заднего, привод переднего моста был отключаемым. В период с 1962 по 1967 гг. трактор выпускался небольшими партиями. Около 200 увидевших свет экземпляров Т-125 проходили всесторонние испытания в условиях реальной эксплуатации.

На фотографии трактор Т-125.

Параллельно с Харьковским ТЗ работы по энергонасыщенному полноприводному трактору с сочлененной рамой велись и на ленинградском Кировском заводе.

В 1961 году в кратчайшие сроки конструкторами был разработан самый мощный на тот момент в СССР колесный трактор К-700 Кировец, а в 1962 году завод выпустил первую партию тракторов К-700.

На тракторе К-700 устанавливался 8-цилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-238НБ с турбоннаддувом мощностью 200 л.с, эксплуатационная масса равнялась 12 т. Механическая КПП обеспечивала 16 передач переднего хода и 8 - заднего. Максимальная скорость трактора достигала 30,8 км/ч при движении вперед и 27,8 км/ч - назад. Трактор оснащался просторной цельнометаллической кабиной с эффективной системой отопления и вентиляции. В 1964 году было изготовлено 1200 тракторов, к 1971 году ежегодный выпуск превысил 11-тысячный рубеж. Всего до 1975 года, когда была снята с производства первая модель Кировца, с конвейера завода сошло 105 тысяч тракторов.

На фотографии трактор К-700.

В 1966 году Харьковский ТЗ подготовил к производству малогабаритный трактор Т-25, заменивший прежнюю модель ДТ-20. Новинку отличали: 2-цилиндровый дизель воздушного охлаждения мощностью 20 л.с, увеличенное число передач в трансмиссии (8 вперед и 6 назад вместо прежних 6 и 5 соответственно), таким образом, диапазон скоростей расширился с 5-17,7 км/ч до 1,8-21,6 км/ч. Из-за новой системы охлаждения передок трактора получил облицовку без жалюзи.

Т-25 выпускали в Харькове до 1972 года, после чего его производство передали на Владимирский тракторный завод.

На фотографии трактор Т-25.

На Харьковском тракторном заводе в 1972 году запустили серийное производство скоростного энергонасыщенного трактора Т-150К, являвшегося дальнейшим развитием конструкции Т-125. На новой модели был применен 165-сильный дизель СМД-62.

На фотографии трактор Т-150К.

Вторая половина 1970-х годов и 1980-е годы для советского тракторостроения характеризуются как период текущей модернизации ранее выпускаемых моделей.

В результате огромной работы многих конструкторских коллективов, к концу 20-го века тракторная техника в России и за рубежом стала более совершенной по технологии, мощной, надежной и многообразной по целевому назначению.

Трактора разных стран и разных фирм могут отличаться дизайном, но суть их не меняется - это надежный помощник и неутомимый труженик!

Современные трактора.

Трактора и разнообразная тракторная техника самого разного назначения изменили мир вокруг нас, и сами стали важной частью этого мира.

Тема трактор: трактор колесный, трактор гусеничный, трактор универсальный, мощный трактор, купить трактор, смотреть трактора, едет трактор, купить тракторы, купить трактор б у, тракторы все подряд, тракторы по полям, купить трактор, едет трактор.