Две системы распределенного впрыска: с обратной связью и без нее

ВАЗ 2115 или пятнашка является представителем семейства моделей «Самара-2» или Lada Samara, пришедшего на смену Lada Sputnik. Эти машины начали выпускать в 1997 году в порядке опытно-экспериментального производства, а в 2000 поставили на конвейер, но в 2012 выпуск прекратили. Для автомобиля ВАЗ 2115 технические характеристики приведены в отношении кузова, салона, двигателя и ходовой части.

Место в модельном ряду

Автомобиль ВАЗ 2115 пришел на смену пятидверному седану 21099 с характерными угловатыми обводами первого поколения переднеприводных автомобилей из Тольятти. Обводы пятнашки стали мягче, машина приобрела новые кузовные панели передней части, уменьшенные фары, обновленную решетку радиатора. Средняя часть кузова, двери и крыша достались ей от модели 21099. Задняя часть кузова была обновлена - погрузочная высота багажного отделения значительно уменьшилась, крышка багажника украсилась модным антикрылом (спойлером с дублирующим стоп-сигналом).

Бамперы стали окрашивать в цвет кузова. Это увеличило внешнюю привлекательность, но многие автовладельцы жалуются на хрупкость новых бамперов. Плюсы и минусы ВАЗ 2115 специалисты оценивают по-разному: одни новые бамперы считают плюсом, другие - минусом. Экстерьер автомобиля стал менее угловатым, хотя и несколько потерял индивидуальность. Иногда, чтобы вернуть авто брутальность, используется заниженная посадка модели 2115.

В салоне появилась новая приборная европанель. Рулевая колонка стала регулируемой, это улучшило эргономику рабочего места водителя. Значительно была усовершенствована система отопления салона. Зимой в машине стало заметно теплее, чем в предшественнице.

Двигатель и другие агрегаты перешли на 15 модель прямиком от ВАЗ 21099.

Кузов и салон пятнашки

Салон пятиместный, сиденья располагаются в два ряда. Но в оформлении салона автомобиля «Лада 2115» многое изменилось. Появились электрические стеклоподъемники в передних дверях, а в люксовой комплектации - электрический подогрев передних сидений.

Революционные изменения произошли и на панели приборов. Появилась система контроля исправности многих систем автомобиля (упрощенный прототип бортового компьютера). Система позволяет следить за работоспособностью световых приборов автомобиля, уровнем масла в системе смазки, контролировать износ тормозных колодок, уровень охлаждающей жидкости, отслеживать токсичность выхлопных газов и даже следить за наличием незамерзайки в бачке омывателя. Система индикации была несовершенна, но сам факт, что в автомобиле есть такое устройство, уже имел большое значение.

Основные параметры машины

Получается, что по длине пятнадцатая несколько (на 12,5 см) длиннее девяносто девятой. Но по неподтвержденным производителем данным, краш-тест ВАЗ 2115 проиграл модели 21099.

Двигатель и ходовая часть

Технические характеристики автомобилей ВАЗ 2115 и 21099 во многом идентичны, так как многие элементы конструкции и агрегаты просто совпадают. Базовая модификация ВАЗ 21150 оснащалась мотором с рабочим объемом 1499 кубических см. Двигатель четырехцилиндровый, рядный, с распределенным впрыском, с двумя клапанами на цилиндр. Расположен спереди, поперечно, потребляет топливо марки АИ-92. Объем топливного бака - 43 л. Мотор развивает предельную мощность в 78 лошадиных сил при 5400 об/мин, а максимальный крутящий момент в 116 Нм при 3000 об/мин.

Максимальная скорость ВАЗ 2115 составляет 155 км/ч, и он разгоняется до сотни за 14 секунд, когда его снаряженная масса составляет 985 кг. Мотор довольно экономичен для своего объема: на 100 км по трассе уходит 5,7 л бензина, а в городском цикле - 7,3. Наряду с версией ВАЗ 2115 инжектор существует и менее популярная - ВАЗ 2115 карбюратор. Также есть и 16-клапанная версия двигателя.

Автомобиль ВАЗ 2115 Samara-2 переднеприводный, оснащен механической пятиступенчатой коробкой передач. Передняя подвеска независимая типа McPherson, задняя - продольный рычаг с винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами. Задние тормоза - барабанные, а передние - дисковые (как обычно у моделей Волжского автозавода).

h2>Модификации автомобиля ВАЗ 2115

С 1997 по 2012 год выпускались различные модификации ВАЗ 2115. Всего было выпущено шесть модификаций:

  • 2115 с двигателем 1,5 л на 76 л.с;
  • 21150 с двигателем 1,5 л на 68 л.с.;
  • 2115-20 с двигателем 1,5 л на 78 л.с.;
  • 2115-91 с двигателем 1,3 л на 135 л.с.;
  • 2115-40 с двигателем 1,6 л на 81 л.с.;
  • 21154 с двигателем 1,6 л на 80 л.с.

Из этих шести модификаций ВАЗ 2115 технические характеристики пяти из них весьма близки. Параметры мощности лежат в пределах от 68 (ВАЗ 21150) до 81 (ВАЗ 2115-40) лошадиных сил. По параметрам максимальной скорости и расходу топлива они также не отличаются слишком значительно.

А вот одна модификация (ВАЗ 2115-91) стоит особняком. При самом маленьком объеме двигателя (1,3 л) она имеет наибольшую мощность (135 лошадиных сил). Дело в том, что эта модификация оснащена мотором особого типа. Это роторный двигатель Ванкеля или роторно-поршневой. Он разработан в середине 20-го века немецкими изобретателями Ванкелем и Фройдом. Мотор использует ротор треугольного сечения, расположенный внутри цилиндра сложного профиля, сечение которого имеет форму эпитрохоиды, специальной кривой, обеспечивающей плотной прилегание ребер ротора к стенкам цилиндра.

Роторно-поршневой двигатель преобразует энергию, возникающую при сгорании топливно-воздушной смеси обычного автомобильного бензина и атмосферного воздуха, непосредственно во вращение выходного вала. Это обстоятельство обеспечивает простоту устройства двигателя Ванкеля. В нем отсутствует коленчатый вал, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Номенклатура деталей этого двигателя включает всего несколько десятков наименований, в то время как обычный мотор состоит из нескольких сотен деталей. Это отражается и на том, сколько весит мотор Ванкеля при той же мощности.

Такая конструкция позволяет добиться небывалой компактности и беспрецедентной удельной мощности. Это можно испытать, если записаться на тест драйв ВАЗ 2115 с таким двигателем. Полицейский автомобиль в стандартном кузове ВАЗ 2115, оборудованный двигателем Ванкеля, с легкостью догоняет любого нарушителя.

Маленький ресурс двигателей этого типа ограничил их применение. Но в специальных случаях ВАЗ 2115-91 - отличное решение.

Пару лет назад встал вопрос о приобретении авто. Я студент, хоть и работаю, но как и всем остальным студентам денег не хватало, конечно же. Ездил на тот момент на заряженной 2106. Ее делал товарищ из Самары, машина оставляла позади такие авто, как ланцер 9 поколения, а про приоры и калины и речи быть не может. Но пришло время ту машину продавать по причине ее частых поломок. И тут родственники предложили "по блату" забрать их 2115 с Москвы, 2006 года выпуска. Блат заключался в цене машины всего в 100 тыс. руб. На тот момент такие авто стоили порядка 150-170 т.р. Я не задумываясь занял недостающую сумму и приобрел 15-ку. После шахи 15-ка показалась довольно комфортной и удобной машиной, радости не было предела. Пробег на момент покупки составлял 60 тыс.км. Положенное ТО никто не делал на ней, поэтому забрав машину сразу же вкинул некоторую сумму денег на замену всех фильтров, масла и прочего, что можно было поменять из расходников.

Начал ездить. Почему-то меня не покидало предчувствие (ожидание), что может что-то неожиданно сломаться и отвалиться. Но около 3 тысяч км оставалось позади и никаких намеков на неисправность не было. Мотался в другие города - все без проблем. Только понемногу уходил тосол, я залил герметика в систему, течь ушла. В очередную поездку в Самару стоя в пробке увидел, что на водительский коврик капает тосол, точнее брызжет. Доехал до заправки, там купил еще одну баночку герметика и снова залив её в систему охлаждения успокоился. И в жаркий день, заехав за своей подругой, вытащив ее от приехавших родственников и шашлыка на даче, поехали на пляж. И по дороге на правую ногу напором как из шланга мне хлынул кипяток в виде тосола. Прорвалось что-то... пока весь тосол не вышел, фонтан не прекратился, естественно весь пол в тосоле, мокрое все, а в такую жару без жидкости не проехать и километра. Я вызвал друга на уазе, он дотащил меня до гаража, и я начал заниматься выяснением причины утечки. Мне все "умные" сказали, что если на правую сторону полился тосол, то это радиатор печки, а чтобы его снять, нужно снимать полностью торпедо, чем я и занялся. Снял панель, снял сиденья передние, чтобы не мешались, вытащил всю шумку и весь ковролин, чтобы он высох от тосола, и обнаружил, что радиатор абсолютно цел, а обломился всего лишь краник, его обратный патрубок. 2 дня высыхания шумки на солнце не дали никакого результата, тосол такая гадость!

Было решено делать шумоизоляцию из нормальных материалов, чтобы был толк от неё в отличие от стоковой. Проложил весь пол, всю перегородку с двигателем, и начал собирать. Было страшно, думал, что соберу и что-нибудь не заработает, потому как в салоне не было ровным счетом ничего. Все, что можно было снять, я снял. Но все поставив на место и собрав, заменив разудалый кран, машинка завелась с полпинка и продолжила свой путь. Дальше следовали только плановое обслуживание с заменой расходников. Ничего не происходило совсем, даже не верилось, что такое может быть на отечественной машине, но это факт. Сейчас пробег 103 т.км, где-то тысяч 5 назад мне пришлось заменить генератор, потому что "мастер" один заменяя мне искривленный почему-то шкиф что-то намудрил в моем гене и тот перестал давать зарядку. Решил не париться и купить новый. И спустя тысячу, наверное, после поездки по очень плохой трассе из Чебоксар у меня открутилась крышка стартера, тоже поменял сразу. Больше проблем не было никаких. Я считаю, что для интервала пробега 60-100 тыс. км. это хорошо для наших машин, я очень доволен этим.

Расход по городу 9 литров, а с учетом того, что прошивка стоит от паулюса с закосом под спорт, считаю, что это нормально. А, забыл написать, что на 70 тысяче меня стала докучать валкость стандартной подвески и я поставил стойки KYB, пружины клаксон с занижением на 3 см. и опорники Асоми. Машину стало не узнать, по трассе идет как влитая, рысканий нет, кренов в городе стало заметно меньше, а если крен и есть, то он не такой пугающий, как на стоке. Шумоизоляция не стала панацеей от всех скрипов и шумов машины, но ехать приятно. Замечаю это не только я, но и другие люди, садящиеся в машину, с удивлением спрашивают: "А что, на самом деле пробег за 100 и машина так хорошо выглядит и ведет себя?" Панельки пластмассовые все проклеил я, торпедо и так не гремит. В общем, доволен я своей машиной на все сто. Тем более, что купил её с такой скидкой, она за это служит мне верой и правдой. А косяк с тосолом - сам виноват: как увидел предпосылки, так сразу надо было ремонтировать, а я дождался, но тут уж такой наш русский менталитет:) Сейчас мечтаю пока о иномарке и желательно на автомате, коплю деньги. Как появится возможность - поменяю машину, но на данный момент она меня полностью устраивает.

Самый первый представитель семейства автомобилей с условным названием «Самара-2» переднеприводный седан ВАЗ-2115 разрабатывался для замены седана ВАЗ-21099 и, по сути, являлся его глубокой модернизацией. Вообще идея модернизации автомобилей семейства «Самара», в которое входит седан ВАЗ-21099 и хэтчбеки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 началась практически сразу после начала их серийного выпуска. Планы были грандиозными, однако в то время все силы были брошены на разработку автомобилей «десятого» семейства (ВАЗ-2110 / /) а на модернизацию «самар» времени не было.

После того как основные работы по автомобилям «десятого» семейства были завершены специалисты Волжского автомобильного завода вплотную занялись рестайлингом автомобилей «Самара». Работы начались с модернизации седана ВАЗ-21099, результатом которой стал новый седан с заводским индексом ВАЗ-2115 выпущенный в 1997 году в опытно-промышленном производстве.

Опытно-промышленные партии автомобилей ВАЗ-2115 выпускали до 2000 года, эти автомобили комплектовались карбюраторным двигателем ВАЗ-21083 объемом 1,5 литра и мощностью 71,6 лошадиных сил. В начале нового тысячелетия автомобиль ВАЗ-2115 запустили в массовое производство. Стоит отметить, что после выхода модернизации 99-ой модели в лице ВАЗ-2115 автозавод не спешил снимать с производства 99-ю модель и оба автомобиля выпускали параллельно до 2004 года.

Конвейер Тольяттинского автозавода вплоть до конца 2012 года покидали автомобили ВАЗ-2115 с кузовом типа седан, именно тогда, в декабре, автомобиль был снят с производства. Автомобиль ВАЗ-2115 серийно выпускали на протяжении почти 12 лет, пока его окончательно не сменил более новый седан Lada Granta .

Дизайн и конструкция

Над обновленным обликом ВАЗ-2115 дизайнеры автозавода «ВАЗ» работали прямо в аэродинамической трубе, работы начались с бамперов, изначально их изготавливали из пластилина и продували в аэродинамической трубе. В результате по сравнению с предшественником автомобиль ВАЗ-2115 получил скругленные и более привлекательные бампера, как передний, так и задний. Кроме бамперов были доведены до современного облика практически все кузовные детали. Автомобиль стал круглее с более мягкими чертами.

В передней части автомобиля сразу бросаются в глаза более узкие как бы прищуренные фары, капот иной формы, другая решетка радиатора и бампер со встроенными в него противотуманными фарами. Кроме того изменилась и бала полностью переработана задняя часть автомобиля (в отличие от хэтчбеков ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114). Багажник седана стал несколько больше, а его погрузочная высота наоборот уменьшилась на 20 сантиметров, иная форма крышки багажника и бампера так же положительно сказалась на внешнем облике задка. В завершении композиции стоит отметить новые задние фонари, которые объединены в единую полосу.

По сравнению с предшественником изменился и кузов автомобиля ВАЗ-2115, он стал длиннее на 22,5 сантиметра, а по его бокам располагались накладки, сначала широкие, а начиная с 2007 года узкие. А вот ни крыша, ни двери изменению так и не подверглись.

В салоне автомобиля сразу бросается в глаза новая панель с комбинацией приборов от автомобилей «десятого» семейства, от этого же семейства ВАЗ-2115 получил рулевое колесо с возможностью регулировки. На блоке индикации бортовой системы контроля имеется информация о непристегнутых ремнях безопасности, износе тормозных колодок, незакрытых дверях, уровне масла, охлаждающей и омывающей жидкости. Автомобиль получил передние стеклоподъемники и новый боле эффективный отопитель салона.

В качестве силового агрегата первые автомобили ВАЗ-2115 (опытно-промышленная партия, которую выпускали с 1997 по 2000 год) получили карбюраторный двигатель от «восьмерки» объемом 1,5 литра и мощностью 71,6 лошадиных сил. На серийные автомобили карбюраторный двигатель уже не ставили, они комплектовались инжекторным двигателем ВАЗ-2111 объемом 1,5 литра и мощностью 77 лошадиных сил.
С начала серийного производства ни внешность, ни техническая начинка автомобиля не подвергалась каким либо серьезным изменениям вплоть до 2007 года. Именно тогда произошел первый серьезный рестайлинг автомобиля. Изменилась панель приборов, на ней появился бортовой компьютер, двигатель стал более мощным и соответствовал экологическому классу Euro-3, широкие молдинги заменили на узкие, были и другие менее заметные изменения, в том числе в ходовой части.

Модификации

ВАЗ-2115

Самый первый автомобиль, который выпускался с 1997 года. На него устанавливался 1,5-литровый карбюраторный двигатель мощностью 76 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 165 км/ч, а время разгона от 0 до 100 км/ч составляло 13,2 секунды.

ВАЗ-21150

Очередная модификация, выпущенная в 1998 году, оснащалась 1,5-литровым карбюраторным двигателем мощностью 68 лошадиных сил. была снята с производства в 2000 году.

ВАЗ-2115-20

Выпущенная в 2000 году модификация автомобиля, оснащенная 1,5-литровым инжекторным двигателем ВАЗ-2111 мощностью 77,8 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 170 км/ч, а время разгона с 0 до 100 км/ч 14 секунд.

ВАЗ-2115-40

Модификация с инжекторным двигателем объемом 1,6 литра, которая выпускалась с 2003 года. Максимальная скорость автомобиля составляла 158 км/ч, а время разгона до 100 км/ч занимало 13,2 секунды.

ВАЗ-2115-91

Автомобиль с роторно-поршневым двигателем Ванкеля объемом 1,3 литра и мощностью 135 лошадиных сил. Максимальна скорость 190 км/ч, а время разгона до 100 км/ч составляет 9 секунд.

ВАЗ-21154

Последняя модификация автомобиля с новым двигателем ВАЗ-11183 объемом 1596 см 3 и мощностью 81 лошадиную силу. Выпускалась с 2007 года. Максимальная скорость и время разгона до 100 км/ч точно такое же как у ВАЗ-2115-40.

Фотографии

«Пятнашку» взял в июле 2006 г. и за неполных четыре месяца наездил 21000 км. У нас принято ругать изделия АвтоВАЗа, но мне, видимо, повезло, т.к. пожаловаться особенно не на что. Комплектация машины - «норма» (среднее между «стандартом» и «люксом»). Тюнингом не увлекался: проставки под задние стойки, бортовой компьютер, радио и импортные тормозные диски - вот почти полный перечень моих усовершенствований. Условия эксплуатации машины были довольно жесткие: уличное хранение, частые дальние выезды (до 2000 км), загрузка на пределе допустимой, бездорожье и т.п. Хотя все это отчасти компенсировалось моим стилем вождения - аккуратным, без резких движений. Максимальная скорость, до которой разгонялся - 150 км/ч. Быстрее уже не очень то и хотелось! Бензин лью исключительно 92-й. На «родных» свечах проехал 20000 км, и когда вывернул их - там был лишь легкий красноватый налет оксидов железа.

Машину мне продал и обслуживает один из крупных дилеров ВАЗа в Москве. Качеством работ по ТО я, в целом, доволен, хотя они могли бы стоить чуть дешевле, а отношение к водителям и их проблемам у консультантов и механиков сервисного центра могло бы быть более внимательным.

За время эксплуатации проявились некоторые традиционные мелкие проблемы «Самар». Поначалу выходили из строя датчики бортовой системы контроля. Один из них даже пришлось поменять по гарантии. Другой (датчик уровня жидкости в бачке омывателя) до сих пор «глючит». До того, как поставил бортовой компьютер, дважды выключались одновременно все стрелочные приборы панели. Теперь, благодаря БК, постоянно слежу за напряжением в бортсети и, при необходимости, корректирую его, включая или выключая потребители. Недавно вышло из строя реле-прерыватель К2; трижды менял лампочки внешних световых приборов. К этим мелким «электрическим» проблемам добавляются более серьезные «трансмиссионные» - периодически после холодного пуска начинает выть выжимной подшипник сцепления, а на прогретом двигателе при выключенном сцеплении коробка передач издает характерное клокотание. Советуют поменять масло, но я не спешу с этим - само по себе сцепление пока очень мягкое, и передачи включаются легко - от добра добра не ищут! Больше всего, конечно, досаждают проблемы с кузовом. Во-первых, отслоения краски и многочисленные сколы. Во-вторых, дребезжание отдельных элементов кузова и салона при движении автомобиля.

Несмотря на перечисленные проблемы, я доволен своим приобретением. Машина достаточно вместительная, экономичная, внешне вполне симпатичная, тихая, легкая и недорогая в обслуживании, еще ни разу меня не подвела. У многих, особенно у владельцев иномарок, такая оценка наверняка вызовет улыбку или даже смех, но я сравниваю свою новую машину с «престарелой шестеркой», на которой ездил до этого. Я отдаю себе отчет в том, что основные проблемы у меня еще впереди. Но, в конце концов, есть 6-летняя гарантия, запчасти недорогие и доступные повсеместно, сервисы на каждом углу, широкий круг общения с пользователями аналогичных изделий, поддержка со стороны журнала «За рулем».

Многие сейчас раздумывают над приобретением новых автомобилей. На мой взгляд, ВАЗ 2115 не подходит в качестве первой машины, а также женщинам и любителям спортивной, динамичной езды. Не советую брать подержанную «Самару» из незнакомых рук - проблемы и большие вложения гарантированы. С новой, конечно, тоже - как повезет. Такой автомобиль должен рассматриваться как член семьи, требующий постоянного внимания, заботы, ласки и … строки в семейном бюджете.