Все меньше среди нас людей, предпочитающих общественный транспорт личному автомобилю. Количество автомобилистов неуклонно растет, а с ним и потребность в объемах технического обслуживания и ремонта «железных коней». Спрос на услуги автосервиса всегда стабилен, в них неизменно нуждаются даже самые совершенные современные машины. Для того чтобы успешно открыть автосервис и СТО, необходим грамотный бизнес-план. Его главной задачей является разработка оптимального варианта организации автосервиса, предназначенного для обслуживания легковых автомобилей.
Рынок обслуживания автомобилей
Развитие рынка обслуживания автомобилей непосредственно зависит от количества автомобилей в России. За последние десять лет отечественный автопарк увеличился больше, чем в три раза, и ежегодно эти показатели увеличиваются.
Структура рынка обслуживания автомобилей в настоящее время включает:
- Авторизованные автосервисы, которые специализируются, в основном, на обслуживании только какой-то определенной марки автомобиля. Войти в такой бизнес достаточно сложно, так как официальные дилеры и автопроизводители очень тщательно выбирают себе партнеров.
- Сетевые автосервисы, которые имеют свои представительства в самых различных регионах. В настоящее время данный сегмент рынка развит еще не достаточно.
- Одиночные автосервисы. Такие сервисы не имеют аккредитации, но пользуются достаточно высоким спросом у владельцев автомобилей, так как цена на услуги таких автосервисов, как правило, ниже на 20-30%.
- Индивидуальные услуги по обслуживанию автомобиля. Такие услуги сложно назвать бизнесом, однако в России они пользуются неплохим спросом.
Пример бизнес-плана автосервиса
Если вы не знаете о том, как открыть автосервис с «нуля», то приведенный ниже готовый бизнес-план СТО поможет вам организовать данное дело.
Описание предприятия
Успех организованного автосервиса определяется следующими критериями:
- спектр предоставляемых услуг;
- целевая аудитория;
- производственные площади;
- квалифицированный персонал.
Необходимо учитывать законодательство, по которому помещение предприятия техобслуживания располагается не ближе 50 м от жилых объектов и оборудовано централизованной канализацией. Обязательно согласование с ГИБДД, СЭС и пожарной службой.
Нужно знать, где расположены подъездные пути и конкурирующие СТО. 300 квадратных метров – оптимальная площадь для автосервиса легковых автомобилей. Важно заранее проанализировать работу конкурентов и учесть предпочтения владельцев автомобилей в отношении марок машин. Залог успешной работы СТО – квалификация и профессионализм автомастеров. Форма организации – индивидуальный предприниматель (ИП), налогообложение – ЕНВД.
Оказываемые услуги
Бизнес-план автосервиса должен предусматривать оказание широкого спектра услуг. Самые выгодные виды работ: ремонт двигателя и коробки скоростей, замена рулевого редуктора и сцепления и прочих деталей машины. Среди наиболее невыгодных – ремонт тормозной системы, но в перечень выполняемых работ его необходимо включить. Желательно выбрать для СТО узкую специализацию: тюнинг, установка ксенона, тонировка стекол или другое. Также можно сконцентрироваться на обслуживании отдельных марок машин.
Анализ рынка ремонта и обслуживания автомобилей
Новый автосервис имеет большие шансы на успех, ведь, несмотря на большое количество конкурентов, в крупных городах наблюдается частая проблема с оперативностью выполняемых услуг. В бизнес-плане СТО нужно в деталях проанализировать работу соседствующих конкурентов по следующим параметрам:
- перечень оказываемых услуг;
- цены на услуги;
- целевая аудитория.
Таким образом, можно найти незанятые ниши и слабые места работающих автосервисов.
Производственный план СТО
Будущему СТО помимо покупки или аренды производственной площади понадобится оборудование, в тысячах рублей:
- подъемник – 40-120;
- диагностика – 60-100;
- инструменты – 100.
В зависимости от перечня услуг могут понадобиться и другая узкоспециализированная техника.
Особенностями сервиса определяется и штат сотрудников автосервиса. Необходимо постоянно работающие 2-3 мастера, что обеспечивается при ежедневной работе наймом 4-6 человек. Управляющим может стать наемный работник, а может быть сам хозяин сервиса.
Финансовый план автосервиса
Расходы, в рублях:
Капитальные затраты:
- покупка оборудования, его монтаж – 2 000 000;
- реклама – 30 000;
- согласование – 20 000.
Итого: 2 050 000.
Текущие затраты:
- аренда – 150 000;
- текущие издержки, расходные материалы – 80 000;
- зарплата – 200 000.
Итого: 430 000.
Доходы, в рублях:
- Выручка – 500 000 (в месяц).
- Прибыль – 70 000.
Правильная организация автосервиса обеспечит стабильную прибыль, но понадобится некоторое время для того, чтобы окупились капитальные затраты.
Основные секреты бизнеса
- Закупка запчастей и налаживание связей с поставщиками. Необходимые каталоги запчастей можно найти на сайтах дилеров и производителей. Можно также посетить специализированные выставки и подобрать себе поставщика. Заявки лучше составлять заранее с учетом сезонных колебаний спроса. Очень удобно закупать автозапчасти с «запасом». Такой вариант хоть и требует существенно больших затрат, зато необходимая запчасть всегда имеется в наличии. Такая схема наиболее актуальна для сетевых автосервисов, когда каждая деталь в любом случае окажется востребованной.
- Для получения максимальной прибыли владельцу открытого автосервиса с «нуля» стоит сконцентрировать свои усилия на самых рентабельных видах услуг, к которым относятся кузовной ремонт, шиномонтаж, покраска автомобилей, автомойка.
- Увеличение доходности предприятия связано с увеличением количества клиентов и снижением затрат. С этой целью можно расширить спектр услуг, снизить затраты на оборудование, заказывая выполнение определенных работ у специализированных компаний, сократить арендные платежи или уменьшить затраты на рекламу.
Покупка автосервиса
Чтобы сэкономить время на организацию и раскрутку автосервиса, можно приобрести готовое предприятие. Средняя стоимость такого бизнеса – около 60 тыс. долларов. При покупке готового автосервиса нужно обратить внимание на:
- срок действия и возможность пролонгации договора аренды с владельцем помещения;
- сохранение опытного коллектива;
- наличие формализованных отношений с поставщиками автозапчестей;
- расположение автосервиса, наличие удобного подъезда;
- качество имеющегося оборудования.
Все эти условия существенно влияют на цену готового бизнеса.
Каждый покупатель автомобиля, нового или старого - неважно, тщательно изучает его внешний вид, характеристики, слушает звук двигателя, проверяет каждую деталь, интересуется об авариях, царапинах и прочих мелочах. А так ли ответственно все подходят к выбору автосервиса?
Назначение обслуживания автомобилей
Рано или поздно автомобилю нужен ремонт. Если авто ещё на гарантии, тогда вариант один - обратиться в дилерский автосервис и отремонтировать машину у них. А если гарантии уже нет? Тогда на помощь придут которых на сегодняшний день очень много.
Самый быстрый и экономный вариант - это частники. Они делают предоставляют такую услугу на территории своих гаражей. В основном это мелкий и срочный ремонт без гарантии. Таких мастеров найти несложно: несмотря на отсутствие вывески и яркой рекламы, клиенты к ним приходят в основном по отзывам.
Следующий вариант немного дороже - частный автосервис. У них есть все необходимые документы, они могут дать гарантию, да и с оборудованием все налажено. Но как выбрать один автосервис из сотен таких же?
Признаки хорошей станции технического обслуживания автомобилей
Основные критерии, по которым СТО может получить положительные отзывы со стороны автовладельцев:
- Хорошо, если автосервис специализируется на одной или нескольких марках машин. Это говорит о том, что они знают их положительные и отрицательные стороны.
- Возможность наблюдать за ремонтом машины поднимает репутацию.
- Вместе с актом сдачи-приёма работ должен быть и гарантийный талон на приобретённые запасные части.
- Правильная ценовая политика, наличие скидок постоянным клиентам или при выполнении большого количества работ.
- Презентабельный вид работников.
- Уважительное отношение к клиенту.
- Большой спектр услуг.
- Скорость выполнения работ по ремонту.
- Удобное расположение.
Список оказываемых услуг
В зависимости от направленности предоставляются самые разнообразные виды услуг на СТО: ремонт двигателя, АКПП, шиномонтаж и т. д. Реже оказываются кузовные услуги. В основном «костоправы» работают отдельно по своему профилю, создав собственный автосервис.
На СТО грузовых автомобилей работают особые специалисты, обладающие необходимыми навыками и оснащением. Большой вес агрегатов и узлов накладывает определённые ограничения при ремонте. К примеру, оборудование для СТО грузового транспорта должно быть рассчитано на поднятие большого веса. В него должны входить кран-балки и особые подъёмники.
Достаточно востребованной услугой, заказываемой при ремонте автомобиля, является шиномонтаж. Для СТО работы по снятию шины с диска и обратной ее установке входят в полный цикл по ремонту, когда можно починить абсолютно все узлы и агрегаты, а в конце подкачать колеса или заменить их.
Пример выбора надёжной СТО
У автомобиля Nissan Almera 2000 года сломалась автоматическая коробка передач. Недалеко от центра города, в первом сервисе, провели диагностику и сказали, что будет достаточно поменять кольца и втулки, и все снова заработает в штатном режиме. Соответственно, стоимость небольшая, и ремонт будет выполнен в кратчайшие сроки. По окончании предоставляется счет-фактура. При необходимости можно наблюдать за работой, но не в цехе, а за монитором.
Во втором сервисе, за городом, при первом внешнем осмотре машины решили, что коробка через непродолжительное время вообще перестанет функционировать и единственное решение — это ремонт АКПП на СТО. Стоимость довольно высока, необходимо оставить машину на несколько дней.
По решениям мастеров видно, в какой сервис можно приходить и не раз, а про какой лучше забыть. Помимо частных ремонтов возможен вариант с дилерским автосервисом.
У каждого представителя марки авто есть свой дилерский центр, в котором проводится плановое техническое обслуживание (ТО) и выполняются гарантийные ремонтные работы.
Плюсы и минусы дилерских центров
Из плюсов можно выделить:
- Они "заточены" именно под одну марку машины.
- Всегда можно получить официальную бумагу о проделанных работах.
- Внешний вид центра.
- Приветливое отношение работников техцентра.
Любой спросит: «А где же качество выполненных работ?». Вот тут-то и нужно добавить о минусах:
- Во многих центрах не разрешено наблюдать за тем как идет работа над ремонтом авто. Значит нельзя быть уверенным в том, что машину отремонтировали на отлично.
- Во многих случаях клиенты жалуются, что во время планового ТО не было сделано ни единой работы над машиной.
- Высокая стоимость услуг.
- Обман клиентов - из-за незнания своих прав (их часто пугают, что при установке сигнального оборудования гарантия будет недействительна, но это не так).
- При обращении в частный сервис могут снять авто с гарантии.
- Можно поставить только оригинальные запчасти, что выйдет в копеечку.
Заключение
В заключение нужно отметить следующее: к выбору автосервиса надо подходить ответственно и не экономить на своем железном коне. Хороший центр технического обслуживания является залогом комфортной, безопасной и долгой эксплуатации машины. Лучше всего послушать советы заядлых водителей, которые знают, где делают авто качественно.
В идеале рекомендуется найти подходящую СТО и обращаться к одному мастеру, который будет ответственно выполнять работу. Ведь клиент, использующий только один сервис, - это залог успеха сотрудника и СТО. Не надо экономить, но торопиться отдавать большие деньги за ремонт тоже не следует. Как говорится в поговорке: "Скупой платит дважды".
Типы предприятий автосервиса. Виды СТО по мощности
Тип пред приятия автосервиса определяется его назначением, видами оказываемых услуг, производственной площадью и мощностью, организационной структурой, особенностями производственного процесса. Анализ указанных характеристик предприятий автосервиса у нас в стране и развитых странах позволяет выделить следующие типы предприятий:
Пункт обслуживания автомобилей (ПОА);
Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА);
Автоцентр (АЦ);
Станция инструментального контроля;
Станция восстановительного ремонта.
Пункт обслуживания автомобилей (ПОА)-это предприятие, которое организовано в соответствии с требованиями законодательства, без создания юридического лица или входящее в состав юридического лица. В пункте обслуживания автомобилей работает от 1 до 8 чел. Пункт выполняет ограниченный перечень специализированных работ и услуг. Работающий в пунктах обслуживания персонал может не иметь специальной подготовки, подтвержденной свидетельством об образовании государственного образца. За соблюдение технологии, метрологическое соответствие оборудования, применение сертифицированных материалов и запасных частей, методов измерения, пожарную, санитарную, экологическою безопасность, охрану труда и технику безопасности, качество работы и соответствие автомобиля после выполнения обслуживания и ремонта требованиям ГОСТов отвечает владелец, руководитель или работник пункта, имеющий документально подтвержденное право на такую ответственность.
Примерами могут быть отдельно расположенные пункты, выполняющие ручную или портальную мойку, шиномонтаж, замену масла, подкачку шин, чистку салона, замену деталей, например тормозных колодок, подвески, трансмиссии, бампера, защиту двигателя, установку подкрыльников, замену деталей глушителя, восстановительные работы по деталям кузова, не влияющим на его геометрию, и др. Специализация П ОА часто отражается в самом названии пункта, например «Пункт замены масла», «Пункт шиномонтажа», «Пункт мелкой покраски», «Пунктрихтовки и покраски дисков».
Пункт обслуживания автомобилей имеет ограниченную одним-двумя рабочими местами производственную площадь, площадь для бытовых помещений
работников, технические помещения, специальное оборудование, площадку для стоянки автомобилей.
Пункт обслуживания на автозаправочной станции - малое предприятие автосервиса на 1 -2 поста, выполняющее мелкие работы по замене масла, охлаждающих жидкостей, тормозных колодок, деталей ходовой и трансмиссии. Отдельно на АЗС может быть организована мойка, уборка и чистка салонов, может быть оборудование для самообслуживания, например пылесос.
Пункт обслуживания автомобилей на АЗС имеет те же характеристики, что и П ОА вообще, но расположен на территории заправочной станции в совмещенном с АЗС или отдельном здании и предназначен для обслуживания и ремонта автомобилей, прибывших на заправку.
Авторемонтная мастерская (АРМ), или мастерская по ремонту автомобилей, -предприятие автосервиса, которое выполняет техническое обслуживание и ремонт автомобилей для частных лиц или корпоративных клиентов, но не имеет инфраструктуры для обслуживания клиентов и по этой причине не может оказывать услуги для них. Обоснование такого названия связано с понятием продукции автосервиса-услугой . Известно, что услуга включает в себя два элемента: обслуживание клиентуры и обслуживание и ремонт автомобилей. Именно в связи с отсутствием элементов услуги, направленных на удовлетворение потребностей клиентуры, а не автомобилей, данный вид предприятий не может называться станцией технического обслуживания, а только ремонтной мастерской.
АРМ характеризуется наличием:
Производственных мощностей для технического обслуживания и ремонта автомобилей;
Технических производственных площадей;
Площадей для хранения запасных частей;
Бытовых помещений для работников;
Помещения или рабочего места мастера;
Площадки для стоянки автомобилей.
Станция технического обслуживания (СТО)-это предприятие, продукцией которого являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей или автобусов. Выделяют СТО с полным циклом продаж I автомобилей, запасных частей и аксессуаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей), с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг автосервиса) и СТО, оказывающие только услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
СТО характеризуется наличием:
Стоянки для автомобилей клиентов, гостей и стоянки для автомобилей сотрудников;
Склада для новых и подержанных автомобилей; стоянки для демонстрации новых и подержанных автомобилей;
Автосалона, площадей и мощностей для продажи автомобилей;
Помещений для продажи запасных частей и аксессуаров;
Помещений и производственных мощностей для обслуживания и ремонта автомобилей.
Мощность (размер) СТО определяется количеством рабочих постов (рабочих мест), а также количеством производственных рабочих. При увеличении количества производственных рабочих за счет изменения режима работы станция не переходит в другую категорию по мощности, так как при этом меняется лишь уровень использования мощности (это позволяет сравнивать и правильно оценивать эффективность использования инвестиций). В мировой практике под рабочим постом понимают рабочее место, площадь которого зависит от рода выполняемых работ, оказываемых услуг. Рабочий пост, предназначенный для выполнения работ на автомобиле (с использованием подъемника или без него), в зависимости от типа легкового автомобиля и вида выполняемых работ имеет площадь от 27 до 40 м2.
В настоящее время существуют станции мощностью от 1 до 60 постов. В России были построены станции на 650 рабочих мест (250 постов по 120м2 каждый), в Украине - на 300 рабочих мест (100 постов по 120 м2 каждый). Спецавтоцентры ВАЗ имели мощность 150 рабочих мест (назывались 50-постовые САЦ). В советские времена были распространены СТО на 25 постов (125 рабочих мет), 15-постовые СТО (40 рабочих мест). По мощности СТО делятся на малые, средние, большие, крупные.
К малым СТО по нормам отечественной и мировой практики относятся станции, имеющие 2 рабочих поста, с численностью производственных рабочих от 1 до 4 чел. включительно. До 70% семейных (дворовых) СТО и у нас, и в развитых странах имеют такую численность рабочих. Характерной особенностью малых СТО является ограниченный перечень выполняемых работ, что обусловлено инвестиционными возможностями владельцев бизнеса. В начале деятельности, в течение определенного времени, а иногда и вообще они не могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение или базы данных. С другой стороны, даже достаточные доходы не всегда стимулируют этот бизнес к расширению или изменению статуса. Чаще всего он сопряжен с укладом семейной жизни. Например, в Германии, США этот бизнес передается из поколения в поколение и связан с определенными традициями.
В Украине малый автосервис уже развит в достаточной мере. Стимулом к его развитию послужило тяжелое экономическое положение в период перестройки и тотальная безработица. Автосервис, тем паче малый, для многих оказался доступным и по квалификации, и по уровню необходимых инвестиций: любые четыре стены, нехитрый набор инструментов и навыки в выполнении определенного
В настоящее время малый автосервис во дворах, кооперативных гаражах чаще его представляет собой ремонтную мастерскую, не имеющую подразделения для работы с клиентурой . Мировой опыт дает основания надеяться на дальнейшее его развитие. В частности, у нас пока слабо развит автосервис на заправочных станциях. Это обусловлено рядом причин, прежде всего спросом. Один -два подъемника на заправке превращаются в малую универсальную СТО, выполняющую все виды работ, вплоть до углубленного ремонта двигателя, и потому требующую расширения и развития.
Малый автосервис развивается непосредственно механиками, осуществляющими обслуживание и ремонт автомобилей. Эти люди, имея чаще всего высокую квалификацию в области обслуживания и ремонта автомобилей, как правило, не знакомы с другими вопросами организации производства и не уделяют им должного внимания. Очевидно, стандартизация регламентирующих требований к малому автосервису способствовала бы повышению его качества.
В большинстве случаев малые СТО не являются самостоятельными объектами, а размещаются в строениях, имеющих более широкое функциональное назначение. Проектирование малых СТО сводится не столько к созданию полнокомплектного строительного проекта, сколько к созданию технологического проекта в рамках другого, более объемного, например строительства автозаправочной станции, придорожного гостинично-ресторанного комплекса, стоянки TIR, туристической базы, торгово-развлекательного или торгово-офисного центра, жилого дома, автостоянки или автогаража. Отдельным строительным объектом чаще всего могут быть мастерские по выполнению шиномонтажных работ, замене масла, регулировке бензиновых топливных систем и систем зажигания.
Помещения или здания малых СТО должны отвечать требованиям регламентирующей документации, касающейся технического обслуживания и ремонта автомобилей, технического оснащения, производственных, технологических и организационных процессов СТО. Экологические, санитарные и пожарные требования к этим предприятиям зависят от места их расположения (в отдельном здании или общем), а также от видов выполняемых работ.
К средним CТO относятся предприятия автосервиса с количеством постов от 3 до 9 и численностью рабочих, в зависимости от режима работы, от 5 до 20 чел. Удельный вес таких станций у нас составляет 15% , в Германии - 27%,
в целом за рубежом - 45-50% . Большинство средних СТО-универсальные: выполняют ограниченный перечень работ по ремонту ходовой, двигателя, электрооборудования для разных марок автомобилей. Многие СТО авторизированных дилеров имеют среднюю мощность (в Германии - 31 %).
К большим СТО относятся предприятия с численностью рабочих постов от 10 до 19 и численностью производственных рабочих от 10 до 40 чел. Среди дилеров СТО такой мощности составляют 57%, среди свободных станций - 5%.
Крупные СТО имеют от 20 до 35 постов, на них работает от 21 до 70 (и более) производственных рабочих. Среди крупных СТО можно выделить небольшое количество сверхкрупных-с количеством постов более 35, как правило, 36-50. Их удельный вес незначительный, чаще они встречаются среди дилеров и значительно реже среди независимых СТО. Примером крупных и сверхкрупных СТО являются автоцентры ВАЗ, построенные в 70-е годы XX столетия по проектам FIAT при создании дилерской сети Волжского автомобильного завода. В Украине было построено 10 таких (50-постовых) спецавтоцентров. Площадь спецавтоцентра-более 10 тыс. м2, численность производственных рабочих - около 250 чел. Примером крупных СТО среди независимых являются 25-постовые станции, построенные по типовым проектам, производственная площадь которых равна 5000 м2, а численность производственных рабочих-125 чел.
Автоцентры (АЦ)
, или автотехцентры (АТЦ),
или спецавтоцентры (САН), -
автосервисные предприятия различной мощности, которые являются
региональными или зональными центрами и имеют в своем составе
подчиненные или независимые, но технологически или организационно
связанные с центром периферийные станции технического обслуживания или
другие подразделения. Автоцентр может иметь центральный склад
автомобилей и запасных частей, централизованные функциональные службы,
сервер и администратора компьютерной сети, учебный центр, аналитический
центр, корпоративную службу маркетинга. Автоцентр выполняет полный
комплекс работ и услуг.
Станции инструментального контроля -специализированные комплексные диагностические центры, оборудованные полным комплектом диагностического и проверочного оборудования, сертифицированные в соответствии с требованиями Госстандарта для целей технического контроля автомобилей и проверки их на предмет соответствия требованиям стандартов и технических условий.
Заметим, что станции инструментального контроля получили развитие и как самостоятельные предприятия (рис. 2.1), и как подразделения станций технического обслуживания. В первом случае они выполняют функцию контроля технического состояния автомобилей для официального его засвидетельствования, например при техническом осмотре автомобилей, в случае их регистрации или перерегистрации, при сертификации. На СТО диагностические комплексы используются в качестве поста прямой приемки или поста комплексной диагностики до или после технического обслуживания и ремонта (рис. 2.2). В большинстве случаев линии инструментального контроля оборудуются четырехкомпонентным газоанализатором, стендом увода колес, тормозным стендом, стендом для проверки состояния передней подвески, прибором контроля света фар.
Рис. 2.2. Линия инструментального контроля с
ножничным подъемником
1а - компьютерный пульт управления, 1в - пульт управления подъемником, 2
- рампа, 3 - подвижная платформа стенда контроля схождения колес, 4 -
стенд контроля показаний спидометра, 5 - испытательная платформа стенда
контроля амортизаторов, 6 - роликовый тормозной стенд, 7 -
электрогидравлический подъемник ножничного типа, 8 - площадка для
определения углов поворота управляемых колес, 9 - подвижные
гидравлические площадки контроля состояния передней подвески и рулевого
управления, 10 - прибор контроля света фар.
Станции восстановительного ремонта , или станции по восстановлению и окраске кузовов,-автосервисные предприятия, основным видом деятельности которые является восстановление кузовов и их деталей, окрашивание кузовных поверхностей или кузовов в целом, а также выполнение других работ по восстановлению и уходу за кузовом автомобиля (антикоррозионная обработка кузова, тюнинг салона и др.).
В Украине такие станции как самостоятельные производства еще не получили достаточного развития, но существуют объективные предпосылки для того, чтобы этот тип предприятий развивался. Многие страховые компании, чтобы снять сложности в отношениях с СТО, занимающимися восстановлением автомобилей по страховым случаям на основании договора, а также для того, чтобы не терять прибыль от деятельности по ремонту автомобилей (а это 20-30% от суммы ремонта), создают сеть станций по восстановительному ремонту.
Станции восстановительного ремонта имеют специализированное оборудование и технологии восстановления и окраски кузова. При этом часть работ станция может выполнять по субподряду. Станции по восстановлению и окраске кузовов могут иметь различную мощность, которая определяется количеством постов, а также наличием основного технологического оборудования. На практике встречается такое сочетание основных видов оборудования станций восстановительного ремонта:
Без окрасочной камеры и стенда восстановления геометрии кузова;
С окрасочной камерой без стенда восстановления кузова;
С одной окрасочной камерой и одним стендом восстановления кузова;
С двумя окрасочными камерами и двумя стендами восстановления геометрии кузова;
С тремя окрасочными камерами и тремя стендами восстановления геометрии кузова.
Количество рабочих на станции восстановительного ремонта зависит от ее мощности и полноты восстановительного цикла: доставка, разборка, рихтовка, сварка, подготовка, окраска, сборка, антикоррозионная обработка, полировка.
Для отнесения предприятия автосервиса к определенному типу необходимо оценить его по системе показателей, приведенных в таблице 2.2.
Показатели для отнесения предприятия автосервиса к определенному тину
№ |
Показатели |
Авто центр |
Дилер |
СТО универ сальная |
СТО специали зирован ная |
Пункт обслужи вания авто |
Пункт обслуж. авто на АЗС |
Станция инстр. контроля |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Дистрибьюторский договор |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Дилерский договор |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Фирменный стиль (идентификация) |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Центральный склад автомобилей |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Склад новых автомобилей |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Центральный склад запасных частей |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Склад запасных частей |
+ |
+ - |
+ - |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Учебный центр |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Функциональные корпоративные службы |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Стоянка для автомобилей: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка новых и подержанных |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиентов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сотрудников |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гостей автосалона и магазина 34 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принятых в ремонт и готовых после ремонта |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аварийных |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
Место отдыха для клиентов и сотрудников |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
Место для тест-драйва |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
Место для хранения производственных и бытовых отходов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место для хранения вредных отходов |
+ |
Автосервис - это вид услуг, направленных на помощь автолюбителю. В наше время стремительно улучшилось обслуживание транспорта импортного производства. Возрастает количество сервисных центров в связи с увеличением количества автомобилей. Лучшим стало качество работ, выполняемых автосервисами. Владельцы центров принимают на работу только профессионально обученных специалистов. Автосервис занимается разными видами услуг, начиная от ремонта автомобиля и заканчивая его утилизацией. Система торговли занимается приобретением авто, аксессуаров и запчастей. Она состоит из секторов, а именно:
Одним из видов услуг автосервиса является техобслуживание автомобиля , а это: Автозаправки помимо своих прямых обязанностей занимаются некоторыми видами услуг, это в частности: подкачивание шин, доливка охлаждающих жидкостей, уборка салона, продажа запчастей. Есть такие АЗС, где можно произвести частичное техническое обслуживание и ремонт автомобиля. СТО - это один из видов автосервиса. На некоторых станциях можно даже купить подержанное, но имеющее товарный вид авто. Приобретая здесь машину, вы становитесь клиентом этой СТО. Для станций скоростного обслуживания характерны быстрота обслуживания, так как все здесь поставлено на поток и обслуживается с помощью дистанционного управления. На станциях самообслуживания вам арендуют место, и необходимые инструменты и вы своими силами делаете ремонт. Это выгодно обеим сторонам. Такие станции бывают ТО и ТО и ТР с оборудованием для диагностики. В связи с ростом автодорожных происшествий и увеличением количества авто на трассах страны, увеличивается и число нового вида автосервиса - рстанции ремонта аварийного транспорта. Здесь можно произвести ремонт кузова и покраску автомобиля. А вот принудительную проверку некоторых агрегатов, производят на станциях безопасности движения. Узкопрофильные работы производят на специализированных станциях. При этом выполняются отдельные работы. Например, только мойка авто , ремонт шин или некоторые операции ТО. Преимущество в том, что, не распыляясь на многое, можно закупить более эффективное оборудование и все механизировать. Очень популярными стали в наше время передвижные СТО. В арсенале имеется автофургон, оснащенный профессиональным оборудованием и водитель-слесарь, который не только делает ремонт, но и продаст вам необходимую запчасть. Он может выехать, как скорая помощь на место происшествия и оказать помощь автомобилю. И может произвести все услуги по ремонту или замене шин на дому. И все мы знаем и уважаем дорожные СТО, которые находятся на расстоянии 50-100км друг от друга. Здесь есть все для вашего авто и для вас. Здесь можно покушать (есть бары, кафе) и отдохнуть(имеются гостиницы). Производственно-техническую базу системы автотехобслуживания в основном составляют предприятия (структурные единицы) трех видов: СТОА, в том числе мастерские и пункты ТО и ремонта; базы и склады материально-технического снабжения; гаражи и стоянки автомобилей. На автоцентрах и крупных СТОА регионального или зонального значения, а часто и на более мелких СТОА все три вида предприятий автотехобслуживания могут быть объединены не только функционально, но и территориально (рис. 2.1). Современные СТОА осуществляют: продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей; продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и принадлежностей к ним; ТО и ТР в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации; КР агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в том числе устранение повреждений кузова автомобиля, вызванных дорожно-транспортным происшествием. Указанные работы выполняют в зависимости от наличия на СТОА соответствующих производственных участков, за каждым из которых закреплено определенное количество авомобиле-мест. Автомобиле-местом называется участок площади СТОА (в здании, под навесом, на открытой площадке) для постановки автомобиля при обслуживании, ожидании обслуживания или выдачи владельцу. Автомобиле-места в здании СТОА по своему технологическому назначению разделяют на рабочие и вспомогательные посты, автомобиле-места ожидания. В планировочном отношении разница между «постами» и «автомобиле-местами ожидания» заключается в нормативных расстояниях между установленными на них автомобилями, а также между автомобилями и элементами конструкции здания . Рабочий пост представляет собой автомобиле-место, оснащенное соответствующим технологическим оборудованием и предназначенное для выполнения технических воздействий непосредственно на автомобиле для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида,- это посты мойки, диагностирования, ТО, ТР и окраски. Рис. 2.1. Спецавтоцентр ВАЗа на 50 рабочих постов для автомобилей «Жигули»: а - генеральный план: 1 - производственный корпус; 2 - административно-бытовой корпус; 3 - автозаправочная станция; 4 - контрольно-пропускной пункт; 5 - стоянка легковых автомобилей; 6 - площадка выгрузки новых автомобилей; 7 - стоянка новых автомобилей на 127 автомо-биле-мест; 8 - стоянка отремонтированных автомобилей на 124 автомобиле-места; 9 - очистные сооружения; 10 - стоянка автомобилей, поступивших в ремонт, на 57 автомобиле-мест; б - планировка производственного корпуса: 1 - магазин продажи автомобилей с салоном; 2 - торговый зал; 3 - участок предпродажной подготовки; 4 - посты смазывания; 5 - посты диагностирования; 6 - посты гарантийного обслуживания; 7 - посты ТО и ТР; 8 - участок ремонта кузовов; 9 - обойный участок; 10 - окрасочный участок; 11 - технические помещения; 12 - склад запасных частей; 13 - агрегатно-механический участок; 14 - участок испытания двигателей; 15 - медницкий участок; 16 - кузнечно-сварочный участок; 17- участок ремонта топливной аппаратуры; 18 - аккумуляторный участок; 19 - шиномонтажный участок; 20 - участок ремонта электрооборудования; 21 - посты мойки; 22 - участок приемки автомобилей; 23 - участок выдачи автомобилей; 24 - диспетчерская; 25 - помещение для клиентов. Вспомогательный пост предназначен для выполнения непосредственно на автомобиле технологически вспомогательных, но необходимых для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида операций - это посты приемки-выдачи автомобилей, подготовки их к окраске, сушке после окраски и мойки. Автомобиле-место ожидания предназначено для постановки автомобиля во время ожидания им: приемки-выдачи, постановки на рабочий пост, ремонта снятого с него агрегата (узла, прибора). Помимо основной производственной деятельности, на крупных СТОА оказывают и другие виды услуг: производится продажа автомобилей, шин, запасных частей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов; организуются консультации по техническим и юридическим вопросам, товароведческая экспертиза; оформляются претензии и т. д. В зависимости от мощности (расчетного количества комплексно обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов или автомобиле-мест в здании СТОА), месторасположения, назначения и специализации СТОА виды выполняемых ими работ и их сочетания могут быть различными. По принципу размещения различают СТОА городские и дорожные; по характеру основной производственной деятельности - гарантийные (заводов-изготовителей), комплексные, специализированные, самообслуживания; по производственной мощности и размеру - малые, средние, большие и крупные (рис. 2.2). Городские СТОА (рис. 2.3) предназначены для обслуживания парка автомобилей, принадлежащих гражданам, в городах и других населенных пунктах, а дорожные СТОА - для оказания технической помощи всем транспортным средствам в пути. Городские СТОА могут быть универсальными или специализированными в зависимости от вида работ и марок автомобилей. К ним относятся также заводские станции гарантийного обслуживания. Согласно классификации Гипроавтотранса для действующих проектов СТОА по мощности и размеру подразделяются на четыре типа: малые - до 15, средние - до 30, большие - до 50 и крупные - свыше 50 рабочих постов. Согласно классификации Мин-автопрома СССР (Глававтотехобслуживания) городские СТОА делятся на малые - до 10, средние - до 34 и большие - от 35 рабочих постов. На этой типоразмерности и основываются проекты современных СТОА. Размер и назначение СТОА определяют ее тип или типоразмер. Городские СТОА в основном имеют относительно постоянную клиентуру и выполняют, если позволяют производственные возможности, комплексное обслуживание автомобилей. Дорожные СТОА имеют случайную клиентуру, и их основной задачей является устранение отказов и неисправностей, возникших у транзитных транспортных средств. Такое различие отражается на методах расчета, структурном составе и технологическом оснащении СТОА и предопределяет характер их производственной деятельности (табл. 2.1). Таблица 2.1 Виды работ, запроектированных для выполнения на СТОА различного типа
За прошедшее десятилетие структурный состав парка легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, значительно изменился, что создает предпосылки для развития сети СТОА, специализированных по маркам автомобилей. Однако на ближайшую перспективу следует ожидать, что основным типом городской станции все еще будет универсальная по маркам обслуживаемых автомобилей и комплексная по видам выполняемых работ СТОА (особенно в небольших городах и населенных пунктах). Анализ производственной деятельности СТОА показал предпочтительность такого направления развития, в том числе для станции, которые первоначально проектировались с ограниченной номенклатурой работ. Это обусловлено настоящим уровнем автомобилизации большинства городов и районов страны и развитием сети СТОА. Специализация СТОА, обусловливаемая высоким уровнем концентрации работ, без должного технико-экономического обоснования только усложняет владельцам автомобилей их обслуживание и отрицательно сказывается на экономике СТОА, хотя сама по себе идея специализации и кооперации деятельности станций прогрессивна. В настоящее время ориентацию СТОА на выполнение тех или иных видов работ определяют в основном ее производственными возможностями, т. е. наличием соответствующих площадей, участков, оборудования и др. С увеличением парка легковых автомобилей и дальнейшим развитием сети СТОА получат распространение специализированные станции комплексного обслуживания, т. е. СТОА, выполняющие ТО и ремонт определенной марки автомобилей, а также СТОА, специализированные по видам работ, например, по диагностированию (рис. 2.4), мойке, ремонту электрооборудования и приборов питания, тормозов, агрегатов, по окраске кузовов и др. Эти и другие работы могут выполняться в различной комбинации друг с другом при частичной специализации. Такая перспектива подтверждается существующей практикой в больших городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, где уровень насыщения автомобилями значительно выше среднего по стране, и расчетами Гипроавтотранса, НИИАТа и других организаций, а также зарубежным опытом . Основаниями для специализации СТОА по маркам автомобилей или видам работ являются наличие в обслуживаемом регионе достаточного количества объектов трудовых воздействий, обеспечивающих полную загрузку станции и эффективное использование высокопроизводительного оборудования, возможность применения прогрессивной технологии и рациональной организации производства. Определенное количество владельцев автомобилей предпочитают проводить ТО и ТР собственными силами. Однако имеющиеся условия не всегда это позволяют, так как посты самообслуживания имеются только на некоторых отечественных СТОА. Между тем за рубежом получили распространение не только посты, но и станции самообслуживания. В перспективе в нашей стране возможно дальнейшее развитие самообслуживания, в том числе путем организации специализированных станций. Основными трудностями при решении данного вопроса являются организация соответствующего контроля качества и соблюдение техники безопасности. В связи с постоянным совершенствованием конструкции автомобиля его обслуживание требует квалифицированного подхода, применения сложного современного оборудования, обладающего высокой точностью, а также соответствующей технологии. Потеря качества при ТО и ремонте в большинстве случаев ведет к дорожно-транспортным происшествиям и загрязнению окружающей среды. Дорожные СТОА (рис. 2.5) предназначены для оказания по мере необходимости технической помощи всем транспортным средствам в пути. Обычно они невелики и состоят из нескольких рабочих постов, универсальны по типам и маркам обслуживаемых транспортных средств, но ограничены в перечне оказываемых ими услуг. Рис. 2.5. Дорожная СТОА на 3 рабочих поста: / - помещение для клиентов; 2 - бытовые помещения; 3 - склад запасных частей; 4 - посты ТО и ТР легковых автомобилей; 5 - пост ТО и ТР автобусов и грузовых автомобилей на канаве; 6-пост для мойки автобусов и грузовых автомобилей; 7 - посты для мойки легковых автомобилей Таблица 2.2 Основные показатели по типовым проектам СТОА
1 В скобках приведены данные о наличии постов для зимнего сезона. В зависимости от назначения и мощности СТОА на них выполняют в основном моечные, смазочные, крепежные, регулировочные работы, устраняют мелкие отказы и неисправности преимущественно путем замены узлов и деталей, потребность в которых возникла в пути, при заправке автомобилей топливом, маслом и другими эксплуатационными материалами, а также при оказании технической помощи на дороге специалистами передвижных мастерских и при буксировке транспортных средств, потерявших способность двигаться собственным ходом. На дорожных СТОА целесообразно продавать в широком ассортименте запасные части, пользующиеся наибольшим спросом, автопринадлежности и эксплуатационные материалы в мелкой расфасовке и иметь в наличии посты самообслуживания, комнаты отдыха и буфеты. Такие СТОА могут входить в состав мотелей, а также сооружаться в комплексе с автозаправочными станциями (АЭС). Кроме того, при АЗС, если они находятся на значительном расстоянии от дорожных или другого вида станций, организуют небольшие пункты технической помощи на 1-2 поста и посты самообслуживания (рис. 2.6). В табл. 2.2 приведены основные технико-экономические показатели действующих типовых проектов СТОА. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧАСТКОВ СТОА Участок приемки-выдачи автомобилей предназначен для выполнения следующих работ: при приемке - внешний осмотр автомобиля; проверка его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, а также влияющих на безопасность движения, технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов; при выдаче - контроль выполненных работ, указанных в заказе-наряде, внешний осмотр, проверка комплектности и сдача автомобиля владельцу. При приемке и выдаче автомобилей возможно и целесообразно использование диагностического оборудования. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка. Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки салона кузова автомобиля, мойки двигателя, автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. На современных СТОА, 48 как правило, участки для выполнения этих работ обеспечены необходимым оборудованием и водоочистительными сооружениями. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка. Участок диагностирования предназначен для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разработки. Диагностирование представляет собой технологический элемент ТО и ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность автомобилей, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы. Количество постов на участке диагностирования, оснащенность их оборудованием, компоновочная схема, а также специализация и кооперация их между собой, между постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером производства, методом организации, а также задачами, которые должно решать диагностирование на СТОА. Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации. Независимо от вида ТО крепежные, диагностические, регулировочные, смазочные и шинные работы осуществляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием, а комплексные или специализированные работы выполняют в зависимости от объема производственной программы СТОА и метода организации. При родственной технологии работ ТО и ТР выполняются на одних и тех же постах специалистами различных производственных участков. Участок смазочно-заправочных работ предназначен для смены масла и доливки его в двигатель и агрегаты трансмиссии, замены фильтров и смазки сочленений карданного вала, ходовой части, механизмов управления, подшипников ступиц колес, точек кузова в объеме ТО-1, ТО-2 или указанного в талонах сервисных книжек. Отдельные виды смазочно-заправочных работ могут выполняться по заявкам владельцев. Например, смену масла в отдельных агрегатах и смазывание определенных узлов автомобиля можно производить не только на специализированных, но и на других постах в зависимости от объема производственной программы. Участок ТР предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нельзя устранить путем регулировочных работ с целью восстановления их параметров и работоспособности. В зависимости от характера и места производства работ ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализированных участках (производственных отделениях) СТОА. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомобилей оснащают необходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, например замена карбюраторов и свечей зажигания по своему характеру не требует применения подъемников и может выполняться на напольных постах или соответствующих автомобиле-местах СТОА, оборудованных передвижными домкратами, приспособлениями и инструментом. /Работы, не подлежащие по своему характеру выполнению на рабочих постах ТР, осуществляют на специализированных участках: агрегатно-механическом - разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием токарно-винторезных, сверлильных и других станков; аккумуляторном - подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей, а также (при необходимости) приготовление дистиллированной воды и электролита. Аккумуляторные батареи обычно ремонтируют централизованно на специализированных или крупных СТОА в ремонтном отделении участка, где заменяют заливочную мастику и неисправные детали, отливают свинцовые элементы батарей, наплавляют выводные клеммы и др.; электротехническом - проверка и ремонт агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР после очистки от пыли и грязи, осмотр и испытание на специальных установках. Подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают на узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем контрольном стенде или установке; карбюраторном (топливной аппаратуры) - разборка карбюраторов с устранением обнаруженных дефектов, подбор жиклеров, проверка уровня топлива в поплавковой камере, а также ремонт и проверка работоспособности топливных насосов и других приборов системы питания. Приборы, требующие ремонта, перед разборкой моют в специальной ванне, а после ремонта испытывают на стендах или установках; шиноремонтном (шиномонтажном) - демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, замена дисков, камер и покрышек, балансировка колес в зависимости от типоразмеров СТОА. Шины очищают, демонтируют на стендах и дефектуют, ободья колес очищают от следов коррозии и окрашивают, камеры ремонтируют наложением заплат и вулканизируют. После сборки колес осуществляют их статическую и динамическую балансировку на специальном стенде; обойном - ремонт сидений и спинок, замена и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова в зависимости от типоразмера СТОА. Для работы используют специальные швейные машины, верстаки для разборки подушек и сидений, столы и шаблоны для раскройки обивочных материалов, лари и стеллажи. Снятие и замену обивки кузова, а также сидений осуществляют на рабочих постах кузовного участка СТОА; кузовном - замена отдельных деталей кузова, а также жестяницкие, сварочные, медницкие и кузнечно-рессорные работы, изготовление необходимых для замены деталей кузова, правка и ремонт аварийных автомобилей на специальных стендах в зависимости от типоразмера СТОА. Жестяницкие работы включают ремонт крыльев, брызговиков, капотов, облицовку радиатора, дверей и других частей кузова. Арматурные работы включают ремонт замков, петель, стеклоподъемников, установку ручек, кронштейнов, вставку стекол и окантовок. Медницкие работы связаны с ремонтом радиаторов, топливных баков, топливно- и маслопроводов; окрасочном - окраска кузова и его деталей. В отделении подготовительных работ осуществляют снятие старой окраски, шпатлевку и шлифовку. Здесь же обычно подкрашивают небольшие участки кузова и его деталей. На окрасочном участке наносят грунт и высушивают его, частично или полностью окрашивают кузов, а также наносят противошумную мастику и противокоррозионное покрытие. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, выполняют в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камерах взрывоопасных концентраций и проникновения из камер в помещение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок, разбавление растворителей, мойку пистолетов и красконагнетательных бачков и другие связанные с этими операциями процессы осуществляют в специальных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения. Помимо основных производственных участков, на СТОА имеются склад запасных частей, помещения для клиентов, административно-бытовые помещения, расположенные, как правило, на втором этаже, и др. В зоне ТО и ТР, а также на кузовном, окрасочном и других участках, кроме рабочих, предусмотрены вспомогательные посты и автомобиле-места ожидания, на которых при необходимости также могут выполняться определенные виды работ. Данный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА. На станциях небольшого размера некоторые виды работ объединены на одном участке. |