Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед – полезные советы. Всё, что Вы не знали о колее

На курсах в автошколах потенциальных водителей предупреждают, что в первый год после выдачи прав лучше отказаться от идеи самостоятельного управления автомобилем в зимний период. Связано это с повышенной сложностью вождения транспортного средства по заснеженным дорогам. Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания. В целях собственной безопасности водитель должен заучить основные правила езды по снегу и в гололед в зимнее время года. К тому же, эти правила совсем простые и очевидные, но их несоблюдение может стоить водителю и пешеходам жизни.

Езда по снегу – основные правила

С опытом водители начинают лучше чувствовать свой автомобиль, и они даже не задумываются о том, как водить машину зимой. Но в первые годы за рулем, во время движения по участкам дороги, которые замело снегом, следует помнить об основных правилах предосторожности:


Озвученные выше правила применимы к любому типу снега. Всего же автомобилисты разделяют снег на дороге на 3 основных категории. Для каждого типа снега характерен свой стиль вождения, который позволит избежать аварий.

В середине или начале зимы снег часто идет без дождевых осадков, и он рыхло ложится на землю. Часто за пределами города на проселочных или небольших дорогах, где практически нет трафика, такой снег может лежать нетронутый автомобилями и дорожными службами. Данный тип снега преодолевать проще всего – его необходимо проехать на хорошей скорости, старясь не тормозить.

Рыхлый снег должен разлетаться из-под колес автомобиля, и застрять в нем невозможно, если соблюдать правила движения по заснеженным дорогам.

Сложным условием для водителя автомобиля является движение по мокрому снегу. Главное правило при езде по «тяжелому» снегу – необходимо максимально исключить возможность полной остановки автомобилю. Машина должна создать собственную колею и по ней двигаться, закатывая в нее новый снег и преодолевая его шинами. Исходя из законов геометрии, чтобы задние шины на поворотах могли пройти по колее, созданной передними, лучшим вариантом будет проходить их с максимальным радиусом.

Внимание: Если машина полностью остановилась в мокром снегу, по которому она двигалась с большим трудом, лучше немного сдать назад, а после этого вновь начать движение. Это позволит вернуть автомобиль в нужную колею и дальше двигаться накатом на нее.

Обратите внимание, что если ставится задача преодолеть на автомобиле большой участок дороги с мокрым снегом, лучше озаботиться спуском давления в шинах. При движении по дороге со столь сложными погодными условиями, опустите давление в шинах до 0,7-1 атмосфер. Двигаться рекомендуется на заранее выбранной передаче, стараясь держать обороты двигателя на одном уровне. Если вы стали ощущать, что автомобиль может заглохнуть, лучше остановиться, но не с помощью тормозов, а продолжая движение на сцеплении (для ручной коробки передач) или без нажатия педали акселератора (для автоматической трансмиссии).

Снежный наст является одним из самых сложных условий для движения автомобиля. Если предстоит долгая поездка по снежному насту и избежать ее нельзя – важно подготовить к данному испытанию шины, а еще лучше найти партнера, которому также необходимо преодолеть тяжелый участок заснеженной дороги.

Двигаться по снежному насту следует на спущенной резине до значения в 0,3-0,4 атмосфер. Из-за льда, образованного на снежной массе, сцепление колес автомобиля снижается практически до нуля. При этом жесткая ледяная корка имеет большое сопротивление и с трудом проминается под шинами. Опускать давление в шинах рекомендуется, чтобы увеличить площадь давления на снежный наст, что позволит прогибать и разламывать ледяную корку.

  1. Полностью остановиться перед поворотом не используя тормоза;
  2. Далее руль слегка выкручивается в сторону противоположную повороту, а автомобиль сдает назад;
  3. После этого руль поворачивается немного в сторону поворота, и автомобиль движется вперед.

В зависимости от крутизны поворота, массы автомобиля, мощности двигателя, обледенелости снега и других параметров, может потребоваться повторить описанную выше процедуру 2-3 раза. Это необходимо чтобы максимально расширить колею, с которой будет производиться поворот.

Если удалось найти партнера для езды через дорогу, на которой образовался снежный наст, он будет выступать в качестве страховки. Один из автомобилей должен двигаться вперед, продавливая под собой ледяную корку, а второй при необходимости сможет вытянуть его назад, если машина застрянет.

Езда в гололед

Правила безопасного движения в гололед практически не отличаются от методов продвижения по снегу. Однако если снежная насыпь часто встречается на дорогах малой интенсивности, то гололеду свойственно образовываться на трассах, протяженных дорогах общего пользования и в городе. При езде в гололед требуется быть предельно внимательным и не забывать о следующих правилах:


Перед тем как выезжать на дороги зимою, внимательно отнеситесь к подготовке автомобиля:

  • На нем должна быть «обута» зимняя резина;
  • Зеркала и стекла очищены от наледи;
  • С крыши должна быть удалена «снежная шапка», которая рискует оказаться на лобовом стекле при торможении, что приведет к опасной ситуации;
  • Фары, задние фонари и другие средства освещения и индикации должны быть очищены.

Если вы направляетесь в дальнюю поездку, обязательно убедитесь, что аккумулятор хорошо заряжен, и не придется

Традиционно, колейность представляет собой дефект дорожного покрытия – это такие протяжённые «вмятины» на асфальте. Для регионов с суровым зимним климатом характерна ещё и колейность, которая образуется из-за снега и льда. В Кемерове встречаются оба варианта.

Колейность асфальта

В 2016 году борьбу с традиционной колейностью на магистралях Кемерова решили усилить. В целом, за последние шесть лет в городе объём работ по устранению этого дефекта вырос на 50%. Как рассказали Сибдепо в комитете по работе со СМИ администрации г. Кемерово, в этом году дорожники «подлатали» колеи в четырёх районах города: Центральном, Ленинском, Заводском и Рудничном.

Центральный район

Ленинский район

Заводский район

Рудничный район

ул. Кирова (от просп. Советского до ул. Н. Островского («Подорожник»);

ул. Весенняя (от ул. Ноградской до лицея №62 (ул. Весенняя, 17);

пр-т Притомский;

перекресток просп. Советский – ул. Кирова;

ул. Дзержинского;

пр-т Ленина;

пр-т Кузнецкий – ул. Кирова;

пр-т Ленина на подходе к Центральному проезду;

остановочные карманы на Ленина;

развязка на Притомском;

перекресток пр-т Октябрьский – пр-т Ленинградский;

перекресток пр-т Ленина – пр-т Ленинградский;

пр-т Химиков (от бульв. Строителей до ул. Ворошилова)

перекресток пр-т Химиков – ул. Терешковой;

перекресток пр-т Химиков – б-р Строителей.

ул. Сибиряков-Гвардейцев (от ул. Соборной до ул. Тухачевского);

перекресток ул. Сибиряков-Гвардейцев – ул. Мичурина;

Западный проезд;

пр-т Кузнецкий.

ул. Суворова;

ул. Нахимова.

Отдельно стоял вопрос о колейности на Кузбасском мосту. Чтобы снизить аварийность на объекте, ещё в марте 2016 года было принято решение на нём скоростное ограничение – 40 км/ч. Сначала эта мера предполагалась временной, но потом стало известно, что снятие ограничения скорости пока что не планируется. Кстати, с середины сентября там вовсю работают камеры, которые высококачественные фотографии нарушителей. В результате за этот год на самом мосту сделали ямочный ремонт, а также дорожное полотно на подъезде к нему.

См. также

Отметим, что в 2017 году в Кемерове планируют устранить колейность только на следующих участках: на Логовом шоссе (на подходе к Шахтёров), проспекте Химиков от Тухачевского до Терешковой, улице 4-я Цветочная, улице Тельмана до Рекордной, въездной дороги в ж.р. Кедровка и улице Геологоразведка.

Снежная колейность

В связи с последними сюрпризами погоды, из-за которых в Кемерове то и дело пробки и ДТП, снежная колея на городских дорогах стремительно растёт. Уже сейчас при перестроении в другую полосу автомобили начинает «таскать» из стороны в сторону.

Чтобы не допустить образование колейности, дорожники проводят работы согласно нормативам. К ним относятся: посыпка дорог специальными технологическими материалами, которые препятствуют уплотнению снега и образованию снежно-ледяных отложений, сметание снега, а также скалывание уплотнённого снега и льда.

«Содержание улично-дорожной сети в Кемерове выполняется шестью дорожными предприятиями. Зимнее содержание осуществляется 226 единицами специализированной техники, в том числе ДМК (дорожный механизированный комплекс с навесным оборудованием: плужно-щеточное, пескоразбрасыватель, – прим. Сибдепо) – 46 единиц, автогрейдеры – 21 единица, снегопогрузчики лаповые и фронтальные – 39 единиц, шнекороторы – 9 единиц», – пояснили в пресс-службе мэрии.

См. также

Контроль за обеспечением качественной и своевременной уборки магистралей города дорожными предприятиями возложен на МБУ «Кемеровские автодороги». Специалисты учреждения должны круглосуточно объезжать город и отслеживать работу техники по навигационной системе. Те, кого не устраивает уборка дорог Кемерова, могут позвонить в круглосуточную диспетчерскую службу по телефону 67-00-00.

В отделении ГИБДД Кемерова Сибдепо рассказали, что только за последние три дня за несвоевременную уборку снега на городских дорогах к административной ответственности привлекли двух должностных лиц, а в отношении четырёх возбудили дела об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что дорога после очистки снега может показаться безопасной, сотрудники ГИБДД советуют автомобилистам включить «зимний» стиль вождения. Прежде всего, нужно выезжать в путь с достаточным запасом времени, двигаться с максимально низкой скоростью, а любые манёвры выполнять плавно, избегая резких движений.

Как говорят опытные автолюбители, от ДТП из-за колеи не застрахован никто. Однако при соблюдении элементарных правил при движении на дорогах можно значительно снизить риск участия в без того многочисленных ДТП.

См. также

Какое страшное для некоторых водителей слово. Многие ее боятся. А страх, часто не обоснован. Попробуем разобраться более детально, чем же она так всех пугает.

Колея бывает разная.

К примеру, вот такая, снежная

Если снег рыхлый, то скорее всего выехать из такой колеи проблем не составит. А вот «сесть на пузо», тут проще простого. Поэтому необходимо понимать клиренс своего автомобиля. Я бы еще посоветовал обратить внимание на высоту переднего бампера, который будет грести перед собой большую кучу снега. Он довольно хрупкий. Чтобы избавляться периодически от него и не быть бульдозером, просто сделайте несколько легких маневров в право-лево, чтобы снег сдвинулся в сторону. Или останавливайтесь и убирайте его в сторону подручными средствами. Оба способа хороши.

Если это замерзший снег, но не настолько, чтобы по нему можно было ехать сверху, то тут только высота вашего автомобиля может вас спасти. Иначе, без бампера останетесь сразу же. Про защиту двигателя я уже и не говорю. Считаю, что она просто уже стоит, как говориться по умолчанию. Без нее в России ездить довольно дорого.

Итак, представим, что это все-таки твердый снег, который не выдержит вес машины, но высота автомобиля ехать позволяет. И тут новая проблема, встречный автомобиль. Как будем выезжать? Полный привод вам в помощь. А если его нет, тогда передний привод будет иметь маленькое преимущество. В любом случае, стараемся с небольшим поворотом руля и «с ходу» а не с места, заехать на снег. Однако, смею заметить, что и есть другая технология, которая тоже работает. Скорость такая же, быстрым и резким поворотом руля направляем автомобиль в сторону, и тут же ставим колеса прямо. Все это выполняется без пробуксовок колес, и с нажатой педалью газа. В этот момент, вы должны быть готовы к тому, что задняя часть автомобиля, которая имеет наименьшее сопротивление может слегка поехать вперед автомобиля. А может и не слегка. Это зависит и от колес, и от скорости заезда, и от состояния снега-льда и т.д. Важный момент, колеса автомобиля всегда должны смотреть туда, куда вы планируете ехать. Под каким бы углом машина не находилась. Съезд обратно труда не составит.

Двигаемся на невысокой скорости (но и не медленно)

Угол поворота для выезда по ситуации. Оба способа работают. Я бы начал с маленького угла.

Готовность к скольжению задней части автомобиля (руление на опережение)

Все это время держим постоянный газ

Грязевая колея. Покрытие по составу своему отличается, конечно. А вот принцип движения очень похож. Конечно, кто увлекается трофи-рейдами, скажет, что это совсем другое. И конечно, он знает свои особенности. Многое зависит от подготовленности автомобиля, правильного выбора резины, опыта пилота. И т.д. и т.п. Будьте проще, сядьте на пол. Все мы умеем готовить оливье, и продукты покупаем в одном магазине. Однако вкус разный получается. Поэтому, кто захочет подробностей, добро пожаловать с вопросами. С удовольствием расскажу. А пока общие рекомендации. Итак, техника выезда-заезда схожа с движением по снегу.

Колея на асфальте тоже мало радости приносит. Из-за нее, автомобиль постоянно пытается уехать с дороги, виляет. Поэтому приходиться больше напрягаться. Если она неглубокая, то проблем нет. Переехать такую не сложно. Только крепче держите руль.

Мне кажется что пугает когда в колее есть вода. И многие знают, про водяной клин. Эффект аквапланирования. Когда колесо всплывает и не держится за асфальт. Колесо, которое способно выдавливать большое количество воды из по себя, имеет специальный рисунок. Но и оно, это колесо, тоже может потерять сцепление.

Рецепт движения в такой колее, двигаться чуть медленнее. Даже 5 км могут дать большой эффект. Автомобиль будет совершенно спокойно двигаться по луже. Поэтому скорость, это ваше главное оружие. Помните, что когда нет сцепления с асфальтовым покрытием, руль становится легким. Автомобиль Очень поздно реагирует на ваши желания. Он плохо реагирует на педаль газа или тормоза. Так что, водяная колея, это отличный повод, чтобы увеличить дистанцию до автомобиля впереди.

Кстати, как вы определяете безопасную дистанцию? Об этом я поделюсь в следующей статье.

Перестроение из полосы в полосу, опять те же два варианта. Всегда надо быть готовым к тому, что автомобиль, из-за разницы в сцеплении колес, может начать разворачивать. Поэтому перестроение происходит на ровном газу, двумя руками на руле, и руль держим закрытым хватом. Чтобы его не вырвало из рук. Гидроусилитель конечно сильно расслабляет водителя и может с ним сыграть плохую шутку.

Ледяная колея, тоже самое.

Подводим итоги:

Контроль глубины колеи

Если есть возможность ехать вне колеи, пользуемся этим

Перестроение, попробуйте и определите удобный для себя способ. Либо плавно, либо более динамично. (существуют и другие способы, перепрыгивание, отталкивание, движение в упор). Писать об этом дольше, чем рассказать. Спросите, ответим.

Удержание газа при маневре

Контроль направления колес

Если спрашивать, какой автомобиль будет иметь преимущество в колее, то ответ очевиден. С постоянным!!! Полным приводом, а не подключаемым, коих сейчас большинство. Если выбирать между задним или передним, то мое мнение, которое я не навязываю, это передний. Но в умелых руках, сами знаете.

Ответил ли мы на ваши вопросы? Всегда будем рады новым.

Читайте также

Зимняя пора встречается автолюбителями по-разному. Опытные водители не слишком-то переживают по этому поводу, активные «драйверы» радуются возможности эффектно поскользить в безлюдных поворотах, а новички волнуются, предвкушая нелегкий процесс получения нового опыта. Но всех их объединяет одно: необходимость понимания правильной техники зимнего вождения. О том, как правильно ездить зимой, как обезопасить себя и свой автомобиль, и что может в этом помочь, нам рассказал Иван Чужмар, тренер по защитному вождению.

NITTO TIRES .

Утренние упражнения

У тренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.

Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Ездим правильно

Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы , теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.

Статьи / Практика

Простые ошибки в зимнем вождении: как облегчить жизнь себе и своей машине

Вы еще не забыли небольшую статью про использование АБС, вызвавшую немало споров, потому что шла вразрез с «истиной», которую несут автошколы и «профессионалы» о торможении в повороте и заносе? Сегодня речь пойдет о...

38015 6 38 10.11.2016

Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.

Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.

Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.

И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.

В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.

Продолжая разговор о торможении, стоит упомянуть и вопрос выбора зимней резины – ошипованной или неошипованной. Сегодня это, конечно, уже стало чуть ли не делом вкуса – современные технологии позволяют так называемым фрикционным шинам показывать хорошие результаты, так как тормозной путь во многом зависит от состава резиновой смеси. В вопросе того, какую резину предпочесть, стоит ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на то, какая зима обычно у вас в регионе. А еще стоит помнить и то, что шипованные шины более шумные – однако этот шум зачастую помогает лучше понимать скоростной режим, заставляя спокойнее ехать по асфальту.

Если вы съехали на глубокий снег, то на первый план выходят уже не шипы, а правильная манера движения. Двигаться надо так, чтобы колесо успело продавить снег и наехать на него сразу, без пробуксовок и лишних дерганий рулем. Передачу стоит подобрать соответствующую скорости: поскольку скорость будет невысока, то движение будет оптимальным на второй-третьей передаче. В случае, если у вас АКПП, это может быть сложнее, но если коробка позволяет зафиксировать выбранную передачу и держать ее, этой возможностью стоит воспользоваться.

Работа газом – еще один важный нюанс: как и при движении на льду, не стоит злоупотреблять акселератором, вызывая пробуксовку. Однако, вопреки этому, не исключено, что на некоторых автомобилях с антипробуксовочной системой лучшим способом будет ехать в режиме «газ в пол», а электроника при этом будет сама подстраиваться под покрытие. Да, это звучит неожиданно – однако это может сработать. Поэтому, завидев первый снег, можно попробовать эту методику для своего автомобиля в каком-нибудь безопасном месте.

Колея на зимней дороге – еще один камень преткновения для многих водителей. Надо сказать, что сама по себе она опасности не представляет – пока вы или не заедете в нее, или не решите из нее выехать. При равномерном движении по колее проблем нет – разумеется, если у автомобиля совпадает с ней межколесное расстояние, и клиренс позволяет не цеплять днищем неровности. А вот решение ее покинуть может обернуться проблемами.

Как понять, что ваши зимние шины пора менять?

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES. На самом деле, процедура «самодиагностики» зимних шин лишь немногим сложнее таковой для летних. Но если в том случае единственным официальным фактором, влияющим на...

58019 0 0 02.11.2016

Выехать из колеи тяжелее, чем туда попасть. Однако при должном умении и понимании физики движения из нее можно выбраться как на «пешей» скорости, так и при умеренно быстром движении: главное – помнить, что во втором случае риск разворота будет гораздо выше. При попытке выехать из колеи важно понимать, куда смотрят передние колеса, и заранее выбрать передачу, чтобы она помогала вам, а не мешала. Задние колеса при этом работают против вас: при попытке вырулить передние колеса окажутся вне колеи, а задние – еще нет, поэтому при выезде нужно иметь импульс, чтобы не остановиться или, что еще хуже, развернуться и встать поперек колеи.

Отдельно стоит упомянуть важность внимательного отношения к зимней резине. Во-первых, нужно следить за ее износом: она должна соответствовать требованиям техрегламента и перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. Во-вторых, даже при формальной годности ее к эксплуатации, стоит руководствоваться еще и здравым смыслом. Единственное преимущество старой резины в том, что у нее большее пятно контакта – но оно не скомпенсирует утерянные за годы эксплуатации свойства и выпавшие шипы.

Сама по себе зимняя резина более мягкая, но пока она не прогрета в движении, даже она не работает полноценно. Кроме того, благодаря своей мягкости она более склонна к боковому уводу – это необходимо учитывать при движении по дуге поворота и не пытаться держать ту же скорость, к которой вы привыкли летом.

Зимняя пора по-своему прекрасна, но также и сложна своими «побочными эффектами». Зима – это не только частая слякоть и солевые разводы на обуви. Погода часто обманчива, езда в снегопад – тяжелое испытание, а глаза быстро устают от яркой белизны вокруг. От постоянно работающей «печки» слезятся или, наоборот, сохнут глаза, а заодно и чаще болит голова. Постоянные прогревы подразумевают потерю времени и дополнительного топлива, а более частые аварии и, как следствие, пробки способны украсть еще больше драгоценных свободных минут. Шум от зимних покрышек и запахи омывающей жидкости – еще пара факторов, явно не придающих зимнему вождению дополнительной романтики.

Все это нужно учитывать и понимать особенно тем, для кого грядущий зимний сезон станет первым или одним из первых. Важный совет таким (как, впрочем, и всем остальным) водителям – делать все вовремя.

Вовремя залить незамерзающую жидкость омывателя, вовремя подготовить кузов к зиме, подумав о дополнительной обработке. Положить щетку для снега в салон, а не в багажник. Заменить резину на зимнюю – и лучше даже озаботиться вопросом приобретения зимней «запаски». Не стесняться «пробовать» покрытие на дороге до того, как это придется сделать вынужденно. Обратить внимание на работоспособность и особенности зимнего использования стояночного тормоза, чтобы не получить утром намертво примерзшие к барабанам задние колодки. Приобрести лопату и толстые рукавицы для освобождения машины из снежного плена. Внимательно изучить инструкцию к собственному автомобилю, чтобы знать, какие системы в нем есть, и для чего они нужны. А еще – читать советы, но всегда все взвешивать. Учиться у проверенных людей, а не самоучек. И быть внимательными: безопасность на зимней дороге – задача первостепенной важности.

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES .

Зима - самый сложный период для автомобилиста. Когда снегопад, а на дорогах гололёд и колея, управлять машиной гораздо трудней. Малейшая ошибка водителя может стать причиной серьёзной аварии.

В этот период времени автолюбителю нужно быть предельно внимательным и осторожным.

О том, каких правил придерживаться на дорогах зимой корреспондент «АиФ-Прикамье» поговорил с директором и тренером-инструктором Центра повышения водительского мастерства Сергеем Седовым . -

Виктор Михалёв, «АиФ-Прикамье»: Как водителям адаптироваться к меняющимся погодным условиям?

Сергей Седов : Чтобы понять ситуацию на дороге надо прочувствовать сцепление автомобиля с асфальтом. Для этого нужно сильнее передавить тормоз перед светофором и посмотреть машина замедляется также как, к примеру, вчера или на дороге гололёд.

- Как правильно трогаться с места зимой?

Всё зависит от привода автомобиля. Трогаться с места, когда укатанный снег, лучше без пробуксовки, а потом её можно допускать, чтобы шипы вырывали и выгрызали снег. При подъёме в гору колёса нужно направить прямо, так как машина разгоняется быстрее, а повёрнутые в сторону колёса - это всегда замедление и снижение тяговых усилий, особенно при подъёме.

- Как управлять автомобилем в гололёд?

На льду руль становиться более лёгким, так можно понять, что на дороге скользко. В этом случае не надо резко тормозить и делать резкие выпады.

Не стоит пытаться проскочить на перекрестке, гололёд может сыграть с вами злую шутку.

- Что делать, если автомобиль попал в колею?

- Колея зимой - смерти подобна. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее машину будет качать из стороны в сторону и рано или поздно её выкинет из колеи.

При движении по колее надо постепенно сбавить скорость и проехать этот участок. Не надо пытаться по инерции выехать из неё, передние колёса могут выскочить, а задние останутся там и автомобиль встанет боком, может вылететь на встречную полосу.

- Как ехать на машине по рыхлому снегу?

Когда дорога почищена, а рыхлый снег находится между полосами и на обочине в него можно заехать после обгона. Двигаясь по такой дороге, автомобиль может занести и выбросить с полосы. Нельзя нажимать на тормоз, а нужно продолжать держать газ и рулём «дробить» снег, делая небольшие качания.

Если автомобиль едет по рыхлой обочине, то его может затянуть в снег, таких ситуаций тоже стоит избегать.

- Что главное при управлении машиной в снегопад?

При плохой видимости нужно снизить скорость, а лучше остановиться и подождать, пока погода улучшиться.

- Как выйти из заноса?

Занос может быть как на прямой дороге, так и при входе, в середине и в конце поворота. Водителю нужно реагировать немедленно.

При каждой ситуации и в зависимости от привода авто необходимы определённые действия. К примеру, при заносе на автомобиле с передним приводом нужно добавить газу, а руль повернуть в сторону заноса. Если задняя ось «пошла» в сторону, то протектор шин направляем туда, куда мы хотим поехать.

Самое важное при любом заносе - это управление рулём. Не добавляя и не убирая газ, можно только с помощью руля выровнять машину. Важно при управлении сидеть прямо, а руль держать обеими руками. Тогда при любом заносе автоматически будете возвращать руль в правильное положение. Если водитель сидит криво или наклонён, то он может не почувствовать начало заноса.

- Как нужно тормозить зимой?

На автомобиле с АБС (Антиблокировочная система - Ред.)при спокойной езде тормозить нужно до срабатывания системы. В предаварийной ситуации, чтобы быстро остановиться, водитель должен ударить по педали тормоза и тормозить со всей силой, как будто хочет сломать педаль.

На автомобиле без АБС, при спокойной езде нужно тормозить до блокировки колёс. В экстренной ситуации тормозить нужно ступенчато: нажали на тормоз до блокировки, отпустили педаль и поправили направление рулём, снова нажали на педаль тормоза. Нельзя просто зажать педаль тормоза, и отправить автомобиль в свободное движение.

Про мужчин и женщин

- Есть разница, кто управляет автомобилем мужчина или женщина?

Разницы абсолютно никакой. «Блондинки» есть и среди мужчин, но женщины лучше обучаются. И дальше, управляя автомобилем, всё делают так, как их учили. А мужчины пытаются пробовать все возможные варианты и пока этого не сделают, не поймут, что их действительно учили правильно.

Порой женщины «за рулём» лучше мужчин, так как не перебирают со скоростью и правильно входят в поворот. Мужчины же любят почувствовать «жгучий драйв». Им интересно узнать, что там за гранью.