Аппаратура в машине скорой помощи. Оснащение автомобилей скорой медицинской помощи

Перечень оснащения и оборудования машины скорой медицинской помощи

1. Дыхательный аппарат, пульсоксиметр портативный.

2. Кислородный ингалятор КИ-3м с системой Айра (возможность увлажнения и подогрева).

3. Реанимационный самонаполняющийся мешок 400-750 мл.

4. Лицевые маски различных размеров.

5. Кислород медицинский в баллонах по 10 л - 2 шт.

6. Дефибриллятор портативный.

7. Электрокардиограф портативный.

8. Отсосы (электрический от бортовой машины, ножной).

9. Ингалятор лекарственных средств, небулайзер, насадка-спейсер.

10. Набор транспортного иммобилизационного оборудования: щит для больных с травмой позвоночника, корсеты шейные различных размеров, шины для иммобилизации конечностей.

11. Тонометр для измерения АД, набор возрастных манжеток, фонендоскоп.

12. Пикфлоуметр.

13. Термометр.

14. Отоскоп.

15. Глюкометр (или Глюкотест - полоски «глюкоза/ацетон/белок в моче» и полоски для крови) портативный.

16. Набор для передней и задней тампонады носа.

17. «Космическое одеяло».

18. Стерильный набор для плевральной пункции (торакоцентеза).

19. Стерильный набор для катетеризации периферических вен, различные размеры катетеров (0,6; 0,8; 1,0; 1,2), катетеры игле разных размеров для центральных вен (оснащается РКБ).

20. Набор для интубации трахеи (ларингоскоп с набором клинков, интубационные трубки без манжет различных размеров (2,5; 3,5; 4,0; 5,0; 6,0; 7,0; 8,0), роторасширитель, катетеры для отсасывания, ножницы, липкий пластырь, бинт), набор воздуховодов.

21. Токсикологический набор: зонды желудочные различных размеров, роторасширитель, стерильное вазелиновое масло, энтеросорбенты (активированный уголь 0,25 в таб., полифепан в стандартной упаковке), натрия гидрокабонат (50 г), антидоты (атропин, ацетилцистеин, галантамин, десферал, метиленовый синий, налоксон, натрия тиосульфат, унитиол, церукал, этанол), солевое слабительное (магния сульфат), клизмы различных объемов, калия перманганат.

22. Набор для катетеризации мочевого пузыря с мочеприемником.

23. Языкодержатель.

24. Жгут венозный, жгут кровоостанавливающий артериальный с пластиковым фиксатором и дозированной компрессией.

25. Перевязочные средства.

26. Родовой пакет стерильный.

27. Инструментарий и предметы ухода за больными.

28. Сумка педиатра.

Содержимое врачебной сумки педиатрической и реанимационно-консультативной бригад

Лекарственные ампулированные препараты

Препарат Международное

непатентованное

наименование

Концентрация Объем Педиатрическая РКБ
Количество ампул
Аденозин Аденозина 2% 2 2 3
Адреналин

гидрохлорид

Эпинефрин 0,1% 1 3 5
Алупент Орципреналин 0,05% 1 3 3
Аминазин Хлорпромазин 2,5% 2 1 2
Аминокапроновая Аминокапроновая 100 мл 1 -- 1
Анальгин Метамизол 50% 2 3 3
Аскорбиновая Аскорбиновая 5% 1 10 10
Атропина Атропин 0,1% 1 5 10
АТФ Трифосаденин 1% 1 1 1
Баралгин Метамизол + Питофенон + Фенпивериния бромид 50% 2;5 2 2
Верапамил Верапамил 0,25% 2 1 2
Гепарин Гепарин натрий 5000ЕД/мл фл 1 1
Гидрокортизон

гемисукцинат

Гидрокортизон 0,5% 5 5 5
Глюкоза Декстроза 40% 20 5 5
Дексаметазон Дексаметазон 0,4% 2 1 1
Димедрол Дифенгидрамин 1% 1 3 3
Дитилин Суксаметония 2% 2 -- 3
Дицинон Этамзилат 12,5% 2 2 4
Добутамин Добутамин в флаконе 1 - 1
Допамин Допамин 0,5% и 4% 5 2 5
Инсулин Инсулин 40ЕД/мл 5 1 1
Калипсол Кетамин 5% 10 - 2
Кальция

глюконат

Кальция

глюконат

10% 10 3 3
Кальция хлорид Кальция хлорид 10% 10 2 2
Кокарбоксилаза Кокарбоксилаза 0,025 г в амп. 5 5
Кордарон Амиодарон 5% 3 3 3
Кофеин бензоат натрия Кофеин 10% 1 2 3
Лазикс Фуросемид 1% 2 2 2
Левомецитин

сукцинат

Хлорамфеникол 500ЕД во флак. 2 2
Лидокаин

гидрохлорид

Лидокаин 2% 2 2 2
Магния сульфат Магния сульфат 25% 5 2 2
Маннит Маннитол 15% Флакон -- 1
Мезатон Фенилэфрин 1% 1 2 3
Мидазолам Мидазолам 0,15% 10 1 1
Натрия

оксибутират

Натрия оксибат 20% 10 2 2
Нитроглицерин Нитроглицерин 0,1% 10 1 1
Новокаин Прокаин 0,25%; 0,5% 5 5 5
Новокаин Прокаин 2% 5 5 5
Новокаинамид Прокаинамид 10% 5 2 2
Панангин Калия и магния аспарагинат -- 10 -- 5
Папаверин Папаверина

гидрохлорид

2% 2 5 5
Пипольфен Прометазин 2,5% 2 2 2
Преднизолон Преднизолон 3% 1 5 10
Промедол Тримеперидин 1% 1 1 2
Реланиум Диазепам 0,5% 2 3 3
Строфантин-К Строфантин 0,05% 1 2 3
Супрастин Хлоропирамин 2% 1 2 2
Тавегил Клемастин 2% 2 2 2
Трамал Трамадол 5% 2 2 2
Фентанил Фентанил 0,005% 2 -- 2
Цефотаксим Цефотаксим 1 г в флаконе 2 2
Этимизол Этимизол 1% 3 2 2
Эуфиллин Аминофиллин 2,4% 10 3 3

Лекарственные препараты для энтерального и ингаляционного применения

Беродуал - Ипратропия бромид + Фенотерол (для ингаляций)

Автомобиль скорой медицинской помощи (АСМП)

Отечественные стандарты качества оказания скорой медицинской помощи пред­полагают проведение лечебных мероприятий на месте происшествия и при транс­портировке силами квалифицированного медицинского персонала (врачей и фель­дшеров скорой помощи, врачей-специалистов), но не парамедиков, как в ряде за­рубежных стран.

Тем самым не только проведение неотложных мероприятий, но и лечение больного начинается с момента приезда бригады скорой медицинской по­мощи на место происшествия. С 2007 года в РФ вводится Национальный стандарт на автомобили скорой медицинской помощи, разработанный с учетом основных положений отраслевого стандарта ОСТ 91500.07.0001-2002 «Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования», европейского стандарта ЕН1789:2000 и особенностей организации скорой меди­цинской помощи в России. Комплектация и оборудование АСМП в соответствии с Национальным стандартом позволяет проводить лечение неотложных состояний на догоспитальном этапе согласно существующим нормативным документам, оп­ределяющим качество оказания скорой медицинской помощи.

АСМП - это и рабочее место бригады скорой медицинской помощи, и помеще­ние для размещения больного (пострадавшего), и место проведения медицинских манипуляций интенсивной терапии, реанимации, оказания помощи при неотлож­ных состояниях, динамического контроля состояния пациента.

АСМП представляет собой оборудованный в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями медицинский салон на автомобильном шасси. Возможны варианты изготовления медицинского салона во внутреннем объеме имеющихся автофургонов, микроавтобусов, грузовых, легковых автомобилей, либо изготовле­ния отдельного модуля салона АСМП, устанавливаемого на подготовленное шас­си. Во втором случае, салон-модуль может переставляться на новое автомобиль­ное шасси несколько раз по мере износа предыдущего.

Как правило, серийные автомобильные шасси для изготовления АСМП дора­батываются и модифицируются с целью обеспечения необходимых динамических характеристик, плавности хода, повышенной надежности двигателя и ходовой ча­сти, повышения мощности бортовой электрической сети для обеспечения потреб­ностей оборудования медицинского салона.

В соответствии с Национальным стандартом АСМП разделены на категории в зависимости от назначения и обеспечения тех или иных видов медицинской помощи:

Класс «А» - АСМП, предназначенный для транспортировки пациентов, пред­положительно не являющихся «экстренными», в сопровождении медицинс­кого персонала;

Класс «В» (автомобиль экстренной медицинской помощи) - АСМП, пред­назначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады скорой медицинской по­мощи, транспортировки и контроля состояния пациентов на догоспиталь­ном этапе;

Класс «С» (реанимобиль) - АСМП, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной бригады транспортировки и контроля состояния пациентов на догоспитальном этапе;

Автомобиль скорой медицинской специализированной помощи - АСМП, пред­назначенный для оказания узкоспециализированной скорой медицинской по­мощи (кардиологической, неонатальной, токсикологической, травматологичес­кой, неврологической и т.п.), созданный на базе АСМП класса «В» или «С».

Перечни комплектаций АСМП в зависимости от класса, утвержденные прика­зом Минздравсоцразвития России №752 от 1.12.2005 г. «Об оснащении санитар­ного автотранспорта», приведены в приложениях 1-3.

Категорически недопустимо применение АСМП без учета их категории (напри­мер, применение АСМП класса «А» в качестве автомобиля экстренной медицинской помощи, т.к. особенности медицинского салона АСМП класса «А» ограничивают возможности медперсонала по проведению ряда экстренных манипуляций).

Национальный стандарт регламентирует в зависимости от класса АСМП раз­меры медицинского салона, рабочие зоны медперсонала, обязательные и рекомен­дуемые перечни медицинского оборудования и оснащения.

АСМП оборудуются синими проблесковыми маяками и звуковой сигнализаци­ей, обеспечивающими возможность преимущественного проезда. Цветографичес­кая окраска АСМП должна соответствовать ГОСТу Р 50574-2002, что облегчает определение АСМП другими участниками дорожного движения.

Требования к медицинскому салону АСМП

Медицинский салон АСМП должен отвечать следующим требованиям:

Доступ для оказания медицинской помощи больным по всей длине носилок, в АСМП класса «В» и «С» - возможность медицинских манипуляций экст­ренной медицинской помощи с обеих сторон носилок и со стороны головы пациента;

Безопасность для медперсонала и больного (закрепление аппаратуры, отсут­ствие травмоопасных углов, выступов, наличие ремней безопасности);

Изоляция пациента от внешних условий (плотно закрывающиеся дверные проемы, матированные на 2/3 окна), при этом окна салона должны обеспе­чивать медицинской бригаде возможность обзора внешней обстановки изнут­ри салона, что повышает безопасность и снижает вероятность вестибуляр­ного дискомфорта;

Температурный режим, пассивная и активная вентиляция, звукоизоляция, ес­тественное и дополнительное освещение;

Соответствие требованиям СЭС по возможности поддержания санитарно­противоэпидемического режима, проведения дезинфекции и влажной убор­ки салона «палубным» методом;

Фиксирующиеся на штатных креплениях средства транспортировки паци­ентов в зависимости от категории АСМП;

Возможность изоляции кабины водителя от медицинского салона при обес­печении визуального и вербального контакта.

Система жизнеобеспечения

Пациент в тяжелом состоянии весьма чувствителен к изменению внешних усло­вий, которые затрудняют поддержание гомеостаза. Воздействие неблагоприятных внешних условий на пациента должно быть по возможности минимизировано, поэтому Национальный стандарт устанавливает перечень требований к темпе­ратурному режиму в медицинском салоне АСМП. В соответствии с эти стандар­том во всех классах АСМП температура над поверхностью основных носилок, установленных в крайнем нижнем положении должна быть не менее 20 °С, а на поверхности пола в центре медицинского салона - не менее 15 °С.

Время достижения указанных температур в медицинском салоне не должно быть более 30 мин. при начальной температуре минус 25 °С и 60 мин. - при начальной температуре минус 40 °С.

Требования к аккумуляторным батареям и генераторам - в табл. 3.1.

Медицинские салоны автомобилей скорой медицинской помощи классов В и С должны быть оборудованы системой кондиционирования, обеспечивающей снижение температуры воздуха в центре салона на расстоянии 1 м от пола на 10°С по отношению к температуре окружающей среды. Время достижения за­данного снижения температуры при начальной температуре плюс 40 °С - не более 30 мин.

В медицинском салоне при стоянке автомобиля скорой медицинской помощи должен быть обеспечен не менее чем двадцатикратный обмен воздуха в течение одного часа, при этом скорость движения воздуха должна быть не более 0,25 м/с в зимнее время и 0,5 м/с в летнее время на высоте 0,1 м в головной части над повер­хностью носилок и на высоте 0,7 м над поверхностями сидений кресел.

Медицинский салон автомобилей скорой медицинской помощи классов В и С должен быть оборудован автономным отопителем, работающим независимо от

системы отопления базового автомобиля, или системой отопления, работающей совместно с автономным подогревателем двигателя, что исключает риск переох­лаждения больного при поломке двигателя в пути.

Наличие дополнительного стояночного электроотопителя, работающего от внешнего источника питания, позволяет поддерживать положительную темпера­туру в салоне во время стоянки на открытых площадках в холодное время года.

Термостатическая регулировка отопительной системы должна обеспечивать колебание температуры не более ± 5 °С.

Отопительная система должна соответствовать этим требованиям и в том слу­чае, если отключена вентиляция и система переключена на режим циркуляции воздуха в медицинском салоне.

Если в автомобиле скорой медицинской помощи используют анестезирующие газы и пары, например закись азота, энтонокс, то должна быть предусмотрена вытяжка в соответствии с установленными требованиями.

Не все перечисленные требования в настоящее время нашли техническое реше­ние в массовом производстве, но значительное количество вновь произведенных АСМП соответствуют Национальному стандарту.

Система электроснабжения

Мощность автомобильного генератора, как правило, увеличена по сравнению с базовой моделью автомобиля и рассчитывается исходя из максимального объема потребления аппаратурой медицинского салона. Ряд медицинских аппаратов имеет автономные источники электропитания, которые позволяют работать вне АСМП. Эти аккумуляторы имеют ограниченную емкость. Подключение к бортовой элек­трической сети позволяет заряжать их и иметь функционально работоспособную аппаратуру в течение всего времени дежурства АСМП.

Автомобили скорой медицинской помощи должны быть оборудованы систе­мой ввода электропитания от внешней сети 220 В, 50 Гц с внешним защищенным разъемом, обеспечивающей питание медицинского и специального оборудования напряжением 220 В, 50 Гц и постоянным напряжением 12 В, а также подзарядку аккумуляторных батарей на стоянке и соответствовать ГОСТу Р 51323.1, ГОС­Ту Р 51323.2.

Расположение аккумуляторных батарей должно обеспечивать возможность контроля уровня и плотности электролита без их демонтажа. Аккумуляторы и все подсоединения к ним должны исключать любую возможность короткого за­мыкания.

Для автомобилей скорой медицинской помощи классов В и С электрооборудо­вание должно иметь резерв мощности, предназначенный для повторного запуска двигателя.

Для облегчения пуска двигателя при отрицательных температурах воздуха автомобили скорой медицинской помощи должны быть оборудованы предпуско­вым подогревателем.

Запрещается установка в медицинском салоне автомобилей скорой медицинс­кой помощи аккумуляторных батарей, не имеющих системы отвода паров и не изо­лированных от основного помещения.

Аккумуляторные батареи и генератор должны удовлетворять следующим тре­бованиям (табл. 3.1).

Табл и ца3.1

Требования к аккумуляторным батареям и генераторам

В автомобилях скорой медицинской помощи классов В и С с наружной стороны должна быть установлена электрическая розетка на напряжение постоянного тока 12 В (24 В) или бортовой ввод на напряжение переменного тока 220 В (240 В) для обеспечения возможности зарядки аккумулятора (аккумуляторов) и других уст­ройств, например, медицинского оборудования, для предварительного прогрева двигателя и отопления медицинского салона.

Если штепсельный разъем рассчитан на напряжение 220/240 В, то контактный стержень розетки должен находиться в передней части автомобиля со стороны води­теля, либо обеспечивать автоматическое разъединение при условии соблюдения электрической и механической безопасности (например, начало движения автомо­биля).

Электрическая цепь напряжением 220/240 В должна быть защищена автома­тическим выключателем на номинальный ток утечки не более 30 мА или раздели­тельным трансформатором. Если цепь защищена только одним предохранитель­ным выключателем, то вблизи от штепсельного соединения необходимо поместить маркировку со следующей надписью: «ОСТОРОЖНО! ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬ­КО СПЕЦИАЛЬНУЮ РОЗЕТКУ».

Должна быть предусмотрена блокировка запуска двигателя автомобиля во вре­мя подключения внешнего питающего кабеля.

Автомобили скорой медицинской помощи классов В и С должны быть оборудо­ваны преобразователем постоянного напряжения 12 В в переменное 220 В, 50 Гц для питания медицинского оборудования при движении.

Минимальное число электрических розеток в медицинском салоне указано в табл. 3.2.

Система электроснабжения медицинского салона должна обеспечивать при движении автомобилей скорой медицинской помощи мощность для питания меди­цинского оборудования напряжением 220 В, 50 Гц как минимум от двух розеток, не менее 250 Вт - автомобиля скорой медицинской помощи класса В, 500 Вт - авто­мобиля скорой медицинской помощи класса С.

Таб л и ца3.2

Число электрических розеток в салоне

Вид розетки Число розеток в зависимости от класса автомобиля скорой медицинской помощи, не менее
А В С
Постоянное напряжение 12 В 1 2 2
Переменное напряжение 220 В, - 2 2
50 Гц

Все электрические цепи в медицинском салоне автомобилей должны иметь лег­ко доступные собственные предохранители или выключатели. Предохранители или выключатели должны иметь четкую маркировку для определения функции каждой электрической цепи. Должно быть не менее двух электрических цепей, что­бы при повреждении одной из них не отключалось полностью освещение или ме­дицинское оборудование. Электрические кабели должны быть рассчитаны так, чтобы допустимый проходящий через них рабочий ток превышал допустимый ток предохранителей или выключателей.

Электропровода должны быть проложены так, чтобы исключалась возможность разрушения их от механических колебаний. Они не должны располагаться в коро­бах, предусмотренных для прокладки газопроводов, или пересекать их.

Для электрических систем с различным напряжением должны быть предусмот­рены соответствующие их напряжениям разъемы, которые невозможно перепутать.

Электрооборудование автомобиля скорой медицинской помощи должно состо­ять из четырех составляющих:

Основной системы для базового автомобиля;

Электроснабжения специального медицинского стационарного оборудования;

Электроснабжения медицинского салона;

Электроснабжения средств связи.

За исключением основной системы, каждая часть электрооборудования долж­на быть замкнута на себе (не иметь «массы» в виде кузова автомобиля).

Система газоснабжения

Энергия сжатого кислорода используется в ряде дыхательных автоматов искусст­венной вентиляции легких, наркозных аппаратах и ингаляторах. Национальным стандартом предусмотрено оборудование АСМП кислородными баллонами 10 л, 2 л, 1 л с редукторами и газовыми магистралями. Баллоны 10 л стационарно уста­навливаются в салон АСМП и обеспечивают пневмопривод кислородом и кисло­родно-воздушной смесью дыхательной аппаратуры во время транспортировки. Баллоны 2 л и 1 л применяются для работы портативной дыхательной аппарату­ры вне салона АСМП. Дыхательная аппаратура подключается через быстроразъ­емные соединения единого стандарта. Подобные соединения и пневморозетки по­зволяют переключать аппараты ИВЛ со стационарного на выносной баллон без перерыва в оказании помощи. Запас сжатого кислорода (1500 л в транспортном баллоне, 150-300 л - в выносном баллоне) обеспечивает проведение мероприятия дыхательной реанимации и оксигенотерапии на месте происшествия, при транс­портировке до АСМП и в салоне АСМП длительное время.

В соответствии с установленными требованиями источник снабжения газами должен состоять из одной или нескольких следующих составных частей:

Газ в баллонах (например, кислород, воздух);

Жидкость в баллонах не криогенная, например закись азота, углерода диок­сид;

Жидкость в баллонах криогенная, например кислород;

Жидкость криогенная в стационарных цистернах, например кислород;

Жидкость не криогенная в стационарных цистернах, например закись азота, углерода диоксид;

Система воздушных компрессоров;

Система смесеобразования, например, для кислорода и азота;

Вакуумная система.

Конструкция источников снабжения газами должна соответствовать установ­ленным требованиям. Место для газовой установки или газопроводов должно быть обеспечено вентиляцией.

Медицинский салон должен быть оснащен:

Одним баллоном кислорода емкостью 10 л, рабочим давлением газа не менее 150 атм - для автомобилей скорой медицинской помощи класса В;

Двумя баллонами кислорода емкостью 10 л, рабочим давлением газа не менее 150 атм - для автомобилей скорой медицинской помощи класса С.

Баллоны с кислородом должны быть размещены в вертикальном положении в задней части салона в шкафу с надежной их фиксацией к несущим элементам кузо­ва на расстоянии не менее 0,5 м от отопительных систем. К ним должен быть обес­печен удобный доступ для их замены, управления и контроля.

Медицинский салон автомобилей скорой медицинской помощи класса С дол­жен быть оснащен баллоном с закисью азота емкостью 10 л давлением газа 60 атм.

К местам стандартного размещения наркозно-дыхательной аппаратуры, дол­жны быть проложены газовые трубопроводы от 10-литровых баллонов для авто­мобилей скорой медицинской помощи классов В и С. При этом пневморазъемы для подключения наркозно-дыхательной аппаратуры не должны требовать специаль­ного инструмента для их подключения и отключения.

Регуляторы давления должны быть подключены непосредственно к источни­кам газа.

Если автомобиль скорой медицинской помощи оборудован терминальными устройствами, то рабочее давление в системе снабжения газами должно составлять:

400 кПа - для сжатых медицинских газов;

Не более 40 кПа (абсолютное значение) - для вакуума.

Максимально допустимое изменение давления между источником снабжения газами и терминальным устройством должно составлять:

10 % - при расходе 40 л/мин для сжатых газов;

20 % - при расходе 40 л/мин для вакуума.

Автомобили скорой медицинской помощи, оборудованные терминальными ус­тройствами, помимо соединительных клапанов, необходимых для регулярно ис­пользуемого оборудования, должны быть оборудованы еще одним соединительным клапаном (терминальным устройством) или специальным (для определенного газа) соединительным элементом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Всем нам известно как важно оказание скорой медицинской помощи людям при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Во многих случаях выздоравливание пациента зависит не только от постановки диагноза, но и его своевременной доставки в больницу для дальнейшего обследования или лечения. Примером, может служить пожар Венского театра комической оперы, который случился в 1881 году. Это происшествие, принявшее грандиозные размеры, в результате которого погибло 479 человек, представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу валялись сотни обожженных людей, многие из которых получили различные травмы во время падения. Пострадавшие свыше суток не могли получить никакой медицинской помощи, несмотря на то, что Вена в то время обладала множеством первоклассных и хорошо оснащённых клиник.

Это событие послужило толчком к созданию скорой медицинской помощи, а, следовательно, и появлению первых автомобилей приспособленных для перевозки пациентов.

Автомобимль скомрой поммощи (каремта скомрой поммощи, скорая помощь, в просторечии скорая, неотложка) -- автомобиль для перевозки в больницу людей, требующих скорой медицинской помощи. Как правило, такие автомобили оборудуются на базе микроавтобусов или развозных грузовых автомобилей. Следуя по вызову, такие автомобили могут отступать от многих требований правил дорожного движения, например, могут проезжать на красный сигнал светофора, или двигаться по односторонним улицам в запрещённом направлении, или ехать по встречной полосе или трамвайным путям, в тех случаях, когда движение по своей полосе движения невозможно из-за пробок. Применение специальных сигналов при этом (проблесковые маяки синего цвета и специальный звуковой сигнал) обязательно.

История автомобилей скорой медицинской помощи

Машина скорой помощи - специализированное транспортное средство для оказания первой медицинской помощи и транспортировки больных и пострадавших в медицинские учреждения.

В старые времена состоятельные люди обычно посылали за доктором слугу, и тот приезжал на своей карете. Наверное, поэтому на долгие годы и осталось понятие «карета скорой помощи». Так продолжалось столетия.

Первый проект создания российской скорой медицинской помощи в 1818 году, представленный городским властям Санкт-Петербурга штаб-доктором Г.Л. Аттенгофером, не нашёл поддержки властей.

И только в 1844 г. в Москве была открыта «Полицейская больница для бесприютных». Там оказывали бесплатную медицинскую помощь только доставленным больным. Своего транспорта у больницы не было. Пострадавших обычно подбирали полицейские, пожарные или извозчики и доставляли в «полицейскую больницу». В 1898 году станции скорой помощи были оснащены конными каретами, где имелись носилки, лекарственные средства и перевязочный материал.

К тому времени в Москве было уже 3 станции скорой помощи. В 1899 году 5 станций открылись в Петербурге, в 1902 г. в Киеве и еще в 16 городах России.

После революции в 1917 году на базе автотранспорта Красного Креста была сформирована Петроградская станция Скорой помощи, в её распоряжении находился автомобиль «Фиат-15тер».

В 1919 году на заседании Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов было принято решение об организации Станции неотложной медицинской помощи пострадавшим и тяжелобольным в общественных местах, на улицах, на предприятиях и в учреждениях. По домашнему адресу скорая помощь в те времена не выезжала.

Под «карету скорой помощи» в кустарных условиях был переделан трофейный автомобиль. Машина регулярно стояла в ремонте, так как была крайне изношена. Оснащение скорой заключалось в двух ящиках - терапевтическом (с баночками с лекарствами) и хирургическом (с хирургическим инструментом и перевязочным материалом).

В 1923 году Московскую Станцию скорой помощи возглавил А. С. Пучков. Под его руководством были слиты в единое учреждение Станция скорой помощи и Центропункт для оказания медицинской помощи не только при несчастных случаях на производстве, но и при тяжёлых случаях заболевания на дому. К заболевшим дома врач выезжал на мотоцикле с коляской, а позже на легковом автомобиле.

В 1924-25 гг. для нужд скорой помощи Москвы и Ленинграда были закуплены Мерседесы 15/70/100 PS Typ 400 с открытой кабиной.

До 1926 года в Москве работали всего две бригады Скорой помощи. Новое правительство создавало отечественную автомобильную промышленность, и на московском заводе была создана санитарная машина на базе АМО Ф15. Первый образец был изготовлен в 1925 году. В 1926 было изготовлено уже 10 таких машин для медицинских нужд. Конструкция была уже устаревшая, комплектующие низкого качества из-за полукустарного производства, очень жёсткие рессоры и неумелая сборка - грузовик получился очень неудобный для работы в Скорой помощи.

К 1941 году в стране было открыто уже 1275 станций Скорой помощи. В 1937 году Горьковский автобусный завод начал выпуск специализированных машин ГАЗ-55. Автомобиль был разработан на базе грузовика ГАЗ-ММ, который в свою очередь разрабатывался на базе ГАЗ-АА с двигателем ГАЗ-М.

В специализированном ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих больных и 2 сидячих, или, как вариант, 2 лежачих и 5 сидячих, или 10 сидячих. Автомобиль был оборудован вентиляционной системой и обогревом от системы выхлопных газов. Автомобиль выпускался до 1945 года, и всего было создано 9 тысяч ГАЗ-55. К началу войны работа Московской Станции скорой медицинской помощи была налажена на «отлично», поэтому оказалась практически подготовленной к усложнившейся обстановке. Во время войны пришлось мобилизовать пассажирский городской транспорт и переоборудовать его под перевозку раненых.

Из-за нехватки транспорта автобусы ЗИС-8 и ЗИС-8С (санитарный), на шасси грузовика ЗИС-5, выпускавшиеся в 1934-36 годах, стали производиться по чертежам завода многими предприятиями, кузовными мастерскими.

Городские автобусы ЗИС-16 и его упрощенный вариант - медицинский ЗИС-16С, выпускавшиеся с 1939 года, могли перевозить 10 лежачих и 10 сидячих раненых. ЗИС-16С был оснащён кабиной от грузовика и более мощным двигателем (85 л. с., а у базовой модели - 73 л. с.) В кузове располагались 6 носилок в передней части в три яруса, и 4 носилок в два яруса - в задней части. Кузов автомобиля обогревался и вентилировался.

Как санитарные использовались и переделанные автобусы ГАЗ-03-30 и трёхосные ГАЗ-05-193 (санитарная модификация).

С 1947 года, впервые послевоенные годы, базовой машиной Скорой помощи стала санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110 - модель ЗИС-110А, созданная на заводе в тесном сотрудничестве с Московской станцией скорой помощи, в частности её руководителями А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с учётом накопленного опыта в довоенные и военные годы. На ЗИС-110 задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что было значительно удобнее, чем на ЗИС-101.

В 1950-х годах к ЗИС-110А присоединились автомобили ГАЗ-12Б ЗИМ. В автомобиле имелась стеклянная перегородка между передним сиденьем и задней частью, где располагались выдвижные носилки для больного и два раскладывающихся сидения.

ГАЗ-12Б ЗИМ оснащался шестицилиндровым двигателем ГАЗ-51 в форсированном варианте и достигал мощности 95 л.с. Он был не такой мощный, как ЗИС-110А, зато и бензина расходовал меньше - всего 18,5 л/100 км. Таких автомобилей (как ЗИМов, так и ЗИСов) в первоначальном варианте Скорой помощи до наших дней не осталось, так как после списания, они продавались населению по остаточной стоимости и переделывались в кустарных условиях в обыкновенный пассажирский вариант.

В 1948 году Мосгорздравотдел закупил около 200 автомобилей «Москвич-400-420М». Эта машина использовалась в других медицинских целях, как скорая помощь она была немыслима. Это была медицинская модификация «Москвича-400» (фактически копии «Опель Кадет К38»). Автомобиль был самым экономичным среди советских машин в те годы: 23-сильный двигатель требовал бензина А-66 всего 9 л/100 км.

Также для других нужд больниц и поликлиник государством выделялись пассажирские «Победы» ГАЗ-М20. Из них по чертежам Горьковского автозавода в гаражах скорой помощи или на авторемонтных заводах создавалась медицинская модификация знаменитой "Победы". В машине левая половинка спинки заднего сидения откидывалась, освобождая место для складных носилок, которые располагались немного по диагонали автомобиля.

После войны на базе легендарного ГАЗ-51 был выпущен ПАЗ-653 с кузовом, созданным на Павловском автобусном заводе. Этот автомобиль пришёл на замену ГАЗ-55. В кузове ПАЗика располагалось 13 сидячих мест для больных, или можно было разместить четверо носилок. На первых вариантах, до 1956 года, на ПАЗ-653 устанавливалась деревянно-металлическая кабина. ПАЗ-653 часто использовался в работе «медвытрезвителей».

Основным линейным автомобилем Скорой помощи в 1960-х годах стали специализированные РАФ-977И. Рижский автомобильный завод выпускал их на агрегатах "Волги" ГАЗ-21.

Именно на этих машинах впервые стали ставить проблесковые маячки. В 1957 году в Москве была организована двусторонняя радиосвязь между Станцией скорой помощи и выездной бригадой врачей.

В начале 60-х годов в Москве были организованы специализированные бригады скорой помощи. Первым специализированным автомобилем был автобус ГЗА-651 (КАвЗ-651), выпущенный на Горьковском заводе автобусов на базе ГАЗ-51, оборудованный для помощи больным при инфактах миокарда (фактически - первый реанимобиль). Больного по городу везли не быстрее 40 км/ч на полуспущенных шинах. Кардиологическая бригада доставляла больных сразу в специализированные отделения больниц. Такие автобусы работали в Москве и Ленинграде.

Позднее в большом количестве выпускались санитарные "Волги"- универсалы ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д на базе машин ГАЗ-21 второй серии.

Во второй половине 1970-х появились РАФ-22031 (в народе их называли "РАФики").

Они собирались на основе новой ГАЗ-24 на новом производстве в Елгаве. После некоторой модернизации и внешних изменений стали выпускать «Скорую помощь» РАФ-2915.

Эти микроавтобусы полюбились за мягкую подвеску и легкость маневрирования в тесных дворах. На сегодняшний день эти машины всё ещё работают в некоторых небольших населённых пунктах, хотя модель давно не выпускается, так как Рижский автозавод давно уже закрыт.

Финская фирма «ТАМРО» предлагала специализированные машины - реанимационную и кардиологическую, созданные на базе автомобилей РАФ. Финские Скорые имели высокую крышу и отличались высоким качеством сборки салона, окрашивались они в ярко-жёлтые цвета, которые более заметны в потоке машин (по финским правилам).

Позднее РАФ сам стал выпускать 200 реанимобилей в год с высокой крышей (РАФ-2914). Их качество было хуже финских, но зато они обходились гораздо дешевле. Внешне машины отличались «мигалками-кубиками», расположенными по краям надстройки крыши.С 1960-х годов в небольших городах и сельской местности в качестве «Скорой помощи» чаще всего используется автомобиль УАЗ-450А и модернизированный УАЗ-452А, переименованный в УАЗ-3962.УАЗ-450А оснащался видоизмененным нижнеклапанным двигателем ГАЗ-69 и трёхступенчатой коробкой передач. УАЗ-3962 - верхнеклапанным двигателем, четырёхступенчатой коробкой. На сегодняшний день обе модели давно устарели и не соответствуют современным требованиям по безопасности, но до сих пор кое-где используются.

«Волги» ГАЗ-24-03 и ГАЗ-310231 тоже служили в медицине. Эти два автомобиля, имеющие два места в кабине и три в салоне (одно на носилках и два для сидения), согласно европейскому стандарту EN1789, вообще не могли применяться как медицинские. Машины чаще всего использовали как санитарные и на станциях скорой помощи как подсобный транспорт.

На шасси ГАЗ-24-03 финская компания TAMPO строила специализированные машины с оригинальным салоном. Такие «скорые» эксплуатировались в Ленинграде и какого-либо собственного индекса не имели. Во времена «застоя» для нужд партийной верхушки и лично генерального секретаря ЦК КПСС под «Скорую помощь» были переоборудованы несколько представительских автомобилей ЗИЛ-41047 и ЗИЛ-41042. Обслуживались эти автомобили в Гараже особого назначения, и часть из них до сих пор жива.

На базе других представительских автомобилей - автобусов ЗИЛ-118М «Юность» в 60-х годах и ЗИЛ-119 «Юность» (или ЗИЛ -118К) в 70-х годах создавались «народные» реанимобили. ЗИЛ-118М был интересен тем, что у него поднималась крыша, соединённая с основанием мягким герметичным «рукавом».

В 1970 - 90-е годы в Германии закупались специализированные Мерседесы разных моделей (L 508D, L 406D, 310D) с фирменным медицинским оборудованием. Рижский автозавод закрылся, и поставки РАФиков в Россию прекратились, к тому времени срок службы имеющихся автомобилей подошёл к концу.Остро встал вопрос о необходимости закупки новых машин, Москва, стремясь выправить положение с гибнущим парком Скорой помощи, закупила Мерседесы семейства T1, модель 210. Были закуплены самые дешёвые фургоны, переоборудованные под нужды медицинской службы. Белые фургоны с цифрой 03 на борту и красным крестом на задних стёклах, имеющие жёсткую подвеску, народ называл «табуретками».

На Брянском автомобильном заводе (БАЗ) пытались наладить серийное производство малых грузовиков и модели БАЗ-3778 для нужд медицины. Однако качество выпущенных машин было крайне низким и «пальму первенства» в производстве фургонов перехватил Горьковский автозавод.

Также не удалось наладить производство медицинских автомобилей Московскому заводу АЗЛК. В 1997 году в кооперации с Киевским авиационным заводом разрабатывалась модель санитарного фургончика АЗЛК-2901. Но таможенные барьеры помешали довести работу до промышленных партий. На основе этой модели, по заданию Минздрава России в 2001 году совместными усилиями компаний НПО «Экран», «КАФ», «Самотлор-НН» был разработан и построен АСМП «Москвич-2901-М», выполненный по «Sandwich»-технологии. Но и в этом случае до серийного производства дело не дошло.

Сейчас основным автомобилем Скорой помощи как линейной, так и специализированной является «Соболь» (ГАЗ-221172) и «ГАЗель» (ГАЗ-32214) - наследница знаменитой «полуторки» ГАЗ-АА. Реанимобиль обычно делается с высокой крышей.

Цветовое оформление автомобилей скорой медицинской помощи

В СССР автомобили скорой помощи традиционно окрашивались по цветографической схеме в белый цвет или светло-бежевый с красной полосой (с 1980-х гг) и несли в качестве опознавательного знака красный крест. В 1980-х реанимобили «РАФ», оборудованные финской фирмой TAMPO, окрашивали в жёлтые и красные цвета, что в дальнейшем нашло отражение в ГОСТе). В других странах красный крест используется только на автомобилях скорой помощи, относящихся к Международному Комитету Красного Креста, на обычных автомобилях скорой помощи используются другие символы, чаще всего -- так называемая «Звезда жизни» или эмблема медицинской компании.

Также на лобовой части большинства современных автомобилей скорой помощи в странах Запада (и не только) находится зеркально отраженная надпись «Ambulance». Это сделано для того, чтобы впереди едущим водителям в зеркало заднего обзора читалась эта надпись, и они пропускали автомобиль. В России зеркальной надписи «Скорая помощь» не делают.

Типы автомобилей скорой медицинской помощи

Это только на первый взгляд машины скорой помощи, которые мы встречаем на улицах, одинаковы. На самом деле некоторые машины предназначены для помощи очень специализированы для определенной категории пациентов.

Автомобили скорой медицинской помощи подразделяются на следующие классы:

· Класс А (автомобили для транспортировки пациентов): Автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами, в сопровождении медицинского персонала.

· Класс В (автомобиль экстренной медицинской помощи): Автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.

· Класс С (реанимобиль): Автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.

Существуют также автомобиль скорой медицинской специализированной помощи, который предназначенные для оказания узкоспециализированной медицинской помощи и созданный на базе автомобиля скорой медицинской помощи класса В или С.

Таблица 1. Специализированные автомобили

Специализированные машины на базе В класса

Специализированные машины на базе С класса

Педиатрического профиля

Нейрохирургического профиля

Психиатрического профиля

Травматологического профиля

Терапевтического профиля

Реанимационно-педиатрического профиля

При инфекционных заболеваниях

Кардиологического профиля

Реанимационного профиля

Токсилогического профиля

Акушерско-генекологического профиля

Неврологического профиля

Оснащение автомобилей скорой медицинской помощи

Медицинский салон должен быть оснащен встроенным оборудованием, приборами, аппаратами, укладками, средствами мониторинга, иммобилизации, перемещения больных (пострадавших) и другим оборудованием.

Оснащение салонов по классам автомобилей скорой медицинской помощи приведено в Таблице 2. Возможно совмещение двух и более функций в одном изделии (например, аппарат искусственной вентиляции легких с ручным приводом может быть в составе реанимационного набора). Знак "Х" означает возможное, но необязательное использование данной позиции в соответствующем классе автомобиля скорой медицинской помощи. Состав укладок и наборов должен соответствовать требованиям, установленным Министерством здравоохранения и социального развития.

автомобиль скорый помощь медицинский

Таблица 2. Оснащение автомобилей

Наименование оборудования

Применение в автомобилях СМП класса

Приборы, аппараты

Дефибриллятор портативный с комбинированным питанием

Электрокардиограф портативный 1-, 3-канальный с комбинированным питанием

Электрокардиопередатчик

Электрокардиостимулятор:

Наружный

Эндокардиальный

Аппарат искусственной вентиляции легких с ручным приводом

Аппарат искусственной вентиляции легких портативный с переключением дыхательного цикла по времени, с активным вдохом и пассивным выдохом с возможностью вспомогательной искусственной вентиляции легких

Кислородный ингалятор, работающий как от бортового источника кислорода, так и от автономного баллона

Аппарат ингаляционного наркоза газовой смесью кислорода и закиси азота, работающий как от бортовых источников газов так и от автономных баллонов

Аспиратор механический портативный

Аспиратор пневматический или электрический с питанием от бортовой сети и возможностью автономной работы

Тонометр

Фонендоскоп

Ингалятор лекарственных веществ

Глюкометр

Кардиомонитор

Пульсоксиметр

Капнограф

Устройство для дозированного

введения веществ и инфузионных растворов под дозированным

давлением

Средства перемещения больных

Приемное устройство

Тележка-каталка с носилками

Носилки разъемные

Носилки складные

Носилки плащевые

Кресло-носилки-каталка

Средства иммобилизационные

Шины иммобилизационные для

фиксации верхних и

конечностей

Матрас вакуумный иммобилизационный

Комплект воротников Шанца

Набор врача скорой медицинской помощи в укладке

Набор для инфузионной терапии с портативным штативом (устройством) и креплением к носилкам

Набор акушерский в укладке

Набор реанимационный (большой) в укладке

Набор реанимационный (малый) в укладке

Набор перевязочный в укладке

Термоконтейнеры для хранения инфузионных растворов

Набор защиты от особо опасных инфекций в укладке

Средства дезинфекции

Комплект средств дезинфекции

Приборы и аппараты электрические должны быть адаптированы для работы от бортовых источников питания автомобиля скорой медицинской помощи с возможностью автономной работы.

Конструкция и оснащение таких автомобилей, предусматривает возможность

· лечения кардиогенного шока,

· предоставление пологодопомогы,

· реанимации пациентов,

· проведения общего обезболивания и анестезирования,

· ПХО (первичной хирургической обработки) ран,

· ушивание ран,

· репозиции и мобилизация частей костей,

· венесекции и венепункции периферийных и магистральных вен,

· проведения внутрисерцевои кардиостимуляции,

· трахеотомии и интубации трахеи,

· проведения внутрисердечных вливаний.

Заключение

В наши дни автомобиль скорой медицинской помощи занимает важное место при оказании первой медицинской помощи. С развитием технических средств оснащение таких автомобилей становится все более удобным и надежным. Разделение автомобилей на классы позволяет структурировать работу выездных медицинских бригад.

Постоянно ведутся работы по усовершенствованию таких автомобилей. Это говорит о том, что не все еще сделано, настолько идеально, как бы хотелось. Несмотря на все это, существование таких машин скорой помощи спасает жизни многих людей.

Список литературы

1. Национальный стандарт РФ: Автомобили скорой медицинской помощи: Технические требования и методы испытаний. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2006 г. N 201-ст.

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2005 N 752: Об оснащении санитарного транспорта

Интернет источники

1. http://www.jcwiki.ru/Автомобили_скорой_медицинской_помощи

2. http://tehnorma.ru/gosttext/gost/gostdop_558.htm

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%F2%EE%EC%EE%E1%E8%EB%FC_%F1%EA%EE%F0%EE%E9_%EF%EE%EC%EE%F9%E8

4. http://nado.znate.ru/Автомобиль_скорой_помощи

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организация работы отделения скорой медицинской помощи, ее основные функции. Структура отделения скорой медицинской помощи в г. Кириши, нормативное регулирование оказания медицинской помощи. Оснащение бригады скорой, виды выполняемых манипуляций.

    отчет по практике , добавлен 12.02.2015

    Общая характеристика района обслуживания и структура работы станции скорой медицинской помощи. Оснащение бригад скорой помощи и укомплектование сумок выездного персонала. Основные задачи и функции, показатели работы станции скорой медицинской помощи.

    аттестационная работа , добавлен 30.04.2010

    Правовые основы организации муниципального здравоохранения в РФ. Система скорой медицинской помощи. Регулирование проблем работы станций скорой медицинской помощи путем организации централизованной станции скорой медицинской помощи в г. Коркино.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2012

    Основные функции работы станции скорой медицинской помощи. Выездные врачебно-фельдшерские бригады. Профессиональные обязанности фельдшера. Кардиологическая бригада и ее оснащение. Санитарно-эпидемиологическая работа. Национальный проект "Здоровье".

    отчет по практике , добавлен 29.01.2014

    Информация об этапах профессионального роста фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи ОСМП п. Белореченский. Характеристика обслуживаемой территории и отделения скорой медицинской помощи. Основные показатели и функции деятельности фельдшера.

    отчет по практике , добавлен 07.11.2013

    Повышение качества медицинской помощи на стационарном этапе через создание стационарного отделения скорой медицинской помощи в многопрофильном стационаре. Модель маршрутизации пациентов в приёмном отделении. Расчет стоимости новой медицинской услуги.

    презентация , добавлен 14.07.2014

    Общая характеристика основных видов деятельности МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" города Клина, рассмотрение функций линейных бригад. Знакомство с демографическими показателями района обеспечения скорой и неотложной помощью за отчетный период.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Задачи службы скорой медицинской помощи. Основные принципы ее деятельности. Состояние, угрожающее здоровью как вид неотложного состояния, патологическое состояние с высоким риском развития нарушений жизненно важных функций. Состав бригад скорой помощи.

    презентация , добавлен 04.12.2016

    Организация выездов бригадой скорой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при жалобах на головные боли, повышение артериального давления, сжимающие боли в области сердца, на повышение температуры тела, головную боль, ломоту в теле.

    отчет по практике , добавлен 21.12.2016

    Первая медицинская помощь при различных видах травм, синдроме длительного сдавливания. Основные правила транспортировки больных и пострадавших. Ответственность медицинских работников станции скорой медицинской помощи за неоказание помощи пострадавшему.