Где производится машина фиат. "Фиат" в России. Новый курс деятельности FIAT

Итальянская компания FIAT была основана в 1899 году, а первый завод был открыт в 1900 году. Ключевой фигурой и соинвестором являлся отставной офицер Джованни Аньелли, который в 1902 году стал управляющим директором предприятия.FIAT – это аббревиатура, означающая Итальянский автомобильный завод Турина. Кроме того, эту аббревиатуру можно перевести с латыни как «да будет». Первым логотипом марки была стилизованная под лист пергамента металлическая табличка, на которой было выгравировано название предприятия, причем, полностью: Fabbrica Italiana di Avto mobili Torino. Следующий вариант логотипа и все его потомки содержали лишь аббревиатуру. Все логотипы FIAT, кроме самого первого, имели доминирующий цвет – красный или синий. Так, последняя версия логотипа, появившаяся в 2006 году, имеет красный фон в отличие от предшественника с синим фоном, появившегося в 1999 году.

Не автомобилем единым

Первым автомобилем, вышедшим из ворот завода, был лицензионный с двигателем «De Dion».В 1903 году в Италии отменили пошлины на импорт стали, что привело к расширению производства. FIAT принялся за выпуск легковых такси, автобусов, грузовиков, двигателей для самолетов и судов.Весьма недешевые автомобили FIAT стали популярными не только в Италии, но и в других частях света. Так, в 1908 году FIAT открывает свое отделение в США – Fiat Automobile Co.Через несколько лет Аньелли решил, что необходимо расширять производство, и в 1912 году было начато серийное производство автомобилей собственной разработки под маркой FIAT.Аньелли придавал большое значение дизайну автомобилей. Он первый среди автопроизводителей пришел к выводу, что у каждого автомобиля должен быть свой стиль, а у каждой автомобильной компании – дизайнер.В 1916 году было начато строительство завода Lingotto, который стал самым большим в Европе и вторым по величине в мире. Предприятие имело 5 этажей, а на крыше располагалась трасса для тестирования автомобилей. Бизнес растет. Добавляется сталелитейное производство, электросети, общественный транспорт (в том числе – железнодорожный).Первая и вторая Мировые войны сдерживают развитие производства легковых автомобилей. Однако динамично развиваются направления по производству коммерческого и грузового транспорта, а также авиационное и железнодорожное подразделения. Завод Mirafiori, строительство которого было начато в 1937 году, в 1950-м становится вдвое крупнее.В 70-х – 80-х годах была создана роботизированная система сборки кузовов «Robogate» и отдельные компании для разных производственных направлений. В 90-е компания встала на новый, инновационный путь развития, чтобы справиться с возрастающей конкуренцией. Был взят курс на освоение развивающихся рынков.
FIAT произвел первый автомобиль, оснащенный системами обогрева и вентиляции.12 раз за всю историю модели FIAT становились «Автомобилем года в Европе». Это – рекорд.FIAT 124, на основе которого создано все «классическое» семейство , является «Автомобилем 1967 года в Европе».Первый легковой автомобиль FIAT с дизельным двигателем был выпущен в 1953 году. Первым автомобилем с дизельным двигателем, оснащенным системой подачи топлива , был FIAT Croma 1986 года. Эта система является совместной разработкой компаний Fiat и Bosch.Первым внедорожником с несущим кузовом был FIAT Campagnola, выпущенный в 1951 году.Fiat был первым автомобилем, оснащенным карданной трансмиссией.Компании FIAT и Alfa Romeo первыми в истории автомобилестроения начали обращаться за помощью к независимым кузовным ателье.Винченцо Лянча был гонщиком заводской команды FIAT, а Энцо Феррари – заводской команды Alfa Romeo.1919-1920-х годах заводы FIAT пережили ряд серьёзных забастовок, организованных коммунистами Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти, в честь которого был назван город в России. Именно в Тольятти находится завод ВАЗ, первыми произведенными автомобилями которого были доработанные FIAT 124.

Спортивная история марки FIAT

Автомобили FIAT многократно становились призерами самых престижных соревнований. Однако, как ни странно, до 1933 года в модельной линейке не было ни одного спортивного автомобиля. Все изменилось с выходом модели 508S – спортивной версии популярной модели Balilla. В 1933 году автомобиль занял третье место в легендарной гонке Mille Miglia. Автомобиль заслужил уважение среди европейских гонщиков.В 1966 году появилась модель Dino, названная в честь сына Энцо Феррари. FIAT Dino. Автомобиль являлся подготовительным для Ferrari Dino. В итоге два этих автомобиля практически ничем не отличались.Спортивная история FIAT неразрывно связана со спортивными победами компаний, которые вошли в ее состав. Это такие компании, как Ferrari, Lancia, Alfa Romeo, Maserati.В настоящее время лицами компании FIAT являются легендарные пилоты Формулы-1 Михаэль Шумахер и Кими Райкконен.

Ключевые модели FIAT

Первой стала модель под названием Tipo Zero. Несмотря на серьезное отношение к дизайну, автомобиль был очень похож на продукцию других компаний. Чтобы исправить ситуацию, Аньелли распорядился разработать шесть различных дизайнов решетки радиатора.В 1912 году был запущен в производство первый четырехместный автомобиль FIAT – модель 409. Массовое производство доступных автомобилей становится основным родом деятельности компании.В середине 30-х годов были разработаны две компактные и экономичные модели – Balilla и Topolino. Второй продержался на конвейере до 1955 года.В 1980 году увидел свет разработанный дизайн-ателье Giugiaro автомобиль FIAT Panda, в 1983 – его полноприводная версия. Это был самый маленький автомобиль, оснащенный полным приводом. Качество было не на высоте, но благодаря низкой цене он пользовался популярностью.Прорывом для компании стал выпущенный несколько лет спустя Uno. Машина вобрала в себя все новейшие технологии, которыми обладал FIAT.В 2007 году было выпущено новое поколение FIAT 500. Автомобиль получился необычным, весьма дорогим и популярным у женщин.

FIAT в России

В 1916 году в Москве было налажено производство грузовика Fiat 15 Ter, на базе которого позже была разработана отечественная модель.В 1966 году FIAT принял участие в строительстве Волжского автозавода.С 2006 по 2011 год FIAT сотрудничал с российской компанией Sollers. Было налажено производство моделей Albea, Doblo и Ducato.В настоящее время FIAT планирует строительство завода в Ленинградской области.Автомобили FIAT в России никогда не были особенно популярными. Связано это, отчасти, с невысоким качеством автомобилей, производимых в начале-середине 90-х годов, а также с отсутствием развитой дилерской сети. Исключением являлись, разве что, коммерческие автомобили, производившиеся на территории нашей страны.

Официальный сайт: www.fiat.com
Штаб-квартира: Италия


«ФИАТ» (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), крупнейшая итальянская автомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные автомобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску аэрокосмической продукции.

Компания была основана в 1899 группой инвесторов, среди которых был Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), и начала сборку автомобилей по лицензии «Рено» с двигателями «Де Дион». В организацию производства Аньелли с самого начала привнес свои социалистические идеалы о возможности сотрудничества между предпринимателями и рабочими. В 1903 в Италии были отменены тарифы на импортную сталь, что привело к быстрому расширению производства: появились оригинальные легковые такси, грузовики, и автобусы, началось и производство двигателей для самолетов и судов.

Автомобили Фиат, предназначенные для элитных покупателей, достигли постоянной популярности не только на итальянском, но и на мировом рынке. В то же самое время бренд "Фиат" завоевал признание и в автомобильных гонках, финишировав во главе с такими марками как "Lancia", "Storero", "Miller" и "Nazzaro".

Впервые в Европе автомобильная компания ФИАТ громко заявила о себе как об оригинальном производителе моделью S61 с 10,5-литровым мотором, победив на гонках Гран-При во Фрацнии в 1911 году.

Вскоре Джованни Аньелли сделал вывод о том, что необходимо двигаться вперед от кустарного производства к промышленному и в 1912 г. развернул серийное производство автомобилей под маркой F.I.A.T. Он же одним из первых понял, что каждому автопроизводителю необходим свой стиль, разрабатывать который должен художник-стилист.

Первопроходцем этой идеологии стала модель Tipo Zero 1912 г. Дизайн автомобиля оригинальностью не отличался и был схож с моделями других фирм. И чтобы придать «лицу» машины индивидуальность, Аньелли обязал своих мастеров разработать шесть разных облицовок радиатора. F.I.A.T. и Alfa Romeo первыми начали заказывать кузова для своей серийной продукции у таких мастеров, как Локати и Торетта (Locati & Toretta), а затем у Загато и Туринг (Touring).

С самого начала Фиат наладил производство и выпуск продукции за рубежом. Примером этому может служить завод "Poughkeepsie" в Соединенных Штатах Америки, который был открыт в 1909 году.

Данный подход полностью отражал взгляды Джованни Аньелли, уже планировавшего развитие методов по усилению контроля над системой производства. Результатом этого стал проект "Lingotto" - в те дни самый большой автомобильный комплекс в Европе, начавший выпуск продукции в 1922 году.

Этот проект был основан на определенной стратегии: сделать автомобиль, предназначенный не для элиты и доступный лишь единицам, а автомобиль массового производства. Это было выполнено благодаря совершенно новым принципам индустриальной организации производства, основанной на сборочной линии конвейрного типа.

Первая мировая война вывела ФИАТ в лидеры итальянского автомобильного производства. К началу 1920-х годов ФИАТ уже становится крупнейшей компанией Италии. Во многом способствовал этому и умелый администратор компании Витторио Валлетта. Но в 1919-1920 годы ФИАТу и лично Аньелли пришлось пережить ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было фактически разрушено. После прихода к власти Муссолини Аньелли возвращается к руководству. В 1927 создается холдинг IFI, предназначенный для управления ФИАТом. Главенствующую роль в холдинге играет и по сей день семья Аньелли.

В 1932 году состоялся дебют "Balilla" производство которых скоро достигло количества 113 000 штук.

В 1936 появляется «Тополино» (Topolino, или «ФИАТ-500»), двухместный автомобиль с двигателем рабочим объемом 569 см3, самый миниатюрный автомобиль в мире, запущенный в массовое производство. Сначала были придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами, сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась только после прикрепления к раме наклонного кузова. Этот знаменитый автомобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве 519 000 штук. Разнообразные модели этой машины были предназначены для того, чтобы повысить к ним интерес в Италии и тем самым вызвать общий рост числа автомобилей.

Во время Второй мировой войны предприятия ФИАТ были значительно разрушены, а после освобождения Италии национализированы. Впрочем, Витторио Валетта продолжал фактически руководить компанией.

После войны с конвейра, когда начался производственный бум, начала сходить масса новых моделей: двухдверный седан Фиат 500, универсалы Фиат 1100 B и 1500 D, а годом позже и Фиат 500 C, 1100 E и 1500 E.

50-е годы начались с запуска в производство Фиат 1400, модели с несущим кузовом, который, начиная с 1953 года, был первым итальянским автомобилем, предлагавшемся также и в дизельной версии. В том же году на "Mirafiori" выпустили седан 1100/103 и универсальный 103 TV. Через полдесятилетия маленькие "Seicentos" и "Cinquecentos" изменят лицо Италии, сделав автомобиль доступным каждому. Выпущенные миллионами, эти автомобили представили итальянцев остальному миру и стали символом экономического чуда, воплощенного в индустриальном преобразовании страны.

В начале 60-х годов компания опять приватизируется. Во главе концерна становятся внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, привнеся новые подходы к организации производства. Учитывая дальновидную интуицию управленческого персонала, компания выпустила малолитражный автомобиль Фиат 850, произведенных в количестве 3 миллионов штук. В 1966, Джованни Аньелли, внук основателя, стал Председателем компании и инициировал ряд проектов, позволяющих укрепить позиции компании на мировом рынке.

Именно в 1966 году Фиат подписал соглашение с Союзом Советских Социалистических Республик по строительству Волжского автомобильного завода ВАЗ в г. Ставрополе-на-Волге, не без иронии переименованном коммунистической властью в честь Тольятти, едва не погубившего ФИАТ в 20-е годы. Производственные мощности ВАЗа составляли 2000 машин 124 в день. ФИАТ прочно вошел в нашу жизнь со строительством Волжского автозавода, который дал стране много миллионов легковых автомобилей, огромное количество рабочих мест на головном заводе и заводах-смежниках. Фиатовскую модель ВАЗ выпускает и до сих пор. Ведь “2105” и “2106” по техническому содержанию почти близнецы 124-го “фиата” . Так что можно смело говорить об этом концерне как о “шефе” советской легковой автопромышленности. Невозможно представить себе сегодняшние автострады и улицы городов без “Жигулей”. Мало того, когда “русские фиаты” продавались за рубежом (в экспортном исполнении), благодаря более низкой цене они успешно конкурировали с “итальянцами”. Да и сейчас средний класс общества нацелен на автомобили ВАЗ, причем многие предпочитают “классику”, то есть ФИАТ-124 в прошлом.

ФИАТ-124 был признан автомобилем года аж в 1967 году - 30 лет назад. Удачная модель!

В 1969 в ФИАТ входит компания «Ланча». В то же самое время, параллельно появлению различных моделей, начиная с "Dino" и заканчивая 128, 130, 127 и 126 сериями, Фиат строил заводы по производству автомобилей в Южной Италии, Польше и Бразилии, распространяя по всему миру итальянское автомобильноеноу-хау, включая и опыт, полученный после приобретения таких известных брендов, как "Autobianchi" и "Lancia".

В течение периода, охватывающего нефтяной кризис 70-х годов, акцент был сделан на улучшении готовой продукции и производственных процессов, что помогло добиться более высокого уровня автоматизации и наладить выпуск с помощью более эффективных методов автомобилестроения.

Производство "Ritmo", начатое в 1978 году благодаря "Robogate", революционной системе автоматизации, вывело компанию на новый уровень развития. Поворотным же моментом в истории автомобильного концерна "Fiat" стал 1983 год, когда впервые был выпущен знаменитый "Uno", автомобиль, предложивший широкую гамму нововведений: в электронике, в использовании альтернативных материалов, устройстве двигателя и т.д.

В 1980 году в Женеве был представлен компактный автомобиль FIAT Panda. За 20 лет производства компания FIAT предложила 60 вариантов модели Panda. Общее количество выпущенных машин – 4 млн. штук. Несмотря на свой весьма непритязательный вид, Panda была разработана в ателье ItalDesign под руководством маэстро Д. Джуджаро. Сегодня эта модель является одной из самых дешевых в Западной Европе.

FIAT Uno дебютировал в марте 1983 года в Женеве. Именно модельный ряд "номер один" - Uno оставался самым популярным на Апеннинском полуострове в течение более чем десятилетия. FIAT Uno снят с конвейера в Италии в мае 1995 года и передан для производства на польский завод FlAT-Polsca (бывший FSM) в г. Бельско-Бяла, турецкое подразделение TOFAS-FIAT, а также египетский филиал El Nasr, где эти модели производят и поныне. На итальянском конвейере FIAT Uno сменил наследник - FIAT Punto.

Большой переднеприводный Фиат Croma, представленный главным итальянским автопроизводителем в декабре 1985 года, хэтчбек со ступенчатой задней дверью, удобным и вместительным багажником, так называемый "двухсполовинойобъемный", эта модель была спроектирована на единой, как ее тогда называли, "общеевропейской" платформе "TIPO 4", на которой еще базировались Lancia Thema, SAAB 9000 и Alfa Romeo 164. Модель Croma продержалась на конвейере до 1996 года, когда спрос на нее совсем упал, и FIAT счел ненужным продолжать свое присутствие в этом классе.

В 1986 году Группа Фиат приобретает "Alfa Romeo" и его отделения, таким образом, усиливая свои позиции на мировом рынке. Политика компании позволила в скором времени представить на рынке новую модель Alfa 164, что нашло отклик в сердцах горячих поклонников легендарной марки. Вслед за Alfa 164 последовала серия моделей, среди которых была и Alfa 156, выпуск которой наладили в 1997 году и ставшая Автомобилем Года.

Пятидверный хэтчбек Tipo дебютировал в январе 1988-го, четырехдверный обтекаемый трехобъемный шестиоконный седан Tempra - в феврале 1990 года, пятидверные универсал Tempra Station Wagon (также он назывался FIAT Tempra) и фургон РИТ Marengo - в мае 1990-го. Эти модели выполнены на единой платформе, однако их дизайн несколько отличен. На той же технологической платформе концерн FIAT выпустил и сходные по размерам, но более дорогие и престижные модели сегментов С и D - Lancia Delta и Alfa Romeo 33, и Lancia Dedra с Alfa 155.

Внешностью Tipo напоминает увеличенный в масштабе предыдущий бестселлер рынка - FIAT Uno, и все же престижный титул "Автомобиля 1989 года" достался именно ему. Однако широкого признания на рынке Tipo так и не получил. В октябре 1995 года модельный ряд Tipo и Tempra заменен в Италии на семейства моделей Bravo/Brava и Магеа.

Punto/Sporting переднеприводный автомобиль особо малого класса (3- и 5-дверный хэтчбек). Самый популярный в классе, 17 базовых моделей (в т.ч. кабриолет). GT - наиболее мощная модификация. Дебют - осень 1993. Новое поколение этой модели - июль 1999.

Спортивное купе Fiat Coupe на базе Fiat Bravo одна из самых дешевых моделей подобного типа. Coupe Turbo - наиболее мощная модификация с высокими динамическими характеристиками и макс. скоростью 250 км/ч, конкурент компрессорного Merсedes-Benz CLK и Porsche Boxter. Впервые модель была представлена в ноябре 1993. Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана новая комплектация Coupe 2,0 20V Turbo Plus с 220-сильным мотором и 6-ступенчатой коробкой передач.

FIAT Ulysse, минивэн с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Производится совместно Peugeot/Citroеn и Fiat/Lancia. Премьера обширного семейства 7-8-местных однообъемных универсалов повышенной вместимости в рамках совместного проекта U60 компании FIAT и концерна PSA состоялась в январе 1994 года. Производство всех моделей, основанных на общей платформе, ведется на новом заводе NordSEVEL на севере Франции. В начале 1996 года на рынке были представлены грузовое и грузопассажирское семейство (U64) мини-фургонов FIAT Scudo/Citroen Jumpy/Peugeot Expert, унифицированных по ходовой части и частично кузовам с мини-вэнами семейства U60. Платформа U64 заменила короткобазную модель FIAT Talento.

Впервые Fiat Barchetta был представлен весной 1995 на автошоу в Женеве и признан самым красивым кабриолетом салона. Это переднеприводный спортивный кабриолет - спайдер с открытым или жестким снимаемым верхом; изготавливается на базе Fiat Punto, совместная разработка компании Fiat и дизайнерского ателье Pininfarina.

Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана "люксовая" комплектация Barchetta Riviera.

Fiat Bravo/Brava, автомобили класса С с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Последнее поколение хэтчбеков Golf-класса (сегмент С, по европейской классификации) концерн FIAT представил в сентябре 1995 года. И очень удачно - двуединый Bravo/Brava завоевал почетный титул "Автомобиль 1996 года".

Fiat Marea модель европейского класса D, созданнаяна платформе Brava, однако длиннее и просторнее последней. "Люксовый" вариант HLX имеет водительское сиденье с электроприводом регулировок, две боковые подушки безопасности и стерео-аппаратуру класса "hi-fi" с шестью динамиками. Впервые модель быда представлена в июле 1996. В 1998 специально для России была разработана «арктическая» версия Fiat Marea.

FIAT Palio(Siena - аргентинская модификация Fiat Palio) компактный автомобиль малого класса. Впервые модель была представлена в 1996. Первоначально автомобиль производили в Бразилии, с 1997 - в Аргентине и Польше. В 1997 начался выпуск модели с кузовом универсал. В 1998 универсал Fiat Palio стали поставлять на европейский рынок. В 2000 г. к универсалу Weekend присоединились 3- и 5-дверные хэтчбеки Palio.

В марте-апреле 1998 в Турине был представлен FIAT Seicento, автомобиль особо малого класса. Как и Panda, эта машина относится к европейскому размерному классу А. Производится в Польше, реализуется на европейском рынке. Производятся базовые версии: Young, S, SX, Citymatic, Suite, Sporting, а также электромобиль Seicento Elettra.

Впервые модель Multipla была представлена осенью 1998. Это минивэн среднего класса - первый в своем классе автомобиль подобного типа. Возрожденное название многоместного компактного автомобиля 50-х годов. Летом 2000 г. появилась новая серия Special с более высоким уровнем оснащения.

В октябре 2000 компания выпустила грузопассажирскую модель Doblo на автосалоне в Париже. Эта машина предлагается как в пассажирском, так и в грузовом исполнении (Doblo Cargo).

В Италии Stilo продается с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек, который приходит на смену модели Bravo, адресуется поклонникам активной езды. В свою очередь, пятидверный автомобиль (он сменяет Fiat Brava) - это "семейный" вариант. Fiat Stilo будет выпускаться в течение шести - семи лет. Общий планируемый объем производства - 2,5 миллиона машин.

Концерн постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы и сегодня под “крышей” ФИАТа собрались и FERRARI, и LANCIA, и ALFA ROMEO. Принадлежат ему и несколько тракторных заводов.


- в начало -
Полное название: Fabbrica Italiana di Avto mobili Torino
Другие названия: FIAT
Существование: 11 июля 1899 г.
Расположение: Италия: Турин
Основатели: Джованни Аньелли
Продукция: легковые автомобили
Модельный ряд: Fiat Ulysse ;
Fiat 600 ;

Основание компании FIAT пришлось на самый конец девятнадцатого века. Её первое предприятие было открыто в 1900 году. Инициатором и одним из людей, отважившихся вложить в создание компании собственных средств, был офицер в отставке Джованни Аньелли. Через два года после пуска первого завода Аньелли возглавил предприятие, заняв должность управляющего директора.

Логотип компании

Ныне известное название компании образовано начальными буквами её полного наименования, которое звучало так: Fabbrica Italiana di Avto mobili Torino. На первых автомобилях красовалось полное название. Его наносили на табличку из металла, оформленную в виде пергаментного листа. Для запоминающейся эмблемы несколько слов были не самым лучшим вариантом. Видимо, поэтому от словосочетания отказались в пользу аббревиатуры «FIAT». Эти четыре буквы (преимущественно в белом цвете) размещали на красном или синем фоне. Так продолжалось долгие годы. Например, на автомобилях производства 1999 года логотип имел синий цвет, а на тех, что появились в 2006 году – красный.

Развитие производства

Первым авто, собранным на Туринском заводе был не собственный FIAT, а изготовленный по лицензии «француз» Renault, снабжённый мотором «De Dion».

Итальянское предприятие значительно увеличило свои мощности после того, как в 1903-м были отменены ввозные пошлины на сталь. С этого времени ассортимент выпускаемой техники пополнился легковыми авто – такси, автобусами, грузовиками. Кроме того, на заводе собирали двигатели для водного и воздушного транспорта.

Продукция компании пользовалась немалым спросом, в том числе и благодаря невысокой стоимости. Это обстоятельство позволило продавать её и за пределами Италии. Освоив европейские рынки, FIAT «перебрался» за океан- в Соединённые Штаты. Там в 1908 г. открылось его отделение «Fiat Automobile Co.».

Автомобили собственной конструкции фирма начала выпускать только с 1912 года. Надо отдать должное руководителю Туринской автомобильной фабрики. Именно он стал первым автопроизводителем, развившим идею автомобильного дизайна. Он полагал, что внешний вид транспортного средства не менее важен, чем его «начинка».

1916-й год запомнился в истории марки FIAT началом строительства нового производственного комплекса. «Lingotto» (так именовался завод) стал самым крупным европейским предприятием (и вторым по размерам в мире). Здание состояло из пяти этажей. На его крыше обустроили трассу, где проводились тестирования машин.

Фирма в начале прошлого века быстро развивалась. Она приобрела в собственность электрические сети, занялась выплавкой стали, стала выпускать железнодорожный транспорт.

Даже трудные годы мировых войн не значительно повлияли на итальянскую корпорацию. В это время существенно снизился выпуск легковых автомобилей, но возрос спрос на грузовой транспорт (автомобильный и железнодорожный), а также на узлы для самолётов.

К строительству очередного завода фирмы (Mirafiori) приступили в 1937-м. После окончания войны это предприятие стало в два раза масштабнее, чем задумывалось при строительстве.

Позже компания продолжила своё развитие, в частности во второй половине прошлого века она обзавелась роботизированной линией «Robogate», на которой собирались кузова. В последнее десятилетие прошлого века для решения вопросов конкурентоспособности фирма занялась ещё не освоенными рынками.

В чём FIAT был первым

Оказывается, до ФИАТа никто не устанавливал на автомобилях такие важные системы, как отопление и вентиляция.

Звания «Автомобиль года» на Европейском континенте продукция с логотипом FIAT удостаивалась целых двенадцать раз. Таким успехом не может похвастаться ни одна другая автомобильная компания.


Один из таких «Автомобилей года» - FIAT 124, признанный лучшим в Европе в 1967-м, был выбран советскими руководителями прототипом отечественных ВАЗов.

В 1951-м компания FIAT выпустила первый внедорожник, с так называемым несущим кузовом. Им стал «FIAT Campagnola».

Систему поставки топлива к двигателю «Common Rail» ФИАТ разрабатывал совместно с фирмой «Bosch». Впервые эта система использовалась в 1986-м на автомобиле «FIAT Croma».

Впервые карданная трансмиссия «отметилась» на авто компании FIAT.

Одной из первых фирма FIAT прибегла к услугам обособленных кузовных ателье.

Интересный исторический факт: в честь итальянца Пальмиро Тольятти – одного из организаторов забастовок на заводе ФИАТ в 19-20 годах прошлого века назван советский город. Именно там появился автомобильный завод, начавший работу с преобразования FIAT 124 в отечественную «копейку».

FIAT в автоспорте

Автомобили FIAT принимали участие в престижных гонках и нередко становились победителями. И это при том, что первый спорткар у фирмы появился лишь в 1933-м. Спортивный автомобиль «508S», по сути, являлся несколько изменённой версией легкового авто «Balilla». В том же году на гонках Mille Miglia он «поднялся» на третью ступень пьедестала.

Через 33 года компания создала спортивный авто «FIAT Dino». Своё название машина получила по имени сына знаменитого гонщика Энцо Феррари. В дальнейшем появился ещё один Дино – «Ferrari Dino». Два автомобиля мало чем отличались друг от друга.

На счёт спортивных побед FIAT можно отнести и те, что достались Maserati, Ferrari, Alfa Romeo и Lancia, ведь эти компании вошли в её состав.

FIAT гордится своими знаменитыми гонщиками: Михаэлем Шумахером и Кими Райкконеном.

Незабываемые модели

Джованни Аньелли изрядно «поколдовал» над первой моделью «Tipo Zero», стараясь сделать её непохожей на большинство машин того времени. Для этого он поручил подчинённым разработать целых шесть разнообразных решёток радиатора.

Рассчитанный на четыре посадочных места FIAT – 409 запустили в производство в 1912-м. С этого времени компания взяла курс на выпуск авто для широкого круга потребителей.

В тридцатые годы появились сразу две модели, отличавшиеся компактностью и экономичность: «Topolino» и «Balilla». «FIAT Topolino» выпускали целых 20 лет – до 1955-го.

К разработке «FIAT Panda», вышедшего в 1980-м приложило руку дизайн-ателье «Giugiaro». Полноприводную версию этого авто можно было приобрести с 1983-го. Полноприводного авто с меньшими габаритами не сушествовало. Автомобильчик был так себе, но стоил недорого, а потому пользовался немалым спросом.

Особого внимания заслуживает модель «FIAT Uno». Она воплотила в себе все передовые технические достижения своего времени, доступные компании.

Необычный автомобиль FIAT -500 образца 2007 г. пользовался особой популярностью у «слабого пола», несмотря на высокую стоимость (а, возможно, и благодаря ей).

FIAT на Российском рынке

Уже в 1916-м на российской территории начали собирать итальянские грузовики Fiat 15 Ter. Как следует изучив машину, отечественные проектировщики создали собственную конструкцию, а производственники наладили её выпуск.

Специалисты Fiat помогали строить Волжский автомобильный завод.

В нашем веке (2006 -2011) на российской территории выпускались фиатовские модели «Ducato», «Albea» и «Doblo». В Планах итальянской фирмы строительство автомобильного завода в Ленинградской области.

Тюнинг внедорожников «Ducato» можно заказать на данном сайте.

Нельзя сказать, что продукция ФИАТ пользуется у россиян большим спросом. На отечественных рынках появилось немало зарубежных авто, и итальянские многим уступают по качеству. Дилерских сетей этой фирмы у нас совсем немного. По этим причинам встречаются ФИАТы на российских дорогах нечасто. А вот коммерческие авто российской сборки довольно популярны.

Как сложится дальнейшая судьба продукции Fiat в России покажет время.

«ФИАТ» (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), крупнейшая итальянская автомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные автомобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине.

Компания была основана в 1899 группой инвесторов, среди которых был Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), и начала сборку автомобилей по лицензии «Рено» с двигателями «Де Дион». В организацию производства Аньелли с самого начала привнес свои социалистические идеалы о возможности сотрудничества между предпринимателями и рабочими. В 1903 в Италии были отменены тарифы на импортную сталь, что привело к быстрому расширению производства: появились оригинальные легковые такси, грузовики, и автобусы, началось и производство двигателей для самолетов и судов.

Автомобили Фиат, предназначенные для элитных покупателей, достигли постоянной популярности не только на итальянском, но и на мировом рынке. В то же самое время бренд "Фиат" завоевал признание и в автомобильных гонках, финишировав во главе с такими марками как "Lancia", "Storero", "Miller" и "Nazzaro".

Впервые в Европе автомобильная компания ФИАТ громко заявила о себе как об оригинальном производителе моделью S61 с 10,5-литровым мотором, победив на гонках Гран-При во Фрацнии в 1911 году.

Вскоре Джованни Аньелли сделал вывод о том, что необходимо двигаться вперед от кустарного производства к промышленному и в 1912 г. развернул серийное производство автомобилей под маркой F.I.A.T. Он же одним из первых понял, что каждому автопроизводителю необходим свой стиль, разрабатывать который должен художник-стилист.

Первопроходцем этой идеологии стала модель Tipo Zero 1912 г. Дизайн автомобиля оригинальностью не отличался и был схож с моделями других фирм. И чтобы придать «лицу» машины индивидуальность, Аньелли обязал своих мастеров разработать шесть разных облицовок радиатора. F.I.A.T. и Alfa Romeo первыми начали заказывать кузова для своей серийной продукции у таких мастеров, как Локати и Торетта (Locati & Toretta), а затем у Загато и Туринг (Touring).

С самого начала Фиат наладил производство и выпуск продукции за рубежом. Примером этому может служить завод "Poughkeepsie" в Соединенных Штатах Америки, который был открыт в 1909 году.

Данный подход полностью отражал взгляды Джованни Аньелли, уже планировавшего развитие методов по усилению контроля над системой производства. Результатом этого стал проект "Lingotto" - в те дни самый большой автомобильный комплекс в Европе, начавший выпуск продукции в 1922 году.

Этот проект был основан на определенной стратегии: сделать автомобиль, предназначенный не для элиты и доступный лишь единицам, а автомобиль массового производства. Это было выполнено благодаря совершенно новым принципам индустриальной организации производства, основанной на сборочной линии конвейрного типа.

Первая мировая война вывела ФИАТ в лидеры итальянского автомобильного производства. К началу 1920-х годов ФИАТ уже становится крупнейшей компанией Италии. Во многом способствовал этому и умелый администратор компании Витторио Валлетта. Но в 1919-1920 годы ФИАТу и лично Аньелли пришлось пережить ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было фактически разрушено. После прихода к власти Муссолини Аньелли возвращается к руководству. В 1927 создается холдинг IFI, предназначенный для управления ФИАТом. Главенствующую роль в холдинге играет и по сей день семья Аньелли.

В 1932 году состоялся дебют "Balilla" производство которых скоро достигло количества 113 000 штук.

В 1936 появляется «Тополино» (Topolino, или «ФИАТ-500»), двухместный автомобиль с двигателем рабочим объемом 569 см3, самый миниатюрный автомобиль в мире, запущенный в массовое производство. Сначала были придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами, сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась только после прикрепления к раме наклонного кузова. Этот знаменитый автомобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве 519 000 штук. Разнообразные модели этой машины были предназначены для того, чтобы повысить к ним интерес в Италии и тем самым вызвать общий рост числа автомобилей.

Во время Второй мировой войны предприятия ФИАТ были значительно разрушены, а после освобождения Италии национализированы. Впрочем, Витторио Валетта продолжал фактически руководить компанией.

После войны с конвейра, когда начался производственный бум, начала сходить масса новых моделей: двухдверный седан Фиат 500, универсалы Фиат 1100 B и 1500 D, а годом позже и Фиат 500 C, 1100 E и 1500 E.

50-е годы начались с запуска в производство Фиат 1400, модели с несущим кузовом, который, начиная с 1953 года, был первым итальянским автомобилем, предлагавшемся также и в дизельной версии. В том же году на "Mirafiori" выпустили седан 1100/103 и универсальный 103 TV. Через полдесятилетия маленькие "Seicentos" и "Cinquecentos" изменят лицо Италии, сделав автомобиль доступным каждому. Выпущенные миллионами, эти автомобили представили итальянцев остальному миру и стали символом экономического чуда, воплощенного в индустриальном преобразовании страны.

В начале 60-х годов компания опять приватизируется. Во главе концерна становятся внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, привнеся новые подходы к организации производства. Учитывая дальновидную интуицию управленческого персонала, компания выпустила малолитражный автомобиль Фиат 850, произведенных в количестве 3 миллионов штук. В 1966, Джованни Аньелли, внук основателя, стал Председателем компании и инициировал ряд проектов, позволяющих укрепить позиции компании на мировом рынке.

Именно в 1966 году Фиат подписал соглашение с Союзом Советских Социалистических Республик по строительству Волжского автомобильного завода ВАЗ в г. Ставрополе-на-Волге, не без иронии переименованном коммунистической властью в честь Тольятти, едва не погубившего ФИАТ в 20-е годы. Производственные мощности ВАЗа составляли 2000 машин 124 в день. ФИАТ прочно вошел в нашу жизнь со строительством Волжского автозавода, который дал стране много миллионов легковых автомобилей, огромное количество рабочих мест на головном заводе и заводах-смежниках. Фиатовскую модель ВАЗ выпускает и до сих пор. Ведь “2105” и “2106” по техническому содержанию почти близнецы 124-го “фиата” . Так что можно смело говорить об этом концерне как о “шефе” советской легковой автопромышленности. Невозможно представить себе сегодняшние автострады и улицы городов без “Жигулей”. Мало того, когда “русские фиаты” продавались за рубежом (в экспортном исполнении), благодаря более низкой цене они успешно конкурировали с “итальянцами”. Да и сейчас средний класс общества нацелен на автомобили ВАЗ, причем многие предпочитают “классику”, то есть ФИАТ-124 в прошлом.

ФИАТ-124 был признан автомобилем года аж в 1967 году - 30 лет назад. Удачная модель!

В 1969 в ФИАТ входит компания «Ланча». В то же самое время, параллельно появлению различных моделей, начиная с "Dino" и заканчивая 128, 130, 127 и 126 сериями, Фиат строил заводы по производству автомобилей в Южной Италии, Польше и Бразилии, распространяя по всему миру итальянское автомобильноеноу-хау, включая и опыт, полученный после приобретения таких известных брендов, как "Autobianchi" и "Lancia".

В течение периода, охватывающего нефтяной кризис 70-х годов, акцент был сделан на улучшении готовой продукции и производственных процессов, что помогло добиться более высокого уровня автоматизации и наладить выпуск с помощью более эффективных методов автомобилестроения.

Производство "Ritmo", начатое в 1978 году благодаря "Robogate", революционной системе автоматизации, вывело компанию на новый уровень развития. Поворотным же моментом в истории автомобильного концерна "Fiat" стал 1983 год, когда впервые был выпущен знаменитый "Uno", автомобиль, предложивший широкую гамму нововведений: в электронике, в использовании альтернативных материалов, устройстве двигателя и т.д.

В 1980 году в Женеве был представлен компактный автомобиль FIAT Panda. За 20 лет производства компания FIAT предложила 60 вариантов модели Panda. Общее количество выпущенных машин – 4 млн. штук. Несмотря на свой весьма непритязательный вид, Panda была разработана в ателье ItalDesign под руководством маэстро Д. Джуджаро. Сегодня эта модель является одной из самых дешевых в Западной Европе.

FIAT Uno дебютировал в марте 1983 года в Женеве. Именно модельный ряд "номер один" - Uno оставался самым популярным на Апеннинском полуострове в течение более чем десятилетия. FIAT Uno снят с конвейера в Италии в мае 1995 года и передан для производства на польский завод FlAT-Polsca (бывший FSM) в г. Бельско-Бяла, турецкое подразделение TOFAS-FIAT, а также египетский филиал El Nasr, где эти модели производят и поныне. На итальянском конвейере FIAT Uno сменил наследник - FIAT Punto.

Большой переднеприводный Фиат Croma, представленный главным итальянским автопроизводителем в декабре 1985 года, хэтчбек со ступенчатой задней дверью, удобным и вместительным багажником, так называемый "двухсполовинойобъемный", эта модель была спроектирована на единой, как ее тогда называли, "общеевропейской" платформе "TIPO 4", на которой еще базировались Lancia Thema, SAAB 9000 и Alfa Romeo 164. Модель Croma продержалась на конвейере до 1996 года, когда спрос на нее совсем упал, и FIAT счел ненужным продолжать свое присутствие в этом классе.

В 1986 году Группа Фиат приобретает "Alfa Romeo" и его отделения, таким образом, усиливая свои позиции на мировом рынке. Политика компании позволила в скором времени представить на рынке новую модель Alfa 164, что нашло отклик в сердцах горячих поклонников легендарной марки. Вслед за Alfa 164 последовала серия моделей, среди которых была и Alfa 156, выпуск которой наладили в 1997 году и ставшая Автомобилем Года.

Пятидверный хэтчбек Tipo дебютировал в январе 1988-го, четырехдверный обтекаемый трехобъемный шестиоконный седан Tempra - в феврале 1990 года, пятидверные универсал Tempra Station Wagon (также он назывался FIAT Tempra) и фургон РИТ Marengo - в мае 1990-го. Эти модели выполнены на единой платформе, однако их дизайн несколько отличен. На той же технологической платформе концерн FIAT выпустил и сходные по размерам, но более дорогие и престижные модели сегментов С и D - Lancia Delta и Alfa Romeo 33, и Lancia Dedra с Alfa 155.

Внешностью Tipo напоминает увеличенный в масштабе предыдущий бестселлер рынка - FIAT Uno, и все же престижный титул "Автомобиля 1989 года" достался именно ему. Однако широкого признания на рынке Tipo так и не получил. В октябре 1995 года модельный ряд Tipo и Tempra заменен в Италии на семейства моделей Bravo/Brava и Магеа.

Punto/Sporting переднеприводный автомобиль особо малого класса (3- и 5-дверный хэтчбек). Самый популярный в классе, 17 базовых моделей (в т.ч. кабриолет). GT - наиболее мощная модификация. Дебют - осень 1993. Новое поколение этой модели - июль 1999.

Спортивное купе Fiat Coupe на базе Fiat Bravo одна из самых дешевых моделей подобного типа. Coupe Turbo - наиболее мощная модификация с высокими динамическими характеристиками и макс. скоростью 250 км/ч, конкурент компрессорного Merсedes-Benz CLK и Porsche Boxter. Впервые модель была представлена в ноябре 1993. Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана новая комплектация Coupe 2,0 20V Turbo Plus с 220-сильным мотором и 6-ступенчатой коробкой передач.

FIAT Ulysse, минивэн с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Производится совместно Peugeot/Citroеn и Fiat/Lancia. Премьера обширного семейства 7-8-местных однообъемных универсалов повышенной вместимости в рамках совместного проекта U60 компании FIAT и концерна PSA состоялась в январе 1994 года. Производство всех моделей, основанных на общей платформе, ведется на новом заводе NordSEVEL на севере Франции. В начале 1996 года на рынке были представлены грузовое и грузопассажирское семейство (U64) мини-фургонов FIAT Scudo/Citroen Jumpy/Peugeot Expert, унифицированных по ходовой части и частично кузовам с мини-вэнами семейства U60. Платформа U64 заменила короткобазную модель FIAT Talento.

Впервые Fiat Barchetta был представлен весной 1995 на автошоу в Женеве и признан самым красивым кабриолетом салона. Это переднеприводный спортивный кабриолет - спайдер с открытым или жестким снимаемым верхом; изготавливается на базе Fiat Punto, совместная разработка компании Fiat и дизайнерского ателье Pininfarina.

Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана "люксовая" комплектация Barchetta Riviera.

Fiat Bravo/Brava, автомобили класса С с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Последнее поколение хэтчбеков Golf-класса (сегмент С, по европейской классификации) концерн FIAT представил в сентябре 1995 года. И очень удачно - двуединый Bravo/Brava завоевал почетный титул "Автомобиль 1996 года".

Fiat Marea модель европейского класса D, созданнаяна платформе Brava, однако длиннее и просторнее последней. "Люксовый" вариант HLX имеет водительское сиденье с электроприводом регулировок, две боковые подушки безопасности и стерео-аппаратуру класса "hi-fi" с шестью динамиками. Впервые модель быда представлена в июле 1996. В 1998 специально для России была разработана «арктическая» версия Fiat Marea.

FIAT Palio(Siena - аргентинская модификация Fiat Palio) компактный автомобиль малого класса. Впервые модель была представлена в 1996. Первоначально автомобиль производили в Бразилии, с 1997 - в Аргентине и Польше. В 1997 начался выпуск модели с кузовом универсал. В 1998 универсал Fiat Palio стали поставлять на европейский рынок. В 2000 г. к универсалу Weekend присоединились 3- и 5-дверные хэтчбеки Palio.

В марте-апреле 1998 в Турине был представлен FIAT Seicento, автомобиль особо малого класса. Как и Panda, эта машина относится к европейскому размерному классу А. Производится в Польше, реализуется на европейском рынке. Производятся базовые версии: Young, S, SX, Citymatic, Suite, Sporting, а также электромобиль Seicento Elettra.

Впервые модель Multipla была представлена осенью 1998. Это минивэн среднего класса - первый в своем классе автомобиль подобного типа. Возрожденное название многоместного компактного автомобиля 50-х годов. Летом 2000 г. появилась новая серия Special с более высоким уровнем оснащения.

В октябре 2000 компания выпустила грузопассажирскую модель Doblo на автосалоне в Париже. Эта машина предлагается как в пассажирском, так и в грузовом исполнении (Doblo Cargo).

В Италии Stilo продается с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек, который приходит на смену модели Bravo, адресуется поклонникам активной езды. В свою очередь, пятидверный автомобиль (он сменяет Fiat Brava) - это "семейный" вариант. Fiat Stilo будет выпускаться в течение шести - семи лет. Общий планируемый объем производства - 2,5 миллиона машин.

Концерн постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы и сегодня под “крышей” ФИАТа собрались и FERRARI, и LANCIA, и ALFA ROMEO. Принадлежат ему и несколько тракторных заводов.

Фирма FIAT (Fabrica Italiana Automobili Torino) – одна из самых крупных корпораций Италии по производству автомобилей. Фирма занимается выпуском разнообразной сельскохозяйственной и промышленной техники, грузовиков, легковых и спортивных автомобилей. Кроме того, в состав корпорации входят предприятия, которые занимаются выпуском аэрокосмической продукции. Штаб-квартира фирмы находится в Турине.

Фирма была создана в 1899 году. Ее организовала группа инвесторов, в число которых входил Джованни Аньели. Вначале фирма занималась сборкой автомобилей по лицензии Renault. На эти автомобили устанавливали двигатели De Dion. В 1903 году тарифы на импортную сталь в Италии были отменены. Это позволило очень быстро расширить производство. Фирма начала производство двигателей для судов и самолетов, появились очень оригинальные автобусы, грузовики и легковые автомобили.

Автомобили Фиат были рассчитаны на богатых покупателей. Они очень быстро стали популярны не только в Италии, но и во всем мире. Кроме того, автомобили Фиат получили заслуженное признание и в автомобильных гонках. Там они не уступали таким прославленным маркам, как Nazzaro, Miller, Storero и Lancia.

Очень скоро основатели фирмы поняли, что настала пора уходить от кустарщины и осваивать промышленное производство. Серийное производство автомобилей под маркой Фиат было развернуто в 1912 году. Кроме того, Джованни Аньелли одним из первых сумел понять, что каждый производитель автомобилей должен иметь свой стиль, и разрабатывать этот стиль должен профессиональный стилист.

Fiat Tipo Zero, 1912

В результате проведения такой политики в 1912 году появилась модель Tipo Zero. Эта машин не обладала очень оригинальным дизайном. Для того, чтобы автомобиль приобрел свою индивидуальность, Аньелли заставил своих работников разработать шесть разных вариантов облицовки радиатора. Фирмы Alfa Romeo и FIAT стали первыми, кто кузова для своей серийной продукции стал заказывать у таких известных мастеров, как Террента и Локатти, а затем в ателье Туринг и у Загато.

Fiat Tipo Zero Spyder, 1912

Фирма очень быстро организовала и наладила изготовление своей продукции за границей. Например, в 1909 году в США начал работу завод Poughkeepsie.

Такой подход к делу как нельзя лучше отражал позицию самого Джованни Аньелли. К этому времени он уже планировал разработку методов усиления контроля над производством. В результате появился проект Lingotto. Этот комплекс, п тем временам самый большой Европе, начал выпускать продукцию в 1922 году.

Стратегия, на которой основывался проект, была такова: выпустить автомобиль, который был бы массовым, а недоступным только для элиты. Благодаря тому, что производство было организовано по-новому и основывалось на сборочной линии по типу конвейера, этой цели удалось достичь достаточно быстро.

В ходе Первой Мировой войны фирма Фиат стала в Италии лидером автомобилестроения. В начале 20-х годов это уже одна из самых крупных итальянских компаний. Приобретению такого авторитета очень хорошо помог умелый и грамотный администратор Витторио Валента. Но в 1919 и 1920 годах фирму потрясла серия очень мощных забастовок. Производство фактически было прекращено. Аньелли вернулся к руководству фирмой после того, как к власти в Италии пришел Муссолини. Для управления фирмой в 1927 году был создан холдинг IFI. Семья Аньелли и в наши дни играет там главную роль.

В 1932 году увидела свет модель Balilla. Довольно быстро производство этих автомобилей дошло до 113 000.

Fiat Balilla

В 1936 году появился FIAT 500 или Topolino. Это был самый маленький в мире автомобиль, который стал выпускаться серийно. Сначала были разработаны объем и форма кузова. Только после этого проектировщики стали думать о том, как расположить под кузовом все необходимые агрегаты и узлы. Только после того, как наклонный кузов прикреплялся к раме, приобреталась нужная жесткость. В период с 1936 по 1955 год было продан 519 000 таких автомобилей. У этой машины было много самых разных моделей. Это позволило повысить интерес итальянцев к автомобилю, что привело в дальнейшем к увеличению производства.

Во Вторую Мировую войну все предприятия Фиат подверглись большим разрушениям. После того, как Италия была освобождена, предприятия были национализированы. Но фактическим руководителем компании оставался Витторио Валетта. В результате производственного бума, который начался после окончания войны, фирма стала изготавливать много новых моделей – универсалы FIAT 1500 B и FIAT 1100 B, двухдверный седан FIAT 500. Через год на свет появились Фиат 500 C, 1500 E и 1100 E.

В начале 50-х годов началось производство FIAT 1400 - модель с несущим кузовом. Это был первый в Италии автомобиль, который выпускался в дизельной версии. В 1953 году были выпущены универсальный 103 TV и седан 1100/103. Лет через пять появились небольшие автомобили Cinquecentos и Seicentos. Они сделали автомобили общедоступными. Они выпускались буквально миллионами. Весь мир узнал итальянские автомобили. Они показали, чего может достичь страна в результате индустриального преобразования.

Начало 60-х годов ознаменовалось тем, что компания была вновь приватизирована. Концерн возглавили внуки Аньелли – старшего. Они внесли много нового в организацию всего производства. Благодаря тому, что управленческий персонал обладал превосходной интуицией, компания смогла выпустить FIAT 850. Тираж этого автомобиля достиг трех миллионов. В 1966 году председателем компании стал внук основателя Джованни Аньелли. Он создал целый рад проектов, которые очень укрепили позиции «Фиат» на мировом рынке.

В этом же году концерн подписал соглашение с СССР относительно строительства Волжского автомобильного завода (ВАЗ). Строительство было развернуто в Ставрополе-на-Волге. После этого город не без доли иронии был переименован в Тольятти в честь итальянского коммунистического лидера, который, как известно из истории, в 20-е годы почти погубил фирму.

1969 год ознаменовался тем, что в состав «Фиат» вошла компания «Ланча». В это время появляется очень много разнообразных моделей, от Dino до 128, 130, 127 и 126 серий. В это же время фирма строит заводы в Бразилии, Польше и Южной Италии. Итальянское автомобильное ноу-хау распространяется по всему миру.

Во время нефтяного кризиса 70-х годов все внимание было направлено на улучшение производственных процессов и повышение качества продукции. Это позволило повысить уровень автоматизации и использовать более эффективные методы производства автомобилей.

В 70-х годах фирма начала использование революционной системы автоматизации «Robogate». Это дало возможность уже в 1978 году начать производство Ritmo. Компания вышла на новый уровень развития. Но воистину поворотным моментом в истории фирмы стал 1983 год. Именно в этом году был впервые выпущен известный всем Uno. В этом автомобиле было множество нововведений: в устройстве двигателя, в использовании альтернативных материалов, в электронике и во многом другом.

В 1980 году в Женеве состоялась презентация нового компактного автомобиля FIAT Panda. Эта модель выпускалась в течение 20 лет. За это время было предложено 60 вариантов этой модели. Всего было выпущено около 4 миллионов автомобилей этой марки. В наши дни это одна из самых дешевых моделей в Западной Европе.

В марте 1983 года в Женеве был представлен FIAT Uno. Этот модельный ряд больше десяти лет был самым популярным в Италии. В 1995 году эту модель сняли с конвейера и передали в египетский филиал El Nasr, турецкое подразделение TOFAS-FIAT и польский завод FlAT-Polsca. На этих заводах и в наши дни производится пуск этой модели. В Италии же стали производить FIAT Punto.

В декабре 1985 года главный итальянский производитель представил большой Фиат Croma с передним приводом. Это хэтчбек с очень вместительным и удобным багажником и ступенчатой задней дверью. Модель была спроектирована на единой, так называемой «европейской» платформе TIPO 4. На такой же платформе изготовлены машины Alfa Romeo 164, Saab 9000 и Lancia Thema. Серийный выпуск Croma продержался до 1996 года. В это время спрос на автомобиль значительно снизился. Руководство «Фиат» решило, что автомобили такого класса в дальнейшем выпускать не следует.

1986 год ознаменовался тем, что фирма «Фиат» приобрела Alfa Romeo и все ее подразделения. Позиция фирмы на мировом рынке еще более укрепилась. Грамотная политика компании дала возможность очень скоро представить модель Alfa 164. Вслед за этим была выпущена большая серия моделей, в том числе и знаменитая Alfa 156, которая в 1997 году была признана Автомобилем года.

В январе 1988 года был представлен пятидверный хэтчбек Tipo, в феврале 1990 года - шестиоконный трехобъёмный обтекаемый четырёхдверный седан Tempra, в мае 1990 года – пятидверные фургон Marengo и универсал Tempra Station Wagon (другое название - FIAT Tempra). Платформа, на которой выполнены эти модели, одна и та же, но они несколько отличаются друг от друга дизайном. На этой же платформе концерн выпустил более престижные и дорогие, хотя и близкие по размерам, модели - Lancia Dedra с Alfa 155 и Lancia Delta c Alfa Romeo 33.

Модель Tipo внешне похожа на FIAT Uno, только несколько большего размера. Но на автомобильном рынке эта модель так и не получила широкого признания. Модельный ряд Tempra и Tipo в октябре 1995 года был заменен автомобилями Магеа и Bravo/Brava.

Среди автомобилей особо малого класса с передним приводом самым популярным стал Punto/Sporting. Самая мощная его модификация – GT. Осенью 1993 года состоялся дебют этого автомобиля. В июле 1999 года появились новые модификации этой автомашины.

В начале 1998 года в Турине прошла презентация автомобиля особо малого класса FIAT Seicento. Эта машина изготавливается в Польше и продается в Европе. Имеются следующие версии - электромобиль Seicento Elettra, Sporting, Suite, Citymatic, SX, S и Young.

Среди спортивных купе самая дешевая модель - FIAT Coupe. Эта модель впервые была продемонстрирована в конце 1993 года. В 2000 году появилась новая комплектация этой модели Coupe 2.0 20V Turbo Plus.

В 1995 году в Женеве был впервые продемонстрирован FIAT Barchetta. Это спортивный кабриолет – спайдер с передним приводом. Имеются автомобили с жестким или открытым снимаемым верхом. Концерн постоянно следит за рынком и приобретает обанкротившиеся фирмы. Сейчас фирме «Фиат» приндежат такие фирмы, как Alfa Romeo, Lancia и fiat. Кроме того, в состав фирмы входят несколько тракторных заводов.