Новый Fiat Panda — стильный, комфортный и дорогой. "Фиат Панда": отзывы автовладельцев, технические характеристики Доступные двигатели: расход топлива и отзывы владельцев в России

Предлагающий нечто отличное от конкурентов, таких как Hyundai i10 и Skoda Citigo. Хотя некоторые соперники не могут соответствовать его индивидуальности и стилю, они предлагают более современный дизайн и дополнительное пространство. И все же последняя модель, по отзывам владельцев, от «Фиата-Панды» (2008) отличается большими размерами, увеличением полезного объема, а также вместительным багажником, который легко расширяется благодаря сдвигаемым задним сиденьям.

При достаточно комфортной езде, безупречном управлении и отличной обзорности Panda является прекрасным городским автомобилем. Однако во время длительных поездок недостаточная производительность двигателя может стать утомительной. Качество отделки салона не всегда соответствует стилю более престижных конкурентов, но последнее поколение «Панды» за свою надежность в глазах пользователей снискало отличную репутацию.

История модели

У «Фиата» долгая история создания одних из самых знаковых городских автомобилей. Такие модели, как Topolino, Fiat 126 и, конечно же, классический Fiat 500, закрепили позицию итальянского бренда как производителя небольших малолитражек.

Еще в 1980 г. выпуск оригинальной «Панды» привнес много нового. Разработанный легендарным Giugiaro автомобиль за гроши предлагал базовые транспортные возможности и справедливо заработал репутацию надежной модели, которая еще больше укрепилась, когда несколько лет спустя Fiat представил полноприводный вариант. На разных рынках первое поколение «Панды» продавалось 23 года.

Конечно, второму поколению, появившемуся в 2003 г., так и не удалось это повторить. Тем не менее автомобиль оставался популярным до тех пор, пока компания-производитель не решила сосредоточить свои усилия на новых маленьких 3-дверных моделях Fiat 500 (2007). По отзывам автовладельцев, «Фиат-Панда» напоминала автомобили намного большего размера и была похожа на мини-джип, а ее вертикальные задние габаритные огни такие же, как у Volvo, хотя их использование началось еще в 1994 г.

В 2011 г. компания Fiat представила третье поколение модели. «Панда» стала выглядеть дороже, как характерный и модный автомобиль, хотя она и сохранила высоту и квадратную форму второго поколения. Если предыдущая модель собиралась в Польше, то обновленный вариант стал производиться на заводе в Неаполе, где раньше выпускались Alfa Romeo Alfasud.

У «Панды» общая база с Fiat 500 и Ford Ka, и она оснащается различными дизельными и бензиновыми 2-, 3- и 4-цилиндровыми двигателями. Модель имеет множество достойных конкурентов в классе городских автомобилей, в числе которых - Renault Twingo, Škoda Citigo, Suzuki Celerio и Hyundai i10.

«Фиат» предлагает широкий выбор отделок салона. Начиная со спартанской модификации начального уровня Рор и заканчивая более высокоспециализированным Lounge-вариантом с такими опциями, как литые диски и кондиционирование воздуха. Между ними находится Easy trim, и покупатели также могут выбрать модель Trekking с усиленной облицовкой корпуса.

Fiat Panda 4x4 - это вариант внедорожного стиля с полным приводом, который пригодится в сложных условиях. Выпускается еще более экстремальная модель Panda Cross, которая дополняет предыдущую увеличением дорожного просвета и системой контроля спуска.

Производительность

По отзывам автовладельцев, «Фиат-Панда» отлично справляется с ездой в черте города, но на автомагистрали на первый план выходит недостаточная эффективность двигателя.

Езда в городских условиях действительно превосходна благодаря высокому положению водителя, отличной видимости и освещению. Мягкая подвеска легко справляется с неровностями дорожного покрытия.

Кнопка «Город» на приборной панели облегчает рулевое управление - настолько, что можно легко водить автомобиль одним пальцем, без труда протискиваясь в узкие проезды. Тем не менее, система вызывает чувство отстраненности, поэтому лучше ее приберечь для парковки.

Характеристики «Фиата-Панды», по отзывам владельцев, обеспечивают хорошее управление на дороге, но, к сожалению, двигатель не всегда оказывается на высоте. Его недостаточная отлаженность дает преимущество таким соперникам как Hyundai i10. А почти идентичное городское трио Skoda Citigo, SEAT Mii и Volkswagen up! имеют явное преимущество в более длительных поездках, особенно по сравнению с более доступными версиями Fiat с бензиновым мотором. В этом отношении дизель «Фиата-Панды» отзывы владельцев хвалят, но, к сожалению, он доступен только в комплекте с самой дорогой отделкой Panda Trekking модификации 4x4.

Двигатели

Технические характеристики «Фиата-Панды», по отзывам владельцев, во многом определяются силовой установкой. Модельный ряд двигателей включает 2 бензиновых и 1 дизельный. 0,9-л 2-цилиндровый бензиновый TwinAir мощностью 84 л. с. является самым интересным выбором. Мотор не только обеспечивает наилучшую производительность, но и издает приятный рокот, когда принимается за работу.

Хотя TwinAir и является самым быстрым двигателем в линейке Fiat Panda, но ожидать потрясающих результатов не стоит. Он позволяет разогнаться до 100 км/ч за 11,2 с и развить максимальную скорость 177 км/ч. Турбокомпрессор на средних оборотах обеспечивает большую мощность, чем у других двигателей линейки. Однако эффективность мотора далека от официальных показателей, заявленных производителем.

Бензиновый двигатель мощностью 68 л. с. испытывает максимальные нагрузки и на автостраде звучит надрывно. Он довольно медленный и разгоняется до 100 км/ч за 14,2 с, поэтому пользователи не рекомендуют выбирать эту версию.

Остается 1,3-литровый дизель MultiJet мощностью 94 л. с. Хотя он и обеспечивает большую мощность и крутящий момент, чем TwinAir, у него гораздо меньший диапазон оборотов и, следовательно, на пару десятых секунды медленнее разгон до 100 км/ч. Его еле хватает для обгона, и на шоссе двигатель тяготеет к разумно эффективной невысокой крейсерской скорости. Он просто не так привлекателен, как Panda TwinAir.

Трансмиссия

В основном, модель оборудуется ручной 5- и 6-скоростной коробками переключения передач. Некоторые модификации, такие как TwinAir Turbo, снабжаются трансмиссией Dualogic, которая может использоваться как в ручном режиме, так и в качестве автомата. По отзывам, «Фиат-Панда» с ручным управлением для переключения передач требует простых движений рычага вперед и назад. Выбор передачи и сцепление производятся с помощью системы электронного управления и гидравлики, поэтому педаль сцепления отсутствует. Робот «Фиата-Панды» отзывы автовладельцев называют традиционным, но с преимуществом экономии топлива, которую обычно обеспечивают ручные КПП.

Расход топлива, выбросы CO2 и эксплуатационные расходы

Все двигатели серии «Фиат-Панда», по отзывам автовладельцев, обещают впечатляющие показатели экономии топлива, но 1,3-литровый дизель MultiJet выходит на первое место, требуя 3,9 л на 100 км пробега. Он выделяет 104 г/км CO 2 , что, к сожалению, превышает льготные нормы.

0,9-литровая бензиновая модель TwinAir в Великобритании освобождена от дорожного налога, поскольку выделяет 99 г угарного газа на 1 км. Мотор также претендует на расход топлива 4,4 л/100 км, хотя, по отзывам пользователей, приблизиться к этому показателю в реальном мире будет сложно. Это не должно быть серьезной проблемой, учитывая небольшой пробег малолитражных автомобилей, подобных «Панде», а то небольшое снижение эффективности, которое ощутят некоторые водители является разумной платой за привлекательный характер TwinAir.

Последний с точки зрения производительности двигатель в линейке, 1,2-литровый бензиновый мотор, с финансовой точки зрения выглядит привлекательнее. Он претендует только на 5,2 л/100 км и выделяет довольно много углекислого газа (119 г/км). Тем не менее в базовой отделке он стоит на 20% дешевле самой недорогой модели TwinAir Easy.

Ценовое преимущество 1,2-литрового варианта сокращается примерно вдвое при сравнении модификаций одного уровня отделки салона, что осложняет выбор в его пользу. И все же, пользователи склоняются к TwinAir, поскольку удовольствие, которое дарит езда с ним, компенсирует все потери.

Все двигатели выигрывают от эффективной и экономичной технологии, которая останавливает мотор на холостом ходу, поэтому Panda не будет частым гостем заправочных станций.

Страховка

Стандартные версии Fiat Panda относятся к страховому групповому рейтингу от 2 до 7, поэтому у покупателей не должно возникать проблем с недорогими полисами. Тем не менее некоторые конкуренты, такие как Škoda Citigo, доступны со страховкой 1-й группы, которая может быть привлекательной для тех, кто покупает автомобиль впервые.

Амортизация

Когда сектор городских автомобилей взорвался от предложений конкурентов, традиционно сильные игроки начали понемногу ослабевать. Подержанные «Фиаты» никогда не пользовались большим спросом. Тем не менее, учитывая низкую начальную стоимость, амортизация не будет слишком большой. По оценкам экспертов, через 3 года «Фиат» сохранит 42,7% своей первоначальной цены.

Интерьер, дизайн и технология

«Фиат-Панда» отзывы владельцев называют симпатичным выбором на рынке городских автомобилей. У него более привлекательная внешность, чем у слегка консервативно оформленного Volkswagen up! и стандартного Kia Picanto. Для многих владельцев дизайн модели был решающим фактором. Высота, смелые детали и привлекательная смесь прямых и изогнутых линий, безусловно, выделяются на фоне конкурентов.

Интерьер продолжает от внешнего вида автомобиля и отличается множеством дизайнерских квадратных форм с закругленными углами. Короткий рычаг переключения передач в игрушечном стиле и яркие ткани способствуют веселому характеру модели.

Хотя интерьер намного улучшился со времени «Фиата-Панды» (2008), отзывы владельцев свидетельствуют о том, что некоторые материалы с точки зрения качества кажутся слишком дешевыми и не соответствуют Volkswagen up!, SEAT Mii и Škoda Citigo.

В ассортименте модели есть 4 уровня отделки салона: Pop, Easy, Lounge и Trekking. Недорогие варианты выглядят немного дешево со своими 14-дюймовыми стальными колесами, но в стандартном исполнении у них есть электрифицированные передние окна и CD-плеер с поддержкой MP3.

Модели среднего уровня Easy оснащены дистанционным центральным замком и кондиционером, а также набором рейлингов на крыше, что, безусловно, добавляет автомобилю немного эффектности.

Варианты Lounge более стильные, с литыми дисками и противотуманными фарами. Между тем в версии Panda Trekking появились 15-дюймовые сплавы, ESP, система помощи при старте в гору, а также Traction Plus и смелая внешняя облицовка, обеспечивающая намного большее визуальное присутствие.

Навигация, стерео и информационно-развлекательная система

Даже начальный уровень отделки Pop поставляется с аудиосистемой с 4 динамиками, CD-плеером и совместимостью с MP3.

Easy trim уже предлагает 6 динамиков, а модель верхнего диапазона Trekking добавляет настройку Blue & Me, обеспечивая Bluetooth-соединение смартфона с навигационным устройством TomTom. Кроме того, автомобиль оснащается средствами управления рулем, которые на других модификациях являются дополнительной опцией.

Практичность, комфорт и пространство для загрузки

Благодаря своей вертикальной позиции и угловатым формам «Фиат-Панда», по отзывам автовладельцев, кажется больше, чем он есть на самом деле. Это, безусловно, далеко от плотной упаковки предшественника.

С высокой линией крыши автомобиль кажется наполненным воздухом, и видимость всесторонняя. Несмотря на то, что впереди достаточно места, рулевое колесо настраивается только по высоте, и на большинстве моделей нужно указать дополнительный пакет Flex Pack, чтобы получить регулировку высоты на сиденье водителя.

Flex Pack также добавляет ценное заднее складное сиденье, багажную сетку и складной столик, и, что необычно, можно выбрать между 2- и 3-местной конфигурацией для заднего ряда с соотношением между шириной сидений 50:50 или 60:40.

Интерьер «Фиата-Панды», по отзывам, дополнен удобными местами для хранения, в том числе большим лотком перед пассажиром переднего сиденья и несколькими держателями для чашек.

Размеры

При длине 3653 мм и ширине 1643 мм Panda почти идентична Hyundai i10, но на 10 см длиннее Volkswagen up! и на 20 см - Toyota Aygo. Для сравнения: более крупный Fiat Punto Supermini имеет длину 4065 мм.

Место для ног, головы и пассажирское пространство

Задний ряд «Фиата-Панды», по отзывам, кажется немного дешевым, но он скользит назад и вперед, позволяя образовать больше пространства для ног или багажа. Квадратная форма Fiat Panda означает, что пассажиры имеют достаточно места для отдыха. Четверо взрослых могут втиснуться в автомобиль с разумным комфортом, но троим на заднем ряду будет тесно, как и в любой городской малолитражке. Место для ног также будет проблемой для взрослых.

Багажник

Хотя салон Panda и кажется просторным, в багаж помещается всего 225 л багажа, что на 26 л меньше, чем может принять Škoda Citigo. Можно подвинуть задний ряд вперед, чтобы образовать 260 л объема, но это лишит пассажиров места для ног. Также немного раздражает, что за это раздельное сиденье приходится доплачивать, но в остальном багажник достаточно практичен, дверь сзади широко открывается, и багаж приходится перебрасывать лишь через невысокий барьер.

Надежность и безопасность

«Фиат-Панда» получил всего 4 звезды в тестах Euro NCAP, что разочаровывает на рынке, где большинство новичков имеют полную 5-звездную оценку. Одной из причин этого является то, что ESP на момент проведения оценки еще в конце 2011 г. предлагался дополнительно, но эта проблема была немедленно решена, и в начале 2012-го функция стала стандартной для всех моделей.

Взрослые пассажиры и дети в тестах набирают 82% и 63%. Для сравнения: оценки Renault Twingo - 78 и 81%, Hyundai i10 - 79 и 80%, а Volkswagen up! - 89 и 80%.

На протяжении многих лет «Фиат» изо всех сил пытался избавиться от своей репутации создателя легковых машин с низким качеством сборки и невысокой надежностью, и «Панда» не кажется столь же долговечной, как ее непосредственные конкуренты. Но поскольку автомобиль относительно прост с технической точки зрения, не так уж много того, что могло бы пойти не так, и этот момент, по-видимому, был подтвержден сильными оценками в обзоре удовлетворенности водителей Auto Express Driver Power 2015.

Из 200 лучших моделей «Фиат-Панда» в категории надежности занял 52-е место, а по качеству сборки - 88-е. За невысокие эксплуатационные расходы автомобиль был оценен 20-м. Он получил средний балл почти по всем показателям, кроме комфортности сидений, где модель заняла только 170-е место.

Гарантия

«Фиат-Панда» отзывы автовладельцев хвалят за наличие 3-летней гарантии на 100 тыс. км пробега, что находится на одном уровне с большинством конкурентов. Тем не менее Kia Picanto и Hyundai i10 оставляют его в тени, предлагая 7-летние пакеты на 160 тыс. км пробега и 5-летние без ограничений соответственно. Toyota Aygo поставляется с 5-летней гарантией на 160 тыс. км.

Обслуживание

Фиксированная цена на «Фиат-Панда», по отзывам владельцев, позволяет ежемесячно распределять расходы на обслуживание. Цены варьируются в зависимости от пробега и использования, но они конкурентоспособны по отношению к другим городским автомобилям.

Fiat Panda Cross. Производство: Италия. В России, может, и будет, но скорее всего - нет. Цена? Лучше дочитайте до конца...

Нет, я все-таки не сдержусь. И не стану томить читателя своими писательскими экзерсиcами в ожидании развязки. Я скажу сразу и прямо: видите этот, без всяких сомнений, привлекательный автомобиль, который вмещает четверых, а в случае удачной суммы антропометрических данных и пятерых, причем с комфортом коробки, принимающей пару обуви? Хорош, не правда ли? А знаете, сколько он стоит? Девя… Нет, подождите еще чуть-чуть.

Он не может не привлекать. Если честно, он мне сразу понравился. Особенно когда мне предложили проехать на нем по той же внедорожной трассе фиатовского полигона в Балокко, где несколько месяцев назад я снял все свои вопросы к «Джипу-Чероки» последнего поколения . Я уже прекрасно знал, что ожидает этот прелестный автомобильчик цыплячьей окраски, и это сильно прибавило уважения к нему.

ПРОЩЕ И СЛОЖНЕЕ

Полноприводная «Панда» не новость уже тридцать лет. Версия 4×4 была у всех трех поколений модели. И всегда они являли собой нечто большее, чем просто желание производителя за счет волшебной формулы банально увеличить прибыль. Они реально умели справляться с бездорожьем. И свежая модель не является исключением. Полный привод на третьем поколении «Панды» предложили полтора года назад. Одновременно упростив и усложнив машину по сравнению с предыдущей полноприводной версией. Вискомуфта как способ передачи крутящего момента на задние колеса уступила место более прогрессивной электрогидравлике, позволяющей быстрее и точнее реагировать на изменения дорожной ситуации. А вот задняя подвеска стала проще - вместо независимой схемы на продольных косых рычагах теперь применена обычная, хотя и усиленная торсионная балка.

При этом дифференциал жестко закреплен на кузове и связан с колесами качающимися полуосями.

Зачем пошли на упрощение? Надо было чем-то жертвовать ради уменьшения массы и снижения себестоимости. Ведь нынешняя «Панда» по причине государственного давления на «Фиат» (фактически это запрет на массовое производство за рубежом) выпускается в Италии, в отличие от предшественницы, поставлявшейся из польского филиала. А родная сборка вкупе с переходом на новое поколение обходится дорого: цена базовой модели подскочила на 27%!

Даже у обычной «Панды 4×4» очень приличный для ее размеров внедорожный потенциал. Собственно, скромность габаритов как раз и оборачивается преимуществом: свесы кузова минимальные, снаряженная масса - около 1000 кг. Дорожный просвет увеличен до 152 мм, усилены крепления амортизаторов и опоры передних стоек «Мак-Ферсон», муфту привода задних колес можно заблокировать нажатием кнопки. Правда, внешность у машины никакая: пара черных накладок еле-еле выделяют ее среди прочих «Панд». Виллану такая вполне подойдет, а вот городскому пижону - вряд ли.

Вот для любителей покрасоваться и сделали версию «Кросс». Она ярче, дороже… и еще лучше приспособлена для бездорожья! «Кросс» - это не просто название и дополнительная мишура из пластиковых накладок, блестящих рейлингов и светодиодных ходовых огней. Здесь дорожный просвет увеличился еще на 9 мм и достиг 161 мм (это у бензиновой версии, у дизельной на 3 мм меньше). Из других дополнений - всесезонные шины, которые прибавили в ширине 10 мм и увереннее опираются на землю, и совершенно новый вращающийся контроллер (с пафосным названием «террейн контрол») управления режимами полного привода. Ну прямо как на вседорожниках ценой… ммм… скажем так, размером раза в два больше. Правда, этот контроллер здесь больше для антуража. Набор его функций не шире, чем у других кроссоверов: выбор между автоматическим распределением момента межу осями (по умолчанию вперед идет 95% тяги) и жестко запертой муфтой. А в крайнем правом положении контроллера включается система помощи спуска со склона. Спуститься-то мы так или иначе спустимся, а вот как заберемся наверх? Ведь крутящий момент у двухцилиндрового наддувного мотора рабочим объемом 875 куб. см из обласканного международными премиями семейства «Твинэйр» всего 145 Н·м - у кофемолки и то, наверно, больше…

ДВОЙНОЙ ФОРСАЖ

Этот двигатель, небольшой даже для современного мотоцикла, может смущать своим непривычным дребезжанием на средних оборотах и выше. И вообще он начинает жить лишь от 3000 об/мин, но для крохотной «Панды» его возможностей достаточно. Тем более что для «Кросса» мотор даже немного форсировали, увеличив мощность на 5 л.с. и доведя ее в итоге до 90 сил. Только никогда не нажимайте кнопку «Эко» - сразу почувствуете истинный объем мотора.

И я не скажу, что на фоне бензинового двигателя другой вариант мотора - вполне обычный четырехцилиндровый турбодизель рабочим объемом 1,3 л и мощностью 80 сил - сильно иной. Тянет он лишь слегка лучше, а шума и вибраций от него примерно столько же - несмотря на усиленную изоляцию моторного щита у дизельной версии. И даже самый важный аргумент выглядит не столь уж весомо - дизель экономичнее бензинового мотора в среднем лишь на 0,2 л в расчете на 100 км.

На обычной дороге бензиновую «Панду» следует время от времени энергично подгонять переключением передач. Но не скажу, что так уж часто. Делать это в любом случае приятно - не каждый автомобиль даже классом выше может похвастаться столь аккуратно выверенным механизмом переключения. Короткие ходы, четкая фиксация, никаких проблем. В коробке шесть ступеней, и первая передача, очень короткая, специально подобрана для вылазок на бездорожье (этот прием нам знаком по «Рено-Дастер»). Именно она и помогает взбираться на такие косогоры, от которых поначалу хочется бежать куда подальше.

Перевожу полноприводную трансмиссию во внедорожный режим (теперь муфта заперта и раздает крутящий момент вперед и назад поровну, но размыкается на скорости свыше 50 км/ч) и, слегка пришпорив мотор, удивительно просто взбираюсь на склон. А потом, крутанув ручку трансмиссии в крайнее положение, включаю систему помощи на спуске - и «медвежонок», притормаживая колесами, спускается вниз на скорости около 5 км/ч. В этом нет ничего удивительного, все это проходилось сотни раз на самых разнообразных вседорожниках и кроссоверах.

СЕРЬЕЗНЫЙ НАСТРОЙ

Вроде бы кроссовер как кроссовер, но удивляет вот что. Впервые знакомясь с этим автомобилем, никак не ожидаешь, что он, несмотря на свою легкомысленную внешность, окажется вполне серьезной машиной. Ощущение примерно такое же, как если вы купите в магазине миленький игрушечный будильник, а он вдруг оказывается водонепроницаемым, со встроенным GPS-приемником и глушителем частот мобильной связи.

«Панда Кросс» из-за высокой посадки кренится в поворотах, как заносимый грузчиками по лестнице платяной шкаф, но все равно рулится понятно и прозрачно. Даже не задумываешься о том, что усилие на руле могло бы быть немного больше, а шины - лучше. Все-таки всесезонка - это далеко не оптимальный вариант. Слишком уж рано они начинают скользить. Зато на усеянной булыжниками дороге я ни разу не усомнился в энергоемкости подвески. Не было даже намека на пробой. При этом уровень ездового комфорта вполне достойный, а система стабилизации практически не вмешивалась в процесс управления, позволяя в меру скользить на гравии, - полноприводная трансмиссия неплохо гасила снос, дорабатывая подачей момента назад. Ведь только в обычных условиях 95% тяги идет вперед - а если надо, практически столько же может подаваться и на задние колеса.

В России фиатовская Panda мало кому знакома. Тем не менее, хэтчбек А-класса очень неплохо продается в Европе, где очень ценят: а) экономичность, б) внешнюю компактность и в) тотальную функциональность. Остается лишь добавить, что «медвежонок» очень вместителен, интересно оформлен, а наличие варианта 4х4 делает из него еще и единственного представителя сегмента mini-SUV. Как раз о последней модификации, выделенной в самостоятельную модель, мы сейчас и поговорим.

Фиат Панда 4х4: фото экстерьера и салона

Внешне отличить внедорожную Панду от невнедорожной можно по красноречивому пластиковому обвесу черного цвета. Матовые панели должны защищать кузов от царапин и делать движение по гравию, камням более щадящим для лакокрасочного покрытия.

Еще одна «фишка» – алюминиевые вставки в бамперы. По задумке, эти элементы должны подчеркивать наличие стандартной защиты картера двигателя и применение оптимизированной компоновки днища. В качестве единственного формата колес предлагается 15-дюймовое литье с универсальными всесезонными шинами размерностью 175/65.

Внутри мини-внедорожника отличий от городской Панды еще меньше. Дизайнеры поиграли с выбором тканевых отделок, в эксклюзивном порядке нарядили и без того авангардную торпеду в зеленый пластик. А на центральной консоли появилась дополнительная ниша под мелочь. Впрочем, интерьер и до этого изобиловал различными боксами, полками и карманами. Нужно отметить, что для класса супермини автомобиль располагает очень просторным салоном, а компоновка сидений позволяет усесться сразу пятерым пассажирам. Да и багажное отделение в этом плане не пасует – целых 225 литров в походном состоянии, со сложенными сиденьями второго ряда – аж 870 литров.

Клиренс, размеры и прочие технические характеристики


Внедорожная Панда крупнее своего городского собрата

Кроссовер оказался крупнее донора по всем параметрам:

  • длина – 3686 мм (+ 33 мм);
  • ширина без учета зеркал – 1672 мм (+ 29 мм);
  • ширина с учетом зеркал – 1882 мм;
  • высота – 1605 мм (+ 54 мм);
  • колесная база – 2300 мм;
  • колея передняя/задняя – 1411/1408 мм.

Что же касается дорожного просвета, который был увеличен ввиду заточки шасси под оффроуд, то точных цифр итальянцы не приводят. На деле прибавка не превышает 1 см – около 150 мм против 140 мм у обычной Панды.

Доступные двигатели: расход топлива и отзывы владельцев в России

Компоновка сидений позволяет сесть сразу пятерым пассажирам

Под капот хэтчбека устанавливается два варианта силовых агрегатов Fiat. Бензиновый мотор 0,9 TwinAir имеет всего пару цилиндров, но оборудован турбонаддувом и демонстрирует прирост крутящего момента, в сравнении с прежним 1.2 Fire, на уровне 40%. Отдача двигателя составляет 85 л.с. и 145 Нм, причем пиковая тяга подается на колеса уже при 1900 об/мин. Хороший вариант для города и шоссе, так как агрегат поставляется в паре с «механикой» на шесть передач. В режиме езды «от светофора до светофора», со стандартной системой start-stop, моторчик довольствуется 6 литрами «95-го» на 100 км, а на шоссе аппетиты падают до 4,3 л/100 км. В среднем должно выходить порядка 5 литров на сотню. Для достижения минимального расхода бензина можно выбрать режим «эко», который ограничивает отдачу двигателя в рамках 77,6 л.с. и 100 Нм.

Альтернатива для любителей максимальной приемистости и езды с прицепом – турбодизель 1.3 Multijet. Он мощнее, выдает 95 «лошадок», и способен вытянуть «малыша» из любой ситуации за счет максимального крутящего момента в 200 Нм, который вверяется в руки водителю уже при частоте вращения коленвала 1500 об/мин. К слову, ньютонометров здесь на треть больше, чем было у мотора предыдущего поколения. Не разочаруются и фанаты сверхэкономичности, ведь в комбинированном режиме 35-литровый бак пустеет со скоростью 4,4 л/100 км. Единственным недостатком можно считать 5-ступенчатую «механику», которой не хватает еще одной позиции рычага для скоростной езды по трассе. Зато все перекрывает тяговитость на «низах» и эластичность мотора в условиях грунтового покрытия.

Максимальная скорость с бензиновым и дизельным двигателями одинакова и составляет 166-167 км/ч. То же применимо и к разгонной динамике: с места до 100 км/ч моторы разгоняют своих носителей за 12 с лишним секунд. Автоматические и роботизированные трансмиссии не предлагаются, при этом оба силовых агрегата работают исключительно с системой полного привода.


Вскоре после выхода в свет полноприводной версии Panda концерн Fiat решил еще больше развить тему внедорожных талантов хэтчбека и представил миру Panda Cross. В техническом плане это была та же «4х4» – полный привод, «механика», полузависимая задняя подвеска. Единственным важным отличием стал более солидный клиренс – 161 мм. Основная часть особенностей модификации «Кросс» сводится к стилистическим изыскам. Была изменена передняя и задняя оптика, спереди появилась массивная защита радиатора. В то же время внедорожник имеет более богатую стандартную комплектацию, включающую автоматический климат-контроль и навигацию TomTom.

Тест-драйв с пробегом по бездорожью


В отличие от большинства малолитражек с желанием выдать себя за покорителей «пересеченки», Панда 4х4 хочет не казаться, а быть внедорожником. Главным признаком этого следует считать постоянный полный привод, который в режиме «авто» посредством электроники перебрасывает на заднюю (ведомую) ось 2% крутящего момента. Если же система фиксирует недостаточное сцепление колес с дорогой, то на корму может перекочевать и вовсе 100% тяги. Данная технология рассчитана на автоматическую работу и запатентована под названием «Крутящий момент по требованию» или Torqueon demand. В придачу, есть электронная блокировка заднего дифференциала (ELD) для передвижения по песку, снегу, жидкой грязи, горной местности – активируется на скорости до 50 км/ч кнопкой «off-road» за рычагом КПП.

Благодаря такой «взрослой» начинке, Panda способна ездить по любому покрытию, а определенный недостаток дорожного просвета компенсируется впечатляющими углами въезда/съезда – 21/20º (24/34º в версии Cross). Кроме того, в третьем поколении выхлопная система была интегрирована в днище (ценой отказа от запасного колеса), что заметно улучшило геометрию проходимости. Также важным моментом стоит считать ультракороткую первую передачу на обоих моторах, которая заменяет роль «понижайки». Правда, новая Панда 4х4 осталась без оригинальной задней подвески на продольных рычагах – ее место заняла модифицированная под полный привод торсионная балка. Спереди, как и прежде, установлены «макферсоны». Если сравнивать с предыдущей генерацией, то ход стал более плавным, а в салоне снизился шумовой фон. Но настоящих чудес ожидать не стоит ¬– при излишне активной езде по буеракам короткоходная подвеска пробивается, а низко подвешенное днище то тут, то там трется о камни и земляные брустверы.

Цена и комплектации в Европе

В Россию Панда с полным приводом, как и обычная версия модели, официально не поставляется. Причем никаких данных о грядущих изменениях такой политики нет. Главная причина сложившейся ситуации – низкий спрос на компактные, но недешевые авто, которые в большей степени ориентированы на западного покупателя. Что касается европейских продаж, то у себя на родине бензиновая Fiat Panda 4х4 стоит от 17 850 € – на 6 550 евро дороже моноприводной конфигурации. Если есть желание обзавестись турбодизелем 1.3, то минимальная цена составит 18 800 €. Впрочем, Panda Cross еще дороже – 19 950 € за мотор 0.9 Twin Air и 20 900 € – 1.3 Multijet.

Видео: тест-драйв Fiat Panda Cross 4х4

Почем можно купить б/у в Москве

В связи с тем, что Панды третьего поколения у нас недоступны, на вторичном рынке представлены лишь экземпляры второй генерации. Приобрести такой автомобиль можно по цене от 170 000 руб. Наиболее доступными и распространенными являются бензиновые версии с мотором 1.1 и 1.2, оборудованные механической коробкой передач. Fiat Panda с «автоматом» встречается реже и стоит в среднем 250-300 тысяч рублей. Полноприводные спецификации в продаже почти не встречаются.

  • Новости
  • Практикум

Исследование: автомобильные выхлопы — не главный загрязнитель воздуха

Как подсчитали участники энергетического форума в Милане, более половины выбросов СО2 и 30% вредных для здоровья твёрдых частиц попадает в воздух вовсе не из-за работы двигателей внутреннего сгорания, а из-за отопления жилого фонда, сообщает La Repubblica. В настоящее время в Италии 56% построек относится к самому низкому экологическому классу G, причем...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

Российская сборка Мазд: теперь будут делать и моторы

Напомним, производство автомобилей Mazda на мощностях СП «Мазда Соллерс» во Владивостоке стартовало осенью 2012 года. Первой моделью, которую освоил завод, стал кроссовер Mazda CX-5, а затем на конвейер встали седаны Mazda 6. По итогам 2015 года было выпущено 24 185 автомобилей. Теперь ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг...

ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты

Однако автоинспекция решила уже сегодня опубликовать на своем сайте новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Напомним, что главное изменение, которое ждет кандидатов в водители с 1 сентября 2016 года, касается того, что теоретический экзамен станет сложнее (а следовательно, учить билеты надо внимательнее). Если сейчас...

Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris

В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью

По сравнению с надежностью и техническими характеристиками, цвет кузова автомобиля является, можно сказать, мелочью – но мелочью достаточно важной. Когда-то цветовая гамма транспортных средств была не особенно разнообразной, но эти времена давно канули в лету, и сегодня к услугам автолюбителей представляется широчайший...

Автомобили для настоящих мужчин

Какой автомобиль способен вызвать у мужчины чувство превосходства и гордости. На этот вопрос попытался дать ответ один из самых титулованных печатных изданий финансово-экономический журнал Forbes. Данное печатное издание пыталось определить самый мужской автомобиль по рейтингу их продаж. По мнению редакции, ...

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный...

КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.

Как обменять старый автомобиль на новый В марте 2010 года в нашей стране стартовала программа утилизации старых автомобилей, согласно которой любой автовладелец может поменять свою старую машину на новую, получив от государства в лице МинПромТорга финансовую помощь в размере 50 ...

Как выбрать подержанное авто Желающих купить автомобиль довольно много, однако не у всех есть возможность приобрести новенькую машину в салоне, именно поэтому стоит обратить свое внимание на подержанные автомобили. Их выбор – дело непростое, и порой, чтобы из всего многообразия...

КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.

Совет 1: Как обменять свои автомобиль на новый Мечта многих автолюбителей — приехать в салон на старом автомобиле, а уехать на новом! Мечты становятся явью. Все больше оборотов набирает услуга обмена старого автомобиля на новый — trade in. Вам не...

ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.

Выбираем автомобиль: «европеец» или «японец» Собираясь приобрести новый автомобиль, автолюбитель несомненно столкнется с вопросом о том, что же предпочесть: левый руль «японца» или правый – законный – «европейца». ...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

История второго поколения Panda началась на Женевском автосалоне 2003 года. Тогда на суд публики представили четырехместный прототип Gingo, практически готовый встать на конвейер. Однако против такого названия выступил концерн Renault. Оно, по мнению французов, слишком созвучно с названием их модели Twingo. Так что в серию автомобиль пошел под другим, давно известным всем европейцам именем – Panda, хотя со своим предшественником автомобиль не имеет ничего общего. Авто первого поколения, производство которого началось в 1980 году и с незначительными изменениями продержалось на конвейере до 2003 года.

Panda II стал современнее, просторнее, лучше оснащен, но главное – у него есть модификация с постоянным полным приводом. Уникальный случай в классе А! Видимо, под впечатлением от такого набора важных потребительских качеств, «упакованного» в стильный компактный корпус, европейские автомобильные журналисты и присудили Panda титул «Автомобиль года – 2004».

Внешне автомобиль своеобразен: резкий подъем лобового стекла, высокий кузов с обилием модных сейчас продольных ребер, обрубленная «корма», массивные, почти квадратные блок-фары, большая площадь остекления и оригинальные окна в задней стойке. Panda компактный, но производит впечатление этакого микровэна – в основном из-за высокой крыши. Эта же высота добавляет долю комфорта внутри: пусть в коленях тесно, если забрался назад, зато над головой места предостаточно.

Fiat Panda — самый подходящий автомобиль для эксплуатации в городском потоке. Он маленький и компактный, что очень удобно для парковки, быстрый и маневренный и совсем не чувствует себя ущемленным в общей динамике движения. И что самое главное — данный автомобиль экономичный: он сконструирован так, чтобы снизить расход топлива.

Внутри все выполнено из бюджетных материалов. Но итальянцам удалось обыграть эту бюджетность за счет весьма оригинального исполнения. Расположение рычага коробки передач на консоли позволяет водителю чувствовать себя удобно при управлении автомобилем. Кресло и руль можно регулировать, подбирая под себя нужное положение. Но ни о каких сервоприводах, даже опционных, речи не идет. Это бы заметно увеличило цену, тогда как первое и неоспоримое достоинство Panda — относительно невысокая стоимость. Регулировки кресел стандартные — изменение наклона спинки и продольное перемещение. За дополнительную плату можно заказать регулируемые по высоте подголовник и подушку сиденья. Спинки передних кресел, в отличие от подушек, имеют четкую боковую поддержку, а вот заднему дивану рельефа недостает. Несмотря на довольно ограниченный диапазон продольного перемещения и на то, что рулевая колонка может перемещаться только по вертикали, на водительском месте сможет разместиться человек любых габаритов. Благодаря высокой посадке (не совсем характерной для подобных машин) дорога как на ладони.

При своих размерах Panda, естественно, рассчитана на четверых. Но в качестве опции дилеры предлагают и пятиместный вариант — за отдельную плату на заднем диване установят центральный подголовник и дополнительный ремень безопасности.

Багажник Panda вместительным не назовешь. Он скорее предназначен для транспортировки пары-тройки объемных пакетов из супермаркета — не больше. Для перевозки более габаритных грузов придется сложить спинку заднего дивана, а поскольку складывается она только целиком, больше двух человек в этом случае авто не увезет. Кстати, в списке дополнительного оборудования есть два варианта задних сидений с разделенной спинкой, в одном из которых предусмотрена продольная регулировка, но вот доплачивать за такую опцию придется немало.

В гамме силовых агрегатов Panda всего три двигателя. Самый простой из них базовый 1,1-литровый «восьмиклапанник», развивающий 54 л.с. Кроме него на автомобиль может быть установлен более мощный 60-сильный мотoр объемом 1,2 литра. Европа сегодня испытывает дизельный бум, поэтому итальянцы не смогли обойтись без небольшого 1,3-литрового дизельного силового агрегата Multijet мощностью 70 «лошадей», развивающего 145 Нм крутящего момента уже при 1500 оборотах. Panda с этим 16-клапанным турбодизелем имеет все шансы стать весьма популярной. Во-первых, за счет экономичности — 5,4 литра на 100 км в городе и всего 3,7 литра на трассе. А во-вторых, благодаря увеличенным сервисным интервалам — замена масла и фильтров через каждые 30 000 км, причем ресурс движка при этом составляет 250 000 км.

К сожалению, в нашу страну Fiat с таким силовым агрегатом не поставляется и, скорее всего, поставляться не будет. Единственный на сегодняшний день вариант Panda, который можно официально приобрести в столичных автосалонах, автомобиль с 1,2-литровым мотором, агрегатированным с 5-ступенчатой «механикой» (в Европе он также может быть агрегатирован с секвентальной автоматической трансмиссией DualogiC).

На Panda II установлен двухрежимный электроусилитель руля dualDrive — в обычном варианте руль крутится буквально одним пальцем. Но после активации режима «City» (кнопкой на центральной консоли) руль становится совсем невесомым. Естественно, в этом случаи речи обратной связи и быть не может, так что «City» рекомендуют использовать только на парковке.

Подвеска имеет проверенную годами конструкцию: спереди — «МакФерсон», а сзади — полузависимая с балкой кручения. На ровном покрытии автомобиль послушно держит дорогу, неплохо справляется с большинством неровностей.

Минимальная комплектация предлагает: передние стеклоподъемники, центральный замок, иммобилайзер, фирменный двухрежимный электроусилитель руля Dualdrive, подушка безопасности водителя, и АВS с ЕВD. Кондиционер, боковые и оконные подушки, подушку переднего пассажира, парктроник и даже систему стабилизации ESP можно заказать дополнительно. На более «продвинутые» авто могут быть установлены: приличная аудиосистема с сабвуфером, сдвигающаяся крыша Skydome или климатическая установка с системой фильтрации воздуха.

Существует и полноприводный вариант Panda. Он отличается от банальной переднеприводной версии увеличенными по ширине и диаметру колесами. Подвеска стала повыше – более мощные амортизаторы и пружины. Дорожный просвет — 160 мм. Задняя подвеска и вовсе обрела продольные рычаги и, как следствие этого, независимость.

Система полного привода, разработанная компанией GKN, устроена таким образом, что в обычном режиме 98% крутящего момента подается на передние колеса. Однако, как только изменяется нагрузка на передние колеса, срабатывает вискомуфта, и включается полный привод. Сама вискомуфта находится сзади и объединена с задним же дифференциалом в один агрегат.

Задний привод накинул к собственной массе автомобиля центнер с приличным хвостиком, плюс изрядные потери на трение внутри трансмиссии. А двигатель предлагается такой же, как и для переднеприводной версии. Получилось, что вместе с килограммами, автомобиль приобрел еще и ненужные секунды до заветной «сотни». Зато на зимней и проселочной дороге Panda 4х4 в своей стихии. Интересный факт: Panda 4x4 поставляется сразу же на зимней резине. Не шипованной, а по-европейски зимней – с маркировкой M+S.

К слову, Panda первого поколения, созданная четверть века назад Джорджио Джуджаро, также имела версию 4х4. Fiat Panda 4x4 Trekking появилась на свет в 1983 году, спустя три года после дебюта самой первой из Panda. Полноприводная трансмиссия была представлена австралийской компанией Steyr-Daimler-Puch. Автомобиль оснащался литровым двигателем (если уж быть точным, то его объем равнялся 999 миллилитрам), развивавшим 50 л.с. Panda 4x4 Trekking первого поколения была куда проще нынешней. Например, вместо независимой задней подвески у нее был жесткий мост. Одной из любопытных особенностей автомобиля являлась очень короткая первая передача, благодаря которой Panda 4x4 не только могла внатяг спокойно двигаться по бездорожью, но и выстреливала со светофоров в городе.

Итальянцам удалось создать отличный автомобиль. Не слишком горячий, но веселый, беззаботный и жизнерадостный. Стильная внешность, невысокая цена, экономичность, маневренность, оригинальность – залог успеха маленького Panda.

На международных смотринах в Женеве, прошедших весной 2003 года, итальянская компания Fiat организовала официальную демонстрацию субкомпактного хэтчбека Panda второй генерации, который на стадии разработки носил название «Gingo». За историю своего существования автомобиль неоднократно модернизировался: в сентябре 2005-го ему расширили перечень оборудования, в марте 2007 года обновили интерьер, а в 2009-м доработали техническую составляющую и добавили новых опций. На конвейере пятидверка продержалась до конца 2012 года, после чего была заменена новой моделью.

Чего-то экстраординарного во внешности Fiat Panda второго поколения не найти, но своим видом автомобиль, однозначно, цепляет. При всей своей компактности снаружи хэтчбек смахивает не небольшой минивэнчик с высокими контурами крыши и четко выраженным капотом, кузов которого выставляет напоказ строгие прямоугольные фары, вертикально вытянутые фонари и аккуратно скомпонованные бампера.

Фиат «Панда» 2-го является «игроком» A-класса по европейской классификации и насчитывает 3538 мм в длину, 1540 мм в высоту и 1589 мм в ширину. На базу колес у итальянской малолитражки приходится 2299 мм, а на дорожный просвет – 120 мм.

Внутри второго «релиза» Fiat Panda царит незатейливая, но уютная обстановка, однако общие впечатления портит дешевизна отделки. Интерьер пятидверки выглядит просто, но не примитивно: трехспицевая «баранка» руля, лаконичная комбинация приборов и симметричная центральная консоль, на которой «прописаны» магнитола, дефлекторы вентиляции и оригинальный «пульт» климатической установки.
Убранство «Панды» второго поколения способно разместить четверых взрослых пассажиров, которым обеспечен достаточный запас свободного пространства на обоих рядах сидений. Вот только и передние кресла, и задний диван имеют аморфный профиль и не отличаются высоким уровнем комфорта.

Багажник у Fiat Panda небольшой – всего 206 литров в стандартном виде. «Галерка» трансформируется двумя одинаковыми частями и доводит полезный объем до 860 литров, вот только ровной поверхности не образует.

Технические характеристики. На «Панде» второй генерации можно встретить три двигателя, работающих в сочетании с 5-ступенчатыми «механикой» или «роботом» и переднеприводной трансмиссией или полным приводом с многодисковой муфтой в задней оси.

  • Бензиновая палитра на сити-каре представлена атмосферными «четверками» объемом 1.1 и 1.2 литра с рядным строением, 8-клапанным ГРМ и распределенным впрыском топлива, развивающими 54-60 лошадиных сил при 5000 об/минуту и 88-102 Нм крутящего момента при 2500 об/минуту.
  • Дизель для хэтчбека доступен один – четырехцилиндровый 16-клапанный агрегат на 1.2 литра с турбонаддувом и системой Common Rail, производящий 70 «жеребцов» при 4000 об/минуту и 145 Нм предельной тяги при 1500 об/минуту.

Итальянская малолитражка не отличается «быстродействием»: максимально она набирает 145-160 км/ч, ускоряясь до первой «сотню» по истечению 13-20 секунд. Бензиновые версии автомобиля расходуют 5.4-6.6 литров горючего в смешанном режиме, а дизельные – 4.3-5.4 литра.

Второй «релиз» Fiat Panda построен на переднеприводной платформе «Fiat Mini» с поперечно ориентированной во фронтальной части силовой установкой. Машина укомплектована независимой подвеской типа МакФерсон спереди и полунезависимой архитектурой с балкой, работающей на кручение, сзади.
На сити-каре применен рулевой центр реечной конфигурации с электроусилителем управления. Пятидверка имеет в своем активе дисковые передние и барабанные задние тормоза (на полноприводных исполнениях – полностью дисковые), дополненные ABS.

Комплектация и цены. На вторичном рынке России «вторая» Fiat Panda в 2016 году предлагается по цене от 150 000 до 300 000 рублей – в зависимости от модификации, года «рождения» и технического состояния.
Во всех комплектациях автомобиль может похвастать наличием: одной подушки безопасности, тканевой отделкой салона, усилителем руля, иммобилайзером, штатной аудиоподготовкой и некоторыми другими опциями.