Чешская марка грузовика. То е возидло: чешский автопром времен социализма

Инструкция

Нового автомобиля намного проще, чем подержанного. На рынке присутствуют все известные автомобиль ные концерны мира. В отличие от российских условий, в Чехии автомобили на складах есть всегда и доставка не растягивается на многие месяцы. Длительное ожидание доставки случается лишь при заказе малораспространенной комплектации, автоматической коробки передач или неординарной расцветки.

При покупке учитывайте историческую особенность чехов – они не любят автомобилей с АКПП. Именно поэтому новую модель с автоматом придется подождать, а подержанную будет найти затруднительно. Причиной такой местной особенности является почти полное отсутствие пробок в крупных городах. В связи с этим езда на автомобиле с механической коробкой передач не особо затруднительна.

Кроме того, среди чехов весьма популярны экономичные машины. Другими словами, вы не встретите в продаже мощных многолитровых прожорливых автомобилей. Это связано с высокими ценами на топливо. Именно по причине неэкономичности в продаже встречается мало спорткаров, люксовых машин, больших внедорожников и пикапов. Более половины моделей, предложенных на рынке новых и подержанных авто имеют дизельный двигатель. Все чаще появляются и гибридные автомобили.

При покупке подержанного автомобиля обратите внимание на предложения автосалонов. Как правило, фирменные салоны продают новые автомобили, затем сами занимаются их техническим и гарантийным обслуживанием и принимают на комиссионную продажу эти машины. Поэтому б/у авто из салона – один из самых беспроблемных вариантов покупки, хотя и дороже, чем на рынке. На него обязательно будет сообщена вся информация, включая историю аварий, ремонтов и обслуживаний. Кроме того, они проходят предпродажную подготовку, и салон предоставляет на них определенную гарантию.

При покупке автомобиля на рынке вы рискуете в большей степени. Дело осложняется тем, что технические станции для диагностики машин присутствуют только на крупных авторынках. Поэтому, выбирая покупку, берите с собой специалиста, хорошо разбирающегося в машинах и критериях их оценки. Риск нарваться на автомобиль , который принесет проблемы при дальнейшей эксплуатации, очень высок. И еще: в Чехии нет уголовного наказания за скручивание спидометров, поэтому не верьте показаниям счетчика пробега.

Всегда настаивайте на тест-драйве при покупке как нового, так и подержанного автомобиля. Эту услугу предоставляют все фирмы, продающие автомобили. Для этого необходимо предоставить сотруднику компании водительские права с международной категорией В.

Внимательно проверяйте автомобиль на предмет того, попадал ли он в наводнение. В связи с частыми катаклизмами такого рода процент утопленников среди подержанных авто высок. Чтобы выявить утопленника прогрейте двигатель до рабочей температуры, закройте окна, двери и люки и включите отопитель на самую высокую мощность. Запотевание стекол и ухудшение видимости в салоне – верный признак утопленника. Также перед походом на рынок поинтересуйтесь сводками последних наводнений и учитывайте ее при покупке. Имейте ввиду, что на рынке часто появляются автомобили из Германии, где наводнения также частое явление.

Часто услугу оформления покупки предоставляет продавец. Соглашаясь на нее, вы избавляетесь от необходимости никуда ездить. Для оформления документов на приобретение автомобиля требуется только паспорт и водительские права. Возможно приобретение автомобиля в кредит при наличии долгосрочной визы в паспорте. Оформление документов в автосалоне обычно занимает около получаса вместе с выдачей транзитных номеров. Сразу же после оплаты вы можете ехать на приобретенном автомобиле куда захотите.

Тут же, на месте приобретите полис страхования автомобиля. Без него могут появиться проблемы с полицией при поездке до границы, а также проблемы при прохождении таможни. Несомненно, при покупке автомобиля в Чехии будет необходимо знание чешского языка или переводчик

Škoda — старейший и наиболее известный автозавод Чехии, основан он в 1895 году как Laurin & Klement, а в 1925-м сменил название. Tatra основана ещё раньше, в 1850-м (!), но автомобили производит с 1897-го. Сегодня специализируется на грузовиках и военной технике.

Другое дело, что речь не о них.

Aero — чешский завод, основанный в 1919 году и существующий до сих пор под названием Aero Vodochody. Но сегодня его основная продукция — самолёты и вертолёты, а с 1929 по 1947 годы Aero делал ещё и автомобили, причём очень высокого класса. На снимке — красавец Aero 30 выпуска 1934 года.


Velorex — производитель классических трициклов с мотоциклетными моторами — делал свои странные агрегаты с 1945 по 1971 год. На снимке — одна из самых популярных моделей, Velorex 16/175. Также компания строила коляски для мотоциклов, а в 2010 году по автосалонам «прошлась» реинкарнация марки под названием Velor-X-Trike, правда, в серию она так и не попала.


Конечно, Praga — основанный в 1907 году и существующий по сей день автопроизводитель. Правда, с 1947 по 2016 год марка специализировалась на грузовиках и военной технике — БТР, танках, но весной 2016-го представила свой первый после длительного перерыва легковой автомобиль, суперкар Praga R1R. Собственно, он на снимке.


А ещё в Чехии был свой LIAZ (не путать с Ликинским автозаводом), существовавший с 1951 по 2002 год. Этот завод был одним из крупнейших европейских производителей грузовиков и был очень хорошо известен. Грузовики LIAZ четырежды выигрывали Чемпионат Европы по кольцевым гонкам на седельных тягачах, дважды финишировали на подиуме в Дакаре и так далее. На снимке — седельный тягач LIAZ 230.573 (1990).


Компания Zbrojovka была основана в Брно в 1918 году. На протяжении своей истории она делала в основном оружие (и продолжает сейчас), тракторы (под маркой Zetor — и продолжает сейчас), но в 1930-х годах в течение некоторого времени производила и автомобили. На снимке — Zbrojovka Z 5 Express 1936 года.


MTX — пражская компания, с 1969 года делающая спортивные автомобили с открытыми колёсами, а также модифицирующая машины других производителей под различные гоночные серии. Самый известный шедевр компании — это MTX Tatra V8 1991 года, первый чешский суперкар (на снимке). Сегодня компания делает только комплектующие.


Компания Kaipan с 1992 года строит спортивные родстеры, чем-то напоминающие Lotus 7, но всё-таки имеющие другую базу и принцип (впрочем, первая модель базировалась именно на Lotus 7). На снимке — модель Kaipan 16, 2012 год.


Компания Karosa — одна из старейших в Чехии, основана она в 1896 году Йозефом Содомкой, который строил сперва экипажи, а затем — автобусы. На снимке — модель 2002 года, Karosa C 954. Правда, сегодня Karosa уже не делает автобусы под своим брендом, превратившись в сборочное производство Iveco.


Автомобили Чехии - традиции сохраняются.

Чешское автомобилестроение всегда занимало ведущее место среди отраслей промышленности. Производство чешских автомобилей берет свое начало с 1897 года, когда впервые в Центральной Европе был поставлен на поток легковой автомобиль Tatra President . Сегодня компания Tatra входит в тройку ведущих автопроизводителей Чехии наряду с Skoda Auto и Karosa .

Холдинговая компания Tatra специализируется на выпуске крупнотоннажных грузовых автомобилей высокой проходимости, которые пользуются повышенным спросом во многих странах мира, в том числе и в России. Грузовики фирмы Tatra могут осуществлять перевозки как на шоссейных дорогах, так и в условиях бездорожья.

Компания Skoda Auto является одним из крупнейших в мире производителей легковых автомобилей. Она была основана еще в позапрошлом веке и до 1989 года была практически монополистом на рынке чешских легковых автомобилей. Отсутствие конкурентной среды стало следствием технологического отставания от мировых производителей.

С середины 90-х годов, благодаря тесному сотрудничеству с немецким концерном Volkswagen, чешские автомобилестроители начали активную деятельность в Европе. В странах ЕС хорошо зарекомендовали себя различные модели Skoda Octavia и Skoda Felicia. Характеристики этих чешских машин отвечают международным стандартам. Продаются они по достаточно приемлемым ценам.

Руководители Skoda Auto начинают задумываться о разработке «газовых» вариантов для своих моделей. В прошлом году количество автомобилей с двигателем, работающем на природном газе, составляло 630 единиц. Столь небольшое количество автомобилей такого класса объясняется небольшим числом газовых заправочных станций. К 2020-му году по стране на природном газе должно разъезжать порядка 400 тысяч машин.

Одним из достижений чешских инженеров из компании Skoda Auto является создание автомобиля Minimobil, рассчитанного на перевозку одного человека. Он способен развивать скорость до 90 км/час.

Совместное предприятие Karosa (34% акций предприятия принадлежит французской фирме «Renault V .I .») специализируется на выпуске автобусов - как городских, так и больших туристических. Автобусы Karosa сегодня пользуются популярностью на рынках многих европейских стран, в том числе и в России.

Несмотря на приемлемые цены, авто Чехии – самые дорогие в Европе. Это объясняется тем, что в странах ЕС чешский автомобиль можно купить без налога на добавочную стоимость. Если перегнать авто в Чехию и на месте заплатить НДС, то на этом можно сэкономить не одну тысячу евро.

Качество автомобилей в Чехии неразрывно связано с качеством дорожного покрытия. Через всю страну пролегают отличные, хотя и неширокие дороги. Сначала они, прикрываясь тенью буковых лесов, извиваются по холмистой местности, затем вдруг возносятся на открытые горные вершины, и взору открываются удивительные пейзажи.

Нигде в мире вы не встретите более вежливых и приветливых водителей, чем в Чехии. Они всегда уступят вам дорогу, если нужно, подробно объяснят, как проехать в нужном направлении.

Чехия – одна из лучших европейских стран для жизни в кемпингах. Ни у одного шикарного отеля в Праге не встретишь таких дорогих машин с иностранными номерами, какие можно увидеть в дешевых кемпингах Чехии.

Уровень автомобилизации в Чехии достаточно высок (вдвое больше, чем в России). Обращает на себя внимание высокая степень изношенности автопарка в целом (средний срок эксплуатации - 11-14 лет). Таким образом, несмотря на внешнее благополучие, на автомобильном рынке Чехии сегодня остро стоит проблема замены старой техники.

Еще до того, как вы начнете читать этот материал, я хотел бы оговориться, что пытался сосредоточиться именно на социалистическом периоде, поскольку вся история автопрома Чехии слишком обширна и менее интересна в рамках нашего цикла "соцавтопром Европы и его судьба". По этой же причине я не рассматривал малоизвестные довоенные чешские марки вроде Вальтера – по сути, они намеренно остались за рамками обзора, который и без того получился весьма ёмким. Кроме того, я сознательно не писал об автомобилях Jawa, которые также в социалистический период не попадали. Велорекс является трициклом, а не автомобилем, поэтому в обзоре тоже не фигурирует. Посему позвольте заметить, что автору знакомы все эти чешские марки, но они остались вне текста – просто чтобы его не перегружать. Ну а теперь давайте приступим непосредственно к главному – изучению чешского автопрома социалистических времен.

Начало

По глубине истории и богатству традиций автомобильную промышленность Чехии можно сравнить разве что с чешским же пивом: жители Богемии знали толк в точной механике, а машиностроение этой небольшой страны в конце XIX века мало в чем уступало немецкому или австро-венгерскому.


Неудивительно, что первый автомобиль в стране «вепрова колена» появился вскоре после того, как Карл Бенц создал свою машину. Чешская «Виктория» была создана как раз по чертежам Бенца по заказу барона Теодора Фон Либига. Кроме того, благодаря дружеским отношениям фон Либига и Карла Бенца в городок Копршивнице также начались регулярные поставки двигателей.

Титулованный владелец первого в Чехии «возидла» оказался заядлым автомобилистом и умудрился накатать на «самобеглой коляске с мотором Бенца» по дорогам своей страны и соседних Австрии и Германии ни много ни мало 1 000 километров! По сути, барон был первым «дальнобойщиком» и идеологическим предком нынешних европейских путешественников. Уже в 1897 году компания «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft» (будущая TATRA) из Восточной Моравии выпустила свою первую легковушку под названием «Президент», а годом позже – и грузовик. Словом, чешские машиностроители подхватили модную тенденцию и занялись строительством собственных автомобилей еще до наступления Миллениума.

Полвека спустя социализм наложил свой заметный отпечаток на ход развития чешского автопрома, повлияв на судьбу каждого производителя легковых автомобилей и грузовиков, которых к тому моменту насчитывался добрый десяток.

Skoda

До момента, пока Чехословакия стала Чехословацкой Социалистической Республикой, старейший производитель автомобилей уже успел завоевать авторитет и, соответственно, лидирующие позиции в стране.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В тридцатые годы Skoda выпускала довольно престижные и мощные автомобили


Skoda Superb с кузовом от ателье Содомки

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Skoda Popular – популярный автомобиль малого класса

В социалистической ЧССР автомобиль был почти таким же дефицитом, как и в Советском Союзе. Несмотря на то, что технологически сразу после войны Skoda по уровню технологий еще не сильно отставала от западноевропейских предприятий, уже через 10-15 лет разница была хорошо заметна, что называется, невооруженным взглядом. И все равно чехи любили «шкодовки»: Tudor, Spartak, Octavia и Felicia пользовались хорошим спросом и котировались не только внутри страны, но и у автомобилистов соцлагеря. Однако за ними надо было стоять в очереди: в самой Чехословакии в среднем машину приходилось ждать около восьми лет!

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Двухдверная Октавия могла быть и универсалом!

К сожалению, к началу семидесятых Skoda со своей заднемоторной и заднеприводной компоновкой стала откровенно проигрывать даже советским Жигулям, не говоря уже о румынской . Пережив несколько модернизаций модельного ряда, Skoda встретила начало восьмидесятых все с теми же устаревшими наследницами «эмбечек» (так называли модель МВ1000) в различных вариациях, которые при этом все равно пользовались спросом у жителей ЧССР.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Skoda оставалась верна заднемоторной компоновке вплоть до конца восьмидесятых годов

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Удивительно, но чехи выпускали и такое эффектное купе на базе обычной Шкоды!



В 1984 году модель 130 получила более современное оформление передней части

1 / 2

2 / 2

Skoda выпускала и микроавтобус с индексом 1203

Лишь в 1987 году была представлена абсолютно новая модель Favorit 136. Она радикально отличалась от прежних Шкод: расположенный поперечно спереди силовой агрегат, привод на передние колеса, дизайн от кузовного ателье Bertone… На тот момент модель была вполне конкурентоспособной как минимум в странах соцлагеря. Хэтчбек Favorit и его универсальная версия под названием Forman пользовались спросом как внутри страны, так и на внешних рынках.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Фаворит был прямым конкурентом советской Самары

На участь последних моделей социалистического периода прямым образом повлияла судьба самой страны, распавшейся на два отдельных государства – Чехию и Словакию. Чтобы сохранить и приумножить достижения Шкоды, правительство новой страны подписало договор с концерном Volkswagen, став четвертой «сестрой» в семье VAG. К слову, чехи выбирали между несколькими предложениями – в числе претендентов были и немцы из BMW (на ранних этапах), и французы из Renault, которые вскоре переключились на румынское предприятие по выпуску Дачий.

При этом руководство Volkswagen Group относилось к Шкоде как к родной, а не приёмной «дочери». Постепенно доля собственности VAG выросла до 70%, а в 2000 году Skoda Auto a.s. полностью перешла в собственность немцев.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Фелиция была в своём роде переходной моделью к Шкодам новой эпохи

Такие метаморфозы крайне благоприятно сказались на потенциале марки. Ведь полновесные хозяева не стали «хоронить» старейшее чешское предприятие, а отвели ему роль «бюджетного» бренда в когорте своих марок. Постепенно немцы прекратили производство «наследников социализма», последним из которых была Felicia, полностью перейдя на общую платформу с остальными автомобилями концерна. Такие перемены предваряла серьезная модернизация производственно-технической базы. Octavia, Fabia и Superb, появившиеся в последние годы прошлого века, быстро стали популярными не только в Чехии и Словакии, но и в Западной Европе. Наш потребитель также быстро раскусил, что Skoda предоставляет возможность купить «почти Фольксваген», заметно сэкономив при этом.

1 / 2

2 / 2

Октавия конца девяностых годов оказалась настолько удачной, что выпускалась аж до 2010 года!

Сегодня Шкода – это не только «легковушки», но и грузовики, автобусы, троллейбусы, сельхозтехника и даже авиадвигатели. Кроме головного предприятия в Млада Болеславе, в чешских городах Квасины и Врхлаби также существуют сборочные производства. Помимо этого, Шкоды производят в России, Украине, Казахстане, Боснии и Герцоговине и даже Китае!

Таким образом, для старейшего чешского автопроизводителя период социализма был просто временем, которое следовало «прожить и пережить». Конечно, без «большого брата» наследники Лаурина и Клемента вряд ли достигли бы таких высот и рыночного успеха, но можно лишь порадоваться, что Шкода смогла пережить несколько государств и форм правления, прочно закрепившись в сознании современных автомобилистов в качестве ведущего европейского производителя автомобилей. Приятно, что при этом чехи-немцы уважают «исторические» названия автомобилей Skoda (Superb, Rapid, Octavia), используя их в актуальном модельном ряду.

TATRA

История TATRA началась еще в 1850 году, когда Игнац Шустала основал одноименную компанию по производству бричек и колясок. Затем предприятие было преобразовано в австро-венгерскую компанию Nesseldorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft, которая производила железнодорожные вагоны.

Своей уникальностью автомобили TATRA обязаны известному конструктору Гансу Ледвинке, который был талантливым автомобильным инженером. Ледвинка реализовал в Татрах целый ряд оригинальных решений, которые радикально отличали его машины от остальных автомобилей того времени. Вместо традиционной лонжеронной рамы конструктор применил хребтовую – с круглой продольной трубой, на переднем конце которой он установил легкий оппозит с воздушным охлаждением. Столь же необычной по конструкции была и подвеска, состоявшая из качающихся полуосей и поперечной полуэллиптической рессоры. Кроме легковых моделей, Ледвинка занялся и разработкой грузовых моделей, которые вскоре были запущены в серию. Это были как легкие однотонные грузовики, так и трехосные полуторатонки с колесной формулой 6х4.


Конструкция Ледвинки и сегодня удивляет своей нетривиальностью


После войны предприятие в Копршивнице было национализировано, а все производственные мощности перемещены на территорию Чехии. При этом инженеры государственного завода оставались верны довоенным наработкам и концепции, заложенной еще Ледвинкой.


С 1945 по 1952 годы Татра производила железнодорожные вагоны, а уже с 1946 года на заводе начали выпуск 10-тонного грузовика TATRA-111R с колесной формулой 6х6, который стал символом возрождения ЧССР, оказавшись главным «строителем» молодого социалистического государства.

1 / 2

2 / 2

Tatra 111 – основной «строитель» ЧССР

На фоне остальных послевоенных Татр выделялась двухосная полноприводная модель T805 с V-образной бензиновой «восьмеркой» от правительственной модели Т603. Машину необычной конструкции с колесными редукторами и независимой передней торсионной подвеской с 1956 года собирали на заводе Шкода в Млада Болеслав. Известность 805-я получила благодаря чехословацким журналистам Ганзелке и Зикмунду, совершившим на двух подготовленных внедорожниках большое путешествие по странам Ближнего Востока, Европы и Азии.

1 / 2

2 / 2

TATRA T805

В шестидесятые годы инженеры TATRA сосредотачиваются на трехосной полноприводной платформе в качестве основной и единственной для своих грузовиков. Несмотря на социализм, технически Татры продолжали удивлять весь мир: синхронизированная коробка передач, межосевые дифференциалы, необычная конструкция рамы… Неудивительно, что тяжелые грузовики TATRA к этому времени поставляли на экспорт по всему миру в пять десятков (!) стран.

Модель бескапотной компоновки Т 813 8х8 Kolos получила четыре ведущие оси и двенадцатицилиндровый дизельный мотор с воздушным охлаждением. Высокий технический потенциал чешских конструкторов подтверждала и уникальная трансмиссия Колоса, в которой было до 20 передач переднего хода и четыре задние передачи с разными передаточными числами.

1 / 2

2 / 2

T813 Kolos – Татра с колесной формулой 8х8

С начала семидесятых годов по решению Совета Экономической Взаимопомощи Татра становится основным производителем тяжелых грузовиков с полезной нагрузкой свыше 12 тонн. Социалистическая интеграция позволила увеличить производственные мощности не только на головном предприятии в Копршивнице, но и на филиалах в Бановце, Пршиборе и Чадце, благодаря чему в год планировали выпускать около 15 тысяч шасси.


В 1983 году Модели Т148 и Т813 ушли на заслуженный отдых, а Татра начала выпуск своего бестселлера – модели Т815. Её изначально задумали в качестве основы для целой гаммы грузовиков различного назначения и колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8. Автомобили были унифицированы не только по платформе, но и по деталям цилиндропоршневой группы, ведь двигатели разной мощности с V-образной компоновкой отличались лишь количеством цилиндров – от шести до двенадцати соответственно.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

«Косолапая» модель Т815 стала настоящей долгожительницей

Колесные самосвалы, седельные грузовики, шасси для строительной техники – производственная гамма 815-й модели насчитывала свыше сотни вариантов! Советские автомобилисты хорошо знали этот грузовик, ведь в восьмидесятые годы Татра довольно активно поставляла 815-ю в СССР. Многим грузовики с красной кабиной запомнились необычной кинематикой подвески – при отсутствии нагрузки машина становилась «косолапой», то есть у неё сильно менялся развал задних колес.

Интересно, что 815-я стала не только наиболее массовой моделью Татры, но и успешно выступала в целом ряде ралли-марафонов, среди которых был и наиболее «раскрученный» Париж-Дакар. Конечно, раллийные Татры, как и российские Камазы, серьезно отличались от своих серийных собратьев, но факт остается фактом – чехи выпускали «боевые» грузовики, которые не раз занимали призовые места.

1 / 2

2 / 2

Tatra успешно выступала на многих ралли-рейдах

«Легковых» страниц в истории Татры было намного меньше, но от этого они не теряют в значимости. В 1934 году состоялась премьера революционной модели 77 с аэродинамическим кузовом. Машина привлекала внимание не только удивительным дизайном, но и необычностью технических решений: заднемоторная компоновка, воздушное охлаждение, независимая подвеска всех колес… Неудивительно, что машина произвела настоящий фурор на автомобильных салонах Европы, став объектом для подражания и заимствований. Вскоре была представлена усовершенствованная модель 87, которая благодаря очень необычной кинематике подвески отличалась хорошей устойчивостью и управляемостью, что было нехарактерно для автомобилей с задним расположением силового агрегата. Именно на 87-й в конце сороковых годов уже упоминавшиеся Ганзелка и Зикмунд совершили свой первый пробег по странам Африки и Америки.

1 / 2

2 / 2

Модель 87 – революционная внешность и масса технических инноваций

За следующей легковой моделью c индексом 107 закрепилось «имя собственное» – Tatraplan. «Тайный план татры» стал своеобразным переходом от аэродинамических моделей к машинам представительского класса, предназначенным для высшего партийного руководства государств Варшавского договора и дружественных стран. Появившаяся в 1956 году модель 603 сохранила характерную для легковых Татр обтекаемость кузова, который был очень удачно проработан с точки зрения аэродинамики, особенно в передней части. Как и все предыдущие модели, Tatra 603 оснащалась «воздушником», расположенным сзади, а её подвески были независимыми.


Татраплан

Последней же легковушкой из Копршивнице стала модель 613 – автомобиль-символ, олицетворявший достижения социалистического автопрома Восточной Европы в сфере производства автомобилей представительного класса.

Tatra 613 отличалась прогрессивной внешностью для конца 60-х годов. Секрет объясняется просто: прототипы были выполнены итальянским кузовным ателье Carrozzeria Alfredo Vignale. Как и предшественница, 613-я была предназначена для партийной номенклатуры и высших руководящих лиц. Интересно, что в семидесятые и восьмидесятые годы такие Татры небольшими партиями регулярно поставлялись в республики СССР. Технически автомобиль превосходил прежние модели благодаря изменениям в компоновке. Двигатель же оставался «все там же и все тем же» – V-образным воздушником, расположенным в задней части кузова (правда, не за, а над задними колесами).

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Tatra 87 выделялась необычным силуэтом

Tatra 613 ненамного пережила свою страну: модель выпускали до 1996 года, пока не стало ясно, что у неё нет будущего. Чехи пытались вдохнуть «вторую жизнь» в свою легковую машину, разработав модель 700, но уже после выпуска пробной партии в 65 автомобилей стало понятно, что коммерческого успеха у неё не будет. На этом «легковая» история марки завершилась.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Как и остальные «легковушки» Татра, модель 603 отличалась эффектным дизайном

Распад страны на Чехию и Словакию поставил перед руководством завода и его владельцем (самим государством) непростую задачу – необходимость модернизации продукции с целью её соответствия высоким требованиям европейских стран. Ведь старые рынки были частично утрачены, а выходить на новые нужно было с конкурентоспособным предложением.

1 / 2

2 / 2

Представительская 613-я сохранила заднемоторную схему, а её двигатель охлаждался воздухом!

Тогда TATRA все же смогла пережить непростое время и обновить модельную линейку с учетом веяний времени. Интересно, что заводчанам в конце девяностых годов даже удалось создать 22-тонный капотный самосвал «Ямал» специально для работы в Сибири и на Крайнем Севере России.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Ямал – тяжелая ТATRA для суровых условий

С 2008 года количество выпущенных машин стало измеряться сотнями, а не тысячами единиц, а состав владельцев Татры стал поистине интернациональным: американцы, голландцы, индийцы… Финансовые проблемы предприятия привели к закономерному итогу: в 2013 году акционерное общество Tatra a.s. по итогам аукциона за 176 млн. крон было приобретено компанией Truck Development, принадлежащей чеху Мареку Галвасу. Таким образом, старейший в стране производитель легковушек и грузовиков вновь вернулся в чешские руки.

Praga

История многих чешских производителей грузовиков тесно переплетена между собой по простой причине – в стране столь небольших размеров и со столь непростой историей в ХХ веке многое очень быстро изменялось. Именно поэтому к социалистическому периоду каждая марка пришла с солидным «послужным списком» за плечами.

Предприятие, носившее название столицы Чехии, появилось в результате подписанного в 1907 году соглашения между чешско-моравским машиностроительным заводом и уже известным нам предпринимателем Францем Рингхоффером. «Пражский автомобильный завод» начал сборку легковых автомобилей «Прага», но вскоре Рингхоффер вышел из состава владельцев, а сам завод был трансформирован в машиностроительный концерн CKD, который получил широкую известность благодаря выпуску трамваев марки Татра.


Praga производила не только грузовики, но и легковые автомобили

Ход мировой истории не преминул сказаться и на «Праге»: с 1943 года производство автомобилей полностью прекратили, целиком переключившись на выполнение военных заказов Германии. Вторая мировая война закончилась для «Праги» так же, как и для многих других предприятий Чехии – завод был практически полностью разрушен авиационными ударами англичан и американцев. Уцелевшие остатки производства вынужденно перевезли в Высочаны, на территорию Aero – другого автомобильного и авиационного производителя.

После национализации в 1948 году завод получил название «Народное предприятие Авто-Прага», но уже пять лет спустя его снова переименовали в «Завод Прага имени Клемента Готвальда». Именно в этот период и начался выпуск наиболее известной послевоенной «Праги» – трехосного полноприводного грузовика с дизельным двигателем Tatra, который выпускался до 1985 года и широко использовался в военных целях и народном хозяйстве социалистической Чехословакии.



В 1961 году «Прагу» присоединили к авиационно-автомобильному предприятию Avia. Постепенно производство грузовиков стали переводить в головное отделение, расположенное в Лентянах. Завод Praga ZKG в Высочанах в качестве основной своей продукции стал выпускать трансмиссии для других чешских грузовиков и автобусов.

В середине восьмидесятых годов «Прага» разработала многоцелевой колесный автомобиль для работы с различным навесным и прицепным оборудованием – этакий аналог известного немецкого Унимога. Машина, использовавшая в качестве кабины и агрегатов серийные детали от Avia, получила название Univerzalni Vozidlo – универсальное транспортное средство.


В 2006 году Praga была приобретена английской компанией International Truck Alliance. В июне 2011 года состоялся дебют спортивного автомобиля Praga R4 с восьмицилиндровым двигателем, мощностью 520 л. с. – правда, «Прага» нового века не проходила омологацию для эксплуатации на дорогах общего пользования. Однако у владельцев весьма амбициозные планы: в ближайшем будущем они хотят выпустить 68 экземпляров суперкара Praga R1R, который может стать первым не грузовым дорожным автомобилем марки после 1947 года.

Скрученные тахометры и подделка документов до сих пор относятся к самым распространенным трюкам на чешском авторынке. Статистика показывает, что доля подержанных машин со скрученным тахометром или другим способом «омоложения» с каждым годом растет. Реальный возраст не совпадает с заявленным у 40% автомобилей.

По актуальному анализу компании Cebia, которая занимается проверкой подержанных автомобилей, в первом полугодии 2016 года доля машин со скрученным тахометром на чешском рынке увеличилась до 42%. Это пугающее число. Чаще всего пробег уменьшают на импортированных машинах. Раскрыть обман в таких случаях бывает очень сложно, приходится подходить к проверке со всей серьезностью.

Реальный возраст машины подскажет состояние салона

Автомобили со скрученным тахометром - один из главных кошмаров тех, кто решил купить б/у авто в Чехии. Поговорка «У страха глаза велики» в этом случае нам только на руку. Если вы сомневаетесь в показаниях тахометра, эксперты советуют внимательно осмотреть салон, не упуская малейших деталей.

Лучше всего о возрасте машины расскажет состояние обивки, ковриков, пластика возле места для ног и в багажнике, руля, педалей и рычага коробки передач. Проще говоря - всех элементов, которых водитель и пассажиры касаются чаще всего (включая и кнопки магнитолы и электронного управления окнами).

Стоит ли говорить, что поцарапанный пластик, затертая кожа на руле, поблекшая обивка и стертые педали - показатель многих десятков тысяч километров. Впрочем, педали у подержанных автомобилей не должны блестеть, как пряжка на ремне. Если на тахометре несколько десятков тысяч километров, а педали выглядят как новые, скорее всего, на них наклеили накладки.

Конечно, проверка интерьера - не единственный способ определить реальный возраст машины. Многое может открыться при тест-драйве и осмотре кузова: обязательно проверьте состояние подвески и наличие коррозии возле выхлопной трубы.

В буквальном смысле обнюхайте машину

Эксперты советуют не только осматривать, но и в буквальном смысле обнюхивать машину. Если автомобиль новый, в нем будет чувствоваться запах пластика и кожи. В багажнике, где лежит запасное колесо, будет присутствовать запах резины. Все это может вам помочь.

Не забудьте тщательно изучить сервисную книжку. Если предыдущий владелец заботился об автомобиле, в ней будут присутствовать выписки с техосмотров на СТО с указанием пробега. Вашими помощниками могут стать и страховые компании, к которым автовладелец мог обращаться в случае аварии. Также проверить историю машины можно на сайте www.zkontrolujsiauto.cz .

Также мошенники часто подделывают документы. По статистике Cebia, почти каждый четвертый автомобиль на чешском рынке на самом деле старше, чем утверждает продавец . Причина - в постоянно растущем количестве импортируемых автомобилей. В документах таких машин часто подделывают год введения в эксплуатацию.

При выборе обращайте внимание на такие мелочи, как обозначения на стеклах. Последнее число - год их производства. Если на всех стеклах стоит цифра 6, а в техпаспорте указан 2008 год выпуска, - это повод насторожиться.

Год изготовления, кроме кузова и стекол, может быть указан на сиденьях, ремнях безопасностях, пластиковых элементах, ABS, кондиционере и на наклейках на емкостях с расходными жидкостями.

Добиться справедливости можно через суд

Проблема покупателей и в том, что в Чехии пока не приняли специальный закон, запрещающий конкретно скручивание тахометров, хотя с таким предложением и выступал министр промышленности и торговли Ян Младек. Но данный поступок можно отнести к мошенничеству или нарушению прав потребителя. Чтобы доказать нарушение закона, нужно подтвердить определенную ступень нанесения ущерба. Например, в 2014 году Верховный суд Чехии официально , если новому владельцу при этом причинен ущерб в размере более 5000 крон.

Важную роль будет играть и разница между реальным и указанным пробегом. Если вы подозреваете, что в купленном вами автомобиле скрутили тахометр и хотите вернуть деньги, можно обратиться в Государственное представительство или Полицию ЧР и подать заявление в суд.

На данный момент такие компании, как Cebia, стараются повлиять на крупные чешские авторынки. Но пока не приходится надеяться на то, что продавцы перестанут скручивать тахометры. Достаточно взглянуть на Германию, где этот феномен растет, несмотря на принятый закон о запрете фальсификации пробега. По информации немецких источников, на вторичном рынке в Германии тахометры скручены почти у трети всех машин.