Профстандарты для водителя сг. Что такое профессиональный стандарт? Дополнительные требования к водителю

Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения. Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.

Профессиональный стандарт водителя — что это такое?

С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне. Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке. Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.

Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:

  • работа осуществляется в государственных организациях;
  • работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).

По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?

Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:

  • его масса не превышает 3500 кг;
  • число пассажиров не превышает 8 человек.

Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль. Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин. Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято. Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден. При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.

Что в себя включает профессиональный стандарт водителя

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Рассмотрим их.

1. Общие сведения

В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функциональная карта

Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:

  • управление автомобилем;
  • его техническое обслуживание;
  • перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3. Характеристика обобщенных функций

Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.

4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.

Как применяется профстандарт?

Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:

  1. Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.
  2. Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.
  3. В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника. Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.

Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.

Ответственность за несоблюдение профстандарта

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Для развития и укрепления экономики для многих профессий были разработаны профстандарты, которые включают требования к претенденту на должность. Обладая должными навыками и умениями, соискатель может легко трудоустроиться на новое рабочее место. При поиске работы для должности водитель, стоит рассмотреть следующие вопросы:

  • для чего применяется профстандарт водителя автомобиля;
  • в каких случаях нужно применять профстандарт для водителя: погрузчика, грузового автомобиля, легкового автомобиля, автобуса;
  • структура профстандарта и ключевые моменты;
  • как правильно применять профстандарт;
  • обязательно ли применять его.

Для чего нужен профстандарт

Профстандарты – это совокупность разработанных навыков, умений, знаний и обязанностей, которые предъявлены к должности . Цель их устранить неясности в должностных обязанностях, и установить единые требования к профессии. Основываясь на данный документ, можно определить свои «слабые» места , повысить знания в данной области и сравнить соответствие своих умений с предъявленными.

Стандарты для профессии раскрывают деятельность работников для разных уровней квалификации. Для каждой специальности документ разбит на общие требования, а также идет ранжирование по уровню квалификации , например для профессии водителя автомобиля прописаны общие навыки и умения, а также дополнительные требования.

Разработанный документ удобен в использовании, является ориентиром для кадровиков при подборе персонала.

Представляет перечень требований, разработанный под вид профессии. Профстандарты должны помогать в:

  • установке уровня заработка сотрудников;
  • разработке внутренних должностных инструкций;
  • формирование политики предприятия при подборе персонала;
  • определение функций персонала;
  • составление трудовых договоров;
  • определение уровня квалификации работников и своевременного ее повышения.

В каких случаях применяется стандарт для водителя

Профстандарт водителя подразумевает достаточно высокие требования к кандидату . Человек, претендующий на данную должность должен уметь управлять ТС в любую погоду, при этом быстро производить оценку рисков и предпринимать необходимые действия. Водитель должен не только знать правила дорожного движения, но и знать как себя вести в случае аварии или поломки автомобиля. В случае любых обстоятельств быть спокойным и знать, как помочь нуждающимся в случае аварии или повреждения ТС.

Применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять. Для работы на разных видах транспорта необходимо иметь водительские права нужной категории и знать характеристики данного ТС.

Погрузчик

Для водителей погрузчика информация о должностных функциях прописана в профстандарте «Логист автомобилестроения». К основным относят:

  • перемещение ТМЦ в сохранном виде;
  • учет ТМЦ;
  • выполнение заказа по ТМЦ, отчет о проделанной работе по перемещению и сохранению;
  • составление плана и контроль на всех этапах по доставке и перемещению;
  • организация поставок после проделанного анализа;
  • оптимизация рабочих процессов;
  • обеспечение работу предприятия в области логистики.

Грузовой и легковой автомобили

Для водителя грузовика помимо основных, предъявлены следующие требования:

  • знать принципы работы, механизмы, уметь управлять грузовым транспортом, знать устройство транспорта и прицепа;
  • знать и соблюдать инструкции при техническом осмотре;
  • соблюдение безопасности при размещении и закреплении грузов;
  • соблюдение надежного уровня квалификации, а именно поддерживать состояние здоровья, этичность поведения на дороге, режимы отдыха и труда.

Легковой автомобиль — ТС не превышает 3500 кг. и вмещает не более 8 пассажиров – характеристики легкового автомобиля. Определяется тип транспорта в документе на автомобиль. Профстандарт для водителей данного транспорта востребован на предприятиях, где используются легковые автомобили для рабочего процесса.

  • правила страхования ТС;
  • правила поведения на дороге;
  • ответственность за нарушения;
  • как исправить повреждения или как определить неисправность;
  • как управлять ТС в различных погодных условиях;
  • обеспечение безопасности всех участников дорожного движения;
  • телефоны аварийных служб.

Автобус

Для водителей автобуса используют профстандарт «Водитель автомобиля» . Обязательно использовать стандарт в случае предоставления льгот и компенсаций на предприятии. К основным навыкам необходимо отнести:

  • умение управлять ТС в любых обстоятельствах, знать технические характеристики;
  • знать, как устранить небольшие поломки;
  • уметь заполнять транспорт техническими жидкостями и топливом;
  • знать правила организации перевозки пассажиров, их посадки и высадки;
  • следование маршруту;
  • соблюдение всех мер безопасности;
  • отчет о проделанной работе – сдача ТС в благополучном состоянии, заполнение сопутствующей документации.

Структура и ключевые моменты

Профстандарт водителя пока не разработан, но есть его проект, который состоит из следующих частей:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

В общих требованиях предъявлены следующие критерии:

Обязанности:

Навыки и умения:

  • ориентировка на дорогах, умение распланировать маршрут, знание ПДД и дорожных знаков;
  • умение «читать» дорожный атлас и использовать современные инструменты навигации;
  • умение «подстроиться» на дорогах, управлять ТС в общем потоке;
  • умение управлять хорошо транспортом в любое время и в любую погоду;
  • умение соблюдать скорость и дистанцию;
  • совершать простые маневры, помогающие избежать аварии;
  • не создавать помех во время маневров, а также своевременно информировать других участников движения о своих действиях;
  • понимать технические характеристики авто по электронному табло транспорта;
  • подстраивать сидение и зеркала под свой рост;
  • запускать работу транспорта, не зависимо от погодных условий;
  • обладать навыками управления, а именно трогаться с места, на горке, устанавливать необходимую скорость, применять тормозную систему, уметь ездить на задней передаче;
  • умение совершать разворот и парковку транспорта;
  • знать методику оказания первой помощи при ДТП;
  • регулировка температуры в салоне;
  • контроль состояния ТС;
  • реагировать в различных ситуаций в соответствие с техническими характеристиками авто – регулировать скорость, торможение, знать правила управления во время заноса.

Знания:

  • умение перевозить пассажиров, действовать с высокой эффективностью – оптимальная подборка скоростного режима и незначительный расход топлива;
  • знать ответственность за несоблюдение правил движения;
  • соблюдать следующие факторы, которые оказывают влияние на надежность – состояние самочувствия, уровень квалификации, личностные характеристики, иметь представление о последствиях после приема лекарств;
  • знать основы управления;
  • соблюдать безопасность при управлении;
  • правила поведения и оказания помощи пострадавшим при ДТП.

В стандарте прописаны требования для прохождения экзамена – водителю необходимо пройти заданный маршрут, соблюдая все правила, используя безопасный скоростной режим.

Дополнительные требования в документе разбиты на следующие категории:

  • требования к водителям перевозящие пассажиров;
  • к водителям перевозящие грузы.

К профессиональным обязанностям первой категории относят:

К обязанностям водителя, которые перевозят грузы, относят:

  • получение и должное оформление путевой документации;
  • прием груза, необходимо позаботиться о сохранности принимаемых объектов, их крепежа;
  • соблюдение всех мер для обеспечения безопасной перевозки;
  • оформление транспортных документов;
  • следование маршруту согласно документации;
  • доставка груза до места прибытия, сдача;
  • предоставление отчета о проделанной работе.

В информации о сдаче экзамена в профстандарте говорится, что разработанный маршрут по итогам прохождения должен обеспечить проверку способностей кандидата. Главные требования – безопасность, соблюдение скоростного режима и затрат топлива. Для разных категорий автомобилей установлены временные ограничения на прохождение экзамена.

Как правильно внедрять

Применения профстандарта для водителей подразумевает собой ряд следующих мероприятий:

  1. На предприятии перепроверить локальную документацию, включающую должностную инструкцию, штатное расписание. В случае выявления несоответствий со стандартом откорректировать кадровые документы.
  2. Проверить уровень соответствия работников квалификации, установленной в стандарте. В случае несоответствия сотрудника необходимым требованиям с таким работником могут разорвать трудовые отношения, или предложить повысить свои знания, пройдя дополнительное обучение.
  3. Даже если в профстандарте нет обязательных требований к профессиональности сотрудника, работодатель вправе отправить водителя на прохождение аттестации. По результатам будет решен вопрос о дальнейшем сотрудничестве с кандидатом.

Можно ли обойтись без него?

Обязанность следовать разработанному документу установлена для предприятий с 2016 года. Если фирма по каким-либо причинам не следует установленным критериям профстандарта, то может при проверке быть привлечена к ответственности в виде уплаты штрафа от 50 тысяч рублей .

Обязательно применять профстандарт должны работодатели, если установлены в законодательстве требования для конкретной квалификации.

Если же в законе не установлена обязательность применения стандарта, то его берут как основу для предъявляемых требований к знаниям работника. То есть документом необходимо пользоваться как ориентиром при определении функций и обязанностей персонала.


Профстандарт водителя считается относительно новым понятием. Его используют для более удобного регулирования трудовых отношений между работодателем и его подчиненным.

На каждом предприятии, где установлен профессиональный стандарт для определенной должности, документ является обязательным для выполнения .

Каждый сотрудник, который имеет отношение к той или иной должности, обязан соответствовать профстандарту. В противном случае ему грозит увольнение. Последствия при несоблюдении правил профессионального стандарта могут касаться не только сотрудников, но и работодателя, которому будет назначен штраф до 50 тысяч рублей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что такое профессиональный стандарт?

Подобный документ стал появляться на российских предприятиях относительно недавно. Понятие было введено всего 5 лет назад, после чего многие работодатели стали использовать для более качественного регулирования трудовых отношений с подчиненными профессиональный стандарт.

Он может быть установлен для различных профессий, в том числе и для водителей различных категорий, в зависимости от того, какие должности предусмотрены в компании.

Сам термин профстандарта означает список квалификационных требований, которые касаются опыта работы, образования, а иногда и физического состояния.

Правила прописываются отдельно по каждой профессии. При этом следует учитывать, что они должны соответствовать федеральным законам. Профессиональный стандарт является необходимостью, так как для многих предприятий те нормы, которые использовались ранее, не подходят и нуждаются в тщательной корректировке.

Создавая правила профстандарта можно учесть все нюансы и специфику будущей работы. Это особенно важно для профессий, которые связаны с определенным риском.

При использовании новых профессиональных стандартов можно защитить область конкретной деятельности от работников с низкой квалификацией либо неподходящими данными. Для автомобильной сферы это играет очень важную роль.

Первое время подобное понятие использовали в качестве ориентировки, которая считалась рекомендованной для руководителей определенных компаний. Но с 1 июля 2016 года профстандарт стал обязательным условием для приема на работу, особенно по некоторым профессиям.

Законодательное регулирование

Одним из главных законов, который регулирует данный вопрос — 31 глава Трудового законодательства. Она вступила в силу 1 июля 2016 года. С этого момента для ряда профессий, в том числе и водителей, стали обязательными определенные квалификационные требования.

Чаще всего требования российского законодательства распространяются на государственные учреждения . Но и многие коммерческие организации по закону должны их учитывать.

В 2016 году было утверждено более 800 профстандартов для различных профессий. Они относятся к 30 видам деятельности, в числе которых находится и транспорт. Профессия водителя легкового и грузового автомобиля попадает под действие системы профессионального стандарта.

При этом, в разработке документа могут принимать участие работодатели, представители организации и т.д.

Юридическую силу профстандарт начинает иметь только в том случае, если он совпадает с теми документами, которые были утверждены Министерством Труда.

Область применения

Для водителей легковых транспортных средств существуют одни профессиональные стандарты, а для тех, кто управляет грузовиком, несколько иные.

Документ о профессиональном стандарте для водителей легковых машин действует на тех предприятиях, где имеется такая должность и автомобили применяются в хозяйственной деятельности . Если компания использует грузовые транспортные средства либо автобусы, для водителей этих категорий будут установлены другие профстандарты.

Легковой автомобиль

Для водителей таких ТС существуют определенные требования к профессиональным обязанностям. Они должны иметь соответствующие навыки, которые позволят качественно и безопасно выполнять поставленные задачи .

Перечень требований может быть достаточно большим, в зависимости от того, на каком предприятии будет работать водитель.

Но основным профстандартом в таком случае будет:

  1. умение управлять транспортным средством;
  2. иметь соответствующее удостоверение;
  3. знать правила дорожного движения;
  4. при необходимости знать карту дорог населенного пункта;
  5. в некоторых организациях требуется опыт работы в подобной должности.

По профессиональному стандарту водитель легкового автомобиля должен уметь управлять машиной в любой ситуации, в том числе на скользкой дороге, а также в темное время суток. На многих предприятиях от водителя требуется умение пользоваться картами, атласами и обязательно навигатором.

В задачу специалиста может входить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства , а также различного сопутствующего оборудования.

Что касается ремонтных работ, то они могут быть различными. От некоторых автомобилистов требуется лишь визуальный осмотр машины перед поездкой и устранение мелких недочетов, а другим приходится полностью брать на себя все обязанности по ремонту автомобиля.

При этом в профессиональные обязанности водителя должно входить знание правил и техники безопасности при выполнении подобных работ.

В перечень требований по профстандарту для водителей легковых машин входит и заправка транспортного средства . Сюда стоит отнести и топливо, и технические жидкости. Во время проведения подобной работы автомобилист должен соблюдать правила пожарной, экологической безопасности и знать, как правильно вести себя на заправке.

Грузовой автомобиль

Для водителей тяжеловесных транспортных средств в основном действуют те же правила профстандарта, как и для тех, кто управляет легковыми машинами. Тем не менее, тут имеются некоторые особенности:

  1. Водитель грузового транспортного средства должен знать все правила безопасного управления многотонной машиной.
  2. Перед тем, как отправиться в путь, автомобилист должен проверить исправность своего транспортного средства и безопасность груза.
  3. В его обязанности входит максимально качественное, а главное – безопасное выполнение своей работы .

Очень часто в перечень профстандарта для водителей грузовых автомобилей входит умение обращаться с документами и бумагами . Это важно, так как одна из основных сфер применения водительского профстандарта касается логистических компаний. Здесь приходится оформлять множество бумаг, в том числе и международного значения.

Задачей водителя грузового автомобиля может быть перевозка товаров за переделами страны. В таком случае необходимо обязательно знать специфику передвижения по дорогам другого государства . Это тоже может быть обозначено в профстандарте.

Одной из главных задач водителя грузового транспортного средства является перевозка грузов. В список требований профессионального стандарта будет включена не только качественная и безопасная транспортировка, но и прием грузов, а также контроль за ними на протяжении всего пути до момента передачи ответственному лицу в пункте назначения.

Часто в понятие профстандарта для представителей многих профессий входит пункт о постоянном совершенствовании своих профессиональных качеств и поддержке непрерывного профессионального роста.

Автобус

Профессиональные стандарты для водителей автобуса в основном актуальны для компаний-перевозчиков и автопарков . Для этой категории сотрудников требования будут аналогичными, как и для других водителей. Но тут имеется несколько важных дополнений, так как речь идет о транспортировке большого количества людей:

  • Если автобус рейсовый, водитель обязан соблюдать маршрут и график движения транспортного средства.
  • Даже в крайних ситуациях нельзя нарушать правила дорожного движения . Для любого водителя они должны быть в приоритете.
  • Запрещается нарушать технологические требования к транспортному средству, в том числе и перегружать автобус, что грозит поломкой.
  • Водитель должен всеми возможными способами стараться избегать дорожно-транспортных происшествий . Человек, который соответствует профстандарту, должен выполнять свою работу аккуратно и обеспечивать безопасность людей, находящихся в салоне автобуса .
  • Водитель обязан знать маршрут , по которому движется его транспортное средство.
  • Он обязан соблюдать все правила перевозки не только людей, но и багажа. Для этого водитель должен ознакомиться с документами, которые регламентируют работу подобных транспортных средств.
  • Человек, который по профстандарту считается пригодным для управления автобусом, должен уметь проверять техническое состояние своей машины , заправлять ТС топливом и иными ГСМ при необходимости.
  • Сам водитель тоже в обязательном порядке проходит медосмотр перед тем, как выйти на маршрут. Поэтому по профессиональному стандарту к такой работе допускаются только водители с хорошим здоровьем.

Для тех, кто собирается заниматься перевозкой людей, одним из важнейших условий будет наличие водительского удостоверения соответствующей категории и опыта . Зачастую работа предусматривает заполнение многочисленных документов, поэтому умение обращаться с бумагами не будет лишним.

В зависимости от того, где именно применяется профстандарт для водителя автобуса, его пункты могут несколько меняться.

Наибольшая ответственность ложится на тех, кто занимается перевозкой пассажиров, а в особенности детей.

Структура документа

Согласно российскому законодательству, составлять список требований по профессиональному стандарту для той или иной профессии работодатель либо организация могут самостоятельно.

Но для того, чтобы профстандарт имел законную силу, необходимо соблюдать его соответствие макету, разработанному и утвержденному Министерством Труда РФ. Согласно этому документу, все требования для профессии должны записываться по особой схеме . Она включает в себя несколько частей, в том числе функциональную карту и характеристику функций конкретной должности.

1 раздел

В разделе с общими сведениями указывается официальное название должности и краткое описание работ , которые проводятся в ее рамках. Здесь в обязательном порядке указывается код профессии по ОКЗ либо ОКВЭД.

2 раздел

Получил название «функциональная карта». Сюда вносится важная информация относительного того, что должен делать сотрудник на своем рабочем месте при выполнении профессиональных обязанностей .

Что касается непосредственно водителей транспортных средств, то для них существует несколько важных требований. Главными будут качественное и безопасное управление автомобилем либо автобусом , умение выполнять техническое обслуживание транспорта, хотя бы на том уровне, чтобы передвижение на нем не было опасным.

Часто сложные работы выполняют представители других профессий, к примеру, автомеханики, но первоначальную диагностику и исправление мелких неполадок, будет обязанностью водителя, который соответствует профессиональному стандарту.

В разделе «функциональная карта» должна присутствовать информация о необходимом уровне квалификации для сотрудника на той или иной должности . Для автомобилистов на легковых транспортных средствах это будет удостоверение категории В, для тех, кто водит грузовые авто – С, а для водителей автобуса Д.

При этом, чаще всего для выполнения некоторых работ, к примеру, перевозки большого количества пассажиров, а в особенности детей, профессиональные требования заключаются еще и в наличии опыта работы .

Все требования и указание квалификационного уровня должны быть в обязательном порядке зафиксированы кодовыми обозначениями. Они предусмотрены для каждого случая.

3 раздел

Многие требования, которые входят в понятие профстандарт, имеют схожее значение либо характеристики. Такие обязанности могут быть включены в группы. Для этого предусмотрен раздел с характеристиками обобщенных функций .

В этой важной части документа о профессиональном стандарте должны быть указаны группы работ, которые выполняются человеком в определенной должности. Каждый из таких подразделов включает в себя несколько кодировок для отдельных действий.

К примеру, если речь идет именно о водительском профстандарте, то тут может быть указана группа работ по техническому обслуживанию. В расшифровке будет говориться о том, что водитель должен уметь подготавливать транспортное средство к перевозке пассажиров либо грузов, исправлять мелкие технические неисправности, заправлять машину топливом и т.д.

4 раздел

В самом последнем разделе говорится о том, какая организация разрабатывала конкретный профессиональный стандарт . Здесь необходимо перечислить всех лиц, которые принимали участие в подготовке данного проекта.

Работодатель должен учитывать, что стандарт разрабатывается и утверждается Министерством Труда. Однако, в зависимости от специфики компании, профстандарт для некоторых должностей может быть откорректирован. Но эти поправки не должны перечить государственному стандарту.

В том случае, когда компания не в состоянии сама разработать профессиональный стандарт для какой-либо должности, к этой работе могут быть привлечены специалисты из других организаций. Это могут быть государственные и негосударственные разработчики, которые имеют большой опыт и специализируются непосредственно в данной области.

При разработке профессионального стандарта уровень организации большой роли не играет. Одинаково ценятся представители Гостехнадзора и сотрудники небольшой частной коммерческой фирмы. Главное, чтобы в конечном итоге профессиональный стандарт по определенной должности был составлен качественно и без нарушений Госстандарта.

Образец документа

Образец документа профстандарта для водителей можно скачать .

Соблюдение и ответственность

Для некоторых типов предприятий и конкретных должностей считается обязательным условием использование документа о профессиональном стандарте. Если компания обнаружит, что она относится именно к таким организациям, необходимо в обязательном порядке провести ряд важнейший мероприятий .

  1. В первую очередь необходимо разработать профстандарт для каждой из должностей . Для этого могут быть привлечены профессионалы, но часто компании обходятся своими силами.
  2. Далее следует проверить штат сотрудников на соответствие их знаний, опыта и навыков установленному профессиональному стандарту. Для этого руководитель с представителями отдела кадров и начальниками подразделений должны проверить должностные инструкции и . Если будут найдены нарушения либо несоответствия, они должны быть обязательно исправлены. Создаются нормативные акты, на основании которых сотрудники должны улучшить свои профессиональные качества. Это могут быть курсы повышения квалификации и иные подобные мероприятия.

Соответствующие записи должны вноситься в , личную карточку сотрудника и другие кадровые документы, которые касаются конкретного работника.

Проверка сотрудников на уровень квалификации и соответствие профессиональному стандарту должна проводиться так часто, как это предусматривает документ о профстандарте. То есть, периодически работникам придется доказывать свое мастерство.

Случается и так, что работники не соответствуют некоторыми требованиям профессионального стандарта, но при этом прекрасно справляются со своими обязанностями и четко выполняют должностную инструкцию.

К примеру, водитель может качественно и аккуратно перевозить вверенные ему грузы, правильно оформлять документы и в целом не иметь претензий со стороны руководства. Однако у него может быть недостаточно опыта работы по трудовой книжке. В такой ситуации повысить квалификацию невозможно, но это не должно быть поводом для увольнения .

Работник, у которого недостаточно опыта, однако, есть желание работать, может пройти аттестацию в специальном аттестационном центре. Если же результаты этой проверки покажут недостаточный уровень квалификации сотрудника, это может послужить поводом для увольнения.

Проблемы с соответствием по профстандарту встречаются часто. Поэтому организациям разрешено оправлять сотрудников на курсы повышения квалификации. Они могут быть проведены и за счет работников, и за счет предприятия.

Руководители компаний должны внимательно следить за тем, какие должности у них предусмотрены. Еще до середины лета 2016 года наличие профстандарта считалось лишь рекомендацией, но сейчас за невыполнение требований по некоторым профессиям предусмотрено наказание.

Поэтому в организации должны присутствовать нормативные документы, которые разработаны непосредственно для конкретной компании, но с учетом государственных стандартов, утвержденных Минтрудом.

Посмотрите видео о грамотном внедрении профстандарта на предприятии:

На данный момент за несоблюдение профстандарта предусмотрена только административная ответственность. Но штрафы достаточно серьезные и могут достигать 50000 рублей , поэтому к данному вопросу следует относиться предельно внимательно.

Работа водителя предусматривает большую ответственность. Именно поэтому водительский профстандарт считается обязательным, ведь благодаря этой системе качество перевозки пассажиров и грузов становится лучше .

Задачей работодателя является обеспечение предприятия сотрудниками, которые полностью соответствуют профессиональным стандартам, утвержденным российским законодательством.

15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.

Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении. Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от
31 марта 2016 г. № 87. Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено более 3 000 водителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.
Для начала перечислим их.

Требования к уровню образования и опыту работы:

1) к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
2) к контролеру технического состояния автотранспортных средств:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются;
3) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения:
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно новым требованиям диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В соответствии с приказами Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 и от 18.11.2013 № 1245 в нее входят следующие специальности в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– по программам среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»;
– по программам высшего образования (ВО): бакалавриат – 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; магистратура – 23.04.01 «Технология транспортных процессов», 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; специалитет – 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
В случае если работник имеет диплом по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», работодателю следует направить его на профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств, аналогичны тем, что предъявляются к диспетчерам. Отличие заключается лишь в дополнительных условиях по стажу (опыту) работы в зависимости от конкретной специальности по диплому.
А вот к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, установлены более жесткие требования. Во-первых, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии автомобильного транспорта», или диплом о высшем образовании по иной специальности и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник со средним профессиональным образованием данную должность занимать не может.
Во-вторых, кандидат на место специалиста такого рода обязан пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Порядок ее проведения утвержден приказом Минтранса России и Минтруда России
от 11 марта 1994 г. № 13/11. Этот документ определяет порядок аттестации не только лиц, занимающих должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, но и иных работников (исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств). В данный момент Минтранс России готовит отдельный приказ об утверждении порядка аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Его подписание ожидается в начале 2017 г.

Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В нашем случае речь идет о диспетчере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролере технического состояния автотранспортных средств и специалисте, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения.
Академия АСМАП одной из первых среди образовательных организаций разработала и апробировала дополнительную профессиональную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». С 1 сентября 2016 г. она успешно реализуется не только в Москве, но и во всей сети учебно-консультационных центров (УКЦ) Ассоциации.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Согласно документу, он не может составлять менее 250 часов. В Академии и УКЦ АСМАП срок освоения программы «Организация перевозок и управление на транспорте» варьируется от 256 до 264 часов в зависимости от присваиваемой квалификации.
Образовательный процесс по данной программе организован на основе блочно-модульного представления учебной информации. Первый модуль «Эксплуатация автомобильного транспорта» нацелен на получение слушателями основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых работникам по всем трем должностям.
Второй, третий и четвертый модули являются профильными и направлены на освоение слушателями специфики работы диспетчера, контролера технического состояния и специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии, соответственно.

В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.

Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:
www.academy.asmap.ru .

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.

Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
- колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.

Транскрипт

1 Проект ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ Настоящий стандарт устанавливает требования к знаниям, навыкам и умениям водителей автотранспортных средств (АТС) следующих категорий и подкатегорий: «В», «С», «С1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е». Стандарт устанавливает: -требования к знаниям навыкам и умениям водителя АТС соответствующих категорий и подкатегорий, при выполнении которых кандидат в водители может быть допущен к управлению АТС. -требования к уровням профессионального мастерства водителей, на основании которых возможна организация системы повышения квалификации водителей. -требования к содержанию квалификационного экзамена маршруту проведения квалификационной поездки и минимальному времени, необходимому для ее проведения. -требования к экзаменатору, принимающему экзамен по вождению АТС.

2 Профессиональные обязанности 1. Управление транспортным средством соответствующей категории и подкатегории с заданным качеством (в том числе при буксировании прицепа массой до 750 кг) в различных дорожных условиях. Соблюдение режимов труда и отдыха. Общие требования к знаниям, навыкам и умениям водителей АТС Основные навыки и умения, необходимые обязанностей* Основные знания, необходимые обязанностей** Умение планировать и выполнять поездку, использовать атлас автомобильных дорог, дорожные знаки и указатели, радиотехническое и навигационное оборудование. Умение использовать при управлении оптимальную модель поведения в транспортном потоке (в т.ч. на автомагистрали). Умение управлять АТС в различных условиях движения (в т.ч. в темное время суток). Умение не превышать безопасную скорость, не уменьшать дистанцию и поперечный интервал относительно безопасных значений; не уменьшать скорость и не увеличивать поперечный интервал относительно величин, при которых автомобиль начинает создавать помехи движению других ТС. Умение маневрировать в транспортном потоке. Умение информировать других участников движения о своих маневрах и не создавать им помех. Умение использовать приборную информацию для оптимизации управления АТС и контроля его технического состояния. Умение оптимизировать свою рабочую позу и устанавливать зеркала заднего вида в оптимальное положение. Навык руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес. Умение пускать двигатель при различном его температурном состоянии. Навыки регулирования движения ТС: Задача водителя при управлении ТС перемещение пассажиров и грузов с максимальной эффективностью и экологичностью (оптимальная средняя скорость и минимальный расход топлива), заданным уровнем безопасности. Правила дорожного движения, ответственность за их нарушение в соответствии с административным, уголовным и гражданским кодексами. Правила экологичного поведения в дорожном движении Факторы, влияющие на профессиональную надежность водителя: - квалификация точность формирования плана действий (определение безопасных значений скорости, дистанции и поперечного интервала), и точность выполнения плана действий (уровень навыков); - личностные качества; - этичность поведения в дорожном движении; - состояние здоровья: - режим труда и отдыха; - прием лекарственных препаратов алкоголя, наркотиков. Основы эффективного, экологичного и безопасного управления АТС: -модель оптимального поведения водителя в дорожном движении; - экономичный, экологичный и безопасный алгоритм регулирования скорости АТС; - зависимость средней скорости, расхода топлива, экологичности и безопасности управления АТС от максимальной скорости на участках свободного движения в транспортных потоках с различными уровнями удобства движе-

3 - трогаться с места (в т.ч. на подъеме), разгоняться с переключением передач по экономичному алгоритму; - стабилизировать скорость; - применять накат и торможение двигателем с переключением передач; - штатно тормозить рабочей тормозной системой; - фиксировать ТС с помощью стояночного тормоза; - направлять ТС по заданной траектории и устранять его отклонения от нее. Умение маневрировать в ограниченных проездах: -двигаться передним и задним ходом при ограничении поперечного интервала; -разворачиваться с многократным применением передач переднего и заднего хода; -поворачивать на 90 0 при движении передним и задним ходом; -выполнять параллельную парковку передним и задним ходом Умение регулировать движение АТС при возникновении нештатных ситуаций: -использовать скоростной алгоритм разгона, в том числе при буксовании колес; тормозить с максимальным замедлением, сохраняя устойчивость АТС против сноса и заноса; -стабилизировать снос и занос. Умение контролировать техническое состояние АТС и предупреждать его отказы. Умение поддерживать комфортные условия в кабине (салоне) АТС. Умение оказывать первую помощь при ДТП. ния; -влияние отклонения скорости АТС от средней скорости транспортного потока на безопасность управления; - влияние неравномерности движения на расход топлива и безопасность управления АТС; Условия безопасного управления ТС: - динамический габарит ТС; - опасное пространство вокруг ТС; - конфликтное пространство вокруг АТС; -типичные ситуации, приводящие к ДТП; - влияние на безопасность управления АТС элементов плана и профиля дороги, скользкости и ровности ее покрытия; - влияние на безопасность управления АТС темного времени, дождя, тумана, метели; - влияние на безопасность управления АТС уровня удобства движения в транспортном потоке; - специфические факторы риска, связанные с участием в дорожном движении мотоциклистов, велосипедистов, и пешеходов (особенно детей, и лиц с ограниченной подвижностью); - меры предосторожности при посадке и высадке пассажиров; - информация, снимаемая с пилотажных приборов и маршрутного компьютера для повышения эффективности, экологичности и безопасности управления ТС; -принципы оптимального размещения на рабочем месте; -принципы руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес; -скоростные алгоритмы разгона без буксования и с буксованием ведущих колес; - алгоритмы аварийного торможения при различных коэффициентах сцепления шин с дорогой на АТС с различными типами

4 приводов; -алгоритмы управления при превышении безопасной скорости на входе в поворот на АТС с различными типами приводов; -алгоритм управления АТС при объезде препятствия. Устройство и свойства АТС как объекта управления. Правила поведения водителя при ДТП. Правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. 2. Проведение ежедневного технического обслуживания АТС, устранение мелких неисправностей в пути. 3. Заправка АТС топливом и техническими жидкостями. Визуально осматривать АТС. Выполнять ежедневный технический контроль. Устранять мелкие неисправности, не требующие разборки агрегатов (в т.ч. замена колеса). Заправлять АТС горючесмазочными материалами и техническими жидкостями; Соблюдение техники безопасности при заправке Обеспечение экологической безопасности при выполнении работ по заправке транспортного средства. Соблюдать меры противопожарной и экологической безопасности при заправке транспортного средства Основы работы с дорожными картами и навигационным оборудованием. Устройство АТС как объекта управления и его техническая эксплуатация. Правила техники безопасности при обслуживании транспортных средств. Нормы давления в шинах Объемы заправочных емкостей марки заправочных материалов и технических жидкостей, применяемых для обслуживаемого АТС, их совместимость. 4. Специальные требования к водителям АТС категории «В» Квалификационный уровень второй Компетентность работника включает применение знаний в большом диапазоне различных работ, выполняемых при разнообразии обстоятельств. Некоторые из этих работ являются сложными и нестандартными, на работника возложена определенная ответственность и он имеет некоторую автономность.

5 Направление деятельности работников Требования к общеобразовательному уровню и уровню профессионального образования Требования к практическому опыту Требования к аттестации и сертификации Уровни компетентности пять Специфические требования к состоянию здоровья Управление автомобилем Среднее общее образование, профессиональная подготовка Не предъявляются Добровольная сертификация I V ранги (4-8 разряды) Устанавливаются Министерством здравоохранения и социальной защиты РФ Требования, предъявляемые к качеству управления ТС на квалификационном экзамене При выполнении квалификационной поездки по заданному маршруту кандидат в водители должен проехать его не выходя за границы безопасного управления со скоростью транспортного потока и расходом топлива, соответствующему V рангу в табл.1. Таблица Шкала ранжирования водителей транспортных средств категории «В» по уровню мастерства Ранг I II III IV V Расход топлива по отношению к нормативу не более % Дополнительные требования к водителю АТС категории «В», выполняющему коммерческие перевозки пассажиров Основные умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей Профессиональные обязанности 6.1. Получение и оформление путевой документации Основные знания, необходимые обязанностей Получение в диспетчерской службе необходимой путевой документации. Соблюдение конфиденциальности в отношении получаемой информации. Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации. Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Должностная инструкция. Основы межличностного и делового общения 6.2. Посадка пассажиров Проверка применения пассажирами ремней безопасности Правила дорожного движения Должностная инструкция 6.3. Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и Управление ТС с заданным уровнем безопасности. Принятие мер безопасности на Правила дорожного движения Правила остановки транспортных средств сотрудниками

6 пассажиров 6.4. Выполнение перевозки согласно путевой документации 6.5. Оформление и сдача путевой, и финансовой документации стоянках в соответствии с инструкцией Исключение перевозки посторонних лиц. Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц. Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации. Соблюдение сроков доставки пассажиров Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче. Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов. Проверка комплектности транспортной и финансовой документации. Сдача в срок путевой документации должностному лицу для отчета о выполнении задания. Соблюдение правил внутреннего распорядка Заполнение авансового отчета. Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу. Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового полиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина Госавтоинспекции. Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Должностная инструкция Распоряжения и приказы своей организации. Путевая документация. Карты, атлас автомобильных дорог. Руководство по применению навигационной аппаратуры Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации. Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Организационная структура своего предприятия. Должностная инструкция.

7 7. Дополнительные требования к водителям АТС категории «В», выполняющих коммерческие перевозки грузов Основные умения, навыки, необходимые обязанностей Коммерческие перевозки грузов. Профессиональные обязанности 7.1. Получение и оформление путевой и транспортной документации Основные знания, необходимые обязанностей Получение в диспетчерской службе необходимой путевой и транспортной документации. Проверка наличия подписей, печатей, кодов грузов, совпадения данных в различных путевых и транспортных документах. Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом своей диспетчерской службы. Получение пропуска на въезд в терминал Отражение в транспортной документации замечаний о целостности упаковки груза. Соблюдение конфиденциальность в отношении получаемой информации. Общие правила перевозок Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации. Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Должностная инструкция. Основы межличностного и делового общения 7.2. Прием груза у грузоотправителя, руководство его размещением на грузовой платформе и закреплением Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и груза Соблюдение Общих правил перевозок Принятие груза по количеству, весу, маркировке и целостности его упаковки. Осуществление контроля соответствия весовых и габаритных параметров груза технической характеристике ТС. Руководство размещением груза с учетом распределения его веса по осям и указаний отправителя по нагрузке на тару Проверка (обеспечение) надежного закрепления груза. Отказ от погрузки при отсутствии возможности надежного закрепления груза Сверка соответствия маркировки на пломбах и упаковках с указанной информацией в транспортной документации Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки. Управление ТС с заданным уровнем безопасности. Принятие мер безопасности и обеспечения сохранности ТС и Общие правила перевозок Правила размещения груза. Правила и нормы охраны труда Должностная инструкция Общие правила перевозок Правила остановки транс-

8 7.4. Получение и оформление транспортной документации 7.5. Выполнение перевозки согласно путевой документации 7.6. Сдача груза грузополучателю и оформление документации у грузополучателя 7.7. Оформление и сдача путевой, транспортной и финансовой документации груза в рейсе и на стоянках в соответствии с инструкцией своей организации. Исключение перевозку посторонних лиц. Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц. Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки. Проверка целостности тента и уплотнительных устройств. Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации. Соблюдение сроков доставки груза. Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом диспетчерскую службу Информирование грузополучателя о доставке груза. Получение пропуска на въезд в зону разгрузки. Сдача груза грузополучателю и оформлять транспортную документацию. Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче. Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов. Проверка комплектности транспортной и финансовой документации. Сдача в срок путевой и транспортной документации должностному лицу для отчета о выполнении задания. Соблюдение правил внутреннего распорядка Заполнение авансового отчета. Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу. Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового по- портных средств сотрудниками Госавтоинспекции. Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Должностная инструкция Распоряжения и приказы Путевая документация. Карты, атлас автомобильных дорог. Руководство по применению навигационной аппаратуры Основные термины в сфере автомобильного транспорта и Общие правила перевозок Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации. Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения. Организационная структура своего предприятия. Должностная инструкция.

9 лиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина 8. Требования к маршруту и продолжительности проведения квалификационного экзамена Маршрут проведения квалификационной поездки, по возможности, должен включать условия движения, с которыми кандидат в водители встретится после получения допуска к управлению АТС. Маршрут должен обеспечивать проверку умения кандидата в водители управлять АТС с заданным качеством ездить безопасно со скоростью транспортного потока, не превышая норматива расхода топлива. Продолжительность квалификационной поездки должна быть не меньше 60 мин при сдаче квалификационного экзамена на право управлять АИС категории «В» и не менее 90 мин на АТС категорий «С» и «D». 9. Требования к квалификации экзаменатора Экзаменатором может стать лицо, имеющее высшее профессиональное образование по технической специальности, возраст не моложе 25 лет, стаж вождения АТС не менее 5 лет, квалификацию водителя не ниже II ранга и получивший дополнительную профессию «экзаменатор по вождению автотранспортных средств»


ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы управления транспортными средствами категории С г. Кострома 2014г. Рабочая программа учебного предмета разработана

Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «ЛИДЕР» «УТВЕРЖ ДАЮ» /1Ш 5!.ч- - Гй ецеральный директор НОЧУ ДГ.ш цента «ЛИДЕР» v V К *V».,

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ЧОУПП «Драйвер» 01 сентября 2014 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Основы управления транспортными средствами Категории «В» г. Санкт-Петербург 2014 год Рабочая программа

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины: Основы законодательства в сфере дорожного движения законодательства, регулирующего дорожное движение, необходимых в повседневной деятельности водителя автомобиля.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АВТОШКОЛА ПЛЮС ДОВЕРИЕ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ «В» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: усвоение теоретических и приобретение практических умений и навыков безопасного управления автомобилем во всех возможных режимах и дорожно-климатических условиях. Категория

«Утверждаю» Автошкола НОРД-ЛАДА О.А.Дорохов. РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ НА КАТЕГОРИЮ «В» Учебные предметы Учебные предметы базового цикла Основы законодательства в сфере дорожного движения

АННОТАЦИИ рабочих программ по учебным предметам образовательной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» «Основы законодательства в сфере дорожного движения» знаниями

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАТЕГОРИИ «В»» 1.1. Область применения программы Программа учебного предмета является частью программы профессиональной

Утверждена: Директор ННОУ «Учкомбинат» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ «BE» г. Пермь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ

ООО Профессионал РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы управления транспортными средствами г. Кострома 2014г. Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Примерной программы профессиональной

Оборудование учебного кабинета 0 по адресу осуществления образовательной деятельности 95269, Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 23, литер А, 4 этаж, пом. 4,42,43 Наименование учебного оборудования Единица

Частное образовательное учреждение дополнительного специального образования Автошкола «ВОЛНА» «Утверждаю» Директор ЧОУ ДСО Автошкола «ВОЛНА» М.Н. Цицко «01» декабря 014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы

Требования к результатам освоения Рабочей программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «В». В требованиях к результатам освоения

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Красноуральский

Муниципальное образовательное учреждение «Шостьенская средняя общеобразовательная школа» (МОУ«Шостьенская средняя общеобразовательная школа») Настоящие должностные обязанности разработаны на основе Единого

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ардатовский коммерческо- технический техникум» Рабочая программа

УТВЕРЖДАЮ: Начальник Учебнопроизводственного центра ЕМУП «ТТУ» Павлова О. В. 2015 г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН предмета «Основы управления транспортными средствами» Распределение учебных часов по разделам и темам

УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ «Автошкола Гарант-НН» Логинов С. М. (подпись) Рабочая программа «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ» 014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Основы

Оборудование учебного кабинета 2 по адресу осуществления образовательной деятельности г. Бердск, ул.к. Маркса, д.22 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

Обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения. Первоначальное обучение вождению транспортных средств проводится на закрытой площадке или

Наличие учебного оборудования Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории

I. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план содержит: Учебные предметы Теоретические Учебные предметы базового цикла Основы законодательства в сфере дорожного 30 движения Психофизиологические основы деятельности 8 водителя

Оборудование учебного кабинета по адресу осуществления образовательной деятельности: 4007, г. Саратов, ул.чернышевского, 88 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной

Лист 1 Документ не подлежит передаче, воспроизведению и копированию без письменного разрешения представителя руководства по качеству Лист 2 Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на

Квалификационный экзамен Квалификационный экзамен 0 93 Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся

1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организованных перевозок обучающихся МКОУ (далее Школа). 1.2. При организации перевозок детей следует руководствоваться следующими документами:

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2013 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Водитель грузового автомобиля (наименование профессионального стандарта) I. Общие сведения

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Учебный план 8 3. Основы законодательства в сфере дорожного движения 9 4. Основы управления транспортными средствами 22 5. Психофизиологические основы деятельности

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Чемпион-Авто» 01 сентября 2014 года Приказ 7 Захарова А.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Вождение транспортных средств категории «В» (с автоматической трансмиссией)

Оборудование учебного кабинета осуществляющего образовательную деятельность по адресу: 420133, Республика Татарстан, город Казань, улица Академика Лаврентьева, дом 22, помещение 4; 1.Оборудование и технические

Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования Омский колледж профессиональных технологий ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРНЫХ СРЕДСТВ

Перечень учебного оборудования ЧПОУ «Автошкола»Турбина» Наименование учебного оборудования Оборудование и технические средства обучения Единица измерения Количество Детское удерживающее устройство Гибкое

Приложение к акту 1 Приложение к акту обследования учебно-материальной базы ГОУ СПО ЯО Переславского политехнического техникума, по адресу осуществления образовательной деятельности: ул. Строителей д.22,

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 1. Базовый цикл программы. 1.1. Учебный предмет "Основы законодательства в сфере дорожного движения". Законодательство в сфере дорожного движения Законодательство, определяющее

Оборудование учебного кабинета 2 по адресу осуществления образовательной деятельности площадь Карла Маркса,7, офис 807 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Автошкола Авто-Питер» 01 апреля 2017 года Приказ 2 О.Н.Вьюнов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Вождение транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией) г. Санкт-Петербург

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Контрольное занятие 1 Оценка Руководство по оценке Название: посадка, действия органами управления; пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке,

Аннотации к рабочим программам Аннотации рабочих программ подготовки водителей категории "В" Рабочие программы учебных дисциплин «Основы законодательства в сфере дорожного движения» «Устройство и техническое

ПРИНЯТО принято на заседании педагогического совета протокол / «Л*?» /Ъ б Ш в т CL 2014 г. СОГЛАСОВАНО Начальник Управления ГИБДД У МВД России по /у УТВЕРЖДЕНО директор ГАОУ СПО ОТТ._.

Оборудование учебного кабинета по адресу осуществления образовательной деятельности: г. Москва, ул. Новая, дом 4 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Наименование тем учебных предметов практи УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ БАЗОВОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ЦИКЛОВ МОДУЛЬ 1 Вводная часть Основы законодательства в сфере дорожного движения (Раздел

Оборудование учебного кабинета Наименование учебного оборудования Единица измерения Количеств о Наличие Оборудование и технические средства обучения 1. Тренажер - 2. Аппаратно-программный комплекс

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Маслянинский межрайонный аграрный лицей» УТВЕРЖДАЮ 3.7 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Вождение транспортных

Общие положения. 1. Главной задачей является подготовка и воспитание квалификационных водителей транспортных средств категории "В". 2. Профессиональная подготовка водительских кадров заключается в реализации

1 транспортом в нетрезвом состоянии, запрещении отклонений от маршрутов и использовании автомобилей на перевозках, не указанных в путевом листе. Допустимые скорости движения конкретного транспортного средства

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум» Рабочая программа УП.02 Учебной практики по профессиональному

Утверждены приказом директора ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН» от 08 июля 2016г. 61 Д Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН».

Наименование учебных материалов Перечень учебного оборудования Единица измерени я Количеств о Детское удерживающее устройство шт 5 нагл.пособие Гибкое связующее звено (буксировочный трос) шт 5 нагл.пособие

Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» в каждом кабинете: Наименование

Оборудование учебного кабинета 2 по адресу осуществления образовательной деятельности ул. Советский пр-т, дом Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

Наименование учебного оборудования Единица измерения Кол-во Наличие (чем представлены: мультимед., плакат, стенд, механизм и т.д.) Оборудование и технические средства обучения Детское удерживающее устройство

В присутствии (должность, фамилия, инициалы руководителя организации (уполномоченного представителя)) Сведения о наличии необходимого учебного оборудования Таблица 1 Наименование учебного оборудования

Приложение 2 к Акту обследования Оборудование учебного кабинета 2 по адресу осуществления образовательной деятельности: 60305 г. Н.Новгород, ул. Ванеева 49, помещение Перечень учебного оборудования, необходимого

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Машинист I. Общие сведения Выполнение механизированных работ с применением (наименование

Оборудование учебного кабинета по адресу осуществления образовательной деятельности г. Омск, ул. 4 Поселковая 26 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности

Общество с ограниченной ответственностью «ОЛИМП» ИНН/КПП 3326011860/332601001 ОГРН 1143326000322 Юридический адрес: 601800, Владимирская область г. Юрьев Польский ул. 1- Мая д. 67 Телефон: 8-910-177-46-70,

Приложение 2 к Акту Оборудование учебного кабинета _2_ по адресу осуществления образовательной деятельности г. Ульяновск, ул.урицкого,д.25,каб.2. Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления

Оборудование учебного класса по адресу осуществления образовательной деятельности РТ, г. Казань, ул. Габдуллы Кариева, д.3, пом.96 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления образовательной

Приложение 2 к Акту Оборудование учебного кабинета _3_ по адресу осуществления образовательной деятельности г. Ульяновск, ул. Юности, д.5 Перечень учебного оборудования, необходимого для осуществления

Сведения об учебно-методическом, библиотечном обеспечении и материально-технической базе. 1. Оборудование и технические средства обучения Детское удерживающее устройство Гибкое связующее звено (буксировочный

УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Центр ГЕНИЙ» 20 г. А.В.Хохлов Методические рекомендации по организации образовательного процесса подготовки водителей транспортных средств категории «В» г. Екатеринбург 2014г. Требования

Положение о школьном автобусе, предназначенном для перевозки детей. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с использованием автобусов, предназначенных для перевозки