Представлено купе BMW M8 — пока в гоночной версии. Модельный ряд BMW

История немецкого бренда началась на северной окраине Мюнхена в 1916 году с малого авиамоторного завода. Карл Рапп и Густав Отто создали предприятие под названием Bayerische Motoren Werke, что в переводе означает «Баварские моторные заводы». За основу эмблемы BMW создатели взяли стилизованный самолётный винт на фоне голубого неба. Согласно другой трактовке, значок логотипа был выбран из-за белых и голубых цветов баварского флага. Тогда ещё никто не предполагал, что небольшая авиакомпания превратится в гиганта авторынка.

Большой спрос на самолётные двигатели BMW был вызван Первой мировой войной, однако её итоги чуть не погубили молодую компанию: в заключённом Версальском договоре был прописан запрет на изготовление моторов для немецкой авиации – на то время единственной продукции мюнхенской фирмы. Тогда было принято решение выпускать мотоциклетные двигатели. Первый мотоцикл BMW R32 был сконструирован молодым инженером Максом Фрицем буквально за пять недель.

Но и производство авиамоторов в скором времени возобновилось, утраченные на этом рынке позиции BMW были стремительно возвращены. Подъёму баварской компании поспособствовало и то, что Германия заключила секретное соглашение с СССР о поставке новейших авиадвигателей. Советские самолёты 30-х годов, оборудованные двигателями BMW, совершили немало рекордных перелётов.

В то время Европа переживала экономические трудности, и первый малолитражный автомобиль BMW Dixi 1929 года завоевал большую популярность. Спустя семь лет баварская фирма представила мировой публике своё знаменитое спортивное купе BMW 328, ставшее победителем многих гоночных соревнований. Однако основу бизнеса по-прежнему составляло производство авиационных двигателей.

Во время Второй мировой войны было разрушено немало немецких автомобильных предприятий, в том числе и мюнхенский завод компании BMW, на восстановление промышленной базы которой потребовались годы. Упадочное состояние баварской фирмы едва не закончилось решением о её продаже давнему конкуренту Mercedes-Benz , но благодаря новой стратегии, выбранной владельцем, BMW удалось сохранить свою независимость. Политика компании послевоенных лет заключалась в производстве малокубатурных мотоциклов и больших комфортабельных седанов. Такие модели 60-х годов, как BMW 700 и 1500 завоевали всеобщее признание и дали надежду на возрождения бренда. Именно тогда появился совершенно новый класс компактных спортивно-туристических автомобилей. В те же годы выпускалась необычная трёхколёсная малолитражка BMW Izetta – нечто среднее между мотоциклом и машиной. Впервые увидели свет и автомобили знаменитых серий – третьей, пятой, шестой и седьмой.

Стремительному развитию баварского автопроизводителя сопутствовал мировой экономический бум 80-х. Делая упор на отличные ходовые качества и максимальный комфорт для водителя, фирма увеличила свои продажи в разы и существенно потеснила американских и японских конкурентов. В различных точках земного шара открылись торговые и производственные подразделения BMW.

В 90-е годы в состав растущей немецкой компании вошли такие марки, как Rover и Rolls-Royce , что позволило пополнить её модельный ряд внедорожниками и авто сверхмалого класса.

В течение последних тридцати лет прибыль автопроизводителя ежегодно возрастает. Оказываясь не один раз на грани краха, империя BMW поднималась и снова достигала успеха. Сейчас немецкий бренд занимает прочное положение законодателя автомобильной моды. Марка BMW – синоним высоких стандартов в области качества, комфорта и безопасности.

С двумя парами фар и называется "шестеркой" - что это? BMW 6 series! А ведь есть еще целое семейство родстеров, большие Gran Turismo и серии, которые уже не производятся... Расскажем о происхождении и классификации всех "горячих" моделей BMW.

Теперь же сосредоточимся на машинах, о которых чаще просто мечтают, чем ездят.

BMW 6 series и BMW 8 series

Традиция выпускать статусные, красивые и немного эгоистичные машины класса Гран Туризимо пошла с 1937 года в образе BMW 327, купе и кабриолете на укороченной базе BMW 326. Преемниками модели в 1955 году стали великолепные купе и кабриолет BMW 503, основой для которых послужил седан BMW 502. Создавались они с оглядкой на Mercedes-Benz 300SL и 190SL, но, увы, подобно «ангелу барокко», остались невостребованными из-за цены, эквивалентной стоимости дома! Ныне это редчайшие коллекционные экземпляры, выпущенные количеством, чуть превышающим 400 штук.

На смену 501-й модели в 1962 году пришел BMW 3200 CS, еще одно большое купе, ставшее последним в ряду люксовых 8-цилиндровых автомобилей марки раннего послевоенного этапа. Кузов элегантной машины спроектировало итальянское ателье Bertone, а знаменитый «изгиб Хофмайстера» задней стойки кузова стал ещё одной визитной карточкой дизайна баварцев. Как и в случае с BMW 503, продажи машины были невелики.


BMW 503



BMW 3200

Внимательный читатель заметил, что седан BMW 2000 почему-то обозначался индексом Typ 121, а не 120. Всё дело в том, что Typ 120 присвоили купе BMW Neue Klasse Coupe (BMW 2000C с однокарбюраторным двигателем мощностью 100 л.с. и BMW 2000CS с двухкарбюраторным двигателем мощностью 120 л.с.).

Хотя концепция нового туристического купе была схожа с предшественниками, BMW 2000CS базировалось на платформе машин классом ниже, чем представительские автомобили, и поэтому Neue Klasse Coupe можно считать пращуром 6-й серии.



BMW 2000CS

Официальное же появление «шестерки» состоялось в 1975 году с выходом BMW Е24, получившим официальное именование BMW 6 series. Этот автомобиль имел общие агрегаты с «пятеркой» BMW E12, хотя внешне больше походил на «семерку» E23. Выпуск первых «шестерок» прекратился в 1989 году, а следующее поколение автомобилей 6-й серии началось только в 2003-м, в кузове E63. Современные «шестерки» - это 2-дверные купе F13 и кабриолет F12 и 4-дверное купе 6er Gran Coupe F06, базирующиеся на платформе BMW 5er F10 и оснащающиеся 6- и 8-цилиндровыми двигателями.



BMW 6 series

А что же купе на агрегатах представительских седанов? К ним вернулись постепенно. Сначала в 1968 году был выпущен BMW 2800CS с индексом Е9, представлявший собой серьезно доработанный BMW 2000С с увеличенной колесной базой и новым, более мощным двигателем. Затем в 1971 году его заменил 3.0CS, причем омологационные версии этой модели успешно выступали в европейских и мировых гонках, закрепив имидж компании как производителя спортивных машин. Продажи поколения E9 составили более 44 тысяч автомобилей за 8 лет.



BMW 2800CS (Е9)

В 1989 году появилась новая модель BMW 8 series, делящая двигатели и платформу с BMW 7-й серии. Большое туристическое купе получилось технически изощренным (например, «восьмерка» в числе первых в мире автомобилей получила электронную педаль газа), имеющим внушительное базовое и опциональное оснащение, мощным (поначалу оно агрегировалось только 12-цилиндровыми двигателями мощностью 300 и 380 л.с.), но при этом тяжелым и очень дорогим.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

BMW 8 series

Покупателей отпугивали не только цена, но и излишний для спортивного купе вес, поэтому в 1993 году публике предложили более дешевую версию машины с 8-цилиндровым двигателем мощностью 286 л.с. Тем не менее с 1989 по 1999 год было произведено всего около 31 000 машин.

В данный момент в модельном ряду BMW отсутствует купе класса «Гран Туризмо», сконструированное на агрегатах актуальной 7-й серии. Шансы же на возрождение есть всегда.

BMW Z series

Помимо люксовых купе и кабриолетов, компания BMW строила и спортивные двухместные родстеры. Родоначальником стал легкий BMW 315/1 1934 года, оснащавшийся 40-сильным 2-литровым 6-цилиндровым двигателем. Он был способен разгоняться до 120 км/ч, благодаря чему победил конкурентов на горных перевалах международных Альпийских гонок.



BMW 315/1

Его наследником с 1935 года стал BMW 328, еще один легендарный автомобиль, одолевший соперников в классе «Спортивные автомобили без компрессора» в итальянских гонках «Милле Милья», проводившихся в 1938 году. Кроме того, машина в версии с закрытым кузовом добилась побед и в 24-часовых гонках «Ле-Ман», и в «Милле Милья» 1940 года.



BMW 328 «Bugelfalte» Mille Miglia

Класс компактных родстеров зияет брешью в гамме BMW с 1940 по 1988 год, пока баварцы не выпускают оригинальный родстер BMW Z1. Он обладает крышей из алюминия, складывающейся в багажник по нажатию кнопки, и необычными дверьми, убирающимися в порог машины. Производилась модель до 1991 года, а в 1995-м ее место занимает BMW Z3 (E36/7), построенный на базе BMW 3-й серии (Е36). Любопытно, что в том же году машина появилась на экранах в фильме про Джеймса Бонда Golden Eye, что подогрело интерес публики к модели.



BMW Z1



BMW Z3 (E36/7)

Поначалу автомобиль оснащался слабыми двигателями объемом 1.8 и 1.9 литра, но под давлением критики в 1997 году появился и 6-цилиндровый 2.8-литровый мотор мощностью 189 л.с. В 1999 же году к родстеру добавили купе с индексом E36/8.

Смена поколений затрагивает название модели: в 2002 году выходит родстер BMW Z4 (индекс Е85), а в 2005-м - Z4 Coupe (E86), по традиции делящие платформу с новой «тройкой» E46. Важной деталью стало то, что Z4 впервые в истории BMW получил рулевое управление с электроусилителем.

Нынешний класс компактных родстеров BMW воплотился во втором поколении Z4 с индексом E89. Жесткая многосекционная складывающаяся крыша позволила одной моделью сразу закрыть вакантные места и закрытого купе, и открытого родстера.



BMW Z4

Нельзя не упомянуть и стоявшие особняком большие родстеры, производившиеся когда-то компанией BMW. Это великолепный BMW 507 1956 года, позиционировавшийся как спортивный автомобиль класса люкс, и его идейный наследник BMW Z8 1999 года, выполненный в ретростиле. Обе машины очень редкие и имеют коллекционный статус.



BMW 507 и BMW Z8

BMW M series

Особняком от других моделей BMW стоят машины М-серии. BMW M GmbH - это дочерняя компания концерна BMW, изначально созданная в 1972 году для поддержки заводских команд и проектов. Первой ее работой стал BMW 3.0 CSL, называемый «бэтмобилем» из-за своеобразного аэродинамического обвеса, блиставший на гонках 70-х годов чемпионатов European Touring Car Championship и FIA World Sportscar Championship.

В конце 70-х годов прошлого века Lamborghini и BMW планировали амбициозный совместный проект, согласно которому итальянская компания должна была разработать детали шасси, собрать прототипы и выпустить некоторое количество гражданских версий гоночных машин для омологации.

Финансовое положение Lamborghini вынудило BMW взять контроль над проектом после того, как было построено 7 прототипов, и с 1978 по 1981 год произвести 453 среднемоторных суперкара с дизайном авторства маэстро Джорджетто Джуджаро. Автомобиль BMW M1 оснащался 3.5-литровым 6-цилиндровым двигателем, развивавшим от 277 л.с. в гражданской версии до 850 в гоночной, который позднее ставили и на последующие М-модели BMW M535i, M635CSi и, наконец, на первую М5 в 1985 году.



BMW M535i

BMW Motorsport спроектировала и 6.1-литровый 12-цилиндровый двигатель S70/2 для знаменитого суперкара McLaren F1, триумфально завершившего 24-часовую гонку Le Mans в 1995 году. Мотор представлял собой модифицированный S70 от BMW 850CSi, над которым тоже поколдовали кудесники из BMW M GmbH. 550-сильную версию данного двигателя внедрили в BMW M8, дабы создать серьезного конкурента моделям Феррари, но в силу экономической нецелесообразности M8 так и остался только в виде прототипа.

Вплоть до 2010 года двигатели BMW M по принципиальным соображениям не оснащались турбонаддувом или компрессором, также не существовало полноценных М-версий представительских и внедорожных серий BMW. Всё изменилось с появлением двигателя S63 на BMW X5 M, ставшим первым М-автомобилем с турбонаддувом.

На сегодняшний день линейка M включает в себя такие М-модели, как M3 F80, M4 F82, M5 F10, M6 (F13/F12 - купе и кабриолет, F06 - Gran Coupe), X5 M F15 и X6 M F16, а в скором времени ожидается пополнение в виде 1 M и 2 M, пришедших на смену 1 Series M Coupé с индексом E82. Кроме того, изменившаяся философия BMW M позволила внедрить линейку M-Performance, подразумевающую меньшее количество изменений в исходном автомобиле. О том, как отличить полноценные «эмки» от BMW с М-стайлингом, будет рассказано в следующей статье…

Автоспорт уже давно играет на BMW большую роль в процессе исследований и разработок. Все усилия служат одной цели - созданию наилучших двигателей. Совершенных, мощных, эластичных, экологически чистых, надежных и не требующих значительного обслуживания.

Исторический экскурс

BMW впервые ощутила вкус успеха на гонках с моделью 315/1, которая появилась еще в 1935 г. как спортивный вариант модели 315. Его двигатель был оснащен тройным карбюратором и головками большей высоты, что обеспечивало степень сжатия 8:1. Его мощность, возросшая уже до 40 л.с., позволяла разогнать 315/1 до 113 км/ч (в некоторых источниках до 120 км/ч). Вскоре последовала улучшенная версия этой машины - 319/1, максимальная скорость которой доходила до 130 км/ч. Дебют модели 328 на гонках в Нюрбургринге в 1936 году, завершившийся убедительной победой в своем классе, вызвал настоящую сенсацию, т.к. в те годы большинство немецких спортивных машин имело скромную динамику и отнюдь не вызывающий восторга дизайн. Прежде чем закончился первый для нового автомобиля спортивный сезон, стало ясно: машина стоит на две головы выше всего остального.

Двухлитровый шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель с полусферической головкой и тройным карбюратором Солекс, развивавший добрых 80 л.с., разгонял машину до 160 км/ч. Как отмечали испытатели журнала Autocar в 1937 году, он создавал такое впечатление, будто имел компрессор, так легко увеличивались обороты. В то время, когда спортивные машины все еще имели отдельно смонтированные крылья и фары, дизайн BMW 328 наметил путь к полностью обтекаемому кузову со своими сросшимися с капотом крыльями, вписанными в них фарами и весьма символическими подножками. Машина широко использовалась заводскими гонщиками и спортсменами-любителями для участия во всевозможных соревнованиях - от коротких кольцевых гонок до 24-часового марафона Ле-Ман и многодневных ралли.

Список завоеванных на ней побед (прежде всего в двухлитровом классе) занял бы большую часть этой страницы. Самое же знаменательное достижение BMW 328 - 1, 3, 5 и 6-е места в абсолютном зачете последней довоенной гонки Милле-Милья. Команда BMW состояла из пяти экипажей на машинах с форсированными до 135 л.с. двигателями. Три из них имели открытые обтекаемые алюминиевые кузова на трубчатом каркасе. Для снижения центра тяжести двигатель сместили вниз на пару дюймов (50 мм). Их максимальная скорость составляла 209 км/ч. Две другие - закрытые купе. Одно из них построено при участии Фрица Фидлера, другое - кузовным ателье Turing в Милане. Интересно, что коэффициент аэродинамического сопротивления этих машин удалось снизить до 0,22, а что для стандартного открытого кузова он составлял 0,51. Победу на закрытой машине одержал экипаж Хушке фон Ханштайн-Баумер, показав среднюю скорость 166,7 км/ч. Третьими были Брудес-Розе на открытой машине. Правда, война в Европе полыхала уже семь месяцев, но, оставаясь все еще нейтральной, Италия провела это традиционное соревнование в апреле 1940 года, хотя и на укороченной трассе - кольце длиной 161 км в районе Брешии. Появившаяся в 1959 г. крохотная модель BMW 700 LS в версии купе дала возможность BMW снова добиваться спортивных побед. Кузов разработала итальянская фирма Michelotti.

В спортивных купе 700 устанавливался слегка усовершенствованный двигатель от стандартной модели, позволивший не раз побеждать в гонках. С этим автомобильчиком компания подошла к формированию гоночного имиджа. С середины 60-x годов BMW участвует также и соревнованиях Формулы-2. Мощные двигатели BMW используют чуть ли не все команды. Бесчисленные победы BMW и завоеванные европейские титулы совершенно никого не удивляли. С 1963 по 1968 год сошло с конвейера более 92 тыс. 1800-х, из которых 567 были спортивной моделью 1800ti/SA, предназначавшейся исключительно для гонок и развивавшей скорость до 195 км/ч. Оборудованы они были усовершенствованным двигателем от модели 1800 (мощность предположительно составляла 170 л.с.), который вел свою родословную от модели 1500. Эти автомобили впоследствии принимали участие во многих гонках и ралли.

BMW 2002 turbo - стал первым немецким легковым автомобилем с турбонаддувом. Он помог компании выиграть европейское первенство в 1969 году, и идея нашла свое воплощение опытных образцах производства к 1973 году. До этого в 1968 году появилась модель 3.0 CS, чей моторный отсек скрывал двигатель объемом 2985 см3 мощностью 170 л.с. при 5800 об/мин. Желание компании участвовать в гонках вскоре привело к увеличению объема двигателя в купе CS до 3153 см3. Так появился двигатель, прекрасный своими 206 л.с. и скоростью 225 км/ч. Этот двигатель в свою очередь был базовым для гоночной программы соревнования машин с двигателями объемом 3,5 л.

1972 год стал для BMW годом прорыва в будущее. Спортивная деятельность сосредотачивается в рамках фирмы BMW Motorsport GmbH. Двигатель с прямым впрыском топлива модели 3.0 CSi был хорош своими 200 л.с. Один из них привел Джереми Уолтона и Питера Хэнсона к первому месту в классе и седьмому в общем зачете в 24-часовой гонке Спа-Франкоршамп 1972 г. Этот же автомобиль в конечном итоге перевоплотился в модель CSL (L - от английского lightweight - легковесный). Он был назван так благодаря кузову, изготовленному из легкого сплава (капот, двери и крышка багажника были сделаны из алюминия), что уменьшило его вес до 1268 кг и улучшило скоростные возможности. Как спортивный автомобиль, CSL продолжает серию успехов на гоночных трассах, добивался наибольшего успеха на Европейском автомобильном первенстве с 1973 по 1980 год - выигрывает шесть чемпионатов, а также занимал призовые места во время проведения американской серии IMSA. К тому же впервые вся гоночная команда выступает в едином стиле. Речь идет о знаменитых трех полосках на белоснежном фоне, которые до сих пор определяют собой дизайн спортивных автомобилей BMW. Но модель 3.0 CSL стала пионером не только в этом смысле. Это купе скрывало в себе множество технических новинок. На нем впервые был установлен шестицилиндровый двигатель BMW с четырьмя клапанами на цилиндр, а его тормозная система была оснащена АБС - совершенной новинкой по тем временам. Автомобили изготавливались в разнообразных вариантах, некоторые с тройными карбюраторами, некоторые с системой впрыска D-Jetronic. Модели продававшиеся в Германии, могли быть оборудованы дополнительным комплектом аэродинамических спойлеров. Так 3.0 CSL даже был прозван бэтмобилем, из-за характерного крыла на багажнике. Автомобили поставляемые в Великобританию, не имели спойлеров, но зато у них были роскошные салоны. В 70-х годах серия гоночных машин - art cars - была вручную расписана такими современными мастерами искусства, как Александер Кальдер, Фрэнк Стелла и Энди Уорхол. После участия в таких гонках, как 24-часовая в Ле-Мане, эти автомобили были выставлены в музее BMW в Мюнхене, а затем экспонировались на художественных выставках и значительных автомобильных событиях по всему миру.

В 1978 году BMW Motorsport GmbH удивляет мир моделью M1 - спортивным купе с неповторимым дизайном. Эта модель стала первым чистокровным спортивным автомобилем BMW с центральным расположением двигателя. Гоночный вариант автомобиля отличался меньшей массой благодаря отсутствию всего лишнего и более мощными моторами: на него устанавливали 460-сильный двигатель и даже 850-сильный с турбонаддувом. В связи с тем, что на М1 с опозданием был получен допуск к участию в гонках формулы Endurance, М1 смогла участвовать в этих гонках только в течение одного сезона. Удача оставила М1 и на других трассах, где в то время безраздельно господствовали Porsche. Ничего серьезного они не выиграли, и гоночная карьера их была коротка, что, впрочем, мало повредило имиджу дорожных М1.

В начале 80-х годов BMW принимает решение доказать свою компетентность в высшем классе автоспорта. На гонке 23 января 1982 года BMW впервые представило свой двигатель для Формулы-1. Из четырехцилиндрового двигателя объемом всего 1,5 литра, который обеспечивал BMW 1500 мощность лишь 85 л.с., команда специалистов, возглавляемая Паулем Роше, создала уникальный агрегат мощностью 800 л.с., но затем его мощность довели до... до 1029 кВт (1400 л.с.!), при тех же 1,5 л объема.
Этот расположенный в задней части болида aнглийской конюшни Brabham BMW BT 7 агрегат менее чем через два года - 15 октября 1983 г. - помог Нельсону Пике выиграть в южноафриканском Кьялами чемпионат мира. Впервые в истории гонок Формулы-1 титул выиграл автомобиль с турбированным двигателем. В 1984 этот же двигатель устанавливался на болидах команды ATS BMW Turbo, в 1985 - на Arrows BMW Turbo, а в 1986 - на Benetton BMW Turbo. Именно Benetton BMW Turbo помог Герхарду Бергеру на гран-при Мексики 1986 года одержать первую в своей жизни победу. В целом до 1987 года этот двигатель позволил BMW выиграть девять Гран-при, а также завоевать 15 поул-позишн в 91 гонке. Кстати, в конце своей эволюции двигатель BMW развивал уже где-то 1500 л.с.

После того, как концерн BMW ушел из гонок Формулы-1, главное внимание было отдано шоссейно-кольцевым гонкам. В 1984 году появились седан M5, и построенный на его базе M635CSi. Двигатель - S38 BMW Motorsport - рядный 6-цилиндровый с 4-мя клапанами на цилиндр, представляющий собой модифицированный вариант двигателя от М1. В гоночной версии BMW 635CSi (команда BMW Schnitzer), при объеме 3453 см3, он выдавал аж 380 кВт, т. е. примерно 517 л.с.! В конце 80-х спортивные автомобили BMW получили сокращенные обозначения, которые просто указывали на их спортивную принадлежность (М - Motorsport GmbH) и номер серии. Таким образом, M635CSi стал просто М6.

Триумфальный М3

В августе 1986 года родился BMW M3. Компактная двухдверная модель параллельно разрабатывалась как для серийного производства, так и для автоспорта. Результат был для BMW просто триумфальным. С самого старта белоснежный автомобиль, раскрашенный в традиционные спортивные цвета BMW, начал собирать победы, трофеи и титулы. В 1987 году итальянец Роберто Равилья завоевывает первое место на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам. И в течение последующих пяти лет BMW M3 доминировал на спортивной сцене. В 1993 и 1994 гг. команды BMW выигрывали с помощью не подвергавшегося практически никаким улучшениям серийного 3,2-литрового двигателя, позаимствованного у МЗ GTR, кубок ADAC в категории GT.

Господство в супертуризме

Автомобиль BMW 320i три раза помог выигрыть германский чемпионат в классе супертуризм: 1994 и 1998 гг. - Джонни Чекотто; 1995 г. - Иоахим Винкельхокк. Позаимствованный у серийной модели двухлитровый 6-цилиндровый двигатель на последнем этапе своего развития выдавал целых 270 Нм при 7000 об/мин, обеспечивал мощность 228 кВт (311 л.с.) и считался одним из самых надежных агрегатов. Кроме того еще 25 чемпионских титулов было завоевано на этой модели в других чемпионатах по шоссейно-кольцевым гонкам, до ее замены на новую. Последнюю победу праздновал все тот же Иоахим Винкельхокк в ноябре 1998 г. в финале чемпионата Юго-Восточной Азии по кольцевым гонкам в Макао. А победителем в общем зачете стал Чарльз Хван из Гонконга и тоже на BMW 320i. В 1999 г. BMW прекратила участие в чемпионате по кольцевым гонкам, чтобы иметь возможность сосредоточиться на участии в Формуле-1. Поэтому фирма BMW Motorsport Limited специально для гонщиков-индивидуалов разработала на базе нового BMW 320i автомобиль для кольцевых гонок. Новый BMW 320i DTC построен в соответствии с германским регламентом кольцевых гонок (Deutsche Tourenwagen Challenge - DTC). Здесь, в отличие от аналогичных международных гонок по регламенту STW, изменения, способствующие повышению мощности двигателя, допускаются в очень узких границах. Эта модель в 1999 году появилась на трассах в Австрии, Бельгии, Голландии, Италии, Норвегии, Португалии и Финляндии. Предполагалось появление ее и в России, но руководство команды МТС-ЭйСи Рейсинг пришло к выводу, что BMW 320i, купленные в 1998 г. у немецкой фирмы Prinkmann Motorsport (ее команда в 1998 г. одержала победу в немецком чемпионате), настолько хороши в плане технической оснащенности и надежности, что не требуют замены.

Победы в Ле-Мане

Во второй уик-энд июня 1998 года фирма BMW праздновала на трассе Нюрбургринг исторический успех, достигнутый благодаря новому 4-цилиндровому дизелю с непосредственным впрыском. Впервые победителем в общем зачете в 24-часовой гонке стал автомобиль с дизельным двигателем. Уже серийный агрегат располагал значительной мощностью - 136 л.с., а гоночная версия во время тренировок показала целых 232 л.с. Ровно год спустя BMW V12LMR также первым пересек финишную линию труднейшей многокилометровой гонки в мире. Гарантом победы в Ле-Мане стал мощный V-образный 12-цилиндровый двигатель, основой для которого послужил силовой агрегат, используемый с 1987 года на модели 750i. Если серийный двигатель развивает 326 л.с., а максимальный крутящий момент составляет 490 Нм при 3900 об/мин, то специально подготовленный для гонок 6-литровый агрегат без наддува выдает 582 л.с., а его максимальный крутящий момент 670 Нм достигается при 4500 об/мин. Нужно отметить, что история современных побед BMW в Ле-Мане началась еще в 1995 году, когда на трассе вовсю господствовал McLaren F1 GTR, оснащенный 12-цилиндровым мотором BMW - BMW Power (своеобразное клеймо, ставящееся на все автомобили оборудованные двигателями BMW). Двигатель имел по 4 клапана на цилиндр и при объеме 6064 см3 выдавал более 600 л.с. при 7500 об/мин (в зависимости от эволюции мощность могла быть различной - 627 л.с., 639 и т.д. - полный список мне пока неизвестен) , крутящий момент около 650 Нм в диапозоне от 4000 до 7000 об/мин. Сам же автомобиль был впервые представлен еще в 1992 году, а в 1994-м началось его серийное производство, т.е. его свободно можно было купить, правда для этого требовалось около 870 тыс. долларов. Зато в итоге клиент получал сумашедший разгон - 3,2 с до 100 км/ч (отметка в 160 км/ч достигалась за 6,3 с), в чем не малая заслуга механической 6-ступенчатой коробки передач. При этом максимальная скорость переваливала за отметку в 330 км/ч, кое-где даже указывалась цифра в 231 миль/час, т.е. 379 км/ч! Чтобы все это хозяйство остановить использовались мощнейшие тормоза с 13-дюймовыми дисками спереди и 12-дюймовыми сзади. Размерность шин была соотвествующей - 235/45ZR17 спереди и 315/45ZR17 сзади. Первоначально автомобиль именовался просто McLarenF1, но в 1995-м повилась модификации GTR, которая и участвовала в Ле-Мане, а затем в этом же году представили модификацию LM.

Возвращение в формулу-1

Новинки

В конце марта 2001 г. отделение BMW Motorsport представило гоночную модификацию купе M3. 400-сильный восьмицилиндровый двигатель заимствован у седана M5. Новые бамперы и большое антикрыло на крышке багажника призваны увеличить прижимную силу на высоких скоростях, а расширители арок должны прикрыть широченные низкопрофильные слики. Из салона удалены все сиденья, а для водителя установлено гоночное кресло с пятиточечными ремнями безопасности, вварен каркас безопасности, который увеличивает жесткость кузова и оберегает пилота от травм при авариях. По сравнению со стандартной BMW M3 масса машины уменьшилась на 450 кг.

У всех этих машин и моторов есть одно общее: они доказывают, что серийные двигатели BMW построены настолько солидно, настолько рассчитаны на заложенную в них мощность и отличаются такой сбалансированностью уже в своей базовой концепции, что их гоночные версии выдерживают любые нагрузки на любых трассах мира.

Автоспорт уже давно играет на BMW большую роль в процессе исследований и разработок. Все усилия служат одной цели - созданию наилучших двигателей. Совершенных, мощных, эластичных, экологически чистых, надежных и не требующих значительного обслуживания.


По праву считается одной из самых красивых моделей за историю марки. Спортивный родстер, представленный публике в 1955 году, задумывался как конкурент Mercedes-Benz 300SL и был нацелен на покупателей Северной Америки. Стремление сделать лучший автомобиль своего времени поставило BMW на грань банкротства.

Двухместный кузов изготавливался из легкого алюминиевого сплава, под капотом была размещена V-образная «восьмерка», что позволяло владельцам развивать скорость в 220 км/ч. Чуть позже автомобиль обзавелся эффективными дисковыми тормозами, но на покупателей это не произвело должного впечатления.

Высокая стоимость отпугивала даже состоятельных клиентов. Несмотря на то что владельцами премиального BMW были звезды первой величины (например, у Элвиса в гараже стояли два 507-х), за свой короткий век эта модель, как и многие гении, не удостоилась славы «при жизни». Но спустя время была признана классикой. Сегодня это настоящий раритет, за который посетители аукционов выкладывают миллионы долларов.


Еще одна лакомая добыча коллекционеров. Модель, продававшаяся с 1978 по 1981 год. В BMW решили выпустить среднемоторный суперкар (модель со среднемоторной компоновкой) совместно с Lamborghini. Но сотрудничество не заладилось, и воплощали задумку только в BMW.

Дизайн прототипа разработан легендарным Полем Браком. В итоге он оказал мощное влияние на ДНК марки. Именно тогда впервые появилась компоновка панели приборов, развернутая в сторону водителя и ставшая визитной карточкой BMW.


M1 был прорывным не только в дизайне, но и в части инженерии. Скромный четырехцилиндровый мотор оснащался редким по тем временам турбонаддувом, позволявшим из двух литров выжимать более 270 л.с. Для M1 даже сделали отдельную гоночную серию, в которой выступали звезды «Формулы» Ники Лауда и Нельсон Пике. В отличие от дорожных версий, М1 для трека форсировали до невероятных 850 л.с.

BMW Nazca


Поколение 1976-1982 годов должно помнить вкладыш от жевательной резинки Turbo с соответствующим изображением, кроме того эта модель знакома нам по игре Need For Speed. Однако в реальности концепт-кару от маэстро Джурджаро было суждено так и остаться выставочным экспонатом. Nazca, впервые показанная на Токийском мотор-шоу 1992 года, оказалась слишком смелой, слишком сложной и слишком дорогой, чтобы воплотиться в серию.

В машине впервые применялись энергопоглощающие бамперы, гарантировавшие столкновения с препятствиями без каких-либо финансовых последствий для владельца. Всего было произведено несколько уникальных автомобилей, один из которых предназначался члену арабской монаршей семьи. Кстати, недавно Nazca засветилась на автомобильном аукционе, так что, если у тебя есть лишний миллион долларов, еще есть шанс поставить эту машину в свой гараж.


Первое поколение автомобиля увидело свет в 1984 году. С тех пор он, как Бэтмен, в каждой новой серии становится круче и круче. Но мы вспомним поколение E34 из 90-х - последнюю М-ку, вобравшую теплоту ручной сборки. Производство последующих поколений стало автоматизированным. Король автобанов в костюме гражданского седана, к тому же впервые в модельном ряду BMW Motorsport с кузовом универсал. В зависимости от модификации мощность мотора М5 составляла от 311 до 335 л.с., при этом богатый перечень дополнительного оборудования и возможность комфортной езды с семьей сделали модель универсальной машиной, на которой можно и детей в школу возить и на трек выехать.

BMW 850


Купе класса Gran Turismo, выпускавшееся с 1989 по 1999 год стоимостью порядка 100 тысяч долларов. Автомобиль конкурировал в Европе и за океаном с Mercedes-Benz SL и Ferrari 348. Самая мощная версия 850 CSI развивала 350 л.с. (кстати, именно этот V12 ставился на уникальный McLaren F1), оснащалась продвинутыми электронными системами помощи и адаптивной подвеской. Сегодня в модельном ряду роль купе класса GT выполняет 6-я серия BMW, а «восьмерка» осела в руках благодарных поклонников.


К созданию машины приложили руку Хенрик Фискер и Крис Бэнгл, впоследствии задавший направление на добрый десяток лет. Идеологический преемник знаменитой 507-й на автосалоне в 1997-м был принят публикой радушно. В итоге BMW решилась сделать на базе шоу-стоппера ограниченную серию машин ценой по 170 тысяч долларов каждая. Z8 легко набирал ограниченную электроникой скорость в 250 км/ч, но создан был не для драг-рейсинга. Гораздо органичнее машина выглядела на морском побережье или в гараже восточного шейха. Логичным штрихом, подчеркивающим особый статус BMW Z8, стала роль бондмобиля в фильме «И целого мира мало».


Если считать, что чопорный Range Rover (который во время создания X5 принадлежал баварцам) прорубил окно в сегмент люксовых внедорожников, то X5 это окно облагородил и поставил в него современный стеклопакет. Акцентируя внимание на главной ценности немецкой марки - удовольствии от вождения, X5 прежде всего стал знаменит после установки рекорда на гоночной трассе Нюрбургринг, где испытатели разогнали прототип более чем до 300 км/ч.

Но в России «бумер» прочно закрепился в сознании масс, ассоциируясь с одноименным фильмом. К счастью, с обновлениями X5 потихоньку теряет ореол визитной карточки главаря ОПГ. Сегодня в авторитетах, судя по скандальным новостям о кортеже выпускников академии ФСБ, другой немецкий бренд, близкий конкурент BMW. Ну и на здоровье!

BMW 3.0 CSL Hommage


Несмотря на то что это не серийная модель, мы включили ее в десятку самых прекрасных BMW. Продолжатель славного спортивного рода, берущего начало от купе 3.0 CS 1968 года, в свое время составлявшего конкуренцию Porsche 911.

Концепт, представленный в прошлом году на «Конкурсе элегантности» на вилле д"Эсте в Италии, радует глаз агрессивным дизайном и ласкает слух рыком рядного 6-цилиндрового мотора.

Аббревиатура CSL расшифровывается с немецкого как «купе спортивное, легкое». Неизвестно, решатся ли в BMW в эру беспилотников и Uber сделать модель серийной, но можно отметить, что автомобиль был встречен публикой горячо. Кстати, для «зеленых» спешим сообщить, что нынешний CSL использует гибридную установку, так что помимо бензина автомобиль может передвигаться и на электротяге.

BMW 7 cерии


С выходом каждого нового поколения флагмана линейки кажется, что BMW сделала идеальный автомобиль и настал предел совершенству. Это продолжается с 1977 года. И если внешность представленной в этом году «семерки» с индексом G11 не является революционной, то внутри оказывается, что машина уже понимает тебя без слов. И это не в переносном значении, а в прямом. Система iDrive 5 поколения имеет функцию управления жестами! Еще одной уникальной фишкой стало дистанционное управление с ключа, который теперь и ключом-то не назовешь, это скорее пульт управления! Остается только гадать, чем же удивит нас новое поколение «семерки»!


Машина будущего, которая ездит по дорогам настоящего. Примерно так можно охарактеризовать i8. Даже индекс новинки навевает технологические ассоциации. Кузов изготовлен из композитных материалов, нанизанных на алюминиевую платформу. Полноприводная гибридная система, работающая в паре с трехцилиндровым бензиновым двигателем и электромотором, развивает 362 л.с., при этом обеспечивая скромный расход бензина.

Не сверяясь со сметой проекта, сложно предположить, на что было потрачена большая часть бюджета - на технологии или дизайн. Можно только признать, что i8 невероятно эффектен на дороге и останется вехой в славной истории BMW.