Автомобильный концерн bmw. История марки BMW. Автомобильной альянс Рено и Ниссан

Примерно тридцать лет тому назад знаменитый американский менеджер Ли Якокка говорил о том, что к началу XXI века на мировом автомобильном рынке останется всего несколько игроков. Экс-президент Chrysler и Ford насквозь видел тенденции дальнейшего развития автопрома, поэтому вовсе неудивительно, что его предсказания подтверждаются.

Крупнейшие мировые автоконцерны и альянсы

На первый взгляд может показаться, что в мире есть много независимых автопроизводителей, но на самом деле большинство автокомпаний входят в различные группы и альянсы.

Таким образом, Ли Якокка как в воду смотрел, и сегодня в мире на самом деле осталось всего несколько автопроизводителей, поделивших между собой весь мировой авторынок.

Какие марки принадлежат Форд

Интересно, что компании, которые он возглавлял - Chrysler и Ford - лидеры американского автопрома, во время экономического кризиса понесли самые серьезные потери. И в настолько серьезных передрягах им не приходилось бывать никогда ранее. Chrysler и General Motors стали банкротами, а Ford спасло лишь чудо. Но за это чудо предприятию пришлось заплатить слишком дорогую цену, ведь в результате Ford лишился своего премиального подразделения Premiere Automotive Group, в которое входили Land Rover, Volvo и Jaguar. Более того, Ford потерял Aston Martin - британского производителя суперкаров, контрольный пакет акций Mazda и ликвидировал марку Mercury. И сегодня от огромной империи остались всего два бренда - Lincoln и собственно сам Ford.

Какие марки принадлежат автоконцерну Дженерал Моторс

General Motors понес не менее серьезные потери. Американская компания потеряла Saturn, Hummer, SAAB, но ее банкротство все-таки не помешало отстоять бренды Opel и Daewoo. Сегодня в составе General Motors такие бренды как Vauxhall, Holden, GMC, Chevrolet, Cadillac и Buick. Кроме того, американцам принадлежит российское СП GM-АвтоВАЗ, которое выпускает Chevrolet Niva.

Автоконцерн Фиат и Крайслер

А американский концерн Chrysler теперь выступает в роли стратегического партнера Fiat, собравшего под свое крыло такие марки как Ram, Dodge, Jeep, Chrysler, Lancia, Maserati, Ferrari и Alfa Romeo.

В Европе дела обстоят несколько иначе, чем в США. Здесь кризис также внес свои коррективы, но положение монстров европейского автопрома от этого не пошатнулось.

Какие марки принадлежат концерну Фольксваген групп

Компания Volkswagen по-прежнему накапливает бренды. После покупки Porsche в 2009 году в составе Volkswagen Group числится девять марок - Seat, Skoda, Lamborghini, Bugatti, Bentley, Porsche, Audi, производитель грузовиков Scania и сам VW. Есть сведения, что вскоре в этот список войдет и Suzuki, 20 процентов акций которой уже принадлежит Volkswagen Group.

Марки, которые принадлежат концерну Daimler AG и БМВ групп

Что касается двух других «немцев» - BMW и Daimler AG, то они не могут похвастать таким обилием брендов. Под крылом Daimler AG числятся марки Smart, Maybach и Mercedes, а история BMW насчитывает компании Mini и Rolls-Royce.

Автомобильной альянс Рено и Ниссан

В числе крупнейших мировых автопроизводителей нельзя не упомянуть альянс Renault-Nissan, владеющий такими марками как Samsung, Infiniti, Nissan, Dacia и Renault. Кроме того, Renault - обладатель 25 процентов акций АвтоВАЗа, поэтому Lada тоже не является независимой от французско-японского альянса маркой.

Еще одному крупному французскому автопроизводителю - концерну PSA - принадлежат Peugeot и Citroen.

Японский автоконцерн Тойота

А среди японских автопроизводителей похвастаться «коллекцией» брендов может разве что Toyota, которой принадлежат Subaru, Daihatsu, Scion и Lexus. Также в составе Toyota Motor числится производитель грузовиков Hino.

Кто принадлежит Хонде

У Honda достижения более скромные. Помимо мотоциклетного отделения и премиального бренда Acura у японцев больше ничего нет.

Успешный автоальянс Хендай-Киа

В течение последних лет в список лидеров мирового автопрома успешно прорывается альянс Hyundai-Kia. Сегодня он выпускает автомобили только под марками Kia и Hyundai, но корейцы уже всерьез занялись созданием премиум-бренда, который может получить название Genesis.

В числе поглощений и слияний последних лет следует упомянуть переход под крыло китайской Geely марки Volvo, а также приобретение английских премиум-брендов Land Rover и Jaguar индийской компанией Tata. А еще самый курьезный случай - покупка известного шведского бренда SAAB крошечным производителем суперкаров Spyker из Голландии.

Некогда мощный британский автопром приказал долго жить. Все известные британские производители автомобилей уже давно утратили независимость. Их примеру последовали и небольшие английские фирмы, перешедшие к иностранным владельцам. В частности, легендарный Lotus сегодня принадлежит компании Proton (Малайзия), а китайская SAIC купила MG. Кстати, та же SAIC перед этим продала корейский SsangYong Motor индийской Mahindra&Mahindra.

Все эти стратегические партнерства, альянсы, объединения и поглощения еще раз доказали правоту Ли Якокки. Фирмы-одиночки в современном мире выжить уже не в состоянии. Да, существуют исключения, вроде японской Mitsuoka, английской Morgan или малазийской Proton. Но эти компании являются независимыми лишь в том смысле, что от них ровным счетом ничего не зависит.

А чтобы иметь годовые продажи, исчисляющиеся сотнями тысяч автомобилей, уже не говоря про миллионы, без крепкого «тыла» не обойтись. В альянсе Renault-Nissan поддержку друг другу обеспечивают партнеры, а в Volkswagen Group взаимовыручка обеспечивается количеством брендов.

Что касается таких компаний как Mitsubishi и Mazda, то в дальнейшем их ждут все большие трудности. В то время как Mitsubishi может получить помощь партнеров из PSA, то Мазде придется выживать в одиночку, что в современном мире с каждым днем становится все сложнее…

В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает завод авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke («Баварские моторные заводы») - BMW. Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.

Хотя точная дата появления и момент основания компании и сегодня является предметом споров между автомобильными историками. А все потому, что официально промышленная компания БМВ была зарегистрирована 20 июля 1917 года, но задолго до этого в том же городе Мюнхене существовало много фирм и объединений, также занимавшихся разработкой и выпуском самолетных двигателей. Поэтому, чтобы окончательно увидеть «корни» БМВ, необходимо перенестись в прошлый век, на территорию существовавшей не так давно ГДР. Именно там 3 декабря 1886 года была «засвечена» причастность сегодняшней БМВ к автомобильному делу, и именно там, в городе Айзенахе, в период с 1928 по 1939 гг. находилась штаб-квартира фирмы.

Генрих Эрхардт и «моторизированная карета Wartburg»

Третьего декабря 1896 года в городе Айзенах Генрих Эрхардт (Heinrich Ehrhardt) основал фабрику по производству автомобилей для нужд армии и, как ни странно, велосипедов. Уже пятую в округе. И, наверное, Эрхардт так и выпускал был бы тёмно-зелёные горные велосипеды, машины «скорой помощи» и передвижные солдатские кухни, если бы не видел, какой успех сопутствовал Даймлеру и Бенцу с их мотоколясками.

И было принято решение сделать нечто легковое, не военное и, конечно, отличное от того, что уже сделали конкуренты. Но чтобы сэкономить время и деньги, Эрхардт купил лицензию у французов. Парижское авто называлось Дюкавилль.

Так появилось то, что сегодня называется BMW. А тогда это чудовище называлось «моторизированная карета Wartburg», и это была не своя разработка. Спустя пару лет, в сентябре 1898 года, Вартбург своим ходом прибыл на автомобильную выставку в Дюссельдорф и занял своё место в одном ряду с Даймлером, Бенцем, Опелем и Дюркоппом.

1917: Компания Rapp Motor Company переименована в BMW Bayerische Motoren Werke

Одна из местных достопримечательностей Айзенаха стала поводом для появления названия первой машины («Вартбург»), увидившей свет в 1898 году после создания фирмой целого ряда 3- и 4-колесных прототипов. «Вартбурги»-первенцы представляли собой самую что ни на есть безлошадную повозку, оснащенную 0,5-литровым мотором мощностью 3,5 л.с. На присутствие передней и задней подвесок не было никаких намеков. Такая максимально упрощенная конструкция стала хорошим стимулом для более прогрессивной работы местных инженеров и конструкторов, которые уже через год создали машину, разгонявшуюся до 60 км/ч. Более того, в 1902 году появился «Вартбург» с 3,1-литровым мотором и 5-ступенчатой коробкой передач, которых хватило для того, чтобы выиграть в том же году гонку во Франкфурте.

Очень важным моментом в истории компании БМВ и завода в Айзенахе стал 1904 год, когда на Франкфуртском мотор-шоу были выставлены машины под названием «Дикси», свидетельствовавшие о хорошем развитии предприятия и новом уровне производства. Всего их было две модели — «S6″ и «S12″, цифры в обозначении которых указывали на количество лошадиных сил. (К слову, модель «S12″ не снималась с производства вплоть до 1925 года.)

1919: Франц Зено Димер (в центре) со своим рекордным самолетом

На должность главного конструктора в Bayerische Motoren Werke был приглашён Макс Фриц, работавший на заводе Daimler. Под руководством Фрица был изготовлен авиационный двигатель BMW IIIa, который в сентябре 1917-го успешно прошёл стендовые испытания. Оснащённый этим мотором самолёт в конце года установил мировой рекорд, поднявшись на 9760 м.

Тогда же появилась эмблема BMW — круг, разделённый на два голубых и два белых сектора, представлявшая собой стилизованное изображение пропеллера, вращающегося на фоне неба.Учитывалось и то, что синий и белый — национальные цветаземли Бавария.

После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха, т. к. по Версальскому договору немцам запретили производить двигатели для самолетов, а именно двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Но предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход из положения - завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов. В1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923 года в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию скоростной и надежной машины, что подтвердилось абсолютными рекордами скорости на международных мотогонках 20-х-30-х годов.

1923: Первые мотоциклы BMW

В начале 20-х годов в истории БМВ появились два влиятельных бизнесмена — Готаер и Шапиро, к которым и отошла компания, падавшая в пропасть долгов и убытков. Основной причиной кризиса была неразвитость собственного автомобильного производства, наравне с которым предприятие, кстати, занималось выпуском авиадвигателей. А так как последние, в отличие от автомобилей, приносили основную часть средств для существования и развития, БМВ оказалась в незавидном положении. «Лекарство» придумал Шапиро, который был на короткой ноге с английским автопромышленником Хербертом Остином и смог договориться с ним о начале массового производства «Остинов» в Айзенахе. Причем выпуск этих машин был поставлен на конвейер, чем к тому времени, кроме БМВ, мог похвастать только «Даймлер-Бенц».

1928 Austin 7

Первые 100 лицензионных «Остинов», пользовавшихся неимоверным успехом в Британии, сошли с конвейера в Германии с правым рулем, что было для немцев в новинку. Позднее конструкция машины была изменена в соответствии с местными требованиями, и машины выпускались под названием «Дикси». К 1928 году было изготовлено более 15.000 «Дикси» (читай — «Остинов»), которые сыграли решающую роль в возрождении БМВ. Впервые это стало заметно в 1925 году, когда Шапиро заинтересовался возможностью производства автомобилей своей собственной конструкции и начал вести переговоры с известным конструктором и дизайнером Вунибальдом Каммом. В итоге договоренность была достигнута, и еще один талантливый человек оказался причастным к развитию ныне известной автомобильной марки. Камм на протяжении нескольких лет занимался разработкой новых узлов и агрегатов для БМВ.

1929: Первый автомобиль BMW: BMW 3/15 PS.

Тем временем положительно для БМВ решался вопрос об утверждении фирменной торговой марки.В 1928 фирма приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и лицензию на производство малолитражного автомобиля Dixi. 16 ноября 1928 года «Дикси» перестала существовать как торговая марка — она была заменена на «БМВ». Dixi - первый автомобиль BMW. В период экономических трудностей малолитражка становится наиболее популярным автомобилем Европы.

На 1 апреля 1932 года была намечена премьера первого «настоящего» «БМВ», который впоследствии заслужил признание автомобильной прессы и стал отправной точкой для выпуска машины собственной конструкции. Это же авто при полученном со стороны и хорошо продуманном кузове представляло собой совмещение новых идей и разработок с уже хорошо известными и применявшимися на моделях «Дикси». Мощность мотора составляла 20 л.с., которых вполне хватало, чтобы ездить со скоростью 80 км/ч. Очень удачной разработкой была четырехступенчатая коробка передач, не предлагавшаяся больше ни на одной модели вплоть до 1934 года.

К началу Второй мировой войны BMW - одна из наиболее динамично развивающихся фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе несколько мировых рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на запад, Эрнст Хенне на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW), устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов - 279,5 км/ч, не превзойденный никем в течение последующих 14 лет.

Производство получает дополнительный импульс после заключения секретного соглашения с Советской Россией о поставке ей новейших авиадвигателей. Большинство советских рекордных перелетов 30-х годов были выполнены на самолетах, оборудованных двигателями BMW.

1933: Начало традиции шестицилиндровых двигателей BMW: BMW 303.

В 1933 начат выпуск модели «303» - первого автомобиля BMW 6-цилиндровым двигателем, дебютировавшей на Берлинской автомобильной выставке. Его появление стало настоящей сенсацией. Эта рядная «шестерка» с рабочим объемом 1,2 л позволяла машине передвигаться со скоростью 90 км/ч и стала основой для многих последующих спортивных проектов БМВ. Более того, она была применена на новой модели «303″, ставшей первой в истории компании, на которой была установлена решетка радиатора с фирменным дизайном, выражавшемся в наличии двух вытянутых овалов. «303-я» модель была спроектирована на заводе в Айзенахе и отличалась прежде всего трубчатой рамой, независимой передней подвеской и хорошими характеристиками управляемости, напоминавшими спортивные.

«БМВ-303″ отлично подходил для активно строившихся тогда в Германии «автобанов». Сразу после представления на ней был совершен пробег по территории всей страны, и в данной акции машина зарекомендовала себя только с хорошей стороны. Люди были готовы платить за это авто установленную производителем цену. Причем обеспеченные поклонники БМВ выбирали «303-ю» модель со спортивным двухместным кузовом родстер.

За два года производства «БМВ-303″ компании удалось продать 2300 таких машин, за которыми, кстати, позже последовали их «собратья», отличавшиеся более мощными моторами и другими цифровыми обозначениями: «309″ и «315″. Собственно, они и стали первыми образцами для логического развития системы обозначения моделей компании БМВ. На примере этих машин отметим, что цифра «3″ обозначала серию, а 0.9 и 1.5 — рабочий объем двигателей. Появившаяся тогда система обозначений успешно существует и по сей день, с той лишь разницей, что она пополнилась такими цифрами, как «520″, «524″, «635″, «740″, «850″ и т.д.

«БМВ-315″ был далеко не последним в серии внешне схожих автомобилей, так как самыми яркими и примечательными среди них стали «БМВ-319″ и «БМВ-329″, относившееся скорее к спортивным машинам. Максимальная скорость первой, например, составляла 130 км/ч.

Наряду со всеми предыдущими автомобилями просто шикарно выглядела модель «326″, появившаяся на Берлинской автомобильной выставке в 1936 году. Эта четырехдверная машина была далека от мира спорта, а ее закругленный дизайн уже тогда принадлежал к направлению, которое вступило в силу в 50-х годах. Открытый верх, хорошее качество, шикарный салон и большое количество новых изменений и дополнений поставили «326-ю» модель в один ряд с автомобилями «Мерседес-Бенц», покупатели которых были весьма обеспеченными людьми.

При массе 1125 кг модель «БМВ-326″ максимально разгонялась до 115 км/ч и при этом потребляла 12.5 л топлива на 100 км пробега. С подобными характеристиками и со своим внешним видом машина попала в список лучших моделей компании и выпускалась до 1941 года, когда объем производства БМВ составил почти 16.000 штук. При таком количестве выпущенных и проданных авто «БМВ-326″ стала лучшей довоенной моделью.

По логике, после столь громкого успеха «326-й» модели следующим логическим шагом должно было стать появление сделанной на ее базе спортивной модели.

1938: BMW 328 доминирует в гонках.

1940: Снова победа в «Mille Miglia»: BMW 328.

В 1936 на BMW выпускается знаменитая «328» - один из наиболее успешных спортивных автомобилей. С ее появлением окончательно сформировалась идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых моделей: «Автомобиль - для водителя». Основной же конкурент, «Мерседес-Бенц», следует принципу: «Автомобиль - для пассажиров». С тех пор каждая фирма идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.

Победитель великого множества соревнований - кольцевых гонок, ралли, состязаний в поднятии на холм, - BMW 328 была адресована знатокам спортивного автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины. Двухдверный, двухместный, по-настоящему спортивный «БМВ-328″ оснащался шестицилиндровым мотором и разгонялся до 150 км/ч. Эта модель позволила фирме принять участие во многих довоенных гонках и завоевать признание в новом качестве. С «328-й» моделью компания БМВ настолько прославилась во второй половине 30-х, что все последующие автомобили с фирменным двухцветным знаком воспринимались общественностью как символ высокого качества, надежности и красоты.

Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям.

1943: Самолет Arado 234 — один из первых самолетов, оснащенных реактивным двигателем BMW 003.

В 1944 BMW первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя BMW 109-003. Проводятся также испытания ракетных двигателей. Конец Второй мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода, оказавшиеся в Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы.

Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством во время войны авиадвигателей и ракет победители издают приказ о запрете производства на три года

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб автомобильным производителям Германии, и компания БМВ не стала исключением. Завод в Мильбертшофене разбомбили подчистую, а предприятие в Айзенахе оказалось на территории, контролируемой СССР. Поэтому оборудование оттуда частично было вывезено в Россию в качестве репатриаций, а то, что осталось, было задействовано для выпуска моделей «БМВ-321″ и «БМВ-340″, которые также отправлялись в СССР.

Единственными более или менее «пригодными к жизни» остались два завода в городе Мюнхене, вокруг которых акционерыБМВ и сосредоточили свои основные усилия. Кстати пришлась поддержка Немецкого национального банка: благодаря ей компания вернула к жизни концепцию спортивного автомобиля «БМВ-328″ и в период с 1948 по 1953 гг. выпустила на его базе несколько новых спортивных моделей.

Компания находилась не в лучшем положении, однако в 1951 году представила прототип будущего автомобиля «БМВ-501″, который отличался большим четырехдверным кузовом седан, барабанными тормозами и 65-сильным мотором, имевшим рабочий объем 1971 куб.см. Новинка была воспринята двояко — с интересом и с удивлением. Второе, скорее всего, было вызвано тем, что компания даже финансово не могла обеспечить массовый выпуск «501-й» модели, в связи с чем в 1952 году было собрано лишь 49 машин. К 1954-му производство достигло 3410 экземпляров, покупавшихся только настоящими и обеспеченными приверженцами марки БМВ.

Но что самое удивительное, так это идея, которая в то время зрела в умах конструкторов и дизайнеров БМВ. Они задумали выпустить роскошную модель.

В те же послевоенные годы в фирме БМВ задумались над вопросом недостатка необходимых моторов. Особенно это проявилось после того, как наличие слабеньких и нетяговитых двигателей начало сказываться на продажах машин. В итоге конструкторы разработали долгосрочный проект по выпуску нового восьмицилиндрового силового агрегата. Первые образцы появились в 1954 году и имели объем 2,6 л и мощность 95 л.с., увеличенную до 100 л.с. в 60-х годах.

Одновременно с установкой восьмицилиндровика на «БМВ-501″ немного изменилась и внешность машины: появились боковые хромированные молдинги, добавившие автомобилю элегантности. Оснащенная новым двигателем «501-я» могла максимально разогнаться до 160 км/ч. Естественно, расход топлива у машины с восьмицилиндровым мотором существенно отличался от довоенных показателей, но это волновало руководство компании БМВ меньше всего.

«Изетта» (Isetta): связующее звено между мотоциклами и автомобилями. Их было построено более 200,000.

В 1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит малолитражка «Исетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной. Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению, имела огромный успех в нищей послевоенной Германии. На Франкфуртском мотор-шоу в 1955 году она стала абсолютной противоположностью выпускавшимся в то время моделям. Крошечная «БМВ-Изетта» напоминала своим внешним видом пузырь с маленькими приделанными фарками и боковыми зеркалами. Заднее межколесное расстояние было гораздо меньше, чем переднее. Модель оснащалась одноцилиндровым мотором объемом 0,3 л. При мощности 13 л.с. «Изетта» максимально разгонялась до 80 км/ч.

Наряду с малюткой «Изеттой» компания БМВ представила два роскошных купе «503″ и «507″, созданные на базе седана 5-й серии.

1956: Сегодня это редкий коллекционный автомобиль: BMW 507.
Оба автомобиля относились в то время к «достаточно спортивным», хоть и обладали «гражданской» внешностью. Например, максимальная скорость «507-й» варьировалась где-то в промежутке между 190 и 210 км/ч. Достигался подобный результат благодаря 3,2-литровому мотору со степенью сжатия 7,8:1, максимальной мощностью 150 л.с. при 5000 об/мин и 237 Нм при 4000 об/мин. На всех колесах стояли барабанные тормоза с сервоприводом, а средний расход топлива на 100 км составлял 17 л.

Но из-за последовавшего затем увлечения большими лимузинами и связанных с этим убытков фирма оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю BMW, когда неправильно была просчитана экономическая ситуация и выброшенные на рынок машины не имели спроса.

Модели, относившиеся к 5-й серии, не улучшили положение БМВ в 50-х годах. Наоборот, начали стремительно возрастать долги, уменьшились продажи. Для исправления подобной ситуации банк, оказывавший помощь БМВ и являвшийся одним из крупнейших акционеров «Даймлера-Бенца», предложил наладить на заводах в Мюнхене производство небольшого и не очень дорогого автомобиля «Мерседес-Бенц». Тем самым было поставлено под угрозу существование БМВ как самостоятельной компании, выпускающей оригинальные автомобили с собственным именем и торговой маркой. Против данного предложения активно выступили мелкие акционеры БМВ и дилерские представительства на всей территории Германии. Общими усилиями была собрана энная сумма денег, потребовавшаяся для разработки и начала выпуска новой модели «БМВ» среднего класса, которая должна была значительно улучшить положение компании в 60-х годах.

Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою деятельность. Третий раз фирма начинает все заново. Автомобиль среднего класса, как предполагалось, должен был стать семейной машиной для «среднестатистических» (и не только) немцев. В качестве самого подходящего варианта рассматривался небольшой четырехдверный кузов седан, 1,5-литровый мотор и независимые передняя и задняя подвески, которые на то время присутствовали далеко не во всех машинах.

Запустить автомобиль в производство к 1961 году и тогда же представить ее на Франкфуртском мотор-шоу было практически невозможно: попросту не хватало времени. Поэтому под давлением отдела продаж в срочном порядке к выставке было подготовлено несколько опытных образцов, предназначенных для привлечения будущих клиентов. Ставка была сделана и во многом себя оправдала. В период работы выставки и за несколько последующих недель было сделано… около 20.000 заказов на «БМВ-1500″! Попробуйте представить себе ситуацию, в которой оказалась компания, выпустив за 1962 год только 2000 машин! В целом же производство модели «1500″ за все время ее существования на конвейере составило 23.000 экземпляров. Это было началом подъема на вершину автомобилестроения.

В разгар производства модели «1500″ мелкие инженерные фирмы начали дорабатывать машину и увеличивать мощность мотора, что, естественно, никак не могло понравиться руководству БМВ. Ответной реакцией стал выпуск модели «1800″ с 1,8-литровым мотором. Более того, чуть позже появилась версия «1800 TI», соответствовавшая автомобилям класса «Гран Туризмо» и разгонявшаяся до 186 км/ч. Внешне она не очень сильно отличалась от базовой версии, но, тем не менее, стала достойным дополнением к уже пополнившемуся семейству.

«БМВ 1800 TI» хоть и была выпущена в количестве только 200 экземпляров, все-таки стала чрезвычайно популярной моделью. К 1966 году на базе машины конструкторы создали достойного последователя — «БМВ-2000″, который сегодня воспринимается как родоначальник 3-й серии, выпущенной к настоящему моменту в нескольких поколениях. Тогда же купе с 2-литровым мотором и 100-120 спрятанными под капотом «лошадками» было предметом особенной гордости БМВ.

По сути, «БМВ-2000″ в базовом и других версиях относится к одной из наиболее успешных моделей за всю историю компании БМВ. Требуется немало времени, чтобы сосчитать количество появившихся тогда вариантов кузовов и силовых агрегатов различной мощности и с различными максимальными скоростями. Все вместе они сформировали серию, получившую обозначение «02″. Ее представители могли удовлетворить запросы почти всех автолюбителей, которым предлагался выбор от самых простых и скромных купе до «навороченных» скоростных кабриолетов с литыми дисками, коробками-»автоматами» и моторами по 170 «коней».

Первый в мире автомобиль массового производства с турбодвигателем: BMW 2002 turbo.

Последнее тридцатилетие стало для BMW тридцатилетием побед. Открываются новые заводы, выпускается первая в мире серийная турбомодель «2002-турбо», создается антиблокировочная тормозная система, которой сейчас все ведущие автопроизводители оснащают свои автомобили. Разрабатывается первое электронное управление двигателем. Почти на всех принесших автопроизводителю столько популярности моделях 60-х годов устанавливались четырехцилиндровые двигатели. Однако руководство БМВ все еще помнило о мощных и надежных агрегатах, возродить выпуск которых намеревалось к 1968 году одновременно с выпуском новой модели — «БМВ-2500″. Использованный в ней однорядный «шестицилиндровик», постоянно подвергавшийся модернизации, производился в течение последующих 14 лет и успел стать основой для такого же надежного и более мощного 2,8-литрового мотора. Вместе с последним четырехдверный седан перешел в ряд спортивных авто, т.к. лишь немногие серийные машины в стандартном оснащении могли превосходить скоростную отметку в 200 км/ч.

Штаб-квартира BMW вблизи Олимпийского Центра в Мюнхене.

В Мюнхене строится здание штаб-квартиры концерна, а в Ашхайме открывается первый контрольно-испытательный полигон. Для проектирования новых моделей построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е годы появляются первые автомобили знаменитых серий BMW - модели 3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии.

После производства модели «2500″ и ее основных последователей, следующим значимым для БМВ событием стало появление 6-й серии, первым представителем которой в 1978 году явилось роскошное купе «635 Csi». Его 3,5-литровый мотор стал новым символом технического совершенства и даже начал устанавливаться на машинах 5-й серии. «Пятерка», оснащенная таким двигателем (мощность 218 л.с.), получала обозначение «М», подтверждавшее эксклюзивность и спортивность автомобиля. Причем по-настоящему этот мотор проявил себя на 5-й серии второго поколения, на т.н. переходных моделях, увидивших свет в 1983 году.

В год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH, возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и в 1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на рынке появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения 3-й серии и купе 8-й серии.

1989: Новое купе BMW 850i.
Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких марок промышленной группы Rover Group («Ровер Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover и MG. С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился недостающими автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками. В 1998 приобретена британская компания «Роллс-Ройс».

С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной блокировки двигателя. В марте этого же года запускается в производство универсал (touring) 3-й серии.

Завод BMW
Среди последних моделей мотоциклов 90-х годов следует выделить туристский мотоцикл R100RT Classic, оснащенный багажными кофрами и подогревом ручек руля. Другая модель из этого семейства R100GS PD также предназначена для туристов. Эти мотоциклы одержали четыре победы в международных ралли Париж - Дакар. Популярной моделью стала F650, выпущенная в 1993. Кроме того, она оказалась вполне конкурентоспособной по сравнению с японскими аналогами. В 1993 BMW начинает разработку новых «оппозитов» R1100RS. (у этого мотоцикла впервые регулировалась высота не только руля и подножек, но и седла), R1100GS (один из самых мощных мотоциклов в мире). В 1994 были выпущены идентичные модели R850R и R1100RT. Самым популярным из 4-цилиндровых мотоциклов BMW стала модель K1100RS -туристский мотоцикл с обтекателем спортивного типа. Но самый представительный и обустроенный мотоцикл - модель K1100LT, оснащенная огромным обтекателем с электроприводом, регулировкой ветрового стекла, большими багажными кофрами и антиблокировочной тормозной системой.

С 1995-го года завод BMW в Спартанбурге (США) начинает производить BMW Z3.

Вообще, конец девяностых стал для BMW неимоверно продуктивным. Новые «пятёрки», «семёрки», неоспоримый успех Z3, всё это не давало возможности даже для небольшого перерыва.

У всех этих машин и моторов есть одно общее: они доказывают, что серийные двигатели BMW построены настолько солидно, настолько рассчитаны на заложенную в них мощность и отличаются такой сбалансированностью уже в своей базовой концепции, что выдерживают любые нагрузки на любых трассах мира.

Начало 1999 года ознаменовалось дебютом BMW X5, который стал первым в мире Спортивным Автомобилем для Активного Отдыха (Sports Activity Vehicle): машина, уникальным образом сочетающая элегантность и практичность, открывая тем самым новое измерения мобильности.

И еще одно первое место: BMW Z8, великий спортивный автомобиль, отпраздновал свою премьеру в 1999 году и восхитил поклонников Джеймса Бонда в фильме «И целого мира мало».

В 1999 году компания BMW также преподнесла сюрприз энтузиастам автомобильного дела на франкфуртском автосалоне, предоставив футуристический концепт Z9 gran turismo.

В настоящее время BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на конвейере идет только вручную. На выходе - только компьютерная диагностика основных параметров автомобиля.

В течение последних 30 лет только концернам BMW и Toyota удается работать с ежегодно увеличивающейся прибылью. Империя BMW, три раза за свою историю оказывавшаяся на грани краха, каждый раз поднималась и достигала успеха. Для всех в мире концерн BMW - синоним высоких стандартов в области автомобильного комфорта, безопасности, техники и качества.

источники

http://www.bmw-mania.ru

http://www.bmwgtn.ru

http://bikepost.ru

Мы уже изучили большое количество историй автомобильных брендов, вы их можете найти по тэгу «АВТО», а я вам напомню из последнего: и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

BMW - как много заключено в этих трех буквах. В мире не найдется ни одного человека в мире, который не знал бы, что это одна из самых лучших немецких автомобильных компаний. Автомобили этой марки будоражат умы подростков, взрослых мужчин и даже представительниц женского пола. Все началось в далеком 1913 году, когда двое молодых людей создают две фирмы по производству двигателей для авиатехники. В скором времени они объединяются в одно предприятие, которое гордо именуется «Баварские моторные заводы». Именно с того времени, автомобили BMW называют баварскими, а некоторые официальные дилеры получают приставку «Бавария» в названии. Официальным годом создания компании считается 1917 год. Через пять лет компании исполниться почти 100 лет. Целый век уникальных и разнообразных автомобилей, различных инноваций и масса поклонников по всему миру. Вот главное достижение BMW. После окончания Первой Мировой Войны фирма находиться на гране банкротства и решает сосредоточиться на выпуске мотоциклов и двигателей для них. Отметим, что до сих пор BMW производит самые современные двухколесные средства передвижения, которые продаются в таких странах, как Северная Осетия, Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Южная Осетия, Абхазия, Армения, Турция, Азербайджан, Грузия, США, Канада, Мексика, Куба, Доминикана, Бразилия, Европе (Евросоюз (ЕС)), Болгария, Великобритания, Испания, Германия, Греция, Италия, Польша, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Австрия, Швейцария, Австралия, Израиль, Индия, Таиланд, Сингапур, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Иран, Китай, Япония, Тунис, Египет, Ливия.

Немецкая компания разрабатывает самые различные двигатели для мотоциклов и сами мотоциклы, одновременно подумывая о производстве автомобилей. В 1928 году BMW покупает лицензию на производство своего первого автомобиля. Он получает имя Dixi. Новинка сразу же начинает завоевывать Европу, а баварцы потихоньку наращивают свою популярность во всем мире. В те годы BMW отличают спортивный характер своих творений. Как видим, эти черты прослеживаются у автомобилей компании до сих пор.

В 30-е годы прошлого века выпускается первая BMW 328, которая станет одной из самой удачной за всю историю. Главное отличие «трешки» в ее агрессивном характере. Автомобиль 3-ьей серии завоевывает ряд наград и почетных званий, которые только подчеркивает правильность выбранной линии BMW.

После Второй Мировой Войны и краха Германии компания начинает переживать не самые радужные времена. BMW снова решает сосредоточиться на производстве авиамоторов. Однако немцы по-прежнему жажду инноваций и создают смесь мотоцикла и автомобиля. Треколесное «чудо» (а по-другому это никак не назовешь) завоевывает успех на Родине, но буквально спустя несколько месяцев, народ начинает интересоваться другими автомобилями и BMW подходит к грани банкротства. Возникает вопрос о продаже фирмы, а главный конкурент Mercedes пытается даже выкупить баварскую компанию. BMW проводить реструктуризацию капитала и начинает продолжать свое производство. Фактически это начало становления компании, которая завоевала сердца автомобилистов всего мира. Отметим, что на сегодняшний день это позволяет баварцам с успехом продавать свои автомобили, за такие валюты мира, как российский рубль, доллар США, австралийский доллар, белорусский рубль, британский фунт, казахстанский тенге, канадский доллар, китайский юань, украинская гривна, новозеландский доллар, швейцарский франк.

Естественно многие банки мира с удовольствие сотрудничают с авторитетной немецкой маркой. Среди них можем выделить банки Беларуссии, Банки России (ВТБ банк, Сбербанк, Альфа банк), Банки Европы, Банки Украины, Банки США, Банки Швейцарии.

Немецкий концерн постепенно открывает новые заводы по всему миру, выпускает первый автомобиль с турбированный мотором, а также создает антиблокировочную тормозную систему, известную как ABS. Все вышеперечисленные достижения семимильными шагами приближают BMW к мировым автомобильным лидерам. В 70-х годах прошлого века создается до сих пор популярные модели 3-ей, 5-ой, 7-ой и 6-ой серии, без которых сегодня невозможно представить немецкую марку.

Между тем, не стоят на месте и другие автопроизводители: ВАЗ, УАЗ, Рено, Ауди, Тойота, Киа, БМВ, Ниссан, Форд, Шевроле, Фольксваген, Мерседес.

Автомобили BMW все чаще упоминаются в различных СМИ России и СНГ, Иностранных СМИ, среди которых можно выделить: The Guardian, The Financial Times, The New York Times, Forbes.

Не забывает компания и о производстве мотоциклов, которые тоже постепенно набирают свою популярность, также как и Яхты, Автомобили, Телефоны, Собаки, Бриллианты, онлайн игры, недвижимость.

В 1994 году BMW покупает британскую промышленную группу Rover, которой принадлежат бренды Rover, Land Rover и MG. Такая покупка позволяет компании увеличить свою долю на рынке внедорожников и компактных автомобилей. Спустя четыре года немцам достается британский премиум-бренд Rolls Royce.

Количество выпускаемых автомобилей постоянно растет. На сегодняшний день BMW является очень престижной маркой, поэтому на автомобилях немецкой компании часто передвигаются работники посольств, консульств, туристических и страховых компаний. Кроме этого, машины приковывают свое внимание таких личностей из мира шоу-бизнеса, как отметить Алла Пугачева, Анастасия Волочкова, Ани Лорак, Кристина Орбакайте, Ксения Собчак, Филипп Киркоров, Николай Басков.

История немецкого бренда началась на северной окраине Мюнхена в 1916 году с малого авиамоторного завода. Карл Рапп и Густав Отто создали предприятие под названием Bayerische Motoren Werke, что в переводе означает «Баварские моторные заводы». За основу эмблемы BMW создатели взяли стилизованный самолётный винт на фоне голубого неба. Согласно другой трактовке, значок логотипа был выбран из-за белых и голубых цветов баварского флага. Тогда ещё никто не предполагал, что небольшая авиакомпания превратится в гиганта авторынка.

Большой спрос на самолётные двигатели BMW был вызван Первой мировой войной, однако её итоги чуть не погубили молодую компанию: в заключённом Версальском договоре был прописан запрет на изготовление моторов для немецкой авиации – на то время единственной продукции мюнхенской фирмы. Тогда было принято решение выпускать мотоциклетные двигатели. Первый мотоцикл BMW R32 был сконструирован молодым инженером Максом Фрицем буквально за пять недель.

Но и производство авиамоторов в скором времени возобновилось, утраченные на этом рынке позиции BMW были стремительно возвращены. Подъёму баварской компании поспособствовало и то, что Германия заключила секретное соглашение с СССР о поставке новейших авиадвигателей. Советские самолёты 30-х годов, оборудованные двигателями BMW, совершили немало рекордных перелётов.

В то время Европа переживала экономические трудности, и первый малолитражный автомобиль BMW Dixi 1929 года завоевал большую популярность. Спустя семь лет баварская фирма представила мировой публике своё знаменитое спортивное купе BMW 328, ставшее победителем многих гоночных соревнований. Однако основу бизнеса по-прежнему составляло производство авиационных двигателей.

Во время Второй мировой войны было разрушено немало немецких автомобильных предприятий, в том числе и мюнхенский завод компании BMW, на восстановление промышленной базы которой потребовались годы. Упадочное состояние баварской фирмы едва не закончилось решением о её продаже давнему конкуренту Mercedes-Benz , но благодаря новой стратегии, выбранной владельцем, BMW удалось сохранить свою независимость. Политика компании послевоенных лет заключалась в производстве малокубатурных мотоциклов и больших комфортабельных седанов. Такие модели 60-х годов, как BMW 700 и 1500 завоевали всеобщее признание и дали надежду на возрождения бренда. Именно тогда появился совершенно новый класс компактных спортивно-туристических автомобилей. В те же годы выпускалась необычная трёхколёсная малолитражка BMW Izetta – нечто среднее между мотоциклом и машиной. Впервые увидели свет и автомобили знаменитых серий – третьей, пятой, шестой и седьмой.

Стремительному развитию баварского автопроизводителя сопутствовал мировой экономический бум 80-х. Делая упор на отличные ходовые качества и максимальный комфорт для водителя, фирма увеличила свои продажи в разы и существенно потеснила американских и японских конкурентов. В различных точках земного шара открылись торговые и производственные подразделения BMW.

В 90-е годы в состав растущей немецкой компании вошли такие марки, как Rover и Rolls-Royce , что позволило пополнить её модельный ряд внедорожниками и авто сверхмалого класса.

В течение последних тридцати лет прибыль автопроизводителя ежегодно возрастает. Оказываясь не один раз на грани краха, империя BMW поднималась и снова достигала успеха. Сейчас немецкий бренд занимает прочное положение законодателя автомобильной моды. Марка BMW – синоним высоких стандартов в области качества, комфорта и безопасности.


На сегодняшний день большая редкость встретить человека, который не слышал о всемирно известном бренде BMW. Эта немецкая автомобильная компания имеет не только огромные продажи по всему миру, но и богатую историю развития, которая началась более 100 лет назад и продолжается по сей день. Компания занимается выпуском легковых, спортивных автомобилей повышенной проходимости и мотоциклов. Штаб квартира компании находиться в Мюнхене.

Началом истории BMW можно считать 3 декабря 1896 года, когда в городе Айзенах (Германия) Генрих Эрхардт (Heinrich Ehrhardt) основал фабрику на которой собирали велосипеды и различные автомобили для нужд армии. Генриху Эрхардту, основателю компании, не давали покоя успехи и достижения автомобильных «нуворишей» Даймлера и Бенца. После недолгих размышлений Генрих решил что лутше приступить к производству мотоколясок. Для того чтоб сэкономить время и деньги он купил у французов лицензию на производство парижского авто «Дюкавилль». Так и появилось то, что сегодня называется BMW. А тогда этот монстр назывался «моторизированная карета Wartburg».

Генрих Эрхардт и «моторизированная карета Wartburg»

В сентябре 1898 года, Вартбург прибыл на автомобильную выставку в Дюссельдорф и занял своё место в одном ряду с Даймлером, Бенцем, Опелем и Дюркоппом. Через год, на основных автомобильных гонках того времени - Дрезден - Берлин и Аахен - Бонн, моторизированная карета Эрхардта победила заняв первые места. За всю карьеру Вартбурга было выиграно 22 медали, включая одну и за элегантный дизайн.

В 1903 году жизнь Вартбурга оборвалась, так как у компании был спад производства из-за чего появились непомерные долги. Эрхардт решает собрать своих акционеров и произносит речь, которую он оканчивает латинским словом dixi («Я всё сказал!»). Так оканчивали свои выступления древнеримские ораторы.

Одному из акционеров, биржевому спекулянту Якову Шапиро не хотелось расстоваться с так полюбившейся ему моторизированной коляской, что он предложил Эрхардту свою помощь. Шапиро был не маловажной персоной и имел достаточно возможностей для контроля над английской фабрикой в Бирмингеме, которая выпускала Остин-7 (Austin Seven). Эта мотокарета пользовалась большой популярностью в Лондоне. Просчитав всю возможную выгоду Шапиро быстренько покупает у англичан лицензию на Остин. Теперь в Айзенахе выпускаються мотокареты под названием Dixi. Эта машина получила свое название по последнему слову герра Эрхардта. Первую партию выпустили с правым рулем. Это был единственный случай, когда в континентальной Европе пассажир сидел с левой стороны.

Яков Шапиро, надобно заметить, не прогадал с производством Dixi. С 1904 по 1929 год фабрика Эрхардта выпустила и продала 15 822 Dixi. В 1927 году завод Генриха Эрхардта, уже составная часть BMW, решает начать производить собственный Dixi - Dixi 3/15 PS.По стандартам того времени Dixi стоил три тысячи двести рейхсмарок, и разгонялся до семидесяти пяти километров в час. За год завод продал 9 тысяч автомобилей.

Dixi 3/15 PS

В 1913 году в истории BMW появились такие личности как Карл Фридрих Рапп (Karl Friedrich Rapp) и Густав Отто (Gustav Otto), они были учредителями двух маленьких фирмочек которые занимались производством моторов для авиатехники. Карл всю жизнь мечтал о небе и авиационных моторах, а Густав решил пойти по стопам своего отца Николауса Августа Отто – изобретателя двигателя внутреннего сгорания. Именно любовь к моторам сблизила этих двух людей, которые в будущем стали хорошими друзьями.

На фотографиях изображены Карл Фридрих Рапп и Густав Отто. Фото взяты из архива компании BMW

В 1914 году начинается Первая мировая война. Раппу и Отто это событие приносит множество заказов на авиационные двигатели. Из-за чего они решают объединиться в один авиамоторный завод. Сам Красный Барон, немецкий ас № 1, Манфред фон Рихтхофен оценивал BMW необычайно высоко. Но Версальский договор привел компанию на грань банкротства - Германии было запрещено в течение пяти лет иметь собственную авиацию. Что в этой ситуации оставалось делать фирме, которая специализировалась на авиационных двигателях? Дела шли всё хуже. Даже несмотря на то, что предприятие Раппа носило весьма громкое название.

7 марта в 1916 году Компанию зарегистрировали как «Баварские авиационные заводы» (BFW). В этом же году Рапп продает свою долю компании Камилло Кастильони (Camillo Castiglioni). Чуть позже в компанию приходит еще один австриец Франц-Йозеф Попп (Franz Josef Popp). Попп, отставной лейтенант австро-венгерской морской пехоты с высшим инженерным образованием, был экспертом при имперском министерстве обороны и занимался тем, что отслеживал все последние технические достижения. Но на тот момент его больше всего интересовали силовые установки 224В12, которые производились в Мюнхене.

2 января 1917 года Попп взял на работу Макса Фрица (Max Friz). Перед этим 33-летний инженер был уволен из Daimler за требование повысить ему зарплату до пятидесяти марок в месяц. В отношении Фрица Рапп занял жёсткую позицию. И когда бывший инженер Daimler всёже вышел на работу, Рапп ушёл в отставку. В дальнейшем фриц оказался хорошой находкой для BMW.

Макс Фриц

21 июля в 1917 году компания была зарегистрирована как «Баварские моторные заводы» (Bayerische Motoren Werke). Именно в этот год родилась легендарная компания BMW. Причём основная продукция BMW - по-прежнему авиационные двигатели.

Так же был сделан логотип для компании на котором изображался вращающийся пропеллер. Однако эмблема казалась слишком сложной и мелкой, и к 1920 г. пропеллер был сильно стилизован. Круг от пропеллера разделили на четыре части где белые и голубые сектора чередовались от его вращения внутри черного ободка. Таким образом, эмблема стала не просто отражением стали и неба, но и носителем более важной идеи. Основные цвета на ней совпадали с цветами традиционного баварского флага, на котором синяя полоса внизу, а белая – вверху. Эмблема нового концерна получилась крайне простой, но при этом она запоминалась с первого взгляда.

логотип компании BMW 1917 года

От 28 июня 1919 года был принят Версальский договор, который запрещал Германии в течении 5 лет производить самолеты и авиационные двигатели. А именно двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Решение было неожиданным. Макс Фриц, талантливейший инженер, главный конструктор компании, нашел выход из положения: BMW начала производить мотоциклы.

9 июня 1919 года пилот Франц Зено Димер (Franz Zeno Diemer), через восемьдесят семь минут полёта, вскарабкался на невиданную доселе высоту - 9760метров. На его DFW C4стоял двигатель BMW четвёртой серии. Но никто не зафиксировал мировой рекорд высоты. Германия, по всё тому же Версальскому договору, не входила в число стран-членов Международной федерации аэронавтики.

Не отстаёт от Поппа однажды почти спасший Раппа банкир Кастильони. Весной 1922 года он покупает для BMW последний оставшийся в живых завод авиационных двигателей. Отныне у«Баварских моторных заводов» появляется ещё одно направление.

В декабре 1922 года, чуть более чем через четыре недели после получения заказа, у Фрица был готов чертеж мотоцикла BMW в оригинальную величину. Сердцем его стала новая концепция привода – оппозитный двигатель BMW. Налаживаеться производство малолитражных двухцилиндровых двигателей, объёмом 494куб.см.

В1923году маленькие движки себя оправдали сначала на берлинской, а потом на парижской автомобильных выставках, первый мотоцикл BMW - R32 стал главной сенсацией, опровергнув известную поговорку «Первый блин всегда комом».

Первый мотоцикл BMW R32

Через шесть лет в 1929 году BMW окончательно определяется со своей дальнейшей судьбой: мотоциклы, автомобили и авиационные двигатели. Два года, как компания выпускает собственный Dixi. Это полностью ресталинговая модель, доведённая самим Поппом до полного удовлетворения немецкого вкуса. В этом же году Dixi выигрывает Международную Альпийскую гонку. Макс Бахнер (Max Buchner), Альберт Кандт (Albert Kandt) и Вилли Вагнер (Wilhelm Wagner) мчались к победе со средней скоростью 42км/ч. Так быстро и так долго с такой скоростью тогда не мог ехать ни один автомобиль.

В 1930 году BMW выдаёт очередной хит сезона. Попп и его сотоварищи вдруг решают вернуться аж на 34 года назад и назвать новый автомобиль «Вартбургом». Тень моторизированной коляски прошлого века вновь обрела реальные очертания, воплотившись в DA-3. Машина разгонялась почти до до100км/ч. На этот автомобиль первым обратил редактор журнала Motor und Sport. Цитата: «Вартбургом может обладать только очень хороший водитель. Плохой водитель недостоин этой машины». К сожалению, имя автора до сих пор не известно, но сказанное им отбивает всю охоту к самокритике.

Wartburg DA-3

В тот момент в BMW думали о предстоящем берлинском Мотор-Шоу. BMW 303 самая первая «трёшка» сорвала море аплодисментов у зрителей. Под копотом машины стоял самый маленький когда-либо сделанный шестицилиндровый двигатель объёмом 1173куб.см. Производители гарантировали скорость 100км/ч. Но только втом случае, если клиент сможет найти правильную улицу. Состоялся ли первый тест-драйв BMW 303, увы, неизвестно. И ещё одно, не менее важное, чем скорость. «Триста третья» на долгие шестьдесят девять лет определила внешний вид BMW - завораживающую плавность линий, ещё нехищный, ноуже с намёком внешний вид и ноздри с бело-голубым пропеллером.

В 1936 году хитом стала 326 Cabriolet, и достойно завершила парад «трёшек». С1936 по 1941 годы BMW 326 завоевала почти шестнадцать тысяч сердец. Эта машина имела феноменальный успех разойдясь в количестве 16000 экземпляров. И это был лучший показатель компании за всю её историю.

326 Cabriolet

В середине тридцатых BMW доказывает своим конкурентам и покупателям, что если в названии фирмы есть слово «мотор», значит это - лучший двигатель на сегодняшний день. Окончательные сомнения на этот счет рассеивает Эрнст Хенне (Ernst Henne) в 1936 году. В гонке на Нюрбургринге среди 2-литровых автомобилей маленький белый BMW Roadster 328 приходит первым, оставив позади большие автомобили скомпрессорными двигателями. Средняя скорость прохождения круга - 101,5км/ч.

Roadster 328

В 1937 году Эрнст Хенне устанавливает новый мировой рекорд на пятисоткубовом мотоцикле r-63-s. Он разгоняет двухколёсного монстра до279,5км/ч. Все вопросы снимаются, как минимум, на четырнадцать лет.


Эрнст Хенне и r-63-s

До начала Второй Мировой BMW попробовала поучаствовать и вгонке лимузинов. Отказать себе потягаться с OpelAdmiral или Ford V-8, MaybachSV38, наконец, было просто невозможно. Тем более, что в небольшой, но такой притягательной нише, свободные места пока ещё были. 17 декабря 1939года BMW представила в Берлине новую 335 в двух вариантах - кабриолет и купе. И эксперты, и публика, оценив созданное, благословили лимузин на долгую жизнь. Увы, 335 протянула меньше года. Война заставила BMW переключиться, в основном, на производство авиационных двигателей. Тем более, что немецкие власти запретили продавать автомобили частным лицам. Однако мюнхенцы в самом начале Второй Мировой всё же успели поставить точку в споре за лучший двигатель и автомобиль, им оснащённый. BMW 335 имел все шансы науспех, но Вторая Мировая война решила иначе.

Kabrioler 335

В апреле сорокового родстер BMW-328, за рулём которого сидели, по очереди, барон Фриц Хаске фон Ханштейн (Baron Fritz Huschke von Hanstein) и Вальтер Баумер (Walter Baumer), выиграли тысячемильную Mille Miglia. Их 166,7км/ч всё же позволили конкурентам закончить гонку. Причём весьма комфортно. Вот только несколько позже официального финиша.

В любом случае, именно накануне Второй Мировой был сформирован, и действует по сей день, принцип BMW: всегда свежий, агрессивно-спортивный и вечно молодой. Автомобили для людей, которые, на первый взгляд, может, и выглядят расслаблено, но, на самом деле, добились в этой жизни многого. Потому и расслаблены.

«Один народ, один Рейх, один фюрер… одно шасси!» - эта мощная пропагандистская кампания Третьего Рейха была адресована автомобильным заводам Германии. Не хочется, да и не вправе мы осуждать тех, кто работал на войну с той стороны. Обвинения хороши и своевременны, если они сделаны накануне событий. Как бы там ни было, тыловая служба немецкого генерального штаба потребовала отавтопрома обыкновенного военного автомобиля трёх видов. Разработка самого лёгкого варианта была поручена «Стюверу», «Ханомагу» и BMW. Причём всем трём заводам было строжайше запрещено хоть как-то обозначать принадлежность автомобиля к той или иной компании.

В апреле 1937-го BMW приступил к созданию своего участника движения по военным дорогам. И к лету сорокового «Баварские моторные заводы» предоставили армии более трёх тысяч лёгких единиц техники. Вся она шла под именем BMW 325 Lichter Einheits-Pkw, но без своих уже знаменитых ноздрей и бело-голубого пропеллера.

BMW 325 Lichter Einheits-Pkw

Как это ни цинично звучит, но продукция мюнхенских заводов пользовалась в армии самой большой популярностью. Даже несмотря на то, что произведённые для войны «бимеры» не обладали необходимыми боевыми качествами. Под безумную идею «блицкрига» 325-еабсолютно не подходили. Запаса топлива им хватало всего на двести сорок километров. Все заточенные под войну BMW были сняты с вооружения задолго до зимы 1942года.

Поражение Германии в войне практически в равной степени означало и уничтожение BMW. Предприятия в Мильбертшофене союзники СССР превратили в руины, а заводы в Айзенахе попали под контроль советской армии. А дальше по плану: оборудование- то, что уцелело - вывезли в Россию. Репатриация. Победители решали, как распорядиться уловом. А вот оставшееся оборудование попытались восстановить, дабы наладить выпуск автомобилей. В общем-то удалось. Однако собранные BMW прямо с конвейера отправлялись в Москву. Посему оставшиеся в живых акционеры «Баварских моторных заводов» сосредоточили все усилия, финансовые и человеческие, вокруг двух, относительно пригодных к производству предприятий в Мюнхене.

Первой официальной послевоенной продукцией BMW стал мотоцикл. В марте 1948 года на женевской выставке публике представили 250-кубовый R-24. К концу следующего года было продано почти десять тысяч этих мотоциклов.

BMW R-24

Потом пришло время R-51, чуть позже - R-67, а потом пробил час шестисоткубового спортивного R-68, максимальная скорость которого достигала 160км/ч и это позволило взять титул самого быстрого мотоцикла 50-х годов.

К 1954 году почти тридцать тысяч человек могли похвастаться мотоциклом BMW. Однако столь безумная популярность двухколёсных монстров сыграла с их создателями злую шутку. Мотоцикл, каким бы быстрым он ни был, даже с фирменным пропеллером на баке, оставался самым доступным средством передвижения для бедных. А к середине пятидесятых люди с деньгами уже вслух мечтали о достойном их положения седане.

Компания BMW решила пойти на встречу желающим, и их первая попытка обернулась финансовым крахом. Хотя на премьере во Франкфурте BMW 501 был встречен с восторгом. Даже отвергнутый со своим проектом кузова для « 501-го» Пинин Фарина (Pinin Farina) оценил работу, проделанную дизайнерским бюро баварцев. Казалось бы, вот оно - то, что надо. Однако самым дорогим оказалось непосредственно производство BMW 501. Только одно переднее крыло требовало проведения трёх, ато и четырёх технических операций. И всё это, как ни странно, делалось для того, чтобы составить конкуренцию « 220-му» Мерседесу.

Для BMW 50-е годы вообще стали не самыми удачными. Росли долги, и падали продажи. Не оправдали себя ни 507, ни 503. Эти автомобили, в принципе, предназначались для американского рынка. Однако ответа из-за океана в Мюнхене так и не дождались. Безусловно, красивый автомобиль BMW 501не оправдал надежд из-за дороговизны производства и, как следствие, высокой цены.

Не помогали ни новые разработки, ни, вроде бы, грамотные рекламные кампании. Как, например, с BMW 502 Cabriolet. Дабы протолкнуть этот автомобиль на рынок, маркетологи решились на откровенную лесть в адрес женщин. Суровому мужскому миру 502 не предназначалась. Рекламные проспекты начинались словами: «Добрый день, мадам! Всего двадцать две тысячи марок, и мимо Вас ни один мужчина не сможет пройти, не обернувшись. Выбудете ловить их влюблённые взгляды, небрежно положив руку на рулевое колесо цвета слоновой кости». В 502 всё было сделано для нежных женских рук. Даже мягкий складывающийся верх. Сложить его или развернуть не представляло никакого труда. Этот факт в BMW особенно подчёркивали. И, конечно, женщину, купившую 502, не волновало, что у неё под капотом двигатель объёмом 2,6 литра и мощностью сто лошадиных сил. Главное, магнитола Becker Grand-Prix тихонько наигрывает любимого Гленна Миллера сего Inthe Mood. Два года BMW пыталась вымучить своё шикарное детище. Но новых заказов так и не поступило.

BMW 502 Cabriolet позиционировался как автомобиль для женщин

В 1954-мже мюнхенцы ударились в другую крайность - в самую маленькую. На дорогах Германии появилась BMW Isetta 250 или, как её назвали производители, «мотокупе». В народе это нечто получило название «яйцо на колёсах». Под так называемым капотом стоял двигатель от мотоцикла R-25. Всё это тянуло ровно двенадцать лошадок. Скорее всего, пони. Через два года BMW, впечатлившись неожиданной популярностью трёхколёсного автомобильчика, снесла ещё одно «яйцо» - Isetta 300. Ну, сие уже был почти автомобиль. А двигатель объёмом 298куб.см- это вам не двести сорок пять. К двенадцати коняшкам пришла ещё одна. Новенькая. Как бы там ни было, но «Изетт» распродали почти сто тридцать семь тысяч. Особенно их любили в Англии. Тамошние законы разрешали обладателям «яйца» управлять им, имея только права на мотоцикл. Ведь колесо-то сзади одно.

Чтобы ездить на BMW Isetta, было достаточно навыков управления мотоциклом

Зимой 1959 года в Германии разразился финансовый кризис. Те пятнадцать миллионов марок, которые влил в компанию бременский король лесной промышленности Герман Крагс (Herman Krags) два года назад, стали просто приятными воспоминаниями. Совет директоров BMW принимает решение слиться с Mercedes. Однако против этого достаточно жёстко выступили небольшие акционеры и, как ни странно, официальные дилеры компании. Они смогли сделать так, что главный держатель акций BMW Герберт Куандт (Herbert Quandt) выкупил большую их часть. Остальные получили компенсации, но компанию всё-таки спасли.

Новый совет директоров принимает решение, которому компания следовала следующие несколько десятков лет - «мы выпускаем автомобили среднего класса и авиационные двигатели».

Через три года, тоже зимой, но теперь она была как никогда приятным временем года, с конвейера сошла в народ BMW 1500. Этот автомобиль стал новым классом среди четырёхколёсных, и, что самое главное, отвернул немцев от американских машин среднего класса. 1500 с «табуном» в восемьдесят лошадей разгонялся до150км/ч. «Сотню» новенький набирал за16,8секунды. И это автоматически сделало его спортивным автомобилем. Спрос на него был феноменальным. Завод собирал пятьдесят машин вдень. Всего через год по автобанам носилось почти 24 тысячи BMW 1500.

BMW 1500

В 1968 году появился на свет младший, но более мощный брат - BMW 2500. К рождеству эти машины обрели первых хозяев. Таковых было более двух с половиной тысяч. Через девять лет производства 95000 автомобилей разъехались по всем уголкам ФРГ. Сто пятьдесят лошадей, если в машине было всего два пассажира, разгоняли BMW 2500 до 190 км/ч. В этом же году слегка модернизированный 2500 выиграл 24-часовую гонку в Спа.

BMW 2500

После долгих раздумий в 1972 году BMW вернулась к «пятёрке». И отныне все выпускаемые баварцами автомобили имели серийный номер в зависимости от класса. BMW 520 1972 года выпуска стала первой послевоенной «пятёркой». Но вот что было странным. Новый баварский средневес приводился в движение не шести, а четырёхцилиндровым двигателем. Понадобилось пять лет, чтобы все остальные «пятёрки» получили шестицилиндровый имплантат. Естественно, 115 лошадей было маловато для веса в 1275 кг. Однако 520 брала другим: клиентам предлагалась как механическая коробка, так и автоматическая. Приборная доска подсвечивалась не ярким оранжевым светом. Мало того, автомобиль комплектовался ремнями безопасности. Так что через год 45000 человек каждое утро честно пристёгивались, перед тем как прожить тринадцать стремительных секунд до «сотни».

BMW 520 привлекала покупателей редкой в то время опцией - автоматической коробкой передач

В том же 1972-м на BMW создают рай для инженеров и механиков, влюблённых в автомобильный спорт. BMW Motosport начинает триумфальное шествие. И вновь повторим банальное: «если бы…». Так вот, если бы в тот момент Lamborghini не прогнулся под финансовым кризисом, BMW так бы и пользовались услугами итальянцев. Но баварцы отреагировали мгновенно.

В 1978 году на Парижской автомобильной выставке миру был представлен «проект М1» или Е26 - для внутреннего пользования. Проектировал первую «эмку» Джорджио Джуджаро (Giorgio Guigiaro). Посему возникает нехорошее чувство, что это вроде как и «Феррари», но чего-то не хватает. Пусть так. Зато с трёх с половиной литров сняли 277 лошадей (455- гоночный вариант), и до «сотни» автомобиль разгонялся за шесть секунд. И тогда Берни Экклстоун (Berni Ecclstone) и шеф BMW Motosport Йохен Неерпах (Jochen Neerpach) договорились проводить на М1, по субботам, перед стартом «Гран-При Европы», тестовые заезды Procar. Вних участвовали занявшие первые пять мест на стартовой решётке.

BMW M1 проектировал известный итальянский дизайнер Джорджио Джуджаро (Giorgio Guigiaro).


Пока спортсмены наслаждались М1, на BMW не забывали и о простых покупателях. Запущенные в1975 году первые новые «трёшки» с двигателями 1,6 и 2 литра пришлись немцам по вкусу. И вот через три года мюнхенцы выпускают BMW 323i, ставшую лидером своего класса и своего времени. Инжекторный шестицилиндровый двигатель позволял автомобилю развивать максимальную скорость 196км/ч. Первую сотню 323 нагонял через девять секунд. Однако среди конкурентов-одноклассников «трёха» оказалась самой «прожорливой»: 14 литров на сто километров. И через 420километров 323 понуро останавливалась, а вот Mercedes и Alfa Romeo… И всё равно, с 1975 по 1983 годы BMW 316, 320 и 323доставили удовольствие своим поведением почти 1,5миллионам человек.

С 1975 по 1983 годы BMW 323 разошедшейся тиражом в 1,5 миллиона экземпляров

В 1977 году настало время седьмой серии BMW. Их комплектовали четырьмя видами двигателей, мощностью от 170 до 218 лошадей. Два года «семёрки» исправно находили своих покупателей. И тут в 1979 году Mercedes-Benz представил свой новый S-класс. Из Мюнхена ответили сразу. Объёмом 2,8 литра. А «табун» из 184 породистых лошадей, затянутый под бело-голубой пропеллер, хищно раздувал ноздри. Новая 728 мгновенно оттянула покупателей из штутгартского района Германии. В принципе, клюнуть было на что. Полуторатонный автомобиль ехал со скоростью 200км/ч. А стоило всё это удовольствие несколько дешевле «Мерседеса».

В 1982 году BMW выпускает новую модель - 635CSi. «Не надо искать для себя какую-то необыкновенную машину. Просто определись, что тебе в этой жизни надо» - так гласил рекламный призыв для тех кто впервые видел 635CSi.

BMW 635CSi

BMW принимает решение доказать свою компетентность в высшем классе автоспорта. На гонке 23 января 1982 года BMW впервые представило свой двигатель для «Формулы-1». Из четырехцилиндрового двигателя объемом всего 1,5 литра, который обеспечивал BMW 1500 мощность лишь 85 л.с., команда специалистов, возглавляемая Паулем Роше, создала уникальный агрегат мощностью 800 л.с., но затем его мощность довели до… до 1029 кВт (1400 л.с.!), при тех же 1,5 л объема. Этот расположенный в задней части болида aнглийской «конюшни» Brabham BMW BT 7 агрегат менее чем через два года - 15 октября 1983 г. - помог Нельсону Пике выиграть в южноафриканском Кьялами чемпионат мира. Впервые в истории гонок «Формулы-1» титул выиграл автомобиль с турбированным двигателем.

Brabham BMW BT 7

В 1984 этот же двигатель устанавливался на болидах команды ATS BMW Turbo, в 1985 - на Arrows BMW Turbo, а в 1986 - на Benetton BMW Turbo. Именно Benetton BMW Turbo помог Герхарду Бергеру на гран-при Мексики 1986 года одержать первую в своей жизни победу. В целом до 1987 года этот двигатель позволил BMW выиграть девять Гран-при, а также завоевать 15 поул-позишн в 91 гонке. Кстати, в конце своей эволюции двигатель BMW развивал уже где-то 1500 л.с.

Benetton BMW Turbo

В1990 году Mercedes начал «гонку». Штутгартцы запустили в серию свой 190сшестнадцатиклапанным движком объёмом 2,5литра. Мюнхен не стал медлить с ответом. Поэтому, в пику 190, BMW Motosport выкатил М3Sport Evolution. Та самая знаменитая М3 в кузове Е30. Севший за руль «эмки» мог сам выбирать тип подвески, в зависимости от дорожных условий. Выбираешь sport, и автомобиль вгрызается в трассу. Плюс normal иcomfort. До сотни мюнхенская «Эво» катапультировалась за 6,3секунды, а ещё через двадцать «эмка» неслась со скоростью 200. Но что больше всего подкупало истинных фанатов скорости, лишённых гоночных болидов, так это трёхточечные ремни безопасности красного цвета. Говорят, немного раздражал противный зуммер, когда «эмка» набирала свою максимальную скорость - 248км/ч.

М3 Sport Evolution

За три года до выхода М3Evo BMW вернулась к идее своего собственного родстера. Его назвали Z1 и представили публике на Франфурктской автомобильной выставке. Стоила эта игрушка 80000марок. Но за долго до начала официальных продаж у дилеров уже было размещено пять тысяч заказов на Z. А последняя литера латинского алфавита, коей был назван автомобиль, означает в Германии аккуратно изогнутую колёсную ось. Самым большим минусом родстера BMW был маленький багажник. Самым большим плюсом - 170лошадей и225км/ч в придачу.

Первый собственный родстер компании BMW - BMW Z1

В 1989 году BMW окончательно вошёл на оккупированную «Мерседесом» территорию автомобилей класса «люкс». С конвейера сошла 8-я серия. Под капотом 850i стоял позаимствованный у750двенадцатицилиндровый двигатель мощностью 300лошадей (в1992его отдачу увеличили до380). Однако шестиступенчатая механическая коробка оказалась менее популярной, чем автомат. « 850-ю», в отличие от других скоростных моделей, не стали снабжать электронным ограничителем скорости на 250км/ч. Это и была максимальная скорость.

Легендарная «Акула». Люксовое купе - BMW 8-series

К этому времени прошёл почти год, как самая знаменитая «пятёрка», до сих пор, несмотря ни на что, вызывающая уважение Е34, колесила по самым разным континентам, включая Россию. Но, зная коварство BMW, от них ждали чего-то из серии «Ух, ты!». И до ждались.
Сначала в апреле 1989-го появилась трёхсотпятнадцатисильная М5. А вот в1992году дождались окончательно. Появилась М5(Е34), заряженная 380лошадиными силами. До сотни «эмочка» выстреливала за шесть с половиной секунд. Сколько она выжимала максимально, так никто и никогда не узнал. Почти сразу же вышла ещё одна «эмка», в исполнении touring. Под капотом, казалось бы, семейного седана, скрывалось 380-ти сильное стальное сердце.Этот автомобиль американские журналисты назвали «Автомобилем столетия». И что бы не разочаровывать своих поклонников, он претерпел самые «несущественные» изменения. Его двигатель, мощностью в 286 лошадей, который он получил в1992 году, разогнали до321в 1995-м. Всё это потребляло всего 12 литров бензина на сто километров, при этом разгоняясь до сотни запять с половиной секунд. Но М3 в кузове Е36 почему-то не считалась спортивным автомобилем.

BMW М5(Е34)

В 1996 году пришло время обновить «семёрки». Технически совершенная BMW 740i в кузове Е 38 сменила «собрата» из Е32. Изменилось всё. Внешний вид. Отношение к хозяину. Нет, дружелюбной «морду» новой «семёрки» не назовёшь. Но ведь это для встречных. Эластичный, объёмом 4,4литра, восьмицилиндровый двигатель максимально раскручивался уже при 3900об/м. и позволял уйти в точку за шесть с половиной секунд. Вот только фокус «сел, да поехал» с« 740-й» не проходил. Руководство по эксплуатации «семёрки» отличалась от инструкции по поведению в космическом «шаттле» совсем чуть-чуть. Книжка BMW была потоньше. На выбор предлагалось две коробки. Причём вручную версию добавили шестую, понижающую. Она душила двигатель, уменьшая его порыв на семнадцать процентов. Как следствие, расход всего 12,5 литров на сто километров. Специалисты в оценке 740 были единодушны: точки над «i» расставлены.

BMW 740i

В этом же году дождались своего обновления и «пятёрки». В автомобильный мир ворвались Е39. Семь вариантов двигателей на любой вкус. И для неспешных, и для тех, кто побыстрее, ну, а для самых неудержимых BMW выкатил «540-ю». Восьмицилиндровый, объёмом 4,4литра, двигатель позволял разгонять «тридцать девятую» всего лишь до250км/ч. «Бош» опять вмешался со своим электронным ограничителем. Всё в этой машине было сделано для того, чтобы пилот на любой скорости чувствовал себя в безопасности, и при этом комфортно.

BMW 5-series (E-39) вызвала неслыханный ажиотаж, благодаря обилию вариантов двигателей

Новое детище BMW Motosport - МRoadster- увидело свет в 1997году. Просто появилась потребность улучшить всё то, что было вложено в Z3. Вот вам М, к тому же родстер. Попробуйте-ка укротить 321 лошадь! И имейте в виду, «эмка» легче Z на сто двадцать килограммов и, значит, до сотни разгоняется за 5,4секунды.

BMW МRoadster

Вообще, конец девяностых стал для BMW неимоверно продуктивным. Новые «пятёрки», «семёрки», неоспоримый успех Z3, всё это не давало возможности даже для небольшого перерыва.

У всех этих машин и моторов есть одно общее: они доказывают, что серийные двигатели BMW построены настолько солидно, настолько рассчитаны на заложенную в них мощность и отличаются такой сбалансированностью уже в своей базовой концепции, что выдерживают любые нагрузки на любых трассах мира.